Наши Архангелы: Кто яко Бог – Михаил, Сила Божия – Гавриил, Помощь Божия – Рафаил, Свет Божий – Уриил, Молитва к Богу – Салафиил, Слава Божия – Иегудиил, Благословение Божие – Варахиил — святой-модест.рф. Собор архистратига божия михаила

21 ноября православные христиане празднуют Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных. Собор – это совокупность всех святых ангелов во главе с Архистратигом Михаилом. Они восславляют Святую Троицу и служат Богу. Публикуем слово святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, сказанное в этот день.

Празднующим в честь высоких и благотворных лиц всего ближе и приятнее в продолжение празднества беседовать между собою о сих лицах. Посему, братие, и я намерен побеседовать ныне с вами о Святых Архангелах. Священные изображения их всегда предстоят очам нашим в сем храме, посвященном их имени; но они стоят на такой высоте, что многие с трудом могут возводить туда взор и не в состоянии различать всего, чем отличается изображение каждого Архангела. Посему слово наше может быть не безплодным для слуха вашего дополнением и изъяснением того, что всегда видит здесь ваше око. Только не ожидайте, братие, от меня в сем случае каких-либо собственных умозрений о мире Ангельском; с сего священного места должно слышаться одно то, что открывают нам касательно Ангелов слово Божие и сказания тех богомудрых мужей, кои не напрасно именуются от самой Церкви собеседниками Ангелов.

Ублажаемые ныне Церковью лица называются Архангелами, или главными и первыми из Ангелов, потому что они суть вожди и начальники ликов Ангельских. Ибо и на небе, братие, несмотря на взаимную любовь, радость и блаженство всех и каждого, нет, однако же, того равенства, коего некоторые, по крайнему неразумию, ищут на земле; и там одни начальствуют и предстоят, другие повинуются и последуют. Существенное и полное равенство находится только между тремя Лицами Пресвятыя Троицы: Богом Отцом, Богом Сыном и Богом Духом Святым. Хотя число Ангелов крайне велико, тмы тем, по выражению Писания, но Архангелов только семь. «Аз есм… един от седми святых Ангелов, - так говорил Архангел Рафаил праведному Товиту, - иже приносят молитвы святых и входят пред славу Святаго » (Тов. 12:15). И святой Иоанн в своем дивном Апокалипсисе, изрекая благодать и мир церквам «от Сущаго, и Иже бе, и Грядущаго », изрекает потом благословение: «и от седми духов, иже пред престолом Его суть » (Откр. 1:4).

Отчего главных Ангелов только седмь - не менее и не более?.. Эта тайна творения, доведомая Господу и Творцу Ангелов. Мы с благоговением только можем приметить в настоящем случае, что седмеричное число составляет один из самых главных законов происхождения и бытия тварей и в мире духовном, и в мире вещественном. Ибо воззрим ли на Царство благодати?.. Обретаем седмь даров Духа Святаго, седмь Таинств. Посмотрим ли на царство природы?.. Находим седмь лучей света, седмь тонов звука, седмь дней творения, и прочее.

Из числа седми верховных духов Святая Церковь первым признает Михаила , поэтому и настоящее празднество именуется Собором Архистратига Михаила и прочих Безплотных Сил. Кто яко Бог - означает имя его; кто яко Бог - выражают собою и все дела его. Он первый восстал против Люцифера, когда сей восстал против Вседержителя. Известно, чем кончилась эта первая ужасная брань, - низвержением Денницы с неба. С тех пор Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за Церковь и чад ее. Поэтому и изображается всегда в воинственном виде, с копьем или мечом в руке, имея под ногами дракона, то есть духа злобы. Белая хоругвь, украшающая верх копья его, означает неизменную чистоту и непоколебимую верность Ангелов Царю Небесному, а крест, коим оканчивается копье, дает знать, что брань с царством тьмы и победа над ним самыми Архангелами совершается во имя Креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения. Посему для тех, кои украшаются именем первого из Архангелов, всего приличнее отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею бранью против порока и нечестия, и всегдашним смирением и самоотвержением.

Второе место в ряду Ангелов принадлежит Гавриилу : имя, означающее силу Божию. Поелику у небожителей название всегда выражает самую вещь, то Архангел сей в деле служения спасению человеческому является особенно провозвестником и служителем всемогущества Божия. Так, имеет ли открыться сила Божия в чудесном зачатии Предтечи от престарелых родителей, - весть о сем зачатии возлагается на Гавриила. Имеет ли произойти безсеменное зачатие Самого Сына Божия, - честь благовестия о сем достается паки Гавриилу. Сей же Архангел, по мнению богомудрых мужей, послан был для подкрепления Спасителя в саду Гефсиманском, и для возвещения Богоматери Ее всечестного успения. Посему Церковь именует его служителем чудес. Но, служа чудесам, он, по тому самому, есть особенный служитель и тайн Божиих, ибо одно предполагает другое. Посему, когда нужно было некогда открыть Даниилу пророку будущие события, то он слышал глас: «Гаврииле, скажи видение оному » (Дан. 8:16). Имея в виду таковое служение Гавриила, Святая Церковь изображает его иногда с райской ветвью в руке, которая принесена им была Богоматери, а иногда с фонарем в правой руке, внутри коего горит свеча, а в левой - зерцало из ясписа. Изображается с зерцалом – поелику Гавриил есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого; изображается со свечою в фонаре, поелику судьбы Божий бывают сокрыты до времени исполнения их и, по самом исполнении, постигаются только теми, кои неуклонно смотрят в зерцало слова Божия и своей совести. Таким образом, если кому, то носящему имя Гавриила прилична та вера Божия, для коей, по слову Самого Спасителя, нет ничего невозможного (Мк. 9:23); и если от кого, то от них должно быть как можно далее наказание, которое за скудость веры принужден был некогда наложить сей Архангел на отца Предтечи (Лк. 1:20).

Рафаил , или помощь и исцеление Божие, есть имя третьего Архангела, - имя по тому самому любезное всем страждущим. В Священном Писании есть целая книга, в коей описывается, как сей Архангел, в виде человека, сопутствовал праведному Товии, освободил от злого духа его невесту, возвратил зрение его престарелому отцу, Товиту, и потом вознесся от них на небо. Поэтому сей Архангел и изображается с сосудом врачебным в левой руке, а правой ведущий Товию. Весьма поучительны слова, сказанные сим Архангелом при разлучении с семейством Товита.

