Общая сумма исчисленных св на опс. Контрольные соотношения в новом расчете по взносам

О новой форме Расчета по страховым взносам, представляемого в 2017 года в налоговую инспекцию, мы рассказывали в и приводили пример заполнения страховой отчетности. А какие существуют контрольные соотношения по страховым взносам?

Как проверить правильность заполнения Расчета

Порядок заполнения Расчета по страховым взносам приведен в Приложении № 2 к Приказу ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@. Однако о том, как проверить правильность заполнения формы, в Порядке не говорится.

Для того, чтобы налоговая инспекция могла проконтролировать корректность заполнения Расчета, были разработаны Контрольные соотношения. Первые Контрольные соотношения к новой форме Расчета вышли еще в марте 2017 года (Письмо ФНС от 13.03.2017 № БС-4-11/4371@). В июне 2017 года налоговое ведомство свои Контрольные соотношения обновило, выпустив . Конечно, ими может воспользоваться и плательщик страховых взносов для самопроверки.

Контрольные соотношения в отчете для Расчета по страховым взносам представлены в виде таблицы, состоящей из следующих основных граф:

  • содержание контрольного соотношения;
  • ссылка на статью НК РФ, с нормами которой связано возможное нарушение законодательства при невыполнении контрольного соотношения;
  • формулировка нарушения;
  • действия, которые должны предпринять налоговая инспекция и плательщик при обнаружении такой ошибки.

Представим примеры внутридокументных контрольных соотношений по страховым взносам:

Содержание контрольного соотношения При невыполнении контрольного соотношения
Возможное нарушение законодательства РФ Формулировка нарушения Предпринимаемые действия
Гр. 3 ст. 061 подразд. 1.1 прил. 1 = Σ
стр. 240 (1 месяц) подразд. 3.2.1
ст. 431 НК РФ Общая сумма исчисленных страховых взносов на ОПС за первый месяц последнего квартала с базы, не превышающей предельной величины, в целом по плательщику сумме взносов за этот же месяц с базы, не превышающей предельной величины, по каждому физическому лицу Плательщику страховых взносов не позднее дня, следующего за днем получения Расчета в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), направляется соответствующее уведомление
Ст. 050 р. 1 = Σ всех гр. 1 ст. 060 подр. 1.2 прил. 1 р. 1 Сумма страховых взносов на ОМС к уплате за отчетный период сумме взносов за отчетный период по каждому виду тарифа Проверить, изменялась ли сумма исчисленных страховых взносов при камеральной налоговой проверке Расчета за предыдущий отчетный период. Если с учетом результатов камеральной налоговой проверки контрольное соотношение не выполняется, то в соответствии со ст. 88 НК РФ направить плательщику требование о представлении в течение 5 рабочих дней пояснений или внесении соответствующих исправлений. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений установлен факт нарушения законодательства о налогах и сборах, составляется акт проверки согласно ст. 100 НК РФ

Контрольными соотношениями (Письмо ФНС от 30.06.2017 № БС-4-11/12678@) предусмотрены также междокументарные сверки, т. е. проверка Расчета с формой 6-НДФЛ, а также со сведениями из ФСС.

Так, к примеру, контрольные соотношения 6-НДФЛ и страховых взносов такие:

Кстати, ФСС выпустил свои контрольные соотношения к расчету по страховым взносам (Письмо ФСС РФ от 15.06.2017 N 02-09-11/04-03-13313).

Контрольные соотношения: новшества-2018

С 01.01.2018 расчет считается непредставленным, если (п. 7 ст. 431 НК РФ):

  • раздел 3 содержит недостоверные персональные данные физлица;
  • есть ошибки в числовых показателях раздела 3 (в сумме выплат, базы, взносов);
  • сумма числовых показателей разделов 3 по всем физлицам не совпадет с данными по организации в целом, отраженными в подразделах 1.1 и 1.3 приложения № 1 к разделу 1 расчета;
  • сумма взносов на ОПС (исходя из базы, не превышающей предельную величину) в разделах 3 по всем работникам не равна сумме взносов на ОПС по организации в целом в подразделе 1.1 приложения № 1 к разделу 1 расчета.

