«Князь Олег в литературе и истории. «Сочинение по стихотворению Пушкина «Песнь о вещем Олеге

Тема: «Князь Олег в литературе и истории».
Цель : На основе исторических документов и произведений литературы выяснить, каким предстаёт князь Олег перед читателями.
Задачи :1.Учить детей видеть связь истории с литературой, делать выводы.

2.Совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой.

3.Развивать речь, внимание.
Подготовка : Повторение ранее изученного произведения А.С.Пушкина «Песнь…», знакомство с новым (К.Ф.Рылеев «Думы»), ознакомление с историческими документами (Нестор-летописец «Повесть временных лет», Н.М.Карамзин «Об истории государства Российского», Б.Г.Пашков «Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий 862 – 1917 г.г.»), загрузка компьютеров.
Оборудование : Мультимедиапроектор, компьютер, мобильный компьютерный класс, экран.

Ход урока .

1.Стадия «вызова»: звучат слова из «Песни…»:

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам:

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам;

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.


Учитель: - О каком произведении идёт речь?

Князь Олег – личность в истории, поэтому мы соединим две науки, историю и литературу, чтобы познакомиться с этим героем ближе.

Вы догадались, что будет интегрированный урок. Попробуйте сформулировать тему. («Князь Олег в литературе и истории»). Оформление тетрадей. Тема проецируется на экран через мультимедиапроектор.

У: - Что вы знаете о князе Олеге?

(Историческую справку даёт ученик, подготовившийся заранее или на уроке обратившийся к Интернету:сайт pisatel.org/old/).

Ученик : О князе Олеге мы знаем по народным сказаниям, где реальные события переплетаются с выдумкой. Князь жил в 1Х – Х веках, правил в 897-912 годы, был воеводой новгородского князя Рюрика. В «Повести временных лет» Нестора говорится о его таланте полководца и великой мудрости, за предусмотрительность современники и прозвали князя Вещим. В 897 году Рюрик умер и завещал свой престол Олегу. После трёхлетнего правления Олег уехал из Новгорода покорять новые земли. Завоевал Смоленск и Любеч, хитростью взял Киев, коварно убив князей киевских Аскольда и Дира и провозгласив Киев матерью русских городов. Он завоевал многочисленные племена древлян, северян, радимичей и создал Киевскую Русь.

В 907 году Олег собрался идти войной на Царьград. Именно после этого удачного похода он получил своё прозвище. Огромное войско по морю и берегу шло к столице Византии. Император Лев Премудрый приказал запереть гавань железными цепями. Разорив предместья, Олег поставил корабли на специально сделанные колёса и таким образом перехитрил императора. Побеждённые византийцы пообещали выплачивать Олегу дань. Олег в честь победы укрепил на воротах Царьграда свой щит и заключил с византийцами мирный договор.

У: - Сформулируйте проблемный вопрос урока (Каким предстаёт князь Олег на страницах литературных произведений и исторических документов? Что общего и различного?) На этот вопрос мы ответим в ходе урока.
Вопросы для работы на уроке:

1.Причины походов князя Олега.

2.Черты характера, выделяемые историками и

литераторами.

3.Значение деятельности Олега.

4.Смерть Олега.

2.Стадия «осознания»: у учащихся на компьютерах – тексты, с которыми они работают.

Ребята исследуют тексты, обращаясь за помощью к учителям истории и литературы.
3. Стадия «рефлексии»: учащиеся делают выводы, подтверждая их примерами из текстов.

1вопрос: У историков названа цель походов Олега - сделать столицей Киев, завоевать как можно больше земель для государства, чтобы иметь торговлю с богатыми странами (летопись, Пашков, Карамзин).

