Занятие по экологии в подготовительной группе. Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе Индивидуальное занятие по экологии в подготовительной группе

Игра проходит на территории детского сада.

Задачи: организовать интересный, весёлый и содержательный досуг детей в детском саду. Продолжать помогать родителям находить интересные пути решения в отношениях с детьми. Способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами. Способствовать умению детей находить самостоятельно решение в создавшейся ситуации.

Предварительная работа: чтение приключенческих книг в детском саду и дома.

Оборудование: карта, разрезанная на 4 части, 2 резиновых шнура, мелкие шарики на каждого ребёнка, фломастеры, большой лист бумаги, 8 ведер, медузы на каждого ребёнка.

Действующие лица (в пиратской одежде) : дети, родители, воспитатель, инструктор по физической культуре.

Ход игры

Пират Билл (инструктор по ф/к ) входит в группу к детям:

приветствую вас юные отроки. Пришёл к вам за помощью. Но для начала, хочу рассказать вам давнюю историю, которая произошла со мной много лет назад. Мой капитан пиратского корабля «Чёрная роза» отдал мне и моему другу Джеку карту, на которой обозначено место, где спрятан клад. Мы решили отправиться за сокровищами. Поплыли вместе с другими пиратами. Когда мы стали приближаться к месту, где были спрятаны сокровища, на нас напали свои же пираты и стали требовать карту. Мы не отдавали, тогда началась борьба за карту, во время борьбы карту порвали, её подхватил шквальный ветер и унёс в неизвестном направлении. Корабль затонул, пираты утонули, лишь мы с Джеком смогли спастись. Прошло много времени, я постарел, да и Джек тоже, правда я его давно не видел, но так хочется найти сокровища старого капитана. Появляется другой пират Джек. Они смотрят удивлённо друг на друга, узнают и начинают здороваться.

Джек: приветствую тебя старина, Билл! Как давно мы с тобой не виделись? Как поживаешь, морской волк?

Билл: приветствую и тебя старина Джек! Мне, кажется, что с последней встречи прошло сто лет. Слушай, ты помнишь карту сокровищ, которую мы потеряли? Жаль, что её унёс ветер, сейчас мы могли быть богатыми и не бояться одинокой старости.

Джек: может, попробуем её отыскать?

Билл: я, конечно не против, но, мы с тобой уже староваты, да и ловкости и быстроты нет такой, как в молодости. Хорошо бы набрать команду ловких, молодых пиратов.

Джек: открой шире свои глаза и посмотри. (Показывает на сидящих детей.)

Билл (смотрит в подзорную трубу): ты прав! Из этих юнцов можно набрать неплохую команду, а вдруг они испугаются и не захотят нам помочь?

Джек: давай их спросим. Кто из вас хочет стать пиратом и найти сокровища? Хотите? Тогда нужно сказать торжественную клятву пиратов:

Клятва пиратов.

«Вступая в ряды пиратов, клянусь быть храбрым, честным, выручать товарищей и найденный клад разделить по совести. Если я нарушу клятву, пусть меня съедят акулы»

Билл: прежде чем отправиться в путешествие, сделаем пиратскую разминку, наберёмся сил. Кто против? Все за, тогда делаем как я!

Музыкально-ритмические упражнения под пиратскую музыку (на выбор)

Джек: сейчас вперед, к приключениям и поиску клада! Чтобы попасть на морской берег, где я оставил свой корабль, нам надо незаметно пройти пиратской тропой. Смелее, за мной!

Джек первым преодолевает «тропу»: проползают через тоннель, поднимаются на горку и скатываются вниз, проходят по узкой тропинке за верандой, перепрыгивают через пни и подходят к «кораблю». Дети по очереди идут за ним. Джек замыкает.

Садятся на корабль, «плывут».

Джек (смотрит в подзорную трубу): внимание, я вижу остров. Друзья, у нас закончились запасы воды, нужно пополнить, согласны?

Билл: Джек, может –быть на этом острове мы найдём карту? (выходят с корабля).

Им навстречу выходит пират Дик(родитель): зачем вы явились на мой остров, кто вас звал? (ответы детей). У меня есть только часть карты и вода на моём острове тоже есть. Так и быть дам вам воды, но вы, тысяча чертей должны собрать пушечные ядра, которые рассыпались по всему острову, когда я палил из пушки. Если согласны, то можете начинать. Каждый должен найти одно пушечное ядро. Приступайте и когда найдёте, подходите ко мне.

Дети расходятся по участку, ищут «ядра шары», кто находит, тот подходит к пирату Дику.

Дик : я, вижу вы не маменькины дети.

Билл: Дик, если мы покажем свою ловкость и быстроту, отдашь нам часть карты?

Дик: если докажете, что вы ловкие, отдам! Я хоть и пират, но слово своё держу. Смотрите, что у меня есть. Нужно зайти в это кольцо сцепку с ядром, которое вы нашли и по сигналу положить его на базу (в ведро), кто вперёд.
(дети выполняют задание по четыре человека)

Задание для квест игры «Тянем-потянем»

Джек: не подвели, молодые пираты, справились с заданием. Давай Дик нам часть карты и воды, и мы дальше поплывём. (пират отдаёт). Если хочешь, можешь плыть с нами, вдруг нам понадобиться твоя помощь.

Садятся на «корабль» и плывут.

Билл: я вижу землю, нам кто-то машет руками, может, остановимся? Выходят, а навстречу им идёт пират Бен.

Бен: как долго я не видел людей, думал уже никого не дождусь. С чем пожаловали, юные пираты? (дети рассказывают).

Бен: был такой случай, но очень давно. Принёс южный ветер часть карты, мне она не нужна, но как истинный пират, я должен испытать вас. Вчера на моём острове был шквальный ветер, смотрите, сколь медуз выбросило на берег. Поможете их собрать, отдам часть карты. А я потом их выпущу в море. Ваше решение? (ответы детей).

Джек: конечно, это верное решение, заодно проверим, как они метко бросают.

Квест задание «Липкий плот»

Дети бросают «медуз» в обруч, на который наклеен скотч, в виде паутины.

Бен: молодцы, быстро справились! Теперь найдите на этом острове часть карты и если найдёте, то сможете отправиться дальше.

(Дети находят бутылочку, в которой спрятана одна из частей карты.)

Билл: у нас уже есть две части карты, но этого мало. Отправляемся дальше. Бен, если хочешь, то можешь плыть с нами, будет веселее. Я снова вижу землю, будем останавливаться, вдруг здесь тоже есть часть карты. Выходят с «корабля».

Выбегает пират Джо : ха-ха, попались, сейчас я вас возьму в плен, и будете жить у меня на острове.

Джек: нет, у тебя ничего не получится, потому что, мы так просто не сдадимся. Вообще мы ищем клад, но для этого нам нужна карта. Две части мы уже нашли, надо ещё две. Может у тебя есть часть карты?

Джо: давно я живу на этом острове, и во время шторма на берегу моря нашёл клочок бумаги. Не знаю, может-быть, это и есть карта. Только я, старый, морской волк, просто так вам её не отдам. Выполните моё задание, поделюсь картой и отпущу с острова. (ответы детей). Тогда слушайте задание. Представьте, что вы попали в шторм, ваш корабль разбит. Вам нужно нарисовать корабль, на котором вы бы хотели путешествовать дальше. Можете рисовать всё, что есть ещё на корабле. Рисовать будете по очереди. Готовы, тогда, вперёд марш.

Задание «Нарисуй пиратский корабль»

Джо (огорчённо): я думал, что вы не справитесь и останетесь у меня, но я честный пират, поэтому возьмите часть карты и семь пудов вам под килем.

Джек: поплыли с нами, Джо, у нас большой корабль, всем места хватит. Тебе наверно, скучно одному на этом острове.

Джо: я не против вашего предложения, надеюсь, нам повезёт и поиски закончатся удачей.

Джек: юные пираты, вы мне всё больше нравитесь, и поэтому я скажу вам одну очень важную вещь, которая поможет отыскать последнюю часть карты. Настоящего кладоискателя отличает любопытство. Он готов заглядывать в любую щель, подмечать все странности, чтобы найти то, что ему нужно. Отправляемся в путь, да поможет нам Посейдон. Подплывают и выходят около спортивной площадки.

