Готические цвета. Готика и готический стиль в одежде

Стиль одежды, используемый, преимущественно, юношами и девушками, относящимися к субкультуре «готов». В основном он копирует европейскую моду XVII-XVIII веков, так называемую «неоготику». Принципиальной чертой готического стиля является тотальное преобладание черного цвета.

Как ни странно, готическая мода в том виде, в котором она представлена соответствующей субкультурой в наши дни, имеет довольно мало общего с собственно готической одеждой, появившейся в Европе в Средние века. Ее временной отрезок – приблизительно XII-XVI века.

Отчасти за появление этого стиля можно «назначить ответственными» крестовые походы: они позволили знати того времени повидать мир, а значит, увидеть нечто новое, в том числе и технологию и способы изготовления одежды.

Готический стиль одежды в Средние века

Готическая одежда берет свое начало в военных доспехах рыцарей. Модернизация привычной моды началась именно с военного убранства. Тяжелые кольчуги сменились более легкими доспехами из прочной стали, всю прелесть которой воевавшие смогли оценить на Востоке.

Вслед за новым образом военной формы стала меняться и одежда. Романская эпоха предполагала свободный крой, иначе называемый «рубашкообразным». Пришедший на смену готический стиль не только прочно ввел в моду сложные, обтягивающие наряды, но еще и подарил миру практически все известные варианты кроя.
Считается, что в XVI веке готический костюм приобрел свои окончательные очертания . Мужское платье в готическом стиле стало коротким. В женском наряде произошло четкое деление платья на лиф и юбку, искусственно делавшуюся широкой за счет тканевой вставки. Лиф же имел треугольный вырез на груди и спине, длинные рукава как бы заострялись к концу.

Готическая одежда как бы стремится вверх, подобно архитектурным сооружениям того же времени: острые стоячие воротники, манжеты рукавов и сами рукава, остроносые ботинки почти в точности повторяют зубчатость соборов. Женский силуэт того времени более всего похож на латинскую букву S, вследствие чего получает название «готической кривой».

Появление субкультуры в ХХ веке

Всплеск интереса к готическому стилю в прошлом веке пришелся на конец 70-х годов . В это время сходит на нет бешеная популярность – как стиля в музыке, так и стиля в одежде. Как известно, панк – это символ анархии, революционных настроений, царивших среди молодежи того времени. Но революция не удалась: поменять мироустройство не так-то просто, а жизнь по принципу «живи быстро, умри молодым» подходит только тем, кому по-настоящему нечего терять. Так неудавшаяся революция стала причиной резкой смены настроения с бунтарского на упадническое . Бескомпромиссную анархию заменил отрешенный декаданс.

Поначалу новоявленные готы мало чем отличались от панков. Все те же странные прически, обилие , черный цвет и странная одежда. Однако новые музыкальные группы делали стену, отделяющую одну субкультуру от другой, все более прочной. Главным кумиром первых «неоготов» стал легендарный коллектив «Joy Division».

Постепенно облик субкультуры стал выкристаллизовываться довольно четко. Внешность готов весьма верно отражала их мировоззренческую сущность. Черный цвет являл собой своеобразный траур: траур по этой жизни, полной боли и страданий. К тому же, готы чувствовали тягу ко всему потустороннему: загробная жизнь с ее мифическими тайнами неудержимо влекла молодых грустных романтиков. Так они стали выбирать кладбища в качестве мест для регулярных прогулок.

Викторианская Англия оказалась отнюдь не единственным аспектом, оказавшим влияние на моду данной культуры. Немало в стиль принес и садомазохизм, а точнее – его атрибуты: кожа, шипы, ошейники и т.п. BDSM считался нормой для готической субкультуры, т.к. являл собой телесное выражение страданий.

Готы делятся на множество подтипов : антикварные, ренессансные, викторианские, кибер-готы, глиттерготы, корпоративные готы, вампиры и многие другие. Всех их объединяет подчеркнутая аристократичность стиля, тяга к искусству и общие депрессивные настроения .

Одежда

Традиционный готический наряд представляет собой довольно экстравагантную одежду черного цвета . Кожа, кружево, шелк, бархат – всем этим материалам отдается предпочтение. Кроме того, в одежде может присутствовать люрекс, тафта, органза, парча, винил.

Девушки-готы традиционно носят корсеты, придающие силуэту стройность и соблазнительные очертания. Корсеты носятся поверх одежды: рубашек, платьев. Вполне уместны для этого стиля кожаные штаны, юбки миди или макси. Впрочем, мини-юбки тоже не возбраняются. В качестве верхней одежды девушки выбирают длинные кожаные или матерчатые плащи.

Мужчины-готы отличаются ярко выраженной женственностью, поэтому их одежда может довольно точно повторять женские наряды. Конечно, платья и корсеты все равно остаются прерогативой исключительно прекрасного пола, но вот ношение юбок мужчинами готическая субкультура вполне допускает. В остальном же это все те же кожаные штаны, черные и балахоны, длинные плащи.

Обувь

И девушки, и юноши готической субкультуры предпочитают носить тяжелые высокие ботинки наподобие «гриндерсов». Приветствуется обувь на высокой платформе, притом носить ее могут как юноши, так и девушки. Прекрасный пол может дополнять наряд , сапогами и полусапожками на каблуках. Цвет обуви, разумеется, черный.

Особенности готического стиля

Характерной особенностью готического стиля . является использование аксессуаров только из серебра, в крайнем случае – белого золота. Иногда готы и вовсе используют недорогие сплавы недрагоценных металлов. Традиционно белый цвет в аксессуарах символизирует собой холодный, мертвенный свет Луны. Он отлично подчеркивает траурность готического одеяния и бледность лица.

