Входит ли китай в оон. Почему Китай поддерживает Россию в ООН и вообще на мировой арене? Факты об Организации Объединенных Наций

Сегодня Китай предоставляет ООН больше миротворцев, чем все члены СБ вместе взятые, является одним из лидеров различных экономических программ Организации. Какое место в условиях своего глобального возвышения Пекин в дальнейшем отводит ООН? Будет ли Пекин всемерно повышать ее роль, превращая в важное средство глобального управления миром, или поддержит идею о минимизации функций ООН?

Путь в ООН. Кто помогал и кто мешал?

Многолетняя история восстановления прав КНР в ООН полна драм и интриг. Она успешно завершилась для Пекина 25 октября 1971 г. Тогда Тайвань был исключен из ООН. Его места в организации были переданы КНР, и с 1971 года Китай представлен в ООН только центральным правительством. Таким образом, принцип «одного Китая» восторжествовал в рамках ООН. Оставим пока в стороне эти любопытные сюжеты, в которых еще есть свои нераскрытые вопросы, включая истинную роль американской (Г. Киссенджер и др.) и советской дипломатии. На 26-й сессии ГА 76-ю голосами «за», при 35 «против» и 17 «воздержавшихся» вопрос решился в пользу «одного Китая» (КНР). Любопытный читатель может открыть любой справочник и узнать названия 76 государств, помогавших, и 35 - мешавших китайскому возрождению в ООН. В итоге Тайвань («Китайская Республика») был «удален» из этого самого представительного «международного клуба». Началась новая «эра» китайского представительства в ООН.

42-летний период пребывания не был для Поднебесной формальным. Китайская дипломатия активно продвигала свое видение мира и место КНР в нем, лоббировала интересы стран третьего мира, лидером которого Китай всегда выступал (и выступает), боролась против тайваньского сепаратизма и на определенном этапе - против «советского гегемонизма и ревизионизма».

Обиды и надежды. Почему КНР не нравился Курт Вальдхайм?

Тайваньская мотивация в те годы часто определяла избирательность применения самого грозного оружия Организации - право вето в СБ (15 членов). Китай в свое время ветировал западные проекты резолюций на поддержку стран (Гватемала, Македония), имевших официальные отношения с Тайбэем.

Блокирование кандидатуры известного европейского политика Курта Вальдхайма (1981) и продвижение на пост Генерального секретаря перуанца Хавьера Переса дэ Куэльяра было, скорее, посланием третьему миру.

В 1990-е годы, в условиях начала китайских реформ, просматриваются некие новые элементы в ооновской политике Китая. КНР активно включается в процесс укрепления договорно-правовой системы, подписывает ряд ключевых документов в области нераспространения, включая запрещение использования химического оружия и пр. Неким вызовом Западу, постоянно обвиняющему Китай в нарушении прав человека, стало подписание КНР (1998) «Конвенции о гражданских и политических правах». Однако тогда все это и в мире в целом, и в ООН в частности, воспринималось как частные и несистемные попытки Пекина как-то скорректировать свой имидж.

Новая мотивация. ООН и «китайская мечта»?

Совсем иначе мировая общественность воспринимает китайские предложения в ООН сегодня. Глобализация ооновской деятельности, возможно, началась с 2005 года. Тогдашний председатель КНР Ху Цзиньтао на юбилейном собрании стран-участниц по случаю 60-летия образования ООН изложил китайское видение «гармоничного мира…на основе культурно-цивилизационного многообразия».

Суммируя идеи нынешнего китайского лидера Си Цзиньпина о достижении «китайской мечты», «национальном возрождении КНР» и более ранние высказывания предыдущих руководителей, можно предположить, что к очередной сессии ГА ООН мир, возможно, услышит обновленную китайскую версию «мира, ответственности и развития».

Изменилось отношение КНР к функциональным средствам ООН: праву вето, миротворчеству, экономической и гуманитарной помощи и др. От разовых тактических акций Китай перешел к системному использованию всех возможных ресурсов и механизмов Организации. Причем изменилась и мотивация. Сегодня это - мотивация повышения роли Поднебесной в глобальном управлении миром. На наших глазах происходит быстрая эволюция позиции КНР в ООН.

Право вето. Кто срывает американские планы на Ближнем Востоке?

