День благословения. Божие благословение

Благословение как качество личности – способность иметь право разрешать, позволять сделать что-либо, давать доброе напутствие, желать счастья, удачи и благополучия.

Идёт священник по пустыне, а на встречу лев. Священник начинает молиться: — Господи, внуши этому льву христианские мысли. Лев встаёт на колени: — Боже, благослови пищу мою!

Благословение – секрет удачи и благополучия. Благословение – это сила, не дающая утратить энтузиазм в своём развитии. Проявляется оно в четырех формах, причём каждая последующая форма выше предыдущей. Самое простое благословение – словесное. Вторая форма – мысленное или ментальное благословение. Человек, глядя вслед другому человеку, который перед встречей совершил что-то доброе, подумал: — Я желаю ему счастья. Пусть у него всё будет хорошо. Эта форма благословения выше первой, ибо проявляется сдержано. В словесном благословении может сидеть гордыня, ложное эго.

Третья форма – благословение взглядом. Человек посылает теплый взгляд тому, кто сделал для него что-то доброе. Четвертая форма – это благословение на уровне ума. Вы реально человека не видите, но услышали, что он совершил доброе дело. В этом случае может пойти умственный посыл. Благословение, как по электронной почте, уходит к адресату.

Благословение – доходная статья счета благочестия. Оно необходимо нам для погашения проклятий. Есть еще телепатическое благословение, подвластное только святым. Оно посылается не кому-то лично. Святые его «генерируют» и «ретранслируют» вокруг себя для свободного пользования, как бесплатный Wi-Fi. В святых местах, в Божьих храмах свободный доступ к Wi-Fi благословений. Святые люди создали этот запас благочестия и благословений, они не озадачивались, кто их будет брать. Дождь проливает свои воды везде: и на океан, и на горы, и на поля, свободно, берите все, кому надо. Это особенный вид благословений.

Благословение проливается на человека волшебным дождем, если он умеет служить другим людям, то есть может «читать» их желания и намерения. Нужно понять другого, его переживания, проявить к нему сострадание и милосердие. Когда человек научился строить отношения с окружающими, то есть приобрел навык не выпячивать на первый план свои желания и намерения, а наоборот, прежде всего, думать о намерениях других, благословения окружающих накрывают его целительным водопадом.

Как только на счет благочестия начинают поступать «средства» от благословения, в жизни человека происходят волшебные изменения – начинает исполняться всё, что он хотел. К примеру, вы бескорыстно помогли одинокой старушке: принесли еды, помогли убраться в квартире. Она говорит: — Спасибо, доченька! Дай Бог тебе здоровья! Такое благословение может дать вам больше здоровья, чем все клиники мира вместе взятые. Женское, особенно материнское, благословение обладает невероятной силой.

Если вы сделали «добро» старушке и потом говорите: Ну, старая, благословляй меня скорее, да я и пойду уже. Это не работает. Благословение имеет силу, если идет от чистого сердца. У него абсолютно свободная природа. Благословение нельзя выбить силой, добиться под давлением, вынудить угрозой. Благословение достигается бескорыстным служением, искренней заботливостью и уважительностью к другому человеку.

Руслан Нарушевич пишет: «Когда мы помогаем людям служением достичь их желаний, они дают взамен благословения, чтобы мы исполнили наши. Но когда женщина служит всем и не заикается ни грамма о том, что ей нужно, в чем ей нужно благословение, они никогда его не получит, хотя вроде все делает правильно. Когда мужчина всем говорит, что ему нужно, но не собирается никому служить, он тоже не получит ничего. Поэтому оказывается нужны две вещи – нужно знать свои желания и уметь их адекватно выражать. И второе – уметь служить другим, чутко понимая, глубоко понимая их желания и стремления. В этом секрет и так мы на самом деле улучшаем свою судьбу. Силой благословения может быть нейтрализованы самые ужасные проклятия… Проклятье невозможно отменить. Если оно прозвучало, его уже невозможно обезвредить. Его можно только смягчить».

Благословение подразумевает право его давать. Далеко не всякий человек может дать благословение. Это качество личности, стало быть, не все поголовно им обладают. Прежде всего, нужно найти того, кто имеет чистоту и силу давать благословения и не насиловать тех, кто не может этого сделать.

Человек бессилен давать благословения, если у него нет соответствующего ресурса. Поэтому нужно найти человека квалифицированного, обладающего чистотой и благочестием, и попросить у него благословения именно в той сфере, где он специалист. Например, хороший мастер может благословить ученика. Словом, за благословением нужно обращаться к человеку с учетом его квалификации и силы. Абсурдно просить благословения на здоровье у больного, семейного счастья – у бабника и волокиты, знания – у глупца и невежды, богатства – у нищего, могущества – у хиляка, успеха — у неудачника.

Рассказывает один священник: — После богослужения подходит молодой человек и говорит: «Благословите, батюшка, завтра иду вступительные экзамены сдавать». «Бог тебя благословит», - отвечаю и осеняю его крестом. Через несколько дней встречаемся. «Как экзамен?» - спрашиваю его. «»Двойку» поставили». «Ну и слава Богу», - утешаю, как могу. «А как же благословение?» - недоуменно смотрит на меня юноша. «Ну вот поступил бы ты, куда хотел, - пытаюсь ему объяснить, - а лет через двадцать бы и понял, что не ту профессию выбрал. А Господь тебя уберег. Мы ведь отчего переживаем? Оттого, что не по-нашему выходит. Просим у Бога то, что нам сегодня кажется важным, а Он будущее зрит, бережет от неправильного выбора. Ты попросил - Он и помог. Знаешь, как святые отцы говорили? Слава Богу за все! А в России есть поговорка: не было бы счастья, да несчастье помогло». Наклонил голову мой собеседник, сложил ладошки крестом - правая поверх левой - да и просит: «Благословите, батюшка, на все хорошее».

