Шукшина - чудик (Школьные сочинения). Герой рассказов В

Шукшин искал своих героев среди простого народа. Его привлекали обычные люди с необычными характерами. Такие образы всегда сложны для понимания, но, вместе с тем, близки каждому русскому человеку.

Именно такой характер Шукшин рисует в рассказе «Чудик». Чудиком «иногда ласково» называет главного героя жена. Весь рассказ - описание отпускной поездки Чудика к своему брату на Урал. Для него это становится большим, так долго ожидаемым событием – как-никак, с братом они не виделись целых 12 лет.

Чудик - типичный деревенский житель. Но он «обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории – мелкие, впрочем, но досадные». Первое происшествие случается с героем еще по пути на Урал. В районном магазине, где Чудик покупает гостинцы племянникам, он случайно замечает на полу пятидесятирублевую бумажку: «Чудик даже задрожал от радости, глаза загорелись. Второпях, чтоб его не опередил кто-нибудь, стал быстро соображать, как бы повеселее, поостроумнее сказать этим, в очереди, про бумажку». Молча поднять ее у героя не хватает наглости...

Природная честность, зачастую присущая всем сельским жителям, толкает его на то, чтобы неудачно пошутить. Чудик совсем не умел острить, но ему ужасно хотелось. В этой ситуации герой, обратив на себя внимание всех, оказался непонятым. Очередь молчала. Чудик положил деньги на прилавок и ушел. По дороге он обнаружил, что «бумажка»-то была его. Но он постеснялся вернуться и забрать ее. А ведь деньги были сняты с книжки, долго копились, и их потеря – большой урон для героя. Настолько большой, что ему приходится вернуться домой. Хотел было Чудик возвратиться в магазин, объяснить очереди, оправдать как-то свою рассеянность. Но вместо этого он долго ругает себя: «Да почему же я такой есть-то?» Дома Чудик "получил по голове" от жены шумовкой, снял деньги снова и поехал к брату.

Главному герою странна и непонятна та реакция, которую он вызывает почти у всех людей, встречающихся на его жизненном пути. По его представлениям, он ведет себя естественно, так, как надо себя вести. Но люди не привыкли к такой открытости и искренности, поэтому смотрят на героя как на самого настоящего чудика.

И вот Чудик наконец в самолете. Он немного побаивается, так как не совсем доверяет этому чуду техники. Пытается заговорить с новым соседом, но тому более интересна газета. Скоро приземление, стюардесса просит пристегнуть ремни. Хотя сосед и отнесся к Чудику с недоброжелательностью, герой, осторожно тронув его, говорит, что стоило бы пристегнуться. Но не послушался самоуверенный «читатель с газетой», упал.… И поблагодарить бы он должен Чудика за заботу, но вместо этого накричал на него за то, что тот, помогая искать его вставную челюсть, потрогал ее руками (чем же еще?). Другой бы на месте героя обиделся – такая благодарность за заботу. А он приглашает соседа к брату домой, чтобы прокипятить, продезинфицировать челюсть. «Читатель удивленно посмотрел на Чудика и перестал кричать» - не ожидал такого ответа на свою грубость.

В аэропорту Чудик пишет телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Васятка». Телеграфистка переправляет текст на короткий «Долетели. Василий». И вновь Чудик не понимает, почему он не должен писать любимой жене подобного в телеграммах. Герой предельно открыт, даже в общении с совершенно незнакомыми людьми.

Знал Чудик, что есть у него брат, что есть племянники, а вот о том, что есть еще и сноха, и подумать не мог. Не мог он также подумать, что невзлюбит она его с первого же дня знакомства. Но герой не обижается. Он снова желает сделать доброе дело, да такое, чтобы понравилось негостеприимной родственнице. На следующий день после приезда Чудик расписывает детскую коляску. А потом, довольный собою, идет покупать подарок племяннику.