Карамзин указывает, что в 882 г. Олег пошёл к странам Днепровским, которые завоевал без труда. Киев он взял хитростью (представился купцом варяжским). Жестоко убив князей Аскольда и Дира, заявил: «Да будет Киев матерью городов российских!» Олег хотел жить на границе, чтобы скорее нападать на чужие земли, мыслил ужасать соседей, а не бояться их. Завоевал древлян, днепровских северян, радимичей, чем обеспечил безопасное сообщение южных и северных российских областей. Киев соединил с Новымгородом. Взор устремил на юг. Греки осыпали золотом варваров, чтобы они не ужасали Константинополь. Но Олег, «наскучив тишиною» (а может, завидуя богатству Царьграда), решил доказать, что казна должна принадлежать более смелому. У Рылеева также указана причина похода к Константинополю: «Наскучив мирной тишиною», «на славные дела» «полетел грозою». Такие же сведения приводит Пашков: цель Олега – «возвеличить государство Русь».

У Рылеева и Карамзина говорится об императоре Леоне суеверном, который полагался на астрологию и в ней «спасения искал».

Пашков, Карамзин и Рылеев рассказывает о хитром решении Олега, как завладеть Царьградом: «Ладьи свои Олег, Развив на каждой парус белый, Вдруг выдвинул на брег». Поставил корабли на колёса и по ветру на парусах двинулся к городу. Итог – греки заключили мир с Олегом, так как Леон (Философ – прозвище) не думал о безопасности своего государства.

Историки описывают жестокость и зверства Олегова войска: разоряли окрестности, жгли селения, церкви, «домы греческих вельмож», терзали пленных, бросали в море живых и мёртвых, «плавали в крови». Но всё это было оправданно в те времена.

У литераторов нет таких страшных подробностей о поведении войска Олега после взятия Византии.

Рылеев описывает ликование народа русского, который «прославил подвиги Олега и восхвалил богов» и «князю Вещего прозванье единогласно дал». Этот факт есть у историков (вещий – мудрый), а также у Пушкина: «Победой прославлено имя твое: Твой щит на вратах Цареграда».

Вывод : Итак, цель князя – укрепить государство – оправдывает все средства. Единственное пятно на славное имя накладывает смерть доверчивых князей Киевских – Аскольда и Дира.

2 вопрос:
В результате работы в тетрадях появляется таблица:


Князь Олег в истории

Князь Олег в литературе

«Повесть временных лет»:

В год 6420 (912).

Взял много дани (на 2000 кораблей)
Жесток : много убийств, церкви пожгли, в плен захватили

Смекалистый : подставил колёса под корабли, догадался об отравленном вине

Язычник : слова кудесника запали в душу, присягал по закону русскому

Посмеялся над кудесником и укорил его (посмеялся над верой и наказан за это)

Миролюбивый : княжа, мир имел со всеми странами


А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»: 1822год

Победитель : « поминают прошедшие дни и битвы, где вместе рубились они»
Мстительный : « обрек он мечам и пожарам»

Язычник : верит в предсказанье («Что сбудется в жизни со мною?», «…взор и чело омрачилися думой», «угрюмый»

Посмеялся над кудесником («лживый, безумный старик» и наказан

Заботливый : прощание с конём (ученики могут прочитать отрывок наизусть, обращаясь к самостоятельно выполненным иллюстрациям)


Б.Г.Пашков. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 862 – 1917 г.г. Князь Олег – правитель.
Властолюбивый

Коварный : убил Аскольда и Дира
Хитрый : (овладел Киевом)
Покоритель древлян, разорил Византию
Храбрый
Возвеличил государство Русь
Язычник : клялся Перуном и Волосом
Грозный
Н.М.Карамзин. Об истории государства Российского.
Славолюбив

Хитрый: объявил себя варяжским купцом

Жестокий: убил Аскольда и Дира, привёл в трепет город

Правитель: ужасал соседей, не боялся их, повелитель храброго войска, искусный предводитель, любим подданными

Дальновидный: хотел «удобность иметь» при сообщении, торговле.

Завоеватель: покорив север, обратил орудие своё к югу: «Казна робких принадлежит смелому».

Смелый

Мужественный

Грозен (даже в старости)

Смиренный летами


К.Ф.Рылеев. «Думы». Олег Вещий.

1821 или 1822 год

Властолюбивый : захватил власть у опекаемого Игоря
Смекалистый : «шёл по суше к Византии»
Покоритель : «полетел завоеватель грозою»
Храбрый : как его дружина, «замыслив приступ смелый»

Считает дела «славными» - берёт дань
Язычник : «народ восхвалил богов»
Беспощадный : «горят деревни, села пышут, прах вьется»

Вывод: Историки и литераторы отмечают общие черты в князе Олеге: властолюбие, храбрость, жестокость, беспощадность к врагам, смекалка (хитрость), язычник.

