Конфуцианство и современный мир – короткое эссе - flyinghusky. Эссе о нравственном образе жизни конфуции

Школа – гимназия № 94 город Алматы

Учитель начальных классов

Абдрахманова Айгуль Таймысовна

Эссе о нравственном образе жизни Конфуции

«Человек может сделать великим путь,

которым идет, но путь не может

сделать человека великим»

Конфуций (551-479 до н э)

О дин из великих мудрецов древности, является своего рода символом

Китая, его культуры, философской мысли. Конфуций считается также великим

первоучителем всех китайцев. На протяжении многих десятков поколений миллиарды

жителей Китая свято чтили его как учителя жизни. Для дальневосточной цивилизации Конфуций примерно тоже, что Иисус для христиан или Мухаммед для мусульман. Но китайский мудрец был все же только человеком, причем простым и доступным в общении, каким и должен быть учитель. Он подчеркивал, что в своих идеях опирается на мудрость старины. "Передаю, а не создаю. Верю в древность и люблю ее". И это действительно было так, в этом была сила Конфуция. Вместе с тем совершенно очевидно, что Конфуций творчески переработал эти знания, с учетом реальности, что и сделало его великим, а его учение - живым на протяжении тысячелетий.

Бедность не позволяла ему поступить ни в одну из государственных школ, где

готовили чиновников. Но это не остановило Конфуция. С 15 лет он стал брать

частные уроки и заниматься самообразованием. Овладев иероглифической премудростью, он принялся изучать древнюю литературу.

В 19 лет Конфуций женился на девушке из семьи Ци, жившей в царстве Сун. Через год у них родился сын. По случаю этого радостного события правитель Чжан-гун поздравил Конфуция, послав ему со слугой живого карпа. В знак признательности за оказанную правителем честь счастливый отец дал новорожденному имя Ли, что означает "карп". Следует заметить, что в семейной жизни мудрец - как и Сократ - счастлив не был. Со страниц трактата "Лунь-юй" жизнь Конфуций, была жизнью одинокого и не избалованного успехами учителя, лишь преданными ему учениками.

Конфуций в душе всегда был служилым человеком, честным чиновником его постоянно заботили непорядки в стране. Под влиянием того, что он видел на службе, и того, что он нашел в старых книгах, у него сложилось убеждение, что народ давно сбился с дороги и что только возврат к древнему укладу жизни может спасти его.

Конфуцию всегда была свойственна неподдельная скромность. Он был неизменно

учтив, внимателен, приветлив, носил простую одежду черного и желтого цвета. В

кругу учеников он был сердечен и естествен, чужд надменности. Он никогда не

выставлял напоказ свою образованность и умел прислушиваться к советам. Ученики

оказывали на него большое влияние. Не раз он изменял свои решения по их советам,

выслушивал от них упреки, оправдывался перед ними. Конфуций не обещал ученикам дать какое-то высшее сокровенное знание. Он наставлял их в простой земной науке, которой был беззаветно предан сам "Я просто человек, - говорил он, - который в страстном стремлении к знанию забывает о пище, в радостях познания забывает о горестях и который не замечает приближающейся старости".

В 528 году до н э у ум ерла мать. По обычаю он должен был в знак траура покинуть службу на 3 года. И хотя многие в то время уже не обращали внимания на это правило, он решил строго соблюсти его. Все свободное время Конфуций посвящал углубленному изучению китайской истории.

Вскоре умер сын Конфуция, а вслед за ним любимый его ученик Янь Юань, беззаветно преданный учителю. Смерть Янь Юаня потрясла философа. Конфуций почувствовал, что наступает его черед. Все это время он не прекращал работать. В раздумьях Конфуций пришел к выводу, что ничего положительного нельзя

достичь, если не руководствоваться правильными принципами. В постижении их видел он смысл и собственной деятельности, самой жизни. "Если на рассвете познаешь правильный путь, то на закате Солнца можешь и умереть".

Образ "благородного мужа" как общественный идеал проходит красной

нитью через беседы Конфуция со своими учениками. Главное его качество - "жэнь".

Это понятие, введенное учителем, не имеет буквальных эквивалентов в европейских

языках и по смыслу близко к значению "человеколюбие", "человечность", "гуманность". Оно характеризует идеальное отношение, которое должно быть, в первую очередь, между отцами и сыновьями, братьями, между правителями и чиновниками, друзьями. Жэнь - это определенный тип поведения. "Если человек тверд, настойчив, прост, скуп на слова, он близок к человеколюбию".

Конфуций пришел к мнению, что причина страданий людей кроется в хаосе, который царит в стране. Для того чтобы избавиться от него, следует возвратиться к древним обычаями порядкам. Но сделать это нужно сознательно. Каждый человек должен быть требовательным к себе, соблюдать установленные правила и каноны лишь тогда все общество исцелится от своего недуга.

Ка к Пифагор и Сократ, не оставил письменного изложения своего учения

Но друзья и последователи мудреца записали его высказывания в книге "Лунь-юй" -

"Суждения и беседы". Она состоит главным образом из собранных афоризмов, которые начинаются словами "Учитель сказал ". Иногда в ней сообщаются факты из биографии Конфуция, иногда попадаются эпизоды, показывающие учителя в беседе с друзьями. "Лунь-юй" остается почти единственным надежным свидетельством о мудреце и его учении. "Лунь юй" начинается и оканчивается высказываниями, в которых говорится о необходимости учиться и о благородном муже. Эти две взаимосвязанные мысли пронизывают все произведение, свидетельствуя о том, что учение Конфуция есть одновременно программа личностного самосовершенствования. « Направь свою волю на достижение правильного пути, придерживайся принципов морали, поступай в соответствии с человеколюбием, упражняйся в искусствах», - говорится в «Лунь юй».

В своем этическом учении о человеколюбии, Конфуций советует человеку быть всегда почтительным, проявлять уважение даже тогда, когда исполняешь работу, по отношению к людям проявлять преданность. О всех этих качествах человеколюбивому и мудрому мужу не стоит забывать даже в том случае, если он «отправляется к варварам».

« Для людей человеколюбие важнее, чем вода и огонь. Я видел как люди, попадая в воду и огонь, погибали. Но не видел, чтобы люди, следуя человеколюбию, погибали» - таково мнение великого учителя.

Конфуций сказал: "Тот, кто способен проявлять пять качеств, является человеколюбивым". Это такие качества, как почтительность, обходительность, правдивость, сметливость, доброта. Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек обходителен, то его поддерживают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других.

Конфуций учил людей терпимому, доброму отношению друг к другу, в них заложено стремление к всеобщей гармонии.

Мудрость великих мыслителей является основополагающим в современной нравственно-духовного образования «Самопознание». Наследие, которое они нам оставили, это тот факт, что все они воспитывали своих учеников только примером своей собственной нравственной жизни, основанной на принципах общечеловеческих ценностей и бескорыстном служении обществу.

Тадзио Гольдгевихт

Конфуцианство – школа философской мысли, созданная Конфуцием, одним из величайших мыслителей и просветителей Китая. В конфуцианской школе некоторые его идеи изменились, подстраиваясь под требования текущей эпохи, и получили дальнейшее развитие последующими мыслителями. Однако, в этой статье я буду рассматривать традиционные учения Конфуция, так как они излагаются в книге «Лунь Юй», известной также как «Кун-Цзы».

