Когда надо говорить христос воскресе. Тайная вечеря

Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.

Приближается важный и любимый многими праздник — Пасха. Традиции и обычаи этого дня хорошо известны всем, ведь Пасху ждут и религиозные люди, и те, кому просто нравится атрибутика этого праздника. И, конечно, все мы хорошо знакомы с таким пасхальным обычаем, как пасхальное приветствие или христосование.

Обычай заключается в том, чтобы приветствовать друг друга с первого дня Пасхи и до Вознесения Господня (или только в день Пасхи) радостным возгласом «Христос воскрес!» и отвечать «Воистину воскрес!».

Однако кто-то говорит: «Христос воскрес!», а кто-то — «Христос воскресе!». Откуда взялась форма воскресе и как говорить правильно?

Не новость, что грамматическая система современного русского языка не всегда была такой, как сегодня. Помните, как морщились в школе, изучая видовременные формы английского глагола, его бесконечные сложные времена? Сложно — у нас ведь такого нет. Еще как есть! Вернее, было, и не меньше. Вместо тысячи слов — схема глагольных форм древнерусского языка.

Нажмите для увеличения

Например, существовали четыре формы прошедшего времени: перфект, имперфект, плюсквамперфект и аорист.

Языковая система претерпела ряд сложных, фундаментальных изменений, результатом которых стал язык в современном его состоянии. Сохранил древние формы только церковнославянский язык, поскольку он был и остается языком богослужения. Будучи мертвым, он, соответственно, не является разговорным, то есть не развивается и не меняется, но используется (подобно латыни) в церковной книжно-письменной сфере, в гимнографии и ежедневном богослужении в некоторых православных церквях.

Воскресе — это и есть старославянская и церковнославянская форма глагола воскрес ; слово воскресе стоит в форме аориста. Ао́рист (др.-греч. ἀ-όριστος — «не имеющий (точных) границ» от др.-греч. ἀ- «не-» или «без-» + др.-греч. ὁρίζω — устанавливать границу) — временная форма глагола, обозначающая законченное (однократное, мгновенное, воспринимаемое как неделимое) действие, совершённое в прошлом.

Таким образом, сочетания Христос воскрес и Христос воскресе не являются взаимоисключающими: один вариант церковнославянский, стоящий в отсутствующей в современном русском языке временной форме — Христос воскресе . Второй вариант — Христос воскрес — современный. Оба варианта — правильные .

Не имеет значения, какой из вариантов вы предпочитаете: главное — слушать и слышать друг друга, а еще поздравлять с праздником искренне, от всего сердца.

Христос Воскресе - Воистину Воскресе!

Воскресение Христово – суть православной веры. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», – обращается к христианам апостол Павел. Однажды он проповедовал в Афинах. Жители города, с древних времен славившиеся своим любопытством ко всему новому, казалось, готовы были слушать Павла… Он говорил им о Едином Боге, о сотворении мира, о необходимости покаяния, о явлении в мир Иисуса Христа. Афиняне с интересом слушали апостола до тех пор, пока он не начал говорить о воскресении. Услышав об этом невероятном факте, они стали расходиться, с сарказмом бросив Павлу: «Мы послушаем тебя в следующий раз». Рассказ о воскресении Христа показался им нелепостью.

Но ведь в проповеди Павла было главным именно то, что Христос воскрес из мертвых.

Христос победил смерть. Своей смертью и воскресением Он привел к жизни каждого, для кого событие, произошедшее в погребальной пещере, является фактом неоспоримым и воспринимается так близко, что становится фактом его собственного воскресения. «Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4:14).

Христос воскрес после еврейской Пасхи – праздника, установленного в честь освобождения израильского народа из египетского рабства. Воскресение Христово стало новой Пасхой – радостью освобождения от рабства смерти. «Слово "Пасха", – пишет святой Амвросий Медиоланский, – означает "прехождение". Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12).

Значение воскресения Христа для человечества делает Пасху самым значительным торжеством среди всех других праздников – Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств.

