Географическая карта и статистические материалы. Источники географической информации

С помощью условных знаков показывающее расположенные на ней объекты или относящиеся к ней процессы и явления.

Способы изображения объектов на карте

Для изображения на карте объектов используют , которые показывают как географическое расположение объекта, так его некоторую характеристику. Объяснение того, как читать условные обозначения, обычно содержится в легенде карты.

Способ качественного фона подразумевает окрашивание территории с определенной характеристикой в определенный цвет. Таким образом, составляются климатические карты, карты природных зон и т.д.
Способ ареала также подразумевает окрашивание территории в определенный цвет, но в данном случае территории могут перекрываться, в этом случае они окрашиваются полосками разных цветов. Так изображаются карты расселения определенных народов, обитания животных и т.д.

Картограммы — еще один способ изображения объектов, при котором определенные территории (чаще всего — страны) окрашиваются в различные цвета в зависимости от степени проявления того или иного признака. При этом в легенде карты приведена диаграмма, на которой указано, какой цвет, какому показателю соответствует. Так составляются карты обеспеченности природными ресурсами, энергией, карты использования земель и все подобные карты.

Метод изолиний подразумевает отражение информации с помощью линий, соединяющих точки на карте с одинаковыми показателями. Наиболее часто используемые изолинии: изотермы (одинаковая температура), изобары (одинаковое давление), горизонтали (одинаковая высота/глубина). Этот метод используется на физических и климатических картах.

Метод знаков движения подразумевает отражение направления движения с помощью стрелок — например, движения , течений и т.д.

На одной карте могут применяться сразу несколько методов изображения информации. Например, на физической карте метод знаков движения используется для показа морских течений, метод изолиний и картограмм — для отображения абсолютных высот.

Масштаб и его виды

Любая карта составляется с использованием масштаба. Масштаб это отношение длины отрезка на карте к его длине в действительности. Чаще всего масштаб задается в виде дроби, например, 1/20 000, что означает, что 1 см на карте соответствует 20 ООО см, т.е. 200 м на карте. Чем меньше знаменатель дроби, тем крупнее считается масштаб. Вообще масштаб принято разделять на крупный, средний и мелкий. Крупный масштаб -1/200000 и крупнее, его используют при составлении топографических карт и . Средний масштаб (1/200000 — 1/1000000) используют для создания обзорно-топографических карт. Мелкий масштаб (1/1000000 и мельче) используют для создания общегеографических карт.

Измерение расстояний по карте

Расстояния по карте можно измерять с помощью градусной сетки и с помощью масштаба. Если точки находятся на одном меридиане или параллели, удобно воспользоваться . Длина дуги в 1° на любом меридиане и на экваторе известна — 111 км. Длина параллелей уменьшается при движении от экватора к полюсам, существуют таблицы, с помощью которых можно узнать длину дуги в 1° на любой параллели. Таким образом, если две точки находятся на одной широте или долготе, расстояние между ними удобно измерить с помощью градусной сетки.

Расстояние между двумя любыми точками можно вычислить с помощью масштаба, измерив расстояние на карте линейкой и умножив его на величину масштаба. Если нужно измерить длину кривой (например, длину реки или дороги), можно воспользоваться циркулем-измерителем или влажной ниткой. Нитку выкладывают на карте по всему течению реки, повторяя все изгибы. Затем нитку выпрямляют и измеряют. Циркуль устанавливают на небольшое расстояние, а затем «шагают» по всем изгибам реки, считая шаги. После этого подсчитывают расстояние, отмеренное циркулем по карте, и с помощью масштаба находят действительное расстояние между двумя точками.

25.12.2016 18:50

География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и знадачи географии приосовении СПО. Методы географических исследовании. Источники геогрфической информации.


«Стартовое тестирование по экономической и социальной географии России»

Стартовое тестирование по экономической географии России

Страны, имеющие сухопутные границы с Россией:

1.Швеция. 2 Норвегия 3 Литва 4Монголия 5 Финляндия 6 Армения 7 Китай 8 Белоруссия 9 Туркмения

Город России с населением более 1 миллион человек:

1.Мурманск 2 Нижний Новгород 3 Магадан 4 Сочи 5 Серпухов 6 Киев 7 Орел 8 Южно-Сахалинск 9 Минск

Крупнейший бассейн по объемам коксующегося угля в России:

1Канско-Ачинский 2 Кузнецкий 3 Подмосковный 4 Донецкий

Центр черной металлургии полного цикла в России:

1Мурманск 2 Санкт-Петербург 3 Москва 4 Магнитогорск

Тонкорунное и полутонкорунное овцеводство наиболее развито в экономическом районе:

1.Северный 2 Северо – Кавказский 3 Центральный 4 Центрально-Черноземный

Транссибирская железнодорожная магистраль проходит пот территории

экономических районов России:

1Северо – Кавказский 2 Уральский 3Дальневосточный 4Северный

Расположите этапы текстильного производства в технологическом порядке – от сырья до производства готовой ткани

1Отделка 2Производство суровья 3 Производство волокна 4Производство пряжи

Три центра нефтеперерабатывающей промышленности, расположенные на Волге:

1 Москва 2 Саратов 3 Пермь 4 Ярославль 5 Смоленск 6 Хабаровск 7 Волгоград 8 Рязань 9 Архангельск

Определите субъект РФ по его краткому описанию: «Данный субъект расположен в восточной части страны, его территория не омывается водами Мирового океана. По его территории протекает одна из крупнейших рек России с самым большим своим притоком. На этих реках нет гидроэлектростанций. В субъекте отсутствуют атомные электростанции, но работают мощные тепловые электростанции на топливе, добываемом в этом же субъекте»

1.Приморский край 2 Мурманская область 3 Иркутская область 4Ханты-Мансийский автономный округ

Ответы: 1-2,3,4,5,7,8; 2-2; 3-2; 4 -4, 5-2, 6-2,3; 7 8-2,4,7; 9 -4

Критерии оценивания: 0 ошибок –«5», 1-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок –«3», 6 и более – «2».

Просмотр содержимого документа
«Тема урока Распечатать»

Тема урока . Введение. Источники географической информации.

Цели: создать условия для представления географии и в системе наук; познакомить структурой учебника, методами географических исследований и источниками географической информации, познакомить с поиском информации с помощью ГИС.

Задачи:

Предметные: показать особое положение географии в системе наук; познакомить структурой учебника, методами географических исследований и источниками географической информации, познакомить с поиском информации с помощью ГИС.

Метапредметные: совершенствование учебно-информационных умений: отбирать нужные источники информации, оценивать и анализировать их особенности и значимость, работать с разнообразными источниками информации.

Оборудование : атлас, тетрадь, учебник.

Тип урока : изучение нового материала.

Деятельность педагога

Деятельность студентов

Орг.момент.

начало урока, проверка студентов по списку.

Тетрадь, учебник, атлас.

II . Актуализация знаний.

Новые знания нам будет очень трудно осваивать без знаний, требований к уроку географии. Ученик готов к уроку, если у него на столе лежит учебник, атлас, контурные карты и тетрадь. Домашнее задание невозможно выполнять без атласа. Далее даются требования к работе с атласом к.к. и учебником.

знакомятся с атласом, учебником и контурными картами.

Целеполагание

Тема урока « Введение. Источники географической информации»

Какова цель урока?

Записываем тему и цель урока.

Введение. Источники географической информации.

Предполагаемые предложения: знакомство с дисциплиной, с источниками географической информации.

Мотивация

«Сколько происходит пользы от географии человеческому роду, о том всяк, имеющий понятие, рассудить может» Михаил Васильевич Ломоносов.

Согласны ли вы с этим утверждением.

Предполагаемые предложения:

Изучение нового материала:1-й этап

1 Г еография как наука, ее роль и значение в системе наук.

География –

Экономическая география входит в систему географических наук связана со многими науками: прежде всего с физической географией, экологией, историей, демографией, этнографией, экономической картографией.

Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО

. формирование целостного представления о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

− владение умениями использовать карты разного содержания для получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий

Главные задачи с временной географии - знать, беречь и преумножать богатства нашей планеты, чтобы передать их будущим поколениям .
Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО.

Запись в тетрадь: Экономическая и социальная география - это географическая наука о закономерностях развития и размещения природы, населения и хозяйства.