В своей статье «Тату в современном Китае - культурный обзор», я писал о том, как многие аспекты традиционной китайской культуры не учитываются, или подменяются заимствованными западными взглядами и идеями, забываются и продолжают жить только в коллективном бессознательном народа (возможно, в будущем я еще рассмотрю это в специальной статье). Говоря о том, что конфуцианство является фундаментом морали китайского общества, нужно иметь четкое представление, какое место оно занимает в жизни современного Китая.

Нужно сказать, что большинство китайцев, по всей видимости, не понимают истинного значения Конфуция.

Когда дело доходит до Конфуция, то отношение к нему китайца будет подобно отношению к чему-то в природе, что надо практически боготворить. Конфуций уже больше чем просто человек, он стал своего рода символом, и олицетворяет собой одновременно и саму страну и ее дух, и китайский народ гордится им. Но здесь важно отметить, что большинство китайцев, по всей видимости, не понимают истинного значения Конфуция. Если вы заговорите о нем с китайцами, они несомненно сразу скажут вам о том, какой он великий человек и наставник, но вместе с тем обнаружится, что они практически не знают его учения. Для некоторых людей это будет говорить о том, что учение Конфуция так глубоко интегрировалось в китайскую культуру, что воспринимается уже просто на бессознательном уровне и не требует специального изучения. Другие люди, включая меня, согласятся с тем, что механическое зазубривание и повторение без понимания – является признаком невежества, и не может расцениваться как достижение высокого уровня, хотя конечно имеет свое значение и роль в социальном аспекте.


Влияние конфуцианства, достигнувшего самого сердца китайской культуры, видно во всем, что делают китайцы, но как я уже писал, - это не значит, что они это понимают. Конечно, было бы здорово, если бы они его понимали, но это не так. И здесь перед нами открываются два аспекта существующего положения вещей: очень красивый и очень грустный. Прекрасный, потому что мы видим, что сила мысли человека, жившего тысячи лет назад, по-прежнему живет и наполняет мысли и поступки миллиардов людей. Это прекрасно, потому что мы видим, что человеческие мысли и идеи продолжают жить, когда самих людей уже не стало, пали династии, в которых жили те люди. В этом чувствуется величие. И вместе с тем грустно, потому что это великое наследие постепенно забывается, воспринимается все более через призму понимания отдельных людей, а величие и значение, - или просто принимаются слепо на веру, или забываются. Это трагично, если не больше.

Человеческое поведение, которое раньше считалось бы аморальным, сейчас становится в порядке вещей.

Изменяется общество, и изменяются нормы принятой в нем морали. Человеческие ценности остаются, но их понимание может (и довольно часто) сильно меняться, некоторые люди говорят о том, что это неизбежный элемент социальной адаптации к меняющимся условиям жизни социума. В нашем современном обществе, некоторые основополагающие социальные ценности остались теми же, что и много лет назад, но их понимание кардинально изменилось. Человеческое поведение, которое раньше считалось бы аморальным, сейчас становится в порядке вещей. Например, честность, когда-то была такой социально-значимой человеческой ценностью и вызывала восхищение, сейчас же, во взглядах наших современников, - это скорее черта некоторых простаков. Ее место заняла позиция извлечения личной выгоды, этим принято руководствоваться в жизни. Да и само понятие нравственности, как комплекса определенных нравственных принципов, уже рассматривается как несовременное.

Но нельзя относиться к этому только с ностальгией. Все это конечно говорит о том, что человечество рановато взяло на себя роль правителей планеты. Мы достигли многого, но еще не можем мыслить коллективно. Нетерпимость и войны все также продолжают сопровождать нас. Для нас не важно, в какую сторону развивается наше общество, для нас важнее думать о том, что мы есть. Мир, в котором нет голода, войны, несбывшихся надежд,существует только в умах дураков, мечтателей и людей, опередивших свое время. Сейчас я тоже не могу сказать, что верю в то, что мы можем жить в мире и гармонии, но мы, безусловно, может решить для себя такую вещь, как справедливый социальный порядок. Возможно, что истинная причина падения моральных ценностей заключается в том, что в большинстве стран мы не имеем справедливого социального порядка.

В конфуцианстве совершенное общество называется «Da Tong». Я думаю, что даже для Конфуция, такое общество было утопичным. Он мечтал о таком обществе, но знал, что это не достижимо, по крайней мере, при его жизни. Осознав это, он понял путь, ведущий к началу реформирования общества, - начать с самого простого: установить базовые социальные ценности, определить их и объяснить их смысл в самых простых терминах, так, чтобы они были понятны самым простым людям.

Вы играете в игры, умножающие ложь.

Я вижу прямую параллель между нашим современным обществом и китайским обществом, времен жизни Конфуция. Как сейчас, так и тогда, есть (было) много путаницы. Ценности, которые когда-то считались важными, представляются незначащими и ненужными. Как и конфуцианство в современном Китае, большинство людей понимает его традиционное значение по умолчанию: каждый должен заботиться о других, совершать добрые поступки и т.д. Этому нас учили дома, в школе, поэтому мы считаем, что это человеческие ценности. Тем не менее, если спросить,положа руку на сердце, - мы еще верим в это? Большинство людей ответили бы: «Да». Но по иронии судьбы, это совсем не означает, что они действительно верят в то, что они говорят, потому что для большинства людей эти ценности являются лишь тем, чему их учили, что должны мы принимать по умолчанию, даже если в душе мы с этим не согласны. Это не согласие является приемлемым, вы привыкли уже носить маски в вашей жизни. Вы играете в игры, умножающие ложь. Есть те, кто еще верит по-настоящему в эти ценности, есть те, кто уже не верит ни во что, есть те, кто не знает, во что верить. Настоящая путаница. Тем не менее, обучение и воспитание людей является одним из решений этой проблемы, и как в древнем Китае, так и сейчас, - учитель является тем, кто ответственен за соответствующее образование.

Как я уже писал, общество во времена Конфуция, как и в наше время, было очень разнородным и сумбурным. Так происходило потому, что моральные ценности, которые должны быть основой социального поведения и взаимодействия были не востребованы. Конечно, и тогда и сейчас они не утеряны, вроде бы есть и известны. Однако, в нашем современном обществе нельзя поручиться за то, что человек будет ими руководствоваться в своих поступках. Наверное, такие же нормы поведения и морали были и в то время, возможно даже были отдельные нормы поведения для разных слоев общества. Тем не менее, Конфуций чувствовал, что общество больно, и эта болезнь проистекала из непонимания этих нравственных ценностей, непонимания пользы от того, чтобы руководствоваться ими в жизни. Демонстрируя удивительную степень уверенности в себе, которая порой рассматривается некоторыми как его гордыня, Конфуций не только говорил, что общество больно, но и говорил о том, что у него есть лекарство от этой болезни – его собственные учения.