Билл: тысяча чертей! Мы опять попали на неизвестный остров. Смотрите, к нам кто-то идёт.

Пират Роджер: моё пиратское чутьё подсказывает мне, что вы приехали за картой, давно вас жду. Могу отдать,но насколько вы ловкие и сильные? Вам надо преодолеть жуткие заросли джунглей. Вы умеете перелезать препятствия и быстро бегать?

Дети: да!

Роджер: вам нужно перелезть через лианы, там вас подстерегает опасность. Океан кишит акулами, но вам нужно показать себя смелыми и быстрыми. Вперед!

Задание «Догони и забери»

Дети бегают и стараются забрать ленту у других детей и свою сберечь.

Роджер: вы убедили меня, я отдаю вам часть карты и желаю вам найти клад.

Джек: вы настоящие моряки. Мы с вами можем склеить карту и посмотреть, где находится клад. (склеивают). Из карты высыпаются буквы из которых дети должны составить слово. (песок)

Билл: чтобы это могло, значит, юные пираты? (ответы)

Джек: правильно, это место, где находится наш клад. Но я не вижу вблизи песка.

Билл: зато есть загадки. Я уверен, тысяча чертей, что это ключ к кладу. Если мы, конечно, их отгадаем.

На каждой части карты написана загадка. Отгадав которую, дети вместе с пиратами идут к месту отгадки. Последняя загадка указывает на место, где закопан клад.

  1. С помощью чего управляют кораблём? (штурвал).
  2. Когда он нужен, его бросают, а не нужен, достают. (якорь).
  3. Сколько полос на воротнике российского моряка? (три).
  4. Не надо путь искать на глаз. Укажет север нам…(компас)

Вместе с детьми все выкапывают клад (шоколад в виде золотых монет и игры на пиратские темы).

Все пираты: вот это удача! Мы нашли клад, ура-а-а-». Возвращаемся домой.

Воспитатель приветствует детей, они обсуждают, что видели утром по дороге в детский сад. После обсуждения в группу заходит полицейский и предлагает проверить свои знания на и ПДД.
Ответы детей:

После он уходит, и педагог просит детей принять участие и ОБЖ.

Когда дети уже собраны на прогулку, воспитатель достает конверт, в конверте план схема. На этой схеме изображены локации, которые им необходимо пройти, чтобы узнать правила дорожного движения , и уточнить правила поведения с незнакомцем.

Дети, вместе с педагогам, начинают свой путь.

На пути к первой локации к детям подходит маленький ребенок и просит ему помочь. Он просит, чтобы кто-нибудь его проводил до дома. Дети начинают спорить, кто пойдет с ним. В спор вмешивается педагог.

Воспитатель: Дети, а вы не боитесь идти с этим мальчиком? Может нам лучше узнать его фамилию имя, отчество?
Ответы детей:

Воспитатель: если он не знает свой адрес и фамилию, то, что мы должны сделать в такой ситуации?
Ответы детей

Воспитатель: Правильно, нам нужно позвонить в полицию, и дождаться их приезда. Но ни в коем случае не идти с незнакомым ребенком на поиски его родителей.

А все потому, что он может заманить к плохим людям. Воспитатель звонит в полицию, подходит полицейский, забирает ребенка и уходит, поблагодарив детей за бдительность.

Дети идут дальше, на пути к следующей локации им мешают пройти дети на самокатах, они едут со скоростью, не останавливаясь. Воспитатель спрашивает, можно ли так делать? Можно ли ездить по жилой зоне с такой скоростью не уступая пешеходам?
Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы, нельзя так себя вести на дороге. И пешеходов нужно уважать.

Воспитатель предлагает детям самим продемонстрировать как нужно ездить.

Следующая локация, на встречу к детям выходит дядя, у него в руках мороженое и котенок, он предлагает детям пойти с ним и он покажет, сколько у него еще животных дома. Воспитатель спрашивает, что вы будете делать дети в такой ситуации?
Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы, вызываем полицию,.

Приходит полицейский и забирает преступника, благодарит детей.

На пути к следующей локации на встречу детям выходит милая женщина и предлагает поехать с ней, под предлогом, что мама с папой в больнице и они попросили привезти их к ним. Воспитатель спрашивает у детей, поедут ли они с ней?
Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы вы прошли все испытания на отлично.

Дети подходят к последней локации, где их ждет сюрприз. Мешочек, а в нем конфеты.

Воспитатель раздает сладости и спрашивает детей, что они узнали и вспомнили полезного?
Ответы детей.

Развивающая игра. Квест «Новоселье»

Цель: создание благоприятной атмосферы между воспитанниками ДОУ.

Задачи: учить детей ориентироваться в новом пространстве; закрепить умение действовать сообща; воспитывать дружеские отношения.

Материалы и оборудование: улыбки из красной бумаги, картинка злой колдуньи, картинка доброй волшебницы, коробочка с картинками на кабинки, подсказки в виде ориентиров, корзинка.

Ход квеста:
Дети собираются в игровом центре.
Ведущий 1: ребята, нас сегодня ждет увлекательное путешествие по нашему новому дому. Как вы уже заметили на ваших кабинках нет картинок. Их закрыла вот в этой коробочке злая колдунья. Она не хотела чтобы мы поселились в этом доме и поэтому так поступила. Я знаю, что эта колдунья очень боится смеха. Поэтому нам надо найти как можно больше улыбок и злые чары растают. Ну что начнем?
Ответы детей.

Ведущий 2: нам в помощь добрая волшебница отправила подсказки. Давайте посмотрим первую. Что же это может значить?
Ответы детей.

Ведущий 1: молодцы! Пойдемте же искать, куда приведет нас эта подсказка.

Ведущий 2:
Ответы детей.

Ведущий 1: совершенно верно. Здесь мы будем заниматься спортом. Посмотрите здесь по всюду разбросаны улыбки. Давайте соберем их и сложим в корзинку.

Ведущий 1: совершенно верно мы отправляемся в раздевалку.
Дети с ведущими отправляются на поиски комнаты, пользуясь схемой.

Ведущий 2: вот мы и нашли эту комнату. Как вы думаете для чего нам нужна эта комната?
Ответы детей.

Ведущий 1: совершенно верно. Здесь мы будем переодеваться. Посмотрите, и здесь по всюду разбросаны улыбки. Давайте соберем их.
Дети собирают улыбки и складывают в корзинку.

Ведущий 1: совершенно верно мы отправляемся в столовую.
Дети с ведущими отправляются на поиски комнаты, пользуясь схемой.

Ведущий 2: вот мы и нашли эту комнату. Как вы думаете для чего нам нужна эта комната?
Ответы детей.

Ведущий 1: совершенно верно. Здесь мы будем принимать пищу. А еще мы здесь будем заниматься. Посмотрите, и здесь по всюду разбросаны улыбки. Давайте соберем их.
Дети собирают улыбки и складывают в корзинку.

Ведущий 1: совершенно верно мы отправляемся в игровой центр.
Дети с ведущими отправляются на поиски комнаты, пользуясь схемой.

Ведущий 2: вот мы и нашли эту комнату. Как вы думаете для чего нам нужна эта комната?
Ответы детей.

Ведущий 1: совершенно верно. Здесь мы будем играть. Посмотрите, и здесь по всюду разбросаны улыбки. Давайте соберем их.
Дети собирают улыбки и складывают в корзинку.

Ведущий 1: совершенно верно мы отправляемся в спальню.
Дети с ведущими отправляются на поиски комнаты, пользуясь схемой.

Ведущий 2: вот мы и нашли эту комнату. Как вы думаете для чего нам нужна эта комната?
Ответы детей.

Ведущий 1: совершенно верно. Здесь мы будем отдыхать. Мне кажется вы знаете что нужно делать.
Дети собирают улыбки и складывают в корзинку.

Ведущий 1: совершенно верно мы отправляемся в туалетное помещение.
Дети с ведущими отправляются на поиски комнаты, пользуясь схемой.

Ведущий 2: вот мы и нашли эту комнату. Как вы думаете для чего нам нужна эта комната?
Ответы детей.

