Презентация - изобразительное искусство реализма. Реализм во французской живописи-презентация по мхк Скачать презентацию к уроку изобразительное искусство реализма

МХК, 11 класс

Урок № 17-18

Урок № 17. Реализм - направление в искусстве второй половины XIX века

Урок № 18. «Социальная тематика в западно-европейской живописи реализма»

Д.З.: Глава 16, ?? (с.183), тв. задания (с.183-184) ;

Глава 17, ?? (с.189), тв. задания (с.189-190)

© ред. А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • Познакомить учащихся с характерными чертами русской классической музыкальной школы, творчеством М.И. Глинки;
  • Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать музыкальное произведение;
  • Воспитывать культуру восприятия шедевров русской классической музыкальной школы.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • реализм;
  • Г. Курбе;
  • натурализм;
  • Э. Золя;
  • эстетика реализма;
  • литография;
  • бытовая сатира;
  • академическая живопись

Проверка знаний учащихся

1 . Русский художественный и музыкальный критик, историк

искусства В. В. Стасов (1824-1906) писал, что в русской

музыке М. И. Глинка имеет такое же значение, как А. С. Пушкин

в русской поэзии: «Оба создали новый русский язык - один в

музыке, другой в поэзии». Как вы думаете, что сближает

творчество композитора с поэзией Пушкина? В чём именно

заключалась новизна открытий Глинки в музыкальном

искусстве? Почему его называют основоположником русской

музыкальной классики? В каких музыкальных жанрах им

были созданы непревзойдённые шедевры?

2. Какие черты композиторского мастерства М. И. Глинки

раскрываются в его романсово-песенном творчестве? Почему

именно в русской народной песне и поэтическом творчестве

современных поэтов он черпал своё вдохновение?

Проиллюстрируйте свой ответ произведениями композитора.

Предложите послушать своим одноклассникам некоторые из

наиболее понравившихся вам произведений.

3. Какими музыкальными достижениями М. И. Глинка обогатил

русскую национальную оперу? Какое отражение в его

оперных произведениях находят героический эпос и драма

русского народа, сказочная фантастика и вдохновенный

лиризм?

Универсальные учебные действия

  • находить ассоциативные связи определять роль искусства
  • определять существенные признаки реализма и соотносить его с конкретной исторической эпохой;
  • исследовать причинно-следственные связи , закономерности смены художественных моделей мира;
  • оценивать эстетическую, духовную и художественную ценность культурно-исторической эпохи;
  • выявлять способы и средства выражения общественных идей и эстетических идеалов эпохи реализма в процессе анализа произведений искусства;
  • находить ассоциативные связи между художественными образами классицизма, романтизма и реализма, представленными в различных видах искусства;
  • характеризовать основные черты , образы и темы искусства реализма;
  • определять роль искусства реализма в разрешении жизненных противоречий и трагических конфликтов эпохи

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Реализм: эволюция понятия.
  • Основы эстетики реализма.

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет реализм, как направление в искусстве второй половины XIX века ?


подвопросы

  • Реализм: эволюция понятия. Особенности толкования понятия «реализм». Изменчивость и неопределенность границ реализма в сфере художественной деятельности.
  • Основы эстетики реализма. Роль Г. Курбе в формировании и развитии реалистического направления в искусстве.
  • Эстетика реализма и натурализм. Правдивое воспроизведение «типичных характеров в типичных обстоятельствах» как важнейший способ художественного обобщения. Критическая направленность и демократичность реализма. Реализм и романтизм, их связь и отличие. Реализм и натурализм (на примере творчества Э. Золя)

Середина XIX в.

реализм

классицизм

романтизм

Конец XVIII в.

Начала XIX в.

истина

разум

чувства

«Срывание всех и всяческих масок»

критическим .


«Девятнадцатый век будет отличаться от всех предшествовавших веков точным и пламенным изображением человеческого сердца».

Стендаль

Французская буржуазная революция 1848г., а затем первая в мире пролетарская революция 1871г (Парижская коммуна) окончательно развеяли романтические иллюзии и заставили обратить взоры на нужды простого человека.

Э. Делакруа. «Свобода, ведущая народ», 1830


Отличительные признаки

романтизм

реализм

Отношение к действительности

Фиксирует пороки и недостатки в жизни общества.

Изображает много субъективного и индивидуального.

Заостряет внимание на причинах, породивших зло в обществе.

Стремится к объективности, используя художественные приёмы сатирического осмеяния.

Особенности изображения человека

Личность воздействует на общество

Общество оказывает существенное влияние на личность.

«Реализм – это правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах». Ф.Энгельс


РЕАЛИЗМ

( realis от латинского слова – вещественный)

- стремление к более полному, глубокому и всестороннему отражению действительности во всех ее проявлениях.

В 50-х гг. XIX века впервые термин «реализм» употребил французский литературный

критик Ж. Шанфлёри для обозначения искусства, противостоящего романтизму и символизму.

в которой предлагал рассматривать реализм как нечто неопределённое, изменчивое, наиболее точно отражавшее суть данной эпохи.


«Реализм нельзя смешивать с видимым подобием действительности….. Совершенство художественного образа не зависит от степени подражания природе.»

Эмиль Золя

С середины Х I Х в. термины «реализм» и «натурализм» часто употреблялись как синонимы, а с 1870-х годов натурализм стал выделяться в литературно-художественном движении.

Натурализм - крайняя степень реализма.

  • Э. Золя - сторонник принципов натурализма (книга «Экспериментальный роман», 1880).
  • В художественном творчестве Э. Золя черты натурализма переплетаются с чертами критического реализма.