2. Методы географических исследований.

В географии немало методов, которые позволяют проводить комплекс исследовательских работ. Какие методы исследования вам известны?

Описательный метод использовали при описании объектов(как река, формы рельефа, природные зоны). Метод наблюдения – наблюдения за явлениями природы, предсказывалась погода. ведущий метод в географии . Карта при обучении выполняет ряд функций: источника информации, средства обучения, метода обучения. Статистический метод -основывается на анализе статистического материала, позволяет конкретизировать теоретические выкладки, дает возможность продемонстрировать соразмерность явлений и процессов, сделать выводы о направлении развития того или иного явления. -география рассматривает изменения во времени, например, Позволил выявить динамику мирового хозяйства и положение отдельных стран на временной шкале развития. Изучить суть происходящего путем сопоставления прошлого и настоящего.

Географический прогноз . Геоинформатика – Информатика позволяет применять экономическо –математическое моделирование. Развитие геоинформатики привело к созданию географических информационных систем (ГИС) Аэрокосмический метод – метод изучения Земли с летательных аппаратов –воздушных и космических. Этот метод можно назвать дистанционным, который включает аэро или космические снимки и дешифрование полученных изображении.. Дешифрование это обработка аэро – и космических данных для определения изображений. Например, на снимке лесные пожары для повышения контраста снимка зеленый цвет заменен на красный.

.Источники географической информации.

Ответ: картографический и тд

Знакомство с методами и заполняют таблицу.

Запись в тетрадь: географические карты, справочники, учебники, энциклопедии, телевидение, интернет и др

Физминутка

Знакомство со структурой учебника

.Практическая работа «

Задание 1

Задание 2.

Ответьте на вопросы :

Тестирование по географии России.

Домашнее задание

Самостоятельная работа:

Релаксация

Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали на уроке?

Фронтальный опрос.

    Перечислите известные вам традиционные методы географических исследований.

    Относится ли картографический метод к традиционным методам и какова его роль в познании окружающего нас мира?

Ответ: Да, это ведущий метод в географии, с помощью карт мы можем получить массу разнообразной информации.

    Какую роль в современных географических исследованиях играют космические методы исследований?

Ответ: Космические методы исследований служат для мониторинга и изучения хозяйственных компонентов в мире, прогнозирования их изменений.

    Перечислите известные вам современные методы географических исследований.

Ответ:- экспериментальные- моделирование- дистанционные (аэрокосмические)- географический прогноз- геоинформационные системы

    Относится ли географический прогноз к современным методам географических исследований и какова цель его проведения:

Ответ:Да, предвидение будущего состояния геосистем.

С помощью строки ввода ПОИСК можно искать объекты самых разных типов, размещенные в столице: улицы и дома, учреждения, театры и музеи, учебные заведения, гостиницы, станции метро и многое другое. ГИС поможет вам найти место на карте, подскажет адрес и выдаст много дополнительной полезной информации. Практическая работа: работа в сети Интернет «Поиск городов на электронной карте России», «Достопримечательности городов России» (на выбор). Можно использовать карту в Браузере Google(см инструкцию)

Задание 1.

) изучите таблицу 14 на стр.388 Приложения учебника

2) определите, какая информация в ней отражена

3) установите, как проранжированы данные

4) в каких единицах измерения представлены данные

5) сформулируйте возможные выводы к этой таблице

Задание 2.

1) рассмотрите рис.10 на стр.62 учебника (график)

2) определите, какая информация в нем отражена

3) определите, какие данные отложены по оси OX, OY, в каких единицах

4) установите, как изменяется показатель, каковы темпы изменения на разных временных промежутках

5) какой вывод можно сделать, изучив этот рисунок

Задание 3.

1) рассмотрите рис.14 на стр.63 учебника (столбиковая диаграмма)

2) определите, какая информация в нем отражается, о чем она

3) назовите вид диаграммы

4) как предъявлена информация в диаграмме

5) сформулируйте возможные выводы к рисунку

Самоанализ урока.

Введение. 1 час.

Тема «География как наука. Методы географических исследований. Источники географической информации».

(ведущие содержательные идеи)

Уникальная роль географии как науки в формировании представлений о взаимодействии природы, человека и общества, образов конкретных территорий.

Географическая система научных знаний и характерные методы географических исследований.

Комплексное использование разнообразных источников географической информации – учебных, справочных, научно-популярных, Интернет-ресурсов и т.д.

Задачи урока

Предметные – углубление представлений об учениях, теориях, законах и закономерностях, гипотезах современной географической науки.

Расширение и углубление представлений о методах географических исследований и источниках географической информации.

Метапредметные : совершенствование учебно-информационных умений:

отбирать нужные источники информации,

оценивать и анализировать их особенности и значимость,

работать с разнообразными источниками информации.

Основные требования к подготовке учащихся

Приводить примеры современных географических исследований и давать оценку их значения.

Доказывать фактами взаимосвязь географических наук.

Приводить примеры законов, теорий, понятий или терминов из разных курсов школьной географии, объяснять их особенности и различия.

Давать оценку различным источникам географических знаний.

Уметь работать с различными источниками географических знаний.

Называть типично географические методы исследований.

Высказывать коротко и доказательно свои аргументы, высказываться в логике поставленного вопроса.

Ход урока.

    Организация класса.

    Проверка домашнего задания.

(фронтальная беседа)

Что изучает экономическая и социальная география мира?

Какие науки сочетает в себе социально-экономическая география?

В чем заключается главное направление современного этапа развития социальной и экономической географии?

В решении каких вопросов принимают участие географы?

3. Изучение новой темы.

Современные методы географических исследований.

Что такое «метод»?

(ответы учащихся)

Запись в тетрадь: Метод – это способ достижения какой либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов познания действительности.

В географии применяются универсальные и специальные методы исследования.

Какие методы исследования вам известны?

(ответы учащихся)

Запись в тетрадь:

Традиционные методы:

    Картографический – ведущий метод в географии(разные виды карт, разные способы анализа карт). Карта при обучении выполняет ряд функций: источника информации, средства обучения, метода обучения.

Работа по картам атласа:

-Пользуясь «Политической картой мира», назовите государства-лидеры по площади; государства –«карлики», островные государства: страны- архипелаги, прибрежные государства, государства не имеющие выхода к морю.

-По карте «Размещения населения мира» назовите региона мира с высокой плотностью населения, с низкой плотность населения?

-По карте «Экологические проблемы мира» назовите региона мира, где преобладает радиоактивное загрязнение, деградация пастбищ, почвенная эрозия.

    Статистический – обработка различных цифровых данных, их сопоставление и анализ.

Работа с таблицами в приложении учебника.

-Назовите страны мира, обладающие самыми большими запасами нефти, природного газа, каменного угля, определите региона мира, малообеспеченные пахотными землями, назовите наиболее и наименее лесистые страны мира.

    Исторический – метод изучения истории географических объектов с момента их образования до настоящего времени.

На примере Российской Федерации проследить изменения происходящие с территории страны.

    Математические методы позволяют перейти к математическому моделированию физико- и экономико-географических явлений и процессов.

-Если ежегодно площадь пустыни Сахара ежегодно увеличивается на 13 тыс. квадратных километров, на сколько увеличится площадь пустыни через 5, 10 лет?

Современные методы:

    Географический прогноз- предвидение будущего состояния геосистем и др.

-Если не сократить вырубку экваториальных лесов в Южной Америке, какими могут быть последствия?

-Если не уменьшится количество углекислого газа какими могут быть следствия парникового эффекта?

2. Геоинформатика привела к созданию геоинформационных систем, которые занимаются созданием электронных карт, различающихся и языку, национальные электронные атласы: США, Канады, Японии, Швеции и др. стран мира.

3. Космические методы исследования - спутниковые и навигационные системы, при помощи которых можно определить свое местоположение и выбрать наиболее короткий маршрут.

Источники географической информации.

Назовите известные вам источники географической информации?

(ответы учащихся)

Запись в тетрадь:

Основные источники географической информации: визуальные наблюдения, рассказы очевидцев, географические карты, справочники, учебники, энциклопедии, специальные компьютерные программы, телевидение, радио, интернет и др.

(привести примеры)

    Итог урока.