Драгоценные камни в аксессуарах практически не используются. Возможно, это объясняется тем, что в ювелирных изделиях гораздо чаще встречается сочетание желтого золота с драгоценными камнями, а оно, как уже было сказано, для готов неприемлемо. Впрочем, и сами драгоценные камни по цветовой гамме мало подходят к готическому одеянию. Исключение могут составить разве что сапфир и бриллиант.

Зато полудрагоценные камни встречаются в аксессуарах готического стиля достаточно часто . Холодный топаз, черные опал, агат и нефрит, горный хрусталь – одним словом, все камни, имеющие черную, белую или, по крайней мере, холодную окраску. Не менее популярны в качестве готических аксессуаров изделия из жемчуга, натурального (морского и речного) или искусственного.

Подвески, серьги, кулоны и кольца обычно имеют определенную символику. Так, в готической культуре очень популярен египетский символ анк (анх), именуемый также «египетским крестом» . Толкования его значений очень многочисленны. Кроме того, среди готических аксессуаров можно встретить распятия, кельтские кресты и орнаменты, фигурки кошек, драконов.

Кое-что из атрибутики «осталось» от панков: кожаные и ошейники, украшенные металлическими шипами.

Девушки-готы очень любят использовать для своих нарядов элегантные шляпки с черной вуалью, а также ажурные кружевные перчатки.

Прически

Разумеется, готический стиль предполагает черный цвет волос. Однако если юноша или девушка от природы обладают светлой шевелюрой, им вовсе не обязательно перекрашиваться: блонд тоже допустим, только лучше ему быть не золотистым, а пепельным. У обоих полов приветствуется наличие длинных волос.

Как правило, готическая прическа – это идеально гладкие и прямые волосы, распущенные по плечам, без каких-либо украшений и аксессуаров.

Макияж

Макияж составляет довольно важную часть готического образа. Самое главное – это подчеркнуть белизну кожи. Чаще всего готы делают это при помощи обыкновенной пудры.

Как и весь образ в общем, готический макияж довольно монохромный: глаза подведены черным карандашом, реже – накрашены темными тенями. Допустимо использование темных оттенков помады, обязательно матовых. Ногти традиционно красятся темным лаком, преимущественно черным.

В готической субкультуре макияж считается нормой как для девушек, так и для юношей.

Как создать образ в готическом стиле?

Одеться в готическом стиле довольно просто, будь то повседневный образ или костюм для вечеринки по поводу Хэлоуина. Однако выглядеть как гот и быть готом – это абсолютно разные вещи, ведь данная субкультура предполагает целый образ жизни, которому следуют ее представители. Итак, создать правильный костюм в готическом стиле вам помогут следующие рекомендации:

Во времена архитектурной готики черного цвета, который приписывается этому стилю сегодня, не было и в помине - максимум серый. Анилиновые красители подарили миру черный цвет лишь в конце XIX века. Современная готика в моде - продукт субкультурный, и принесли его в мир моды те самые готы с длинными волосами, smoky eyes, в обуви от Demonia или New Rock и плащах от X-Tra-X. Эта «dark», темная сторона, связанная с мистикой и необычной тяжелой музыкой.

Корни культуры уходят совсем не так глубоко, как корни готики архитектурной, - всего-навсего в ту самую викторианскую эпоху, когда женщины полюбили носить черные одежды, истории про привидений и всяческую мистику, а Мэри Шелли написала своего «Франкенштейна». Затем потянулись истории про вампиров.

На фото: кадр из фильма «Франкенштейн», 1994 год

Классический готический образ в кино - великолепная Мортиша из знаменитого фильма «Семейка Адамс». К готике же можно уже относить и «Интервью с вампиром». В готической стилистике, но современной, оформлен Neverland (один из образцовых фильмов про вампиров и оборотней в наше время).

На фото: Патриша Адамс в телесериале, модель на

Что сегодня называть готикой - уже определили представители субкультуры: черный цвет прежде всего, иногда в драматических сочетаниях с красным, синим, фиолетовым и с шотландской клеткой. Длинные одежды, кожа, корсеты, шляпы, высокие платформы, множество ремней, фурнитуры, булавок, это «нуар»- эстетика: черепа, привидения и мумии, кресты и пентаграммы, драконы и змеи. Это волосы насыщенных цветов: черный, рыжий, красный, синий, фиолетовый.

Если же говорить о высокой готике, то образец ее уже есть, тон уже задан, и это стиль EGL, созданный японским музыкантом Маной - сначала для самого себя и группы Malice Miser, а потом ставший основой его собственного модного бренда - и «ключиком» к новому стилю.

На фото: платья и украшения Moi-meme-Moitie

И абсолютный унисекс, который последние 15 лет активно проповедовали японские рок-музыканты, которые могли появляться на сцене, как в мужских, так и в женских нарядах. Сам Мана, например, часто предпочитает платья и является одной из икон стиля в Японии.

Обувь в этом стиле - в основном на высоких платформах и основательных высоких каблуках, немного «кукольная», но увеличенная до человеческих пропорций. Разница с обычной готикой - в аристократичности эстетики.

На фото: образы на показах Givenchy, Victor&Rolf, YSL

В неформальной вижуал-кей субкультуре стиль называется EGL – Elegant Gothic Lolita, в рамках которого выделяются аристократы (в первую очередь это мужское направление, а также стиль взрослых женщин, основанный на викторианской моде) и лолиты и оджи (по-японски «принц»), одевающиеся в детско-кукольной стилистике.

Именно в такой стилистике «высокая готика» - будем называть ее так - в этом сезоне замелькала на подиумах. Посмотрите на украшения с крестами от Moi-meme-Moitie – и сравните с коллекциями этого сезона, особенно с барочными украшениями с крестами. Драгоценные тиары в прическах «принцесс». Каффы – клипсы на все ухо.