Эмиль Золя (1840-1902)


Гюстав Курбе (1819 – 1877 гг.)

французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист . Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи.

Рождение реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма» (из 13 картин были отобраны 11картин – две были отвергнуты).

Он умел довести каждый персонаж до типической значимости, угадать в каждом герое судьбу целого поколения.




Характерные черты направления :

- живопись изображает каждодневную реальную действительность ;

- простая композиция, землистые цвета ;

- в качестве сюжет а служит страна, труд, простая жизнь ;

Курбе Г. Дробильщики камня


Курбе Г. «Веяльщицы», 1853

Г.Курбе «Автопортрет с чёрной собакой»

В 1844 году первая картина Курбе , «Автопортрет с собакой», была выставлена в Парижском салоне (все остальные картины были отвергнуты жюри). С самого начала художник показал себя крайним реалистом, и чем далее, тем сильнее и настойчивее следовал по этому направлению, считая конечной целью искусства передачу голой действительности и жизненной прозы и пренебрегая при этом даже изяществом техники.


Курбе Г. Уснувшая пряха

Курбе Г. Долина

Классицисты искали героев в античности, романтики выбирали в качестве героев людей ярких, необычных, действующих в исключительных обстоятельствах, реалисты сделали главной темой искусства своих современников, занятых повседневными делами .



Последние годы

жизни Г.Курбе

В 1871 году Гюстав Курбе вошёл в состав Парижской Коммуны. Этот шаг ему не был прощен.

После разгрома Коммуны, во время версальского террора, Курбе был отдан под суд. Его обвинили в разрушении Вандомской колонны, воздвигнутой в 1783 году. Решением суда Курбе был брошен в тюрьму и приговорен к колоссальному штрафу.

Друзья пришли художнику на помощь: он бежит в Швейцарию, где проходят последние годы его жизни.

Трогательный рельеф «Женщина и чайка» был последним, что он сделал перед смертью.

Г. Курбе. Женщина и чайка


Оноре Домье (1808-1879)

французский живописец , рисовальщик, карикатурист, скульптор, мастер литографии ( отпечаток с камня )

Как художник Домье родился в 1830 г., когда еженедельная газета «Карикатюр» стала издавать его гравюры.

С первых же творческих шагов проявляются его политические симпатии.

«Домье рисует лучше всех нас.»

Э. Делакруа


О. Домье делает карикатуры на Луи Филиппа , занявшего престол во время революции 1830 г. после изгнания Бурбонов, изображая его с грушевидной головой.

Суть изобразительной метафоры состояла в том, что по-французски слово « poire » обозначает и «груша» и «дуралей».

Карикатура на Луи Филиппа.

Луи Филипп в образе Гаргантюа.


Как сотрудник газеты, он имел право входа в ложу прессы Бурбонского дворца и потому просиживал на заседаниях палаты, где вершилась французская политика. Он изучал своих будущих «героев» и, приходя домой, лепил миниатюрные портреты-бюсты . Так появился рисунок «Законодательное чрево».


В апреле 1834 г . произошло восстание ткачей в Лионе , перекинувшееся затем в Париж. На подавление были брошены войска. Жители дома на улице Транснонен, не принимавшие никакого участия в возведении баррикад, стали безвинными жертвами властей: кто-то выстрелил из пистолета из окна пятого этажа, каратели вломились в дом и начали убивать всех подряд, в том числе женщин и детей.

Картина стала потрясением для современников. Правительство запретило её издание: пачки нераспроданных литографий были конфискованы и сожжены.




Контрольные вопросы

1. В одном из писем Г. Курбе называл себя «искренним другом подлинной правды». Какую правду он представлял в своём творчестве, как «Выражал нравы, идеи, облик эпохи»? Какие задачи ставил перед собой художник? Как вы думаете, что имел в виду Э. Делакруа, назвавший его творчество «Совершенно новым явлением»?

2. Можно ли утверждать, что в картине «Похороны в Орлеане» Г. Курбе создал своеобразный групповой портрет французского провинциального общества середины XIX в.? Каковы особенности её художественного решения? В чём главные причины беспощадной критики в адрес этой картины? Почему автор видел в ней «похороны романтизма»?

3. Как вы думаете, почему современники восприняли литографию О. Домье «Улица Транснонен» не только как «кровавую страницу современной истории», но и как «победу, одержанную дюжиной стариков, женщин и детей»? Действительно ли эта «картина трагедии» превращена художником в беспощадный и объективный приговор жестокости и насилию?


Темы проектных исследований или презентаций

1.Тематика изобразительного искусства реализма.

2. Богатство и разнообразие социальной тематики живописи

реализма.

3. Обращение к темам национальной истории в творчестве художников реалистического направления.

4. Бытовые картины в западноевропейском изобразительном искусстве второй половины XIX в.

5. Темы повседневного быта французской провинции в произведениях Г. Курбе.

6. Преодоление традиций академической живописи и новаторский характер творчества Г. Курбе.

7. Жизнь человека простого сословия в произведениях Г. Курбе.

8. История и реальность в произведениях О. Домье.

9. Социально-критический характер творчества О. Домье.

10. Значение творчества О. Домье в развитии жанра политической карикатуры.

11. Графические серии О. Домье - пародия на жизнь французских буржуа.

12. Ирония и гротеск в творчестве О. Домье.


  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Литература:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
  • Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень: учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
  • Калинина Е.М., учитель ИЗО и МХК, МОУ "Ермишинская СОШ», р.п. Ермишь, Рязанская область


Изобразительное искусство реализма

Презентацию подготовила

ученица 11 класса

МОУ СОШ с. Б-Лука

Вадинского района

Пензенской области

    Реализм (от позднелат. realis - вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы (например, просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм). Методы эти, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства.