Эти поправки нужно иметь в виду уже при подготовке и сдаче расчета по итогам 2017 года.
С учетом новшеств ФНС доработала функционал программы подготовки документов налоговой и бухгалтерской отчетности и расчетов по страховым взносам «Налогоплательщик ЮЛ», а также разработала дополнительные контрольные соотношения для проверки РСВ (

Любовь Котова начальник отдела нормативно-правового регулирования страховых взносов департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

В этом решении:

  • Дата представления
  • Персональные данные сотрудников
  • Взносы по данным персучета
  • Количество застрахованных лиц
  • База для расчета взносов
  • Величина пенсионных взносов
  • Медицинские взносы
  • Взносы на социальное страхование

Даже если вы представите расчет вовремя, но в нем будут расхождения между совокупной суммой страховых взносов и суммой взносов по каждому сотруднику, расчет будет считаться непредставленным. ИФНС уведомит вас об этом. Важно, как сдали расчет:

Дата сдачи на титульном листе < = сроку сдачи расчета, когда «Номер корректировки» с кодом «0--»

Срок сдачи расчета за полугодие – 31 июля 2017 года с учетом переноса дней из-за выходных. Если вы представите расчет позже этой даты, инспекторы выпишут штраф . Речь идет о первоначальном расчете, который вы сдаете с кодом «0» в поле «Номер корректировки».

ИНН, СНИЛС и Ф. И. О. не должны пустовать

Инспекторы сверяют данные строк 060, 070, 080, 090 и 100 с данными из своей базы. Это ИНН, СНИЛС и Ф. И. О. сотрудников. Ошибки в данном разделе критичны: из-за них инспекторы не примут расчет.

Сумма взносов на ОПС за каждый месяц = сумме взносов по всем сотрудникам за этот месяц

Сверьте суммы на обязательное пенсионное страхование в три действия по формулам:

  1. Графа 3 строки 061 подраздела 1.1 приложения 1 к разделу 1 = сумме строк 240 за 1-й месяц подраздела 3.2.1 по всем сотрудникам.
  2. Графа 4 строки 061 подраздела 1.1 приложения 1 к разделу 1 = сумме строк 240 за 2-й месяц подраздела 3.2.1 по всем сотрудникам.

Если показатели расходятся, расчет не примут. Убедитесь, что вы верно посчитали общую сумму взносов в разделе 1. Для этого умножьте облагаемую базу на тариф.

Число застрахованных соответствует количеству сотрудников, которые числятся в организации

Инспекторы сверяют количество застрахованных лиц, которое вы указали в расчете, по следующим соотношениям.

База для расчета взносов = общей сумме выплат – необлагаемые суммы

Проверьте показатели по формуле:

В строке 040 может быть неправильная сумма, если вы по ошибке включили в нее выплаты, которые облагаются взносами.

Все исчисленные взносы = взносам с лимита + взносы со сверхлимита

Здесь инспекторы будут сверяться по соотношению:

Чтобы исключить ошибки в этих строках, проверьте расчет взносов с базы, не превышающей предельную величину, и с базы, превышающей такой лимит.

Сумма пенсионных взносов к уплате = сумме исчисленных взносов по всем тарифам

Сверьте показатели по формуле:

Если равенство не выполняется, перепроверьте расчет взносов.

Сумма медицинских взносов к уплате = сумме исчисленных взносов по всем тарифам

Здесь работает соотношение:

Если равенство не выполняется, проверьте расчет взносов: либо ошибка в суммарной величине страховых взносов к уплате (строки 050–053 раздела 1), либо неверно посчитали суммы взносов по каждому тарифу.

Который с начала 2017 г. подается в налоговые органы, а не в фонды. Если в ходе проверки инспекторы выявят несоответствия между полученными сведениями и информацией, которой они располагают, а также в других случаях, они потребуют предоставить пояснения по Расчету страховых взносов в налоговую. О том, что может послужить причиной для затребования пояснений, как их составить и предоставить в ИФНС, расскажем далее.

