Система учреждений социально культурной сферы. Учреждения и организации социально-культурной сферы

Составляющие ресурсной базы организаций социально-культурной деятельности. Информационно-методический центр Комитета по культуре Ленинградской области. Книжные магазины "Буквоед" и "Дом книги". Районная библиотека (на примере "Центра деловой книги").

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Описание элементов ресурсной базы социально-культурной сферы: нормативно-правового, кадрового, финансового, материально-технического, информационно-методического, природного. Понятие благотворительной деятельности, спонсорства и коммерциализации.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2010

    Основные подходы к рационализации и повышению эффективности деятельности предприятий социально-культурной сферы. Реализация программы по повышению эффективности деятельности учреждений и организаций социально-культурной сферы на примере ОАО "Горизонт".

    реферат , добавлен 27.11.2012

    Принципы и функции социально-культурной деятельности общественных организаций в Российской Федерации. Анализ основной сферы деятельности и опыта работы общественной организации на примере Совета общественного самоуправления микрорайона "Карпинский".

    курсовая работа , добавлен 19.11.2010

    Определение сущности и содержания социально-культурной реабилитации, её нормативно-правовая база. Деятельность учреждений и организаций с лицами с ограниченными возможностями. Краткий анализ социальной работы в центре для несовершеннолетних в Орле.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2014

    Массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющий организационный порядок подготовки и проведения социально-культурной деятельности. Финансовый, материально-технический и морально-этический ресурсы.

    презентация , добавлен 29.05.2012

    Основные понятия современной социально-культурной деятельности. Общественно-добровольное формирования, фонд, движения и учреждения и их роль в развитии социально-культурной сферы. Особенности социализации детей и подростков в культурно-досуговой сфере.

    реферат , добавлен 11.09.2014

    История и теоретические основы социально-культурной деятельности, ее закономерности, представление об основных сферах ее реализации. Характеристика основных ее субъектов, ресурсной базы. Содержание и функции современных социально-культурных технологий.

    учебное пособие , добавлен 10.12.2010


Социальная политика направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и творческих способностей людей. Этим целям подчинена и социально-культурная работа с отдыхающими здравниц (курортов, санаториев, домов и баз отдыха, профилакториев) и туристами (на туристических базах и теплоходах, в туристических гостиницах и турпоездках).

Отличительной чертой организации досуга в санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных и туристско-экскурсионных центрах является интеграция отдыха, укрепления здоровья, духовного обогащения и разностороннего развития личности.

В пределах установленного путевкой рекреационно-оздоровительного, лечебного периода отдыхающие находятся вне постоянного местожительства и напрямую не связаны со своей основной профессией.

(нераспознанный участок)

Рекреативная функция максимально способствует полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил, организации активных досуговых занятий и развлечений, обеспечивающих разнообразие деятельности, смену впечатлений, положительный эмоциональный настрой, снятие напряжения и усталости.

В досуговых программах для отдыхающих все эти функции тесно связаны между собой, дополняют друг друга. В их осуществлении имеется ряд особенностей. Культурно-досуговая деятельность в здравницах и туристических учреждениях строится в соответствии с их главным назначением - восстановлением сил и здоровья людей. Именно поэтому рекреативная терапевтическая функция досуга и досуговой деятельности имеет здесь преобладающее значение.

В связи с непрерывностью и длительностью всего периода отпуска или лечения людей досуговая программа в здравницах и туристических учреждениях отличается разнообразием, предусматривает единство информационно-развивающих, коммуникативных и рекреативных элементов, проводится в различное время дня, например, не только в вечерние, но и в утренние и дневные часы. Логика досуга здесь предполагает переход от простейших досуговых занятий, когда человеку достаточно лишь снять напряжение и психологически расслабиться, к более насыщенным, активным, интенсивным по содержанию формам.

По своей направленности содержание досуга в здравницах и туристических учреждениях включает в себя: концертно-зрелищное и кинообслуживание; библиотечную работу; театрализованные и спортивные праздники; организацию вечеров вопросов и ответов, устных журналов, тематических вечеров, массовых гуляний с учетом знаменательных дат календаря и в соответствии с профилем здравницы или туристического учреждения, литературно-музыкальных и краеведческих, танцевальных вечеров, дискотек, игровых конкурсов и т.д.

Среди досуговых форм наибольшим информационно-развивающим содержанием обладают экскурсии. Как свидетельствуют данные опросов, большинство отдыхающих в здравницах и туристов относят экскурсии к наиболее любимым мероприятиям. Популярность экскурсии обусловлена целым рядом причин.

Это, во-первых, большое разнообразие тематики и содержания: экскурсии по исторической тематике, природоведческие (ландшафтные, ботанические, геологические, гидрогеологические и др.), литературные и искусствоведческие, по архитектурно-градостроительной тематике, обзорные (многоплановые) деловые, коммерческие, которые знакомят представителей деловых кругов с деятельностью промышленных сельскохозяйственных торговых предприятий. Для отдыхающих обычно в качестве туристов молодых людей, среди которых многим предстоит выбрать свою дорогу в жизни, такие экскурсии являются и профориентационными.

Экскурсии привлекают разнообразием элементов отдыха и оздоровления на природе (купание, сбор ягод и грибов и т.д.) и способов передвижения, поскольку пешеходные экскурсии и экскурсии-прогулки дополняются транспортными (автобусными, теплоходными, самолетны-

Балашихи Московской области, досуговая часть добровольного объединения микрорайона г. Макеевки);

межведомственные клубные центры и студии раннего эстетического воспитания детей, функционирующие в системе эстетического воспитания;

межведомственные центры и клубы технического творчества детей и подростков на территории города или микрорайона, включающие в себя мастерские для создания, обслуживания и ремонта любительской техники, испытательные стенды, помещения и площадки проверки и демонстрации выполненных конструкций (досуговая часть учебно-воспитательного производственного объединения "Ребячья республика" г. Духовщины Смоленской области, клуб "Кинап" Одессы и др.).

Отдельную группу составляют микрорайонные дошкольные центры и комплексы развивающего типа. С участием педагогов, родителей, школы, клуба, предприятия, общественных организаций они осуществляют развивающие программы по направлениям, способствующие духовному, физическому формированию ребенка.

Таким образом, каждый комплекс или центр - это своеобразная арена социально-культурной (образовательной, развивающей, творческой, развлекательной, оздоровительной) деятельности индивидов и групп. В принципе возможности такой деятельности существуют в любом варианте социально-культурного досугового центра: дискотеке, видеосалоне, театре фольклора или театре моды, семейном клубе, игротеке и т.д.

Разнообразие реально существующих на практике и в проектах социально-культурных центров и комплексов обусловлено многими причинами. Их вариантность, по существу, является естественной реакцией общества на возникающие разрывы и неосвоенные "белые пятна" в социально-культурной сфере.

