Военврач где учиться. Без страха перед кровью: Академия военной медицины

Военный врач – это человек с высшим медицинским образованием, который имеет воинское звание.

У военных врачей есть особое нейтральное положение, которое был закреплено за ними в 1864 году Женевской конвенцией. Согласно конвенции военные врачи обязаны выполнять только медицинские обязанности, оказывать помощь пострадавшим от военных действий либо вооруженных конфликтов без исключений.

В армии военные врачи считаются наиболее важными фигурами. Без этой категории военных армия не смогла бы существовать. Врач следит за здоровьем солдат, оказывает им необходимую медицинскую помощь в случае необходимости.

Обязанности военного врача

Военный врач должен иметь командирские навыки и уметь организовать медицинскую службу, также важна способность решать задачи оказания медицинской помощи, как в мирное время, так и в условиях вооруженных конфликтов или военных действий.

Врач должен следить за состоянием здоровья военных, при необходимости оказывать медицинскую помощь либо направлять к узкому специалисту.

Врач обязан оказывать помощь всем без исключения.

Военный врач хирург

Военный врач хирург осуществляет лечение и отвечает за перевозку раненых с мест военных конфликтов.

Современное оружие способно наносить большой процент тяжелых увечий человеку, что приводит к некоторым трудностям при лечении и перевозке пострадавших в ходе военных действий.

Военный хирург отличается от гражданского методами лечения в условиях военных конфликтов. Врач оказывает многопрофильную помощь, поэтому, должен разбираться во всех областях хирургии.

Современное оборудование, которым оснащены военно-полевые госпитали, новые хирургические технологии позволяют оказать квалифицированную помощь пострадавшим и сохранить жизнь.

В мире появляются все новые виды оружия, в научных лабораториях военной хирургии исследуют поражающее воздействие современного оружия и разрабатывают новые хирургические приспособления, которые можно использовать в военно-полевых условиях с минимальным риском для жизни пострадавшего.

Военный врач стоматолог

Военный врач стоматолог организует медицинскую помощь и лечение раненым с повреждениями челюстно-лицевой области.

В процессе обучения курсанты изучают стоматологические заболевания и травмы, наблюдая за состоянием больных в клинике. Однако с боевыми травмами будущие военные стоматологи не сталкиваются, что затрудняет проведение практических занятий и усвоение программных вопросов.

Военный санитарный врач

Военный врач санитарный осуществляет надзор за санитарным состоянием войска, сбережением их здоровья, устранением внешних неблагоприятный факторов, а также контролирует качество продуктов питания, что позволяет повысить профессиональную способность армии страны.

Военный ветеринарный врач

Военный врач ветеринар осуществляет охрану здоровья животных в войсках, восстанавливает их пригодность к службе, обеспечивает контроль за поставками мяса и продуктов животноводства.

Как стать военным врачом?

Военный врач профессия не из легких, чтобы стать специалистом в этой области необходимо, прежде всего, обладать выдержкой, военной дисциплиной, незаурядными знаниями. Многие военные врачи с юных лет приучаются к военной жизни, большинство перед поступлением в ВУЗ оканчивают военные лицеи.

После получения аттестата о среднем образовании человек, планирующий стать военным врачом, должен поступить в медицинский университет.

Для подготовки квалифицированного специалиста требуется время - шесть лет обучения, и один-два года интернатуры. Кроме этого, любой врач, должен регулярно повышать свою квалификацию, так как медицинская наука не стоит на месте, следует быть в курсе новых методик лечения.

Первые четыре курса обучения могут происходить в любом медицинском институте, но на пятом курсе следует перевестись на военно-медицинский факультет (к примеру, в Санкт-Петербургскую Военно-медицинскую академию).

Военные врачи более глубоко изучают предметы важные для военных (хирургия, радиология, токсикология, военно-полевая терапия), но диплом практически не отличается от гражданского врача.

Практика курсантов военно-медицинских ВУЗов проходит на месте службы, нередко молодым врачам приходится проходить интернатуру в условиях военных действий, отдаленных гарнизонах.

Где учатся на военного врача?

Военный врач первые четыре курса обучения может пройти в любом медицинском университете. На пятом курсе необходимо подать заявление для перевода в институт, в котором имеется факультет подготовки военных медиков. Наиболее знаменитыми являются Санкт-Петербургская Военно-медицинская академия им. Кирова, Государственный Белорусский медицинский университет, Национальный медицинский университет им. Богомольца в Киеве.

Подготовка военных врачей

Будущие военные врачи проходят подготовку на факультете военно-медицинского дела. На пятом курсе курсанты более глубоко изучают предметы, необходимые в работе военного медперсонала. Молодые специалисты учатся действовать и оказывать необходимую медицинскую помощь при огнестрельных ранениях, при отравлении токсическими веществами, при радиоактивном облучении и пр.

После изучения теории молодой военный врач направляется на практику в военные части, где несколько лет под руководством научного руководителя будет учиться применять полученные в институте знания на деле, в условиях реальной военной службы.

Звания военных врачей

После окончания Военно-медицинской академии или университета военный врач получает звание лейтенант медицинской службы.

День военного врача

Военный врач отмечает свой профессиональный праздник вместе с другими медицинскими работниками. День медработника отмечается в третье воскресенье июня.

Призыв врачей на военную службу

Военный врач после окончания медицинской академии направляется служить по контракту. После окончания срока контракта можно либо продлить срок службы, либо уйти из вооруженных сил.

Льготы военным врачам

Военный врач после 10 лет службы имеет право записаться на очередь на получение бесплатного жилья.

Льготы не положены, если врач ушел со службы после окончания срока первого контракта, однако, если увольнение было по причине сокращения или болезни, льготы сохраняются.

Льготы зарабатываются военными врачам на протяжении всего срока службы. Через 20 лет службы врач имеет право на денежное содержание после ухода с вооруженных сил, медобслуживание (включая членов семьи) и пр.

Аттестация военных врачей

Военный врач проходит обязательную аттестацию, которая является важной формой материального и морального стимулирования персонала. Аттестация проводится согласно национальной номенклатуре, с учетом требований и характеристик врачей.

