Что такое колхоз в ссср. Экономические основы организации колхозов

КОЛХОЗЫ (коллективные хозяйства, сельскохозяйственные артели), в СССР крупные полугосударственные сельскохозяйственные предприятия, в которых обобществлялись труд крестьян и все основные средства производства (инвентарь, хозяйственные постройки, товарно-продуктовый и рабочий скот и др.); земля, занимаемая колхозом, являлась государственной собственностью, закреплялась за колхозом в бессрочное (вечное) пользование. Созданы главным образом в 1929-37 годах в процессе коллективизации индивидуальных крестьянских хозяйств с целью установления государственного контроля за производством и распределением сельскохозяйственной продукции, замены натурального и мелкотоварного укладов крупным обобществлённым товарным производством сельскохозяйственной продукции. Наряду с совхозами оставались основной формой аграрного производства в социалистической экономике. В 1917-29 термин «колхоз» нередко употреблялся применительно к любым формам коллективного хозяйства - коммунам сельскохозяйственным, товариществам по совместной обработке земли, сельскохозяйственным, рыболовецким, охотничьим и другим артелям.

Основной формой колхозов постановлением ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству» (январь 1930) была признана сельскохозяйственная артель с высокой степенью обобществления труда и средств производства, что фактически исключало возможность добровольного объединения товарных хозяйств (в отличие от кооперативов, основанных на добровольном объединении производства, сбыта или кредитных операций). С созданием колхозов в личной собственности крестьян оставались жилые и хозяйственные постройки на крестьянском дворе, мелкий инвентарь, скот в количестве, предусмотренном Примерным уставом сельскохозяйственной артели (принят в марте 1930, в новой редакции - в феврале 1935), а в пользовании - небольшой приусадебный участок земли для ведения личного подсобного хозяйства. В колхозы принимались крестьяне с 16-летнего возраста, кроме тех, кто был причислен к кулакам, а также лиц, не имевших избирательных прав (исключение при определённых условиях могло быть сделано для их детей).

Обычный колхоз начала 1930-х годов представлял собой предприятие, организованное на базе инвентаря и тягловых лошадей крестьян, которое, как правило, охватывало одно село и имело среднюю пахотную площадь около 400 га. Основной формой организации труда в колхозе являлась постоянная производственная бригада - коллектив колхозников, за которым на длительный срок закреплялись земельный участок и необходимые средства производства. Механизированная обработка земли в колхозе осуществлялась с помощью государственных предприятий - машинно-тракторных станций (МТС; создавались с 1929). Формально высшим органом управления в колхозе было общее собрание колхозников, которое избирало председателя, правление и ревизионную комиссию. Фактически все важные решения принимались под жёстким административным давлением и контролем партийных и государственных органов. На должность председателя колхоза избирались люди по рекомендации или по прямому указанию райкомов партии, часто - городские жители, мало понимавшие в аграрном производстве. С введением паспортной системы в СССР (постановление ЦИК и СНК СССР от 27.12.1932) колхозники были исключены из числа лиц, получавших паспорта, что затрудняло их свободное перемещение и трудоустройство вне колхоза.

Взаимоотношения колхозов с государством первоначально строились на основе контрактационных договоров. Размеры хлебосдачи определялись государственным планом, который составлялся летом в соответствии с видами на урожай и часто менялся в сторону увеличения. В январе 1933 были введены обязательные, имевшие силу налога, поставки колхозов государству (заготовки) зерновых, риса, подсолнечника, картофеля, мяса, молока, шерсти, а также погектарное (с 1936 - подоходное) обложение. Учитывался не амбарный урожай, а биологический (был на 20-30% выше фактических обмолотов). Государственные заготовительные цены, как правило, не превышали затраты колхоза. Оставшуюся после обязательных поставок основную продукцию или некоторые второстепенные виды сельскохозяйственной продукции (пух, перо, щетину и пр.) колхозы могли продать государству по твёрдым (более высоким, чем заготовительные) ценам. Продажа сельскохозяйственной продукции именно государству поощрялась предоставлением колхозу и колхозникам права покупать дефицитные промышленные товары по ценам закупочного фонда. Ещё одним каналом перераспределения сельскохозяйственной продукции в пользу государства являлась обязанность колхозов оплачивать работу МТС зерном, по мере роста численности МТС размеры оплаты росли (к 1937 - около 1/3 урожая).

Между членами колхоза продукция распределялась по трудодням на основе остаточного принципа: после расчёта с государством по заготовкам, возвращения семенных ссуд, оплаты МТС, обновления семенного и фуражного фондов и продажи части продукции государству или на колхозном рынке. По такому же принципу распределялся и денежный доход колхоза. Средняя оплата по колхозному трудодню составляла до середины 1950-х годов около 36% средней дневной оплаты промышленного рабочего, а годовой заработок был в 3 раза меньше, чем в совхозах, и в 4 раза меньше, чем в промышленности.

Большую часть потребляемых самими колхозниками продуктов питания, за исключением хлеба, давали личные приусадебные хозяйства (становились единственным источником поступления продуктов для крестьян в неурожайные годы, когда трудодни практически не оплачивались). Часть произведённой в них животноводческой продукции поступала в государственный фонд через натуральные сельскохозяйственные налоги и сборы или реализовывалась крестьянами на рынке. Поэтому государство, с одной стороны, было заинтересовано в развитии приусадебных хозяйств, с другой стороны, опасалось этого развития, видя в приусадебных хозяйствах угрозу возрождения частной собственности и главную причину отвлечения крестьян от работы в колхозах. Постановлениями ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания» и «О мероприятиях по развитию общественного животноводства в колхозах» (оба 1939) предписывалось отрезать от приусадебных участков «излишки» сверх установленных норм (в том же году было отрезано 2,5 миллиона га земли) и было активизировано изъятие у колхозников «лишнего» скота. Действенной формой ограничения размеров личных приусадебных хозяйств являлось налогообложение.

Великая Отечественная война нанесла тяжёлый удар по колхозам. Посевные площади в 1941-1945 годах уменьшились на 20%, а обеспеченность колхозов основными производственными фондами снизилась на четверть. Поголовье крупного рогатого скота составляло менее 80% от довоенного, свиней - около половины. Основной рабочей силой в колхозах стали женщины и подростки. В помощь колхозникам для сбора урожая стали посылать бригады, сформированные из городских жителей. Несмотря на уход большей части мужского населения колхозов на фронт, трудности военного времени, снижение валовых сборов хлеба и потерю хлебных районов, занятых германскими войсками, колхозы в 1941-44 заготовили около 70 миллионов тонн зерна (в 1-ю мировую войну было заготовлено и закуплено около 23 миллионов тонн).

В конце 1940-х - начале 1950-х годов благодаря начавшейся реализации масштабных государственных программ, направленных на укрепление материально-технической базы и совершенствование организации колхозного хозяйства, удалось восстановить сельскохозяйственное производство. В 1952 оно составило 101% к уровню 1940. Однако сельская экономика ещё далеко не оправилась от ущерба, нанесённого войной и мобилизационными мероприятиями государства в первые послевоенные годы. Неурожай 1953 года и угроза нового голода вынудили правительство для покрытия продовольственных нужд разбронировать значительную часть государственного резерва.

