Презентация "История джаза" (история развития, особенности, виды исполнители, инструменты). Цель урока: Проследить историю возникновения джаза

Выполнил у ченик 9 класса «Б» Ларионов Кирилл История Джаза

Джаз (англ. Jazz) - форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX - начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры - свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.

Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он прибыл в зачаточном виде из африканских земель, а под влиянием развитой западной музыки и ее течений (блюзы, рег-таймы) и соединения с ними музыкального африканского фольклора получился стиль, не умерший и по сегодняшний день – джаз.

Джаз живет в ритме, в несогласованности, в пересечениях и в несоблюдениях тональностей и высоты звуков. Вся музыка строится на конфронтации и противоречии, но в одном музыкальном произведении это все гармонично соединяется и поражает своей мелодичностью, особенной привлекательностью. Первые джазмены за редким исключением создали традицию джазового оркестра, где есть импровизации со звуком, скоростью или темпом, возможно расширение количества инструментов и исполнителей, привлечения симфонических традиций. Много джазменов вложили свое искусство в развитие традиции искусства игры джаз-ансамблей.

Жанры джазовой музыки Спирчуэлс Регтайм Блюз Основные черты джазовой музыки Главенство ритма Разговорные интонации Импровизация Преобладание медных духовых инструментов

Джазовые исполнители Луи́ А́рмстронг (1901 - 1971) - американский джазовый трубач, вокалист и руководите л ь ансамбля. Бенни Гудмен (1909 – 1986) джазовый кларнетист и дирижёр, имевший прозвище «Король свинга». Бесси Смит (1894 – 1937) американская певица, одна из известных и влиятельных исполнительниц блюза. Каунт Бэйси (1904 – 1984) американский джазовый пианист, органист, знаменитый руководитель биг-бэнда.

Специфика джаза, как вида импровизационной музыки, определяется его происхождением, т.е. качественным синтезом европейской и внеевропейской музыкальных культур, а также последующим уникальным процессом его развития. Результатом этого стало преобладание творческого начала и постепенный выход джаза за пределы культурных и территориальных границ. Джаз захватил в свой оборот все мировое множество музыкальных языков и музыкальных эстетических концепций. Стили и жанры, появившиеся на ранней стадии развития джаза, привели к появлению целого вида музыкального искусства, ставшего наиболее творчески направленным в музыке ХХ-го века. Джаз стал, в свою очередь, источником идей и методов, активно действующих, практически, на все остальные виды музыки от популярной и коммерческой до академической музыки нашего века.



  • Термин имеет два значения. Во-первых, это выразительное средство в джазе. Характерный тип пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма от опорных долей. Благодаря этому создается впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия. Во-вторых, cтиль оркестрового джаза, сложившийся на рубеже 1920-30-х годов в результате синтеза негритянских и европейских стилевых форм джазовой музыки.

История развития джаза. Основные течения

Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур разных народов и национальных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания. На этой основе в конце XIX века сложился ещё один музыкальный жанр рэгтайм. Впоследствии ритмы рэгтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению - джазу.

Истоки джаза связаны с блюзом. Он возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие - к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры и европейской (которая тоже претерпела серьёзные изменения в Новом Свете) происходили начиная с XVIII века, и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и джаза в общепринятом понимании.










Возникновение

Джаз возник в США в результате синтеза многочисленных элементов переселенных музыкальных культур народов Европы, с одной стороны, и африканского фольклора - с другой.


Музыка для африканцев имеет в большей степени, чем для европейца, прикладное значение .



Духовные песни негров

Негры Нью-Йорка и Нью-Орлеана никогда до сих пор не слышавшие многоголосного пения в протестантской церкви впервые познакомились с хоровыми религиозными гимнами белых.

Они стали вводить в хоровое пение элементы импровизации. Так появились спиричуэлс – духовные песни негров.

Одна из исполнительниц

спиричуэлс

Махалия Джексон


Истоками джаза считаются :

  • Блюзы
  • Рэгтаймы
  • Спиричуэлсы

Блюз

Блюз является представителем светского музицирования американских негров, появившегося задолго до джаза. В сущности, он оказывается аналогом баллад, завезенных переселенцами из Старого Света, но с характерными афроамериканскими чертами


Со своей стороны, европейская музыка внесла свой богатый вклад в будущий синтез: мелодические построения с ведущим голосом,

ладовые мажор-минорные стандарты,

гармонические возможности и многое другое.


Луи Армстронг

Изумительный исполнитель, композитор,

подлинный гений джаза.


Полное имя

Луи Дэниел Армстронг

Дата рождения

Место рождения

Дата смерти

Место смерти

Инструменты

Псевдонимы




Элла Фицджеральд появилась





Успех был ошеломительным, но... обещанного победителю ангажемента она так и не получила - слишком уж непрезентабельным показался ее вид владельцам театра.




«Джаз музыка» - О нем наш разговор. Джаз многолик. История джаза- часть истории 20-го века. Цель: дать представление об истоках джаза, особенностях джазовой музыки. -Джаз. Джаз - дитя двух культур. Истоками джаза считаются: Направления джаза. Что такое джаз? Блюзы Рэгтаймы Спиричуэлсы. Труба Тромбон Кларнет Рояль Контрабас Гитара Банджо.

