Мерило основной признак чего либо. Фундаментальные исследования

κριτήριον - способность различения, средство суждения, мерило) - признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям (мере). Особо выделяют критерии истинности знания . Различают логические (формальные) и эмпирические (экспериментальные) критерии истинности. Формальным критерием истины служат логические законы : истинно всё, что не заключает в себе противоречия, логически правильно. Эмпирическим критерием истинности служит соответствие знаний экспериментальным данным, например: «критерий пригодности объекта», «критерий превосходства объекта», «критерий достоверности результатов», «критерий достаточности испытаний». Вопросом о критериях истины, выставляемых разными философскими школами, занимается теория познания или гносеология .

Критерий в квалиметрии - условие, накладывающееся на показатель свойства предмета исследования.

См. также

Напишите отзыв о статье "Критерий"

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Критерий

Противоречие это происходит оттого, что военная наука принимает силу войск тождественною с их числительностию. Военная наука говорит, что чем больше войска, тем больше силы. Les gros bataillons ont toujours raison. [Право всегда на стороне больших армий.]
Говоря это, военная наука подобна той механике, которая, основываясь на рассмотрении сил только по отношению к их массам, сказала бы, что силы равны или не равны между собою, потому что равны или не равны их массы.
Сила (количество движения) есть произведение из массы на скорость.
В военном деле сила войска есть также произведение из массы на что то такое, на какое то неизвестное х.
Военная наука, видя в истории бесчисленное количество примеров того, что масса войск не совпадает с силой, что малые отряды побеждают большие, смутно признает существование этого неизвестного множителя и старается отыскать его то в геометрическом построении, то в вооружении, то – самое обыкновенное – в гениальности полководцев. Но подстановление всех этих значений множителя не доставляет результатов, согласных с историческими фактами.
А между тем стоит только отрешиться от установившегося, в угоду героям, ложного взгляда на действительность распоряжений высших властей во время войны для того, чтобы отыскать этот неизвестный х.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%E8%F2%E5%F0%E8%E9

Крите́рий (др.-греч. κριτήριον - способность различения, средство суждения, мерило) - признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям (мере). Особо выделяют критерииистинности знания . Различают логические (формальные) и эмпирические (экспериментальные) критерии истинности. Формальным критерием истины служатлогические законы : истинно всё, что не заключает в себе противоречия, логически правильно. Эмпирическими критериями истинности служит соответствие знаний экспериментальным данным, например: «критерий пригодности объекта», «критерий превосходства объекта», «критерий достоверности результатов», «критерий достаточности испытаний». Вопросом о критериях истины, выставляемых разными философскими школами, занимаетсятеория познания илигносеология .

Критерий в квалиметрии - условие, накладывающееся напоказатель свойства предмета исследования.

Значение слова Критерий по Ожегову: Критерий -Мерило оценки, сужденияКритерий в Энциклопедическом словаре: Критерий - (отгреч. kriterion -средство для суждения) -признак, на основании которого производитсяоценка, определение или классификация чего-либо;мерило оценки.Значение слова Критерий по Бизнес словарю: Критерий -признак, на основании которого производятсяоценка, классификация. Значение слова Критерий по словарю Ушакова: КРИТЕРИЙ критерия, м. (греч. kriterion -средство для решения) (книжн.).признак, на основании к-рого производитсяоценка, определение, классификация чего-н.,мерило. Верный критерий. Критерий истины.Этот признак служит критерием (чего-н. или для чего-н.).

http://enc-dic.com/synonym/Kriteri-123263/

Критерий `Толковый словарь Ефремовой`

м. (а также критериум) Признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-л.

Критерий `Большой энциклопедический словарь`

КРИТЕРИЙ (от греч. kriterion - средство для суждения) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

Критерий `Малый академический словарь`

критерий ,м. книжн.

Признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-л.; мерило.

Критерий ценности литературного произведения.

Пожалуй, одним из главных критериев в оценке Марксом гравюры являлась техническая точность линий. И. Н. Павлов, Моя жизнь и встречи.

[От греч. κριτήριον - средство для суждения, решения]

Малый академический словарь. - М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П. 1957-1984...

Критерий `Словарь иностранных слов`

[гр. kriterion] - существенный, отличительный признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-л.

(Источник: "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)

или критериум, лат. criterium, от греч. kriterion, от krino, сужу. Признак для распознания истины, которым руководствуется разум в составлении о ней суждения.

(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)

(лат. criterium). Верный признак для распознавания истины, которым руководствуется разум в составлении о ней суждения.

Критерий `Толковый словарь Кузнецова`

критерий

КРИТЕ́РИЙ [тэ́], -я;м. [от греч. kritērion - средство для суждения, решения]Книжн. Признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-л.; мерило.Выработать критерии оценки знаний учащихся. К. ценности литературного произведения. К. истины.

Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998

Критерий `Толковый словарь Ожегова`

[тэ], -я, м. (книжн.). Мерило оценки, суждения. К. истины. Верный к.