Поскольку та социальная обстановка, в которой мы сейчас находимся, напоминает ту, которая была во времена Конфуция, я считаю, что наставления, которые давал мастер могут (и актуальны) применяться и сейчас. На первый взгляд может показаться сомнительным, что в нашем современном обществе применимы учения, созданные тысячи лет назад, но после более глубокого анализа, мы можем ясно увидеть, почему это не так. Прежде всего, учение Конфуция – это не инструкции для китайского народа, это именно учение, которое имеет социальную цель. Китай тех времен не существует сейчас. Конфуций вел и активную международную деятельность. Он путешествовал по разным странам и везде старался донести до людей свои идеи. Поэтому нельзя сказать, что его доктрина ориентирована именно на китайцев, и западные люди также могут извлечь из нее пользу. Кроме того, мы должны иметь в виду, что западные люди, как люди, не так уж отличаются от китайцев, как многим хотелось бы думать. Да, мы многое делаем и понимаем по-разному, но в основном, мы принимаем одни и те же общечеловеческие ценности, хоть зачастую и подходим к их осмыслению с разных сторон.

Я считаю, что в какой-то степени мы пожертвовали важности моральных ценностей в обмен на их принятие в качестве «социальных стабилизаторов».

Образно говоря, мы с боем достигли тех позиций, на которых сейчас находимся, и я считаю, что мы должны гордиться тем, чего достигли. Хотя нам предстоит пройти еще долгий путь, но можно с уверенностью констатировать, что за последние века мы добились многих социальных улучшений нашей жизни. Некоторые даже считают, что мы достигли пика своего социального развития, и что такого никогда не было раньше. Хотя это утверждение и кажется верным, но надо признать, что мы пожертвовали ради этого рядом вещей, и даже если жертва является, безусловно, часть игры, я думаю, что мы должны посмотреть немного глубже на то, чем мы пожертвовали. Я считаю, что в какой-то степени мы пожертвовали важностью моральных ценностей и их ролью в качестве "социальных стабилизаторов". Социальные стабилизаторы - это те элементы, которые способствуют благосостоянию общества в целом, путем поощрения более сбалансированного взаимодействия между людьми, таким образом, позволяя обществу быть более устойчивы и гармоничным. Как я уже писал, наше общество сложно назвать гармоничным. На мой взгляд, это происходит потому, что, ради прогресса, мы пожертвовали несколькими такими социальными стабилизаторами. Об этом говорит целый ряд признаков. Одним из них будет тот факт, что западное общество, хоть и демонстрирует поразительное улучшение в социальной сфере, но мир все так же остается нестабильным, погибающим от насилия, нетерпимости и других заболеваний. Точно так же, как и во времена Конфуция.

Основой учения Конфуция является учение о морали. Другие школы философской мысли и заложенные в них религиозные элементы также оказали определенное влияние на его учение. Но религиозность, существование Бога или Богов, отношения между людьми и "сверхъестественным" - это все вторичное (по меньшей мере, для него). Для Конфуция главенствующее место занимали идеи справедливого общественного порядка и гармонии. Он считал, что социальный порядок был самым основным требованием, и что другие цели и идеи должны рассматриваться только после достижения этого. Мастер понял, что здоровое сплоченное общество, включающее в себя бескорыстные возвышенные идеи и принципы, - это лучший путь для достижения личного блага каждого.

Поняв, что истинное благо – это благо для общества, он закладывает фундамент построения справедливого общества.

Поняв, что истинное благо – это благо для общества, он закладывает фундамент построения справедливого общества. Возможно, Конфуций понял, что люди эгоистичны по своей природе, и что единственный стимул, который заставляет их работать – это работать для своей пользы. Затем он добавил концепцию, личную пользу, непосредственно касающуюся социального порядка, - того, что у вас нет, вы получите в последствие. Таким образом, он обеспечил то, что даже несмотря на эгоистичную мотивацию поступков человека, он все равно совершает действия, направленные на благо общества. Отличное воплощение здорового цинизма. Здесь нет места для романтики, самообмана и лицемерных суждений о величии человеческой расы, есть просто неоспоримый довод, что мы, как люди, имеем мотивацией наших действий стремление к личному благу.

Все, чего человеческое общество хочет добиться или достичь, улучшение условий жизни, прав человека, международного признания или внутренней стабильности, оно может достигнуть, только если уже есть базовый уровень социального порядка. Для Конфуция, социальный порядок означал две вещи: то, что люди понимают свою роль в обществе и то, что они ее выполняют. Для него общество было подобно высокоточной машине. Такая машина состоит из разных частей, каждая со своими функциями, и каждая часть машины должна хорошо работать, чтобы машина в целом работала. Конфуций говорит о обществе, в котором люди знают свои функции и знают как их выполнять. Очевидно, что нельзя описать все многообразие ролей, которые выполняют люди в обществе, и Конфуций, чтобы научить своих учеников, дал описание некоторых основных функций, выполняемых людьми и тех требований, которые предъявляются к человеку на его месте.

То, насколько хороши социальные взаимодействия, будет определять благосостояние нации.

Конфуций говорит в основном о трех видах таких социальных взаимоотношений. Это отношения между человеком и членами его семьи, отношения с другими людьми и отношения человека и власти. То, насколько хороши социальные взаимодействия, будет определять благосостояние нации. В рамках этих социальных взаимодействий, мастер рассматривает основные роли, такие, как отец, сын, брат, друг, правитель, министр т. д. После определения этих ролей, он переходит к описанию базовых ценностей, которые будут определять то, как социальное взаимодействие должно происходить. Такие ценности, как доброжелательность, надежность и мужество - объяснил подробно, а также их социальное значение и функции.

Так как это не эссе, посвященное предметному разбору положений конфуцианского учения, я не буду детально разбирать и рассматривать эти взаимодействия. На мой взгляд, сказанного уже достаточно, чтобы понять, что эти социальные взаимодействия являются жизненно важными для существования сбалансированного общества. Отсутствие же их представляет социальный хаос, очень похожий на то, как мы сейчас и живем, маскарад под вуалью социального прогресса. Поэтому, важно признать провал не только в использовании, но и в определении моральных ценностей в современном обществе. В настоящее время, мы не только не знаем, как применить в нашей жизни нравственные ценности, но и не понимаем, как научить людей видеть выгоду для себя в том, чтобы им следовать. Во-первых, такое заявление может быть встречено с недоверием - в конце концов, почему мы должны иметь определенные моральные ценности и использовать их? Похоже, что в наш современный век мы просто забываем о некоторых социальных элементах, которые были достигнуты нами в напряженной борьбе и самопожертвовании. Мы забываем то, за что так долго боролись, и на место этому приходит ложь и лицемерие. Почти каждый готов рассуждать о нравственности и ее социальной значимости, но верят ли они в то, о чем говорят? Возможно, что люди не только эгоистичны по своей природе, но и еще ленивы и трусливы. Чтобы увидеть, как это происходит, надо только обращать внимание на мелочи, и пример за примером, это будет обнаруживаться. Именно мелочи способны приоткрыть завесу лицемерия и показать нам, кто мы есть на самом деле и то, что мы действительно думаем.

Наверное, конфуцианство не панацея от того социального хаоса, что мы сейчас имеем, но, во всяком случае, это честный взгляд и подход к человеческой природе и к тому, что действительно определяет наши поступки. Честный взгляд на способы достижения социального порядка, достижение личного блага, которое будет одновременно являться коллективным благом.