Ведущий 1: совершенно верно. Посмотрите, а здесь нет улыбок. А нет их потому что мы знаем все правила личной гигиены. А как известно всем колдуньи не любят мыться. А мы с вами знаем, что прежде чем выйти из туалетной комнаты нам надо….
Ответы детей.

Ведущий 1: правильно и мы сейчас все моем руки.
Дети моют руки и знакомятся с новым оборудованием.

Ведущий 2: все подсказки закончились. Остался только один листок. Давайте посмотрим что же там. Ребята, что же это значит?
Ответы детей.

Ведущий 2: совершенно верно это значит мы должны вернуться в игровой центр.
Дети с ведущими отправляются на поиски комнаты, пользуясь схемой.

Ведущий 1: ну вот мы и вернулись. Давайте возьмем улыбки и покажем злой ведьме как мы умеем смеяться.
Дети прикладывают улыбки к лицу и весело смеются.

Ведущий 2: Посмотрите наша коробочка стала трястись от вашего смеха. Я даже не могу её удержать. И кажется она стала открываться. Чудо произошло — коробочка открылась. А там наши картинки. Сейчас мы построимся в колонну и по очереди выберите себе понравившуюся.
Дети строятся в колонну и по очереди выбирают себе картинку. Совместно с воспитателями помещают картинки на кабинки.


Квест-игра в ДОУ «Профессия «КОНДИТЕР»

Цель: обогащать знания детей о профессиях взрослых.

Задачи:

  • формировать интерес к профессии кондитер;
  • обогащать словарный запас детей;
  • развивать кругозор, любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Ход:

Координатор: Мы рады вас приветствовать на квест-игре, которая будет проходить в нашей новой студии «Остров профессий» И сегодня вы познакомитесь с профессией кондитер. Как вы думаете, что делает человек этой профессии?
Ответы детей

Давайте обобщим и уточним все, что вы знаете о кондитере. Посмотрите, пожалуйста на экран.

Просмотр презентации «Кондитер»

Координатор: А хотите сегодня сами стать настоящими кондитерами и состряпать настоящие сладости?
Дети: Да!

Тогда каждый из вас должен выполнить все задания, для того чтобы собрать как можно больше ингредиентов для сладостей, которые вы хоите приготовить.

Координатор: Как вы думаете, из чего кондитер выпекает вкусные пирожные и торты?
Ответы детей

Величайшее изобретение человечества – мука!

Мука́ - продукт питания, получаемый в результате перемалывания зёрен различных сельскохозяйственных культур, преимущественно злаковых:пшеница, полба, рожь, гречиха, овёс, ячмень, просо, кукуруза, рис и дагусса. Основную массу муки вырабатывают из пшеницы. Мука является необходимой составляющей при изготовлении хлеба. Пшеничную хлебопекарную муку подразделяют на сорта: крупчатку, высший, первый, второй, обойную.

Беседа «Как муку делают» с демонстрацией иллюстраций

(М. Султанова «Удивительные превращения» . ООО «Хатбер-пресс», 2016)

Координатор: А теперь вам, ребята, нужно по очереди, меняясь местами выполнить различные задания и поручения.

Дети расходятся и рассаживаются за столы, после выполнения каждого упражнения они получают карточку с изображением какого-либо ингредиента для выпечки и меняются местами.

Игровое задание «Помоги Незнайке определить, что делают из муки»

Цель: развивать сообразительность, моторику рук

Ход игры: из карточек с изображением различных готовых блюд дети должны отобрать те, на которых изображены мучные изделия.

Координатор: теперь вы знаете, какие блюда может приготовить кондитер из муки?

Игра «Четвертый лишний»

Цель: развивать логическое мышление, умение выражать свои мысли.

Ход игры: Детям предлагаются карточки с тремя изображениями продуктов для выпечки кондитерских изделий и одной неподходящей картинкой. Требуется определить лишнюю картинку и объяснить свой выбор.

Игровое задание «Кроссворд»

Цель: развивать сообразительность, мышление, умение работать в коллективе.

Ход игры: детям предлагается разгадать кроссворд. (Взрослый зачитывает вопросы-загадки и помогает вписать ответы)

Игровое поручение «Распиши тарелочку»

Цель: развивать художественные способности, воображение, моторику рук.

Ход игры: детям предлагается с помощью красок и кисти расписать одноразовую картонную тарелку.

Опыт со льдом

Координатор: а следующее задание почему-то оказалось замороженным! (показывает стаканчик внутри во льду записка)

Дети высказывают предположения как достать записку изо льда.

В записке задание: «Определите, какие продукты еще кладут в муку, чтобы получились вкусные лакомства»

Координатор: Верно! Вот сейчас нам и понадобятся все те продукты, которые вы назвали и изображения которых есть на ваших жетонах. С помощью муки и различных ингредиентов мы замесим тесто для вкусных сладостей и испечем их. Сейчас я предлагаю вам самим побыть кондитерами и приготовить разнообразные торты, пирожные, печенье, рулеты, кексы и др. из теста, а потом выложить угощение на наши очень красивые тарелочки. Позже в группе мы устроим настоящее кукольное чаепитие!

Игровое задание «Состряпай мучное изделие»

Цель: развивать творческие способности, моторику рук

Ход игры: из готового соленого теста детям предлагается вылепить по желанию печенье, кекс, кулич, рулет, пирожное, торт и украсить его.

Координатор: Какие вы молодцы! Вы справились абсолютно со всеми заданиями! А кем вы сегодня были? Что вам понравилось больше всего?
Ответы детей.

На этом наша игра окончена. Всем большое спасибо за старания, сообразительность и красивые мучные лакомства!

Конспект квест — игры по экологии для детей подготовительной группы


На тему: «Знатоки природы».


Предварительная работа:

  • Беседы на темы: «Лес и его обитатели», «Красная книга», «Правила поведения в природе», «Что такое природа?» и т.д.
  • Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Угадай по силуэту», «Что сначала, что потом?», «Хорошо — плохо», «Угадай по голосу».
  • Просмотр презентаций: «Лес и его голоса», «Мы – защитники природы!», «Виды леса».
  • Чтение стихов, рассказов, сказок о природе.
  • Игры: «Угадай животное», «Не скажи, а покажи».

Материал к занятию:

Видео ролики от тетушки Совы с обращением к детям, конверты с заданиями от сказочных героев, д. игра — «Экологическая цепочка», карточки с силуэтами животных для игры — «Найди по голосу», аудио запись — «Голоса животных», геометрические фигуры – ключи для путешествия, сюжетные карточки с правилами поведения в природе.

Цель:

Формирование учебной мотивации в ходе деятельности по прохождению КВЕСТа.

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием – экология.
  2. Закрепить ранее полученные знания о природе.
  3. Развивать познавательно-исследовательский интерес, чувство юмора, воображение, смекалку, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях.
  4. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  5. Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим, умение работать в команде.

Ход занятия.

Воспитатель:

Дети, я, вчера получила электронное письмо, которое прислала вам наша старая знакомая тетушка Сова. Вы хотите узнать, что в этом письме? Предлагаю посмотреть и узнать, что в этом письме.

(Включается ролик с видео обращением).

Здравствуйте, дорогие дети! Знакома с вами давно, знаю, что вы очень любознательные, добрые и отзывчивые. Поэтому решила обратиться к вам за помощью. Помогите мне навести порядок в моем лесу. Добраться в мой лес, вы сможете с помощью ключиков, которые для вас приготовили мои помощники. Первый мой помощник – веселый деревянный мальчишка. Угадайте, кто он?

Желаю вам удачи! До встречи в лесу!

Воспитатель: Каким будет наше решение? Вы готовы помочь тетушке Сове? Отправляемся в путь!

(В группе разложены 5 конвертов с заданиями, на конвертах изображены сказочные герои и силуэты геометрических фигур. С обратной стороны конверта буквы: э, ко, ло, ги, я, в конвертах лежат геометрические фигуры: овал, квадрат, треугольник, многоугольник).

Воспитатель: Вы узнали, о ком говорила т. Сова?
Дети: Буратино.

Значит наш путь начинается с задания от Буратино. Давайте узнаем, какое оно.

Задание от Буратино — Расскажите, что такое лес?, Какие бывают леса?

(Дети высказываются, перечисляют обитателей леса, называют растения).