Следующий шаг – нужно обратиться к найденному вами человеку, прославив его качества. Естественно, это нужно делать без лести, подхалимажа и лжи. Раз вы его выбрали, значит, искренне считаете, что он специалист в том, о чем вы его намереваетесь просить. Прославив его качества, нужно, проявив уважительность и смирение, рассказать, не унижаясь, о своей проблеме или о беспомощности своего положения. Завершающий этап – правильно выразить просьбу о благословении.

Есть такая притча. Один монах имел брата мирянина-бедняка и всё, что зарабатывал, отдавал ему. Но тот беднел тем больше, чем больше подавал ему монах. Видя это, монах пошёл к некоторому старцу и рассказал ему о происходящем. Старец посоветовал:

Если хочешь послушать меня, то больше не давай ему ничего, но скажи ему: «Брат! Когда у меня было, я давал тебе. Но теперь ты трудись, а что выработаешь, отдавай мне». Всё, что он ни принесёт тебе, принимай от него и передавай какому-либо страннику или нуждающемуся старцу, прося, чтобы они помолились о нём. Монах поступил по этому наставлению и когда пришёл к нему брат-мирянин, он сделал так, как было ему заповедано старцем. Мирянин ушёл от него печальный. Но вот, по прошествии некоторого времени, он приходит и приносит несколько овощей из сада. Монах, приняв их, отдал старцам, прося их, чтобы они молились за брата его. Когда они приняли это приношение, мирянин возвратился в свой дом. Немного позднее он опять принёс овощей и три хлеба, а монах, приняв их, поступил так же, как и в первый раз. Мирянин же, получив благословение, ушёл. В третий раз он уже принёс много съестного припасу, и вина, и рыбы. Монах, увидев это, удивился, и, созвав нищих, угостил их трапезою. При этом он спросил мирянина: - Не имеешь ли ты нужды в нескольких хлебах? Тот ответил ему: - Нет! Прежде, когда я брал у тебя что-либо, то оно входило как огонь в дом мой и пожирало его. Ныне же, когда не принимаю от тебя ничего, имею всё с избытком - Бог благословил меня.

Благословение – источник энтузиазма личности. Благословенный человек обладает запасами энтузиазма, поэтому именно у него нужно просить благословения. Кому придет в голову просить благословения у человека, впавшего в глубокую депрессию, олицетворяющего собой уныние, разочарование и скорбь.

Разумный человек тянется за благословением к людям – носителям энтузиазма. В какой сфере они проявляют энтузиазм, там и можно просить благословения. Вячеслав Рузов пишет: «Поэтому разумный человек у всех просит, даже, казалось бы, у подозрительных личностей, но всё равно просит. Потому что у каждого есть, чем благословить. У каждого есть в чем-нибудь энтузиазм. Конечно, лучше попросить у того, кто духовно развит. Но настоящее благословение мы можем получить от любого живого существа, если сможем терпеть его и быть ему благодарным – это настоящее благословение, тогда оно приходит автоматически. Если мы терпим кого-то и благодарны ему, благословение приходит автоматически и возникает энтузиазм… Пока мы не теряем энтузиазм – значит это благословение есть. Если мы чувствуем в себе энтузиазм, если мы смогли встать и прийти, и общаться, значит, благословление уже есть. Вот когда вы почувствуете что лень, значит, энтузиазм и благословение закончилось, надо идти и заново просить. То есть, когда лень, нужно хотя бы сходить за энтузиазмом, за новым благословением, хотя бы за ним, тогда будет всё хорошо».

Благословение дается по запросу. Можно выйти на улицу и благословить первого прохожего, но это не работает. Благословение предполагает желающего и дающего благословение. Картинка складывается, когда один желает, а другой может дать. Поэтому нужно осознать, что со стороны желающего должно быть действительно великое желание и должен быть человек, у которого есть эти благословения, и тогда он может их беспрепятственно дать.

Петр Ковалев 2014 год

Что значит «благословить»

Каждый христианин просит благословения у Бога, у епископа или священника на важные события своей жизни. Но, с другой стороны, верующие просят благословения и при обычной встрече со священнослужителем. Кроме того, понятие «благословение» присутствует в церковном богослужении. А каков библейский смысл этого слова? Попытаемся разобраться.

Благословение имеет много значений. Первое из них - приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану. Левая рука лишь поддерживает правую. Мы протягиваем обе руки из вящего уважения. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, никакой лодочки, никаких бортиков, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.

Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и когда в гражданской, не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Священником он быть не перестает, если одет не в одежду духовного покроя.

Точно так же всякий мирянин прощается со священником: просит благословения.

Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану. Если присутствуют архиерей и священники, то испросить благословения нужно только у архипастыря, а знакомых священников приветствовать легким поклоном. Согласно церковному этикету священники не преподают благословения в присутствии святителя, который и для них самих является источником благословения.

Отсекая свою волю

Второй смысл священнического благословения - это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения.

Только нужно соблюдать непременное правило. Если уж вы исполнились решимости поступить по воле Божией, раз вы ищете благословения (и это, безус­ловно, похвально), то не следует, что называется, «наводить» священника на желаемый вами ответ. По своему лукавству мы излагаем ситуацию так, что правильным будет казаться только желаемый нами ответ. И когда священник, стесненный нашими рамками, даст нам его, мы подымаем его как знамя, вещая всем его как волю Божию, а по сути - злую свою. И творим своеволие, прикрывая его священническим благословением.

Как правильно испросить благословение?

