Когда вызов в налоговую незаконен: реальные примеры, когда можно проигнорировать уведомление. Директора вызвали на разговор в ФНС: выстраиваем линию защиты Неявка по повестке в налоговую

Вопрос

Нами получено уведомление о вызове налогоплательщика (ген. директора) в МИФНС для допроса в качестве свидетеля. Причина вызова не указана.
Есть ли для налоговой инспекции какая-то инструкция или регламент проведения допроса?
Какие права даны налоговой инспекции во время проведения допроса?
Какие права есть у нашего руководителя во время такого допроса?

Ответ

Налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, значимые для проведения налогового контроля (пп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Результаты допросов являются доказательствами по делам о налоговых правонарушениях (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2006 N А56-17758/2005).

Для дачи свидетельских показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому предположительно могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 90 НК РФ).

Вероятность того, что лицо может обладать необходимой информацией, налоговики оценивают самостоятельно. И обосновывать свои выводы они не должны.

Поэтому отказаться от дачи свидетельских показаний на том основании, что вы ничего не знаете, не получится.

Лица, которые не могут быть допрошены в качестве свидетеля, указаны в п. 2 ст. 90 НК РФ. Они подразделяются на две категории.

  1. Лица, которые в силу возраста либо имеющихся у них физических или психических недостатков не могут правильно воспринимать обстоятельства, интересующие налоговиков.

К ним могут быть отнесены:

— дети в возрасте до 14 лет (пп. 1 п. 2 ст. 90, п. 1 ст. 11 НК РФ, п. 1 ст. 28 ГК РФ);

— глухие, слепые, глухонемые;

— психически нездоровые лица. Причем независимо от того, признаны они судом недееспособными на основании п. 1 ст. 29 ГК РФ или нет.

В то же время заметим, что пп. 1 п. 2 ст. 90 НК РФ позволяет допросить указанных лиц, если их возраст или имеющиеся недостатки не повлияли на восприятие ими значимых для проверяющих обстоятельств.

  1. Лица, которые в силу специфики своей профессиональной деятельности получили сведения, относящиеся к их профессиональной тайне (пп. 2 п. 2 ст. 90 НК РФ). Это, к примеру:

— адвокаты (ст. 8 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ);

— аудиторы (ст. 9 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ);

— нотариусы (ч. 2 ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1);

— врачи (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»);

— священнослужители (п. 7 ст. 3 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ).

Если вы принадлежите к числу указанных лиц, то в случае вызова в налоговый орган перед началом допроса вам следует заявить, что вы не можете быть допрошены на основании п. 2 ст. 90 НК РФ.

Как следует из п. 1 ст. 90 НК РФ, допрос свидетеля проводится в налоговом органе, куда и вызывается физическое лицо. Показания свидетеля могут быть получены и по месту его пребывания (п. 4 ст. 90 НК РФ):

— если физическое лицо не в состоянии явиться в налоговый орган из-за болезни, старости или инвалидности;

— в иных случаях по усмотрению должностного лица налогового органа.

Допрос проводит должностное лицо налогового органа (п. 5 ст. 90 НК РФ).

Перед началом допроса изучаются документы, которые удостоверяют личность свидетеля, а также сведения, влияющие на возможность его допроса согласно п. 2 ст. 90 НК РФ.

В отдельных судебных актах указано на необходимость записи об этом в протоколе допроса. Если такая запись отсутствует, суд может признать протокол допроса ненадлежащим доказательством.

Выясняется также, владеет ли свидетель русским языком, и решается вопрос о приглашении переводчика (п. 1 ст. 97 НК РФ).

О предупреждении свидетеля об ответственности делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля (п. 5 ст. 90 НК РФ).

Затем должностное лицо налогового органа, проводящее допрос, переходит непосредственно к постановке вопросов перед свидетелем.

Заметим, что на практике в процедуре допроса чаще всего участвуют только сотрудник налогового органа, который его проводит, и свидетель. Однако в необходимых случаях принять участие в допросе могут также специалист, переводчик (п. 1 ст. 96, п. 1 ст. 97 НК РФ).

