Что такое человеческие ценности. Список основных жизненных ценностей

Ценность — это значимость, важность, полезность и польза чего-либо. Внешне она выступает как одно из свойств предметов или явлений. Но их полезность и значимость присущи им не в силу их внутренней структуры, то есть не даны от природы, они - не что иное, как субъективные оценки конкретных свойств, вовлеченных в область общественного в них заинтересованы и испытывают потребность в них. В Конституции Российской Федерации написано, что высшей ценностью является сам человек, его свобода и права.

Употребление понятия ценности в различных науках

В зависимости от того, какая именно наука занимается изучением данного феномена в обществе, различают несколько подходов его употребления. Так, например, философия рассматривает понятие ценности следующим образом: это социально-культурная, личностная значимость конкретных объектов. В психологии же под ценностью понимают все те объекты окружающего индивид социума, которые представляют для него ценность. Этот термин в данном случае теснейшим образом связан с мотивацией. А вот в социологии под ценностями понимают те понятия, которыми названы совокупности целей, состояний, явлений, достойных того, чтобы к ним стремились люди. Как видите, и в данном случае прослеживается связь с мотивацией. К тому же, с точки зрения этих социальных наук, существуют следующие виды и духовные. Последние также называются вечными ценностями. Они не осязаемы, но иногда имеют гораздо большее значение для общества, чем все материальные предметы вместе взятые. Конечно же, они не имеют ничего общего с экономикой. В данной науке понятие ценности рассматривается как стоимость предметов. При этом различают два его типа: потребительная и Первые представляют ту или иную ценность для потребителей в зависимости от степени полезности товара или его способности удовлетворять человеческие потребности, а вторые ценны тем, что пригодны для обмена, а степень их значимости определяется тем соотношением, которое получается при эквивалентном обмене. То есть чем больше человек сознает свою зависимость от данного объекта, тем его ценность выше. Люди, живущие в городах, всецело зависят от денежных средств, поскольку они им необходимы для приобретения самых необходимых товаров, а именно еды. Для сельских жителей денежная зависимость не так велика, как в первом случае, поскольку необходимые для жизнедеятельности продукты они могут получить независимо от наличия денег, например, с собственного огорода.

Различные определения ценностей

Самым простым определением данного понятия является высказывание, что ценности - это все те предметы и явления, которые способны удовлетворить человеческие потребности. Они могут быть и материальными, то есть осязаемыми, а могут быть абстрактными, как любовь, счастье и т. д. Кстати, совокупность ценностей, которые присущи тому или иному человеку или группе, называются Без нее любая культура была бы бессмысленной. А вот другое определение ценности: она является объективной значимостью многообразия компонентов (свойств и признаков того или иного предмета или явления) действительности, которые определяются интересами и потребностями людей. Главное, чтобы они были необхоимы человеку. Однако ценность и значимость не всегда являются эквивалентами. Ведь первая бывает не только позитивной, но и негативной, а вот ценность - она всегда позитивна. Не может то, что удовлетворяет быть негативным, хотя и здесь все относительно…

Представители австрийской школы считают, что основные ценности — это конкретное количество товаров или благ, которые необходимы для удовлетворения Чем больше человеком осознается его зависимость от наличия данного объекта, тем выше его ценность. Одним словом, здесь важны взаимоотношения между количеством и надобностью. Согласно этой теории, блага, которые существуют в неограниченном количестве, например, вода, воздух и т. д., не имеют особой значимости, поскольку являются неэкономическими. А вот блага, количество которых не удовлетворяет потребности, то есть их имеется меньше, чем нужно, представляют настоящую ценность. Данный взгляд имеет как многих сторонников, так и противников, которые в корне не согласны с данным мнением.

Переменчивость ценностей

Эта философская категория имеет общественную природу, поскольку формируется в процессе практики. В связи с этим ценности имеют свойство изменяться с течением времени. То, что было значимым для этого общества, может не быть таковым для будущего поколения. И это мы видим на собственном опыте. Если оглянуться в прошлое, то можно заметить, что ценности поколений наших родителей и нашего во многом отличаются друг от друга.

