Помощь для решения сложных жизненных проблем. Решение жизненных проблем

Примеры и проблемы, как справиться, преодолеть и пережить жизненные трудности человеку. Про людей, у которых всегда всё плохо.

Жизненные трудности закаляют. По крайней мере, должны - об этом сообщают многие религии и идеологии. Считается, что человек, переживая определенные проблемы, развивается, получает нужные знания и становится «лучше».

Однако есть люди, которые зацикливаются на своих переживаниях: они постоянно недовольны, несчастны и печальны, у них в жизни все плохо, а даже если хорошо - то это просто какое-то недоразумение и станет еще хуже.

Как общаться с такими людьми? Почему они себя так ведут? Нужно ли их пожалеть и попытаться понять? Возможно ли их «поменять», показать лучшее будущее?

1. Манипуляция с целью получить подтверждение - «все плохо»

Как часто Вам встречались люди, которые приходили на дружескую встречу и она превращалась в черную беспросветную полосу? Друг (подруга) вначале нехотя, а потом с нарастающей амплитудой эмоций, говорил(а) о том, что «выхода нет». И это продолжалось от встречи к встрече.

В какой-то момент начинаешь думать, что-то тут не так. На все предложения и варианты решения проблемы, человек, не попробовав, сразу говорит «нет». «Ты не понимаешь», «да я похожее пробовал», «это не поможет» - фразы, как круговорот, завлекают, и ты ловишь себя на желании убежать куда подальше. Часто эта мысль «читается» на лице, и собеседник говорит: «о, как я тебя замучил(а), извини, я не хотел(а)» - и тут же просыпается чувство вины за свои «недостойные» мысли.

Почему это происходит?

Этот друг (подруга), чаще всего бессознательно, получают внимание и разрешение на бездеятельность. Так как сознание есть у всех и в какой-то момент уединения человек начинает понимать, что он просто не делает ничего со своей жизнью, и что решение проблемы требует слишком больших усилий.

Пообщавшись с Вами и получив подтверждение, что «все-таки плохо», «друг» может спокойно идти домой и без угрызений совести жить дальше по своему сценарию. Попутно рассказчик «слил» вам весь накопленный негатив, «подзарядился» энергией и вполне сносно может жить дальше.

2. Манипуляция с целью самоутверждения

Знакомый(ая) встречается с Вами и расспрашивает про жизнь. В какой-то момент Вы расскажете про свой успех, достижение или что-то положительное, произошедшее в жизни. И тут появляются фразы: «видишь, как тебе везет», «видишь, как тебе помогают», «видишь, какой у тебя муж (жена, друг, отец)», «везет тебе, у тебя жилье (работа, машина, дом и т. д.)».

Вы начинаете чувствовать себя виноватым. За что? Почему? В результате таких бесед становится страшно делиться своей жизнью и начинаешь поневоле вспоминать, что же у тебя плохо, чтобы не выделяться.

Почему это происходит?

Снова, чаще всего неосознанно, человек пытается Вам показать, что Ваши победы и достижения - незаслуженные. Таким способом он утверждает свое «Я», подкрепляет теорию «глобальной несправедливости» и снимает с себя ответственность за личную жизнь и позицию в ней.

3. Манипулятор по имени «плохой»

Такая личность весьма интеллектуально одарена, она не позиционирует себя открыто как жертва, и более того, обидится на такое обращение по отношению к ней. Часто, в разговоре, человек реагирует на любое замечание или просьбу фразой «я ж плохой(ая), что ты от меня хочешь?».

Примеры и проблемы, как справиться, преодолеть и пережить жизненные трудности человеку

В отношениях такой партнер может говорить «со мной ничего не получится, я испорчен(а)», «вот видишь, теперь ты обиделся(ась), я же говорил(а)», «мне лучше быть одному(одной), никто не сможет полюбить такого(ую) как я», «я не нормальный(ая)» и т. д. И вы тут же пытаетесь разубедить человека: «нет-нет, тебя просто недооценили, недолюбили» и т. д., твой партнер просто был «дурак (дура)», а я смогу тебя понять».

Почему это происходит?

Этот человек чаще всего себя позиционирует как жертву несчастной любви, обстоятельств, плохих отношений родителей. Он открыто не претендует на жалость, агрессивно реагирует на откровенное сочувствие, и тем не менее постоянно повторяет, что «плохой».

Таким образом он получает подтверждение своей уникальности, особенности, и опять же, снимает с себя полностью ответственность за отношения. Ведь он сразу говорил, что он плохой! Что с него взять? Вы сами виноваты. Сами связались. Вас предупредили. И в каком-то смысле он прав, он действительно предупредил.

Как же вести себя с такими людьми?

Последний случай очень хорошо демонстрирует игры в рамках так называемого Треугольника Карпмана - модели взаимодействия между людьми. Согласно этой теории, общение проходит по распределенным ролям: спасатель - преследователь - жертва. Если вы общаетесь с «жертвой», значит, Вы берете на себя роль «спасателя», а общество, жизнь, обстоятельства становятся «преследователем».