«Благо молитва с постом и милостынею и правдою, - вещал Рафаил, –…милостыня бо от смерти избавляет и тая очищает всяк грех… Егда молился еси ты и невестка твоя Сарра, аз приношах память молитвы вашея пред Святаго: и егда погребал еси мертвыя, подобие присутствовах тебе, и егда не ленился еси востати и оставити обед твой, да отшед покрывши мертваго, не утаился еси мене благотворяй, но с тобою бех » (Тов. 12:8-9, 12-13). Посему кто желает сподобиться небесной помощи Рафаила, тому первее всего надобно самому быть милостиву к бедствующим. Милостивые скорее всего бывают помилованы сами. Тем паче добродетель милосердия и сердоболия должна отличать носящих имя Рафаила, иначе у них не будет духовного союза с Архангелом.

Четвертого Архангела изображают с мечом, обращенным против персей, а в шуйце с пламенем, ниспускающимся долу; а имя его Уриил , то есть свет или огнь Божий. Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и потребляет в них нечистые привязанности земные. Итак, это ваш Архангел, люди, посвятившие себя наукам! Как отрадно должно быть для вас знать, что ночные бдения и труды ваши над собранием познаний освещаются не одним стихийным мерцанием от лампады, а и светом от пламенника Архангела. И вот, конечно, источник многих истинно полезных и великих открытий в области наук! Тех открытий, о коих сами сделавшие их замечают, что они приходили на ум внезапно, как бы по откровению свыше. Удивительно ли приходить внезапным озарениям свыше, когда есть особый Архангел света и познаний?

Чего, однако же, можно ожидать от сего премирного наставника? Откровения тайн природы, превышающих наш разум и наши нужды? Предвозвещения будущих событий или чего-либо подобного? Нет, это дело не Архангела. Послушайте, что отвечал Уриил одному благочестивому, но слишком любознательному мужу, когда он, в жару страсти к познаниям, желал уведать от него тайну мироправления Божественного. Архангел не отрекся отвечать на вопросы, но потребовал, чтобы Ездра (так назывался сей муж) сделал для него прежде одно из трех: взвесил пламень огня, или указал начало ветра, или возвратил прошедший день. Когда Ездра отрекся невозможностью сделать это, то Архангел сказал: «аще был вопросил тя, глаголя: коль много жилищ есть в сердцы морстем, или коль много источников в начале бездны, или коль много жил есть над твердию небесною, или кии суть пределы райские; негли отвечал бы ми еси: в бездну не сиидох, ни во ад еще, ниже на небеса когда взыдох. Ныне же о сем не вопросих тя, точию о огни и о ветре и о дни, в оньже еси пребывал, и без сих вещей быти не можеши: и ты о сих ничтоже ми отвещал еси. Ты сих, яже твоя суть и с тобою возрастоша, познати не можеши, и как сосуд твой возможет вместити пути Вышняго?» (3 Езд. 4:7-11).

Заметьте урок сей люди, преданные наукам, и не забывайте, по примеру вашего Архангела, быть служителями не одного света истины, а и огня Божественной любви. «Разум… кичит », одна… «любы созидает » (1 Кор. 8:1).

Пятый Архангел есть верховный служитель молитвы, и называется Салафиилом . Чистая и пламенная молитва сама может служить вместо Херувима для души, охраняя ее от всех враждебных сил. Но каковы наши молитвы?.. Слабы, кратки, нечисты, холодны. И вот, Господь, зная сколь необходима для каждого из нас молитва, даровал нам целый лик Ангелов молитвенных с их вождем Салафиилом, - да дохновением чистых уст своих согревают наши хладные сердца и подвизают их на молитву, да вразумляют нас о чем, когда и как помолимся, да возносят самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям, то знайте, что это Салафиил. А видя в таком положении самого Архангела молитвы, старайтесь сами во время молитвы быть всегда в положении, приличном молящемуся. Приличном, говорю, ибо у многих нет и сего. Смотря на то, как иные из нас молятся, подумаешь, что они не просят, а повелевают и угрожают Тому, у Кого просят. Это ли молитва!..

У шестого Архангела в деснице златой венец, а в шуйце - бич из трех червленых вервий. Это потому, что обязанность сего Архангела с ликом Ангелов, ему вверенных, есть поощрять наградою благ вечных и защищать именем Святыя Троицы и силою Креста Христова людей, труждающихся в различных родах служения во славу Божию, почему он и называется Эгудиил , или хвала Божия. Между нами нет людей, носящих это имя; за это всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудиться для славы Божией; и коль скоро труждается над сим воистину, то быть не может, чтобы не встречал при сем различных препятствий. Ибо на нашей грешной земле, среди нас, грешных людей, всякое благое дело иначе не совершается как с трудом, а многие - с великим и тяжким. Что нужды? Господь и Владыка наш «не обидлив… забыти никакого благого дела нашего и никакого труда любве » (Евр. 6:10) во имя Его; чем больше подвиг, тем выше и светлее награда для воина, который во время брани не щадит жизни за Церковь и Отечество, а во время мира «ни когоже обидит, доволен своими оброки » (Лк. 3:14), для градоправителя, который не воздремлет, ниже уснет, храняй вверенный ему град; для судии, который твердо держит весы правды, судит без лицеприятия сира и смиренна; это - награда для домовладыки, подающего пример богобоязненности своим домашним; для раба, несущего с верою и терпением свой жребий.

Таков Собор Архангелов! Таков по отношению к нам и нашему спасению! Ибо, каков он в пренебесной силе, лепоте и величии своем, этого не дано теперь знать нам. Узрим, когда сподобимся стать одесную престола Божия, и войти в самый собор Ангелов. Я говорю: войти, ибо человек, по разумению многих учителей Церкви, для того и создан (тем паче для того воссоздан), чтобы восполнить собою в сонме Ангелов тот недостаток, который произошел через отпадение от светлого их лика Люцифера с его воинством.

Посему, празднуя Собор Архангелов и Ангелов, мы должны, братие, помышлять и о нашем будущем собрании к ним. Одно из двух неизбежно: надобно, непременно надобно, быть или в Соборе Ангелов, или среди скопища духов отверженных. Кто может решиться на последнее?.. Но, желая первого, надобно заблаговременно приготовлять себя к сожитию с Ангелами через стяжание мыслей и чувств Ангельских. Ибо и на земле, тем паче на небе, живут в мире и постоянном союзе токмо те, кто стремится к единой и той же цели и оживлены единым и Тем же Духом. Аминь.