Сочинение

Что такое человек? Какова природа человека? В чем драма человеческих отношений и человеческого существования? От чего зависят смысл и ценность человеческой жизни? Подобного рода вопросы ставятся в философских текстах разных эпох. Человек – уникальное творение Вселенной. Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных качествах (разумность, гуманность, доброта, способность любить и др.) , но одно из них является главным. Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим? Есть ли вообще в человеке какое-то внутреннее устойчивое ядро? Философы отвечают на эти вопросы по-разному. Многое зависит от общей мировоззренческой установки, то есть оттого, что данное философское направление выдвигает в качестве высшей ценности. Конкретные позиции обуславливаются, в частности, и тем, как рассматривается человек – “извне” или “изнутри” . Изучение человека “извне” предполагает осмысление его отношений с природой (космосом) , обществом, богом и самим собой. Приобщение к тайне человека “изнутри” сопряжено с постижением его телесного, эмоционального, нравственного и духовного бытия. Но правомерно ли искать проблему человеческого бытия в художественных и философских памятниках Востока. Так, создание “Книги Песен” (“Ши цзин”) относится к временам, когда в Китае философские школы еще не сложились, и впоследствии ее использовали в своих учениях не только конфуцианская, но и другие школы, которые часто искажали первоначальный смысл. Оригинальный текст “Книги истории” , или “Книги документов” (“Шу цзин”) вообще не сохранился до наших времен. Он был изменен в значительной степени как Конфуцием, так и его последователями. Китайское произведение “Лунь юй” (“Беседы и высказывания”) является единственным произведением китайской классической литературы, которая более или менее непосредственно передает взгляды Конфуция. Но это лишь одна сторона проблемы. Западному читателю, не знакомому с языком Китая, сложно понять не только иносказательный смысл написанного, но, иногда, и прямой и, казалось бы, очевидный. Для этого нужно также знать культуру древнего Китая, его обычаи и предфилософию. И, наконец, трудность представляет то, что в сохранившихся до наших дней произведениях человек Китая “растворен” в космосе, един с ним и неотделим от него. Все это делает затруднительным постижение природы и смысла человека в понимании древнекитайских философов.

Целью данной работы является изучение проблемы человека в религиях Востока, в частности в Конфуцианстве и в чань-буддизме, по работам различных современных авторов (историков, философов) , обобщение разрозненного и, порой, противоречивого материала и создание стройной системы знаний и положений, определяющих место человека во Вселенной.

Конфуцианство – одно из ведущих идейных течений в древнем Китае. В ряде публикаций дается “компромиссное” определение конфуцианства одновременно как религии и как этико-политического учения. Конфуций - создатель нравственно- религиозного учения – оставил глубочайший след в развитии духовной культуры Китая, во всех сферах его общественной жизни – политической, экономической, социальной, моральной, в искусстве и религии. По определению Л. С. Васильева: “Не будучи религией в полном смысле этого слова, конфуцианство стало большим нежели, чем просто религия. Конфуцианство – это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов, - словом, основа всего китайского образа жизни, принцип организации китайского общества, квинтэссенция китайской цивилизации” . По своему миропониманию, способу объяснения мира и места человека (“цивилизованного” , а не “варвара”) в этом мире конфуцианство выступает скорее в этико-политическом, чем в религиозном плане.

Конфуций основал свою школу в 50 лет. У него было много учеников. Они записали мысли как своего учителя, так и свои. Так возникло главное конфуцианское сочинение “Лунь юй” (“Беседы и высказывания”) – произведение совершенно несистематическое и часто противоречивое, сборник в основном нравственных поучений, в котором, по мнению некоторых авторов, очень трудно увидеть философское сочинение. Эту книгу всякий образованный китаец учил наизусть еще в детстве, ею он руководствовался всю жизнь. Основная задача Конфуция – гармонизировать жизнь государства, общества, семьи, человека. В центре внимания конфуцианства взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. Конфуций не доволен существующим, однако его идеалы не в будущем, а в прошлом. Человек обращен лицом к прошлому, к будущему же повернут спиною. Древность постоянно присутствует в настоящем. Будущее не привлекает слишком большого внимания – ведь время движется по кругу; и все возвращается к своему истоку. Кульминация конфуцианского культа прошлого – “исправление имен” (“чжэн мин”) . Конфуций признавал, что “все течет” и что “время бежит, не останавливаясь” . Поэтому конфуцианское “исправление имен” означало не приведение общественного сознания в соответствие с изменяющимся общественным бытием, а попытку привести вещи в соответствие с их былым значением. Поэтому Конфуций учил. Что государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом и сын – сыном не по имени, а реально, на самом деле. Идеализируя древность, Конфуций рационализирует учение о нравственности – конфуцианскую этику. Она опирается на такие понятия, как “взаимность” , “золотая середина” , “человеколюбие” , составляющие в целом “правильный путь” - дао.

В своем учении Конфуций основывался на традиционных китайских взглядах на устройство мира. По представлениям древних китайцев, человек возникает после того, как изначальный эфир (или пневма, “ци”) делится на 2 начала: Инь и Ян, Свет и Тьму. Своим появлением он как бы призван преодолеть эту расколотость мира, ибо объединяет в себе темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное, твердость и мягкость, покой и движение.

Глава 1. Конфуций о человеке

Древнекитайский мыслитель Кун-цзы (Конфуций – 551 – 479 до н.э.) жил в эпоху, когда вопросы стабильности государства вышли на первый план. Как правильно управлять государством, чтобы сохранить в нём неизменный порядок - вот что волнует Конфуция в первую очередь. Человек интересует его не сам по себе, а как часть иерархии, где он занимает определенное место. Поэтому учение о человеке неотделимо от учения об управлении государством. Цель конфуцианского учения о человеке – показать, как должен вести себя человек в различных ситуациях, т.е. учение имеет ярко выраженную практическую направленность, а теоретический аспект является подчиненным: обосновать вечность и неизменность рекомендуемых правил поведения и отношений между людьми. Достаточно познакомиться с произведением “Лунь-юй” (Беседы и высказывания) , которое все исследователи считают наиболее достоверным выражением взглядов Конфуция, чтобы убедиться, что для него нет проблемы человека, а есть набор практических советов, которые подает учитель (цзы) Кун.

Мировоззренческую основу учения о человеке Конфуций не обсуждает. Кун-цзы предлагает свои рекомендации, исходя из традиционных китайских взглядов на устройство мира. Из контекста его высказываний становится понятно, что человека он рассматривает как особый предмет природы, подчиняющийся ей, но и умеющий ей противостоять. Это объясняется срединным положением человека относительно Неба и Земли: с одной стороны, человек вписывается в мироздание, составляя с ним единое целое и, выступая связующим звеном между Небом и Землей, а с другой – человек занимает в мироздании уникальное место, позволяющее ему соотнести себя как с Небом, так и с Землей. Традиционные для китайских мировоззренческих систем категории – дао (истинный путь) и дэ (одаренность) – также используются в “Лунь-юй” без обсуждения и дополнительных комментариев. Вообще Конфуций предпочитал не занимался вопросами мироздания и мировоззрения, в частности, отказывался высказываться о духах, сосредоточившись на учении о правильном поведении.