За это «чудачество» сноха выгоняет героя из дома. Ни ему самому, ни даже его брату Дмитрию непонятно, за что так зла Софья Ивановна на простых людей. Они приходят к выводу, что она «помешалась на своих ответственных». Похоже, это удел всех городских людей. Должность, положение в обществе – вот мерила человеческого достоинства для «образованных», а душевные качества стоят для них на последнем месте. Чудик уехал… Дмитрий ничего не сказал...

Домой герой приехал, когда шел парной дождик. Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по теплой мокрой земле.

И лишь в самом конце рассказа Шукшин говорит, что Чудика зовут Василий Егорыч Князев, что работает он киномехаником в селе, что обожает сыщиков и собак, что в детстве мечтал быть шпионом. Да и не так это важно. Важно то, что поступает он так, как подсказывает ему сердце, ибо именно такое решение - единственно правильное и искреннее.

Все это Шукшин описывает трогательно и предельно просто. На нашем лице может появиться лишь умиленная улыбка, грустная, но добрая. Иногда Чудика становится жаль. Но это не оттого, что автор пытается вызвать сочувствие. Нет, Шукшин никогда не идеализирует своих героев. Он показывает человека таким, каков он есть.

Герой рассказа взят из деревенской среды, потому что, считает Шукшин, лишь простой человек из глубинки сохранил в себе все положительные качества, данные изначально человеку. Ему больше всего присуща та искренность, доброта и наивность, которой так не хватает современным городским людям, изуродованным прогрессом и так называемой цивилизацией.


В.М. Шукшин известен как прекрасный актер, режиссер и сценарист. Главным своим призванием Василий Макарович считал литературу, написал много произведений, среди которых есть романы и повести. Однако больше всего полюбились читателю шукшинские рассказы о простых русских людях с необычными характерами.

В рассказе “Чудик” об одном из таких интересных людей и повествует Шукшин. “Чудик” описывает путешествие простого деревенского жителя в большой город. Случайные встречи и незначительные происшествия открывают характер героя, показывают его внутреннее содержание.

Сюжет рассказа прост – деревенский мужик едет в гости к своему брату.

По дороге и в гостях у брата попадает в неловкие ситуации – теряет деньги, подает руками вставную челюсть соседу в самолете, разрисовывает красками детскую коляску.

Неумело шутит, его шутки остаются непонятыми. Сноха (жена брата) гонит гостя прочь, брат не заступается и герой рассказа уезжает домой.

Цель автора – не рассказать о поездке из пункта A в пункт B. Василий Макарович считал, что в жизни стало очень много зла. К человеческой неблагодарности, недоброжелательству, отсутствию любви привлекает писатель внимание читателя.

Его герой не совершает дурных поступков, не хулиганит, не хамит, однако в глазах людей выглядит чудаком. Может быть, именно поэтому?

Шукшин представляет своего героя читателю просто – Чудик. На примере одной поездки автор раскрывает странности этого зрелого мужчины, которые заключаются в детской наивности, доброте и всепрощении.

Важно! Герой произведения постоянно попадает в неловкие ситуации, но никого не винит в своих промахах, кроме себя самого.

В магазине обронил нечаянно пятидесятирублевую купюру и, подумав, что это чужие деньги, отдал продавщице с шутками. Очередь молча смотрела на чудака.

Он понимает, что его поступки и слова удивляют людей, кажутся им странными, мучается от этого сознания и не понимает, в чем дело.

Герой Шукшина сам себе задает вопрос, почему он не такой, как все, почему такой уродился.

Он испытывает душевную боль и не видит смысла в жизни, когда в очередной раз попадает в неловкую ситуацию и становится лишним среди людей.

Шукшин показывает на примере обыденных жизненных ситуаций, насколько люди утратили искренность и простоту в общении. Искренний и простой мужчина вызывает недоумение.

Википедия определяет значение слова чудик как человек, который поступает неуместно, необычно, не так, как принято. Это не означает, что поведение его аморально или асоциально, просто оно отличается от общепринятого. Синоним – чудак.

