Модернизированная самоходная противотанковая пушка "Спрут-СДМ1". Самоходная противотанковая пушка «Спрут-СД Испытания и принятие на вооружение

Машиностроительно-индустриальная группа «Концерн «Тракторные заводы» в экспозиции Международного военно-технического форума "Армия-2015" в подмосковной Кубинке впервые публично представила первый опытный образец 125-мм самоходной авиадесантируемой противотанковой пушки 2С25М "Спрут-СДМ1", являющейся глубокой модернизацией системы 2С25 "Спрут-СД" ("Объект 952"), разработанной КБ Волгоградского тракторного завода и выпущенной в 2005-2010 годах на этом предприятии в небольших количествах для Воздушно-десантных войск России.

Первый

В отличие от 2С25 "Спрут-СД", использовавшей ходовую часть, близкую к БМД-3/БМД-4, новая САУ 2С25М "Спрут-СДМ1" по узлам и деталям ходовой части, а также по моторно-трансмиссионному отделению (с дизельным двигателем УТД-29) унифицирована с боевой машиной десанта БМД-4М, начатой серийным производством на ОАО "Курганский машиностроительный завод" (входящем в Концерн «Тракторные заводы»). На "Спрут-СДМ1" установлена современная система управления огнем, примерно аналогичная применяемой на танке Т-90М (Т-90СМ) и включающая панорамный круглосуточный прицел командира «Соколиный глаз» и новый прицел наводчика-оператора с тепловизионным каналом. Прицелы оборудованы автоматом сопровождения цели. Также сообщается, что "м ашина оснащена программно-техническим комплексом, который позволяет интегрировать машину в единую систему тактическим управлением звеном".

Кроме того на "Спрут-СДМ1" установлен аналогичный используемому на танке Т-90М (Т-90СМ) дистанционно-управляемый боевой модуль с 7,62-мм пулемётом с боекомплектом в 1000 выстрелов.

Представитель Концерна «Тракторные заводы » заявлял, что серийное производство 2С25М "Спрут-СДМ1" для ВДВ планируется начать в 2018 году.



Первый опытный образец 125-мм самоходной авиадесантируемой противотанковой пушки 2С25М "Спрут-СДМ1" разработки Машиностроительно-индустриальной группы «Концерн «Тракторные заводы». Кубинка, 19.06.2015 (с) bmpd

Мечта каждого командующего ВДВ - иметь в арсенале войск вооружение, способное поддержать огнем десант непосредственно на месте высадки, отразить атаку неприятеля и самим развить наступление. Долгое время основным средством огневой поддержки у десантников была БМД-1 (с 1969 года), а ранее парашютно-десантные части были в основном вооружены только стрелковым оружием и гранатометами.

Верная и надежная «Нона»

Прорывным можно назвать начало серийного производства в 1981 году 120-мм дивизионно-полковой авиадесантной самоходной артиллерийско-минометной установки 2С9 «Нона-С». С ее появлением на вооружении ВДВ значительно расширили свои боевые возможности: новое орудие могло вести огонь как прямой наводкой, так и по навесной траектории.

«Нона» прекрасно зарекомендовала себя во время боевых действий в Афганистане, где активно использовалась в качестве средства огневой поддержки десантно-штурмовых и воздушно-десантных подразделений. И если, скажем, десантные войска во время афганской кампании пересели с БМД на БМП, имевших больший технический ресурс, то «Нона» осталась в боевом строю. Использовалась эта САУ в боевых действиях на территории Чечни, Дагестана, а также во время миротворческой миссии ООН в Боснии и Герцеговине (без боевого применения), в которой была задействована российская отдельная воздушно-десантная бригада.

Несмотря на выявленные недостатки в виде быстрого износа ходовой части и ограниченных углов горизонтального наведения, эти орудия хорошо себя зарекомендовали и подтвердили перспективность использования 120-мм нарезных универсальных систем.

С течением времени для ВДВ потребовалось более мощное артиллерийское орудие, способное, в частности, уничтожать на поле боя танки противника. И здесь, конечно, калибр имел значение. Для решения новых задач подходило 125-мм орудие 2С25 САУ «Спрут-СД» (СД - самоходное десантируемое). Эта самоходка на поле боя представляла собой реальную силу. Сыграло свою роль и то, что для стрельбы могли использоваться штатные танковые снаряды, уже имеющиеся на вооружении нашей армии. При убойной силе, способной разнести в хлам как танки противника, так и его оборонительные сооружения, «Спрут» имел сравнительно малые габариты и вес всего 18 тонн (для сравнения: танк весит от 40 до 70 тонн), что позволяло осуществлять его парашютное десантирование.

