Учебная литература в учебном процессе. Словарь специальных терминов

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

литература, произведения письменности и печати, создаваемые как средство обучения для определенной системы образования или переподготовки кадров, для конкретного учебного заведения или для самообразования.

У. л. группируют по видам изданий: программно-методические v программы (рабочие, стабильные), методические указания к программам, методические письма и руководства; обучающие v буквари, учебники, учебные пособия (текстовые), лекции, конспекты лекций, сборники лекций; вспомогательные v хрестоматии, практикумы, сборники практических заданий, упражнений и задач, планы практических и семинарских занятий, атласы, сборники чертежей, рабочие тетради, лабораторные журналы; издания для чтения на иностранных языках, содержащие методический аппарат. Основной вид У. л. v учебник.

У. л. для начальных и средних общеобразовательных школ, профессионально-технических, средних специальных учебных заведений, вузов, школ партийно-политического просвещения, системы повышения квалификации специалистов имеет определенные жанровые особенности.

В современном мировом книгоиздании У. л. занимает важное место. Так, по данным ЮНЕСКО, выпуск школьных учебников колеблется от 3,5% до 39% числа названий, что объясняется особенностями систем образования различных стран. В СССР действует единая система управления народным образованием и изданием У. л. для всех видов учебных заведений. В 1975 У. л. составила свыше 10% книжной продукции СССР по числу названий и более 26% по тиражу. У. л. для общеобразовательной школы издают учебно-педагогические издательства союзных республик на национальных языках (в автономных республиках У. л. на национальных языках выпускают соответствующие национальные издательства): "Просвещение" (РСФСР) на русском языке, "Радянська школа" (УССР), "Народная асвета" (БССР), "Укитувчи" (Узбекской ССР), "Мектеп" (Казахской ССР), "Ганатлеба" (Грузинской ССР), "Маариф" (Азербайджанской ССР), "Швиеса" (Литовской ССР), "Лумина" (Молдавской ССР), "Валгус" (Эстонской ССР), "Мектеп" (Кирг изскойССР), "Луис" (АрмянскойССР). Для вузов и др. специальных учебных заведений У. л. выпускают центральные отраслевые издательства ("Колос", "Медицина" и др.), центральное издательство "Высшая школа" и республиканские издательства "Вища школа" (УССР), "Вышэйшая школа" (БССР), издательства крупных университетов, научные издательства союзных республик. У. л. для сети политпросвещения издаёт центральное издательство Политиздат.

Лит.: Печать СССР в 1975 г., М., 1976; Редактирование отдельных видов литературы, М., 1973.

Б. Г. Тяпкин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЛИТЕРАТУРА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-06-30 Time: 19:05:35 * Литература обязана быть верной народу, обязана страстно и ревностно ратовать за его прогресс, благоденствие и …
  • ЛИТЕРАТУРА в Энциклопедии Япония от А до Я.
  • ЛИТЕРАТУРА в Высказываниях известных людей:
  • ЛИТЕРАТУРА в Словаре Одно предложение, определения:
    - это такое занятие, при котором надо снова и снова доказывать, что у тебя есть талант, людям, лишенным каких- либо …
  • ЛИТЕРАТУРА в Афоризмах и умных мыслях:
    это такое занятие, при котором надо снова и снова доказывать, что у тебя есть талант, людям, лишенным каких- либо талантов. …
  • ЛИТЕРАТУРА в Литературной энциклопедии.
  • ЛИТЕРАТУРА в Большом энциклопедическом словаре:
    [лат. lit(t)eratura букв. - написанное], произведения письменности, имеющие общественное значение (напр., художественная литература, научная литература, эпистолярная литература). Чаще под литературой …
  • ЛИТЕРАТУРА
    [лат. lit(t)eratura, буквально - написанное, от lit(t)era - буква], один из основных видов искусства - искусство слова. Термином "Л." обозначают …
  • ЛИТЕРАТУРА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Литература. H.J. Raymond, "Life and public services of Abraham L."(Нью-Йорк, 1864); J. G. Holland, "Life of A. L." (Springfield, 1865);Corsby, …
  • ЛИТЕРАТУРА в Современном энциклопедическом словаре:
  • ЛИТЕРАТУРА
    (латинское lit(t)eratura, буквально - написанное), произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература). Чаще под литературой …
  • ЛИТЕРАТУРА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж. 1. Совокупность письменных и печатных произведений вообще. Древнерусская л. Л. Востока. 2. Совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма). …
  • ЛИТЕРАТУРА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, ж. 1. Произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение. Научная л. Мемуарная л. Художественная л. Древнерусская л. 2. Письменная …
  • УЧЕБНАЯ
    УЧ́ЕБНАЯ ПРОГРАММА, документ, определяющий по каждому уч. предмету объём содержания знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению, их распределение по годам …
  • ЛИТЕРАТУРА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛИТЕРАТ́УРА [лат. lit(t)eratura, букв.- написанное], произведения письменности, имеющие обществ. значение (напр., худ. Л., науч. Л., эпистолярная Л.). Чаще под Л. …
  • ЛИТЕРАТУРА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? см. …
  • ЛИТЕРАТУРА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    литерату"ра, литерату"ры, литерату"ры, литерату"р, литерату"ре, литерату"рам, литерату"ру, литерату"ры, литерату"рой, литерату"рою, литерату"рами, литерату"ре, …
  • ЛИТЕРАТУРА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ы, ж. 1) Вид искусства, отличительной чертой которого является создание художественных образов при помощи слова. Жанры литературы. История литературы. Соединила …
  • ЛИТЕРАТУРА в Новом словаре иностранных слов:
    (лат. litteratura) 1) совокупность письменных и печатных произведений народа, эпохи или всего человечества; 2) художественная литература как вид искусства; …
  • ЛИТЕРАТУРА в Словаре иностранных выражений:
    [лат. litteratura] 1. совокупность письменных и печатных произведений народа, эпохи или всего человечества; 2. художественная литература как вид искусства; произведения …
  • ЛИТЕРАТУРА в Словаре синонимов Абрамова:
    письменность, словесность, печать, пресса, беллетристика, …
  • ЛИТЕРАТУРА в словаре Синонимов русского языка:
    агиография, беллетристика, лубок, письменность, публицистика, словесность, спецлитература, …
  • ЛИТЕРАТУРА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Совокупность художественных, научных и других произведений, закрепленных в письменной или печатной форме и имеющих общественное значение. 2) а) …
  • ЛИТЕРАТУРА в Словаре русского языка Лопатина:
    литерат`ура, …
  • ЛИТЕРАТУРА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    литература, …
  • ЛИТЕРАТУРА в Орфографическом словаре:
    литерат`ура, …
  • ЛИТЕРАТУРА в Словаре русского языка Ожегова:
    письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма) Теория литературы. Советская л. литература совокупность произведений какой-нибудь отрасли знания, по …
  • ЛИТЕРАТУРА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    [лат. lit(t)eratura, букв. - написанное], произведения письменности, имеющие общественное значение (напр., художественная литература, научная литература, эпистолярная литература). Чаще под литературой …
  • ЛИТЕРАТУРА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    литературы, ж. (латин. litteratura). 1. Вся Совокупность письменных и печатных произведений того или другого народа, эпохи или всего человечества в …
  • ЛИТЕРАТУРА в Толковом словаре Ефремовой:
    литература ж. 1) Совокупность художественных, научных и других произведений, закрепленных в письменной или печатной форме и имеющих общественное значение. 2) …
  • ЛИТЕРАТУРА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1. Совокупность художественных, научных и других произведений, закрепленных в письменной или печатной форме и имеющих общественное значение. 2. Вид …
  • ЛИТЕРАТУРА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. 1. Вид словесного искусства, целью которого является изображение жизни, создание художественных образов при помощи слова. отт. Совокупность произведений такого …
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ (УЧЕБНАЯ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    учебная, один из видов учебных занятий в системе образования и повышения квалификации; проходит, как правило, в форме беседы преподавателя с …
  • АКАДЕМИЯ УЧЕБНАЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    учебная, см. Высшие учебные заведения, Военно-учебные заведения …
  • ТУЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тульская духовная семинария, учебное заведение, готовящее священнослужителей Русской Православной Церкви. Адрес: г. Тула, …
  • РОССИЯ, РАЗД. ХИМИЯ
    Рзучение химии в России формально ведет свое начало с учреждения в 1725 г. в Санкт-Петербурге Академии Наук. В 1727 г. …
  • РОССИЯ, РАЗД. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (БИБЛИОГРАФИЯ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Ритература. Общие сочинения. Начатки литературной истории, списки писателей. Johannis Petri Kohlii, "Introductio in historiam et rem litterariam Slavorum" (Альтона, 1729); …
  • ПАУЛЬСОН ИОСИФ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Паульсон (Иосиф Иванович) - русский педагог, родился в 1825 году. Наибольшим успехом пользовалась его "Книга для чтения". Написал еще: "Способ …
  • ДАВЫДОВ ИВАН ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Давыдов, Иван Иванович - педагог и писатель (1794 - 1863). По окончании курса в Московском университете, защитил диссертацию на степень …
  • МОРДОВСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. в Литературной энциклопедии:
    Мордовская автономная область расположена в бассейне рек Мокши и Шуры. Мордва делится на две почти равные численно группы: эрзя и …
  • МАРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в Литературной энциклопедии:
    так же молода, как и советская автономная Маробласть. Именно Октябрьской революции обязана она своим развитием, если не самим возникновением. Дореволюционная …
  • ЭКСКУРСИЯ
    учебная (от лат. excursio - поездка, прогулка), форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений …
  • в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    (НСИ) имени Н.Г. Смидовича, в Ленинграде (1930-41). Осн. для подготовки специалистов из числа представителей коренного населения Крайнего Севера и организации …
  • ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    , деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование осн. психологических новообразований человека на данном этапе развития его личности. Гипотеза о …
  • УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Дружбы народов (УДН) им. Патриса Лумумбы, учрежден в 1960 в Москве ВЦСПС, Сов. комитетом солидарности стран Азии и Африки, Союзом …
  • ТЕЛЕВИДЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от теле... и слова видение), область науки, техники и культуры, связанная с передачей зрительной информации (подвижных изображений) на расстояние радиоэлектронными …
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР в Большой советской энциклопедии, БСЭ.