Обсуждать вопрос о природе человека, как свидетельствует “Лунь-юй” , Конфуций избегал, ограничившись расплывчатым высказыванием: “По своей природе (люди) близки друг другу; по своим привычкам (люди) далеки друг от друга” .

§2. Конфуцианские начала, знание

Конфуций четко разграничивает людей, обладающих различным социальным статусом в зависимости от моральных качеств, которым он приписывает надчеловеческое, вселенское значение и тем самым утверждает неизбежность и незыблемость социального расслоения. По его мнению, небо следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства.

Моральные качества составляют 5 взаимосвязанных начал, или постоянств: “жэнь” – гуманность, человеколюбие; “синь” - искренность, прямота, доверие; “и” – долг, справедливость; “ли” – ритуал, этикет; “чжи” – ум, знание.

Основа человеколюбия – “жень” – “почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям” , “взаимность” или “забота о людях” - основная заповедь конфуцианства. “Не делай другим того, чего не желаешь себе” .

Конфуций обращается к доверию (Синь) как к политической и нравственной категории. “Управляя царством, имеющим 1000 боевых колесниц, следует серьезно относиться к делу и опираться на доверие, соблюдать экономию в расходах и заботиться о людях; использовать народ в соответствующее время. Идею Доверия он проводит сквозь все свое учение.

Все эти начала опираются на знания в конфуцианском смысле. Имеются в виду не теоретические знания, а знания правил поведения с обязательным применением их на практике. Конфуцианское учение о знании подчинено социальной проблематике. Знать – “значит знать людей” . Познание природы его не интересует. Его вполне удовлетворяет то практическое знание, которым обладают те, кто непосредственно общается с природой – земледельцы, ремесленники. Конфуций допускал врожденное знание. Но оно редко: “Те, кто обладает врожденным знанием, стоят выше всех, а за ними следуют те, кто приобрел знание благодаря учению” . Учение у Конфуция должно обязательно дополняться размышлением. Отсюда вытекает, что отождествлять конфуцианскую ученость с книжной премудростью не совсем справедливо. Хотя в конфуцианстве авторитет мудрецов древности и изложенного ими учения был всегда высок, на первый план выходит правильное поведение, а не знание само по себе. Ценность знания в том, чтобы способствовать правильному поведению.

§3. Ритуал и воспитание

Применяются конфуцианские знания по правилам этикета, без которых их использование не будет “правильным” , а человеческое поведение окажется нерегулируемым. Задача воспроизведения норм возлагается на самого человека: “Сдерживать себя, с тем чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала, - это и есть человеколюбие…Осуществление человеколюбия зависит от самого человека, разве оно зависит от других людей?” Так гуманность связывается с ритуалом, причем человек должен приложить определенные усилия, чтобы преодолеть себя, включиться в систему отношений, регулируемых правилами этикета, и добиться того, чтобы дальше проявлять себя наилучшим образом без дополнительных усилий, то есть стать “благородным мужем” (Цзюнь-цзы) .

Все это указывает на необходимость воспитания, предусматривающего деятельное участие в нем самого человека, его стремление стать воспитанным. Но это не означает отказа от ответственности. Скорее речь идет об уравновешенности того и другого, ибо естественность обеспечивает проявление искренности: “После того как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем” .

Таким образом, создавая концепцию ритуальной формы организации общества, Конфуций выводит ритуал из предфилософской мировоззренческой традиции. Он берет из Ритуала все лучшее и приспосабливает его к условиям классового общества. Ритуал как слово, музыка и движение становиться у Конфуция главным способом теоретического и практического воплощения своих идей среди верхов и низов.

Осуществляя ритуализацию политики, нравственности, семейных отношений, Конфуций замечает еще одну силу, способствующую успеху Ритуала, - культ предков. Их имеет каждый из живущих людей. Семейные узы самые крепкие и искренние среди всех прочих отношений. Конфуций и здесь стремиться осуществить ритуализацию, находя в почитании предков как основы политических устоев, так и морали.

§4. Низкий человек и благородный муж

Как же увязываются между собой положения Конфуция о близости людей к природе, о необходимости определенных действий, чтобы стать благородным мужем, и социальной иерархией в зависимости от моральных качеств? Логично допустить, что каждый человек способен стать благородным мужем. Но как тогда быть с неизменным социальным расслоением?

Дело в том, что природа человека в китайской традиции включает в себя как бы два уровня: врожденные качества и способность к самосовершенствованию. Человеку мало обладать некоторыми качествами, надо еще уметь их применить, сконцентрировав волю и регулируя свое поведение.

По-видимому, Конфуций имеет в виду именно такую трактовку природы человека. Тогда становится понятным, как при сходстве врожденных качеств люди оказываются представителями различных слоев, определяемых моральным статусом.Поскольку способности людей регулировать свое поведение признаются различными от природы, каждому слою предъявляются особые требования и предписываются различные правила поведения. Конфуций связывает общественное положение человека не с богатством или знатностью, а с его моральной характеристикой. Конфуций дает развернутый образ человека, соответствующего конфуцианским моральным заповедям. Это цзюнь-цзы (“благородный муж”) , которому противопоставляется “низкий человек” . Низкий человек не обладает должным знанием, поэтому его поведение не регулируется этикетом. “Кун-цзы сказал: Благородный муж боится трех вещей: он боится неба, великих людей и слов совершенномудрых. Низкий человек не знает веления неба и не боится его, презирает высоких людей, занимающих высокое положение; оставляет без внимания слова мудрого человека” . Низкий человек оказывается негуманным, т.е. неспособным правильно вести себя с людьми. “Есть благородные мужи, которые не обладают человеколюбием, но нет низких людей, которые бы обладали человеколюбием” . Гуманность остается прерогативой благородного мужа, способного и обязанного поступать надлежащим образом: иначе все дела расстроятся.

§5. Достойный правитель

На благородного мужа Конфуций возлагает ответственность за поддержание порядка в Поднебесной. Исходя из этого, особое значение Конфуций придает описанию правителя, для которого гуманность превращается в умение разбираться в людях, отличать достойных от недостойных и управлять ими, подавая хороший пример. Отвечая на вопрос о том, следует ли убивать людей в целях улучшения управления государством, Конфуций заявил: “Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру; мораль низкого мужа подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер” .

Конфуций не объясняет, откуда берется достойный правитель. По всей вероятности, он считает его таким же проявлением всеобщей закономерности, как и любую вещь в природе. Из контекста ясно, что подобный талант нельзя сформировать, но его можно выявить, чтобы человек, обладающий им, занял подобающее место в государстве. Отсюда своеобразие системы экзаменов на должность, предусматривающих лишь отбор наиболее достойных, но не воспитание или обучение их.

Правитель может стать благородным мужем, если соответствует определенным требованиям. При этом Конфуций подчеркивает, что власть должна находиться в руках верховного правителя, “сына Неба” , а не сановников, ибо он несет ответственность за поддержание естественного хода вещей, что и обеспечивает государственную стабильность. “Когда в Поднебесной царит дао, ритуал, музыка, (приказы) на карательные походы исходят от сына неба… Когда в Поднебесной царит дао, то правление уже не находится в руках у сановников. Когда в поднебесной царит дао, то простолюдины не ропщут” . Идеальное правление не находится в зависимости от того, какие государственные мероприятия осуществляет правитель, а от того, что представляет он собою и как он себя ведет: “Если личное поведение тех, (кто стоит на верху) , правильно, дела идут, хотя и не отдают приказов. Если же личное поведение тех, (кто стоит наверху) , неправильно, то, хотя приказывают, народ не повинуется” . В идеале такая форма правления не связана с преднамеренными действиями. Управление осуществляется как бы само собой.

