Прозвище габриэль шанель. Что дозволено льву: почему Коко Шанель так любила львов

Коко Шанель - икона стиля 20 века. Великая женщина. Но мало кто знает как сложилась ее личная жизнь? И были ли у нее дети? Скажу сразу нет… И почему так произошло вы узнаете в моей статье..

Личная жизнь и дети Коко Шанель.

Родилась Коко Шанель, а вернее Габриэль Бонёр Шанель во Франции в 1883 году в очень бедной семье.

Когда Коко исполнилось 11 лет не стало мамы. А папа вскоре оставил ее и сестру в монастырском сиротском доме. Отца она больше никогда не видела. Там она и выросла.

В детсве мечтала стать балериной.

После сиротского дома Коко пыталась добиться успеха в жизни, но у нее не получалось. Она пошла на работу помошницей продавца белья в мгазине. А паралельно бегала по катсингам на роль танцовщицы, актрисы и певицы. В одной из забегаловок, где она пыталась петь ей дали прозвище КОКО.

Но как видите, ни певицой, ни танцовщицей, ни актрисой Коко не брали…

В 22 года Коко встретила богатог офицера Этьена Бальзама и сразу же стала его любовницей. Позже, раздумывая о том, чем бы ей дальше заняться она решила стать модисткой и сказал об этом своему богатому спонсору. Но он сначала не воспринял эту идею всеръе т.к. у нее не было опыта и модисток было полно…

Плзже Коко встретила другого спонсора - англичанина Артура Капела, который в 1910 году открыл ей магазин шляпок и кардинально изменил ее жизнь.

В 1924 году Коко (ей было 41) познакомилась с герцогом Вестминстерским - самым богатым человеком Англии. И начался новый роман, которые продлился 6 лет. И опять в качестве любовницы и содержанки была наша великая Шанель. А герцог успел два раза женится и развестить, завести новых любовниц… И все это происходило даже во время связи с Коко.

Похоже статус любовницы и содержанки преследовал Коко всю жизнь…

Коко хотела детей, но не сложилось…

Коко Шанель (наст. имя Габриэль Шанель) – икона стиля, одна из самых известных модельеров мира, основатель бренда одежды и духов Chanel. Стиль, созданный Шанель, олицетворяет собой целую эпоху, а в ней – элегантность, минимализм в использовании аксессуаров и удобство. Шанель была неординарным и сложным человеком в жизни – она по большей части презирала людей и была готова идти по головам ради своего успеха и выгоды.

Детство и семья

Будущая знаменитость Габриэль Шанель родилась в 1883 году (хотя сама утверждала, что появилась на свет 10 лет позже) в бедной семье рыночного торговца и дочки сельского плотника. Когда Габриэль родилась, ее родители не были женаты, это была их вторая дочь. Регистрировали девочку в приюте, а имя ей дали в честь медсестры Габриэль, которая помогла малютке появиться на свет.


Мамы Габриэль, Жанны Деволь, не стало, когда девочке было всего одиннадцать лет. Буквально через неделю ее с сестрой и двумя братьями бросил отец – до своего совершеннолетия Габриэль пришлось жить в приюте при монастыре.


Казалось бы, совсем не располагающая успеху предыстория – однако опыт, приобретенный Шанель в сиротском доме, и определил ее дальнейшую жизнь. Дело в том, что именно монахини научили девушку шить, так что, покинув заведение, Габриэль смогла устроиться продавщицей в магазин белья «Au Sans Pareil».

Первые шаги к успеху

Помимо увлечения дизайном одежды, Габриэль любила петь и даже выступала в кабаре. Именно тогда она получила прозвище Коко, потому что ее любимыми песнями были «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qua vu Coco». В одном из таких кабаре девушка познакомилась с богатым офицером в отставке, Этьеном Бальзаном, который вскоре предложил ей переехать к нему в настоящий замок в Париже. Шанель согласилась, однако зависеть от кого-то было не в ее стиле.


Вскоре, вспомнив уроки шитья в приюте, она поняла, что хочет стать модисткой (мастерицей по изготовлению женских шляп, платьев и белья), и с помощью молодого английского предпринимателя Артура Кэйпела в 1910 году смогла открыть свой собственный шляпный магазин в Париже – он до сих пор находится напротив отеля «Ритц» на улице Камбон, 31.

Начало дизайнерской карьеры

Когда Коко Шанель открыла собственный бизнес и смогла дать волю своему вкусу и способностям, уже ничто не могло ее остановить – ни отсутствие опыта, ни даже Первая Мировая война. Она работала и как предприниматель, и как дизайнер, воплощая в жизнь все свои идеи по созданию элегантности – ввела в моду женские брюки, то самое маленькое черное платье. Созданный ей стиль позднее назвали «простая роскошь» – для того, чтобы одеваться в стиле Шанель, нужен в первую очередь вкус, а не огромные деньги.