Именно такой чудак предстает перед нами в рассказе – простой и бесхитростный.

Эти качества вызывают непонимание и даже отторжение у людей прагматичных, живущих с одной целью – заработать, выйти в люди.

Моральные качества человека больше не занимают должного места в иерархии ценностных ориентиров русских людей. Об этом говорит Шукшин.

Чудик – истинно русский характер, стал редкостью в России.

Чтобы знать, о чем этот рассказ, достаточно прочесть краткое содержание. Ближе познакомиться с Чудиком и вместе с ним побывать на Урале в гостях у брата Дмитрия можно лишь прочитав рассказ. Читать можно онлайн или бумажную версию.

Язык Шукшина простой, народный, отображает характер героев, их внутреннее состояние. Нет ни одного надуманного слова, читатель как будто лично присутствует при беседах героев. В

этих людях легко узнать своих знакомых, соседей, друзей – так точны высказывания и наблюдения писателя.

Основные события

Краткий пересказ представляет собой освещение все приключений Чудика во время его отпускной поездки на Урал.

Главный герой – Василий Егорович Князев. Работает киномехаником, женат, ему 39 лет. Жена называет Василия Чудиком. Любит шутить, но шутит неумело. Желает всем людям добра, приветлив ко всем и часто попадает в неловкие ситуации.

Во время отпуска главный герой собирается в поездку. Брат, к которому едет главный герой, живет на Урале, женат, есть дети. Братья не виделись 12 лет. Василий собирается в поездку с радостью и нетерпением. Дорога предстоит дальняя, с пересадками: предстоит ехать автобусом до райцентра, затем поездом до областного города и самолетом.

В райцентре зашел в магазин, чтобы купить подарки племянникам.

Увидел на полу новенькую пятидесятирублевку и обрадовался поводу пошутить и оказать услугу потерявшему.

Хозяин денег не нашелся, их положили на прилавок, чтобы отдать потерявшему. Выйдя из магазина, вспомнил, что у него была такая же купюра.

В кармане ее не оказалось. Василий постыдился вернуться в магазин и признаться в своей оплошности, боялся, что не поверят.

Пришлось возвращаться домой за деньгами. Жена покричала, снова сняли деньги с книжки, и Василий снова отправился в путь.

На этот раз путешествие прошло без злоключений, не считая небольших моментов:


Благополучно добрался к дому брата Дмитрия. Братья обрадовались встрече, вспоминали детство. Жене брата, Софии Ивановне, не понравился простой сельский житель.

Дмитрий пожаловался Василию на жену, ее злобу, на то, что совсем “замучила” детей — отдала одного “на пианино”, другую — “на фигурное катание” и презирает его за то, что “не ответственный”.

Василию хочется мирных отношений со снохой.

Желая сделать ей приятное, он разрисовывает детскую колясочку (в деревне расписал печь всем на удивление), покупает племяннику белый катерок.

Вернувшись домой, застает семейную ссору. София Ивановна кричала мужу, чтоб “этот дурак” сегодня же убирался домой.

Василий остался незамеченным и до вечера просидел в сарайчике, где и нашел его Дмитрий. Гость решил ехать домой, и брат не сказал ничего.

Князев вернулся в свою деревню. Прошел дождик. Путешественник разулся и, напевая, шел по дороге домой.

Важно! Только в самом конце рассказа Шукшин сообщает имя своего героя, его профессию – киномеханик, говорит про любовь к собакам и сыщикам и о детской мечте – стать шпионом.

Полезное видео

Подведем итоги

Каждый читатель может увидеть в какой-то момент себя – в главном герое, или его снохе, безвольном брате или интеллигентном товарище из поезда.

Вконтакте

Анализ рассказа "Чудик".