Иногда свидетеля сопровождает на допрос его представитель (адвокат). Контролирующие органы в своих разъяснениях против присутствия последнего на допросе не возражают.

Ход и результаты допроса допрашивающий отражает в протоколе (п. 1 ст. 90, ст. 99 НК РФ).

Протокол должен быть составлен на русском языке и содержать следующие сведения (п. п. 1, 2 ст. 99 НК РФ):

1) его наименование;

2) место и дату производства допроса;

3) время начала и окончания допроса;

4) должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол;

5) Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

7) существенные для дела факты и обстоятельства, выявленные при допросе.

В конце допроса свидетель и все присутствующие вправе прочитать протокол допроса и внести в него замечания. Протокол подписывают все участники допроса (п. п. 3, 4 ст. 99 НК РФ).

Свидетели имеют право на возмещение понесенных в связи с явкой на допрос расходов на проезд и наем жилого помещения. Также им выплачиваются суточные (п. 1 ст. 131 НК РФ).

Выплаты производят непосредственно налоговые органы после проведения допроса (абз. 1 п. 4 ст. 131 НК РФ). Они финансируются из федерального бюджета (абз. 2 п. 4 ст. 131 НК РФ).

Порядок выплаты и размеры сумм, на которые имеют право свидетели, предусмотрены Положением о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля. Оно утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.03.1999 N 298.

Очевидно, что участвовать в допросе, пусть и по обычной налоговой проверке, хочется далеко не всем.

Имейте в виду, что в ч. 1 ст. 128 НК РФ предусмотрена ответственность за неявку (уклонение от явки) для дачи свидетельских показаний по делу о налоговом правонарушении. Штраф установлен в размере 1000 руб.

Отметим, что привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 128 НК РФ возможно только при наличии двух условий:

— у налоговиков есть документальное подтверждение вызова свидетеля на допрос;

— неявка свидетеля не вызвана уважительными причинами.

Но на допрос все же лучше явиться, если у вас нет уважительных причин (болезнь, командировка и т.п.), которые вы можете подтвердить документами.

На допросе вы обязаны давать показания. Если без законных оснований вы откажетесь от дачи свидетельских показаний, вам грозит ответственность в виде штрафа в размере 3000 руб. (ч. 2 ст. 128 НК РФ).

Отказаться от дачи показаний вы можете только в случаях, которые предусмотрены законодательством (п. 3 ст. 90 НК РФ). Перечислим их:

— вы не обязаны давать свидетельские показания против самого себя, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ).

Близкими родственниками являются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки (п. 1 ст. 11 НК РФ, абз. 3 ст. 14 СК РФ, п. 4 ст. 5 УПК РФ);

— вы не обязаны выдавать свою профессиональную тайну (п. 2 ст. 90 НК РФ).

За дачу заведомо ложных показаний в рамках обычной налоговой проверки свидетеля привлечь к уголовной ответственности нельзя. Статья 307 УК РФ сформулирована так, что она применяется только в тех случаях, когда свидетель дает свои показания в суде или при проведении предварительного расследования по уголовному делу о налоговом преступлении.

В остальных случаях применяется ответственность по ст. 128 НК РФ.

Смежные вопросы:


  1. Мне нужно закрыть фирму. Прошу Вас подробно объяснить, что я должна делать.
    ✒ Вариант 1 — законная ликвидация Ликвидация подразумевает под собой прекращение деятельности компании в соответствии с законом…...

  2. Сотрудница находится в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Приобрела квартиру. Хочет получить вычет по НДФЛ с 2000000-00 путем перечисления денег на карточку в полной сумме. Какие…...

Добрый день, Андрей!

В соответствии со ст. 128 НК РФ за неявку на допрос в качестве свидетеля по вызову налогового инспектора, Вам грозит штраф по статье 128 НК РФ.

Статья 128 НК РФ
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей.

Обнаружив признаки нарушения инспектор составляет акт в порядке ст. 101.4 НК РФ. Вы вправе представить возражения по данному акту в ИФНС, чей инспектор составил акт. В возражениях укажите причины по которым вы не согласны с вменяемым вам нарушением (не получали повестку, повестка не была направлена вам вообще и т.д.). Одновременно письменно запросите у ИФНС копию повестки и документы, подтверждающие ее направление в ваш адрес.