Ночное пасхальное Богослужение пронизано оптимизмом. Каждое чтение и песнопение вторит словам огласительного слова святителя Иоанна Златоуста, которое читается уже тогда, когда за окнами православных храмов просыпается утро: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?»

Христос победил смерть. За трагедией смерти следует триумф жизни. После Своего воскресения Господь всех приветствовал словом: «Радуйтесь!». Смерти больше нет.

Эту радость апостолы возвестили миру. Эту радость они назвали «Евангелием» – благой вестью о воскресении Христа. Эта же радость переполняет сердце человека, когда он слышит: «Христос Воскресе!», и она же отзывается в нем главными словами его жизни: «Воистину воскресе Христос!»

Дорогие о Господе братья и сестры, дорогие друзья, рад вас приветствовать в преддверии праздника Святой Пасхи Христовой.

Многое было уже сказано об особенностях Пасхи в этом году. Она удивительным образом совпадает с Днем космонавтики 12 апреля, и поэтому мы вспоминаем о том, что наш народ всегда ведом был какой-то особой миссией в истории, особым дерзновением, которое нельзя не соотнести с православным миропониманием, с той устремленностью к духовному небу, которая сделала возможным и величайшие свершения по освоению физического неба.

Пасха в нынешнем году — это и день святого Иоанна Лествичника, который как раз и напоминает нам о том, что восхождение по пути доброделания и по пути богопознания — это важнейшее в жизни человека делание, делание, которое вроде бы формально противоречит приоритетам мирских устремлений, но удивительным образом одухотворяет, оживотворяет и делает по-настоящему, истинно успешным любой человеческий труд, любое устроение наших повседневных дел.

Говорится много и сегодня о том, что в этом году празднуется 70-летие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, и мы опять вспоминаем, как именно крепость и возвышенность народного духа, который неразрывно связан с идеалами Святого Православия, помогли одержать победу над неприятелем, который был во много раз лучше организован, который не перенес тех трагедий, какие перенесло наше общество в 20-е и 30-е годы, который был по всем внешним признакам гораздо мощнее. Но дух оказался сильнее человеческой мощи, и так получилось, что народ, который, несмотря на все господство тогдашней безбожной идеологии оставался воспитанным в православном духе, в итоге проявил себя как более сильный.

Многое говорится и еще будет говорится в эти дни о том, что Пасха Христова — это время, когда разрешаются многие человеческие проблемы, когда стираются различия между социальными группами, поколениями, теми или иными сообществами, в том числе враждующими, на которые себя разделяют люди. В это время мы воспеваем: «Радостию друг друга обымем, и ненавидящим нас простим вся Воскресением».

Пасха — это время примириться с теми, с кем ты ссоришься — быть может, многие годы. Пасха — это время для богатых прийти в жилище бедных, к тем, кто лишен крова, лишен пищи, и помочь разделить христианское братство. Пасха — это время для бедных не обижаться на богатых, а помолиться о них и вместе с ними постараться что-то сделать, чтобы жизнь страны и народа улучшилась.

В дни Великого поста многие люди обращались к Церкви с просьбой о поддержке. Это были люди, которые пострадали, в свое время взяв ипотеку в иностранной валюте, это были фермеры, которое сегодня чувствуют очень неуютно себя перед лицом крупных сельскохозяйственных предприятий и тех правил и регулирующих документов, которые отдают безусловное предпочтение именно крупным сельхозпроизводителям. Обращаются, как обращались уже в течении многих лет, люди которым отказывают в получении некоторых базовых льгот и даже в реализации базовых прав, потому что у них нет электронных документов. Церковь старается ходатайствовать обо всех этих людях. Иногда, приходя в какие-то властные кабинеты, слышишь сначала неприятие, и напоминаешь, что скоро Страстная седмица и Пасха, и надо встретиться всем в храме. И умягчаются злые сердца, и получается, что проблемы, которые сначала отказывались разрешать, потому что они считаются надуманными и глупыми, не имеющими отношения к реальным пожеланиям и чаяниям людей, — вдруг разрешаются или по крайней мере принимаются серьезные усилия для того что бы они разрешились.

Многих примиряют страдание и Воскресение Христово. Всех должна примирить Святая Пасха — в нашем обществе, которое очень разделено, в котором существует вражда, в котором иногда одни говорят о других как о существах «другого биологического вида», — а именно так было сказано одним современным публицистом и общественным деятелем, — в обществе, в котором столь много презрения одних по отношению к другим, столь много желания чуть ли не уничтожить друг друга (вспомним о тех трагических событиях, которые происходят на юго-востоке Украины). Именно в этом обществе — столь непростом, столь разделенном, столь атомизированом, вновь и вновь звучит пасхальное послание: «Христос Воскресе — воистину воскресе», и многие, казалось бы, непреодолимые препятствия, и обиды, и поводы для взаимной ругани и озлобления — вдруг уходят куда-то очень далеко.

Дай нам Бог вот эти особые чувства, которые мы переживаем на Пасху, претворить в нашу последовательную, целожизненную, постоянную миссию примирения, в способность пересечь любые человеческие границы, чтобы приобрести друг друга для царствия Божия, чтобы преодолеть рознь мира сего.

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в своем сказал о важности подвига, то есть осуществления христианских ценностей и веры самой в жизни человека. И сказал он о том, насколько этот подвиг сегодня может общество изменить. Вот, что было сказано Его Святейшеством: «Через подвиг, неизменно связанный с внутренним усилием и ограничением себя, мы имеем возможность опытно познать, что есть настоящая и совершенная любовь, ибо жертвенность, лежащая в основании любого подвига, есть высшее проявление этого чувства. Господь призвал нас к подвигу деятельной любви, запечатленной в самоотверженном служении ближним, а наипаче тем, кто особенно нуждается в нашей поддержке: страждущим, больным, одиноким, унывающим. Если этот закон жизни, который так ясно был представлен и выражен в земной жизни Самого Спасителя, станет достоянием большинства, то люди будут по-настоящему счастливы. Ведь, служа другим, человек обретает несравнимо больше, чем отдает: Сам Господь входит тогда в его сердце, и через приобщение Божественной благодати меняется вся человеческая жизнь. Как без труда нет святости, как без Голгофы нет Воскресения, так и без подвига невозможно подлинное духовно-нравственное преображение личности».

Подвиг, основанный на вере, подвиг, в котором не может не изливаться истинная вера православного человека, — это то, чего сегодня ждут от Церкви и люди, и целые народы. Иногда пытаются вновь и вновь нам сказать: «Ваша вера не имеет отношение к тому, что происходит в обществе, она говорит о чем-то слишком общем, слишком далеком от конкретных жизненных ситуаций. Оставайтесь там, в этой области далеких высоких и общих слов, не обличайте нашу совесть, не говорите ничего в тех случаях, когда кто-то, особенно облеченный властью, облеченный могуществом, желает грешить так, чтобы его не беспокоили». Но не так действовали апостолы, не так действовала во все века истории Святая Церковь.

Из Писания и Предания мы знаем, что Слово Божие и правда Божия многим не нравились, и тем не менее никогда Церковь не отказывалась от того, чтобы их возвещать, чтобы Христос распятый, Который для иных соблазн, а для других безумие, чтобы Христос Воскресший, Который для многих недостижим в рациональном понимании, но Который меняет жизнь человека, если ты начинаешь общаться с Ним, с живым Богом, — возвещался во время и не во время. Часто говорят, что вера не может сотворить чудеса, и христиане не могут изменить мир, который живет и даже должен жить, как некоторые считают, по законам греха. Но логика смерти и Воскресения Господа Иисуса, логика высочайших чувств Страстной седмицы и величайшей радости Пасхи, совсем другая.

Вот что сказано в послании Святейшего Патриарха: «Когда подвиг становится содержанием жизни не только отдельного человека, но и всего народа, когда в устремлении к горнему соединяются сердца миллионов людей, готовых защищать свою Родину, отстаивать высокие идеалы и ценности, тогда происходят поистине удивительные, чудесные и порою даже необъяснимые с точки зрения формальной логики вещи. Такой народ обретает огромную духовную силу, побороть которую оказываются неспособными никакие бедствия и враги».

Да будет так с нами, да будем мы народом, который действительно стремится жить и живет по слову Христову, народом пасхальной радости, народом постоянной памяти о страданиях и смерти Спасителя, искупивших нас и сделавших для нас открытым небо. Будем народом Божиим, народом Христовым прежде всего, и тогда и на Земле мы устроим свою жизнь достойно — пусть и не всегда богато и не всегда как победители, но именно достойно, — и врата Царствия Божия не будут закрыты для нас.

С праздником Святой Пасхи, дорогие о Господе братья и сестры. Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос. Аминь.

Патриархия.ru




Многие пишут о том, что непонятно, как правильно говорить: Во истину воскресе или во истину воскрес – это форма приветствия христиан на Пасху. Но многие, не знают, как правильно говорить. На самом деле оба варианта правильные и верные. Просто нужно знать, как правильно их использовать.

Церковное придания




Слова «Во истоину воскресе» говорят на «Христос Воскресе!». Такая традиция пошла ещё с Древней Греции, откуда и пришло христианство в Россию. Только там говорили его по-другому, на греческом языке. Слова «Христос Воскресе!» говорят на церковно-славянском языке. На нём же читают молитвы, хотя для непривычного слуха этот язык может показаться странным. Многие слова там звучат совершенно не так, как в разговорном русском. Например, не Богородица, а Богородице в именительном падеже. Получается ощущение среднего рода, который воспринимается, как определённый диалект.

На самом деле в церковной практике правильно говорить «Христос Воскресе» и отвечать «Воистину Воскресе!». Многие слова, которыми владеют христиане, постоянно посещающих храм, непонятны обычным людям. Однако такая форма среди них – норма и в этой среде правильно говорить: «Христос Воскресе!», как священник во время церковной службы. Это устная форма высказывания.

Светская форма




Однако не стоит думать, что говорить «Христос Воскрес» и отвечать «Воистину воскрес» неправильно. Просто она сложилась намного позже и считается не церковной, а светской. Обычно это выражение использовалось в литературе или при написании писем и открыток. На современный взгляд, это более понятная и доступная форма, которая имеет право на существование, и делать замечания тем, кто так говорит, не стоит. Просто Воистину Воскрес говорят в не церковной среде, на светских мероприятиях и раутах. Так приветствуют тех, кто далёк от храма, но отмечает Пасху вместе со всеми и тоже хочет принять участие в празднике.

Воистину воскрес удобно писать и в письменной речи, например, при составлении стихов. Это даже воспринимается не просто, как приветствие христианина, а признания факта и описание самого события. В литературе используются различные формы написания о Христе и библейских событиях и там форма Христос Воскрес вполне уместна. Поэтому тем, кто поздравляет не церковных людей с праздником, пишет стихи или прозаические произведения о библейских событиях, можно использовать такую форму. Это не считается неправильным, как в театре слова «шо» и использования фрикативной формы «Г» в деревенском диалекте.

Как правильно приветствовать друг друга на Пасху




В церкви обычно говорят «Христос Воскресе» и все повторяют за батюшкой эти слова в общении. Затем отвечают «Воистину Воскресе» и три раза целуются в щёку, после чего дарят подарки. Обычно детям принято дарить небольшие или . Если вы хотите поздравить друзей, достаточно собрать пасхальную корзину с куличом и яйцами и прихватить с собой бутылку хорошего красного вина.

Парень может подарить девушке небольшую корзинку с куличом или яичком и маленький подарок. Это может быть украшение, блеск для губ или хорошая тушь для ресниц. Такой подарок понравиться всем желающим. Парню можно сделать аналогичный подарок, только косметику заменить красивым шампунем или парфюмерией. Можно использовать и другие подарки.

Пожилой женщине можно подарить вышитую икону или просто красивую картину. Например, из бисера или специальной алмазной вышивки. Сюжет не обязательно может быть библейским. Главное, чтобы в нём не было мрачных элементов и агрессивности. Тогда ваш подарок понравится.