Основные виды ценностей

Как уже было отмечено выше, основными видами ценностей являются материальные (способствующие жизни) и духовные. Последние дарят человеку моральное удовлетворение. Основные виды материальных ценностей - это простейшие блага (жилье, пища, предметы быта, одежда и т. д.) и блага более высокого порядка (средства производства). Однако и те и другие способствуют жизнедеятельности общества, а также повышению качества жизни его членов. A духовные ценности нужны людям для формирования и дальнейшего развития их мироощущений, а также мировосприятия. Они способствуют духовному обогащению личности.

Роль ценностей в жизни общества

Данная категория, помимо того, что представляет некую значимость для общества, также играет определенную роль. Например, освоение человеком различных ценностей способствует приобретению социального опыта, в результате чего он приобщается к культуре, а это, в свою очередь, влияет на формирование его личности. Другой важнейшей ролью ценностей в обществе является то, что человек стремится к созданию новых благ, при этом сохраняя старые, уже существующие. Кроме того, ценность мыслей, поступков, различных вещей выражается в том, насколько они важны для процесса общественного развития, то есть прогресса общества. А на личностном уровне - развития и самосовершенствования человека.

Классификация

Существует несколько классификаций. Например, по Согласно ей различают материальные и духовные ценности. А вот по их значимости последние бывают ложные и истинные. Классификация также проводится по сферам деятельности, в зависимости от их носителя, и по времени действия. Согласно первой различают экономические, религиозные и эстетические, второй - общечеловеческие, групповые и ценности личности, а третьей - вечные, долговременные, кратковременные и сиюминутные. В принципе, есть еще и другие классификации, но они слишком узки.

Материальные и духовные ценности

Относительно первых мы уже успели рассказать выше, с ними все понятно. Это все материальные блага, которые нас окружают, которые делают нашу жизнь возможной. Что же касается духовных, то они являются составляющими внутреннего мира людей. И исходными категориями здесь являются добро и зло. Первые способствуют счастью, а вторые - все то, что ведет к разрушению и является причиной недовольства и несчастий. Духовные - это и есть истинные ценности. Однако чтобы быть таковыми, они должны совпадать со значимостью.

Религиозные и эстетические ценности

Религия основывается на безусловной вере в Бога, и она не требует никаких доказательств. Ценности в этой сфере - это ориентиры в жизни верующих, которые обусловлены нормами и мотивами их поступков и поведения в целом. А эстетические ценности - это все то, что доставляет человеку удовольствие. Они имеют непосредственное отношение к понятию "красота". Они связаны с творчеством, с искусством. Прекрасное является основной категорией эстетической ценности. Творческие люди посвящают свою жизнь созданию прекрасного, причем не только для самих себя, но и для других, желая этим доставить окружающим истинную радость, восторг, восхищение.

Личностные ценности

Каждый человек имеет собственные личностные ориентации. И они у разных людей могут в корне отличаться. То, что имеет значимость в глазах одного, для другого может быть отнюдь не ценным. Например, классическая музыка, которая приводит в состояние экстаза любителей данного жанра, кому-то может показаться скучной и неинтересной. На ценности личности имеют большое влияние такие факторы, как воспитание, образование, круг общения, окружающая среда и т. д. Конечно, наиболее сильное воздействие на личность оказывает семья. Это та среда, в которой человек начинает свое первичное развитие. Первое представление о ценностях он получает именно в своей семье (групповые ценности), однако с возрастом он может принять некоторые из них и отвергнуть другие.

К личностным относятся следующие виды ценностей:

  • те, которые являются компонентами смысла жизни человека;
  • наиболее общие смысловые образования, которые основываются на рефлексах;
  • убеждения, которые имеют отношение к желательному поведению или к завершению чего-то;
  • предметы и явления, к которым индивид питает слабость или просто неравнодушен;
  • то, что имеет важность для каждого человека человека, и то, что он считает своей собственностью.

Вот такими бывают виды ценностей личности.