Помогите узнать из какого леса я, если меня сделали из дерева, у которого нет листьев?
Дети: — Хвойный лес, сосновый бор.

Воспитатель: Вопросов больше нет. Посмотрите, в конверте есть фигура, как она называется?
Дети: треугольник.

Что он нам подсказывает?
Дети: нужно найти конверт с этой фигурой.
(Дети находят конверт с треугольником от Белоснежки).

Задание от Белоснежки — «Угадай и найди, чей голос?»

Послушайте и найдите на картинке животное по голосу.
(На записи нет голоса ежика).

Воспитатель: Посмотрите внимательно, всех вы узнали и нашли?
Дети: — не было голоса ежика.

Воспитатель: Белоснежка, пишет, что не знает какой у ежика голос. Она спрашивает, а вы знаете его голос? Покажите.
(Дети имитируют голос ежика, и отмечают его на картинке).

Воспитатель: Задание выполнено. У каждого животного нашелся его голос, а у нас следующий ключик – это…?
(Из конверта достается квадрат).
Дети: квадрат.

Воспитатель: Следующее задание в конверте, где есть квадрат.
(Дети приносят конверт от кота Леопольда).

Задание от кота Леопольда – игра «Чем был, и чем стал?»

Воспитатель: Дети, кот Леопольд, приготовил для вас конверты с заданием, но свои конверты вам нужно найти прочитав свои имена, их здесь по два. Значит работать вам нужно в паре, дружно и внимательно. Найдите свои имена и приступите к работе.
(Дети находят свои конверты и приступают к выкладыванию цепочки последовательности).

Задание выполнено, проверьте друг друга, всели цепочки правильны?
(Воспитатель с детьми рассматривают, и проверяют выполненное задание).

Воспитатель: С этим заданием вы тоже успешно справились, ключик – помощник…?
Дети: овал, задания от Русалочки.

Воспитатель: Предлагаю отдохнуть поиграть в игру «Не скажи, а покажи!»
(Дети выходят на ковер, включается аудио запись «Звуки лесса»).

Представьте, что мы с вами попали с лес:

Только в лес мы пришли, появились комары.
На нас нападают, очень больно кусают.
Комаров прогнали, дальше зашагали.

Вдруг мы видим у куста, птенчик выпал из гнезда.
Тихо птенчика берем, и в гнездо его несем.
На полянку мы заходим, много ягод там находим.

Земляника так душиста, что не лень и наклониться.
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим, на носочках пробежим.

На полянке, возле елок, дети заплясали,
Увидали кабана в обморок упали.

(Дети имитируют движения в соответствии со словами текста, в конце, опускаются на пол, замирают).

Воспитатель: Ну, что, отдохнули? Пора продолжать наш путь.

Задание от Русалочки.

Воспитатель:

Русалочка просит рассказать, почему их так назвали:

— Мухомор – морит мух.
— Сорока – из далека похожа, что одета в белую сорочку.
— Лягушка – длинные ноги, думают, что лягается.
— Воробей – воровал зерно, все кричали: — вора бей.
— Подорожник – растет вдоль дорог.
— Кукушка – кукует.
— Ворона – часто ворует все, что блестит.
— Колокольчик – похож на колокол и т.д.

Воспитатель: На все вопросы Русалочки, мы дали ответ, и значит, подсказка – помощник у нас в руках – это фигура…?

Дети: — многоугольник, конверт — Маши и Медведя.

Проверим подходит он к конверту.

Задание – Маши и Медведя.

Воспитатель: Вспомните все задания, по очереди, разложите конверты обратной стороной, прочитайте слово.
(Дети читают слово – «экология»).

Что означает это слово — экология?
(Высказывание детей, воспитатель дает пояснение).

Экология – это наука , изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе и влияние человека на окружающую среду и живую природу.

Воспитатель: Конвертов больше нет, а значит, что мы с вами в конце пути. Закройте глаза, и представьте, что вы пришли в лес тетушки Совы.
(Дети закрывают глаза, воспитатель беспорядочно выкладывает на столе сюжетные картинки с примерами поведения в природе, на проекторе включается изображение леса).

Давайте вспомним, о чем она вас просила тетушка Сова?
Дети: навести порядок.

Воспитатель: А где же здесь непорядок?
Дети: — перемешаны карточки.

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Светофор природы».
У нашего светофора два сигнала – красный и зеленый.
Как вы думаете, какие картинки подходят этим цветам?
Дети: — зеленый – хорошо, красный – плохо.

Воспитатель: Поможем т. Сове, наведем порядок.
(Дети распределяют картинки на мольбертах).

Включается видео ролик с т. Совой:
Дорогие мои дети!

Сегодня вы еще раз доказали, что вы по-настоящему любите природу и много о ней знаете. Хочу вас за это наградить. Большое спасибо вам за помощь! Получите награды!

(В конце ролика сова показывает место где находятся медали, дети находят шкатулку, воспитатель одевает медали.)

Воспитатель:

Какие красивые медали, кто прочтет, что на них написано? Почему юный эколог? Вам трудно было выполнять задания? Какое задание было самым трудным? Самым интересным? Кто лучше всех справился с заданиями? Кому было нелегко? Какое у вас настроение в конце нашего путешествия?

Цель: Формирование у детей позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно – нравственной культуры.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о бережном и заботливом отношении к окружающей природе.
  2. Развить у детей творческие способности, сообразительность.
  3. Воспитать в детях любовь и бережное отношение к природе.

Материал: разрезанная карта, разрезные картинки с изображением правил поведения в лесу, совок, лейка, яблоко, цветок, огурец, мешочек, резиновые игрушки- огурец, ананас, яблоко, помидор, груша, банан, повязки для глаз (3 штуки), мандарин, ветка ёлки, лук, чеснок, цветок, огурец, три кленовых листочка с загадками, пластиковые тарелки, стаканчики, салфетки (по количеству игроков в группе), 3 мусорных мешка, 3 ведра с песком, 3 совка, «костёр» 3 штуки, кегли, цветы из бумаги (красные, жёлтые, синие), по числу игроков в группе, медали по количеств участников.

Герои: Ворона, Старичок-Лесовичок, Садовник, ведущая.

Ход развлечения:

Дети выходят и строятся по группам на площадке перед садом.

Ведущий: Сегодня мы с вами пойдём на экскурсию….Ой, что это за шум?…
(фонограмма шума, «влетает» ворона)

Ворона: Кар-кар, беда, беда.
Ведущий: Что случилось? Ты почему так шумишь?
Ворона: Кар-кар, беда, беда. Плохие мальчишки в лес пришли моё гнездо разорили, птенцы мои испугались и в лесу потерялись. Помочь их найти может только Старичок-Лесовичок, но у него очень много дел…

Ведущий: Ребята, а давай поможем Старичку-Лесовичку с делами справиться, а он поможет вороне найти птенцов? ОТВЕТ ДЕТЕЙ Ворона показывай нам где живёт Старичок-Лесовичок. (ворона машет крыльями в сторону 1 участка)

Около участка детей встречает Старичок-Лесовичок

Старичок-Лесовичок: Здравствуйте, зачем пришли, с чем пожаловали?
Ведущий: Здравствуйте, хотим попросить Вас о помощи (дети могут сами озвучить), помоги вороне птенцов найти.
Старичок-Лесовичок: Я вам помогу, если вы мне поможете.
Ведущий: А чем?
Старичок-Лесовичок: Выполните мои задания и за каждое правильное выполнение получите фрагмент карты. Всю карту соберёте — воронят найдёте! Согласны?
Дети: Да

Старичок-Лесовичок: Вы знаете, что природу надо беречь и охранять?
Дети: Да, знаем. ДЕТИ НАЗЫВАЮТ ПРАВИЛА ОХРАНЫ ПРИРОДЫ.

Старичок-Лесовичок: Молодцы, всё знаете! А вот ко мне недавно пришли гости, которые этих правил не знают! Посмотрите, что они наделали (показывает разрезные картинки с изображением правил поведения в лесу),все знаки испортили. Надо их восстановить. Справитесь?

