Новая мечеть в непале. Мечеть имама, или волшебство инженерной мысли

В современном мире уже не осталось мест, где не было бы мусульман. Представители этой религии расселились по всему миру, даже достигли космоса. Просто где-то они составляют большинство, и такие страны принято называть мусульманскими. Где-то они представлены в минимальном количестве. К последнему типу стран относится и Непал.

Самое высокогорное государство мира, население которого около 29 млн человек. Жизнь племен в условиях частичной или полной горной изоляции привела к тому, что в культурно-эническом отношении в стране присутствует более сотни народностей и каст. И это при том, что население говорит на более чем 70 языках и диалектов. Причем не исключено, что некоторые племена до сих пор могут оставаться не открытыми для внешнего мира, поскольку изолированно живут в закрытых горных долинах.

Наиболее крупные народности имеют индо-арийское или тибето-бирманское происхождение. Однако, есть и исключения, которые были вынуждены переселиться в суровые горы под воздействием агрессивных внешних факторов, как правило войн.
В религиозном отношении подавляющее большинство непальцев (около 80,5%) исповедуют индуизм. Но эта оценка формальна. Поскольку многие называющие своей религией индуизм на практике выполняют ритуалы буддизма или анимизма. В некоторых случаях обычаи индуизма и буддизма сплелись настолько крепко, что можно уже говорить об образовании новой индо-буддистской синкретической религии. На втором месте стоит религия буддизм (около 10%), которая более всего распространена в Королевстве Мустанг. А вот ислам – только на третьем месте с общей численностью верующих около 4%. Остальное население придерживается своих личных племенных форм анимизма.

Появление больших групп мусульман в Непале связано с тремя основными периодами. Естественно и до и после них были единичные случаи появления мусульман, но они не оказывали значительного влияния на ход истории.

Первая большая группа мусульман появилась в Непале в 13-14 веках со стороны Бенгалии. Как раз когда Делийский султанат активно расширял свои границы. В то время было организовано небольшое исламское государство внутри государства Малла. Эти мусульмане частично сохранили свою культуру и теперь называются неварские мусульмане (Newar Muslims) Часть мусульман обосновалась здесь же, смешавшись с местным индо-арийским населением и теперь определяет свою принадлежность к народу мадхеси. Часть пришедших из Индии мусульман расселилась в более высокогорных областях, сейчас они известны как мусульмане чурауте. Вторая волна была связана уже с новейшей историй разделения Индии и Пакистана и войнам в Кашмире. Часть этнических кашмирцев-мусульман переселилась в близкий по расположению и культуре Непал, спасаясь от военных действий. И третья волна – это новообращенные мусульмане как правило – перешедшие из буддизма в ислам представители тибетско-бирманских народов.

Мадхеси – один из основных индо-арийских народов Непала, который проживает в самом экономически развитом районе страны Тераи или Мадхес («срединная страна») на юге. До недавнего времени – часто подвергающееся дискриминации, при том, что реально составляет до половины населения Непала.

Мадхеси говорят в основном на близких хинди языках: майтхили, бходжпури, авадхи. Однако среди мусульманского населения, как язык межнационального общения более распространен урду. Фактически бессистемно перемешанные с местным населением мусульмане мадхеси практически не выделяются на фоне остального населения. Они носят ту же одежду, питаются практически той же едой (естесственно используя халяль продукты, но сами блюда и принцип их приготовления такие же, как и у остальных), живут в таких же жилищах. Их можно выделить из общей толпы только по праздникам, когда они отмечают не индуистские, а исламские знаменательные дни и даты.

Неварские мусульмане стоят несколько обособленно, сохранив частично исламскую культуру, принесенную из Индии. Это связано с тем, что они достаточно долго проживали на «своей» достаточно изолированной территории. Они по устройству своей жизни более похожи на традиционных мусульман Индии, однако даже они начали перенимать обычаи и традиции более многочисленных соседей.

Высокогорные мусульмане чарауте – это как правило потомки семей талантливых ремесленников, которых местные правители приглашали в свои княжества, и которые в конце концов оставались там на постоянное местожительства. Они как правило более привержены к сохранению чистоты религии, поскольку зачастую оказывались единственной (или одной из нескольких немногих) мусульманских семей в данном районе.

Кашмирцы – это достаточно новые мусульмане-переселенцы в Непале, поэтому они практически полностью сохранили свою культуру, традиции и обычаи. Да и религия также осталась незатронутой индуистскими или буддистскими вмешательствами. Они в большинстве своем расселились по городам, или создавали свои индивидуальные общины в сельской местности.

Все выше перечисленные группы мусульман Непала – индо-арийские по своему этническому происхождению. Однако, существует крайне малочисленная группа тибетско-бирманских мусульманских народов. Это как правило урожденные мусульмане Тибета и Синьцзяна, и часть новообращенных мусульман этого же региона, которые были вынуждены переселиться на территорию Непала в 50-х гг после политики КНР по их выдавливанию за пределы коммунистической страны. Они как правило сохраняют свою культуру и религию, даже проживая в предгорьях страны (среди индо-ариского немусульманского большинства) и более того – зачастую именно благодаря им в ислам переходят новые представителей тибетско-бирманских народов.