Чтобы разрешить ситуацию, важно признать свою роль и желать выйти из этой игры. Модель Треугольника опасна тем, что спасатель часто становится преследователем, жертва спасателем, преследователь жертвой и.д. Значит, если человек перед вами жертва - где-то он преследователь, а где-то спасатель, и у него есть все ресурсы решить проблему.

Примеры и проблемы, как справиться, преодолеть и пережить жизненные трудности человеку

Ваша «спасательская» позиция чаще всего делает Вас жертвой этого же человека, так как в результате манипуляций Вы теряете свою уверенность, энергию или уважение.

Если Вы готовы перестать играть в эти игры, тогда ответьте себе на вопросы:

— Зачем мне нужен этот человек?

— Что я получаю от этого общения?

— Как бы мне хотелось общаться с этим человеком?

— Насколько возможно реализовать это общение по-другому?

— Готов(а) ли я тратить свои силы на решение проблемы другого человека?

— Зачем мне нужно слушать его историю?

Главное в таком общении - это честность перед самим собой. Только признавшись себе в своих желаниях «спасателя» (например), возможно снять роль и освободиться от сценария.

Обязательно ли рвать отношения с этим человеком? А если это близкий родственник или партнер? Тогда важно понимать, что вы не несете ответственность за жизнь другого, если это не ваш ребенок до 18 лет. У каждого человека есть своя жизненная задача и Вы не вправе решать ее вместо него, даже если вам кажется, что вы лучше знаете решение.

Если от общения нельзя отказаться, тогда задавайте собеседнику прямые вопросы:

— Чем я могу тебе помочь - конкретно?

— Что ты готов сам(а) делать?

Помните, наша жизнь - это наш выбор, и мы, и только мы несем за нее ответственность.

Надеемся, что вам понравилась статья про примеры и проблемы, как справиться, преодолеть и пережить жизненные трудности человеку. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

Здравствуйте, друзья!

Жизненные трудности бывают у всех нас. Жизнь тем прекрасна и интересна, что она не похожа на однообразную ровную дорогу с одинаковым пейзажем на всём протяжении следования. Согласитесь, жить подобной жизнью было бы чрезвычайно скучно! Но, конечно же, мало кто думает об этом в тот момент, когда трудности приходят непосредственно в его жизнь. А зря!

Сегодня, друзья мои, мы с вами как раз и поговорим о том, зачем даются нам жизненные трудности и как к ним правильно относиться.

Как относиться к трудностям?

Наверное каждый из вас может вспомнить те моменты своей жизни, когда вдруг «как снег на голову» сваливались какие-то трудности. Вряд ли кто-то в подобные моменты испытывает . Скорее в вашем настроении преобладают совсем другие оттенки чувств – от раздражения до злости и недоумения. Ещё бы, ведь никому не нравится, когда в его планы вмешиваются какие-то непредвиденные, да ещё и не очень приятные обстоятельства! И очень хочется среагировать на них негативно. А вот этого как раз делать не нужно ни в коем случае!

Первое, о чём вам нужно вспомнить в тот момент, когда как вы рассчитывали, это то, что всё в жизни с нами происходит не просто так. И если Вселенная дала вам какие-то жизненные обстоятельства, значит они несут для вас какую-то полезность. Но это лишь в том случае, если вы правильно среагируете на них. Помните, в я писала, что на каждой развилке вашего жизненного пути (то есть каждый раз, когда вы принимаете решение, как вам мыслить и действовать дальше) вы выбираете для себя, куда свернуть – К своей Цели или ОТ неё. И зависит выбор направления не от конкретного решения, что именно следует сделать и как и т.п., а только от вашего ОТНОШЕНИЯ! Если вы относитесь и настроены ПОЗИТИВНО, то какой бы дальнейший шаг вы не сделали, он приблизит вас к Цели (а значит и улучшит вашу жизнь). А если вы настроены негативно, то ЛЮБОЕ ваше решение будет вас уводить от Цели и ухудшать вашу жизнь в целом.

Многие люди умудряются портить свою жизнь сами даже когда у них всё в общем-то хорошо! Наверняка вы слышали от кого-нибудь такие слова, как «Если сейчас всё хорошо, значит скоро будет плохо!» и тому подобное. Если у вас существуют подобные убеждения, избавляйтесь от них как можно скорее! Потому что именно так люди и , который потом воспринимают как «сбылось пророчество, вот и стало всё плохо!» А это всего лишь был выполнен их собственный запрос, который они посылали во Вселенную, ожидая (а значит притягивая!) неприятности.

Если ваша жизнь сейчас легка, хороша и дарит вам лишь позитив, !!! Этим вы закрепите то, что есть сейчас, давая понять Вселенной, что вам НРАВИТСЯ то, что происходит с вами в данный момент, а значит, нужно вам давать того же и побольше! И возьмите себе за правило повторять как можно чаще вот такую совершенно чудесную и очень действенную : «У меня всё хорошо, и становится ещё лучше!!!» Сделайте её своим девизом, можете написать её на листочке и повесить над своим столом, или сделать её заставкой на компьютере или в телефоне. Вы даже не представляете, насколько мощно работает эта аффирмация! Попробуйте, не пожалеете!