Как предоставить пояснение в налоговую по страховым взносам

Предоставить пояснения в ИФНС нужно в течение 5 рабочих дней после получения требования. Отвечать на требование налоговиков о пояснении нужно обязательно, ведь за свое «молчание» налогоплательщику придется заплатить штраф в размере 5000 руб., а при повторном игнорировании в течение того же года, уже 20 000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Какой-либо официальный образец пояснения в налоговую по страховым взносам отсутствует, ответ на требование ИФНС составляется в произвольной форме. Далее мы рассмотрим, как можно оформить пояснения для налоговой в некоторых ситуациях.

Пояснение в налоговую: пониженный тариф страховых взносов

О том, что фирма или ИП рассчитывают страхвзносы по пониженным тарифам, инспекторы узнают из Расчета по страховым взносам, поэтому в требовании они запросят документы, подтверждающие право страхователя на применение льготных ставок. Перечень документов зависит от применяемой системы налогообложения и вида деятельности. Это может быть копия КУДиР , расчетно-платежные документы, копия свидетельства о резидентстве в особой экономической зоне, документы, подтверждающие право на ведение определенной деятельности и т.п.

Документы могут запросить как в «бумажной» (в виде заверенных копий), так и в электронной форме. Пояснения должны содержать ссылку на статью НК РФ, на основании которой применяются пониженные тарифы, вид деятельности фирмы или ИП и другие сведения, которые интересуют налоговиков. Подтверждающие документы нужно оформить как приложение к пояснениям.

Образец пояснения в налоговую по страховым взносам.

Руководителю ИФНС № 43 по г. Москве

от ООО «Астра»

ИНН7701234561, КПП 7700001001

ОГРН 1234567891234

Адрес: 125111г. Москва, ул. Парковая, 43, оф. 67

Исх. № 123 от 02.11.2017 г.

ПОЯСНЕНИЯ

В ответ на ваше требование № 111/222-33 от 25.10.2017 г. о праве применения пониженных тарифов страховых взносов, сообщаем:

ООО «Астра» занимается техобслуживанием и ремонтом автотранспортных средств и применяет упрощенную систему налогообложения. Согласно пп. 5 п. 1 ст. 427 и пп. 3 п. 2 НК РФ, к данной деятельности допускается применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 20%. Доход ООО «Астра» за отчетный период 9 месяцев 2017 г. составил 54,5 млн руб., что не превышает допустимый лимит для применения пониженных тарифов по страховым взносам.

Указанную информацию подтверждаем копиями документов, прилагаемыми к настоящим пояснениям.

Приложение:

  1. Копия КУДиР за 9 месяцев 2017 г.
  2. Копия выписки Росстата с кодами ОКВЭД.

Генеральный директор ООО «Астра» Семенов Семенов А.П.

Пояснение о необлагаемых суммах

В своем требовании инспекция может запросить детализацию сумм, не облагаемых страхвзносами: больничных, детских пособий, суточных и т.п.

В пояснении достаточно разбить общую необлагаемую сумму на категории, то есть указать общую сумму, и сколько из нее составляют больничные пособия, суточные, матпомощь, пособие по уходу за ребенком и т.д. Указывать необлагаемые суммы в привязке к конкретным физлицам в данном случае не требуется.

Пояснения в налоговую по неуплате страховых взносов

Отсутствие в расчете начислений и уплаты страховых взносов – тоже повод для запроса пояснений.

Расчет по страховым взносам сдается всеми страхователями, независимо от того, велась ими деятельность в отчетном периоде или нет. Если данные о начислении и уплате взносов отсутствуют, то причину этого нужно пояснить. Например, указать, что в отчетном периоде ООО или ИП деятельность не вели, в связи с чем не осуществляли и выплату зарплаты сотрудникам, либо, что в компании работников нет, а числится только руководитель, являющийся также ее единственным учредителем.

Чтобы предупредить вопросы, такие пояснения в налоговую по уплате страховых взносов лучше подать сразу, приложив их к «нулевому» Расчету.

С января 2018 года будут применяться новые контрольные соотношения как при приеме расчетов по страховым взносам за 2017 год, так и при приеме уточненных расчетов за отчетные периоды 2017 года. Подробности читайте в новости.