- На какие две группы поделены все методы исследования?

Перечислите традиционные методы исследования.

Современные методы исследования.

Какие источники географической информации являются самыми доступными и какую информацию можно получить с их помощью?

    Оценки. Дом. задание: изучить конспект урока.

Просмотр содержимого документа
«план урока Распечатать»

Тема урока: « »

Цели: создать условия для представления географии и в системе наук; познакомить структурой учебника, методами географических исследований и источниками географической информации, познакомить с поиском информации с помощью ГИС

1.География как наука, ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО.

Экономическая и социальная география - это географическая наука о закономерностях развития и размещения природы, населения и хозяйства.

2

Задание: Выпишите из текста традиционные и современные методы исследований.

Методы географических исследований

Традиционные методы

Современные методы

Основными методами географических исследований являются: Метод описания- один из основных методов географии. Все описания территории базировались на методе наблюдения .

Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии - Николая Николаевича Баранского - это второй язык географии. Карта - уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое. Всё на Земле развивается исторически, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества. Статистический метод . Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д. Математический . Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообес-печенности, ВВП на душу населения и т.д. Современная аэро- и космическая съёмка - большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества. Географический прогноз . Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы.

Географические информационные системы. Современные исследования невозможно представить без информационных технологий. ГИС – Географические информационные системы- это компьютерная база, в которой хранится геоинформация в виде карт различного содержания, цифровой и текстовой информации по объектам, на нанесенными на эти карты. Информацию можно представить на экране монитора и в виде распечаток любого масштаба, таблиц, графиков, диаграмм по любому их информационных блоков.

По пространственному охвату различают глобальные, общегосударственные, региональные, локальные и городские ГИС.

По назначению они подразделяются на ресурсно – кадастровые, земельные, экологические, геологические, морские, учебные и др.

ГИС- это особая система, способная на новом техническом уровне осуществить сбор, систематизацию, хранение, обработку, оценку, отображение и распространение данных и получение на этой основе новую географическую информацию.

3.Источники географической информации. Географическая карта, Статистические материалы, Геоинформационные системы. http://maps.yandex.ru http://maps. google . com / http://maps. google . com /

4. Практическая работа Ознакомление с географическими картами различной тематики.

Задание 1 . Для выполнения задания изучите оглавление географического атласа для 10 класса. 1.1. Разделите все карты атласа на мировые и региональные. Какая из этих групп представлена в атласе большим числом карт? 1.2. Разделите все карты атласа на физические и тематические. Какая из указанных групп представлена в атласе большим числом карт? С какой целью в данный атлас включены физические карты?

Задание 2. Внимательно рассмотрите «Политическую карту мира» в географическом атласе. Ответьте на вопросы : 2.1. В каких целях использована фоновая окраска на данной карте? 2.2. Какие географические объекты обязательно должны быть обозначены как на физической, так и на политической карте мира? 2.3. Какая информация вынесена в легенду политической карты мира? Почему?

Домашнее задание : Самостоятельная работа обучающихся Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы.

Для выполнения задания используйте различные источники географической информации. 1.1. Вставьте пропущенные названия некоторых новых стран (или их столиц), появившихся на политической карте мира в конце XX - начале XXI в. в результате разделения более крупных федеративных государств.

    Государства, возникшие на территории бывшего Советского Союза, и их столицы: Россия - Москва; Украина - Киев; Белоруссия - Минск; … - Кишинев; Грузия - …; … - Баку; Армения - …; Казахстан - …; … - Бишкек; Туркмения - Ашхабад; Таджикистан - …; … - Ташкент; Эстония - …; … - Рига; … - Вильнюс.

1.2. Составьте картосхемы ранее существовавших федеративных государств, на которых покажите границы бывших федераций и вновь образовавшихся стран. Подпишите названия этих стран и их столиц. Используемые при составлении картосхем обозначения внесите в легенду. 1.3. Проанализируйте факторы и причины, приведшие к появлению на политической карте мира новых государств на рубеже XX и XXI вв. Запишите полученные вами выводы.

Мы тесно связаны с географией – природа, которая нас окружает, отдых, путешествия в разные места планеты.

География по-прежнему открывает удивительный мир:

    знакомит с обычаями и традициями разных народов,

    на дно морей и океанов опускаются глубоководные аппараты,

    льды Антарктиды скрывают от глаз учёных уникальные озёра,

    учёные открывают новые виды животных и растений в лесах Амазонки, а также исследуют потепления климата и загрязнения окружающей среды.

УРОК 1. ВВЕДЕНИЕ Источнии географической информации
ЦЕЛЬ: сформировать представление о науке география.

ЗАДАЧИ:

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Учащиеся должны: знать/понимать задачи и предмет изучения географии, определение понятия «география»; уметь называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками; приводить примеры географических объектов; определять различия между природными и антропогенными объектами; объяснять, для чего изучают географию.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: методы географической информации.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
География как наука, методы географической информации. Правила работы с УМК.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: обучение приемам работы ведения дневника наблюдений за погодой и фенологическими явлениями.

РЕСУРСЫ
Учебник с. 5–6
Атлас

Первый урок курса должен сформировать у студентов представление о науке география,

Значительное внимание требует знакомство

При работе с учебником важно научить правильно использовать текстовые и внетекстовые компоненты (аппарат ориентировки, иллюстрации: рисунки, картосхемы, фотографии; вопросы и задания и др.). На странице 6 учебника предложена инструкция. Совместно с учащимися необходимо четко проработать все указания, сделать необходимые акценты. Для учащихся данного возраста характерно стремление пересказать текст учебника дословно. С точки зрения задачи развития речи учащихся, ее правильности, логичности, полноты и последовательности изложения от учителя требуется особое внимание к работе над словом, к обучению школьников логически объяснять, доказывать свою точку зрения, составлять описания, излагать содержание темы своими словами и т.п. При этом надо постоянно помнить, что речь учащихся находится в большой зависимости от того, насколько они осознанно овладели содержанием понятий, приемами их применения.

Знакомство со структурой учебника и приемами работы с ним, географическим атласом, тетрадью-тренажером можно провести на примере формирования понятия «география».

Работа с атласом на первом уроке не запланирована в содержании урока, но важно предусмотреть его применение. Для этого в ходе урока вводятся основные номенклатурные единицы, которые уже известны учащимся из дисциплины «Природоведение».

На уроке выполняется практическая работа. Ознакомление

Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

« Сколько происходит пользы от географии человеческому роду, о том всяк, имеющий понятие, рассудить может»

М.В.Ломоносов.

Тема урока:

Введение. Источники географической информации .


  • География – древнейшая наука на Земле. В наши дни из описательной науки превратилась в науку конструкционного характера.
  • Экономическая и социальная география - это географическая наука о закономерностях развития и размещения природы, населения и хозяйства.
  • В экономическая география входит в систему географических наук связана со многими науками: прежде всего с физической географией, экологией, историей, демографией, этнографией, экономической картографией.

Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО.

  • Весь процесс обучения направлен на достижение цель:

Формирование целостного представления о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

владение умениями использовать карты разного содержания для получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий.

. Главные задачи современной географии - знать, беречь и преумножать богатства нашей планеты, чтобы передать их будущим поколениям.





2.Методы географических исследований

Методы географических исследований - способы получения географической информации

Методы географических исследований

Традиционные методы

Современные методы


  • Это различные виды наблюдений, позволяющие получить первичные сведения об объектах и явлениях.

  • Является важнейшим методом в географии. Позволяет изучить пространственное размещение объекта .

Статистический метод

  • основывается на анализе статистического материала, позволяет конкретизировать теоретические выкладки, дает возможность продемонстрировать соразмерность явлений и процессов, сделать выводы о направлении развития того или иного явления.

  • Позволил выявить динамику мирового хозяйства и положение отдельных стран на временной шкале развития. Изучить суть происходящего путем сопоставления прошлого и настоящего.


Геоинформатика

Информатика позволяет применять экономическо –математическое моделирование. Развитие геоинформатики привело к созданию географических информационных систем (ГИС)

Географический прогноз предвидение будущего состояния геосистем и др .