В. М. Шукшин пришёл в литературу со своим героем, что и способствовало появлению в критике таких понятий, как "шукшинский герой" и "шукшинская жизнь".Шукшинский герой живёт в селе или посёлке, реже в городе.Но писатель не делит героев на "городских"и "деревенских", и не противопоставляет деревню городу, как это может показаться,он озабочен нравственным состоянием человека, вне зависимости от места жительства.

Герой Шукшина всегда неоднозначен. В нём есть то, что способно вызвать и гнев, и сострадание, и иронию,и горькое раздумье о не сложившейся жизни, о нравственных силах, не получивших разумного применения.Излюбленный герой писателя – это особенный человек,в людской молве окрещённый "чудиком".Это фантазёр и поэт, стремящийся одарить окружающих сказкой, легендой. Люди талантливые всегда щедры. Они ищут пути к сердцу человека, чтобы шуткой, игрой пробудить ответное чувство,с которым приходит согласие и взаимопонимание.Но вся чудаковатость, странность таких героев – лишь внешняя. Их внутренний, характер воспринимается не как нечто ненормальное, а как нравственно – эстетический идеал Шукшина.

Своему любимому литературному типу – " странному человеку", "чудику" – посвящает рассказ В. Шукшин. На примере эпизодов из жизни главного героя автор поднимает проблему духовной деградации общества, в котором не ценятся лучшие природные человеческие качества: открытость, непосредственность, доброта. "Не понимаю: почему они стали злые?"- с отчаянием говорит о людях главный герой, а вместе с ним и автор.

В центре рассказа – человек, на необычность которого Шукшин указывает сразу же,дав ему странное прозвище – Чудик. Чудик – значит странный, необычный, вызывающий удивление. Таким странным, непонятным кажется главный герой окружающим людям, а главное жене, человеку,вроде бы, самому близкому и понимающему. Но и она называла мужа чудиком ласково лишь "иногда", как иронично замечает автор.

В обрисовке образа главного героя Шукшин пользуется интересным приёмом: уподобляет Чудика ребёнку, ненавязчиво находя детские черты в его внешнем облике и поведении. Этим автор подчёркивает природную чистоту его сердца и непосредственность душевного склада – качества, которые, казалось бы, не могут вызвать у окружающих ничего кроме симпатии… Но на деле всё происходит иначе.

Портрет главного героя весьма своеобразен: "крупное мясистое лицо", "круглые глаза" отражают особенности его внутреннего мира.

Круг,окружность – символ законченности, гармонии, которая царит в его душе, не омрачённой злобой и завистью. Дважды употреблённый эпитет "круглый" даёт нам возможность также увидеть героя, удивлённо смотрящего на жизнь, словно ребёнок, постигающий мир.

Как и ребёнок, Чудик не умеет говорить о красоте, но чувствует её: ему хочется упасть "в облака, как в вату" и осязать их каждой клеточкой тела.Здесь к нему приходит детское желание "поесть в самолёте – ради любопытства".Чудик разрисовывает детскую коляску петушками и цветочками, напоминая этим своим поступком читателю о шаловливой непосредственности ребёнка. А ещё он "обожает сыщиков и собак". И только в конце рассказа (что не случайно) читатель с удивлением узнает, что Василию Егоровичу Князеву – это настоящее имя Чудика – тридцать девять лет от роду".Но окружающие не воспринимают его как обычного взрослого человека,им мешает детское начало в его характере. "Вы - взрослый человек, не в детсаде",- замечает Чудику строгая телеграфистка. "Дети – цветы жизни, их надо сажать головками вниз", - цинично изрекает в самолёте читающий сосед героя,словно почувствовав в чудике ребёнка. А сноха Софья так просто его ненавидит его. Чудик, как ребёнок, болезненно переносит человеческую ненависть, ему становится очень больно и страшно. Он хочет теплоты, участия и любви, - всего того, что привык дарить окружающим он сам.