СОБОР АРХИСТРАТИГА БОЖИЯ МИХАИЛА. Всем известны первые слова Библии: «В начале сотворил Бог небо и землю». В этих словах под «небом» святые отцы понимали не наше голубое небо и даже не звёздное небо, не вселенную с её галактиками и туманностями (ибо весь этот материальный космос назван словом «земля»), а понимали горний мир, мир бесплотных существ, мир Ангелов. Вообще в Священном Писании выражение «небо и земля» означает полноту творения Божия - всё то, что создано Богом. Таким образом, из самых первых слов Библии нам открывается великая тайна - мы узнаём, что творение Божие состоит из двух частей: неба, или нематериального Ангельского мира, и земли, то есть материального космоса. В последующих стихах Библия довольно подробно повествует об устроении Богом «земли», то есть материального мира. Об Ангельском же мире больше ничего не говорится. Писание покрыло эту тайну молчанием, - может быть, потому, что человек, какой он есть сейчас, всё равно не мог бы её вместить. Ибо реальности горнего мира непостижимы для людей, в чём убеждают нас, например, и известные слова Христа: «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, как поверите, если буду говорить вам о небесном?» Вот почему о жизни Ангелов нам известно немного. Попробуем тем не менее на основании Библии и святоотеческих творений изложить то, что мы знаем об Ангельском мире. Итак, что же за существа Ангелы? Преподобный Иоанн Дамаскин даёт следующее определение: «Ангел есть сущность, одаренная умом, всегда движущаяся, обладающая свободной волей, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своей природы бессмертие, каковой сущности вид и определение знает один Создатель… Ангелы - вторые, постигаемые только умом, светы, имеющие свет от первого и безначального Света; не имеющие нужды в языке и слухе, но без произносимого слова сообщающие друг другу собственные мысли и решения… Они - сильны и готовы к исполнению Божественной воли, и вследствие быстроты, присущей их природе, тотчас повсюду оказываются, где бы ни повелело Божественное мановение, и оберегают области земли, и управляют народами и странами, смотря по тому, как повелено им Творцом, и распроряжаются нашими делами, и помогают нам… они видят Бога, насколько для них возможно, и имеют это пищей». Таким образом, из слов святого Иоанна следует, что Ангелы есть существа бесплотные, бессмертные, несравненно более совершенные, чем человек в его земном состоянии. Ангелы были сотворены Богом раньше, чем материальный мир, раньше, чем явилось время, пространство и материя. Тот факт, что к моменту сотворения мира Ангелы уже существовали, подтверждается словами Господа в книге Иова: «Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси Ангели Мои». Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что Ангелы «не имеют троякого измерения». Это означает, что в нашем трёхмерном пространстве они не занимают никакого объёма и не имеют в нём никакого размера. Это и понятно, ведь Ангелы существовали, когда самого этого пространства ещё не было. По той же причине Ангелы не связаны пространством в такой степени, как мы, и могут, например, мгновенно перемещаться в любое место; также для них не существует материальных преград. Ангелы обладают великой силой, властью и могуществом, о чём свидетельствуют многие характерные повествования Библии. Например, святой Иоанн Богослов видел в откровении «Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные». И ещё видел другого Ангела, сходящего с неба и имеющего великую власть и славу, так что земля осветилась от славы его. О могуществе Ангельских чинов преподобный Феодор Студийский говорит, что сила и власть даже одного Ангела настолько велики, что он мог бы весь мир уничтожить во мгновение ока. Природа Ангельская невидима и непостижима для человека, но знает её только сотворивший её Бог. Хотя в Библии и описаны явления Ангелов в виде светоносных юношей, или воинов, или шестокрылых животных - Херувимов, или таинственных колесниц, или многоочитых львов, тельцов и орлов, однако святые отцы говорят, что эти образы не являются истинной природой Ангелов, но принимаются ими только ради людей, ради их восприятия - для откровения им Божественных тайн. «Ангельские силы нисходят с крыльями, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - не потому, чтобы у этой бестелесной силы были крылья, но в знак того, что они сходят с высочайших областей, оставив горние обители». Саму же Ангельскую природу никто из людей не видел и видеть не может. Однако природа эта отчасти все же проявляет себя при явлениях Ангелов, и, по словам святых отцов, она невыразимо прекрасна и сияет бесчисленными совершенствами, которые вложил в неё создавший её Бог. Ангелы являются служителями Бога и Его посредниками в управлении миром. «Эти Умы (Ангелы), - говорит святитель Григорий Богослов, - приняли каждый какую-либо одну часть вселенной или приставлены к чему-нибудь одному в мире, как это было ведомо всё Устроившему и Распределившему». Из книги Апокалипсис видно, что существуют Ангелы, имеющие власть над стихиями и силами материального мира. Там, например, упоминаются «Ангел вод» и «Ангел, имеющий власть над огнём». Эти Ангелы являются исполнителями воли Божией в нашем мире - через них Бог управляет стихиями воды и огня. Вообще из книги Апокалипсис, как и из других библейских книг, видно, что Ангелы принимают самое активное участие в раскрытии судеб Божиих на земле. Это участие проявляется, например, в том, что у каждого народа имеется свой Ангел Хранитель, который направляет его на исторические пути, Богом для него предназначенные. «Они (Ангелы) охраняют части земли, правят народами и местами, как поставлены на то Творцом», - говорит преподобный Иоанн Дамаскин. Как известно, в книге пророка Даниила упоминаются Ангелы иудейского, греческого и персидского народов. Если Ангелы участвуют в обычной земной истории народов, то гораздо больше они участвуют в Священной истории - в истории народа Божия, в истории Церкви - как ветхозаветной, так и новозаветной. Из Библии видно, что во всех важных событиях этой истории Ангелы принимали самое непосредственное участие. Ангелы хранили родоначальников народа Божия - Авраама, Исаака, Иакова и прочих - в их земных странствованиях. Ангелов, восходящих и нисходящих по таинственной лестнице, созерцал в видении патриарх Иаков. Через Ангелов Моисей получил от Бога Закон на Синае. Ангелы помогали еврейскому народу выйти из Египта и овладеть землёй Обетованной. Иисусу Навину, например, являлся сам Архистратиг Михаил, возглавляющий небесное воинство. Ангелы возвещали ветхозаветным пророкам волю Божию. Пророк Даниил получал в Вавилоне откровения от Архангела Гавриила. Также и другим весьма многим праведникам Ветхого Завета являлись Ангелы для откровения, для наставления, для помощи, для исцеления. В Иерусалиме, как мы знаем, был святой источник Вифезда, в который по временам сходил Ангел, и первый, кто после этого погружался, выздоравливал от любой болезни. Ещё большее участие принимали Ангелы в событиях Нового Завета. Так, известно, что Архангел Гавриил благовествовал Деве Марии, что Она родит Сына Божия. Ангел возвестил о рождении Мессии вифлеемским пастухам. Чудесная звезда, приведшая волхвов ко Христу, по слову преподобного Феодора, была не чем иным, как Ангелом, который был видим ими как яркая звезда. От прочих звёзд она отличалась тем, что не стояла на месте, но могла двигаться. Звезда вела их за собой, пока, наконец, не остановилась над тем местом, где был Христос и Его Пречистая Матерь. Ангел явился праведному Иосифу и сказал, чтобы они с Марией и Младенцем бежали в Египет от убийцы Ирода. Ангелы служили Христу в пустыне. Ангел укреплял Его в Гефсиманском саду. Ангел возвестил женам мироносицам о Воскресении Христа. Ангелы явились апостолам после Его Вознесения. Ангел освободил ожидавшего казни апостола Петра и чудесным образом вывел его из тюрьмы. Наконец, в последней книге Библии, в Откровении, Ангелы являются, несомненно, главными действующими лицами, служителями и исполнителями воли Божией как в духовном, так и в материальном мире. Ангелы будут сопровождать Христа при Его Втором пришествии. В Евангелии даже сказано, что все святые Ангелы придут тогда с Ним. Ангелы также соберут всех праведников от четырех концов земли и поставят их пред Богом. Следует сказать, что и после священных событий Нового Завета Ангелы не удалились на небо, но продолжают участвовать в жизни земной Церкви. Мы знаем, например, что Ангелами охраняются на земле храмы Божии. Блаженный Иоанн Мосх повествует об Авве Леонтии, как однажды он в воскресенье пришёл в церковь для приобщения Святых Таин. Войдя в храм, он увидел Ангела, стоящего по правую сторону престола. Поражённый ужасом, он удалился в свою келью. И был к нему глас: «С тех пор как освящён этот престол, мне заповедано находиться при нём». Но Ангелы не просто охраняют храмы Божии, - они ещё принимают участие в православном богослужении. Об этом нам известно из жизнеописаний многих святых. Так, в житии преподобного Сергия рассказывается, как Ангел сослужил с ним литургию. Также и в житии святителя Спиридона повествуется об Ангельском хоре, певшем на его службе. Об участии Ангелов в богослужении свидетельствует и Сама Церковь: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат», - поётся на Преждеосвященной литургии. Перед малым входом священник молится, чтобы Господь послал Ангелов, участвующих