Черный цвет и платья в пол, украшенные «вороньими» перьями; викторианские кейпы, средневековые рюши или викторианские длинные манжеты на рукавах, пышные жабо, корсетные шнуровки, обувь на высоченных толстых платформах с широкими каблуками – все, что уже второй десяток лет выходит «из-под пера» Маны, созвучно тому, что выпустили на подиум дизайнеры.

На фото: образ на показе Gianfranco Ferre, Патриша Адамс, образ на показе Vanesa Bruno

Элементы готического стиля и «нуара» привычны нам у ряда известных модных Домов, например, Alexander McQueen и Philipp Plein. Фетишную сторону готики использует Готье, а в аристократической бывал замечен Джон Гальяно. Да и Карл Лагерфельд в прошлом году показал в зимней коллекции замечательные и абсолютно «субкультурные» воротнички и манжеты с рюшами, идеальный для образа готик-аристократа. Впрочем, он неоднократно замечен в заимствованиях интересных элементов азиатской моды, - обладая тонким чутьем на то, что будет модно и что впечатлит публику, Лагерфельд выбирает все самое интересное. И в этом он прав!

К тому же он включает в себя не только сложные платья, но и большое количество знаковых аксессуаров, - а их вписать в повседневный гардероб намного проще.

В XIII-XV вв. феодализм в Европе вступил в следующую стадию развития. После крестовых походов европейцы познакомились с Востоком; появились новые торговые пути; оживилась жизнь городов и стали бурно развиваться ремесла. В этот период не только произошел прогресс в ткацком производстве и улучшилось качество тканей, - европейцы овладели умением строить чертежи, что зародило основу кроя одежды. Одежда разделилась на части, и появилась возможность создавать любые ее формы.

В архитектуре и прикладном искусстве сложился новый художественный стиль - готический. Он сильно отличается от романского, хотя и возник на его основе. Архитектурным сооружениям и мебели характерны легкие, устремленные вверх, изящные формы.

Ремесленники объединились по профессиям, и возникли ремесленные цеха. В профессиональные цеха объединяются и портные, одежда теперь изготовляется по индивидуальным заказам знатных людей.
Вытянутые пропорции, устремленность вверх, сложность и изящество формы приобретал и силуэт костюма этого периода. Особенностью средневекового костюма стало подражание рыцарским латам.

К XIV в. европейский костюм приобрел столько видов покроя, что, в сущности, до настоящего времени не появилось ничего нового.В XIV в. появились распашные одежды. Костюмы стали более разнообразными по форме и цвету. Самой модной и дорогой тканью был бархат, а излюбленным орнаментом - растительный. На европейский костюм позднего средневековья повлиял также культ Прекрасной Дамы и возникновение такого социального явления, как «мода».

В этот период все больше заметно различие между костюмами феодалов, горожан и крестьян. Кроме того, появилась дифференциация в костюме самих феодалов. В XIII в. были изданы первые законы о рангах в одежде. Ткань и форма костюма теперь строго зависит от сословной принадлежности. Вассалы не имели права одеваться так же пышно и богато, как их сюзерены.

Самые лучшие ткани изготовлялись в Венеции, Милане, Флоренции, Генуе - парча, муар, газ, атлас, узорчатые шелка (особенно был популярен шелк с цветочным орнаментом в турецком стиле), бархат, в том числе тканый золотом и серебром.

Изготовление одежды перешло в мужские руки. Портновское искусство совершенствуется. Портные объединяются в профессиональные цеха, которые шьют одежду по заказам знати.

Родиной новой моды стали Италия и Франция. И это не случайно, ибо именно здесь был центр средневековой рыцарской культуры, идеалы которой отразились на женской и мужской моде.

Идеал красоты.

Во время крестовых походов тоска по родине и воспоминания о доме придавали образам далеких женщин те «неземные» черты, которые во многом определили культ Прекрасной Дамы.

Отношения между мужчиной и женщиной, сложившиеся под влиянием этого культа, стали первым публичным признанием за женщиной человеческих прав, первой значительной данью уважения. Это новое отношение к женщине распространилось по всей Европе и оказало большое влияние на положение женщины в обществе.

В Прекрасной Даме должны были соединяться простота и недоступность, а в отношениях между мужчиной и женщиной - духовная близость и идеализация любимого человека.

Kульт Прекрасной Дамы пробуждал в мужчинах нежность и возвышенные черты натуры. Выработалась мягкая, любезная манера держаться; новое, уважительное отношение к слабому полу. Женщина, образованная, утонченная, полная достоинств, изящная, поэтически настроенная, стала повелевать.

Рыцарь служил ей, совершая подвиги в ее честь. Женщине принадлежало право последнего слова в решении поединков, она венчала победителя на турнирах, и рыцарь добивался права выступать в честь избранной дамы. С возникновением культа Прекрасной Дамы изменились и критерии мужских достоинств.

Идеалом был уже не храбрый боец, одетый в грубые военные штаны и шкуры, а изнеженный молодой человек с грациозной стройной фигурой, безбородым лицом, длинными завитыми волосами, украшенными цветами, и одетый подобно... женщине! Тот, кто «служил» избранной даме, носил ее любимый цвет. Самым модным «мужским» цветом эпохи был желтый цвет.

Важным поворотным моментом в восприятии красоты становится рубеж XII-XIII веков, когда культура приобретает более светский характер. Накопление богатств и стремление к роскоши в рыцарской среде породили идеалы, весьма далекие от аскетизма и умерщвления плоти.

В XIII веке расцветает поклонение «прекрасной даме». Трубадуры восхваляют королев рыцарских турниров, их тонкий гибкий стан, подобный виноградной лозе, светлые волосы, продолговатое лицо, прямой тонкий нос, пышные кудри, глаза ясные и веселые, кожу, подобную персику, губы алее, чем вишня или роза летней поры. Женщину сравнивают с розой – она нежна, хрупка, изящна.

В XV веке в период готики в моде S-образная изогнутость силуэта фигуры. Для его создания на живот накладывали небольшие простеганные подушечки – босы. Одежды узкие, сковывающие движения, удлиненные, волочащиеся по полу.