4. Практическая работа « Ознакомление с географическими картами различной тематики»

  • Задание 1 . Для выполнения задания изучите оглавление географического атласа для 10 класса.
  • 1.1. Разделите все карты атласа на мировые и региональные. Какая из этих групп представлена в атласе большим числом карт?
  • 1.2. Разделите все карты атласа на физические и тематические. Какая из указанных групп представлена в атласе большим числом карт?
  • С какой целью в данный атлас включены физические карты?

Задание 2.

Внимательно рассмотрите «Политическую карту мира» в географическом атласе.

Ответьте на вопросы :

2.1. В каких целях использована фоновая окраска на данной карте?

2.2. Какие географические объекты обязательно должны быть обозначены как на физической, так и на политической карте мира? 2.3. Какая информация вынесена в легенду политической карты мира? Почему?


Домашняя работа Самостоятельная работа :

« Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы».

Для выполнения задания используйте различные источники географической информации. 1.1. Вставьте пропущенные названия некоторых новых стран (или их столиц), появившихся на политической карте мира в конце XX - начале XXI в. в результате разделения более крупных федеративных государств.


  • Государства, возникшие на территории бывшей Социалистической Федеральной Республики Югославии (СФРЮ), и их столицы: Сербия - Белград; Хорватия - …; Черногория - …; … - Скопье; … - Любляна; Босния и Герцеговина - … .
  • Государства, возникшие на территории бывшей Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР), и их столицы: Чехия - …; … - Братислава.
  • 1.2. Составьте картосхемы ранее существовавших федеративных государств, на которых покажите границы бывших федераций и вновь образовавшихся стран. Подпишите названия этих стран и их столиц. Используемые при составлении картосхем обозначения внесите в легенду. 1.3. Проанализируйте факторы и причины, приведшие к появлению на политической карте мира новых государств на рубеже XX и XXI вв. Запишите полученные вами выводы .



Что такое ГИС?

ГИС – это набор компьютерного оборудования, географических данных и программного обеспечения для сбора, обработки, хранения, моделирования, анализа и отображения пространственной информации.

ГИС – это среда, которая связывает географическую информацию (где что находится) с описательной (что собой это представляет).

В отличие от обычных бумажных карт ГИС предоставляет в ваше распоряжение множество слоев разнообразной общегеографической и тематической информации.


Как хранится информация в ГИС?

Вся исходная информация хранится в отдельных слоях в цифровом виде на компьютере.

И все эти географические данные рассортированы по слоям, причем каждый слой представляет свой тип объектов (тему).

Одна из таких тем может содержать все дороги на определенной территории, другая – озера, а третья – все города и другие населенные пункты на той же территории.

  • http:// www.dataplus.ru/Arcrev/Number_43/1_Geograf.html

ГИС можно рассматривать в трех видах:

Вид базы данных: ГИС является уникальным типом базы данных о нашем мире – географической базы данных. Это «Информационная система для географии».

Вид карты: ГИС – это набор интеллектуальных карт и других графических видов, которые показывают объекты и их взаимоотношения на земной поверхности. Карты можно сформировать и использовать как «окно в базу данных» для поддержки запросов, анализа и редактирования информации. Эти действия называются геовизуализацией.

Вид модели: ГИС – это набор инструментов для преобразования информации. Они позволяют формировать новые географические наборы данных из уже существующих, применяя к ним специальные аналитические функции – инструменты геообработки. Другими словами, путем объединения данных и применения некоторых правил вы можете создать модель, помогающую найти ответы на поставленные вопросы.

  • http://www.dataplus.ru/Arcrev/Number_43/1_Geograf.html


4. Что можно делать с помощью ГИС?

  • Делать пространственные запросы и проводить анализ
  • проводить поиск в базах данных и осуществлять пространственные запросы
  • выявлять территории подходящие для требуемых мероприятий;
  • выявлять взаимосвязи между различными параметрами (например, почвами, климатом и урожайностью с/х культур);
  • выявлять места разрывов электросетей

http://moslesproekt.roslesinforg.ru/activity/023gil-inform


ГИС-технологий в картографии

Это источник объективной информации для обновления и составления различных тематических и топографических карт всего масштабного ряда с минимальными временными, трудовыми и экономическими затратами.


Использование космической съемки и ГИС-технологий для экологического мониторинга

Это наиболее простой и рентабельный способ оперативных мониторинговых наблюдений за состоянием природной среды.


Использование космической съемки и ГИС-технологий в лесном хозяйстве

Это оперативное получение полной и объективной информации о состоянии лесных массивов на разных уровнях управления лесами - от участка аренды лесного фонда и лесничества до уровня субъекта Российской Федерации или всей страны.



Интерактивные карты мира, стран, городов

Интерактивной картой можно управлять:

Увеличивать/уменьшать масштаб

Сдвигать по всем географическим направлениям

По интерактивной карте можно получать информацию:

О расстоянии между объектами при помощи меток

Находить объекты по указанному адресу

Находить ближайших станций метро к указанному адресу

Демонстрация практического использования различных интерактивных карт: сравнение карт и изображений со спутника, измерение расстояний, определение ближайших строений к указанному адресу и т.п.

http://maps.yandex.ru

http://maps. google . com /

http://maps. google . com /


Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления географической информации .

Современные исследования невозможно представить без информационных технологий.

1. ГИС – Географические информационные системы- это компьютерная база, в которой хранится геоинформация в виде карт различного содержания, цифровой и текстовой информации по объектам, на нанесенными на эти карты. Информацию можно представить на экране монитора и в виде распечаток любого масштаба, таблиц, графиков, диаграмм по любому их информационных блоков.

По пространственному охвату различают глобальные, общегосударственные, региональные, локальные и городские ГИС.

По назначению они подразделяются на ресурсно – кадастровые, земельные, экологические, геологические, морские, учебные и др.

ГИС- это особая система, способная на новом техническом уровне осуществить сбор, систематизацию, хранение, обработку, оценку, отображение и распространение данных и получение на этой основе новую географическую информацию.



Статистические материалы – один из основных источников географической информации .

Используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.


  • К картографическим источникам относят карту Карта-особая форма информации и приобретения знаний о пространственном размещении явлений природы и общества, их состоянии, свойствах и изменениях во времени.
  • Эта форма широко используется в обыденной жизни общества и совершенно необходима для многих отраслей науки и практики.

Практическая работа №1.

Тема: « Ознакомление с географическими картами различной тематики».

Цель работы

1. усвоить, что географическая карта является, с одной стороны, важнейшим источником географической информации, а с другой стороны, методом географического исследования.

2. закрепить следующие умения:

Отбирать необходимую информацию с представленной для анализа географической карты;

Отбирать критерии для сравнения полученной информации в ходе анализа географических карт.

Время выполнения работы 2 часа.

ХОД РАБОТЫ

Задание 1 . Для проведения задания изучите оглавление географического атласа за 10 класс.

1.1. Разделите все карты атласа на мировые и региональные. Какая из этих групп представлена в атласе большим числом карт?

1.2. Разделите все каты атласа на физические и тематические. Какая из указанных групп представлена в атласе большим числом карт?

Задание 2. Внимательно рассмотрите политическую карту мира в географическом атласе. Ответьте на вопросы:

2.1. В каких целях использована фоновая окраска на данной карте?

2.2. Какие географические объекты обязательно должны быть обозначены как на физической, так и на политической карте мира?

2.3. Какая информация вынесена в легенду политической карты мира?

Задание 3. Для выполнения используйте политическую карту мира.

3.1. Определите самую крупную по площади территории стран мира.

3.2. Перечислите страны, территории которых омываются водами Северного Ледовитого океана.

3.3 Запишите единственное в мире государство, занимающее территорию целого материка.

3.4 Отметьте самые крупные страны по площади в контурной карте и подпишите их.

Практическая работа №2.

Тема: Географические карты различной тематики и их прак­тическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.

Цель работы:

1. Усвоить этапы формирования политической карты мира, причины и факторы формирования и последующего распада крупных колониальных империй, особенности размещения природных ресурсов в колониальных владениях крупнейших империи, сущность современных процессов изменения политической карты мира.

2.Закрепить и развить следующие умения:

Составить карты (картосхемы) по предложенным комплексным заданиям.