Сразу не получилось

Но у «Спрута-СД» оказалась непростая судьба. Эта бронированная артиллерийская система разрабатывалась еще с середины 80-х годов прошлого столетия, но в силу ряда причин была принята на вооружение только в 2006-м. Серийное производство велось с 2005 по 2010 год, после чего было принято решение приостановить сборку до появления проекта модернизированной самоходки.

«Проблема любой боевой техники, предназначенной для доставки в заданный район парашютным способом, заключается именно в ограничении ее веса, - рассказал корреспонденту еженедельника "Звезда" генерал-полковник Георгий Шпак, командовавший ВДВ России в 1996 - 2003 годах. - Условно говоря, танк с парашютом не сбросишь, равно как и самоходные артиллерийские установки 122-мм и 152-мм, стоящие на вооружении Сухопутных войск. Тут никакая многокупольная или парашютно-реактивная система не выдержит. При этом необходима достаточно мощная колесная база, позволяющая вести огонь из самоходной установки. Когда испытывали "Нону", то ходовую часть использовали от бронетранспортера БТР-Д с увеличенным количеством катков, при этом стрельба велась с уменьшенным клиренсом, когда бронированное днище практически соприкасалось с землей и амортизировало отдачу выстрела. Собственно, такая конструкция и оказалась наиболее удачной при создании артиллерийских систем, предназначенных для десантных войск».

«Реанимировать» самоходное орудие «Спрут» решил нынешний командующий ВДВ генерал-полковник Андрей Сердюков. Нельзя сказать, что модернизация этой установки лежала под сукном. Нет, конструкторы занимались доработкой, как по ходовой части, так и по вооружению, так что запрос военных не застал предприятия «оборонки» врасплох. Поэтому ожидается, что Воздушно-десантные войска получат обновленное самоходное орудие уже в 2018 году. САУ получила условное обозначение 2С25М «Спрут-СДМ1».

Высокая мобильность плюс огневая мощь

Основным требованием к новой САУ было повышение боевых характеристик за счет применения нового оборудования. В первую очередь - прицельных устройств и средств управления огнем. Это сделано. Что еще немаловажно: шасси самоходки унифицировано с другой бронетехникой десантных войск. Базой для нее послужила боевая машина десанта БМД-4М с семью опорными катками малого диаметра, с индивидуальной торсионной подвеской и гидроамортизаторами на каждом борту. Сохранена и возможность изменения клиренса, что необходимо как для ведения огня, так и десантирования самоходного орудия.

Одним из главных достоинств «Спрута», из-за чего он получил название «истребитель танков», считается его огневая мощь. Она такая же, как у танков Т-72 и Т-90. По сути, 125 мм - это орудие главного калибра для ВДВ, по крайней мере, из того, что способно десантироваться парашютным способом

Новая САУ способна использовать различные виды боеприпасов - осколочно-фугасные, бронебойные подкалиберные и тандемные кумулятивные. Снаряды пробивают до 770 мм брони, даже под динамической защитой. Плюс в боекомплекте имеются управляемые противотанковые ракеты.

«Спрут-СДМ1» получил и новый дизельный двигатель УТД-29 мощностью в 500 л.с. (предшественник обладал 450 «лошадками»). Это скажется на подвижности боевой машины и увеличит ее моторесурс. Скорость самоходки составит 70 км/ч по шоссе и грунтовой поверхности, на плаву машина сможет передвигаться со скоростью 7 км/ч, что позволит форсировать достаточно большие водные преграды. Подверглось модернизации и боевое отделение САУ, где установлена новая система управления огнем, в том числе с комбинированными прицелами с телевизионным и тепловизионными каналами, которые позволяют вести огонь в любое время суток и в любых погодных условиях. Для эффективности стрельбы предусмотрен и автомат сопровождения целей, который существенно повышает общие боевые характеристики самоходки.

В состав нового радиоэлектронного оборудования включены средства связи, интегрированные в единую систему управления тактического звена. Экипаж будет постоянно информирован не только о местоположении соседних машин, но и «видеть», по каким целям они работают. При необходимости САУ смогут переносить огонь по новым целям, которые они еще не успели зафиксировать, но их уже засекли соседи или с командного пункта. Стрельба при этом может осуществляться как штатным боеприпасом, так и управляемыми ракетами нескольких типов, которые запускаются из ствола основного орудия.

Не претерпел изменения разве что калибр орудия самоходки - он по-прежнему будет 125 мм. Оно устанавливается на стабилизированной системе и может наводиться в горизонтальной плоскости. При этом углы возвышения меняются в пределах от минус 5 до плюс 15 градусов - по «воробьям» (высоколетящим целям), конечно, стрелять не получится, но возвышенности окажутся в зоне поражения. Орудие оснащено автоматом заряжания, который самостоятельно подает в камору боеприпасы раздельного заряжания требуемого типа. При относительно небольших габаритах «Спрут-СДМ1» способен вместить 40 снарядов различных типов, которые находятся на борту в момент десантирования и готовы к использованию, как только экипаж займет свои места.