Мужской костюм

Мужчины носили две одежды - одну поверх другой: верхняя, длинная и широкая котта , была без рукавов, с прорезями для рук, часто отороченными мехом; из них выходили длинные узкие рукава нижней одежды камиза. Впервые в костюмах появляются вшивные рукава. Первоначально рукава пришивали временно, на день, а вечером отпарывали, так как одежда была очень узкой и снять ее иначе было невозможно. Иногда рукава привязывали шнурками, и только позднее, когда изобрели застежку, стали вшивать постоянно. Вырез у шеи часто был украшен орнаментом, а по рукаву шел до локтя ряд мелких застежек.


К середине XIV в. котт сменил «пурпуэн» - короткая куртка с узкими рукавами, к которой прикрепляли штаны-чулки. У простолюдинов пурпуэн был верхней одеждой. Богатые щеголи носили пурпуэн с декоративными рукавами, свисающими до самого пола.

Вначале пурпуэн носили рыцари под латами, но затем он стал верхней одеждой и просуществовал до начала XVII в. В этот же период у знати стали модными верхние кафтаны - «котарди» и «блио» . Котарди был узким, доходившим до середины бедер, с самыми разными рукавами - и узкими, и широкими. Вокруг бедер застегивался декоративный пояс. Впереди могла быть застежка. Блио - отрезной кафтан с узким лифом и «юбочкой» - пышными полами, несшитыми на боках. Сзади у блио была шнуровка. И знать, и простой народ носили «нарамники» . Эти длинные или короткие плащи делались из сложенного пополам куска ткани, в котором на месте сгиба было отверстие для головы. По бокам нарамник не сшивался.

Когда у нарамника сшили бока, он превратился в «сюрко» - одежду с декоративными рукавами или без рукавов. Существовало четыре основных вида сюрко: с длинными рукавами, с полудлинными, с откидными и безрукавное. Сюрко с капюшоном носили монахи.
Обязательной частью костюма герольда или пажа был короткий плащ «табар» . У него были рукава колоколообразной формы, несшитые по бокам.

В XIII в. окончательно сформировывается «гербовая одежда» - ми-парти . Ее носили феодалы, их вассалы и слуги. Чаще всего она состояла, как и поле герба, из четырех цветов. Гораздо позже из гербовой одежды вассалов произошла ливрея слуг дворянства. К середине XIV в. появился «жакет» . Он был без рукавов или с откидными рукавами, узкий, подчеркивающий талию.

В XIV в. возникает верхняя одежда - «упленд» - с сильно расширенными книзу и отделанными мехом рукавами. Молодые люди носили короткий упленд (от середины бедра до колен). У знатных феодалов, особенно зрелого возраста, упленд был длинным, из дорогой парчовой или бархатной ткани.

Мужчины носили плотно облегающую куртку с ватной подкладкой на груди, спине, плечах, туфли с узкими носами. Так же вошли в моду узкие штаны и жакеты, сшитые из разноцветных кусков ткани. Некоторые символизируют свое значение: синий – верность, зеленый – влюбленность. Иногда левый рукав делался шире правого. Каждый носил то, что ему нравилось.

Женский костюм

Женский костюм позднего средневековья подчеркивал женственность. Культ Прекрасной Дамы противостоял влиянию церкви, учению о греховности плоти. Женская одежда стала менее закрытой, не скрывала формы фигуры, выявляла физическую привлекательность женщины.

В XIII в. были заложены основы кроя, что повлияло на изменение форм женского костюма. Теперь уже фасон не зависел от ширины полотнища, которое, в свою очередь, зависело от ширины ткацкого станка.

В костюме впервые появились вшивные рукава. Поначалу они пришивались временно, только на день, а вечером отпарывались (иначе снять узкую одежду, у которой не было застежки, было невозможно). Рукава также могли привязывать шнурками. Только, когда у платья появилась застежка, рукава пришили насовсем.

По-прежнему в гардеробе женщин оставались котт и камиза. Нижнюю рубашку женщины украшали вышивкой, окрашивали в кремовый цвет настоем шафрана.


Узкий лиф котт имел сбоку или впереди разрезы и шнуровку, сквозь которую виднелась рубашка. Юбка котта расширялась за счет боковых клиньев. Узкие длинные рукава заканчивались расширенными книзу манжетами. У котта могло быть несколько рукавов разного цвета, которые пристегивались булавками к проймам или соединялись шнуровкой.

С XIII в. у женских платьев удлинилась талия, а у юбки появился шлейф.

Особенно разнообразной становится форма рукавов: они могли быть широкими, колоколообразными или длинными и узкими, которые завязывались внизу узлом. К коротким рукавам иногда пришивалась длинная декоративная полоса ткани. Декольте увеличилось, расширяясь к плечам.

В XIV в. юбка отделилась от лифа и появилась возможность создать клёш. Возникли новые формы женского костюма.

Очень модной становится драпировка ткани на юбке. Женщины приобрели особую осанку: откинутая назад спина и характерное положение сложенных перед животом рук.

К XIV в. у знатных дам, особенно Франции и Англии, вошло в моду знаменитое «королевское сюрко» без рукавов, с удлиненным лифом и огромными проймами, обшитыми мехом. Вырезы пройм получили название «адских окон»: сквозь них была видна талия котта.

В XIV-XV вв. сюрко стало парадной королевской одеждой. Постепенно сюрко укорачивалось и приобрело форму душегреи.
Верхней одеждой как знатных дам, так и простолюдинок был нарамник - длинный или доходивший до середины икр. Иногда его подпоясывали. Простым женщинам как нижней, так и верхней одеждой служила рубашка-камиза. А знатные дамы носили пенулу со шлейфом, прорезями для рук и меховым оплечьем в виде круглого воротника.