Критерий `Толковый словарь Ушакова`

критерия, м. (греч. kriterion - средство для решения) (книжн.). признак, на основании к-рого производится оценка, определение, классификация чего-н., мерило. Верный критерий. Критерий истины. Этот признак служит критерием (чего-н. или для чего-н.).

Критерий `Толковый словарь Дмитриева`

крите́рий

сущ. ,м. ,употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? крите́рия , чему?крите́рию , (вижу) что?крите́рий , чем?крите́рием , о чём?о крите́рии ;мн. что?крите́рии , (нет) чего?крите́риев , чему?крите́риям , (вижу) что?крите́рии , чем?крите́риями , о чём?о крите́риях

Критерий - это фактор, на основании которого вы судите о чём-либо или принимаете решение.

Критерий истин...

Критерий `Этимологический словарь русского языка`

критерий Заимств. в первой трети XIX в. из франц. яз., где critérium < лат.criterium , восходящего к греч.kriterion , суф. производному отkrinō «разделяю». См.кризис . Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004

Критерий `Большая Советская энциклопедия`

Критерий (от греч. kritērion - средство для суждения)

признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия 1969-1978

Критерий `Современная энциклопедия`

КРИТЕРИЙ (от греческого kriterion - средство для суждения), признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация> чего-либо; мерило оценки.

Критерий `Бизнес словарь`

Критерий `Психологическая энциклопедия`

Критерий `Естествознание. Энциклопедический словарь`

КРИТЕРИЙ

(от греч. kriterion - средство для суждения), признак, на основании к-рою производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

Естествознание. Энциклопедический словарь

Критерий `Философский словарь`

(от греч. kriterion средство для суждения) – признак, на основании которого производится оценка, средство проверки, -мерило оценки; в теории познания – признак истинности или ложности положения.

Критерий `Политический словарь`

Критерий (гр. kriterion средство для суждения) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-л., мерило оценки.

Критерий `Политология. Словарь.`

Критерий (от греч. kriterion средство для суждения)

признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

Политическая наука: Словарь-справочник сост. проф пол наук Санжаревский И.И. 2010

Критерий `Начала современного естествознания`

Критерий (от греч. kriterion) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

Начала современного естествознания. Тезаурус. - Ростов-на-Дону В.Н. Савченко, В.П. Смагин 2006

Критерий `Социологический словарь`

(от греч. criterion - признак, служащий основой оценки) - англ. criterion; нем. Kriterium. Мера оценки, определения, сопоставления явления или процесса; признак, являющийся основой классификации.

Критерий `Геологический толковый словарь`

Критерий ·χ2 - критерий значимости для проверки по наблюденным частотам гипотезы относительно вероятностей. Напр.: 1. Для проверки гипотезы о том, что вероятности некоторых т событии равны соответственно заданным числам р1, p2,..., рm , вводится мера:, где vi - наблюденное количество выборочных элементов, принадлежащих i-му событию; n - объем выборки, v1 + . . . + vm = п. Величина ·χ2 распределена асимпотически по закону ·χ2 с (n - 1) степенями свободы. Если Р{χ2 >χ20} = α, γде χ20 найдено по таблице при заданном α, то проверяемая гипотеза отвергается на уровне значимости α. 2. Для проверки независимости признаков A 1, ..., As; В., . . ., Вr вводят меру:, где vij - количество наблюдений, обладающих признаками Ai и bj, pi = P(Ai); pj = P(Bj); ...

Критерий `Энциклопедия Брокгауза и Ефрона`

Критерий (философ.) - мерило для оценки истинности суждения или факта. К. называется такое положение или признак, по которому можно определить истинность или ложность суждения. Формальным К. истины служат логические законы: все, что не заключает в себе внутреннего противоречия, логически возможно, но для того, чтобы быть истинным, оно должно соответствовать и материальному К., т. е. и фактическому содержанию мысли. Вопросом о К. истины, выставляемых разными философскими школами, занимается теория познания или гносеология. См. Теория познания.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890-1907

http://vslovare.ru/slovo/kriteriij

Критерий (от греч. criterion - признак, служащий основой оценки) - англ. criterion; нем. Kriterium. Мера оценки, определения, сопоставления явления или процесса; признак, являющийся основой классификации.

ВСловаре.Ру>Социологический словарь

Критерий признак, на основании которого производятся оценка, классификация.

ВСловаре.Ру>Бизнес словарь

Критерий (от греч. kriterion - средство для суждения) - признак, наосновании которого производится оценка, определение или классификациячего-либо; мерило оценки.

ВСловаре.Ру>Большой Энциклопедический Словарь

Критерий (гр. kriterion средство для суждения) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-л., мерило оценки.

ВСловаре.Ру>Политический словарь

Критерий - мерило; признак, на базе коего производится оценка, определение или классификация чего - либо.

ВСловаре.Ру>Психологический словарь

Критерий Величина стимула, при которой и выше которой наблюдатель - в эксперименте по детектированию сигнала - даст положительный ответ относительно его присутствия.