Первую аттестацию проходят в военно-медицинском ВУЗе, перед получением диплома. Курсанты, успешно прошедшие аттестацию получают диплом о получении высшего полного образования по специальности и квалификации магистра.

Затем, через определенный промежуток времени, врачи проходят аттестацию для присвоения квалификационной категории и для подтверждения квалификационной категории.

Зарплата военного врача

Помимо заработной платы, военный врач получает надбавки к окладу за выслугу лет, за особые условия военной службы и т.д.

Военный врач - профессия непростая, на его плечах лежит медицинское обеспечение Вооруженных сил, включая лечебно-профилактические работы, противоэпидемиологические мероприятия, санитарно-гигиенический контроль, медицинское снабжение и пр.

Медики бывают разные, есть среди них и такие, у кого на плечах - погоны. Военврач - профессия непростая, но чрезвычайно нужная. И уж точно самая гуманная среди всех военных специальностей.

Кто такой

Человек с высшим медицинским образованием и офицерскими погонами на плечах. В принципе, в армии военных медиков больше – это и рядовые-санитары, и сержанты-санинструкторы, и фельдшеры-прапорщики. Но на врачебных должностях могут находиться только офицеры, только к их званию добавляется словосочетание «медицинской службы», например, «старший лейтенант медицинской службы».

В еще не столь отдаленном прошлом военврачами были исключительно мужчины. В наше время соотношение полов в медицинской службе практически выровнялось, некоторые женщины даже до полковников дослужились. Генералов медслужбы, правда, среди них пока нет, но что-то мне подсказывает, что еще будут.

field-medics.jpg

Самый очевидный ответ – лечит раненых. На самом деле, это лишь одна из многочисленных задач военврача, да и то в основном в боевых условиях. В мирное время обязанностей у него море и далеко не все из них имеют отношение к медицине. Если говорить коротко, на нем держится всё медицинское обеспечение Вооруженных Сил, а это и лечебно-профилактическая работа, и санитарно-гигиенический надзор, и противоэпидемические мероприятия, и медицинское снабжение, и много других страшных слов.

Если говорить более простым языком, военврач должен уберечь солдата и офицера от всего, что может помешать им выполнять свои боевые задачи. Собственно, поэтому медики никогда не были в армии на первых ролях, а всегда входили в состав частей и подразделений обеспечения.

Есть две больших группы военврачей. Первые на военно-медицинском сленге называются «организаторами», вторые – «лечебниками». Чем они отличаются – должно быть ясно из названий. Первые в основном занимаются административной и управленческой деятельностью. Вторые, соответственно, лечат. Первые – различного рода начальники (начальник медпункта, командир медроты, начальник медицинской службы части и т.п.), вторые – ординаторы в госпиталях, врачи-специалисты и т.п.

Первичное звено военврачей еще называют войсковым. Это врачи и начмеды батальонов, бригад и т.д. Они входят в штат воинских частей и обитают в местах их постоянной дислокации. Именно на них ложится основная работа по профилактике, а также максимально раннему выявлению заболеваний у солдат, контролю за качеством пищи, воды, должной температурой воздуха в казармах, регулярностью помывки в бане и смены нательного белья. Именно они первыми сталкиваются со вспышками ОРВИ или кишечных инфекций в частях, борются с инфицированными потертостями и прочими инфекциями кожи, ездят на ночные стрельбы, поднимаются по тревоге и уезжают с частями на учения.

Госпитальные и поликлинические врачи считаются военврачебной элитой. Между «войсковыми» и «госпитальными» существует… эээ… ну пусть некоторая напряженность. Те, кто работают «в полях», считают своих коллег «ненастоящими» военными, а персонал ЛПУ подтрунивает над «ремесленниками» и «недотепами» из войск. Но в общем и целом, конечно, пикировка носит скорее дружеский характер, поскольку и те, и другие повязаны одними змеями. Теми, которые у них на погонах и в петлицах.

управление-академии.jpg

Первый вариант – пройти путь от курсанта до лейтенанта, поступив в профильный военный вуз. Правда, после реформ г-на Сердюкова в России он остался один единственный: Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова в Санкт-Петербурге (ВМедА). Раньше военно-медицинские факультеты были в мединститутах в Саратове, Самаре и Томске. Буквально на днях нынешний министр обороны Сергей Шойгу объявил о возможности восстановления военфаков, но это только разрушать можно быстро, обратный процесс требует времени, сил и средств. Если военфаки вернут, то после 4 лет учебы в гражданском медвузе можно будет поступать туда и доучиваться уже на военного врача.

Впрочем, возможен и второй вариант: с момента окончания гражданского медвуза и до 35 лет любой врач может поступить на службу по контракту, правда, в войсках такой вариант не очень любят и ласково именуют таких оборотней военврачей «пиджаками».

Фото из группы «ВМедА» ВКонтакте, а также из личного архива автора

Военно-медицинская академия — старейшая среди военных академий и медицинских вузов страны. Образована 18 декабря 1798 года Указом Императора Павла I и с момента создания носила наименование «Медико-хирургическая Академия».

Академия в дальнейшем неоднократно переименовывалась: в 1808 году — в «Императорскую Медико-хирургическую академию», в 1881 году — в «Императорскую Военно-медицинскую академию».
История академии на протяжении более чем двух веков увековечена архитектурными памятниками, зданиями, над которыми трудились лучшие архитекторы России.

Вскоре после учреждения академия была возведена в ранг «Первых учебных заведений империи» и до 1917 г. совмещала функции учебного заведения и Академии медицинских наук.
В 1918 году академия стала носить название «Военно-медицинская академия», а в 1935 году переименована в «Военно-медицинскую академию имени С.М. Кирова».

В академии одновременно осуществляются 3 взаимосвязанные функции: учебная, научная и лечебно-диагностическая .

Военно-медицинская академия является основным центром профессиональной подготовки военных врачей по качеству учебно-материальной базы, обеспеченности клиник современной аппаратурой и подбором тематических больных, где сосредоточено обучение по наиболее наукоемким и затратным медицинским специальностям действующей номенклатуры.