Если мы хотим взять на что-то благословение, то есть сознательно отсечь свою волю в пользу воли духовно опытного человека, священника, и поступить заведомо не как нам хочется, но как будет благословлено, указано, - тогда нужно с решимостью и надеждой на Бога обратиться к священнику, причем только к одному, не коллекционируя мнений и не выбирая. Вне зависимости от того, согласно или несогласно то, что вы услышали, с вашим собственным мнением, вам необходимо по этому благословению поступать.

Но от такого благословения нужно отличать духовный совет, когда мы, недоумевая о чем-то, советуемся с людьми духовно более опытными, выслушиваем их мнение - не как указание, благословение, а как точку зрения. В таком случае можно спросить и нескольких священников. Но не нужно лукавить в первую очередь с собой, и останьтесь честными пред Богом: если вы брали благословение, но, испугавшись неприятного, побежали потом за более мягким решением, то это, конечно, нечестно и неправильно. Если же вы искали советов и руководствовались тем из них, который сочли более разумным, то в этом нет ничего страшного.

Преподание мира

Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего…», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук - ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.

Если же священник осеняет нас священными предметами: крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся на святыню, а потом делаем поклон.

Благословен Бог!

Но задавались ли вы вопросом, отчего в молитвах, в Священном Писании встречаются такие, например, слова: «Благослови, душе моя, Господа»? Ключ к этому - в библейском, богословском значении слова. Для этого обратимся к нашему богослужению.

В конце вечерни и утрени хор поет, обращаясь к предстоятелю: «Благослови». Вслед за этим служащий священник произносит возглас: «Сый благословен Христос Бог наш…». Кстати, здесь священник называет Бога священным ветхозаветным именем Яхве - Сый - Сущий. Это же имя пишут на иконах Христа.

Преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Михаил Желтов отмечает: «Видите, как велико дерзновение в христианской религии: в Ветхом Завете первосвященник это слово произносил только раз в году, а в Новом Завете каждый батюшка в конце службы произносит это возглашение: «Сый благословен!..» У нас слово «благослови» часто ассоциируется с просьбой к священнику: «Батюшка, благословите!» И батюшка благословляет.

На самом деле если мы посмотрим святоотеческие толкования и саму Библию, то основное значение слова «благословлять» - «благословлять Бога». И хор поет: «Благослови!», а священник говорит: «Сый благословен Господь» - благословляет Господа. Здесь соблюдается эта древняя традиция: не нас благослови, поет здесь хор, а «благослови» имеется в виду Бога.

И священник благословляет: «Сый благословен Христос Бог наш», тем самым исповедуя Христа Богом. Благословение в библейском понимании этого слова - это благословение Бога. Благословляя Бога, человек вступает с Ним в особые духовные отношения, и на него переходит это благословение. Такова библейская модель. Вслед за благословением Бога Сам Бог благословляет человека.

Когда священника или епископа просят дать благословение кому-либо, это чаще всего понимают так: священнослужитель благословляет человека, и это значит, что его благословляет и Бог. На самом же деле Бог благословляет человека через то, что человек сам сначала благословляет Бога. Именно такая модель используется в Библии.

Таким образом, когда священника просят о благословении, он, осеняя крестным знамением просящего, произносит молитву, благословляя Бога, а Господь уже Сам дает благословение просящему. Или не дает - Бог свободен в Своем решении. И Он вправе не дать благословения тому, кого благословляет священнослужитель.

Дмитрий Романов

Соф 2, 3; 3, 12-13
Пс 146(145)
1 Кор 1, 26-31
Мф 5, 1-12a

Слава Иисусу Христу!

Сегодня 4 рядовое воскресенье.

Спасибо всем, кто был с нами на прошлой неделе, спасибо за это совместное приключение со словом Божиим, которые называется – Размышления на каждый день. Спасибо и тем, кто писал и тем, кто читал и тем, кто выкладывал и разным способом заботился о блоге. Всех Вас приглашаю, чтобы мы продолжали это приключение.

На новую неделю, да благословит Вас Всемогущий Бог, Оте и Сын и Дух Святой. Амин.

А это размышление на сегодня:

Дорогие братья и сестры!

Когда включаем телевизор, в основном можем увидеть чем и как живет современный мир. Видим кого и как показывают. В новостях показывают известных политиков, в рекламах видим молодых, красивых и улыбающихся людей. Часто видим людей бизнеса, искусства, известных спортсменов, людей богатых.

Именно такие люди определяют моду, имена таких людей повторяют дети в своих играх и взрослые в умных разговорах.

Это менталитет этого мира, мира в котором живем – культ богатства, славы, моды, культ тела и других земных благ. Каждый мечтает стать богатым, известным, модным.

Когда читаем сегодняшние чтения, Божие слово, как будто вопреки этому миру, его моде и менталитету, рисует нам картину блаженного – счастливого человека, человека, который нравится Богу.

Но если смотрим на эту картину из сегодняшних чтений, это совсем другая картина, чем та, которую показывают нам по телевизору.

Вот сегодня Иисус в начале нагорной проповеди повторяет слово – блаженные, а значит счастливые, и говорит, кто является таким счастливым человеком.

Блаженные – нищие духом. Мы, если много раз это слышали, уже привыкли, знаем эти слова, но если первый раз услышать такое, можно удивиться – как можно нищих назвать счастливыми людьми?

Если сравнить эти определения и те, которые нам показывают по телевизору, в СМИ, кажется, что люди, которых Иисус называет счастливыми это по нормам этого мира – никто, люди с которыми не считаются, которых не замечают или даже пренебрегают.

А именно такие люди в Божиих глазах – блаженные, счастливые, избранные Богом.

Это люди, которые будут первые в очереди за Божией наградой.

Также и св. Павел, в сегодняшнем втором чтении пишет: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых; и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничижённое и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» .