Усилено на САУ и пулеметное вооружение. К спаренному с орудием ПКТ калибра 7,62 мм добавлен еще один пулемет. Он смонтирован на дистанционно управляемом боевом модуле - стрельбу из него можно вести, не высовываясь из люка. Модуль будет установлен в кормовой части и его предназначение сводится к обеспечению безопасности с тыла, что весьма актуально при ведении боя в глубине обороны противника.

Еще один плюс обновленной самоходки заключается в такой «мелочи», как возможность перевозить на броне десантников, что бывает актуальным при коротком марше к боевым позициям.

В ВДВ уже успели оценить боевые качества «Спрут-СДМ1» на показательных стрельбах в учебном центре под Псковом и теперь ждут поставок САУ в войска. Ожидается, что они начнутся уже в ближайшее время.

2С25 «Спрут-СД» («объект 952») - российская самоходная противотанковая пушка (СПТП), которая относится к категории САУ. Она представляет собой легкую авиадесантируемую плавающую машину, основное назначение которой - уничтожение бронированных подвижных целей. Машина может использоваться для уничтожения оборонительных сооружений и опорных пунктов, также для осуществления огневой поддержки десантируемых подразделений морской пехоты и ВДВ в любое время суток.

В качестве шасси для «Спрута-СД» использована удлиненная на два катка база БМД-3, оборудованная гидро-пневматическим шасси новой конструкции. СПТП способна самостоятельно десантироваться с грузовых кораблей, вести огонь на плаву и возвращаться обратно на десантное судно.

У БМ классическая компоновка. В передней части машины находится отделение управления, далее идет боевое отделение с орудийной башней, моторно-трансмиссионное отделение размещено в кормовой части. При совершении марша наводчик располагается слева от механика-водителя, а командир - справа.

У каждого из трех членов экипажа есть индивидуальные приборы наблюдения, которые функционируют в режиме «день - ночь». Новая СУО на СПТП состоит из прицельного комплекса наводчика, комбинированного прицела командира, стабилизированного в двух плоскостях и совмещенного с лазерным дальномером, комплекта для наведения УР, входящих в комплекс 9К119М, комплекта из нескольких датчиков, обеспечивающих автоматический ввод поправок в другую аппаратуру СПТП.

СУО, смонтированная на рабочем месте командира, полностью автоматизирована и обеспечивает ему круговое наблюдение за местностью, стабилизируя транслируемое изображение в двух плоскостях, поиск целей и выдачу целеуказаний с использованием оптической системы прицела командира. В проекте 2С25 решена задача совмещения в командирском прицеле двух функций: пуск и управление УР, организация прицельной стрельбы артиллерийскими выстрелами.

Для повышения надежности баллистический вычислитель, установленный в приборном комплексе наводчика, дублирован. Резервное управление предусмотрено также для автомата заряжания пушки (управление приводами наведения и автономным включением). Все это позволяет оперативно передавать управление комплексом командиру или наводчику.

Ходовая часть и силовая установка СПТП во много идентичны прототипу («объект 934»). Двигатель - многотопливный дизель. Есть коробка отбора мощности для двух водометных движителей. Автоматическая коробка переменных передач имеет по пять передач для переднего и заднего хода. Гидропневматика, индивидуальная для каждого трака, в течение нескольких секунд позволяет изменять клиренс «Спрут-СД», а конструкция подвески придает пушке высокую плавность хода и проходимость.

Для повышения плавучести конструкции СПТП оснащена опорными катками, имеющими замкнутые воздушные камеры, помпами для откачивания воды. Машина обладает достаточно высокими мореходными качествами, способна эффективно действовать на плаву. Например, при волнении силой в 3 балла «Спрут-СД» может вести прицельный огонь в переднем секторе обстрела (±35°). В штатный комплект пушки также входят система коллективной защиты от ОМП и несколько комплектов приборов ночного видения.

Конструкция и массогабаритные характеристики СПТП позволяют доставлять ее в район боевых действий как самолетами военно-транспортной авиации, так и десантными кораблями. Ее можно десантировать парашютным способом (без экипажа и вместе с ним). Машина способна самостоятельно преодолевать водные преграды без предварительной подготовки к их форсированию.