У историков: дальновидность, смелость, мужественность, коварность, любим народом и войском, миролюбив и смиренен в старости.

У литераторов: заботливый.
3 вопрос: Историки видят заслуги князя Олега в том, что он присоединил к державе лучшие, богатейшие страны нынешней России (от Смоленска до Карпат), был основателем её величия. «Сильная рука героя основывает великие империи и служит им надёжною опорою». Никто не мог сравниться с Олегом в завоеваниях. Единственный укор – смерть Аскольда и Дира.

Литераторы отметили только заслугу Князя в Византийской кампании. У Пушкина: «Победой прославлено имя твое: Твой щит на вратах Цареграда.» У Рылеева: «…в память всем векам Прибил свой щит с гербом России К Царьградским воротам».

4 вопрос: О смерти Олега узнаём у историков и поэта Пушкина.

В летописи и исторических документах говорится, что Олег княжил 33 года, умер в глубокой старости. В конце жизни он «хотел тишины», наслаждался миром. Никто из соседей не смел прервать его спокойствие. Но и в старости князь был грозен.

Похоронен Олег на горе Щелковице: «Есть же могила его и доныне, слывёт могилой Олеговой».

Пашков говорит, что некоторые историки пытаются по-новому истолковать летопись Нестора (умаляют заслуги князя). Историк же пишет: «…не надо забывать, что Нестор описывал происходившее на девять веков раньше нас и смотрел на эти события глазами и историка, и современника».

У Пушкина описан знаменательный момент из жизни Вещего Олега. Он есть и у историков. Смерть от коня. «Его ли мне бояться?» - спросил Олег, увидев кости (у Пашкова). «От этого ли черепа смерть мне принять?» (в летописи). «Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!» (у Пушкина). Но именно такой смертью погиб великий князь.
У: - Ответили ли мы на наш проблемный вопрос?
Вывод : Сравнивая историческую и художественную литературу, мы узнаём истину и наслаждаемся прекрасными стихами, приукрашенными художественным вымыслом.
У: - Сегодня на уроке мы обратились к одному из загадочных периодов жизни Руси – княжению Олега, о котором писали летописцы, историки и поэты. Без прошлого нет настоящего. Мы с вами должны знать историю своего государства. (мотивация)
- Хочется закончить урок словами А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» (проецируется на экран).

Ученики получают оценки за работу.

1.Вы прочитали стихотворение А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Что вас взволновало, что запомнилось?

Взволновала судьба Олега, было жаль, что он погиб не на поле боя, а от укуса змеи. Запомнилась его встреча с предсказателем и его пророчество о смерти Олега.

2.Какими вы представляете себе князя Олега, кудесника?

Олег - разумный и справедливый владыка, "могущий воитель", славной победой прославивший свое имя. По преданию, князь Олег мужественно сражался с хазарами, овладел столицей Византийской империи - Константинополем (русские называли его Царьград). Уходя оттуда, в знак победы он прибил на воротах города свой щит.

Кудесник - «вдохновенный», старик, волхв, мудр и проницателен, язычник, верует в Перуна и силы земли.

ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

1.Прочитайте стихотворение про себя. Когда и где происходят события? Расскажите о нравах, обычаях того далёкого времени, используя слова и выражения из текста.

Князь Олег, правил на Руси в 10 веке, об этом свидетельствует «Повесть временных лет». Некоторые историки считают Олега родственником Рюрика. Он получил власть после смерти Рюрика в 879 году и правил до достижения совершеннолетия сына Рюрика Игоря. Князь Олег был человеком предприимчивым и воинственным. Он присоединил к государству земли по течению Днепра. Захватил Смоленск, город кривичей, затем взял Любеч, город северян. Новгород при нем стал вторым по значению городом. В 882 году Олег захватил Киев и стал править в нем, провозгласив Киев «матерью городов русских».В 907 году под предводительством Олега был совершен успешный поход на Царьград (Константинополь), в результате которого русские получили богатую дань с византийцев и спустя несколько лет подписали с Византией первый мирный договор.

