Сегодня Китай предоставляет ООН больше миротворцев, чем все члены СБ вместе взятые, является одним из лидеров различных экономических программ Организации. Какое место в условиях своего глобального возвышения Пекин в дальнейшем отводит ООН? Будет ли Пекин всемерно повышать ее роль, превращая в важное средство глобального управления миром, или поддержит идею о минимизации функций ООН?
Путь в ООН. Кто помогал и кто мешал?
Многолетняя история восстановления прав КНР в ООН полна драм и интриг. Она успешно завершилась для Пекина 25 октября 1971 г. Тогда Тайвань был исключен из ООН. Его места в организации были переданы КНР, и с 1971 года Китай представлен в ООН только центральным правительством. Таким образом, принцип «одного Китая» восторжествовал в рамках ООН. Оставим пока в стороне эти любопытные сюжеты, в которых еще есть свои нераскрытые вопросы, включая истинную роль американской (Г. Киссенджер и др.) и советской дипломатии. На 26-й сессии ГА 76-ю голосами «за», при 35 «против» и 17 «воздержавшихся» вопрос решился в пользу «одного Китая» (КНР). Любопытный читатель может открыть любой справочник и узнать названия 76 государств, помогавших, и 35 - мешавших китайскому возрождению в ООН. В итоге Тайвань («Китайская Республика») был «удален» из этого самого представительного «международного клуба». Началась новая «эра» китайского представительства в ООН.
42-летний период пребывания не был для Поднебесной формальным. Китайская дипломатия активно продвигала свое видение мира и место КНР в нем, лоббировала интересы стран третьего мира, лидером которого Китай всегда выступал (и выступает), боролась против тайваньского сепаратизма и на определенном этапе - против «советского гегемонизма и ревизионизма».
Обиды и надежды. Почему КНР не нравился Курт Вальдхайм?
Тайваньская мотивация в те годы часто определяла избирательность применения самого грозного оружия Организации - право вето в СБ (15 членов). Китай в свое время ветировал западные проекты резолюций на поддержку стран (Гватемала, Македония), имевших официальные отношения с Тайбэем.
Блокирование кандидатуры известного европейского политика Курта Вальдхайма (1981) и продвижение на пост Генерального секретаря перуанца Хавьера Переса дэ Куэльяра было, скорее, посланием третьему миру.
В 1990-е годы, в условиях начала китайских реформ, просматриваются некие новые элементы в ооновской политике Китая. КНР активно включается в процесс укрепления договорно-правовой системы, подписывает ряд ключевых документов в области нераспространения, включая запрещение использования химического оружия и пр. Неким вызовом Западу, постоянно обвиняющему Китай в нарушении прав человека, стало подписание КНР (1998) «Конвенции о гражданских и политических правах». Однако тогда все это и в мире в целом, и в ООН в частности, воспринималось как частные и несистемные попытки Пекина как-то скорректировать свой имидж.
Новая мотивация. ООН и «китайская мечта»?
Совсем иначе мировая общественность воспринимает китайские предложения в ООН сегодня. Глобализация ооновской деятельности, возможно, началась с 2005 года. Тогдашний председатель КНР Ху Цзиньтао на юбилейном собрании стран-участниц по случаю 60-летия образования ООН изложил китайское видение «гармоничного мира…на основе культурно-цивилизационного многообразия».
Суммируя идеи нынешнего китайского лидера Си Цзиньпина о достижении «китайской мечты», «национальном возрождении КНР» и более ранние высказывания предыдущих руководителей, можно предположить, что к очередной сессии ГА ООН мир, возможно, услышит обновленную китайскую версию «мира, ответственности и развития».
Изменилось отношение КНР к функциональным средствам ООН: праву вето, миротворчеству, экономической и гуманитарной помощи и др. От разовых тактических акций Китай перешел к системному использованию всех возможных ресурсов и механизмов Организации. Причем изменилась и мотивация. Сегодня это - мотивация повышения роли Поднебесной в глобальном управлении миром. На наших глазах происходит быстрая эволюция позиции КНР в ООН.
Право вето. Кто срывает американские планы на Ближнем Востоке?