Для чего даны нам жизненные трудности?

Ну а что же делать, если как раз сейчас жизнь ваша вовсе и не легка, а наоборот, трудности навалились по полной программе? А вот порадоваться! Нет, я не издеваюсь над вами! Я вполне серьёзно рекомендую вам использовать ещё одну сильнейшую установку: «Всё, что происходит в моей жизни – к лучшему!». И только с таким настроем начинать разбираться, для чего в вашу жизнь пришла та или иная трудность.

Любая трудность, появившаяся в вашей жизни, это своего рода послание вам от Вселенной. Это может быть — возможно вам нужно повернуть в другую сторону, рассмотреть какие-то новые варианты, а не зацикливаться на чём-то одном. При этом у вас будет складываться впечатление, словно вас не пускают в ту «дверь», куда вы так упорно пытаетесь пройти. В этом случае обязательно «оглядитесь вокруг», то есть постарайтесь найти и обдумать другие варианты решения задачи. Скорее всего именно среди них вы найдёте не просто приемлемый, а лучший.

Трудность может быть дана вам для приобретения определённого опыта, который пригодится вам на следующих этапах вашего жизненного пути. Кстати, если дело обстоит именно так, то эти трудности довольно легко преодолеваются, причём вам постоянно даются подсказки и помощь для того, чтобы вы справились с задачей как можно быстрее и легче. Поэтому подмечайте все эти обстоятельства — это поможет вам разобраться, для чего вам эта трудность – как плацдарм для приобретения опыта, или в качестве «дорожного указателя».

Самое главное, что вы должны уяснить для себя, никакие трудности и неприятности не даются человеку для того, чтобы его «наказать»! Вселенная никого ни за что не наказывает. Все негативные обстоятельства люди притягивают к себе сами, своими мыслями.

Я бы даже посоветовала вам не называть трудности трудностями. Лучше обозначать их как «задачи, которые предстоит решить» или «обстоятельства для приобретения опыта». Такие формулировки вас настраивают на подсознательном уровне не на тяжкую борьбу с трудностями, а на продуктивные действия. А это очень важно.

Итак, какой можно сделать вывод.

К любым трудностям, встречающимся вам на жизненном пути, нужно относиться прежде всего спокойно. А ещё – позитивно, как к тому, что призвано вам помочь принять лучшее в данных обстоятельствах решение, или получить нужный и полезный опыт. В конце-концов, процесс решения задач и преодоления трудностей делает нас сильнее и опытнее и позволяет ярче прочувствовать радость от побед!

Напомню вам ещё одну из своих любимых мудрых фраз: «Если тебе тяжело, радуйся – значит ты идёшь вверх!»

Ваша Екатерина:))

Подпишитесь на самые интересные новости моего сайта и ПОЛУЧИТЕ В ПОДАРОК ТРИ ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ АУДИОКНИГИ по Достижению Успеха и Саморазвитию!

В данной статье речь пойдет о проблемах в жизни человека и о том, как эти проблемы решить.

Конечно же проблемы существуют в жизни каждого человека: это материальные проблемы, проблемы здоровья, одиночества и многие другие. Все трудности дуального и материального мира существуют для того, чтобы человек развивался и не стоял на месте.

Даже когда человеку кажется, что он развивается, совершенствуется и обучается в духовных школах, все же именно возникновение реальных проблем в его жизни позволяет понять, чего он достиг в своем развитии и как легко он может решить свои жизненные проблемы.

Проблемы в жизни человека

По существу все трудности и жизненные проблемы даются человеку не для того, чтобы он мучился и страдал. Человек проходит определенные уроки на планете Земля, и каждый урок имеет свою ценность, потому что просто так ничего не возникает.

Через свои проблемы человек развивается, и все препятствия, как зеркало, отражают внутреннее несовершенство самого человека. И это есть возможность сделать внутренний мир более чистым, более совершенным.

Когда человек решает свою проблему правильным образом, его жизнь меняется, и подобная проблема больше не повторится. И это можно назвать исцелением своей Души.

Никто Свыше не желает страданий и проблем человеку, потому что такие проблемы и трудные жизненные ситуации считает своим страданием ограниченное человеческое мышление, построенное на эго и служащее ему.

На самом деле человека с его телом, сознанием, личностью и эго создала именно Душа для своих задач и своей эволюции. Чтобы человек развивался и становился ближе к Богу, к Свету и Любви.

Проблемы и трудности в жизни человека указывают на то, что ему нужно измениться. И это не страдание, а дар, позволяющий выйти за рамки обычного человеческого мышления, за рамки трехмерного дуального мира.

Решив свои проблемы позитивным образом, на анализе, на Любви, человек соединяется со своей Душой, и такой человек уже не ищет легких путей, бросая свои семьи, не уходит в алкоголизм и наркотики. Все что нужно — это воспринимать жизнь такой, какая она есть и искать причины проблем внутри себя. Таким образом, проблемы в жизни человека заставляют его двигаться вперед, и решение своих проблем делает нас лучше.