Знаковым и показательным примером этой эволюции стал «сирийский случай». «Сирийский кейс» - это попытка создания системы нового глобального управления Китаем, включая использование механизмов ООН. Впервые Китай и Россия, используя ресурсы права вето, выступили глобальными регуляторами ближневосточного процесса. Впервые в «постбиполярной» (после 1991 г.) истории задуманный США и Западом проект провалился. Российско-китайское ветирование разрушило, казалось бы, уже предопределенный в Вашингтоне сценарий большой войны на Ближнем Востоке и раздела Сирии.

На дальнейшее возвышение Поднебесной в Организации указывает и позиция ее руководителя Пан Ги Муна, который на встрече с председателем КНР Си Цзиньпином 19 июня 2013 г. призвал Китай играть «большую роль в решении глобальных и региональных проблем». В частности, именно тогда он сказал, что КНР «…предоставляет ООН больше миротворцев, чем все остальные постоянные члены Совбеза вместе взятые».

Генсек назвал три главных вызова для «голубых касок» ООН: угрозы миротворцам от террористов-смертников, недостаточность оснащения миротворческих сил (использование беспилотников и др.), «необходимость постоянной и устойчивой политической и материальной поддержки со стороны Совбеза ООН ». Скорее всего, Пан Ги Мун не просто так информировал китайского руководителя, а надеялся на позитивный ответ и обещание помощи. Надежды оправдались. Си Цзиньпин пообещал, что «Китай будет активизировать свои усилия» по ключевым проблемам в «поддержку Целей развития тысячелетия ООН ».

Реформирование ООН. Какой расклад выгоден Пекину и Москве?

Часть китайских экспертов выступает за радикальное реформирование ООН и расширение состава членов СБ, включая ее постоянных членов из числа крупных развивающихся стран. Другая часть, наоборот, призывает к большей осторожности при расширении этого института.

Само же руководство КНР, выступая за реформы, тем не менее достаточно сдержанно относится к каким-либо глубоким переменам в Организации. Объективно, большинство ооновских программ и проектов в настоящее время работает на мирное «возвышение» Китая. Сформировалась надежная российско-китайская «связка» в пятерке постоянных представителей СБ, которая является дополнительной гарантией многих китайских глобальных и региональных инициатив.

Для России такой расклад объективно выгоден. Китайское «возвышение» в ООН не противоречит российским целям и задачам ни в рамках Организации, ни в отдельных регионах мира. Более того, возможно, что в «сирийском случае» Россия в одиночку (без поддержки Китая) и не рискнула бы использовать свое право вето. Равно, как и наоборот.

Специально для безграмотных и дурно воспитанных - в столбце "Дата вступления в ООН" для Российской Федерации указано: "24 октября 1945 года (СССР)", т.е. в 45 году членом этой международной организации стал Союз Советских Социалистических Республик. Стоит отметить, что основы деятельности ООН и её структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции, т.е. СССР в том числе.

После распада СССР в конце 1991 года Российская Федерация была признана международным сообществом как государство-продолжатель СССР в вопросах ядерного потенциала, внешнего долга, государственной собственности за рубежом, а также членства в Совете Безопасности ООН, т.е. Российская Федерация является полноправным правопреемником СССР - с международно-правовой точки зрения это одно и тоже государство, следовательно членство нашей страны в рядах ООН с 1945 года бесспорно.

Для повышения вашего уровня интеллекта:

Правопреемство государств - это переход прав и обязанностей одного государства другому государству или смена одного государства другим государством в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

Правопреемство происходит в случаях перехода территории одного государства другому государству, а также в случаях образования новых государств. В связи с этим различают:

  • Разделение - государство распалось на два (и более) государства. Старое государство исчезает, на его месте возникают новые
  • Выделение - из государства выделилась часть, но само государство осталось
  • Объединение - два и более государства становятся одним
  • Присоединение - одно государство присоединяется к другому

Восполню ваш образовательный пробел и по другому вопросу. Вы заявляете, что Российской Федерации в 1945 году "и в помине не было..." - если вы из-за умственной ограниченности не смогли выучить историю своей страны, то это не значит, что РФ не существовало. Вот вам исторический факт: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (официальная аббревиатура РСФСР) - союзная республика в составе СССР с 1922 по 1991 г. Провозглашена 25 октября (7 ноября) 1917 в результате Октябрьской революции как Российская Советская Республика. С 19 июля 1918 года официально именовалась Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Название Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика было введено Конституцией СССР 1936 года и Конституцией РСФСР 1937 года. Наряду с вышеперечисленными официальными названиями в советский период также широко использовались такие неофициальные названия как Российская Федерация и Россия.