После смерти И. В. Сталина в 1953 и отмены репрессивных мер, направленных на принуждение крестьян к работе, новое советское руководство по инициативе председателя СМ СССР Г. М. Маленкова сделало попытку для преодоления кризиса сельскохозяйственного производства повысить заинтересованность колхозников в результатах своего труда путём ослабления нажима на колхозы, усиления их экономической самостоятельности, поддержки приусадебных хозяйств. В сентябре 1953 пленум ЦК КПСС впервые поставил вопрос о необходимости повышения уровня жизни колхозников, призвал местные органы прекратить практику ущемления их интересов в отношении подсобного хозяйства. С хозяйств колхозников списывались все недоимки по обязательным поставкам животноводческой продукции государству. Были значительно снижены нормы государственных поставок сельскохозяйственных продуктов, существенно повышены заготовительные и закупочные цены. Вместо подоходного налога с личных приусадебных хозяйств, в результате действия которого в убытке оказывались самые рачительные крестьяне, был введён налог с площади приусадебной земли по твёрдой ставке независимо от размера общей суммы доходов. Суммы налога были снижены в 1953 на 50% и в 1954 на 30% с хозяйств, не имевших коров. В то же время для семей колхозников, в которых отдельные члены не выработали в истекшем году установленного минимума трудодней, налог увеличивался вполовину. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об изменении практики планирования сельского хозяйства» (9.3.1955) обязывало местные органы власти доводить до колхозов только общие показатели по объёму заготовок, колхозы получили право осуществлять конкретное планирование производства по своему усмотрению. Новый Устав сельхозартели 1956 предоставил колхозам право самим определять размеры приусадебных участков крестьян, количество скота, находившегося в личной собственности, устанавливать минимум трудодней, вносить изменения в Устав сельхозартели применительно к местным условиям. В колхозах вводилось ежемесячное авансирование труда и форма денежной оплаты по дифференцированным расценкам. Летом 1957 ЦК КПСС и СМ СССР приняли совместное постановление «Об отмене обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов государству хозяйствами колхозников, рабочих и служащих» (вступало в действие с 1 января 1958). Поставка сельскохозяйственной продукции стала осуществляться в форме государственных закупок на основе долгосрочных планов с распределением плановых заданий по годам. Устанавливалась выдача беспроцентных денежных авансов. Одновременно руководители государства и КПСС, главным образом Н. С. Хрущёв (продолжил реформирование сельского хозяйства после освобождения Маленкова с поста председателя СМ в январе 1955), сделали ставку на достижение резкого подъёма сельского хозяйства путём создания крупных хозяйств и расширения производства: зернового - за счёт целинных земель освоения (с 1954), животноводческого - за счёт повсеместного распространения посевов кормовой кукурузы (с 1955). Укрупнение колхозов и их преобразование в совхозы сопровождались централизацией руководства, агротехнической, инженерной служб, строительством центральных усадеб; сотни тысяч деревень объявлялись «неперспективными». Колхозам продавалась сельскохозяйственная техника упраздняемых МТС (согласно закону «О дальнейшем укреплении колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций» от 31.3.1958). Эта оправданная, но поспешная и плохо подготовленная мера привела к непомерным финансовым издержкам, подрыву ремонтной базы колхозов, массовой «утечке» механизаторов из деревни.

«Полевые работы не ждут!». Плакат. Художник В. И. Говорков. 1954.

За 1953-58 годы валовая продукция сельского хозяйства возросла почти в 1,5 раза, животноводческая - вдвое, объём товарной сельхозпродукции увеличился в 1,8 раза (в 1953-1958 денежные и натуральные доходы колхозников возросли в 1,6 раза, выдача денег на трудодень увеличилась втрое), однако в 1959 началось падение сбора зерновых, в том числе и на целинных землях. Расход зерна впервые превысил государственные заготовки (в 1963 руководство вынуждено было закупить его за рубежом, такая практика приняла систематический характер). Чтобы выполнить завышенные планы по мясомолочной продукции (в 1957 поставлена задача догнать в ближайшие 3-4 года США по производству мяса, масла и молока на душу населения), колхозы стали прибегать к припискам, а также насильственному выкупу коров у крестьян, угрожая не выделять им корма и пастбища. В свою очередь, крестьяне начали резать скот. Кормовая проблема обострилась: «кукурузная кампания» провалилась (осуществлялась повсеместно, в том числе и в климатически непригодных зонах), а традиционные многолетние кормовые травы были перепаханы. В 1956-60 поголовье скота в личных приусадебных хозяйствах заметно сократилось (с 35,3% по отношению к общему поголовью продуктивного скота в стране до 23,3%), в колхозах - незначительно выросло (с 45,7% до 49,8%). Выкупая технику у МТС (часто принудительно), колхозы попадали в долги. Всё это привело к ухудшению продовольственного положения в стране. В 1961 в СССР возникла серьёзная нехватка мяса, молока, масла, хлеба. Пытаясь решить продовольственную проблему, правительство в 1962 увеличило закупочные цены на мясо и птицу в среднем на 35% и соответственно повысило розничные цены на мясомолочную продукцию на 25-30%, что привело к волнениям в ряде городов, в том числе Новочеркасске (смотри Новочеркасские события 1962).

Потребовались меры, направленные на интенсификацию сельскохозяйственного производства на основе широкого применения удобрений, развития орошения, комплексной механизации и внедрения достижений науки и передового опыта для быстрейшего увеличения производства сельскохозяйственной продукции. Им было уделено серьёзное внимание на пленумах ЦК (в декабре 1963, феврале 1964, марте 1965). С середины 1960-х годов вновь предпринимались попытки повысить производительность колхозного производства путём усиления материальной заинтересованности колхозников и расширения хозяйственной самостоятельности колхозов. План обязательных закупок зерна был снижен и объявлен неизменным на предстоящие 10 лет. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию повышены в 1,5-2 раза. Предусматривались 50%-ные надбавки за сверхплановую продукцию, снижены цены на технику и запчасти. С колхозов списали все долги. Количество отчётных показателей, спускаемых сверху, было уменьшено. Колхозам предоставлялось право самостоятельного планирования в пределах государственных заданий. Это привело к увеличению производства сельскохозяйственных продуктов и положительно сказалось на торговле колхозных рынков. Увеличилось поступление мяса, молочных продуктов, овощей, фруктов, заметно снизились цены. В 1964 колхозники получили право на государственное пенсионное обеспечение по старости (мужчины в 65 лет, женщины в 60 лет), инвалидности и в случае потери кормильца. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 16.5.1966 «О повышении материальной заинтересованности колхозников в развитии общественного производства» колхозы стали переходить на гарантированную ежемесячную оплату труда, исходя из тарифных ставок соответствующих категорий работников совхозов (в 1969 перешло более 95% колхозов). Для обеспечения гарантии в оплате труда Госбанку было разрешено предоставлять кредиты (при недостатке собственных средств у колхозов) сроком на 5 лет с началом погашения их через 3 года. Новый Примерный устав (1969) предусматривал установление в колхозах нормированного рабочего дня, введение оплачиваемых отпусков, пособий по нетрудоспособности и другие меры по расширению прав колхозников. Были оптимизированы сроки проведения сельскохозяйственных работ, резко увеличилась поставка минеральных удобрений. Однако в целом реформы 1960-х годов не привели к ожидаемому повышению эффективности колхозной системы, так как оплата труда колхозников не была связана с увеличением объёмов аграрной продукции и снижением её себестоимости.