Почему же люди стали жестокими и равнодушными? Почему они так ненавидят простодушие и искренность? Причину этого автор видит в том, что человек забывает, каким он был в детстве, забывает свои истоки и подменяет истинные ценности ложными. Так сосед в самолёте занят чтением газеты,а "до живого человека ему дела нет". Сноха Чудика, уехав из деревни, стала стесняться своего происхождения и, устроившись буфетчицей в городском учреждении, стала смотреть свысока на "деревенских" и преклоняться перед "ответственными" и " руководителями". Такие люди, оторвавшись от своих корней, медленно деградируют, сами того не замечая. Это их автор устами главного героя называет "психами", а странный Чудик видится ему более нормальным, чем все остальные.

Символична в этом плане сцена с искусственной челюстью. Искусственная челюсть – деталь здесь неслучайная: это символ искусственности, неестественности, безжизненности общества, которое Шукшин показывает всё же не мрачно и пессимистично, а в комическом свете.

Образ Чудика в рассказе, несмотря на внешнюю странность, является олицетворением лучших природных человеческих качеств, лучших черт национального характера. Именно Чудика делает автор героем, не оторвавшимся от своих корней, от природы, в которой человек черпает силы и здоровье, нравственное и физическое.

В понимании главной мысли рассказа – о неразрывной связи человека с естеством, с природой, - очень важна последняя сцена. Возвращаясь из города, Чудик " снял новые ботинки " и бежит по " тёплой мокрой траве ".От соприкосновения с землёй всё его существо ликует и выливается в песню.

Музыка и обновляющаяся дождём природа помогают главному герою вновь обрести, наконец, душевную гармонию и покой.

В творческой мастерской писателя.

Не бывает никогда ни у кого,

чтобы легко писать,

чтобы лилось из-под пера.

Писать всегда трудно и чем труднее,

тем лучше выходит.

А. Толстой.

Написать хорошую книгу, рассказ, повесть не так-то просто. Писатель не один, не два раза переделывает написанное, исправляя и дополняя его. Он вдумывается в каждое слово, в каждое предложения и, используя богатства нашего языка, находит единственно нужное слово и единственно нужный порядок слов.

Познакомимся с различными редакциями одного и того же произведения, поищем изменения и постараемся определить, чем они вызваны.

«Капитанская дочка» А. С. Пушкина

Простонал мой бедный Савельич Простонал мой Савельич

Я поблагодарил бедного Савельича. Я поблагодарил Савельича

Не успев хорошенько обдумать Не успев обдумать

Пугачёв грозно посмотрел. Пугачёв посмотрел.

А. С. Пушкин освобождает текст от излишних эмоциональных слов, главным образом - традиционных эпитетов – определений, выраженных прилагательными и наречиями.

Этот проклятый заячий тулуп. Это заячий тулуп.

(исключаются из текста бранные,

вульгарные слова).

Armer Kerl Бедный малый.

(заменяются иностранные слова

русскими)

От радости проговорился. От радости проболтался.

(книжное слово заменяется разговор-

«Челкаш» М. Горького

Вчитываясь и вдумываясь в текст, ученики приходят к выводу, что заменив деепричастиесжимался , Горький обращает наше внимание на то, что оба действия (греб и сжимался) совершенно равноправны, не подчинены одно другому, в то время как в первой редакции действие, выраженное деепричастием сжимаясь , имеет добавочное действие и подчинено глаголу-сказуемому греб.

Следующие тексты предлагаются:

«Челкаш» М. Горького

(В исправленной редакции А.М. Горький вместо трёх употребил одно причастие, потому что скопление причастий нарушает благозвучие речи.)

«Коновалов» М.Горького

(В окончательной редакции рассказа «Коновалов» Горький решил исключить причастный оборотвыражавшийсятолько мягким блеском глаз, и предложение, не потеряв своего смысла, стало легче, прозрачнее: в первой редакции предложение было сложной конструкции к сочинением и подчинением и, кроме того, в нём было два причастных оборота; в последней редакции горький сделал предложение простым с причастным оборотом.