Как решить проблемы в своей жизни

Рано или поздно большинство людей сталкиваются с вопросом: «Как решить проблемы в своей жизни?»

Довольно часто бывает, что в семьях возникают негативные ситуации, ссоры и непонимания. И человеку порой даже хочется все бросить и уйти из такой семьи.

На самом деле от судьбы не уйдешь, к тому же другие члены семьи просто помогают такому человеку увидеть свои несовершенства, внутренние страхи, обиды, дисгармонию, которые нужно очистить и проработать.

Близкие люди на самом деле не желают боли и страданий родному человеку, а потому не следует обижаться на слова и поступки других членов семьи. Нужно заглянуть в себя, найти свою внутреннюю боль, то, что вызывает раздражение, и исцелить свои внутренние проблемы.

Исцелив свою внутреннюю боль, человек перестанет притягивать к себе подобные проблемы, обидные слова и семейные конфликты. Если внутренний мир чист и наполнен безусловной Любовью, человека уже не интересуют игры в иллюзию этого мира: конфликты, ссоры, скандалы и они не будут притягиваться в жизнь такого человека.

Главной проблемой в жизни людей являются не сами проблемы, а привязанность к ним, привязанность к своим желаниям и привязанность к радостям от мирских желаний.

Уже само рождение в этом мире является проблемой, потому что все заканчивается и разрушается. Многие желания не исполняются, и порой приходится терять то, что имеешь.

Разлуки, болезни, старость, смерть… Этот мир непостоянен и является страданием. Вот истина этого несовершенного мира. Когда у человека есть желания и он получает радость от желаний, то само собой возникает привязанность к таким желаниям и возникают страдания. Когда человек не привязан к своим желаниям, не привязан к этому миру, то и проблем практически нет.

Даже если существует неразрешимая на первый взгляд ситуация и облегчения не наступает, то скорее всего решение такой проблемы находится за пределами человеческого сознания. Как же решить проблемы, возникающие в жизни?

Наверное, стоит отпустить такую ситуацию и отдать ее Творцу со словами: «Дорогой Бог, я сделал все, что мог в этой ситуации, но ничего не изменилось, поэтому возьми пожалуйста эту ситуацию и разреши ее».

В жизни человека могут существовать тяжелые болезни и трудные жизненные ситуации. А потому существует такая вещь как смирение, а это мощнейший механизм очищения.

Смирение всегда почиталось святыми людьми, они и стали святыми благодаря смирению. Когда человек смиряется, он предоставляет Творцу или Богу самому решить жизненные ситуации и очистить человека.

Нужно согласиться с тем, что человеку с его узким взглядом на жизнь порой тяжело даже жить, что говорить о решении каких-либо проблем. Смирение и покаяние — это первые шаги доверия своей жизни Богу и это первые шаги устремления к Богу. Когда человек устремлен к Богу, его желания и проблемы уменьшаются, а страдания этого мира почти не воспринимаются.

По существу страдания и проблемы возникли тогда, когда человек отдалил себя от своей Души, от Бога, который внутри него и стал служить своей личности, своему эго. Существует свобода выбора, но Выбор Бога — это всегда Свет, это следование .

Если же человек выбирает свой жизненный путь сам, не считаясь с выбором своей Души, с выбором Бога, то его ждет путешествие по мирам иллюзии, по мирам страданий и всевозможных проблем — это и есть отделение от Творца, Бога.

Человек все время гоняется за иллюзорными вещами этого материального мира, но главное сокровище — это , это Бог, и это есть истинное и нерушимое состояние сущности каждого человека. И потому каждый человек может доверить свой выбор Богу и стать его выбором.

Святые люди или отшельники переставали выбирать в своей жизни, полностью доверившись выбору Бога. И каждый человек может это сделать. Вовсе не обязательно становиться отшельником, чтобы ответить на вопрос о том, как решить проблемы в своей жизни.

Когда человек устремлен к Богу, то перестает мыслить обычным человеческим мышлением, и перестает оценивать в своей жизни. А что значит не оценивать? Это значит, что страдания и проблемы не задевают такого человека — уже нет понятия отсутствия чего-то и нет сравнения себя с кем-то или чем-то.

Это приобщение себя к Богу, возвращение к Богу. В этом мире человек живет в своих иллюзиях, испытывает множество проблем, страданий и несчастий, не понимая, что это только сон. Когда человек доверяется выбору Бога, многое становится понятно, проблемы исчезают, и обретается подлинный смысл.

Заключение

Проблемы в жизни человека показывают, что он должен меняться. Проблемы просто указывают на несовершенство человека, его внутреннего мира. Творец желает, чтобы каждый человек развивался и потому различные проблемы, возникающие в процессе жизни, это своего рода подарки, через которые каждый должен осознать свое Единство с миром и Богом.