Из истории реализма



    Советское реалистическое искусство требует от художника тесной связи с жизнью и высокопрофессионального мастерства. Отсюда особое внимание к художественной школе, к методам овладения языком изобразительного искусства. Реалистическое искусство пользуется языком, ясным для всех, оно доступно людям всего земного шара и стремится отображать реальную действительность правдиво, без искажений. Все великие художники реалистического направления при изображении человека стремились использовать язык ясный и понятный, чтобы зритель, независимо от нации, расы и уровня образования, мог «прочитать» произведение художника-реалиста.

    Советский художник также должен хорошо владеть реалистическим рисунком, чтобы суметь запечатлеть образы своих современников, чтобы и потомки наши смогли получить правильное представление о нас. Народный художник СССР Т. Салахов пишет: «Если художник создает зашифрованные ребусы и шарады, то это говорит о его замкнутости и оторванности от жизни... Молодые художники не могут не задумываться об изобразительной форме, которая лучше всего передавала бы индивидуальность современных героев, их духовную наполненность, преклонения художника перед красотой реального мира».

  • Объективное познание натуры дает возможность художнику реалистически убедительно изобразить ее на плоскости, а эти объективные знания художник может приобрести только с помощью науки. Изучение перспективы, анатомии, теории теней имеет тесную связь с искусством, хотя искусство и наука по разным законам познают природу.



    Теоретический принцип и основное художественное направление, господствовавшее в СССР в середине 1930-х - начале 1980-х гг. В советском искусстве и художественной критике уже в конце 1920-х гг. сложилось представление об исторической предназначенности искусства - утверждать в общедоступной реалистической форме социалистические идеалы, образы новых людей и новых общественных отношений. Эта программа отвергала такие важные этапы национального наследия, как религиозное искусство средних веков и авангардное искусство XX в. Были разработаны основные принципы соцреализма: правдивое изображение действительности в ее, революционном развитии, сочетание исторической конкретности образов с их героикой и романтикой.



Художники - реалисты

  • Как никогда раньше, художников-реалистов интересовала судьба простого человека. Его обыденная, прозаическая и в тоже время возвышенно-прекрасная жизнь становится главным предметом изображения. На первый план выдвигается не идеализация, а задача художественного познания народа, его истории, условий, причин и обстоятельств событий.


Гюстав Курбе (1819-1877гг.)

  • Густав Курбе (1819–77) – французский художник, родился в городе Орнане.

  • В 1839 году переехал в Париж. Именно там проходило обучение живописи в биографии Курбе. В основном, он учился путем копирования шедевров В Лувре. В 1847 его произведение «Wounded Man» (Лувр) раскритиковали, не приняв в салон. Тем не менее, две более ранних картины Курбе были приняты.

  • Он впервые получил внимание публики благодаря «After Dinner at Ornans» (Лилль) в 1849. В следующем году были выставлены «Funeral at Ornans» (1849–50, Лувр), «Stonebreakers» (1849, Лувр). Благодаря выбору предметов из обычной жизни, упрямству, смелости художника, его работы часто оскорблялись. Наслаждаясь трагедией, Курбе со временем дорос до того, чтобы защищать свои произведения, выражения вновь обретенного политического радикализма.

    В 1855 году Курбе представил свету работу «Painter’s Studio» (Лувр). Оспариваемый академическими художниками, он организовал свой собственный зал, где выставил 40 картин, а также издал манифест реализма. Продолжая провоцировать, Курбе дважды пытался выставить свои полотна в салоне в 1860х годах, ему было отказано. Тем не менее за это десятилетие биография Густава Курбе стала известна как лидера реалистической школы живописи. Его влияние стало громадным.

    В Парижской коммуне (1871) Курбе был президентом федерации искусств. После падения Вандомской колонны Курбе был несправедливо осужден, заключен в тюрьму. В 1873 году он бежал в Швейцарию, где провел несколько лет в нищете. Не смотря на это, его эстетические теории не предназначались для распространения. Картины Курбе восхищают откровенностью, энергией, прочной композицией.


Картины Гюстава Курбе


Франсуа Милле (1814-1875гг.)

  • Жан Франсуа Милле родился 4 октября 1814 года в деревне Грюши, в Нормандии.

  • Его отец служил органистом в местной церкви, один дядя будущего художника был врачом, а второй - священником. Эти факты многое говорят о культурном уровне семьи будущего художника. Милле с ранних лет работал на ферме, но при этом получил хорошее образование, изучал латынь и на всю жизнь сохранил любовь к литературе. С детства мальчик проявлял способности к рисованию.

  • Положение Милле в мире искусства резко изменилось в 1848 году. Отчасти это было связано с политическими событиями, а отчасти с тем, что художник нашел, наконец, тему, которая помогла ему раскрыть свой талант.

  • Он получил правительственный заказ на картину «Агарь и Измаил», но, не закончив ее, сменил тему заказа Так появились знаменитые «Сборщицы колосьев». Полученные за картину деньги позволили Милле перебраться в деревню Барбизон близ Парижа.

  • 1860-е годы оказались для художника гораздо более успешными. Его работы пользовались большим спросом у коллекционеров.

  • 20 января 1875 года художник в возрасте 60 лет скончался в Барбизоне и был похоронен близ деревни Шалли, рядом со своим другом Теодором Руссо.

  • Жан Франсуа Милле нашел свое призвание в изображении картин сельского быта. Он писал крестьян с глубиной и проникновенностью, напоминающими о религиозных образах. Его необычная манера принесла ему заслуженное признание, не подвластное времени.