27.11.2017 принят Федеральный закон № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вносит изменения, в том числе в статью 431 Налогового кодекса. Согласно поправкам, внесенным в абзац второй пункта 7 статьи 431 Кодекса, расширен перечень оснований для признания расчета по страховым взносам непредставленным. Помимо ранее применяемых критериев для отказа в приеме, при поступлении расчета в налоговый орган уведомление об отказе будет формироваться также в случае обнаружения ошибок в разделе 3 по каждому физическому лицу:

  • в суммах выплат и иных вознаграждений (гр. 210),
  • в базе для исчисления страховых взносов в пределах установленной предельной величины (гр. 220),
  • в сумме исчисленных страховых взносов (гр. 240),
  • в базе для исчисления страховых взносов по дополнительному тарифу (гр. 280),
  • в сумме страховых взносов, исчисленных по дополнительному тарифу (гр.290).

Для реализации этих требований налоговыми органами разработаны новые контрольные соотношения, которые опубликованы в письме ФНС от 13.12.2017 № ГД-4-11/25417@ .

Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона № 335-ФЗ указанные изменения в п. 7 статьи 431 НК РФ вступают в силу с 1 января 2018 года, следовательно, новые контрольные соотношения будут применяться с 01.01.2018 как при приеме расчетов по страховым взносам за 2017 год, так и при приеме уточненных расчетов за отчетные периоды (1 квартал, полугодие, 9 месяцев) 2017 года.

Контрольными соотношениями предусмотрено, что суммы исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по тарифу (гр. 240) будут проверяться за каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода с учетом данных за предыдущие отчетные периоды (исчисление нарастающим итогом с начала года в соответствии с п. 1 статьи 431 НК РФ). Будут проверяться итоговые суммы «всего за последние 3 месяца расчетного (отчетного) периода (стр. 250, стр. 300), а также суммы нарастающим итогом с начала года на предмет превышения предельной величины базы для исчисления страховых взносов на ОПС.

В перечне контрольных соотношений следует обратить внимание на сверки значений в строках подраздела 1.1 приложения 1 к разделу 1 (стр. 030, стр. 050-стр. 051, стр.061) с суммами по всем разделам 3 (по гр. 210, гр. 220, гр. 240), которые производятся «по значению поля 001 прил. 1 Р. 1 = значению ст. 200 подр. 3.2.1 Р. 3». Например, в приложении 1 с кодом тарифа 02 сумма строки 030 за 1 месяц будет сравниваться с общей суммой всех разделов 3 по графе 210 из строк за 1 месяц, в которых указана категория застрахованного лица «НР». Соотношение будет нарушено, если плательщик применяет общий тариф страховых взносов и совмещает разные системы налогообложения (например, УСН и ЕНВД), и в расчете будут заполнены два приложения 1 к разделу 1 с разными кодами тарифа (02 и 03, которым соответствует одна категория «НР»). Из этого следует, что таким плательщикам не надо заполнять два приложения 1, распределяя выплаты пропорционально выручке по УСН и ЕНВД.

Отказано в приеме будет в случае обнаружения отрицательных значений в полях, содержащих данные по выплатам и взносам:

  • гр. 210, гр. 220, гр. 230, гр. 240 подраздела 3.2.1,
  • гр. 280, гр. 290 подраздела 3.2.2,
  • (ст. 050 — ст. 051), ст. 061 подраздела 1.1,
  • ст. 040, ст. 050 подраздела 1.3.1,
  • ст. 040, ст. 050 подраздела 1.3.2.

Помимо ошибок в суммах, причиной отказа в приеме расчета будет служить наличие двух разделов 3 с одинаковыми значениями показателей СНИЛС + ФИО. В уточненном расчете может быть два раздела 3 с одинаковым СНИЛС только в том случае, если изменения вносятся в имя, отчество и фамилию (когда ошибка в первичном расчете была допущена в ФИО). А с одинаковым ФИО два раздела 3 допускается при разных страховых номерах (исправление СНИЛС в уточненном расчете, полные тёзки по ФИО). Если уточненный расчет подается с целью исправить реквизиты в подразделе 3.1 кроме СНИЛС+ФИО (например, дата рождения, пол, паспортные данные), то надо заполнить раздела 3 с номером корректировки> 0 с сохранением порядкового номера в строке 040 из первичного расчета и указать верные значения в строках 060, 120-180.