«Поп-музыка» - Жанры поп-музыки. US5. Мадонна, одна из самых успешных поп-исполнительниц. Итало-поп. Является логическим продолжением развития стиля поп. Классик-поп. Поп-диско. Данни Миноуг. Электро-поп. Жанна Фриске. Анна Вески. RITA PAVONE. Рокко. Отличается красивой мелодией, изысканным вокалом и диско-ритмом.

«Хип хоп» - Некоторые MC превращают свои тексты в настоящие запутанные загадки(напр. В настоящее время широко распространилось рисование граффити с помощью аэрозольной краски. Когда заходит речь о древних эпиграфических памятниках, то разделяют понятия «граффити» и «дипинти». Уроки hip hop танцев пользуются большим спросом.

«Музыка в стиле джаз» - В джаз-оркестре нет точно зафиксированного состава инструментов. Иногда несколько ударных инструментов объединяются в руках одного исполнителя-виртуоза. Рэй Чарльз. Замечательный дуэт: Луис Армстронг и Элла Фицджеральд. Джаз оказал влияние и на другие формы музыкального искусства. Возникновение джаза.

«Современная музыка» - Рохлин. Проблемные вопросы. Р. Щедрин. Что значит современность в музыке? Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников? Д.Д. Шостакович. Ф.М. Достоевский. Искусство Баха и учит, и радует, и заставляет думать, и утешает. Найти дополнительную информацию о рок-группах, работающих в направлении арт-рок.

«Жанр авторской песни» - Градский. Кто же такие барды. Бардовская (авторская) песня. Весеннее танго. Владимир Высоцкий. Грушинский. Истоки авторской песни. И сама по себе не играет гитара, а дана человеку, как голос души. Основные отличительные черты бардов. Что отличает авторскую музыку от множества эстрадных шлягеров. Каждый пишет, что он слышит, каждый слышит, как он дышит.




Спиричуэл Негритянские спиричуэл впервые привлекли внимание музыкального мира около ста тридцати лет назад. Научная экспедиция для изучения культуры и быта чернокожих рабов в южных районах США сделала немало открытий. После неё в 1867 г. вышла книга под названием «Песни рабов Соединённых Штатов». До нашего времени она остаётся одним из важнейших источников сведений о музыкальной культуре американских негров.


Характерные черты спиричуэл: Тонкие ритмические нюансы; Импровизация, сложная ритмическая структура, построение по принципу вопроса-ответа; Выразительная общедоступная мелодия, сочетающаяся со сложной системой свободных полифонических подголосков; Содержание спиричуэл связаны с библейскими образами. Негры передавали их из уст в уста, воспринимали как фольклор и, нередко дополняя их событиями из своей повседневной жизни. В текстах своих духовных песен негры нередко обращались к Богу, к Христу, к пророкам.


Элла Фицджералд (1918/1996) Основоположницей джазовой вокальной стилистики по праву считают Эллу Фицджеральд.Её исполнение послужило замечательным образцом для джазовых певиц последующего времени. По мастерству импровизации и техники вокала она могла поспорить с лучшими исполнителями мира. В течение полувека своим чистым и сильным голосом она демонстрировала ясность и точность интонирования.


Дюк Эллингтон писал, что «её мастерство вызывает в памяти слова маэстро Тосканини, который говорил о певцах, что это или хороший музыкант, или нет. Элла была вне этих категорий». Пела ли она балладу, джазовую композицию или песенку собственного сочинения, она всегда проявляла огромный вкус и изящное мастерство. Безукоризненная дикция позволяла ей чётко произносить слова, наделяя каждое из них глубоким смыслом. Импровизируя на сцене, она могла неожиданно забыть текст песни, но тут же спонтанно ею изобретались слова и новая мелодия. В эти минуты потрясённые зрители награждали певицу бурными овациями.






Блюз В историю мировой музыкальной культуры блюз (blues - «меланхолия, уныние») вошёл одновременно с ранним джазом. Возникший в глубинных слоях афро-американской культуры. Первоначально под ним понималась сольная сельская, а затем городская лирическая песня американских негров обычно грустного содержания. «Блюзовые сцены разыгрываются на фоне хлопковых полей и болот, рабочих лагерей и тюрем. Болезни и безработица, неудачи во всех их разновидностях образуют неизменное содержание блюзовой поэзии» (В.Д. Конен). Главными сюжетами для блюзовых композиций служили темы страдания и несчастной любви.


Луи Армстронг (1898/1971) Знаменитого американского трубача, певца и композитора Луи Армстронга называли «мистер Джаз». Услышав ещё в детстве джазовых исполнителей, он начал петь в уличном вокальном ансамбле и учиться игре на музыкальных инструментах. Вскоре он стал играть в составе духового оркестра и петь в хоре. В 1922 г. он переехал в Чикаго, а затем в Нью-Йорк, где выступал как трубач и певец с джазовым оркестром. В1925 г. он создаёт свой собственный оркестр и записывает на пластинки блюзовые и джазовые композиции. Именно им было суждено произвести сенсацию среди поклонников джаза. Блестящие джазовые импровизации и виртуозное исполнение Луи Армсторнга становятся классикой этого жанра.