Новый подход к определению ценностей

Ценности - это мнения (убеждения). Так считают некоторые ученые. Согласно им, это необъективные и холодные идеи. А вот когда они начинают активироваться, то смешиваются с чувствами, при этом получая определенный окрас. Другие же считают, что главные ценности - цели, к которым стремятся люди - равенство, свобода, благосостояние. А также это образ поведения, способствующий достижению данных целей: милосердие, сопереживание, честность и др. Согласно этой же теории, истинные ценности должны выступать как некие стандарты, руководящие оценкой или выбором людей, поступков и событий.

Жизненные ценности – это категории моральных и материальных аспектов, являющиеся ведущими в выборе жизненной стратегии, путей достижения и ориентации в смысловом пространстве. Во многом именно ценности определяют возможность человека принимать решения, а также склоняют его деятельность в определенную сторону.

Наличие стрессовых факторов, проблемных ситуаций и прочих неурядиц способно заставить личность изменить свои позиции или начать прикладывать усилия к отстаиванию своей точки зрения. Можно сказать, что все трудности, встречаемые на пути, проверяют человека на прочность в собственных убеждениях, дают возможность доказать, что выбранные категории представляют именно жизненные ценности человека, а не сиюминутные потребности.

Что это такое

Жизненные ценности человека являются судьбопреобразующими и судьбореализующими факторами и непосредственно влияют на принятие всех жизненных решений. Они затрагивают все сферы жизни, включая высшее предназначение личности и души, взаимоотношения с близкими и поверхностно знакомыми людьми, отношение к материальным благам.

Разнообразие пространства жизненных ценностей уникально в той же мере, в какой уникальна каждая личность. Именно сплетение важности отношения к той или иной категории позволяет увидеть индивидуальный рисунок смыслового и ценностного пространства. Большинство людей используют сиюминутные побуждения для построения жизненной концепции, без глубокого осознавания своих приоритетов, которые работают на подсознательном уровне.

Частые мучительные раздумья, невозможность сделать выбор, поступить правильно или последующим укорам самого себя за допущенную оплошность – привычные следствия отсутствия явной позиции. Если же повысить уровень осознанности, понять досконально свою градацию ценностей, то можно избежать значительной доли сомнений и сложностей выбора.

Дорога облегчается тем, что путь уже выбран, даже если ради длительной перспективы придется поступиться временным комфортом. Так, человек, поставивший семью на первое место, не будет долго сомневаться, как реагировать на предложение начальства о полугодовой командировке в другой стране, а непонимающий, что является для него приоритетным в контексте всей жизни, может так и не решиться на кардинальные изменения или совершить ошибку.

На определение наиболее значимых ценностей влияет множество факторов, как внутреннего устройства психики человека, так и внешних событий окружающего пространства. На первых порах фундамент закладывается особенностями личности и системой воспитания – множество ценностей имеют биологическое основание (потребность в активном или пассивном образе жизни, количестве контактов, медицинском обеспечении), а также интериоризируются от ближайшего окружения в самом раннем возрасте.

По мере взросления основные ценности формируют полученный жизненный опыт, личные эмоциональные переживания от некоторых ситуаций, складывающих общее отношение к жизни. В итоге появляется своеобразная конструкция, отделяющая важные вещи и события от второстепенных.

Когда человек строит свою жизнь, опираясь на глубинные истинные ценности, то ощущает себя наполненным энергией и счастливым. Действует и обратный закон – чем больше жизнь отходит от внутренних потребностей, тем меньше в ней счастья, в эмоциональном фоне личности начинает преобладать и неудовлетворенность. Необходимо определиться со своими первостепенными приоритетами, не забывая при этом, что наиболее гармонична та жизнь, в которой развиты все сферы. Даже если человек определяет для себя важность двух или трех ценностей, необходимо поддерживать на должном уровне все остальные, чтобы избежать дисбаланса и дисгармонии личности.

