Понятие публичного выступления виды публичного выступления. Понятие публичной речи

Вероятно вы хотите узнать как стабильно зарабатывать в Интернете от 500 рублей в день?
Скачайте мою бесплатную книгу
=>>

Сегодня мы рассмотрим виды публичных выступлений, обсудим почему возникает страх перед публичными выступлениями, а также правила публичных выступлений. Часто у нас возникает вопрос- каким должно быть публичное выступление и как его подготовить?

Не стоит избегать публичных выступлений, представлений и , ведь это важная часть в любом бизнесе, включая и .
Искусство подачи заключается в освоении основных этапов и правил публичного выступления.

Правила публичного выступления

Классификаций публичных выступлений огромное множество. Важно разделить публичные выступления по их функциям, т.е. надо прежде всего определить идею своего публичного выступления.

Выступление- это как маленький спектакль, а значит у каждого из них должен быть свой жанр.

Итак, виды публичных выступлений по цели: протокольно-этикетные, убеждающие, развлекательные, информационные. Однако, цели могут сочетаться и тогда публичное выступление будет смешанного жанра.

Типы публичных выступлений

По форме в риторике бывают следующие типы публичных выступлений: сообщение, доклад, выступление, лекция, беседа.
В достижении успеха, навыки делового общения, совещаний, выступлений перед аудиторией и участия в переговорах, в инфобизнесе и особенно в МЛМ, необходимы и очень важны.

Отметим, что важно не только составить свою речь, но и обращать внимание на такие важные составляющие успешного выступления, как голос и мимика.

Освоение навыков как правильно реагировать на реакцию слушателей, владеть своим телом, важно для успешного выступления и, конечно, приведёт к результату. Итак, давайте рассмотрим как освоить навыки публичных выступлений.

А для того, чтобы уметь и безошибочно применять навыки публичных выступлений, важно практиковаться и ещё раз практиковаться, об этом ещё говорил Наполеон, который считался отличным оратором и ораторская речь которого, заставляла сотни тысяч людей рисковать жизнью, и смогла повести за собой целые народы.

В этом его искусство публичных выступлений.

Страх публичных выступлений

Боязнь публичных выступлений или даже Страх публичных выступлений- это нормальная реакция психики человека на монолог, который нам надо произнести перед, чаще всего, малознакомыми людьми.

Обычно мы общаемся вместе, видим реакцию на свои слова и можем скорректировать сказанное. Однако, при неоднократных тренировках, фобии пропадают. При выступлении у человека возникает ряд новых функций, которых нет при обычном диалоге.

Сначала докладчику надо договорить свою речь до конца, не потеряв внимание и интерес аудитории, донести до слушателей основную мысль и, конечно, получить результат, убедить в своей правоте, привлечь покупателей или партнёров в бизнес.

Ощущение груза ответственности не добавляет оптимизма. Ещё есть ощущение некоторой неуверенности, как слушатели будут воспринимать мою информацию, смогу ли я правильно отреагировать на реакцию аудитории, чтобы получить результат.

И только тренировки, спланированное и тщательно подготовленное сообщение, поможет в преодолении страха публичного выступления и приведёт к результату.

Правила публичного выступления, публичной ораторской речи

Формирование публичного выступления разложим по ступеням (этапы публичного выступления). Соблюдение несложных правил поможет создать вам успешное публичное выступление.

Публичное выступление — подготовительная ступень публичной речи

Подготовительная – первая ступень и один из самых важных этапов. Нужно продумать и время, и место общения, определиться с целями общения. Важно идеально владеть сведениями, о которых планируете сообщить публике, не сомневаться в предоставляемой информацией, ориентироваться в своём материале.

Не надо загружать сообщение несколькими аспектами, лучше рассказать подробно о чём-то одном и упомянуть, что есть и ещё важные аспекты данной темы, о которых вы сообщите при следующей встрече или при личном контакте.

Например, сегодня вы рассказываете подробно о вашей компании, о сетевом маркетинге, о бизнесе МЛМ через Интернет и лишь вскользь упоминаете о продукции.

Вторая ступень публичной речи

Вторая ступень — это налаживание связи с аудиторией. Здесь надо определить настрой слушателей, расположить людей к себе, т.е. здесь и налаживается контакт со слушателями. Не надо торопиться, успокойтесь, выдохните, не суетитесь.

Бесцельные, хаотичные движения отвлекают от выступления. Выходя к слушателям можно улыбнуться, таким образом, вы показываете свой позитивный настрой.

Необходимо окинуть взглядом зал, акцентировать внимание на нескольких людях из зала и во время выступления старайтесь сохранять этот личный контакт.

Этим вы показываете свою заинтересованность в слушателях. Важно, что на вас одето, как держитесь, уверенно и спокойно ли звучит ваш голос.

Одежда должна быть свежей и выглаженной, мятая неопрятная одежда свидетельствует о неуважении к себе и окружающим. Оденьтесь скромно, но со вкусом, элегантно, не нужно много аксессуаров, чтобы слушатели не занимались их разглядыванием.

Не забудьте изучить помещение для выступления заранее, придите туда чуть раньше, когда нет людей и вы сможете представить где лучше встать, освоиться с микрофоном, чтобы не выглядеть смешно, если во время выступления у вас возникнут с ним проблемы, так как за это время вы можете потерять нить сообщения и, ещё хуже, внимание зала.

Центр зала, вот где нужно стремиться расположиться во время доклада, а если это невозможно, сделать своё местоположение центром внимания аудитории с помощью жестов и интонации.

Третья ступень публичной речи

Надо произнести чётко особенно ударную гласную, что оказывает наибольшее влияние на разборчивость речи. Старайтесь избегать грамматических ошибок, используйте литературный язык, чтобы аудитория не потеряла к вам доверие.

Старайтесь не использовать стандартные фразы и выражения. Хорошо было бы поработать над своим словарным запасом, применяйте больше синонимов в своей речи, и выступление будет более привлекательным и красивым.

Четвёртая ступень публичной речи

Четвёртая ступень — это сохранение внимания людей из аудитории. Стоит обратить внимание на вербальные и невербальные составляющие общения. Небрежность в жестах недопустима.

Жесты могут быть приглашающими, отрицающими, вопросительными, они могут подчеркнуть нюансы выступления. Двигайте руками выше талии, т.к. жесты ниже свидетельствуют о неуверенности и растерянности.

Используйте обе руки. Старайтесь не скрещивать и не сжимать руки, поза должна быть открытой. Периодически улыбайтесь.

Тише говорите о нежелательных аспектах и громче о положительных. Лучше воспринимаются короткие предложения, в которых чётко излагается основная мысль без витиеватых оборотов.

Использование графики и диаграмм позволяет не загружать свою речь цифрами, которые плохо воспринимаются на слух. Избегайте казаться более осведомленными в обсуждаемом вопросе, чем аудитория, чтобы слушателям не казалось, что они глупее вас.

Будьте доброжелательными, разбавляйте свое выступление яркими сравнениями или жизненными случаями. Меняйте позу при переходе к следующей части выступления.

Пятая ступень публичной речи

Пятая ступень- это отстаивание своего убеждения, если у слушателя другое мнение по обсуждаемому вопросу. Услышав возражение, сохраняйте спокойствие, не грубите, лучше улыбнитесь, таким образом, показывая уверенность в том, что вы говорите.

Не отвлекайтесь на споры во время основного доклада, для убеждения в своей правоте у вас будет время после основного выступления. О работе с возражениями мы поговорим в одной из следующих статей.

Шестая ступень публичной речи

Шестая ступень — это окончание выступления. Здесь акцент должен быть на дальнейшем продолжении общения, установление более длительных контактов, мотивация на сотрудничество.

В заключении выступления следует чётко и громко повторить основную идею, ради которой и было ваше выступление, обязательно посмотрите в глаза слушателям, показав, что вы удовлетворены общением с ними.

Например, уточните когда будет следующая встреча, на которой вы более подробно остановитесь на тех аспектах, которые в данном докладе были освещены недостаточно.

Теперь остановимся на основных аспектах ораторского искусства, ведь владение ими создаёт неповторимость конкретного выступления.

Последовательность, логичность- важные аспекты каждого сообщения. В начале, говорим о самом главном, второстепенную информацию оставляем на потом, когда внимание аудитории будет уже не таким острым.

Не допускайте повторений, а если они нужны, делайте на них акцент голосом, чтобы слушатели поняли, что они сделаны специально.

Не плохо было бы придумать и использовать интересные, свойственные только вам обороты и жесты, в этом заключается ваша харизма, слушатели больше прислушиваются и доверяют вашей информацией.

Вспомним о харизме топ-лидеров сетевых компаний, известных инфобизнесменов, таких как , Армен Габриелян, Варлам Григорян, , , .

Вот некоторые логические законы публичного выступления

Каждая мысль должна иметь одно и тоже толкование, и неважно с какой стороны вы к ней обращаетесь. Две истины не должно быть в одном и том же выступлении. Истинным является то суждение, которое имеет под собой хорошую доказательную базу.

Важно использовать систему аргументации, о принципах которой мы расскажем в следующей статье. Чтобы не пропустить, подписывайтесь на блога.

Требования к публичному выступлению

Требования к публичному выступлению заключаются не только в стройном его построении и применении законов ораторской речи, но и соблюдении этики ораторской речи и делового общения.

Основным правилом этики делового общения является разделение бизнеса и личной жизни человека, его личностных свойств. Доказывая свою позицию нельзя опускаться до использования личных слабостей оппонента.

Нельзя злоупотреблять чувствами аудитории, например, не стоит использовать в доказательстве своей идеи социальные и этнические предрассудки аудитории. Не злоупотребляйте в доказательствах своей правоты упоминанием о неудачах своих оппонентов.

Публичное выступление. Курсы и тренинги

  • Бесплатный суперкомплект по публичным выступления и переговорам;
  • Тренинг »Мастер публичных выступлений» ;
  • Тренинг в записи »Власть публичных выступлений» ;
  • Видеотренинг»7 уроков ораторского мастерства» ;
  • Публичные выступления. Практика (коучинговая программа);
  • Азамат Ушанов«Бесстрашная публичная речь» .

Публичное выступление. Видео об основах публичных выступлений

У многих боязнь, страх публичных выступлений. Посмотрите видео о страхе публичных выступлений и методах борьбы с этой боязнью.

Я для Вас подготовил подборку уроков известного бизнес тренера и оратора Радислава Гандапаса, в которых он делится секретами публичного выступления. У Радислава Гандапаса можно поучиться навыкам публичной речи, ораторской речи.

Древними греками ораторское мастерство и искусство речи признавалось высочайшим искусством. И слушая Радислава Гандапаса, лучшего оратора среди бизнес тренеров России, убеждаешься, что древние греки были правы, публичное выступление Радислава — это искусство.

Об истории успеха Радислава Гандапаса, читайте в посте . А сейчас смотрите уроки и, главное, внедряйте.

Согласно американским исследованиям, знания, которые в течение 72 часов не применяются, — теряются.

(Обновление 29.08.2015). Видео забанены Радиславом Гандапасом, плюс страйк на канал в Ютубе. Поэтому будьте с добавлением на Ютуб чужих видео аккуратными.

Вовлечение публики и позитивный настрой

И, конечно же, не забываем при публичном выступлении , дарить свою энергию, уверенность, хорошее настроение и позитив!

P.S. Прикладываю скриншот моих заработков в партнёрских программах. И напоминаю, что так зарабатывать может каждый, даже новичок! Главное — правильно это делать, а значит, научиться у тех, кто уже зарабатывает, то есть, у профессионалов Интернет бизнеса.

Вы хотите узнать какие ошибки совершают новички?


99% новичков совершают эти ошибки и терпят фиаско в бизнесе и заработке в интернет! Посмотрите, чтобы не повторить этих ошибок — «3 + 1 ОШИБКИ НОВИЧКА, УБИВАЮЩИХ РЕЗУЛЬТАТ» .

Введение

1. Понятие публичной речи

3. Оратор и аудитория

Заключение

Список литературы

Введение

Существует довольно много классификаций публичных выступлений. Для практического обучения искусству публичного выступления наиболее целесообразно подразделение публичных выступлений на виды по их функции, т.е. по цели, которую ставит оратор в своем выступлении. Иногда подобную классификацию называют классификацией жанров публичного выступления.

Виды публичных выступлений по цели:

Информационные

Протокольно-этикетные

Развлекательные

Убеждающие

Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны также и другие смешанные типы.

В риторике также различают виды публичной речи по форме:

Сообщение

Выступление

Выступление обычно строится по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет именно такой композиции. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления.

1. Понятие публичной речи

"Нам не дано предугадать, /Как слово наше отзовется... ", - сказал великий русский поэт Ф.И. Тютчев. Ведь доброе слово лечит, вредное - ранит душу, нужное слово заставляет действовать, принимать решения.

Публичная речь - явление творческое, сложное. Чтобы добиться нужного эффекта, оратору необходимо много работать. Будет ли это хорошо подготовленная речь или блестящая импровизация, она всегда результат накопленного опыта, знаний и умений. Оратор должен уметь подготовить выступление по заданной теме, уметь изложить материал, установить контакт со слушателями, отвечать на вопросы, быть готовым ко всяким неожиданностям (3, стр.56).

Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого - убедить слушателей в правильности тех или иных положений.

Хорошая речь насчитывает десять элементов: объективность, ясность, образность, целенаправленность, повышение внимания, повторение, неожиданность, смысловую насыщенность, лаконизм, юмор.

Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи и имеет своей целью изменить поведение аудитории, её взгляды, убеждения, настроения. Стремление говорящего изменить поведение слушателя может касаться самых разных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужного решения, побудить покупать его определённые товары. Таких конкретных целей существует бесчисленное множество, но в любом случае воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, потребностей слушателя. Умение убеждать всегда ценилось обществом. Особенно велика роль профессионала речи в сфере политики, общественной деятельности. Возрастание роли воздействующей речи в обществе привело к возникновению учения, которое разрабатывало теорию этой разновидности речевой деятельности. Такое учение называется риторикой.

Для общества в целом основная цель обучения языку состоит в том, чтобы научить каждого члена общества облекать любую социально значимую информацию в соответствующую речевую форму.

Подготовка речи начинается задолго до выступления и состоит из нескольких этапов, например, по предложению немецкого ученого X. Леммермана, таких (4, стр.34):

сбор материала,

отбор материала и его организация,

обдумывание материала,

подготовка тезисов или плана,

стилистическое оформление,

написание текста выступления,

мысленное освоение,

проба речи.

Кроме первого, подготовительного этапа, следующий этап - это подготовка к конкретному выступлению. Она определяется видом ораторской речи, зависит от темы, целей, состава аудитории.

Подготовка речи начинается с определения ее темы. Тема должна быть не абстрактной, а ясной и понятной для слушателей, точной и лаконичной Тема может быть выбрана самим автором или ее может определить случай, ситуация.

Тема раскрыта, если освещены все выбранные аспекты, приведено достаточное количество нужных фактов, когда вывод логически вытекает из содержания лекции и слушателям все понятно. Затем определяют цель выступления, так как в одном случае цель - информировать слушателя, в другом - заставить слушателя переживать, в третьем - принять позицию автора. Так, задача информационной речи - дать слушателям новые знания. Информационная речь содержит факты, события, размышления и выводы. Развлекательная речь призвана доставить слушателям удовольствие, снять стресс. Агитационные речи убеждают слушателей, воодушевляют, побуждают к действию. Часто эти цели бывают объединены. Необходимым элементом подготовки является оценка состава слушателей и обстановки. Оратор заранее должен выяснить, какова предполагаемая численность слушателей, социальный состав аудитории, возраст, образовательный и культурный уровень, национальность, В отдельных случаях - вероисповедание. Также необходимо узнать, где будет проходить выступление - в большом зале, маленьком помещении, какова акустика выбранного помещения, не тесно ли будет слушателям. Следующий этап работы - подбор материала для конкретного выступления.

Выступающий должен изучить официальные документы, справочную и научно-популярную литературу, обобщить наблюдения и размышления. В ходе этой работы рекомендуется делать записи, выписывать цитаты, цифры, факты, вести картотеку. Как бы мастерски ни владел оратор речью, текст речи необходимо готовить заранее. Подготовка заранее написанного текста имеет много преимуществ. Его можно проверить, исправить ошибки, внести дополнения и изменения, можно показать кому-либо для проверки. Кроме того, когда оратор работает над речью, он еще раз тщательно продумывает все детали выступления. Чтобы речь прозвучала, дошла до слушателей, чтобы оратор не уклонялся от темы, нужно расположить материал определенным образом. Поэтому очень важна композиция выступления - составление, расположение материала выступления. В композиции можно выделить пять частей: зачин, вступление, основная часть, заключение, концовка речи. Но отдельные части ее могут отсутствовать.

2. Виды публичного выступления

Ораторская речь бывает развлекательной, информационной, воодушевляющей, убеждающей, призывающей к действию.

Публичная речь в различных ситуациях общения преследует разные цели, но, как правило, она прагматична, поэтому должна быть продуманной, логически выстроенной. В деловом общении, профессиональной сфере традиционно используются определенные виды речей (1, стр.89).

1. Информационная речь.

Ее цель обогатить слушателей новыми знаниями, пробудить любопытство. Способами создания информационной речи являются описание, повествование, рассуждение. Информационная речь должна пробуждать внимание к затронутой проблеме, в ней не должно быть спорных моментов, должен быть подобран современный материал с примерами и иллюстрациями. В практике вуза часто используются информационные речи студентов на семинаре, при защите реферата, курсовой и дипломной работ. Они обычно включают: определение темы, предмета исследований, методику работы, обзор имеющейся литературы по этой теме, новизну и практическое применение.

Один из распространенных видов публичных выступлений в вузе - научный доклад - сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Он содержит новые сведения, во многом определяется наличием авторской точки зрения. С ним студент выступает на семинаре или, например, на научной конференции. Он готовится так же, как и другие устные выступления, кроме того, обязательно нужно прочитать текст вслух перед выступлением, составить план.

Таким же образом готовится защита реферата. Выступление включает: объявление темы и цели работы, указание на источники, содержание работы, включающее цитаты, факты, значимость, имеющиеся точки зрения.

Информационная речь ставит своей задачей не только пробудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Она должна соответствовать следующим требованиям (1, стр.90):

В ней не должно быть ничего спорного;

Она должна вызывать пытливость;

Она должна удовлетворять запросы слушателя;

Сообщение должно быть актуально.

2. Речи, обращенные к чувствам (речи по специальному поводу)

Делятся, как правило, на протокольную речь (рамочную), траурную речь, торжественную речь, речь в дружеском кругу. Произнесение такого рода речей обычно вызывает трудности из-за того, что необходимо правильно выбрать момент, уметь уловить настроение слушателей именно в этот момент, уметь выразить чувства и ожидания слушающих. Необходимо говорить коротко и понятно, но при этом выразительно. Речь должна быть оригинальной и запоминающейся.

Во всех областях деятельности распространена протокольная (рамочная) речь, она не является центром мероприятия, но как бы обрамляет событие. К протокольным речам относятся презентации, приветственные и благодарственные речи, всевозможные открытия (выставок, зданий, мемориалов и др.).

В начале приветственной речи необходимо открыть мероприятие, по поводу которого собрались зрители и слушатели, приветствовать всех собравшихся, приветствовать докладчика и представить его слушателям.

В конце приветственной речи благодарят докладчика и выступающих, обосновывают благодарность и прощаются с аудиторией. Таким образом, в начале и в конце мероприятия рамочная речь состоит из трех пунктов, и совершенно лишним будет рассматривать содержание доклада или характеризовать докладчика, пространно и трафаретно говорить.

Цель торжественной речи - создать праздничное настроение. Как правило, она создается заранее и должна быть короткой, оригинальной, запоминающейся. Речь по поводу юбилея или дня рождения может содержать приветствие, повод, перечисление ответственных моментов, краткую характеристику деятельности, в ней могут приводиться примеры из жизни, выражаться благодарность и пожелания на будущее.

Речь в дружеском кругу, при деловом общении и личном общении имеет разные формы. Например, готовясь к выступлению перед коллегами, нужно предусмотреть следующие моменты:

приветствие и указание на смысл мероприятия,

обзор проделанной работы коллегами, лучше с каким-либо рассказом или шутливым комментарием,

выражение надежды на дальнейшее сотрудничество,

пожелания.

Для подобных выступлений существуют следующие рекомендации:

помните, что для слушателей важнее их цели, а не цели оратора;

не начинайте выступление со смешной истории, если она не несет никакой информации;

не следует говорить чересчур медленно;

в речи должны быть неожиданные переходы;

подводите итоги не только в конце, но и в продолжение речи;

разрешайте аудитории спорить с вами;

не забывайте о юморе.

Развлекательная речь не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она сама по себе должна развлечь и потешить слушателя. Её часто услышишь на банкете, или в ином месте, где люди встречаются, чтобы приятно провести время.

Воодушевляющая речь - Агитационные речи в общем можно разбить на 3 группы: речи с целью воодушевить; речи с целью убедить; речи с целью вызвать активную реакцию. На деле эти три подвида нередко перекрывают друг друга. Большинство речей с целью убедить вызывают действенные порывы.

Убеждающая речь - убедить - значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое либо положение. Такая речь стремиться определить образ мышления и поведения, но не представляет собой призыва к непосредственному действию.

Призывающая к действию речь - слушателя призвали к новому, к продолжению или прекращению прежнего. Призыв к действию бывает прямым и косвенным. Действие может наступить, когда-нибудь или немедленно. Красноречие тоже имеет своё деление на роды и бывает (3, стр.78):

1. Социально политическое красноречие (политическая речь, митинговая речь, агитационная речь)

2. Академическое красноречие (лекции, научный доклад, научное сообщение)

3. Судебное красноречие (обвинительная речь, защитительная речь, речь обвиняемого в свою защиту)

4. Социально бытовое красноречие (похвальная речь, застольная речь, поминальная речь)

5. Богословско-церковное красноречие (проповедь, речь на соборе).

3. Оратор и аудитория

Публичное выступление - это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь.

С.Ф. Иванова в работе "Специфика публичной речи" (М., 1978) выявила индивидуальные речевые типы:

1) Рационально - логический. Ораторы этого типа склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы "сидит у них внутри", и ораторы во время выступления не пользуются им. Их часто заботит другое: как сделать свою речь более яркой, эмоциональной, какие подобрать примеры, чтобы заинтересовать аудиторию. "Логиками" чаще всего бывают сангвиники.

2) Эмоционально - интуитивный. Представители этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и "свести концы с концами". План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального речевого типа с холерическим темпераментом.

3) Философский. Ораторы - "философы" более или менее эмоциональны, склонны к анализу, иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскрывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Их общая черта - стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. Чаще всего данную группу составляют люди флегматического темперамента. Лирический, или художественно - образный. Глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность - черты, характерные для типа. Чаще всего в основе его - характер утонченный, меланхолический.

Схема. Критерии оценки аудитории

Схема. Признаки аудитории

Схема. "Образ аудитории" и ее социо-психологические параметры

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.

Необходимо чувствовать аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции.

Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на любую тему.

Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), "рабочая" тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи. Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт.

Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей. Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу - 5 - 7 секунд. Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы.

В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии. Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико-аналитических и эмоционально-образных языковых средств.

Практика выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче "голой" информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение. Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы, и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес. Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: "Почему?", что стимулирует их познавательную активность.

Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.

Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

Показ практической значимости информации. Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.

Краткое отступление от темы дает возможность слушателям "отдохнуть".

Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием "тихий голос").

Прием градации - нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли.

Прием инверсии - речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный.

Прием апелляции к собственным мыслям.

Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность и убедительность, следует особо выделить лексические приемы.

Практически во всех руководствах по ораторскому искусству среди лексических приемов рекомендуется использовать так называемые тропы.

Тропы - это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы...

Сравнение - один из наиболее часто используемых приемов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта.

Метафора - это перенос названия одного предмета на другой, это речевое сближение 2 явлений по сходству или контрасту. Например:

"Локомотив истории остановить невозможно..."

Эпитет - образное определение предмета, явления, раскрывающее его сущность. Например: "Студент - это не сосуд, который следует заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь!."

Аллегория - иносказательно изображает что-либо. Например: "Однажды прохожий спросил у строителя: "Что ты делаешь?" Тот подумал и ответил: "Не видишь? Вожу камни". Второй строитель на тот же вопрос ответил:

"Зарабатываю деньги!"

Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в преднамеренном преувеличении свойств, качеств предметов и явлений. Например: "Редкая птица долетит до середины Днепра".

Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?). Специфика устной речи проявляется в построении фраз и целых предложений. Считается, что в публичном выступлении предпочтение следует отдавать более коротким предложениям, они лучше воспринимаются на слух и запоминаются. Кроме того, короткое предложение позволяет более вариантно подходить к изменению интонации. Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть "барьер", служат объединению говорящего со слушателями.

Заключение

Вряд ли нужно доказывать, что все виды публичного выступления нуждаются в осмыслении, упорядочивании, самоконтроле. Это и есть культура общения, т.е. речи. Научное осмысление некоторых видов уже имеет свою многовековую историю, иные новы: например, культура внутренней речи, которая, кстати, в жизни человека составляет наибольший, труднейший и самый долгий по времени блок.

Культура мысленной речи - залог успеха внешней, звучащей или написанной, речи.

Сравнительно недавно предметом риторики стала и бытовая речь, кроме дружеской беседы, которой уделил внимание Аристотель.

Возможно, в дальнейшем будут выделены еще какие-то виды речи, их сферы, например, врачебное красноречие, речь в сфере обслуживания - гостеприимства, туризма…

Список литературы

1.Александров Д.Н. Риторика. - М.: 1999.

2.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов-н/Д, 1996.

3.Делецкий Ч. Практикум по риторике. - М.: 1996.

4.Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. - М.: 1978.

5.Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Какие существуют правила публичного выступления
  • Какие бывают правила подготовки публичного выступления
  • Какие психологические приемы можно использовать в публичных выступлениях

Выступление с публичной речью – это стрессовая ситуация для любого человека. Это подтверждают даже самые блестящие ораторы, которые провели сотни часов на сцене. Почему же так происходит? Любая публичная речь – это высказывание собственных мыслей и идей. Удачное или неудачное их выражение сразу же сказывается на репутации человека, на его оценке как эксперта, специалиста. Правила публичных выступлений, как правило, достаточно универсальны. Вы можете выступать перед разными группами людей – это могут быть министры и банкиры, студенты и школьники, журналисты, коллеги и даже заключенные. Но все они, прежде всего, будут вашими слушателями, и нужно знать несколько правил, которые помогут правильно структурировать и подавать информацию, сохранять спокойствие и держать ситуацию под своим контролем.

Публичное выступление: правила подготовки

Любое выступление с публичной речью должно быть основательно подготовлено. У знаменитого психолога Д. Карнеги есть целая книга, где содержатся рекомендации и правила подготовки публичного выступления. Основная мысль: «Нужно знать, что хочешь сказать и что хотят услышать слушатели. Только основываясь на этом знании, можно правильно донести информацию и убедить поверить себе».

Для начала давайте проанализируем, какие бывают виды выступлений:

  • Импровизация. Такой вид выступлений не нуждается в подготовке, но требует очень глубокого знания материала и темы. Оратор в таком случае высказывает тезисы по заданной теме, отвечает на любые вопросы из зала легко и аргументированно. Это под силу только опытным ораторам и мастерам своего дела. Такими были Троцкий, Ленин и Мечников.
  • Речь по конспекту. Подготовка идет по каждому пункту, который прорабатывается заранее. Так же прописываются ответы на возможные вопросы, которые могут возникнуть во время выступления.
  • Подготовка полного текста. Чаще всего вы можете наблюдать такой доклад у политиков. Иногда их ответы на заданные вопросы не совсем совпадают, потому что они не привыкли откланяться от заранее составленного текста.

Как спланировать презентацию от начала и до конца и владеть вниманием аудитории? Узнайте на тренинговой программе «

  • Выступление без использования подсказок. Подготовленный текст учится наизусть, проговаривается на репетициях, но в данном случае правила публичных выступлений не предусматривают возможность отвечать на дополнительные вопросы.

Особо ценным качеством мастерства оратора является возможность учитывать в своем выступлении настроение публики и умение подстраиваться под различные меняющиеся обстоятельства.

Подготовка конспекта выступления

Какие же существуют правила публичных выступлений. Начнем с подготовки. Делайте заметки по тем вопросам, которые имеют отношение к теме выступления или специфике вашей темы, отрасли или профессии. Д. Карнеги советует: «Записывайте чужие и, конечно, свои мысли на клочках бумаги – так их легко собрать и классифицировать».

  1. Сделайте перечень фактов, которые имеют отношение к теме и могут вам понадобиться для доклада.
  2. Определитесь с основными, интересными, информативными фактами, второстепенные или только косвенно относящиеся к делу смело вычеркивайте.
  3. Вернитесь к теме доклада и посмотрите, каких данных вам может не хватать для полного раскрытия темы в том ключе, в котором отбирались материалы.

Обязательно подкрепляйте тезисы фактами, цифрами, статистикой, примерами. Лучше, если на каждый тезис у вас будет несколько пунктов, подкрепляющих основную мысль.

Правила выступления с публичной речью так же рекомендуют внимательно отнестись к языку, когда вы будете составлять конспект своей речи. Не сокращайте предложения, пишите полные развернутые формы. Вносите в конспект не вопросы, а конкретные утверждения, которыми вы могли бы пользоваться во время публичной речи.

Работа с конспектом

Конечно, все лекторы по-разному использовали подготовленные материалы во время своих выступлений. Например, Ч. Чаплин, который не очень уютно чувствовал себя перед микрофоном, всегда держал перед глазами полный текст речи и старался не отклоняться от него. А признанный лектор И. И. Мечников с особой тщательностью готовился ко всем выступлениям, но не делал записей. Его речь всегда была мастерской импровизацией.

Правила публичных выступлений известного химика С. Н. Реформатского были такими: он прописывал полностью весь текст лекции, а затем читал его домашним. Записи он, как правило, брал с собой на кафедру, но не заглядывал в них. Знаменитый историк В. О. Ключевский обладал способностью интересно рассказывать, опираясь на заготовленный план выступления, а физиолог И. М. Сеченов перед лекцией шепотом проговаривал ее полностью. Признанный оратор В. И. Ленин готовил небольшие бумажки с тезисами, с помощью которых он выстраивал публичную речь.

Конечно, выступать перед публикой безо всякого волнения могут только единицы. Но если вы выступите несколько раз с одной и той же темой, то с каждым разом ваша уверенность будет только расти. Вы будете намного свободнее владеть материалом. При подготовке старайтесь больше рассказывать, проговаривать текст, а не просто читать. Со временем, применяя правила выступления с публичной речью, вы добьетесь успеха и в этом деле. Только помните, даже самые опытные ораторы всегда репетируют свою речь, не пренебрегайте этим важным этапом.

Репетиция будущей речи

Не стесняйтесь обсуждать тему, которая будет предметом вашего выступления в неформальной обстановке. Репетируйте перед друзьями, семьей, говорите с людьми, которые могут вас поддержать.

Но как, когда и сколько лучше репетировать будущую речь? Чем чаще, тем лучше! Используйте все возможности для этого. Идете по улице – повторяйте ее про себя, дома или в офисе вы можете повторить ее с жестами, произнося в полный голос, делая акценты в важных местах.

Правила публичных выступлений Д. Карнеги гласят: устройте дома с семьей или друзьями своеобразную игру – произнесение речей. Вы можете выбрать темы, в которых вы сильны и за три минуты постарайтесь максимально ярко и информативно донести ее до своих слушателей.

Многие слышали рекомендацию по работе с зеркалом, но начинающих ораторов чаще всего оно только отвлекает. Ведущие психологи, например О. Эрнст, даже пишут о таком способе как о крайне вредном. В первую очередь вам нужно сосредоточиться на теме и смысле произносимой речи.

Правила публичных выступлений: психология

К моменту вашего публичного доклада нужно подойти в отличном психологическом и физическом состоянии. Не думайте о своих страхах, ведь в конце концов это просто выступление. О. Эрнст писал: «Еще ни разу ни один из ораторов не упал в обморок на трибуне, даже если его выступление действительно было ниже всякой критики».

Существующие правила выступления с публичной речью содержат несколько важных пунктов:

  • Обратите пристальное внимание не на свои переживания, а на содержание вашей речи.
  • Не стоит говорить слушателям абсолютно весь заготовленный материал, оставьте место для вопросов, если они предусмотрены. Да и мысль о том, что вы знаете намного больше, чем говорите на данной лекции, значительно повысит вашу уверенность в себе.
  • Не стоит готовиться в день выступления, лучше закончить всю подготовку накануне вечером.
  • До выступления не стоит начинать новых дел или включаться в новую, необычную для вас деятельность. Они перенесут на себя все ваше внимание и направление мыслей.
  • Постарайтесь устроить легкий обед или завтрак, не переедайте перед ответственным докладом.

Если вы все же чувствуете, что волнение не оставляет вас, главное – понять, в чем причина вашей тревоги. Чаще всего это:

  • Нехватка практического опыта в подобных выступлениях.
  • Особенности, связанные с особенностями вашего характера: стеснительность, сдержанность, излишняя тревожность, неуверенность в себе.
  • Сомнение в заинтересованности слушателей.
  • Факт неудачного выступления в прошлом.
  • Сильные эмоции, связанные с волнением и переживанием стрессовой ситуации.

Если ваша тревожность в основном связана с реакцией слушателей, то есть следующие правила публичных выступлений:

  • выберите положительно настроенного к вам зрителя и рассказывайте, глядя ему/ей в глаза, словно вы одни в этом зале;
  • если вы почувствуете, что контакт установлен, можно слегка кивнуть и перевести взгляд на соседа и посмотреть ему в глаза;
  • старайтесь сохранять дружелюбное и открытое выражение лица;
  • попробуйте чаще улыбаться и тогда вы увидите, как преобразиться настроение в зале.

Если ваша тревожность связана с собственным состоянием, то внимательно изучите эти правила публичных выступлений:

  • Тренируйтесь выступать перед публикой как можно чаще, участвуйте в публичных обсуждениях, разговорах, задавайте вопросы.
  • За это время вы найдете такое внутреннее состояние, которое вселяет в вас уверенность и помогает чувствовать себя успешным. Для каждого это чувство будет свое. Кому-то необходимо ощущать «радость полета», кому-то чувствовать себя максимально сосредоточенным, сконцентрированным на свой теме, а кому-то помогает легкое волнение, которое делает его слегка возбужденным и радостным.
  • Подумайте, какого эмоционального отклика вы хотите добиться от слушателей, какой посыл идет от вас аудитории.
  • Перед выходом на сцену обязательно «разомнитесь». Вы можете поговорить с кем-то из слушателей или организаторов или просто пройтись по комнате.

Общие правила выступления с публичной речью:

  1. Идеально, если у вас есть возможность накануне репетировать в том помещении, где будет происходить выступление. Вы можете осмотреть зал, прорепетировать выход, произнести речь, отработать позу, жесты, громкость голоса, какие-то важные поворотные моменты вашей речи.
  2. Перед сном представьте полностью весь ход своего выступления. Как начинается мероприятие, как собирается публика, как вы выходите на сцену, что говорите, куда смотрите. Доведите речь до конца и почувствуйте, как замечательно вы с этим справились.
  3. За несколько часов до выхода на сцену, в своем воображении пройдитесь по плану вашего доклада, закрепите в сознании ключевые моменты речи и почувствуйте радость, которая будет переполнять вас после успешного выступления.

Правила успешного публичного выступления: психотехники

Один из секретов общения с аудиторией заключается в определенной психотехнике. Вам обязательно нужно сформировать зрительный контакт и показать свой интерес к ней.

Когда вы выходите на сцену или кафедру, не спешите сразу начинать свою речь, сделайте паузу, оглянитесь вокруг, посмотрите на зрителей, улыбнитесь, если это уместно. Устанавливая зрительный контакт со слушателями, вы приветствуете их и даете понять, что вы здесь находитесь специально для них. Поэтому важно соблюдать его и во время выступления.

Не забывайте о необходимости сохранять зрительный контакт, даже если вы выступаете с научным сообщением, где нормой является частое обращение к своим записям. Подсознательно человек чувствует, когда на него обращают внимание: взгляд может длиться всего долю секунды, но он дает понять, что происходит что-то важное и ценное для него. Поэтому пробуйте не просто осматривать зал, но и установить контакт «глаза в глаза» со слушателями.

Когда вы занимаетесь психотехникой установления контакта с аудиторией, очень важно понимать, что самое большое значение имеет эмоциональное наполнение вашего взгляда. Что есть в нем – расположение к аудитории или равнодушное безразличие, кураж или страх. В глазах все наши эмоции читаются без труда, а значит, слушатели, как правило, безошибочно видят и чувствуют что происходит в вашей душе.

Итак, главные правила выступления с публичной речью – оглянитесь, установите зрительный контакт с публикой, сконцентрируйте свое внимание на предмете вашего выступления.

Помните, первые слова вашего доклада наиболее важные, именно в этот момент слушатели определяют, будут ли они слушать вас или продолжат витать в облаках. Существует несколько приемов, которые позволят удержать внимание аудитории.

  • Интересный факт. Один из самых эффективных способов привлечь внимание любой аудитории – это рассказать любопытный факт, который имеет прямое отношение к теме выступления: «Знаете ли вы, что…» или «Задумывались ли вы, что…»
  • Красочная презентация. Презентация помогает структурировать и регламентировать выступление. Вы можете обозначить на слайдах основные тезисы или правила обратной связи. Правила публичных выступлений предлагают вам так сформулировать этот аспект: «У меня есть пятнадцать минут, чтобы рассказать о…», «В ходе выступления я хотел бы обратиться к следующим вопросам…», «Если в ходе выступления появятся вопросы, вы сможете задать их по окончании доклада».
  • Вопросы. Если в вашем формате это возможно, то обязательно пользуйтесь этой техникой привлечения внимания. Вопросы заставляют невольно искать ответы, даже если они не будут произнесены вслух, поэтому вас уже будут слушать внимательнее.
  • Шутка, анекдот. Важно сохранить некую интригу и не сразу раскрыть связь анекдота и темы выступления. Но связь должна существовать обязательно. Помните, что шутка должна быть толерантной и привлекательной для большинства, чтобы создать нужное настроение.
  • Комплимент аудитории. Рассматривайте комплимент как знак уважения и признания публики. Правильно сказанный комплимент вызовет ответную благодарную реакцию у слушателей. Старайтесь не переигрывать и не преувеличивайте вес комплимента, чтобы его не восприняли как насмешку. Лучше, если комплимент будет кратким, недвусмысленным, отражающим реальность. Он может быть высказан не только персонально аудитории, но и обратиться к их профессии или компании.

Приемы привлечения и удержания внимания аудитории

Искусные ораторы для привлечения и удержания внимания аудитории используют некоторые правила выступления с публичной речью:

  • Контрастные раздражители. Это правило заключается в изменении типа сигнала получения информации. Чаще всего можно изменить аудио- и видеосигналы. Оратор, например, может сделать продолжительную паузу, замедлить или ускорить темп речи. Также примером контрастного раздражителя могут быть перемещения по сцене. Сначала оратор может стоять неподвижно и в процессе доклада начать передвигаться или наоборот.
  • Обращение к актуальным вопросам. Для каждого человека в определенный период жизни существуют актуальные, волнующие его темы. Как правило, в группе людей, большой или малой, эти проблемы идентичны или имеют большое сходство. Тогда при обращении к этим волнующим их темам вы можете привлечь внимание аудитории. В данном методе источником внимания будет значимость информации.
  • Обращение к авторитетным источникам. Правила публичных выступлений с давних времен содержат совет обращаться к авторитетным источникам. Цитаты великих людей, глубокие высказывания часто применяют в своей технике выступлений многие ораторы. Успех зависит от нескольких факторов: актуальности, полноты высказывания, авторитетности источника.
  • Адресные вопросы. С таким типом вопроса обращаются к присутствующим в зале. И даже вопросы риторические повышают внимание аудитории.
  • Юмор. Хорошая шутка оратора всегда вызывает приятные эмоции у слушателей, обращает на него внимание, вызывает симпатию и интерес. Часто юмор может снять возникшее напряжение и подготовить аудиторию к восприятию новой информации. И хотя чаще всего юмор привлекает внимание не к теме выступления, а к самому говорящему, его следует правильно использовать.

Главной составляющей ораторского искусства является публичная речь. Она представляет собой элемент речевой деятельности, появляющийся в ходе общения между оратором и публикой.

Публичная речь необходима для информационного воздействия на аудиторию, внушения и убеждения. Публичные выступления включают в себя произношение текста или диалога, пассивно влияющего на слушателей. В них присутствуют следующие признаки: индивидуальная структура текста и логичное завершение.

Монолог и диалог одинаково необходим для построения лаконичной речи. Элементы диалога помогают разбавить однотонный текст, завлечь слушателя в разговор, что считается необходимым условием ораторской деятельности.

Для удачного взаимодействия с людьми оратору понадобятся следующие навыки:

  • быть уверенным в себе;
  • уметь беспрерывно разговаривать на одну тему;
  • кратко, лаконично выражать мысли, правильно и грамотно выстраивать слова в предложении;
  • уметь заинтересовывать аудиторию;
  • артистизм и харизма;
  • дар убеждения.

Текст оратора должен соответствовать трем правилам: понятность, информативность и выразительность. Публичной речи свойственен переменчивый характер, ее успешность зависит от взаимопонимания с аудиторией и налаживания с ней психологического контакта.

Ораторы выступают на стадионах, сцене, телевидении. К публичному выступлению относится произношение текста перед руководством компании, потенциальным работодателем, друзьями. Публичное выступление помогает проявить себя в профессиональной сфере или другой деятельности. Искусство публичного выступления подвластно не каждому человеку, но ему легко обучиться, посещая тренинг публичного выступления и выполняя специальные речевые упражнения.

Различают следующие виды публичной речи:

  • Социальная публичная речь помогает выразить родственные или общественные отношения. Сюда входят поздравления на праздниках, свадебные тосты, поминальные речи.
  • Церковное красноречие заключается в проведении проповеди, общении с церкви служителями. Такой вид не содержит логики, аргументов, профессиональной терминологии, слушатели не ищут в ней конкретных фактов.
  • Судебное красноречие присутствует в судебной практике. В отличие от церковного содержит четкий стиль изложения и аргументацию. Судебная устная публичная речь состоит только из фактов, делится на обвинительную и защитную. Такие виды публичных выступлений отличаются от других своей степенью ответственности, так как содержание речи влияет на судьбу человека.
  • Академическое искусство публичной деятельности несет конкретную наполненную профессиональной терминологией или научными выражениями речь. Сюда входят следующие жанры публичных выступлений: научные доклады, обзоры, лекции.
  • Политические жанры публичной речи представляют собой произношение речи на темы экономики, политики, социальной сферы. Политическое красноречие проявляет себя на митингах, агитаторских и патриотических мероприятиях.

Помимо видов, различают методы красноречия, которые помогают составить четкий и понятный текст, максимально приближенный к цели. Методы красноречия разработаны много веков назад, включают в себя отдельные правила публичного выступления:

  • Красноречие заключается в употреблении кратких, понятных для аудитории текстов.
  • Главная функция оратора заключается в донесении до аудитории полезной, достоверной информации. Методы или приемы влияния на слушателей не должны нарушать их права. Но далеко не всегда психологические особенности публичного выступления соответствуют требованиям этики.
  • Не рекомендуется «растягивание» речи перед большой аудиторией, потому что внимание людей кратковременно, легко рассеивается
  • Перед тем как выступать перед публикой следует научиться различать ее эмоциональное настроение.
  • Психология публичного выступления устроена таким образом, что от структуры приготовленного текста, употребления, призывающих к действию фраз зависит конечный результат мероприятия. Важную информацию располагают только вначале и конце речи. Такая специфика построения необходима для успешного и эффективного донесения материала, так как внимание публики в эти периоды максимально.
  • Речь оратора должна соответствовать нормам этики. Культура публичной речи соблюдается при любом условии, считается необходимым элементом произношения речи.

Эти правила не являются обязательным условием выступления оратора. Построение публичной речи зависит от вида, состава аудитории, ее деятельности и самого оратора. Приемы и правила выступлений определяются во время подготовки речи. Только постоянная тренировка дикции, ежедневные упражнения помогут добиться успехов и признания публики.

Особенности публичной речи

Существуют некоторые психологические особенности публичного выступления. Они заключаются в общении между оратором и аудиторией, вытекают из диалога между ними. Отношение двух сторон коммуникации носит объективно - субъективный характер, выступает в качестве совместной деятельности или сотрудничества.

Речь оратора имеет ряд особенностей:

  • Обратная реакция аудитории. Во время произношения речи оратор может видеть реакцию людей на его слова, наблюдать за переменной настроения публики. Отдельные слова, вопросы, мимика слушателей помогают понять их настроение и желание. Благодаря наличию обратной связи имеется возможность подкорректировать свою речь. Она преобразовывает монолог в диалог, устанавливает связь с публикой.
  • Устная речь. Особенности устной публичной речи заключаются в налаживании живого диалога между участниками. Устная форма общения имеет цель в виде конкретного собеседника и полностью зависит от него. Важным моментом выступления является организация речи для наиболее легкого понимания и восприятия. Устное публичное выступление очень эффективно, так как в отличие от письменного усваивает до 90% информации.
  • Связь литературы и устной речи. Перед выступлением оратор готовит и обдумывает свою речь, используя научную, художественную или публицистическую литературу. Уже перед публикой он преобразовывает заготовленный текст в интересную и яркую речь, которую сможет понять любой человек. Только в ходе живого выступления оратор выстраивает предложения, учитывая реакцию окружающих, тем самым переходя от книжного текста к разговорному стилю.
  • Средства общения. В ораторской деятельности используются разные приемы воздействия и средства общения между участниками. Это вербальные и невербальные средства: мимика, жесты, интонация. Немаловажную роль играет культура публичной речи и соблюдение этики.

Требования и технология публичного выступления

Для того чтобы уметь выступать в разных речевых жанрах необходимо сначала научиться готовить тексты в различных стилях. Различные жанры выступления на публике предполагают использование разного рода приемов и правил для воздействия на аудиторию.

Общие приемы и требования к публичному выступлению:

  • Начало речи тщательно продумывают и готовят. Неудачно начатый диалог способен испортить имидж оратора.
  • Драма. Присутствие драматизма важно в любом речевом жанре. Она помогает заинтересовать публику путем спора или конфликта, используется в жизненных историях, описании происшествий, трагедий.
  • Эмоциональность в публичной речи считается обязательным условием выступления. Аудитория должна чувствовать не безразличность оратора к теме выступления, его отношение и переживание. Монотонный диалог без выражения эмоций не вызовет должного отклика аудитории.
  • Краткое изложение мыслей. Краткая четкая речь воспринимается слушателями лучше, вызывает больше доверия. Чтобы укладываться в отведенное для выступления время необходимо научится разговаривать кратко. Не зря говорят: «Краткость - сестра таланта».
  • Разговорный стиль речи. Требования к публичному выступлению включают в себя стиль выступления. Он должен быть разговорным, выглядеть как беседа между людьми. Разговорный стиль речи помогает легче усвоить информацию, привлечь внимание к теме. Нельзя употреблять много иностранных, научных терминов, непонятные слова заменяются на понятные.
  • К окончанию выступления подготавливаются также тщательно, как к началу. Завершающий этап речи обязан привлекать внимание яркими и понятными фразами. Заключительные слова нужно отрепетировать для постановки правильной интонации голоса и тона.

Техника публичного выступления включает в себя 12 последовательных шагов, необходимых для достижения наилучшего результата в ораторской деятельности. Она понадобится для написания правильной речи и удачной ее интерпретации.

Технология публичного выступления:

  • Определяем цель речи.
  • Изучаем состав аудитории.
  • Создаем образ для выступления.
  • Определяем роль для выступления (кумир, хозяин, покровитель, добро, зло).
  • Пишем речь.
  • Проверяем ее согласно правилам написания публичного текста, соответствию моральным требованиям.
  • Выстраиваем речь согласно правилам визуального, кинетического, аудиального восприятия.
  • При необходимости подготавливаем место выступления.
  • Настраиваемся на удачный исход выступления.
  • Само выступление.
  • Прислушиваемся к критике.
  • Следим за реакцией публики, выполняем анализ произведенного впечатления.

Выступив перед публикой, не останавливаемся на полученном результате, выполняем анализ выступления. Техника публичного выступления включает в себя следующий необходимый анализ речи: структура текста, тон произношения, интонация, структура речи, интерес публики к оратору.

Анализ необходим для дальнейшего исправления речевых или поведенческих ошибок, а также для оттачивания навыков.

10 основных ошибок начинающего оратора

Мастерство публичного выступления заключается в изучении частых ошибок других мастеров красноречия. За многовековую историю красноречия специалисты изучили распространенные ошибки публичного выступления опытных и начинающих ораторов. Научиться профессиональной ораторской деятельности, используя приемы и советы в общении опытных людей намного прочее, чем самостоятельно пройти длинный путь проб и ошибок.

Выделяют 10 ошибок начинающего оратора:

  • Различие интонации и тона речи с ее содержанием.
  • Недопустимо употребление оправдания это выглядит непрофессионально.
  • Не стоит извиняться перед публикой.
  • Неуместная мимика.
  • Неправильный подбор слов и частиц «не».
  • Скучный монолог без присутствия юмора.
  • Всезнающий вид оратора, высокомерие.
  • Много лишних суетливых движений по сцене.
  • Монотонная не эмоциональная речь.
  • Неправильно расставленные паузы в предложении.

Для того чтобы лучше изучить искусство публичной речи для начинающего оратора пригодятся работы следующих авторов:

  • Дейл Карнеги «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».

Дейл Карнеги выпустил книгу в 1956 году. Она стала дополнением к выпущенным в свет работам по мастерству публичного выступления. Книга содержит приемы, правила, упражнения для удачной профессиональной ораторской деятельности. Дейл Карнеги американский писатель, знаток красноречия, его книга пригодится как для начинающего, так и опытного оратора.

  • Игорь Родченко «Хозяин слова».

Игорь Родченко специалист по речевым коммуникациям, директор известной тренинговой речевой компании, ведет тренинг публичного выступления, является заведующим кафедры сценической речи и риторики Санкт-Петербургского университета. Книга «Хозяин слова. Мастерство публичного выступления» Игоря Родченко содержит главные вопросы по психологии публичного выступления, а также взаимодействия участников коммуникации и влияния на аудиторию.

  • Иванова Светлана «Специфика публичной речи».

В своей книге Иванова С. Ф. раскрывает вопросы в общении между публикой и оратором, описывает стратегию, приемы речи, ее языковые средства. Книга поможет научиться правильно, говорить, вести себя перед аудиторией, раскрывает особенности выступления на публике.

Искусство публичных выступлений может пригодиться в любой момент, даже если это не связано с вашей профессиональной деятельностью. Каждый день мы рассказываем друг другу какие-то истории или пытаемся убедить кого-то в чем-то. Способность грамотно и ясно выражать свои мысли и желания говорит о том, что вы развитый и общительный человек, которого интересно слушать.

И.А.Стернин

Практическая риторика

в объяснениях

и упражнениях

для тех, кто хочет научиться говорить

Данное пособие предназначено для всех, кто хочет улучшить свои коммуникативные навыки, овладеть приемами эффективного общения, научиться искусству речи и убеждения.

Может быть использовано в качестве самоучителя.

Для школьников, студентов, широкого круга читателей.

Рецензенты:

А.Г.Лапотько, доцент кафедры общего языкознания и стилистики Воронежского ГУ

М.Е.Новичихина, доцент кафедры теории и практики коммуникации Воронежского института повышения квалификации и переподготовки работников образования

переработанное

© И.А.Стернин,

И.А.Стернин. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить. Воронеж, «Истоки», 2005. Тираж 500 экз. 7 п.л. 155 с.

Данное пособие представляет собой третье, переработанное издание «Риторики в объяснениях и упражнениях» (изд.1, Борисоглебск, 2002; изд.2, Борисоглебск, 2003). Основная переработка осуществлена в направлении усиления практической направленности пособия. По сравнению со вторым изданием сокращено количество теоретического материала, обновлены и доработаны задания и упражнения, направленные на выработку практических риторических навыков.

Ответы на некоторые вопросы и выполнение некоторых заданий в пособии предполагает обращение читателей к дополнительной литературе, указанной в списке, или к лекциям, читаемым преподавателем.

Пособие может использоваться при обучении практической риторике в школе, вузе, на специальных курсах риторики – как учебное пособие и как пособие для самостоятельного изучения.

И.Стернин

Январь 2005 г.

Тема 1. Понятие публичного выступления

Виды публичных выступлений

Что такое риторика?

Риторика - это наука об искусстве публичного выступления.

Слово риторика происходит от греческого rhetorike, что в переводе означает «ораторское искусство». Таким образом, риторика - это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Риторика призвана научить нас, как эффективно при помощи своей речи воздействовать на аудиторию, как достичь успеха, выступая публично.

Основоположником риторики как науки считается великий древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.). Его всемирно известный труд «Риторика» широко известен и сейчас. В ХХ веке риторика получает новый толчок к развитию - она входит в науку о речевом воздействии , то есть науку об эффективном общении.

Практическая риторика обучает практическому умению выступать перед аудиторией с сообщениями разных жанров и типов - от научного доклада и убеждающего выступления до анекдота и забавных историй.

Современная риторика - этонаука о публичном речевом воздействии, то есть об эффективном публичном выступлении .

Публичное выступление - это официальное выступление оратора (в основном - монолог) перед непосредственно присутствующей в зале достаточно большой и организованной аудиторией.

Что значит официальное ? Официальное выступление - это значит, что выступление заранее объявлено, оратор представлен аудитории или известен ей из объявления, заранее известна тема, о выступающем известны определенные сведения - кто он по профессии, должности, откуда и т.д.

Что значит непосредственное присутствие аудитории? Это значит, что выступающий находится в одной комнате со слушателями, видит их, они видят его, могут задать ему вопросы.

Что значит достаточно большая аудитория? Обычно считают, что аудитория публичного выступления начинается с 10-12 человек, а если их меньше, то будет иметь место скорее беседа с группой, чем публичное выступление . Самая лучшая для оратора по размеру аудитория - 25-30 человек.

Что значит организованная аудитория? Это значит, что они пришли к определенному времени, в определенное место, знают тему или выступающего, примерную продолжительность его выступления, располагают временем его слушать и готовы это делать.

Виды публичных выступлений по цели

По цели выделяют четыре основные, наиболее распространенные в ораторской практике вида публичных выступлений:

· Информационное

· Протокольно-этикетное

· Развлекательное

· Убеждающее

1. Цель - сообщить некоторую информацию.

Такая речь называется информационной . Информационный жанр используется в научном докладе, сообщении, лекции перед студентами, в монологе учителя при объяснении, в рассказе о каком-либо случае или при описании некоторого явления, в ответе ученика на уроке. Инструкция, объявление о предстоящем событии тоже относятся к информационным выступлениям.

2. Цель - соблюсти некоторый общепринятый, ритуал, протокол, соблюсти этикет.

В этом случае можно говорить о протокольно-этикетном выступлении : приветствие официальной делегации, официальное поздравление юбиляра, вступительное слово перед каким-либо официальным мероприятием, выступление с оценкой заслуг человека или организации (похвальное слово), речь на траурном митинге, официальный тост и др.

3. Цель - развлечь собравшихся.

В таком случае мы будем иметь развлекательное выступление. Таковы, например, многие неофициальные тосты, речи на банкетах, рассказы об интересных происшествиях, смешных случаях из жизни и др.

4. Цель - убедить.

Убеждающая речь призвана показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по этому вопросу. Типичные случаи убеждающих выступлений - выступления в научных и политических дискуссиях, предвыборные, агитационные, рекламные выступления.

Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны и другие смешанные типы.

Виды публичных выступлений по форме

В риторике различаются также виды публичной речи по форме (формы публичного выступления):

· Сообщение

· Выступление

Доклад - развернутое сообщение, которое раскрывает какую-либо важную научную или общественно-политическую проблему. Доклады делаются обычно на серьезные, научные, производственные, политические темы. По времени доклады могут длиться от 10-15 минут до двух-трех часов (например, доклады правительства).

Сообщение - небольшое по времени (5-10 минут) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщение - это маленький доклад на частную тему. Каждое сообщение посвящено частному аспекту какой-либо проблемы. Сообщения готовятся заранее, их надо продумать, почитать литературу.

Выступление - краткое, обычно подготовленное сообщение при обсуждении какого-либо заранее объявленного вопроса. Выступления всегда кратки - 3-5 минут, тема выступления может быть выбрана человеком заранее (в рамках обсуждаемой проблемы) либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы (импровизационное выступление).

Лекция - связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом. Лекции используются в учебной обстановке - в школе, в вузе, научно-популярные лекции на те или иные темы читаются для широкого круга слушающих. В лекции обязательно должны быть выделены отдельные вопросы (пункты). Лекции обычно бывают по длительности от 20 -30 минут до часа-полутора (вузовская лекция).

Беседа - развернутый, подготовленный (то есть заранее продуманный оратором) диалог со слушателями. Беседа может включать достаточно продолжительные отрезки речи оратора (монологи), но она предполагает обязательное задавание вопросов слушателям, выслушивание, анализ и комментирование их ответов. Беседа используется в публичной речи тогда, когда аудитория небольшая - не более 20-30 человек, когда слушатели заинтересованы в информации, которую им сообщают.

1. Какие утверждения правильные?

1. Ответ ученика на уроке – это убеждающее выступление.

2. Информационная речь – это лекция, рассказ учителя.

3. Тост – это развлекательное выступление.

4. Речь на открытии нового учебного заведения – протокольно-этикетное выступление.

5. Речь на траурном митинге – это протокольно-этикетное выступление.

6. Анекдот для публики – это развлекательное выступление.

7. Речь с оценкой заслуг юбиляра – убеждающее выступление.

8. Речь с оценкой заслуг юбиляра – развлекательное выступление.

9. Доклад – всегда подготовленное выступление.

10. Сообщение – это краткое неподготовленное выступление.

11. Выступление – это подготовленное или неподготовленное сообщение.

12. Лекция строится по строгому плану.

13. Беседа эффективна в небольшой аудитории.

14. Лекции читаются в вузах, в сфере высшего образования.

15. В беседе слушатели отвечают по ходу лекции на вопросы оратора.

2. Относятся ли к публичным выступлениям следующие (если да, то к какому виду по цели):

выступление кандидата на выборах перед избирателями;

объявление одноклассникам о завтрашней экскурсии;

разговор начальника с вами в его кабинете;

устный отчет о проделанной работе на собрании коллектива;

выступление на митинге;

рассказ студента родителям о делах в институте;

представление почетного гостя аудитории;

тост, который произносит отец на юбилее его начальника;

выступление на похоронах;

рассказ дворовым друзьям о происшествии во время экскурсии;

выступление, в котором вы поздравляете с праздником своих преподавателей;

поздравление ректором выпускников вуза;

объявление по радио;

анекдот для публики:

«Расскажу вам интересный случай» (выступление на занятии по риторике);

новости, которые читает диктор в программе «Время»;

инструкция, как играть в какую-либо игру для детей в лагере отдыха;

похвальное слово школе (на выпускном вечере);

речь учителя о необходимости организации летних оздоровительных лагерей для школьников (на родительском собрании);

речь о вреде курения перед учащимися школы;

приглашение сокурсников посетить выставку книг в библиотеке;

аннотация книги для товарищей (на занятии по риторике);

речь о важности занятий спортом (на конкурсе ораторов);

рассказ попутчикам о себе (в поезде дальнего следования)

3. Определите, какая форма публичного выступления используется (доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа):

председатель Совета министров отчитывается о работе правительства за год;

речь кандидата в депутаты на предвыборном митинге;

учитель объясняет материал на уроке;

получасовое выступление ученого на научной конференции;

десятиминутное выступление студента на научной конференции;

в ходе объяснения учителя по теме урока с подготовленными материалами выступают три ученика (по три минуты);

на классном часе выступает психолог, рассказывая о проблемах психологии, задавая вопросы учащимся и отвечая на их вопросы;

в группе выступает сотрудник библиотеки с обзором новых поступлений.