Стремясь стимулировать производительность труда колхозников, государство в конце 1970-х годов стало поощрять коллективный подряд, создание коллективов интенсивных технологий, в которых оплата труда зависела от конечного результата. С 1976 в соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию паспортной системы в СССР» (1974) колхозникам, как и всем советским гражданам, выдавались паспорта (с 1959 колхозникам, уезжавшим на работу в город, выдавались временные паспорта). Неуклонный рост государственных инвестиций в развитие колхозов и сельского хозяйства в целом (3,5 миллиарда рублей в середине 1960-х годов, 55 миллиардов рублей в середине 1980-х годов) сопровождался уменьшением отдачи от них. Денежные средства и поставляемая в село техника использовались в форме неделимых фондов, экономически не связанных с материальными интересами колхозников. А наращивание объёмов финансирования сопровождалось усилением централизации и, как следствие, бюрократизацией в сфере регулирования сельскохозяйственного производства. Ежегодные темпы роста сельскохозяйственной продукции постепенно снижались: 4,3% в 1966-70, 2,9% в 1971-75, 1,8% в 1976-80, 1,1% в 1981-85. К 1980 уровень рентабельности в колхозах составил 0,4%, производство 7 из 13 главных видов сельскохозяйственной продукции являлось убыточным. Ежегодное привлечение рабочей силы из городов на помощь колхозам помогало в уборке урожая, но не могло вывести колхозный строй из кризиса. Продовольственная программа 1982 предусматривала оздоровление аграрного сектора на основе индустриальной модернизации сельскохозяйственного производства, но не предполагала качественного преобразования колхозно-совхозной системы. Поэтому она имела лишь временный эффект благодаря крупным финансовым вливаниям в агропромышленный комплекс.

Во 2-й половине 1980-х годов был взят курс на масштабное и повсеместное внедрение коллективного, семейного и индивидуального арендного подряда, однако процесс «раскрестьянивания» деревни зашёл слишком далеко и эти меры не помогали. В ходе осуществления радикальных рыночных реформ 1990-х годов стоимость сельскохозяйственной техники, горючего, электроэнергии постоянно росла, цена на готовую продукцию колхозов падала; в связи с курсом правительства на развитие фермерских хозяйств прекратилась государственная поддержка колхозов. В начале 1990-х годов многие колхозы и совхозы были реорганизованы в паевые товарищества (акционерные общества) с полной или ограниченной ответственностью, часть из них распалась, 2,9 тысяч (8,8% всех сельскохозяйственных предприятий) преобразовались в сельскохозяйственные кооперативы с сохранением названия «колхоз».

Источн.: Документы свидетельствуют. Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации 1927-1932 г. М., 1996; Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. 1927-1939: Документы и материалы. М., 1999-2006. Т. 1-5.

Лит.: Венжер В. Г. Колхозный строй на современном этапе. М., 1966; Зеленин И. Е. Аграрная политика Н. С. Хрущева и сельское хозяйство. М., 2001; Рогалина Н. Л. Колхозы в системе государственного социализма в СССР (1930-е - 1970-е годы) // Экономическая история. Ежегодник. 2003. М., 2004.

Дискуссии о с/х земле опять подняли вопрос о том, кто же может быть эффективным собственником. В суете споров вспомнили и о советских методах хозяйствования в сельском хозяйстве. И как часто бывает в пылу спора, перепутали все и вся, поэтому стоит напомнить одним и рассказать другим.

По многочисленным просьбам читателей, редакция дока продолжает публикацию на тему сельского хозяйства СССР.

Головоломка на экзамене истории

Преподаватели истории КПСС любили нерадивым студентам задавать вопрос на засыпку: "Когда появились совхозы?" Многие студенты вспоминали фильм "Поднятая целина" и начинали угадывать, что совхозы появились или в конце 20-х или в начале 30-х годов. Но, ответ оказывается прост. Первые совхозы появились в 1918 году, как первые социалистические хозяйства, которые должны были по задумке их создателей, показать, как хорошо умеют социалисты вести сельское хозяйство, чтобы из зависти все крестьяне побежали работать в эти совхозы. Но, не получилось. И оказалось, что в середине 20-х годов, самыми эффективными собственниками были кулаки. Так что появление колхозов было неспроста. Просто таким способом коммунисты решили в очередной раз поправить свое материальное состояние за чужой счет. Как проходила коллективизация можете прочитать или в диссидентской литературе, или, если хотите, в статье товарища Сталина в газете "Правда" "Головокружение от успехов". И там и там показано, что именно коллективизация уничтожила зачатки частного бизнеса в сельском хозяйстве и вернула времена крепостного права.

К вопросу о формах собственности

Для советских людей слова о существовании коллективной собственности в условиях СССР это был пустой звук. Формально колхоз считался коллективным хозяйством, к удивлению самых колхозников. Считалось, что совхозом руководит директор, которого назначают представители государственных местных органов власти, по согласованию с райкомом партии, а вот председателя колхоза избирают сами колхозники на собрании. На практике, все выглядело по-другому. На собрание приезжал представитель райкома партии и указывал, кто может быть председателем колхоза. Само голосование было сплошная фикция, и крестьяне прекрасно знали, что "голосуй не голосуй, все равно все по (вырезано цензурой)". По факту и директор совхоза, и председатель колхоза зависел от доброй воли райкома партии. При этом он знал, что снять его с работы или назначить могут только с одобрения того же райкома партии. Мало того, в случае совершения им уголовного преступления, он мог ничего не бояться, если за него заступился райком партии и его не исключили из партии. Так как существовало неписаное правило, члена КПСС осудить было нельзя, только общественное порицание. Не удивительно, что те же директора совхозов и председатели колхозов в своих хозяйствах вели себя, как помещики в своих имениях. Крестьяне, хотя и материли на чем свет своих руководителей, но и боялись, так как очень сильно от них зависели и понимали, что при желании, тот же председатель колхоза может запросто упечь бунтаря на пару годков лес в тайге рубить.

Кто управлял сельским хозяйством

В СССР была плановая экономика, а это значит, что все жили по планам, которые им давали вышестоящие организации. Первоначально Госплан СССР и Госснаб СССР разрабатывали план по народному хозяйству, а в том числе и по сельскому хозяйству. Несмотря на наличие громадных НИИ при Госплане и Госснабе, которые были обязаны объективно подсчитать, сколько и какой сельхозпродукции надо произвести для того, чтобы хватало всему народу, в реальности при планировании использовали проверенный метод "стеля". Это когда брали цифры прошлых лет, смотрели на потолок (стеля) и придумывали новые задания на новый год и следующую пятилетку. В результате, планы были не сбалансированы, и реально их выполнить было невозможно, так как эти планы не учитывали ни природно-климатические условия, ни наличие техники и посадочного материала, а тем более специфики проведения аграрных работ.

Планы, разработанные в Москве, спускались в республики. Потом уже Госплан УССР распределял плановые задания по облпланам, а они уже по райпланам, они в свою очередь уже доводили планы до конкретного совхоза и колхоза. Причем этот процесс был вечный. Весь предыдущий год плановые задания согласовывали и перераспределяли между совхозами и колхозами, но только начинался новый год, как в план начинали вносить бесконечные коррективы, которые вносились весь календарный год. В конце года, когда надо было отчитываться о выполнении плана, очень тяжело было понять, какой же план был первоначальный. В результате, все дружно занимались приписками и очковтирательством, начиная от председателя колхоза заканчивая секретарем ЦК КПСС по сельскому хозяйству. Все это знали и дружно играли в эту игру.