Базовые ценности жизни человека

Под базовыми ценностями понимаются категории общечеловеческих ценностей, представляющих неоспоримую важность для всех людей, в планетарном масштабе и индивидуальном уровне. Важна ценность собственной жизни, любовь к любым своим проявлениям. Отсюда вытекает забота о физическом и духовном здоровье, умение расставлять приоритеты и в первую очередь обеспечивать свое выживание. Во многом этот наиболее важный пункт регулируется , однако только на физическом уровне, психологическая жертвенность все чаще проявляется среди людей и пагубно влияет на жизнь и состояние психики.

Являясь социальным существом, человеку свойственно высоко ценить взаимоотношения, а также их качество. Потребность быть принятым и оцененным по достоинству способствует выживаемости и лучшей реализации в жизненном пространстве. Следующим после важности социальных отношений или вместо них можно считать ценность семейных отношений, включающих родительскую семью и построение собственной.

Интимные отношения, романтические проявления также можно отнести к данному пункту. Развивая данную категорию, появляется ценность любви к детям и потребность в их наличии. Тут может реализоваться сразу несколько дополнительных моментов, например реализация своей социальной функции, предназначения, способности передавать знания и прочее.

Важность родных мест, тех, где человек родился, вырос, провел большую часть своей жизни, может граничить с патриотизмом. В глобальном понимании место нашего рождения и воспитания напрямую формирует личность – именно там можно почувствовать себя принятым и понятым. На родине и среди людей с таким же менталитетом легче адаптироваться и легче дышится, есть возможность ярче и многогранное проявить все свои возможности. Во многих культурах сохранены традиции поддержания связи с родной землей, из интуитивного понимания важности количества энергии, получаемой человеком из привычного пространства.

Профессиональная и общественная деятельность, реализация себя как специалиста или достижение новых результатов в своих увлечениях становится практически необходимым фактором в современном мире. При этом затрагивается , которая наступит без материального обеспечения и стремление к развитию и признанию, как основные движущие механизмы деятельности человека. Столь сильные факторы в итоге заставляют многих ставить работу в приоритет, в итоге получается серьезный перекос в одну сторону.

Неотрывно от ценности работы есть ценность отдыха, позволяющего восстановить ресурсы, переключиться. Во время отдыха человек может открыть новое видение прошлой ситуации, почувствовать вкус жизни, реализовать непрактичные, но душевно значимые желания. Все это в итоге позволяет гармонизировать всю остальную жизнь.

Примеры из жизни

Чтобы понимать нагляднее, как проявляются ценности, имеет смысл рассмотреть несколько примеров каждой из них. Так ценность семьи и отношений проявляется заботой, способностью прийти на помощь и предоставить ее даже тогда, когда об этом прямо не просят. Человек, выделяющий время всем важным в его судьбе людям явно ценит данную категорию. Сюда же стоит отнести способность всегда уважительно обращаться к людям, быть отзывчивым, толерантным и терпимым. Отсутствие данных проявлений в скором времени способно разрушить любые отношения и человек остается один. Безусловно, он может жертвовать подобным, направляя энергию не на внимательное отношение к другим, а на развитие собственной карьеры или навыков, но тогда в приоритетах у человека прописаны совершенно иные идеалы.

Когда у человека основной ценностью является материальное благосостояние, то это проявляется в постоянном саморазвитии в своей профессиональной области, поиске новых возможностей и должностей.
Ярким примером является пропустить семейный ужин или совместный ужин из-за важного совещания или потребности доделать сверхурочную работу. В погоне за финансовой состоятельностью люди могут брать дополнительную работу, устраивать фрилансерами помимо основной деятельности, жертвовать рабочими отношениям, подставляя сотрудников, чтобы занять привилегированное место.

Когда пошатнулось здоровье, то первый план среди всего перечня ценностей выходит именно эта категория, поскольку иначе человек не может нормально функционировать, а возможно и вообще попрощается с жизнью. Во многих ситуациях потребность заботы о физическом состоянии возникает именно на фоне проблем, но существуют люди, поставившие себе эту ценность в одну из наиболее высоких, стремясь поддерживать постоянное хорошее самочувствие. Это проявляется в регулярных обследованиях, соблюдении подходящей диеты и физической нагрузки, прохождении периодических реабилитационных и восстанавливающих процедур.