Действительно, если посмотреть на наши общины, кто приходит в храм, на Мессу, кто приходит на исповедь, на причастие, можно глядя на этих людей, повторить за св. Павлом – не много там мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. Конечно это в глазах этого мира, потому, что слово мудрый, сильный можно по-разному понимать. Эти слова, мысль св. Павла можно выразить – немного там великих, богатых, известных.

Может приходить искушение подумать, что тогда религия это утешение для слабых, для неудачников, для тех, кому в жизни не повезло. Но кому повезло, а кому не повезло решит Судья, мы в этом убедимся потом, после нашей смерти.

Но и сейчас чувствуем часто – у кого больше радости, внутреннего мира, настоящего счастья, а не всего лишь натянутой, искусственной улыбки? – у тех, кого мир считает великими или у тех, которых блаженными называет Иисус?

Немного среди нас великих, богатых, известных… Немного таких сегодня на святых Мессах. Такие люди сейчас бегают за своим мелким счастьем, пытаются заработать побольше денег, удивить толпы, догонять счастье, которое постоянно от них куда-то убегает – они не знают что счастья ищут не там, где оно есть… Бедные люди.

Очень красивые слова находим в первом чтении, в пророчестве Софонии.

«Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня. Оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне» .

В современном переводе Библии читаем эти слова: «Ищите Господа все покорные на земле, те кто законы Его исполняют! (…) ищите смирение (…) Я оставлю в тебе народ бедный и смиренный и они будут уповать на имя Господне!

Все сегодняшние слова, все чтения, подчеркивают смирение и упование на Бога.

В другом месте читаем – «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иаков 4,6).

Нас христиан должна отличать именно эта черта, это качество – смирение, кротость, покорность. А все это не как наивность, но как упование на Бога, вера, что Бог, который всегда верен своим словам, своим обещаниям, даст нам то что обещает блаженным – Царство Небесное, утешение, великую радость и награду и на земле и на небесах. Верим ли мы в это?

Иногда может приходить искушение – если уступлю, если смирюсь, то будут смеяться надо мною, окажется, что я проиграл, окажусь слабым.

На самом деле, человек смиренный, человек который умеет уступить, именно он оказывается великим и сильным, именно этот смиренный и кроткий оказывается победителем, потому, что на его стороне Бог.

В Евангелии Иисус повторяет слово – блаженные, которое можем сказать также – благословленные.

Часто люди просят их благословить, благословить их квартиру, что часто называем – освятить, но в литургии это называется благословение. Просим, чтобы благословить квартиру, место работы, благословить какие-то предметы, даже машины, благословить нас, например, на дорогу, на операцию… Просим Божьего благословения.

Также родители благословляют своих детей, это тоже красивая практика?

Что мы под этим подразумеваем?

Думаем ли мы, что Бог может на нашу просьбу ответить и так, что мы станем – нищими, плачущими, кроткими, смиренными, но за то с великим обещанием счастья, радости и Царства Небесного?

Не обязательно после благословения будет много денег, известность.

Принять благословение, это принять Божий взгляд на жизнь, Божий способ мышления, совсем другой чем то, что видим по телевизору.

Зная об этом, просим ли мы еще о Божием благословении?

о. Марэк Ящковски, Сургут

Вконтакте

Быть благословенным.
Хочу вместе с вами открыть историю священного писания. История благословения. Каждый человек на земле хочет, чтобы у него было всё хорошо. И тогда мы идём к Богу и взываем о помощи, о благословении. Я хочу представить вам тему «Быть благословенным», и как продолжение этой темы: быть благословением. Между двумя этими понятиями есть небольшая разница. Когда мы говорим «быть благословенным», это значит, кто-то нас благословил. И у нас всё хорошо.