ВСловаре.Ру>Психологический словарь

Критерий 1. Вообще – стандарт, исходя из которого могут приниматься решения, делаться оценки или классификация. Более специальное значение: 2. Уровень достижений, который определяется целью, по степени приближения к которой оценивается прогресс. Это значение часто встречается в исследованиях научения, где устанавливается некоторый критерий, который принимается за свидетельство научения; например, в исследованиях памяти это одно полное безошибочное выполнение всего задания. 3. В теории распознавания сигнала – внутренняя точка в измерении нервной активности, ниже которой появляется реакция "нет сигнала" и выше которой – реакция "сигнал". Подробнее см. теория распознавания сигналов. 4. В статистике, зависимая переменная.

ВСловаре.Ру>Психологический словарь

Критерий признак, на основании которого производятся оценка, классификация.

ВСловаре.Ру>Экономический словарь

Критерий показатель, признак, на основании которого формируется оценка качества экономического объекта, процесса, мерило такой оценки. Например, критерий эффективности характеризует уровень эффективности системы, а критерий оптимальности - насколько система близка к оптимальному состоянию.

ВСловаре.Ру>Экономический словарь

Критерий (от греч. kriterion средство для суждения) - признак, на основании которого производится оценка, средство проверки, -мерило оценки; в теории познания - признак истинности или ложности положения.

ВСловаре.Ру>Философский словарь

Критерий (от греч.-средство для суждения): признак, знак, на основании которого производится оценка, средство проверки, мерило оценки; в теории познания – признак, позволяющий отличить истинное от ложного и делающий возможным суждение. истины, который ищут почти все философы, – это отличительный знак, при помощи которого мы можем ее узнать. Для эмпириков (как Юм) утверждение об истинности проистекает из ««чувства реальности», сопровождающего познание (которое обычно зависит от «привычки»). Для рационалистов (как Декарт) критерием истины будет чувство рациональности или чувство очевидности. Есть и другие взгляды на критерий истины. В евразийской философии термин критерий применяется для выявления признаков мудрости человека в отличие от его глупости.

ВСловаре.Ру>Философский словарь

Критерий (от греч. kriterion - средство для суждения) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки.

ВСловаре.Ру>Философский словарь

Критерий Мерило оценки, суждения

ВСловаре.Ру>Толковый словарь Ожегова

https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%EA%E0%E7%E0%F2%E5%EB%FC

Показатель - в большинстве случаев, обобщённаяхарактеристика какого-либообъекта ,процесса или его результата,понятия или ихсвойств , обычно, выраженная в численной форме:

http://slovarsbor.ru/w/%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C/

- ПОКАЗАТЕЛЬ : В математике: цифровое или буквенноевыражение , показывающее,сколько раз число ”или величина”, возводимое встепень , умножается само на себя -ПОКАЗАТЕЛЬ : данные, по к-рым можно судить о развитии и ходе чего-нибудь Показатели роста. Средние показатели.

Толковый словарь Ожегова

Показатель - , показателя, м. (книжн.). 1.Цифра или буква, обозначающаястепень , в к-рую возводится данноеколичество (мат.).

2. Явление или событие, по которому можно судить о ходе какого-н. процесса. Результаты выборов в Верховный Совет СССР - новый показатель морально-политического единства советского народа. Установить показатели социалистического соревнования. Качественные показатели.;

Толковый словарь Ушакова

1. м. Признак ,свидетельство чего-л. 2. м. устар. Тот, кто даетпоказания при допросе.

Толковый словарь Ефремовой

https://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9B%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2/%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C/

ПОКАЗАТЕЛЬ (в экономике) - выраженная числом характеристика какого-либо свойстваэкономического объекта ,процесса илирешения .

По экономическому содержанию П. могут быть натуральные ,стоимостные (денежные),трудовые. С точки зрения аспекта измерения:объемные (см.Объемы ),средние, предельные и приростные (дифференциальные), индексные (см.Индекс ).

В теории и практике автоматизированной обработки информации в П. (его называют такжеэлементарным П. ) выявляется следующаяструктура : количественное значение (основание ) и набор его содержательных признаков, называемыйидентификатором П. (или егопризначной частью ). Напр., П. “кредиторская задолженность, списанная на прибыль, в 2000 г. фактически 6598 млн руб.” имеем основанием число 6598, а остальное - основные и дополнительные (разъясняющие) признаки, составляющие его идентификатор. При обработке данных с идентификаторами проводятлогические операции , с основаниями - арифметические

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81

Индекс (лат. index - список, реестр, указатель, а также указательный палец) - число, буквы или другая комбинация символов, указывающая место элемента в совокупности или характеризующая состояние некоторой системы, например показатель активности, производительности, развития, изменения чего-либо.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%E4%E8%EA%E0%F2%EE%F0

Индикатор (лат. indicator - указатель) - прибор, устройство, информационная система, вещество, объект, отображающий изменения какого-либо параметра контролируемого процесса или состояния объекта в форме, наиболее удобной для непосредственного восприятия человеком визуально, акустически, тактильно или другим легко интерпретируемым способом.

    Индикатор - электронная схема со световой панелью, предназначенная для наглядного сообщения о состоянии устройства.

    Индикатор фазы -электрический измерительный прибор, при помощи которого можно отличитьфазовый провод отнулевого изаземления .