В Непале имеется достаточно большое число представителей ислама, однако – все они разбиты и разбросаны небольшими группками среди индуистско-буддистского населения и фактически не контактируют друг с другом. Более менее общение и поддержание связей возможно только внутри национально-этнических меньшинств, а этого совершенно недостаточно для того, чтобы отстаивать свои религиозные права. Мусульмане Непала крайне раздроблены и фактически выделяются на фоне остальных народов страны только исповедуемой религией, не оказывая своего влияния на политическую или экономическую жизнь. Этого естественно недостаточно. Для эффективного оказания взаимопомощи, для отстаивания своих религиозных прав и свобод непальским мусульманам следовало бы как минимум объединиться, хотя бы в пределах виртуальных общин, что на данный момент невозможно, ввиду крайне низкого уровня образования населения.

История Тибета всегда ассоциировалась с буддизмом не только потому, что это религия большей части его населения, но и потому, что большинство тибетских историков были буддийскими монахами. Однако примерно 2-3% тибетского населения составляют мусульмане. Мы встретились с Мухаммедом Ибрагимом и Абдель Рахманом Баттом, старейшинами тибетских мусульман в Катманду, Непал, которые рассказали нам следующие факты о небольших общинах тибетских мусульман.

1. Мусульмане всегда мирно сосуществовали с буддистами в Тибете

Согласно некоторым свидетельствам, мусульманские купцы из Непала, Китая и Индии обосновались в Тибете между 14-м и 17-м веками, тогда как другие говорят, что мусульмане там жили почти тысячу лет. В любом случае, мусульмане были неотъемлемой частью страны на протяжении длительного времени, сохраняя свою культуру так же, как и тибетцы-буддисты.

Есть четыре мечети в Лхасе, две мечети Шигадзе и Цэтане – все они построены в тибетском архитектурном стиле. Лхаса и Шигадзе также являются домом для целого ряда исламских школ или медресе.

Сегодня в Кашмире проживает самая большая община тибетских мусульман. Другие небольшие общины разбросаны вокруг Катманду, Дарджилинга и Калимпонга. Многие также остались в Тибете. Почти все они связаны друг с другом семейными отношениями и общинными связями.

2. Далай-лама всегда хвалил тибетских мусульман

Говорят, что Далай-лама V пригласил мусульманских купцов остаться в Тибете, предоставив им привилегии и землю в Лхасе для строительства мечети и кладбища. Мусульмане также были освобождены от налогов.

Местная мусульманская община, которая, в конечном итоге, там поселилась, пользовалась большой свободой. Она избирает комитет из пяти членов общины, которые руководят их внутриобщинными делами и разрешают споры на основе законов шариата.

Нынешний Далай-лама также очень высоко отзывается о тибетских мусульманах. По словам Мухаммеда Ибрагима, тибетский лидер употреблял в пищу только халяльное мясо, поставляемое ему мусульманским мясником, и считал, что оно чище, чем любое другое мясо.

После аннексии Тибета китайцами в 1950 году тибетские общины во всем мире приложили огромные усилия для сохранения своего национального наследия, культуры и языка, и тибетские мусульмане сыграли в этом большую роль.

В доме старейшины общины в Катманду мне подала тибетский чай его жена, одетая в тибетское национальное платье. Все родившиеся в Непале, в том числе молодежь, говорили на тибетском языке. За исключением аятов Корана на стене, все в доме было похоже на то, что вы увидите в любом другом тибетском доме.

4. Тибетские мусульмане воспринимают свое изгнание как хиджру

По словам старейшин общины, они испытывали проблемы с китайским правительством, которое воспринимало их как иностранцев индийского, непальского и китайского происхождения. Их торговля также идет хорошо и не прервалась из-за политической напряженности. Единственной причиной, по которой они обратились с просьбой разрешить им вернуться в Индию и Непал, была их забота о своей религии.

”Основной причиной миграции была религия, а потому вы можете сказать, что для нас она считается хиджрой”, – рассказал мне Ахмед Камаль, младший член общины, родившийся в Непале.

“Наши условия жизни и занятия бизнесом были хорошими, и китайцы никогда не беспокоили наши общины, потому что мы не относились ни к непальскому, ни к индийскому консульству. Однако старейшины были обеспокоены тем, что произойдет с религией подрастающего поколения тибетских мусульман при коммунистическом режиме”.

5. Тибетские мусульмане основали мусульманскую ассоциацию благосостояния в Катманду

Эта неправительственная организация была зарегистрирована в Непале совсем недавно, хотя неофициально, мусульманская ассоциация благосостояния существует уже на протяжении длительного времени. Из-за ограниченного бюджета она уделяет больше внимания образованию. Пожертвования собираются от членов общины в фонд закята, а также на предоставление стипендий тибетцам и не-тибетцам, причем 90% из них предназначаются только для мусульман.

