Танк Pz.Kpfw.V «Пантера» — это самый массовый немецкий тяжелый танк Второй мировой войны. Средний немецкий танк Тигр Panzerkampfwagen IV

6-04-2015, 15:06

Всем доброго времени суток! С вами команда АCES.GG, и сегодня мы поговорим о немецком среднем танке пятого уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. H. Рассмотрим его слабые и сильные стороны, разберем ТТХ, а так же способы и тактики применения в бою этой машины.

Немецкий средний танк пятого уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. H можно открыть с помощью среднего танка четвертого уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D за 12 800 опыта, а так же с помощью легкого танка четвертого уровня Pz.38 nА, но уже за 15 000 опыта. Стоить он будет на момент покупки 373 000 кредитов.

Разберем ТТХ Pz.Kpfw. IV ausf. H

Pz. IV H имеет средний показатель очков прочности на своем уровне, который составляет 480. Конечно, это не особо много, но если не терять их понапрасну, то вполне хватает. Динамика у танка приемлемая, особого дискомфорта не доставляет. Свои 40 км/ч танк набирает вполне неплохо. Если говорить о бронировании, то у танка оно не самое лучшее, особенно в корме и по бортам. Но танк вполне может держать удар, при правильном использовании, от машин своего уровня и ниже. Так же машина обладает приемлемым на своем уровне обзором, который составляет 350 метров.

Орудия Pz.Kpfw. IV ausf. H

Теперь поговорим об орудиях, их у танка на выбор три.

Первое это орудие 7,5 cm Kw.K. 40 L/43. Оно дается нам в стоковой комплектации танка на момент покупки. Особых плюсов у данного орудия нет, не считая его скорострельность. Но с ним нам придется играть до тех пор, пока не откроем одно из следующих орудий.

Второе орудие 7,5 cm Kw.K. 40 L/48. Именно его можно считать топовым для этого танка, конечно, если вы не любитель фугасниц. Данное орудие имеет приемлемое бронепробитие для своего уровня. Не лучшую, но все же неплохую точность, а так же хорошую скорострельность. Средний урон за выстрел составляет 110 единиц, это не слишком много, но повторюсь, что для своего уровня это вполне приемлемый показатель.

И третье орудие 10,5 cm Kw.K. L/28. Главным плюсом данного орудия являются его кумулятивные снаряды. Пробитие составляет 104 мм, что воплне хватит для аннигиляции большинства противников, с которыми встретится Pz.Kpfw. IV Ausf. H. Также не стоит забывать и о фугасах, с помощью них мы сможем уничтожать слабобронированные цели с одного выстрела. Не стоит забывать, что у данного орудия очень плохая точность, поэтому желательно всегда сводиться до конца.

Оборудование на Pz.Kpfw. IV ausf. H

Стандарт для меня и стандарт для многих средних танков

орудийный досылатель среднего калибра, улучшенная вентиляция и усиленные приводы наводки.

Умения и навыки экипажа Pz.Kpfw. IV ausf. H

Стандартом и хорошим выбором будет:

Командир - Шестое чувство, Ремонт, Боевое братство.
Наводчик - Ремонт, Плавный поворот башни Боевое братство.
Механик-водитель - Ремонт, Плавный ход, Боевое братство.
Радист - Ремонт, Радиоперехват, Боевое братство.
Заряжающий - Ремонт, Бесконтактная боеукладка, Боевое братство.

Мой выбор:

Выбор снаряжения Pz.Kpfw. IV ausf. H

Здесь еще один стандарт, а именно: малый ремкомплект, малая аптечка и ручной огнетушитель. Советую вам, использовать премиум снаряжение, что довольно дорого, но может значительно увеличить живучесть вашей машины в бою. Так что смело ставьте на свой танк большой ремкомплект, большую аптечку и автоматический огнетушитель. Можно также вместо автоматического огнетушителя поставить шоколадку.

Тактика и стиль игры Pz.Kpfw. IV ausf. H

Тактика игры на Pz. IV H зависит от того с какими уровнями танков вам приходится бороться.

Pz.Kpfw. IV ausf. H в топе

На Pz. IV H в топе лучше всего в начале боя занять хорошую позицию на средней или дальней дистанции, и расстреливать попавших в засвет врагов. Так же можно и принять участие в раше, если такой намечается. Главное при этом стоит учитывать, что рядом с вами должны быть союзники, которые смогут вас прикрывать, а так же укрытия, за которые вы сможете уехать после выстрела, что бы перезарядиться. Благодаря скорострельности орудия 7,5 см можно вполне неплохо наносить урон врагу, а с орудием 10,5 см можно будет уничтожать слабобронированные танки с одного выстрела. Главное при всем при этом стараться не подставляться под выстрелы противника

Pz.Kpfw. IV ausf. H против шестых уровней

В боях против шестых уровней можно так же действовать агрессивно или пассивно. При агрессивном стиле игры можно будет поддержать союзный раш, стреляя по врагам из-за спин союзников, или же просто заняться подсветом танков противника для союзных машин. А при пассивном стиле нужно будет занять место в кустах и настреливать урон по врагам, попавшим в засвет. Самое главное нам нужно будет избегать машин с большим средним уроном за выстрел, таких как КВ-2, КВ-85 со 122 мм орудием и им подобных. Ведь если они нас не убьют с одного выстрела, то сделают калеками до конца боя.

Pz.Kpfw. IV ausf. H против седьмых уровней

Против седьмых уровней на передовой нам делать будет нечего, поэтому лучше всего будет действовать из-за спин союзников на второй или же третьей линии. Так мы сможем наносить урон по врагам, при этом не получая его сами, ведь многие танки седьмого уровня нас будут убивать с одного или двух выстрелов. Ну а если же такой геймплей вам не по душе, то можете попробовать аккуратно поехать вперед навстречу судьбе, которая решит, будете ли вы нагибать или же просто сольетесь. А если серьезно, то на первой лини нам нужно будет действовать крайне аккуратно, ведь в случае чего мы просто напросто превратимся в легкий фраг. Поэтому данная тактика крайне рискованная, но если все делать правильно, то она способна принести свои плоды.

Ну а самое главное в любом бою нужно будет уметь правильно анализировать карту, составы команд, и разъезд ваших союзников. Исходя из анализа, уже стоит выбрать тактику и направление, на котором вы будете действовать. Так же не стоит забывать смотреть на миникарту, что бы в случае чего своевременно переехать на то или иное направление, где будет нужна наша помощь.

Итог

Pz. IV H типичный представитель средних танков на своем уровне, которые вполне хорошо сбалансированы, и доставляют массу приятных впечатлений от игры на них. Танк имеет вполне неплохой потенциал, благодаря которому можно будет влиять на исход боя. Так же Pz. IV H как и многие машины пятого уровня способен вполне неплохо фармить кредиты и приносить своему обладателю кучу удовольствия от игры на нем.

Pz.Kpfw.V «Пантера» (Panther) - это, безусловно, один из наиболее известных тяжелых танков, которые принимали участие в сражениях Второй мировой войны . Этой машины вообще не должно было быть в немецкой армии, толчком для ее создания стало появление на поле боя советского Т-34 . Изначально «Пантера» задумывалась немцами как массовый средний танк, но вместо этого получилась тяжелая боевая машина, выпущенная в гораздо больших количествах, чем знаменитый Pz.Kpfw.VI Tiger.

«Пантерами» планировали заменить средний танк Pz.Kpfw. IV, но этого так и не случилось: и «четверка» и Pz.V Panther выпускались немецкой промышленностью параллельно до самого окончания войны. Некоторые специалисты считают это серьезной стратегической ошибкой германского руководства.

«Пантера» была весьма грозным противником: с момента своего появления и до самого окончания войны эта машина доставила много головной боли советским, английским и американским танкистам.

Еще можно добавить, что ни один из немецких танков данного исторического периода не вызывает таких ожесточенных споров и настолько противоречивых оценок, как Pz.Kpfw.V Panther. Причем это характерно как для современников этой машины, так и для более поздних специалистов. В обзорах спектр оценок колеблется от восторженных, до сдержанно-негативных. Дебютом «Пантеры» стало огненное пекло Курской дуги , свой последний бой этот танк дал на улицах осажденного Берлина.

История создания

Решение о создании нового немецкого среднего танка было принято в 1941 году уже после нескольких месяцев боевых действий на Восточном фронте. Несомненным катализатором этого процесса стал реальный шок, который испытали немецкие танкисты после знакомства с советскими танками Т-34 и КВ .

Следует сказать, что работы над созданием нового среднего танка, который мог бы заменить PzKpfw III и PzKpfw IV, велись в Германии еще с 1938 года. Их проводили сразу несколько компаний, и к началу боевых действий на Восточном фронте его конструкция в общих чертах была готова. Вопрос не двигался дальше по одной весьма простой причине: военные не ощущали острой необходимости в новой машине, их вполне устраивали надежные и проверенные в боях танки.

Однако после встречи с новыми советскими танками мнение немецких военных по этому поводу резко изменилось.

В ноябре 1941 года компании Daimler-Benz и MAN получили техническое задание на создание новой боевой машины со следующими характеристиками: масса — 35 тонн, броневая защита — 40 мм и двигатель с мощностью 600-700 л.с. Новый перспективный танк получили название «Пантера».

Еще ранее началась разработка нового танкового орудия калибра 75 мм, способного пробивать 140 мм брони на дистанции в один километр.

Прежде чем продолжить рассказ, необходимо несколько слов сказать о разных типах классификации танков, которые были приняты в РККА и германской армии. В советской армии классификация была основана на массе машины, легкими считались танки до 20 тонн, средними – машины с весом до 40 тонн, а масса тяжелых танков превышала 40 тонн.

В основу немецкой классификации был положен калибр основного оружия машины. Тяжелыми танками считались машины, вооруженные орудиями с калибром выше 75 мм. Поэтому по немецкой классификации Pz. V считался средним, а по советской классификации - тяжелым (его масса составляла 44 тонны).

Немецкими конструкторами были тщательно изучены советские трофейные образцы, были отмечены их следующие сильные стороны: дизельный танковый двигатель, наклонное расположение броневых листов, широкие катки и гусеницы.

Уже весной следующего года обе компании представили свои прототипы новой машины.

Прототип нового среднего танка, который был создан конструкторами Daimler-Benz, очень сильно напоминал «тридцатьчетверку» и внешне, и по своей конструкции. В немецком министерстве вооружений посчитали, что подобное внешнее сходство может быть причиной обстрела танка своей же артиллерией. Конструкция машины также во многом повторяла Т-34: трансмиссия и моторное отделение находились сзади, танк предлагали оснастить дизельным двигателем и широкими гусеницами. Впрочем, несмотря на такой откровенный плагиат, новая машина очень понравилась Гитлеру, он даже приказал сделать первый заказ на 200 танков.

Прототип, представленный компанией MAN, имел традиционную для немецких машин компоновку, с передним расположением трансмиссии и задним расположением двигателя, торсионную подвеску и переднее расположение ведущих колес.

Кстати, обе компании отказались от подвески конструкции американского инженера Кристи, которая была использована на Т-34, признав ее негодной и архаичной.

Из-за разногласий, которые возникли при выборе победителя конкурса, была организована специальная «Пантер-комиссия», что и должна была решить судьбу танка. В мае комиссия подготовила свои заключения, в соответствии с которыми однозначно лучшим признавался танк, разработанный конструкторами компании MAN.

К концу 1942 года были построены две опытные машины, их эксплуатация показала многочисленные недоработки, которые приходилось исправлять в кратчайшие сроки. Первая серийная машина Pz.Kpfw.V Panther покинула заводской конвейер 11 января 1943 года.

Кстати, название «Пантера» без указания индекса было введено специальным указом Гитлера только в начале 1944 года, до этого момента танки называли Pz.Kpfw.V.

Модификации машины

Первые серийные образцы (20 машин) получили название Pz.Kpfw.V Panther Ausf. D1 довольно сильно отличались от последующих модификаций. Они никогда не участвовали в боях и использовались в тылу для подготовки танковых экипажей. «Пантера» серии D1 оснащалась двигателем HL 210 P45, коробкой скоростей ZF7 и имела толщину лобовой брони 60 мм.

Первой модификацией танка, которая пошла в крупносерийное производство, стала машина с индексом Ausf. D2. Хотя, сказать, что эта модификация танка сильно отличалась от «нулевых» машин нельзя. Изменения касались конструкции командирской башенки и дульного тормоза – он стал двухкамерным и приобрел хорошо узнаваемый «пантеровский» вид. Также на новых машинах была усилена лобовая броня (до 80 мм), машины получили новый двигатель HL 230 P30 и коробку передач AK 7-200. Танки этой серии оснащались телескопическим прицелом TZF-12 с отличным обзором. Курсовой пулемет располагался в бугельной установке.

Осенью 1943 года появилась следующая модификация «Пантеры» — Pz.Kpfw.V Panther Ausf. А. Машины этой серии получили новую башню, которая не имела небольших люков, а также амбразур для стрельбы из личного оружия. Слишком сложный прицел TZF-12 заменили на монокулярный TZF12a. Не слишком эффективную бугельную установку курсового пулемета заменили на привычную шаровую. Броню большинства этих машин покрывали циммеритом, многие из них были оснащены фальшбортами.

В марте 1944 года начался выпуск самой массовой (3740 машин) серии танка — Pz.Kpfw.V Panther Ausf. G. У новых танков было усилено бронирование: толщину бортовой брони довели до 50 мм, а лобовой – до 110 мм, изменили угол наклона бортовой брони. Некоторые из «Пантер» этой серии получили маску орудия со специальной «юбкой», которая защищала башню от заклинивания при попадании снарядов противника. Также было сделано множество других незначительных изменений.

В целом, машины этой модификации имели более простой и технологичный корпус.

Также осенью 1944 года начались работы над последней модификацией этого среднего танка: — Pz.Kpfw.V Panther Ausf. F. На этой машине планировалось еще более увеличить броневую защиту (лобовую броню - до 120 мм, борта – до 60 мм), изменить наклон броневых листов, уменьшить размеры башни. До конца войны успели сделать несколько башен и корпусов для новой модификации танка, но ни одного готового прототипа произвести так и не успели.

Осенью 1943 года начались разработки танка «Пантера II», которую планировали вооружить 88-мм пушкой (такая же стояла на «Королевском тигре») и оснастить новой башней Schmalturm. По сути, такая машина должна была стать облегченным вариантом «Королевского тигра». Однако к «Пантере II» так и не смогли ни подобрать, ни сконструировать подходящего двигателя.

На базе Pz.V Panther была создана противотанковая самоходная установка — «Ягдпантера» (Sd.Kfz. 173). Эта машина считается одной из лучших «самоходок» своего исторического периода. «Ягдпантера» была вооружена мощным длинноствольным 88-мм орудием StuK43 L/71 и надежной броневой защитой. Кроме того, машина получилась скоростной и довольно маневренной, что делало ее очень опасным противником для любых танков союзников.

Сталь для лобовой брони «самоходки» брали из запасов военно-морского флота, это металл был сделан еще до войны и отличался очень высоким качеством.

На базе «Пантеры» планировали создать целое семейство самоходных артиллерийских орудий, но этим планам не суждено было осуществиться. Также на базе Pz.Kpfw.V хотели создать зенитную самоходную установку, на это также не хватило времени.

Описание танка Pz.V

Средний танк Pz.Kpfw.V Panther имел классическую для немецких машин схему компоновки: трансмиссия у него находилась в передней части машины, а силовой отделение – в задней.

Корпус и башня танка состояли из катанных броневых листов, собранных «в шип» и соединенных двойным сварным швом.

В передней части корпуса находился отсек управления, в нем размещалось место механика-водителя и радиста-пулеметчика. Здесь же располагалась коробка передач, приборы управления, курсовой пулемет и радиостанция.

Место водителя находилось слева от трансмиссии, он осуществлял обзор с помощью двух перископов, которые были установлены на крыше отделения. Один из них был направлен в правую сторону, а другой – в левую. Следует отметить, что эта система не обеспечивала надежного обзора.

Справа от водителя находилось место радиста-пулеметчика. В крыше отделения управления для водителя и радиста были установлены два люка, крышки которых не поднимались, а отводились в стороны.

Боевое отделение находилось в центральной части танка. Здесь размещалась башня, в которой было установлено орудие со спаренным пулеметом, приборы наблюдения и управления, механизмы горизонтальной и вертикальной наводки, места для командира танка, наводчика и заряжающего. Также в боевом отделении находилась основная часть боекомплекта. На башне находилась командирская башенка с перископами, которые обеспечивали командиру машины прекрасный обзор. На более поздних модификациях Panther на командирскую башенку устанавливался зенитный пулемет.

Башня танка приводилась в движение гидравлическим поворотным механизмом. При отключенном двигателе это приходилось делать вручную.

В кормовой части корпуса танка располагалось силовое отделение, в нем находился двигатель, радиаторы, вентиляторы и топливные баки. Моторное отделение делилось на три отсека, центральные из которых (где находился двигатель) был водонепроницаемым. Силовой отсек был отделен от боевого броневой перегородкой.

На первых машинах стоял карбюраторный 12-цилиндровый двигатель Maybach HL 210 P30 (21 литр), который впоследствии был заменен Maybach HL 230 P45 с большим диаметром поршней.

Трансмиссия состояла из коробки переключения передач, главного фрикциона, карданного вала, дисковых тормозов и механизма поворота. Коробка переключения передач имела семь ступеней, с безынерционными конусными синхронизаторами.

Ходовая часть «шахматного» типа состояла из восьми сдвоенных обрезиненных катков на один борт. Подвеска – торсионная, ведущие колеса расположены спереди. Ходовая обеспечивала танку прекрасную плавность хода даже по пересеченной местности, но была очень сложна в производстве и обслуживании. Чтобы добраться до внутреннего диска, нужно было снять до трети внешних.

Основным вооружением Pz.V Panther являлась 75-мм нарезная пушка KwK 42. С ней был спарен 7,62-мм пулемет.

Моторное отделение было оснащено автоматической системой пожаротушения. Частые возгорания двигателя – это одна из «визитных карточек» «Пантеры». Если температура двигателя достигала 120 градусов, то автоматическая система пожаротушения начинала заливать его специальной смесью.

На танках модификаций D устанавливались бинокулярные прицелы TZF-12, а на более поздних сериях – монокулярный прицел TZF-12А. Прицелы отличались удобством и обеспечивали отличный обзор.

На командирских машинах поздних серий впервые были смонтированы приборы ночного видения. Вместе с инфракрасным прожектором подобный прибор позволял осматривать местность до 200 метров.

Боевое применение, преимущества и недостатки Pz.V Panther

Немцы впервые применили Pz.V в ходе боев на Курской дуге. Этими машинами были укомплектованы два танковых батальона. Опыт первых боев показал как сильные стороны «Пантер», так и их недостатки. К сильным сторонам танка, несомненно, можно было отнести его мощную пушку, что позволяла поражать все советские САУ и танки на основных дистанциях боя в лоб, а также хорошую защиту передней проекции машины, которая была неуязвима для всех видов советских танковых и противотанковых орудий. Также заслужили положительные отзывы приборы наблюдения и прицельные приспособления, обеспечивавшие танкистам отличный обзор. Машина была очень удобна для экипажа.

Однако были и недостатки: танк довольно легко поражался в боковые проекции, был не слишком надежным, его двигатель часто горел.

Технические характеристики танка

Экипаж, чел. 5
Боевая масса, т 44,8
Размеры Длина корпуса, мм — 6870
Длина с пушкой вперёд, мм — 8660
Ширина корпуса, мм — 3270
Высота, мм — 2995
Клиренс, мм — 560
Двигатель «Maybach» HI 230Р30, карбюраторный,
12 цилиндров, мощность — 700 л.с.
Скорость по шоссе, км/ч 46
Запас хода по шоссе, км/ч 250
Броня Лоб корпуса, мм – 80
Борт корпуса, мм – 50
Днище, мм – 17-30
Лоб башни, мм – 110
Маска орудия, мм — 110 (литая)
Борт башни, мм — 45
Вооружение 75-мм пушка KwK 42 L/70,
два пулемета 7,92-мм MG 34
Боекомплект 81 снарядов; 4800 патронов

Видео о танке

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Средний танк Pz Kpfw IV
и его модификации

Самый массовый танк III рейха. Выпускался с октября 1937 г. до конца войны. Всего было выпущено 8 519 танков Pz Kpfw IV Ausf A, B, C, D, E, F1, F2, G, H, J, из них – 1100 с короткоствольной пушкой 7,5cm KwK37 L/24, 7 419 танков – с длинноствольной пушкой 7,5cm KwK40 L/43 или L/48).

Pz IV Ausf A Pz IV Ausf B Pz IV Ausf C

Pz IV Ausf D Pz IV Ausf E

Pz IV Ausf F1 Pz IV Ausf F2

Pz IV Ausf G Pz IV Ausf H

Pz IV Ausf J

Экипаж - 5 чел.
Двигатель - «Майбах» HL 120TR или TRM (Ausf A - HL 108TR).

12-цилиндровый карбюраторный двигатель «Майбах» HL 120TR (3000 об/мин) имел мощность 300 л. с. и позволял танку развивать максимальную скорость по шоссе до 40 - 42 км/ч.

Все танки Pz Kpfw IV имели танковую пушку калибром 75 мм (7,5cm – по немецкой терминологии). В сериях от модификации А до F1 устанавливались короткоствольные пушки 7,5cm KwK37 L/24 с начальной скоростью бронебойного снаряда 385 м/с, которые были бессильны против брони советских танков Т-34 и КВ, а также против большинства английских и американских танков. С марта 1942 г. последние машины модификации F (175 машин, получивших обозначение F2), а также все танки модификаций G, H и J, стали вооружаться длинноствольными пушками 7,5cm KwK40 L/43 или L/48. (Пушка KwK 40 L/48 устанавливалась на части машин серии G, а затем на модификациях H и J.) Танки Pz Kpfw IV, вооруженные пушками KwK40 с начальной скоростью бронебойного снаряда 770 м/с, получили огневое превосходство над Т-34 на некоторое время (2-я половина 1942 г. – 1943 г.)

Танки Pz Kpfw IV имели на вооружении также по два пулемета MG 34. В модификациях В и С отсутствовал пулемет радиста; вместо него – смотровая щель и пистолетная амбразура.

На всех танках – радиостанции FuG 5.

Средний танк поддержки Pz Kpfw IV Ausf A (Sd Kfz 161)

Произведено 35 танков с октября 1937 года по март 1938 года фирмой «Крупп-Гузон».

Боевая масса - 18,4 т. Длина - 5,6 м. Ширина - 2,9 м. Высота - 2,65 м.
Броня 15 мм.
Двигатель - «Майбах» HL 108TR. Скорость - 31 км/ч. Запас хода - 150км.

Боевое применение: они воевали в Польше, Норвегии, Франции; были сняты с вооружения весной 1941 года.

Средний танк поддержки Pz Kpfw IV Ausf B, Ausf C (Sd Kfz 161)

Произведено 42 танка Pz Kpfw IV Ausf B (с апреля по сентябрь 1938 г.) и 134 танка Pz Kpfw IV Ausf C (с сентября 1938 г. по август 1939 г.).

Pz Kpfw IV Ausf B

Pz Kpfw IV Ausf C

Установлен другой двигатель, новая 6-скоростная коробка передач. Скорость возросла до 40 км/ч. Толщина лобовой брони увеличена до 30 мм. Установлена новая командирская башенка. В модификации Ausf C была изменена установка мотора и улучшено поворотное кольцо башни.

Боевая масса - 18,8 т (Ausf B) и 19 т (Ausf C). Длина - 5,92 м. Ширина - 2,83 м. Высота - 2,68 м.
Броня: лоб корпуса и башни - 30 мм, борт и корма - 15 мм.

В модификациях В и С отсутствовал пулемет радиста; вместо него – смотровая щель и пистолетная амбразура.

Боевое применение: танки Pz Kpfw IV Ausf B, Ausf C воевали в Польше, Франции, на Балканах и на Восточном фронте. Pz Kpfw IV Ausf C оставались в строю до 1943 г. Pz Kpfw IV Ausf B к концу 1944 г. постепенно выбыли из строя.

Средний танк поддержки Pz Kpfw IV Ausf D (Sd Kfz 161)

Произведено 229 танков с октября 1939 г. по май 1941 г.

Основным отличием модификации Ausf D стало увеличение толщины брони бортов и кормы до 20 мм.

Боевая масса - 20 т. Длина - 5,92 м. Ширина - 2,84 м. Высота - 2,68 м.
Броня: лоб корпуса и башни - 30 мм, борт и корма - 20 мм.
Скорость - 40 км/ч. Запас хода - 200 км.

Боевое применение: воевали во Франции, на Балканах, в Северной Африке и на Восточном фронте до начала 1944 г.

Средний танк поддержки Pz Kpfw IV Ausf E (Sd Kfz 161)

Произведено 223 танка с сентября 1940 г. по апрель 1941 г.

На Ausf E увеличилась толщина лобовой брони корпуса до 50 мм; появилась командирская башенка нового типа. Применялись броневые накладки на лоб надстройки (30 мм) и на борта корпуса и надстройки (20 мм).

Боевая масса - 21 т. Длина - 5,92 м. Ширина - 2,84 м. Высота - 2,68 м.
Броня: лоб корпуса - 50 мм, лоб надстройки и башни - 30 мм, борт и корма - 20 мм.

Боевое применение: танки Pz Kpfw IV Ausf E участвовали в боях на Балканах, в Северной Африке и на Восточном фронте.

Средний танк поддержки Pz Kpfw IV Ausf F1 (Sd Kfz 161)

Произведено 462 танка с апреля 1941 г. по март 1942 г., из них 25 машин переделаны в Ausf F2.

На Pz Kpfw IV Ausf F вновь была увеличена броня: лоб корпуса и башни до 50 мм, борта башни и корпуса - до 30 мм. Одностворчатые дверцы в бортах башни были заменены на двухстворчатые, ширина гусеницы увеличилась с 360 до 400 мм. Танки модификаций Pz Kpfw IV Ausf F, G, H производилась на заводах трех фирм: «Крупп-Грузон», «Фомаг» всехи «Нибелунгенверке».

Боевая масса - 22,3 т. Длина - 5,92 м. Ширина - 2,84 м. Высота - 2,68 м.

Скорость - 42 км/ч. Запас хода - 200 км.

Боевое применение: танки Pz Kpfw IV Ausf F1 воевали на всех участках Восточного фронта в 1941-44 гг., участвовали в . Поступали на вооружение во и .

Средний танк Pz Kpfw IV Ausf F2 (Sd Kfz 161/1)

Произведено с марта по июль 1942 г.175 танков и 25 машин переделано из Pz Kpfw IV Ausf F1.

Начиная с этой модели, на всех последующих устанавливалась длинноствольная пушка 7,5cm KwK 40 L/43 (48). Был увеличен боекомплект пушки с 80 до 87 выстрелов.

Боевая масса - 23 т. Длина - 5,92 м. Ширина - 2,84 м. Высота - 2,68 м.
Броня: лоб корпуса, надстройки и башни - 50 мм, борт - 30 мм, корма - 20 мм.
Скорость - 40 км/ч. Запас хода - 200 км.

Поступали на вооружение новых танковых полков и моторизованных дивизий, а также на восполнение потерь. Летом 1942 г. танки Pz Kpfw IV Ausf F2 могли противостоять советским Т-34 и КВ, сравнившись с последними по огневой мощи, и превосходили английские и американские танки того периода.

Средний танк Pz Kpfw IV Ausf G (Sd Kfz 161/2)

Произведено 1687 машин с мая 1942 года по июль 1943 года.

Введен новый дульный тормоз пушки. По бокам башни устанавливались дымовые гранатометы. Уменьшено количество смотровых щелей в башне. Около 700 танков Pz Kpfw IV Ausf G получили дополнительную 30-мм лобовую броню. На последних машинах устанавливались броневые экраны из тонкой стали (5 мм) по бортам корпуса и вокруг башни. Танки модификаций Pz Kpfw IV Ausf F, G, H производилась на заводах трех фирм: «Крупп-Грузон», «Фомаг» и «Нибелунгенверке».

Боевая масса - 23,5 т. Длина - 6,62 м. Ширина - 2,88 м. Высота - 2,68 м.
Броня: лоб корпуса, надстройки и башни - 50 мм, борт - 30 мм, корма - 20 мм.
Скорость - 40 км/ч. Запас хода - 210 км.

Средний танк Pz Kpfw IV Ausf Н (Sd Kfz 161/2)

Произведено 3774 машины с апреля 1943 года по июль 1944 года.

Серия модификации Ausf H – самая массовая – получила 80-мм лобовую броню корпуса (толщина брони башни осталась прежней – 50 мм); броневая защита крыши башни возросла с 10 до 15 мм. Был установлен внешний воздушный фильтр. Антенна радиостанции была перенесена в корму корпуса. На командирской башенке смонтировано крепление для зенитного пулемета. Устанавливались 5-мм бортовые экраны на корпусе и башне, предохранявшие от кумулятивных снарядов. Часть танков имела необрезиненные (стальные) поддерживающие катки. Танки модификации Ausf H производилась на заводах трех фирм: «Нибелунгенверке», «Крупп-Грузон» (Магдебург) и «Фомаг» в Плауэне. Всего было произведено 3 774 Pz Kpfw IV Ausf H и еще 121 шасси для самоходных и штурмовых орудий.

Боевая масса - 25 т. Длина - 7,02 м. Ширина - 2,88 м. Высота - 2,68 м.

Скорость – 38 км/ч. Запас хода - 210 км.

Средний танк Pz Kpfw IV Ausf J (Sd Kfz 161/2)

Произведено 1758 машин с июня 1944 г. по март 1945 г. на заводе «Нибелунгенверке».

Электрическая система горизонтальной наводки башни заменена на двойную механическую систему ручной наводки. На освободившееся место установлен дополнительный топливный бак. Запас хода увеличен до 320 км. Для ближнего боя в крыше башни была установлена мортирка, стрелявшая осколочными или дымовыми гранатами для поражения взобравшихся на танк солдат противника. Удалены смотровые щели и пистолетные амбразуры в боковых дверцах и сзади башни.

Боевая масса - 25 т. Длина - 7,02 м. Ширина - 2,88 м. Высота - 2,68 м.
Броня: лоб корпуса и надстройки - 80 мм, лоб башни - 50 мм, борт - 30 мм, корма - 20 мм.
Скорость – 38 км/ч. Запас хода - 320 км.

Боевое применение средних танков Pz Kpfw IV

Перед вторжением во Францию в войсках было 280 танков Pz Kpfw IV Ausf A, B, C, D.

Перед началом операции «Барбаросса» Германия имела 3 582 боеготовых танков. В составе 17 танковых дивизий, развернутых против Советского Союза, было 438 танков Pz IV Ausf B, C, D, E, F . Советские танки КВ и Т-34 обладали преимуществом перед немец-кими Pz Kpfw IV. Снаряды танков КВ и Т-34 пробивали броню Pz Kpfw IV на значительных дистанциях. Пробивали броню Pz Kpfw IV также 45-мм советские противотанковые пушки и 45-мм пушки легких танков Т-26 и БТ. А короткоствольная немецкая танковая пушка могла эффективно бороться только с легкими танками. Поэтому в течение 1941 года на Восточном фронте было уничтожено 348 Pz Kpfw IV.

Танк Pz Kpfw IV Ausf F1 5-й танковой дивизии в ноябре 1941 г. под Москвой

В июне 1942 года на Восточном фронте насчитывалось 208 танков Pz Kpfw IV Ausf B, C, D, E, F1 и около 170 танков Pz Kpfw IV Ausf F2 и Ausf G с длинноствольной пушкой.

В 1942 г. батальон танков Pz Kpfw IV должен был состоять из четырех танковых рот по 22 Pz Kpfw IV плюс восемь танков в штабной роте полка.

Танк Pz Kpfw IV Ausf C и панцергренадеры

Весной 1943 года

4-02-2017, 21:43

Привет всем любителям нововведений, с вами сайт! Друзья, довольно скоро прогремит обновление 0.9.17, которое принесет с собой очень много нового, а сейчас всем доступен тестовый клиент, на котором появился новый немецкий тяжелый танк десятого уровня и сейчас перед вами Pz.Kpfw. VII гайд .

Дело в том, что с приходом патча в игре появится альтернативная ветка развития немецких тяжей. В нее переехали уже знакомые вам машины и , ну а логическим завершением будет новый Pz.Kpfw. VII танк WoT . Давайте же познакомимся с этим нововведением поближе, чтобы вы могли понять, стоит ли его качать.

Но спешу вам напомнить, что сейчас идет открытая стадия тестирования, соответственно, к моменту релиза параметры этой машины еще могут поменяться. Кроме того, по своему внешнему виду Pz.Kpfw. VII имеет брата близнеца - это также топовый немецкий тяж, но выдавали его в качестве награды за бои на глобальной карте, имя ему или как любят говорить игроки - "тапколев". Впрочем, по ТТХ эти машины тоже схожи, но и различий тут довольно много.

ТТХ Pz.Kpfw. VII

Как всегда, начнем мы с того, что данный немец получил в свое распоряжение не рекордный, но весьма достойный по меркам ТТ-10 запас прочности, а также хорошую базовую дальность обзора в 400 метров.

Отдельного внимания в случае тяжелых танков всегда заслуживает их защищенность и в нашем случае этот вопрос не менее важен. У Pz.Kpfw. VII характеристики бронирования с одной стороны, очень хороши, но с другой, тут есть свои серьезные нюансы.

Для начала, корпус в лобовой проекции бронирован очень серьезно, тут везде толщина бронеплит составляет 240 миллиметров, да еще и под хорошим углом, что на 40 миллиметров весомее чем у VK 72.01(K). В общем, танковать можно действительно эффективно, но стоит бояться голды и выстрелов топовых ПТ-САУ.

Башня у нашего героя идентичная той, что установлена на "тапкольве" и со лба у Pz.Kpfw. VII World of Tanks защищена несколько хуже чем корпус. Однако практически всю переднюю часть закрывает огромная маска орудия, которая имеет очень выгодную рикошетную форму, да и щеки отлично скошены, благодаря чему можно ловить массу рикошетов и непробитий.

А вот с бортами тяжелый танк Pz.Kpfw. VII имеет серьезные проблемы и сейчас вы поймете, о чем идет речь. Номинально 160 миллиметров брони – это весьма плохо, с задним расположением башни можно было бы отлично танковать обратным ромбом. Но из-за того, что передняя часть корпуса узкая, при довороте врагу открывается основание башни, стреляя туда, нас будут пробивать очень легко.

В вопросе ходовых характеристик, сразу можно сказать, что среди немецких топовых тяжей мы практически лучшие, но это не значит, что танк очень подвижен. Pz.Kpfw. VII WoT имеет неплохую максимальную скорость (которая уступает максималке VK 72.01(K)), но получил слабенькую динамику и маневренность. То есть движемся мы не откровенно медленно, скорее туговато, так что в целом подвижность слабая.

Орудие

Пушка является основополагающей чертой каждого танка и забегая вперед скажу, что в нашем случае вооружение получилось по-настоящему грозное. Кроме того, данный ствол не имеет ничего общего с тем, что установлен на VK 72.01(K), а вот лучше он или хуже, судите сами.

Итак, у Pz.Kpfw. VII орудие имеет действительно мощный альфастрайк, а также, что немаловажно, хорошие показатели скорострельности, благодаря чему есть возможность наносить около 2100 единиц чистого уровня в минуту.

Помимо хорошей огневой мощи, немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw. VII располагает выдающимися параметрами пробития. Вы сможете пробивать большинство встреченных противников обычным бронебойным снарядом, но для конфронтации с тяжами стоит возить с собой порядка 10-15 подкалиберов.

С точки зрения точности, снова все хорошо, так как Pz.Kpfw. VII World of Tanks получил весьма приятный ля своего калибра разброс, хорошую скорость сведения и завидную стабилизацию, что делает нас крайне опасным соперником.

Единственным не совсем комфортным параметром можно считать угол вертикального склонения орудия, но при заднем расположении башни возможность опустить пушка на 7 градусов – это также весьма достойный показатель.

Преимущества и недостатки

По большинству характеристик, известных на данный момент, можно сделать вывод, что этот немецкий тяж действительно хорош. Но чтобы реализовать потенциал, заложенный в Pz.Kpfw. VII WoT , нужно четко понимать его преимущества и недостатки, так что стоит заострить внимание на этих подробностях.
Плюсы:
Хорошая лобовая броня;
Мощный альфастрайк и достойный ДПМ;
Высокая пробивная способность даже у ББ;
Отличные параметры точности;
Неплохие углы вертикальной наводки.
Минусы:
Слабая подвижность;
Уязвимое бронирование бортов;
Довольно большие габариты.

Оборудование для Pz.Kpfw. VII

Чтобы правильно укомплектовать машину дополнительными модулями, необходимо знать ее сильные и слабые стороны. В нашем же случае нужно будет сделать упор в повышение уже имеющихся преимуществ, так что на танк Pz.Kpfw. VII оборудование лучше ставить по такому принципу:
1. – это оптимальный и самый востребованный модуль для большинства танков, ведь благодаря ему увеличивается скорострельность и ДПМ.
2. – при уже имеющейся отличной точности такой выбор позволит наносить урон очень эффективно и комфортно.
3. – с параметрами обзора у нашего немца тоже все в порядке, а с оптикой вы без труда добьетесь максимального «зрения».

Но как это часто бывает, третьему пункту есть достойная замена и в нашем случае это будет . Буст в 5% ко всем необходимым характеристикам практически никогда не бывает лишним, а если у вашего экипажа прокачаны перки на обзор, то и по этому параметру вы сильно не просядете.

Обучение экипажа

Нет смысла напоминать вам о важности прокачки экипажа, все и так прекрасно понимают, что от выбранных умений зависит очень многое. Вы только должны понимать, что в ваших руках настоящий тяжелый танк, который должен сдерживать врага, но при этом может наносить тонны урона. Таким образом, для Pz.Kpfw. VII перки учатся следующие:
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Радист – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для Pz.Kpfw. VII

Купленное снаряжение также отыгрывает далеко не последнюю роль в бою и от вашего выбора может зависеть не только сэкономленный запас прочности. Однако в тех случаях, когда запасы серебра невелики, можно обойтись набором из , , . В противном случае гораздо надежнее возить на Pz.Kpfw. VII снаряжение в виде , , , а при желании последний вариант вы можете заменить на .

Тактика игры на Pz.Kpfw. VII

Если судить по тому, что собой представляет данный тяж на данный момент, то в наших руках действительно сильная машина, хоть и не лишенная недостатков. Беря во внимание подвижность Pz.Kpfw. VII World of Tanks , можно сказать, что это танк одного направления, так что если вы неуверены в своей команде, лучше не уезжайте далеко от базы.

В то же время нам самое место на передовой, ведь для Pz.Kpfw. VII тактика строится на том, чтобы сдерживать врага, продавливать направления и наносить массу урона, благодаря своему отличному вооружению. Говоря о танковании, необходимо занять позицию, на которой по вам не сможет стрелять арта и принимать урон только лбом, слегка пританцовывая. Доворачивать корпус опасно, так как мы показываем уязвимое основание башни, в которое нас будут пробивать.

В то же время не стоит постоянно находиться под огнем, Pz.Kpfw. VII танк WoT имеет действительно грозную пушку и даже несмотря на ее скорострельность, лучше играть от альфы. Выкатываемся из укрытия подставляя только лоб корпуса или башни, делаем выстрел и прячемся, все довольно просто.

В остальном, как уже говорилось, смотри по сторонам и на мини-карту, берегитесь выстрелов артиллерии, прячьте борта и не давайте себя каруселить. Тяжелый танк Pz.Kpfw. VII имеет слабую подвижность, это значит, что любой подвижный СТ может нас убить без труда, если у него будет пространство для маневра.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что данный аппарат имеет довольно много общих черт со специальным танком VK 72.01(K), особенно это касается внешнего вида (тяжи практически близнецы) и параметров бронирования. Однако на данный момент видно, что Pz.Kpfw. VII танк защищен несколько лучше и на мой взгляд вооружением у него более универсально и грозное. Что же получится на практике и каковы будут конечные ТТХ нашего сегодняшнего гостя, время покажет.

Легкий танк Panzerkampwagen I в период кампании в Польше сентября 1939 г. являлся самым массовым танком панцерваффе. Танки данного типа составляли ядро панцерваффе также в период похода вермахта на Запад весной-летом сорокового года. В меньшем числе танки Pz.Kpfw I использовались весной 1941 г. на Балканах, Африке и на Восточном фронте. По мере комплектации танковых частей более совершенными образцами, Pz.Kpfw I передавали в части второй линии и в учебные подразделения.

Предыстория танка

Подписание Версальскиго договора 1919 г. наложил на Германию серьезные ограничения в части развития вооруженных сил. В частности, Германии запрещалось вести разработку бронетехники, ее производство и формирование бронетанковых частей. Разрешалось построить лишь ограниченное количество бронеавтомобилей Schupowagen Kfz.3. предназначенных для нужд полиции.

Германия не соблюдала ограничения Версальского договора в полном объеме. Работы по строительству новых видов оружия и военной техники проводились в условиях абсолютной секретности. Глубокая и непроницаемая военная тайна покрывала опыты по отработке новых тактических приемов вождения войск. В 1925 г. фирмы Рейнметалл-Борзиг, Крупп и Даймлер-Бенц согласно распоряжению Wa Pruf 6 начала проектные работы по тяжелому танку нового типа. Проект получил в целях сохранения тайны наименование «Грострактор», этим термином в Германии назывались агрокультурные и тяжелые дорожные машины. Годом спустя, в 1928 г. прототипы «сельскохозяйственного трактора» на суд жюри представили фирмы Круп и Рейнметалл.

На следующий год, прототип фирмы Даймслер-Бенц проходил широкомасштабные полевые экзамены на полигоне близ Казани. В этот же период был изготовлен прототип легкого танка под кодовым наименованием «Легкий трактор», а фирма Рейнметалл представила прототип 77-мм САУ на шасси тягача WD. Ни одна из вышеозначенных машин не удовлетворяла требованиям технического задания, хотя к 1930 г. немецкий инженеры получили солидный опыт проектирования гусеничных бронированных самодвижущихся объектов.

Этап создания

В 1931 г. рейхсвером представлена масштабная программа развития бронетанковых частей, которая стала определяющим при разработке технического задания к массовому танку для их вооружения. Она предусматривала проектирование и строительство танка весом в пять тонн, главным предназначением коего было подготовка экипажей и проработка тактики использования создаваемых танковых частей. Однако в учебных целях стали использовать деревянные макеты танков на шасси автомобилей Ганомаг-24Р8, Опель-24 и Адлер «Стандарт -6».

Изготовление танков поручено фирмам Даймлер-Бенц, Рейнметалл, MAN и Крупп. Машина LKA-1 «Kleintractor» проектировалась под руководством инженеров Хогелоха и Вудьферта. В целях конспирации танк получил наименование LaS - сельскохозяйственный трактор. Первый прототип трактора был построен в июле 1932 г. Шасси разработано по образцу английской танкетки Карден-Ллойд Mk VI, две таких танкетки СССР закупил в 1929 г. в Великобритании и передал Германии.

Летом 1933 г. первые пять шасси трактора Las доработанные в вариант LKA, проходили испытания на полигоне Куммерсдорф. Доработка заключалась в установке стальных конструкций, связывающих ленивец и три опорных катка, а также в монтаже двух небольших роликов для поддержки верхней ветви гусеницы. Башню и корпус разработали специалисты фирмы Даймлер-Бенц. Каждая из пяти фирм, Крупп, MAN, Даймлер-Бенц, Хеншель и Рейнметалл-Борзиг собрали по 3 машины.

Первые шасси, поименованные I LaS Krupp, были выпущены под конец 1933 г. заводом Крупп-Грузон, другую партию изготовила фирма Хеншель к февралю 1934 г. Первые 15 полноценных танков были собраны в апреле 1934 г.

Panzerkampwagen I Sd.Kpz. 101 ausf. A

В июле тридцать четвертого года шасси I A LaS Krupp прибыли в 3 учебные части Kraftlehrkommando «Zossen», в сентябре подразделения получили первые танки. Месяцем позднее название Kraftlehrkommando «Zossen» изменено на 1-й танковый полк. Аналогичное подразделение переименовано в 1- танковый полк. Аналогичное подразделение, в Орлруфе, стало ядром 2-го танкового полка.

Годом позднее, в 1935 г., после открытою отказа Гитлера от соблюдения ограничений Версальского договора, информация о наличии в германской армии 2х полков танков была официально подтверждена. Уже летом машины обоих полков участвовали в крупных учениях под Мюнхеном.

Тогда же аббревиатура I A LaS Krupp было изменено на Panzerkampwagen I (MG) Sd. Kfz. 101 Ausf A (танк тина I с пулеметами, модель А) и обновлена система обозначения бронетехники. Танки классифицировались, по массе и вооружению - Panzerkampwagen I, II... Модификации танков одного типа обозначались буквами - Ausf. А, В... Для упрощения организационного процесса была введена система нумерации, позволявшая определять тип и функциональное предназначение боевых машин.

Любой, знакомый с обозначениями немецкой бронетехники и танков эпохи Второй мировой войны, в состоянии оценить и подивиться простоте, краткости и оригинальности германского подхода к наименованию бронетехники.

Танки Pz.Kpfw I., машины на его основе обозначались в системе нумерации от Sd.Kfz 101 до Sd.Kfz 120 командирские танки Sd.Kfz 165.

В сентябре 1936 г. 41 танк Pz.Kpfw I Ausf А направлен в Испанию в вместе с легионом «Кондор». Через год, в 1937 г. один танк продали Венгрии, в 1937 г. - 12 танков в Китай (информация о продаже танков Китаю точно не подтверждается). Всего изготовлено 444 ганка Pz.Kpfw I Ausf. А, в том числе 339 машин построила фирма Хеншель и 128 фирма МАХ. Один танк Pz.Kpfw I Ausf. А в экспериментальных целях оснастили дизельным двигателем Крупп М-601 мощностью 66 л.с., машина получила обозначение IА LaS IА.

Panzerkampwagen I Sd.Kpz. 101 Ausf. B

Эксплуатация танков в армии Pz.Kpfw I Ausf B показала важность внесения в конструкцию необходимых улучшений. Главным недостатком танков первой модели являлась нехватка мощности двигателя Крупп М-305 - всего 57 л.с. Как вариант, рассматривалась возможность установки дизеля Крупп, но испытания выявили неадекватность и этого мотора. Единственным вариантом улучшения подвижности п проходимости танка представлялась замена двигателя Крупп М-305 двигателем Майбах NL-38 TRKM в 100 л.с. Заодно с мотором заменили трансмиссию. Новая силовая установка имела большие габаритные размеры из-за чего потребовалось удлинить двигательное отделение на 400 мм. перепроектировать его крышу и корму.

Увеличение размеров корпуса повлекло внесение изменений в конструкцию шасси - добавлены пара опорных катков и один ролик, изменен способ фиксации связующей балки опорных катков и ленивца.

Танки Pz.Kpfw I Ausf.выпускали Хеншель и Крупп-Грузон (Магдебург), в 1936 г. к серийному выпуску подключились заводы МАХ в Нюрнберге и Вегманн в Касселе. Серийное производство завершено в середине 1937 г., но фирма Вегманн выпускала танки Ausf. B до конца 1938 г.

Капитальный ремонт танков обоих первых модификаций выполнялся заводами -производителями и, после аннексии Германией Богемии и Моравии (так называемой Чехии), заводами Ceskomorawska-Kolben-Danek (немцы переименовали в BMM) в Праге, Шкода в Пильзене.
Танки Pz.Kpfw I могли перевозить на большие расстояния грузовые автомобили, оснащенные рампами для заезда танков в кузова. Также для перевозки танков применялись трейлеры грузоподъемностью 8 и 22 т.

Kleiner Panzerbefehlswagen Sd.Kfz. 265.

В 1934 -1935 г.г. танки Pz. Kpfw. I Ausf A не оснащались радиостанциями. Средствами связи служили только сигнальные флажки и ракеты, не позволявшие надежно п эффективно управлять бронетанковыми подразделениями. Позже на танки стали ставить коротковолновые приемо-передающие р/с Fu-5 или передатчики Fu-2. Радиоаппаратура фиксировалась в передней части БО.

Работал с рацией механик-водитель. Учения сразу продемонстрировали насколько неудобно механику-водителю отвлекаться от управления танком для работы на рации. Одновременно управлять танком и обслуживать радиоаппаратуру механик-водитель не мог. Очевидным стала необходимость создания специальной командирской машины с выделенным радистом.

В 1935 г. на некоторых танках Pz. Kpfw. I (MG/Fu) Ausf A поставили радиостанции большой мощности. Рамные антенны ставили в корме. В конце 1935 г. фирма Даймлер-Бенц изготовила шесть командирских танков под обозначением 1 Kl A. То были переоборудованные танки 1 A Las (Pz. Kpfw. I Ausf A). с увеличенной на 250 мм высотой боевого отделения. Танки не имели башен и вооружения, с 1936 г. они назывались Kleiner Panzerbefehlswagen.

В сентябре 1936 г. два или три танка KlPzBfWg (вариант 1 Kl A) доставлены в Испанию. На каждом малом командирском танке стояла одна коротковолновая приемо-передающая р/с Fu-5 с передатчиком мощностью 20 Вт, обеспечивающим радиосвязь на дистанции 13 -16 км, а также передатчик Fu-2. Расчет малого командирского танка включал в себя: радиста, водителя и командира. Позднее командирские танки получили вооружение в виде пулемета 7,92 мм MG-13, оперировал которым командир машины.

В 1935 - 1938 г.г. фирма Даймлер-Бенц изготовила 200 командирских танков KlPzBfWg на шасси линейных танков Pz. Kpfw. I Ausf B с номерами 15001 - 15200. Командирские танки строились двумя партиями - 2 Kl B и 3 Kl B, которые различались составом оборудования. На машинах 2 KI B отсутствовала командирская башенка, а вместо пулемета MG-13 ставился пулемет MG-34, толщина лобовой брони составляла 13 мм на 1 Kl A и 14,5 мм для 2 Kl B, на командирских танках 2 Kl B последней производственной серии толщина лобовой брони увеличена до 19 мм.

На командирских танках 3 Kl B пулеметы MG-34 монтировались в установках, унифицированных с пулеметными установками танков Pz. Kpfw. III и Pz. Kpfw. IV . В 1939 - 1940 г.г. на толике командирских танков KlPzBfWg поставили вместо радиостанции Fu-6 радиостанции Fu-8, обладавшие большей дальностью связи. Командирские танки KlPzBfWg поначалу оборудовались полужёсткими мачтовыми антеннами, позже на них стали монтировать рамные антенны, а с 1939 г. ставить гибкие антенны.

В каждом танковом батальоне согласно штату, полагалось иметь по два командирских танка KlPzBfWg, по одному в танковой роте, танк командира роты (Kompanie Chefpanzer). В штабе полка - три KlPzBfWg (или два KIPzBfWg и один PzBfWg III). По мере насыщения войск новыми командирскими танками PzBfWg 38 (t) и PzBfWg III, командирские танки KlPzBfWg передавались во вспомогательные подразделения. С машин снимали вооружение, после чего их применяли, в частности, для эвакуации раненых.

Командирские машины KlIPzBfWg Sd.Kfz. 265 3 Kl B использовались в роте «Глинике» и 1-м Minenraum батальоне, как машины управления. Боевые отделения командирских танков оборудовались аппаратурой для управления самоходными машинами разминирования Боргвард. На командирских танках KlIPzBfWg этих подразделений монтировались добавочные рамные антенны управляющей радиоаппаратуры, а в левых верхних люках монтировались панорамные телескопические приборы наблюдения.

Водителям командирских танков предписывалось вести машины на постоянной скорости для экономии зарядов аккумуляторных батарей, необходимых для питания радиоаппаратуры. Движением самоходок Боргвард В I управлял командир. На вооружении 1-м Minenraum батальона имелось 18 командирских танков KlPzBfWg, еще одну такую машину с рамной антенной использовал командир батальона инженер-майор Мюллер.

Другие варианты

Танк - VK.601, Panzerkampfwagen I Ausf. C

Вскоре, 15 сентября 1939 г. Генеральный штаб заказал новый тип разведывательного танка, адаптированного под транспортировку воздушным способом на транспортных планерах типа Мессершмитт Ме-321 «Гигант». Этот танк не являлся дальнейшим развитием танка Pz.Kpfw. I Ausf. В, а был новой разработкой. Шасси машины разрабатывала команда специалистов, ведомая дипломированным инженером В. Книпкампом. Серийный выпуск шасси заказали фирме Краус Маффей из Мюнхена. Корпуса с башнями были разработаны и строились компанией Даймлер-Бенц. На танке стоял бензиновый Майбах HL-45P(150 л.с.)

Ширина корпуса танка Ausf. C по сравнению с Pz.Kpfw. I Ausf. Была увеличена на 30 мм. Машина вооружена 20-мм автоматической пушкой EW и пулеметом MG-34. В 1943 г. выпущена пробная партия из 30 машин Pz.Kpfw. Ausf. C. Некоторые их них употреблялись на Восточном фронте в рядах 1-й панцердивизии, остальные применялись в качестве учебных. На прототипе VK.602 в экспериментальных целях установили дизель Майбах HL-61 мощностью 180 л.с.

Танк VK. 1801, Panzerkampfwagen I Ausf. F.

Итоги компании в Польше потребовали создания эффективно защищенного танка сопровождения пехоты предназначенного для атак фортификационных сооружений линии Мажино. 12 декабря 1939 г. управление вооружений вермахта заказало промышленности разработку н изготовление партии из 30 танков Pz.Kpfw. I Ausf. F с толщиной брони 80 мм и вооружением из 2-ух пулеметов MG-34. Шасси танков строила фирма Краусе Маффей, корпуса с башнями - фирма Даймлер-Бенц. Танк был оснащен мотором Майбах HL - 45P. Гусеницы набирались из траков шириной 540 мм.

На прототипе VK. 1801стояла трансмиссия ZF SSG-47, на прототипе VK 1802 - трансмиссия Майбах VG-15319. Первые серийные машины изготовлены в конце 1942 г. На следующий год 8 танков Pz.Kpfw. I Ausf. F передали в действовавшую на Восточном фронте 1 -ю панцердивизию, семь танков в июне 1943 г. получила 12-я панцердивизия. Несколько танков Pz.Kpfw. I Ausf. F использовалось в Югославии против партизан Тито. Всего изготовлено тридцать танков Pz.Kpfw. I Ausf. F.

Описание конструкции.

Танк Pz.Kpfw I - разведывательная машина легкого класса, имевшая двух членов экипажа. По своей конструкции разделена на два отделения - боевое и моторное.

Корпус.

Бронекорпус танка Pz.Kpfw I - сварной из цементированных катанных стальных бронелистов, закрепленных несущей стальной конструкции. Толщина брони танков Pz.Kpfw I Ausf. A -14,5 - 15 мм. У Ausf. C и Ausf. H, а также KlPzBfWg 3 KI В, лобовая часть усилена дополнительной накладной броней. По левой стороне бронекорпуса устроен посадочный люк.

Переднюю часть корпуса занимал отсек управления, место водителя пребывало слева по борту сразу за трансмиссией. Управление танком осуществлялось рычагами. Правее сиденья расположили рычаг стояночного тормоза и рукоятку переключения передач.

Машина оснащена полным комплектом приборов контроля работы двигателя, часами и компасом. Приборы размешены на специальном щитке справа от места водителя. В лобовой части бронекорпуса и в его бортах имеются приборы наблюдения. Впереди бронекорпуса устроен большой люк прямоугольной формы обеспечивающий доступ к трансмиссии. Правее трансмиссии установлена радиостанция Fug-5. Сиденье водителя собрано из стальных труб, перетянутую тканью.