Академия включает:

—4 центральных учреждения Министерства обороны Российской Федерации: Центральная военно-врачебная комиссия МО РФ; Центральная патологоанатомическая лаборатория МО РФ; Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств МО РФ; Центр фармации и медицинской техники МО РФ.

—5 центров: Центр (учебно-методической, научной работы и подготовки научно-педагогических кадров); Научно-исследовательский центр; Фармацевтический центр; Клинический центр экстракорпоральной детоксикации; Инженерно-технический центр (эксплуатации и обслуживания медицинской техники).

—4 самостоятельных отдела: клинический отдел; отдел медицинского снабжения; строевой отдел; отдел кадров.

—6 факультетов подготовки военнослужащих и 1 факультет подготовки и усовершенствования гражданских врачей (на внебюджетной основе).

—Медицинский отряд (специального назначения) (учебный).

—Медицинский колледж.

—63 кафедры (28 военных, 35 гражданских), из них: 17 хирургических; 14 терапевтических; 3 профилактических; 29 теоретических.

—4 подразделения обеспечения: база обеспечения учебного процесса; Военно-медицинский музей; редакция журнала (военно-медицинского); военный оркестр.

—Научно-исследовательский испытательный институт (военной медицины).

В составе академии содержатся 13 должностей главных медицинских специалистов Министерства обороны Российской Федерации. Все офицеры и лица гражданского персонала имеют соответствующий занимаемой должности уровень образования и подготовки.

В соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 29 марта 2012 года Военно-медицинская академия осуществляет свою деятельность как федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

Как учебное заведение Военно-медицинская академия осуществляет додипломную и последипломную подготовку медицинских специалистов для всех видов Вооруженных Сил, других силовых структур и гражданского здравоохранения Российской Федерации, а также для ряда иностранных государств. Образовательный процесс ведется практически по всему спектру медицинских специальностей.

Система подготовки военных врачей в Военно-медицинской академии по праву считается оптимальной моделью военно-медицинского образования в Вооруженных Силах страны. Это очень трудоемкий и многолетний процесс: 6 лет обучения на факультетах подготовки врачей с получением диплома, затем еще один год в интернатуре академии с получением первичной специализации.

Додипломная подготовка военных врачей проводится на факультетах первичной подготовки: факультете подготовки врачей (для Ракетных и Сухопутных войск), факультете подготовки врачей (для Военно-Воздушных Сил), факультете подготовки врачей (для Военно-Морского Флота), Факультете подготовки и усовершенствования гражданских врачей, Факультете подготовки врачей (военно-медицинских специалистов иностранных армий).

Последипломная подготовка осуществляется на Факультете (послевузовского профессионального и дополнительного образования), Факультете руководящего медицинского состава, Факультете подготовки и усовершенствования гражданских врачей и Факультете подготовки врачей (военно-медицинских специалистов иностранных армий).

Ведущий, исторически сложившийся отечественный принцип подготовки врачей в академии, предполагает «обучение у постели больного» — практическое усвоение элементов знаний и практических навыков профессиональной деятельности, прежде всего вынесенных в категории учебных программ «Владеть!» и «Иметь опыт (навык)!».

Важным компонентом образовательной деятельности является проведение всех видов (учебных и производственных) практик в академии.

В процессе обучения курсанты и слушатели академии участвуют в командно-штабном (тактико-специальном) военно-медицинском учении под условным названием «Рубеж», в ходе которого отрабатываются вопросы организации работы медицинских подразделений по приему раненых и больных, оказанию им первой, врачебной и квалифицированной медицинской помощи, приобретаются практические навыки работы в качестве младшего медицинского персонала в подразделениях и частях медицинской службы по розыску и выносу раненых и больных с поля боя, погрузке (выгрузке) раненых и больных на транспортные средства.

В итоговом учении, проводимом на базе полевой выучки в Красном Селе, принимают участие до 1000 человек, привлекаются свыше 20 кафедр академии, от которых выделяются около 100 преподавателей, все факультеты, представители военного и гражданского здравоохранения.

Право на ведение образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования и выдачу дипломов государственного образца предоставлено Военно-медицинской академии лицензией от 05 октября 2010 года № 0231 и свидетельством об аккредитации от 11 апреля 2011 года № 0893, выданными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации.

Факультет подготовки врачей (для Ракетных и Сухопутных войск)
Воинская учетная специальность выпускников «Лечебное дело в наземных войсках» . Осуществляет профильную подготовку по специальности высшего профессионального образования «Лечебное дело» квалификации «Врач» и военно-профессиональную подготовку для выполнения должностных обязанностей начальника медицинской службы (медицинского пункта) полка (бригады) в Ракетных и Сухопутных войсках ВС РФ, частях ВДВ, других силовых министерств и ведомств.

Факультет подготовки врачей (для Военно-Воздушных Сил)
В ходе учёбы курсанты изучают вопросы медицинского обеспечения полетов и контроля за состоянием здоровья летного состава, оценки функционального состояния летчиков в условиях гипоксии, отрабатывают практические речевые навыки в кислородной маске под избыточным давлением, испытывают защитное действие высотного компенсирующего костюма и т.д.

Факультет подготовки врачей (для Военно-Морского Флота)
Специализированные кафедры дают возможность обучающимся изучить вопросы военно-морской подготовки, организации и тактики медицинской службы флота в мирное и военное время, организации и проведения медицинского контроля за условиями жизнедеятельности военных моряков в мирное и военное время, обеспечения радиационной безопасности на береговых объектах и кораблях с атомными энергетическими установками, ознакомиться с медицинскими аспектами ликвидации последствий радиационных аварий на различных объектах ВМФ.

В учебных центрах курсанты практически отрабатывают вопросы аварийно-спасательного обеспечения, физиологии военно-морского труда и медицинского обеспечения водолазного дела. Практические специальные знания отрабатываются в период флотской и войсковой стажировки, а также флотской и войсковой практики на кораблях и в частях Северного Флота.