Но у клиенток Габриэль деньги водились, и они с радостью покупали шляпки и одежду у оригинальной модистки. Очень скоро бизнес Коко стал феноменом, которого не было до этого в истории моды. Сама Шанель стала первой портной, которая вошла в высшее общество, а не была прислугой у богатых заказчиков. Ее друзьями становились композиторы, балетмейстеры, художники, режиссеры, предприниматели. Девушка изменила общественное мнение о труде дизайнера, став притягательной личностью международного масштаба.

«Я вошла в сливки общества не потому, что создавала одежду. А наоборот. Я ведь создавала одежду, потому что находилась в обществе, где стала первой женщиной, которая жила полной жизнью моего века», – комментировала свою славу Коко Шанель.

Коко Шанель уделяли внимание высокопоставленные аристократы. К примеру, женщина входила в круг общения Великого российского князя Дмитрия и английского герцога Вестминстерского. Ее руки пытались добиться многие успешные мужчины, однако ее по-настоящему волновало только свое дело. На предложение герцога Вестминстерского Коко ответила, что герцогинь Вестминстерских может быть много, а вот Шанель такая одна.


В возрасте пятидесяти лет Коко Шанель оказалась на вершине своей славы и красоты. Она одевалась с чувством абсолютной свободы и купалась в славе. Именно в это время ей восхищались больше всего. Годы пятидесятилетия стали самыми золотыми в биографии некогда бедной девочки Габриэль.

И если в Первую Мировую войну дизайнер сумела остаться на плаву, то после объявления Второй Мировой войны в 1939 году Шанель пришлось закрыть все свои салоны – в такое время моде не было места. Несмотря на оккупацию Парижа, Коко осталась на это время во французской столице и даже сумела вызволить из плена своего племянника.


В сентябре 1944 года по инициативе Комитета по Общественной морали женщину арестовали из-за слухов о ее связи с немецким офицером Гансом Гюнтером фон Дюнклегом. Вскоре ее освободили по просьбе Черчилля с условием того, что она покинет Францию. Шанель уехала в Швейцарию и прожила там почти десять лет. По версии исследователя Хэла Вогана, Шанель не только была любовницей пособника нацизма, но и поставляла информацию немецкому правительству.

Интервью Коко Шанель французскому телевидению (1969)

Личная жизнь Коко Шанель

Жизнь знаменитого дизайнера одежды пестрила романами, но ни один из них не перерос в супружество – кажется, Шанель в этом и не нуждалась. Ей приписывали романы с русским композитором-эмигрантом Игорем Стравинским, герцогом Вестминстерским и даже нацистским офицером Гансом фон Динклаге. Согласно некоторым источникам, Шанель была бисексуальна.


Мода на загар появилась как раз во времена Коко Шанель. Произошло это случайно – в 1923 году Габриэль загорела во время круиза и появилась в таком виде в Каннах. Общество, на тот момент внимательно относившееся к внешнему виду женщины, сразу последовало примеру Шанель.


Знаменитые духи «Chanel № 5» появились в 1921 году. Их автором является русский парфюмер-эмигрант Эрнест Бо. Уникальность этих духов состоит в том, что до Шанель у женских духов не было сложных запахов. Коко выступила новатором и предложила женщинам первый синтезированный парфюм.


Коко Шанель сделала популярными маленькие черные платья, которые позволялось носить в течение всего дня, дополняя разными аксессуарами. Так она доказала, что некогда считавшийся траурным, черный цвет может быть элегантным и прекрасно дополнит вечерний образ.


К заслугам Коко Шанель относится и создание уникальных сумочек. «Я устала носить ридикюли в руках, к тому же я их вечно теряю», – сказала Габриэль в 1954 году. А через год представила небольшую прямоугольную сумочку на длинной цепочке. В итоге женщины смогли носить сумку, удобно повесив на плечо.

Коко Шанель. Жизнь Замечательных Людей

Последние годы жизни. Смерть

Шли годы, и дурная слава Шанель постепенно уходила в прошлое. Если в довоенной моде работали преимущественно женщины-дизайнеры, к примеру, Шанель, Чиапарелли, Ланвэн, Вионнет, то в послевоенной власть досталась мужчинам, среди которых значились Диор и Баленсиага. Казалось, что успех Диора не оставлял будущего моде, созданной Шанель.