Вместе с тем большинство государственно-общественных, ведомственных и межведомственных, коммерческих и некоммерческих досуго-вых центров характеризуется рядом общих исходных функциональных особенностей. Они берутся за основу еще в процессе проектирования центров и зон досуга. Знание их необходимо для каждого социального работника, социального педагога, социолога, культуролога, экономиста социально-культурной сферы, которые в одинаковой мере ответственны как за разработку проектов, так и за их реализацию.

Основу создания региональных комплексов и центров досугового типа составляет пересечение трех главных параметров - собственно культурного, отражающего культурную ситуацию в регионе; социального, характеризующего состояние и тенденции развития социальной сферы; чисто территориального (селенческого), представляющего экономико-географические, этнические и другие особенности данного региона. Практически каждый из параметров уже сам по себе служит основанием для поисков наиболее предпочтительной структуры социально-культурного комплекса и центра, приоритетных направлений его деятельности.

Ярко выраженная социальная открытость досуговых центров находит отражение в создании зон и секторов свободного общения, люби-

тельства, мастерства. Благоприятные условия в них не только способствуют саморазвитию и самовоспитанию личности, но и обеспечивают свободу самодвижения детей, подростков, взрослых к подлинно творческой досуговой деятельности. Поиск нестандартных подходов и решений связан с тем, что досуговые занятия современного социума в силу дифференциации интересов и запросов населения уже не вписываются в жесткие рамки традиционных форм.

Зоны любительства и мастерства, где каждому жителю социума гарантируется выбор досуговых занятий, могут претендовать и на статус авторской школы: взрослые увлекают своим любимым делом детей и подростков, а возникшая на этой основе досуговая общность получает возможность для творческой самоорганизации, самовыражения и самоутверждения. Закономерен вывод о том, что авторские школы, которые раньше связывались главным образом со школьным учебным процессом, сегодня становятся естественным и необходимым атрибутом социально-культурной сферы.

Несмотря на различия в содержании и подходах, разнопрофильные социально-культурные центры выделяются общей для всех чертой - своей интегративной функцией в общественном воспитании детей и подростков. На основе изучения окружающей среды они способствуют социализации их досуга через укрепление и обогащение связей и отношений ребенка, подростка с семьей и обществом. Именно в этом и состоит важная роль досуговых центров как посредников между социальной средой и микромиром личности. Центры внедряют в практику работы в социуме множество альтернативных, традиционных и нетрадиционных, массовых и групповых форм с ярко выраженной досуговой направленностью и механизмами общения: "семья - дети", "семья - семья", "дети - дети" и "дети - подростки - взрослые". Здесь можно выделить различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей: Дни матери, Дни отца, Дни бабушек и дедушек, игровые семейные конкурсы-состязания "Спортивная семья", "Музыкальная семья", "Семья-эрудит" и др., конкурсы семейных, родительских газет, ярмарки-распродажи семейных поделок, читательские конференции типа "Круг семейного чтения" и т.д. На базе центров функционируют инвариантные модели детских, подростковых и смешанных семейных клубов и любительских объединений, фольклорных коллективов, самодеятельных ансамблей, этнографических экспедиций, семейных мастерских прикладного творчества.

Апробируется множество форм социальной, психологической реабилитации детей, подростков, взрослых, в первую очередь из неполных, трудных, малоимущих, молодых, многодетных семей: телефоны доверия, открытые телефоны, консультации психологов, врачей, педагогов, юристов, социальные гостиные, группы общения и клубы семейного воспитания и т.д. В этих и других формах дети, подростки, взрослые постигают сложный, многогранный опыт социально-культурной деятельности, преодолевают внутренние конфликты, дефицит взаимного доверия в семьях и в социуме, обретают возможности для осуществления творческих замыслов.

В работе с населением досуговые центры открытого типа следуют принципам соревновательности, взаимного уважения, доверия и внимания участников друг к другу, индивидуального подхода и единства интересов личности и коллектива.

Структура социально-культурного комплекса или центра основана на взаимодействии профессионального либо полупрофессионального труда организаторов в лице штатных социальных работников, педагогов, режиссеров с одной стороны, а с другой - развивающей, творческой, игровой, развлекательной, оздоровительной деятельности всей участников: детей, подростков, молодежи, взрослых.

Отдельно взятые социальные институты (клуб, библиотека, парк, музей, школа, кинотеатр и т.д.) перестают быть автономными источниками культуры для жителей региона, а становятся в рамках комплекса структурой, обеспечивающей полноценное культурное обслуживание населения.

Социально-культурные комплексы и центры досуга - это одно- или многопрофильные организаций свободного, предпринимательского, инициативного характера. Они создаются на основе добровольного объединения государственных, общественных, частных, кооперативных, ведомственных учреждений культуры, спорта, народного образования, сферы информации, рекламы, обслуживания и т.д. и имеют статус юридического лица. Их открытие осуществляется по территориально-производственному принципу путем объединения на договорной основе тех или иных социально-культурных, досуговых и близких по профилю формирований, сохраняющих статус самостоятельного юридического лица. Цель их создания - интеграция родственных по своим задачам социально-культурных объектов, использование благоприятных условий для реализации творческого досугового потенциала входящих в него структурных единиц и формирований, организация совместных крупномасштабных региональных мероприятий, разработка и реализация социально-культурных программ.

Экономическую основу деятельности центров составляет хозяйственный механизм, включающий использование бюджетных и внебюджетных ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий, учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг, самоокупаемых коллективов, арендной платы и т.д.

На базе центров уже и сегодня открываются широкие возможности для отработки практических навыков и умений различных типов современного социального работника - организатора детских, подростковых, семейных и других досуговых общностей.

Комплекс социально-культурных отраслей. Социально-потребительский комплекс


1. Комплекс социально-культурных отраслей


Комплекс социально-культурных отраслей (социальнокультурный комплекс) представляет собой совокупность видов деятельности, назначением которых является оказание населению социально значимых услуг: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания и др. (в экономической литературе используются близкие, но не тождественные понятия - социальная сфера, социально-культурная сфера, социальная инфраструктура и др.).

Роль и значение комплекса в национальной экономике Беларуси возрастают. Так, за 1991-2009 гг. его доля в структуре валового внутреннего продукта увеличилась с 4,9 до 11,0 %, а удельный вес занятых в социально-культурных отраслях относительно общей численности занятого в экономике страны населения возросла с 15 до 21,9 %.

Развитие комплекса определяется, прежде всего, проводимой государством социальной политикой, направленной на обеспечение благосостояния граждан.

Комплекс включает государственные учреждения и предприятия, ведомственную сеть социально-культурных учреждений, организации частного сектора (сфера культуры и развлечений).