Картины Франсуа Милле


  • Реалистическая направленность изобразительного искусства нашла яркое воплощение в творчестве русских художников XIX в. Следует прежде всего назвать Алексея Гавриловича Венецианова


Алексей Гаврилович Венецианов

    Венецианов Алексей Гаврилович - живописец (1780 - 1847). Пользовался уроками Боровиковского. Был почетным вольным общником Академии Художеств. В 1812 г. издавал, вместе с Теребеневым, политические карикатуры на Наполеона и его союзников. Был первым, по времени, русским живописцем натуралистического направления и родоначальником русской бытовой живописи. Завел у себя, в Вышневолоцком уезде, нечто вроде художественной школы, в которой получили подготовку свыше 70 живописцев (Г. Михайлов, А. Тыранов, С. Зарянко и др.). Кроме деревенских типов и сцен их простонародного быта, Венецианов писал портреты и картины религиозного содержания. Из жанровых его произведений наиболее известны: "Приобщение умирающей", "Старуха-крестьянка, опирающаяся на клюку" (обе в Румянцевском музее), "Мальчик-крестьянин, надевающий себе на ноги лапти" (в Эрмитаже), "Гумно", "Спящий пастушок", "Помещица, занятая хозяйством" и "Группа крестьян" (в музее Александра III), "Лето" и "Этюд крестьянина" (в Третьяковской галерее), "Балерина одевающаяся к балу" (у М.П. Фабрициус в СПб.), а из религиозных картин - "Предстательство Богородицы за воспитанниц Смольного монастыря" (в соборе всех учебных заведений, в СПб.). В 1911 г. Обществом защиты и сохранения в России памятников искусства и старины была устроена отдельная выставка его произведений. - См. барон Н.Н. Врангель "А.Г. Венецианов в частных собраниях"


Картины Венецианова


Иван Николаевич Крамской

  • Иван Николаевич Крамской (1837 , Острогожск - 1887 , Санкт - Петербург) - русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи, художественный критик.

  • Под влиянием идей русских демократов-революционеров Крамской отстаивал взгляд о высокой общественной роли художника, принципов реализма, моральной сущности и национальности искусства. Он стал одним из основных организаторов и идеологов общества подвижных выставок искусств Передвижники.

  • Художник умер 24 марта 1887 года, во время работы над портретом доктора Раухфуса , когда он внезапно наклонился и упал. Раухфус попытался оказать ему помощь, но было уже поздно.


Картины Крамского


Павел Андреевич Федотов (1815-1852)

    ФЕДОТОВ ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ - известный русский живописец и рисовальщик, основоположник критического реализма в бытовом жанре, aкадемик живописи (1849г.), aвтор поэмы «Женитьба майора» (1847г.). П. А. Федотов - одинокая и трагическая фигура в русском искусстве середины XIX в. Как и многие талантливые люди того времени, он жил и умер недостаточно понятым и оцененным современниками. Судьба не дала ему ни душевного равновесия, ни материального благополучия, ни простых человеческих радостей, ни даже смерти достойной. А между тем Федотов был первым из художников, кто сумел своими произведениями бытового жанра разрушить броню академической эстетики классицизма и проложить путь новому направлению в русском искусстве.



Шедевры реализма П.А.Федотова


Орест Адамович Кипренский (1782-1836)

  • Кто шагнул совсем юным в искусство России на пороге XIX века и буквально в десятилетие создал полотна, сразу показавшие Европе, что в Петербурге появился талант силы необычайной?

  • Это был Орест Кипренский, первый из наших соотечественников, чей автопортрет вошел в коллекцию знаменитой флорентийской галереи Уффици и потряс итальянских коллег мощной светоносной живописью, настолько неожиданной и непривычной для той эпохи, что маститые мастера приняли однажды его картину за работу Питера Пауля Рубенса. Кипренский словно шутя одолел вершины портретного мастерства (хотя это досталось ему ценою невероятного труда) и открыл своими холстами путь в европейское искусство.

    Входишь в музейный зал, где висят полотна Ореста Адамовича Кипренского, и сразу попадаешь в особый мир. Хочется понять: чем же отличаются его портреты, почему возникает это ощущение особого, своего мира? Исследователи творчества художника приходят к мысли, что именно Кипренскому удалось в живописи приблизиться к тому методу отображения жизни, который в литературе «открывали» Пушкин, Баратынский, Батюшков, в музыке - Глинка, Алябьев... Не все ясно в судьбе этого замечательного художника. Исследователи до сих пор распутывают тугой узел из правды и вымысла, романтических историй и клеветы, различных толкований творческого метода художника, который сплелся вокруг его личности.



Карандашная работа


Портретное искусство О.А.Кипренского


Василий Григорьевич Перов

  • Перов Василий Григорьевич. (2 января 1834 – 10 июня 1882). Перов Василий Григорьевич. (2 января 1834 – 10 июня 1882).

  • Художник-передвижник. Один из организаторов Товарищества передвижников. Творчество Перова явилось толчком для развития критического реализма в русской живописи. В его произведениях ярко проявились особенности русского критического реализма этой поры. Зрелый мастер бытового жанра и глубокий психолог, Перов выступает в ряде случаев и как тонкий пейзажист, и как автор выдающихся портретов.


Картины Перова




Портретная живопись реализма


  • Реалистические пейзажи, созданные французскими и русскими живописцами, погружают зрителей в мир глубоких размышлений о сущности бытия и вечных духовных ценностях. Несмотря на то, что жанр пейзажа издавна считался академическим и далёким от реальной жизни, именно в нём были сделаны наиболее яркие открытия.