Итак, идеальную форму правления Конфуций связывает с поддержанием естественного и неизменного порядка вещей через недеяние (увэй) достойного правителя, одним лишь своим поведением восполняющим недостающие звенья всеобщих связей в соответствии с дао, избегающего частных намерений и надуманных действий. В этом – близость мировоззренческих основ Конфуция и даосизма, хотя по ряду вопросов эти учения были антиподами.

Таков идеальный облик правителя. А как на практике: есть ли однозначное соответствие между высокой моралью и высоким постом? Судя по тому, как настойчиво Конфуций подчеркивает, каким должен быть правитель, ему ясно, что совпадения тут нет. Поэтому характеристика благородного мужа служит Конфуцию и самостоятельной задачей, отличной от вопроса о наилучшем управлении государством. В этой связи на первый план выходит отношение благородного мужа к знанию, его способность к самостоятельным и глубоким суждениям. Уточняя образ благородного мужа, Конфуций противопоставляет ему низкого человека. “Учитель сказал: “Благородный муж думает о том, как бы не нарушить законы; низкий человек думает о том, как бы извлечь выгоду” . Конфуций подчеркивает, что благородный муж ведет себя с учетом воли Неба. Его знания не преследуют корыстной цели. Они для него самоценны и направлены на существенное и общее, а не на частности. Бескорыстное получение знаний приближает благородного мужа к состоянию совершенномудрого. Конфуций не проводит между ними жесткой грани. Некоторых древних правителей он называет совершенномудрыми. По-видимому, он связывает это состояние с гуманностью как с высшей истиной. Тогда идеалом поведения совершенномудрого оказывается покой, уравновешенность, в чем конфуцианство снова перекликается с даосизмом.

§6. Гуманность Конфуция

Трактуя гуманность как способность разбираться в людях и управлять ими, Конфуций связывает ее проявления с социальной иерархией, с устройством государства. Интерпретируя гуманность как высшую истину, обладающую вселенским значением, он, напротив, утверждает необходимость некоторой отрешенности, относительной независимости от общественного положения. Поэтому, придавая большое значение управлению государством, призывая людей к тому, чтобы они заняли свое место в социальной иерархии и выполняли свой долг в строгом соответствии с этикетом, Конфуций в то же время делает упор на мораль, предусматривая возможность для человека самому определять, что хорошо, а что плохо. “Учитель сказал: “Человек не должен печалиться, если он не имеет высокого поста, он должен лишь печалиться о том, что он не укрепился в морали” . В конечном счете получается, что благородный муж должен полностью вписаться в данную систему и в тоже время сохранить независимость суждений, что приводит к противоречивой ситуации. Стремление к совершенствованию и к осуществлению гуманности Конфуций связывал с преодолением себя вплоть до самопожертвования. В его понимании вселенское значение гуманности скорее вынуждает предполагать, что гуманность – в природе человека, и осуществлять ее – значит следовать своей природе, а не ломать ее. Эта мысль получила развитие у учеников Конфуция, в частности у Мэн-цзы (372-289 гг. до н.э.) .

Смысл человеческого существования он видел в утверждении в Поднебесной высшей и всеобщей формы социально-этического порядка «дао», или пути. Главными проявлениями дао он считал гуманность, справедливость, чувство собственного достоинства, сыновью почтительность, верность и милостивость. В этой статье речь пойдет об изречениях и афоризмах Конфуция.

Конфуцианство в Китае

Если выражаться современным языком, то можно сказать, что Конфуций - это главный бренд Китая. Ведь самоидентификация народа связана с выбором личности, которая его представляет максимально точно и ярко. На самом деле это не такой простой вопрос. На твердом и обширном китайском фундаменте из древнейшей исторической и философской мысли мира высится фигура Конфуция, мудрость афоризмов и поучений которого действительно заслуживает почитания.

Личность

Как упоминается в «Исторических записках» Сыма Цяня, древнекитайского историка и энциклопедиста, Конфуций был рожден в «диком браке». Такое понятие, как «дикий брак», означает, что родитель в преклонных летах позволил себе связь с молодой наложницей. Отец его скончался, и Конфуций воспитывался в неполной семье. Он стал первым китайским педагогом, который преподавал всем желающим за связку сушеного мяса. Так, школа заменяла ему родственное объединение. Само его имя Кун Фу Цзы (на китайском) говорит о его призвании, ведь «фу-цзы» переводится как «учитель, мудрец, философ».

Конфуций жил в эпоху раздробленности и борьбы множества царств. Век непростой, однако тем и примечательный, посему и был назван золотым веком китайской философии. В Китае стать философом означает стать учителем и получить школу. Конфуций путешествовал по различным странам со своими учениками и предлагал свои услуги по управлению государством - сейчас это называется менеджментом. Деятельность его поистине уникальна, ее результаты сильно отразилась на жизни общества в 6-5 веках до нашей эры. Несмотря на новаторскую тенденцию своего учения, Конфуций настаивал на возвращении к истокам, то есть на переосмыслении уже имевшихся знаний.

Добро и зло

Следует изучить изречения и афоризмы Конфуция о добре и зле.

Словно подтверждая мудрость многих религиозных течений и предвосхищая христианскую идеологию, Конфуций взывает к рассудку и осознанности человека фразой: «Не делай другому того, чего не желаешь себе». Из века в век сия мудрость базируется на непричинении вреда окружающим, так как, как говорят в народе, расплата за далекие от благости поступки последует либо неминуемо, либо со временем, либо отразится на жизни потомков. Совершая какое-либо действие, мы отправляем определенную информацию в пространство, что создает определенный заряд энергии, который бумерангом настигает нас в самый неожиданный момент. Когда мы делаем хорошие вещи, мы притягиваем благостное в свою жизнь, и наоборот.

Говоря об афоризмах Конфуция о добре и зле, нельзя не упомянуть еще такое изречение: «Попытайтесь хотя бы немного быть добрее, и тогда вы увидите, что будете не в состоянии сделать дурное деяние». Трактовать данное выражение можно следующим образом: однажды встав на путь добра, мы формируем у себя в голове блок неприятия всего недостойного в поведении осознанного и развитого человека, что просто не дает нам вновь опуститься, ведь так мы предадим самих себя. Вкусив однажды что-то лучшее в нашей обыденности, мы тоскуем по нему всем сердцем, а от старого бежим. Так происходит развитие.

Афоризмы Конфуция о смысле жизни

«Всю жизнь можно проклинать темноту, а ведь можно зажечь хотя бы маленькую свечку». Это высказывание Конфуция, древнего мыслителя и философа, пропитано глубочайшей мудростью. Как часто мы теряем ориентир, забываем оглядываться на все прекрасное, что есть в нас, в других людях, окружении, и зацикливаемся на негативной стороне жизни. Достаточно лишь зажечь в себе огонек одной приятной мысли, как жизнь начинает приобретать новые краски. Расцветая изнутри, мы преображаемся и внешне, так же мы влияем на окружающих. Так мы сами создаем себе свою реальность.

"Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик - кто падал и вставал". Это можно назвать одним из лучших афоризмов Конфуция. Как точно подмечено - всякая неудача приводит к успеху. "Падать" полезно и нужно, если человек умеет извлекать урок. Высота наших достижений определяется глубиной ямы, в которую мы попали. Каждый раз, терпя неудачу, поражение, радуйтесь - ведь вам есть, куда расти, вы не потерянный вариант для общества и планеты, вам еще предстоит поработать над собой.

«На самом деле жизнь проста, но мы настойчиво её усложняем». И в самом деле, все сложное - завуалированное простое. Каждый сложный предмет можно разобрать на незамысловатые составляющие, именно это помогает постичь что-то сложное. Разобравшись с простыми вещами, мы способны разгадать что-то, ранее казавшееся нам абсурдным. Еще смысл этого высказывания кроется в том, что нам скучно с понятными нам вещами, нам нужна таинственность, вычурность, некий пафос и сложность в исполнении. К примеру, блюда простые и блюда изысканные. Иногда нужно применить недюжинные способности, чтобы выявить ингредиенты какого-либо явства, пресыщенного различными специями и добавками. Так мы отходим от простой истины - простота ведет к здоровью, ведь полезная еда - это не всегда вкусная (на первый взгляд) пища, прошедшая минимум термической обработки. Нам же подают блюда, которые могли, помимо различных рассолов, пройти через кастрюлю, сковороду, духовку, только чтобы попасть на ваш стол. Казалось бы, к чему такие ухищрения? Все кроется в жадности и ненасытности человеческой натуры, неспособной долго наслаждаться малым.

Афоризмы Конфуция и их толкование - о воспитании

«Самое прекрасное зрелище на свете — это вид ребёнка, который уверенно идет по жизненной дороге после того, как вы показали ему правильный путь». Многие из нас еще те самые дети, которые не нашли свое предназначение. А все оттого, что нас воспитывали дети, бредущие во тьме. Да, по жизни нужно быть ребенком, но целеустремленным - чтобы глаза горели, а руки делали. Ленность и праздность ведут к разрушению личности. Истинный ребенок - существо творческое, готовое в любой момент заниматься любимым делом.

О правлении

К афоризмам Конфуция о государстве мы отнесли следующее: "Если ты чрезмерно усерден на службе, то можешь потерять расположение государя. Если ты чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей". Можно сказать, что данная цитата заключает в себе мысль о том, что навязчивость и стремление всем угодить лишь отталкивают. Не стоит сильно стараться, чтобы нравиться окружающим. И стоит ли стремиться заполучить расположение другого человека? Не проще ли и спокойнее быть самим собой, без ужимок и самооограничений? Не бойтесь отказывать людям, если их предложения противоречат вашим принципам и установкам. Так вы, наоборот, заслужите уважение окружащих как человек, на которого можно положиться в трудную минуту. Честность с самим собой ведет к честности с окружающими. На каком-то невидимом уровне люди способны чувствовать, льстят им или нет. И это во многом формирует дальнейшее их отношение к человеку.

"Если сам прям, то всё исполнят даже без приказания. А если сам не прям, то слушаться не будут, несмотря на приказ твой". Человек, меняющий свое мнение, у которого семь пятниц на неделе, не способен удерживать свою персону в качестве авторитета для подданных лиц. Будучи неуверенной в себе, такая личность может оказаться неблагонадежной в управлении страной или домашним хозяйством - разбазарит все до черного дня своими противоречивыми идеями и инфантильными решениями. Человек в руководстве должен отличаться прямотой взглядов и мыслей, чтобы максимально точно донести их до окружения.

"Стыдно быть бедным и занимать низкое положение, если в государстве царит закон; равно как стыдно быть знатным и богатым, когда в государстве царит беззаконие". Это высказывание может подойти под абсолютно любое государство, ведь сейчас в мире не так много стран, где у власти находятся благородные люди, а закон справедлив и человечен.

О любви

"Только поистине человечный человек способен и любить, и ненавидеть". В этом высказывании Конфуция мы видим, что сильные чувства, раскрывающиеся в полной мере, способны испытывать люди, которые умеют сопереживать другим, сострадать им, которые смотрят на мир с повышенным чувством справедливости. Там и любовь безграничная, там и ненависть справедливая. Остальные могут испытывать возвышенные и низменные чувства, однако без фанатизма. Здесь же люди, отошедшие от привычных всем животным повадкам, учатся праведному гневу и любви.

"Любовь - это начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Потому что любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек". Это одна из самых проникновенных цитат и афоризмов Конфуция о любви. Отвергающий любовь глуп, ведь, оставшись без любви, он теряет мотивацию к деятельности, жизни, пробуждению по утрам. Мы должны любить если не людей вокруг себя, то хотя бы вещи, что окружают нас каждый день, иначе жизнь превращается в полнейший хаос. А еще можно понять это как любовь к себе. Только полюбив себя, человек начинает преображаться и совершенствоваться, творить и постигать этот мир. Конфуций, цитаты и афоризмы которого мы рассматриваем в данной статье, был человеком мудрым и глубоким. Поэтому все его изречения, попадая в поле зрения развитого человека, расцветают в мыслительном процессе реципиента.

"Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов" - это один из самых практичных афоризмов Конфуция о любви, который намекает на то, что люди с разными жизненными целями не могут соединять свои судьбы с благоприятными последствиями. Только единый дух влюбленных способен максимально раскрыть потенциал каждого из них и как можно дальше продвинуть их к общей цели.

О счастье

“Есть грубую пищу, пить ключевую воду, спать, подложив под голову собственную ладонь, - во всем этом заключатся особая радость. А богатство и знатность, приобретенные неправедно, для меня как плывущие облака!” Это один из самых ярких афоризмов Конфуция о счастье, который подразумевает под собой поиск блаженства в малом и благочестивом. Будучи удовлетворенным этой толикой комфорта, человек может выжить где и когда угодно, при этом не испытывая крайних лишений, ведь к роскоши он не приспособился. Изобилие же гарантирует деградацию души и тела. А богатство, нажитое нечестным путем, вообще разрушает человека изнутри, пожирает его целиком, превращая в своего самого преданного раба, готового вновь и вновь пускаться в авантюры для сохранения иллюзорной свободы от нищеты. Все эти «плывущие облака», как пыль, рассеиваются в трудные времена или же вредят своему владельцу, ведь он привязан к ним всей душой, а, значит, готов умереть за них.

Еще одна жемчужина из афоризмов Конфуция о счастье: «Учиться и в нужное время прикладывать усвоенное к делу — разве это не прекрасно! Разговаривать с другом, приехавшим из дальних стран, — разве это не радостно! Разве не возвышенно это - не быть по достоинству оцененным миром и не таить обиду!» Здесь мы видим, что Конфуций за счастье почитал не только мудрость, не только человечность, но и уникальность, оторванность от общей массы людей, способность мыслить индивидуально и при всем при этом чувствовать себя органично, не чувствовать себя изгоем, не жаловаться на мир и общество.