Отбирать необходимую информацию для выполнения поставленной задачи

ХОД РАБОТЫ

Задание 1. Для выполнения задания используйте текст учебника §1, заполните таблицу. Для каждого региона указать 3-3 страны или территории. входящие в состав определенной империи, если такие есть.

Колониальные империи нового этапа формирования политической карты мира.

Задание 2. На контурной карте мира разными цветами покажите колониальные империи и входившие в их состав страны или территории. Цвета окраски внесите в условные обозначения.

Практическая работа № 3

Тема: Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития.

Цель работы:

1. Изучить современное положение стран на политической карте мира, усвоить деление крупных регионов мира на субрегионы.

Наносить информацию на контурные карты по предложенным заданиям с применением традиционных картографических обозначений.

Отбирать необходимую информацию для выполнения поставленной задачи.

Оценивать и объяснять полученную при отборе и анализе информацию.

Время выполнения работы: 2 часа

Оборудование: географический атлас мира за 10 класс, контурная карта, тетрадь для практических работ по географии, цветные карандаши.

ХОД РАБОТЫ

Задание 1. Используйте для выполнения задания карты учебника и региональные карты атласа.

1.1. На контурной карте мира разной фоновой окраской покажите регионы мира: Зарубежную Европу, Зарубежную Азию, Африку, Латинскую Америку, Австралию, Океанию.

1.2. Определите крупнейшие по площади территории государства регионов, обозначьте столицы этих стран и подпишите названия столиц.

Задание 2. Используйте для выполнения задания карты субрегионов (Зарубежную Европу, Зарубежную Азию, Африку, Латинскую Америку, Австралию, Океанию). И текст учебника.

2.1. На контурной карте какого либо региона (по заданию или на ваш выбор) с помощью фоновой окраски покажите субрегионы, на которые принято делить данные регионы. Цвет фоновой окраски нанесите в условные обозначения.

Практическая работа №4.

Тема : «Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития».

Цель работы:

1. Усвоить социально – экономические различия между развитыми и развивающимися странами мира; критерии выделения отдельных подгрупп внутри развитых и развивающих стран мира; названия подгрупп развитых и развивающихся стран мира.

2. Закрепить и развивать следующие умения:

Отбирать из учебника информацию, необходимую для выполнения задания;

Оценивать и объяснять экономические и социальные показатели отдельных стран и регионов мира.

Оборудование: географический атлас мира за 10 класс, контурная карта, тетрадь для практических работ по географии, цветные карандаши.

ХОД РАБОТЫ

Задание 1. Используя материалы подраздела 1.2 учебника, заполните таблицу.

Характеристика социально – экономических особенностей групп развитых стран мира

Задание 2 . Используя материалы подраздела 1.2 учебника, заполните таблицу.

Характеристика социально – экономических особенностей групп развивающихся стран мира

Практическая работа №5.

Тема: Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основ­ными видами природных ресурсов.

Цель работы:

2. Закрепить и развить следующие умения:

Сравнивать и анализировать различные статистические материалы.

Время выполнения работы:2 часа.

Оборудование: географический атлас мира за 10 класс, контурная карта, тетрадь для практических работ по географии, цветные карандаши

ХОД РАБОТЫ

Задание 1. Используя карту минеральных ресурсов географического атласа мира для 10 класса, сравнить обеспеченность минеральных ресурсах США и Италии.

2.1. Выпишите с помощью условных обозначений и общепринятых знаков виды полезных ископаемых, добываемых на территории изучаемых стран. Используйте при этом последовательность описания пяти основных категорий минеральных ресурсов, представленных в учебнике (стр. 26, Состав минеральных ресурсов). Полученные материал запишите в виде таблицы.

Обеспеченность минеральными ресурсами США и Италии.

Задание 2. Сравните обеспеченность США и Италии разными категориями минеральных ресурсов. Запишите свои выводы.

Практическая работа № 6.

Тема: Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов.

Цель работы:

1. Усвоить содержание понятий «природные ресурсы», «ресурсообеспеченность», «природно-ресурсной потенциал», изучить виды природных ресурсов, потребность человеческого общества в различных природных ресурсах.

2. Закрепить и развить следующие умения:

Работать с различными источниками географической информации.

Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.

Сравнивать и анализировать различные статистические материалы.

Время выполнения работы:2 часа.

Оборудование: географический атлас мира за 10 класс, контурная карта, тетрадь для практических работ по географии, цветные карандаши

ХОД РАБОТЫ

Задание 1. Используя карту минеральных ресурсов географического атласа мира, сравните обеспеченность минеральными ресурсами (страны выберите сами). Заполните таблицу:

Выпишите виды полезных ископаемых, добываемых на территории изучаемых стран, впишите 5 основные категории минеральных ресурсов.

Задание 2. Используя таблицу, отметь на контурной карте, страны с добычей нефти и природного газа.

Нефть Природный газ.
Страна регион Запасы млрд.т. Страны регион Запасы млрд.т.
Саудовская Аравия Азия 36,0 Россия Европа, Азия 47,57
Ирак Азия 15,2 Иран Азия 23,0
Кувейт Азия 13,3 Катар Азия 14,40
ОАЭ Азия 13,0 Саудовская Аравия Азия 6,22
Иран Азия 12,3 ОАЭ Азия 6,01
Венесуэла Латинская Америка 11,2 США Северная Америка 5,02
Россия Европа, Азия 6,7 Алжир Азия 4,52
Ливия Африка 3,8 Венесуэла Латинская Америка 4,18
Мексика Латинская Америка 3,8 Нигерия Африка 3,51
США Северная Америка 3,7 Ирак Азия 3,40
Китай Азия 3,3 Туркмения Азия 2,86
Нигерия Африка 3,2 Индонезия Азия 2,62
Катар Азия 2,0 Австралия Австралия 2,55
Норвегия Европа 1,3 Пакистан Азия 2,12
Алжир Африка 1,2 Узбекистан Азия 1,87
Бразилия Латинская Америка 1,2 Казахстан Азия 1,84
Казахстан Азия 1,1 Нидерланды Европа 1,77
Азербайджан Азия 1,0 Канада Северная Америка 1,69
Канада Северная Америка 0,8 Малайзия Азия 1,37

Задание 2.1 Используйте данные таблицы, постойте диаграммы Различного вида, выберите сами).

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07

С давних пор человека интересовало, что же располагается за горизонтом - новые территории или край земли. Шли века, цивилизация накапливала знания. Настала та пора, когда ученые, которые никогда не бывали в далеких землях, многое о них знали. В этом им помогали источники географической информации.

Данная статья расскажем вам о том, что же это такое, а также об их разновидностях.

Общие понятия

Как можно догадаться, так называются все из которых человек может получить интересующие его сведения. Какие рассматривает источники географической информации 5 класс (в среднеобразовательной школе)? Давайте их перечислим:

  • Все географические карты, атласы, а также разнообразные топографические планы, включая военные.
  • Разнообразные географические описания конкретной местности.
  • Справочники, энциклопедические статьи, результаты и отчеты различных экспедиций.
  • Аэрофотоснимки и космическая
  • и GPS/ГЛОНАСС.

Вот какие знает источники географической информации 5 класс в среднестатистической общеобразовательной школе. Мы же попробуем рассмотреть характеристики некоторых из них чуть более подробно.

Современные технологии

В последние годы все больше и больше источников переводят из бумажного в цифровой вид. И это неудивительно. Практически все 5 источников географической информации, о которых мы только что говорили, сегодня можно отыскать именно в цифровом виде. Даже профессиональные ученые в последние годы предпочитают работать именно с «цифрой».

С той же системой ГИС работать куда удобнее, чем с грудой книг. А сейчас обсудим некоторые источники географической информации подробнее.

Карты

Картой называют схематическое обобщенное изображение поверхности какого-то участка земли, всей планеты или небесных тел. Она строится по принципу масштабирования, то есть для этого используются математические методы. Именно в зависимости от масштаба все карты принято подразделять на три крупные группы:

  • Крупномасштабные.
  • Среднемасштабные.
  • Мелкомасштабные.

Если говорить о первой категории, то у этих документов соотношение может быть 1:200 000 и крупнее. Сюда входят практически все топографические планы. Мелкомасштабными считаются все карты, соотношение которых меньше 1:1 000 000. Обычный географический атлас включает в себя или мелкомасштабные, или среднемасштабные планы, которые лучше всего подходят для изучения той или иной местности.