В настоящее время управление социально-культурным комплексом осуществляется Министерством образования, Министерством здравоохранения, Министерством культуры, Министерством спорта и туризма, Министерством труда и социальной защиты, Министерством информации, другими министерствами и ведомствами республики.

До конца 80-х гг. XX в. практически единственным источником финансирования социально-культурных учреждений был государственный бюджет. Организации и учреждения, не имеющие, как правило, своих доходов и финансируемые из бюджета, получили название бюджетных. Все их расходы определяются на основе специального планового документа - сметы, а порядок планирования называется сметным.

Чтобы противодействовать уменьшению объемов социальных услуг необходимо и в дальнейшем оказывать бюджетную поддержку социальным объектам как в случаях сохранения их в структуре предприятий, так и после передачи в ведение местных органов власти.


1 Образование


Образование - крупнейшая отрасль социально-культурного комплекса - это система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность.

Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования основывается на принципах: приоритетности образования, обязательности общего базового образования; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе - среднего специального и высшегообразования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; национально-культурной основы образования.

Удельный вес образования в структуре ВВП увеличился с 2,5 % в 1990 г. до 4,1 % в 2009 г. По этому показателю образование занимает первое место среди отраслей социально-культурного комплекса.

Образование делится на основное и дополнительное.

Основное образование включает: дошкольное, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское.

Дополнительное образование может проводиться на всех уровнях основного образования, а также в учреждениях внешкольного воспитания и обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров.

Управление образованием осуществляют Министерство образования Республики Беларусь, другие министерства и ведомства, имеющие образовательные учреждения, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов. Основным источником финансирования учреждений образования является государственный бюджет. Динамика удельного веса расходов на образование от ВВП характеризуется следующими цифрами: 1990 г. - 4,3 %; 1995 г. - 5,5; 2000 г. - 6,2; 2009 г. - 10 %.

Дошкольное образование является первой ступенью целостной системы образования.

Происходит развитие новых форм дошкольного образования, укрепление материальной базы детских дошкольных учреждений, переход к полному охвату детей дошкольным образованием и воспитанием, начиная с пятилетнего возраста.

К учреждениям, обеспечивающим получение общего среднего образования, относятся: начальная школа, базовая школа, средняя школа, вечерняя (сменная) школа, гимназия, лицей, школа-интернат, санаторная школа-интернат, а также учебно-педагогический комплекс. Получение общего среднего образования осуществляется также в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования.

Первоочередными задачами средней общеобразовательной школы являются: дальнейшее совершенствование материально-технической базы; переход на односменный режим работы; сокращение наполняемости классов с целью повышения качества обучения.

Основная цель профессионально-технического образования заключается в подготовке молодежи к профессиональной деятельности, а также приобретении профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификации рабочих и служащих.

Среднее специальное образование направлено на получение специальной теоретической и практической подготовки, решает задачи обеспечения отраслей национальной экономики страны квалифицированными специалистами среднего звена.

Среднее специальное образование осуществляется по двум направлениям: первое - обеспечивающее получение специальной теоретической и практической подготовки; второе - интегрированное с высшим образованием и обеспечивающее получение углубленной специальной подготовки.

В Республике Беларусь сложилась следующая система средних специальных учебных учреждений:

техникумы (училища) обеспечивают получение среднего специального образования;

колледжи - получение среднего специального образования, интегрированного с высшим;

высшие колледжи - получение среднего специального образования, интегрированного с высшим, и по отдельным специальностям - высшего образования первой ступени;

высшие профессиональные училища и профессионально-технические колледжи - получение среднего специального образования по специальностям, интегрированным со специальностями (профессиями) профтехобразования.

Средние специальные учебные заведения подчинены 14 республиканским органам государственного управления, а также местным органам управления. Наибольшее их количество находится в ведении Министерства образования - 31 %, Министерства сельского хозяйства и продовольствия - 14, Министерства культуры - 10, Министерства здравоохранения - 8, Министерства спорта и туризма - 5 % общей численности.

Структура высшего образования включает две ступени, в том числе магистратуру.

К учреждениям, обеспечивающим получение высшего образования, относятся классический университет, профильный университет (академия), институт, высший колледж.

Прием в государственные вузы в 2004 г. составил 97,8 тыс.чел., что в 2,2 раза больше, чем в 1990 г. По численности студентов вузов на 10 тыс. населения, которая была равна 445 человек Беларусь превзошла многие экономически развитые страны мира.

Государственными программами предусматривается качественное обновление, развитие информационных образовательных технологий и методик обучения, привлечение дополнительных источников финансирования и укрепление материально-технической базы отрасли, расширение рынка образовательных услуг населению.


2 Здравоохранение


Здравоохранение представляет собой систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний.

В структуре ВВП доля здравоохранения (включая физическую культуру и социальное обеспечение) составляет 3,2 %; здесь сосредоточено 7,2 % общей численности занятого населения; 4,5 % инвестиций в основной капитал.

Министерство здравоохранения Республики Беларусь руководит всеми подведомственными ему медицинскими, санитарно-эпидемиологическими, фармацевтическими и другими учреждениями, а также осуществляет методическое руководство медицинскими учреждениями других ведомств и общественных организаций, выдает лицензии и контролирует деятельность частных медицинских учреждений и врачей.

По оценке ВОЗ, на начало XXI в. Беларусь находилась на 51-м месте по общим достижениям системы здравоохранения среди 191 государства.

Здравоохранение как отрасль развивается по следующим направлениям:

  • лечебно-профилактическая помощь;
  • охрана здоровья матери и ребенка;
  • санаторно-курортное лечение;
  • санитарно-эпидемиологическая служба;
  • лекарственное обеспечение населения;
  • медицинская экспертиза;
  • медицинская наука и образование.
  • Новая медико-экономическая модель должна обеспечить оптимальное сочетание бесплатной медицинской помощи и платных медицинских услуг. Развитие отрасли в перспективный период направлено на обеспечение каждого гражданина доступной и качественной медико-санитарной помощью. Намечается увеличить долю финансирования отрасли к 2020 г. до 10 % к ВВП. При этом государственные минимальные стандарты должны быть приведены в соответствие с нормативами бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя.
  • 1.3 Физическая культура и спорт
  • Физическая культура и спорт - это самостоятельная отрасль национальной экономики, объединяющая сеть специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений, организаций и учебных заведений. Физическая культура и спорт интегрированы в другие отрасли социально-культурного комплекса, имеют там свои объекты, учреждения, кадры.
  • По отрасли «Физическая культура и спорт» предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 0,5 % расходов бюджета. Наряду с этим возрастает роль внебюджетного финансирования. Физкультурно-массовая и спортивная работа в стране развивается на основе Закона «О физической культуре и спорте» (1993 г.). Руководство этой деятельностью осуществляет Министерство спорта и туризма. В 1991 г. образован Национальный олимпийский комитет Беларуси.
  • Физическая культура как социальный институт включает следующие формы: базовую, спортивную, профессионально-прикладную, оздоровительно-реабилитационную, рекреационную.
  • Спорт рассматривается как составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания и имеет три основные взаимосвязанные организационные формы: массовый самодеятельный, резервный и спорт высших достижений.
  • На современном этапе в тесной взаимосвязи с физической культурой и спортом развивается туризм - крупная межотраслевая система, которая обеспечивает отдых и оздоровление людей, а также является потенциальным источником доходов государственного бюджета (отрасль работает с прибылью).
  • 1.4 Культура и искусство
  • К сфере культуры и искусства принято относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения. Вклад культуры и искусства в национальную экономику страны определяется следующими параметрами: 0,5 % в структуре ВВП, 1,8 % в общей численности занятого населения.
  • Воздействие культуры и искусства на экономику страны является в том, что данная отрасль создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие значительным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие хозяйства конкретного региона.
  • Многообразие видов культурной деятельности (отдельные из них рассматриваются в качестве подотраслей) можно разделить на группы:
  • художественное творчество (литературное, изобразительное и прикладное творчество, искусство, исполнительское искусство);
  • культурное наследие (реставрация и охрана памятников истории и культуры, музейное, архивное, библиотечное дело, народная культура);
  • клубная и развлекательная деятельность (клубная деятельность, аттракционы, шоу-бизнес, казино);
  • массовое создание и распространение культурных благ - индустрия культуры (пресса; книгоиздание; производство аудиовизуальной продукции, включая кинематографию, радио, телевидение; сеть Интернет).
  • Ведущим звеном в системе управления культурой является Министерство культуры Республики Беларусь, которое проводит государственную политику в области культуры, искусства, историко-культурного наследия.
  • В настоящее время основой государственных гарантий сохранения, развития и распространения культуры в Республике Беларусь остается бюджетное финансирование.
  • Организации (учреждения, предприятия) культуры делятся: по содержанию деятельности - на культурно-просветительные и театрально-зрелищные; по основной цели деятельности - на коммерческие и некоммерческие; по форме собственности - на государственные и частные. Сохраняются традиции разделения организаций культуры на государственные и ведомственные.
  • В подотрасль «Искусство» включаются театры, цирки, филармонии и другие концертные организации; организации кинематографии; творческие мастерские; организации народных промыслов (ремесел); научно-проектные и производственные реставрационные организации; зрелищные предприятия и учреждения.
  • Библиотечное дело - это отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности, задачей которой являются создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка библиотечных фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей, подготовка библиотечных кадров, научное и методическое обслуживание библиотек.
  • Основными источниками финансирования библиотек являются средства республиканского и местных бюджетов, обеспечивающие разработку и реализацию программ развития библиотечного дела, строительство и реконструкцию библиотечных зданий, помещений, а также комплектование библиотечных фондов.
  • По значению, особенностям функционирования и территориальной организации различают национальную, республиканские, областные, городские, районные и сельские библиотеки.
  • Музеи осуществляют комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры - первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества.
  • Клубные учреждения - массовые культурно-просветительные учреждения, которые организуют досуг населения и способствуют воспитанию, самообразованию, развитию творческих способностей личности.
  • Более 90 % клубных учреждений находится в ведении Министерства культуры и состоит на полном бюджетном финансировании.
  • Театрально-зрелищные учреждения в Республике Беларусь представлены 28 профессиональными театрами, в том числе 2 театрами оперы и балета, 18 драматическими, 8 детскими и юного зрителя, 13 государственными концертными организации и 2 госцирками.
  • Киноискусство. Кинохозяйство в целом - сложный экономический комплекс, характеризующийся сочетанием специального кинопроизводства с развитой сферой обращения, продвижения и демонстрации кинофильмов.
  • В республике создана техническая база кинопроизводства, функционирует национальная киностудия «Беларусьфильм», сохранено бюджетное финансирование.
  • Намечены мероприятия по сохранению и качественному наращиванию сети учреждений культуры, укреплению и обновлению ее материально-технической базы, обеспечению доступности и разнообразия услуг отрасли для всего населения. Законодательно установленный объем бюджетного финансирования отрасли «Культура и искусство» установлен в размере до 1% ВВП.
  • 1.5 Социальное обслуживание
  • Социальное обслуживание - деятельность государства, юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг, материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
  • К этой категории населения относятся: дети, люди преклонного возраста, инвалиды, тяжелобольные, бездомные, люди, находящиеся в состоянии сильной депрессии.
  • Различные виды социального обслуживания можно разделить на три группы: социальный уход, социальная реабилитация и социальный приют.
  • Ведущие позиции в управлении социальным обслуживанием занимает Министерство труда и социальной защиты, которое активно сотрудничает с министерствами образования и здравоохранения, другими республиканскими органами государственного управления.
  • Приоритетным направлением дальнейшего развития системы социального обслуживания является удовлетворение специфических потребностей наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов, пожилых людей, детей, малообеспеченных семей и др.
  • 1.6 Социально-потребительский комплекс
  • Социально-потребительский комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения и включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство.
  • Отрасли социально-потребительского комплекса тесно взаимосвязаны друг с другом и населением, что определяет их территориальную организацию.
  • Внутренняя торговля и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство производят 14,2 % валового внутреннего продукта; их доля в общей численности занятых в экономике Беларуси - почти 18,7 %. Опыт зарубежных стран показывает, что без успешного развития этих отраслей нельзя создать высокоэффективную рыночную экономику.
  • Торговля - одна из крупных отраслей экономики Республики Беларусь. В 2009 г. общий объем розничного товарооборота составил 54,7 трлн. р. в действующих ценах, или примерно 5,5 млн. р. в расчете на душу населения. Численность занятых в розничной торговле и общественном питании достигла 655,1 тыс. чел., что в 2 раза больше, чем в 1990 г.
  • Торговля как самостоятельная отрасль национальной экономики позволяет освободить товаропроизводящие отрасли от необходимости самостоятельно реализовывать произведенное, что привело бы к распылению и неэкономичному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
  • Управление государственной торговлей осуществляет Министерство торговли Республики Беларусь, в потребительской кооперации - Белорусский республиканский союз потребительских обществ.
  • Торговля делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя торговля охватывает оптовую и розничную торговлю.
  • Общественное питание - отрасль экономики по производству и реализации готовой пищи населению через сеть специальных предприятий (столовых, кафе, ресторанов, буфетов и др.).
  • Общественное питание является важным резервом экономии общественного труда. Современный уровень производительности труда в отрасли позволяет примерно в 2-3 раза сократить затраты времени на приготовление кулинарной продукции по сравнению с затратами в домашних условиях.
  • 1.7 Бытовое обслуживание населения
  • Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие бытовые услуги.
  • Систему управления отраслью образуют управления бытового обслуживания облисполкомов и Минского горисполкома.
  • В общегосударственном классификаторе Республики Беларусь 015-97 «Услуги населению» к бытовым отнесено более 600 видов деятельности. Их выполняют свыше 8 тыс. предприятий.
  • Программа дальнейшего развития бытового обслуживания населения Республики Беларусь предусматривает в качестве основных задачи: стабилизации отрасли, насыщения рынка разнообразными видами бытовых услуг, в первую очередь социально значимых, повышение их качества на основе создания правовых, организационных и экономических условий.
  • 1.8 Жилищно-коммунальное хозяйство
  • Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) создает необходимые условия для жизнедеятельности человека. Отрасль обеспечивает воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей.
  • В состав жилищно-коммунального хозяйства входят следующие подотрасли: жилищное хозяйство (жилищная сфера); гостиничное хозяйство; коммунальное хозяйство, осуществляющее ресурсное обеспечение жилого фонда и других зданий и помещений (водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение), уборку и благоустройство территорий населенных пунктов (содержание дорожно-мостового хозяйства, озеленение, вывоз и утилизацию мусора, канализацию), всего более 30 видов деятельности. Жилищная сфера - часть народного хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилья, сооружений и элементов инженерной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание, ремонт.
  • В отличие от других отраслей социальной сферы объемы и качество жилищно-коммунальных услуг не подлежат сокращению ниже определенного минимума. Уровень развития жилищно-коммунального хозяйства определяет функционирование и производственной сферы, и всего хозяйственного комплекса. В структуре платных услуг, предоставленных населению Беларуси в2009 г., жилищно-коммунальные занимали первое место (26,3 %), что значительно превысило уровень 1990 г. (13,3 %).
  • Основными направлениями реформы ЖКХ являются:
  • развитие системы оплаты жилья и коммунальных повышение уровня оплаты со стороны населения, дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения;
  • совершенствование системы социальной защиты при оплате жилья и коммунальных услуг путем упорядочения существующей системы льгот, усиления адресной направленности средств, выделяемых на социальную защиту населения;
  • совершенствование системы управления, обслуживания и контроля за счет формирования специализированных организаций по управлению жилым фондом, перехода на договорные отношения, демонополизации ЖКХ, развития конкурентной среды;
  • передача жилищного фонда в управление непосредственным собственникам жилья.