Учебно-программная литература

Учебная программа - учебно-программное издание, определяющее содержание, объем, порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины. Регламентирует как деятельность педагога, так и учебную работу студентов. В учебной программе раскрываются цели и задачи дисциплины, ее связь с другими предметами, содержание тем, указывается время, отводимое на изучение основных частей курса, определяются области и характер знаний, умений и навыков, которыми студент должен овладеть в результате изучения дисциплины, перечисляются виды учебных занятий в зависимости от формы обучения, обозначается круг литературных источников, необходимых для наиболее полного овладения дисциплиной. Объем - 1,0 п. л. (16 стр.) и более.

Обучающие издания

Учебник - учебно-теоретическое издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (или ее части, раздела), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебник является основной учебной книгой по дисциплине. В нем должны быть отражены базовые знания, определенные дидактическими единицами Государственного образовательного стандарта, которые устанавливают основные направления и аспекты рассмотрения предмета, а также последовательность расположения материала. Содержание учебника должно включать характеристику методов получения и использования знаний в конкретной области, методологические основания базовых законов и закономерностей функционирования и развития отраженной в нем области знания или сферы деятельности, ключевые проблемы и важнейшие тенденции развития этой науки. Объем - не менее 5 п.л.

Учебное пособие - учебно-теоретическое издание, частично заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Обычно выпускается в дополнение к учебнику, может охватывать не всю дисциплину, а лишь один или несколько разделов учебной программы. В содержание учебного пособия включается новый более актуальный материал, чем в учебник, так как пособие создается более оперативно, тем не менее материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике. В отличие от учебника, может включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения. Пособия могут быть адресованы как обучающимся, так и обучающим. Объем - не менее 5 п.л.

Курс лекций - тексты лекций одного или нескольких авторов по отдельным темам или курсу в целом. Служит дополнением к учебнику. В курсе лекций ярко проявляются авторские начала текста. В таких материалах текст персонифицирован и отражает особенности языка и стиля преподавателя данного учебного курса. Оригинальность авторского текста не должна затруднять восприятие основного содержания учебного материала, причем лекции должны соответствовать учебной программе. Автор раскрывает конкретные проблемы, ставит спорные вопросы, аргументирует собственную позицию, что имеет серьезный обучающий эффект. Объем - не менее 6 п.л.

Конспект лекции - сокращенный текст одной лекции. Обычно снабжается методическими материалами, помогающими студентам в расширении сведений по теме, заявленной в конспекте. Объем - не менее 1.п.

Программно-методическая литература

Практикум - учебное издание, нацеленное формирование и закрепление умений, практических навыков, обучение способам и методам использования теоретических знаний в конкретных условиях. Практикум направлен на овладение формами и методами познания, которые используются в соответствующей отрасли науки. В них содержатся задания и упражнения практического характера, способствующие усвоению теоретического курса. Лабораторный практикум может содержать теоретическую часть (например, описание физики изучаемых явлений). Объем - не менее 6 п.л.

Хрестоматия - сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника, в ее состав могут входить документы, литературные произведения и фрагменты из них. Важное место в хрестоматии занимают методические указания, в которых разъясняются особенности включенного текста, раскрывается его связь с учебным материалом. Каждый текст, включенный в хрестоматию, должен сопровождаться библиографическим описанием издания, из которого он взят. Объем - не менее 6 п.л.

Сборник задач (упражнений) - учебно-практическое издание, содержащее задачи (упражнения) и ответы к ним в объеме определенного курса (или его раздела). Может содержать также решения задач (упражнений), методические рекомендации по ним или подсказки. Объем - не менее 6 п.л.

Сборник иностранных текстов - учебно-практическое издание, содержащее адаптированные составителем тексты для изучения иностранного языка и методические рекомендации в объеме определенного курса. Объем - не менее 6 п.л.

Учебно-методическая литература

Учебно-методическое пособие - учебно-методическое издание, которое содержит как теоретические сведения по учебной дисциплине (или ее разделу), так и материалы по методике ее самостоятельного изучения и практического освоения. Объем - не менее 5 п.л.