Иногда, кто – нибудь говорит, что у тебя дом, семья, средства, машина, здоровье. Что бы ты хотел ещё? Ты благословенный человек.
А вот есть люди, которые попадая в определённую ситуацию, говорят, что вы - благословение для них. Ну, так всё было плохо, такие были проблемы! Вот вы пришли в их дом, в их жизнь, и всё изменилось. И они говорят, что вы для них благословение. Возникает вопрос: что лучше - быть благословенными, или быть благословением для кого-то? Давайте поразмышляем об этом.
В книге Бытие Бог говорит Аврааму: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение» (Быт.12:2). Заметим, что Бог говорит: Я благословлю тебя. Бог начинает с обещания благословить Авраама. Но потом Он говорит: что Авраам будет благословением.
Верно то, что без одного не бывает другого. Но как часто мы хотим быть только благословенными. Для себя.
И вот, родственники Авраама через поколение. Его внуки Иаков и Исав. Откроем двадцать седьмую главу книги Бытие. В этой главе отражена история борьбы между Исавом и Иаковом за благословения.
Но сначала уточним: благословение, или проклятие? Вспомним эту историю. С первого текста написано, что «Когда Исаак состарился, и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. Он сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру» (Быт.27:1-4). В первом тексте мы читаем, что Исаак не знает, когда он умрёт, и он решил благословить первенца.
Это знакомая нам история. Никто не знает дня своей смерти. И важно жить так, чтобы благословлять других людей. Давать благословения, чтобы дети, жена, муж, родственники наши чувствовали, что мы благословение для них.
Но только здесь была маленькая опасность, которую не смог распознать Исаак. Вот это благословение, которое он хотел дать, всё - таки в Божьем промысле предназначалось для другого сына, который не был первенцем. И это было особое благословение. Благословение священства, благословение первенства, благословение передавать веру. Но Исаак решил благословить того сына, которого он больше любил.
В нашей жизни иногда проявляется лицеприятие. К более любимому человеку мы больше расположены. Бог бы не хотел так.
Исаак даже просит Исава принести своё любимое кушанье. Он любил пищу, которую готовил Исав. Но мы знаем по жизни, что Исав не был человеком, который бы ценил это благословение, ценил бы священство, веру. Исав был больше человеком воинственным, воином, больше мирским. Ему нравилась больше земная жизнь, чем духовная. Но он хотел получить это благословение. И ещё, не зная о дне смерти своей, Исаак считал, что ему надо благословить сейчас. Он не знал, что проживёт после этого больше сорока лет. Это было несвоевременно, но он боялся.
Как-то я услышал такую мысль, что страх это тоже вера, только в плохое. Или другими словами, страх это потеря веры в Бога. Мы теряем доверие к Богу и начинаем бояться.
И вот, Исаак тоже, не зная времени своей смерти, потеряв связь с Богом, начинает делать что – то. Он хочет благословить, но не совсем Божьими путями. Давайте посмотрим, как развивается дальше эта история. Ревекка услышала, что Исаак говорил старшему сыну, и быстро позвала своего младшего сына. Сердце матери было привязано больше к меньшему, второму сыну. Она помнила слова Ангела о том, что меньший будет большим. Это было Божьим предсказанием, и этого надо было придерживаться.
Иаков соответствовал своему имени. Его имя обозначает обманщик, лукавый человек. Но по образу жизни он был больше домашним. И он ценил духовность, священство, священные истории. Увлекался земледелием. Заметим, сердце Ревекки принадлежало этому младшему сыну, и она ему предложила обмануть отца: приготовить кушанья и, назвавшись Исавом, получить благословение.
Зачастую, мы хотим доброго в семьях, мы хотим благословения. Но для нас родителей, для взрослых эта история предостережения, чтобы не принести в семью проклятия.
Мы знаем, чем обернулась эта история. Обманом. Вроде бы она начиналась с желания благословить. Исаак хотел благословить. Но закончилась она ссорой, проклятием, обманом, враждебностью двух братьев.
Как много зависит от родителей! Мы можем создать в нашей семье атмосферу и благословений, а, может быть, и атмосферу проклятия. Если мы с Господом, если мы с добрыми искренними чувствами, то наши дети почувствуют эту атмосферу. Но, если мы придём не с теми мыслями, в наш с вами дом зайдёт этот дух. Только вот Божий, или сатанинский? В недобром дети тоже послушны родителям. В добром они, послушны, но меньше.
Дети очень быстро усваивают уроки ссоры, непониманий, неуступчивости. Так было и здесь. Иаков боялся, что отец его узнает и проклянёт. Но мама убедила, что в этом случае, проклятие ляжет на неё. И она начала учить сына, как нужно поступить: обмотать руки шерстью, чтоб были похожи на руки Исава, надеть одежду Исава. Всё нужно сделать, чтоб отец принял младшего сына за старшего. Она учила его обманывать, хотя он и раньше прекрасно это умел. Достаточно вспомнить, как он поступил с братом, когда за чечевицу купил первородство. Да, это были уже не совсем братские отношения. И, вот уже переодетый Иаков подходит к своему отцу. На вопрос отца Исав ли он Иаков всё же утвердительно отвечает, Но Исаак слышит, что это голос Иакова. А руки Исава. И он сомневается, не доверяет. И решает устроить ещё одно испытание. Он просит сына подойти поближе, чтоб поцеловать его. И, почувствовав запах одежды Исава, Исаак поверил, что это не обман, и благословил Сына. Благословение, за которое они так боролись, которое так жаждал получить Иаков, было получено путём обмана. « Отец его, сказал ему: подойди, поцелуй меня, сын мой» (Быт. 27:26). В Библии очень подробно описан этот очень важный момент в жизни Иакова - момент получения отцовского благословения: « Он подошел и поцеловал его. И ощутил [Исаак] запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны!» (Быт.27:26-29). Заметим, что это одностороннее благословение: чтобы у тебя, сынок, всё было хорошо; чтобы тебе всё было; чтобы братья тебе служили. И кто тебя будет благословлять, тому будет хорошо, а кто будет проклинать, тому будет плохо. С одной стороны, это чуть- чуть правильно, а с другой стороны, Аврааму Бог сказал, что благословив, сделает его благословением. Что поделаешь, здесь мы видим благословение в одностороннем таком направлении. Конечно, Иаков хотел, чтобы всё было для него, чтобы ни в чём не нуждаться.