Игра « Составь знак» (МЛАДШИЕ — ИЗ ЧЕТЫРЁХ ФРАГМЕНТОВ, СРЕДНИЕ ИЗ ШЕСТИ, СТАРШИЕ — ИЗ ВОСЬМИ)

Старичок-Лесовичок: Молодцы, справились. ОТДАЁТ ИМ ФРАГМЕНТ КАРТЫ. А сейчас идите к Садовнику, он вас уже ждёт. ДЕТИ ПЕРЕХОДЯТ НА ДРУГОЙ УЧАСТОК, ГДЕ ИХ ВСТРЕЧАЕТ САДОВНИК.

Садовник: Здравствуйте, здравствуйте. Знаю зачем пришли. Готов вам помочь, если выполните мои задания. Согласны?
Дети: Да.

Садовник: Хорошо. Вот задание для младшей группы.

Игра «Что пропало» 3 человека

(СОВОК, ЛЕЙКА, ЦВЕТОК, ОГУРЕЦ, ЯБЛОКО)
Садовник: Вот задание для средней группы.

Игра «Потрогай и угадай» 3 человека

(В МЕШОЧКЕ – ОГУРЕЦ, АНАНАС, ЯБЛОКО, ПОМИДОР, ГРУША. БАНАН)
Садовник: Вот задание для старшей группы.

Игра «Французкий парфюмер» 3 человека

(ОПРЕДЕЛИТЬ С ЗАВЯЗАННЫМИ ГЛАЗАМИ ПО ЗАПАХУ – МАНДАРИН, ЛУК, ЧЕСНОК, ЦВЕТОК, ОГУРЕЦ, ВЕТКА ЁЛКИ)

Садовник: Молодцы, со всеми заданиями справились. Вот вам, ещё один фрагмент карты. (ОТДАЁТ ИМ КАРТУ)

А теперь отправляйтесь в наш лесной театр, там для вас приготовлено следующее задание. ДЕТИ ПЕРЕХОДЯТ НА ДРУГОЙ УЧАСТОК (веранда старшей группы), ГДЕ ИХ ВСТРЕЧАЕТ ЛЕСОВИЧОК.

Старичок-Лесовичок: У меня в руках 3 листочка с загадками. От каждой команды 2 человека выберут себе один листочек, отгадают загадку и покажут пантомимой ответ.

1. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
Как зовут её? (Лиса).

Живет в норке,
Грызет корки.
Короткие ножки.
Боится кошки. (Мышь)

2. Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

3. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.(Медведь)

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.(Ёж).

ДЕТИ ОТГАДЫВАЮТ ЛЕСОВИЧОК ДАЁТ ИМ ФРАГМЕНТ КАРТЫ И ПРИГЛАШАЕТ НА СЛЕДУЮЩУЮ ПОЛЯНКУ (на спортивном участке разбросаны пластиковые тарелки, стаканчики и салфетки)
(Спортивная эстафета – соревнуются 3 команды)

Старичок-Лесовичок : Посмотрите, ребята, на этой полянке отдыхали туристы и оставили после себя такой беспорядок. Давайте вместе соберём этот мусор (младшая — стаканчики, средняя – тарелки, старшая – салфетки).

По сигналу Лесовичка участники из каждой команды по очереди бегут, поднимают по одному предмету и бросают в свой мусорный мешок.

Старичок-Лесовичок : Молодцы весь мусор собрали. Посмотрите, туристы жгли костёр, а затушить его забыли. Давайте, это исправим. Затушим костёр песком. (Команде даётся ведро с песком и совок, каждый участник команды по очереди набирает песок в совок и бежит к «костру», расположенному на противоположном конце площадки. Высыпает песок на «костёр» и возвращается к команде)

Старичок-Лесовичок : Хорошо справились и с этим заданием. Только вот посмотрите, после этих отдыхающих вся полянка вытоптана и не осталось ни одного цветочка. Я предлагаю вам украсить наш поляну цветами (каждый игрок команды по очереди бежит обегая кегли к противоположному концу площадки, берёт один цветок и возвращается к команде)

Старичок-Лесовичок : Молодцы, полянку очистили и украсили. Вот вам последний фрагмент карты. Теперь ворона сможет отыскать своих воронят.

Ворона : Кар- кар, полечу и детей своих отыщу. Спасибо, ребята. (улетает)

Старичок-Лесовичок : Авы ребята, за свою работу посвящаетесь в юные друзья природы (вручает детям медальки). Ну а мне пора, в лес ещё много работы. До свидание мои друзья.

Приложения

Натaлья Кочнева
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Будь природе другом».

Министерство дошкольного образовательного учреждения «детский сад комбинированного вида №10» п. Богородское

Конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа ) по теме :

Открытое занятие по экологии :

"Будь природе другом ".

Кочнева Н. И.

Цель : воспитательная : формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе ; развивать социальные навыки : умение работать в группе , договариваться, учитывать мнение партнёра, а так же отстаивать своё мнение.

Развивающая : Развивать логическое мышление, воображение.

Образовательная : систематизировать и уточнить представления о свойствах воды и воздуха.

Движение с разной силой

Невидимость воздух

Прозрачность

Не имеет вкуса и запаха вода

Растворитель

Активизация и обогащение словаря детей, существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия .

Предварительная работа : проведение мини-бесед «если б не было воды» , «зеленые лёгкие планеты» , «круговорот воды в природе » . Рассматривание глобуса, заучивание стихотворений о воде и воздухе.

Материал : стаканчики, вода, молоко, мелкие игрушки, сахарный песок, трубочки, кисточки, краски.

Ход занятия.

Вос-ль : наша планета- общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом. А что такое планета Земля? (ответы детей)

Вос-ль : Да это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы . И самая маленькая букашка-тоже часть природы . Природа кормит человека , одевает, обучает дает все необходимое для жизни. А чему учит нас природа расскажет Даня К .

Даня К. Нас в любое время года учит мудрая природа

Птицы учат пению. Паучок- терпению

Пчелы в поле и в саду обучают нас труду

И к тому же в их труде все по справедливости,

Отражение в воде учит нас правдивости

Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте

И при всей огромности обучает скромности.

Вос-ль : Ребята, а чем мы с вами дышим?

Дети : Воздухом, кислородом.

Вос-ль : А какой бывает воздух? (Дети : грязный и чистый.) А всегда ли воздух бывает чистым?

Дети : Нет.

Вос-ль : Где можно встретить чистый воздух?

Дети : В лесу, на море, в горах.

Вос-ль : А ге можно встретить грязный воздух?

Дети : В больших городах, где много машин, и заводов.

Вос-ль : А что можно сделать для того. Что бы воздух был чистым?

Дети : Посадить деревья, на трубы заводов поставить фильтры.

Вос-ль : Ребята скажите, а мы можем услышать воздух, и когда мы можем его услышать?

Дети : Мы можем его услышать, когда дует ветер.

Ира К. «Ветер» .

Осторожно ветер

Из калитки вышел

Постучал в окошко

Пробежал по крыше

Поиграл немного

Ветками черемух,

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых

И, расправив бодро

Молодые крылья

Полетел куда-то

В перегонку с пылью.

Вос-ль : Скажите. А воздух мы можем увидеть?

Дети : нет.

Вос-ль : А я вам предлагаю проделать опыт, где мы можем увидеть воздух и услышать его.

Опыт :

Взять стакан с водой и трубочки из под сока. Опустить трубочки в стакан с водой и потихоньку дунуть в трубочку. Объяснить, что пузырьки это и есть воздух и мы его видим. Затем дуем с разной силой, чтобы услышать воздух. Свойства воздуха- это движение с разной силой.

Юля Л. Хоть бескрылый, а летает

Хоть безрукий, но бывает

Груши с веток обивает

Сосны с корнем вырывает

Так порою он сердит

Только, что он был везде

Миг и нет его ни где!

Вос-ль : Скажите, кому нужен воздух?

Ответы детей

Вос-ль : А что произойдет если на Земле будет лишь грязный воздух?

Ответы детей.

Физминутка.

Темным лесом, и зеленым лугом

Мы шагаем друг за другом

Что б цветы нам не помять,

Будем ноги поднимать.

Теплый ветер нежно гладит,

Лес шумит густой травой

Кедр нам хочет поклониться,

Ель качает головой,

А кудрявая березка

Провожает всех ребят

До свиданье лес зеленый.