    Индикатор часового типа - прибор для отметок изменений параметров механической системы.

    Индикатор вхимии - вещество, дающее характерные (обычно цветные) химические реакции и употребляющиеся прианализе (например,лакмус ,метилоранж ,куркумин ,фенолфталеин ,розоловая кислота и др.) - см.химические индикаторы , - или элемент прибора, позволяющего получать характеристики для оценки состояния той или иной среды, например,pH-метр состеклянным электродом .

    Индикатор (общественные науки, социология) - доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта, позволяющая судить о других его характеристиках, недоступных непосредственному исследованию.

    Индикатор - техническое средство или вещество, предназначенное для установления наличия определённой физической величины или определения её порогового значения.

    Индикатор (экономика и финансы).

    Индикатор в экологии - система признаков, позволяющих оценить состояние экосистемы.

    Индикатор в математике - функция, устанавливающая принадлежность элемента множеству.

    Индикатор - персонаж фантастической повестиКира Булычёва «Путешествие Алисы » из цикла «Приключения Алисы »

1

В статье представлено теоретическое обоснование критериев и показателей эффективности функционирования и развития воспитательной системы вуза. Даны определения критерия с философской, социо­логической и педагогической точек зрения. Рассмотрены различные подходы к определению критериев и показателей. Сформулированы положения, позволяющие произвести наиболее объективную оценку эффективности воспитательной системы вуза. Установлено соотношение понятий «критерий» и «показатель», при котором интегративный критерий выполняет методологическую функцию по отношению к показателю. Отмечается, что критерий в совокупности с показателем является средством, позволяющим оптимизировать решения практических задач в реальных конкретных условиях воспитательного пространства высшего учебного заведения. Подчёркивается необходимость создания критериальной оценочной базы для методически корректной оценки эффективности функционирования воспитательной системы вуза, охватывающей все её компоненты, связи, факторы и механизмы.

воспитательная система вуза

критерий

показатель

критериальная оценочная база

формирование и развитие личности

1. Большая советская энциклопедия. – М.: Сов. Энциклопедия, 1970. – С. 450; Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. – М.: Наука, 1986. – С. 123. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Рус.яз. 1979. – Т.2. – С. 195; Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1978. – С. 504.

2. Большая советская энциклопедия. – Т. 23. – С. 430.

3. Боровский М.И. О критериях нравственности. – Минск, 1980. – С. 100–122.

4. Иванова Г.П. Критериальная база современного воспитания. – http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id = 368&p = 12673.

5. Любавская Л.И., Колесников Л.Ф. Эффективность воспитательных систем. – http://slavzso.narod.ru/3/lub.htm.

6. Маврина И.А, Мотышева А.А. Проектирование системы критериальных оценок эффективности деятельности профессиональных объединений педагогов как субъектов развития образовательного учреждения // Прикладная психология и психоанализ. – № . – 2006. – С. 30–31.

7. Методы системного педагогического исследования. – Л.. 1980. – С. 28.

8. Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г.В. Осипова. – М.. 2000. –C. 150.

9. Философский энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. – М.. 2006. – С. 584.

10. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. – М.: Педагогика,1992. – С. 12.

11. Яковлев А.И. Критерии эффективности идейно-воспитательной работы // Эффективность идейно-воспитательной работы. – М.: Мысль, 1975. – С. 85.БСЭ. – 3-е изд. – Т.13. – М., 1973. –С. 450.

В педагогических исследованиях, посвящённых оценке эффективности функционирования воспитательной системы вуза, проблема обоснования критериев и показателей воспитанности и уровня сформированности определённых качеств у обучающихся занимает особое место. Данная тематика представлена достаточно широко.

Теоретическое обоснование вышеупомянутых критериев нашло должное отражение в работах Алёхина И.А., Барабанщикова А.В., Вдовюка В.И., Давыдова В.П., Городова П.Н., Быкова А.К., Зимней И.А., Лямзина М.А., Познанского Д.П. и др.

Однако в настоящее время продолжается поиск более точных и конкретных определений критериев эффективности функционирования воспитательной системы вуза.

Как показал анализ проблемы, большинство научных исследований сосредоточено на изучении отдельных аспектов определения и обоснования критериев и оценки результатов воспитательного процесса в вузе. В то же время рассмотрение их в целостном виде осуществляется крайне редко, вследствие чего до сих пор отсутствуют теоретические основы этой проблемы. Тем не менее вопрос о критериях довольно подробно рассмотрен психологами и педагогами .

В современной справочной литературе понятие «критерий» определяется как «признак, на основе которого производится оценка, определение, классификация чего-либо» . Он рассматривается как эталон, на основе которого осуществляется оценка, сравнение результатов. В научной литературе существуют следующие подходы к определению его содержания. Так, в педагогической литературе критерий выступает как основной признак, по которому одно решение выбирается из множества возможных . В частности, М.И. Шилова считает, что критерий - «это мерило, признак для оценки, классификации; суждение, признак, позволяющий из множества возможных решений выбрать одно . И.А. Маврина понятие «критерий» характеризует как средство, с помощью которого измеряются уровни, степени проявления того или иного явления, трактуется как мерило оценки суждений. Посредством применения критерия выделяется преимущество какого-либо выбора по сравнению с остальными; проверяется соответствие результата поставленной цели или дается оценка степени её реализации .