Мы все знаем дальнейшую историю Иакова. Давайте зададимся вопросом: исполнилось ли это благословение? Например: да послужат тебе все племена. Последующие двадцать лет не ему служили, а он служил. Да поклонятся тебе братья. За эти двадцать лет Исав не поклонился ему. А через двадцать лет Исав вышел к нему воинственно, а Иаков, приветствуя его, сказал: идёт брат твой, раб твой. И он говорит Лавану, что тот десять раз менял награду его, не давал ему. Иаков томился от стужи. Иаков был обманут Лаваном с женитьбой. И он говорит Лавану, что, если бы не Божья воля, тот у него всё бы забрал. Двадцать лет рабского труда, двадцать лет скитания. Но, ведь он, же благословлён?
Я хотел бы найти настоящее благословение.
Только спустя двадцать лет Иаков получил настоящее благословение! И это было благословение, которое он так жаждал. « И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт.32:24-28). Так, почему же Иаков повторно просил благословение? Да потому, что он чувствовал, что что-то не так, чувствовал, что благословения нет, потому что оно было украдено. Что-то было не так, чего-то не хватало. И он умоляет Бога об одном: его ждёт брат. Он не знает, как сложатся их отношения. Брат может убить его и семью, заберёт скот. Он не просил Бога дать ему мира с братом, успокоить Исава, сохранить жизни его семьи. Он не просит всего этого. Он чувствует, что все его беды, оттого, что он не благословлён по настоящему, от Бога. Украденное благословение не принесло ему пользы. Его мучают сомнения о собственной жизни. А сатана говорит ему, что это оттого, что он себя так ведёт.
Сатана всегда нас мучает воспоминаниями о прошлом, когда есть нераскаянный грех. Когда в нашей жизни была история, в которой мы, может быть, не раскаялись до конца. Не развязали все узлы.
Теперь Иаков хочет положить этому конец. Он говорит: Господи! Он понимает, с кем борется. И он умоляет о благословении. В другом месте, в Новом Завете, сказано, что он со слезами умолял.
Я так думаю, что мы тоже хотим иметь благословения в нашей жизни.
И после того, как Бог его благословил, Иаков понял, что жизнь его двигалась не в том направлении. И это потому, что он хотел взять сам, любой ценой добиться. Но он понял, что нужно жить по- другому. Когда его Бог благословил вот здесь, поменял его имя, он уже не боялся, что что-то потеряет, не боялся за свою жизнь. Нет! Всё изменилось. Как только он получил благословение. Он не боялся теперь быть благословением. Исав, которого он боялся, считая, что тот придёт и убьёт его, побежал навстречу ему, обнимал, целовал его, и оба они плакали. И эта история закончилась совершенно иначе, чем ожидали люди.
Вы задумывались над вопросом, благословлены ли вы Богом? Как это узнать?
Давайте посмотрим на жизнь Христа. Был ли благословлён Христос? Встречали ли вы где-то историю, чтобы кто-то Христа благословлял? Или только Он благословлял? Да, в детстве, оказывается, Христа брал на руки старец Симеон. Мы читаем эту историю в Евангелии от Луки. Там, правда, написано, что он благословил всю семью. Но он взял на руки младенца Христа. В Луки 2: 34, 35 написано: « И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение»- то есть, он благословил их всех. Я бы сказал, что Христос тоже был благословлён.
Священник, тоже брал Его на руки. Но там он совершил законный обряд, и это тоже было благословение.
Симеон же, так особенно сказал, и это было благословение необычное: «Он лежит сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец». Он благословил, призывал имя Господа.
А помните, Мария пришла к своей сестре Елизавете? И сестра благословила Марию и плод чрева её. Да, Христос тоже был благословлён.
И всю свою жизнь Христос был благословением для людей.
Христос благословлял детей. Я хотел бы остановиться на том, как Христос благословлял детей. Чтобы знать, как нам быть с благословением. «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев [то], Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мар.10:13-16). Вот это очень важный момент в жизни Христа.
Зачастую, я размышляю, как мне быть благословением для других. Могу сказать какие-то слова. Можно помолиться. Это важно, но недостаточно. Ребёнок почувствует, что вы любите его, если вы обнимете его, поцелуете, не будете кричать. Благословением являются не только родители, говорящие о Боге, читающие Святые книги. Благословением являются также родители, умеющие проявить ласку, которые умеют мирно говорить кротким тихим голосом, не ссорящиеся, заботливые.
Подумайте, что Бог делает для нас. Он просто, говорит нам много слов, или постоянно нас одаривает? Вы чувствуете Его благословения, что Он просто говорит, или это какое-то дело, то есть, у вас что-то хорошо получилось? Защита Божия, какой-то опыт. Мы должны быть благословением в поступках, в отношениях.
Иаков слишком долго думал, что благословение это что-то на тебя произнесённое, и ты потом живёшь для себя, и ты ничего не делаешь, и ты такой благословенный!
А Бог хочет, чтобы, если мы благословлены Им, если Он нам что-то дал, в чём-то нам помог, если нам действительно хорошо с Ним, если мы действительно знаем, это спасение, чтоб мы этим делились. Чтоб это проявлялось в наших словах, наших делах, нашей улыбке, приветливости. Чтобы соседи чувствовали, что здесь живёт благословенный человек. А соседи могут это почувствовать хорошим отношением. Как вы убираете лестничную площадку, а иногда, как несёте их сумки на этаж. Соседям нравится ваше внимание к ним. Вот, что значит быть благословением. Зачастую мы думаем, что можем молиться обо всём мире. Мои дети иногда в молитве просят благословения всем, кому плохо. Я спрашиваю: а как Бог может благословить всех, кому плохо? Через вас. Увидела, там что-то с ребёнком. Ну, это ж твой друг, тебе легче ему что-то сказать. Подойди, что-то сделай, скажи. Такое у нас бывает. Сказать мы можем, но как важно сделать.
Я смотрю на Христа. Он был благословением. Да, Он говорил. Он молился, возложив руки, но Он их обнимал. В книге «Желание веков» написано, что многие из этих детей, позднее, когда Нерон устроил гонения и бросал этих детей в амфитеатры, отдали за Него жизни. Они вспоминали, что Он их любил, благословлял, обнимал. И они за Него отдали жизнь. Они это помнили.