Факультет подготовки врачей (военно-медицинских специалистов иностранных армий)

Вид обучения

Специальность

Продолжительность обучения

10 месяцев

Первичная подготовка врачей:

Лечебное дело в наземных войсках

Лечебное дело в авиации

Лечебное дело на кораблях

Лечебное дело

Интернатура

Подготовка руководящего медицинского состава

Клиническая ординатура

Усовершенствование и профессиональная переподготовка

от 1,5 до 5 месяцев

Адъюнктура

Докторантура

Соискательство ученых степеней

Военнослужащий иностранного государства, желающий обучаться в Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова обращается к национальному командованию своей страны, которое в свою очередь подает заявку через Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации.

Обучение иностранных военнослужащих проводится на русском языке. Для иностранных военнослужащих, которые не владеют русским языком или владеют им слабо, вводится подготовительный курс обучения продолжительностью до 10 месяцев.

При факультете имеется гостиница для размещения иностранных военнослужащих. Оплата за проживание производится в соответствии с заключенными контрактами.

Пребывание иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации и миграционный учет осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями Федеральной миграционной службы России при поддержке командования академии и управления факультета.

Факультет подготовки и усовершенствования гражданских врачей
Основной целью деятельности факультета является решение главных задач, определенных для факультета академией:

— подготовка специалистов с высшим медицинским образованием в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 060101 «Лечебное дело»;

— послевузовское профессиональное образование гражданских врачей в виде интернатуры и ординатуры в соответствии с Государственными образовательными стандартами медицинских специальностей;

— дополнительное профессиональное образование в виде профессиональной переподготовки, повышения квалификации, стажировки и сертификации специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием;

— организация и проведение работы по военно-профессиональной ориентации молодежи, её патриотическому воспитанию и подготовке к поступлению в академию.

Факультет руководящего медицинского состава
Осуществляет подготовку офицеров с высшей военной оперативно-тактической подготовкой по специальности «Управление медицинским обеспечением войск (сил)», а также обучение в интернатуре и ординатуре. Первичная специализация в интернатуре выпускников факультетов подготовки врачей осуществляется по 30 основным профессиональным образовательным программам номенклатуры специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации.

Послевузовское профессиональное образование в ординатуре осуществляется по 89 основным профессиональным образовательным программам номенклатуры специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации.

Качественной подготовке выпускников способствует участие слушателей в ежегодных тактико-специальных учениях «Рубеж», итоговых командно-штабных военно-медицинских учениях, развертывании полевых военно-медицинских учреждений в учебном центре Военно-медицинской академии, стажировки в органах управления медицинской службой, практическая работа в клиниках академии.

На факультете большое внимание уделяется научной деятельности обучаемых офицеров. Слушатели принимают активное участие во всех Всероссийских и международных научно-практических конференциях, проводимых в Санкт-Петербурге.

Ежегодно 5-7 слушателей успешно защищают диссертации и получают ученую степень кандидата медицинских наук.

Факультет (послевузовского профессионального и дополнительного образования)
На факультете (послевузовского профессионального и дополнительного образования) осуществляются следующие виды подготовки врачей в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования:

— профессиональная переподготовка медицинских специалистов;

— общее и тематическое усовершенствование офицеров медицинской службы и лиц гражданского персонала МО РФ по медицинским и фармацевтическим специальностям;

— тематическое усовершенствование руководящего состава медицинской службы МО РФ, родов и видов Вооруженных сил РФ, военных округов, флотов;

— тематическое усовершенствование профессорско-преподавательского состава высших военных учебных заведений, учебных центров и кафедр военной и экстремальной медицины ВУЗов.

Срок обучения слушателей на факультете по профессиональной переподготовке, повышении квалификации от 1 до 4 месяцев .

Медицинский колледж Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова
Базовый уровень образования и углубленная подготовка по специальностям:

060501 «Сестринское дело»:

Квалификация: «Медицинская сестра (брат)» на основе среднего общего (полного) образования; срок обучения: очная форма подготовки — 2 года 10 месяцев, очно-заочная форма подготовки - 3 года 10 месяцев;

Квалификация: «Медицинская сестра с углубленной подготовкой» по направлениям:

—организация сестринского дела;

—анестезиология и реаниматология;

На основе среднего медицинского образования (базовый уровень); срок обучения: очная форма подготовки — 10 месяцев, очно-заочная форма подготовки — 1 года 6 месяцев.

060604 «Лабораторная диагностика»

Квалификация: «Медицинский лабораторный техник», на основе среднего общего (полного) образования. Срок обучения: очная форма — подготовки 2 года 10 месяцев; очно-заочная форма подготовки — 3 года 10 месяцев.

Отделение повышения квалификации Медицинского колледжа Военно-медицинской академии проводит последипломную подготовку, аттестацию и сертификацию среднего медицинского персонала по всем специальностям номенклатуры Минздравсоцразвития РФ.

Научно-исследовательская работа в Военно-медицинской академии проводится по всем основным направлениям военной и клинической медицины. При этом главной задачей признается укрепление и развитие научных школ академии как фундаментальной основы для исследований и подготовки высококвалифицированных военно-медицинских кадров на всех уровнях образования.

Ряд фундаментальных и прикладных направлений исследований реализованы в новейших разработках кафедр и научно-исследовательских подразделений.

В академии существует стройная система подготовки научных кадров. Большое внимание уделяется научной работе, в том числе и работам курсантов и слушателей. Более 50 лет в академии существует военно-научное общество курсантов и слушателей (ВНОКС).

В Военно-медицинской академии работают известные учёные, среди которых 5 академиков Российской академии медицинских наук (РАМН), 8 член-корреспондентов РАМН, 25 заслуженных деятелей науки РФ, 94 Заслуженных врачей РФ, 52 заслуженных работника высшей школы РФ, 15 лауреатов Государственной премии, 12 лауреатов премии Правительства, 105 академиков и 46 член-корреспондентов отечественных и зарубежных академий.

Подготовка научно-педагогических и научных кадров в академии осуществляется в докторантуре и адъюнктуре, а также путем оформления соискательства ученой степени доктора и кандидата наук.

В академии созданы и активно работают 13 диссертационных советов по защите докторских диссертаций по 33 научным специальностям.