Ценность саморазвития и духовности может выглядеть выбором вместо пляжа паломничества или эзотерический фестиваль, вместо новых туфель предпочитается психологический тренинг. Все, что имеет для человека важность, требует времени и внимания, поэтому только осознавание поможет спланировать время таким образом, чтобы не пострадали остальные жизненные сферы.

Ценностями в наиболее общем смысле называют вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества. Ценности обладают способностью удовлетворять определенные потребности человека, отвечать его интересам или соответствуют традициям общества и тех социальных групп, в которые включен человек.

Очевидно, что ценность находится не в самом предмете. Предметы становятся ценными только в процессе оценивания мира человеком. Например, денежная купюра по своей природе является лишь бумагой с нанесенной на нее типографской краской. Ценность ей придает соответствующее отношение человека и общества. Банкноты, вышедшие из употребления, теряют покупательную ценность, хотя физически при этом не изменяются.

Однако ценность не содержится только в сознании человека. Представления о купюре и сама купюра - не одно и то же. Деньги в уме и деньги в кармане - это разные вещи, и соответственно различна их ценность: выбирая между ними, мы выберем реальные деньги (даже если их будет намного меньше, чем «денег в уме»). В субъекте, его сознании можно обнаружить не саму ценность, а только акт оценки. Итак, ценностей нет ни в объекте, ни в субъекте. Следовательно, они существуют в сфере их взаимодействия (как электричества нет ни в положительном, ни в отрицательном полюсе батареи, оно появляется при их соединении). Ценность возникает только в месте встречи человека и мира. Человек окружен безгласными вещами. Оценить - значит выделить нечто существенное из этой массы, почувствовать способность какой-то вещи откликнуться, ответить потребностям человека.

Ценности настолько многообразны, что полное и исчерпывающее их описание невозможно. Можно выделить бесконечное множество ценностей:

о первичные - пища, вода, жилье, одежда, безопасность, защита;

о вторичные - принадлежность, уважение, любовь, признание, самовыражение;

о материальные - пища, вода, жилье, одежда, природные ресурсы, инструменты, дорогие вещи;

о духовные - истина, добро, красота, творчество, знания, справедливость, святость;

о общечеловеческие - жизнь, свобода, добро, красота; о личные - все возможные.

Ценности не изолированы и не оторваны друг от друга, а находятся в постоянном движении и тесном взаимодействии, составляя сложную систему взаимных пересечений, совпадений и влияний.

Жизнь является высшей общечеловеческой ценностью. Человек проживает жизнь сознательно, ставит перед собой определенные цели и стремится к ним. Иными словами, он приписывает жизни особый смысл. Общий для всех смысл жизни можно выводить из естественных законов самой жизни (натуралистический подход) или из абсолютных ценностей, лежащих за пределами жизни (авторитарный подход).

Согласно натуралистическому подходу, смысл жизни состоит в стремлении к наслаждению, удовольствиям, выгоде. С первого взгляда такой подход кажется правильным, но подробный анализ выявляет в нем ряд недостатков. Иногда в погоне за удовольствиями и выгодой человек становится не свободным выразителем своих желаний, а их рабом. Фиксация на удовольствиях часто ведет к разрушению психики и организма (например, в случае наркомании). Последовательное развитие всех натуралистических целей показывает, что их следствием могут стать такие негативные качества, как эгоизм, чревоугодие, скупость, а по-настоящему полезной для человека является способность ограничивать себя на пути к удовольствиям и пользе.

В авторитарном подходе смысл жизни состоит в стремлении к великой идее (например, общему благу). Однако рассмотрение человека как средства достижения высших целей обесценивает человеческую жизнь: ради абсолютных идей, которые зачастую оказываются иллюзиями, погибали и погибают люди. Как правило, логическое развитие авторитаризма приводит к слепой приверженности идее - религиозному или политическому фанатизму.

Имеется также субъективная точка зрения, согласно которой не существует общего для всех смысла жизни и каждый человек сам свободно выбирает смысл своей жизни в каждом своем поступке. Австрийский психолог Виктор Франкл (1905- 1997) указал три основных направления для поиска этого смысла. Человек должен принять ценности творчества (созидания и самореализации), переживания (способности восхищаться красотой, добром, правдой) и отношения (оптимистического восприятия мира) .