Пасха Великий праздник, в этот день принято поздравлять друг друга словами «Христос Воскресе» и отвечать на них «Воистину воскресе». Всю пасхальную неделю приятно ходит друг кдруг в гости, дарить крашенки и куличи, ведь во время Великого поста в гости ходить не разрешается, ибо это время, которое человек должен потратить на то, чтобы очистить свою душу и телу. символизирует окончание поста, а значит, пора поздравлять всех с эим Великим праздником, дарит много приятных слов и пожеланий.

Издавна общение в письменной форме – это один из самых популярных видов коммуникации. А в век высоких технологий стали доступны короткие сообщения – смс, которые позволяют поздравить всех, кого хочется поздравить быстро и удобно.

Короткие поздравления с Пасхой

Со слов «Христос воскресе» принято начинать любое пасхальное поздравление, и смс сообщения не исключения. Отвечать также следует словами «Воистину воскресе», даже если это поздравление смс. Но, иногда стандартного ответа «Воистину воскресе» на поздравление мало, и хочется добавить еще немного пожеланий и теплых слов. Например, можно использовать следующие поздравления:




Воистину Воскресе!
Желаем радости, добра, чудес!
И всегда помнить день победы жизни над смертью!
*
Христос Воскресе!
Природа чудес полна, она дарит тепло в этот день.
Над миром блаженная тишина царит,
Христос Воистину воскресенье!
*
Пасха приходит с весенним теплом,
Птицы вспорхнули ввысь
И светло на душе: Христос Воскресе!
И все вокруг словно шепчет: Воистину воскресе!
*
Христос Воскрес!
Наполнил души радостью и счастье,
А чтобы праздник был веселей
Кушайте яйца, кто быстрей!
*
Христос Воскресе!
Поздравляю с Пасхой
В слова закладываю ласку!
Пусть на сердце поет весна
И жизнь красок была полна!
Воистину Воскресе Христос!

Как правильно писать поздравление

У многих людей возникает вопрос о том, как пишется «Воистину Воскресе», ведь поздравить с Пасхой хочется грамотно. Словосочетание это состоит из двух слов «Воистину» и «Воскресе». «Воистину» следует писать слитно и с большой буквы. Так как истина – это сущность, в которую войти никак нельзя. А на праздник вы можете приготовить .

Еще один вопрос, который часто возникает у православных, это как правильно писать и говорить «Воистину воскрес» или «Воистину воскресе». Дело в том, что церковнослужители всегда говорят «Воистину Воскресе», а для мирян форма более упрощена словосочетанием «Воистину Воскрес». Какую из этих форм использовать, каждый сам для себя выбирает. К примеру, дети всегда перенимает привычки своих родителей, поэтому, иногда та или иная форма является в семьях уже устоявшейся и привычной.




Поздравления Воистину воскрес

Воистину воскресе смс наверняка порадую того, кто будет читать поздравления в день Великой Пасхи. Ведь получать так приятно, сразу ощущается атмосфера праздника и вселенской любви! Не стоит скупиться на поздравления!

Из далеких Палестин,
Мир получил благую весть:

*
Пусть Господь не оставит вашу душу без радости и чудес!
Христос воскрес! Воистину воскрес!
*
Христос Воскрес!
Желаю доброты, любви, чудес!
Воистину воскрес!
*
Солнышко с небес шепчет:
«Христос Воскрес!»
И все вокруг вдруг оживает и смело солнцу подпевает:
«Воистину воскрес!»
*
Журчит лишь об одном ручей,
Поют лишь об одном птенцы:
Христос воскрес!
И лес вдруг стал светлее, гуще:
Воистину Христос воскрес!
*
Пусть Светлый Праздник Пасхи
Подарит много вкусных куличей, улыбок и объятий!
Христос Воскрес и подарил миру веру и надежду!
Воистину воскрес!
*
Пусть стол богатым будет,
И мир дарит любовь.
Христос все муки пережил, Христос воскресе!
Воистину воскрес!