Клиническая база академии имеет штатную коечную емкость в 2616 коек, и представлена 16 клиниками хирургического профиля (в том числе 7 клиник общехирургических и 9 специализированных), 13 клиниками терапевтического профиля (в том числе 7 общетерапевтических и 6 специализированных), клиническим центром экстракорпоральной детоксикации и 5 клиническими подразделениями (в т.ч. приемные отделения №№ 1 и 2, станцией переливания крови и др.).

Продолжается работа по освоению новых видов и оказанию высокотехнологичной медицинской помощи. Из 137 видов, установленных Минздравсоцразвития России, сейчас в клиниках академии оказываются 90, что составляет более 65% от общего количества.

В академии получают различные виды лечения более 350 тыс. человек ежегодно.

В третье воскресенье июня в России отмечают День медицинского работника. Накануне профессионального праздника врачей наш корреспондент побывал в Военно-медицинской академии имени Кирова, где узнал, зачем российской армии робот-санитарка, как будущие военные хирурги учатся не бояться крови с помощью плачущих манекенов и каково будущее российской военной медицины.

Военно-медицинскую академию имени С.М.Кирова без преувеличения можно назвать уникальным высшим учебным заведением. Только здесь готовят врачей для Вооруженных сил России. Семь факультетов, 63 кафедры и около 30 клиник при них — потенциал, которому позавидуют многие гражданские медицинские вузы.

В отличие от гражданских институтов в академии большое внимание уделяется занятиям по военной экстремальной медицине. Наряду с изучением общепринятых медицинских дисциплин слушатели постигают работу в полевых условиях, проводят военно-медицинские учения и стажируются в войсках. Факультеты, на которых учатся военные врачи, делятся по видам Вооруженных сил.

Будущие специалисты медицинских подразделений Военно-воздушных сил углубленно изучают проблемы, связанные с воздействием на человеческий организм многократных перегрузок и недостатка кислорода на больших высотах. Также на факультете преподают методику специального контроля за состоянием здоровья летчиков и систему их медицинского обследования.

Факультет подготовки врачей для РВСН и Сухопутных войск готовит специалистов по широкому кругу вопросов. Как правило, его выпускники становятся врачами войсковой части и на них ложится ответственность не только за оказание медицинской помощи, но и за санитарно-эпидемиологическое состояние подразделения, а также за профилактику заболеваний. Без военврача не обходится и боевая подготовка — стрельбы, марши, полевые выходы всегда проходят под его контролем.

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Своя специфика и у военно-морского факультета. Здесь особое внимание уделяется влиянию глубоководных погружений и повышенного давления воздуха на здоровье моряков-подводников: врач на субмарине должен уметь оказывать помощь при кессонной болезни и в случае чрезвычайных происшествий, связанных с резкими перепадами давления.

К тому же все выпускники военно-морского факультета получают квалификацию хирурга. Корабельный врач, что на подлодке, что на надводном корабле, в дальних походах часто работает в одиночку и потому обязан уметь проводить операции на борту. Как правило, это ушивание ран, удаление воспаленного аппендикса или вскрытие гнойника.

Отработка ушивания резаных ран. Фото: Анна Горбань

Наука лечить

Обучение слушателей Военно-медицинской академии построено в соответствии с государственным стандартом, однако учебный процесс военных медиков имеет ряд преимуществ по сравнению с их гражданскими коллегами. В первую очередь это возможность учебы «у постели больного». Как было сказано выше, кафедры ВмедА обладают собственными клиниками. Они одновременно работают на медицинское обеспечение военнослужащих и членов их семей и на практическое обучение слушателей.

Эти клиники оборудованы самой современной медтехникой, и будущие военврачи имеют возможность знакомиться с ней уже в процессе учебы. В то же время студенты гражданских вузов иногда сталкиваются со сложной аппаратурой только после выпуска.

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Еще одно новшество Военно-медицинской академии — Центр симуляционного обучения. Роботизированные манекены, напичканные датчиками, изображают различные повреждения и травмы. Специальная компьютерная программа, контролируемая преподавателем, выдает на диагностические мониторы изменения в работе «организма». Если слушатель допускает ошибки, то «пациент» начинает истошно кричать от боли, умирать и даже брызгать красной краской из поврежденных «конечностей».

Как рассказал корреспонденту «Защищать Россию» заместитель начальника Академии по учебной и научной работе генерал-майор медицинской службы профессор Богдан Котив, применение интерактивных симуляторов облегчает подготовку слушателя к практической врачебной работе.

Отработка реанимационных мероприятий на интерактивном манекене. Фото: Анна Горбань

Помимо манекенов в занятиях используются и макеты отдельных участков человеческого тела, которые покрыты специально выделанной свиной кожей, а также имитируют всю структуру мягких тканей под ней. На них слушатели отрабатывают множество навыков — от внутримышечных и внутривенных инъекций до наложения и снятия швов.

«Раньше нужно было определенное время, чтобы адаптироваться, не бояться работать с тканями и понимать границы болевых ощущений человека», — отметил профессор Котив, — «А на симуляторах это делать безопасно и комфортно. Слушатель может повторить это много раз. Это перспективный метод обучения, потому что многократное повторение без риска навредить живому человеку позволяет хорошо закрепить навыки».

Богдан Котив. Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Работа с симуляторами также является одной из стадий в психологической подготовке будущего врача. Вообще же процесс его созревания имеет комплексный многоступенчатый характер. Поначалу вид крови, мертвых или живых тканей вызывает у человека эмоциональное потрясение или страх. Побеждают его за счет систематических занятий, на которых слушатель постепенно знакомится со строением человеческого тела, изучает нормальные и патологические процессы в организме.

Затем обучаемые получают первичные навыки реанимации, хирургии, перевязок, обезболивания. В определенный момент весь этот комплекс знаний и навыков формирует у слушателя спокойное восприятие пациента, находящегося в тяжелом состоянии. После третьего курса обучения, подчеркнул Богдан Котив, слушатель уже способен оказывать медицинскую помощь на достаточно серьезном уровне.