Статья 101.4 НК РФ

5. Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение одного месяца со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

По итогам рассмотрения акта и возражений начальник инспекции принимает решение:

Или привлечь вас к ответственности;

Или отказать в привлечении к ответственности.

В случае несогласия с решением Вы можете его обжаловать в вышестоящий налоговый орган, а затем и в суд.

Если акт вы не получали, а сразу получили требование об уплате штрафа, то можно говорить о существенных процессуальных нарушениях со стороны ИФНС, влекущих безусловную отмену решения, на основании которого вам направлено требование.

Статья 101.4 НК РФ

12. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения. Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.

В этом случае потребуйте у ИФНС копию решения и обжалуйте его, а также требование, в вышестоящий налоговый орган.

Если нужна помощь в составлении возражений, жалобы, обращайтесь. Более подробная консультация возможна после ознакомления с документами по Вашему делу.

Что грозит налогоплательщику в случае неявки в налоговый орган?

Чем грозит налогоплательщику неявка в налоговый орган для дачи пояснений - читайте в статье.

Вопрос: В уведомлении о вызове в налоговый орган налогоплательщика указано, что он вызывается " для дачи пояснений по вопросам легализации объектов налогообложения (Задолженность по страховым взносам)". Какие последствия могут наступить при неявке налогоплательщика в налоговый орган по такому уведомлению по причине неверной формулировки (имеющаяся задолженность по страховым взносам по нашему мнению никак не относится к термину "легализация объектов налогообложения")?

Ответ: Лучше все-таки посетить налоговую, даже если Вы не согласны с формулировкой причины вызова. Возможно, это опечатка.

За неявку по вызову для дачи пояснений руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа на сумму от 2000 до 4000 руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

Поэтому директору Вашей организации (либо представителю с доверенностью) лучше прийти в инспекцию в срок, указанный в уведомлении о вызове.

Обоснование

Дача пояснения ИФНС. Что это может означать и есть ли право у налоговиков вызывать по этому вопросу в 2017 году?

«Нам пришло уведомление в 2017 го ду о вызове директора в налоговую для дачи пояснений по вопросам ведения финансово-хозяйственной деятельности организации в 2014 году. Что это может означать и есть ли право у налоговиков вызывать по этому вопросу в 2017 году? Как нам следует поступить?

У налоговой инспекции есть такое право.

Налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (пп.4 п.1 ст. 31 НК РФ).

Налоговый контроль налоговыми органами проводится не только посредством проверок, но и посредством получения пояснений налогоплательщиков, налоговых агентов.

Нормами налогового кодекса не установлено ограничений по периоду времени, в отношении которого налогоплательщик может быть вызван в налоговый орган для дачи пояснений.

Нужно обратить внимание, что положение пп.4 п.1 ст. 31 НК РФ дает налоговым органам право вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений на основании письменного уведомления, но не содержит требований о том, что соответствующие пояснения (как и уведомление) должны быть представлены налогоплательщиком исключительно в письменном виде.

За неявку по вызову руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности. По заявлению инспекции суд может вынести предупреждение или оштрафовать руководителя на сумму от 2000 до 4000 руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ). Поэтому директору (либо другому представителю организации с доверенностью от организации) нужно прийти в инспекцию в срок, указанный в уведомлении о вызове.

Обоснование

1. Письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837@
О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками

2. Вызов налогоплательщиков в налоговые органы для дачи пояснений

2.1. Налоговые органы на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Кодекса вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений:

в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов;

в связи с налоговой проверкой;

в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Форма Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) приведена в приложении № 1 к приказу ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ .

2.2. Вызов налогоплательщиков может осуществляться в следующих случаях (но ими не ограничивается):

1) если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы . Сведения, включаемые в Уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в этом случае приведены методических рекомендациях ФНС России по данному вопросу;

2) если для дачи пояснений требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении в ходе проведения камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля (пункт 3 статьи 88 Кодекса). Необходимость явки может усматриваться из объема ошибок, противоречий и несоответствий, масштаба и сложности сложившейся ситуации, когда необходимы ответы на вопросы, которые могут быть поставлены только после получения ответов на промежуточные вопросы и т.д. и т.п. При этом в уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) рекомендуется включать сведения, указываемые при заполнении Сообщения (с требованием представления пояснений) согласно рекомендациям ФНС России о проведении камеральных налоговых проверок (письмо от 16.07.2013 № АС-4-2/12705@), а также требование о явке налогоплательщика в налоговый орган для дачи пояснений;

3) в случае необходимости вручения либо ознакомления руководителя организации, индивидуального предпринимателя, физического лица или их представителя с документами, составляемыми при проведении выездной налоговой проверки (решение о проведении выездной налоговой проверки, решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки; решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки, постановление о производстве выемки документов и предметов, постановление о назначении экспертизы, требование о представлении документов (информации), справка о проведенной выездной налоговой проверке, акт налоговой проверки, извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, иные документы). Необходимость явки может усматриваться, если необходимо вручить значительный объем документов, когда при этом согласно Кодексу налогоплательщику необходимо подписать документ, составить протокол об ознакомлении с документом и т.д. При этом в уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) рекомендуется включать сведения о том, что явка в налоговый орган необходима в связи с проведением камеральной или выездной налоговой проверки;

Настоящие рекомендации не распространяются на процедуру привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, но под иными документами могут также пониматься документы, принимаемые в рамках и по результатам данной процедуры. Приведено справочно.

4) в иных случаях.

2.3. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Налоговым органам необходимо учитывать, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Ссылку на применение указанной административной ответственности рекомендуется приводить в тексте уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

2. Налоговый кодекс РФ
Часть первая

Статья 31. Права налоговых органов

1. Налоговые органы вправе:

1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2.1) контролировать исполнение банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом. Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;

3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

Статья 82. Общие положения о налоговом контроле

1. Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Особенности осуществления налогового контроля при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса .
Особенности осуществления налогового контроля в форме налогового мониторинга устанавливаются

Приглашение в налоговую инспекцию, как правило, вызывает не самые лучшие чувства у предпринимателей. Однако у налоговиков есть такое право, поэтому вызываются и вызываются налогоплательщики по самым разным причинам. О том, как должен быть оформлен такой вызов, можно ли наказать налогоплательщика за неявку в налоговый орган и какие последствия грозят при этом фирме, и пойдет речь в этой статье.

Право вызвать налогоплательщиков предоставлено налоговым органам подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса. Так какова же процедура его реализации?

Форма для вызова

Приглашение налогоплательщика для общения с налоговыми инспекторами не может иметь произвольную форму. Вызов производится на основании письменного уведомления по строго определенным правилам.

Форма Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@. В данном документе налоговый орган должен подробно указать, с какой целью вызывается налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент).

Данное Уведомление вручается непосредственно налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) или направляется ему по почте.

Проверка закончена. Приходите!

Одной из причин вызова в налоговую может быть окончание проводимой в отношении налогоплательщика налоговой проверки.

Налоговым кодексом определено, что лицо, в отношении которого проводилась такая проверка, извещается о времени и месте рассмотрения ее материалов (п. 2 ст. 101 НК РФ).

Порядок вручения ненормативных правовых актов определен в письме от 1 августа 2008 г. № ШТ-8-2/320@. В частности, в нем указано, что налогоплательщики имеют право получать, наряду с другими документами, и налоговые уведомления (подп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Направляться такие документы должны:

  • по месту нахождения организации;
  • по месту нахождения обособленных подразделений организации;
  • по месту учета организации по иным основаниям, предусмотренным НК РФ, в том числе налогоплательщиков, в соответствии со статьей 83 НК РФ отнесенных к категории крупнейших.

Копии ненормативных актов налоговых органов могут быть вручены законным представителям налогоплательщика либо его уполномоченным представителям.