И ещё на одно место благословения хотелось бы обратить внимание. Вообще-то, это необычное место. В евангелии от Луки израильтяне его называют проклятием. «Проклят всякий висящий на древе». Если человека распяли, он не благословлён. Он проклят. Евреи ценят, когда ты похоронен, и когда с твоей могилой веками ничего не происходит. А распятых, обычно, не хоронили в могилах. Их бросали в общую яму, где они были без имени, без гробницы, без почестей. Они просто были туда брошены и зарыты.
Иисус висел на кресте. «И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий» (Лук.23:35). А Иисус молился о них: « Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лук.23:34). Но они думали, что Он проклят, отвержен Богом. И они говорили, что если Он угоден Богу, пусть Бог Его спасёт. Если Он Царь Израиля, пусть сойдёт со креста, и они уверуют в Него. Но он продолжал висеть.
Благословен ли, или проклят был Иисус на кресте? Скажу вам, что на кресте Он был благословением для нас, но взял Он проклятие наших грехов. Об этом написано в книге пророка Исайи. Потому что, сказано там, наказание мира нашего было на Нём. « Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни;»(Ис.53:4); «наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились»(Ис.53:5). Написано, что Он стал для нас проклятием, грехом. Он висел на кресте, даря нам благословение, заняв наше место. Он был для нас реальным благословением. Это же мы должны были висеть там! Но Он пошёл и занял вместо нас это позорное место.
Это всё равно, что работать бесплатно во внеурочное время вместо кого-то.
Он вместо нас занял это место. Он умер за нас.
Точно так было во время войны, когда кто-то шёл в бой вместо другого, у которого есть семья. Или, когда десятого должны были расстрелять, и он становился на десятое место.
Быть благословением, это реально что-то сделать. Занять чьё-то место.
И Христос был первый, кто умер второй смертью. Умер смертью за грех. Умер смертью разделения с Богом - Отцом, когда отнял Он руки от Сына. Такой смертью никто не умирал. Такой смерть первым должен был умереть согрешивший Архангел-Люцифер – ангел помазанный. Сатана должен был умереть. Но Бог сказал: нет. Потом Адам с Евой должны были умереть. Но Бог снова сказал: нет, Он сказал, что будет благословением для нас, Он возьмёт наше проклятие.
На кресте рядом висел разбойник. И он увидел Христа, увидел в Нём Господа, увидел Царя. И он был первым, кто получил особо благословение.
Вспомните, кому на земле Христос пообещал быть на небесах, кроме разбойника? Иуде - но Иуда его потерял. Вот так прямо: ты Пётр, ты будешь со мною в раю. Он сказал, что вы сядете, но Иуда всё равно его потерял. Он говорил о двенадцати престолах условно: если останетесь верными.
Но этому разбойнику, в данном случае Он сказал: ты будешь. Он умирал, но видел сердце разбойника. Подумайте, разбойнику быть на кресте - благословение, или проклятие? Люди отправили его на крест. Он заслужил наказание: грабил, убивал. Это не благословение. Благословение, если бы его не поймали. Если бы он избежал этой ситуации. Но в вечности он скажет: какое было благословение, что я оказался распятым рядом со Христом! Он мог бы быть распятым в другом бы месте, его могли бы убить в другом месте. Он мог бы вообще убежать и умереть сам в богатстве, но во грехах. Какое это было благословение для разбойника – быть распятым рядом со Христом. И Христос взял его проклятие. Он не снял его с креста, Он оставил его. Но Он подарил ему вечную жизнь.
Христос любил быть благословением. Он любил забирать трудности, проклятия других людей, всё, что связано с грехами нашими. И Он их не упрекал тем, что они висели на кресте.
Как важно для нас, помогая другому человеку даже, если он виновен в чём-то, и у него какие-то проблемы, как важно в этот момент послужить ему.
Однажды я ехал в свою церковь на частной машине. Меня подвозил какой-то молодой человек. Обычная плата за это пять гривен. В автобусе три гривны, а у частников пять. Но молодой человек попросил десять гривен - ему очень нужны были деньги. Он мчался на большой скорости. И вот мы догоняем автобус. А у меня был друг - мы с ним одногодки. И он тоже вот так ездил. И перед самым автобусом он любил повернуть- показать, как он умеет ездить. И вот я ему рассказал о своём друге. О том, что он тоже любил быстро ездить, но его уже нет. И тогда я подумал о том, как бы быть ему благословением. Ему нужны деньги, жизнь хорошая. Мы заговорили с ним о наркотиках, и он говорит: да, Иловайск хорошее место для наркотиков. Я не знаю, чем он занимается этот молодой человек. Но мне захотелось быть ему благословением, чтобы забрать эту жизнь, которая приведёт его к смерти. Я рассказал ему о Боге, мы с ним пообщались, я подарил ему книгу. Я не знаю, как он будет дальше жить. Но знаю одно, что этому миру мы нужны, как благословения. Этот мир идёт к своему концу. Эти люди тоже идут к проклятию. Они его берут. Иногда пьют полную чашу. Иногда думают, что это всё.
Разбойник тоже брал всё. Но Христос видел, как важно поменяться. Как важно дать ему от Своей жизни, а забрать наказание.
И нам важно не уйти от этого мира. Христос нас как соль поместил в этот мир. Он Сам часто был среди разных людей. А на кресте оказался между разбойниками. Он и нас поместил среди этих людей. И Он говорит нам: я хочу тебя благословить, моё дитя, чтобы ты был им благословением.
Я всегда учусь у Христа быть благословением. Есть ли кто-то среди вас, кого Бог не благословил? Вы обижены на Бога? Вы хотели, может быть, упрекнуть Бога в том, что Бог вам чего-то не дал? Или вы чувствуете, что Бог вас, всё - таки благословляет? Не хотели ли вы быть благословением? Скажите Богу, что сегодня вы хотите быть благословением для семьи, для ребёнка, для соседей. Для мамы и папы, братика, или сестрички. Для тех, с кем работаете. И Бог даст вам это счастье. Вы будете счастливы, что послужите кому-то. Этот человек по- другому посмотрит на вас, на жизнь. Чуть-чуть заберите его греха, побудьте с ним. Уберите из его души мрак, скажите, что вы знаете, что это такое. Мы все прошли историю греха. И скажите, что у вас теперь другое отношение, что теперь вы знаете что-то другое. Скажите ему, что хотите, чтобы с ним произошло так, как сказал Христос: ты будешь со мной в раю. Я благодарю Бога за то, что Он забрал проклятия моей жизни. Не всегда людям было хорошо рядом со мной. Не всегда моей семье, может быть, было хорошо рядом со мной. И я опять, помолившись, хочу сказать: Господи, забери мои проклятья. Своими грехами я причинял боль своим близким. Я причинял боль Богу. Но теперь я хочу, чтобы Он забрал эти проклятья, и сделал меня благословением.