в этом священнодействии. Кроме того, на литургии поются «Трисвятое» и серафимская песнь «свят, свят, свят». Эти песнопения не человеческие, они принадлежат Ангелам, и во время службы их невидимо поют вместе с людьми Ангелы. Далее, следует сказать, что и таинства церковные Господь совершает через Ангелов. Почему и учит Церковь, что Крещение, Причащение и Исповедь совершаются независимо от личного достоинства или недостоинства священника. Если служащий священник грешен и недостоин, то в этом случае всё совершает Ангел, священник же будет отвечать перед Богом за свои ошибки и грехи. По слову преподобного Феодора, Ангелы человеколюбивы, ибо они приняли дар человеколюбия от своего человеколюбивого Владыки - Бога. И потому в жизни христиан Ангелы принимают самое ближайшее участие. Известно, например, что у каждого из нас есть Ангел Хранитель. Преподобный Анастасий Синаит пишет, что «тем, которые сподобились крещения и возносятся на высоту добродетелей, даны от Бога Ангелы, заботящиеся о них и содействующие им... В этом уверяет нас Господь, когда говорит, что есть Ангелы Хранители у всякого, кто верует в Него». Ангел Хранитель помогает христианину, хранит его на всех земных путях, а главное, хранит на том последнем, самом важном и опасном пути, когда душа, разлучившись с телом и восходя на небо, будет проходить мытарства. Особенно внимательно Ангелы хранят тех, кто подвизается в христианской жизни и имеет в себе небесные сокровища - Евангельские добродетели и Благодать. Так бывает и у людей: чем больше богатство, тем больше охраны к нему приставляют. Поэтому святых и преуспевших в духовной жизни хранит даже не один Ангел Хранитель, но целый сонм Ангелов. «Если имеешь в душе дела, достойные Ангельского хранения, - говорит святитель Василий Великий, - и ум твой обогащён познанием истины, за добродетели Бог неизбежно приставит к тебе стражей и хранителей и оградит тебя Ангелами. Смотри же, какова природа Ангелов! Один Ангел равняется целому воинству и многочисленному ополчению. Итак, в величии твоего хранителя Господь дарует тебе ополчение, а в крепости Ангела как бы ограждает тебя отовсюду его защитой». Если христианина высокой жизни хранит не один, а много Ангелов, то, наоборот, те, кто закоснел во зле, находятся в опасности лишиться даже и одного Ангела, данного при Крещении. «Как пчёл отгоняет дым и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни Ангела отдаляет многоплачевный и смердящий грех», - говорит святитель Василий. Конечно, это не означает, что Ангел сразу убегает, как только мы совершаем какой-нибудь грех. Иногда на иллюстрациях в христианских книжках Ангел Хранитель изображается в качестве этакого плаксивого и слабонервного меланхолика, который при малейшем грехе своего подопечного, сразу же ударяется в слезы и убегает, неизвестно куда. На деле, конечно, всё бывает совсем не так. Старца Паисия Святогорца спрашивали: правда ли, что Ангел удаляется при совершении греха, на что старец ответил, что если бы Ангел так легко уходил, то мир давно бы погиб. Из этих слов видно, что Ангел Хранитель отступает от человека не легко и не быстро. Однако если христианин сознательно, упорно и долговременно пребывает во зле, попирая заповеди Бога, то действительно может случиться, что Ангел Хранитель отступит от него. «Если мы, люди, - говорит святитель Филарет Московский, - удаляемся от людей, склонности которых противоположны нашим склонностям, если наставник отрекается от ученика, не внемлющего наставлениям, или воспитатель от воспитанника, отвергающего руководство, если даже отец удаляет от себя непокорного сына, - как не удалиться, наконец, от нас святым Ангелам, если мы не следуем их спасительным внушениям и оставляем бесплодным для нас их служение? Как не удалиться от нас небесным Силам, если мы предаемся только земному? Как не удалиться чистым духам, если мы живём в нечистоте плоти? Как не удалиться Ангелам Божиим, если мы непрестанно имеем в мыслях и желаниях не Бога и Христа Его, но мир и самих себя?» Горе, великое горе тому человеку, от которого отступил Ангел Хранитель! Он остается беззащитным перед силами тьмы. Об этом говорит святитель Василий: «Всякая душа, оставшаяся (за коснение во зле) без защиты Ангела Хранителя, предаётся на разграбление врагам и на попрание». Следует также сказать, что Ангелы Хранители не просто хранят нас, но и осуществляют нашу связь с Богом, с небом, со святыми. Без них эта связь будет разорвана. Ангелы возносят наши молитвы к Богу и от Бога приносят нам помощь, или дары, или вразумление, или исцеление, или что другое. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Доколе они (Ангелы) к нам не приблизятся, дотоле и весь труд наш бесполезен и безуспешен; ибо молитва наша не имеет ни силы дерзновения, ни крыл чистоты и не может вознестись ко Господу, если Ангелы наши не приблизятся к нам и, взявши её, не принесут ко Господу». Также когда мы молимся святым, то наши молитвы передаёт им Ангел Хранитель. Если же мы молимся за какого-нибудь человека, то, по слову старца Паисия, наш Ангел может помочь ему с быстротой молнии. Кроме того, если мы за кого-нибудь молимся, то за нас молится Ангел Хранитель этого человека. Таким образом, Ангелы активно участвуют в нашей христианской жизни, осуществляя нашу связь с Богом и соединяя нас со святыми и друг с другом. Ангельский мир имеет свою иерархию. «Хотя служебные духи на небесах нетленны и бессмертны, Бог не благоволил, чтобы все они состояли в одном чине. Напротив, установлено, чтобы и у Божественных служителей были начала, власти и преимущества», - говорит преподобный Ефрем Сирский. Принято считать, что существует девять чинов Ангелов - три степени по три чина в каждой. На первой степени - Ангелы, Архангелы и Начала. На второй - Власти, Силы, Господства, на третьей, высшей, - Престолы, Херувимы и Серафимы. Однако следует помнить, что Ангельский мир только очень приблизительно можно описать этими чинами. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Есть Ангелы и Архангелы, Престолы, Господства, Начала и Власти; но не одни эти сонмы существуют на небесах, а бесконечные полки и неисчислимые племена, которых не может изобразить никакое слово». Иерархия Ангелов проявляется в том, что низшие принимают ведение, силу и власть от высших, а самые высшие - от Бога. Святитель Григорий Богослов говорит: «(Ангелы) или от первой Причины озаряются чистейшим, святейшим озарением, или, по мере естества и чина, иным способом (от высших к низшим) приемлют озарение». На самом верху небесной иерархии стоят высшие Архангелы. Имена некоторых из них мы знаем из Библии, другие же известны из предания Церкви. Эти Архангелы исчисляются так: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил; Варахиил, Иеремиил. Каждый из них имеет перед Богом своё особое служение. Следует также сказать, что Ангельская иерархия имеет место, только пока существует материальный мир, в грядущей же вечности иерархии уже не будет. Тогда уже «не один от другого будет принимать откровение славы Божией к прославлению и веселию души своей, - говорит святой Исаак Сирский, - но каждому по мере доблестей его, непосредственно, что следует ему, дано будет Владыкою по достоинству… ибо там нет ни учащего, ни поучаемого, ни имеющего нужду, чтобы другой восполнил недостаток его. Там один Даятель, непосредственно дарствующий способным приять… там прекратятся чины учащих и учащихся, и быстрота желания всякого будет стремиться к Единому». Ещё следует сказать, что Ангелы передают Благодать, ведение и силу не только друг другу, но и людям, которые способны это принять и вместить. По слову преподобного Исаака, именно «через горние чины приемлют святые свет созерцания». И потому в каком-то смысле можно говорить, что человек тоже принадлежит к Ангельскому чину. Не просто так мы поём на литургии: «Иже Херувимы тайно образующе». Также не напрасно святые отцы учат, что христиане призваны соединиться с Ангелами и занять места, освободившиеся на небе после падения демонов. В слове «На собор Небесных чинов» преподобный Феодор говорит, что есть девять чинов Ангельских, а десятый чин - человек. Об этих десяти чинах, или драхмах, говорит и Христос в Евангелии: «Какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдёт, а найдя, созовёт подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму». Также и слова Христа об одной заблудившейся овце и девяноста девяти незаблудившихся святые отцы относили к человеку и к Ангелам. Из всего сказанного следует, братия и сестры, что мы призваны к тому, чтобы соединиться на небе с Ангельскими силами в их вечном предстоянии и славословии Бога. Однако, для того чтобы это произошло, мы должны подражать Ангелам в их совершенствах. Ангелы святы - и мы должны жить свято. Ангелы сияют чистотой - и мы должны стремиться к чистоте, удаляясь от греха и всякой скверны. Ангелы пламенеют любовью к Богу и к людям - и мы должны учиться этой небесной любви. Из-за любви к Богу Ангелы не знают покоя ни днём, ни ночью, но пребывают в непрестанном славословии Творца. И мы должны всегда прославлять Господа своими молитвами, своими словами, своими делами и всей своей жизнью. И если будем стараться так жить, то, несомненно, в своё время присоединимся к Ангельским небесным ликам и сольёмся с ними в вечном славословии Бога Творца, Которому одному подобает всякая слава, честь и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь. Священник Иоанн Павлов