Человек свободен в выборе своего пути и не застрахован от ошибок и неудач. Наука способна показать ему лишь примерное направление поиска. Смысл жизни невозможно получить готовым - его нужно пережить и выстрадать, чтобы почувствовать себя человеком. Осмысленность жизни придает только свобода выбора.

Понятие свободы многообразно - она может быть отрицательной (свобода от чего-то) и положительной (свобода для чего-то), внутренней (свобода воли и выбора) и внешней (свобода действий). Значительно различаются и точки зрения на то, обладает ли человек свободой. Одни мыслители считают, что поступки и решения человека произвольны (такая позиция именуется волюнтаризмом), другие полагают, что все действия изначально предопределены (позиция фатализма).

В самом общем смысле свобода есть отсутствие ограничений и стеснений. Но в действительности невозможна ситуация, в которой отсутствуют все ограничения. Действия человека ограничены природой и обществом. Природные ограничения представлены физическими законами и объективными возможностями человека: нельзя вернуться назад во времени, нельзя бежать выше определенной скорости, нельзя прожить больше, чем определено биологическими особенностями организма. Социальные ограничения связаны с тем, что свобода одного человека ограничена свободой другого. Английская пословица говорит об этом так: «Свобода моего кулака заканчивается там, где начинается свобода вашего носа».

Чтобы стать по-настоящему свободным, нужно осознать эти внешние ограничения: познать объективные законы природы и социальной жизни и понять пределы своих возможностей. Только зная характер и суть ограничений, можно преодолеть их, расширив тем самым диапазон своих действий. Чем лучше человек понимает свои возможности, тем больше у него свободы. Например, законы природы и данные науки говорят, что человек не может летать, как птица. Понимание сути объективных ограничений (законов тяготения, особенностей аэродинамики) позволило разработать такие технические средства, которые помогли человеку подняться в воздух, не нарушая природных законов. Обойти ограничения можно, только осознав их: современные летательные средства одновременно учитывают физические ограничения и расширяют возможности человека. Свобода, по словам голландского философа Бенедикта Спинозы (1632-1677), есть осознанная (познанная) необходимость. Отсюда следует философское определение свободы. Это - возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. Освобождает именно знание законов, невежество только ограничивает свободу.

Как осознанная необходимость, свобода тесно связана с ответственностью.

Ответственность - это осознание долга, требований, предъявляемых обществом к человеку. По сути, ответственность является оборотной стороной свободы: чем свободнее человек, тем он более ответствен. Если поведение человека было несвободно, предопределено чужой волей или объективными обстоятельствами (жизни его близких угрожали или человек психически невменяем), он, как правило, не несет уголовной или моральной ответственности. Но за все свои поступки, совершенные свободно, за каждый свой личный выбор человек обязан отвечать перед обществом и самим собой.

В этом отношении свобода имеет моральные и правовые ограничители. Внешние ограничители (со стороны общества) выражаются в нормах, традициях, обычаях, законах, религиозных заповедях и т.д. Внутренние ограничители (со стороны человека) выражены в убеждениях, личных принципах, в голосе совести. Если внутренние ограничители сформированы правильно, то во внешних уже нет необходимости. Человек становится личностью, когда он действует не на основе внешнего принуждения, не из страха наказания и не из желания быть вознагражденным. Настоящая личность поступает морально, исходя из своих внутренних убеждений, сформированных в процессе свободного самоопределения.

Свобода особым образом преломляется в разных сферах общественной жизни. Например, в экономической сфере выделяются свобода рынка, свобода торговли. В сфере взаимоотношений личности и государства выделяют свободу слова (возможность выражать свои убеждения), свободу совести (возможность по своему выбору принимать религиозные или атеистические взгляды), свободу собраний (возможность собираться для обсуждения различных вопросов), свободу ассоциаций (объединяться с другими людьми) и т.д.

