Новая легкая самоходная установка заменит "спрут-сд". Самоходная противотанковая пушка «Спрут-СД Серийное производство и модификации

В рамках создания и развития техники для воздушно-десантных войск была разработана новая модификация самоходной противотанковой пушки «Спрут-СД». К настоящему времени обновленная машина под названием «Спрут-СДМ1» вышла на испытания и проходит все необходимые проверки. В обозримом будущем эта самоходка может быть принята на вооружение с последующим серийным строительством и поставками техники войсками.

Существующая бронемашина 2С25 «Спрут-СД» разрабатывалась с середины восьмидесятых годов, однако в силу различных причин была принята на вооружение только в 2006-м. Проект подразумевал использование существовавшего гусеничного шасси «Объект 934», на котором следовало монтировать новое боевое отделение. САУ/СПТП «Спрут-СД» оснащается гладкоствольным орудием 2А75 калибра 125 мм, что позволяет использовать те же боеприпасы, что и в случае с имеющимися на вооружении танками. Сравнительно малые габариты и вес позволяют осуществлять парашютное десантирование техники.

Серийное производство машин «Спрут-СД» велось с 2005 по 2010 год. После этого было решено приостановить сборку новой техники до появления нового проекта модернизированной самоходки. Новый проект обновленной самоходной пушки получил условное обозначение 2С25М «Спрут-СДМ1». Его разработкой занимались специалисты нескольких предприятий из состава концерна «Тракторные заводы». Задачей этого проекта было повышение основных боевых характеристик за счет применения ряда нового оборудования, в первую очередь, иных прицельных устройств и средств управления огнем. Кроме того, была предложена доработка имеющегося шасси с широким применением существующих узлов и агрегатов, направленная на максимальную унификацию с другой техникой воздушно-десантных войск.

СПТП "Спрут-СДМ1" на выставке "Армия-2015". Фото Bmpd.livejournal.com

В рамках модернизации самоходки было решено сохранить имеющиеся броневые агрегаты. Корпус и башня исходной и модернизированной машиной почти не имеют отличий. Примененные доработки коснулись лишь некоторых деталей и связаны только с необходимостью применения новых узлов. Общая архитектура, компоновка и другие особенности машины, тем не менее, не изменялись.

Наиболее заметным внешним отличием СПТП «Спрут-СДМ1» от базового «Спрута-СД» является применение новой ходовой части. С целью упрощения и удешевления одновременного производства нескольких образцов техники для ВДВ было решено оснастить самоходку ходовой частью, основанной на агрегатах боевой машины десанта БМД-4М. Примечательно, что подобная унификация не оказывает значительного влияния на общие параметры ходовой новой машины. После обновления самоходка получает по семь опорных катков малого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской и гидроамортизаторами на каждом борту. Сохранена возможность изменения клиренса за счет регулировки параметров подвески.

Также в составе ходовой части имеются кормовые ведущие колеса цевочного зацепления, передние направляющие с механизмом натяжения и несколько поддерживающих роликов малого диаметра, предназначенные для удержания верхней ветви гусеницы в правильном положении.

Унификация новейшей техники для воздушно-десантных войск также сказалась на силовой установке и трансмиссии новой самоходной противотанковой пушки. Машина «Спрут-СДМ1» получает новый дизельный двигатель типа УТД-29 мощностью 500 л.с. вместо исходного 450-сильного 2В-06-2. Также самоходка получает трансмиссию, заимствованную у существующей боевой машины десанта. Подобные доработки в некоторой мере повышают удельную мощность самоходки и, как следствие, должны положительно сказываться на ее подвижности.

Заметным доработкам в рамках проекта модернизации подверглось боевое отделение. По имеющимся данным, САУ/СПТП «Спрут-СДМ1» получает обновленную систему управления огнем с рядом новых систем и прицельным оборудованием с повышенными характеристиками. Теперь машина имеет комбинированные прицелы с телевизионным и тепловизионным каналами, позволяющими применять вооружение в любое время суток. Также предусматривается автомат сопровождения целей, повышающий общие боевые характеристики.

Новое радиоэлектронное оборудование обновленной машины включает средства связи, интегрированные в единую систему управления тактического звена, что позволяет экипажу передавать данные о различных целях другим машинам, а также получать целеуказание и другую информацию. Подобное оснащение призвано повысить эффективность совместной боевой работы нескольких самоходок.

За счет обновленной системы управления огнем «Спрут-СДМ1» сохраняет возможность применения уже существующей номенклатуры боеприпасов. Кроме того, обеспечивается совместимость с программируемыми взрывателями дистанционного подрыва на указанном участке траектории. Также самоходка может использовать управляемые ракеты нескольких типов, запускаемые из ствола основного орудия.

«Главный калибр» машины остался прежним – 125-мм орудие 2А75, представляющее собой развитие танковой системы 2А46. Пушка с длиной ствола 48 калибров устанавливается на стабилизированной системе и может наводиться в горизонтальной плоскости в любом направлении. Углы возвышения меняются в пределах от -5° до +15°. Орудие оснащается автоматом заряжания, самостоятельно подающим в камору боеприпасы раздельного заряжания требуемого типа. Боекомплект «Спрута-СДМ1», как и у предшественника, состоит из 40 снарядов различных типов.


Обновленная башня самоходки. Фото Bastion-karpenko.ru

Новый проект подразумевает усиление дополнительного пулеметного вооружения. К спаренному с пушкой ПКТ калибра 7,62 мм добавляется еще одно подобное , смонтированное на дистанционно управляемом боевом модуле. Модуль предлагается монтировать в кормовой части башни, управление им должно осуществляться с пультов боевого отделения. В коробах для боекомплекта боевого модуля помещается 1000 патронов. Наличие дополнительного пулемета позволяет улучшить возможности техники в деле самообороны от пехоты и незащищенных машин противника, а размещение такого оружия на дистанционно управляемом боевом модуле, в свою очередь, резко снижает риски для экипажа.

Модернизированная самоходка «Спрут-СДМ1» имеет боевую массу на уровне 18 т. Габариты машины в сравнении с базовой версией не изменились. Подвижность также осталась на имеющемся уровне. Максимальная скорость по шоссе составляет 70 км/ч. При помощи кормовых водометов самоходка может пересекать водные преграды вплавь со скоростью до 7 км/ч. Управлять машиной должен экипаж из трех человек: механика-водителя, командира и наводчика-оператора.

Первый опытный образец новой САУ/СПТП 2С25М «Спрут-СДМ1» был построен в прошлом году. Концерн «Тракторные заводы» впервые представил эту машину широкой публике в рамках выставки «Армия-2015». Тогда же были оглашены основные особенности нового проекта и названы некоторые характеристики обновленной машины. На тот момент модернизированные бронемашины рассматривались в качестве замены для существующей техники.

Несколько дней назад на полигоне Струги Красные (Псковская область) состоялся сбор руководящего состава артиллерии воздушно-десантных войск. Военачальники ВДВ смогли обменяться опытом и узнать последние в области артиллерии. Кроме того, в ходе сбора состоялся демонстрационный показ новой СПТП «Спрут-СДМ1» с проведением стрельб. Пресс-служба министерства сообщает, что в ходе показательных стрельб использовалась не только новая самоходка, но и некоторые вспомогательные средства. Так, в обеспечении стрельб при помощи целеуказания и корректировки огня участвовали беспилотные летательные аппараты «Орлан», а также радиолокационные станции «Аистенок» и «Соболятник».