Диагноз «Ратника»

Наряду с учебой в Военно-медицинской академии ведется интенсивная научная работа. О некоторых реализованных научных проектах «ЗР» побеседовал с начальником отдела подготовки научно-педагогических кадров и организации научно-исследовательских работ кандидатом медицинских наук полковником медицинской службы Евгением Ивченко.

Евгений Ивченко. Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Так, в ВМедА продолжается разработка мобильного стоматологического кабинета, предназначенного для переброски в удаленные и труднодоступные войсковые части. В медицинские подразделения российской армии уже поступил один такой кабинет на базе автомобиля КАМАЗ с прицепом, однако его пробная эксплуатация выявила ряд недостатков, которые были учтены при постройке других стоматологических комплексов. В ближайшее время на снабжение войск будет передано четыре модернизированных кабинета.

Другая разработка научного коллектива академии — индивидуальные аптечки нового образца. В отличие от общеизвестных аптечек АИ-2 и АИ-4 , содержавших в себе противохимические и противорадиационные препараты, новые комплекты содержат в себе кровоостанавливающие и перевязочные средства. Также в нее включен новый противошоковый препарат ибупренорфин, которым заменили устаревшее обезболивающее промедол, вызывавшее у раненых угнетение дыхательного аппарата.

Что касается перспективных направлений, то сегодня в академии ведется разработка автоматизированной системы дистанционной оценки состояния здоровья военнослужащих. Электронный модуль, интегрированный в комплект боевой экипировки « », с помощью нескольких датчиков будет измерять температуру тела, частоту дыхательных движений и сердечных сокращений бойца, и на основе этих замеров выдавать ответ о состоянии его здоровья.

Боевая экипировка «Ратник». Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Также планируется оснастить этот модуль системой геопозиционирования и соединить его с цифровым комплексом разведки, управления и связи «Стрелец» (командирский планшет), также входящим в состав «Ратника». Одновременно идет разработка планшета начальника медицинской службы. На его экране военнослужащие будут обозначены точками, цветовая гамма которых будет сигнализировать об их состоянии по шкале «здоров-ранен-убит» . Глядя на них, военный медик будет решать, куда посылать бригаду санитаров.

В дальнейшем устройство мониторинга состояния военнослужащего будет доработано до возможности оценки психофизиологического состояния человека на поле боя. Эта система позволит командиру решить, кто из его подчиненных наиболее пригоден для выполнения конкретной задачи в бою.

Что касается сегодняшних медицинских исследований, то ученые академии совершили несколько интересных открытий в области лечения черепно-мозговых травм контузионной природы. Евгений Ивченко отметил, что полученные данные являются ноу-хау российских военных медиков, поэтому от дальнейших комментариев по этому поводу он отказался.

Фото: Анна Горбань

Срочная работа

Вместе с кадровыми сотрудниками академии изысканиями занимаются и солдаты срочной службы в недавно созданной в ВМедА научной роте. Она включает в себя три взвода: биофармацевтический, медико-профилактический и инженерно-технический. В первом служат выпускники гражданских медвузов, которые сегодня занимаются вопросами раневой баллистики. С помощью баллистического мыла и геля они моделируют повреждения мягких и твердых тканей. В последующем результаты модельных расчетов войдут в разработку государственного стандарта по оценке заброневой контузионной травмы.

«Это очень важное направление, которым кроме Военно-медицинской академии никто не занимается», — подчеркнул Евгений Ивченко, — «В ряде случаев тяжесть повреждения при попадании в бронежилет пули может оказаться больше, чем если бы эта пуля прошла насквозь».

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Медико-профилактический взвод вместе с сотрудниками кафедры общей и военной гигиены участвует в исследованиях комплекта боевой экипировки «Ратник». Среди научно-практических вопросов — сколько можно держать в ухе гарнитуру рации, чтобы не образовалось пролежня, как чувствуют себя мягкие ткани в подременном пространстве и т. д.

Инженерно-технический взвод разработал и представил на форуме « » концепт робота-доставщика лекарств до постели больного. По проекту, лечащий врач будет делать назначения больному через компьютер, лекарственный терминал отсортировывать необходимые препараты по контейнерам, а робот — забирать их и развозить по палатам. Также инженеры научной роты планируют разработать робота-уборщика. Конечно, эта техника не заменит труд младшего медперсонала, но существенно облегчит его работу. В боевой же обстановке, когда каждая пара рук необходима для приема раненых, такие робот будут очень востребованы.

Отработка остановки кровотечения на интерактивном манекене. Фото: Анна Горбань

Будущее военной медицины

Одним из перспективных направлений станет дальнейшая работа по вопросам психофизиологического обеспечения военнослужащих, в частности дистанционная оценка их состояния. Связано это с тем, что сегодня в Вооруженных силах появилось много должностей, на которых военнослужащие работают со сложной компьютеризированной техникой, однако, с точки зрения их медицинского обеспечения, никаких рекомендаций сегодня, по большому счету, не выработано. Также будет развернута работа по вопросам пребывания наших воинских формирований в различных климатических условиях, в том числе экстремальных. Например, специалисты будут изучать возможности безопасного потребления в пищу российскими военнослужащими животных и растений, обитающих в разных регионах мира.

Одним из главных направлений развития военной медицины специалисты Военно-медицинской академии называют телемедицину, когда врач на экране монитора сможет не просто посмотреть на пациента, но и увидеть его электрокардиограмму, результаты ультразвукового исследования или рентгеновский снимок. В далеком же будущем, когда наука изобретет сверхнадежные каналы связи, военные врачи станут дистанционно делать хирургические операции с помощью робота. Но до этого пока далеко.

Солдат научной роты за работой в лаборатории. Фото: Анна Горбань

ВРАЧ ВОЕННЫЙ - врач, состоящий на действительной военной службе. В СССР профессиональные В. в. готовятся в высших воен.-мед. учебных заведениях. На действительную военную службу могут зачисляться также врачи, окончившие мединституты и добровольно избравшие профессию В. в. Гражданские врачи, получившие воен.-мед. подготовку при обучении в мединститутах, а также врачи, имеющие офицерское звание и уволенные с действительной военной службы, но годные по состоянию здоровья к службе в армии в военное время, являются военнообязанными и состоят в запасе Вооруженных Сил СССР.