С философской точки зрения критерии как определенные нормы и правила позволяют решить, является ли правильным каждый отдельный шаг, говоря о том, правильна, то есть рациональна ли «игра» в целом. Критерии не фиксируют наиболее перспективные и продуктивные принципы и способы действия, а только выражают объективные законы и логику развития явления .

В социологической литературе данное понятие выступает как мера оценки, определения, сопоставления явления или процесса; признак, являющийся основой классификации .

В практике педагогических исследований рассматриваются несколько подходов к определению критериев и показателей.

В частности, критерий может быть интерпретирован как показатель, на основании которого можно судить об эффективности какого-либо процесса. При этом подходе критерий есть совокупность основных показателей, раскрывающих определенный уровень какого-либо явления. Данный подход характеризуется тем, что степень сформированности показателя определяется путем фиксации его критериев на различных уровнях.

При обосновании критериев и показателей, необходимых для комплексной оценки эффективности функционирования воспитательной системы вуза, мы исходили из рассмотренных методологических положений в трактовке понятий «критерий» и «показатель» в энциклопедической, а также специальной литературе .

Само понятие «критерий» в современной научной литературе трактуется неоднозначно. Особенно это явно наблюдается при соотношении понятий «критерий» и «показатель», иногда допускается смешение этих неоднозначных категорий. Критерий - это мерило, с помощью которого осуществляется оценка явлений, процессов, состояний, формирования и развития личности в воспитании. В целом же критерий означает точку зрения, являющуюся мерилом для определения, оценки предмета, явления; признак, положенный в основу классификации предметов, явлений, понятий .

Здесь наблюдается связь понятий «критерий» и «мера». Эта связь очень важна, так как выражает качественно-количественную определенность. Критерий - это признак, по которому можно судить об отличии состояния одного явления от другого. Критерий шире показателя, который является составным элементом критерия и характеризует содержание его. Следовательно, критерий выражает наиболее общий признак, по которому происходит оценка, сравнение реальных педагогических явлений, качеств, процессов. А степень проявления, качественная сформированность, определенность критериев выражается в конкретных показателях.

Выбор критериев оценки эффективности воспитательной системы вуза является важнейшим условием её функциональности. Поэтому при разработке данных критериев мы учитывали, с одной стороны, традиционные требования, которым должны удовлетворять критерии, основные подходы в типизации показателей, в классификации критериев, а с другой стороны, нами были использованы апробированные методики формирования критериев и показателей.

При обосновании системы критериев и показателей эффективности воспитательной системы вуза целесообразно исходить из учёта следующих положений:

Сущность воспитательной системы, её качественная специфика, присущие ей сис-темные, интегративные качества;

Системные, интегративные качества, присущие воспитательной системе, её специ-фика;

Состав, количественная и качественная характеристика отдельных частей;

Структура, то есть внутренняя организация, взаимосвязь компонентов, их сочетание и взаимодействие;

Функции воспитательной системы, её активность, жизнедеятельность, а также функции её отдельных частей;

Механизмы, обеспечивающие её целостность, взаимодействие, совершенствование и развитие;

Осуществление связи с внешней средой.

Таким образом, выбор и обоснование критериев и показателей эффективности воспитательной системы вуза является важной научной задачей, решение которой в определённой степени позволит как повышать функциональность воспитательной системы, так и динамично развивать её.

Необходимо подчеркнуть, что при исследовании критериев возникают определённые сложности. Первая состоит в том, что наряду с внутренним содержанием предмета, отражающим его сущность, проявляются и некоторые случайные элементы, отношения, которые носят второстепенный характер, но могут быть ошибочно приняты за сущностные проявления. Вторая сложность заключается в том, что исследуемая форма предмета не всегда отражает истинное его содержание. Поэтому случаются ошибки при определении критерия, субъективное его определение. Следовательно, критерии и показатели целесообразно рассматривать как самостоятельные составляющие единого оценочного блока.

Необходимо отметить, что критерий представляет собой средство, необходимый инструмент оценки, но сам оценкой не является. Функциональная роль критерия - в определении или не определении сущностных признаков предмета. Критерий - не только средство обнаружения предмета, но и средство основания для классификации, группировки предметов их оценки.

При этом важно правильно установить соотношение понятий «критерий» и «показатель». Роль и значение критерия были подробно рассмотрены выше. Что касается показателя, то он выступает по отношению к критерию как частное к общему.

По мнению Г.П. Ивановой, значение показателя вместе с критерием рассматривается как средство, с помощью которого измеряются или одобряются альтернативы наиболее оптимального решения практических задач в существующих или заданных конкретных условиях.

Вычленение конкретных показателей вызвано необходимостью содержательного и глубокого анализа феномена деятельности. Показатель есть конкретный измеритель критерия, делающий его доступным для измерения и наблюдения.