Однако в 1953 году Коко Шанель приняла решение вновь открыть свой салон в Париже. Тогда прославленной француженке уже исполнялось 70 лет. Пятого февраля 1954 года был торжественно открыт Дом Шанель. Критики были беспощадными и разнесли ее новую коллекцию. Впрочем, Габриэль осталась глуха к критике – ей понадобилось всего три года, чтобы вновь вернуться на Олимп славы.

10 января 1971 года Коко Шанель скончалась в отеле Ритц в возрасте 87 лет от сердечного приступа. Ее похоронили в швейцарской Лозанне, на верхней части ее надгробия высечено пять львов.


Она провела ревизию мужского гардероба с целью креативных заимствований в женский. Она сделала модной короткую женскую стрижку и придумала «шляпку-колокольчик». Она выпустила первые в мире искусственные духи…

Её знаменитое маленькое чёрное платье позволило женщинам ощутить себя такими же живыми, подвижными и свободными, как мужчины. Тугие корсеты, пышные юбки, рюшечки и навороченные причёски - всё это сильно сковывало женщину, и Коко всё это просто отменила. И создала совсем другую моду, совершенно новый стиль...

Этот стиль был ответом на запрос времени и моментально стал символом элегантности. Сумочка на тонком ремешке, женская матроска, женские брюки и клетчатые юбки... Простые формы, чёткие линии, которые подчёркивают достоинства и скрадывают недостатки фигуры… Многое из того, что сегодня стало для женщин повседневностью, было придумано и создано Коко Шанель.

Её жизнь была последовательным и часто вполне осознанным растворением в фантазиях. Настойчивым отрицанием реалий собственной (и не только собственной) жизни ради перехода в мир, который казался ей идеальным и совершенным. Она шла путём самоотрицания, и этот путь неизменно приводил её к самоутверждению. Это была дорога к вечности - через смерть.

Слово Сальвадору Дали: «Коко Шанель говорила мне: «Человек-легенда обречён растворить себя в мифе - и тем самым укрепить миф». Сама она так и поступила. Выдумала себе всё - семью, биографию, дату рождения и даже имя».

Жиль Дюфур окончил Высшую школу декоративных искусств в Париже, затем - Школу визуального искусства в Нью-Йорке. Начинал свою карьеру в качестве помощника Пьера Кардена. Театр был и остаётся его главной страстью. Он создавал декорации и костюмы к многочисленным спектаклям и музыкальным комедиям в Вене и Вашингтоне. Долгое время был правой рукой Карла Лагерфельда. Создавал коллекции одежды для таких знаменитых фирм, как «Фенди», «Бальман», «Клое», «Максимилиан».

Ещё ребёнком Габриель Шанель стала проявлять независимость, своенравность и некоторые странности. К примеру, очень любила проводить время на кладбище. Там она искала друзей: выбрала две могилы и стала ухаживать за ними и общаться с похороненными в них людьми. А потом похоронила на этом кладбище своих старых кукол и закопала подарки отца - самое дорогое, что у неё было. Так 6-7-летняя Габриель создавала свой собственный мир, своё царство, свою реальность, в которой она была королевой. Это детское заигрывание со смертью, с небытием как с онтологической категорией, не отрицающей бытие, а формирующей его, не раз ещё аукнется в её жизни.

Она с детства выдумывала себе другую биографию. Например, утверждала, что родилась в 1893-м в Оверни, хотя сохранились документальные свидетельства, что произошло это на 10 лет раньше в городке Сомюре…

Семья была бедная - отец, жизнелюбивый гуляка-коммивояжёр, всё пропивал, мать, чахоточная домохозяйки, всё ему прощала и в возрасте 33 лет умерла. В 1895 году Габриель и двух её сестёр отправили в сиротский приют (отцу было не до них). В приюте Габриель продолжала создавать свой мир. Она всё надеялась, что отец её заберёт, и говорила об этом с другими девочками. А когда те пытались иронизировать, намекая на то, что он даже никогда её не навещает, Габриель объясняла, что у него просто нет времени. И рассказывала историю о том, что её отец владеет огромными виноградниками и живёт в Нью-Йорке, куда экспортирует вино. Понятное дело, он слишком занят, чтобы приехать в эту жалкую деревушку…

Результат этих фантазий таков: мы очень мало знаем о ранних годах Коко Шанель. Не так давно вышел художественный фильм об этом периоде её жизни называется «Коко до Шанель» (Coco avant Chanel). В роли Коко - Одри Тоту, хорошо знакомая публике по главной роли в фильме «Амели». Сюжет вертится вокруг событий юности Габриель Шанель. Вот что говорит Одри Тоту: «Нам сложно узнать что-либо достоверное о её молодости. Она была большой обманщицей и не хотела, чтобы люди знали что-либо о её ранних годах».