культурный экономика социальный образование

Список литературы


1. Владимирова Л.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли. - М.: Дашков и К, 2009. - 348 с.

Генкин Б.М. Экономика и социология труда. - М.: Норма, 2009. - 416 с.

Пашуто В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии. - М.: Кнорус, 2009. - 320 с.

Экономика труда / Под ред. М.А. Винокурова, Н.А. Горелова. - СПБ.: Питер, 2008. - 656 с.

Экономика труда: социально-трудовые отношения / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. - М.: Экзамен, 2010. - 736 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Введение

В современном мире одним из наиболее важных социальных вопросов становится вопрос взаимодействия личности и общества. Не секрет, что сейчас наша цивилизация развивается крайне высокими темпами, что ведёт за собой политическую, экономическую, социальную и нравственную нестабильность. В таких условиях приобретает значимость не только то, как общество воздействует на человека и что происходит в результате данного воздействия, но и то, как сам человек влияет на общество, преобразуя его и создавая наиболее благоприятную ситуацию для собственного развития. Процесс этот длителен и непрерывен, и одной из важнейших его частей - это культурная составляющая, так как человек на протяжении всей своей жизни является объектом социально-культурной деятельности.

Актуальность темы: На мой взгляд, данная тема является актуальной в любое время. Организация социально-культурной деятельности имеют ярко выраженный развивающий характер, что оказывает значительное влияние на формирование целостной личности, стимулирует социальную активность и обеспечивает духовное обогащение человека. А так же это высокая социальная значимость социально-культурной деятельности в современном обществе, непрерывное развитие и совершенствование её технологий.

Цель исследования: выявить и проанализировать специфику организации социально-культурной деятельности, как отдельные методы сферы культуры, а так же охарактеризовать и выявить проблемы социально-культурную деятельность на примере предприятия

Задачи исследования: Изучить сущность и специфику организации социально-культурной деятельности и выявить на примере организации ее проблемы и способы их решений.

Теоретические аспекты социально-культурной деятельности

Основные понятия социально-культурной деятельности

Социально-культурная деятельность это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т. д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга. КДД (культурно-досуговая деятельность) составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т. д.) КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы.

Важность социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году - «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т. д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т. д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности.

Субъект и объект социально-культурной деятельности.

Социально-культурные институты, учреждения и организации как субъекты социально-культурной деятельности. Ведущие социальные институты и общности - семья, микросоциум, церковь, государственное и негосударственные институты, организации и объединения: учебные (образовательные), социально-культурные, производственные, социально-защитные, благотворительные, художественно-творческие, спортивные и другие. Их специальное назначение как субъектов социально-культурной деятельности.

Аудитория культурно-досуговых институтов, учреждений и организаций как объект социально-культурной деятельности. Социально-психологические и педагогические принципы типологизации объекта социально-культурной деятельности. Массовые, групповые и индивидуальные объекты культурно-досуговой деятельности. Дифференциация объекта культурно-досуговой деятельности, учет конкретно проявляемых интересов, потребностей, ценностных ориентации как важное условие его типологизации.

Понятие об открытой и закрытой, организованной и неорганизованной, постоянной и эпизодической аудитории. Реальный и потенциальный объект культурно-досуговой деятельности.

Особенности СКД:

· осуществляется в свободное время;

· отличается свободой выбора, добровольностью, активностью и т. д.;

· характеризуется многообразием видов;

· РФ располагает большим количеством институтов, создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб и т. д.)

Отличительные черты СКД:

· гуманистический характер;

· культурологический характер;

· развивающий характер.

Совокупность социальных функций деятельности в сфере культуры, образования, досуга исторически является результатом многолетнего социально-педагогического опыта, накопленного учреждениями культуры и образования, демократическими институтами, общественными организациями и движениями. Этот опыт во многом базируется на социально-ориентированном подходе к анализу традиционной деятельности объектов социально-культурной сферы.

Филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Санкт – Петербургский государственный университет культуры и искусств»

в г. Великий Новгород

Курсовая работа №1

«Состояние и пути совершенствования организации

социально-культурной деятельности

в МКДЦ города Пестово.»

Выполнила

студентка 2-го курса СКД:

Колзакова А.В

Проверил: доктор культурологии,

профессор – Ариарский М.А .

Великий Новгород


1. Введение ………………3

2. I. Сущность СКД и характерные основные черты управления учреждением социально-культурной сферы………………………………

3. 1.1 Понятие и функции «СКД».

4. 1.2 Понятие и функции досуга.