Применяемые для стрельбы артиллерийские снаряды после выстрела могут наводиться на цель по лазерному лучу с использованием прицела командира. Данные о цели в режиме реального времени формируются лазерным дальномером наводчика и поступают в баллистический вычислитель. Основное оружие СПТП - гладкоствольная танковая пушка, прототипом которой была пушка 2А46, используемая для вооружения основных боевых танков России. Так как шасси СПТП гораздо легче танкового, в конструкцию пушки внесли ряд серьезных изменений. Был установлен эжектор, новое противооткатное устройство, термоизоляционный кожух. Дульный тормоз отсутствует. Пушка конструктивно стабилизирована в двух плоскостях и предназначена для ведения огня любыми типами боеприпасов калибра 125 мм, относящихся к выстрелам с раздельно-гильзовым заряжанием. Наводимые по лазерному лучу снаряды способны поражать бронированные объекты на дальностях до 4 км. Максимальная скорострельность составляет 7 выстр./мин. Пушка заряжается с использованием горизонтального автомата заряжания, который установлен за артиллерийской башней. Автомат оснащается 22 артиллерийскими выстрелами, полностью готовыми к немедленному использованию. При отказе автомата пушку можно заряжать вручную. С пушкой спарен пулемет ПКТ (вспомогательное оружие СПТП). Для защиты используется устройство пуска дымовых гранат.

Конвейер автомата заряжания вращается вокруг вертикальной оси. Он смонтирован в нижней части боевого отделения. Это позволяет членам экипажа СПТП перемещаться из первого во второе отделение и обратно вдоль бортов. «Спрут-СД» оснащен системой принудительной вентиляции рабочих мест экипажа и казенника пушки.

Характеристики:

  • Боевая масса, т: 18;
  • Компоновочная схема: классическая;
  • Экипаж, чел.: 3;
  • Длина корпуса, мм: 7085;
  • Длина с пушкой вперед, мм: 9770;
  • Ширина корпуса, мм: 3152;
  • Высота, мм: 3050;
  • База, мм: 4225;
  • Колея, мм: 2744;
  • Клиренс, мм: 100...500;
  • Тип брони: противопульная;
  • Калибр и марка пушки: 125-мм 2А75;
  • Тип пушки: гладкоствольная пушка;
  • Длина ствола, калибров: 48;
  • Боекомплект пушки: 40;
  • Углы ВН, град.: -5...+15;
  • Углы ГН, град.: 360;
  • Прицелы: 1А40-1М, ТО1-КО1Р, 1К13-3С;
  • Пулеметы: 1 х 7,62-мм ПКТМ;
  • Тип двигателя: 2В-06-2С;
  • Мощность двигателя, л. с.: 510;
  • Скорость по шоссе, км/ч: 70;
  • Скорость по пересеченной местности, км/ч: 45-50, 9 на плаву;
  • Запас хода по шоссе, км: 500;
  • Запас хода по пересеченной местности, км: 350;
  • Удельная мощность, л. с./т: 28,3;
  • Тип подвески: индивидуальная гидропневматическая;
  • Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,36-0,53;
  • Преодолеваемый подъем, град.: 35;
  • Преодолеваемая стенка, м: 0,8;
  • Преодолеваемый ров, м: 2,8;
  • Преодолеваемый брод, м: плавает.

Самоходной противотанковой пушки «Спрут-СД» довольно сложна, поэтому ограничимся упоминанием только основных ее этапов. В 1970-е гг. велись научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию самоходной противотанковой пушки (СПТП) нового поколения. Интерес к самоходной бронированной машине с мощной противотанковой пушкой проявили, в частности, воздушно-десантные войска. Анализ тенденций развития зарубежной бронетанковой техники, проведенный в 3-м ЦНИИ Министерства обороны СССР, показывал, что эффективность имеющихся в ВДВ противотанковых средств уже недостаточна для борьбы с танками противника, которые он неизбежно будет применять для борьбы с воздушными десантами. Если Сухопутные войска к борьбе с бронетанковой техникой противника могут привлекать основные боевые танки, то в парашютных десантах это невозможно. Возможности военно-транспортной авиации и средств десантирования допускают использование в составе парашютного десанта машин максимальной массой около 18 т.

К тому времени уже были выполнены ОКР по созданию легкого танка (шифр «Судья»), вооруженного 100-мм нарезной пушкой и приспособленного для авиадесантирования, на ВгТЗ шли работы по легкому танку по теме «Яхта». Но проект легкого плавающего танка, как известно, был остановлен в то же время, когда задавались ОКР по БМД «Бахча».

Между тем, исследования, проведенные специалистами ЦНИИТОЧМАШ, показали принципиальную возможность перехода от калибра противотанковой пушки 100 мм (на основе баллистики и боекомплекта серийной гладкоствольной пушки Т-12) к калибру 125 мм. Опыты с макетным образцом на шасси БМП-2 подтвердили, что орудие с баллистикой 125-мм гладкоствольной танковой пушки Д-81 может быть установлено на легкий носитель при условии определенной доработки артиллерийской части. С1982 г. в ЦНИИТОЧМАШ были проведены исследования возможности создания авиадесантируемой самоходной противотанковой пушки, максимально унифицированной по артиллерийской части станковым орудием. На основании этих результатов протоколом Комиссии Президиума Совета Министров СССР от 29 июля 1983 г. поручалось провести предварительные проработки по определению возможности создания 125-мм СПТП для ВДВ на унифицированных узлах шасси перспективной боевой машины десанта.