По имеющимся данным, самоходная противотанковая пушка нового типа пока проходит испытания и еще не готова к началу серийного производства в интересах воздушно-десантных войск. Тем не менее, авторы проекта уже строят соответствующие планы. Как сообщает отечественная пресса, машины «Спрут-СДМ1» должны пойти в серию в 2018 году. Вскоре после этого войска смогут получить новые бронемашины с повышенными боевыми характеристиками. Согласно последним сообщениям, с новой самоходкой уже ознакомились представители ВДВ. Это событие, а также продолжение работ по новому проекту в той или иной мере ускоряют принятие новой техники на вооружение.

По материалам сайтов:
https://rg.ru/
http://tass.ru/
http://ria.ru/
http://vestnik-rm.ru/
http://bastion-karpenko.ru/

Нас пригласили на полигон 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии в первой половине аномально теплого марта — на вспаханном гусеницами поле на Псковщине снега уже не осталось. Песчаная почва высохла, и колонна бронетехники, с громким гулом несущаяся по грунтовой дороге, поднимает за собой клубы пыли. В колонне два типа машин. Один тип — приземистые бронетранспортеры. Это гусеничные БТР-РД «Робот» с противотанковым ракетным комплексом «Фагот». При взгляде на машину второго типа человек неискушенный первым делом вспомнит слово «танк». Но это не танк. Или все-таки танк?

Родом из СССР

Давно прошли времена, когда танки делились на легкие (например, Т-26, если вспомнить Великую Отечественную), средние (например, Т-34) и тяжелые (ИС-2). Однако еще в 1950—1960-х в СССР производилась боевая машина ПТ-76. ПТ — «плавающий танк» — относился к категории легких (14,5 т). 76 — калибр орудия. В 1970-х ПТ-76 был признан морально устаревшим, а его функции должны были перейти к БМП. Но идея легкобронируемой машины с серьезным вооружением не умерла. На Волгоградском тракторном заводе разрабатывался проект нового легкого плавающего авиадесантируемого танка под кодовым названием «Объект 934». К концу 1980-х тему закрыли, однако о проделанной работе вспомнили в 1983 году, когда оборонной промышленности было поручено создать легкую самоходную противотанковую артиллерийскую установку с 125-мм орудием. В 1990—1991 годах прошли государственные испытания СПТП «Спрут-СД», в ходе которых был выявлен ряд конструктивных недостатков машины. Фактически тема новой самоходки для десанта оказалась замороженной на десятилетие. К новым испытаниям вернулись в 2001 году, а в 2006-м пушка поступила на вооружение Российской армии, а точнее говоря, ВДВ.

«Спрут» и «Нона»

На десантном полигоне машины свернули с дороги и заняли позиции для стрельб. Цель виднеется где-то в 1,5 км через поле — полуразрушенный блиндаж. Огонь осколочно-фугасными снарядами ведут СПТП противотанковой батареи 234-го десантно-штурмового полка. В батарею входят один взвод БТР-РД «Робот» и два взвода СПТП «Спрут-СД». «Противотанковый резерв вводится в бой, — рассказывает начальник артиллерии 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии гвардии полковник Андрей Кероль, — по решению командира полка для уничтожения вклинившихся или прорвавшихся в глубину обороны танков, других бронеобъектов. В качестве целей могут выступать и долговременные огневые точки противника, а также другие неподвижные или движущиеся бронированные объекты. Также «Спрут-СД» может обеспечивать развертывание десантных подразделений при выходе на рубеж контратаки».

При конструировании орудия «Ноны» был принят стандарт французского миномета MO-120-RT-61. Поэтому САУ вполне может вести огонь с помощью натовских 120-мм мин. По замыслу конструкторов, эта возможность могла бы пригодиться при высадке десанта в тылу вероятного противника с последующим захватом базы МТС или артиллерийских ДШП (десантно-штурмовых полков).

Таким образом, в определенных ситуациях СПТП способна оказывать непосредственную огневую поддержку десантникам на поле боя, что фактически делает «Спрут-СД» аналогом легкого танка. Интересно вспомнить о том, что у ВДВ России на вооружении находится легкая САУ 2С9 «Нона». Она построена на том же гусеничном шасси, что и уже упомянутый БТР-РД. Плавающая, авиадесантируемая «Нона» весит всего 8 т. Орудие намного короче «спрутовского» — это нарезная 120-мм пушка-гаубица-миномет, способная стрелять как артиллерийскими снарядами, так и минами. В Псковской дивизии «Ноны» входят в состав артиллерийского полка и предназначены для стрельбы по крутой траектории только с закрытых позиций. «Спрут-СД» весит 18 т (на 10 т больше «Ноны»), и орудие его — это гладкоствольная пушка 2А75, которая есть не что иное, как слегка модифицированная версия пушки 2А46, устанавливаемая на российские основные боевые танки (ОБТ) типа Т-90, Т-72 или Т-80. Хотя, конечно, в дуэли с ОБТ «Спрут-СД» будет выглядеть бледно — у машины имеется только противопулевое бронирование, и лишь лобовая броня башни способна противостоять 23-мм снаряду. «Необходимо использовать противотанковые возможности машины таким образом, чтобы она осталась неуязвимой для танков и артиллерии противника, — говорит полковник Кероль. — «Спрут» может уничтожать бронеобъекты не только подкалиберными и кумулятивными снарядами, но и с помощью управляемых ракет комплекса «Рефлекс-М». Эффективная дальность стрельбы танка — около 2500 м, ракета, которую «Спрут» запускает через ствол, может поражать цели в радиусе 5 км».


Подбить танк и уцелеть

«Сейчас мы ведем учебные стрельбы, находясь на возвышенности, — говорит заместитель командира взвода САУ старший сержант Кулик, — но на тактических учениях мы выполняем задачи в условиях, когда необходимо максимально скрыть машину от наблюдения со стороны противника. «Спрут» может менять клиренс от 190 до 600 мм, что дает возможность машине слегка «"приседать», обеспечивая большую скрытность. Для обеспечения маскировки при отходе с позиции, с которой велась стрельба, на кормовом листе башни смонтированы шесть гранатометов, использующих дымовые гранаты калибра 81 мм».

От звука выстрела мощного танкового орудия непроизвольно вздрагиваешь, ствол выплевывает молочно-белое облачко дыма, и вот уже в районе блиндажа на том конце поля поднялась маленькая песчаная буря. Цель поражена. Платформа, на которой построен «Спрут», заимствована у легкой бронетехники, по сути это БМД-3. Управление СПТП аналогично управлению боевой машиной десанта — вместо танковых рычагов здесь штурвал. Однако без серьезной доработки платформы обойтись не удалось. У танковой пушки велика длина отката (740 мм), из-за чего вписать орудие массой 2350 кг в габариты БМД оказалось затруднительным. Сначала думали об интеграции в систему дульного тормоза, но потом решили просто удлинить базу машины, добавив еще две пары катков. Кроме того, частично отдачу орудия компенсировала гидропневматическая подвеска БМД.