Умный председатель колхоза или директор совхоза, так грамотно умел организовать поездку партийного и советского начальства на рыбалку или охоту, что в результате в стране появлялись колхозы и совхозы рекордсмены. Им просто безбожно занижали плановые задания и в результате руководители этих хозяйств и отдельные доярки с комбайнерами получали Героя Социалистического труда. Но продуктов питания, как не было на прилавках магазинов, так и не было дальше.

О сельскохозяйственном производстве в условиях СССР

Проблема сельского хозяйства заключалась в том, что оно не имело реального собственника. Как результат, руководитель колхоза или совхоза воровал машинами, а рядовые колхозники мешками. Причем, это воровство не считалось чем-то преступным, так как система оплаты труда в советском сельском хозяйстве, как бы подсказывала "тебе мало зарплаты, так пойди, укради". Официально заработная плата в сельском хозяйстве была на 30-40% ниже, чем в промышленности.

Произведенная продукция колхозов и совхозов выкупалась только государством. Соответственно, так как был один покупатель, то он устанавливал заведомо заниженные цены на с/х продукцию. Был момент, когда литр молока стоил дешевле литра столовой минеральной воды. Но даже заниженные цены на сельхозпродукцию во времена СССР были не проблема. Самая большая проблема, что на совхозы и колхозы наряды на товары распределяли в последнюю очередь. В СССР деньги на счету мало имели значение. Отдельные колхозы на счету в банке имели миллионы рублей, но это ничего не значило. Так как получить технику, топливо, другие промышленные товары и бытовые можно было только при наличии наряда на получение товара, который выдавался местным отделом Госснаба. В первую очередь Госснаб наряды выдавались предприятиям ВПК, промышленным и строительным предприятиям и только уже напоследок совхозам и колхозам. Поэтому достать самые элементарные промышленные товары для сельских предприятий была проблема.

Вот так и соревновались колхозы с заводами. Колхозы норовили, как можно меньше работать и как можно меньше сдать государству продуктов питания, а заводы норовили, как можно меньше производить продукцию и жаловались на нехватку продуктов питания.

Но, кроме производства продуктов питания, в СССР была самой большой проблемой это хранение и переработка продукции сельского хозяйства. Согласно советским гостам потери овощей и фруктов при хранении допускались в размере 30-40%. На практике больше половины выращенного урожая овощей и фруктов погибало. Не хватало элеваторов, складов и самих предприятий пищевой промышленности. На каждом съезде КПСС призывали больше строить заводов и фабрик пищевой промышленности. И строили, но все как-то мешало, и в результате уже в начале 1980 года начался товарный голод, который уже в конце 80-х и похоронил СССР с его методами хозяйствования.

Очень кратко о кредитовании сельского хозяйства в СССР

Экономика плановая, поэтому был план по выдаче кредитов сельскому хозяйству на календарный год с разбивкой по месяцам. Директора совхозов и колхозов всеми руками и ногами упирались, чтобы не брать эти кредиты. Время от времени, за недобор кредитов согласно плану, они получали взбучку в бюро райкома партии. И приходилось им через не хочу брать эти кредиты. Ставки были ничтожные 3-4%, были даже кредиты под 0,5% годовых. Но и эти кредиты они очень часто не возвращали и проценты не платили. Во-первых, им просто не нужны были деньги, им нужны были наряды Госснаба. Во-вторых, они знали, что время от времени эти кредиты аннулируют и все остаются довольными. Госбанк по этим кредитам не имел возможности взыскать залог, а тем более каким-то образом наказать должника. Зато на каждом съезде КПСС очень любили рассказывать, сколько денег было инвестировано в сельское хозяйства и сколько было выдано кредитов для его развития.

nazar_rus и history_aktobe . Я выношу в отдельный пост вопрос о том, существовала ли экономическая основа для организации колхозов в форме артелей.

Вот мнение уважаемого history_aktobe :

Ведь практически нигде не было самого главного - экономических предпосылок для создания колхоза. Не в стране, а именно в каждом конкретном населенном пункте (пунктах). Положение в стране, политическая воля и все другое - было. Но это в целом. А жизнь-то состоит из каждодневных частностей. Мне кажется, что это очевидно.
Если нет коровников, нет кормов, совершенно не отлажен процесс доения, кормления, отела и прочего, то собрать весь скот со дворов означает одно - обречь на очень большой падеж. Даже если не брать во внимание прямое противодействие, саботаж, глупость и самодурство. Ну, и так далее.

Для создания конкретного колхоза в каждом конкретном населенном пункте не было ничего
Принять решение на листке бумаги, а после этого собрать весь скот и прочее имущество со дворов, вывести, что называется, в чистое поле - это не экономическая основа для создания колхоза. Аналогично, в общем-то и с землей. А при отсутствии в первые годы коллективизации тракторов и другой механизации потеря даже части рабочего скота и части всего другого вела к очень нехорошим последствиям.
Запас прочности у крестьянства очень невелик, даже по нынешним временам. В Российской империи за 19-начало 20 века многократно бывали голодные годы, когда умирали массы людей. Это только от недорода, плохих погодных условий.
А в коллективизацию к этому добавилось безоглядное обобществление всего и вся.
И где же, в в таком случае, экономические основы для создания колхоза в десятках и сотнях тысяч деревенек? В чем они скрывались?.

Вмешался уважаемый nazar_rus :

"...создания конкретного колхоза в каждом конкретном населенном пункте не было ничего..." - чего не было? Земли? Людей? Неужели совсем-совсем ничего? ;-)
"...собрать весь скот и прочее имущество со дворов, вывести, что называется, в чистое поле..." - это называется "вредительство", за что статью навешивали. И при чем тут вредительство к организации колхозов?
"...добавилось безоглядное обобществление всего и вся..." - ну почему же безоглядное? Все было регламентировано. А заскоки на местах - это уже, как Вы правильно отметили, отдельный вопрос.
"...В чем они скрывались?.." - как в чем? В обобществлении средств производства. А уже на местах каждое хозяйство само должно решать, что и как КОНКРЕТНО будет делаться.
Вы извините, прямые преступления и бесхозяйственность (тоже преступление по тем меркам) на местах выдаете за мифическое отсутствие экономических основ.

history_aktobe

Об экономической основе.Допустим так.
1.Создали ТОЗ в деревне. Сезон обкатали, как это работать коллективно.
2.Решили всем миром обобществить свой рабочий и продуктивный скот. Но, чтобы его где-то содержать, построили за сезон пару коровников и пару конюшен в расчете на количество обобществляемого скота и приплод на следующий сезон. Сделали.
3.Обдумали, как быть с кормами для обобществляемого скота - заготовка и хранение. Решили - осуществили запланированное.
4.Обдумали и решили, что нужно сделать для обобществляемых орудий труда, гужевого транспорта и прочего. Где хранить, как использовать и т.д.
5.Обдумали и решили вопросы, связанные с семенным фондом - где брать, где и как хранить и т.д.
Ну, и далее, другие неотложные вещи.
Было все это? Нет, ничего, к сожалению, из большого перечня экономически необходимого для коллективного хозяйствования не было подготовлено. Попросту сказать, не было подготовленной хозяйственно-производственной базы.
Ходили, обобществляли, и сами крестьяне тащили все, куда сказали. Фактически, на пустое место. Куда местная власть сказала.

Выскажу свое мнение.