5. 1.3 Учреждения и организации социально-культурной сферы в РФ и регионах

6. 1.4 Институты массовой информации.

71.5 Культурно досуговые учреждения.

1.6. Сущность управления центрами СКД

Глава II. Состояние СКД в районном межпоселенческом-культурном досуговом центре г. Пестово

2.1. Характеристика районного межпоселенческого-культурного досугового центра г. Пестово.

2.2 Анализ содержания СКД массовых мероприятий, групповых, кружковых и других видов работы на 2009 г.

2.2.1Основные направления и задачи «Межпоселенческого культурно- досугового центра» на 2009 год.

2.2.2 Развитие художественной самодеятельности и проведение районных праздников и фестивалей.

2.2.3 Предполагаемое развитие в инфраструктуре МКДЦ на 2009 год.

Глава III. Пути совершенствования СКД в районном межпоселенческом культурно-досуговом центре г. Пестово.

3.1 Перспективные программы по совершенствованию деятельности МКДЦ.

Заключение

Список используемой литературы

Введение.

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.

Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.

Основная задача учреждений культуры, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.

Инфраструктура Социальной сферы велика. Основное развитие, которой приходится в основном на большие города и мега полисы. Когда в маленьких городах и селах основным источником информирования и развлечения, является телевидение. Основной причиной не развития в сельской местности является не сколько трудное финансовое положение, сколько не хватка профессиональных кадров и поддержки методических центров.

Актуальность данного исследования заключается в необходимости развивать и совершенствовать работу Районных методических центров с целью повышения профессионального подхода к решениям социокультурных проблем в досуговых учреждениях Пестовского района. Районный межпоселенческий культурно-досуговый центр является, не только базой обеспечивающей работникам сельских домов культуры методические практикумы, но и центром досуга для г. Пестово и Пестовского района. Для того, что бы совершенствовать, развивать и даже просто не дать исчезнуть многим сельским домам культуры, необходимо искать пути решения способствующие внедрить иноввационные методы работы в клубах и учреждениях досуга.

Целью данной курсовой работы является выяснение состояния социально - культурной деятельности в городе Пестово и Пестовском районе, а так же обоснование путей ее совершенствования.

Задачи курсовой работы :

Изучить состояние СКД в Пестовском Межпоселенческом культурно-досуговом центре.

Выявить состояния научного осмысления проблемы

Вычленить проблемы, вставшие перед таким социальным институтом.

Сформировать предложения о путях совершенствования СКД в Пестовском межпоселенческом культурно-досуговом центре.

Объектом исследования является социально-культурная деятельность Пестовского межпоселенческого культурно- досугового центра.

Предметом исследования является педагогический процесс совершенствования в межпоселенческом культурно-досуговом центре.

База исследования Пестовский Межпоселенческий культурно-досуговый центр.

Гипотеза исследования . Развитие Новгородчины может быть обеспечено главным образом за счет опережающего развития культуры, которое наряду с реализацией своих традиционных функций может принять на себя роль локомотива социально- экономического развития региона.

Методология исследования основывалась на восприятии человека как высшей ценности общества и культуры, как уникального средства всестороннего развития человека, общества, региона, страны.

Методика исследования строилась на изучении объективных документов: справок, докладов, сценариев, планов, отчетов и других документах, отражающих реальное положение дел, на изучении статистических данных по материальной базе кадров и содержании деятельности. Особую роль играла методика прямого и опосредованного наблюдения и экспертной оценки.

Практическая значимость проявилась в том, что сформулированные рекомендации могут быть использованы МКДЦ и другими подобными учреждениями, что будет способствовать совершенствованию работы всех подструктур данного учреждения и повысит уровень СКД в Пестовском районе.

На защиту выносятся:

Рассмотрение МКДЦ района не как единицу общности однотипных учреждений, а как отдельный объект, отличающийся по ряду признаков.

I . Сущность СКД и характерные основные черты управления учреждением социально-культурной сферы.

1.1 Понятие и функции «СКД».

В основе СКД лежат самостоятельные, самодеятельные виды культурной деятельности человека. СКД зарождается одновременно с высвобождением у человека свободного времени. Только освободившись от жизненно важных временных затрат на добывание и приготовление пищи, обустройство жилища и быта первобытный человек начал заниматься в свободное время искусством, прикладным творчеством, украшением собственных орудий труда, охоты, бытовых принадлежностей. Первые наскальные рисунки, рельефные изображения животных, людей, сцен охоты можно считать первыми проявлениями культурной деятельности. Таким образом, становление СКД проходило в виде свободного проявления самодеятельного творчества первобытного человека.

В отношении России начальным этапом развития менеджмента СКД как профессии можно считать Петровские преобразования, реформы в культурной жизни государства. В годы своего царствования (1682-1725), по образцу развитых европейских государств, Петр I вводит в общественную жизнь новые праздники, государственные ритуалы, традиции, ассамблеи и т.п. Петр I своими указами назначал на государственные должности чиновников, которые должны были организовывать работу новых типов учреждений культуры. В этот период появились первые государственные театры, музеи, библиотеки, парки.

Вторым этапом в развитии менеджмента СКД следует считать появление в XVIII-XIX в.в. профильных учебных заведений, которые специализировались, главным образом, на отдельных видах искусства. Скромная в целом численность учебных заведений отчасти компенсируется высоким уровнем подготовки специалистов. В С-Петербурге открывается Академия художеств (1757), получившая впоследствии статус Императорской (1764). Граф С.Г. Строганов выступает как основатель художественно-промышленного училища (Москва, 1825). Во второй половине XIX века профессиональных музыкантов, композиторов готовят Петербургская (1862) и Московская (1866) консерватории.

Третий этап в развитии менеджмента СКД связан с Октябрьской революцией 1917 года. После 1917 года в России была создана новая сеть учреждений культуры и учебных заведений, которые готовили кадры для новой социалистической системы культпросветработы. Создание этой системы отразилась на названии первых профессиональных менеджеров СКД российского государства. Под общим названием "политпросветработники" выделялись организаторы библиотечного дела, клубного дела, музейного дела и т.д. Данный период продолжался вплоть до начала 1930-х годов.

Четвертый этап в развитии СКД как профессии связан с утратой идейно-политической нагрузки на учреждения культуры, приобретением новых производственных функций, появлением новых типов учебных заведений и специальностей в социокультурной сфере. Активно развивается сеть вузов культуры, в комплексе осуществляющих подготовку затребованных практикой специалистов.

Пятый этап - завершающий этап развития менеджмента СКД (середина 1990г.г. - по настоящее время). Он характеризуется обобщением предыдущего опыта учреждений и организаций социально-культурной сферы.