2.Каким вы представляете князя Олега? Определите эпизоды, которые помогут вам в этом. Обратите внимание на описание внешнего облика князя, манеру держаться, поведение в момент разговора с кудесником, на его размышления над предсказанием, отношением к коню.

Князь Олег - статный правитель, храбрый, умный, смелый, отважный, могучий. У него «светлое чело», «под грозной броней ты не ведаешь ран», уверенно держится в седле, зная, что под ним «верный конь». Он держится с достоинством, со стариком говорит с уважением. Когда услышал роковое предсказание «Олег усмехнулся - однако чело и взор омрачились думой». Он слез со своего коня, ласково с ним попрощался, приказал его досматривать и холить. Он привязан к коню, как к верному другу, "гладит и треплет" его по шее крутой. Для князя Олега его конь - "верный слуга", участник всех боевых походов, с кем вместе прожита славная жизнь. Как же поверить в то, что боевой товарищ может послужить причиной смерти? Олег пытается обмануть судьбу, отказавшись от любимого коня. Мы как будто слышим его прощальные слова:

Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время:

Теперь отдыхай! Уж не ступит нога

В твое позлащенное стремя.

3.Каким вы представляете кудесника? Откуда он появляется перед княжеской дружиной? Какие эпитеты употребляет Пушкин, характеризуя его внешний облик, речь, поведение?

Кудесник - «вдохновенный», мудрый старец, язычник, так как верен Перуну, появляется перед дружиной из темного леса. Автор называет его «заветов грядущего вестник», «мудрый старец», «любимец богов», «волхв».

«правдив и свободен их вещий язык»…

4. Какой эпизод в стихотворении самый напряжённый, волнующий? Подробно опишите участников эпизода, их речь, поведение?

Думаю, что самый напряженный момент - это укус князя змеей, в тот момент, когда он наступает на череп коня.

Олег вместе с дружиной вспоминает о своем боевом коне и предсказании. Узнав, что конь давно умер, он вместе с Игорем и старыми гостями отправляются на холм у берега Днепра. Здесь лежат кости коня. Князь наступает на череп и горит «Спи друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил…» И вдруг шипя из черепа выползала змея и ужалила князя. Он вскрикнул. На холме сидят князь Игорь и Ольга, они поминают Олега, а дружина пирует у берега.

5. Какие детали свидетельствуют о том, что между предсказанием кудесника и смертью князя прошло много времени.

Об этом свидетельствуют следующие строки:

«И кудри их белы, как утренний снег

Над славной главою кургана…»

«на холме крутом, давно уж почил непробудным он (конь) сном»

Так же об этом свидетельствует естественная смерть коня и его кости на холме.

ОБОБЩАЕМ ВПЕЧАТЛЕНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ

1.Почему А.С.Пушкин изображает рядом с князем Олегом вдохновенного кудесника?

Князь – власть, а кудесник выше князя по божьему проведению.

Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них ни одна судьба.

2.Почему стихотворение заканчивается не описанием смерти Олега, а описанием тризны?

Автор отмечает эпитет «на тризне плачевной Олега», т.е. тризна не печальная, а плачевная, что значит жалобный, внушающий сожаление, жалость. Так как Олег сам в некоторой степени виновен в цепи роковых событий, финалом которых была его смерть.

3. Попробуйте доказать, что произведение А.С.Пушкина - эпическое произведение.

«Песнь о вещем Олеге» – легенда, облечённая в форму баллады:

– в основе лежит исторический факт

– тема рока, предопределенности, неизбежности судьбы

композиционная особенность – включение диалога (обращения, вопросы-ответы)

РАБОТАЕМ С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ

В тексте помещена иллюстрация В.М.Васенецова «Вещий Олег и волхв». Как изобразил художник князя Олега, кудесника? Таким ли вы представляли героев стихотворения?

Князь Олег изображен мужественным, статным, похожим на богатыря. Кудесник похож на гусляра, это старец в белых одеждах, с блинной бородой и седой. Да, представление похожее.

Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт и писатель. В его произведениях всегда присутствует русский дух, он показывает русского человека в развитии.

Имя князя Олега, которому посвящена «Песнь…», запечатлено в истории с давних времен. О нем сложено немало песен, легенд и преданий. Он был мудрым, талантливым, бесстрашным и находчивым военачальником.

Пушкин любил и знал историю. В «Песни о вещем Олеге» он отразил тему рока, неизбежности судьбы. Автор восхищается силой и мужеством князя:

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

Олег показывается в «Песни…» как герой, который ничего не боится, совершает набеги, всегда побеждает. Но не все в жизни зависит от его таланта и силы. Правда заключается в том, что если что-то должно сбыться, то оно обязательно сбудется, от этого никуда не спрячешься. Именно этому предупреждению «мудрого старца» и не поверил Олег:

Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава – отрада;
Победой прославлено имя твое:
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
…Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего…
Но примешь ты смерть от коня своего.

Предсказатель – «вдохновенный кудесник, покорный Перуну старик одному», он предстает перед читателем как человек, который всегда говорит правду, не зависит от чьего-то мнения. Ему нечего бояться, он многое видел на свете:

Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе…

Олегу кажется, что он сможет уйти от злого рока, и он отсылает коня, пытаясь избавиться от угрозы смерти:

Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время:
Теперь отдыхай! Уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся – да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня…

Но через много лет, когда князь думает, что опасность миновала, потому что его конь мертв, судьба настигает Олега:

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Пушкин представляет коня таким же сильным и смелым, как и его хозяин. Он верен Олегу, который ценит его преданность:

И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой…
…А где мой товарищ? – промолвил Олег, -
Скажите, где конь мой ретивый?

А. С. Пушкин показывает, что у каждого человека в жизни есть свое предназначение, у каждого своя судьба. Но друзей нужно любить и уважать при жизни, чтобы потом не было печально и больно. Ведь друзья всегда помогут, не бросят в беде, настоящими друзьями нужно дорожить.

Сюжет и язык «Песни о вещем Олеге» завораживает, запоминается, надолго оставаясь в сердцах читателей, наводит на серьезные мысли о смысле жизни, о роли человека.

    Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин был основоположником русской реалистической литературы. Своей поэзией он раскрывает в людях все лучшее, что в них есть и заставляет их забыть о мелочах и заботах жизни. Но постичь весь смысл его мыслей...

    Из летописей известно, что в начале X века в Киеве правил князь Олег. Он совершил удачный поход на Цареград, заключил с Византией выгодный для русских купцов торговый договор. В ответ на набеги кочевых племен с востока Олег со своим войском совершил...

    Мне нравится читать стихи Пушкина. Но это становится особенно интересно, если из них узнаешь о событиях российской истории, о "делах давно минувших дней, преданьях старины глубокой". Прочитав "Песнь о вещем Олеге", я узнала одну...

    В старых русских летописях упоминается, что в Киеве правил Олег. Он совершил удачные походы на Царь-град, в сторону Каспийского моря, освободив земли от набегов хазар, а для русских купцов заключил с Византией выгодный торговый договор. О князе...

/ / / Образ кудесника в балладе Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»

Хотя центральным героем является киевский князь Олег, историческая личность, о которой известно из давних летописей, есть еще один не менее важный образ - кудесник. Речь идет о не обычном человеке, а о мудром старце, провидце или попросту волшебнике. С ним однажды встречается вещий Олег, и эта встреча имеет пророческий характер.

Кудесник выходит их леса, что уже не обычно, и вступает в диалог с князем. Анализ их разговора дает емкую характеристику обоим персонажам. Олег говорит с кудесником, не сходя с коня, так как считает себя намного выше в социальном плане. Заверение, что не стоит его бояться, звучит с уст Олега высокомерно. Ведь князь привык, что все окружающие преклоняют перед ним колени и трепещут от страха. Это было в большой мере оправдано, так как князь славился своими победами над многими врагами. Признает это и кудесник, подтверждая его неуязвимость в военных походах. Однако мудрец рассказывает так же о печальной судьбе князя, что погубит его верный боевой товарищ, конь.