В два раза легче «Абрамса»

Когда-то легкие танки ушли с исторической арены, но сейчас, похоже, в мире нарастает интерес к не столь массивным, как ОБТ, бронемашинам с мощным вооружением. Возможно, это связано с изменившимся характером современных конфликтов. Примерно пять лет назад в России всерьез обсуждался вопрос о производстве по лицензии итальянского броневика Centauro с танковой (105 и 120 мм) пушкой. Эта машина на восьмиколесной базе позиционировалась как «истребитель танков». По массе она превосходила не только «Нону», но и «Спрут» — 25 т, при этом ее броня обеспечивала экипажу защиту от пулеметных пуль калибра 12,7 мм. Противоснарядного бронирования машина не имела.

США, где в роли основного боевого танка выступает тяжело бронированный M1 Abrams, в разных модификациях имеющий массу 54−63 т, также работают над танками более легкого класса. На базе британской бронемашины AJAX корпорацией General Dynamics построен опытный образец легкого танка Griffin. При том, что машина оснащена башней от «Абрамса» и перспективным 120-мм танковым орудием XM360, масса танка останется в пределах 28 т, и может быть как увеличена за счет дополнительного бронирования, так и уменьшена.


Цель поражена! После выстрела гильза снаряда отбрасывается через специальный круглый лючок в орудийной башне.

Смена идет

Из этого можно заключить, что и «Спрут-СД» способен оказаться вполне актуальной и востребованной машиной, несмотря на то что ведет свою родословную еще из СССР. Сейчас в ВДВ ждут модернизированный «Спрут-СДМ1», существующий пока лишь в виде заводских опытных образцов, проходящих испытания. Центральным моментом в модернизации можно считать переход с платформы БМД-3 на более современную БМД-4М — от этой машины обновленный «Спрут» получит ходовую часть и трансмиссию. Также САУ оснастят более мощным дизельным двигателем. Вооружение в целом останется прежним, только вдобавок к существующему спаренному с пушкой 7,62 мм пулемету ПКТ добавится еще один точно такой же, который будет располагаться в отдельном боевом модуле и управляться дистанционно.

В версии М1 существенно доработана система управления огнем. Машину оснастят прицелом наводчика-оператора «Сосна-У» (сейчас его ставят на модернизированные версии российских ОБТ) с тепловизионным и телевизионным каналами, а также панорамным прицелом командира. Также ожидается, что новый «Спрут» станет полноценным участником «сетецентрической войны» и благодаря новой аппаратуре сможет работать в рамках единой системы управления тактического звена, получать целеуказания и обмениваться данными с другими боевыми машинами.


При сохранении существующей (фактически танковой) номенклатуры боеприпасов (осколочно-фугасные, кумулятивные, подкалиберные снаряды, а также запускаемые через ствол орудия управляемые ракеты) обновленная САУ сможет вести огонь и боеприпасами нового поколения с программируемыми взрывателями, которые приводят в действие заряд на заданном участке траектории.

Когда модернизированный «Спрут» будет принят на вооружение, возможно, благодаря уникальному сочетанию огневой мощи с современными системами управления, легкостью и аэромобильностью он окажется широко востребованным не только в ВДВ, но и в других родах войск в качестве легкого танка.


Завершаются последние приготовления к грядущей выставке Russian Arms Expo-2013, которая стартует в Нижнем Тагиле 25 сентября. Уже известен список компаний-участниц и поступает информация о том, какие виды вооружений и техники будут демонстрироваться на выставке. Как пишет «Росинформбюро», концерн «Тракторные заводы» покажет на RAE-2013 самоходную артиллерийскую установку 2С25 «Спрут-СД». Последние об этом проекте позволяют предполагать, что на выставке может появиться модернизированный вариант самоходки.

САУ «Спрут-СД» не является новинкой. Разработка проекта началась вскоре после распада Советского Союза. Волгоградский тракторный завод и Завод №9 (Екатеринбург) в начале девяностых годов занялись созданием перспективной самоходной противотанковой пушки, предназначенной для вооружения подразделений воздушно-десантных войск. Предполагалось, что новая машина поможет десантникам бороться с танками вероятного противника и другими целями, для поражения которых требуется мощное орудие калибра 125 миллиметров.

В качестве основы для новой самоходки было выбрано шасси боевой машины пехоты БМД-3. Для установки орудийной башни и всех необходимых систем волгоградские конструкторы доработали его. Размещение большого количества сравнительно крупных агрегатов потребовало удлинить бронекорпус. В связи с этим шасси получило по два дополнительных опорных катка на борт. Кроме того, в проекте использовались некоторые наработки, созданные в рамках проекта легкого танка «Объект 934» конца семидесятых годов.

Бронированный корпус самоходной противотанковой пушки «Спрут-СД» в целом аналогичен корпусу БМД-3. Он изготавливается из алюминиевых сплавов. Корпус обеспечивает всеракурсную защиту от пуль стрелкового , а лобовая проекция выдерживает попадание 23-мм снаряда с дистанции 500 метров. Башня боевой машины «Спрут-СД» также изготавливается из алюминия, но ее лобовая часть дополнительно усилена стальными листами.

В передней части корпуса САУ размещено отделение управления с рабочим местом механика-водителя. Рядом с водителем имеются сиденья для командира и наводчика, на которых они располагаются во время марша. При приведении машины в боевое положение командир и водитель переходят на свои рабочие места в башне. Боевое отделение расположено в средней части корпуса. Моторно-трансмиссионное – в кормовой.

В моторно-трансмиссионном отделении «Спрута-СД» устанавливается многотопливный дизель 2В-06-2 мощностью 510 лошадиных сил. Он обеспечивает 18-тонной машине довольно высокую удельную мощность на уровне 28 л.с. на тонну веса. С двигателем сопряжена гидромеханическая трансмиссия с гидрообъемным механизмом поворота. В трансмиссию входит автоматическая коробка передач с пятью передачами переднего и заднего хода. Крутящий момент передается на ведущие колеса, расположенные в кормовой части бортов машины.

Ходовая часть самоходной противотанковой пушки «Спрут-СД» похожа на соответствующие агрегаты БМД-3, но при этом имеет ряд отличий, связанных в первую очередь с удлинением корпуса машины. Семь опорных катков на каждом борту машины имеют индивидуальную гидропневматическую подвеску. Механизмы подвески позволяют регулировать клиренс машины в пределах от 190 до 590 миллиметров. Работой ходовой части управляет механик-водитель. Используемые агрегаты ходовой части обеспечивают высокую проходимость и плавность хода независимо от типа поверхности.

Силовая установка и ходовая часть позволяют боевой машине разгоняться на шоссе до скорости 70 км/ч. При движении по пересеченной местности максимальная скорость уменьшается до 45-50 км/ч. Запас хода по шоссе – 500 километров. Для пересечения водных преград самоходная противотанковая пушка оснащена двумя водометами в корме корпуса. При помощи водометов боевая машина может плавать со скоростью до 10 км/ч. Параметры герметичного бронекорпуса позволяют самоходке плавать при волнении до трех баллов и вести огонь до выхода на берег. При этом, однако, обстрел целей возможен лишь в переднем секторе шириной 70°.