Показатель не включает в себя всеобщее измерение, так как существует достаточно свойств для полноты характеристики того или иного явления. Он отражает отдельные свойства и признаки познаваемого объекта и служит средством накопления количественных и качественных данных для критериального обобщения. Главными характеристиками понятия «показатель» являются конкретность и диагностичность, что предполагает доступность его для наблюдения, учета и фиксации, а также позволяет рассматривать показатель как более частное по отношению к критерию, а значит, измерителя последнего.

В общем смысле под показателем Г.П. Иванова понимает основание, позволяющее судить о наличии того или иного признака. Число показателей, как и парамет-ров, должно быть сведено до минимума, потому что процедура оценивания должна быть простой. Это, в первую очередь, накладывает на систему показателей одно из наиболее важных требований- показатели должны быть понятными, конкретными, доступными для измерения. Кроме того, каждый из показателей должен быть достаточно емким, с тем, чтобы отражать основные области деятельности .

Каждый критерий включает в себя группу показателей, качественно и количественно характеризующих его. Критерий более стабилен, хотя и отражает развитие сущности. Показатели более динамичны. На определенном этапе развития сущности предмета (например, переход от сущности первого порядка к сущности второго порядка) используются одни показатели, но на очередном этапе ее развития некоторые или большинство из них могут быть неприемлемы, так как обнаруженная сущность (критерий) претерпела изменение свойств, признаков. Критерии оценки эффективности воспитательной системы тесно взаимосвязаны и непосредственно определяют выбор необходимых показателей.

Интегративный критерий выполняет методологическую функцию по отношению к показателям. Научно обоснованные критерии обязательно должны отвечать таким требованиям, как высокая надежность, адекватность объективных и субъективных оценок, конкретность, точность, интегративность.

Разработка научно обоснованных критериев и показателей оценки эффективности функционирования воспитательной системы позволяет, с одной стороны, определить ее реальный уровень, а с другой стороны, определить конкретные направления, пути, условия развития воспитательной системы. С их помощью также представляется возможность оценить результативность всего воспитательного процесса, личный вклад в достижение целей воспитания и собственного развития каждого студента.

Немаловажно при оценке эффективности воспитательной системы учитывать затраты усилий и средств, привлекаемых для её проведения. Они складываются из количества активных участников воспитательного процесса; временных, материальных, финансовых, организационных и иных затрат; включения социально-психологических факторов и др. Соотнесение результатов функционирования воспитательной системы, выявленных с помощью критериев и показателей с истинными затратами усилий и средств позволяет определить реальную эффективность воспитательной системы вуза.

При анализе эффективности любой воспитательной системы необходимо исследовать эффективность исполнения ею основных функций, оптимальность затрат, способность к воспроизводству, адекватность педагогических технологий социальному заказу общества, совершенство структуры, организации и управления. Ярким примером эффективности вложения средств в воспитательную систему может служить государственный подход к организации воспитания населения Китая. В 90-е годы в КНР на цели патриотического воспитания молодёжи были вложены сотни миллионов долларов, которые были учтены в бюджетных расходах. Прямыми и опосредованными результатами такого воздействия стали надежность национальной обороны, общественная стабильность и рост валового внутреннего продукта, измеряемый сотнями миллиардов долларов .

Разработка критериев эффективности воспитательной системы является важным этапом при оценке её эффективности. В связи с этим необходимо наполнить каждый из показателей разработанных критериев конкретным содержанием. Создание критериальной оценочной базы позволяет в последующем методически правильно осуществлять непосредственную оценку эффективности данной работы.

В заключение отметим, что при обосновании системы критериев оценки эффективности функционирования воспитательной системы вуза мы исходили из необходимости оценки не отдельных элементов или аспектов воспитательной системы, а осуществления комплексной оценки воспитательной системы, охватывающей все её структурные элементы и компоненты, системообразующие связи, факторы и механизмы.

Рецензенты:

Уткин В.Е., д.п.н., профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Казанского высшего военного командного училища (военного института), Минобороны РФ, г. Казань;

Солнышкина М.И., д.филол.н., профессор кафедры контрастивной лингвистики и лингводидактики Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.

Работа поступила в редакцию 03.12.2012.

Библиографическая ссылка

Макарова О.Ю. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1-2. – С. 348-351;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30949 (дата обращения: 23.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

КРИТЕРИИ (греч. criterion) - признак, на основании которого формируется оценка качества объекта, процесса, мерило такой оценки. Например, К.

эффективности характеризует уровень эффективности системы, а К.

