Исповедую едино крещение оставление грехов. Исповедую едино крещение во оставление грехов

Крещение – это вступление человека в лоно Церкви. Во время Крещения человек умирает для греховной жизни и рождается для новой жизни. Оно совершается лишь однажды, как однажды и рождается человек. Таинство Крещения установил Сам Господь. Обычно православных крестили в детстве, в наше время совсем не редкость крестить и взрослых, для которых это становится значительным и знаменательным событием. В этот день они становятся членами Церкви Христовой, решительно меняют жизнь и дают обет сочетаться Христу и веровать Ему как Царю и Богу. Из купели человек выходит заново рожденным, оставив свою прошлую жизнь с ее грехами.

К принятию таинства Крещения следует готовиться заранее. Во многих приходах священником проводятся специальные беседы для «оглашенных» (готовящихся принять Крещение и изучающих основы Православной веры). В первую очередь, для Крещения требуется вера в Господа и Его святое Евангелие, а также в Церковь, главой которой Он является. Поэтому во время Крещения священник и просит читать Символ веры. В раннехристианские времена взрослого человека допускали ко Крещению не сразу, а готовили для этого иногда год и более. Готовящимся ко Крещению позволяли принимать участие в некоторых службах и обрядах Церкви. Сегодня каждый священник согласно своей пастырской совести испытывает веру и разумение желающего креститься. Если он считает, что пришедший еще не готов к принятию таинства, а креститься хочет, например, из любопытства, то Крещение может и должно быть отложено. Священник может пригласить такого человека на беседу и подготовить его к вступлению в Церковь, объяснив истины, которые заключаются в Символе веры.

В дни перед принятием таинства нужно читать Евангелие и книги, разъясняющие православные догматы, например, Закон Божий. Эти дни – особые, поэтому не следует рассеивать внимание на другие, пусть даже важные проблемы. Посвятите это время духовным размышлениям, сосредоточьтесь на внутренней жизни своей души. Избегайте суеты, пустых разговоров, смотрения телевизора, не участвуйте в различных увеселениях, ибо то, что вы будете принимать, велико и свято, а все святое Божие должно приниматься с величайшим трепетом и благоговением.

По традиции Церкви младенца следует крестить на восьмой или на сороковой день жизни. Понятно, что в таком возрасте требовать от него веры и покаяния – двух главных условий соединения с Богом, нельзя. Поэтому с древних времен появились «крестные» – люди, за веру которых крестят младенцев. При Крещении взрослых старше 18 лет крестные не обязательны. Крестные родители всегда, до конца своих дней, молятся за крестников, научают их вере и благочестию, приобщают к таинствам. Связь между восприемниками и их чадами вечная и более глубокая, чем у родителей по плоти. От тщательного исполнения обязанностей крестного зависит участь и его самого, и воспринятого им от купели младенца.

Часто люди несерьезно подходят к избранию крестных. Большинство «кумов» не соответствуют минимальным требованиям Церкви: не знают ни одной молитвы, не читали Евангелие, не умеют правильно перекреститься, не носят креста на груди. Иные крестные отцы считают своим долгом перед приходом в храм «принять для храбрости»; крестные матери порой бывают нескромно одеты, с обильной косметикой. И практически никто не знает, кто такие крестные, для чего они нужны и в чем их обязанности. Крестным может быть только по-православному верующий человек, способный дать отчет в своей вере. Собственно, мальчику нужен только крестный отец, а девочке – только крестная мать. Но по древней русской традиции приглашают и того, и другого. Родители не могут быть крестными своего ребенка; муж и жена крестными одного младенца. Бабушки, дедушки, братья и сестры вполне годятся в крестные родители. После погружения младенца в купель Крещения крестный принимает его из рук священника. Отсюда славянское название – восприемник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в Православном духе, и ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде.

Взрослым желательно перед Крещением соблюдать пост в течение 2-3 дней. В день Крещения с утра не едят, не пьют и не курят, живущие в браке накануне ночью воздерживаются от супружеского общения. Святыня Божия требует от человека особой чистоты. Являться ко Крещению нужно предельно чистыми и опрятными. Женщины в месячной нечистоте не приступают к купели Крещения до окончания этих дней. Не приходят креститься в косметике и украшениях.

Среди таинств Церкви на первом месте стоит таинство Крещения. Оно как бы служит дверью, вводящей человека в благодатное Царство Христово – Церковь, чем и дает ему доступ ко всем ее духовным сокровищам. В обычном своем состоянии человек не способен к духовной жизни – для этого ему необходимо родиться духовно.

В таинстве Крещения, верующий во Христа через троекратное погружение в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа – омывается от всех своих грехов, благодатно рождается для духовной христианской жизни и становится членом Царства Божия.

Крещение установил Сам Господь наш Иисус Христос, Который освятил Его Своим собственным примером, приняв Крещение у Иоанна на реке Иордан. Перед Своим вознесением на Небо Господь повелел апостолам крестить всех верующих в Него: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28,19).

Для принятия Крещения необходимы вера в Иисуса Христа как Сына Божия, покаяние во всех грехах и твердое намерение жить по заповедям Божиим.

Православная Церковь допускает Крещение младенцев по вере их родителей и восприемников с условием, что и те, и другие обязуются воспитывать крещаемого в Православной вере и руководить им в истинно христианской жизни. О том, что благодатные дарования даются по вере других, ясно свидетельствуют евангельские рассказы. Например: по вере римского сотника Господь исцелил его слугу. При исцелении расслабленного, повествуется, о том, как «Иисус, видя веру их (принесших больного), сказал расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2,5). По вере матери-хананеянки Господь исцелил ее дочь; и т.д. Поэтому восприемники и родители, которые пренебрегают священным долгом воспитывать ребенка в христианской вере, лишают его возможности с детства познать Бога и оставляют его безоружным перед всеми соблазнами, которые ожидают его в зрелом возрасте.

Сектанты осуждают православных за совершение таинств над младенцами. Но основанием для Крещения младенцев служит то, что Крещение заменило собой ветхозаветное обрезание, которое совершалось над восьмидневными младенцами. Апостол Павел называет христианское Крещение «обрезанием нерукотворным» (Кол. 2, 11-12).

Так как при Крещении человек получает, вместо прежнего ветхого бытия, новую жизнь, становится чадом Божиим и наследником вечной жизни, то очевидно, что Крещение необходимо для всех, в том числе – и для младенцев, чтобы, развиваясь физически, они одновременно и своим духом возрастали во Христе. Сам Господь сказал: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк. 18,16). Ведь младенцы, как и взрослые, причастны первородному греху и, следовательно, имеют нужду в очищении от него. В апостольских писаниях неоднократно упоминается о Крещении целых семейств (дом Лидии, дом темничного стража, дом Стефанов (1 Kop. 1, 16), и нигде не упоминается об исключении младенцев при общем Крещении. Отцы Церкви в своих поучениях настаивают на Крещении детей. Св. Григорий Богослов, обращаясь к матерям-христианкам, говорит: «У тебя есть младенец? – Не давай усилиться повреждению со временем; пусть он будет освящен в младенчестве и от юности посвящен Духу. Ты боишься печати по немощи человеческого естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещала Самуила Богу, и по рождении вскоре посвятила и воспитала его для священной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога».

Крещение не является лишь символом очищения, оно – самое начало и источник всех последующих божественных даров, очищающий и уничтожающий все греховные скверны и сообщающий новую жизнь. Прощены все грехи, первородный и личные; открыт путь для новой жизни; открыта возможность получения Божиих даров.

Десятая часть Символа Веры говорит о таинстве крещения как средстве нашего спасения и избавления от грехов.

Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Господь Иисус Христос, покидая землю на сороковой день, обещал Своим ученикам послать вместо Себя Утешителя, Духа истины. Он это исполнил через десять дней после Вознесения. В виде огненных языков на апостолов сошел Святой Дух, третье Лицо единого Бога-Троицы. Этот день считается днем рождения христианской Церкви, которая является местом сугубого присутствия Святого Духа.

Внутренним содержанием жизни Церкви являются особого рода священнодействия, которые получили названия таинств. Их всего семь: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, венчание, священство и елеосвящение.

Видимым совершителем таинства является священник, но Церковь верует, что в каждом действии, которое совершает человек, незримо присутствует Святой Дух, и именно Он подает спасающую благодать приступающим к таинствам.

Человек участвует в таинствах и через них приобщается к спасительному крестному подвигу Христа, Который умер и победил смерть воскресением.

Первым в ряду таинств стоит таинство крещения. Именно о нем говорит Символ Веры. Это таинство является дверью, вводящей человека в жизнь духовную.

Так велики благодатные дары, подаваемые человеку в крещении, так глубоко невидимое преображение его естества, что это таинство справедливо называется “рождением свыше”. Его так назвал Сам Господь в беседе с Никодимом, иудейским начальником, пришедшим к Нему вечером, тайно, узнать о смысле человеческого бытия.

Человек рождается от отца и матери, и это есть его рождение по плоти. Но человек обладает духом, он сотворен по образу Божьему. Это делает его принципиально отличным от животного мира, хотя во многом он схож с ним. Человек должен осознать свое коренное отличие от всего остального мира. Должен понять, что он гражданин небесного отечества, он должен узнать и принять своего настоящего Отца - Бога. И это узнавание и принятие запечатлевается в крещении - “рождении свыше”, таинстве, в котором человек усыновляется Богу. Происходит истинное рождение человека - “по духу”.

Это рождение является, по словам Христа, условием обретения вечной жизни. Кто впустил Бога в свою жизнь, в свою душу, чтобы облегчить тяготу своих грехов и немощей, пребудет с Ним вечно. Ибо противоположно непрочности людских отношений, любовь Бога непреходяща. Он есть источник и податель жизни, и пребывающий с Ним пребудет во век.

Крещение - это рождение человека, и потому оно совершается только раз в жизни. Никакие грехи человека не могут изменить вечного завета между ним и Богом. Пока человек жив, есть надежда, что даже самый закоренелый грешник может раскаяться и вспомнить о том, что он сын Божий. Бог же не перестанет любить его и ждать назад. Поэтому как человек не может второй раз “войти в утробу матери своей и родиться”, так и крещение не может совершиться повторно.

Православная церковь с давних времен крестит не только взрослых, но и детей. Эта практика часто подвергалась нападкам со стороны многих конфессий, не признающих этого обычая. Но Сам Господь сказал: “Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им”.

От крещаемого требуется сознательная вера в Господа, отречение от грехов прежней жизни и желание жить по заповедям Божьим. Младенец лишен возможности осознанно исповедовать Бога как Царя и Владыку. Он должен возрасти, войти в разум и сам, сознательно избрать жизнь с Богом. Такова аргументация противников крещения детей. Православная Церковь всегда держалась мнения, что ожидать, пока ребенок вырастет и сознательно примет Бога - то же самое, что не давать больному младенцу лекарства, ожидая, пока он вырастет и сам решит, хочет ли он его принять. Человеческая природа больна и поражена грехом, она нуждается в лечении. Благодать, подаваемая в таинствах, и в таинстве крещения, как одном из них, врачует немощное естество человека, помогает ему с детства возрастать в духе и истине, приобщает к источнику вечной жизни.

Недостаток сознательной воли со стороны младенца восполняют крестные родители, или восприемники, на которых лежит святая обязанность научить ребенка истинам христианской веры. Ему для этого придется изрядно потрудиться. Благодать Божия, подаваемая в таинстве крещения не спасает человека, младенца или взрослого, сама по себе. Как рождение по плоти есть только начало жизненного пути человека, так и рождение духовное, совершающееся в крещении, есть только начало духовного пути к святости и совершенству. Святые отцы уподобляют действие этого таинства посеянному семени, над которым следует много потрудиться: взрыхлять землю нашего жестокого сердца, вырывать с корнем сорняки страстей, поливать живой водой молитв и добрых дел. Только тогда это благодатное семя новой жизни и рождения свыше возрастет и принесет духовные плоды.

В Митр. Макарий как последователь проф. Осипова

Проф. Осипов говорит:
Кстати, автор специального исследования о первородном грехе Кремлёвский – специально изучал отцов первых 4-х столетий, и пришел к такому выводу: «Что касается восточных отцов Церкви, то в суждениях их нет ни малейшего намека на переход первого греха Адамова на всех людей, хотя мысль об общем тлении всех в Адаме выражена у них со всей определенностью».
http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/osipov/kurs_2/txt07.html
И казалось бы - Кремлевский солидный человек, кандидат богословия, школа XIX века. Что тут и проверять? Не нашел и все тут.
Однако удивительным образом Кремлевский не нашел этого учения даже в курсах догматического богословия, в т.ч. у Макария Булгакова:
Высказанное же блаж. Августином мнение о переходе первого греха Адамова на всех людей, церковь решительно отвергает (см. Догм. Бог. архиеп. Антония, Филарета, еп. Сильвестра, м. Макария ). На вопрос, вменяется ли человеку в вину это расстройство его природы, с которым он является на свет, мы должны ответить безусловно отрицательно на основании всего, что сказано о грехе. Понятие вменения в Писании постоянно самым решительным образом связывается с свободным нравственным деянием; где нет свободы и сознания, там не может быть вины. Если же Писание именует всех людей чадами гнева Божия по природе (Еф. 2, 3), то этим указывается только на природную предрасположенность людей к греху, обыкновенно приводящую к греху, когда человек вступает в сознательный возраст.

Давайте посмотрим, что там пишет м. Макарий, на которого таким воздушно-легким "см." ссылается Кремлевский. А пишет он вот что:

Под именем первородного греха она разумеет собственно то преступление заповеди Божией , то уклонение человеческой природы от закона Божия, и следовательно, от своих целей, которое совершено нашими праотцами в раю и от них перешло на всех нас . «Первородный грех, читаем в Православном Исповедании кафолической и апостольской Церкви восточной, есть преступление закона Божия, данного в раю прародителю Адаму. Сей прародительский грех перешел от Адама во все человеческое естество, поскольку все мы тогда находились в Адаме, и таким образом через одного Адама грех распространился на всех нас. Посему мы зачинаемся и рождаемся с этим грехом» (ч. 3, отв. на вопр. 20).
или вот:
Например, Церковь учит, что крещение изглаждает, уничтожает в нас первородный грех: это значит, что оно очищает собственно греховность нашей природы, наследованную нами от прародителей; что через крещение мы выходим из греховного состояния, перестаем быть естеством чадами гнева Божия, т.е. виновными перед Богом , делаемся совершенно чистыми и невинными пред Ним, благодатью Духа Святого, вследствие заслуг нашего Искупителя
http://azbyka.ru/knigi/pravoslavno_dogmaticheskoe_bogoslovie_makarija_91-all.shtml

Между прочим, ссылка на Кремлевского обретается и в "Православной энциклопедии", где в статье "Первородный грех" читаем, например:
Расхождения между правосл. и католич. учениями о Г. п. привели к расхождению и в понимании того, что происходит в таинстве Крещения. Католич. Церковь исповедует Крещение, в к-ром «отпускаются все грехи - грех первородный и все грехи личные…» (ККЦ. 1263). Для правосл. Церкви такое исповедание является неприемлемым, поскольку она не признает всеобщей вины в Г. п.
http://www.pravenc.ru/text/166457.html

Ну и так, чтобы не забыть:
Человечество прогневало Творца преступлением Адама, который совершенно пренебрег данной ему заповедью; посему мы, жалкие, были смущены и погибали, подвергшись проклятью и наказанию; пока гневался Бог, мы находились под владычеством смерти.
http://azbyka.ru/otechnik/?Kirill_Aleksandrijskij/tolkovanie-na-proroka-avvakuma=3
или там:
И святой апостол Петр, сказав: «подадите в вере вашей добродетель и прочее, присовокупляет», говоря: «емуже бо несть сих... мжай, забвение приемь очищения древних своих грехов» (2Пет.1:5,9). Понял ли ты из сказанного, (что это говорится) об очищении чрез Крещение, бывающем таинственно и обретаемом действенно посредством исполнения заповедей? Если же, крестившись, мы не освободились отеческого греха, то очевидно, что не можем совершать и дел свободы.

Исповедую едино крещение во оставление грехов

Вода очищает. От чего очищает? Очищает кожу от пота и грязи. От той малой части нечистоты, которая исходит из тела с потом, вода очищает его. От той малой части пыли и грязи мира сего, которая летит на кожу, вода может очистить.

Но вода не в состоянии очистить всю ту нечистоту, тот гной и тлен, которые скапливаются в утробе человеческой. Вода бессильна против внутренней нечистоты, которая собирается и задерживается в человеческих органах. Эта нечистота приходит от нездорового или излишнего праха мира сего, который люди называют пищей.

И если вода бессильна перед тварной нечистотой, насколько же она бессильна перед иной, глубочайшей нечистотой - нечистотой душевной?

Очевидно, что душу вода не очистит. Она омывает воздух и землю. Она способна омыть все одеяния земли, так же как омывает кожу человека. Ее действие огромно, драгоценна ее услуга. Но не может она смыть липкую нечистоту человеческой души. Евреи бесконечно совершали ритуальные омовения и умывания, то есть постоянно очищали водой кожу. Но их душевной нечистоты вода не касалась. И настолько внутренняя нечистота накопилась в них, что, когда она прорвалась и излилась на Пречистого Господа Иисуса Христа, смрад ее разнесся по всему свету и по сей день по всему свету разносится.

Вода всего лишь символ. Омовение телесное - символ омовения духовного. Символ может омыть символ, но не может очистить реальность. Вода может омыть внешний образ человека, но не внутренний. А внутренний образ человека суть образ Божий в человеке, живая душа с духовной реальностью в себе. Посему один только Бог силой Духа Своего может омыть духовную нечистоту в человеке.

Но, как символ очищения, вода необходима при крещении христиан. Тем более была она необходима при символическом дохристианском крещении. Святой Иоанн Креститель крестил только водой. А, по толкованию апостола Павла, весь еврейский народ символически крестился водой: Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море (1 Кор. 10, 1-2). Но это не настоящее крещение, а образное, символическое. Оно лишь прообраз христианского крещения.

Христианское крещение - значит полное очищение; оно представляет собой двери, через которые люди вступают в Церковь Христову. Не дважды или трижды, но лишь однажды. Поэтому едино крещение . В Священном Писании это особо подчеркивается словами: один Господь, одна вера, одно крещение (Еф. 4, 5). Отвернитесь от говорящих вам, что человеку необходимо несколько крещений.

Крещение очищает с образа Божия в нас ту самую постыдную язву, которую праотец рода нашего оставил в наследство всему своему потомству. Ту демоническую печать нашей души, черную и мерзкую, которую можно смыть только истинным христианским крещением.

Крещение означает смерть ветхого, грешного человека в нас и рождение нового, безгрешного. Об этом свидетельствует Священное Писание: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6, 3-4). Поэтому святые отцы Второго Вселенского Собора изрекли: Исповедую едино крещение .

Прообразом христианского крещения служило и обрезание. Ножом отсекался кусочек плоти. Это прообраз. Крещение отсекает греховный нарост души. Это реальность. И так же как обрезание совершалось раз и навсегда, так же и крещение совершается раз и навсегда. Обрезание совершалось и над взрослыми, и над детьми. И крещение совершается над взрослыми и над детьми. Так в Церкви Апостольской делается от апостольских времен (см.: Деян. 16, 14-15, 30-34; 1 Кор. 1, 16). Отвернитесь от говорящих вам, что детей не надо крестить. Но спросите их: кто ответит за души детей, умерших некрещеными?

…Во оставление грехов - вот цель крещения. Крещение Иоанна не было крещением во оставление грехов, но крещением покаяния. Он сам свидетельствовал о том, говоря: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я недостоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф. 3, 11). А Тот, Который сильнее Иоанна и сильнее всего мира, личным примером показал образ истинного и полного крещения. Он крестился водой и Духом Святым. Безгрешный погрузился в воды Иордана, и в тот же час сошел на Него Дух Божий в виде голубя. Был там Иоанн, который крестил, была вода, которая омывает тело, был и Дух Божий, Который омывает душу. Истинное и полное крещение. Одно и неповторимое над одной личностью.

Ночью пришел Никодим, один из начальников иудейских , и спросил Христа о спасении. Ответил ему крестившийся Мессия: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Очищение и тела, и души. Перерождение и тела, и души. Благодать Духа Святаго дает силу и святость воде. Огонь Духа Святаго сожигает тот праотеческий нарост в душе каждого потомка Адама. Греховное бремя многих веков и поколений, уродливый горб спадает с крещеной души. Наследственная проказа исчезает. С этого момента крещеный уже не отвечает за прошедшее, а только за будущее.

Крещение, которым Иоанн крестил евреев, было и прошло. Оно служило лишь знаком тревоги и подготовки: Царь Небесный грядет! Вся духовная атмосфера была болезненной, как дыхание умирающего. Иоанн почувствовал среди трупного запаха мира дыхание нового, свежего ветра, благоуханного и животворящего. Христос приближался. И Иоанн забил тревогу, призывая покаянием готовиться к встрече. И крестил водой для покаяния, но это крещение прошло. Оно не имело благодатной силы Духа Святаго, которая была дана позже через Христа (см.: Деян. 19, 1-6). А крещение водою и Духом сохранилось поныне. Без него никто не может назвать себя христианином. Се, заповедал Господь: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). Это спасительная и целительная заповедь, которую святые апостолы дословно исполнили и которую Соборная и Апостольская Церковь до днесь исполняет.

Но, кроме этого святого крещения, которым все мы крещены, есть еще одно крещение, которое не каждому дано. Это крещение мученической кровью. Все великие святые мученики, которые пострадали и пролили свою кровь за Христа, крестились крещением крови. Крещение кровью хорошо известно вам, православным наследникам Христовым. Нигде нет такого множества крещенных кровью, как среди предков ваших, древних и недавних. И в наши дни в православном мире проливается кровь мучеников. Тысячи и тысячи крестятся собственной кровью. Это героические свидетели Евангелия Христова. Чада Божии, которых безбожники закалают, как агнцев! Их жертва укрепляет Церковь Христову на земле, а их святые имена пополняют православный календарь. Крещенные собственной кровью всегда были сокровищем и украшением Православия.

И некоторые из бывших язычников, не крещенных водою и Духом, принимали мученичество за Христа и крестились кровью, и крещение их принято как полное и действительное. Более того, такое крещение выше нашего обычного крещения. Они не успели креститься водою и Духом, будучи духовно слепы, но они вмиг прозрели и познали Христа и положили за Него душу. И, не крестившись крещением иорданским, крестились они крещением Господним - голгофским. А ваши православные предки, сонмы и сонмы их: молодых и старых, царей и патриархов, богатых и бедных, мужчин и женщин, - крестились и одним, и другим крещением - иорданским и голгофским. Так велико количество ваших героических предков, крестившихся сначала водою и Духом, а затем своей мученической кровью, что могло бы составить целое государство.

Первое крещение - водою и Духом - заповедано нам, а второе - собственной кровью - дано как выбор. Спросил однажды благий Господь сыновей Зеведеевых: Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? (Мф. 20, 22). Видите, что Господь называет страдания Свои крещением? Видите, что не говорит Он сынам грома: креститесь! Но спрашивает их: можете ли? Видите, что крещение кровью не заповедь всем верным, как первое крещение, но их свободный выбор. На крещение кровью решаются лишь те, которые, кроме крепкой веры в Господа, имеют великую любовь к Нему, как Он Сам сказал: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (Ин. 15, 13-14). Сонмы предков ваших были друзьями Друга людей. И дружбу свою с Ним засвидетельствовали так же, как Он засвидетельствовал Свою дружбу с ними,- печатью крови и смерти.

Не дайте себя обмануть, христоносцы, если некий еретик скажет вам, что нет, кроме крещения, благодатных таинств. Не дайте обмануть себя тем, что в нашем Символе веры только о крещении говорится, а других таинств нет. Святые отцы никейские совершали все таинства. Совершали они, свято и верно, и миропомазание, и покаяние, и причастие, и елеопомазание, и брак, и священство. Все эти таинства Священным Писанием засвидетельствованы и Священным Преданием подтверждены, но святые отцы, составляя краткий Символ веры , упомянули только о крещении, потому что это основное и вводящее в Церковь таинство.

Се, таинством крещения мы разрываем связь со своим греховным прошлым, и душа входит в духовную лечебницу, называемую Церковью. А когда душа через крещение, как через двери, войдет в лечебницу, она уже в ней обретает все, что ей необходимо. Там миропомазание - печать дара Духа Святаго. Там исповедь и покаяние для исцеления новых душевных ран. Там причастие, питающее душу самим Телом Христовым и Кровью Его. Там елеопомазание - молитвенное призывание Духа Святаго на укрепление и освящение телесного храма человеческого и расслабленного жителя этого храма, души человеческой. Там великое таинство брака - чудо Божественного премудрого домостроительства. Там священническое рукоположение ради сохранения преемства апостольского служения и апостольской силы. Там и другие лекарства и средства, с помощью которых всесильный Дух Божий лечит, утешает, ласкает и воздвигает души верных.

Это вера предусмотрительных и мудрых. Трудно принять ее рассеянным и неразумным. Не усматривают они ничтожества своего, не чувствуют потребности в помощи крепкого Бога. А предусмотрительные до дна исследовали немощь свою и немощь всех земнородных. Исследуя себя и других, они пришли к сознанию, что нечистота человеческой души не может быть омыта одной водой или каким-то другим природным элементом без силы всесильного Духа Божия. Потому они с кротостью и смирением обращаются за помощью к Богу. И, будучи мудры, пользуются для исцеления душевных ран всеми бальзамами, которые находятся в божественной лечебнице, в Святой Церкви. Отвернувшись от теней и призраков этого мира, они предались в волю Всевышнего, лица их обращены к вечному свету. Они знают, что они путники и что конец этого пути недалек. Потому радостно идут они всё вперед и вперед. И милосердно поддерживают своих спутников, братьев своих, как Царских детей, грядущих в Царство Отца своего Небесного.

Это ваша вера, христоносцы, вера предусмотрительных и мудрых предков ваших. Пусть станет она и верой детей ваших, из рода в род, до конца пути. Это вера непостыдная, православная, спасительная. Воистину, это вера людей образованных, носящих в себе образ Божий. В день Воздаяния, в Страшный день Правды, когда Христос воздаст по правде, они будут названы благословенными.

Вода. Кровь. Перерождение.

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 1427: Оставление прядей волос во время бритья головы. 1908 (5920). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил “каз‘”».Передатчик (этого хадиса) сказал: «“Каз‘” -

Из книги Сознание говорит автора Балсекар Рамеш Садашива

Из книги Святитель Tихон Задонский и его учение о спасении автора (Маслов) Иоанн

1. Оставление кафедры и переход в монастырь Болезнь и жажда уединения побудили святителя еще в первый год своего служения в Воронеже писать прошение в Св. Синод об увольнении на покой. В 1766 году, 16 марта, святитель подал в Св. Синод второе прошение, в котором писал: “И

Из книги Земля недостижимая. Сквозь тюремное окно автора

Всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедую Рече Господь: Всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцем Моим Небесным” (Мтф.10,32), и “пред ангелами Божиими” (Лк. 12,9). Так сказал Господь Иисус Христос, Который сильнее мира и сильнее ада.

Из книги Евангелие от Марка автора Инглиш Дональд

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

в. …крещение покаяния для прощения грехов (1:4) Разобраться в происхождении Иоаннова крещения довольно сложно. Мы должны искать его источник в еврейских законах. Иудеи практиковали ритуал омовения со времен странствования в пустыне с Моисеем. Многие повеления закона

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

28. ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (?к. 14:24; Лк. 22:20; 1 Кор. 11:25). Слова Христа несколько напоминают Исх. 12:7 и Зах. 9:11, но только по форме. Весьма сомнительно, говорил ли Он здесь цитатами из Ветхого Завета. Слово????? не относится

Из книги Личность и Эрос автора Яннарас Христос

21. да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня. Здесь указаны три предмета или три цели, на которые устремлено внимание молящегося Христа (три раза употреблена частица??? = чтобы). Первая цель заключена

Из книги Православно-догматическое богословие. Том II автора Булгаков Макарий

22. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. 23. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. Для того, чтобы единство верующих было крепче, Христос уже сделал первых Своих учеников

Из книги Как спастись автора Ландос Агапий

§ 18. ВИДОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕДИНСТВА СУБСТРАТА И ЕДИНО–ИНАКОВОСТЬ ЛИЧНОСТИ Таким образом, как универсальность личности, так и ее единство определяются бытийно, а не рассудочно–семантически. Рассудочное определение всегда исчерпывается онтической дефиницией. Оно

Из книги Сквозь тюремное окно автора Сербский Николай Велимирович

§ 205. Необходимость крещения для всех; крещение младенцев; крещение кровию. I. Судя по благодатным действиям таинства Крещения, естественно заключать, что оно необходимо для всякого, кто только желает очиститься от грехов, соделаться чадом Божиим, достигнуть вечного

Из книги Отец Александр Мень. Пастырь на рубеже веков автора Ерёмин Андрей Алексеевич

Едино же есть на потребу Возненавидевшему всем сердцем грех, озаренному благодатью Пресвятого Духа и возжелавшему послужить Господу Богу и Царю всех первым делом необходимо осознать, что это стремление является истинным подвигом, самым достойным трудом, предивной

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедую Рече Господь: «Всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мтф.10,32), и «пред ангелами Божиими» (Лк. 12,9). Так сказал Господь Иисус Христос, Который сильнее мира и сильнее ада.

Из книги автора

Да будут все едино, как Ты, Отче во Мне, и Я в Тебе На вершине горы лежит зеленое озеро, чистое как слеза и светлое, как зеркало. Из него текут реки и ручьи, наземные и подземные.Господь, братья мои, это чистое добро и источник всякого добра. Если бы в Боге была йота зла, Он был

Из книги автора

Из книги автора

Исполнение обетований о наградах за оставление земных благ Вы взошли на гору Господню (см. Пс. 23:3; Ис. 2:3) и созерцаете чудеса небесного жития. Вместе с этим вы можете сказать Богу, что ради Тебя и Твоего Евангелия мы оставили отцов, матерей, братьев, сестер (см. Мф. 19:29), жен,