Методическая разработка - издание, сходное по структуре с учебно-методическим пособием, но более узкое по теме и меньшее по объему. Объем - не менее 1 п.л.

Методические рекомендации - учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного изучения либо практического освоения студентами учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний. В методические рекомендации могут быть включены требования к содержанию, оформлению и защите курсовых и дипломных работ. Указания содержат общую характеристику дисциплины (цели, задачи ее изучения, комплекс предметов, на которые она опирается), а также форм и методов и видов самостоятельной работы студентов (изучение литературных источников, конспектов лекций, подготовка к практическим занятиям, семинарам, составление докладов выступлений и др.). Объем - не менее 1 п.л.

Учебно-методический комплекс . Наименование жанра имеет двойное толкование: 1) комплекс учебных книг (учебник+хрестоматия, пособие+сбор­ник упражнений и т.п.); 2) программно-методическое издание, включающее программу и методические материалы по курсу (списки литературы, планы семинарских занятий, контрольно-измерительные материалы). Объем - не менее 3 п.л.

Научная литература

Тезисы докладов (сообщений) научных конференций, съездов, симпозиумов - подвид непериодического научного издания, содержащего материалы предварительного характера: аннотации, рефераты докладов и (или) сообщений. Обычно выпускают перед научной конференцией, съездом и т.д. для того, чтобы участники могли заранее познакомиться с содержанием выступлений и выбрать из них наиболее интересные для себя, что немаловажно, учитывая параллельную работу секций. Объем для одного автора - не более 4 стр.

Материалы конференции (съезда, симпозиума) - непериодический сборник, содержащий полные тексты докладов, сообщений, выступлений участников, результаты дискуссий, рекомендации, решения, принятые на конференции, постановления, резолюции. Объем не ограничен.

Сборник научных трудов - научное издание, содержащее статьи с результатами исследований по научным и научно-техническим направлениям деятельности университета. К периодически выходящим сборникам относятся Ученые записки, и Вестники. Объем Вестника - не более 10 п.л.

Монография - научное книжное издание, которое полно и всесторонне исследует тему или проблему и подводит итог их разработки в науке многими учеными и специалистами. У монографии может быть один или несколько авторов (коллективная монография). Объем - не менее 7 п.л.

Автореферат диссертации - информационное бесплатное издание небольшого объема, в котором автор диссертации излагает основные положения своего исследовательского труда, представленного к защите на соискание ученой степени кандидата или доктора наук. Объем, оформление и структура автореферата определяются в России инструкциями ВАК. Ограниченный тираж рассылается по списку специалистам и научным учреждениям незадолго до защиты. Объем - автореферата кандидатской диссертации не менее 1-1,5 п.л.; докторской - 2-2,5 п.л.

Справочная литература

Словарь - справочное издание в форме упорядоченного перечня заглавных слов - названий объектов справки - и относящихся к ним справочных сведений. Объем - не менее 4 п. л.

Словарь-справочник - словарь, статьи которого содержат не только определение понятий, но и справочные сведения, рассчитанные, в отличие от словаря, на справки практического, а не энциклопедического характера. Объем - не менее 4 п,л,

Учебный справочник - учебно-справочное издание, содержащее справочные сведения по определенной учебной дисциплине (ее части, разделу) или комплексу дисциплин, предусмотренные учебной программой. Включает комплекс сведений, имеющих прикладной, практический характер. Объем - не менее 4 п. л.

Памятка - справочное издание, содержащее сведения по систематизации определенной области знаний. Включает материалы, имеющие практический характер. Объем - не менее 1 п.л.

Что такое учебник? Статья 1: ГОСТ 7.60-2003 СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения. Статья 2: Значение слова "Учебник" в Большой Советской Энциклопедии. Статья 3. Елена Николаевна Овчинникова. К определению терминов “учебник” и “учебное пособие”. Статья 4. А.Г. Прохорова. О некоторых проблемах исторического образования в современной российской школе. Требования к авторам учебника: автор должен стремиться к максимальной объективности в освещении истории, к научной честности, к отказу от умолчаний, передергивания, подмены фактов, одностороннего подбора информации, не допускать выводов, не подкрепленных аргументами.

Статья 1

ГОСТ 7.60-2003 СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения

3.2.4.3.4. Учебные издания

Источники информации - http://ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/42/42116/index.php , http://fsu.edu.ru/p53aa1.html .

3.2.4.3.4.1

Учебник: Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Букварь: Первый учебник для обучения грамоте и чтению на родном языке.

Учебное пособие: Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Учебно-методическое пособие: Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.

Учебное наглядное пособие: Учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.


Рабочая тетрадь:
Учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.

Самоучитель : Учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя.

Хрестоматия: Учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.

Практикум: Учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.

Задачник: Практикум, содержащий учебные задачи.

Учебная программа: Учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части.

Учебный комплект: Набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание.

Статья 2

И. М. Терехов

Значение слова "Учебник" в Большой Советской Энциклопедии

Источник информации - http://bse.sci-lib.com/article114906.html

Учебник, книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы. Для каждой ступени образования и вида учебных заведений (общеобразовательная школа, профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения и др.), а также для самообразования создаются учебники, отвечающие целям и задачам обучения и воспитания определенных возрастных и социальных групп.

История учебника начинается в глубокой древности. Шумерийские глиняные дощечки с учебными текстами насчитывают 4,5 тыс. лет. В античном мире некоторые сочинения древних авторов содержали систему научных знаний и использовались в качестве учебных книг, например «Начала» Евклида (около 300 до н. э.) служили Учебник геометрии в течение многих веков (до конца 19 в. насчитывалось 2500 печатных изданий «Начал» в разных странах). В средние века, когда церковь заняла господствующее место в просвещении, для обучения использовались богослужебные книги («Псалтырь», «Часослов» и др.). В связи с развитием книгопечатания духовенство лишилось монополии на образование (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 350-51). В 17 в. чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский обосновал роль и значение учебника как массового учебного средства, реализующего основные принципы дидактики. Созданный им первый иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658) явился образцом для создателей учебников в течение нескольких столетий.

Первым русским печатным учебником была азбука (букварь), изданная Иваном Федоровым во Львове в 1574. Из четырёх веков существования русских печатных учебников 1-я треть приходится на букварно-грамматические учебники, среди которых наиболее значительны грамматика Зизания (1596), грамматика М. Смотрицкого (1619, служила учебником более 100 лет до появления «Российской грамматики» М. В. Ломоносова в 1757), букварь Кариона Истомина (1694, полностью гравирован Л. Буниным), носивший светский характер. В 1703 вышла «Арифметика» Л. Магницкого, являвшаяся до конца 18 в. основным Учебник арифметики и алгебры. Характерно, что первой книгой гражданского шрифта, введённого Петром 1, был учебник - «Геометриа славенски землемерие» (1708). В 1760 вышел «Краткий российский летописец с родословием» - первый учебник отечественной истории, написанный Ломоносовым. В конце 18 - начале 19 вв. Комиссией об учреждении народных училищ были выпущены учебник по математике, физике, химии, географии, естествознанию, иностранным языкам и др. В середине 19 в. успехи естественных наук, подъём общественно-педагогического движения за демократизацию обучения определили новое направление в подходе к составлению учебников. Образцом этого явилось «Родное слово» (книга для чтения) К. Д. Ушинского (1864, книга имела 146 изданий), основная идея которого состояла в реализации в процессе обучения единства речи и мышления, мышления и чувственного опыта. Вслед за ним вышли учебник для народных школ, написанные последователями идей Ушинского В. И. Водовозовым, Н. А. Корфом и др. В конце 19 - начале 20 вв. появляются учебник по физике К. Д. Краевича и А. В. Цингера, по алгебре и геометрии Л. П. Киселева и С. П. Рыбкина, по географии А. С. Баркова, А. А. Крубера, С. С. Григорьева и С. В. Чефранова, выдержавшие многократные издания (некоторые из них в переработанном виде использовались в сов. школе - например учебник Киселева по алгебре имел 42 издания, выходил до 1965, его же учебник по геометрии имел 31 издание и выходил до 1970).

В период становления сов. системы народного образования в центре внимания было создание принципиально новых учебных программ, отвечающих целям и задачам обучения и воспитания подрастающих поколений строителей коммунистического общества. Дореволюционные учебники, особенно по гуманитарным дисциплинам, при новых программах оказались непригодными, а попытки приспособить их к условиям сов. школы не могли дать положительных результатов. Отказ от дореволюционных учебников перерос в отрицание необходимости стабильных учебников вообще. В 20-х - начале 30-х гг. получили распространение т. н. рабочие книги, «рассыпные» Учебник, журналы-учебники и даже газеты-учебники. ЦК ВКП (б) в постановлении «Об учебниках для начальной и средней школы» (12 февраля 1933) осудил такую практику подготовки учебников и обязал Наркомпрос РСФСР и ОГИЗ обеспечить издание стабильных школьных учебников. С этого времени в СССР ведётся систсматическая работа по созданию и выпуску учебников, рассчитанных на их применение в течение длительного времени. В основе этой работы лежит указание В. И. Ленина о том, что «... главная задача всякого руководства: дать основные понятия по излагаемому предмету и указать, в каком направлении следует изучать его подробнее и почему важно такое изучение» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 4, с. 40). Огромное значение для формирования теоретических основ и практики подготовки учебников имели многочисленные статьи, рецензии и выступления Н. К. Крупской по этим вопросам.

Советские школьные учебники являются средством осуществления учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой: систематического, прочного и сознательного усвоения знаний, формирования у школьников марксистско-ленинского мировоззрения и коммунистической нравственности. Общий уровень подготовки по основам наук, воспитательный эффект обучения находятся в прямой зависимости от качества школьного учебника. Ещё Ушинский писал: «... При хорошем учебнике и благоразумной методе и посредственный преподаватель может быть хорошим, а без того и другого и лучший преподаватель... долго, а может быть, и никогда не выйдет на настоящую дорогу» (Собр. соч., т. 11, 1952, с. 48). Высокое качество Учебник - это воплощение передовых методических идей, одна из основ эффективности учительского труда.

В практике подготовки и издания сов. учебников сложились определенные принципы как по их содержанию, так и по методическому построению, требования к языку, художественному оформлению, полиграфическому исполнению и гигиене издания. Содержание сове. учебника определяется учебной программой.

Основные требования, предъявляемые к школьному учебнику: знания должны раскрывать основы данной науки, всемерно содействовать воспитанию учащихся, формировать научное мировоззрение и готовить к практической деятельности, знания должны быть вполне доступны для учащихся данных возрастных групп.

В учебниках знания подаются в определенной методической обработке и методическом построении, которые обусловливают приёмы усвоения учащимися знаний и содействуют развитию их мышления и эмоций.

Правильное методическое построение учебника (соотношение его компонентов - текстов, иллюстраций, аппарата и т.д.) делает его содержание соответствующим целям и процессу усвоения знаний учащимися. Характерной чертой современного сов. учебника является то, что он создаётся и используется как составная часть учебного комплекса (учебник - сборник задач и упражнений - книги для чтения и хрестоматии - справочники и словари - материалы для организации самостоятельной работы учащихся). Разработка учебных комплексов, превращение их в функциональное единство элементов (систему) создаёт новое качество, а сами элементы комплекса, прежде всего Учебник, приобретают новые системные свойства. Учебник всё активнее выступает в роли интегрирующего и организующего средства.

Начавшееся в середине 60-х гг. введение в сов. общеобразовательной школе новых программ обусловило создание учебников, призванных привести уровень образования учащихся в соответствие с новыми задачами коммунистического строительства, с требованиями научно-технического прогресса. Над проблемами школьного учебника работают многочисленные научно-исследовательские педагогические центры, учебно-педагогические издательства, к составлению учебников привлечены видные учёные, писатели, художники. Наряду с развитием и совершенствованием теоретических основ и методики традиционных учебников появился новый вид учебной книги - программированный учебник.

Учебную литературу, предназначенную для профессиональной подготовки и системы повышения квалификации, в том смысле, как это принято для средней общеобразовательной школы, учебниками назвать нельзя, так как в большинстве случаев - это руководства, приближающиеся к производственной литературе и отвечающие практическим задачам подготовки квалифицированного работника.

Учебник для высшей школы в отличие от школьных, как правило, излагают не основы, а самую науку. Учебник для вузов готовятся как по общенаучным дисциплинам, так и по многочисленным специальностям. Дифференциация наук, появление новых направлений приводят к относительно быстрому старению вузовских учебников по специальностям, в дополнение к ним выпускаются различного рода учебные издания (лекции, семинары, избранные главы по той или иной научной теме и др.).

Подготовка и издание учебников в СССР - дело большой государственной важности . Об этом свидетельствуют постановления ЦК партии, Сов. правительства по вопросам подготовки, издания и распространения учебников. Учебник - самая массовая и доступная книга в СССР. В 1975 только для средних общеобразовательных школ было издано около 2400 названий Учебник на 52 языках, тиражом свыше 300 млн. экз. Учреждены ежегодные Государственные премии за учебник; в 1970-76 Государственными премиями отмечено свыше 20 учебников для средней общеобразовательной школы, средних специальных и высших учебных заведений.

Больших успехов в подготовке и издании учебников достигли и др. социалистические страны. Развивается содружество учебно-педагогических издательств СССР с издательствами ГДР, ПНР и др., активно исследуются пути совершенствования современных Учебник в различных научно-исследовательских педагогических учреждениях.

В капиталистических странах, как правило, подготовка и выпуск учебников децентрализованы, по одному и тому же учебному предмету выпускаются несколько параллельных конкурирующих учебников, что объясняется отсутствием единых школьных учебных программ и другими причинами.

Лит.: Ленин В. И., О воспитании и образовании. [Сб. ст.], 3 изд., М., 1973; Пед. соч. в 10 тт., Крупская Н. К., т. 3, М., 1959, т. 10, М., 1962; Народное образование в СССР. Сб. документов. 1917-1973, М., 1974; Проблемы школьного учебника. (Сб. ст.], в. 1-4, М., 1974-76; Preparing textbook manuscripts. A guide for authors in developing countries, , UNESCO, 1970.

Статья 3

Елена Николаевна Овчинникова

К определению терминов “учебник” и “учебное пособие”

Овчинникова Е.Н. К определению терминов “учебник” и “учебное пособие”. // Гуманитарные научные исследования. - Май, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/05/1189Овчинникова Елена Николаевна кандидат педагогических наук. Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», г. Санкт-Петербург.

Источник информации - http://human.snauka.ru/2012/05/1189

Новый этап развития образования в России, связанный с переходом на вариативное и профильное образование, сопровождается разнообразием учебной литературы как на федеральном и региональном уровнях, так и в рамках отдельных учебных заведений. В данных условиях правомерен вопрос о необходимости четкого определения значения и функций каждого типа учебной книги, в частности, учебника и учебного пособия.

Рассмотрим последовательно определения терминов «учебная книга», «учебная литература», «учебник», «учебное пособие», которые приводятся в специальной книговедческой, исследовательской и педагогической литературе.

В.С. Цетлин приводит следующее определение понятия «учебная книга»: «У чебная книга - средство обучения, которое предоставляется для преподавания и учения в общеобразовательных школах в виде книги или брошюры. Учебные книги отвечают требованиям программ, содержат дидактически и методически обработанный материал (как правило) одного учебного предмета для одного учебного года. В большей мере, чем другие средства обучения, учебные книги служат для развития духовных способностей, прививают умения учиться по книгам. Они служат основой для самообразования и непрерывного образования. Учебные книги необходимы учителю и ученику, как на уроке, так и дома» .

К учебной литературе относятся учебники, учебные пособия, тексты лекций, учебно-методические пособия, задачники, справочники и другие печатные материалы, используемые на учебных занятиях. Учебная литература является важнейшим элементом методического обеспечения учебного процесса .

В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие» отмечено, что «Учебник - это основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта и полностью раскрывать примерную программу по конкретной дисциплине».

В работах других исследователей учебник определяется как:

1. «Массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные школьной программой для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных или иных особенностей» .

2. «Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания» .

3. «Совокупность редуцированных и систематизированных знаний в области определенной науки (учебно-научной дисциплины) или сферы деятельности и аппарата организации их усвоения; важнейший источник учебной информации, основное дидактическое средство, обеспечивающее деятельность учения и преподавания».

4. «Книга или другой носитель информации, в которой содержится систематический учебный материал, необходимый для организации образования по определенному учебному курсу» .

Если обобщить указанные определения термина «учебник», то можно сделать вывод, что учебник - это:

Средство обучения;

Основной и ведущий вид учебной литературы.

Для учебника характерно систематическое изложение учебного материала в соответствии с учебной программой. Кроме того, учебник должен содержать не менее 75 % объема учебного материала, предусмотренного программой .

Учебное пособие , наряду с учебником, является разновидностью учебной литературы. В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие»» отмечено, что «Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме. В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия».

Для того чтобы выделить сущностные признаки учебного пособия, рассмотрим ряд определений понятия «учебное пособие ».

1. «Пособиями называют те книги, которые помогают более быстрому и более плодотворному пользованию учебниками» .

2. «Учебное пособие - это вид учебной книги, решающий отдельные задачи, важные для развития самостоятельности учащихся и их духовных сил. К учебным пособиям относятся справочники, библиографии, повторительные книги» .

3. «Учебное пособие является дополнением к учебнику, если он (учебник) не охватывает всех вопросов учебной программы или не отражает последних достижений науки и практики по отдельным вопросам» .

4. «Учебные пособия (хрестоматии, сборники задач и упражнений, словари, справочники, книги для внеклассного чтения и др.) являются значительным дополнением к учебнику. Отличительной особенностью учебных пособий является то, что в них учебный материал дается в более расширенном плане, в значительной степени дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочного характера» .

5. «Учебное пособие следует рассматривать как источник учебной информации и средство обучения, которое дополняет учебник и способствует расширению, углублению и лучшему усвоению знаний» .

6. «Учебное пособие - это издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания» .

Нельзя не отметить, что последнее из рассмотренных определений, вносит неопределенность в трактовку понятия «учебное пособие», приводит к смешению понятий «учебник» и «учебное пособие» за счет введения в определение признака «частично (полностью) заменяющее учебник».

Обобщив приведенные определения термина «учебное пособие», можно сделать вывод, что учебное пособие - это:

- средство обучения;

Источник учебной информации;

- вид учебной литературы, дополняющий учебник.

Для наглядности представим результаты анализа схематично (рис.1).

Учебник

Общие признаки:

Средство обучения;

Источник информации;

Вид учебной литературы

Учебное пособие

Специфические признаки:

Учебная книга, предназначенная для получения основных, фундаментальных знаний по учебному предмету;

Систематическое изложение учебного материала

Специфические признаки:

Учебная книга, предназначенная для дополнения, конкретизации учебного материала, изложенного в учебнике или для более глубокого изучения учебной дисциплины;

Частичный охват учебной программы

Рис. 1. Общие и специфические признаки учебника и учебного пособия

Таким образом, при данном рассмотрении учебное пособие имеет ряд принципиальных различий с учебником: в отличие от учебника, который характеризуется систематическим фундаментальным изложением учебной дисциплины, учебное пособие предназначено для получения дополнительных знаний по представленным в учебнике темам с целью более глубокого самостоятельного изучения предмета конкретной учебной дисциплины. В учебном пособии содержится больший, по сравнению с учебником, объем учебного текста и учебных заданий, позволяющий глубже изучить и усвоить конкретную учебную тему.

С учетом разнообразных подходов к определению термина «учебное пособие», нами предложено следующее: «Учебное пособие - это учебная книга, дополняющая или расширяющая учебник по отдельным вопросам или темам учебной программы ».

Литература:

1. Григорьев С.Г. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, С.И. Макаров. - Самара: Изд-во Самарск. гос. экон. акд., 2002. - 110 с.

2. Зуев Д.Д. Термины и их определения // Проблемы школьного учебника. - 1980. - Вып. 8. - С. 330-335.

3. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.А. Красновского. - М.: ГУПИ Министерства Просвещения РСФСР, 1955. - 651 с.

4. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 352 с.

5. Организационно-правовые основы военного образования и технология профессионально-ориентированного обучения. В двух частях / Под ред. Б.Н. Друганова. - СПб.: Изд-во МВАА, 2005. - Ч. 2. - 278 с.

6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: «Педагогическое общество России», 2004. - 608 с.

7. Смирнов В.И. Учебная книга в системе дидактических средств // Университетская книга. - 2001. - № 10. - С. 16-26.

8. Цетлин В.С. Проблема учебника в зарубежной дидактике // Справочные материалы для создателей учебных книг / Сост. В.Г. Бейлинсон. - М.: «Просвещение», 1991. - С. 269-304.

Статья 4

А.Г. Прохорова (Курган)

О некоторых проблемах исторического образования в современной российской школе

V Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.

Источник информации - http://ahey.narod.ru/sborniki/pch4/pch4-prohorova.htm

1. Историческое образование в современной российской школе оценивается специалистами как “один из наиболее сложных и противоречивых элементов федеральной системы образования”1. В нем имеются определенные позитивные тенденции, но есть нерешенные проблемы и непродуманные решения.

Среди позитивных тенденций, как правило, выделяют отказ от монизма идеологии, возможность излагать различные точки зрения на основные события российской и мировой истории, гуманизация содержания, возможность выбора учебных программ, учебников, технологий, “раскрепощение” учителя.