«Главным калибром» САУ «Спрут-СД» является 125-миллиметровое гладкоствольное орудие-пусковая установка 2А75. Это орудие представляет собой дальнейшее развитие танковой пушки 2А46, используемой на современных российских танках. В рамках адаптации танкового орудия для использования на легкой самоходке были применены несколько интересных технических решений. В первую очередь необходимо отметить новые противооткатные устройства, эффективно гасящие импульс отдачи и обеспечивающие откат не более 700 мм. Орудие высокой баллистики способно использовать всю номенклатуру имеющихся боеприпасов для 125-мм гладкоствольных пушек, в том числе и управляемые ракеты. Поскольку «Спрут-СД» является самоходной противотанковой пушкой, стабилизированное в двух плоскостях орудие может наводиться в вертикальной плоскости лишь в ограниченном диапазоне углов: от -5° до +17°. Горизонтальная наводка – круговая, производится вращением башни.

Как и на современных российских танках, на противотанковой самоходке 2С25 «Спрут-СД» имеется автомат заряжания. Он состоит из вращающегося конвейера карусельного типа на 22 раздельно-гильзовых выстрела, механизмов подъема и досылания. По команде наводчика или командира конвейер поворачивается на нужный угол и подводит к механизму подъема боеприпас нужного типа. Далее цепной механизм подъема выводит боеприпас на линию заряжания, где механизм досылания направляет его в казенник орудия. Сперва в пушку подается снаряд, затем частично сгорающая гильза. После выстрела и открытия затвора специальный механизм улавливает стреляный поддон гильзы и выбрасывает его из боевого отделения через лючок в кормовом листе башни. Механизмы автоматики заряжания спроектированы таким образом, чтобы не мешать работе экипажа. Переход командира и наводчика из отделения управления в боевое отделение и наоборот осуществляется без покидания машины.

В конвейере автомата заряжания размещается до 22 выстрелов различных типов. Еще 18 выстрелов находятся в укладках. После израсходования боезапаса в автомате заряжания экипаж может использовать снаряды из других укладок, заряжая орудие вручную. При этом значительно падает скорострельность.

В качестве дополнительного вооружения самоходная артиллерийская установка «Спрут-СД» несет спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТ. В патронном ящике пулемета укладывается одна лента с 2000 патронов.

В боевом отделении САУ 2С25 «Спрут-СД» размещены рабочие места командира и наводчика. Системы боевого отделения сконструированы таким образом, что и командир, и наводчик могут самостоятельно и независимо друг от друга наводить орудие и вести огонь. Командир располагает прицелом с тепловизионным каналом и стабилизированным в двух плоскостях полем зрения. В командирские прицельные устройства также встроен лазерный дальномер, который может использоваться для наведения управляемых противотанковых ракет, запускаемых при помощи орудия-пусковой установки. Командир и наводчик могут самостоятельно наблюдать за местностью, искать цели и наводить на них оружие. Оба члена экипажа могут атаковать цели при помощи 125-мм орудия, спаренного с ним пулемета или управляемых противотанковых ракет.



В середине прошлого десятилетия самоходные противотанковые пушки 2С25 «Спрут-СД» были приняты на вооружение. Благодаря габаритам и массе они могут перевозиться и десантироваться военно-транспортными самолетами Ил-76. Каждый самолет при этом может взять на борт две боевые машины. К сожалению, общее количество САУ «Спрут-СД» в российских вооруженных силах не превышает нескольких десятков. Более того, в 2010 году появлялись сообщения, согласно которым этот тип техники планируется исключить их списка закупаемых боевых машин. Как выяснилось немного позже, ВДВ по-прежнему планирует закупать и использовать самоходку, а в дальнейшем намерено получить ее модернизированный вариант.

В середине августа в общий доступ попали новые фотографии, на которых изображена боевая машина «Спрут-СД» с некими крупногабаритными бортовыми экранами. Как оказалось, в настоящее время концерн «Тракторные заводы» проводит модернизацию самоходной противотанковой пушки. Результатом этих работ должно стать увеличение уровня защиты боевой машины, а также унификация ряда агрегатов с новейшей боевой машиной десанта БМД-4М. Также имеется информация о значительном обновлении радиоэлектронного оборудования, в том числе системы управления огнем.

Вполне возможно, что прототип нового варианта САУ «Спрут-СД» с усиленной бронезащитой будет показан на грядущей выставке Russian Arms Expo-2013. Тем не менее, и в исходной не модернизированной версии эта боевая машина представляет большой интерес как для специалистов, так и для широкой общественности.

По материалам сайтов:
http://rosinform.ru/
http://arms-expo.ru/
http://btvt.narod.ru/
http://otvaga2004.ru/

Создания

Самоходная противотанковая пушка 2С25 "Спрут-СД" создана в начале 90-х гг. на удлиненной (на два катка) базе боевой машины десанта БМД-3 акционерным обществом "Волгоградский тракторный завод", а артиллерийская часть к ней - на артиллерийском заводе N9 (г. Екатеринбург). В отличие от буксируемой артиллерийской системы "Спрут-Б" новая САУ получила наименование "Спрут-СД" ("самоходная", "десантируемая").

Изначально предназначенная для ВДВ и рассчитанная на парашютное десантирование с экипажем из военно-транспортного самолета Ил-76, в настоящее время пушка предлагается и морской пехоте с целью оказания противотанковой и огневой поддержки в ходе десантных операций.

Одно из первых ее представлений состоялось 8 мая 2001 г. на танковом полигоне «Прудбой» Северо-Кавказского военного округа для представителей силовых министерств России и зарубежного военно-дипломатического корпуса из 14 иностранных государств Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Южной Америки.

Назначение

125-мм самоходная противотанковая пушка 2С25 "Спрут-СД" предназначена для поражения техники, в том числе бронированной, и живой силы противника при действии в составе подразделений сухопутных и воздушно-десантных войск, а также морской пехоты.

Внешне она похожа на обычный танк и объединяет в себе возможности десантируемой плавающей боевой машины десанта с основным боевым танком. Внешне «Спрут-СД» ничем не отличается от обычного танка и не имеет аналогов за рубежом.

Основные особенности

По мнению специалистов, новая САУ, по внешнему виду и огневой мощи сравнима с танком, характеризуется маневренными возможностями десантируемой БМД-3 и не имеет аналогов за рубежом. Кроме того, "Спрут-СД" оснащена уникальным гидропневматическим шасси, позволяющим боевой машине плавно и быстро передвигаться в условиях бездорожья со скоростью до 70 км в час, что существенно улучшает условия ведения огня в движении.

Кроме того, "Спрут-СД" способна преодолевать водные преграды со скоростью на плаву до 10 км в час. Это подтвердили испытания в Северном море, когда при шторме до 3 баллов БМ уверенно вела огонь по назначенным целям. Машина может десантироваться с грузовых кораблей на водную поверхность и самостоятельно возвращается на судно. Отмеченные и другие качества в совокупности с круговым вращением башни и стабилизацией вооружения в двух плоскостях позволяют использовать "Спрут-СД" в качестве легкого плавающего танка.