Изначально предполагалось, что СПТП будет не только решать задачи борьбы с танками и бронемашинами противника, но и вести огонь по его живой силе и огневым средствам, поддерживать подразделения ВДВ огнем прямой наводки в ходе атаки объекта захвата, действовать непосредственно в боевых порядках боевых машин десанта при атаке и при отражении атаки противника на марше. Это требовало от СПТП качеств легкого танка и соответствующего боекомплекта, однако термин «легкий танк» уже не употреблялся. Работа шла под эгидой ГРАУ, которое, в отличие от ГБТУ, «танками» заниматься не могло. В НИР участвовали, разумеется, и специалисты ВгТЗ и ОКБ-9 «Уралмашзавода» (завода №9, г. Свердловск, ныне Екатеринбург) - производителя 125-мм танковой пушки.

Опыт создания легкого танка все же дал базу для начала работ по СПТП. Через ГБТУ и ГРАУ в ЦНИИТОЧМАШ был передан опытный образец танка «Объект 934» («Судья»). На этом шасси в 1983-1984 гг. и изготовили экспериментальный образец авиадесантируемой 125-мм самоходной противотанковой пушки. От установки пушки в неподвижной рубке (как в предыдущих советских противотанковых САУ, включая авиадесантные АСУ-57 и СУ-85) отказались, равно как и от вынесенной установки вооружения. Новая СПТП разрабатывалась с установкой орудия в обитаемой вращающейся бронированной башне. В башенном варианте пушку поначалу снабдили дульным тормозом и двухплоскостным стабилизатором. Однако дульный тормоз пришлось исключить - не столько из-за снарядов с отделяемым поддоном и раскрываемым оперением (эта проблема решалась соответствующим профилем дульного тормоза), сколько из-за наличия в боекомплекте выстрела с ПТУР: выброс раскаленных пороховых газов из боковых окон тормоза мог привести к потере управления ракетой. Дульный тормоз также создавал дульную волну, направленную в стороны и назад, а ведь пушка должна была действовать в боевых порядках десантников, возможно - с десантом на броне. Кроме того, в ходе этой НИР были обоснованы состав приборного комплекса и схемы стабилизированных приводов наведения в системе управления огнем.

Опытные стрельбы, проведенные в 1984 г. на полигоне 38-го НИИИ в Кубинке, показали, что максимальные перегрузки, действующие на расчет (членов экипажа) во время выстрела, угловые перемещения корпуса и избыточное давление в районе цапф не превышали допустимых норм, остаточные отходы и пробитие подвески отсутствовали, при этом кучность стрельбы находилась на уровне штатных танковых систем.

Решением Военно-промышленной комиссии Совета Министров СССР от 20 июня 1985 г. задавалась ОКР по созданию 125-мм самоходной противотанковой пушки, которой присвоили шифр «Спрут-СД». Головным исполнителем был назначен ВгТЗ; на ЦНИИТОЧМАШ (г. Климовск Московской области) и ВНИИТРАНСМАШ (г. Ленинград) возложили научно-техническую координацию работ и участие в технико-экономической оценке. Новая машина получила индекс «Объект 952».

В работе по шасси, вооружению и приборному оборудованию принимали участие ОКБ-9 «Уралмашзавода», ЦКБ ПО «Красногорский завод им. С.А. Зверева», ЦКБ «Пеленг» (г. Минск), ВНИИ «Сигнал» (г. Ковров), КБ Приборостроения (г. Тула), Волгоградский судостроительный завод, НИМИ (г. Москва). Московскому агрегатному заводу «Универсал» в феврале 1986 г. было выдано тактико-техническое задание на создание средств десантирования, обеспечивающих десантирование СПТП «Спрут-СД» с экипажем из трех человек внутри. Также в работах участвовали НИИ Министерства обороны.

ОКБ-9 «Уралмашзавода» параллельно занималось буксируемым самодвижущимся вариантом 125-мм противотанковой пушки «Спрут-Б»; он был принят на вооружение в 1989 г. под обозначением 2А-45М. Рассматривалась также установка 125-мм пушки на колесное шасси ГАЗ-5923 - будущего БТР-90.