О работе

К афоризмам Конфуция о работе было отнесено следущее: "Кто повторяет старое знание и находит в нем что-то новое, тот может быть предводителем". Суть этого высказывания заключается в том, что новаторство можно проявить лишь исходя из ранее известных идей. Нигилизм, строящийся на отрицании ошибок прошлого, здесь не уместен. Прошлое - инструмент ваяния сегодняшнего и будущего нашего состояния, равно как и заглядывая в будущее, мы можем менять настоящее. Пользующийся зананиями предков и извлекающий из них зерна истины способен занимать ведущие должности в государстве, ведь ему известен стародавний секрет правления.

"Человечный муж долго не будет пребывать в стеснённых обстоятельствах, но он также не будет долго находиться в праздности". Это один из афоризмов Конфуция о работе и ленности. Читая эти строки, сразу вспоминаешь русскую народную мудрость: "Делу - время, потехе - час". Здесь, однако, наблюдается некоторое отклонение от привычного нам образа: у Конфуция человек не изнуряет себя работой и находит достаточное время для отдыха, то есть час - делу, час - отдыху. Здесь речь идет о балансе в жизни, который достигается за счет уравновешивания всех аспектов жизни. Хорошая, приятная работа не будет доставлять неудобств и неудовольствия человеку, который за нее возьмется. То есть, найдя дело по душе, можно максимально наслаждаться каждым моментом, не испытывая мук и страданий от ощущения пребывания не в том месте в ненужное время.

Черты характера

Конфуций, мудрые высказывания, афоризмы и цитаты которого мы рассматриваем в данной статье, по словам учеников своих, обладал нравом ласковым и добродушным, отличался терпением и справедливостью, в его рационе преобладала всегда растительная пища, хотя и мяса он не гнушался. Неумерен он был лишь в вине, почитая его за способ медитации, но не упивался никогда до беспамятства. Был он скромен в речах и в пище, разделяя главное и второстепенное. В его жизни всегда большое значение имел имбирь, который, как считается в Китае, нейтрализует вредное влияние мяса и дурманящих веществ.

Находит причины своих неудач в себе самом, а подлый находит их в других". Это замечательное высказывание как нельзя лучше описывает образ жизни людей, которые привыкли винить во всех своих бедах кого угодно, но только не себя. Это не они ленивые и безынициативные, а государство подрывает им "крылья", это не они слабохарактерные, а родители "плохо воспитали". Отговорки всегда можно найти. Поистине сильный духом человек способен признать свое несовершенство и стремится изменить себя во что бы то ни стало.

"Когда встречаешь достойного человека, думай о том, чтобы стать равным ему, а при виде недостойного — загляни в самого себя". Замечать достоинства других - это целое искусство жизни, ведь первоначально человек ищет в других недостатки. Это свойство животного - возвышаться над другими за счет нахождения их слабостей, человечность же предполагает видение бога в другом человеке через восхищение его творчеством, умениями, знаниями. Только развитая личность может увидеть божественное начало в каждом человеке и помочь ему раскрыть эту могущественную силу творения.

"Ничто так легко не возбуждает человека и не доводит его до самозабвения, которое влечет к самым пагубным последствиям, как вспышки досады и гнева, а потому во избежание великих заблуждений необходимо замечать их в самом зародыше". Сколько дров можно наломать, будучи в плохом расположении духа! Человек, не умеющий контролировать свой гнев, не способен управлять своей жизнью.

Знаменитый китайский философ и мыслитель затрагивает проблему процесса познания и его форм, их единства, и в частности посвящено чувственной форме познания. Проблемы познания были и остаются актуальными в обществе всегда, так как человек во все времена пытался познать себя, мир, добраться до истины. К тому же, познавательную деятельность многие философы выделяли как главную способность, отличающую человека от животного. По мнению автора, познание очень сложный процесс, в ходе которого не стоит полностью опираться на знания, получаемые с помощью органов чувств, так как познавательная способность чувств ограниченна, и они не могут дать человеку всей полноты знаний об изучаемом объекте.

На мой взгляд, в процессе познания важно, чтобы чувственная форма была тесно связана с рациональной. Это позволит добиться получения истинного знания об объекте и не попасть в заблуждение.

Рассмотрим теоретическое обоснование проблемы. Как известно из курса обществознания, познанием называют процесс приобретения знаний. Наряду с трудом и игрой, познание является ведущей деятельностью человека, цель которой состоит в получении объективных знаний об окружающей действительности, т.е. истины. Выделяют чувственную форму познания и рациональную. Структура первой складывается из таких элементов как ощущение, восприятие и представление. Ощущения помогают нам изучить отдельные свойства предметов и явлений. Например, каждый может ощутить запах или вкус малины, или скажем, тепло и холод. В ходе восприятия у человека создается целостное видение всех свойств предмета. Так, у человека, рассматривающего картину, каждую ее деталь, формируется целостный облик в своем сознании. Посредством представления в сознании человека сохраняется определенный образ предметов и явлений без их непосредственного взаимодействия. Человек, покинув музей, вечером может вспомнить об этой картине, если она произвела на него впечатление. Вместе с тем наши чувства не всегда передают реальное положение дел. Например, ложка в стакане с водой выглядит искривленной. Не доступны человеческому восприятию многие явления и процессы социальной жизни, скажем духовные ценности – убеждения, вера, совесть. Именно в этом и заключается сложность познания мира по средствам чувственного познания.

Ярким примером ограниченной познавательной способности чувств может служить сама история, случившаяся с Конфуцием и описанная в китайском энциклопедическом произведении «Вёсны и осени господина Люя». Суть ее в том, что пока ученик Конфуция готовил рис, сам философ уснул. Проснувшись и открыв глаза, он вдруг увидел, что его ученик якобы выхватил из котла немного риса и съел. Конфуций сделал вид, что ничего не заметил, но решил удостовериться в честности ученика. Он рассказал ему о приснившемся покойном отце и о том, что теперь необходимо почтить его память и принести жертву его душе лишь чистой нетронутой пищей. Ученик ответил, что это невозможно, так как в котел упал уголек, и его пришлось достать и съесть, чтобы устранить недоброе предзнаменование! И мыслитель, вздохнув, произнес вышеупомянутую нами фразу.

Как вы видите, Конфуций столкнулся с ограниченной возможностью чувств отобразить и познать характер человека и ввел себя сначала в заблуждение по поводу честности своего ученика. Но, думаю, не стоит категорически отрицать и не доверять своим чувствам, ведь это единственный канал связи человека с окружающим миром, без которого человек утратит способность и к познанию, и к мышлению. Именно чувства дают нам тот материал, на котором базируется рациональное познание. Конкретным фактическим примером можно назвать историю развития современной аэродинамики. Так, Н.Э. Жуковский, основоположник аэродинамики, прежде чем разработать математическую модель крыла для летательных аппаратов, наблюдал за полетами птиц. Налицо взаимосвязь двух форм познания.

Подводя итог, мы убедились, что процесс познания мира является одним из наиболее сложных и противоречивых видов деятельности человека. Чувственное познание имеет определенные возможности и границы и, чтобы не попасть в заблуждение, следует в процессе познания полагаться на обязательное участие и единство и чувственного и рационального познания.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -