Нидерланды в евросоюзе или нет. Какие страны входят в европейский союз

Всего три с половиной недели осталось до 1 мая - дня расширения Евросоюза. «Единая европейская семья» увеличится чуть ли не вдвое. Членами ЕС станут Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония. Всего - десять государств. Но даже после этого в Европе останется немало стран, не являющихся членами ЕС. Причём это не только экономически слаборазвитые или политически нестабильные страны, не только карликовые государства вроде Андорры и Монако, но и, например, вполне благополучные Норвегия, Исландия, наконец, Швейцария.

Сами швейцарцы в шутку называют свою страну островом. Ведь если не считать крошечного Лихтенштейна, то «альпийскую республику» со всех сторон окружают государства ЕС: на севере - Германия, на западе - Франция, на юге - Италия и на востоке - Австрия.

Ещё совсем недавно большинство жителей Швейцарии выступали категорически против присоединения к Евросоюзу. Свидетельство тому - итоги прошедшего три года назад референдума. Однако в последнее время многих швейцарцев одолевают сомнения: а правильный ли выбор они тогда сделали? Более подробно о сегодняшних настроениях жителей «альпийской республики» речь пойдёт в материале, который подготовил Йоахим Шуберт-Анкенбауэр .

Казалось, что 4 марта 2001 года все точки над «i» расставлены. Как стало ясно после подведения итогов референдума, три четверти швейцарцев не пожелали вливаться в «единую европейскую семью», то бишь в Евросоюз. Так что неудивительно, что на прошедших осенью в Швейцарии парламентских выборах ни одна из крупных партий не решилась сделать присоединение к ЕС главной темой своей избирательной кампании, говорит политолог Клод Лоншан:

Для общественности актуальность этой темы утратила былое значение. Швейцария стала очень тесно сотрудничать с Евросоюзом после подписания с ним двусторонних договоров, но при этом формально страна по-прежнему не является членом ЕС. Именно об этом швейцарцы всегда и мечтали.

Соглашения, регулирующие вопросы переезда жителей ЕС в Швейцарию, порядок транзита грузового транспорта, уже вступили в силу. Обсуждается вопрос о подписании второго пакета документов. Тем не менее критики указывают на то, что решить все имеющиеся проблемы с помощью двусторонних договоров не удастся. В частности, Германия недавно приняла решение об ограничении полётов над южными районами страны в целях снижения уровня авиационного шума. Эта мера напрямую затрагивает интересы Швейцарии. Ведь главный аэропорт страны в пригороде Цюриха находится всего в 12 километрах от немецкой границы.

Кстати, на самой границе также не всё благополучно. Швейцария не входит в «шенгенскую зону». До последнего времени это не мешало жителям «альпийской республики» совершенно беспрепятственно посещать Германию и другие страны ЕС. Однако сейчас ситуация изменилась. Швейцарцам по-прежнему не нужна виза для того, чтобы въехать в ФРГ. Но после ужесточения правил немецкие таможенники и пограничники теперь досматривают и проверяют паспорта у всех без исключения людей, пересекающих швейцарско-германскую границу. Это 700 тысяч человек каждый день.

В результате на контрольно-пропускных пунктах поначалу нередко возникали очереди. Пересечение границы занимает теперь гораздо больше времени, нежели прежде. Поговаривают даже о том, чтобы вновь сделать обязательным штамп в паспорте при пересечении границы.

В итоге Швейцария уже и сама теперь не прочь присоединиться к шенгенскому соглашению. Об этом заявил и начальник швейцарского департамента финансов Ханс-Рудольф Мерц. Правда, есть одно «но». Берн настаивает на сохранении тайны банковских операций. Евросоюз же требует, чтобы Швейцария отказалась от этого принципа. Это, по мнению стран ЕС, позволит предотвратить вывоз нелегально нажитых капиталов в Швейцарию. Вот тогда, мол, милости просим в «шенгенскую зону».

Но ещё большее негодование вызвало в Берне намерение Брюсселя ввести пошлины на реимпорт товаров из «альпийской республики». Принятие подобных мер - это серьёзное испытание для швейцарской экономики. Евросоюз пошёл на уступки, пообещав отложить, но не отменить принятие решения о взимании пошлин. В ответ на возмущение Берна министр иностранных дел ФРГ Йошка Фишер в ходе переговоров со швейцарским правительством, в частности, заявил:

Мы обсуждаем многие вопросы, решение по которым принимала не Федеративная Республика Германия, а Европейский Союз в целом. И я прошу вас понять, что в будущем количество таких решений скорее возрастёт, чем уменьшится.

Становится очевидно, что с помощью одних только двусторонних договоров разрешить все конфликтные ситуации не удастся. Так, даже соглашение о переезде жителей ЕС в Швейцарию уже необходимо пересматривать ввиду грядущего расширения Евросоюза. Иначе на рынок труда «альпийской республики» хлынет поток дешёвой рабочей силы из Восточной Европы.

Тем не менее добиваться вступления Конфедерации в Евросоюз политики не спешат. Особенно после того, как на прошедших осенью парламентских выборах значительного успеха удалось добиться Швейцарской народной партии, а её лидер Кристоф Блохер, крайне критично настроенный по отношению к ЕС, вошёл в правительство.

А вот настроения жителей «альпийской республики» несколько изменились. Согласно опубликованным в это воскресенье данным опроса, сейчас уже семеро из десяти швейцарцев в долгосрочной перспективе не собираются протестовать против присоединения их страны к Евросоюзу. Отвечая на вопрос о проблемах, которые испытывает сейчас Швейцария, один из жителей страны сказал:

Всё разрешится само собой после того, как Швейцария станет членом Евросоюза. Всё просто. И когда-нибудь это произойдёт.

Интересно, что швейцарские кантоны настроены более дружелюбно по отношению к ЕС, чем правительство в Берне. На встрече, прошедшей в конце марта, большинство руководителей кантонов заявили, что политика заключения двусторонних соглашений с Европейским Союзом ведёт в тупик.

Мы формулируем это так: в долгосрочной перспективе большинство кантонов может представить в качестве своей стратегической цели вступление в ЕС,

Заявил, к примеру, представитель кантона Базель Ханс-Мартин Чуди. Так что дискуссия о присоединении Швейцарии к Евросоюзу, возможно, в ближайшее время разгорится с новой силой. Не исключено, что дополнительным импульсом послужит намеченное на 1 мая расширение Евросоюза.

Среди других высокоразвитых европейских государств, не входящих в ЕС, особо выделяются Норвегия и Исландия. В отличие от Швейцарии, эти страны никогда не брали на вооружение принцип «вечного нейтралитета». И Норвегия, и Исландия – члены НАТО с момента основания Альянса. Просто жители этих стран до недавних пор считали, что им лучше и выгоднее не вступать в Европейский Союз. Так, в Норвегии за последние три с небольшим десятилетия состоялось уже два референдума по вопросу о присоединении к ЕС. И оба раза – в 1972 и 1994 гг. – норвежцы высказывались против того, чтобы влиться в «единую европейскую семью».

Однако в скором времени в Норвегии может пройти ещё один – уже третий по счёту – референдум по этому вопросу. Об этом недавно заявил премьер-министр страны Хьель Магне Бунневик. При этом он, правда, счёл нужным добавить:

Я не хочу, чтобы это было воспринято так, будто всё уже предрешено. Я ещё не изменил свою точку зрения, сейчас просто нет необходимости срочно принимать какое-то решение по этому поводу. Но поскольку в ЕС многое сейчас меняется, нам просто необходимо быть в курсе происходящего, чтобы знать, с каким Евросоюзом нам предстоит строить отношения после выборов в 2005 году.

До недавнего времени Хьель Магне Бунневик считался одним из самых ярых противников присоединения к Евросоюзу. В 2001 году, когда он вступил в должность главы кабинета, ни у кого не было никаких сомнений в его негативном отношении к возможному членству Норвегии в ЕС. Так, премьер часто напоминал о том, что в случае вступления страны в Евросоюз несомненно пострадают люди, занятые в сфере сельского хозяйства и рыболовства. Что же заставило Бунневика изменить позицию?

По словам самого премьер-министра, основную роль сыграли два обстоятельства. Во-первых, принятие в ЕС 10 новых стран-членов. Во-вторых, необходимость укрепления Евросоюза как противовеса США в мировой политике и экономике.

Правда, по мнению экспертов, есть ещё одно обстоятельство, о котором Хьель Магне Бунневик предпочёл умолчать. Речь идёт об исследованиях общественного мнения, свидетельствующих о росте популярности идеи о присоединении к Евросоюзу. Согласно последним опросам, за вступление Норвегии в ЕС ратуют две трети населения королевства. Больше, чем когда бы то ни было.

В отличие от Норвегии или Швейцарии балканские республики (будь на то их воля) вступили бы в ЕС завтра... а лучше - прямо сегодня. Беда же заключается в том, что их в Евросоюзе пока никто не ждёт. Слишком уж нестабильной остаётся политическая обстановка на Балканах, относительно слабо развита экономика бывших социалистических республик. И тем не менее перспектива вступления в Евросоюз таких, скажем, стран, как Хорватия, Албания и Македония, представляется весьма реальной. Пусть не сейчас, пусть не в 2007 году, когда, как ожидается, «единая европейская семья» пополнится за счёт Румынии и Болгарии, но когда-то это всё-таки произойдёт. Первый шаг уже сделан. Две недели назад правительство Македонии направило в Ирландию (страну, председательствующую сейчас в руководящих органах ЕС) заявку на начало переговоров по вопросу о присоединении к Евросоюзу. Подробности - в сообщении Зорана Йордановского .

Планировалось, что церемония передачи официальной заявки на вступление в ЕС пройдёт в Дублине 26 февраля. Однако в этот день произошло трагическое событие: в результате авиакатастрофы погиб президент Македонии Борис Трайковский и ещё восемь человек, находившихся вместе с ним на борту самолёта. Церемония была отложена, а правительственная делегация во главе с премьер-министром Бранко Црвенковским срочно вернулась в Скопье.

На похоронах погибшего президента председатель Еврокомиссии Романо Проди сказал:

Мы спокойны за политическое будущее вашей страны. Мечта Бориса Трайковского о том, чтобы Македония стала полноправным членом прогрессивной и мирной Европы, должна воплотиться в жизнь.

В отличие от Швейцарии или Норвегии среди политического истеблишмента Македонии нет ярых противников вступления страны в ЕС.

Будущее Македонии и будущее всего региона зависит от интеграции в европейские и трансатлантические структуры.

С заявлением главы македонского МИД Илинки Митревой солидарны и представители всех оппозиционных партий.

Но у Македонии сейчас немало проблем, не решив которые, не стоит даже и думать о вступлении в Евросоюз. В стране процветает коррупция, недостаточно эффективно ведётся борьба с организованной преступностью, отмыванием денег, трафиком женщин и наркоторговлей. Государству всё ещё не удалось провести реформу правоохранительной системы, обеспечить независимость судебной власти.

В плачевном состоянии находится экономика. Многие предприятия, доставшиеся в наследство от социалистического прошлого, давно не работают. В результате каждый третий взрослый житель Македонии сегодня не имеет работы. Средняя зарплата по стране - 175 евро. 30 процентов населения еле сводят концы с концами. Что и говорить - достичь общепринятых для ЕС стандартов будет весьма нелегко. Осознаёт это и премьер-министр Македонии Бранко Црвенковский:

Мы не можем довольствоваться небольшим уровнем роста экономики, потому что (реалистично оценивая ситуацию) этого недостаточно для того, чтобы вывести страну на качественно иной уровень развития. Нам необходимо сделать резкий скачок вперёд. Для этого нужны инвестиции. Наши собственные возможности ограничены, поэтому мы делаем ставку на иностранный капитал. Для этого нам следует продемонстрировать наши возможности и открытость страны, чтобы таким образом привлечь зарубежных инвесторов. В экономической и торговой сфере - так же, как и в любых других жизненных сферах - весьма важным является создание атмосферы доверия.

О том, насколько удачны предпринимаемые нынешним правительством Македонии меры, станет ясно в ближайшие годы...

Основная идея при создании Европейского союза (ЕС, Евросоюз) в 1951 году (тогда Европейского объединения угля и стали) заключалась в организации единой платформы для торгового и экономического сотрудничества 6 государств без риска военных действий со стороны друг друга. Собственно Евросоюз закреплен юридически при подписании Маастрихтского договора уже 12 государствами в 1992 году. Страны, входящие в ЕС, независимы, но при этом подчиняются общим законам, касающимся образования, медицинского обслуживания, пенсионной, судебной и других систем.

Определение и цели деятельности Европейского союза

Евросоюз – это уникальная организация, интегрирующая европейские государства, подписавшие договор о вступлении, с целью улучшения жизни их граждан во всех сферах общественной жизни.

Цели деятельности ЕС в разных сферах:

  1. Права и свободы человека:
  • содействие сохранению мира и благосостояния народов;
  • обеспечение гражданам свободы, безопасности и законности;
  • продвижение и защита своих интересов в отношениях с другими странами.
  1. Экономика:
  • создание общего внутреннего рынка;
  • поддержание здоровой конкуренции;
  • социально-ориентированная рыночная экономика;
  • содействие занятости населения;
  • социальный прогресс;
  • повышение качества окружающей природной среды;
  • научно-технический прогресс.
  1. Социальная сфера:
  • борьба с дискриминацией, в том числе гендерной;
  • социальная защита населения;
  • обеспечение справедливости;
  • защита прав детей.

Если страны-основатели ЕС были нацелены в основном на создание общего рынка стали и угля, что решило бы проблемы занятости населения в этих отраслях и повысило эффективность производства, то на сегодня устремления Евросоюза значительно расширились.

Евросоюз призван обеспечить максимальную сплоченность и солидарность стран содружества в плане экономического развития, территориальной организации и социального порядка.

Страны-участники ЕС обязаны уважать богатство и разнообразие национальных культур друг друга, а также обеспечивать защиту объектов общеевропейского культурного наследия.

Перечень стран Евросоюза на 2019 год

С момента подписания Маастрихтского договора идет процесс активного развития Евросоюза: увеличивается количество стран-участниц, вводится единая европейская валюта, вносятся изменения в договоры. Чтобы узнать о том, сколько стран в ЕС на 2019 год, нужно проанализировать количество стран, присоединившихся к 12 государствам ЕС после 1992 года:

  • 1995 год – плюс 3 страны (Австрия, Финляндия, Швеция);
  • 2004 год – плюс 10 стран (Чехия, Венгрия, Польша, Словакия, Словения, Эстония, Латвия, Литва, Кипр, Мальта);
  • 2007 год – плюс 2 страны (Болгария, Румыния);
  • 2013 год – плюс 1 страна (Хорватия).

Таким образом, количество стран в ЕС в 2019 году составляет 28.

просроченные кредиты невылет.рф

Говоря о том, какие страны входят в состав ЕС, кроме перечисленных выше, назовем следующие:

  • Германия;
  • Бельгия;
  • Италия;
  • Люксембург;
  • Нидерланды;
  • Франция;
  • Великобритания;
  • Дания;
  • Ирландия;
  • Греция;
  • Испания;
  • Португалия.

На территории стран Евросоюза принята стандартизированная система законов, создан общий рынок, отменен паспортный контроль в пределах Шенгенской зоны, которая включает также и некоторые другие страны Европы, не входящие в ЕС.

Все страны-члены ЕС обязаны согласовывать свои политические решения с другими участниками союза. Денежная валюта Евросоюза – евро. На сегодняшний день 19 государств ЕС ввели евро в обращение, образовав тем самым единую еврозону.

Экономика Евросоюза: особенности и принципы функционирования

Экономику Евросоюза составляют экономические системы всех 28 стран-участниц, уровень которых существенно разнится. При этом более слабые государства поддерживаются за счет эффективного перераспределения средств и ресурсов между странами. Это происходит через общую казну, в которую каждое государство вносит свою долю средств в зависимости от объема внутреннего валового продукта (ВВП). Такая политика – один из главных принципов функционирования ЕС (принцип кохезии или сплоченности).

С одной стороны, такая координация экономики способствует социальной интеграции на рынке труда, предотвращает безработицу и уменьшает ее, устраняет региональный дисбаланс в Евросоюзе, с другой – может приводить к обострению и взаимным обвинениям стран-доноров и реципиентов.

Так, наиболее развитые страны-доноры ЕС, то есть вложившие в казну больше средств, чем оттуда получившие, которыми в 2015 году стали Германия, Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Дания, Австрия и Кипр, были недовольны тем, что новые участники Союза фактически живут за их счет. Этот факт, а также увеличение дешевой рабочей силы, прибывающей из стран Восточной Европы, явились одними из главных причин намерения Великобритании выйти из состава ЕС.

Выход Великобритании из ЕС: ситуация на 2019 год

Brexit (от двух слов: Br – Britain – Британия, exit – выход), который был активирован Великобританией во время референдума касательно членства страны в Европейском союзе в 2016 году, ожидается в 2019-2020 годах. Два года отведено на переходной период, поэтому в 2019 году Британия все еще числится активным членом ЕС.

Возможные последствия Брекзит

В мировом масштабе Брекзит может негативно сказаться на наполнении фонда официальной помощи на цели развития (ОПР), так как вклад Британии в бюджет ЕС уменьшится, а Евросоюз – это четвертый по величине донор в мире в ОПР.

Из-за ограничений в свободе перемещения и торговли после выхода Великобритании из ЕС будет нанесен ущерб британскому финансовому сектору. Прогнозируемые причины этого: проблемы в турбизнесе и отток квалифицированных кадров. Результатом Брекзит также может стать значительное снижение доходов работающего населения – по мнению экспертов, потери британских семей составят почти полторы тысячи евро ежегодно.

Еще одно возможное последствие Брекзит – отделение Шотландии от Великобритании. Как известно, еще в 2014 году шотландцы подняли вопрос о выходе из состава Британии, причем голоса за и против разделились тогда почти поровну – 44,7 % и 55,3 % соответственно. А поскольку Шотландия, в отличие от Англии, намерена оставаться в ЕС, то Брекзит, возможно, форсирует процесс получения ею независимости.

Причины и последствия референдума-2017 в Каталонии

Главная причина современного сепаратизма в Каталонии, одном из самых богатых и развитых регионов Испании, кроется в недовольстве местного правительства и населения распределением средств государственного бюджета. Загвоздка заключается в том, что Каталония платит в общую казну страны значительно больше, чем получает обратно.

1 октября 2017 года властями Каталонии был организован и проведен референдум о выходе Каталонии из состава Испании. Однако властями страны эта процедура была признана незаконной. Несмотря на действия испанской полиции, направленные на блокирование голосования, опрос все же состоялся. Проголосовать удалось 43 % избирателей, из них 90,2 были за отсоединение, а 7,8 % – против.

Официального признания результатов референдума властями Испании так и не произошло. Вместо этого действующий на тот момент парламент Каталонии был распущен, Женералитет во главе с лидером Карлесом Пучдемоном отстранен, а на декабрь назначены досрочные парламентские выборы.

На сегодняшний день точно не определено, какая именно партия будет формировать правительство. Однако, по мнению экспертов, Мадрид настроен на бескомпромиссное решение конфликта в пользу сохранения целостности Испании.

Копенгагенские критерии вступления в ЕС

Вступление в Европейский союз доступно не для всех стран. Рассчитывать на членство в ЕС могут только государства, четко соответствующие Копенгагенским критериям, принятым в 1993 году на заседании ЕС в Копенгагене. Так, внутри страны-претендента должны:

  1. Соблюдаться принципы демократического правового государства.
  2. Присутствовать рыночная экономика, способная конкурировать на европейском рынке.
  3. Признаваться правила и стандарты Евросоюза.

Со страной-кандидатом на вступление в ЕС проводятся переговоры, затем проверки на соответствие вышеприведенным критериям. На основании тщательного анализа данных принимается решение о возможности (либо невозможности) членства в Союзе.

Страны, претендующие на вступление в Евросоюз

Среди желающих вступить в ЕС не только развитые государства, но и страны с развивающимися экономиками. В 2019 году определены следующие официальные страны-кандидаты на вступление в ЕС:

  1. Турция – заявка с 1987 года.
  2. Македония – 2004 год.
  3. Черногория – 2008 год.
  4. Албания – 2009 год.
  5. Сербия – 2009 год.

Переговоры о присоединении уже ведутся с тремя из этих стран – Турцией, Черногорией и Сербией. Все кандидаты, кроме Турции, подписали соглашение об ассоциации, что обычно предшествует вступлению в ЕС.

И, наконец, самое интересное – ограничение выезда за границу должникам. Именно о статусе должника проще всего «забыть», собираясь в очередной заграничный отпуск. Причиной могут быть просроченные кредиты , неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД. Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2018 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса невылет.рф

Евросоюз - мировая организация, имеющая в наше время значимость в политическом и экономическом мире. Интерес к Евросоюзу проявляют все государства и все слои населения, ведь функции и цели этой организации затрагивают самые актуальные темы и проблемы. Масштабность, широкий функционал, а также полномочия в международных отношениях делают Евросоюз влиятельной мировой организацией уже длительное время.

Страны-участники ЕС

Евросоюз начал свою деятельность в 50-х годах 20 века. На сегодня организация объединяет 28 стран-участниц западной и центральной Европы. Ежегодно прослеживается заинтересованность Евросоюзом, а соответственно, процесс расширения не стоит на месте. Однако и спорные ситуации не обходят союз стороной, есть определенные недовольства единой политикой и экономическими проблемами.

Страны, которые входят в Евросоюз:

Страна Год вступления
Франция 1957
Нидерланды 1957
Люксембург 1957
Италия 1957
Германия 1957
Бельгия 1957
Великобритания 1973
Ирландия 1973
Дания 1973
1981
Испания 1986
Португалия 1986
Австрия 1995
1995
Швеция 1995
Чехия 2004
2004
Польша 2004
Словакия 2004
Словения 2004
Мальта 2004
Литва 2004
Латвия 2004
Кипр 2004
Венгрия 2004
Болгария 2007
Румыния 2007
Хорватия 2013

Для всех стран Евросоюза действует единый рынок. Валюта Евросоюза (евро) используется в 17 странах, создавая тем самым еврозону. Кроме того, эти страны обладают правом выпуска монет и банкнот евро.

Как серьезная и масштабная организация, Евросоюз имеет определенные институты:

  1. Европейский совет - им определяется основная политическая линия развития ЕС. Во главе Европейского совета стоит председатель, избираемый главами государств на срок 2,5 года.
  2. Совет Евросоюза - чаще всего включает министров иностранных дел, либо же соответствующих должностных лиц при возникновении каких-либо отраслевых вопросов. Занимается вопросами по всем направлениям деятельности.
  3. Европейская комиссия - руководит единой политикой ЕС, своего рода правительство. Занимается законодательной и нормативной документацией, а также ее соблюдением.
  4. Европейский суд - формирует европейское права, контролирует его верное толкования. Кроме того, рассматриваются дела физических и юридических лиц, проводятся проверки отчетов о доходах и расходах ЕС.
  5. Европейский центральный банк - управление резервами Европейской системы Центральных Банков, устанавливает валютную политику ЕС, а также определяет ключевые процентные ставки.

История создания Евросоюза

Создание Евросоюза выпало на тяжелое время после Второй Мировой войны. Первое объединение носило название - Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), включало в себя шесть стран: Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Германия.

В 1957 году, подписав Римский договор, создается Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС) на базе Европейского сообщества по атомной энергии и ЕОУС.

1967 год стал основополагающим, все три европейских сообщества (ЕОУС, ЕЭС, Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейское Сообщество.

1993 году - вступление в силу договора, составленного в Нидерландах, г. Маастрихт - создание Европейского Союза. Урегулирование денежных и политических систем европейских стран было завершено на этом этапе.

Вступление в ЕС

Расширение Евросоюза не останавливается, по актуальным данным на 2018 год, претендентами на членство в ЕС выступают такие страны: Албания, Турция, Сербия, Македония, Черногория. Кроме того, на вступление в ЕС претендуют и страны с других континентов, которые ранее подписывали соглашение про ассоциацию: Египет, ЮАР, Израиль, Ливан, Чили, Мексика и другие.

Говоря о претендентах на членство в Евросоюзе, нельзя не сказать и о масштабном выходе из ЕС, которое планируется на март 2019 года. Великобритания провела референдум о выходе из ЕС, на котором 52% жителей проголосовали за выход страны из ЕС.

Вступление новых стран в ЕС происходит с тщательным отбором. Существуют определенные критерии, страна-кандидат должна им соответствовать. Перечень и правила таких критериев собраны в отдельном документе под названием «Копенгагенские критерии». Особое внимание уделяется таким вопросам:

  1. Принципы демократии.
  2. Права человека.
  3. Развитие конкурентоспособности экономики.

После прохождения проверки на соответствие критериям, принимается решение о принятии страны в ЕС или же о том, что необходимо еще подождать. Если ответ о членстве в ЕС отрицательный, то стране-кандидату обязательно предоставляется перечень параметров и критериев, которые она должна привести в норму в установленный для этого срок.

Членство в ЕС для любой страны - престижный и показательный фактор состоятельности. Единая политика «таможенного союза», единая внешнеторговая политика, свобода внутреннего передвижения, общее экономическое пространство, единые социальные стандарты - все это привилегии членов Евросоюза.

Европы, зародилась еще по окончании Второй мировой войны. Как раз в это время появилось НАТО, Западноевропейский союз и Совет Европы, а на востоке существовал огромный СССР.

Изначально Европейский союз создавался как экономическое объединение. В 1951 году было создано Европейское объединение стали и угля - «прародитель» современного Европейского союза. На тот момент список стран, входящих в ЕС, состоял всего из шести государств: Германии, Франции, Бельгии, Италии, Нидерландов и Люксембурга.

В 1957 году появилось Европейское сообщество атомной энергии и Европейское экономическое сообщество. На базе этих объединений и был создан Евросоюз.

По мере того, как расширялся состав стран ЕС и централизовалось управление, менялись и задачи объединения. Постепенно оно начало решать не только общие экономические, но и политические задачи, принимая законы и участвуя в международных отношениях.

Современный Евросоюз

Страны, входящие в ЕС (2014 г.):


Евросоюз: хронология расширения сообщества

Страны, входящие в ЕС-2014, вступали в союз на протяжении нескольких десятилетий. Рассмотрим хронологию:

  • 1957 год. Францией, Германией, Бельгией, Нидерландами, Италией и Люксембургом подписан договор о создании Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии.
  • 1973 год. Перечень стран, входящих в ЕС, пополняется Объединенным королевством, Данией и Ирландией.
  • 1981 г. Десятой страной союза стала Греция.
  • 1986 г. Присоединение Испании и Португалии.
  • 1995 г. Перечень стран ЕС расширяется за счет Австрии, Швеции и Финляндии.
  • 2004 г. Ознаменован присоединением Венгрии, Польши, Словении, Чехии, Эстонии, Словакии, Мальты, Литвы, Латвии и Кипра.
  • 2007 г. В ЕС принимаются Болгария и Румыния.
  • 2013 г. Звание члена Евросоюза получила Хорватия.

Преимущества Шенгена

Некоторые являются участниками Шенгенского соглашения от 1985 года, значительно упрощающего передвижение по Европе. На границах между этими государствами нет паспортного контроля, а гражданам государств, не являющимся членами Евросоюза, достаточно оформить шенгенскую мультивизу, которая обеспечит им свободное передвижение по всем странам зоны Шенгена.

Сегодня в Шенгенскую зону не входят страны ЕС, список которых состоит из пяти государств:

  • Объединенное королевство.
  • Ирландия.
  • Кипр.
  • Румыния.
  • Болгария.

Однако отсутствие пограничного контроля вовсе не означает, что граждане могут перемещаться по Европе, не имея при себе необходимых документов. Работники уполномоченных служб любой европейской страны могут потребовать предъявить действительные документы, которые подтверждают право иностранного гражданина находиться на территории конкретного государства.

Политическая структура Европейского союза

Базой политического устройства является Римский договор, который страны, входящие в ЕС, подписали в 1958 году.

Структура ЕС отличается тем, что ее нормы законодательства превалируют над решениями органов власти государств-членов союза.

Административное устройство состоит из Европейского:

  • совета;
  • комиссии;
  • парламента;
  • суда.

Это высший Европейского союза. Он состоит из двух уровней, состоящих из:

  • глав государств и правительств;
  • министров правительств (Совет ЕС или Совет министров).

Основные задачи Европейского совета заключаются в определении генеральной политической линии Европы. С этой целью четыре раза в год проводятся саммиты, на которые страны, входящие в состав ЕС, отправляют своих глав государств и правительств.

Совет Европейского союза является законодательным и исполнительным органом. Он заседает несколько раз в месяц. Голосование основывается по принципу большинства, при этом каждое государство располагает определенным количеством голосов. На распределение голосов влияет населенность страны и ее интересы.

Европейский парламент

Европейский парламент является законодательным органом. В него входят не все страны-члены ЕС. На сегодняшний день в составе парламента около восьмисот представителей из 25 стран ЕС. Парламентарии выбираются на основе прямых выборов.

Парламент работает по принципам партийной принадлежности. Самыми крупными партиями, из ста партий в его составе, являются либералы и социалисты. Основная работа этой структуры - утверждение законопроектов и единого бюджета ЕС.

Европейская комиссия

Это исполнительный орган. В ее составе присутствуют все страны Европы, входящие в ЕС (по одному представителю от каждой). Возглавляет Еврокомиссию Председатель ЕК, на сегодняшний день - это Жозе Мануэл Баррозу.

Штаб-квартира ЕК расположена в Брюсселе. Состав Еврокомиссии выбирается Европарламентом сроком на пять лет. Ему же она и подотчетна. Европарламент имеет право распустить ЕК, что и было сделано в 2004 году по причине громкого коррупционного скандала.

ЕК оказывает содействие в реализации интересов Европейского союза, занимается разработкой и претворением в жизнь законодательных норм, подписанием международных соглашений от имени Евросоюза. Именно на ЕК ложится проведение переговоров, подписание соглашений и договоров со странами третьего мира.

Европейский суд

Судебным органом Евросоюза является Европейский суд. Эта структура занимается правовым толкованием законов ЕС, разрешением споров между государствами, юр- и физлицами Евросоюза. Штаб-квартира Европейского суда находится в Люксембурге.

Вступление в Евросоюз

Страны, входящие в ЕС, присоединяясь к договорам, идут на урезание своего суверенитета, заменяя его представительством структур Евросоюза, действующем на благо общности интересов.

При вступлении в ЕС к стране-претенденту предъявляются требования, соответствующие Копенгагенским критериям, которые были одобрены в 1993 году заседанием Евросовета в Копенгагене и утверждены Евросоветом в 1995 году в Мадриде.

Основными требованиями к странам-кандидатам являются соблюдение:

  • демократических принципов;
  • принципов свободы и прав человека;
  • принципов правового государства.

Кроме того, в стране должна быть развита конкурентная рыночная экономика. Граждане страны должны признавать и поддерживать стандарты и правила, которые приняли страны ЕС. Список официальных кандидатов на сегодняшний день состоит из пяти стран:

  • Исландия.
  • Турция.
  • Сербия.
  • Македония.
  • Черногория.

Деятельность Евросоюза

Страны, входящие в ЕС, защищают интересы Европы и продвигают европейские ценности по всему миру.

10 примеров деятельности ЕС:


За время своего существования ЕС наладил тесные контакты со странами, только вставшими на путь развития. С частью соседних европейских стран подписаны двухсторонние Соглашения об ассоциации в ЕС.

На сегодняшний день Евросоюз добился дипломатических отношений с большинством стран мира, располагающим потенциалом к стратегическому партнерству и мирному сосуществованию.