Знаковым и показательным примером этой эволюции стал «сирийский случай». «Сирийский кейс» - это попытка создания системы нового глобального управления Китаем, включая использование механизмов ООН. Впервые Китай и Россия, используя ресурсы права вето, выступили глобальными регуляторами ближневосточного процесса. Впервые в «постбиполярной» (после 1991 г.) истории задуманный США и Западом проект провалился. Российско-китайское ветирование разрушило, казалось бы, уже предопределенный в Вашингтоне сценарий большой войны на Ближнем Востоке и раздела Сирии.
На дальнейшее возвышение Поднебесной в Организации указывает и позиция ее руководителя Пан Ги Муна, который на встрече с председателем КНР Си Цзиньпином 19 июня 2013 г. призвал Китай играть «большую роль в решении глобальных и региональных проблем». В частности, именно тогда он сказал, что КНР «…предоставляет ООН больше миротворцев, чем все остальные постоянные члены Совбеза вместе взятые».
Генсек назвал три главных вызова для «голубых касок» ООН: угрозы миротворцам от террористов-смертников, недостаточность оснащения миротворческих сил (использование беспилотников и др.), «необходимость постоянной и устойчивой политической и материальной поддержки со стороны Совбеза ООН ». Скорее всего, Пан Ги Мун не просто так информировал китайского руководителя, а надеялся на позитивный ответ и обещание помощи. Надежды оправдались. Си Цзиньпин пообещал, что «Китай будет активизировать свои усилия» по ключевым проблемам в «поддержку Целей развития тысячелетия ООН ».
Реформирование ООН. Какой расклад выгоден Пекину и Москве?
Часть китайских экспертов выступает за радикальное реформирование ООН и расширение состава членов СБ, включая ее постоянных членов из числа крупных развивающихся стран. Другая часть, наоборот, призывает к большей осторожности при расширении этого института.
Само же руководство КНР, выступая за реформы, тем не менее достаточно сдержанно относится к каким-либо глубоким переменам в Организации. Объективно, большинство ооновских программ и проектов в настоящее время работает на мирное «возвышение» Китая. Сформировалась надежная российско-китайская «связка» в пятерке постоянных представителей СБ, которая является дополнительной гарантией многих китайских глобальных и региональных инициатив.
Для России такой расклад объективно выгоден. Китайское «возвышение» в ООН не противоречит российским целям и задачам ни в рамках Организации, ни в отдельных регионах мира. Более того, возможно, что в «сирийском случае» Россия в одиночку (без поддержки Китая) и не рискнула бы использовать свое право вето. Равно, как и наоборот.
Специально для безграмотных и дурно воспитанных - в столбце "Дата вступления в ООН" для Российской Федерации указано: "24 октября 1945 года (СССР)", т.е. в 45 году членом этой международной организации стал Союз Советских Социалистических Республик. Стоит отметить, что основы деятельности ООН и её структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции, т.е. СССР в том числе.
После распада СССР в конце 1991 года Российская Федерация была признана международным сообществом как государство-продолжатель СССР в вопросах ядерного потенциала, внешнего долга, государственной собственности за рубежом, а также членства в Совете Безопасности ООН, т.е. Российская Федерация является полноправным правопреемником СССР - с международно-правовой точки зрения это одно и тоже государство, следовательно членство нашей страны в рядах ООН с 1945 года бесспорно.
Для повышения вашего уровня интеллекта:
Правопреемство государств - это переход прав и обязанностей одного государства другому государству или смена одного государства другим государством в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.
Правопреемство происходит в случаях перехода территории одного государства другому государству, а также в случаях образования новых государств. В связи с этим различают:
- Разделение - государство распалось на два (и более) государства. Старое государство исчезает, на его месте возникают новые
- Выделение - из государства выделилась часть, но само государство осталось
- Объединение - два и более государства становятся одним
- Присоединение - одно государство присоединяется к другому
Восполню ваш образовательный пробел и по другому вопросу. Вы заявляете, что Российской Федерации в 1945 году "и в помине не было..." - если вы из-за умственной ограниченности не смогли выучить историю своей страны, то это не значит, что РФ не существовало. Вот вам исторический факт: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (официальная аббревиатура РСФСР) - союзная республика в составе СССР с 1922 по 1991 г. Провозглашена 25 октября (7 ноября) 1917 в результате Октябрьской революции как Российская Советская Республика. С 19 июля 1918 года официально именовалась Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Название Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика было введено Конституцией СССР 1936 года и Конституцией РСФСР 1937 года. Наряду с вышеперечисленными официальными названиями в советский период также широко использовались такие неофициальные названия как Российская Федерация и Россия.