Средняя часть корпуса занята боевым отделением, с вооружением в виде 2-ух пулеметов MG-13 с боекомплектом. Здесь устроено место обитания командира, который по совместительству стрелок из пулемета.

В корме бронекорпуса устроено моторное отделение, отделенное от БО противопожарной перегородкой с круглым люком в ней. В бронекрыше моторного отделения сделаны вентиляционные отверстия, в корме (танки Ausf. A) - два отверстия выпуска воздуха из моторного отделения.

На танках Ausf. B воздухозаборники и отверстия для сброса воздуха обустроены по правому борту. На крыльях танков Pz.Kpfw I Ausf. A монтировались глушители выхлопной системы двигателя, на танках Pz.Kpfw I Ausf. B глушитель и дымопусковая аппаратура монтировались на корме бронекорпуса. Дымопусковая аппаратура активизировалась электроимпульсами, подаваемыми из боевого отделения.

Башни

Башня кругового движения поставлена на кольце диаметром 911 мм. Башня смещена вправо от оси корпуса. И еще в лобовой детали башни сделано два обсервационных отверстия. И установлены два прицела для двух пулеметов. Сверху башня закрыта крышей, в котором есть одностворчатый люк.

На танке Pz.Kpfw I Ausf. F установлено четыре телескопических наблюдательных приборов. В задней стенке танковой башни имеется два обсервационных отверстия. Разворот башни осуществляется мускульными усилиями командира-стрелка-пулеметчика. Устройства поворота башни и нацеливания пулеметов по вертикали установлены в левой части.
Высота башни 360 мм, высота башни от днища корпуса - 1212 мм, длина - 914 мм.

Силовая установка

Немецкий танк Pz.Kpfw I Ausf. A оснащен 4-цил. двигателем внутреннего сгорания Крупп М-305 с воздушным охлаждением. Двигатель Крупп М-305(57 л.с.)
Танк Pz.Kpfw I Ausf. B оборудован 6-цил. (с рядным расположением цилиндров) двигателем Майбах NL-38TR (100 л.с.) жидкостного охлаждения.
На танки Pz.Kpfw I Ausf. C и Pz.Kpfw I Ausf. F ставились двигатели Майбах HB- 45p (150 л.с.), 6-цил. жидкостного охлаждения. Циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает помпа. Движение воздуха в отсеке и подвод его к карбюратору обеспечивал вентилятор.

Двигатель снабжен двумя карбюраторами Солекс-40 JEP (Ausf. A) или JEF II. Питание бензином октановым числом 74. Бака – два, совокупная емкость 144 л (Ausf. A) или 146 л (Ausf. B). Затрата топлива - 100 л - 100 км (Ausf. A) либо 125 л - 100 км (Ausf. B). Бензин подается к двигателю двумя механическими бензонасосами, в аварийном режиме - ручной помпой. Правее двигателя расположен маслобак. Масло к двигателю подается маслонасосом. Емкость маслосистемы - 12 л.с.

Вращающий момент от двигателя к трансмиссии передастся посредством карданного вала. Трансмиссия Ausf. A и Ausf. D пятискоростная (5п+1з). На танках Ausf. C установлена восьмискоростная трансмиссия (6п+2з). Переключение передач осуществляется гидравликой, рычаг переключения передач установлен справа от водителя. Управление танком осуществляется посредством двух основных сцеплений и сцеплений рулевого механизма. Танки снабжены вешними механическими тормозами фирмы Крупп.

Шасси

Шасси танка включает четыре опорных катка 530x80 с резиновыми бандажами (танк Pz.Kpfw I Ausf. B - пять). Последний опорный каток танка Pz.Kpfw I Ausf. A одновременно являлся ленивцем. Ленивец диаметром 600 мм был связан с механизмом перемещения в горизонтальной плоскости для изменения натяжения гусеницы. На танках Pz.Kpfw I Ausf. A и Ausf. B ставилось, по 4 обрезиненных поддерживающих ролика размером 190x85-72 мм. Ведущее колесо с 21 зубцом помещено в передней части бронекорпуса. 1-й опорный каток оснащен амортизатором, остальные три или четыре опорных катка объединены в тележку с длинной эллиптической рессорой.

Подвеска опорных катков шасси танков Pz.Kpfw I Ausf. C/F выполнялась независимой торсионной, с каждого борта ставилось по 5 опорных катков большого диаметра (670x140 мм), опорные катки обрезинены. Ведущее колесо впереди, ленивец - сзади.
Гусеница из траков шириной 280 мм с двойными зубцами. Длина контактной поверхности 2470 мм, колея гусеницы - 1672 мм. Гусеницы имели сравнительно слабое натяжение, в силу чего довольно часто сбрасывались. Часто отмечались случаи поломки зубцов ведущих колес.

Вооружение

Базовое вооружение танков Pz.Kpfw I заключалось в 2-ух пулеметах MG-13, скорострельностью 685 в/мин., с боекомплектом 1525 патрона (61 магазин). С 1936 г. на танках Pz.Kpfw I Ausf. B боекомплект доведен до 2100 патронов (90 магазинов). Восемь стеллажей для магазинов расположены на полу БО и в корме башни.

Командирские танки вооружены одним пулеметом MG-13 - 2 Kl В или MG-34 скорострельностью 825 в/мин., с боекомплектом 900 патронов - 3 Kl В.

Танк Pz.Kpfw I Ausf. С оснащался 20-мм автоматической пушкой EV-141 и MG - 34. Pz.Kpfw I Ausf. F вооружен 2-мя пулеметами MG -34.

Оптические приборы, радиооборудование и противопожарные устройства

Пулемет снабжен прицелом Цейс KgZF-2 (Ausf. A и Ausf. B обеспечивающим прицельную стрельбу бронебойными нулями на дальностях до 1200 м. Прицел имеет 2-кратное увеличение, поле зрения - 8 град. Танки Ausf. С-F оснащались прицелами TZF-8.

Танки Pz.Kpfw I Ausf. С-F оснащались р/с FuG-5 SE-10U и передатчиками Ukw. E тип c.1 мощностью 10 Вт. В телефонном режиме передатчик обеспечивал устойчивую радиосвязь в радиусе 6.4 км, и телеграфом до 9,4 км. Р/с FuG-5 оснащена 2 метровой штыревой антенной длиной. Светосигнальное оборудование танка Pz.Kpfw I Ausf. A заключалось в ракетнице Вальтер калибра 27 мм и сигнальных флажков.

Танк снабжен самодействующей аппаратурой пожаротушения. При превышении температурой воздуха в МО заданного значения срабатывал биметаллический датчик, но которому активизировался огнетушитель, распылявший реагент на карбюраторы и бензонасосы. Резервный огнетушитель закреплен на левом крыле. Там же, на крыльях также размещен разнообразный шанцевый инструмент, посредством которого очаг возгорания засыпался грунтом.
Танки, предназначенные для действий в Африке, снабжались дополнительными фильтрами и вентиляторами.

Тактико-технические характеристики танка Pz.Kpfw I

Характеристика Pz Kpfw I
Ausf A Ausf B
Год выпуска 1934 1935
Боевая масса, кг 5400 5800
Экипаж, чел. 2
Основные размеры
- длина по корпусу, мм 4020 4420
- ширина, мм 2060
- высота 1720
Защищенность:
толщина броневых листов, мм
(угол наклона к вертикали, град.)
- лобовая часть корпуса 13 (27)
- борта корпуса 13 (0)
- лобовая часть башни 13 (10)
- крыша и днище корпуса 6 и 6
Вооружение
- марка пушки -
- боекомплект, выстрелов, шт. -
- Число пулеметов и их калибр, мм 2 - 7.92
- боекомплект, патронов, шт. 2250
Подвижность
- двигатель, тип Krupp Maybach
- марка M305 NL38TR
- мощность двигателя, л. с. 57 100
- максимальная скорость по шоссе, км/ч 37 40
- запас топлива, л 145
- запас хода по шоссе, км 145 170
- среднее давление на грунт, кГс/см 2 0.4 0.42