1

В статье представлен обзор исследований, в которых рассмотрены жизненно важные проблемы старшеклассников. Отражены результаты проведенного авторами экспериментального исследования по выявлению жизненно важных проблем старшеклассников. Поставлена задача психологической поддержки старшеклассников в формировании умения принятия жизненно важных решений. Даны авторские определения следующих понятий: жизненно важные проблемы, принятие жизненно важных решений, жизненно важные решения. Умение принятия решений рассматривается как сложное умение, представ-ляющее собой комплекс освоенных субъектом интеллектуально-волевых действий, обуславливающих успешное разрешение возникающих проблем и наиболее удовлетворяющий субъекта результат. Представлена структура умения принятия жизненно важных решений, включающая следующие частные умения: осознавать (выявлять) проблемную ситуацию, категоризовать проблемную ситуацию, формулировать запрос, выдвигать альтернативы, анализировать альтернативы и выбирать наиболее приемлемую. Предложены показатели эффективности принимаемых решений. Заявлена возможность формирования названных умений у старшеклассников в ходе элективного учебного курса.

жизненно важные проблемы

жизненно важные решения

принятие решений

умение принятия решений

проблемная ситуация

1. Адлер А. Наука жить // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Adler/_Nauka_index.php (дата обращения 30.03.2012).

2. Глобальные проблемы: Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.- 840 с.

3. Глобальные проблемы: Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.

4. Загрядская Н. Н. Психологическая поддержка старшеклассников при решении ими экзистенциальных проблем: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07. - Ростов н/Д, 1999. - 22 с.

5. Зеер Э. Ф. Психология профессий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bookw.narod.ru/part4.htm (дата обращения 30.03.2012).

6. Коул Л., Холл Дж. Психология юности. - СПб.: Питер, 2000. - 547 с.

7. Маслоу А. Мотивация и личность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psylib.ukrweb.net/books/masla01/txt02.htm (дата обращения 30.03.2012).

8. Мещерякова И. А. Изучение жизненных проблем старшеклассников - методика и результаты исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fpo.ru/staff/index/1/55.html (дата обращения 30.03.2012).

9. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

10. Понарядова Т. В. Жизненные проблемы и способы их решения юношами - представителями разных этносов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. СПб., 2001. - 160 c.

11. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.

12. Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждения. - СПб.: Речь, 2006. - 320 с.

Совершенствование системы образования все больше связывается с целенаправленным развитием у обучающихся жизненно важных умений, компетенций, качеств и свойств личности, позволяющих активно включаться в постоянно изменяющуюся реальность, быть готовым к самостоятельному решению возникающих проблем и развитию себя в направлении, которое обеспечит наибольший успех и самореализацию. В качестве одного из таких умений выступает - умение самостоятельно решать жизненно важные проблемы, формирование которого может быть обеспечено в рамках деятельности психологической службы образовательного учреждения, в том числе - в процессе преподавания психологических дисциплин. В связи с этим рассмотрим, что такое жизненно важные проблемы, какими особенностями они характеризуются и каковы возможные пути их разрешения.

Словосочетание «жизненно важные проблемы » достаточно широко встречается в самых различных исследованиях и в самых различных контекстах. Прежде всего оно представлено в контексте понятия «глобальные проблемы», которое определяется как «совокупность жизненно важных проблем, затрагивающих человечество в целом и неразрешимых в рамках отдельных государств и даже географических регионов» ; «совокупность жизненно важных проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс в современную эпоху» .

В психологии одним из первых стал говорить о жизненно важных проблемах человека - А. Адлер. В своей книге «Наука жить» он назвал три жизненно важные проблемы , с которыми сталкивается молодой человек в юношеском возрасте: вопрос жизни в обществе, вопрос деятельности и вопрос любви и брака . Адлер отмечает, что решение одной из этих проблем помогает приблизиться к решению других. Они представляют собой разные аспекты одной и той же ситуации и одной и той же проблемы - необходимости живых существ сохранить жизнь и продолжать жить в том окружении, которое у них есть. Решая эти проблемы, каждый человек неминуемо проявляет свое глубинное ощущение сути жизни .

А. Маслоу в книге «Мотивация и личность», характеризуя состояние науки, писал: «Неизбежное стремление науки к изяществу, завершенности и техничности аргументации зачастую приводит к тому, что жизненно важные проблемы, проблемы огромной значимости остаются вне ее поля зрения, а креативность - невостребованной» .

О том, что «жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни», - пишет Э. Зеер, относя к ним «способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы» .

В нашей работе внимание уделено жизненно важным проблемам старшеклассников, которые с одной стороны обусловлены значительными изменениями их самосознания и новым пониманием себя и других людей, а с другой - предстоящим переходом к самостоятельной жизни, характер которой будет во многом зависеть от качества принятых ими решений.