В XIV в. у знатных дам в качестве одежды для торжественных случаев появился женский упленд. Летние упленды делали из шелка или парчи; зимние - из фландрского сукна на меху.

Костюмы из синего и зеленого материала шили редко. Эти цвета были символами любви: зеленый - влюбленности, синий - верности. Повседневные платья изготавливали главным образом из материй серого, черного и фиолетового цветов. В парадных платьях преобладал красный либо белый цвет. Очень популярен был и черный цвет, особенно если платье шилось из бархата. Из бархата шили и придворную одежду. Модным был также и серый цвет в сочетании с черным и фиолетовым. Зато желтый и коричневый цвета символизировали грусть; зеленый (помимо влюбленности) - торжественность события, и т.д

Броские одежды той эпохи шили из парчи, сукна, дорогого бархата, атласа и обильно украшали мехами. Любопытно, что именно меха, а не золото и драгоценные камни, считались самой красивой отделкой костюма и ценились больше всего. Среди золотых украшений часто встречались бубенчики и колокольчики.

Стремясь подчеркнуть женственность, плечи и грудь обнажают, благодаря высокой шнуровке талии грудь приподнимается и сильно выступает вперед, вырез сужается, но становится глубже, опускаясь до талии, и приобретает треугольную форму. Только требования благопристойности заставляют знатных дам все-таки «закрывать» смелый вырез вставкой из прозрачной вышитой ткани.

Появление декольте в одежде отчасти объясняется протестом против учения церкви о греховности тела. Во многих городах Франции и Фландрии католические монахи устраивали публичные сожжения прозрачных вставок в декольте, укоряя знатных женщин в ношении «этих соблазнов сатаны». (Кстати, к этому времени относится первое упоминание об использовании дамами некоего подобия бюстгальтера в виде специальных «сумочек» в нательных рубашках, куда они вкладывали грудь.)

Несколько укороченная спереди женская юбка сзади имела шлейф. Длина шлейфа была строго регламентирована и зависела от положения женщин в обществе: чем знатнее была дама - тем длиннее шлейф. Так, королева имела право носить шлейф длиной 4 метра 95 сантиметров, герцогини и принцессы - 3 метра 60 сантиметров и т.д., но не менее 45 сантиметров.

Церковь активно боролась со шлейфами, называя их «чертовыми хвостами».

Костюм рыцаря.

До начала крестовых походов (конец XI в.) во Франции и Германии воины-рыцари облачались в чешуйчатые панцири или панцири из колец. Железные чешуйки нашивали на доходящую до колен верхнюю одежду из кожи или ткани таким образом, чтобы они перекрывали друг друга внахлест, как черепица на кровле, металлические же кольца пришивались одно к другому. Подобные панцири защищали также ноги, руки и голову до подбородка.

В XII в. появилась кольчуга - тонкие железные кольца стали вплетать одно в другое и склепывать так, чтобы они образовывали плотную, эластичную сетку. У кольчуги были закрытые рукава и доходящие до ступней кольчужные чулки; сверху она наподобие капюшона закрывала плечи, затылок и голову, оставляя открытой лишь верхнюю часть лица.

В то время популярны были два вида шлемов: круглый шлем с застежкой, плотно прилегающий к голове, и остроконечный шлем. Спереди они снабжались вертикальной полоской из металла типа «наносника», защищавшей лицо.

Шлем видоизменился. Теперь это- цилиндрический «шлем-горшок» с двумя смотровыми щелями, который надевали поверх кольчужного капюшона. Такой шлем прикрывал всю голову, но был очень неудобен - сидел неплотно и служил недостаточной защитой в сражениях с пехотой и легкой кавалерией.

В основном из-за этого его чаще всего использовали во время «поединков любви», то есть на рыцарских турнирах, где он благополучно дожил до XIV в.

Защитное снаряжение оставалось почти неизменным до XIV в.

Кольчуга стала короче, ее усилили: сначала коваными железными пластинами на плечах, потом дисками на локтях и под мышками, затем полосками для защиты рук сзади. Помимо этого, добавились железные перчатки и обувь. Прежний высокий шлем превращается в плоский колпак со смотровой щелью или высоким поднимающимся забралом. Порой рыцарские шлемы имели самые невероятные формы и немыслимые украшения.

Главная из перемен в рыцарском облачении - это появление кованого пластинчатого доспеха из дамасской стали, легкого и удобного. Сначала на грудь, спину и бедра на кожаную основу - лендер накладывали подвижные металлические полоски, потом на груди и спине их сменили толстые изогнутые или выкованные по форме тела пластины, которые соединялись по бокам - латы. Спереди стали надевать похожий на юбку железный передник. В конце концов из всего этого появились пластинчатые доспехи, которые заключали все тело в тесно прилегающую, подогнанную к каждому суставу оболочку из подвижных пластин.

Мужские причёски и головные уборы.

У мужчин, особенно молодых, стали модными пышные кудри. Такая прическа придавала костюму еще большую женственность.
Длинную бороду носили только пожилые люди и крестьяне.

Простолюдины носили челки и коротко остриженные волосы.

Мужские головные уборы очень разнообразны: цветные береты с меховой оторочкой, остроконечные или с широкой тульей шляпы с плоскими полями, высокие шапки без полей. Популярным становится капюшон, пришитый к куртке или плащу.

В XIII в. у мужчин входит в моду головной убор, напоминающий женский чепец, - «бегуин». Его шили из белой ткани и надевали под верхний головной убор. Люди победнее носили этот чепец как самостоятельный головной убор.

Не чурались мужчины и головных повязок из парчи («трессуар»), металлических обручей с цветами.