Врачи военнообязанные зачисляются на действительную военную службу в соответствии с Законом СССР о всеобщей воинской обязанности 1967 г.

Сведения о первых воинах-врачах содержатся в «Илиаде» Гомера. Описывая Троянскую войну (12 в. до н. э.), Гомер называет воинов-врачей Махаона и Подалирия, к-рые оказывали раненым медпомощь в бою. Имеются сведения о наличии врачей в войсках Древней Греции (9 в. до н. э.), Древнего Египта, Персии (6 в. до н. э.), в армии Александра Македонского (4 в. до н. э.), Древнего Рима. В регулярной армии Римской империи (1 в. до н. э.) были постоянные В. в. в составе когорт, легионов, военных гарнизонов.

В средневековых боевых дружинах европейских феодалов постоянных В. в. не было. В. в. имелись только в армиях Священной Римской империи и во Франции, но они состояли при высших военачальниках. Воинов и низших военачальников обслуживали цирюльники, практики-хирурги и знахари.

С появлением наемных войск, а затем и регулярных армий возникла настоятельная необходимость в организации медпомощи воинам и, следовательно, в комплектовании войск проф. В. в. Так, в Испании 14 в. в каждом пехотном полку имелись штатные В. в.- медик и хирург. В течение длительного времени в армиях европейских государств В. в., как и врачи гражданские, подразделялись на медиков (врачей-терапевтов), к-рые получали мед. образование в учебных заведениях, и хирургов, получавших практическую подготовку в порядке ремесленного ученичества, а с 16 -17 вв.- в хирургических школах при леч. учреждениях. Лишь в конце 18 и в начале 19 в. в крупных европейских государствах началась подготовка В. в. по внутренней медицине и хирургии.

В русских княжеских воинских дружинах (9 - 16 вв.) не было штатных В. в. В летописях того времени имеются лишь упоминания о лекарях, сопровождавших дружины. Чаще это были иностранцы, к-рые обслуживали преимущественно воевод, а оказание медпомощи рядовым воинам возлагалось на лекарей-ремесленников, костоправов, знахарей. Имеются сведения о посылке в войска иноземных врачей Борисом Годуновым в 1605 г. Упоминание о лекаре, постоянно состоящем при войске, относится к 1615 г., а перечень лекарей в полку, оплачиваемых казной,- к 1616 г.

В 1654 г. в связи с растущей потребностью в В. в. и высокой стоимостью найма иноземных врачей была организована подготовка отечественных лекарей при Аптекарском приказе (см.). Для этого было набрано 30 учеников, из к-рых 13 наиболее успевавших уже в 1658 г. были выпущены лекарями и направлены в полки. Отечественные и иноземные врачи, состоявшие при войске, не числились в штатном расписании, хотя и оплачивались из казны.

Первые сведения о штатных полковых лекарях в русской армии относятся к 1711 г., а в «Уставе воинском» 1716 г. уже предусматривались в дивизии должности дивизионного доктора и штаб-лекаря, занимавшегося гл. обр. хирургией, в полку - полкового лекаря, в роте - цирюльника. Этим же уставом были определены и обязанности полкового лекаря, к-рые в последующем расширялись и уточнялись. Так, в «Своде военных постановлений» 1869 г., где впервые лекари в армии стали называться врачами, было указано, что «старший врач есть начальник медицинской части в полку с ее врачами, по наложению дисциплинарных взысканий на последних он пользуется правами командира неотдельного батальона. Ои подчиняется непосредственно командиру полка, по предметам же, относящимся до специальной медицинской части,- военно-медицинскому начальству». На старшего врача возлагалось попечение о сбережении здоровья и предупреждении болезней среди личного состава, лечение больных, наблюдение за качеством пищи, мед. освидетельствование военнослужащих, обучение низшего сан. персонала, ведение отчетности и др.

Русские В. в. 18-19 вв. нередко являлись новаторами в различных областях военной гигиены и организации мед. обеспечения войск. Так, П. 3. Кондоиди впервые в России разработал план мед. обеспечения войск, инструкцию для руководящего мед. состава армии; создал первый подвижной походный госпиталь, что позволило резко снизить смертность среди раненых. В 1793 г. штаб-лекарь Е. Т. Белопольский составил «Правила медицинским чинам», в к-рых значительное место было уделено мерам по предупреждению болезней. По приказанию А. В. Суворова правила были введены в действие. Это направление в мед. обеспечении войск получило дальнейшее развитие в трудах М. И. Мудрова «Слово о пользе и предметах военной гигиены, или науки сохранять здравие военнослужащих» (1809) и И. И. Эпегольма «Карманная книга военной гигиены, или замечания о здоровье русских солдат» (1813). Среди русских В. в. были видные представители мед. науки, в т. ч. Н. И. Пирогов, С. II. Боткин и многие другие, оказавшие большое влияние на развитие отечественной военной медицины. По мере развития военного дела и военной медицины (см. Медицина военная) в профессии В. в. появляется специализация.

В 15-16 вв. в связи с быстрым ростом военно-морского флота, строительством крупных военных кораблей появились военно-морские врачи. Вначале штатными врачами на кораблях были хирурги, на к-рых возлагалось оказание медпомощи раненым и больным, проведение мероприятий по предупреждению болезней, а также обязанности парикмахеров. Эту категорию военно-морских врачей в последующем стали называть корабельными врачами, в отличие от военно-морских госпитальных врачей, к-рые появились на флоте в 18 в. в связи с открытием военно-морских госпиталей и занимались лечением раненых и больных в госпиталях.

Первыми военно-морскими врачами на русских военных кораблях были, как правило, иностранцы, г. к. масштабы подготовки В. в. в России не обеспечивали потребностей армии и флота в этих специалистах. Правовое и служебное положение военно-морских врачей долгое время не было регламентировано. Денежное содержание они получали по соглашению в зависимости от квалификации и условий службы.