оптимальности - насколько система близка к оптимальному состоянию.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "КРИТЕРИИ" в других словарях:

    критерии - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN criteria … Справочник технического переводчика

    Критерии - 24. Критерии безопасности гидротехнических сооружений как основы контроля их состояния / А.И. Царев, И.Н.Иващенко, В.В. Малаханов, И.Ф.Блинов //Гидротехническое строительство, 1994. №1, С.9 14. Источник …

    Критерии оценки - установленное проектом или нормативным документом количественное или качественное значение параметра, характеризующего прочность, деформативность и другие нормируемые характеристики строительной конструкции. Источник: СП 13 102 2003: Правила… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Критерии разрушения каменной конструкции – условия необратимого изменения начального состояния каменной конструкции под действием внешних нагрузок или силовых воздействий. Необратимым изменением считается образование трещин в кладочных элементах… … Википедия

    критерии приемлемости - (acceptance criteria): Числовые предельные значения, диапазоны или другие критерии, применяемые для приемки результатов испытаний. Источник: ГОСТ Р 52249 2009: Правила производства и контроля качества лекарственных средств … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    - (англ. Debian Free Software Guidelines) набор правил, по которым проект Debian определяет, какие лицензии являются свободными, и следовательно, приемлемыми для операционной системы Debian. Критерии были впервые опубликованы в 1997 и с тех пор… … Википедия

    Критерии аттестации - совокупность требований, используемых органом по аттестации экспертов. Источник: СДА 12: Правила аттестации экспертов системы экспертизы промышленной безопасности Смотри также родственные термины: Критерии аттестации в подсистеме безопасности в … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Критерии Debian по определению свободного ПО (англ. Debian Free Software Guidelines) набор правил, по которым проект свободными, и следовательно, приемлемыми для операционной системы Debian. Критерии были впервые опубликованы в 1997 и с тех… … Википедия

    Критерии Debian по определению свободного ПО (англ. Debian Free Software Guidelines) набор правил, по которым проект Debian определяет, какие лицензии являются свободными, и следовательно, приемлемыми для операционной системы Debian.… … Википедия

    Признаки, позволяющие с той или иной степенью достоверности восстановить фациальные условия накопления осадков прошлых эпох. К ним относятся: 1) критерии, позволяющие определить фациальную обстановку по особенностям вещественного состава отл.… … Геологическая энциклопедия

Книги

  • Критерии проверки отклонения распределения от равномерного закона. Руководство по применению: монография , Лемешко Б.Ю.. Книга рассчитана на специалистов, в той или иной степени сталкивающихся в своей деятельности с вопросами статистического анализа данных с обработкой результатовэкспериментов, применением…
  • Критерии проверки отклонения распределения от равномерного закона Руководство по применению Монография , Лемешко Б., Блинов П.. Книга рассчитана на специалистов, в той или иной степени сталкивающихся в своей деятельности с вопросами статистического анализа данных, с обработкой результатовэкспериментов, применением…
Экономический словарь

(греч. criterion) - признак, на основании которого формируется оценка качества объекта, процесса, мерило такой оценки. Например, К. эффективности характеризует уровень эффективности системы, а К. оптимальности - насколько система близка к оптимальному состоянию.

Критерии (принципы) Каузальности – Социологический словарь

Методологические требования к регрессионным моделям причинных связей. Статистическая связь между двумя или несколькими переменными является причинной, если значение зависимой переменной можно рассматривать как функцию различных условий, описываемых одной или несколькими независимыми переменными (предикторами). Необходимым (но не достаточным) условием причинного статистического моделирования социальных феноменов или процессов является выполнение трех требований, получивших название критериев или принципов каузальности (причинности). Согласно этим требованиям, X может рассматриваться в качестве причины Y (а Y, соответственно, в качестве следствия X), если выполняются следующие три условия: 1) X должно во времени предшествовать Y; 2) X и Y должны коррелировать между собой; 3) связь между X и Y не может быть объяснена никакими внешними обстоятельствами, не учтенными в модели. Критерии приведены здесь в порядке важности, но нарушение любого из них не позволяет описывать связь между переменными X и Y в терминах причины и следствия. Если признаки тесно связаны друг с другом, но при этом не "разведены" во времени, то не только нельзя утверждать, что один их них является причиной другого, но есть серьезные основания полагать, что существует некая скрытая от наблюдателя причина, объясняющая их взаимодействие, т.е. нарушен не только первый, но и третий критерий причинности. Если признаки не коррелируют друг с другом, то между ними нет не только причинной, но вообще никакой статистической связи. Наконец, если два первых требования выполнены, а третье нарушено, связь между признаками может оказаться научным артефактом ("ложной" корреляцией). Выполнение третьего критерия наиболее трудно поддается контролю, так как причины, которые могут определять взаимосвязь переменных, далеко не всегда очевидны. О.В. Терещенко

Критерии Аудита – Экономический словарь

Совокупность политик, процедур или требований Примечание 1. Критерии аудита используются для сопоставления с ними свидетельств аудита (2.9). Примечание 2. Употребление слова «политика» во множественном числе связано с тем, что в стандартах ИСО 14000 и 9000 под политикой понимается не просто совокупность намерений или принципов, а конкретный документ. При этом организация может иметь несколько политик в различных областях (экологическая политика, политика в области качества, политика в области охраны труда).

Критерии Балансового Отчета – Экономический словарь

BALANCE SHEET TESTSСм. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ОТЧЕТА

Критерии Безопасности Гидротехнического Сооружения – Юридический словарь

Предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений. Федеральный закон от 21.07.97 N 117-ФЗ, ст.3

Критерии Для Принятия Решения – Экономический словарь

Нормы, с которыми можно соотнести альтернативные варианты решения.