Ясмин Хеляль / mysalaam.com

В Исфахане сотни мечетей и молитвенных комнат, но самых великих и знаменитых две — Мечеть Имама и Пятничная мечеть Джамма (Джами). В нее мы не попали, к великому сожалению. Причина проста — я не знал и никто не подсказал, что обязательно нужно там побывать. Ведь Пятничной мечети более тысячи лет, она одна из самых старых во всем Иране - была заложена около 771 года н. э. Кроме того, что она одна из самых больших (около 20 тысяч метров), два её купола с 1086—1087 гг., когда были построены, несколько веков удерживали пальму первенства, как самые большие купола в мире, но самое забавное, что эта мечеть, судя по всему, является самым большим долгостроем на планете, т. к. ее строительство завершилось только в конце ХХ века. Следовательно мечеть строили около 1300 лет. В ней сохранилось много из первоначального облика и 10-15 веков, что тоже крайне интересно. Так что, если будете в Исфахане, обязательно там побывайте.

Мечеть Джами включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Всего в Иране 17 объектов входит в этот список, три из них находятся в Исфахане: кроме Пятничной мечети, персидский сад возле дворца Чехель Сотун (мы там еще побываем) и площадь Имама ( ; кстати №115 во всемирном списке). Так вот, еще одна уникальная мечеть стоит на южной стороне великой площади Имама и встроена в общий ансамбль. Называется она Мечеть Шаха, или Имама, она же мечеть Jaame, она же Jameh Masjed Jame Abbasi. Построена (как и весь комплекс) по заказу шаха Аббаса Великого тем же самым шейхом Бахаи за 18 лет (1611-1629). Не так много, если учесть, что площадь мечети (с подсобными помещениями и дворами) 30 тысяч кв.метров, размеры основной части 100 х 130 м. Но все это пустое: как можно шедевр измерять метрами? Просто посмотрите на красоту орнаментов, качество мозаик и изразцов, совершенство форм. Ведь нужно было еще и рассчитать точность орнамента, а учитывая огромную площадь купола, сделать это совсем не просто.
1.


Помните, я рассказывал, что шейх точно вычислил направление Мекки, придумал развернуть мечеть относительно площади так, чтобы портал не загораживал купол, под его руководством была разработана новая технология создания керамической плитки, которая позволила не только удешевить и ускорить процесс её производства, но и получить семь цветов (синий персидский, голубой турецкий, белый, черный, желтый, зеленый и бисквит). Вообще величайший был ученый и художник во всех смыслах этого слова. К сожалению, не дожил до открытия (умер в 1621 г), работу завершали уже без него. Не побывал на открытии и заказчик шах Аббас Великий — умер за несколько месяцев до завершения строительных работ. Всей красоты не увидели и мы — в мечети проходят реставрационные работы.

2.

3. Минареты высотой в 42 м.

Простите за прыгающую картинку, спешили внутрь, хотелось все запечатлеть, а стабилизаторов для камеры тогда у меня не было.

5. Вход с площади Имама. Портал высотой 27 м. Бассейн раньше использовался в качестве поилки для лошадей.

6. Войдя внутрь можно увидеть мраморную чашу. Это поилка для людей. Её наполняли пресной водой или лимонадом.

7. Меня заворожила арабская вязь. Она становится частью волшебного орнамента.

8. Главный купол высотой 53 м.

Он двухслойный - сделаны два купола с большим пространством между ними — 14 м. Ученые считают, что именно этим объясняются невероятные акустические эффекты.
Есть специальные места для проповедника и, если стать на этом месте и говорить обычным голосом, не кричать, то все равно будет слышно даже в дальних углах здания при любом скоплении народа.
Слышен даже шелест купюры!
9. Мамочка с дочкой снимает сына на мобильный телефон.

Но есть еще одно чудо — на полу обозначен черный квадрат. Если стать на него и что-либо произнести, то появится ощущение, что твой голос слышит весь город, как-будто гигантские динамики в тысячи ватт усиливают его. При этом стоящие рядом с тобой люди никакого усиления звука не слышат, они слышат только тебя. Усиление происходит в голове, я бы даже сказал в твоем воображении. Говорят, что там семикратное эхо. А еще, если стать в одном углу у стены и что-нибудь сказать шепотом, то второй человек в противоположном углу все услышит. Мы проверяли этот эффект в шахском дворце (там такие же чудеса) — действительно все идеально слышно. Вот какую забаву придумал волшебник Бахаи.

Я попытался что-то спеть, но тут же стушевался от услышанного эха. Тогда подошел молодой мужчина и специально для нас пропел славу Всевышнему.

Эхо слышно, но человеку, который стучит ногой, слышно все гораздо ярче, сильнее, объемнее.

10. Все помещения украшены похожими, но не повторяющимися орнаментами.

11. Разные залы для молитв.

12.

13.

14. На создание всего комплекса ушло 18 миллионов кирпичей и 475 000 плиток. Тут хорошо видна кладка.

15. Посмотрите как хорошо все сделано, 400 лет прошло.

16. Комната для омовения.