Но чаще всего мужчины носили «шаперон». Этот сложный драпированный убор возник из капюшона раннего средневековья, постепенно увеличиваясь в размерах. В XIII в. к нему приделали «хвост» («кэ»), в котором хранили мелкие ценные предметы. Концы шаперона - «консты», украшенные зубцами, спускались на плечи. В следующем веке у шаперона появился жесткий борт, а хвост стали драпировать, как тюрбан, и украшать перьями, укладывая на голове наподобие петушиного гребня.

Женские причёски и головные уборы.

Женская прическа в позднее средневековье несколько изменилась. Девушки стали укладывать косы над ушами в так называемый «бараний рог» . Уши при этом были закрыты, а шея открыта. Иногда девушки носили и распущенные волосы.

Замужние женщины носили завитыe волосы, ниспадавшие на плечи пышными локонами. Завивка производилась при помощи горячих щипцов или разогретых специальных палочек.

Общение с Востоком в результате крестовых походов привело к широкому распространению косметики, употреблению различных душистых эссенций и окраске волос во все цвета, кроме рыжего. Рыжие волосы воспринимались как проклятье, и людей с рыжими волосами считали порождением дьявола.

Модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы над лбом и затылком иногда подбривали, а брови выщипывали

Замужние женщины покрывали голову платком «барбетт» из белого полотна, который закрывал подбородок, шею, часть груди, а его концы завязывались на голове. Выходя на улицу, поверх барбетта женщины накидывали покрывало. Позже барбетт стал частью костюма монахини.

В XIII-XIV вв. в моду у горожанок вошел женский головной убор из полотна - «омюсс» . Это своеобразный капюшон с разрезом впереди, концы которого завязывались вокруг шеи. Позже омюсс превратился в чепец.

Женщины всех сословий носили «горж» - головной убор в виде трубы, расширенной книзу, с разрезом сзади. Модницы щеголяли в высокой шляпе «туре» , которую изготовляли из фетра.

Конец средневековья (14 век) означал большую свободу в выборе. Не так уж редко богатые заимствовали головные уборы у бедных, бывало и наоборот.

Капюшон, например, был частью простонародного плаща, потом стал самостоятельным убором крестьян и горожан, приобрел свисающий до пояса башлык и оплечье, часто украшенный бубенчиками и зубцами, и в 13-14 веке входит в моду у знати. Иногда капюшон пришивали к плащу. Если конец (шлык) капюшона был длинным, то его завязывали узлом.

А с 15 века такой капюшон - недвусмысленный атрибут шутов и "дураков".

Типичное модное убранство женской головы в готическую эпоху: тюрбан с покрывалом, волосы или свободно распущены (справа) или придерживаются сеточкой.

Ату́р (энне́н (энни́н), - сложный женский головной убор на каркасе из китового уса, металла, накрахмаленного полотна или твёрдой бумаги. Наиболее распространённые варианты эннена исполнялись в виде конуса, усечённого конуса или трубы. Эннен «двойная сахарная голова» имел вид раздвоенного конуса, «рогатый» эннен облегал причёску с валиками из волос по бокам головы. Волосы, выбивавшиеся из-под эннена, выбривали, оставляя лишь маленький треугольник на лбу. Атуры получили распространение в XV в. в период «бургундских мод». Это был любимый головной убор знати.

Высота эннена зависела от степени знатности женщины. Так, принцессы носили эннены метровой высоты, придворные дамы - до 50-60 см. В то же время диаметр эннена диктовался модой, мог быть большим и очень малым. При входе в помещение дама в эннене приседала. Мужчины, чтобы не казаться малорослыми, надевали шляпы в виде «сахарных голов». Эннен продержался в моде Европы около ста лет, и этот феномен объясняется сословными традициями средневековой знати, когда не само богатство было главным мотивом поведения, а возможность демонстрировать его.

Но самым изысканным женским головным убором во всех странах Европы считались тонкие прозрачные вуали, производством которых славился Реймс (Франция).

Украшения

В средние века были популярны кольца с большими драгоценными камнями, колье с подвесками, ожерелья, браслеты, броши, дорогие застежки, пряжки для поясов, сетки для волос, украшенные драгоценными камнями, головные обручи. Ожерелья могли быть сплетенными из круглого золотого прута, с золотыми розетками и драгоценными подвесками.

Модными украшениями, которые женщины носили поверх платков, стали обручи с круглыми щитками над ушами - «темплетами» . Дамы украшали свои головные уборы вышивкой золотом и жемчужными нитями, окружавшими виски.

Обувь

Примечательной особенностью обуви XII в. были длинные носки туфель из кожи или бархата без каблуков - пигашей или пуленов . Их появление связывают с именем графа Анжуйского, желавшего скрыть уродливую форму стопы.

Первыми удлинили носки своей обуви рыцари. Этой модой рыцари подчеркивали непричастность к труду и свое военное ремесло, но разбогатевшие бюргеры тоже удлинили вслед за знатью свою обувь, так что в результате этого соревнования к середине XIV в. носки у обуви вытянулись настолько, что иногда стали достигать в длину 50-70 сантиметров! В удлиненный носок таких туфель набивали паклю, а иногда, чтобы он не мешал ходить, подвязывали его к стопе у подъема или под коленом.

В продолжении почти всего XV в. такая обувь служила отличительным признаком знатности. Принцам крови разрешалось носить обувь с носами в две с половиной ступни - до 70 см, родовитым дворянам - в две ступни, рыцарям - полторы ступни, горожанам - в одну ступню. Простолюдины должны были ограничиваться половиной ступни. Обувь была удлинена сверх всякой меры (ее французское название - poulaines - означает «нос корабля», нем. Schiffsschnabel). Чтобы выглядеть импозантнее, носы украшали фигурками зверей, колокольчиками и даже миниатюрными зеркалами - на ходу можно было любоваться собой.