Общее устройство

Корпус БМ разделен на отделение управления (передняя часть), боевое отделение с башней (средняя часть) и моторно-трансмиссионное отделение (кормовая часть).

В походном положении командир машины находится справа от механика-водителя, а наводчик слева. Каждый член экипажа располагает встроенными в крышу наблюдательными приборами с дневным и ночным каналами. Комбинированный прицел командира стабилизирован в двух плоскостях и совмещен с лазерным прицелом для наведения 125-мм снарядов по лазерному лучу. Прицел наводчика с лазерным дальномером стабилизирован в вертикальной плоскости.

125-мм гладкоствольная пушка 2А75 является основным вооружением CAУ "Спрут-СД". Пушка создана на базе 125-мм танковой пушки 2А46, которая устанавливается на танки Т-72, Т-80 и Т-90, При установке на более легкое шасси пушка была оснащена противооткатным устройством нового типа, обеспечивающего откат не более 700 мм. Установленное в боевом отделении гладкоствольное орудие высокой баллистики оснащено компьютеризированной системой управления огнем с рабочих мест командира и наводчика, которые функционально взаимозаменяемы.

В качестве вспомогательного вооружения САУ "Спрут-СД" оснащена спаренным с пушкой 7,62-мм пулемет с боекомплектом из 2000 патронов, снаряженных в одну ленту.

Пушка без дульного тормоза оборудована эжектором и термоизоляционным кожухом. Стабилизация в вертикальной и горизонтальной плоскостях позволяет вести огонь 125-мм боеприпасами раздельно-гильзового заряжания. «Спрут-СД» может использовать все виды 125-мм отечественных боеприпасов, в том числе бронебойные подкалиберные оперённые снаряды и танковые ПТУР. В боекомплект пушки (40 125-мм выстрелов, из них 22 в автомате заряжания) может входить снаряд с лазерным наведением, обеспечивающий поражение цели, находящейся на дальности до 4000 м. Пушка может вести огонь на плаву при волнении до 3 баллов в секторе ±35 град., максимальная скорострельность - 7 выстрелов в минуту.

Горизонтальный автомат заряжания пушки карусельного типа установлен за башней машины. Он представляет собой совокупность узлов и механизмов - вращающийся конвейер с 22 готовыми к немедленному использованию выстрелами, цепной механизм подъема кассеты с выстрелом, механизм удаления стреляных поддонов с улавливателем, цепной досылатель выстрела из кассеты в пушку, привод крышки люка выброса гильзы и подвижного лотка, электромеханический стопор пушки на угле заряжания, блок управления. Кассеты, с раздельно размещенными в них снарядами и зарядами, установлены в конвейере автомата заряжания под углом, равным углу заряжания пушки. При заряжании в казенную часть орудия сначала подается снаряд, затем метательный заряд в полусгораемой гильзе-картузе. В случае выхода из строя автомата заряжания, возможно заряжание пушки вручную.

Для обеспечения увеличенного отката автомат заряжания имеет расширенную раму подъемника кассеты. Механизм улавливания и удаления стреляных поддонов обеспечивает возможность при прохождении в нем стреляного поддона временно перекрывать тыльную сторону торцевой части казенника пушки. Это позволяет при последующем движении стреляного поддона системе очистки продуть воздухом зону казенника пушки и рабочие места экипажа с использованием вращающегося устройства. В нижней части боевого отделения установлен вращающийся вокруг вертикальной оси конвейер автомата заряжания, позволяющий членам экипажа перемещаться внутри машины из боевого отделения в отделение управления и обратно вдоль бортов корпуса.

Система управления огнём включает прицельный комплекс наводчика (ночной и дневной прицелы с вертикальной стабилизацией поля зрения, цифровой баллистический вычислитель, лазерный дальномер); прицел командира комбинированный с функцией дневного/ночного прицела с лазерным дальномером и стабилизированным полем зрения в двух плоскостях, а также прибор наведения на цель управляемых ракет комплекса 9К119М; комплект датчиков для автоматического ввода поправок с учетом параметров атмосферы, температуры заряда, износа и кривизны ствола и др.

Компьютеризированная система управления огнем с рабочего места командира обеспечивает наблюдение за местностью при стабилизированном поле зрения, поиск цели и целеуказание с помощью оптической системы командирского прицела; совмещение в командирском прицеле функций пуска и управления ракетой с прицельной стрельбой артиллерийскими снарядами; дублирование баллистического вычислительного устройства приборного комплекса наводчика; автономное включение и управление приводами наведения и автоматом заряжания пушки; оперативную передачу управления комплексом от наводчика к командиру и наоборот.

Силовая установка и ходовая часть имеет много общего с БМД-3, база которой была использована при разработке САУ 2С25 "Спрут-СД". Установленный на ней многотопливный дизельный двигатель 2В06-2С с максимальной мощностью 510 кВт сблокирован с гидромеханической трансмиссией, гидрообъемным механизмом поворота и отбором мощности для двух водометных движетелей. Автоматическая коробка переключения передач имеет пять передач хода вперед и столько же передач заднего хода.

Индивидуальная, гидропневматическая, с изменяемым с места механика-водителя клиренсом (за 6-7 с от 190 до 590 мм) подвеска шасси обеспечивает высокую проходимость и плавность хода. Ходовая часть по каждому борту включает семь односкатных обрезиненных опорных катков, четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо заднего и направляющее колесо переднего расположения. Имеется гидравлический механизм натяжения стальных, двухгребневых, цевочного зацепления гусениц с резино-металлическим шарниром, которые могут оснащаться асфальтоходными башмаками.

При совершении маршей до 500 км машина может двигаться по шоссе с максимальной скоростью до 68 км/ч, по сухим грунтовым дорогам – со средней скоростью 45 км/ч.

Два водометных движителя позволяют передвижение САУ 2С25 по воде со скоростью до 10 км/ч. Для повышения плавучести на машине установлены опорные катки с замкнутыми воздушными камерами и мощные водяные помпы, откачивающие воду из корпуса. Машина обладает хорошими мореходными качествами и может эффективно действовать на плаву, в том числе вести прицельный огонь в переднем секторе обстрела в 70 град., при волнении в 3 балла.

Кроме указанного стандартное оборудование машины включает систему защиты от массового поражения и комплект приборов ночного видения.

САУ "Спрут-СД" может транспортироваться самолетами ВТА и десантными кораблями, десантироваться парашютным способом с экипажем внутри машины и без подготовки преодолевать водные преграды.

Интересно

Армии многих стран мира в последнее время особое внимание уделяют легкобронированной боевой технике как основе сил быстрого реагирования. Борьба с международным терроризмом и проведение операций по поддержанию мира в зонах локальных конфликтов потребовали создания высокомобильных и функционально гибких "боевых систем будущего".

В этом плане, по оценке зарубежных специалистов, именно Россия имеет наибольшие возможности в области создания легкобронированной десантируемой техники. Вооруженные силы РФ уже оснащены эффективными образцами легкой (до 18 тонн), высокопроходимой, авиатранспортабельной бронетехники, способной выполнять задачи автономно, в отрыве от основных сил и тыловых частей, а также в любых условиях (в том числе в труднодоступных и удаленных районах, в горной местности, в условиях пустыни и на побережье).