Познакомившись с работой писателя над текстом, учащиеся приступают к исправлению текстов, часть которых взята из творческих работ самих детей. Например:

Неправильно

Правильно

1. Въезжая в Сечь, их никто не остановил.

2. Присев на край койки, глаза Джона остановились.

3. Вспомнив все это, на глазах у Васи навернулись слезы.

4. Получив тяжелую рану, разведчика спасли товарищи.

5. Дворник вел под уздцы лошадь, весело крутя мордой.

1. Когда они въезжали в Сечь, их никто не остановил.

2. Когда Джон присел на край койки, глаза его остановились.

3. Когда Вася вспомнил все это, у него на глазах навернулись слезы.

4. Когда разведчик получил тяжелую рану, его спасли товарищи.

5. Дворник вел под уздцы лошадь, которая весело крутила мордой.

(Не следует употреблять одних и тех же союзных слов при последнем подчинении как в последнем примере. В таком случае приходиться или заменить одно придаточное предложение причастным оборотом или заменить его другой конструкцией.)

В заключение решается несколько занимательных задач.

1.Продавщица оставила такую записку: «Через полчаса буду есть апельсины». Как следует понять написанное с такими знаками препинания? (Продавщица через полчаса будет есть апельсины.) Чтобы правильно передать мысль продавщицы, надо было бы написать так: Через полчаса буду. Есть апельсины.

2.На воротах одной из дач мы прочли такую надпись: «Стучите, злая собака!» Как понимать написанное? (Хозяин дачи обзывает всякого приходящего к нему злой собакой, так как слова злая собака при такой пунктуации являются обращением.) Чтобы предупредить о злой собаке, что, очевидно, хотел сделать хозяин дачи, надо было бы написать так: Стучите! Злая собака.

3. Какие пунктуационные ошибки изменили смысл предложений: 1) «Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах двадцать».2) «Саша сидела на скамейке, которая стояла в саду и ждала подругу».

4.Какую ошибку допустил ученик при чтении этих строчек Некрасова:

Свекровь её тут же старушка/

Трудилась. На полном мешке//

Красивая Маша - резвушка/

Сидела с морковкой в руке.

(Ученик сделал паузу не на точке, а после слова «на полном мешке» и получилось, что на полном мешке не Маша – резвушка сидела, а трудилась свекровь – старушка.)

5. Какое слово в предложении Мой отец занимается отловом живых карасей лишнее? (Слово живых , так как ловить можно только живых карасей.)

Труд писателя требует больших знаний, любви к слову, наблюдательности,умения использовать богатства языка.Благодаря титаническому труду писателей и поэтов создаются произведения, волнующие каждого из нас, доставляющие огромное эстетическое наслаждение.