1. Туфля с подставным деревянным башмаком - сабо.
2. Туфли с загнутыми кверху носами и сабо.
3,4. Туфля из музея в Кольмаре (Эльзас). Ок. 1460 г. Подставной башмак - более поздняя ошибочная реконструкция.
5. Туфля, которую носили вместе с поножами и шпорами.
6. Туфля с панцирем.
7. Обычный подставной башмак, вид сверху.
8. Остроносый подставной башмак, вид сбоку.
9. Удлиненный плоский подставной башмак, вид сбоку.
10. Удлиненный подсавной башмак, вид сверху.
11. То же, вид снизу.
12. Остроносая туфля короля Шотландии Якова I.
13. Остроносый сапог с коротким подставным башмаком.
14. Короткая остроносая туфля, вид снизу.
15. Остроносая туфля.
16. Аналогично рис.6
17. Плоский подставной башмак. Отчетливо видны ремни.
18. Высокий толстый подставной башмак с широким ремнем спереди.

Мода на длинноносую обувь быстро охватила все европейские страны. А щеголи прикрепляли на кончик носка колокольчик или погремушку. Цвет обуви тщательно подбирали к нарядной одежде. Знать украшала обувь вышивками и драгоценными камнями.

Мода на остроносые пулены полностью исчезла к 1500 году.

В средние века были изобретены деревянные подставки с каблуками, которые назывались «галош». Они подвязывались ремнями и предохраняли обувь от грязи.

Паттены - обувь с деревянной подошвой, для защиты ног в грязь и в снег - использовались в четырнадцатом столетии, но были доступны только богачам. К началу пятнадцатого столетия введение новой, более дешевой формы паттен, имевшей составную кожаную подошву и, возможно, носившуюся без обуви, сделало их более широко доступными.

Около 1480 г. в Германии эта мода исчезла, о чем сообщает хроника, тут же указывая на новую моду - широкие и просторные башмаки. Их носили и после 1500 г. на протяжении жизни целого поколения.

Простые горожане носили мягкие сапоги с очень короткими голенищами - ботт .

Как одевались в 14 веке.
https://youtu.be/Ibj7GsfsCpI

Как одевались дамы в 14 веке.
https://youtu.be/4weXjYPMPAA

Как одевались средневековые дамы
https://youtu.be/tUsZQobX3Uw

500 лет средневековой моды
https://youtu.be/ZjsL6QTSW5I

Как одевался крестьянин в 14 веке.
https://youtu.be/RNAMbRt5eI8

Как одевались мужчины в позднее средневековье
https://youtu.be/IYYWjbA1fnI

Как одевались воины в 14 веке.
https://youtu.be/zGl_UXc9HIE

Время чтения: 5 минут

Многие девушки стараются окружить себя яркими красками в одежде и обуви, ведь с ними жизнь кажется такой радужной. Но есть и те особы прекрасного пола, которым по душе темные оттенки, они обожают черный цвет и не прочь погрустить на разные темы. Готический стиль в одежде - это их выбор. Любительницы викторианской эпохи и присущего ей готического стиля одежды по-своему романтичны и трогательны.

Не стоит осуждать девушек, чей выход на улицу больше напоминает не обычную прогулку, а посещение траурной церемонии, ведь готический стиль также имеет право на существование. Одежда для готов всегда удивляла окружающих, хотя еще девять веков назад в подобном одеянии ходило большинство аскетически настроенных европейцев.

Готический стиль одежды впервые появился в далеком XII веке, когда эпоху восхваления красоты сменил культ аскетизма и отказа от радостей жизни. Тогда-то люди и стали одеваться в черное и умышленно отбеливать цвет лица, придавая ему мертвецкий оттенок. Когда же Викторианскую эпоху сменила эпоха Барокко с ее стремлением ко всему вычурному и прекрасному, о готическом стиле одежды надолго забыли.

А вот в 70-е годы прошлого столетия он снова «всплыл», но уже как стиль одежды определенной субкультуры. Одежда готов девушек снова стала ввергать общество в тихий ужас, ведь загробный вид как-то не особо навевает приятные мысли. Такой эпатаж, несомненно, понравился молодежи, падкой на все нестандартное и бунтарское. А в высокую моду готический стиль в одежде вошел в 2000-х годах.

Первым, кто вывел одежду для готов на мировые подиумы, стал дизайнер Alexander McQueen. Его коллекции «Птицы», «Голод» и «Сияние» включали в себя одежду из черного кружева, пышные длинные юбки и блузки с рюшами – т.е. все атрибуты викторианской эпохи и моды того периода.

Особенности стиля: цвет одежды, принты и материалы

Готический стиль популяризирует моду на стягивающие корсеты на шнуровке черного, черно-бордового и черно-фиолетового цветов. Такие корсеты могут быть украшены кружевом и гипюром и часто шьются либо из бархата, либо из шелка, либо из натуральной кожи. Главное, чтобы такие корсеты не выглядели сексуально или вульгарно, ведь их главная цель не подчеркнуть, а наоборот спрятать женственность форм девушек.

Для готического стиля характерны блузки с V-образным или треугольным вырезом горловины, с обтягивающими или расклешенными от локтя рукавами, с оборками и рюшами.

Юбки в готическом стиле – это расклешенные модели в пол или пышные юбки средней длины с фалдами и воланами.

Платья также должны быть длиною в пол с расклешенным подолом и зауженным верхом, можно с длинными обтягивающими рукавами или с лифом-корсетом в стиле бандо.

Брюки в готическом стиле, как правило, шьются из натуральной кожи, и они должны полностью обтягивать ноги.

Из верхней одежды девушки-готы чаще всего выбирают накидки-кейпы, болеро и длинные плащи свободного кроя.

Обувь в готическом стиле

Фанатки готического стиля выбирают остроносые черные туфли на танкетке или небольшом толстом каблуке, мартинсы или гриндерсы на массивной подошве или криперы (туфли на толстой подошве). Кроме того, этот стиль приемлет ботинки и сапоги на каблуках, но в мужской манере исполнения.