С 2017 года плательщики страховых взносов исчисляют и уплачивают их по новым правилам. Разберемся, кто и каким образом будет осуществлять проверку страховых взносов за текущий и прошлые периоды

20.04.2017

С 1 января 2017 года уплата страховых взносов снова осуществляется по правилам, установленным Налоговым кодексом (далее - Кодекс). Плательщики страховых взносов отчитываются по исчисленным и уплаченным страховым взносам в налоговые органы по месту своего учета начиная с представления за первый расчетный (отчетный) период 2017 года. Новая форма расчета по страховым взносам, объединяющая показатели форм РСВ-1, РСВ-2, РВ-3 и 4-ФСС, уже утверждена ФНС России (приказ ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@).

В территориальные органы ПФР плательщики страховых взносов обязаны представлять только сведения персонифицированного учета (о застрахованных лицах, страховом стаже, дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию) (пп. 2-2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее - Закон № 27-ФЗ)).

Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за отчетные (расчетные) периоды начиная с 2017 года, а также обеспечение исполнения обязанности по их уплате осуществляется налоговыми органами. ПФР передал налоговым органам сведения о зарегистрированных плательщиках страховых взносов, а также о суммах недоимки, пеней и штрафов по взносам, образовавшихся на 1 января 2017 года. Дальнейшее их взыскание осуществляется налоговыми органами (ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ (далее - Закон № 243-ФЗ)).

В полномочиях ПФР по-прежнему остаются функции назначения и выплаты пенсий, а также контроля за достоверностью сведений персонифицированного учета, представляемых страхователями в ПФР (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ (далее - Закон № 167-ФЗ); п. 1 ст. 8 , ст. 16 Закона № 27-ФЗ).

При этом установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов , подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, будет осуществляться органами ПФР и ФСС России в порядке, действовавшем до этой даты. Также в прежнем порядке нужно представить в фонды расчеты по форме РСВ-1 ПФР за 2016 год и уточненные расчеты за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (ст. 20 , 23 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ (далее - Закон № 250-ФЗ)).

В полномочиях ФФОМС остается осуществление контроля исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения (п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ (далее - Закон № 326-ФЗ)).

Разберемся, как будет производиться проверка страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за прошлые периоды и текущий в новой системе правоотношений.

Проверки страховых взносов начиная с 2017 года

Итак, правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, теперь регулируются Кодексом . При этом все права налоговых органов, предусмотренные Кодексом в отношении налогоплательщиков, распространяются и на плательщиков страховых взносов.

Проверять правильность исчисления и уплаты страховых взносов за периоды начиная с 2017 года налоговые органы будут в рамках камеральных и выездных налоговых проверок, а также в ходе налогового мониторинга по общеустановленным Кодексом для этих форм контроля правилам (ст. 31 , 82 , 87 , 105.29 НК РФ (в ред. Закона № 243-ФЗ); ст. 2 Закона № 167-ФЗ), но с применением отдельных особенностей в части страховых взносов на ОПС.

При приеме расчетов по страховым взносам налоговые органы будут руководствоваться правилом (п. 7 ст. 431 НК РФ), согласно которому расчет будет считаться непредставленным, если в нем сведения о совокупной сумме страховых взносов на ОПС за расчетный (отчетный) период не будут соответствовать сумме исчисленных страховых взносов по каждому застрахованному физлицу. При обнаружении таких расхождений плательщику будет направлено соответствующее уведомление не позднее дня, следующего за днем представления расчета. В пятидневный срок со дня получения уведомления плательщик обязан представить расчет, в котором несоответствие устранено. В таком случае датой его представления будет считаться дата подачи первоначального расчета.