Кто яко Бог? - означает имя святого Архистратига Божия Михаила. Кто яко Бог? - выражают собою все дела его. По значению слова Михаил есть Ангел, обладающий необыкновенной, безпримерной духовной слой. У пророка Даниила он представляется особенным защитником и покровителем народа иудейского (Дан.10,13,21;12,1). В Откровении Иоанна Богослова Архангел Михаил изображается защитником христиан и низложителем дракона с его ангелами: «и произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона... и низвержен был великий дракон, древний змий... и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12, 79); тогда в злобе он начал вредить Церкви Христовой и продолжает вести брань со святыми (Откр. 12,13 - 17). А в утешение верующим дается видеть в Откровении, что эта исконная борьба с врагом нашего спасения окончится совершенной победой Агнца (гл.19 и 20), и что в борьбе со змием мы имеем высших защитников и покровителей во главе со святым Архангелом Михаилом.

Как верный служитель Божий он поставлен Богом вождем и чиноначальником над всеми чинами святых Ангелов. Поэтому и изображается в воинственном виде, с копьем или пламенным мечом в руке, имея под ногами дракона, т.е. духа злобы. Белая хоругвь, украшающая верх копья его, означает неизменную чистоту и непоколебимую верность Ангелов Царю Небесному, а крест, коим оканчивается копие, дает знать, что брань с царством тьмы и победа над ним совершается во имя Креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения.

По церковному преданию, Архангел Михаил принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась сила Господня, уничтожившая египтян, преследовавших народ Божий. Он явился Иисусу Навину в качестве помощника при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе.

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян... внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород»».Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы - храм-усыпальница в Кремле - посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них - икона «Благословенное воинство» - написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины - князья русские - изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Церковь почитает Архангелa Михаилa как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых ангелов, во главе с Архангелом Михаилом 8 ноября.

Тропарь Архангелу Михаилу
глас 4

Небесных воинств Архистратиже,/ молим тя присно мы, недостойнии,/ да твоими молитвами оградиши нас/ кровом крил невещественныя твоея славы,/ сохраняя нас припадающих прилежно и вопиющих:/ от бед избави нас,// яко чиноначальник вышних сил.

Кондак Архангелу Михаилу
глас 2

Архистратиже Божий,/ служителю Божественныя славы,/ Ангелов начальниче и человеков наставниче,/ полезное нам проси и велию милость,// яко безплотных Архистратигa.