Аксессуары в готическом стиле

В создании образа часто используются колготки с аскетическим рисунком, в сетку, цветные или рваные. Голову можно украсить небольшой черной шляпкой с вуалью из сетки на пол-лица.

Готический стиль одежды не мыслим без длинных перчаток. Они могут быть пошиты из бархата, кружева, гипюра, сетки. Очень часто на рукавах используется шнуровка. Популярны также длинные гловелетты из черной кожи или латекса.

Сумки украшены эзотерическими символами и выполнены в форме прямоугольника, трапеции или параллелепипеда (гроба). Часто такие сумки имеют короткие ручки, чтобы их можно было носить в руках, или длинный ремешок через плечо. Также приветствуются в данном стиле рюкзаки из черной кожи или резины, выполненные в форме гроба, летучей мыши или скелета.

Летом девушки готы очень любят носить черные зонты от солнца, пошитые из кружевной ткани.

Украшения готов

Девушки-готы любят серебряные или железные украшения с различными недрагоценными камнями темного цвета. Желательно, чтобы украшения были массивными: тяжелые серьги, большие кулоны, подвески, крупные браслеты и кольца в виде черепа, паука, летучей мыши.

Идеально подчеркивают готический стиль всевозможные черные кожаные ошейники, браслеты и пояса с металлическими шипами.

Вместе с тем, девушки-готы любят украшать свое тело пирсингом. В макияже приветствуются светлая пудра или тональный крем, которые помогут придать коже лица очень бледный оттенок, черная подводка глаз, темные тени, темная помада холодных оттенков или и вовсе черного цвета.

Применить к себе готический стиль одежды решится далеко не каждая женщина, ведь для этого надо иметь соответствующее мировоззрение и желание ходить в мрачной одежде. Но если вы все-таки решитесь на готику, то рекомендации от нас вы уже получили.

готический стиль в одежде и готические тренды в одежде в сплывают в моде с завидной периодичностью. Я бы сказала даже чаще, практически через сезон. В этом сезоне дизайнеры также дружны в своих предпочтениях, и готическая одежда является трендом в том числе наряду с иными.

Я могла бы много писать об истории и корнях этой модной тернденции, т.к. она мне близка, но постараюсь быть краткой. Я уже затрагивала эту тему в одной из своих

В контексте этого тренда черный – бессменная классика, основной цвет одежды, волос, обуви и аксессуаров. В тандеме с серебряными шипами и цепочками, густо подведенными глазами, ярко-алой помадой и бледным цветом лица черный создает мистическую атмосферу, чем пользовались многие дизайнеры.

Готический гламур подходит тем девушкам, которые любят элегантность и глубину черного цвета. Calvin Klein лучше всего поэкспериментировал с материалами и формами. В его коллекциях представлены необычные луки черного цвета, которые заставляют восторгаться. Vera Wang также создала интересную готическую вариацию - короткий топ, заниженные брюки, и блестящая куртка.

Викторианские веяния проявились в одежде еще в весенне-летнем сезоне, Эдвардианский стиль на тот момент словно витал в воздухе. Теперь обе эти эпохи основательно вошли в модные дома и поселились на дизайнерской одежде от Monique Lhuillier, the Cynthia Rowley, а также от большинства итальянский дизайнеров:Alberta Ferretti, Emilio Pucci и Bottega Veneta. А проявляются эти стили через платья и блузы с высоким горлом, длину миди, кружево, подчеркнутую линию талии

Он не предполагает уныние, он предполагает сексуальность. Часто дизайнеры обращаются к смешению готического и рокерского стилей, например, коллекция Philipp Plein. Тяжёлые ботинки, куртки с шипами стали одним из ключевых трендов для дизайнеров, которые стремятся показать девушек именно такими.

Готическое настроение, которое задал Alexander Wang в первые дни в Нью-Йорке оказались пророческими, и дизайнеры Милана, Лондона и Парижа представили на подиумах модели облаченные в черные одежды.

Готическая одежда может быть Вами стилизованной под моду XVIII-XIX веков – кружева, длинные платья у женщин, длинные перчатки, фраки и цилиндры у мужчин, тут возможны и элементы неоготики в одежде, и элементы романтики Могут быть и схожие черты со стилем металлистов – кожаная одежда, металлические аксессуары, цепи. Пользуется популярность и стиль «вамп» — помада и лак для ногтей от ярко-красного до черного цветов, черная косметика, подводки.


Готический стиль на подиумах

В 1990-е – начале 2000-х готика появляется и на подиуме. И преписывают появление, Александру Маккуину с коллекциями «Птицы», «Голод» и «Сияние».

Elle в 2009 году писал: «Неоромантики празднуют возвращение викторианской драмы на подиумы. Пышные юбки, блузки с рюшами и черные кружева превратят вас в настоящую готическую героиню».

В показах коллекций весна-лето 2011 готический стиль был представлен у Жана-Поля Готье, который, впрочем, смешал его с рок-панком, и Givenchy. В 2012 году готика также заняла свое место на подиумах, среди других направлений и тенденций. Особо властно и демонически выглядят неповторимые комплекты Gucci. Gilles и AndrewGn наделили свои модели женственностью и очарованием при помощи прозрачных блуз и приталенных платьев в готическом стиле. В 2015-16 также дизайнеры были покорены черным!

Никакие отточенные рамки стиля не мешают дизайнерам создавать абсолютно разные готические наряды. В тренде вам помогут остаться платья с броской декоративной отделкой, воланы, корсеты, шнуровки, ленты, ажурные юбки, внушительные разрезы. Также актуальны кожаные штаны, ботинки и другие агрессивные элементы уличной готики.





В моем гардеробе был период массовой готичной одежды. Был период ванильных одежды. Но иногда очень хочется к ней вернуться. И вот такой интересный лук мы совместили с

Платье моего дизайна от VALERIDESIGN и плащ наше совместное творение