Реформируя историческое образование в современной российской школе, нужно внимательно изучать опыт дореволюционной российской и советской школы. Неоспорим факт, что Россия подошла к 90-ым годам ХХ века с огромным интеллектуальным, образовательно-культурным потенциалом, в том числе в историческом образовании.

2. Очень важной положительной стороной отечественного школьного исторического образования была его фундаментальность.

Обращалось внимание на изучение всех составляющих исторического процесса, на преподавание гражданской истории: экономической, социальной, политической истории, истории классовой борьбы, истории войн и военного искусства, истории культуры. Наше государство еще в 30-ые годы ХХ века ориентировало историческое образование на преодоление социологизма и схематизма, на изучение истории в живой занимательной форме с объяснением исторических событий2.

В интересах истины следует сказать, что не все положения этого государственного документа были реализованы. Но именно в 40-60-е годы была заложена стройная система синхронного изучения отечественной и всеобщей истории с древнейших времен до наших дней. И в 60-70-е годы шла постоянная работа по обновлению содержания исторических курсов, по их структурной перестройке, сочетанию историко-хронологического принципа в отборе материала с проблемно-тематическим, блочным.

Безусловно, в преподавании истории в это время преобладал формационный подход, что приводило к жестко - детерминированному изучению истории, к преувеличению роли классовой борьбы и насилия в истории.

Недостаточно внимания уделялась изучению эволюционных путей развития общества, реформам, человеку в истории, его повседневной жизни, занятиям, быту, менталитету.

Это объяснялось не только тем, что авторы школьных программ и учебников недооценивали других сторон жизни общества. Историческая наука не уделяла достаточного внимания исторической антропологии: изучению семейной, частной жизни людей, видов деятельности, человеческих взаимоотношений, нравственных ценностей. И это налагало негативный отпечаток на содержание школьных исторических курсов.

3. Историческое образование в советской школе дало миру пример преодоления европоцентризма.

Анализируя преподавание истории в разных странах М.Ферро писал:

Историю всего мира и историю Советского Союза преподают детям попеременно. В целом получается полная картина прошлого, наиболее, может быть, систематическая по сравнению с теми, что дают в других странах… Сравнительно большое место отводится неевропейским народам. Больше, чем где бы то ни было здесь стремятся к равновесию: вот Африка, Америка, Азия, Европа" 3 (Подчеркнуто мною - Г.П.).

В практике современной российской школы наблюдается некоторое ослабление внимания к изучению курсов новой и новейшей истории стран Европы, Америки, Востока. Усиление внимания к отечественной истории, рекомендации уделять до 70% учебного времени на ее изучение в условиях необходимости повышения патриотического воспитания школьников - оправдано. Но здесь важно не перейти черту, не нанести вред историческому сознанию школьников. Учебные курсы по всеобщей истории позволяют избегать "замыкания" на своей "территории", способствуют диалогу различных эпох и культур, пониманию места и роли нашей страны в мировой истории.

Вместе с тем недопустимо, что некоторые учебники по новой и, особенно, новейшей истории (А.А. Кредера, в частности) грешат европоцентризмом и американоцентризмом, принижением роли нашей страны в мире. Об этом много писала пресса4.

4. В практическую плоскость в 60 - 80-е годы был поставлен вопрос о роли интеграции знаний по всеобщей и отечественной истории, о совместном изучении ряда тем, об усилении внутрипредметных и межпредметных связей курса истории с другими предметами.

Была сделана попытка интегрированного изучения элементарного курса истории СССР со сведениями новой и новейшей истории зарубежных стран по программам начала 60-ых годов5.

В 1993 году Минобразования РФ приняло решение о переходе с линейной структуры на концентрическую, "на изучение в основной школе истории России в контексте всемирной истории и создание в будущем единого курса "Россия и мир"6.

Этот шаг был непродуманным и неподготовленным. Учителя и учащиеся были поставлены в условия массового "эксперимента", не обеспеченного учебной базой. Минобразование РФ стремилось осуществить силовую замену одной структуры школьного исторического образования другой во всех типах школ.

Это "реформаторство" еще раз показало, что все стратегические шаги в обновлении исторического и обществоведческого образования нуждаются в глубоком теоретическом обосновании и практической проверке, выявлении положительных и негативных сторон.

В практике работы многих гимназий, лицеев, классов гуманитарного профиля идея перехода на концентрическую структуру не прижилась. В более поздних нормативных актах, а также в стандарте Е.Е. Вяземского за школой было признано право выбора линейной или концентрической структуры исторического образования, а также право изучения истории в основной школе как "двумя параллельными синхронизированными курсами отечественной и всеобщей истории..., так и интегрированным курсом "Россия и мир"7.

Вопрос о целесообразности создания интегрированного курса "Россия и мир" и о подготовке учебника по этому курсу остается открытым.

5. Роль курса истории в становлении мировоззрения, в воспитании школьников- важнейшая проблема, ослаблением внимания к которой озабочено общество.

Тревожит тот факт, что многие молодые люди выходят из школы с размытыми представлениями о гражданских, духовных, нравственных ценностях, с нигилистическим отношением к истории своего отечества, к социальному и нравственному опыту предшествующих поколений, с растерянностью перед жизнью8.

Мировоззренческий кризис в современной России не мог не сказаться на историческом образовании, его целях, отборе содержания. Отказавшись от марксистской идеологии, некоторые историки стали говорить о “деидеологизации” истории. Но историческое образование в любой стране, в любое время немыслимо без мировоззренческой составляющей. “Деидеологизированных обществ не существует, это обман”9. Есть опасность в том, что кризис ценностных ориентаций молодежи может быть заполнен деструктивными для общества идеями экстремизма, шовинизма, фашизма, антисемитизма и т.п.

История призвана помочь школьнику “самоопределиться в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир”10, самореализоваться в условиях непростой российской действительности, вписаться в нее без больших потерь для себя лично и для общества.

К сожалению, ныне действующие программы и вариативные учебники не избежали крайностей в отборе содержания и в оценке крупнейших исторических событий, особенно отечественной истории ХХ века. Один из видных российских историков справедливо назвал наше время “эпохой перевернутых стереотипов” 11.

Речь идет не о том, чтобы в исторической памяти школьников были преданы забвению горькие страницы нашей истории, а о том, чтобы осмыслить их и не повторять ошибок прошлого, чтобы усилить гражданское звучание курсов.

В последние годы Минобразования РФ сделало попытку определить основные принципы и подходы к обновлению исторического образования, его мировоззренческой направленности. В решении коллегии от 28 декабря 1994 года “О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях” говорится об отказе “от монополии тоталитарной идеологии в сфере преподавания общественных наук в школе и переходе к плюрализму идеологий, рамки которого определяют Конституция Российской Федерации и Всеобщая декларация прав человека” , об обращении к “системе ценностей, связанных как с лучшими национальными традициями, так и с общечеловеческой традицией гуманизма”...12

Проблема заключается в трудностях реализации этих идей. Многие ученые и практики видят основной путь реализации плюрализма идеологий в создании вариативных учебников по предмету. Думается, что даже через создание разных учебников по курсу сложно преодолеть монополию идеологии.