Наличие коровника, конюшни, амбара нельзя вообще считать необходимой экономической основой для создания колхоза. Это простейшие сооружения, во временно-достаточной форме возводимые совместно в считанные дни.

Экономической основой организации колхозов служили:

1)Общественная собственность на землю. Не было необходимости возиться с каждым частником, не желающим вступать в колхоз и земельные участки которого дробили бы единый массив колхозной земли. Государство выделяло колхозам землю целым куском, а единоличникам отводило землю в стороне.

Уже одно это ставило колхоз в более выгодное положение — можно было применять агротехнику, недоступную для мелких единоличных хозяйств.

2)Объединение средств производства. Масса крестьянских хозяйств, не имеющих того или иного средства производства (лошадь, плуг, молотилка и т. п.), и не предствляющих собой самостоятельной производственной единицы, в колхозе обретали производительную достаточность.

3)Экспроприация кулацких хозяйств обеспечила колхозы дополнительным инвентарем, часто весьма весомым.

4)Специальные государственные программы налоговых льгот, кредитования, ссуд и т. п.

5)Объединение рабочей силы сразу позволяло ввести специализацию и высвободить рабочие руки для дополнительных задач внутри самой деревни.

6)Даже предыдущие пункты показывают, что и самые первые немеханизированные колхозы имели благоприятные экономические основы для успешного развития, но организация рядом с колхозом МТС вообще ставило сельскохозяйственное производство принципиально на другой уровень возможностей.

Что касается непостроенной во-время конюшни, то причина этого не в остуnствии каких-то экономических основ, а в банальном нежелании крестьян конкретного колхоза это сделать.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве

1. Правовая характеристика понятий «с/х организация», «АПК» и «производитель с/х продукции»

С/х организации:

Правоспособность носит комплексный характер

Обладает особым правовым статусом как пользователи земель с/х назначения

Уставная деятельность направлена на обеспечение продовольственной безопасности страны, удовлетворение потребностей населения в продуктах питания, промышленности - в соответствующем сырье.

☻ С/х организация - это юридическое лицо, основным видом деятельности которого является выращивание (производство или производство и переработка) с/х продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50% от общей суммы выручки

Производитель с/х продукции (более широкое понятие):

С/х организации

Другие ЮЛ, если один из видов их деятельности будет связан с производством с/х продукции

ФЛ, занятые производством с/х продукции (например, ведущие ЛПК)

Состав АПК (три сферы):

1. отрасли промышленности, поставляющие сельскому хозяйству средства производства, а также занятые производственно и материально-техническим обслуживанием с/х

2. с/х (растениеводство и животноводство)

3. отрасли, обеспечивающие доведение с/х продукции до потребителя: заготовка, переработка, хранение, транспортировка и реализация.

АПК - организационно и экономически взаимосвязанная система гос. органов управления, коммерческих и некоммерческих организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в сфере агропромышленного производства

Постановление Кабинета Министров от 03.02.1996 №4 «О структуре АПК РБ»

Государственные с/х унитарные предприятия.

УП признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Имущество УП является неделимым и не может быть разделено по вкладам (долям, паям) в т.ч. между работниками предприятия.

Положение о порядке создания УП, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации, утв. Постановлением СМ от 29.07.2004 №913

Постановление Мингосимущества от 21.03.2001 №2 - Примерные уставы республиканского УП…

Перечень государственных организаций, подчиненных Министерству сельского хозяйства и продовольствия утвержден Постановлением СМ от 29.06.2001 №867

Государственные объединения (ГК, параграф 6 глава 4)

Государственным объединением (концерном, производственным, научно-производственным или иным объединением) признается объединение государственных юридических лиц, государственных и иных юридических лиц, а также государственных и иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, создаваемое по решению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, а также по их поручению (разрешению) республиканскими органами государственного управления либо по решению органов местного управления и самоуправления.


Являются некоммерческими организациями, за исключением случаев принятия решения о признании их коммерческими организациями

Белсемена, Белагросервис

Производственные кооперативы

С/ х ПК - Колхозы (Примерный устав колхоза, утв. Указом Президента от 02.02.2001 №49)

Потребительские кооперативы Закон РБ «О потребительской кооперации (потр обществах, их союзах) в РБ» 25.02.2002г. Положение об обществах взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства утв. Пост СМ №1911.

Садоводческие товарищества, Положение о садоводческом товариществе утв. Указом.

Граждане вед ЛПХ, Закон «О ЛПХ».

Создание кооперативно-интеграционных структур а АПК. Приоритетное развитие агр политики гос – крупнотоварное агропромышленное производство --- предполагает создание многоотраслевых или узкоспециализированных кооперативно-интеграционные структур районного, обл, респ и межгосударственного уровня в целом, повышение конкурентоспособности.

Указ През № 482 «О создании и деятельности в республики хоз групп», Закон «О фин пром группах», Указ №660 «О некоторых вопросах создания и д-ти холдингов в РБ».

Правовое положение сельхоз производственных кооперативов (колхозов)

Примерный устав колхоза утв. Указом №49 «О некоторых вопросах орг-прав обеспечения д-ти колхозов».

Черты общие для СПК и ПК:

1) Статус ком орг

3) В основе институт членства

4) Личное трудовое участие

ВАЖНО! Определить орг-прав форму колхоза --- сельхоз произв кооператив, это написано в примерном уставе колхоза!!! Тест!!!

Различия:

· Членство в колхозе не требует внесения вступительного взноса

· Имущество колхоза неделимо, тогда как им-во ПК разделено на паи его членов

· Члены колхоза не несут субсидиарную ответственность по его долгам

Органы управления

§ Общее собрание

§ Правление

§ Председатель

§ Ревизионная комиссия

§ Наблюдательный совет

§ Общее собрание

§ Правление

§ председатель

Итоговый тест!!! Эти особенности будут на нём, ВАЖНО!!!

Колхоз – это коммерческая орг, созд гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельхоз продукции (определение в примерном уставе колхоза).

Членство: гр РБ (это положение критикуют), дост 16 лет, признающие устав РБ, принимающие личное трудовое участие в его деятельности.

Сохранение членства : прохождение срочной военной службе, направл на учёбу, направл на работу, пенсия по возрасту или инвалидности и др. случаи (перечень не является исчерпывающим).

Член колхоза имеет право : на пол работы в колхозе с гарантированной оплатой труда в соответствии с уровнем квалификации, образованием, способностями, личными качествами и потребностями колхоза.

Док, характеризующие прав статус членства:

ü членская книжка

ü трудовой договор

ü трудовая книжка

Прекращение членства : выход, смерть, реорганизация и ликвидация колхоза, исключение из членов колхоза. Никто не вправе отк в выходе члена колхоза в данной организацией, 1 месяц со дня подачи заявления. Вопрос об искл рассм правление колхоза, решение к направл на рассм общему собранию членов колхоза, он м.б. иск по решению общего собрания (собрания уполномоченных) членов колхоза, и это решение м.б. обжаловано в суд.

Органы управления колхоза: форм из членов колхоза посредством их избрания на 3 года .

Высший орган управления: Общее собрание членов колхоза --- созывается не реже 2 раз в год, правомочно принимать решения принал не менее 2/3 всех членов (ТЕСТ!!!).

«Кто прин решение о приёме в члены колхоза?» – решение принимается правлением , а общее собрание только утв решение правления!!! ТЕСТ!!!