Природа в изображении реалистов



Слайд 1

Изобразительное искусство реализма

Слайд 2

Что такое РЕАЛИЗМ?
Реализм – направление в культуре и искусстве середины XIX века, выразившееся в стремлении к более полному, глубокому и всестороннему отражению действительности во всех ее проявлениях.

Слайд 3

Главные темы творчества:
Интерес к жизни простого человека Бытовые картины жизни Реалистический пейзаж История и реальность

Слайд 4

Западно-европейские художники-реалисты
Гюстав Курбе Теодор Руссо Шарль Добиньи Джон Констебл Жюльен Дюпре Жюль Бретон Леон Лермитт Жюль Бастьен-Лепаж Джон Эверетт Милле

Слайд 5

Гюстав Курбе
Жан Дезире́ Гюста́в Курбе́ (фр. Gustave Courbet; 10 июня 1819, Орнан - 31 декабря 1877, Ла Тур-де-Пей, Во, Швейцария) - французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма.

Слайд 6

Работы Курбе

Слайд 7

Работы Курбе

Слайд 8

Работы Курбе

Слайд 9

Работы Курбе

Слайд 10

«Дробильщики камней»

Слайд 11

Описание картины «Дробильщики камней»
Работа Гюстава Курбе» Дробильщики камней» повествует о глубокой нищете, какая только может встретиться на пути за городом. Сам же художник рассказывал, что возвращался из поездки, когда увидел этих двоих. Первым, кто из персонажей бросается в глаза – это старик в широкополой шляпе. Занимаясь постройкой дороги, которая требует материала, он размельчает крупные булыжники в мелкие камни свои молотом. Из под шляпы можно заметить, к чему приводит такая работа. Худые щеки, острый нос и нездоровый цвет кожи. Его ботинки имеют дыры, из которых выглядывают обнаженные пятки. Размолотив очередной булыжник, старик отдает его остатки молодому рабочему – второму персонажу картины. Того ждет еще больший труд – донести корзину с камнями на строящуюся дорогу. У него нет ни тележки, ни какого другого приспособления, чтобы транспортировать груз. Остается только таскать одну тяжелую корзину за другой. Его одеяние мало чем отличается от старика. Порванные лохмотья обнажают его худое загорелое тело. Рядом с молодым человеком лежат уже порванные корзины. Это еще раз подчеркивает, насколько тяжек труд этих двоих.

Слайд 12

Теодор Руссо

Слайд 13

«Рынок в Нормандии»

Слайд 14

«Утро в лесу Фонтенбло»
Неприхотливый лесной вид написан мерцающими жемчужными красками. Вписанный в арку из деревьев, охватывающую пространство картины, пейзаж поражает свежестью и интимностью образа. Фигуры коров в дымке утреннего тумана отбрасывают смутные отражения на серебристую поверхность лужицы, из которой пьют воду. Руссо с большой тонкостью изображает пропитанный сыростью лес и бледный изменчивый свет зари.

Слайд 15

Шарль Добиньи

Слайд 16

Работы Добиньи

Слайд 17

Работы Добиньи

Слайд 18

Джон Констебл
Констебл, Констебль Джон (Constable John) (1776-1837), английский живописец. В 1800-1805 посещал Академию художеств в Лондоне, но как художник, крупнейший в 19 веке пейзажист Великобритании, Констебл сложился, в основном, самостоятельно, изучая произведения Якоба ван Рейсдала, Никола Пуссена, Клода Лоррена, Томаса Гейнсборо. Работал в Лондоне и Суффолке. Отказавшись от многих условностей, свойственных пейзажной живописи 18 века, Констебл обратился к непосредственному наблюдению природы, первым из европейских мастеров стал писать пейзажи полностью с натуры. Свои картины, простые по мотивам, естественные и вместе с тем величественные по композиции, полные ощущения гармонического единства природы, Констебл писал на основе исполненных им на открытом воздухе этюдов, смелыми беспокойными мазками воссоздавая свежесть и живую динамику красок, градации света, изменчивое состояние световоздушной среды

Слайд 19

Пейзажи Костебла

Слайд 20

Пейзажи Костебла

Слайд 21

Жюльен Дюпре
Жанр: Пейзаж, портрет Жюльен Дюпре (фр. Julien Dupré)- французский художник, представитель реализма. Родился 19 марта 1851 в Париже. Живописи обучался у Изидора Пиля и Анри Лемана. Участник Парижского Салона с 1876 по 1899. Скончался в апреле 1910..

Слайд 22

«Молочница», «Пастушка»

Слайд 23

«На лугу». «С поля».

Слайд 24

«Сенокос»

Слайд 25

Жюль Бретон
01 мая 1827 - 05 июля 1906 французский художник, жанрист и пейзажист Сюжеты картин Бретона заимствованы из народной жизни. Большинство его картин носит идиллический характер; они изображают жизнь пастухов или крестьян в поле; исполнение, в общем, отличается реализмом, но сама концепция не чужда некоторой идеалистической окраски. ИЗВЕСТНЫЕ КАРТИНЫ «Возвращение с жатвы» (1853) «Песня жаворонка» (1885) «Первое причастие» (1886)

Слайд 26

«На отдыхе»

Слайд 27

«Женские портреты»

Слайд 28

«В поле», «Прачки»

Слайд 29

Жюль Бастьен-Лепаж
Французский живописец Бастьeн-Лепаж родился 1 ноября 1848 года в Данвиллере в Лотарингии. Учился у Александра Кабанеля, затем с 1867 года в Школе изящных искусств в Париже. Регулярно участвовал в выставках Салона и впервые обратил на себя внимание критиков как создатель картины “Весенняя песня” (1874).