В.А. Шукшин. Жизнь и творчество. Обзор.
Один из талантливейших писателей, писавших о людях и проблемах деревни, Василий Макарович Шукшин (1929-1974).
Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года на Алтае, в деревне Сростки. Фамилия его происходит из слова «шукша», что значит «волокна, остающиеся после трепания и чесания льна». Василию не исполнилось еще четырех, когда отец его был арестован и уничтожен как кулак. Семья (кроме Василия еще была дочь Наташа) потеряла кормильца, и мальчику пришлось уже с шести лет работать в колхозе.
Первое знакомство с городом прошло у Шукшина в 11 лет, когда он попал в город Бийск. Там, на базаре, он «окончательно решит стать жуликом». Полуголодный мальчишка мечтал о том, как он будет красть…арбузы.
Нужда заставила подростка идти в город. Сперва он пытается учиться на бухгалтера, потом в автомобильном техникуме. Но не было у Шукшина способностей ни к автоделу, ни к бухгалтерии. Уже в это время он тайно пишет стихи, а к концу войны – небольшие юмористические рассказы-анекдоты из деревенской жизни. В печать их не принимали.
В поисках заработка Шукшин переезжает из города в город. В 1946-1948 гг. был он и разнорабочим, и учеником маляра, и грузчиком, и слесарем-такелажником, работал на стройке, на восстановлении железных дорог. В 1949 году его призвали в армию, но из-за язвы желудка демобилизовали досрочно. В 1953-1954 гг. поначалу не имея среднего образования, работал в Сростках директором вечерней школы сельской и рабочей молодежи и готовился к экзаменам за десятилетку экстерном. Осенью 1953 г. сдал все экзамены. Василия Шукшина приняли в партию, избрали секретарем райкома комсомола.
В 1954 году в возрасте двадцати пяти лет, когда многие уже получили высшее образование, становится студентом 1-го курса ВГИКа, где учится в классе известного кинорежиссера Михаила Рома.
Летние каникулы В.Шукшин проводил дома, в Сростках, работал в колхозе, ездил по Алтаю, рыбачил, встречался с людьми. Как М. Шолохов на Дону, так и В. Шукшин на Алтае нашел своих героев.

Василий Шукшин известен как выдающийся актер, режиссер, сценарист. Как писатель начинал с публикации в 1961 году рассказов в журнале «Октябрь», а через 2 года вышел первый его сборник «Сельские жители».
Герои рассказов Шукшина – деревенские люди сталкивающиеся с городом, или горожане, попадающие в село (часто выходцы из той же деревни).
О себе Шукшин говорил: «Так у меня вышло к сорока годам, что я – ни городской до конца, ни деревенский уже. Ужасно неудобное положение. Это даже – не между двух стульев, а скорее так: одна нога на берегу, другая в лодке. И не плыть нельзя, и плыть вроде как страшновато…Но в этом моем положении есть свои плюсы… От сравнений, от всяческих «оттуда – сюда» и «оттуда – туда» невольно приходят мысли не только о «деревне» и «городе» – о России».
В. М. Шукшин – уникальное явление русской культуры.
Убежденный сторонник авторского кинематографа, В. Шукшин сам был сценаристом и постановщиком всех шести своих кинофильмов, в двух их них сыграл главные роли («Печки-лавочки» 1972 г., «Калина красная» 1974 г.).
Знаменательно, что триединство – сценарист-режиссер-актер- состоялось уже в первом его дипломном кинофильме «Из Лебяжьего сообщают» – 1960 г.
Широкую популярность завоевали рассказы Шукшина. В развитии жанра короткого рассказа Шукшин был продолжателем традиций А.П.Чехова.
Однако Шукшин работал во всех прозаических жанрах. Он автор двух романов и нескольких повестей. Это «Любавины», «Я пришел дать вам волю» и др.
Повести, которые создавал Шукшин, в силу своей драматургичности были либо экранизированы, либо поставлены в театрах, и которые свидетельствовали о разносторонности писательского дарования:
«Калина красная», киноповесть, 1973 г.
«Точка зрения». Повесть-сказка, 1974 г.
«Энергичные люди», сатирическая повесть для театра, 1973 г.
«А поутру она проснулась», повесть для театра, 1975 г.
Герои Шукшина из той «шукшинской жизни», которую прожил сам писатель.
Герой ранних рассказов Шукшина, повествующих о случаях из жизни, – простой человек, странный, добрый, часто непутевый. Автор любуется самобытным человеком из народа, умеющим лихо работать, искренне и простодушно чувствовать.
Критик А.Макаров, рецензируя сборник «Там, вдали», 1968 г., писал о Шукшине: «Он хочет пробудить у читателя интерес к этим людям и их жизни, показать, как, в сущности, добр и хорош простой человек, живущий в обнимку с природой и физическим трудом, какая это притягательная жизнь, несравнимая с городской, в которой человек портится и черствеет».
Со временем образ героя усложняется, и отношение автора к героям несколько меняется – от любования до сопереживания, сомнения, философского размышления.