Выйдя из приюта и монастырского института Богоматери (где она воспитывалась после приюта и откуда, возможно, происходит её стремление к строгости и простоте в одежде), она стала работать в швейном магазине в городе Мулен, а свободное время проводила в заведении под названием «Ротонда». Мулен был гарнизонным городом. Там жили офицеры. Многие из них были знатными и богатыми. Кафешантан (то есть кафе с эстрадой) «Ротонда» было излюбленным местом их сходок. Габриель стала любимицей офицеров - их привлекала её харизма и необыкновенная внешность: заплетённая вокруг головы тугая чёрная коса и странно горящие глаза. Она была непохожа на других, она создавала свой собственный мир, и в этом была её сила.

Как-то раз в «Ротонде» Габриель выпила шампанского и вдруг решила, что её будущее - стать знаменитой певицей. Она и до того любила петь - в институтском хоре, но на эстраде никогда не выступала. Офицерам идея понравилась, и они договорились с директором «Ротонды» о концертах. Фантазия ворвалась в жизнь, и Габриель, краснея и запинаясь, действительно стала выступать. Многим это понравилось. Особенным успехом у офицеров пользовались песни Ko Ko Ri Ko и Qui qua vu Coco. Её часто вызывали на бис, скандируя: «Ко-ко! Ко-ко!» Так это имя за ней и закрепилось (хотя позднее она признавалась, что ей оно не очень-то нравится).

Прогуливаясь по Сhamps Elysees, я свернула на улицу Франклина Рузвельта и через несколько секунд увидела надпись на доме, сделанную аршинными буквами: «DESSANGE». «Интересно, - подумала я, - удастся ли мне записаться к нему на интервью?» Ведь у знаменитых людей всё расписано на месяцы вперёд.

Среди офицеров - поклонников Коко был человек по имени Этьен Бальзан. Он стал её первым богатым покровителем. А вторым стал его друг, английский промышленник Артур Капель по прозвищу Бой. Это была абсолютная любовь. Любовь до гроба, как выяснилось (он погибнет в автокатастрофе в 1919 году и оставит ей, уже, правда, в этом совсем не нуждавшейся, 40 тыс. франков).

Бой помог Коко открыть первый магазин в Париже, на рю Камбон (уже очень скоро название этой улицы прочно стало ассоциироваться с именем Chanel). Через пару лет Коко вернёт Бою все деньги, которые он вложил в её бизнес. Несколько раздосадованный этим жестом, он скажет ей: «Я считал, что дал тебе игрушку, а оказалось, что подарил тебе свободу…»

Как ей удалось достичь успеха столь быстро? А у неё просто не было другого выхода. Решительно восставать против всего, что бытовало в моде той эпохи, её заставляло не что иное, как собственное тело. Худощавое и никак не вписывавшееся в общепринятые каноны того времени. К этому телу просто физически не подходило что-либо дорогое и пышное, и она поэтому презирала шикарные ткани и тянулась к дешёвому трикотажу. И это были очередные «игры со смертью». Ведь появиться на каком-нибудь светском рауте в трикотаже было равносильно тому, чтобы прийти туда и вовсе без одежды.

Те же игры с небытием мерцали и в практике переноса в мир высокой моды элементов обихода конюхов - вязаное полотно, пуловеры, брюки галифе. И всё это во имя новой женственности… Главное её кредо - одежда должна быть незаметной: «Если вас поразила красотой какая-нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, - значит, она была одета идеально».

В 1919 году Коко Шанель была уже знаменита на весь мир. От клиентов не было отбоя, все хотели носить её фланелевые блейзеры, юбки свободного покроя, длинные свитера из джерси, матроски и костюм «юбка - жакет». В журнале Harper’s Bazaar писали: «Женщина, у которой в гардеробе нет хотя бы одной вещи от Шанель, безнадёжно отстала от моды». Сама Коко коротко стриглась, носила маленькие шляпки и тёмные очки.

После смерти Боя она затворилась на своей вилле «Миланез», приказала убрать в чёрное стены и потолки спальни. Чёрными стали занавески, простыни, покрывала… «Эта смерть стала для меня тягчайшим ударом. Со смертью Капеля я потеряла всё», - признавалась она. А в другом интервью того времени говорила: «Женщина не может быть счастлива, если она нелюбима. Ведь ей нужно только это. Женщина, которую не любят, - это ноль и ничего больше. Уж поверьте мне: молодая она или старая, мать, любовница… Женщина, которую не любят, - погибшая женщина. Она может спокойно умирать, это уже не важно».