Слайд 30

Бастьeн-Лепаж писал портреты, исторические композиции (“Видение Жанны д"Арк”, 1880, Метрополитен-музей), но наиболее известен картинами со сценами из жизни лотарингских крестьян. Для усиления лирической выразительности образов людей и природы Бастьен-Лепаж нередко прибегал к пленэру (“Сенокос”, 1877, Лувр, Париж; “Деревенская любовь”, 1882, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). В произведениях художника, изображающих во всех подробностях сцены сельской жизни, простота и неискушенность нравов деревенских жителей восхваляются с сентиментальностью, свойственной этой эпохе. Бастьен-Лепаж умер 10 декабря 1884 в Париже.

Слайд 31

«Жанна д, Арк»

Слайд 32

«Деревенская любовь»

Слайд 33

Сельские будни

Слайд 34

Джон Эверетт Милле
Джон Эверетт Милле (John Everett Millais, 1829-1896) - великий английский художник, живописец. Прославился не только своей потрясающей живописью, но также и как один из основателей Братства прерафаэлитов или движения прерафаэлитов

Слайд 35

Работы Милле

Слайд 36

Работы Милле

Слайд 37

Работы Милле

Слайд 38

Леон Лермитт и его работа «Расплата со жнецами»

Слайд 39

«Девушка-водонос», «Урок чтения»

Слайд 40

«Семья», «Жатва»

Слайд 41

Выдающиеся художники русского реализма:
А. Г. Венецианов И. Н. Крамской Н. А. Ярошенко П. А. Федотов В. Г. Перов Ф. А. Васильев И. И. Шишкин И. И. Левитан Н. Н. Ге И. Е. Репин В. И. Суриков

Слайд 42

П. А. Федотов
Н. Н. Ге
И. Н. Крамской
И. И. Левитан
В. Г. Перов
И. Е. Репин
И. И. Шишкин
В. И. Суриков
Ф. А. Васильев
А. Г. Венецианов

Слайд 43

Интерес к жизни простого человека
Обыденная, прозаическая, но в то же время возвышенно-прекрасная судьба На первый план не идеализация, а задача художественного познания народа, его истории, условий, причин и обстоятельств бытия

Слайд 44

А. Г. Венецианов Весна. Пашня

Слайд 45

Слайд 46

Слайд 47

Слайд 48

Слайд 49

Крамской Полесовщик
Пасечник

Слайд 50

Н. А. Ярошенко Кочегар

Слайд 51

И.Е Репин
выдающийся русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И.Н. Крамского и в Академии художеств. Член Товарищества передвижных художественных выставок. Первой самостоятельной работой художника является картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873. ГРМ). Во время поездки на пароходе по Неве в 1863 году Репин впервые увидел бурлаков. Люди, впряженные в лямки, как скот, тянули баржу, в то время как на берегу беззаботно гуляли нарядные господа. Этот контраст поразил художника. У него родилась идея написать эту сцену, построенную на противопоставлении. Известный пейзажист Ф. А. Васильев заметил: «Картина должна быть шире, проще, что называется сама по себе...Бурлаки, так бурлаки!». И Репин отказался от прямолинейной тенденциозности. Он поехал на Волгу, желая лучше изучить своих будущих героев. .

Слайд 52

Слайд 54

О картине «Крестный ход в курской губернии»
Используя сюжет Крестного хода, Репин в своей картине стремился создать образ всей страны, дать обобщённую, целостную панораму российской жизни. По пыльной дороге, вдоль косогора с остатками пней от вырубленного перелеска медленно движется Крестный ход. Художник мастерски передал разнообразие характеров участников этого театрализованного действа. Справа группа солидных пожилых крестьян в добротной одежде с окладистыми бородами идёт с украшенным ленточками стеклянным церковным фонарём. Две немолодые мещанки с жеманными полупоклонами несут киот от иконы. Следом шагают дети-певчие под присмотром учителя и регента. Далее румяный дьякон с рыжеватой шевелюрой, и, наконец, главное действующее лицо шествия - низенькая пухлая барыня, которая несёт чудотворную икону. Все привилегированные участники процессии полны самодовольного сознания собственной значимости от причастности к торжественному действию и изображены художником с грустной иронией. Лишь немногие участники Крестного хода избегают стрел авторской насмешки.

Слайд 55

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Слайд 56

Бытовые картины жизни
Повседневная жизнь людей Федотов П. А. показал купеческое и мещанское сословие

Слайд 57

О художнике П.Федотове
В историю русской живописи Павел Андреевич Федотов вошёл как выдающийся художник-реалист, живописец ироничный и тонкий. Современный исследователь Д.В. Сарабьянов справедливо отмечал: "Он рисовал всё: как люди садятся и как сидят в присутствии начальства, как они ходят по улицам или ведут себя за карточным столом, как разворачиваются фигуры в сложнейших ракурсах, каков человеческий глаз или нос. Он рисовал портреты чуть ли не всех своих знакомых. Казалось, ему не хватало моделей, времени, бумаги, карандашей, чтобы утолить свою беспредельную жажду наблюдения. Это была страсть". Пёстрый калейдоскоп типов и характеров П.А. Федотов наблюдал в реальной жизни.