Мы уходим в детский сад.

Вос-ль : А без чего еще не может прожить человек. Что бы это узнать нужно отгадать загадку.

Если руки ваши в ваксе.

Если на нос сели кляксы.

Кто тогда нам первый друг ,

Смоет грязь с лица и рук

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать? (вода)

Вос-ль : Правильно. Мы с вами поговорим о воде, вспомним, что знаем, узнаем новое, будем рассуждать, играть. Где в природе мы можем увидеть каплю воды?

Ответы детей.

Никита Ч. Ключевая вода.

Журчит поет водица,

Знакомую тропой

Медведь идет напиться

Водою ключевой.

Нагнется он, лакает

Намочит бурый мех,

А ключ бежит сверкает

И щедро поит всех.

Ваня Ш. Дождь.

Хлещет ливень по кустам,

Бьет без промаху!

Всю малину исхлестал,

Всю черемуху!

Наклонил он ветки груш

Нужен саду свежий душ

Но зачем так сильно лить,

Набок яблоню валить?

Вос-ль : Кто знает где прячется дождь?

Ответы детей.

Игровой практикум. «Мама Тучка» .

Вос-ль : Давайте представим, что я мама Тучка, а вы мои детки. Делайте все, что я скажу.

Капельки, всем пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю. Попрыгали,попрыгали (Дети прыгают) . Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки взявшись парами) . Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединились в одну цепочку) . Плывут капельки, в большой реке путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (Дети перестраиваются в большой океан и двигаются по кругу) . Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут и солнышко пригрело, стали капельки легкими и потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме Тучке. (Дети разбегаются и подбегают к воспитателю) .

Вос-ль : а что же такое вода? Какими свойствами обладает? Что бы это выяснить мы сядем на свои места.

«У воды нет запаха» .

Предложить детям понюхать воду и сказать. Чем она пахнет (или совсем не пахнет) . Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводных труб может иметь запах, так как очищают ее специальными веществами, что бы она была безопасной для вашего здоровья.

«Уводы нет вкуса» .

Предложить детям попробовать через соломинку воду

Вопрос : Есть ли у нее вкус?

Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им попробовать для сравнения молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит : «Какая вкусная вода» , хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

«Вода прозрачная» .

Перед детьми стоят два стакана : один с водой, другой- с молоком . В оба стаканчика положить игрушку из киндера. В каком из стаканчиков она видна, а в каком- нет? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим игрушку, а в стаканчике с молоком нет. Вывод : вода прозрачная, а молоко нет.

«В воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются ».

Возьмите два стакана с водой в один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмите другой стаканчик и насыпьте в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь получилось? В каком из стаканчиков песок растворился?

Итог эксперимента : вода- одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами : прозрачность, не имеет вкуса и запаха, является растворителем

Итог занятия :

Володя Ф.

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя

Терзал за веком век

И брал все только для себя

«Разумный» человек

Сейчас же кинулись спасать

«Природную среду » ,

Но почему так поздно мы

почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дум

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что Земле

Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек- всю Землю

Можешь только ты

Разумный человек!

Цель: закрепить знания о лесе, как о экосистеме.

Задачи:

— дать детям представление о том, что лес – это живой организм, который мы должны беречь, учить анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе, побуждать детей оказывать ей посильную помощь,

— развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев – экологическую пирамиду, объяснить к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев природы.

— воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, чувство гармонии и красоты, уважительное отношение к обитателям леса.

Ход занятия

Дети усаживаются на стульчики, перед выставкой картин с изображением леса в разное время года; животных, птиц, растений, насекомых, ягод, грибов.

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии по экологии, мы открываем тайну:

Ведь в жизни нашей часты чудеса.

Секрет лесных чудес необычайных

Узнаем мы за полчаса,

Орешек знанья тверд, но все же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут

Волшебные слова

Хотим все знать!

А теперь я хочу загадать вам загадки, отгадав их, вы поймете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт,

Заходи в зеленый дом —

Чудеса увидишь в нем.

Догадались? Конечно – это лес. А вот понять, кто живет в лесу, нам помогут ваши ответы на следующие отгадки:

Отгадывание загадок

Дружбу водит он с лисой,

Для других — ужасно злой.

Все зубами щелк да щелк,

Очень страшный серый …(волк).

Лесом катиться клубок,

У него колючий бок.

Он охотиться ночами,

За жуками и мышами… (Еж).

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора…(заяц).

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мед,

Ну-ка, кто же назовет… (медведь)

Кто, ответьте поскорей,

Самый хитрый из зверей?

Кто всем курочкам гроза?

Это рыжая …. (лиса)

Все верно, дети, вы отгадали все загадки. Эти животные – лесные жители, но в лесу живут не только звери, посмотрите на иллюстрации.

Рассматривание иллюстраций. (Дети называют все, что живет и растет в лесу).

Наш лес напоминает многоквартирный дом, где важен каждый кирпичик этого дома и каждый его житель. И мы попробуем это доказать, ответив на следующие вопросы:

Дидактическая игра «Кому – что?»

— Для чего нужна трава? (Для пищи животных.) – Как называются животные, которые питаются травой? (Травоядные).

— Для чего нужны грибы, ягоды и кому? (Для питания животных, птиц и человека).

— Для чего нужны деревья? (Это дом для животных и птиц, листья дают свежий воздух).

— Чем служат насекомые в лесу? (Едой для птиц, опыляют растения, цветы).

— Нужны ли птицы в лесу? (Они санитары леса и помогают ему размножаться, поют прекрасные песни).

— Скажите, а по способу питания, на какие две группы делятся животные? (Хищники и травоядные). – Кто из них чем питается? (Хищники – мясом, травоядные – травой).

Воспитатель: А теперь задание, нужно выстроить экологическую пищевую цепочку, используя изображения: дерева, белки, совы, мыши, грибов, ягод.(Дети у доски выполняют задание двумя группами, определяя кто, где живет и чем питается, а затем делают вывод, что все взаимосвязано в лесу).

Физкультминутка «Старик – Лесовик»:

Жил под елкой старичок,

Старичок – лесовичок.

Вместе с солнышком вставал (потягивания),

Умываться начинал («умывают» ладошками лицо).

Подметал потом он хатку (движения «подметания»),

Застилал свою кроватку(«застилают» руками).

Утром выполнил разминку (потягивания, наклоны, повороты туловища),

И уселся на тропинку (садятся).

Воспитатель: А теперь нарисуйте лес, каким вы его видите, но помните, что он может умереть, стать мертвым лесом, если вы что-то посчитаете не нужным. (Дети рисуют.В конце занятия организуется выставка.) Посмотрите, какие красивые картины живого леса у вас получились, все такие разные и красочные. (Дети обсуждают рисунки, выбирают наиболее удачные работы

Приложение:



воспитатель МАДОУ №1 «Аленушка», г. Асино Томской области, Россия.

Оксана Шувалова
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Вода - это жизнь»

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе

«Вода-это жизнь , бесценный дар, богатство планеты» .

Цель : формирование основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде (воде) .

Задачи :

-образовательные :

Уточнить знания детей о роли воды в жизни человека .

Дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды для всего живого на земле.

Познакомить детей с традиционно добрым отношением людей к родникам.

Научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.

Вырабатывать навыки грамотного и безопасного поведения в природе

Учить детей при помощи художественного творчества (плакат) доносить проблему охраны источников чистой воды до других людей

Способствовать всестороннему развитию ребёнка.

-развивающие :

Развивать логическое мышление, связную речь, творческие способности детей.

-воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к воды, экологическую культуру .

Словарная работа : активизация словаря : глобус, родники, вода в роднике (какая) : родниковая, холодная, прозрачная, хрустальная, студёная, струящаяся.

Интеграция образовательных областей : музыка, развитие речи, художественная литература, физическое развитие (здоровье, художественное творчество (аппликация) .

Методы и приёмы : рассказ о родниках и чистой воде, охране воды в природе; слушание стихотворения «Земля - наш дом родной» , «Родники» Бунин; п/и «Ручейки – озеро» ; приход сказочного персонажа Лунтика; эксперименты, д/и «Четвёртый лишний» , развитие творчества детей –коллективная аппликация.