Собрание уполномоченных членов колхоза --- как особый орган. Оно приравнено к общему собранию членов. Вызвано необ, т.к. колхоз это кр орг, и проблематично было бы часто собирать общее собрание. Количество уполномоченных не м.б. меньше 100. Если колхоз небольшой, то и нет необ создавать таковой орган.

Правление колхоза:

Это чисто исп орган, созывается не реже 1 раза в месяц (ТЕСТ!!!), правомочны решать вопросы принал не менее ¾ членов правления, решает вопросы зал т.д., наложения дисц отв.

Председатель колхоза:

Избирается общим собранием, из числа членов колхоза на 3года, согласование кандидатуры с райиспораво распоряжатся им принадлежит самому колхозу в лице его органов управлениямом , и именно с избранным лицом общим собранием --- председатель райисполкома закл т.д. (контракт). Контракт д.б. согласование председателем исполкома первичного уровня на территории сельсовета которого находится колхоз.

Пост СМ №791 Положение о порядке и об усл закл контрактов с руководителями сельхоз производственных кооперативов.

Освобождение от должности председателя колхоза по решению общего собрании, данное решения явл основание расторжения контракта с райисполкомом.

Ревизионная комиссия:

Проверка фин-хоз деятельности --- основное.

Прав режим имущества:

Колхоз – это орг частной формы собственности, собственником имущества выступает сам колхоз как ЮЛ.!!! ТЕСТ!!! Про форму собственности!

Право распоряжаться им, производственной продукцией и денежными средствами принадлежит только колхозу в лице его органов управления. Колхозу предоставлено право (но не робязанность): 1) по решению общего собрания членов привл на добровольной основе денежные и имущественные взносы членов колхоза, ЮЛ и ФЛ и распределять часть доходов или продукции пропорционально размерам этих взносов; 2) создавать долевой фонд членов колхоза.

Особенности создания колхоза: создание организационного комитета, проект устава, приём заявлений, проведение: --- общего организационного собрания, утв Устава, приём в члены.

Особенности ликвидации колхоза: п. 136 Устава примерного

Правовое положение КФХ

Ст. в ГК и Закон см. определение.

Основные признаки КФХ:

1) СТАТУС юл

2) Ком организация

3) Институт членства

4) Семейных х-р деятельности

5) Личное трудовое участие

6) Нал земельного участка

7) Специальная правоспособность

Членство:

· Дееспособность (с 18 лет!!! ТЕСТ)

· Постоянное проживание на территории РБ

· Статус члена семьи

· Внесение вклада в уставной фонд

· Личное трудовое участие

Порядок создания КФХ (специфика разобраться):

Право на создание КФХ имеют дееспособные граждане РБ, ин граждане и лица без гражданства, пост проживающие на территории РБ. При этом не требуется специальных знаний.

Преимущественное право: члены (работники) ликв или реорг сельхоз организаций, и также лица зарегистрированные по месту ж-ва см. есть в законодательстве.

Основные этапы:

1) Принятие решения о создании

2) Утв устава

3) Гос регистрация

4) Предоставление земельного участка

Решение о создании КФХ ---- Оформляется протокол решения, утв устава --- утв решением собрания или главой КФХ ст. 5 Закона, формирование уставного фонда --- формируется исходя из стоимости вкладов учредителей (членов) и делится на доли. Он д.б. сформирован в течении 12 месяцев с даты государственной регистрации. Гос регистрации --- Декрет През №2 в редакции 2013 года.

До подачи док требуется:

Согласовать с регистрирующим органом наименование КФХ, принять решение о создании КФХ и подготовить устав, определить предполагаемое место размещение КФХ.

Место нахождение.

Документы:

· Заявление о гос регистрации

· Устав КФХ в двух экземплярах без нотариального засвид или его электронная копия

· Оригинал или копия платёжного док, подтв уплату гос пошлины (0.8 б.в.)

· Копия документа местного исполкома с подтверждением возможности размещения КФХ и предполагаемом месте такого размещения

Представление зем участка: последний этап --- заявление в соответствующий исполком о подтверждении возможности размещения КФХ и предпологаемом месте размещения.

По выбору: !!! ТЕСТ

Главе КФХ --- право п.н.в. до 100 га, и на праве аренды.

КФХ --- п.п., в.п., аренда.

К заявлению о предоставлении земельного участка --- программа ведения КФХ Указ №667 --- если созд несколькими гражданами, то и программу собрания его учредителей.

Гос поддержка КФХ: см. в лекциях по земельному праву.

За счёт средств бюджета:

1) Уст границ зем участка

2) Разработка проектов внутрихоз землеустройство

3) Первичное обустройство

Тест!! С каким суб пред закл договора о развитии сельхоз производств --- ответ с КФХ! И соотв райисполкомом Указ №193 1998г.

Постановление СМ №689 1998г. типовой договор о развитии сельхоз производства и порядок его заключения. Постановление СМ № 293 1998г. «Об отнесении ряда КФХ к опытным и их государственной поддержке».

Уст упрощённых порядок ведения бухучёта постановление Минфина №24.

Пост СМ №645 2011 дублирует нормы Закона «О КФХ» --- местные исполкомам рекомендовано оказывать помощь (поддержку) КФХ.

Колхоз (коллективное хозяйство) - кооперативная организация добровольно объединившихся крестьян для совместного ведения крупного социалистического сельскохозяйственного производства на основе общественных средств производства и коллективного труда. Колхозы в нашей стране были созданы в соответствии с разработанным В. И. Лениным кооперативным планом, в процессе коллективизации сельского хозяйства (см. Кооперативный план).

Коллективные хозяйства в деревне стали создаваться сразу же после победы Октябрьской революции. Крестьяне объединялись для совместного производства сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственные коммуны, товарищества по совместной обработке земли (ТОЗы), сельскохозяйственные артели. Это были разные формы кооперации, отличавшиеся уровнем обобществления средств производства и порядком распределения доходов среди крестьян-участников.

В начале 30-х гг. по всей стране была проведена сплошная коллективизация и основной формой коллективного хозяйства стала сельскохозяйственная артель (колхоз). Ее преимущества в том, что в ней обобществлены основные средства производства - земля, рабочий и продуктивный скот, машины, инвентарь, хозяйственные постройки; правильно сочетаются общественные и личные интересы членов артели. Колхозникам принадлежат жилые постройки, часть продуктивного скота и т. д., в их пользовании находятся небольшие приусадебные участки. Эти основные положения были отражены в Примерном уставе сельскохозяйственной артели, принятом Вторым Всесоюзным съездом колхозников-ударников (1935).

За годы Советской власти в колхозной жизни произошли большие перемены. Колхозами накоплен богатый опыт ведения крупного коллективного хозяйства. Возросла политическая сознательность крестьян. Еще крепче стал союз рабочих и крестьян при руководящей роли рабочего класса. Создана новая материально-техническая база производства, что позволило развивать сельское хозяйство на современной индустриальной основе. Возрос материальный и культурный уровень жизни колхозников. Они активно участвуют в строительстве коммунистического общества. Колхозный строй не только избавил трудовое крестьянство от эксплуатации и нищеты, но и позволил установить в деревне новую систему общественных отношений, которые ведут к полному преодолению классовых различий в советском обществе.

Происшедшие изменения были учтены в новом Примерном уставе колхоза, принятом Третьим Всесоюзным съездом колхозников в ноябре 1969 г. В нем было опущено название «сельскохозяйственная артель», потому что слово «колхоз» приобрело международное значение и на любом языке означает крупное коллективное социалистическое сельскохозяйственное предприятие.