В различных исследованиях представлены классификации проблем, переживаемых старшеклассниками. В частности, В. С. Мухина отмечает, что если младшие дети имеют дело в основном с настоящим, с тем, что существует «здесь и сейчас», то представления подростка распространяются на сферу возможного будущего. Подросток постепенно начинает брать на себя позиции взрослого. Объектом самых важных его размышлений становятся будущие возможности, связанные с ним лично: выбор профессии, ориентировка на супружество, стремление уметь взаимодействовать с социальными группами, гораздо менее конкретными и определенными, чем семья или друзья, такими как государство, страна, город, профессиональные и прочие группы, религиозные объединения и др.

Жизненные проблемы юношей различных этносов исследует Т. В. Понарядова , согласно которой жизненные проблемы связаны с различными сторонами психической организации человека. На эмоциональном уровне это проблемы, возникающие при наличии негативного отношения к значимым явлениям. На волевом уровне это проблемы, связанные с определением путей, способов, средств, а также с мотивами достижения целей. На когнитивном уровне - проблемы, связанные с познанием и осмысливанием явлений. На психосоциальном уровне - проблемы как результат рассогласования между требованиями, предъявляемыми обществом и потребностями личности, когда требования в силу разных причин не принимаются личностью.

Н. Н. Загрядская называет следующие экзистенциальные проблемы старшеклассников: проблемы жизни и смерти, свободы и ответственности, выбора, одиночества и любви, смысла жизни, возможностей самосовершенствования, путей самореализации. Она также отмечает, что готовность к самостоятельному решению экзистенциальных проблем (осуществлению жизненных выборов, осознанию возможностей самореализации, принятию ответственности, позитивному отношению к внутреннему и внешнему мирам и др.) влияет на возможность сохранения психического здоровья и целостности человека. При этом одним из важных образований в смысловой сфере личности для актуализации внутренних резервов в трудных жизненных ситуациях в процессе самоопределения должно стать формирование позиции субъекта собственной жизни, когда человек выступает как организатор жизни и может оказывать влияние на ее ход. Отмечается, что способ разрешения противоречий жизни характеризует психологическую и социальную зрелость человека.

Н. Н. Толстых различает проблемы учащихся 10 и 11 классов. Для учащихся 10 класса свойственны: проблема социально-психологической адаптации к новому коллективу (как обеспечить себе высокий статус в новом классе?); установка на продление моратория детства (как интересно / беззаботно провести свободное время, не сильно загружая себя учебой). Для учащихся 11 класса свойственны следующие проблемы: выбор будущей профессии и построения дальнейших образовательных планов (куда пойти учиться?, кем стать?); проблема сдачи выпускных экзаменов (ЕГЭ); подготовка и сдача вступительных экзаменов (как готовиться: самостоятельно, на подготовительных курсах или с репетитором?, как сдавать?) .

Л. Коул и Дж. Холл обозначили следующие проблемы, которые должно решить юношество: 1) общая эмоциональная зрелость; 2) пробуждение гетеросексуального интереса; 3) общая социальная зрелость; 4) эмансипация от родительского дома; 5) интеллектуальная зрелость; 6) выбор профессии; 7) навыки обращения со свободным временем; 8) построение психологии жизни, основанном на поведении, базирующемся на совести и сознании долга; 9) идентификация «Я» (перцепция «Я»). Достижение взрослого бытия и является конечной целью юности .

В ходе проведенного И. А. Мещеряковой сравнительного исследования установлено, что наибольшее значение для восьмиклассников имеют проблемы, связанные с будущим (профессия, семья и т.д.), а для одиннадцатого класса - переживания, связанные с отношением с родителями, по поводу своих способностей и своего духовного Я. На втором месте у восьмиклассников - проблемы построения своей Я-концепции или эго-идентичности, а у одиннадцатиклассников - отношения с учителями. И только третье место в обеих группах принадлежит учебным проблемам.

Одну из наиболее систематизированных классификаций проблем юношеского возраста предлагает Л. А. Регуш , указывая на следующие, присущие данному возрасту, проблемы психического развития: профессиональное самоопределение; управление, регуляция эмоциями и чувствами (не справляется с чувствами, страсть, выражение эмоций); идентичность и смешение ролей (полоролевая, этническая и т. п.); освоение новых социальных ролей; взаимоотношения в семье (кризис авторитетов); одиночество; переоценка ценностей; экспериментирование и риск.

Нами также было проведено экспериментальное исследование, в ходе которого старшеклассникам задавались следующие вопросы:

  1. Какие жизненные проблемы вам приходится решать в настоящее время?
  2. Удовлетворены ли вы принятыми решениями и их результатами?

Всего в исследовании приняли участие 103 человека - учащиеся 10-11-х классов школы № 30 г. Стерлитамак. Из них 43 юноши и 63 девушки. Полученные в свободной форме ответы были подвергнуты контент-анализу. В результате все ответы были объединены в несколько групп, по каждой из которых был вычислен соответствующий процент по отношению к общему числу опрошенных. Поскольку в анкетах, как правило, было несколько ответов, то общее число процентов превышает 100 %. Результаты анализа ответов на вопрос представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты ответов на вопрос: «Какие жизненные проблемы вы решаете в настоящее время?»

Проблемы старшеклассников

Куда пойти учиться после окончания школы?