От открытия ОКР по теме «Спрут-СД» до принятия СПТП на вооружение прошло, ни много, ни мало, двадцать лет. Среди главных причин такого временного разрыва - не раз помянутые распад СССР и развал экономики страны. Кроме снятия государственного заказа и резкого падения финансирования оборонной промышленности, самым негативным образом сказался и распад прежних производственных связей. Так, прицел-прибор наведения «Буг» разрабатывался в Белоруссии, где на некоторое время возобладали сепаратистские настроения.

И все же постановлением правительства РФ от 26 сентября 2005 г. №1502-р и приказом министра обороны РФ от 9 января 2006 г. 125-мм самоходная противотанковая пушка 2С25 «Спрут-СД» была принята на вооружение. Заказ на СПТП 2С25 получил ВгТЗ.

Разумеется, машины типа 2С25 «Спрут-СД» не способны заменить основные боевые танки. Однако машины легкой категории по массе, аналогичные танкам по своей огневой мощи, но с высокой аэромобильностью и возможностью десантирования с воздуха или с моря необходимы для сил быстрого реагирования в современных конфликтах. Работа над ними ведется давно в разных странах, но в «Спрут-СД» практически впервые в мировой практике реализована авиадесантируемая система вооружения с огневой мощью основного боевого танка (в большинстве зарубежных разработок в этой категории используются пушки хотя и «танковых» калибров, но пониженной баллистики).

Боевая машина 2С25 скомпонована по классической схеме с передним расположением отделения управления, средним - боевого отделения с размещением вооружения и членов экипажа во вращающейся башне и задним - МТО. Командир и наводчик размещаются в башне в боевом положении; при десантировании и в походном положении они располагаются на универсальных сиденьях в отделении управления - соответственно, справа и слева от механика-водителя.

Установленная в башне 125-мм гладкоствольная пушка 2А75 обеспечивает огневую мощь на уровне танков семейств Т-72, Т-80, Т-90. Длина ствола орудия - 6000 мм, масса орудия - 2350 кг. Для стрельбы может использоваться вся номенклатура выстрелов раздельно-гильзового заряжания для 125-мм танковых пушек, включая выстрелы с бронебойными подкалиберными снарядами с отделяемым поддоном и с ПТУР 9М119 (выстрел 3УБК14), запускаемой через ствол пушки. Управление ПТУР - полуавтоматическое, по лазерному лучу. Бронепробиваемость - 700-770 мм с преодолением динамической защиты. Скорострельность - 7 выстр/мин.

Установка 125-мм орудия высокой баллистики, предназначенной для боевой машины массой порядка 40 т, на изделие массой 18 т, да еще и в башенном варианте, потребовала ряда специальных конструктивных решений. Кроме увеличения длины отката более чем вдвое - до 740 мм (по сравнению с 310-340 мм у 125-мм пушки основного боевого танка), использовался также откат корпуса самой машины-носителя за счет работы гидропневматической подвески шасси. Прежде чем импульс отдачи подействует на экипаж и механизмы, происходит откат орудия относительно башни и откат корпуса относительно нижних ветвей гусениц, опирающихся на грунт. Получается своего рода двойной откат, поглощающий энергию отдачи мощного орудия - подобно тому, как это делалось ранее, например, в железнодорожных артиллерийских транспортерах. Свою роль сыграла здесь нелинейная характеристика и большая энергоемкость пневматической подвески шасси, свойственный ей большой динамический ход катков. При откате корпуса он несколько «приседает», при этом увеличивается длина опорной поверхности гусениц, что способствует устойчивости СПТП при выстреле.

С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ (ПКТМ) с боекомплектом 2000 патронов, снаряженных в ленты. Углы наведения по вертикали - от -5 до +15°, при повороте на корму - от -3 до +17°. Установка вооружения стабилизирована в двух плоскостях. Система управления огнем включает лазерный дальномер и цифровой баллистический вычислитель.


СПТП 2С25 «Спрут-СД» со средствами десантирования П260М

Рабочее место наводчика оснащено приборным комплексом 1А40-1М, ночным прицелом (комплексом) ТО1-КО1Р «Буран-ПА» и приборами наблюдения ТНПО-170. Место командира оборудовано комбинированным прицелом-прибором наведения 1К13-ЗС со стабилизированным в двух плоскостях полем зрения, ночной ветвью, лазерным дальномером, информационным каналом управления ПТУР, дублирующим баллистическим устройством с каналами связи с баллистическим вычислителем прицела наводчика, системой ввода углов прицеливания и бокового упреждения в положение пушки относительно линии визирования, пультом автономного управления автоматом заряжания и приводами наведения с возможностью оперативной передачи управления комплексом по команде командира от наводчика к командиру и наоборот. Таким образом обеспечивается взаимозаменяемость командира и наводчика. Кратность увеличения дневного канала прицела командира 1К13-3С - 1х, 4х и 8х, ночного - 5,5х. Для кругового обзора командиру служат перископические приборы наблюдения ТНПО-170, ТНПТ-1.

