«Не с теми я, кто бросил землю…», анализ стихотворения Ахматовой. Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» А.А


Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час...

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

1. Тема - назначение человека на войне.

2. Идея - память о людях, воевавших за Родину, будет жить вечно.

3. Рифма - перекрёстная (1 рифмуется с 3, 2 с 4).

4. Размер - двусложный, ямб (ударение на 2 слог).

5. Изобразительные средства:

метафора: "кто бросил землю", "им песен я своих не дам", "остаток юности губя", "оправдан будет каждый час"

эпитеты: "грубой лести", "темна твоя дорога", "в глухом чаду пожара", "в мире нет людей бесслёзней, надменнее и проще нас"

сравнение: "изгнанник, как заключенный, как больной".

Обновлено: 2013-07-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

«Не с теми я, кто бросил землю…» - одно из самых известных и цитируемых стихотворений Ахматовой , относящееся к гражданской лирике.

Краткая история создания

Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» датировано июлем 1922 года и входит в сборник «Anno Domini MCMXXI». Велика вероятность, что создавалось оно под впечатлением от событий, происходивших в то время с советской интеллигенцией. В мае 1922 года Ленин отправил Дзержинскому записку, в которой говорилось о подготовке к высылке «писателей и профессоров, помогающих контрреволюции». Уже в июне за границу отправили первых двух человек. 16 июля появилось письмо Ленина, адресованное Центральному комитету и предлагающее арестовать, а затем выслать несколько сотен представителей интеллигенции, причем без объяснения причин. Впоследствии планы эти начали реализовываться. Если Ахматова знала о намерениях Ленина, что вполне допустимо, то стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» - реакция на действия властей. Если не знала, то произведение, скорей всего, посвящено людям, уехавшим из России после падения царского режима.

Тематика, сюжет, композиция

Сюжета у стихотворения нет. Внимание читателей сосредоточено на мыслях и чувствах лирического героя. Принято полагать, что основная тема произведения – тема эмиграции. «Не с теми я, кто бросил землю…» часто рассматривают в качестве жесткого высказывания, направленного против людей, покинувших Россию после Великой Октябрьской революции. Доля изгнанника в стихотворении – это тяжелая доля. Хлеб эмигранта пахнет полынью, дорога его темна. Тем, кто остался на родине, тоже приходится трудно – пребывающая в «глухом чаду пожара» Россия опасна. Им остается только надеется на то, что время расставит все по местам, что впоследствии «оправдан будет каждый час». Композиционно произведение строится на антитезе – уехавшие противопоставляются оставшимся.

Существует и другое толкование стихотворения. Например, поэт Дмитрий Бобышев, в начале 60-х годов входивший в ближайший круг общения Ахматовой, считал, что не эмиграция – главная тема. По его мнению, упомянутые в произведении люди, бросившие землю на растерзание врагам, - это те, кто подписал Брестский мир в 1918 году, ознаменовавший выход Советской России из Первой мировой войны и поражение в ней. При таком толковании грубая лесть, которой не внемлет лирическая героиня, исходит не от эмигрантов, а от представителей новой власти. Если принять эту трактовку, то по-другому начинает звучать вторая строфа. Получается, она рассказывает о тех, кого советская власть изгнала из страны, а не о тех, кто сам уехал, и к ним героиня действительно испытывает жалость. В таком случае смысловая оригинальность заключается в том, что речь в стихотворении идет о противостоянии властям, о людях, которых вынудили покинуть родную землю, и об оставшихся, на чью долю в дальнейшем также выпадет немало испытаний.

Лирический герой

Восприятие образа лирического героя практически полностью обусловлено выбранной трактовкой стихотворения. Впрочем, есть и некоторые общие черты. В независимости от толкования произведения понятно, что его лирическая героиня – сильная личность, способная стойко переносить трудности, не желающая поступаться своими моральными принципами и готовая к борьбе.

Размер, рифмы, тропы

Стихотворение написано ямбом. Рифмовка использована перекрестная, рифмы есть как мужские, так и женские. Среди средств художественной выразительности, встречающихся в произведении, - эпитеты («грубая лесть», «глухой чад»), сравнение (изгнанники сопоставляются с заключенными, больными), аллитерация на «р» (первые две строчки). Кроме того, важную роль играет сочетание «высокой» лексики («не внемлю», «растерзание») с бытовой («хлеб чужой»).