P.S. Как совет - попытайтесь перейти с жаргона люмпена на нормальный русский язык...
ЖЕНЕВА, 12 июля. /ТАСС/. Всего 37 стран, включая Россию, высказались против попыток западных стран очернить политику Китая в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. В письме, представленном в пятницу на 41-й сессии Совета ООН по правам человека (СПЧ) и переданном в Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ), они отметили открытость действий КНР, пригласившей дипломатов, журналистов и представителей международных организаций посетить Синьцзян, и призвали структуры ООН, включая СПЧ, "вести свою работу объективно и беспристрастно".
Поводом для демарша 37 стран послужило направленное в среду в ООН письмо, подписанное послами 22 западных государств. В нем говорилось об обеспокоенности по поводу соблюдения прав уйгуров и других меньшинств Синьцзян-Уйгурском автономном районе.
Ответное письмо представил в пятницу на сессии СПЧ китайский посол. В послании говорится, что работа Совета "должна вестись в объективной, транспарентной, неселективной, конструктивной, неконфронтационной и неполитизированной манере". Подчеркнута неприемлемость "политизации вопросов прав человека" и "публичного давления" на страны. Авторы письма напоминают, что "терроризм, сепаратизм и религиозный экстремизм нанес огромный ущерб народу и всем этническим группам в Синьцзяне". Китай предпринял шаги по борьбе с терроризмом и радикализмом, включая создание центров образования и профессиональной подготовки, и сейчас "безопасность вернулась в Синьцзян", и там защищены права всех этнических групп.
"Мы приветствуем приверженность Китая открытости и транспарентности", - отмечается в письме. Свидетельством является приглашение дипломатов, журналистов и представителей международных организаций в Синьцзян. "Увиденное и услышанное ими в Синьцзяне полностью противоречит тому, что сообщала [западная] пресса, - говорится в послании. - Мы призываем соответствующие страны воздержаться от выдвижения необоснованных обвинений против Китая, базирующихся на неподтвержденной информации".
Это письмо подписавшие его страны попросили зарегистрировать в качестве официального документа сессии СПЧ. Среди них - Россия, Белоруссия, Куба, Сирия, Венесуэла, КНДР, Алжир, Нигерия, Катар, Оман и Саудовская Аравия.
Совет ООН по правам человека рассмотрел на 41-й сессии (24 июня - 12 июля) ситуацию почти в 30 странах, в том числе на Украине, в Венесуэле, Мьянме, Судане, Демократической Республике Конго и Бурунди. СПЧ - межправительственный орган системы ООН. Он был создан в 2006 году. В его составе 47 государств, каждое из которых избирается большинством голосов членов Генассамблеи ООН путем прямого тайного голосования. Россия в этом году не входит в СПЧ, но активно участвует в его работе.
Ситуация в Синьцзяне
Находящийся на северо-западе Китая Синьцзян-Уйгурский автономный район населен одним из наиболее многочисленных национальных меньшинств КНР - уйгурами, большинство которых исповедует ислам. По данным властей Китая, в Синьцзяне действуют сепаратистские группировки, связанные с международным террористическим исламистским подпольем.
В августе 2018 года представители УВКПЧ заявили, что в их распоряжение поступили "объективные данные" о том, что в исправительных лагерях Синьцзян-Уйгурского автономного района якобы "могут противозаконно содержаться" до 1 млн уйгуров. Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет предложила отправить наблюдателей в этот регион, высказав обеспокоенность по поводу ситуации.
Власти Китая многократно опровергали информацию о создании масштабной сети пенитенциарных учреждений в Синьцзяне. В конце 2018 года они впервые подтвердили, что в регионе функционируют "центры образования и профессиональной подготовки". По заявлению китайских официальных лиц, в них содержатся "попавшие под влияние идей терроризма и экстремизма лица", где их обучают китайскому языку, основам письма, повышению коммуникативных навыков, основам законодательства КНР. При этом точное число проживающих в этих центрах лиц власти Китая не публиковали.