Полученные от страхователя в составе расчета сведения, необходимые для персучета в системе ОПС и ОМС, налоговый орган оперативно передаст в территориальные органы ПФР и ФФОМС в рамках межведомственного взаимодействия. Порядок обмена информацией территориальных отделений ПФР с управлениями ФНС России уже утвержден (утв. ФНС России и Правлением ПФР 21.09.2016 № ММВ-23-1/20/4И@ (далее - Порядок)), предусмотрено и обновление действующих Соглашений по взаимодействию между ФНС России и фондами (Соглашение по взаимодействию между ФНС России и ПФР от 22.02.2011 № ММВ-27-2/5/АД-30-33/04сог; Соглашение по взаимодействию между ФФОМС и ФНС России от 06.09.2005 № 4259/2-1/САЭ-27-05/5; письмо ФНС России от 29.08.2016 № БС-4-11/15883@).

Следует обратить внимание на то, что полномочия налоговиков при проведении налогового контроля значительно шире, чем у проверяющих из ПФР. При этом не предусмотрено никаких ограничений на применение налоговыми органами контрольных мероприятий, установленных Кодексом , в части взносов на ОМС и ОПС. Поэтому в ходе проверок налоговые инспекторы вправе допрашивать свидетелей, проводить осмотры, осуществлять выемку документов и другие мероприятия налогового контроля. Участие ПФР и ФФОМС при проведении проверок не предусмотрено.

Также налоговики будут вправе:

  • блокировать счета плательщиков взносов в банке и налагать арест на их имущество (п. 2.1 ст. 31 НК РФ);
  • привлекать их к ответственности за выявленные нарушения, установленные Кодексом (в частности, на плательщиков страховых взносов распространено действие санкций, предусмотренных ст. 119 , 120 , 122 , 126 НК РФ);
  • привлекать к административной ответственности. Так, в статье 15.5 Кодекса об административных правонарушениях с 2017 года для должностных лиц установлена административная ответственность за нарушение сроков сдачи расчетов по страховым взносам в налоговый орган в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей.

Как проверяет страховые взносы ФФОМС

Обязанность по уплате страховых взносов на ОМС работающего населения, размер страхового взноса и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов, установлены Кодексом . Взаимодействие органов ФФОМС со страхователями работающего населения не предусмотрено. Все сведения, необходимые для персонифицированного учета, Фонд будет получать от страхователей для неработающих граждан, налоговых органов, медицинских организаций, страховых медицинских организаций (п. 1 ст. 8 , ст. 11.1 Закона № 27-ФЗ; п. 6 Порядка).

В полномочиях ФФОМС остается осуществление контроля исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Проверять их будут как прежде, а вот взыскание недоимки, пеней и штрафов с таких страхователей будет осуществляться в судебном порядке (ч. 13 ст. 25 Закона № 326-ФЗ).

Как проверяет страховые взносы ПФР

Налоговые инспекции передают в территориальные органы ПФР следующие сведения, полученные от страхователей в составе расчета:

  • о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на ОПС, и сумме начисленных и уплаченных взносов;
  • уточняющие (корректирующие) сведения, представляемые страхователями по результатам налоговых проверок или при самостоятельном выявлении ошибок;
  • иные сведения, необходимые для персучета в системе ОПС и находящиеся в распоряжении налоговых органов.

Срок их передачи - не позднее пяти рабочих дней со дня получения от страхователя в форме электронного документа (на бумажном носителе - не позднее 10 рабочих дней) (п. 1 ст. 11.1 Закона № 27-ФЗ).

Контроль достоверности сведений, представляемых страхователями в налоговые органы за периоды с 2017 года, будут осуществлять налоговые органы. ПФР просто вернет инспекции в течение пяти рабочих дней полученные от него сведения в случае, если выявит в них ошибки и (или) противоречия, а также несоответствия между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Фонда, не позволяющие их учесть на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц (п. 2 ст. 11.1 Закона № 27-ФЗ).

Очевидно, что в этом случае налоговый орган в рамках камеральной проверки расчета потребует у плательщика страховых взносов представить необходимые пояснения на основании пункта 3 статьи 88 Кодекса.

В полномочиях ПФР остается контроль за правильностью представления и достоверностью сведений персучета (о застрахованных лицах, страховом стаже, дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию) (пп. 2-2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ). С этой целью ПФР вправе проводить у страхователей проверки документов, связанных с представлением сведений персучета застрахованных лиц; требовать и получать у страхователей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок (ст. 13 Закона № 167-ФЗ; п. 1 ст. 8 , ст. 16 Закона № 27-ФЗ).