  • «Реквием», анализ поэмы Ахматовой
  • «Мужество», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сжала руки под темной вуалью...», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сероглазый король», анализ стихотворения Ахматовой

Анализ стихотворения — Не с теми я, кто бросил землю…

Когда тонет родина в крови,

Когда стынут стоны на устах,

Те, кто распинался ей в любви,

И. Губерман

Анну Андреевну Ахматову нередко называют русской Сапфо, поэтическим голосом эпохи. Действительно, огромное наследие, оставленное великой поэтессой, привлекает к себе внимание и по сей день. Я бы даже назвал Анну Андреевну летописцем своего времени: от стихотворения к стихотворению, она создает реальный образ своего времени, пусть даже кровавый и жестокий. Ахматова жила в очень сложное время, время перемен, Гражданской и сломили эти события. Она продолжала творить. Изменяется лишь стиль стихотворений, он стал немного другим: более тяжелые и суровые. Именно в последних собраниях стихотворений поэтессы достигло кульминации патриотическое воодушевление Ахматовой. Здесь мы можем проследить, как изменялось чувство любви к Родине у поэтессы, и трансформировался ее. «Не с теми я, кто бросил землю…», написанное в марте 1922 году.

Уже первые строки стихотворения наводят на размышления.

Не с теми я, кто бросил землю

Они наполнены патетикой. Вначале даже непонятно какую позицию занимает поэтесса. Либо ей жаль, что она не эмигрировала вместе с другими писателями и поэтами за границу, либо не приемлет тех людей, кто бросил нашу страну в годы ужаса и потрясений, и разграничивает себя с ними, разделив тем самым все общество на два клана: псевдопатриоты. Ей кажется, что они не достойны жить в России и черпать ее природные и духовные богатства: Но нельзя рассматривать позицию Ахматовой с негативной стороны. Да, она осуждает тех, кто уехал и, по ее мнению, предал Родину и для нее сделан уже сделан некий духовный выбор – эмиграция невозможна. Но Ахматова дает как бы свою оценку происходящего. Ее переполняют чувства горечи и боли за родную землю, в ее душе есть капля жалости. Об этом свидетельствует следующая строфа, из которой читатель узнает, что Анне Андреевне, на самом деле, жаль этих изгнанников, она сравнивает их с заключенными, больными. Значение слова «изгнанник» вовсе не категория людей изгнанных или репрессированных по каким-либо причинам. Здесь совсем другая смысловая страну. Однако, я считаю, что нельзя так критично относиться к этим изгнанникам. Они в какой-то мере не виноваты – их вынудила ситуация, сложившаяся в России. Как бы не было жаль поэтессе изгнанников, она не предвещает им ничего хорошего, их дальнейшая судьба не определена. Пусть даже человек и живет за границей, все равно истинного счастья здесь он не обретет, так все Между тем ритм стихотворения резко меняется, подобно тому, как спокойно течет река и неожиданно на ее пути Здесь, казалось бы, лежит, как и полагается, смысловой центр произведения, но это не так. Не следует отрицать всей глубины этих сильных строк, показывающих ту атмосферу, которая воцарилась в стране после революции. Я бы отметил местоимение «мы». В нем сосредоточены плечи равновесия строфы, в нем выражен русский народ, все патриоты Руси, вставшие на защиту своей Родины. Ахматова и показывает, каким должен быть этот истинный патриот. Смысловой центр смещен к концу стихотворения. В последних строках заключен вывод и напоминание людям о том, Надменнее и проще нас лирического повествования стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю…» Не менее интересен замысел и с точки зрения композиционного построения. В основе лежит любимое акмеистами ямбическое стихосложение. Внутри каждой строфы не трудно заметить точную перекрестную рифмовку. На этом громогласного, оценочного. Только с помощью чередования мужской и женской рифмы это удается сделать поэтессе. музыкально-акустической точки зрения. Еще одна особенность, встречающаяся в стихосложении, — между ударениями неодинаковое количество слогов, что создает особую морально-психологическую нагрузку.

Интересна и аллитерация. Для примера рассмотрим первую строфу:

Не с теми я, кто б[р]осил зе[м][л]ю

На [р]асте[р]зание вра[г]а[м].

И[х] [г][р]убой [л]ести я не вне[м][л]ю

Как видно, употреблены в основном рычащий звук [р], [г], создающий некий гам, и сонорные, мягкие [м] и [л],

строфе. В следующей строфе преобладают жужжащие звуки [ж], [з] и глуховатый [х], которые хоть и звучат чуть

помягче, но не снимают напряженной ситуации. Их подхватывают звуки третьей строфы [ж] и [х], а [з] перестает

звенеть. Слушатель временно отдыхает от него, чтобы потом, в четвертой строфе, услышать новый звон и набат [з]:

[з]наешь, по[з]дний, бессле[з]ней.