М ы говорим о благословении, просим благословения в молитвах, читаем о благословении в Библии, а вы когда-нибудь задумывались над тем, что это на самом деле означает? Когда все идет хорошо, в правильном направлении? Процветание – здоровье, богатство, и еще много чего? Божье благоволение? Что же именно это такое? Мы можем легко согласиться, что это нечто очень позитивное, но, когда мы стараемся закрепить за понятием благословение какое-то определение, оно вдруг кажется поразительно сомнительным. Будучи верующими, мы все время говорим о благословении, но может ли такое быть, что мы не знаем точно, о чем мы говорим?

В первый раз мы сталкиваемся с благословением в Библии, в самой первой главе, и это помогает нам понять суть этой удивительной тайны;

И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. (Бытие 1:22)

Это место Писания согласуется с идеей процветания — плодотворности и умножения. Затем мы видим в стихе 28:

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

Бог благословляет творения, а затем он благословляет Адама и Еву. Но благословение это немного иное… Да, в благословении есть плодотворность и умножение, но также разрешение и власть, подчинять и владычествовать над творениями. В самом конце процесса творения Бог создает Шабат. В Еврейской Библии это тоже первая глава, потому что это является частью творения. И Бог благословляет Шабат:

И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. (Бытие 2:3)

Итак, что же является благословением сейчас? Отчасти здесь разрушается модель благословения как приумножения и плодотворности – что же это значит, что Бог «благословляет» Шабат? Он благословляет его и делает его святым, поскольку Он свят. Это Его особый день покоя, отражающий то, как сам Бог отдыхал после созидательной работы.

Определение благословения

Мой друг Филипп Литл, замечательный библейский учитель, определяет благословение таким образом:

В своей основе, благословение – это Богом данная сила для того, чтобы что-то или кто-то делал то, для чего они были созданы и предназначены. Творения должны были наполнять землю и размножаться — поэтому Бог дал им Свое благословение — Свою силу — чтобы делать это. Человеческие существа также должны были размножаться численно, но и заботиться об остальной части творения. Им также дана была сила осуществлять это. Когда дело доходит до Шабата, Бог наделяет его Своей силой всецело быть тем днём, которым он предназначен быть – святой день покоя и единения с Богом.

А что относительно того, когда мы благословляем Бога?

Когда мы благословляем Бога (а каждое еврейское благословение прежде всего благословляет Бога — БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОhЕЙНУ МЕЛЕХ hАОЛАМ – Благословен ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной), мы просто признаем Его полноправным и единственным источником всякого благословения. Благодаря Его силе у нас есть все, что мы имеем, и кем мы являемся.

А как насчет благословения других?

Когда мы благословляем других во имя Бога, мы фактически молимся о том, чтобы Бог послал свое благословение на них. Когда мы благословляем кого-то, мы просим Бога о Его совершенной воле и намерениях в жизни этого человека. Это также признание того, что мы не можем сделать это без Его силы. Это не только вопрос желания, но вопрос сотворения – делать наилучшим образом то, для чего мы были созданы и предназначены. Он говорит нам, что делать в Своем Слове, а Его благословение есть данная нам Его сила, чтобы это совершить. Он дает нам Свои повеления, и Он единственный, кто дает нам способность быть результативными, повинуясь им.

Помните, откуда приходит благословение

Мы видим эту закономерность повеления и благословения очень ясно во Второзаконии 8:

«Все заповеди, которые я заповедую вам сегодня, старайтесь исполнять, дабы вы были живы и размножились, и пошли и завладели землею, которую с клятвою обещал Господь отцам вашим. И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет… Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую… И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе.»

Таким образом, Бог дает повеление и благословение, и предостерегает Израиль от забвения того, откуда пришло благословение:

«Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего, не соблюдая заповедей Его, и законов Его, и постановлений Его, которые сегодня заповедую тебе. Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие домы и будешь жить в них, и когда будет у тебя много крупного и мелкого скота, и будет много серебра и золота, и всего у тебя будет много, то смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего… и чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие»,но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим.»

Именно Бог является тем, кто дает нам способность и силу быть плодотворными и успешными, и необходимо убедиться в том, что мы сохраняем это в своем разуме. Определенно, что не наша упорная работа и удачный случай, а Божье благословение снарядило нас всем необходимым, чтобы оказаться в той точке успеха, в которой мы сейчас находимся.

Подписывайтесь:

Кроме того, в этом отрывке мы видим, что понятие умножения повторяется еще несколько раз. Это важная часть благословения. Всё, что приходит от Бога, всегда будет расти и увеличиваться. Мы прослеживаем это в умножении семей, отар, стад и имущества. Здесь рассматривается благословение во взаимоотношениях, а также экономический аспект благословения. Особое внимание также уделяется благословению всего общества, и это очень важно помнить. Нам даются благословения не для того, чтобы мы их накапливали для себя – прежде всего мы должны почтить и благословить Бога, источник всякого благословения; во-вторых не забывать быть послушными Его повелениям, и Его сила дает нам всё, что для этого нужно, а также передавать Его благословения другим.

Бог обещал, что через Авраама все народы на земле будут благословлены. Он был благословлён, чтобы стать благословением, так как народ Израиля выполнил то, что Бог всегда хотел через этот народ осуществить – принести свет всем нациям благодаря рождению Мессии. В свою очередь, Он предназначил в ответ на Его проявленную милость ко всем народам быть благословением для еврейского народа, также возвращая им Божье милосердие. А что Бог подразумевал, говоря о том, чем будет возвращение Израиля к Нему? Его народ раскроет себя, как еще более великое богатство для всего мира! (Рим. 11:12) И мы очень рады, что вы присоединяетесь к благословению народа Израиля!