Кроме того, по мнению специалистов, данный класс боевых машин обладает значительным экспортным потенциалом. Именно эти машины могут использоваться в качестве основы для оснащения мобильного компонента вооруженных сил и спецслужб любого государства.

Правомерность этого мнения подтверждает САУ "Спрут-СД". После ее демонстрации на полигоне многие военные атташе признали, что по боевым и эксплуатационным возможностям она превосходит все существующие зарубежные аналоги. Так, ни одна машина в мире не может использоваться в горах на высоте до 4000 метров, изменять клиренс на 400 мм, плавать при волнении моря до 3 баллов, сходить и заходить из воды на десантный корабль и десантироваться вместе с экипажем.

К самоходной артиллерийской установке 2С25 "Спрут-СД" большой интерес проявили представители вооруженных сил Республики Корея, Индии и других стран.

Самоходной противотанковой пушки «Спрут-СД» довольно сложна, поэтому ограничимся упоминанием только основных ее этапов. В 1970-е гг. велись научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию самоходной противотанковой пушки (СПТП) нового поколения. Интерес к самоходной бронированной машине с мощной противотанковой пушкой проявили, в частности, воздушно-десантные войска. Анализ тенденций развития зарубежной бронетанковой техники, проведенный в 3-м ЦНИИ Министерства обороны СССР, показывал, что эффективность имеющихся в ВДВ противотанковых средств уже недостаточна для борьбы с танками противника, которые он неизбежно будет применять для борьбы с воздушными десантами. Если Сухопутные войска к борьбе с бронетанковой техникой противника могут привлекать основные боевые танки, то в парашютных десантах это невозможно. Возможности военно-транспортной авиации и средств десантирования допускают использование в составе парашютного десанта машин максимальной массой около 18 т.

К тому времени уже были выполнены ОКР по созданию легкого танка (шифр «Судья»), вооруженного 100-мм нарезной пушкой и приспособленного для авиадесантирования, на ВгТЗ шли работы по легкому танку по теме «Яхта». Но проект легкого плавающего танка, как известно, был остановлен в то же время, когда задавались ОКР по БМД «Бахча».

Между тем, исследования, проведенные специалистами ЦНИИТОЧМАШ, показали принципиальную возможность перехода от калибра противотанковой пушки 100 мм (на основе баллистики и боекомплекта серийной гладкоствольной пушки Т-12) к калибру 125 мм. Опыты с макетным образцом на шасси БМП-2 подтвердили, что орудие с баллистикой 125-мм гладкоствольной танковой пушки Д-81 может быть установлено на легкий носитель при условии определенной доработки артиллерийской части. С1982 г. в ЦНИИТОЧМАШ были проведены исследования возможности создания авиадесантируемой самоходной противотанковой пушки, максимально унифицированной по артиллерийской части станковым орудием. На основании этих результатов протоколом Комиссии Президиума Совета Министров СССР от 29 июля 1983 г. поручалось провести предварительные проработки по определению возможности создания 125-мм СПТП для ВДВ на унифицированных узлах шасси перспективной боевой машины десанта.

Изначально предполагалось, что СПТП будет не только решать задачи борьбы с танками и бронемашинами противника, но и вести огонь по его живой силе и огневым средствам, поддерживать подразделения ВДВ огнем прямой наводки в ходе атаки объекта захвата, действовать непосредственно в боевых порядках боевых машин десанта при атаке и при отражении атаки противника на марше. Это требовало от СПТП качеств легкого танка и соответствующего боекомплекта, однако термин «легкий танк» уже не употреблялся. Работа шла под эгидой ГРАУ, которое, в отличие от ГБТУ, «танками» заниматься не могло. В НИР участвовали, разумеется, и специалисты ВгТЗ и ОКБ-9 «Уралмашзавода» (завода №9, г. Свердловск, ныне Екатеринбург) - производителя 125-мм танковой пушки.

Опыт создания легкого танка все же дал базу для начала работ по СПТП. Через ГБТУ и ГРАУ в ЦНИИТОЧМАШ был передан опытный образец танка «Объект 934» («Судья»). На этом шасси в 1983-1984 гг. и изготовили экспериментальный образец авиадесантируемой 125-мм самоходной противотанковой пушки. От установки пушки в неподвижной рубке (как в предыдущих советских противотанковых САУ, включая авиадесантные АСУ-57 и СУ-85) отказались, равно как и от вынесенной установки вооружения. Новая СПТП разрабатывалась с установкой орудия в обитаемой вращающейся бронированной башне. В башенном варианте пушку поначалу снабдили дульным тормозом и двухплоскостным стабилизатором. Однако дульный тормоз пришлось исключить - не столько из-за снарядов с отделяемым поддоном и раскрываемым оперением (эта проблема решалась соответствующим профилем дульного тормоза), сколько из-за наличия в боекомплекте выстрела с ПТУР: выброс раскаленных пороховых газов из боковых окон тормоза мог привести к потере управления ракетой. Дульный тормоз также создавал дульную волну, направленную в стороны и назад, а ведь пушка должна была действовать в боевых порядках десантников, возможно - с десантом на броне. Кроме того, в ходе этой НИР были обоснованы состав приборного комплекса и схемы стабилизированных приводов наведения в системе управления огнем.

Опытные стрельбы, проведенные в 1984 г. на полигоне 38-го НИИИ в Кубинке, показали, что максимальные перегрузки, действующие на расчет (членов экипажа) во время выстрела, угловые перемещения корпуса и избыточное давление в районе цапф не превышали допустимых норм, остаточные отходы и пробитие подвески отсутствовали, при этом кучность стрельбы находилась на уровне штатных танковых систем.

Решением Военно-промышленной комиссии Совета Министров СССР от 20 июня 1985 г. задавалась ОКР по созданию 125-мм самоходной противотанковой пушки, которой присвоили шифр «Спрут-СД». Головным исполнителем был назначен ВгТЗ; на ЦНИИТОЧМАШ (г. Климовск Московской области) и ВНИИТРАНСМАШ (г. Ленинград) возложили научно-техническую координацию работ и участие в технико-экономической оценке. Новая машина получила индекс «Объект 952».

В работе по шасси, вооружению и приборному оборудованию принимали участие ОКБ-9 «Уралмашзавода», ЦКБ ПО «Красногорский завод им. С.А. Зверева», ЦКБ «Пеленг» (г. Минск), ВНИИ «Сигнал» (г. Ковров), КБ Приборостроения (г. Тула), Волгоградский судостроительный завод, НИМИ (г. Москва). Московскому агрегатному заводу «Универсал» в феврале 1986 г. было выдано тактико-техническое задание на создание средств десантирования, обеспечивающих десантирование СПТП «Спрут-СД» с экипажем из трех человек внутри. Также в работах участвовали НИИ Министерства обороны.

ОКБ-9 «Уралмашзавода» параллельно занималось буксируемым самодвижущимся вариантом 125-мм противотанковой пушки «Спрут-Б»; он был принят на вооружение в 1989 г. под обозначением 2А-45М. Рассматривалась также установка 125-мм пушки на колесное шасси ГАЗ-5923 - будущего БТР-90.