В состав автомата заряжания пушки входят: вращающийся конвейер с 22 выстрелами (снаряды и заряды помещены в кассеты), цепной механизм подъема кассеты с элементами выстрела, механизм улавливания и удаления стреляных поддонов, цепной (двухходовой) досылатель элементов выстрела из кассеты в пушку, привод крышки люка выброса поддона и подвижного лотка, электромеханический стопор пушки на угле заряжания и блок управления. Для получения увеличенного отката автомат заряжания имеет уширенную раму подъемника кассеты, внутрь которой входят детали механизма улавливания и удаления стреляных поддонов при откате. Механизм улавливания и удаления поддона размещен на торцевой части казенника пушки с возможностью задержки поддона. Механизм выполнен так, что обеспечивается возможность временно перекрывать тыльную сторону торцевой части казенника пушки и при последующем движении стреляного поддона продуть зону казенника воздухом системы очистки. Последняя имеет воздуховод от фильтровентиляционного устройства в зону казенника пушки и на рабочие места экипажа с использованием вращающегося воздушного устройства. Форма и размеры конвейера автомата заряжания позволяют членам экипажа перемещаться внутри машины из боевого отделения в отделение управления вдоль бортов корпуса.


СПТП 2С25 «Спрут-СД» после приземления

Корпус и башня СПТП 2С25 выполнены из алюминиевого броневого сплава, лобовая часть башни усилена стальными накладками. На башне смонтирована 81-мм установка системы 902В «Туча». СПТП оснащена системой защиты от массового поражения.

В МТО установлен четырехтактный многотопливный дизельный двигатель 2В-06-2С, развивающий мощность 510 л.с, и сблокированная с ним гидромеханическая трансмиссия. Трансмиссия включает гидрообъемный механизм поворота и обеспечивает пять скоростей переднего и столько же заднего хода.

Ходовая часть включает на один борт семь опорных катков, четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо - заднего расположения. Высокая (28,3 л.с./т) удельная мощность двигателя в сочетании с гидропневматической подвеской и небольшим удельным давлением на грунт обеспечила машине хорошие ходовые характеристики.

Водные преграды «Спрут-СД» преодолевает без дополнительных приспособлений, движение на плаву обеспечивают два водомета. Машина обладает хорошими мореходными качествами: при волнении до 3 баллов она может не только с ходу преодолевать водные преграды, но и вести прицельный огонь в переднем секторе обстрела, равном ±35°.

СПТП 2С25 «Спрут-СД» транспортируется самолетами военно-транспортной авиации. Авиадесантирование осуществляется парашютным способом.

Тактико-технические характеристики 2С25 «Спрут-СД»

Полная масса, т..................................................18
Экипаж, чел..........................................................3

Авиатранспортирование.............самолетами типа Ил-76(М,МД),Ан-22

Высота на рабочем клиренсе, мм..................................................2720 (сдатчиком ветра - 2980)
Длина с пушкой вперед, мм............................9771
Длина по корпусу, мм......................................7070
Ширина, мм....................................................3152
Клиренс, мм............................................. 100-500 (рабочий - 420)

Вооружение пушка:
- марка........................................................2А75
- калибр (мм), тип..............125, гладкоствольная
- заряжание......................................раздельное, автоматическое
- скорострельность, выстр./мин.......................7

пулемет:
-марка..............................................ПКТ(ПКТМ)
- калибр, мм.................................................7,62

Углы наведения вооружения:
- по горизонту.................................................360"
- по вертикали вперед.....................От -5"до +15"
- по вертикали назад (на корму)......От-3"до+17"

Боекомплект:
- выстрелов к пушке.....................40 (из них 22 - в автомате заряжания)
- типы выстрелов................осколочно-фугасный, кумулятивный, бронебойный подкалиберный, ПТУРЗУБК14 (запуск через ствол пушки)
- патронов.....................................................2000

Броневая защита:
- лобовая....................от огня 12,7-мм пулеметов (в секторе ±40")
- круговая........................от огня 7,62-мм оружия

Двигатель:
- тип.............................................четырехтактный 6-цилиндровый дизельный с газотрубинным турбонаддувом, непосредственным впрыском топлива, жидкостного охлаждения
- марка..................................................2В-06-2С
- мощность, л.с. (кВт) .............................510(375)

Трансмиссия..........................гидромеханическая, с гидрообъемным механизмом поворота

Подвеска опорных катков............индивидуальная пневматическая

Гусеница........................стальная, двухгребневая, цевочного зацепления, с последовательными резинометаллическими шарнирами

Ширина трака основной
гусеницы, мм...................................................380

Водоходный движитель, тип......гидрореактивный

Максимальная скорость, км/ч:
- по шоссе.................................................70-71
- наплаву..........................................................10