Сортировка картографической информации

Следует знать, что еще задолго до создания карты специалисты производят строгий отбор того, что на ней будет изображено. Процесс этот называется следующим образом: картографическая генерализация. Естественно, что наиболее строгий отбор существует в отношении мелкомасштабных карт, так как на них требуется вместить максимальный объем полезной информации при минимально занимаемой площади документа. В самой генерализации чрезвычайно важную роль играет непосредственное назначение карты, а также пожелания ее заказчика.

Планы местности

Так называются чертежи местности, которые выполняются в крупном масштабе (1:5000 и более), причем чертятся с использованием специальных условных обозначений. Этим они напоминают школьный географический атлас. Построение таких планов осуществляется на основе глазомерных, инструментальных измерений, аэрофотосъемки или же комбинированным методом.

Так как на планах указываются сравнительно небольшие участки земной поверхности, при их создании кривизной планеты можно пренебречь. Следует четко понимать, что эти источники географической информации, которые мы только что описали, кардинально отличаются друг от друга.

Основные отличия планов от карт

  • В сантиметре плана редко закладывается более пяти реальных километров на местности. Они куда подробнее карт, в одном миллиметре которых могут быть заложены сотни километров земной поверхности.
  • Все объекты на местности в планах изображаются максимально подробно. В принципе, на среднестатистическом чертеже отмечены все более-менее значимые участки. Так, на топографических планах Генерального штаба ВС РФ (и СССР, конечно же) могут быть отображены даже деревья и мелкие ручейки. На карты невозможно уместить всю эту информацию. Собственно, потому и проводится генерализация, о которой мы говорили выше. Даже точные очертания континентов на многих картах отобразить нельзя, а потому они зачастую наносятся со значительными искажениями. Кроме того, вышеописанная дополнительная литература по географии использует внемасштабные условные обозначения.
  • Еще раз подчеркнем, что при построении плана пренебрегают кривизной земной поверхности. Карты, особенно в маленьком масштабе, учитывают ее в обязательном порядке.
  • На планах никогда не бывает градусной сетки. В то же время параллели и меридианы есть на каждом из них.
  • План всегда прост в плане ориентирования. Верх документа - север, низ, соответственно, - юг. На картах же направление определяется по параллелям.

Способы изображения объектов на планах и на картах

Условными знаками в этом случае являются общепринятые варианты, в которых закодирована характеристика изображенных на карте или плане объектов. С их помощью можно отобразить как что-то конкретное (гору, к примеру), так и нечто совершенно абстрактное, условное (плотность населения в городе, деревне и т. п.). Разумеется, все они существенно облегчают жизнь человеку, который знает основы картографии и умеет читать эти чертежи.

В течение какого времени карта сохраняет свою актуальность?

Этим вопросом хотя бы еиножды задаются практически все географы и геологи. Конкретный ответ на него зависит от назначения, масштаба, автора плана. Так, средневековые исследователи нередко рисовали карты буквально «на коленке», так что об их точности говорить уже не приходится. А вот карты Генштаба, несмотря на время, до сих пор поражают своей точностью.

Не стоит забывать, что карты отличаются достаточно высокой стабильностью, в то время как планы Амазонки и Нила можно смело выбрасывать лет через пятьдесят после их опубликования. Реки эти настолько эффективно и быстро изменяют рельеф поверхности Земли, что от более старых документов толк есть только в исторической перспективе.

Географические описания, открытия

Все источники географической информации, рассмотренные выше, какие-то сухие, неинтересные. Куда увлекательнее почитать описание какого-то региона, местности или даже материка, написанное человеком, который все это открыл!

Шутки шутками, но описания и отчеты о географических (геодезических, биологических) исследованиях порой способны дать куда больше информации, чем самый подробный топографический план местности. Тем более что в последнем не отобразить некоторые неприятные особенности той или иной местности (малярию, встречающуюся в некоторых центральных областях Африки на каждом шагу, к примеру).

Тот список литературы по географии, который учащимся выдается в школе (например, Николина В. В. География, Поурочные разработки; Самкова В. А. Мы изучаем лес; Лесная энциклопедия: в 2 т./гл. ред. Г. И. Воробьёв), как раз-таки и сформирован благодаря трудам исследователей, в свое время заносивших все эти сведения на карту, находясь в самой гуще событий.

Краткие сведения об открытии Африки

Расскажем немного об истории открытия Черного континента. Конечно же, слово «открытие» здесь не совсем корректно: вот Австралия - да, с ней пришлось помучиться. В случае с Африкой были прекрасно исследованы прибрежные районы, где отлавливали чернокожих рабов и покупали у арабских торговцев слоновую кость, а вот о том, что же творится в глубине континента, не знал практически никто.

Все изменилось в XIX веке, когда в Африку прибыл легендарный Именно ему принадлежит честь открытия истоков Нила и великолепного озера Виктория. Мало кто знает, но исследованиями Центральной Африки в свое время занимался русский ученый В. В. Юнкер (в 1876-1886 годах).

Для коренного населения материка все это закончилось печально: основные источники географической информации (то есть карты), данные для которых с таким трудом и постоянной опасностью для жизни собирали все эти отважные ученые, начали активно использоваться работорговцами…

Итак, с картами и планами мы фактически закончили. Географические атласы относятся к той же категории. А какова роль современных источников географической информации? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим принцип совместного использования старых бумажных карт и навигатора, которым сейчас активно пользуются даже профессиональные географы и геологи.

GPS/ГЛОНАСС + карты

Следует отметить, что этот способ великолепно подходит для определения точности карт, атласов и топографических планов. Кроме того, данная методика удовлетовряет нужды историков, так как они могут воочию убедиться, насколько сильно изменилась местность, которую описывают в исторических хрониках современники тех или иных событий. Впрочем, литература по географии нередко содержит планы местности, которые не обновлялись с начала прошлого века.

Чтобы воспользоваться столь точным, но довольно трудоемким и несколько экстравагантным методом, вам придется выполнить трехкратную привязку (три разные карты) к одному и тому же участку местности:

  • Сначала найти более-менее современную карту или топографический план.
  • Желательно иметь при себе свежий аэрокосмический снимок исследуемой местности с топографической привязкой к системе координат.
  • Наконец, нужна та карта, сведения которой вы и собираетесь проверять.

Смысл данной операции в том, чтобы внести в память навигатора все три этих чертежа местности. Современные модели подобных устройств имеют достаточно мощный процессор и впечатляющий объем оперативной памяти, так что переключаться между картами можно будет мгновенно.

Определение маршрута следования

Прокладку маршрута лучше всего осуществлять, пользуясь современной картой или топографическим планом. Не советуем применять для этого старые документы. Вполне возможно, что на месте болота сейчас находится проходимая местность, а вот по опушке некогда редкого молодого леса вы пройти уже не сможете, так как у местности кардинально поменялась география. Карта - это хорошо, вот только в большинстве случаев такие документы не слишком-то точны.

Почему аэрофотосъемка и космические снимки предпочтительнее карт?

Но почему бумажные чертежи так уступают продуктам современных технологий? Дело в двух следующих причинах:

  • Во-первых, актуальность космической съемки или аэрофотоснимка в большинстве случаев намного выше. Когда еще картографы сподобятся провести очередную генерализацию новых данных и выпустят актуальные планы местности?
  • На снимках вы буквально в режиме реального времени сможете определять характеристики той или иной местности. На карте или даже топографическом плане породы деревьев в лесу будут отображены только схематично и лишь в общем порядке. Проще говоря, наткнуться на густой еловый пролесок посреди березняка вполне реально, а в условиях густого хвойного леса заблудиться куда проще.

Выбрав маршрут и сверившись с новыми снимками, рекомендуется обратиться к старой карте. Для чего такие сложности? Представьте, что вы являетесь биологом на полевом выходе. Вам нужно определить, насколько разросся лес, какие новые появились породы деревьев, сколько типов леса сменилось за все эти годы. Идеально подходит для решения всех этих задач простое наложение новой карты на ее старый аналог. Таким образом, все становится видно максимально наглядно.

Вот какие источники использует география. Карта - едва ли не самый главный из них, но при этом не стоит забывать, что за минувшие десятилетия наука и техника сделали огромный шаг вперед, а потому глупо не воспользоваться всеми современными достижениями.