От открытия ОКР по теме «Спрут-СД» до принятия СПТП на вооружение прошло, ни много, ни мало, двадцать лет. Среди главных причин такого временного разрыва - не раз помянутые распад СССР и развал экономики страны. Кроме снятия государственного заказа и резкого падения финансирования оборонной промышленности, самым негативным образом сказался и распад прежних производственных связей. Так, прицел-прибор наведения «Буг» разрабатывался в Белоруссии, где на некоторое время возобладали сепаратистские настроения.

И все же постановлением правительства РФ от 26 сентября 2005 г. №1502-р и приказом министра обороны РФ от 9 января 2006 г. 125-мм самоходная противотанковая пушка 2С25 «Спрут-СД» была принята на вооружение. Заказ на СПТП 2С25 получил ВгТЗ.

Разумеется, машины типа 2С25 «Спрут-СД» не способны заменить основные боевые танки. Однако машины легкой категории по массе, аналогичные танкам по своей огневой мощи, но с высокой аэромобильностью и возможностью десантирования с воздуха или с моря необходимы для сил быстрого реагирования в современных конфликтах. Работа над ними ведется давно в разных странах, но в «Спрут-СД» практически впервые в мировой практике реализована авиадесантируемая система вооружения с огневой мощью основного боевого танка (в большинстве зарубежных разработок в этой категории используются пушки хотя и «танковых» калибров, но пониженной баллистики).

Боевая машина 2С25 скомпонована по классической схеме с передним расположением отделения управления, средним - боевого отделения с размещением вооружения и членов экипажа во вращающейся башне и задним - МТО. Командир и наводчик размещаются в башне в боевом положении; при десантировании и в походном положении они располагаются на универсальных сиденьях в отделении управления - соответственно, справа и слева от механика-водителя.

Установленная в башне 125-мм гладкоствольная пушка 2А75 обеспечивает огневую мощь на уровне танков семейств Т-72, Т-80, Т-90. Длина ствола орудия - 6000 мм, масса орудия - 2350 кг. Для стрельбы может использоваться вся номенклатура выстрелов раздельно-гильзового заряжания для 125-мм танковых пушек, включая выстрелы с бронебойными подкалиберными снарядами с отделяемым поддоном и с ПТУР 9М119 (выстрел 3УБК14), запускаемой через ствол пушки. Управление ПТУР - полуавтоматическое, по лазерному лучу. Бронепробиваемость - 700-770 мм с преодолением динамической защиты. Скорострельность - 7 выстр/мин.

Установка 125-мм орудия высокой баллистики, предназначенной для боевой машины массой порядка 40 т, на изделие массой 18 т, да еще и в башенном варианте, потребовала ряда специальных конструктивных решений. Кроме увеличения длины отката более чем вдвое - до 740 мм (по сравнению с 310-340 мм у 125-мм пушки основного боевого танка), использовался также откат корпуса самой машины-носителя за счет работы гидропневматической подвески шасси. Прежде чем импульс отдачи подействует на экипаж и механизмы, происходит откат орудия относительно башни и откат корпуса относительно нижних ветвей гусениц, опирающихся на грунт. Получается своего рода двойной откат, поглощающий энергию отдачи мощного орудия - подобно тому, как это делалось ранее, например, в железнодорожных артиллерийских транспортерах. Свою роль сыграла здесь нелинейная характеристика и большая энергоемкость пневматической подвески шасси, свойственный ей большой динамический ход катков. При откате корпуса он несколько «приседает», при этом увеличивается длина опорной поверхности гусениц, что способствует устойчивости СПТП при выстреле.

С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ (ПКТМ) с боекомплектом 2000 патронов, снаряженных в ленты. Углы наведения по вертикали - от -5 до +15°, при повороте на корму - от -3 до +17°. Установка вооружения стабилизирована в двух плоскостях. Система управления огнем включает лазерный дальномер и цифровой баллистический вычислитель.


СПТП 2С25 «Спрут-СД» со средствами десантирования П260М

Рабочее место наводчика оснащено приборным комплексом 1А40-1М, ночным прицелом (комплексом) ТО1-КО1Р «Буран-ПА» и приборами наблюдения ТНПО-170. Место командира оборудовано комбинированным прицелом-прибором наведения 1К13-ЗС со стабилизированным в двух плоскостях полем зрения, ночной ветвью, лазерным дальномером, информационным каналом управления ПТУР, дублирующим баллистическим устройством с каналами связи с баллистическим вычислителем прицела наводчика, системой ввода углов прицеливания и бокового упреждения в положение пушки относительно линии визирования, пультом автономного управления автоматом заряжания и приводами наведения с возможностью оперативной передачи управления комплексом по команде командира от наводчика к командиру и наоборот. Таким образом обеспечивается взаимозаменяемость командира и наводчика. Кратность увеличения дневного канала прицела командира 1К13-3С - 1х, 4х и 8х, ночного - 5,5х. Для кругового обзора командиру служат перископические приборы наблюдения ТНПО-170, ТНПТ-1.

В состав автомата заряжания пушки входят: вращающийся конвейер с 22 выстрелами (снаряды и заряды помещены в кассеты), цепной механизм подъема кассеты с элементами выстрела, механизм улавливания и удаления стреляных поддонов, цепной (двухходовой) досылатель элементов выстрела из кассеты в пушку, привод крышки люка выброса поддона и подвижного лотка, электромеханический стопор пушки на угле заряжания и блок управления. Для получения увеличенного отката автомат заряжания имеет уширенную раму подъемника кассеты, внутрь которой входят детали механизма улавливания и удаления стреляных поддонов при откате. Механизм улавливания и удаления поддона размещен на торцевой части казенника пушки с возможностью задержки поддона. Механизм выполнен так, что обеспечивается возможность временно перекрывать тыльную сторону торцевой части казенника пушки и при последующем движении стреляного поддона продуть зону казенника воздухом системы очистки. Последняя имеет воздуховод от фильтровентиляционного устройства в зону казенника пушки и на рабочие места экипажа с использованием вращающегося воздушного устройства. Форма и размеры конвейера автомата заряжания позволяют членам экипажа перемещаться внутри машины из боевого отделения в отделение управления вдоль бортов корпуса.


СПТП 2С25 «Спрут-СД» после приземления

Корпус и башня СПТП 2С25 выполнены из алюминиевого броневого сплава, лобовая часть башни усилена стальными накладками. На башне смонтирована 81-мм установка системы 902В «Туча». СПТП оснащена системой защиты от массового поражения.

В МТО установлен четырехтактный многотопливный дизельный двигатель 2В-06-2С, развивающий мощность 510 л.с, и сблокированная с ним гидромеханическая трансмиссия. Трансмиссия включает гидрообъемный механизм поворота и обеспечивает пять скоростей переднего и столько же заднего хода.

Ходовая часть включает на один борт семь опорных катков, четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо - заднего расположения. Высокая (28,3 л.с./т) удельная мощность двигателя в сочетании с гидропневматической подвеской и небольшим удельным давлением на грунт обеспечила машине хорошие ходовые характеристики.