Как успешно сдать ЕГЭ?

Какую профессию выбрать?

Как хорошо закончить школу?

Как улучшить взаимоотношения с родителями?

Как улучшить взаимоотношения с друзьями?

Как наладить взаимоотношения с противоположным полом?

Как заработать много денег?

Как не попасть под влияние плохой компании?

Чем заниматься в свободное время?

Как удачно выйти замуж?

Как родить здоровых, красивых детей?

Будут ли дети?

Как удержать мужа от измен?

Когда рожать детей?

Сколько детей нужно иметь в семье?

Как сделать свою семью счастливой?

Будет ли любовь?

Как найти свою любовь?

Как преодолеть лень?

Как достичь цели своей жизни?

Здоровье самих старшеклассников и их родителей

Как познакомиться с девушкой?

Как поднять настроение?

Как уехать за границу на всю жизнь?

Как добиться успеха в выбранной деятельности?

Как следует из представленной в таблице 2 результатов, наиболее часто в ответах старшеклассников названа проблема: куда пойти учиться после окончания школы (65,5 % юноши и 74,6 % девушки). Значительная часть ответов касалась проблем успешной сдачи ЕГЭ (34,9 % юношей и 48,27 % девушек), выбора профессии (34,9 % юношей и 46,2 % девушек), успешного окончания школы (31,5 % юношей и 34,4% девушек). В качестве значимых проблем выделяются взаимоотношения с родителями (3,44 % юношей и 17,9 % девушек), друзьями (3,44 % юношей и 11,97 % девушек), лицами противоположного пола (6,89 % юношей и 14,92 % девушек). Отметим, что девушек эти проблемы волнуют в большей степени, чем юношей. Примечательно, что в ответах старшеклассников выделены также следующие проблемы: как заработать много денег (13,79 % юношей и 2,98 % девушек), как не попасть под влияние плохой компании (3,44 % юношей и 6,88 % девушек), чем заняться в свободное время (13,79 % и 2,98 % девушек). В ряде ответов отмечены проблемы, которые волнуют только девушек (как удачно выйти замуж, будут ли дети, как удержать мужа от измен, как родить здоровых, красивых детей, сколько детей нужно иметь в семье, как сделать свою семью счастливой, будет ли любовь, как найти свою любовь) или только юношей (как преодолеть лень, как достичь цели своей жизни, как завести познакомиться с девушкой, как поднять настроение, как уехать за границу на всю жизнь, как добиться успеха в выбранной деятельности, здоровье самих юношей и их родителей).

Результаты ответа на второй вопрос: «Удовлетворены ли своими ранее принятыми решениями и их результатами?», - представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты ответа на вопрос: «Удовлетворены ли вы своими ранее принятыми решениями и их результатами?»

Как следует из представленных в табл. 2 результатов, лишь 33,3 % юношей и 44 % девушек удовлетворены принятыми ими решениями, значительная же часть юношей (66,7 %) и девушек (56 %) в разной степени не удовлетворены принятыми ими решениями, а значит, нуждаются в помощи по решению возникающих в их жизни проблем.

Как видим, жизненно важные проблемы старшеклассников характеризуются значительным разнообразием. При этом в разрешении своих проблем старшеклассники не всегда удовлетворены своими решениями, также известно, что многие из них не имеют возможности и желания обратиться за помощью к окружающим, стремятся к самостоятельному принятию жизненно важных решений. В то же время старшеклассники не имеют достаточного жизненного опыта, чтобы принять проверенное на практике решение, владеют ограниченным набором приемов и способов принятия решений и как следствие - не могут обосновать свой выбор, и либо попадают в зависимость от мнения окружающих (чаще всего сверстников), либо принимают недостаточно обдуманные импульсивные решения.

В этой связи актуальной становится психологическая поддержка старшеклассников в формировании умения принятия жизненно важных решений. Осуществление данной поддержки предполагает понимание сущности феноменов: жизненно важные проблемы, принятие жизненно важных решений и др. Представим их в нашем понимании.

Жизненно важные проблемы - осознаваемое субъектом переживание необходимости разрешения трудностей и противоречий, возникающих в реальной жизненной ситуации, имеющих для него значимые последствия, существенно влияющие на его дальнейшую жизнь.

Принятие жизненно важных решений - интеллектуально-волевой процесс выбора одного или нескольких вариантов действий, направленных на разрешение жизненно важной проблемы.

Жизненно важные решения - результат выбора конкретного варианта действий в ситуации переживания жизненно важной проблемы.

Умение принятия решений (в том числе и жизненно важных) - это сложное умение, представляющее собой комплекс освоенных субъектом интеллектуально-волевых действий, обуславливающих успешное разрешение возникающих проблем и наиболее удовлетворяющий субъекта результат.