Колхоз - это крупное механизированное социалистическое сельскохозяйственное предприятие, основная деятельность его - производство продукции растениеводства и животноводства. Производство продукции колхоз организует на земле, которая является государственной собственностью и закрепляется за колхозом в бесплатное и бессрочное пользование. Колхоз несет полную ответственность перед государством за правильное использование земли, повышение уровня ее плодородия в целях увеличения производства сельскохозяйственных продуктов.

Колхоз может создавать и иметь в своем составе подсобные предприятия и промыслы, но не в ущерб сельскому хозяйству.

В СССР 25,9 тыс. колхозов (1981). В среднем на колхоз приходится 6,5 тыс. га сельскохозяйственных угодий (в том числе 3,8 тыс. га пашни), 41 физический трактор , 12 комбайнов , 20 грузовых автомобилей. Во многих колхозах построены современные тепличные и животноводческие комплексы, организуется производство на промышленной основе.

Колхозы во всех видах своей деятельности руководствуются Уставом колхоза, который принимается в каждом хозяйстве общим собранием колхозников на основе нового Примерного устава колхоза.

Экономическую основу колхоза составляет колхозно-кооперативная собственность на средства производства.

Колхоз организует сельскохозяйственное производство и труд колхозников, используя для этого различные формы - тракторно -полеводческие и комплексные бригады, животноводческие фермы, различные звенья и производственные участки. Деятельность производственных подразделений организуется на основе хозяйственного расчета.

Как и в совхозах, все шире применяется новая, прогрессивная форма организации труда - по единому наряду при аккордно-премиальной оплате (см. Совхоз).

Членами колхоза могут быть граждане, достигшие 16 лет и изъявившие желание своим трудом участвовать в общественном производстве. Каждый член колхоза имеет право на получение работы в общественном хозяйстве и обязан участвовать в общественном производстве. В колхозе установлена гарантированная оплата труда. Кроме того, применяется дополнительная оплата за качество продукции и работы, различные формы материального и морального поощрения. Колхозники получают пенсию по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, путевки в санатории и дома отдыха за счет средств фондов социального страхования и обеспечения, создаваемых в колхозах.

Высший орган управления всеми делами колхоза - общее собрание колхозников (в крупных хозяйствах - собрание уполномоченных). Основу организации управления коллективным хозяйством составляет колхозная демократия. Это означает, что все производственные и социальные вопросы развития данного колхоза решают члены этого хозяйства. Общие собрания колхозников (собрания уполномоченных) должны проводиться, согласно Примерному уставу колхоза, не менее 4 раз в год. Органы управления колхозом и его производственными подразделениями избираются открытым или тайным голосованием.

Для постоянного руководства делами колхоза общее собрание избирает председателя колхоза сроком на 3 года и правление колхоза. Контроль за деятельностью правления и всех должностных лиц осуществляет ревизионная комиссия колхоза, которая также избирается на общем собрании и подотчетна ему.

В целях дальнейшего развития колхозной демократии, коллективного обсуждения наиболее важных вопросов жизни и деятельности колхозов созданы Советы колхозов - Союзный, республиканские, областные и районные.

Плановое руководство колхозным производством социалистическое общество осуществляет, устанавливая каждому колхозу государственный план закупок сельскохозяйственных продуктов. Государство же обеспечивает колхозы современной техникой, удобрениями и другими материальными средствами.

Основные задачи колхозов: всемерно развивать и укреплять общественное хозяйство, увеличивать производство и продажу государству сельскохозяйственной продукции, неуклонно повышать производительность труда и эффективность общественного производства, вести работу по коммунистическому воспитанию колхозников под руководством партийной организации, постепенно преобразовывать деревни и села в современные благоустроенные поселки. Во многих колхозах построены современные жилые дома, проведена газификация. Все колхозники пользуются электричеством от государственных сетей. Современная колхозная деревня имеет прекрасные культурные центры - клубы, библиотеки, здесь создаются собственные картинные галереи, музеи и т. п. Практически стирается разница между городским жителем и колхозником по уровню образования.

На XXVI съезде Коммунистической партии Советского Союза было указано на необходимость дальнейшего укрепления и развития материально-технической базы колхозов, совершенствования культурного и бытового обслуживания их тружеников (см. Сельское хозяйство).

В Конституции СССР записано: «Государство содействует развитию колхозно-кооперативной собственности и её сближению с государственной».

Совхоз (советское хозяйство) - государственное сельскохозяйственное предприятие. Оно, как и любое промышленное предприятие - завод, фабрика, является государственной собственностью, достоянием всего народа.

Создание совхозов явилось составной частью кооперативного плана В. И. Ленина. Они были призваны служить для трудового крестьянства школой крупного коллективного сельскохозяйственного производства.

Экономическую основу совхозов составляет общенародная, государственная собственность на землю и другие средства производства. Их хозяйственная деятельность направлена на производство продуктов для населения и сырья для промышленности. Все совхозы имеют устав. Свою деятельность они осуществляют на основе Положения о социалистическом государственном производственном предприятии.

В системе Министерства сельского хозяйства 21,6 тыс. совхозов (1981). В среднем на один совхоз приходится 16,3 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в том числе 5,3 тыс. га пашни, 57 тракторов .

На совхозы и другие государственные хозяйства приходится до 60% заготовок зерна, до 33% - хлопка-сырца, до 59% - овощей, до 49% - скота и птицы, до 87% - яиц.

Совхозы организуют свое производство в зависимости от природных и экономических условий, с учетом государственных планов, на основе хозяйственного расчета. Отличительная особенность производственной деятельности совхозов - более высокий уровень специализации.

При создании любого совхоза для него определяется главная сельскохозяйственная отрасль, по которой он и получает свое основное производственное направление-зерновой, птицеводческий, хлопководческий, свиноводческий и т. д. В целях лучшего использования земельных угодий совхоза, сельскохозяйственной техники и трудовых ресурсов создаются дополнительные сельскохозяйственные отрасли - растениеводство сочетают с животноводством и наоборот.

Большая роль отводится совхозам в повышении общей культуры сельского хозяйства в нашей стране. Они производят семена высококачественных сортов сельскохозяйственных культур, высокопродуктивные породы животных и продают их колхозам и другим хозяйствам.

В совхозах могут создаваться различные подсобные предприятия и промыслы - ремонтные мастерские, маслобойные, сыродельные цехи, производство строительных материалов и т.д.

Плановое руководство совхозами основано на принципе демократического централизма. Вышестоящие организации (трест, объединение совхозов и т.п.) определяют для каждого совхоза государственный план закупок сельскохозяйственных продуктов на пятилетку и распределяют его на каждый год. Планирование производства (размеры посевных площадей, поголовье животных, сроки проведения работ) осуществляется непосредственно в самих совхозах. Ежегодно здесь составляют планы экономического и социального развития, в которых определяют деятельность на предстоящий (планируемый) год.

Организационная и производственная структура совхоза определяется специализацией хозяйства, его размерами по земельной площади и валовой продукции. Основная форма организации труда - производственная бригада (тракторная, комплексная, животноводческая и др.)- Коллектив такой бригады состоит из постоянных рабочих.

В зависимости от размеров совхоза используются различные формы организации управления. В большинстве это трехступенчатая структура: совхоз - отделение - бригада (ферма). Во главе каждого подразделения стоит соответствующий руководитель: директор совхоза - управляющий отделением - бригадир.