В письме № ШТ-8-2/320@ особо отмечено, что направлять ненормативные правовые акты и иные документы по месту жительства уполномоченного представителя налогоплательщика не допускается.

это важно

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять эту организацию на основании закона или ее учредительных документов

Чрезвычайный и уполномоченный

Здесь стоит вспомнить, что помимо обязанностей у налогоплательщика еще есть и право участвовать в отношениях, которые регулируются законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя (ст. 26 НК РФ).

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять эту организацию на основании закона или ее учредительных документов (ст. 27 НК РФ). Для юридического лица им может быть, например, руководитель, действующий на основании Устава или доверенности.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, наделенное правом представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, а также иными участниками в рамках законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 29 НК РФ).

Однако не любое физическое лицо может выполнять такие функции. Не могут представлять интересы налогоплательщиков в отношениях с налоговыми органами должностные лица налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры (п. 2 ст. 29 НК РФ).

Для того чтобы полноправно выступать от имени налогоплательщика, представитель обязан иметь доверенность, оформленную должным образом (п. 3 ст. 29 НК РФ). В ней и указываются полномочия, которыми он наделяется.

Доверенность от имени юридического лица должна быть подписана его руководителем или иным имеющим на это право лицом и заверена печатью организации (п. 5 ст. 185 ГК РФ). Ее можно составить в произвольной форме, но, как правило, рекомендуемая форма доверенности размещается на информационных стендах в налоговых органах.

Если гора не идет к Магомету...

Анализ положений Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод, что прямой обязанности налогоплательщика явиться по вызову в налоговый орган для дачи пояснений не установлено. Не предусмотрено и привлечение налогоплательщика, а также его должностного лица к налоговой ответственности за неявку в налоговый орган по вызову.

Тем не менее налогоплательщик, игнорирующий вызов в налоговый орган, несет определенный риск.

Налоговыми органами разработан целый трактат, названный Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок и утвержденный приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333. В нем приведены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Налоговики заботятся о процветании своего детища, поэтому недавно приказом ФНС России от 14 октября 2008 г. № ММ-3-2/467@ критериев стало на один больше (их теперь двенадцать).

Среди них есть и такой, как непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности (п. 9 приказа ФНС России от 30 мая 2007 г.).

Поэтому если получивший уведомление налогоплательщик не придет для дачи пояснений, а тем более если проигнорирует приглашение от налоговиков неоднократно, то, скорее всего, в ближайшем будущем к нему придут незваные гости с выездной налоговой проверкой.

Обязанности нет, а наказание есть

Тем не менее в случае неявки законного или уполномоченного представителя в налоговый орган налогоплательщик привлекается к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.4 КоАП РФ.

В ней-то и определено, что при неповиновении законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), может быть вынесено предупреждение или наложен административный штраф:

  • на граждан - в размере от 500 до 1000 рублей;
  • на должностных лиц - в размере от 1000 до 2000 рублей.

После того как будет выявлен факт совершенного административного правонарушения, налоговый орган непременно составит протокол (п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ).

Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела или сведений о юридическом лице, протокол может быть составлен в течение двух суток со дня выявления правонарушения (п. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).

Если же будет необходимость провести административное расследование, то протокол составляется по его окончании. Срок проведения такого расследования не может быть больше одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении (п. 3 ст. 28.5, п. 5 ст. 28.7 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по этому делу. Рассмотрение возможно и в его отсутствие, но только в случаях, если имеются данные о том, что названное лицо надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения дела, а от него не поступило ходатайство отложить рассмотрение дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (п. 2 ст. 25.1 КоАП РФ).

внимание

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по этому делу.

Рядовые будни

В последнее время участились случаи вызовов налогоплательщиков в налоговые органы на заседания комиссий по легализации «теневой» заработной платы. Насколько правомерны подобные вызовы?

Слушание по такому вопросу проводилось ФАС Дальневосточного округа (постановление от 1 ноября 2007 г. по делу № Ф03-А51/07-2/4597). Судом установлено, что налоговый орган в почтовом отправлении сообщил организации о необходимости явки на заседание совместной комиссии по легализации «теневой» заработной платы. Планировалось рассмотреть вопросы состояния расчетов с персоналом, бюджетом и внебюджетными фондами.