Современная СКД состоит из множества слагаемых: просветительной, политической, творческой, досуговой, художественной и других видов социальной деятельности. Следовательно, современная СКД представляет собой синтетический вид профессиональной культурной деятельности, прошедшей длительный исторический путь становления и развития, основанной на многовековых национальных, образовательных и духовных традициях, требующей от специалиста знаний и навыков научно-исследовательской, учебно-педагогической, производственно-практической, научно-методической, экспертно-консультационной работы в социально-культурной сфере.

СКД обладает целым рядом социальных признаков, в частности:

" СКД является составной частью государственной и общественной жизни, ее национально-культурной основой.

" Помимо духовной сферы, СКД проявляется во всех ведущих сферах жизнедеятельности государства и общества.

" СКД характеризуется массовостью участия, продиктованной тем обстоятельством, что этой деятельностью охвачены все без исключения группы и слои населения.

" Главными носителями СКД являются:

Профессиональные работники социальной сферы, в том числе отраслей культуры и туризма.

Бо"льшая часть населения России, занимающаяся СКД на самодеятельных началах.

Важность СКД в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.

Функции социально-культурной деятельности как формы общественной практики, обеспечивающей реализацию механизма усвоения культуры:

Адаптивно-нормативную – в первую очередь связанную с хоминизацией личности, освоением формирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и других элементарных человеческих качеств, адаптацией к социуму и его культуре, приобретением способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;

Образовательно-развивающую – обеспечивающую освоение ценностей культуры, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности;

Преобразовательно-созидательную, которая принимает на себя вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества;

Эколого-охранительную, концентрирующуюся на формировании экологической культуры, сохранении культурного наследия, природной и культурной среды;

Информационно-просветительную, выражающуюся в накоплении, хранении и распространении информации, в культурно-просветительской деятельности, в формировании интеллектуальных и иных качеств, необходимых человеку информационного общества XXI века;

Интегративно-коммуникативную, реализующую диалог культур, взаимовлияние локальных цивилизаций, раскрытие достижений национальных и региональных культур, обеспечение адекватного и гуманного восприятия субкультур, формирование культуры деловых и неформальных отношений;

Рекреативно-игровую, предусматривающую формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки.

Каждое направление, каждая форма социально-культурной деятельности строится по своим технологиям, обладает определенными, порой уникальными особенностями. Однако есть факторы, объединяющие всех, кто связан с этой сферой духовной жизни. Это принципы социально-культурной деятельности как наиболее общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, и предопределяющие ее направленность, характер, содержание и формы:

Добровольности и общедоступности социально-культурной деятельности;

Развития инициативы и самодеятельности;

Комплексности использования культуросозидающего потенциала природы и общества;

Дифференциации идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения;

Преемственности и последовательности вовлечения индивида в мир культуры;

Взаимовлияния и взаимодополняющего воздействия реализации адаптивно-нормативной, образовательно-развивающей, преобразовательно-созида­тель­ной, эколого-охранительной, инфрмационно-про­светительной, интегративно-коммуникативной и рекреативно-игровой функции;

Единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства и поведение людей;

Эстетизации общественной жизни.

Социально-культурная деятельность – чрезвычайно емкое и сложное понятие. Оно интегрирует труд архитектора, писателя или художника, создающих ценности культуры, работу реставратора, архивариуса или специалиста музейного дела, сохраняющих культурное достояние человечества, созидательное творчество педагога, руководителя самодеятельного объединения или организатора досуга, распространяющих эти ценности и вовлекающих в мир культуры новых и новых людей. Эта деятельность может быть институциональной и неинституциональной, носить профессиональный или любительский характер, осуществляться индивидуально или в рамках коллектива.

КДД (культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.)

КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы.

1.2 Понятие и функции досуга.

Знание СКД необходимо для совершенствования и улучшения культурно-досуговой сферы.

Досуг – это деятельность, которая наполняет свободное время человека. Существуют две формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная.

Виды досуговой деятельности:

· Самообразование

· Общественная деятельность

· Потребление культурных ценностей

· Занятие спортом

· Туризм и путешествия

· Развлечения

· Общение с людьми

· Общение с природой

· Пассивный отдых

· Антисоциальные виды досуга

Рациональный досуг – это тщательно спланированный досуг, включающий в себя большое количество полезных мероприятий: развлекательный, познавательный, созидательный и праздничный виды досуга. Формировать культуру досуга несложно на примере других людей. Основными задачами КДУ являются удовлетворение культурных потребностей людей, возвышение их и расширение их диапазона.

Досуг как часть свободного времени, обладает двумя функциями:

Рекреативной, позволяющей снять напряжение и восстановить силы посредством активного отдыха;

Развивающей, позволяющей развиваться, самоутверждаться, самореализовываться и проявлять свои личностные качества.

1.3 Учреждения и организации социально-культурной сферы в РФ и регионах

Философия под институтом понимает элемент социальной структуры, исторические формы организации и урегулирования общественной жизни. К социально-культурным институтам относятся многочисленные учреждения и организации, с помощью которых осуществляется накопление и передача культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение культурологических знаний.

Термином «социально-культурный институт» обозначаются:

Семья, государственные и муниципальные структуры, производственные объединения и предприятия, негосударственные общественные организации, системы народного образования, средства массовой информации, специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, библиотеки и т.д.

Социально-культурный институт объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решения конкретных социально-культурных задач.

Сеть культурно-досуговых учреждений

Под сетью понимается объединение (сеть библиотек, сеть клубов…), в основу которого положен территориальный или ведомственный признак.

Территориальный признак учитывает количество учреждений по месту их расположения в масштабе района, города, области, края и т.д.

Ведомственный признак учитывает численность учреждений по их подчиненности, по финансированию:

Государственные

Муниципальные

Общественные

Коммерческие

Ведомственные

1.4 Институты массовой информации.

Незаменимым помощником в осуществлении социально – культурной деятельности являются институты информации. Средства массовой информации - это канал распространения культурных знаний, норм и ценностей, инструмент развития массового сознания в обществе.

Журналистика как продуктивная деятельность, основанная на субъект-субъектных отношениях. Ее продукт - организация непрерывной массовой информации населения. Аудитория СМИ (читатели, зрители, слушатели) - не только объект, но и субъект, самостоятельно решающий, потреблять или не потреблять информационную продукцию.

Роль СМИ в создании панорамы конкретных событий и проблем, характерных для современной социально-культурной сферы. Функции средств массовой информации как социально-культурного института:

Планирование и транслирование массовых информационных потоков с привлечением к участию в них представителей самых различных областей культуры и искусства

Взаимное сотрудничество со специалистами в инициировании и проведении различных видов социально-культурной деятельности

Воспроизводство, взаимообмен и взаимообогащение социокультурных технологий в среде объектов культуры, искусства, досуга, спорта.

Газета . Преимущества: массовость читательской аудитории (газету читают все), высокая избирательность (разные группы населения читают разные газеты), возможность оперативных и частых публикаций. Недостатки: короткая жизнь газеты, ограниченность возможностей газетной площади.