В 1762 г. был утвержден «Табель о рангах», по к-рому военно-морские врачи получили право на воинское звание, определенное денежное содержание, ношение формы, а также право на пенсию.

В 20 в. в связи с бурным развитием авиации сформировалась как раздел медицины авиационная медицина (см.). Как следствие этого в профессии В. в. появилась еще одна специальность - врач авиационный, основной обязанностью к-рого является мед. обеспечение полетов.

При современном уровне развития военного дела, мед. науки и военной медицины для комплектования армии и военно-морского флота как в мирное, так и военное время требуются врачи самых различных специальностей.

В Вооруженных Силах СССР представлены В. в. всех специальностей. Советский В. в.- преданный Советской Родине высококвалифицированный специалист в области профилактической, клинической и военной медицины, хорошо подготовленный в вопросах тактики и оперативного искусства, понимающий природу и характер современного боя, врач-организатор, способный успешно решать сложные и ответственные задачи по мед. обеспечению личного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота в мирное время и в обстановке войны, осуществлять лечение раненых с поражениями, вызываемыми современными средствами вооруженной борьбы. Эти качества советского В. в. с особой яркостью проявились в годы Великой Отечественной войны. Кадровые В. в. составили основное ядро руководящего состава мед. службы Красной Армии. Воспитанники и сотрудники ВМА среди начальников сан. управлений фронтов и их заместителей составляли 71%, начальников мед. службы армии - 61,2%, главных хирургов -60%. Следует подчеркнуть, что от организаторов медицинского обеспечения войск в первую очередь зависели достигнутые успехи в деле лечения раненых и больных и предупреждения распространения заразных болезней в Красной Армии в годы Великой Отечественной войны.

Подготовка военных врачей длительное время прово-дилась в высших мод. учебных заведениях, выпускавших врачей-терапевтов, и в хирургических школах с непродолжительным сроком обучения, где готовили хирургов, обученных лишь искусному выполнению хирургических манипуляций.

С конца 17 - начала 18 в. в ряде государств подготовка В. в. была унифицирована и они стали обучаться внутренней медицине и хирургии. В России подготовка В. в. впервые была организована в школе для обучения лекарской науке, открытой в Москве в 1654 г. Эта школа просуществовала недолго. В 1707 г. по указу Петра 1 при Московском генеральном госпитале (ныне Главный клинический военный госпиталь им. Н. Ы. Бурденко) для подготовки В. в. была открыта Госпитальная школа. В 1733 г. были организованы еще три такие школы: при Генеральном сухопутном госпитале, Адмиралтейском генeральном госпитале (Петербург) и в Кронштадте (см. Госпитальные школы). В 1798 г. был гг открыты медико-хирургические академии в Петербурге и Москве (см. Военно-медицинская академия), студенты к-рых получали государственную стипендию и после окончания обучения были обязаны отслужить в армии 10 лет. Такая система подготовки В. в. была введена и в ряде стран Зап. Европы.

Так, в Пруссии с 1724 по 1809 г. существовала медико-хирургическая коллегия для повышения общехирургической и мед. подготовки ротных хирургов, а в 1811 г. была открыта медико-хирургическая академия. В Австрии до 1785 г. подготовка В. в. проводилась в школах при военных госпиталях, а в 1785 г. в Вене была учреждена медико-хирургическая академия.

Для Советских Вооруженных Сил проф. В. в. готовят в Военно-медицинской академии и на военно-медицинских факультетах (см. Военно-медицинский факультет). В процессе обучения в академии и на факультетах они получают необходимую специализацию и направляются в последующем для прохождения службы в войска соответствующего вида Вооруженных Сил СССР. В ВМА осуществляется также подготовка В. в. на руководящие должности специалистов лечебных и профилактических учреждений, войсковых соединений и органов управления военно-медицинской службы.

В Советских Вооруженных Силах В. в. являются ответственными организаторами медицинского обеспечения войск. Они проходят военную службу в соответствии с положением о прохождении военной службы офицерами, генералами и адмиралами Советской Армии и ВМФ и пользуются всеми льготами, предоставляемыми советским законодательством генералам и офицерам.

Воинские звания В. в. аналогичны общевойсковым с указанием рода службы (напр., майор медицинской службы). Первичное воинское звание - лейтенант медицинской службы, высшее - генерал-полковник медицинской службы. Форма одежды- общеофицерская (армейская и морская). Отличительным знаком служит медицинская эмблема (см. Эмблема медицинская), прикрепляемая к погонам или к петлицам кителя (шинели).

Библиогр.: Бекштрем А. Г. Военносанитарное дело и общественная помощь в древней Греции, Журн. М-ва народи, просвещ., № 3, с. 91, 1916; Всеармейское совещание актива медицинской службы Вооруженных Сил СССР (11 -13 апреля 1972 г.), Воен.-мед. журн., № 6, с. 3, 1972; Загоскин Н. П. Врачи и врачебное дело в старинной России, Казань, 1891; Змеев Л. Ф. Былое врачебной России, кн. 1, Спб., 1890; Л а х т и н М. Ю. Медицина и врачи в Московском государстве, с. 53, М., 1906; Розанов П. Врач военно-морской, Энциклопед, словарь воен. мед., т. 1, ст. 1028, М., 1946; Смирнов Е. И. Советские военные врачи в Отечественную войну, М., 1945; Соловьев 3. П. Вопросы военно-медицинского образования, в кн.: Воен.-сан. сб., под ред. 3 П. Соловьева и др., в. 1-2, с. 88, М., 1924; С т р а ш у н И. Д. Русский врач на войне, М., 1947; С т р а ш у н И. Д. и К р и ч e в с к и й Я. Н. Врач военный, Энциклопед, словарь воен. мед., т. 1, ст. 1005, М., 1946; Ф p e л и х Г. Военная медицина, Спб., 1888; ХмыровМ. Д. Русская военномедицинская старина (1616-1762 гг.), Воен.-мед. журн., ч. 104, кн. 1, с. 25, кн. 2, с. 71, кн. 3, с. 139, кн. 4, с. 217, 1869.

Д. Г. Кучеренко, А. И. Комаров.