Это было давно. Но не настолько, чтобы забыть о том…

Он стоял на пороге Своего прекрасного Дворца и смотрел с его высот на Землю, молча и потрясенно взирая на кошмар, происходящий внизу. А на Земле люди распинали Христа. Он взирал на абсурд совершающегося действа и не верил своим глазам. Как могут они?!.. Как могут они убивать?.. Как могут они убивать Того, кто нес им любовь и помощь, кто исцелял их болезни и отбирал из рук смерти их детей, кто нес им Истину, кто хотел принести им святой мир и счастье?Как онимогут?!...

Он видел истерзанное и кровоточащее тело Иисуса и ничем не мог помочь Ему. Сын Божий на Земле шел путем, уготованным Ему человечеством, и шел им до конца. И только люди могли изменить этот страстной ход, одуматься и остановить его. Но их преступление продолжалось.

Он смотрел на перекошенные злобой лица, на брызжущие слюной рты орущей одержимой толпы и отказывался верить услышанному. «Распни Его, распни!» - исступленно кричали они, и от этих слов Его сердце замирало в груди и тяжелая, жгучая боль, неведомая Ему ранее, охватывала Его душу.

«Они всего лишь люди, Сын Мой», - тихо прозвучали слова за Его спиной, и нежная женская рука коснулась Его плеча. Он обернулся - Царица Небесная в ореоле сияющего Света стояла подле, с нежностью и любовью глядя на Него. Он встретился с Ней взглядом, и Ее глаза - огромные, лучезарные - прочли в нем недоумение и неразрешимый вопрос, и жгучую боль, которая впервые пронзила Его сердце.

«Они всего лишь люди, - повторила Она, - несовершенные, податливые и слабые. Добровольные марионетки в руках Люцифера, слепое орудие, по собственной воле принявшие на себя исполнение злодеяния».

Люцифер… Он вспомнил о Своем брате-близнеце и взгляд Его омрачился. Как страшно изменился Его брат!... Он помнил его гордым и прекрасным величественной неземной красотой, с огромными и ясными глазами. Высший Ангел - Люцифер - Лучезарный… Сколько было дано ему Отцом, сколько позволено! Только бери, воплощай, реализуйся, экспериментируй, создавай свои цивилизации, расти их, искушай, испытывай и веди к Отцу. Вместе с Ним - Архангелом Михаилом, наравне с Ним: Михаил - Свет, Люцифер - Тьма. Равноценные условия, паритет. Твори, что душе угодно! Но следуй Высшему Закону, стоящему надо всем, не преступай его. ... Не выдержал, преступил. Захотел сам стать Богом… Единолично, без Него и без Отца. Наверное, слишком велик оказался этот соблазн для повелителя Тьмы. И теперь его былое величие исполнилось мраком и стал мертвенно ледяным взгляд, в котором уже не было ни капельки любви. Ибо Зло, повелителем которого он был, в любви не нуждалось. И то, что творилось сейчас на Земле, где люди распинали Небожителя, стало его ужасающим следствием.

Он еще больше омрачился, вспомнив все это. А следом перед Его внутренним взором пронеслись мозаичные образы Его нелегкого обучения, на которое ушли тысячелетия. В одно мгновение Он вспомнил, как учили Его всем премудростям и тонкостям Мироздания - всех-всех его сфер и уровней, как многократно проверяли на практике Его знания и умения, как испытывали на прочность силу Его духа… Так тщательно Его готовили специально, ибо предстояло Ему вслед за Христом снизойти в ту далекую земную юдоль, где велением людским правил мрак, а мраком - Его отвернувшийся от Отца Брат. И спуститься туда Он должен хорошо подготовленным и оснащенным. Ибо встреча с Лукавым Братом-отступником, которая предстояла Ему там, вряд ли ожидалась дружеской и мирной. Но ее исход решал в Мироздании всё …

Он вздохнул - время нелегкого путешествия приближалось. Он уйдет на Землю человеком. Ну, внешне человеком, в человеческом теле. А иначе нельзя - человеческий ли ты дух, ангел или сам Создатель Вселенной, в физический мир, на планеты должен идти в теле аборигенов этих планет. Оно для тебя вроде защитного скафандра-помощника - облачает в плоть, защищающую и питающую, обеспечивает манипуляторами - руками-ногами - и позволяет что-то делать в непривычно плотном материальном мире.

В Его глазах мелькнула легкая ирония - да уж, даже Он - Создатель этой Вселенной - может идти в глубины своего собственного Мира, на Землю только в теле. Если, конечно, Он еще не собирается свернуть Мироздание со всеми его неудачными творениями в трубочку и поставить этим жирную точку в очередном эксперименте Творения. Судя по тому, что творится внизу - Он снова перевел взгляд на неистовство толпы на Голгофе, вздохнул тяжело - пожалуй, уже пора…

Так что, без тела не обойтись… И иначе никак - Высшие Законы Мироздания непреклонны и нерушимы. Он Сам так повелел, поставив при сотворении Мира эти Законы надо всеми, даже выше самого Себя, чем и подчинил Себя им. Законы не преступить… Но сложнее всего то, что при переходе в физический мир - при воплощении - у Него будет стерта память как и у всех других, идущих на Землю - неважно, человек ты или Небожитель. И это тоже по Закону. И родиться Он обычным человеком, не помнящим ни кто Он, ни зачем пришел на эту Землю. И жить будет обычным человеком. До определенного времени, конечно. Вот только Его необычный дух станет подспудно напоминать о себе, рождая у людей, соприкоснувшимся с Ним, диаметрально противоположные чувства - искреннюю, высокую любовь у одних и жгучую ненависть у других. Равнодушных к Нему на Земле не будет. Каждый в отношениях с Ним честно выразит себя, зачерпнув из самых своих глубин: добрый - доброе, злой - соответственно. Это Его высокий Дух станет побуждать людей к необычной искренности. И ни людям, ни Ему самому долгое время будет невдомек, почему так происходит. Пока к Нему не вернется память.

Так молча стоял Он, погруженный в мысли, на пороге Своего великолепного Дворца - Дворца Света. А рядом с Ним так же молча стояла величественная и прекрасная Царица Небес, внимательно наблюдая за внутренними переливами Его мыслей и чувств. Стояла спокойная, без тени волнения на прекрасном лице. И лишь в Ее огромных глазах, полных нежности и любви, отразилась печаль и нескрываемая тревога за судьбу Сына. Потому что «путешествие» в низины Мира предстояло Ему нелегкое, и исхода его еще не знал никто… Вот разве что Бог-Отец, Абсолют… Но Он молчал…

Она снова легонько дотронулась Его плеча, прервав Его нелегкую думу, заговорила тихо, как бы подводя черту под Его размышлениями: «Мужества и силы Тебе, милый Сын! Таково поле битвы, через которое Тебе предстоит пройти. Но пусть это свершиться. Ибо по просьбе замученного Христа Бог-Отец определил, чтобы до Суда Ты еще раз обратился со Словом Его к отступникам, чтобы спасти тех, кто еще сможет услышать его".