Гражданские ценности личности формируются на основе политических свобод. Понятие «гражданин» указывает на то, что личность имеет устойчивую связь с конкретным государством. Эта связь выражена прежде всего в предоставлении государством гражданину определенных прав и свобод. Поскольку гражданина нет без свобод, обязанность каждого гражданина - защищать свои свободы от любых посягательств. Таким образом, активная гражданская позиция по защите своих прав и свобод, даже в том случае, если права гражданина нарушает само государство, является первостепенной ценностью личности в ее соотнесении с государством.

Для каждого гражданина продолжением свобод являются обязанности перед государством. В обмен на свои свободы гражданин обязуется соблюдать законы, защищать страну, платить налоги и т.д. Такие обязанности - справедливая плата за предоставленные личности права и свободы, поэтому ее уклонение от обязанностей считается не только незаконным, но и морально предосудительным. С этой точки зрения ценностями гражданина являются патриотизм, чувство долга, ответственность за судьбу страны и т.д.

Существует ряд гражданских качеств, которые связаны не с взаимоотношениями личность-государство, а с отношениями между самими гражданами. Поскольку свобода одного человека в государстве ограничена свободой другого, то в разряд ценностей попадают уважение интересов других и законы, обеспечивающие эти интересы. С этой точки зрения основными гражданскими ценностями признаются:

О толерантность -терпимость по отношению к убеждениям других; о гуманизм - признание внутренней ценности любого человека;

о правосознание - признание верховенства законов над частными интересами или убеждениями.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • 1. Ценностями в наиболее общем смысле называют вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества. Основными духовными ценностями признаются истина, добро и красота.
  • 2. Высшей общечеловеческой ценностью считается жизнь. Смысл жизни невозможно получить готовым - его нужно пережить и выстрадать. Каждый человек сам вкладывает смысл в свою жизнь.
  • 3. Свобода есть возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. Обратной стороной свободы является ответственность - осознание долга перед другими людьми и обществом в целом.
  • 4. К гражданским качествам личности относят активную гражданскую позицию, патриотизм и ответственность за судьбу страны, а также толерантность, гуманизм и развитое правосознание.

ВОПРОСЫ

  • 1. Как интересы человека влияют на его ценностные предпочтения? Имеются ли различия между ценностями в различных культурных традициях?
  • 2. Назовите основные подходы к определению смысла жизни. Как степень свободы личности влияет на решение смысложизненных вопросов?
  • 3. Как вы понимаете фразу «Свобода есть познанная необходимость»? Почему свободу называют обратной стороной ответственности?
  • 4. Что вы понимаете под гражданскими ценностями? Почему в современной жизни гражданские качества личности приобрели особую значимость?
  • См. подробнее: Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью решение каких-то проблем и обстоятельствами, постоянно проверяющими нас на прочность. И в сегодняшнем мире всевозможных забот и стрессов огромную роль играют наши жизненные ценности, являющиеся своеобразными указателями на жизненном пути.

Если всё, что мы говорим и делаем, соответствует нашим , жизнь отличается правильностью и содержательностью, а сами мы довольны и уверены в себе. Однако нередко получается так, что наши действия расходятся с глубинными убеждениями, по причине чего и раздражительность. И это является показателем того, что что-то не так. Кроме того, такие ощущения могут сделать нас несчастными, и только в том случае, когда мы всегда поступаем по совести, сохраняется и чувство собственного достоинства, и состояние счастья.

Жизненные ценности человека можно смело назвать его внутренним компасом, по которому необходимо сверять все шаги. Ведь когда имеются определённые установки, человеку гораздо проще продумывать действия и , что и является основой продуктивной и полноценной жизни.

Но давайте поразмыслим на тему того, что может быть нашими жизненными ценностями.