Водные преграды «Спрут-СД» преодолевает без дополнительных приспособлений, движение на плаву обеспечивают два водомета. Машина обладает хорошими мореходными качествами: при волнении до 3 баллов она может не только с ходу преодолевать водные преграды, но и вести прицельный огонь в переднем секторе обстрела, равном ±35°.

СПТП 2С25 «Спрут-СД» транспортируется самолетами военно-транспортной авиации. Авиадесантирование осуществляется парашютным способом.

Тактико-технические характеристики 2С25 «Спрут-СД»

Полная масса, т..................................................18
Экипаж, чел..........................................................3

Авиатранспортирование.............самолетами типа Ил-76(М,МД),Ан-22

Высота на рабочем клиренсе, мм..................................................2720 (сдатчиком ветра - 2980)
Длина с пушкой вперед, мм............................9771
Длина по корпусу, мм......................................7070
Ширина, мм....................................................3152
Клиренс, мм............................................. 100-500 (рабочий - 420)

Вооружение пушка:
- марка........................................................2А75
- калибр (мм), тип..............125, гладкоствольная
- заряжание......................................раздельное, автоматическое
- скорострельность, выстр./мин.......................7

пулемет:
-марка..............................................ПКТ(ПКТМ)
- калибр, мм.................................................7,62

Углы наведения вооружения:
- по горизонту.................................................360"
- по вертикали вперед.....................От -5"до +15"
- по вертикали назад (на корму)......От-3"до+17"

Боекомплект:
- выстрелов к пушке.....................40 (из них 22 - в автомате заряжания)
- типы выстрелов................осколочно-фугасный, кумулятивный, бронебойный подкалиберный, ПТУРЗУБК14 (запуск через ствол пушки)
- патронов.....................................................2000

Броневая защита:
- лобовая....................от огня 12,7-мм пулеметов (в секторе ±40")
- круговая........................от огня 7,62-мм оружия

Двигатель:
- тип.............................................четырехтактный 6-цилиндровый дизельный с газотрубинным турбонаддувом, непосредственным впрыском топлива, жидкостного охлаждения
- марка..................................................2В-06-2С
- мощность, л.с. (кВт) .............................510(375)

Трансмиссия..........................гидромеханическая, с гидрообъемным механизмом поворота

Подвеска опорных катков............индивидуальная пневматическая

Гусеница........................стальная, двухгребневая, цевочного зацепления, с последовательными резинометаллическими шарнирами

Ширина трака основной
гусеницы, мм...................................................380

Водоходный движитель, тип......гидрореактивный

Максимальная скорость, км/ч:
- по шоссе.................................................70-71
- наплаву..........................................................10

Средняя скорость по сухой
грунтовой дороге, км/ч...............................47-49

Запас хода:
- по шоссе, км.................................................500
- по грунтовой дороге, км...............................350
- наплаву, ч.......................................................10

Удельное давление на грунт, кг/см2.................0,53

Первоначально планировалось десантирование с помощью парашютно-реактивных средств. Разработка, получившая обозначение П260, велась заводом «Универсал» (г. Москва) совместно с НИИ Парашютостроения (г. Москва, парашютная система) и НПО «Искра» (г. Пермь, пороховые ракетные двигатели). За основу взяли парашютно-реактивные средства П235, разработанные для десантирования БМП-3; в качестве базового ракетного блока рассматривался выпускавшийся НПО «Искра» тормозной ракетный двигатель, заимствованный из состава системы мягкой посадки спускаемого космического аппарата типа «Союз». Технический проект ПРС П260 для «Спрута-СД» был рассмотрен и защищен в 1986 г.

Хотя было изготовлено несколько опытных образцов ПРС и проведен полный цикл предварительных наземных испытаний, анализ работоспособности ПРС выявил большое количество недостатков, заключающихся, прежде всего, в сложности и громоздкости конструкции кассетного блока ПРД, высокой стоимости изготовления и сложности в эксплуатации. В процессе предварительных летных испытаний выявились проблемы в работе выбранной парашютной системы. Кроме того, ПРС требовали более высокой квалификации обслуживающего персонала. Да и сложившаяся в ходе «рыночных реформ» тяжелая экономическая ситуация в стране не позволяла обеспечить тормозными двигательными установками даже проведение испытаний средств П260.

В результате совместным решением ВВС, ВДВ и МКПК «Универсал» от 30 мая 1994 г. вариант ПРС отменили и утвердили разработку средств «Спрут-ПДС» в варианте многокупольной парашютной бесплатформенной системы с воздушной амортизацией, максимально унифицированной по принципам работы, узлам и комплектующим с серийными средствами десантирования ПБС-950 для БМД-3. Парашютный вариант средств десантирования «Спрут-ПДС» получил обозначение П260М. Отличия конструкции П260М от ПБС-950 обусловлены увеличением массы и габаритов самого объекта десантирования.

Основу средств П-260М составили 14-купольная парашютная система МКС-350-14М (на основе унифицированного блока с парашютом площадью 350 м2) с вытяжной парашютной системой ВПС-14 и воздушная амортизация принудительного наполнения с механическим блоком наддува (унифицирован с ПБС-950). Минимальную высоту десантирования пришлось увеличить с указанных в ТТЗ трехсот до четырехсот метров.

Тут снова проявился развал комплексной системы разработки объектов вооружения ВДВ, средств их десантирования и самолетов военно-транспортной авиации: к моменту принятия СПТП 2С25 «Спрут-СД» на вооружение средства П260М только проходили летно-конструкторские испытания, а модернизированный самолет Ил-76МД-90 - летные испытания.

Доработка конструкции 2С25 «Спрут-СД», сказавшаяся на внешних обводах машины, потребовала внесения изменений и в средства десантирования. На настоящий момент средства десантирования П260М в вариантах для десантирования «Объекта 952» и «Объекта 952А» доведены до этапа государственных испытаний.



К особенностям П260М относятся отсутствие центрального узла (каретки для крепления груза к монорельсу закреплены непосредственно на корпусе машины) и введение гайдропной системы ориентации десантируемого объекта по направлению ветра. При этом роль гайдропа играет передняя каретка, отсоединяемая после выхода объекта из самолета при десантировании. Подвесная система включает автоотцепку с 12-секундным пирозамедлителем. Масса средств десантирования находится в пределах 1802-1902 кг, что обеспечивает полетную массу моногруза около 20000 кг.

Из самолета Ил-76 возможно десантирование одного объекта, из Ил-76М (МД) - двух. Высота десантирования над площадкой приземления - от 400 до 1500 м при скорости полета самолета по прибору 300-380 км/ч. Максимальные вертикальные перегрузки при приземлении - 15 g. Для быстрого приведения машины в боевую готовность после приземления служит система ускоренной расшвартовки. Без ее применения время освобождения машины от средств десантирования вручную на испытаниях не превышало 3 мин.

25 марта 2010 г. в рамках учений 76-й десантно-штурмовой дивизии на площадку приземления Кислово под Псковом в составе парашютного десанта в числе 14 единиц боевой техники были успешно десантированы СПТП 2С25 «Спрут-СД» и БМД-4М. 25 августа того же года проведены аналогичные сбрасывания «Спрут-СД» и БМД-4М на площадку приземления Будихино под г.Кострома.