Журнал. Преимущества: высокая избирательность, хорошее качество воспроизведения материала, долгая жизнь, престижность многих изданий, включая стремление к поддержанию высокого имиджа, возможность для чтения не спеша Недостатки: большие финансовые затраты на производство, долгий процесс подготовки продукции к выходу из печати.

Радио . Преимущества: высокая мобильность отклика на события, относительная дешевизна для потребления, высокая избирательность для потребителя информации, возможность оперативного внесения корректировки в передачи. Недостатки: мало станций, действующих на всю страну, короткая жизнь информационного сообщения, сравнительно невысокая престижность у потребителя.

Телевидение. Преимущества: выход на большую, часто многомиллионную аудиторию, низкие издержки затрат на производство продукции на одного зрителя, высокая престижность (особенно отдельных каналов и рубрик), географическая и экономическая селективность Недостатки: высокие финансовые затраты на производство продукта, короткая жизнь отдельных передач, негарантированность размера аудитории, ограниченность возможности купить самое популярное время.

Технический прогресс выступает как источник экономического воздействия на печатные и электронные СМИ. Возможность выбора телепрограмм, особенно кабельных. Расширение телерынка. Участие телестудий и компактных кабельных телецентров в выборе своей аудитории.

Использование Интернет-сети в распространении социально-культурной информации. Преимущества этого источника: ориентированность на определенные уровни пользователей и известность в мировых компьютерных кругах.

1.5 Культурно досуговые учреждения.

Все действующие в России КДУ подразделяются на несколько типов, каждый из которых включает группу однородных учреждений, обладающих характерными признаками.

1. Учреждения искусства - Эрмитаж, Картинная галерея, Третьяковская галерея, Театр кукол и масок Театр оперы и балета Театр драмы, филармония, концертный зал и т.д.

2. Культурно-досуговые учреждения и предприятия туризма - Цирк, туристическая фирма, краеведческий музей, мемориально-музейный комплекс, матросский клуб, Дом учителя, городской музей, ПКиО, клубы по месту жительства, концертно-танцевальный зал, центр детского творчества, Дом актера, зоопарк, планетарий,

3. Учреждения культуры - Дворец культуры и техники, городской Дом культуры, театрально-зрелищное предприятие, районный Дом культуры областная библиотека, детская библиотека, социально-культурное учреждение.

4. Большое распространение получают в наши дни виртуальные учреждения культуры (Интернет-салоны, Интернет-клубы).

За последние 10 лет произошли огромные изменения в системе КДУ. В наши дни гражданам предоставлен большой выбор, появились КДУ, рассчитанные на определенные слои населения по опыту работы на Западе (клубы бизнесменов, клубы лидер-леди). Отрицательно то, что сократилась сеть сельских КДУ (клубов, ДК, библиотек), т.к. государство не в состоянии содержать эту сеть.

Поскольку учреждения культуры в настоящее время финансируются ничтожно малыми суммами по сравнению с теми, которые требуются для нормального функционирования культурно-досуговой работы, администрация КДУ вынуждена часть искать свои пути решения материальной проблемы.

Под управлением учреждением социально-культурной сферы понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов – организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность.

Социально-культурная сфера – сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной сфере относятся очень многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и пр. Другие вкладывают в понятие социально-культурной сферы совокупность предприятий, выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего общества, в этом случае в социально-культурную сферу попадает достаточно узкий перечень предприятий – театры, библиотеки, клубы, музеи.

Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами.

Управление в социально-культурной сфере представляет особый интерес.

Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще – как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.

Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность управления в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.

В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство – нарастание требований к управленческой компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой к все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность – все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере. Если раньше он видел себя преимущественно работником «идеологического фронта», педагогом-воспитателем, то теперь он должен быть практически ориентирован в технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотным специалистом, короче говоря – быть полноценно компетентным в вопросах менеджмента, без всяких скидок на пресловутую «специфику» сферы.

Более того, сама эта специфика заключается отнюдь не в «усеченности» управления, а наоборот – в его расширительном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую, так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе – применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба.

В данной работе была описана социальная деятельность Государственного учреждения культуры «Межпоселенческого культурно-досугового центра», его развитие и деятельность, осуществляемая в наши дни. Проанализировав выше изложенное, можно сделать следующие выводы:

МКДЦ, не смотря на трудное финансовое положение в стране, не утрачивает своей набранной силы в сфере культуры и на всех парусах мчится к более полному и совершенному развитию.

На данный момент не может обхватить все сферы деятельности в области культуры, но целенаправленно движется к этому.

Коллектив центра проводит большую и разнообразную идейно-воспитательную и культурно-массовую работу с посетителями средствами искусства.

Полному осуществлению задуманных планов и идей мешает низкое финансирование, что не позволяет приглашать более известных людей из других регионов и приобретение новинок в сфере технологий.

Сильную конкуренцию составляет наличие частных развлекательных клубов в городе, которые предоставляют множество игровых, зрелищных и развлекательных мероприятий, чего предоставить МКДЦ не может жителям города.

1. Ариарский М.А. Прикладная культурология. СПб: «ЭГО», 2001.

2. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 2004.

3. Культура досуга. – Киев: Высшая школа, 1990.

4. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб: «Лань», 2001

5. СКД в Ленинградской области. Методические рекомендации. В помощь директорам и дирекциям. Л., 1976.

6.Социальное проектирование в сфере культуры. Перспективные модели учреждений культуры: Сб. науч. тр./НИИ культуры. – М.,2005.

7. Марков А. П. Отечественная культура как предмет культуроло­гии. СПб., 1996..;

8. Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996..;

9. О защите духовных интересов населения и развитие КДД в новых общих экономических условиях // Клуб. – М., 1996.-№7.

10. Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность. Учебное пособие. Орёл, 1997.

11. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М.-М.: Издательство МГУК, 1981.

12. Киселева Г.Г. Красильников Ю. Д. Основы менеджмента в социально-культурной сфере, М., 2003.

13. Воспитательная деятельность клубных учреждений. – М: НИИ культры, 1983.

14.Примерное содержание воспитания школьников. Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы/ Под ред. Марьенко И. С. Изд. 5-е. М., 1984.

15. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. М. , 1994.

16. Киселева Г.Г. Красильников Ю. Д. Основы менеджмента в социально-культурной сфере, М., 2003.

17. Мосалев Б.Г. Досуг. – М.: Изд-во МГУК, 1995.

18. Николаева Т.Н. Демократизация деятельности клубов в процессе перестройки: Автореф. дис…канд.пед.наук / МГИК.-М., 1991.

19. Соколов Э. В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972.

20. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К„ Есипов Б.П., Королев Ф.Ф. Педагогика М., 1968.;