Предварительная работа : Знакомство с глобусом, рассматривание иллюстраций. Беседы : «Как уберечь воду?» , «Кому нужна вода . Наблюдения в природе : снегопад, таяние снега, дождь, лужи, роса, туман. Чтение художественной литературы : Марта Гумилевская «Следом за каплей» (рассказы) .

Материал к занятию : Глобус. Картинка с изображением завода , сливающего грязную воду. Картинка мусора в воде и на берегу водоёма. Картинки с изображением озёр, рек и родников, игрушка- Лунтик, карточки с загадками, плакат с контуром планеты Земля, цветная бумага (голубая, клей-карандаш, салфетки, клеёнки для аппликации. Стакан с водой, пустой стакан, чашка с сахаром, ложка, кусочек льда, свеча. Картинки для игры вода , облако, дым из трубы.

Ход занятия:

I. Звучит тихая музыка.

Воспитатель читает стихотворение :

Наш дом родной, наш общий дом-

Земля, где мы с тобой живём!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть :

Леса, и горы, и моря-

Всё называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

Любимую планету!

Работа с глобусом.

Воспитатель показывает глобус.

Кто знает, как называется этот предмет? (глобус)

Что такое – глобус? (это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз, так наша планета Земля выглядит из космоса).

Посмотрите на глобус. Какого цвета больше всего на глобусе (голубого) . Почему (ответы детей? Это океаны и моря. В них очень много воды, но она солёная и не годится для питья. Ребята, а есть ещё реки и озёра. Многие озёра настолько чистые, в них бьют подземные родники, что из них можно пить воду. Например : в нашей стране есть такое заповедное озеро Иткуль. А также есть озеро Байкал. Это озеро с самым большим запасом пресной воды в мире.

Ребята, как вы думаете, зачем нужна вода ? (Чтобы жить, купаться, умываться, пить, готовить еду, стирать и т. д.)

Ребята, а вы знаете, откуда берётся вода в реках и озёрах ? (Ответы детей)

Многие реки и озёра, даже очень большие, в начале своего пути образуются слиянием небольших ручейков, которые вытекают из родников.

Любит и бережёт родники наш народ : обкладывает их камнями, ограждает, делает над ними навесы. На ухоженном роднике всегда есть кружка, которую оставила чья-то бескорыстная рука для всех и каждого. Пейте, люди добрые, кристально чистую воду, пейте на здоровье.

Ребята, а кто из вас пил воду из родника?

А как говорят о чистой воде из родника? (родниковая, холодная, прозрачная, хрустальная, студёная, струящаяся.)

У И. А Бунина есть стихотворение «Родник» .

Послушайте его :

В глуши лесной, в глуши зелёной,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьёт из камней родник студёный :

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

А вы знаете, что без воды не может жить ни что живое : ни человек, ни животные, ни растения.

Воспитатель : Родник - бесценный дар. Необходимо следить, чтобы родники были чистыми, чтобы вода из них свободно текла в ручьи. Необходимо беречь их от тех, кто не щадит ни красоту, ни чистоту природы.

А теперь я предлагаю поиграть в подвижную игру.

П\игра «Ручейки-озеро» .

Ребята строятся друг за другом по 5-6 человек, руки кладут на пояс впереди стоящему - это «ручейки» . По сигналу «ручейки бегут» дети произвольно бегут каждый в своей колонне друг за другом. Все колонны бегают, не мешая одна другой. По сигналу : «Озеро!» каждая команда, взявшись за руки, образует круг - «озеро» .

II. Встреча со Лунтиком.

Раздаётся стук. Появляется игровой персонаж-Лунтик. Он грязный, плачет.

Ребята, кто это к нам пришёл, такой грязный, такой несчастный? (Ответы детей)

Лунтик : Я шёл к вам в гости, мимо речки, солнышко пригрело, я решил искупаться в речке. Искупался и вышел из воды таким грязным. Воспитатель : Ребята, может, вы знаете, что случилось с Лунтиком? (Ответы детей) .

Лунтик : Ой, я вспомнил! На берегу реки я видел длинную трубу, которая тянулась от завода . Из неё текла чёрная вода . Вот такая! (Показывает картинку.) А ещё там, в воде и на берегу, валялось много бутылок, пакетов с мусором, фантиков из-под конфет, кожура от бананов и мандарин. И так мне стало плохо и неприятно.

(Дети жалеют Лунтика. Воспитатель предлагает ему умыться) .

Как вы думаете, кто так мог поступить? (Ответы детей)

Что необходимо сделать, чтобы наши водоёмы были чистыми? (Ответы детей)

Лунтик : Спасибо вам, ребята. Сегодня я к вам пришёл, чтобы поиграть. Я буду говорить слова, и показывать движения, а вы будете за мной повторять. (Дети встают в круг) .

Физминутка-Скороговорка :

«Ехал Грека через реку,

(дети изображают, как гребут вёслами на лодке)

Видит Грека, в реке рак.

(Повороты туловища и головы вправо- влево)

Сунул Грека руку в реку,

(Наклоны туловища вперёд)

Рак за руку Греку цап!

(Воспитатель ловит детей за руку)

Воспитатель : А теперь, я предлагаю вам стать ненадолго волшебниками, и провести эксперименты с водой. Лунтик, ты тоже присоединяйся к нам.

1. Два стакана. Один пустой второй с чистой водой и чашка с сахаром. Переливаем из одного стакана воду в другой. Вода льётся , значит, она какая? (Жидкая) . Добавляем сахар в стакан и перемешиваем. Что видим? Сахар исчез. Проведя, этот опыт мы с вами рассмотрели такое свойство, как растворимость. В жидком состоянии вода растворяет некоторые вещества.

2. Дети закрывают глаза, по их ладошкам я провожу кусочком льда. Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашим рукам? Лёд. Что такое лёд? Лёд – это вода , только в твердом состоянии. Если его долго п0одержать в тёплых ладошках, то он превратиться в воду. Значит, вода бывает жидкая и твёрдая.

3. А теперь мы наберём немного воды в ложку и подержим над свечой. При высокой температуре вода закипает и превращается в пар. Это третье состояние воды - газообразное.

Лунтик : Как интересно! Я хочу поиграть с вами в игру «Четвёртый лишний» . Картинки : река, озеро, море, песок. Лёд, снег, сосульки, леденец. Пар, горячая вода , облако, дым из трубы.

Молодцы ребята, у вас так хорошо получается. А вы умеете отгадывать загадки? Тогда слушайте :

В морях и реках обитает,

И часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода .)

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море. (Река)

Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой. (Родник)

Посреди поля лежит зеркало :

Стекло голубое, а рама зелёная. (Озеро.)

Не море, не земля, корабли не плавают

Только лягушки квакают.

Ходить нельзя, можно увязнуть. (Болото)

Лунтик : Ребята, как у вас хорошо, весело и интересно. Но мне уже пора домой, меня ждут мои друзья : Кузя Пчелёнок и Мила. До свидания.

Лунтик уходит.

II Художественное творчество (коллективная аппликация) :

(Воспитатель предлагает детям пройти к столам. Напоминает им о госте, как ему было плохо от грязной воды).

Ребята, как вы думаете, что нужно делать, чтобы наша Земля оставалась такой же цветущей и голубой. (Ответы детей) .

Правильно, надо охранять чистоту водоёмов и их берегов, не загрязнять их : не бросать мусор, не мыть машины и велосипеды в них. После пикника собирать мусор в пакеты и увозить с собой. Ведь вода - это богатство нашей планеты залог жизни и здоровья людей , животных и растений.

Изготовление плаката «Наш дом – планета Земля» .

Дети читают стихи :

. И тихо просят родники : «Ты береги нас, береги!» …Смотрю на глобус – шар земной, Грустит глубокая река, Такой прекрасный и родной! Свои теряя берега, И шепчут губы на ветру : И слышу голос я реки : «Я сберегу вас, сберегу!» «Ты береги нас, береги.

Пояснительная записка:

Цель: формировать основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде (воде) у детей. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья и людей, и животных, и растений. Вырабатывать навыки грамотного и безопасного поведения в природе. Учить детей при помощи изо творчества (плакаты, рисунки) доносить проблему «Об охране источников чистой воды» до других людей. Способствовать всестороннему развитию ребёнка.