Во-первых, в таком компоненте учебника как основной текст учащиеся напрямую сталкиваются с авторской позицией, которая может быть (как показывает, анализ учебников) государственно-патриотической, либеральной, социал-демократической и так далее. Право выбора учебников в современной экономической ситуации крайне проблематично, оно декларируется, но не реализуется.

Во-вторых, отразить плюрализм мнений в основном тексте учебника вряд ли вообще возможно.

Отмечая наличие различных точек зрения на ту или иную проблему, авторы не могут развернуть всех аргументов “за” и “против” и мобилизуют преимущественно те аргументы, которые подкрепляют их точку зрения. Ученики, как правило, улавливают тезис о том, что данное историческое событие не имеет однозначной оценки.

Знание этого начинает значить для них больше, чем степень их доказательности. Отсюда аргументировать точку зрения на проблему могут немногие школьники, хотя в проектах стандартов это требование “прописано”.

Методологический “плюрализм” нередко приводит к отсутствию целостности мировосприятия у учащихся.

Решение проблемы видится в следующем. В основном тексте автор должен стремиться к максимальной объективности в освещении истории, к научной честности, к отказу от умолчаний, передергивания, подмены фактов, одностороннего подбора информации, не допускать выводов, не подкрепленных аргументами.

Плюрализм мнений может быть отражен успешнее в таком компоненте учебника как дополнительные тексты.

Это могут быть документы различных политических партий и течений, фрагменты из сочинений российских и зарубежных историков, мемуаров, писем участников и очевидцев событий, статистических данных, источников законодательного характера и. т.п., которые помогут создать “стереоскопическое”, объемное изображение прошлого.

Система продуманных творческих заданий также будет способствовать формированию умения оценивать чужие взгляды, выявлять несовпадение в позициях и суждениях, проявление предвзятости в оценках событий и личностей, тенденциозности в отборе фактов и в выводах и, как конечный результат, формировать аргументированную личную позицию школьника.

6. Пристального внимания требуют также вопросы, связанные с изучением региональной истории, с повышенной информативностью исторического образования и его доступностью для школьников. Думается, практика поставит вопрос о выделении среди неоправданного множества вариативных учебников базовых учебников (“классических по форме”, как называл советские учебники М. Ферро), прошедших экспертизу и соответствующих уровню развития академической науки и требованиям, разработанным в теории школьного учебника.

Источники информации

1 Проект государственного образовательного стандарта Образовательная область “Общество” (История). Авторский коллектив: Е.Е. Вяземский и др. // История. Приложение к газете “Первое сентября”, 1997. № 2. С. 2.

2 О преподавании истории в школах СССР. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 15 мая 1934 года. //Народное образование в СССР. Сборник документов 1917-1973 гг. М: Педагогика. 1974. С. 166.

3 Марк Ферро. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М: Высшая школа. 1992. С. 170.

4 Атлас З.А. История в кривом зеркале не нуждается // Новый мир. (Курганская областная общественно-политическая газета). 1996. № 102, 104,. 105; Письмо отца ярославской школьницы министру образования Р.Ф. // Советская Россия. 1997. № 107; Обсуждение российских школьных учебников по новой и новейшей истории. // Новая и новейшая история. 1998. № 4. С. 113-120.

5 О некоторых изменениях в преподавании истории в школах. Постановление ЦК КПСС “Совета Министров СССР от 8 октября 1959 года // Народное образование в СССР. Сборник документов 1917-1973 гг. М.: Педагогика. 1974. С. 196-197.

6 О переходе на новую структуру исторического обществоведческого образования. Письмо Минобразования Российской федерации от 11 мая 1993 года // Преподавание истории в школе. 1993. № 4. С. 45.

7 Проект государственного образовательного стандарта. История. Авт. коллектив: Е.Е. Вяземский и др. // История. 1997. № 2. С. 4.

8 Школьная политика государства и воспитание подрастающего поколения. “Круглый стол”. //Педагогика. 1999. № 3. С. 3-36.

9 Ответы академика РАН Ю.С. Кукушкина на вопросы журнала “Новая и новейшая история”. // Новая и новейшая история. 1992. № 5. С. 75.

10 Проект государственного образовательного стандарта. История авт. Коллектив: Е.Е. Вязамский и др. // История. 1997. № 2. С. 3.

11 Кобрин Б.В. Кому ты опасен, историк? М. 1992. С. 214.

12 О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях. Решение коллегии Министерства образования Р.Ф. от 28 декабря 1994. // Преподавание истории в школе. 1995. № 3. С. 53.

ВВЕДЕНИЕ

История учебника начинается в глубокой древности.

Шумерийские глиняные дощечки с учебными текстами насчитывают 4,5 тыс. лет. В античном мире некоторые сочинения древних авторов содержали систему научных знаний и использовались в качестве учебных книг, например «Начала» Евклида (около 300 до н. э.), служили учебниками геометрии в течение многих веков (до конца 19 в. насчитывалось 2500 печатных изданий «Начал» в разных странах).

Первым русским печатным учебником была азбука (букварь), изданная Иваном Федоровым во Львове в 1574. .

В своей профессиональной деятельности педагогу постоянно приходится сталкиваться с огромным количеством разнообразных видов учебной литературы. И молодому преподавателю, малознакомому с существующей учебной литературой по предмету очень трудно выбрать именно тот учебник, который станет лучшим помощником.

Для этого и существуют различные методы анализа учебной литературы.

Но не все они просты и доступны для преподавателя, у которого не так много времени для их изучения.

Целью данной работы является обзор методической деятельности педагога, ознакомление с видами анализа учебной литературы, проведение анализа.

Задачами работы являются:

1. Ознакомиться с видами учебной литературы.

2. Изучить функции учебника, его структуру и методическое содержание.

3. Рассмотреть требования, предъявляемые к качеству учебника.

4. Изучить методы анализа учебной литературы.

5. Выбрать из них более простой, удобный и доступный для применения педагогом.

6. Провести анализ учебной литературы выбранным методом.

Объектом работы является учебная литература в системе профессионального образования.

Предметом: подходы к анализу учебной литературы в системе профессионального образования.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ МЕСТО В ЖИЗНИ СТУДЕНТА

Учебная литература является источником знаний и средством обучения учащихся в условиях определенной системы образования.

Учебные планы и учебные программы (примерные, рабочие) составляют группу программно-методических изданий.

Учебники, учебные пособия, конспекты и тексты лекций составляют группу обучающих изданий.

Практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения составляют группу вспомогательных изданий.

Рисунок 1 - Классификация видов учебной литературы

Программно-методические издания определяют цели и задачи, структуру, содержание дисциплин, объем материала по отдельным вопросам, последовательность их рассмотрения.

К программно-методическим изданиям относятся учебные планы и учебные программы. Они предназначены прежде всего преподавателям и методистам, организующим учебный процесс.

Учебный план - документ, регламентирующий учебный процесс. В нем определяются формы и виды обучения, порядок, сроки теоретических, практических и лабораторных занятий, домашних заданий, самостоятельных работ, курсовых и дипломных проектов, формы и виды контроля знаний, время проведения испытательных экзаменов, зачетно-экзаменационных сессий по дисциплинам.

Учебные программы (типовые, временные, рабочие) - издания, определяющие содержание и объем знаний, умений, навыков, которыми необходимо овладеть за определенный промежуток времени.