«Волхвы не боятся могучих владык», - отвечает старец на самоуверенное заверение Олега, что не надо его бояться. Князь просит кудесника поведать ему о его судьбе. Взамен он обещает дать любого коня. Но старец отвечает, что волхвам «княжеский дар не нужен». Кудесник рассказывает Олегу о пророчестве безвозмездно, потому что хочет предостеречь князя. Однако князь не благодарит старика, напротив, он возмущен его дерзким пророчеством.

В балладе привлекателен, однако в общении с кудесником мы видим его слабые стороны. Князь славится боевыми подвигами, его называют вещим из-за мудрости, но по отношению к волхву он проявляет неуважение и высокомерие надменного правителя.

Кого же олицетворяет образ кудесника в балладе? Подсказку находим в строке: «Правдив и свободен их вещий язык». Да, автор имел в виду себя и подобных себе свободолюбивых поэтов. Вопрос свободы творческой личности особенно волновал Пушкина в момент написания баллады, ведь он отбывал очередную ссылку.

Почему сбывается пророчество, хотя Олег и пытался уйти от судьбы? Есть разные варианты ответа на этот вопрос. Самый очевидный – что от судьбы не уйти. Но, возможно, Олег сам виноват, ведь поверив пророчеству, он предал верного друга. Так же может быть, что владыка наказан за неуважение к мудрому волхву. Князь не сумел понять кудесника.

Сочинение на тему «Песнь в вещем Олеге» 5.00 /5 (100.00%) 1 vote

Александр Сергеевич бережно относился к историческому наследию своей Родины, поэтому не раз в своих произведениях обращался к этим темам. В основе баллады «Песнь в вещем Олеге» лежит запись о походе князя Олега в «Повести временных лет» Нестора. В летописи Нестора повествуется, что «волхвы предсказали князю, что ему суждено умереть от любимого коня своего. Прошло четыре года: в осень пятого Олег вспомнил о предсказании, и, слыша, что конь давно умер, посмеялся над волхвами; захотел видеть его кости; стал ногою на череп и сказал: его ли мне бояться? Но в черепе таилась змея: она ужалила князя, и герой скончался..». Воспроизводя летописный текст, Карамзин описывает те же факты в произведении, но делает собственные выводы.


Легенду о смерти Олега знал с юности. Она поразила воображение поэта своим драматизмом. передает эту легенду, облекая в поэтическую форму, наполняет более эмоциональным звучанием, выделяя мотив привязанности князя к своему коню и добавляя новый образ «вдохновленного кудесника», имеющий особую значимость.
Реально существовавший князь Олег многое сделал для благополучия своего народа: он совершил удачные походы на Царьград, в сторону Каспийского моря, освободив земли от набегов хазар, а для русских купцов заключил с Византией выгодный торговый договор. Поэтому и в памяти народа он оставил неизгладимый след. О правителе сложено много песен, легенд и преданий, в которых воспевались его мудрость, талант великолепного военачальника, умного, бесстрашного и находчивого правителя. Это отражено и в «Песне о вещем Олеге».
С этого момента князя стали считать «вещим». рассказывает об Олеге как о былинном богатыре, которого берегла судьба. Известно, что князь прожил до глубокой старости. Такая легендарная личность не могла просто тихо умереть в своей постели смертью простого человека. Его гибель в бою или смерть должны быть как знамение, как высшая воля, таинственная и неизбежная, способная породить легенды и сказания, навсегда остаться в памяти потомков. Но рока не избежать, судьба предначертана. Чтобы подчеркнуть свою мысль, уже в начале произведения иронично называет Олега «вещим».
Поэт должен быть свободен, он не страшится гнева властей за правдивое повествование, ведь он в ответе перед потомками. Позднее эта мысль получила продолжение в исторической трагедии «Борис Годунов». Летописец Пимен предстает перед читателями как ревностный историк, стремящийся только к достоверному отражению фактов.
Таким образом, в рассказанной А.С. ым легенде о славном князе Олеге, отражены две основные мысли автора: мнение о неизбежности судьбы и о высшем предназначении поэтов как волхвов, чья основная задача состоит в реальном отражении события.