Развитие процессов специализации, увеличение объемов производства создали в совхозах условия для применения отраслевой структуры организации производства и управления. В этом случае вместо отделений создаются соответствующие цехи (растениеводства, животноводства, механизации, строительный и т.д.). Тогда структура управления выглядит таким образом: директор совхоза - начальник цеха - бригадир. Возглавляют цехи, как правило, главные специалисты совхоза. Возможно применение и смешанной (комбинированной) структуры организации производства и управления. Этот вариант применяется в тех случаях, когда в хозяйстве одна отрасль имеет более высокий уровень развития. При такой схеме для этой отрасли создается отраслевое подразделение (цех овощеводства защищенного грунта, цех молочного скотоводства, цех кормопроизводства), а все остальные отрасли действуют в отделениях.

Во всех совхозах, как и на промышленных предприятиях, труд работников оплачивается в форме заработной платы. Размер ее определяется нормами выработки за 7-часовой рабочий день и расценками за каждую единицу работы и продукции. Кроме основной заработной платы существует материальное поощрение за перевыполнение плановых заданий, за получение продукции высокого качества, за экономию средств и материалов.

Все чаще механизированные звенья, отряды, бригады и фермы работают по единому наряду при аккордно-премиальной оплате труда. Такой коллективный подряд основан на хозрасчете. Оплата зависит не от общего объема выполненной работы, не от количества обработанных гектаров, а от конечного результата работы земледельца - урожая. Животноводы получают материальное поощрение не за голову скота, а за высокие надои и привесы. Это позволяет теснее увязать интересы каждого работника и всего коллектива, повысить их ответственность за получение конечных высоких результатов при минимальных затратах труда и средств.

Коллективный подряд все шире внедряется в совхозах и колхозах. Успешно применяют его в Ямпольском районе Винницкой области, районных аграрно-промышленных объединениях Эстонии, Латвии, Грузии, других республик.

Очень большую помощь руководству совхоза в решении его производственных и социальных задач оказывают партийная, профсоюзная, комсомольская организации. Общественность совхоза принимает участие в обсуждении и проведении мероприятий по выполнению плановых заданий по производству и продаже государству продукции, улучшению условий труда и быта всех работников совхоза.

Современные совхозы по размерам производства - самые крупные сельскохозяйственные предприятия в мире. Внедрение достижений научно-технического прогресса, перевод производства сельскохозяйственной продукции на промышленную основу способствуют превращению их в настоящие фабрики зерна, молока, яиц, мяса, плодов и т.д.

Широкое применение новых методов органи зации производства вносит изменения и в квалификацию работников совхоза, появляются новые профессии, например: оператор машинного доения, слесарь-наладчик животноводческой фермы и т. п. В числе инженерно-технического персонала совхозов инженеры по электронному оборудованию, инженеры и техники по контрольно-измерительной аппаратуре и приборам, инженеры по теплотехнике, инженеры-технологи по переработке сельскохозяйственной продукции и многие другие специалисты.

Кооперативный план - это план социалистического переустройства деревни путем постепенного добровольного объединения мелких частных крестьянских хозяйств в крупные коллективные хозяйства, в которых широко используются достижения научно-технического прогресса и открывается широкий простор для обобществления производства и труда.

В СССР насчитывается 25,9 тыс. колхозов. Каждое хозяйство представляет собой крупное высокомеханизированное предприятие, располагающее квалицифированными кадрами. Колхозы ежегодно поставляют государству значительное количество зерна, картофеля, хлопка-сырца, молока, мяса, другой продукции. С каждым годом растет культура села, улучшается быт колхозников.

А давайте вспомним историю. Как выглядело село в дореволюционной России? Перед Великой Октябрьской социалистической революцией в России насчитывалось свыше 20 млн. мелких крестьянских хозяйств, из которых 65% относились к бедняцким, 30% были безлошадными, 34% не имели инвентаря. «Техника» крестьянских дворов состояла из 7,8 млн. сох и косуль, 6,4 млн. плугов , 17,7 млн. деревянных борон. Нужда, темнота, невежество были уделом миллионов крестьян. В. И. Ленин, детально изучивший тяжелое и бесправное положение жителей деревни, писал: «Крестьянин был доведен до нищенского уровня жизни: он помещался вместе со скотиной, одевался в рубище, кормился лебедой... Крестьяне голодали хронически и десятками тысяч умирали от голода и эпидемий во время неурожаев, которые возвращались все чаще и чаще».

Социалистическое преобразование сельского хозяйства было самой трудной задачей после завоевания власти рабочим классом. В. И. Ленин разработал основы политики Коммунистической партии по аграрному вопросу. Великий гений человечества ясно видел социалистическое будущее крестьянства и те пути, по которым следовало идти к этому будущему. План социалистического переустройства деревни В. И. Ленин изложил в своих статьях «О кооперации», «О продовольственном налоге» и некоторых других работах. В историю нашего государства эти труды вошли как кооперативный план В. И. Ленина. В нем Владимир Ильич изложил основные принципы кооперирования: добровольность вступления крестьян в колхоз; постепенный переход от низших к более высоким формам кооперации; материальная заинтересованность в совместном производственном сотрудничестве; сочетание личных и общественных интересов; установление прочной смычки между городом и деревней; укрепление братского союза рабочих и крестьян и формирование у жителей деревни социалистического сознания.

В. И. Ленин считал, что сначала надо широко вовлечь крестьян в простые кооперативные объединения: потребительские, по сбыту сельскохозяйственной продукции, снабжению товарами и т.д. Позже, когда крестьяне на опыте убедятся в их большом преимуществе, можно переходить к производственному кооперированию. Это был простой и доступный для многих миллионов крестьян путь перехода от мелких единоличных хозяйств к крупным социалистическим предприятиям, путь вовлечения крестьянских масс в строительство социализма.

Великая Октябрьская социалистическая революция навсегда покончила с гнетом капиталистов и помещиков в нашей стране. 25 октября 1917 г. Второй Всероссийский съезд Советов по докладу В. И. Ленина принял Декреты о мире и земле. Декрет о земле объявлял о конфискации всей помещичьей и церковной земли и переходе ее в государственную собственность. Национализация земли и превращение ее в общенародную собственность стали важной предпосылкой для дальнейшего перехода сельского хозяйства на социалистический путь развития.

В первые же годы Советской власти стали создаваться общества по совместной обработке земли, сельскохозяйственные артели. Часть помещичьих усадеб превращалась в государственные советские хозяйства - совхозы. Но все это были лишь первые шаги коллективизации. Вот почему в 1927 г. на XV съезде ВКП(б) была принята программа сплошной коллективизации. В стране началась невиданная по своим масштабам работа по обобществлению сельскохозяйственного производства. Повсеместно организовывались колхозы, закладывались основы новой жизни на селе. Советская власть принимала все необходимые меры для обеспечения села техникой. Уже в 1923-1925 гг. на село поступило около 7 тыс. отечественных тракторов .

В 1927 г. была организована первая государственная машинно-тракторная станция (МТС). Впоследствии развернулось их массовое строительство . МТС обслуживали колхозы разнообразной техникой. МТС стали опорными пунктами Советского государства в деревне, активными проводниками политики партии. При помощи МТС была осуществлена величайшая техническая революция в сельском хозяйстве СССР. По призыву партии около 35 тыс. лучших представителей рабочего класса направились в деревню и возглавили коллективные хозяйства.