В программах отражена связь между дисциплинами, показаны виды учебных занятий, обозначен круг литературных источников, на основании которых разработан данный предмет.

Программно-методические материалы управляют соответствующей системой учебной литературы.

Учебно-методические издания - методические указания, методические руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнения контрольных работ, курсовых и дипломных проектов в вузах, по организации самостоятельной работы студентов.

Эти материалы содержат методику овладения дисциплинами и выполнения заданий, методику дипломного и курсового проектирования, подготовки контрольных работ. Они организуют работу обучаемых и преподавателей в процессе изучения дисциплины.

Обучающие издания - учебник, учебное пособие, курс лекций, конспект лекций.

Учебник - основное учебное издание по дисциплине. Содержит прежде всего базовые знания предмета. Включает апробированные данные и сведения, раскрывает методические аспекты получения знаний в той или иной области, дает характеристику важнейших процессов и явлений, составляющих «школу» данной дисциплины.

Учебное пособие выпускается в дополнение к учебнику. Оно соответствует программе учебного курса в целом или ее разделу и содержит в основном новый материал по курсу, расширяя фундаментальные знания, включенные в учебник. Содержание учебного пособия в большей мере, чем содержание учебника, отражает актуальные проблемы и тенденции развития отрасли.

В учебное пособие можно включать спорные проблемы, демонстрируя разные точки зрения на проблему. Читательский адрес пособия уже, чем читательский адрес учебника. Учебные пособия предназначены для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебными программами и изложенными в учебнике.

Кроме того, учебные пособия выпускают по новым или элективным курсам.

Хрестоматия - сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника. В хрестоматию включают документы, литературные произведения и фрагменты из них, а также методические указания, разъясняющие тексты, связывающие их с вопросами учебной дисциплины.

Книги для чтения издают в помощь изучающим иностранные языки. В них включают законченные произведения и фрагменты из них, позволяющие формировать навыки работы с иностранным текстом .

Новый этап развития образования в России, связанный с переходом на вариативное и профильное образование, сопровождается разнообразием учебной литературы как на федеральном и региональном уровнях, так и в рамках отдельных учебных заведений. В данных условиях правомерен вопрос о необходимости четкого определения значения и функций каждого типа учебной книги, в частности, учебника и учебного пособия.

Рассмотрим последовательно определения терминов «учебная книга», «учебная литература», «учебник», «учебное пособие», которые приводятся в специальной книговедческой, исследовательской и педагогической литературе.

В.С. Цетлин приводит следующее определение понятия «учебная книга»: «У чебная книга – средство обучения, которое предоставляется для преподавания и учения в общеобразовательных школах в виде книги или брошюры. Учебные книги отвечают требованиям программ, содержат дидактически и методически обработанный материал (как правило) одного учебного предмета для одного учебного года. В большей мере, чем другие средства обучения, учебные книги служат для развития духовных способностей, прививают умения учиться по книгам. Они служат основой для самообразования и непрерывного образования. Учебные книги необходимы учителю и ученику, как на уроке, так и дома» .

К учебной литературе относятся учебники, учебные пособия, тексты лекций, учебно-методические пособия, задачники, справочники и другие печатные материалы, используемые на учебных занятиях. Учебная литература является важнейшим элементом методического обеспечения учебного процесса .

В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие» отмечено, что «Учебник – это основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта и полностью раскрывать примерную программу по конкретной дисциплине».

В работах других исследователей учебник определяется как:

1. «Массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные школьной программой для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных или иных особенностей» .

2. «Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания» .

3. «Совокупность редуцированных и систематизированных знаний в области определенной науки (учебно-научной дисциплины) или сферы деятельности и аппарата организации их усвоения; важнейший источник учебной информации, основное дидактическое средство, обеспечивающее деятельность учения и преподавания».

4. «Книга или другой носитель информации, в которой содержится систематический учебный материал, необходимый для организации образования по определенному учебному курсу» .

Если обобщить указанные определения термина «учебник», то можно сделать вывод, что учебник – это:

Средство обучения;

Основной и ведущий вид учебной литературы.

Для учебника характерно систематическое изложение учебного материала в соответствии с учебной программой. Кроме того, учебник должен содержать не менее 75% объема учебного материала, предусмотренного программой .

Учебное пособие , наряду с учебником, является разновидностью учебной литературы. В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие»» отмечено, что «Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме. В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия».

Для того чтобы выделить сущностные признаки учебного пособия, рассмотрим ряд определений понятия «учебное пособие ».

1. «Пособиями называют те книги, которые помогают более быстрому и более плодотворному пользованию учебниками» .

2. «Учебное пособие – это вид учебной книги, решающий отдельные задачи, важные для развития самостоятельности учащихся и их духовных сил. К учебным пособиям относятся справочники, библиографии, повторительные книги» .

3. «Учебное пособие является дополнением к учебнику, если он (учебник) не охватывает всех вопросов учебной программы или не отражает последних достижений науки и практики по отдельным вопросам» .

4. «Учебные пособия (хрестоматии, сборники задач и упражнений, словари, справочники, книги для внеклассного чтения и др.) являются значительным дополнением к учебнику. Отличительной особенностью учебных пособий является то, что в них учебный материал дается в более расширенном плане, в значительной степени дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочного характера» .

5. «Учебное пособие следует рассматривать как источник учебной информации и средство обучения, которое дополняет учебник и способствует расширению, углублению и лучшему усвоению знаний» .

6. «Учебное пособие – это издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания» .

Нельзя не отметить, что последнее из рассмотренных определений, вносит неопределенность в трактовку понятия «учебное пособие», приводит к смешению понятий «учебник» и «учебное пособие» за счет введения в определение признака «частично (полностью) заменяющее учебник».

Обобщив приведенные определения термина «учебное пособие», можно сделать вывод, что учебное пособие – это:

- средство обучения;

Источник учебной информации;

- вид учебной литературы, дополняющий учебник.

Для наглядности представим результаты анализа схематично (рис.1).

Рис. 1. Общие и специфические признаки учебника и учебного пособия

Таким образом, при данном рассмотрении учебное пособие имеет ряд принципиальных различий с учебником: в отличие от учебника, который характеризуется систематическим фундаментальным изложением учебной дисциплины, учебное пособие предназначено для получения дополнительных знаний по представленным в учебнике темам с целью более глубокого самостоятельного изучения предмета конкретной учебной дисциплины. В учебном пособии содержится больший, по сравнению с учебником, объем учебного текста и учебных заданий, позволяющий глубже изучить и усвоить конкретную учебную тему.

  • Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
  • Организационно-правовые основы военного образования и технология профессионально-ориентированного обучения. В двух частях / Под ред. Б.Н. Друганова. – СПб.: Изд-во МВАА, 2005. – Ч. 2. – 278 с.
  • Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: «Педагогическое общество России», 2004. – 608 с.
  • Смирнов В.И. Учебная книга в системе дидактических средств // Университетская книга. – 2001. – № 10. – С. 16–26.
  • Цетлин В.С. Проблема учебника в зарубежной дидактике // Справочные материалы для создателей учебных книг / Сост. В.Г. Бейлинсон. – М.: «Просвещение», 1991. – С. 269–304.
  • Количество просмотров публикации: Please wait