Экономический словарь

В таможенном праве - один из принципов определения страны происхождения товаров; находит применение в тех случаях, когда в производстве товара участвуют две и более страны. К.д.п.т. в данной стране являются: 1) изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по товарной номенклатуре на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара; 2) выполнение производственных или технологических операций, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место; 3) правило адвалорной доли - изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара, операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки.

Критерии Достаточной Переработки Товара – Юридический словарь

В таможенном праве - один из принципов определения страны происхождения товаров; находит применение в тех случаях, когда в производстве товара участвуют две и более страны. К.д.п.т. в данной стране являются: 1) изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по товарной номенклатуре на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара; 2) выполнение производственных или технологических операций, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место; 3) правило адвалорной доли - изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара, операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки.

Критерии И Индикаторы Устойчивого Управления Лесами – Экономический словарь

Система показателей для дополнительного анализа деятельности государственных органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации на соответствие принципам устойчивого управления лесами, рекомендуемым мировым сообществом. Основой для разработки показателей послужили критерии и индикаторы устойчивого управления лесами для лесов Европы (Общеевропейский процесс) и для умеренных и бореальных лесов мира (Монреальский процесс).

Критерии И Уровни Измерения – Социологический словарь

(criteria and levels of measurement) - правила, управляющие назначением соответствующей величины, кода или счета наблюдаемому явлению. Наиболее широко используемая классификация изобретена Стивенсом (1946, 1951), который идентифицировал четыре уровня измерения - номинальный, порядковый, интервальный и пропорциональный, различаемые по их свойствам упорядочения и отдаленности. В измерении номинального уровня каждая величина представляет особую категорию, а величина является просто ярлыком или именем. Величины назначаются переменной независимо от упорядочения или удаленности между категориями, во многом в том же самом смысле, в каком люди имеют имена вроде Томаса, Ричарда, Катрин, Марты. Поэтому данный уровень измеряет отсутствие многих свойств реальных чисел, и такие переменные невозможно добавлять, вычитать, умножать и делить. В измерении порядкового уровня величины размещаются в ранговом порядке: а больше b; a b больше f. Из этого следует, что а также больше f, хотя измерения порядкового уровня не дают указания на относительные удаленности между категориями. Например, политические партии могли бы располагаться на классификационной шкале от левого до правого фланга. Так, в Великобритании партия лейбористов более левая, чем Либерально-демократическая, которая, в свою очередь, левее консервативной, но мы не знаем, какая относительная удаленность имеется между ними. Измерения интервального уровня - продолжение переменных с порядковым уровнем, за исключением того, что расстояния между категориями зафиксированы и равны. Шкала Цельсия - явный пример, ибо изменение температуры, скажем, с 2° до 3° - то же самое, что и с 64° до 65°. Однако интервально-уровневые шкалы - чисто искусственные конструкции, и отметка ноля определяется скорее с точки зрения произвольно согласованного определения, в итоге ноль и даже отрицательные величины могут являться реальными. Например, есть температура 0°С и ниже. Из-за искусственно-произвольного характера у интервальных шкал отсутствует свойство пропорциональности. В итоге, например, 20°С не означает вдвое теплее, чем 10°С. Измерения пропорционального уровня используют реальные числа а расстояния между категориями фиксированы, равны и пропорциональны (Нахмиас и Нахмиас, 1976). Ноль определен естественным образом и позволяет проводить пропорциональные сравнения. Так, мужчина двухметрового роста вдвое выше мальчика метрового роста. Значение классификации Стивенса состоит в том, что статистические тесты, пригодные к применению, определяются типом переменной. При классификации переменных Стивенса - номинальной, порядковой, интервальной и пропорциональной - статистический тест, годящийся к переменной низшего уровня, подходит и к переменной с более высоким уровнем. К переменной номинального уровня применимо весьма малое число статистических тестов, а к пропорционально-интервальному измерению - любой. Большинство переменных в социальных науках имеет номинальный или порядковый характер, вследствие чего можно оперировать ограниченным числом тестов. В случае порядковых переменных, например, не допустимы статистические тесты, включающие вычисление среднего числа. Однако при наличии более сложных тестов, которые являются доступными, многие социальные ученые предпочитают статистические тесты, включающие вычисление средней дисперсии и стандартного квадратичного отклонения, хотя они полностью подтверждаются только измерениями более высокого уровня. Лейбориц (1970) и Тейлор (1983) предприняли ряд статистических тестов по проверке правильности этого подхода и пришли к выводу о его приемлемости при условии, что порядковые переменные не имеют дихотомный (см. ниже) или трихотомный характер. Другие социальные ученые пытались разрабатывать схему Стивенса. Фиксированно- и пропорционально-интервальные данные часто группируются вместе, называясь непрерывными. Наконец, дихотомные переменные (выбирающие только одну из двух величин, например, пол) часто обрабатываются сами по себе как отдельный уровень измерения, поскольку в зависимости от обстоятельств требуют номинальное, порядковое или фиксированно-интервальное измерение. См. также Измерение по декрету.