Скрытый смысл и мораль. И.А.Крылов

Однажды Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка решили сыграть квартетом. Достали музыкальные инструменты, ноты и стали играть. Но музыки у них не выходило. Они решили, что этого из-за того, что они не так сидят, пересели – опять ничего не выходит! Так они пересаживались несколько раз, спорили, но тут прилетел соловей. Звери попросили его совета – как им правильно сесть, чтобы была красивая музыка. Соловей сказал, что для этого надо уменье и слух. «А вы друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

Читать басню Квартет онлайн

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки —
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»


Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет, -
Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
«Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!» -
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей. -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».

(Илл. Ирины Петелиной)

Мораль басни Кватет

Автор высмеивает в этой басне всех болтунов, способных только на слова, а не на дело. Хвастливые и самоуверенные люди считают, что за какое дело они не возьмутся - у них все сразу же получится, да ещё и в лучшем виде. Однако есть такие дела, которые требуют не только кропотливого труда, о котором часто не задумываются этакие хвастуны, но и таланта.

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
"Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
"Постойте ж, я сыскал секрет, -
Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем".
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
"Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!" -
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей. -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь".

Мораль басни "Квартет"

Чтоб музыкантом быть надобно уменье - эта мораль и мудрость являются истинными не только для музыки или другому творчеству.

Чтобы добиться успехов в любом начинании, необходимо обладать определенными способностями и врожденным талантом.

Никакие внешние данные - красивая одежда, украшения, дорогие инструменты и технические уловки не спасут, если не уметь сочинять музыку, играть на различных музыкальных инструментах, а также строить дома, шить, вязать и др.

А главное - талант, имеющийся от природы - это совсем не единственное, что является условием успеха, и неверно то, что некоторые полагают, что кроме таланта им больше ничего не понадобиться.

На самом деле - чтобы создать что-то необыкновенное, быть самым лучшим и достичь успеха, надо непрерывно над собой работать и прикладывать все силы и старание.

Еще будучи совсем маленькими, мы уже любили слушать сказки, давали родителям книжки, чтобы они нам их читали перед сном. Нам очень нравилось знакомиться с интересными и поучительными историями и рассматривать красивые и яркие иллюстрации. Потом, когда мы уже научились читать самостоятельно, стали изучать литературу, в школе учили произведения известных авторов.

Что для человека значит книга?

Книги - это кладезь мудрости. Именно из них мы познаем окружающий мир, знакомимся с правилами поведения. Помните, как в детском стихотворении: «Что такое хорошо? Что такое плохо?» По этому же принципу мы обучаемся и на других книгах.

Теперь мы уже стали совсем взрослыми, окончили школу, и кто-то решил связать свою сферу деятельности с русским языком и литературой. И вот мы заново проходим все те произведения, романы, стихотворения, басни, которые изучали в детстве. Только теперь их тщательно анализируем и определяем смысл написанного, размышляем над тем, что попытался донести до нас автор.

Кстати, о баснях. В этой статье мы поговорим с вами об известных произведениях. Конкретно нас интересует басня Крылова «Квартет».

Об авторе

Наверное, нет такого человека, который бы не знал, кто такой Иван Андреевич Крылов и какой вклад он внес в литературу. Его басни входят в программу обязательного изучения, находятся в составе первой половины девятнадцатого века.

Сам Крылов считал басни народным жанром. Он говорил, что читать их могут и дети, и слуги. Басни отражали мышление народа, написаны были в шутливой, афористической форме. Можно заметить, что большая часть из произведений автора создана на темы, которые он брал непосредственно из жизни.

История создания

Басня Крылова «Квартет» была создана неслучайно. Прочитав ее, мы видим, что четыре зверя решают сыграть квартет, но им это никак не удается. Поводом к написанию послужило желание автора осмеять государственный орган России, то есть Государственный Совет. Он был создан на год раньше, чем вышла басня Крылова «Квартет». Состоял Совет из четырех департаментов. В их главе находились вельможи Мордвинов, Лопухин, Завадовский и Аракчеев.

Анализ басни Крылова «Квартет»

Итак, мы уже выяснили, что в басне есть четыре персонажа, которых Крылов представил так: под Мартышкой он подразумевал Мордвинова, под Ослом - Завадовского, под Медведем - Аракчеева, под Козлом - Лопухина. Они не могли договориться между собой и поделить обязанности, поэтому решили поменяться местами. Басня Крылова «Квартет» представляет нам такую же картину. У зверей нет способностей, чтобы заниматься музыкой, однако они решили во что бы то ни стало «пленять искусством свет». Они считают себя опытными мастерами и профессионалами, хотя на деле собой ничего не представляют. От перемены местами ничего не меняется, и их также преследует неудача. Моралью этой басни являются слова соловья, которого звери позвали на подмогу. Он сказал, что для того чтобы заниматься каким-либо делом, нужно в первую очередь иметь какие-то знания и умения. А они (звери) в музыканты никак не годятся.

Басня Крылова «Квартет», текст которой читается очень легко, заканчивается следующими словами:

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней…»

В этих словах и заключается мораль.

России, живший еще в 18-19 веках, Иван Андреевич Крылов, сделал сам жанр басни не только сатирическим произведением, но и добавил в них глубочайший смысл, поднявший их до небывалых высот. Он не просто создавал высокохудожественные и оригинальные шедевры, он придавал им значение, актуальное на все времена. Даже сейчас, читая любое его произведение, мы можем найти что-то применимое и к нашей эпохе. Например, басня «Квартет» не зря входит в школьную программу. Она учит нас упорно трудиться и развивать свои таланты.