Задачи: дать детям представление о планете Земля, познакомить с глобусом. Уточнить знания детей о роли воды в жизни человека. Дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды для всего живого на земле. Познакомить детей с традиционно добрым отношением людей к родникам. Научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять. Закрепить знания детей о том, как беречь водопроводную воду. Развивать логическое мышление, связную речь, творческие способности детей. Упражнять детей в умении изменять силу голоса, темп речи, в отчётливом произнесении слов со звуком [ Р ]. Воспитывать бережное отношение к чистоте воды, экологическую культуру.

Актуальность: в наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, проблема охраны окружающей среды (воды), как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Потому что запасы воды иссякают из-за нерационального использования её человеком. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами - педагогами. Поэтому одной из основных задач воспитания и образования детей является формирование эк. культуры и природоохранного сознания. «Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами… и охранять природу значит охранять Родину» (М. М. Пришвин). Будем же изучать родную природу, учиться у неё и охранять.

Краткая аннотация: в данном конспекте я использую материал по познавательному развитию: рассказ о родниках и чистой воде, охране воды в природе; по ознакомлению с худ. литературой: слушание стихотворения «Земля - наш дом родной», «Родники» Бунин; п/и «Ручейки – озеро»; игровые приёмы: приход сказочного персонажа Степашки с играми; развитие творчества детей – рисование плакатов.

Материал к занятию:

Глобус; картинка с изображением завода, сливающего грязную воду, мусора в воде и на берегу; картинки с изображением озёр, рек и родников; кукла зайчонок; карточки с загадками; альбомные листы на каждого ребёнка, карандаши, фломастеры.

Ход занятия:

I. Звучит тихая музыка.

Воспитатель читает стихотворение:

Наш дом родной, наш общий дом-

Земля, где мы с тобой живём!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря-

Всё называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

Любимую планету!

Знакомство с глобусом.

Воспитатель показывает глобус.

Вот такой наша планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз.

Кто знает, как называется эта модель? (глобус)

Посмотрите на глобус. То, что обозначено голубым цветом, - это океаны и моря. В них очень много воды, но она солёная и не годится для питья. Ребята, а есть ещё реки и озёра. Многие озёра настолько чистые, в них бьют подземные родники, что из них можно пить воду. Например: в республике Хакасия есть такое заповедное озеро Иткуль. А также есть озеро Байкал, которое находится на границе с республикой Бурятия. (Сибирский Федеральный Округ.)

Ребята, как вы думаете, зачем нужна вода? (Чтобы жить, купаться, умываться, пить, готовить еду, стирать и т.д.)

Ребята, а вы знаете, откуда берётся вода в реках и озёрах? (Ответы детей)

Многие реки и озёра, даже очень большие, в начале своего пути образуются слиянием небольших ручейков, которые вытекают из родников. Немало ручьев стекает в озёра.

Любит и бережёт родники наш народ: обкладывает их камнями, ограждает, делает над ними навесы. На ухоженном роднике всегда есть кружка, которую оставила чья-то бескорыстная рука для всех и каждого. Пейте, люди добрые, кристально чистую воду, пейте на здоровье.

Ребята, а кто из вас пил воду из родника?

А как говорят о чистой воде? (Прозрачная, хрустальная.)

У И.А Бунина есть стихотворение «родник».

Послушайте его:

В глуши лесной, в глуши зелёной,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьёт из камней родник студёный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

А вы знаете, для чего нужны родники зверям и птицам? (Для водопоя)

Воспитатель: Необходимо следить, чтобы родники были чистыми, чтобы вода из них свободно текла в ручьи. Необходимо беречь их от тех, кто не щадит ни красоту, ни чистоту природы.

Родник - бесценный дар. Если родник засорился, надо срочно расчистить его, тогда наши реки и озёра будут полноводными.

А теперь я предлагаю поиграть в подвижную игру.

П . Игра «Ручейки-озеро»

Ребята строятся друг за другом по 5-6 человек, руки кладут на пояс впереди стоящему - это «ручейки». По сигналу «ручейки бегут» дети произвольно бегут каждый в своей колонне друг за другом. Все колонны бегают, не мешая одна другой. По сигналу: «Озеро!» каждая команда, взявшись за руки, образует круг - «озеро».

II. Встреча со Степашкой.

Раздаётся стук. Появляется игровой персонаж-Зайчонок. Он грязный, плачет.

Ребята, кто это к нам пришёл, такой грязный, такой несчастный? (Ответы детей)

Как вы думаете, что с ним могло случиться, почему он такой грязный? (Ответы детей)

Степашка: Я шёл к вам в гости, хотел поиграть, мимо речки, солнышко пригрело, я решил искупаться в речке. Искупался и вышел из воды таким грязным. Ребята, может, вы знаете, что со мной случилось? (Ответы детей)

Степашка: Ой, я вспомнил! На берегу реки я видел длинную трубу, которая тянулась от завода. Из неё текла чёрная вода. Вот такая! (Показывает картинку.) А ещё там, в воде и на берегу, валялось много бутылок, пакетов с мусором, фантиков из-под конфет, кожура от бананов и мандарин. И так мне стало плохо и неприятно.

Как вы думаете, кто так мог поступить? (Ответы детей)

Что необходимо сделать, чтобы наши речки были чистыми? (Ответы детей)

Дети жалеют Степашку. Воспитатель предлагает ему умыться.

Степашка : Ребята, какая чистая вода течёт у вас из крана! Мало чистой воды на Земле, поэтому воду надо беречь.

Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы чистой воды стало больше? (Напрасно не лить, закрывать краны)

Правильно ребята. Но сегодня я к вам пришёл, чтобы поиграть. Я буду говорить слова и показывать движения, а вы будете за мной повторять. Дети встают в круг.

Скороговорка:

«Ехал Грека через реку,

(дети изображают, как гребут вёслами на лодке)

Видит Грека, в реке рак.

(Повороты туловища и головы вправо- влево)

Сунул Грека руку в реку,

(Наклоны туловища вперёд)

Рак за руку Греку цап!

(Воспитатель ловит детей за руку)

Молодцы ребята, у вас так хорошо получается. А вы умеете отгадывать загадки ? Тогда слушайте:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода.)

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море. (Река)

Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой. (Родник)

Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, а рама зелёная. (Озеро.)

Не море, не земля, корабли не плавают

Только лягушки квакают.

Ходить нельзя, можно увязнуть. (Болото)

Степашка: Молодцы ребята, вы такие умные. А теперь давайте немножко разомнёмся.

Физ. минутка:

Вот болотце на пути, как его нам перейти.

(дети ходят по кругу)

С кочки на кочку, прыг да скок,

Веселей скачи дружок.

(Прыжки на двух ногах, с продвижением вперёд)

Степашка: Ребята, как у вас хорошо, весело и интересно. Но мне уже пора домой, меня ждут мои друзья: Филя и Хрюша. До свидания.

Степашка уходит.

III. Итог занятия :

Воспитатель предлагает детям пройти за столы. Напоминает им о госте, как ему было плохо от грязной воды.

Ребята, как вы думаете, что нужно делать, чтобы со Степашкой больше такого не случалось? (Ответы детей)

Правильно, надо охранять чистоту воды и их берегов, не загрязнять их: не бросать в реки мусор, не мыть машины и велосипеды в них. После пикника собирать мусор в пакеты и увозить с собой. Ведь вода - это богатство нашей страны и залог здоровья и людей, и животных и растений.

Ребята, у вас на столах лежат альбомные листы бумаги, карандаши и фломастеры, давайте нарисуем небольшие плакаты на тему: «Мы реки и озёра в обиду не дадим» . А потом мы с вами, когда пойдём домой, развешаем плакаты на подъезды наших домов, чтобы все люди знали, что надо беречь воду.

Список используемой литературы:

1 «Планета – наш дом». Мир вокруг нас. Учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Т. А. Сидорчук. Ульяновск, 2001г.

2 «Загадки, считалки и скороговорки» О. Д. Ушакова.

3 «Подвижные игры разных народов» из программы экологического образования детей «Мы».