Прощание... Он заглянул в глубины Ее лучезарных глаз, стараясь зачерпнуть из них Света и живой материнской Любви - Любви которая поддержит и защитит Его на самых крутых виражах Его путешествия. Молча поник головой и побрел с искренней молитвой о ниспослании Ему силы. Ибо отзвук великой Божественной Любви волною вздымался в Нем. А в памяти снова нахлынули воспоминания...

* * *

В те неизмеримо далекие времена, когда была выстроена Абсолютом вся четкая иерархия ангелов, когда по заданной Творцом программе они обустроили Миры Тонкие и создали миры физические, когда среди огромного мира физического была обособлена лишь маленькая его часть с уютной планетой Земля, где был создан человек - удивительное Творение Господа на стыке Миров Тонких и физических, и стала создаваться модель цивилизации полярного мира - между добром и злом, тогда на бескрайних просторах прекраснейших Тонких Миров у самых Пределов Творца совершилось величайшее Таинство. Это был разговор юного Архангела Михаила с Отцом своим Небесным - Абсолютом.

…«Кто Ты? Как имя Твое?» - вопрошал седовласого старца юный Ангел, почти мальчишка.

«Я бесконечно стар, Я настолько стар, что позабыл уж имя Свое», - усмехался в ответ Мудрец, Кто был Абсолют.

«Но Ты столь же бесконечно мудр, Отец! - восклицал мальчишка-Ангел в почтении великом. - Прошу Тебя, стань учителем Моим! Покажи мне путь к Мудрости Своей истинной!»

И, соглашаясь, улыбался в седую бороду почтенный старец, радовался юному порыву - искреннему и чистому, и раскрывал перед преданным сердцем пути к Мудрости - пути к Жизни удивительной и вечной.

Огромное, бескрайнее лазурное небо - бесконечно чистое и прозрачное раскинулось над собеседниками - лучезарным Ангелом Света и древним мудрым старцем с бородой белой длиной. Они стояли под этим бесконечным небом на таком же поле без конца и края среди мягких шелковых волн изумрудной травы, и юный Архангел внимал вечным словам своего Великого Учителя. О чем разговаривали Они, знают лишь Они сами да трава пушистая изумрудная, что волнами раскинулась вокруг…

Быть может Отец Небесный, напутствовал Сына Своего перед дальней дорогой, быть может уже тогда пытался зажечь в Нем искру Бога живого. Неведомо... Но узнал Михаил, что предстоит Ему…

«Ты уйдешь в мир к людям, чтобывместе с ними пройти тернистыми противоречивыми путями познания добра и зла - не абстрактного, настоящего. На Себе испытаешь и то, и другое, и в великой свободе выбора научишься выбирать правильно. Ты сойдешь к людям обычным человеком, не помня до часа положенного, ни Кто Ты есть на самом деле, ни зачем пришел на Землю. Ты пройдешь путями страдания, в полной мере претерпев на Себе все крайности чувств и поступков человеческих, проживая в одну жизнь земную жизней несколько. Но в среде торжествующего зла свободный в выборе своем Ты научишься выбирать добро, Ты научишься искренне сочувствовать, сострадать и жертвовать собой ради других. И примером Своим Ты откроешь людям путь к спасению».

«И, быть может, была бы Миссия Твоя уж не крайне тяжелой, если бы не Твой брат-близнец Люцифер - повелитель Тьмы. Я ведаю о грядущем предательстве его, Я знаю о его взыгравшей гордыне и неизбежном падении, ибо такова суть абсолютного Зла, им ведомого и творимого. Знай, Сын мой - Ты будешь уничтожен братом своим Лукавым, разбит на вибрации, развеян по Вселенной, но не останешься в забвении, не будешь забыт Отцом. Его попытки возродить Тебя будут бесконечны».

«Но предстоит Тебе затем тяжелый путь земной, человеческий. И память Твоя тогда не поможет Тебе. До определенного времени Ты будешь жить обычным человеком, не помня о высокихсвоих Истоках. И жизнь Твоя будет бурной, насыщенной до предела. И зла в ней будет предостаточно, и добра немало. Ты познаешь всю силу добра и зла на Себе, и сможешь выбирать самостоятельно. И будет твой выбор свободным. Я не ведаю каким он станет… Но идти или нет Ты волен выбирать уже ныне…».