Средняя скорость по сухой
грунтовой дороге, км/ч...............................47-49

Запас хода:
- по шоссе, км.................................................500
- по грунтовой дороге, км...............................350
- наплаву, ч.......................................................10

Удельное давление на грунт, кг/см2.................0,53

Первоначально планировалось десантирование с помощью парашютно-реактивных средств. Разработка, получившая обозначение П260, велась заводом «Универсал» (г. Москва) совместно с НИИ Парашютостроения (г. Москва, парашютная система) и НПО «Искра» (г. Пермь, пороховые ракетные двигатели). За основу взяли парашютно-реактивные средства П235, разработанные для десантирования БМП-3; в качестве базового ракетного блока рассматривался выпускавшийся НПО «Искра» тормозной ракетный двигатель, заимствованный из состава системы мягкой посадки спускаемого космического аппарата типа «Союз». Технический проект ПРС П260 для «Спрута-СД» был рассмотрен и защищен в 1986 г.

Хотя было изготовлено несколько опытных образцов ПРС и проведен полный цикл предварительных наземных испытаний, анализ работоспособности ПРС выявил большое количество недостатков, заключающихся, прежде всего, в сложности и громоздкости конструкции кассетного блока ПРД, высокой стоимости изготовления и сложности в эксплуатации. В процессе предварительных летных испытаний выявились проблемы в работе выбранной парашютной системы. Кроме того, ПРС требовали более высокой квалификации обслуживающего персонала. Да и сложившаяся в ходе «рыночных реформ» тяжелая экономическая ситуация в стране не позволяла обеспечить тормозными двигательными установками даже проведение испытаний средств П260.

В результате совместным решением ВВС, ВДВ и МКПК «Универсал» от 30 мая 1994 г. вариант ПРС отменили и утвердили разработку средств «Спрут-ПДС» в варианте многокупольной парашютной бесплатформенной системы с воздушной амортизацией, максимально унифицированной по принципам работы, узлам и комплектующим с серийными средствами десантирования ПБС-950 для БМД-3. Парашютный вариант средств десантирования «Спрут-ПДС» получил обозначение П260М. Отличия конструкции П260М от ПБС-950 обусловлены увеличением массы и габаритов самого объекта десантирования.

Основу средств П-260М составили 14-купольная парашютная система МКС-350-14М (на основе унифицированного блока с парашютом площадью 350 м2) с вытяжной парашютной системой ВПС-14 и воздушная амортизация принудительного наполнения с механическим блоком наддува (унифицирован с ПБС-950). Минимальную высоту десантирования пришлось увеличить с указанных в ТТЗ трехсот до четырехсот метров.

Тут снова проявился развал комплексной системы разработки объектов вооружения ВДВ, средств их десантирования и самолетов военно-транспортной авиации: к моменту принятия СПТП 2С25 «Спрут-СД» на вооружение средства П260М только проходили летно-конструкторские испытания, а модернизированный самолет Ил-76МД-90 - летные испытания.

Доработка конструкции 2С25 «Спрут-СД», сказавшаяся на внешних обводах машины, потребовала внесения изменений и в средства десантирования. На настоящий момент средства десантирования П260М в вариантах для десантирования «Объекта 952» и «Объекта 952А» доведены до этапа государственных испытаний.



К особенностям П260М относятся отсутствие центрального узла (каретки для крепления груза к монорельсу закреплены непосредственно на корпусе машины) и введение гайдропной системы ориентации десантируемого объекта по направлению ветра. При этом роль гайдропа играет передняя каретка, отсоединяемая после выхода объекта из самолета при десантировании. Подвесная система включает автоотцепку с 12-секундным пирозамедлителем. Масса средств десантирования находится в пределах 1802-1902 кг, что обеспечивает полетную массу моногруза около 20000 кг.

Из самолета Ил-76 возможно десантирование одного объекта, из Ил-76М (МД) - двух. Высота десантирования над площадкой приземления - от 400 до 1500 м при скорости полета самолета по прибору 300-380 км/ч. Максимальные вертикальные перегрузки при приземлении - 15 g. Для быстрого приведения машины в боевую готовность после приземления служит система ускоренной расшвартовки. Без ее применения время освобождения машины от средств десантирования вручную на испытаниях не превышало 3 мин.

25 марта 2010 г. в рамках учений 76-й десантно-штурмовой дивизии на площадку приземления Кислово под Псковом в составе парашютного десанта в числе 14 единиц боевой техники были успешно десантированы СПТП 2С25 «Спрут-СД» и БМД-4М. 25 августа того же года проведены аналогичные сбрасывания «Спрут-СД» и БМД-4М на площадку приземления Будихино под г.Кострома.