В своей работе ПФР руководствуется также Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (ст. 19 Закона № 27-ФЗ), согласно которой в течение месяца Фонд должен проверить сведения персучета, полученные от страхователей и налоговых органов, и внести их на лицевые счета застрахованных лиц (пп. 61-62 действующей Инструкции, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н (этот же срок предусмотрен в проекте новой Инструкции, подготовленной Минтрудом России 20.09.2016)).

В случае обнаружения в представленных сведениях ошибок или несоответствий между ними и сведениями, имеющимися у Фонда, страхователю вручат уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений (ч. 5 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

При этом статья 27 Закона № 167-ФЗ, определяющая ответственность за нарушение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании, с 1 января 2017 года утратила силу. А в статье 17 Закона № 27-ФЗ установлена ответственность только за нарушения, связанные с представлением страхователями в Фонд сведений персучета. При выявлении таких правонарушений проверяющими будет составлен акт, на основании которого Фондом будет принято соответствующее решение.

Как проверяют страховые взносы за истекшие периоды

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на ОПС и ОМС, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, будет осуществляться Пенсионным фондом РФ в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона № 250-ФЗ (ст. 20 , 23 Закона № 250-ФЗ; Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ)).

Соответственно, территориальные органы ПФР будут проводить камеральные проверки расчетов по страховым взносам (форма РСВ-1 ПФР) за 2016 год, в том числе уточненных расчетов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, и выездные проверки за эти периоды, руководствуясь Законом № 212-ФЗ.

Напомним, что камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления плательщиком расчета. О ее проведении плательщики узнают в случае выявления ошибок в расчете и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия представленных сведений сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у ПФР, и полученным в ходе контроля. Об этом сообщается плательщику взносов с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (ч. 3 ст. 34 Закона № 212-ФЗ).

Выездные проверки назначаются решением руководителя территориального органа ПФР с периодичностью не чаще одного раза в три года (независимо от времени проведения предыдущей проверки могут быть назначены выездные проверки, осуществляемые в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, а также повторные выездные проверки). В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о ее проведении (ч. 9 , 10 , 20 , 24-27 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). Поэтому за истекшие периоды выездные проверки могут проводиться проверяющими из Пенсионного фонда РФ еще в течение трех лет.

Истребовать необходимые документы Фонд может при проведении как выездной, так и камеральной проверки. Также при необходимости проверяющие вправе запросить в банках справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах плательщиков страховых взносов (ч. 6.1-6.3 ст. 24 , ст. 37 Закона № 212-ФЗ).

Важно!

При проведении контрольных мероприятий территориальные органы ПФР руководствуются также:

- Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н);

- Соглашением о взаимодействии ПФР и ФСС России по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов (соглашение от 28.10.2009 № АД-30-33/10сог, № 02-43/07-2205П; письмо Правления ПФР и ФСС России от 23.04.2012 № ТМ-30-24/5182, № 15-03-10/08-1276П «О передаче информации»);

- Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжениями Правления ПФР (распоряжения Правления ПФР от 31.07.2014 № 323Р, от 16.04.2010 № 101р , от 03.02.2011 № 34р , от 30.01.2002 № 11п).

Дополнительно ПФР выпустит рекомендации по проведению проверок, разработка которых предусмотрена Планом-графиком мероприятий («дорожная карта») по передаче полномочий по администрированию страховых взносов органами ПФР налоговым органам от 15.07.2016 № ММВ-23-11/10@.

В полномочиях органов ПФР остается принятие решений по результатам проведенных камеральных и выездных проверок за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, и о возврате излишне уплаченных сумм за эти периоды, а также рассмотрение жалоб страхователей на акты проверок, на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ПФР. Однако возврат излишне уплаченных сумм, взыскание недоимки по страховым взносам на ОПС и ОМС, соответствующих пеней и штрафов, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР по результатам контроля за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, будут осуществлять налоговые органы в порядке и сроки, установленные Кодексом (ст. 4 Закона № 243-ФЗ).