Слайд 58

Слайд 59

О картине «Свежий кавалер»
Второе название картины - "Утро чиновника, получившего первый крестик". Это первое живописное произведение художника, и в нем уже видны все особенности творчества П.А. Федотова. В основе искусства Федотова - умение строить занимательный рассказ с помощью выразительных деталей. На картине - чиновник в позе римского оратора. Свой рваный халат он поддерживает как тогу, папильотки в волосах уподоблены лавровому венку. Рукой он указывает на орден Станислава, в ответ бойкая кухарка демонстрирует ему рваный сапог. Перед нами пародия на героические сцены в античном духе, по-прежнему популярные в академической исторической картине. Как самостоятельные персонажи трактованы вещи, которые подробно комментируют происходящее: сломанный стул, битая посуда, пустые бутылки, даже таракан на столе. На гитаре порваны струны, потягивающаяся кошка рвет когтями обивку дешёвого стула. Предельно конкретные детали дают характеристику интересам и духовному миру героя: колбаса завёрнута в газету "Ведомости полиции", под стулом лежит низкопробный роман Ф.В. Булгарина "Иван Выжигин". Собранные вместе, предметы выполняют ещё одну очень важную роль. Художник изображает их с такой вещественной выразительностью, что они прекрасны сами по себе, вне зависимости от того, что именно они должны рассказать о беспорядочной жизни "свежего кавалера".

Слайд 60

Слайд 61

Слайд 62

В.Г.Перов
Художника Василия Григорьевича Перова называют бытописателем русской действительности. Его кисти принадлежит немало произведений, в которых он сочувствует представителям самого бесправного и незащищённого сословия. Особенный успех художнику принесли полотна, с бытовыми сценами народной жизни: "Проповедь на селе", "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы" (1862), "Тройка" (1866), "Утопленница", "Последний кабак у заставы" (1868), "Сельский крестный ход на Пасху" (1861).

Слайд 63

В. Г. Перов Тройка

Слайд 64

О картине «Тройка»
Картина имеет под собой реальную бытовую основу: в XIX веке Москва снабжалась водой через специальные фонтаны, из которых её развозили по домам. Дети на полотне В.Г. Перова везут воду, взятую из фонтана на Трубной площади. Их путь лежит по Рождественскому бульвару, мимо заиндевелых стен Рождественского монастыря. Обыденная сцена стала для В.Г. Перова поводом к обличению типичного для тогдашней России и "вопиющего к небу" явления - непосильного детского труда. По крутому подъёму через вьюгу дети волокут непосильную обледенелую бочку. Они движутся почти прямо на зрителя, так что их лица обращены на нас и оказываются в центре внимания. В облике своих персонажей художник акцентировал черты кротости, милого детского обаяния. Подчеркивая их светлую и добрую сущность, Перов стремится заразить зрителя чувством сострадания к безвинно страдающим героям. Художественный язык Перова предельно аскетичен. Сдержанная колористическая гамма, в которой преобладают серо-коричневые тона, отсутствие выразительных фактур, красивых деталей (даже сосульки на поверхности бочки кажутся подтеками, иней на монастырской стене - пылью, а снег имеет неприятный бурый оттенок) - сознательные выразительные средства: ничто не должно отвлекать внимания от рассказа об "униженных и оскорблённых".

Слайд 65

Перов Проводы покойника

Слайд 66

Приезд гувернантки»

Слайд 67

Утопленница

Слайд 68

«Последний кабак у заставы»

Слайд 69

О картине «Последний кабак у заставы»
Перов изобразил окраину городка в поздние сумерки. В одноэтажном и двухэтажном домиках уже зажглись огни. Дальнее строение погружено в полную тень. На изрытой колеями снежной дороге стоит пара саней. Одни пустые, в углу других примостилась иззябшая молодая крестьянка. Рядом, на снегу, - собака. Лошадь жует брошенный на землю клок сена. Вдали - обелиски заставы. За ними - едва различимые, уезжающие из города сани. Небо, жгуче-лимонного чистого тона, контрастирует с темным покровом, уже легшим на землю. Это - все, что изобразил художник, но небольшая картина полна такой щемящей тоски…

Слайд 70

Сельский Крестный ход на Пасху»

Слайд 71

«Сельский крестный ход на Пасхе»
Художник выносит на суд зрителей гнетущее зрелище: шествие пьяных людей с хоругвями и иконами по раскисшей деревенской улице. Собирая их в таком количестве в пределах одной композиции, Перов создает картину беспросветной жизни, где попраны все святыни. Художник уподобляет изображение сценической площадке, на которой представлены сразу все действующие лица. Он сам и зрители отделены от происходящего, выступая беспристрастными судьями несовершенной жизни. Безотрадности изображённого полностью соответствуют художественные средства: строгий рисунок, резкое, словно искусственное освещение, цвет, который лишь "окрашивает" поверхности, совершенно не передавая богатство и разнообразие их фактур. Обличительная сила "Крестного хода" была столь очевидна, что картину немедленно сняли с постоянной выставки Общества поощрения художников и вплоть до революции 1905 года запрещали воспроизводить в печати. Картина ещё до выставки была приобретена П.М. Третьяковым, в связи с чем художник В.Г. Худяков писал ему: "...слухи носятся, что будто бы Вам от св. Синода скоро сделают запрос, на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете их публично... Перову, вместо Италии, как бы не попасть в Соловецкий!"

Слайд 72

«Чаепитие в Мытищах»
Сюжетом «Чаепития», так же, как и «Сельского крестного хода», послужили действительные происшествия, которые Перов наблюдал во время путешествия по окрестностям Москвы. Подобное чаепитие происходило у него на глазах, когда он ходил к Троице-Сергиевом лавре. Он видел и самодовольно-равнодушного монаха, и робкого послушника, которых потом изобразил на своей картине. Единственно, что он присочинил – старого воина калеку с оборванным мальчиком, которых прогоняет молодая служанка.