В ассонансе также ряд особенностей. В основном слышатся звуки [е] и [о], придающие звучанию гул и шум.

В средствах художественного изображения Ахматова использует эпитеты, сравнения, инверсии. В употреблении

эпитетов поэтесса очень сдержанна, и к ним можно отнести прилагательные «грубой», «чужой», «глухой». То

есть назначение эпитетов в стихотворении — нести что-то противоестественное добру и счастью. Сравнения «как

заключенный», «как больной» тоже имеют подтекст мрачных и злых начал.

Если в задачи истории входит сохранять точные сведения и факты прошлого, то поэзия А. А. Ахматовой расширила

рамки данной науки и показала душевное состояние эпохи. Поэзия Ахматовой актуальна и по сей день, на ее

стихотворениях можно учиться любить свою Родину так, как любила ее великая поэтесса «серебряного века»

русской поэзии Анна Андреевна Ахматова.

Революционные события в России переполошили всю страну. Количество эмигрантов, которые начали в срочном порядке покидать русские земли, увеличивалось с каждым днем. Возможность выезда за границу была и Анны Ахматовой. Она могла спокойно отправиться вслед за своим супругом Николаем Гумилевым, который в то время находился во Франции. Однако, поэтесса отказалась от такого шанса. Она неоднократно утверждала, что желает остаться в родном и милом сердцу Петербурге.

Конечно, Анна Андреевна осознавала, что в скором времени жизнь в России превратиться в сплошной ад. Но, это не остановило ее и не подтолкнуло на принятие неверного решения.

И вот, границы закрыты. Теперь, внутри страны начинаются гонения и аресты. Тяжело приходится и поэтессе, ведь она не принимает политики управляющей партии, выступая с оппозиционными лозунгами и предложениями.

В это время Ахматова создает свое стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…». Причиной появления данной работы стало ужасное событие – арест и расстрел супруга Ахматовой – Николая Гумилева.

Собравшись духом, поэтесса остается верна и предана родной земле. Она не поддерживает тех людей, которые трусливо покинули территорию России и спрятались за ее пределами. Более того, она относится к ним с огромнейшим сочувствием, называя малодушными. Дорогу таких беглых странников Ахматова называет темною. А хлеб на территории чужой страны описывает с приторным запахом полыни.

Конечно, Анна Андреевна осознает, что эмигранты избавляют себя от трудностей и проблем, которые навалились на плечи русскому народу. Но, это не останавливает и не огорчает ее. Она истинная патриотка своей родины и ей не страшны репрессии и гонения. Она, как и остальные преданные жители, примет любой удар судьбы. Под такими тяжкими ударами люди становились жесткими, и даже жестокими.

Однако никто не смог сломить их сильный дух, их веру в прекрасную Россию и в родную землю. Оставшиеся граждане превратились в простых людей, которые до самого конца отстаивали свои взгляды и суждения.

Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» было на­писано А.А. Ахматовой в 1922 году. Оно относится к гражданс­кой лирике. Основная тема его – тема Родины, отношения по­эта к своей стране.

Построено стихотворение по принципу антитезы: эмигран­ты, изгнанники противопоставлены лирической героине, остав­шейся в России в трудные для нее времена. Образы изгнанника и чужбины создаются уже во второй строфе:

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

Характерно, что образ изгнанника у Ахматовой не романти­зирован. Ее изгнанники – жалки, несчастны, дорога их – «тем­на». Судьба же оставшихся на Родине тоже сурова и драматична, Россия – «в глухом чаду пожара», она губит своих детей, лишает их юности, счастья. Однако, несмотря на все лишения и испыта­ния, лирическая героиня готова разделить с ней ее судьбу. Она сильный и мужественный человек, она готова принести в жертву Родине свое благополучие, спокойствие и уют. При этом герои­ня уверена, что жертва эта не напрасна, она будет по достоинству оценена потомками:

И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час…

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

Таким образом, в основе композиции стихотворения лежит принцип антитезы. Первые две строфы говорят об изгнанниках и жизни на чужбине. Две последние строфы – о людях, остав­шихся на Родине. Антитеза присутствует и в первой строфе, где лирическая героиня резко отделяет себя от эмигрантов.