«Чудик» был написан в 1967 году. Шукшиным и появился в 1967 году в девятом номере журнала «Новый мир». Главный герой рассказа — тридцатидевятилетний сельский механик Василий Егорович Князев. Начинается рассказ просто. Жена называла его чудик. Иногда ласково.

Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-то случалось. Перед нами характерное, чисто шукшинское начало: динамическое, уверенное, какое-то убыстренное, взрывное. Оно несколькими выпуклыми штрихами передает главное в образе и характере героя — непохожесть на обычных людей.

Завязкой сюжета является следующий эпизод. Чудик, собираясь навестить своего брата на Урале, выронил деньги в магазине. Однако сразу не догадался, что эта пятидесятирублевая бумажка его, легко и весело пошутил: «Хорошо живете, граждане! У нас, например, такими бумажками не швыряются». После этого он так и не смог пересилить себя, чтобы забрать проклятую бумажку. Пришлось возвращаться домой, снимать деньги с книжки и вторично отправляться в путь.

Этот эпизод имеет реальную жизненную основу. Весной 1967 года Шукшин был в командировке в Бийске, зашел в магазин, нашел пятидесятирублевую бумажку и отдал ее как кем-то потерянную, а потом хватился, но вернуться за ней в магазин постыдился.

Здесь проявляется еще одно свойство таланта Шукшина: все то, что его как-то коснулось или обратило на себя внимание, он не просто фиксировал и навсегда запоминал, а как бы записывал в памяти. И если это требовалось для творчества, то спустя многие годы он мог полностью, в тех же красках и звуках, воспроизвести всю картину. Однако в художественных произведениях он всегда добавлял какие-то интонации и оттенки; сгущая и концентрируя события, додумывая и иногда поворачивая все по-другому, нежели это было на самом деле.

Следующий эпизод рассказа — пребывание Чудика в семье брата. Сноха, буфетчица управления, презирает деревенских, стремится стереть в своей памяти все деревенское и стать горожанкой. Она враждебно, не по-родственному относится к Чудику; герой никак не может понять, в чем он виноват, Желая сделать ей приятное, Чудик разрисовал коляску маленького племянника так; что ее трудно было узнать. За это его изгоняют из дома. Опять ему стало больно. Когда его ненавидели, ему было очень больно. И страшно.

Казалось: ну, теперь все, зачем жить? Эта сцена является кульминацией. Шукшин умеет при помощи реплики, детали, жеста передать характер главного героя. Очень выразительна речь Чудика: в ней слиты воедино искренняя непосредственность, простодушие, наивность, неиспорченность, простота. Здесь Шукшин следует главному принципу, утвержденному когда-то Чеховым: «первая и главная прелесть рассказа — это простота и искренность».

Развязка — возвращение героя домой. Домой Чудик приехал, когда шел рясной парной дождик. Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по теплой мокрой земле — в одной руке чемодан, в другой ботинки … С одного края небо уже очистилось, голубело, и близко где-то было солнышко. И дождик редел, падал крупными каплями в лужи; в них надувались и лопались пузыри». Здесь следует отметить, что в рассказах Шукшина редко встречаются пейзажные зарисовки. Но в этой финальной сцене рассказа пейзаж показан не случайно: природа помогает главному герою вновь обрести потерянное душевное спокойствие.

Смысл этого рассказа в том, что такие люди, как Чудик, украшают жизнь, ибо с их появлением изгоняется пошлость, равнодушие. И еще Шукшин выделяет в характере таких героев следующее: есть люди в городе ли или на селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут чудиками. От обычных людей их отличает разве только то, что талантливы они и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут. Их любят особой любовью за эту их отзывчивость и в радости, и в беде. При всей простоте и непритязательности их жизни на поверку они оказываются душевнее, чище и скромнее, чем те, кто любит посмеяться над их странностями и чудачествами.