Слайд 73

«Родители у могилы сына»

Слайд 74

«Охотники на привале»

Слайд 75

Г.Г.Мясоедов
Творческая работа все время сочеталась у живописца с активной общественной деятельностью. Именно ему принадлежит инициатива создания организации художников нового типа - Товарищества передвижных художественных выставок. Идея о такой организации зародилась у Мясоедова еще в 1867 г., когда он находился за границей и имел возможность наблюдать деятельность европейских художников по организации передвижных выставок, проводившихся в основном с коммерческой целью. 16 декабря 1870 г. состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов (вместе с И. Н. Крамским, Н. Н. Ге, В. Г. Перовым, М. К. Клодтом).

Слайд 76

«Косцы»

Слайд 77

«Земство обедает»

Слайд 78

В.В.Маковский
Владимир Егорович Маковский принадлежит к крупнейшим мастерам бытового реалистического жанра. По его картинам, как по документальному материалу, можно изучать события, сцены повседневной жизни и характеры людей. Темы его картин во многом перекликаются с произведениями Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.Г. Короленко, А.П. Чехова. Продуманная до мельчайших деталей композиция, отбор наиболее выразительных подробностей, умение мастерски передать все тонкости психологического состояния персонажей – вот характерные черты его полотен. В середине 1870-х годов определяется главная тема Маковского - городской быт. В своих камерных по характеру, часто двухфигурных композициях

Слайд 79

«Свидание», «Объяснение»

Слайд 80

«На бульваре»

Слайд 81

И.Н.Крамской
русский художник, критик и теоретик искусства. Родился в Острогожске (Воронежская губерния) в бедной мещанской семье. С детства увлекался искусством и литературой. Рисованием занимался с детства самоучкой, потом по совету одного любителя рисования стал работать акварелью. По окончании уездного училища (1850) служил писцом, затем ретушером у фотографа, с которым кочевал по России. В годы учения сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь. Возглавил протест выпускников Академии (“бунта четырнадцати”), отказавшихся писать картины (“программы”) на заданный Советом мифологический сюжет.

Слайд 82

«Неизвестная»

Слайд 83

«Мина Моисеев», «Христос в пустыне»

Слайд 84

Мастера реалистического пейзажа
Погружают зрителя в мир глубоких размышлений о сущности бытия и вечных духовных ценностях Стремление художников проникнуть в тайну тональных гармоний, достичь богатства полутонов в пределах суженной цветовой гаммы

Слайд 85

Ф. А. Васильев Оттепель

Слайд 86

Васильев Мокрый луг

Слайд 87

И.И.Шишкин
Иван Иванович Шишкин - не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу “ученым образом” (И. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли “лесной богатырь-художник”, “царь леса”, “старик-лесовик”, его могли сравнивать со “старой крепкой сосной, мохом поросшей”, но, скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей.

Слайд 88

И. И. Шишкин Сосновый лес

Слайд 89

Шишкин Рожь

Слайд 90

Слайд 91

Слайд 92

«Дубы», «Обрыв»

Слайд 93

«Пейзаж с озером»

Слайд 94

И.И.Левитан
Годы обучения в Училище стали для Исаака временем тяжелых испытаний, так как его родители к тому времени умерли, а помощи ждать было не от кого. Но уже в стенах Училища он не только обнаружил огромные способности, но и сумел сказать новое слово в русском пейзаже. Был членом “Товарищества передвижников”. Ему удалось преодолеть сценические условности классико-романтического пейзажа, отчасти сохранявшиеся у передвижников. Необыкновенно восприимчивый к впечатлениям природы, он в своих картинах и акварельных рисунках, передавал поэтическое настроение, возбуждаемое видом ее разнообразных явлений, не пускаясь при этом в отделку подробностей, он верно и смело схватывал в ней то, от чего возникает такое настроение. Его “пейзажи настроения” обрели особую психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие тайн бытия

Густав Курбе (1819–77) – французский художник, родился в городе Орнане. В 1839 году переехал в Париж. Именно там проходило обучение живописи в биографии Курбе. В основном, он учился путем копирования шедевров В Лувре. В 1847 его произведение «Wounded Man» (Лувр) раскритиковали, не приняв в салон. Тем не менее, две более ранних картины Курбе были приняты. Он впервые получил внимание публики благодаря «After Dinner at Ornans» (Лилль) в 1849. В следующем году были выставлены «Funeral at Ornans» (1849–50, Лувр), «Stonebreakers» (1849, Лувр). Благодаря выбору предметов из обычной жизни, упрямству, смелости художника, его работы часто оскорблялись. Наслаждаясь трагедией, Курбе со временем дорос до того, чтобы защищать свои произведения, выражения вновь обретенного политического радикализма. В 1855 году Курбе представил свету работу «Painter’s Studio» (Лувр). Оспариваемый академическими художниками, он организовал свой собственный зал, где выставил 40 картин, а также издал манифест реализма. Продолжая провоцировать, Курбе дважды пытался выставить свои полотна в салоне в 1860х годах, ему было отказано. Тем не менее за это десятилетие биография Густава Курбе стала известна как лидера реалистической школы живописи. Его влияние стало громадным. В Парижской коммуне (1871) Курбе был президентом федерации искусств. После падения Вандомской колонны Курбе был несправедливо осужден, заключен в тюрьму. В 1873 году он бежал в Швейцарию, где провел несколько лет в нищете. Не смотря на это, его эстетические теории не предназначались для распространения. Картины Курбе восхищают откровенностью, энергией, прочной композицией.