Заключение

Вот вы и узнали, какие источники географической информации в настоящее время наиболее актуальны. Как ни странно, но мы до сих пор применяем все те же самые планы и карты, которые были изобретены еще до нашей эры. Конечно же, с поправкой на их современный вид.

Географические карты можно классифицировать по различным признакам.

На тематических картах подробно отображаются всего одно или несколько явлений. Примеры тематических карт: карта растительности, климатическая карта, геологическая карта, почвенная карта, политическая карта и т. д.

На общегеографических картах с одинаковой подробностью изображают как природные объекты и явления (рельеф, реки, озера, растительность), так и социально-экономические (населенные пункты, дороги, промышленные предприятия). На них подписывают названия: океанов, рек, морей, заливов, проливов, озер, рек; материков, островов, мысов; равнин, гор, хребтов; населенных пунктов и т. д. Названия населенных пунктов изображаются справа от условного знака, параллельно южной рамке или вдоль ближайшей параллели. Названия рек помещают посередине русла или вдоль его оси, а морей, островов и государств — внутри контуров, располагая в направлении большей протяженности.

Рис. Классификация географических карт

Карты также различают по охвату территории. Классификация карт по размерам изображенной на них территории включает следующие группы: 1) карты звездного неба; 2) карты планет и Земли; 3) карты полушарий; 4) карты материков и океанов; 5) карты морей, заливов, проливов; 6) карты стран; 7) карты крупных природных регионов; 8) карты республик, краев, областей, административных районов; 9) карты городов; 10) карты городских районов.

Существует классификация карт по назначению , учитывающая разнообразие сфер человеческой деятельности. Например, научно-справочные карты предназначены для выполнения научных исследований и получения справочной информации, туристические карты — для получения информации об интересных объектах местности, кафе, гостиницах, технические карты — для решения инженерных задач. Учебные карты — главное наглядное пособие при изучении географии, а также экономики, истории и других учебных дисциплин.

Подразделяют карты на группы и по масштабу. Выделяют мелкомасштабные карты с масштабом мельче 1: 1 000 000, предназначенные для изучения больших территорий, сред немасштабные карты с масштабом от 1: 200 000 до 1: 1 000 000 и крупномасштабные карты с масштабом 1: 200 000 и крупнее.

Крупномасштабные карты — это топографические карты.

Напомним вам, что по своему содержанию карты могут быть:

  • общегеографическими;
  • тематическими.
Тематические карты

Карты растительности, например, изображают распространение и состав растительности разных территорий. Есть также карты полезных ископаемых, карты лесов, карты рельефа, синоптические карты, карты промышленности, на которых показаны крупные города — промышленные центры и их специализация. Все эти карты характеризуют географические объекты и явления на определенную тему: растительность, рельеф, промышленность. Именно поэтому их называют тематическими. Например, политическая карта даст в первую очередь представление о размещении стран, их границах.

Общегеографические карты

Карты общегеографические отображают разнообразные элементы земной поверхности — рельеф, растительность, реки, населенные пункты, транспортную сеть и др. Например, физическая карта России.

По охвату территории различают карты мира, отдельных материков, стран и их частей (регионов).

Политическая карта мира

Политическая карта мира — один из самых важных картографических источников в курсе географии мира, так как на этой карге показаны разные страны, их столицы, пути сообщения и другая полезная информация.

Посмотрим на политическую карту. Кроме границ государств на политической карте вы видите крупнейшие города и столицы стран, пути сообщения и морские порты, наиболее крупные гидрографические объекты (моря, реки, озера, заливы, проливы). Могут быть показаны и некоторые другие географические объекты, например рельеф.

На политической карге мира вы найдете более 230 стран и территорий.

Границы государства формируются довольно долго. Они могут изменяться по разным причинам: историческим, политическим, экономическим, культурным, природным.

Для того чтобы знать политическую карту мира или отдельных материков и их частей, необходимо постоянно обращаться к ней, тренироваться в определении географического положения тех или других стран или регионов, следить за изменениями, происходящими в мире.

Наиболее сложной является политическая карта Западной Европы. Давайте вместе с вами определим географическое положение стран этого региона (табл. 1).

Таблица 1. Страны Западной Европы

Население (2007 г.)

Столица(ы)

84 тыс. км 2

8,3 млн чел.

70 тыс. чел.

Андорра-ла-Вьеха

30,5 тыс. км 2

10,6 млн чел.

Брюссель

1 тыс. чел.

Великобритания

244 тыс. км 2

61 млн чел.

Германия

356 тыс. км 2

82,3 млн чел.

Бонн, Берлин

132,0 тыс. км 2

11,2 млн чел.

43 тыс. км 2

5,5 млн чел.

Копенгаген

Ирландия

70 тыс. км 2

4,4 млн чел.

Исландия

103 тыс. км 2

290 тыс. чел.

Рейкьявик

504 тыс. км 2

45,3 млн чел.

301 тыс. км 2

59,3 млн чел.

Лихтенштейн (Княжество Лихтенштейн)

34 тыс. чел.

Люксембург (Великое Герцогство Люксембург)

2,6 тыс. км 2

463 тыс. чел.

Люксембург

397 тыс. чел.

Валлетта

33 тыс. чел.

Нидерланды

41 тыс. км 2

16,4 млн чел.

Амстердам

Норвегия

324 тыс. км 2

4,7 млн чел.

Португалия

92 тыс. км 2

10,7 млн чел.

Лиссабон

Сан-Марино

28 тыс. чел.

Сан-Марино

Финляндия

337 тыс. км 2

5,3 млн чел.

552 тыс. км 2

61,7 млн чел.

Швейцария

41 тыс. км 2

7,5 млн чел.

450 тыс. км 2

9,1 млн чел.

Стокгольм

Карта часовых поясов — интересная, а главное, полезная карта (рис. I).

Для удобства отсчета времени всю поверхность Земли разделили на 24 часовых пояса. Время каждого часового пояса отличается от последующего на один час. Нумерация поясов от 0 до 23 ведется с запада на восток от Гринвичского меридиана. Во всех пунктах, находящихся в пределах одного пояса, считается одно и то же поясное время. Москва, например, находится во втором часовом поясе.

Однако мы в Москве живем не по поясному, а по декретному времени (от лат. decretum — указ, постановление). Кроме того, вы знаете, что в России стрелки часов переводят вперед (летнее время) или назад(зимнее время) на один час с целью наиболее рационального использования светлой части суток и экономии электроэнергии. Поэтому Москва, находясь во 2-м часовом поясе, практически живет по времени 3-го часового пояса. Другими словами, когда в Москве 13 часов (Московское время), то в Париже — 11 часов (Среднеевропейское время), в Лондоне — 10 часов (Гринвичское время).

Рис. 1. Карта часовых поясов мира

Посмотрите на каргу часовых поясов. Границы часовых поясов проведены не точно по меридианам. Для удобства учтены границы государств, районов, штатов и других административно-территориальных образований в пределах одной страны. В России, например, 11-й и 12-й часовые пояса объединены в один.

И воздушный транспорт, телефонная и телеграфная связь на территории страны работает, как правило, по единому времени. В России, например, — по московскому времени.

Если вы внимательно посмотрите на карту часовых поясов, то заметите, чем примечателен 180-й меридиан. По нему проходит условная линия перемены дат. Ее зигзаг в районе Чукотского полуострова не случаен. Дело в том, что по обе стороны от этой линии часы и минуты совпадают, а календарные даты отличаются на одни сутки. Если бы линия перемены дат пересекала Чукотку, ее жителям пришлось бы вести свой собственный календарь, опережающий общероссийский на один день.

Если вы когда-нибудь решите совершить кругосветное путешествие и отправитесь от мыса Дежнева на восток, пересекая линию перемены дат, не забудьте один и тот же день посчитать дважды. И наоборот, двигаясь с востока на запад, — пропустить один день.

Статистические материалы — один из основных источников географической информации

— это наука, изучающая совокупность массовых явлений с целью учета и выявления закономерностей их развития при помощи количественных (статистических) показателей. Население — это как раз такое массовое явление. К статистическим показателям относятся абсолютные и относительные величины, а также различные коэффициенты.