В структуру умения принятия решений входят следующие частные умения:

  • умение осознавать (выявлять) проблемную ситуацию - это понимание субъектом возникшего противоречия и необходимости его разрешения;
  • умение категоризовать проблемную ситуацию - способность субъекта относить проблемную ситуацию (проблему) к некоторому классу подобных и уже известных;
  • умение формулировать запрос - способность субъекта ставить на основе анализа проблемной ситуации вопрос, требующий разрешения;
  • умение выдвигать альтернативы - способность генерировать различные варианты действий, способов поведения в сложившейся ситуации;
  • умение анализировать альтернативы и выбирать наиболее приемлемую - способность сопоставлять на основе определенных критериев имеющиеся альтернативы, прогнозировать последствия выбора каждой из них и выбирать наиболее оптимальную, обеспечивающую успешное разрешение проблемы.

Показателями эффективности принятых решений могут выступать следующие: соответствие принятого решения моральным ценностям, правилам и законам, принятым в обществе; оправданность (восполнимость) затрат / потерь (интеллектуальных, моральных, физических, материальных, временных) на реализацию принятого решения; экологичность - соответствие последствий принятого решения ожидаемым результатам.

Каждое из вышеперечисленных умений может быть сформировано в ходе специальных упражнений и заданий, реализация которых осуществлялась нами в ходе элективного курса для старшеклассников.

Рецензенты:

  • Маджуга Анатолий Геннадьевич, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой, г. Стерлитамак.
  • Вербицкий Андрей Александрович, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Уварова С.Я., Дубовицкая Т.Д. ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6117 (дата обращения: 02.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Жизненные преграды и проблемы часто мешают нам трезво мыслить, вместо этого погружая в бездействие или тревогу. На подсознательном уровне мы стараемся избегать всего, что приносит нам психологический дискомфорт. В результате откладываем решение проблем до момента, когда ситуация или накалится до предела, и игнорировать ее мы уже не сможем, или «разрулится» сама (часто не в нашу пользу).

Если вам кажется, что вы теряете контроль над ситуацией или залипаете на проблеме, необходимо сфокусироваться не на эмоциях, а на поиске конструктивного решения. Тем более, для этого не требуется никаких титанических усилий.

Правильно включаемся в проблему

Первое, что следует понять, проблему за нас никто не решит, и она не исчезнет просто от того, что мы закрыли на нее глаза. Чтобы быстрее решить проблемную ситуацию, не опускайте руки и не накручивайте себя. Решение всегда на поверхности — его лишь нужно отыскать.

Прежде чем собрать волю в кулак и начать что-то делать, четко осознайте суть вашей проблемы.

Жизненные трудности воспринимайте не как проблемы, а как необходимые для дальнейшего профессионального и личного роста задачи, либо как уровни в компьютерной игре, проходя которые вы становитесь «прокаченней», опытней и сильнее.

Постарайтесь не утонуть в негативных эмоциях. Страх, тревога, печать, обида или гнев никак не помогут решить проблему. Просто идентифицируйте свое состояние, ответив на вопрос: что я сейчас чувствую?

Теперь вы готовы перейти к действию. Чтобы не только найти лучшее решение, но и извлечь из сложной ситуации пользу, предлагаем воспользоваться действенным алгоритмом, который разработал Энтони Роббинс, успешный американский предприниматель и тренер личностного развития.

Выход из проблемы: 7 шагов преодоления

1. Озвучьте свою проблему, чем она для вас является.

2. Найдите позитивные стороны проблемной ситуации, как бы сложно это ни казалось. Что полезное для вас могла бы нести нынешняя проблема? Любые сложные жизненные периоды и трудности являются скрытым источником роста или показателем того, что вы чего-то уже достигли, раз жизнь предлагает вам более сложные «уровни». Например, вы не успеваете обработать все клиентские заказы. Несомненно, это чудесно, что у вас так много клиентов. Но вместе с тем это означает, что вам явно следует пересмотреть навыки планирования рабочего времени.

3. Подумайте, как использовать сложившуюся ситуацию в своих интересах. Ведь если вы вынесли из проблемы что-то полезное для себя, непременно воспользуйтесь этим.

4. К какому результату вы хотите прийти вместо существующего положения вещей? Будьте максимально конкретны и позитивны в формулировке ответа. Например: «Я хочу лучше организовать свое рабочее время и дать своим клиентам возможность почувствовать мою заботу о них».

5. Какие действия я могу и хочу совершить, чтобы достичь желаемого результата? Бывает так, что необходимые для разрешения ситуации действия не соответствуют нашим убеждениям или желаниям. Планировать и внедрять на практике то, чего мы в действительности не хотим, просто бессмысленно.

6. Что я хочу и могу перестать делать, чтобы это позволило мне исправить ситуацию? Чаще всего проблемы возникают из-за наших неудачных решений или неэффективных действий в прошлом. Например: «Я хочу прекратить отвечать на неважные письма, но при этом я не могу игнорировать свих клиентов. Значит, мне необходимо нанять ассистента, который займется решением этой задачи вместо меня».

7. Как я могу получить удовольствие от процесса достижения необходимого результата? Жизнь каждого человека наполнена своими трудностями и препятствиями. И уж если нам все равно приходиться решать наши жизненные проблемы, то лучше научиться делать это с пользой и удовольствием!