Кто яко Бог.
- Люциферус!
Резной стул, жалобно скрипнув, летит в угол. Едва хлопает дверь, и раздаются шаги с характерным металлическим звоном, Гавриил вскакивает, словно случайно сев на раскаленную сковороду. Высокий Ангел, ослепительно светлый, так что комнату заливает золотистое сияние, смотрит на вошедшего широко раскрытыми удивленными глазами. Незваный гость стоит, сутулясь, пряча хмурое исхудавшее лицо, иссеченное морщинами, под черными волосами. В комнате раздается тяжелое сиплое дыхание, дрожащими руками он распахивает туго затянутый камзол, словно задыхаясь от удушья.
- Не рад? – кривя губы, проговорил Люцифер.
Целую минуту Ангелы играют в гляделки. Гавриил не отрывает ясных глаз от темной фигуры, держащейся за грудь, прячущей глаза под длинной прической, словно чувствуя непонятное изменение. Вроде вот он, старый друг, первый из Ангелов, но посмотришь, и терзают сомнения, он ли это.
- С чего это ты взял? – Гавриил первым нарушает молчание.
Продолжая испытывать взглядом архангела, он отступает на шаг, рука касается холодной поверхности граненого кувшина.
- Вино будешь?
- Давай! – Люцифер жадно облизнул ярко красным языком пересохшие, потрескавшиеся губы, так что на них алеют алые капельки крови.
Не дожидаясь особых приглашений и не утруждаясь в излишествах приличия, гость хватает со стола кувшин, разом, едва не захлебнувшись, опрокинув в утробу содержимое. Гавриил медленно отступает, стараясь не шуметь, к углу, неотрывно следя на свалившимся на голову гостем.
Обычно веселого и жизнерадостного Люцифера узнать невозможно. Где тот светский аристократ с утонченными манерами, что поспевает повсюду с делами, успевая при этом вести отвлеченную беседу о погоде? Волосы спутаны, одежда помята, лицо в каких-то царапинах, струйка вина течет по подбородку, заливает воротник рубахи. Гавриил стоит и наблюдает молча, не зная с чего начать, словно язык к небу прилип. Вопросы круговоротом бродят в Ангельском сознании, и без того растерянного Посланника приводя в полное недоумение. Что с могучим и светлым Хранителем Земли? Почему он пришел именно к нему?
- Что это у тебя под глазами? – с перепугу ляпнул он.
Люцифер низко наклоняется к искусно украшенному золотом зеркалу, отодвигает длинные волосы.
- Морщины, - Ангел удивленно трогает непонятные ему складки на некогда гладкой и розовой коже.
- И седина, – подметил бдительный Гавриил. – Ты что, брат, стареешь? Но мы ведь не стареем…вроде.
- Не знаю, - прохрипел в ответ Ангел, рассматривая потускневшее изображение.
Снова в комнате скребущая душу тишина. Интуитивно Гавриил понимает, что сейчас происходит нечто важное, что-то поворотное. Он смотрит на Люцифера и не узнает мудрого начальника и просто доброго друга.
- Люциферус, - осторожно произнес Ангел, - что с тобой?
- Знаешь, Гавриил, - Хранитель земли словно прирос к зеркалу и не замечает происходившего, обращается к соратнику, а говорит с собой, - я действительно старший из вас. Самый светлый, самый любимый, архистратиг воинства Небесного… Я помню те времена, когда во Вселенной небыло никого и ничего. Небыло этих златоверхих дворцов, цветущих садов с певчими птицами, даже тебя небыло. Ты даже представить не можешь, как хорошо ощущать, что есть ты и Бог. И на триллионы лет пути ни единого живого разума, ни пещинки материи. Тебя пронизывает любовь, словно купаешься в огромном теплом океане, все, что мог дать Творец он даровал мне. Мы были вдвоем. Зачем нужен был еще кто-то?
Наверное, в мироздании Господа впервые кто-то испытал на плечах тяготу печали, что давит и лишает последних сил. Откуда Гавриилу знать о этих чувствах? Лишь жалость просыпается, едва посмотришь на терзающее мыслями создание, хочется, обнят, шепнуть на ухо, что все пройдет, что Бог любит тебя… Гавриил отдергивает руку от плеча поникшего, больно обжегшись впившимся подобно острым клыкам льда холодом.
- Ты видел Адама и Еву? – неожиданно спросил Люцифер.
- Мы все видели их, Люцифер, - Гавриилу стало страшно слушать дальше.
- Никак не могу понять, зачем они понадобились Отцу. Такие глупые, несмышленые, наивные… А Он все время возится с ними, сколько не трудился над нашими мирами.
- Люцифер, - в голосе набатом гремит тревога, - ты говоришь, словно не знаешь Бога. Каждого муравья, каждый сучок, Адама с Евой, тебя, меня, любого из Ангелов Он любит одинаково. Как можно ревновать Отца к братьям.
Но разгоревшегося Люцифера невозможно остановить. Слова бессвязными фразами срываются с уст, словно оторвавшийся с причала в штормовую погоду лодка.
- Это было так просто. Она сидела и смотрела на то дерево такими горящими глазами, я лишь помог ее желаниям… Какие же доверчивые. Не пойму, что Отец в них нашел. Такая простая заповедь, не брать плодов какого-то дерева…
- Брат, ты мне ничего сказать не хочешь? Ты что-то натворил?
- Я? Да, Гавриил, я проснулся. Спал, спал, а потом проснулся и понял, что сон красив, но жизнь на него не похожа.
Гавриил отступает на шаг, чувствуя спиной холодное прикосновение стены. Во дворе дворца, в саду, раздается топот десятка ног, громкие и резкие приказы офицеров дворцовой охраны, хлопанье дверей.
- Слушай, Люцифер, может еще не поздно все исправить? – Гавриил опасливо выглядывает в окно.
Стража где-то рядом, наверняка в коридоре, прочесывают комнату за комнатой. Слышен топот ног, гремит стальная броня, офицеры стучат в двери, повсюду удивленные возгласы всполошенных Ангелов.
Прислушивающийся к шуму Люцифер гадко улыбается, нежное ангельское лицо искажается злобной маской. Если он и колебался, то не больше нескольких минут. Перед испуганным Гавриилом злобный аггел предстает во всем омерзительном великолепии гордости и злобы.
- Исправить? – в глазах зажигаются искорки азарта. – Я к тебе не на исповедь пришел. Ты, Гавриил, Ангел вроде как мыслящий. Ты должен понять, что время течет, многое меняется. Быть может пришло время к серьезным переменам?
Стук кулака о дверь.
- Гавриил! – глухо раздается голос с наружи. – Именем Творца, отвори!
- Они остались в прошлой эпохе, - Люцифер кивнул на дверь. – Ты должен сделать выбор, Гавриил. Перед нами необъятные просторы, надежда! Позади эти ограниченные создания. Выбирай сам, третьего не дано и в стороне не отсидеться.
- Так ты для этого и пришел? – оцепенение исчезло и на его место пришло горькое озарение. – Хочешь двигать рычагами прогресса и лишить любви Отца? Ты, поставленный Хранителем Земли, думаешь, что, возможно, построить счастье без Бога?
- О нем забудут. Любимые Богом людишки забудут о Боге, станут учится жить без Него…
- Нет, Люциферус. Предпочитаю остаться в стороне от таких прогрессов в прошлой эпохе. Называй это, как хочешь, сатана. Но никто и ничто не посмеет лишить меня тепла Божественной любви!
Не выдержав шквала ударов, дверь слетает с петель. В узких проем, толкаясь и теснясь, вваливается дворцовая стража, во главе с архангелом Михаилом. С десяток вызолоченных протазан упираются в грудь и шею застывшего подобно статуе Люцифера. Падший ангел не сопротивляется, когда руки его заламывают за спину, волокут вон из дворца. Взгляд его, полный непонимания и удивления прикован к Гавриилу. Но светлый Ангел ничего из этого не видит и не слышит. Перед взором, сквозь туман тысячелетий, молодая испуганная девочка по имени Мария, Сын которой исправит произошедшее. Но до этого еще тысячи и тысячи лет…

Сказка лож, да в ней намек…
Никто не пытается убедить, что все происходило именно так. Никто, честно говоря, даже предположить не может, как они вообще воевали. Увы, Священное Писание донесло лишь отголоски тех переломных событий.
Разумеется, Люцифер или попросту сатана, дьявол, лично к вам не явится. Таких людей, думаю, можно перечесть по пальцам одной руки. Но он пытается проникнуть в наши уши, глаза, разум, даже в поступки, казалось бы благие. Ему более семи тысяч лет, он хитер, полон коварства, опыта нет предела… Все это верно. Но даже такому противнику, перед мощью и умом которого человек кажется червем, пытающимся перебраться через горный хребет, можно сказать «нет!».

Рецензии

Рассказ великолепный! И слог отличный, и знание предмета, и фантазия работает!
Единственное замечание - мне кажется, что не стоило писать вывод самому. По-моему, идею рассказа, его мораль, если хотите, каждый должен извлекать и понимать сам, а не автор должен диктовать ее в финале.
А то немного напоминает старые добрые школьные сочинения. :)
Но это все мелочи! Евгенией, Вы молодец!
С уважением, Артем Мармазинский.