P.S. Как совет - попытайтесь перейти с жаргона люмпена на нормальный русский язык...

ЖЕНЕВА, 12 июля. /ТАСС/. Всего 37 стран, включая Россию, высказались против попыток западных стран очернить политику Китая в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. В письме, представленном в пятницу на 41-й сессии Совета ООН по правам человека (СПЧ) и переданном в Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ), они отметили открытость действий КНР, пригласившей дипломатов, журналистов и представителей международных организаций посетить Синьцзян, и призвали структуры ООН, включая СПЧ, "вести свою работу объективно и беспристрастно".

Поводом для демарша 37 стран послужило направленное в среду в ООН письмо, подписанное послами 22 западных государств. В нем говорилось об обеспокоенности по поводу соблюдения прав уйгуров и других меньшинств Синьцзян-Уйгурском автономном районе.

Ответное письмо представил в пятницу на сессии СПЧ китайский посол. В послании говорится, что работа Совета "должна вестись в объективной, транспарентной, неселективной, конструктивной, неконфронтационной и неполитизированной манере". Подчеркнута неприемлемость "политизации вопросов прав человека" и "публичного давления" на страны. Авторы письма напоминают, что "терроризм, сепаратизм и религиозный экстремизм нанес огромный ущерб народу и всем этническим группам в Синьцзяне". Китай предпринял шаги по борьбе с терроризмом и радикализмом, включая создание центров образования и профессиональной подготовки, и сейчас "безопасность вернулась в Синьцзян", и там защищены права всех этнических групп.

"Мы приветствуем приверженность Китая открытости и транспарентности", - отмечается в письме. Свидетельством является приглашение дипломатов, журналистов и представителей международных организаций в Синьцзян. "Увиденное и услышанное ими в Синьцзяне полностью противоречит тому, что сообщала [западная] пресса, - говорится в послании. - Мы призываем соответствующие страны воздержаться от выдвижения необоснованных обвинений против Китая, базирующихся на неподтвержденной информации".

Это письмо подписавшие его страны попросили зарегистрировать в качестве официального документа сессии СПЧ. Среди них - Россия, Белоруссия, Куба, Сирия, Венесуэла, КНДР, Алжир, Нигерия, Катар, Оман и Саудовская Аравия.

Совет ООН по правам человека рассмотрел на 41-й сессии (24 июня - 12 июля) ситуацию почти в 30 странах, в том числе на Украине, в Венесуэле, Мьянме, Судане, Демократической Республике Конго и Бурунди. СПЧ - межправительственный орган системы ООН. Он был создан в 2006 году. В его составе 47 государств, каждое из которых избирается большинством голосов членов Генассамблеи ООН путем прямого тайного голосования. Россия в этом году не входит в СПЧ, но активно участвует в его работе.

Ситуация в Синьцзяне

Находящийся на северо-западе Китая Синьцзян-Уйгурский автономный район населен одним из наиболее многочисленных национальных меньшинств КНР - уйгурами, большинство которых исповедует ислам. По данным властей Китая, в Синьцзяне действуют сепаратистские группировки, связанные с международным террористическим исламистским подпольем.

В августе 2018 года представители УВКПЧ заявили, что в их распоряжение поступили "объективные данные" о том, что в исправительных лагерях Синьцзян-Уйгурского автономного района якобы "могут противозаконно содержаться" до 1 млн уйгуров. Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет предложила отправить наблюдателей в этот регион, высказав обеспокоенность по поводу ситуации.

Власти Китая многократно опровергали информацию о создании масштабной сети пенитенциарных учреждений в Синьцзяне. В конце 2018 года они впервые подтвердили, что в регионе функционируют "центры образования и профессиональной подготовки". По заявлению китайских официальных лиц, в них содержатся "попавшие под влияние идей терроризма и экстремизма лица", где их обучают китайскому языку, основам письма, повышению коммуникативных навыков, основам законодательства КНР. При этом точное число проживающих в этих центрах лиц власти Китая не публиковали.