Привязка к историческому событию

Крылов не раз в своих баснях критиковал не только правительство и жадных чиновников, но и царскую власть. Мастерски орудуя эзоповым языком, он скрывал очевидные истины, которые легко читались между строк. Он не только сатирически изображал лиц высокого ранга того времени, но и высмеивал конкретные исторические события. Басня «Квартет» повествует о только что учрежденном Государственном совете и о его руководителях. Последние не только оказались неспособными и беспомощными в решении политических проблем, но и выставили себя болтунами и неучами, на что и обратил внимание Крылов.

Развитие сюжета и герои

В басне упоминаются четверо зверей, по аналогии с четырьмя высокородными вельможами, поставленными во главе каждого из отделов. Князь Лопухин представлялся Ивану Андреевичу Козлом, Завадовский - Ослом, Мордвинов - Мартышкой, а сам граф Аракчеев - Медведем. И вот, собравшись, герои басни «Квартет», решают сыграть музыку, но ничего у них не выходит. И так рассядутся и эдак, а толку все нет. На самом деле так и было, вельможам пришлось несколько раз меняться местами и долго спорить о том, кто каким отделом должен управлять. В итоге все расселись, казалось бы, как надо, но ничего толкового сделать они так и не смогли.

В чем же секрет?

Наконец на помощь отчаявшимся животным приходит Соловей, в понимании Крылова это простой народ, который видит, в чем подвох. Главное условие правильной и слаженной игры квартета - это наличие таланта у музыкантов. Переводя все на Государственный совет - проблема в отсутствии профессионализма у чиновников, никто из них не разбирался в отведенной им сфере должным образом. Басня «Квартет» стала источником забавного афоризма, им стали последние слова Соловья о том, что как не сядь, без таланта музыкантом не стать и не извлечь мелодии из инструмента. Крылов от имени всех здравомыслящих людей и от народа в целом пытается донести простую истину. А суть такова - не достаточно просто быть из высшего класса по рождению, для того чтобы

управлять государственными делами и политикой в целом, необходимы острый ум, природные способности и, разумеется, специальное образование. Ничего из перечисленного не было у вельмож, о которых повествует басня «Квартет».

Завуалированные мысли

Есть произведение, продолжившее эту тему - «Лебедь, Рак и Щука». Из-за того, что герои тянули воз в разные стороны, сдвинуть его им так и не удалось, им не хватало слаженности. По объему басня гораздо меньше «Квартета», но это не делает ее хуже, по смысловой нагрузке она очень емкая. Само название порой подсказывает читателю, в каком направлении мыслить. Ведь во времена Крылова не так просто было высказывать все свои мысли в открытую, приходилось всячески их маскировать. Отлично подошел для этой цели которым так мастерски орудует автор. Его современники прекрасно понимали его скрытые аллегории. Причем писателю даже не приходится давать характеристики своим героям, все образы заимствованы из фольклора и, как правило, связаны они с уже сложившимися стереотипами. Но самой главной отличительной чертой любой басни Крылова является ее универсальность, написанная однажды к определенному событию, она, в силу своей многозначительности, актуальна и сейчас. Так, например, мораль басни «Квартет» призывает нас бороться с лицемерием, чванством, непрофессионализмом и безответственностью.

Как себя не преподноси, сколько не нахваливай, если нужных навыков нет, дело спориться не будет. Козел, Осел, Медведь и Мартышка из басни «Квартет» И. А. Крылова очередное тому подтверждение.

Басня «Квартет»

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки –
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!”
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет, –
Кричит Осел, – мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
«Пожалуй, – говорят, – возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!» –
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, –
Им отвечает Соловей. –
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».

Мораль басни Крылова «Квартет»

Мораль из басни «Квартет» автор доносит до юного читателя в конце произведения словами Соловья, что любое умение – результат долгой кропотливой работы (обучения), а не отражение самооценки и хвастовства того, кто решился это самое умение продемонстрировать.

Анализ басни «Квартет»

С первого взгляда может показаться, что басня «Квартет» высмеивает музыкантов-самоучек, которые, неся свое «искусство» в массы, не хотят замечать того, что к этому они совсем не готовы: или таланта нет, или должного опыта, знаний.

И ведь действительно, четверка друзей, вообще не имеющая отношения к музыке, решила сыграть квартет. Взяли ноты, музыкальные инструменты, расселись и начали играть, только ничего у них не вышло. Решив, что дело все в рассадке, звери по-всякому меняли свое положение: то садились в ряд, то друг напротив друга, – но, как и следовало ожидать, от этого ничего не изменилось. Ситуацию спас соловей – признанный в лесу музыкант, мастер своего дела – прилетевший на шум, исходящий от ругающихся товарищей. Он-то и разъяснил хвастунам, что для того, чтобы хорошо играть, нужно уметь это делать, а не просто красиво сидеть с инструментом.

Но на самом деле мораль басни гораздо глубже простого высмеивания музыкантов-«неумех». Автор просто с их помощью показал, как глупо выглядят хвастуны и пустословы, вне зависимости от их возраста и статуса: ребенок это или государственный деятель, как например, Аракчеев, Лопухин, Мордвинов и Завадовский, возглавляющие 4 департамента Государственного совета, сформированного Александром I, через год работы которого Крылов и написал свою басню.

Крылатые выражения из басни «Квартет»

«А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» – употребляется в басне «Квартет», как укор плохо работающему коллективу, кода тот не может достигнуть поставленной цели из-за отсутствия у его членов согласия, понимания общих и индивидуальных задач, профессионализма и единства.