В процессе слушания налоговый орган указал на факт неявки руководителя организации на заседание комиссии. В связи с чем ему повторно было направлено приглашение для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении на основании статьи 19.4 КоАП РФ.

Судом не были установлены факты нарушения налоговым органом налогового законодательства, а также прав и законных интересов организации.

Суд сделал вывод о том, что приглашение руководителя организации для дачи пояснений не может нарушать ее права и законные интересы, так как такие действия предусмотрены законом и совершены налоговым органом в рамках предоставленных ему полномочий.

В результате избежать штрафов должностным лицам не удалось.

Так что не стоит пренебрегать налоговиками и уж тем более игнорировать их приглашения, ведь может сложиться так, что даже суд окажется не на вашей стороне.

В. Семенихин,
руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Начнем с того, правомерно ли вызывать на допрос. Да, налоговая инспекция вправе вызывать свидетелей, которые могут предоставить сведения о деятельности организации, которые важны для проверки. Руководитель, бухгалтер, сотрудники самой компании или компании-контрагента - всех их могут вызвать в качестве свидетелей (смотрим пп. 12 п. 1 ст. 31 и п. 1 ст. 90 Налогового Кодекса РФ).

Как вызывают на допрос?

Повесткой, а не уведомлением. Это важно из-за частой путаницы. Уведомлением вызывают в налоговую для дачи пояснений, повесткой - для допроса. При этом налоговая должна корректно оформить вызов свидетеля (форма из приказа ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338). Это значит, что на звонок на сотовый от налоговой вы вправе не реагировать . Он не по форме.

И еще, очень важный факт: Уголовный кодекс неприменим в налоговых правоотношениях.

Что грозит , если вы не явились , хотя налоговая вызвала вас по всей форме?

Ответственность предусмотрена в статье 128 НК РФ:

«Неявка либо уклонение от явки без уважительных <…> влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний или дача заведомо ложных показаний <…> 3000 рублей».
Итак, с общими моментами мы разобрались, приступим к рекомендациям по тому, как себя вести.

1. Подготовьтесь к вопросам.

Какие вопросы чаще всего задают в налоговой? В большинстве случаев основной темой на допросе является связь с «фирмами-однодневками», соответственно, вопросы следующие:

  • Знакомы ли вы лично с руководителем фирмы? Как вы с ним познакомились?
  • Как вы контактировали с руководителем фирмы в процессе работы над договором? Сохранилась ли переписка? Откуда вы узнали о фирме? Есть ли у нее сайт?
  • Кто готовил договоры? Кто их передавал фирме-контрагенту? Кто присутствовал на подписании?
  • Исполнены ли договоры? Есть ли в наличии оформленные первичные документы?
  • Знаете ли вы, где находится фирма? Есть ли у нее и где расположен склад/производство?
2. Не нервничайте , ведите себя спокойно. Учтите, налоговая часто использует допрос свидетеля как способ «припугнуть» и «надавить». Не поддавайтесь напору. Если вы правы - реагируйте спокойно на все вопросы, уверенно на них отвечайте.

3. Отвечайте разборчиво , не перепрыгивайте с вопроса на вопрос. Возвращаемся к пункту 1 о подготовке к встрече. Следуете вашей версии и сценарию событий. Помните, что вы можете дать и абстрактный ответ типа «не располагаю подобными сведениями» или «необходимо смотреть документы». На крайний случай приберегите «не помню». Понятно, что отвечать на каждый вопрос «не помню» и «не знаю» нельзя.

4. Убедитесь, что вас правильно поняли . Итогом допроса является протокол. Его от первого лица заполняет сотрудник налоговой. Проверьте, что документ не содержит искажения и добавления. Не поленитесь - прочитайте каждую страницу.

5. Пригласите налогового юриста для сопровождения. Во-первых, это придаст вам уверенности на допросе. Во-вторых, юрист поможет вам подготовиться к процедуре. В-третьих, он проверит протокол допроса.