Мы редко задаем себе вопросы типа «Зачем мы живем», «Что для нас является жизненной ценностью» и т.п. Не говоря об этом, мы, тем не менее, руководствуемся определенными принципами, выбираем для себя самое главное, если невозможно сохранить все. Например: «любовь», «свобода» или «работа» для кого-то ценнее «семьи». Если не нужно выбирать между ними, всё мирно сосуществует. А если требуется сделать определенный выбор? Он будет сделан в пользу того, что для человека важнее всего, как бы ни казалось со стороны это неправильным или необдуманным решением. Конечно, не исключено, что со временем человек обвинит себя в том, что когда-то сделал «неправильный» выбор. Только выбирает он всегда в настоящем, а в этом настоящем уже другие ценности.
Есть ли такие жизненные ценности, которые одинаково важны для людей независимо от их возраста, пола и того, в какой стране мира они живут? Конечно, есть. Это семья, здоровье, работа. Помимо этого, люди называют и другие ценности, как-то: образование, любовь, дружба, самоуважение, карьера, власть, деньги, секс…
Интересно было бы сравнить ценности «отцов» и «детей», ведь их различие может мешать взаимопониманию между поколениями.
Что же выбирают наши подростки, мы узнали их ответов 130 учеников 5-х и 9-х классов из школы №3 г. Конаково. 45% опрошенных поставили «счастливую семью» на 1-е место среди других 17 жизненных ценностей. 85% детей включили «семью» в число пяти наиболее значимых ценностей. На 2-м месте оказалась «дружба» (58%). Хотя отношения со сверстниками в подростковый период играют важнейшую роль, только 6% отвели ей почетное первое место. Действительно, семья продолжает играть важнейшую роль в процессе взросления подростка. Он нуждается в мудром наставничестве со стороны взрослых, но не показывает этого и бунтует против родителей, стремясь к общению на равных.

Далеко не все, а только 54% школьников, считают «образование» жизненной ценностью. Среди пятиклассников только 45% разделяют это мнение. Еще меньшее число школьников (всего 18%) стремится к высоким достижениям в спорте или искусстве.
Некоторые юноши и девушки выстраивают такой ряд ценностей:
Образование – работа, карьера – деньги, богатство. Или еще «круче»: работа, карьера – деньги, богатство – слава, восхищение и уважение окружающих.
Среди подростков 10-11 и 15-16 лет одинаково небольшое количество тех, кто начинает осознавать как ценность «благополучие государства». «Наука как познание нового» занимает в списке ценностей чуть ли не самые последние места (с 9-го по 17-е). Только один юноша считает «науку» приоритетной для себя ценностью, наряду с такими как «власть» и «успех».
36% подростков выбирают такую ценность, как «счастье близких людей».
Ответы взрослых (а их было опрошено 30 чел.) отличались большим разнообразием. Практически все перечисленные в анкете ценности были ими названы, за исключением такой ценности, как «пища». А для 13% подростков пища стоит того, чтобы о ней говорить как о ценности. Собственно, давно известно, что есть иерархия потребностей, и первое место в этой пирамиде занимают физиологические потребности. К ним относятся пища, одежда, сон, отдых. Человек способен думать и стремиться к удовлетворению более высоких потребностей только тогда, когда удовлетворены его первичные (физиологические) потребности. Недаром есть поговорка: «Пустое брюхо к ученью глухо».
У 13% взрослых в качестве аналогичной первичной потребности выступает жилье: собственная квартира или дом.
Главными ценностями опрошенных мужчин и женщин в возрасте от 22 до 52 лет являются «семья» и «здоровье». На втором месте оказывается «работа». Для 66% респондентов очень значима категория «счастье близких людей». На порядок ниже число выборов в пользу «любви» и «дружбы». 26% людей называют их в качестве важных жизненных ценностей. Не очень высок рейтинг у образования. Только 20% взрослых считают образование важной жизненной ценностью. Примерно столько же (20-25%) выбирают «благополучие государства», стремятся к самоуважению. Для 15% взрослых людей необходимо уважение окружающих. К карьере, власти стремится не более 5 %. Отношение к деньгам, как некоей жизненной ценности, выявилось у 20 % подростков и 10% взрослых.
Получается, что ценности «отцов» и «детей» очень похожи, хотя в каждом конкретном случае это далеко не так. А как именно, вы можете обсудить после прочтения этого материала. Желаю приятных открытий.