Абсолютные величины имеют осведомительное значение и показывают размеры географических явлений. Например, Россия располагает самой большой территорией в мире — более 17 млн км 2 , что почти вдвое превышает территорию таких стран, как Китай, США или Канада. Однако по численности населения Россия уступает многим странам. В 2007 г. се население составляло 142 млн чел. — восьмое место в мире.

Таблица 2. Численность населения крупнейших стран мира (млн чел.)

Относительная величина выражает результат сопоставления (сравнения) статистических показателей друг с другом. Они позволяют обнаружить определенные изменения географических явлений, их тенденцию.

Коэффициенты — показатели, отражающие характерные особенности отдельных явлений, например коэффициент специализации или естественного прироста населения.

Для того чтобы научиться работать со статистическими материалами, надо в первую очередь представлять, как они организованы и построены (упорядочены).

Статистическая таблица представляет собой систему вертикальных и горизонтальных граф (столбцов и строк), снабженных заголовками и заполненных в определенном порядке цифровыми данными. В ней располагаются статистические данные, необходимые для характеристики изучаемого географического явления и его составных частей. Заголовки горизонтальных строк статистической таблицы соответствуют статистическому «подлежащему», а верхние заголовки ее вертикальных столбцов — статистическому «сказуемому».

Посмотрим, например, на статистическую табл. 3 «Изменение доли экономических районов в населении России по данным переписей 1926-2002 гг.».

Таблица 3. Изменение доли экономических районов в населении России поданным переписей 1926-2002 п., %

Российская Федорация, в том числе районы:

Северный

Северо-Западный

Центральный

Волго-Вятский

Центрально-Черноземный

Поволжский

Северо-Кавказский

Уральский

Западно-Сибирский

Восточно-Сибирский

Дальневосточный

Калининградская область

В статистическом подлежащем дается перечисление тех частей и групп изучаемого явления, которые количественно характеризуются в сказуемом. В данном случае — это экономические районы России. В сказуемом таблицы приводятся величины изучаемого явления — доля населения, проживавшего в экономических районах РФ за ряд лет.

Таким образом, любая статистическая таблица включает три обязательных элемента:

  • общий заголовок таблицы;
  • статистическое подлежащее;
  • статистическое сказуемое.

Статистические материалы могут быть представлены не только в статистических таблицах, но и в наглядной форме: в диаграммах, графиках, картах, картосхемах.

Статистические карты — это в первую очередь картограммы и картодиаграммы. Давайте вместе с вами, пользуясь табл. 4, составим на контурной карте картограмму, показывающую плотность населения экономических районов России:

  • запишем название картограммы («Плотность населения экономических районов России»);
  • выпишем название источника, на основании которого мы будем строить картограмму (статистическая таблица «Плотность населения экономических районов России»);
  • выпишем относительные статистические показатели, которые мы будем изображать, предварительно округлив их значения до целых чисел;
  • разобьем показатели на группы по принципу равных интервалов. Наиболее простой способ разбивки — деление разницы самого большого (63) и самого малого значения (1) показателя на 5. В нашем случае (63 — 1 = 62 « 60: 5 = 12) интервал будет равен 12, а группы показателей будут следующими: 1 — 12; 12-24; 24-36; 36-48; 48-60 и более 60 чел./км 2 ;
  • составим в тетради легенду картограммы, где более темные тона цвета (или более густая штриховка) изображают большую интенсивность явления; светлые оттенки (или редкая штриховка) — меньшую. Для изображения цветом лучше брать оттенки одной краски: от более светлых к более темным;
  • покажем на контурной карте границы экономических районов России;
  • перенесем легенду картограммы на контурную карту в «Условные обозначения»;
  • выполним картограмму.

Построение графиков и диаграмм на основе статистических показателей имеет математическую основу, которая хорошо вам известна.

На основании их графиков мы можем сделать вывод о том, что вплоть до 90-х гг. XX в. в расселении населения России сохранялась историческая тенденция освоения новых земель и российских окраин.

С 1990-х гг. наблюдается обратная тенденция сокращения населения в северных и восточных регионах России, прежде всего Дальневосточном и Северном.

Диаграммы показывают объемы и структуру географических явлений. Они могут быть круговые, точечные, линейные, площадные, объемные и др. (рис. 2). Напомним, что при построении круговых диаграмм начальным считается радиус, направленный на листе бумаги вверх, т. е. «северный». Именно от него по часовой стрелке на глаз откладываются показатели (из расчета I % = 3,6 град.), характеризующие географическое явление, например расселение населения Земли в зависимости от близости морей.

Рис. 2. Расселение населения Земли в зависимости от близости побережья морей и океанов

Масштаб диаграммы зависит от: а) размера листа; б) величины исходных показателей; в) разницы между наибольшим и наименьшим значениями показателей; г) количества диаграммных знаков.

Для определения масштаба столбиковой диаграммы, например, необходимо сначала установить, какими могут быть самый большой и самый маленький столбики. Основание диаграммы определяется по формуле Х= А: М, где X — основание диаграммы; А — используемый нами статистический показатель; М — основание масштабности, которое показывает, сколько единиц этого показателя приходится на 1 кв. мм плошади диаграммы. Составляется она так. Сначала проводится осевая линия — основание диаграммы, а затем восстанавливаются перпендикуляры с учетом масштаба.

Составление картодиаграммы на контурной карте сводится к построению диаграмм в границах определенной территории, например в границах крупных регионов России, экономических районов, субъектов РФ.

Половозрастная пирамида позволяет наглядно анализировать соотношение полов по возрастным группам населения. Строится она следующим образом. По вертикальной оси через равные промежутки откладывается возраст (в виде возрастных интервалов; например, 0-5, 5-10, 10-15 и т. д.), а по горизонтальной оси — влево — численность (или доля) мужчин, а вправо — женшин (в одинаковом масштабе). Для каждой возрастной группы строят свою линейную диаграмму и как бы «нанизывают» их друг за другом снизу вверх — от основания пирамиды до ее вершины (рис. 3). По форме такой пирамиды можно определить особенности возрастной структуры населения, выявить особенности соотношения полов в различных возрастных группах. Считанные с половозрастных пирамид количественные данные о соотношении полов и возрастных групп населения могут быть использованы для дальнейших расчетов обобщающих демографических показателей (например, коэффициентов демографической нагрузки населения), их анализа и сравнения.

Рис. 3. Половозрастные пирамиды

Возникает вопрос, как обновлять статистические материалы, ведь они довольно скоро устаревают. Для этого существуют статистические сборники, справочники, периодические издания, ресурсы Интернета.

Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления географической информации

Геоинформационные системы (ГИС) — это компьютерная база данных, в которой хранится геоинформация в виде карт различного содержания, цифровой и текстовой информации по объектам, нанесенным на эти карты. Информацию можно представить на экране монитора и в виде распечаток любого масштаба, таблиц, графиков, диаграмм по любому из информационных блоков.

По пространственному охвату различают глобальные, общегосударственные, региональные, локальные и городские ГИС. По назначению они подразделяются на ресурсно-кадастровые, земельные, экологические, геологические, морские, учебные и др.

Таким образом, геоинформационные системы (ГИС) — это особые системы, способные на новом техническом уровне осуществить сбор, систематизацию, хранение, обработку, оценку, отображение и распространение данных и получить на этой основе новую географическую информацию. Весьма эффективно, например, использование учебных ГИС при сопоставлении тематических карт различного содержания на одну и ту же территорию, будь то страна или регион; при установлении различных географических связей.

Обратим ваше особое внимание на возможности и ресурсы Интернета, которые могут быть использованы вами в процессе изучения курса. Они включают в себя:

  • образовательные ресурсы WWW (Всемирная паутина);
  • E-mail (электронная почта);
  • телеконференции.

Образовательные ресурсы Всемирной паутины могут быть полезны:

  • для поиска дополнительной и обновленной (в том числе статистической) информации к урокам в процессе подготовки;
  • для поиска информации в процессе подготовки различного рода творческих работ (докладов, рефератов, деловых игр, учебных конференций и т. п.).

Электронная почта может быть использована:

Телеконференции могут быть полезными:

  • при участии в различного рода образовательных и познавательных телекоммуникационных проектах.