Из депрессии ей помогли выйти русские. Она познакомилась с Дягилевым и Стравинским, стала оказывать им финансовую поддержку (например, выдала Дягилеву 300 тыс. франков на постановку «Весны священной», а через 10 лет проводила бессонные ночи у его постели, когда он умирал в Венеции, и потом выдала деньги на его похороны).

Вскоре общение с русской диаспорой вывело Коко на великого князя Дмитрия, внука Александра II и кузена Николая II. Человека, дважды чудом избежавшего смерти (первый раз, когда бежал из России в 1917-м, опасаясь возмездия императрицы за участие в убийстве Распутина; второй раз - потому что был не в России во время Великой Октябрьской революции). Коко Шанель влюбилась и взяла молодого князя на содержание…

Это Дмитрий познакомил её с парфюмером Эрнестом Бо, отец которого в своё время работал на императорскую фамилию. Бо носился с идеей создания первого искусственного аромата, и эта идея очень понравилась Коко, которая считала, что все эти натуральные цветочные запахи - сплошное притворство и подделка. Духи для женщины должны пахнуть как женщина, сказала она, и решилась на очередной эксперимент: ни один модный дом тогда ещё не имел своего собственного аромата… На фотографиях тех лет Коко Шанель выглядит как певица Земфира: самодостаточная и самоуверенная, немного грубоватая и, разумеется, стильная.

Когда ей было пятьдесят, у неё появился очередной любовник, чуть было не ставший её мужем. Испанский художник Поль Ириб. В 1935 году Поль Ириб неудачно упал на теннисном корте и немедленно умер.

Коко продолжала свои игры со смертью… И во время войны начался новый раунд. Она оставляет мир моды и закрывает свои магазины.

Франция оккупирована фашистами. А у Коко Шанель - роман с немецким дипломатом. Дипломат знакомит её с одним из лидеров Третьего рейха Вальтером Шелленбергом. Шанель начинает работать на фашистов (говорят, тут сыграла свою роль любовная связь и с самим Шелленбергом). Фашисты пытаются использовать её как посредницу в переговорах о мире с Черчиллем, с которым она дружила. После освобождения Франции ей приходится покинуть страну, чтобы не поплатиться за свои связи с немцами.

…В 1954 году в возрасте 70 лет Коко Шанель вернётся. Показ её новой коллекции будет принят с явным неодобрением: по мнению критиков, она не показала ничего нового… Всё те же строгие простые костюмы. Но это был не самоповтор, это была вечность. Вечная элегантность. И чтобы понять это, французам не потребовалось слишком много времени. Коко стала национальным достоянием Франции. А потом и всего мира. Когда журнал Time записал её в 100 самых влиятельных людей ХХ века, Коко Шанель оказалась единственным представителем мира моды в этом списке.

Габриель Коко Шанель умерла 10 января 1971 года в возрасте 88 лет в парижском отеле Ritz, который стоит как раз напротив её первого - а к тому времени уже культового и известного всему миру - бутика. На рю Камбон. «Вот так нас и оставляют подыхать» - были её последние слова.


Reading time 1 minutes

Reading time 1 minutes

По утрам на набережной Лидо было шумно: трещали суетливые вапоретто, гортанно перекрикивались гондольеры, вода Венецианской лагуны покрывалась бурунами и билась о пристань. Коко выходила из отеля Danieli, переправлялась через лагуну, спускалась по площади Сан-Марко и начинала прогулку. Правда, в одиночестве она оказывалась редко. Неугомонная чета Сертов преследовала Коко всюду. Хосе, каталонский художник («страшный сибарит» и «обаятельное черноволосое чудовище» — описывала его Шанель), постоянно водил ее по музеям, часами разглагольствовал о тонкостях живописной техники Веронезе и Тинторетто. Мися Серт, подруга Коко («пышная, мягкая, светловолосая, с царственной осанкой и манерой вести себя, страшно разговорчивая, подавляющая всех и все»), знакомила ее с обитателями города на воде. Несколько месяцев назад на автомобиле разбился любовник Коко Артур Кэйпел. Шанель завесила окна черной тканью и перестала выходить из квартиры. А однажды к ней, как снег на голову, явились Серты, началась сутолока, загремели чемоданы, и Коко не заметила, как оказалась на набережной. Ветер сдувал с головы кепи, у ног мерно тарахтел вездесущий вапоретто. Она неторопливо бродила по кривым венецианским улицам, гуляла вдоль каналов, как-то раз зашла в высокий, печальный готический собор на площади Сан-Поло — Санта-Мария Глориоза дей Фрари. Над алтарем была «Мадонна Пезаро» Тициана. Коко засмотрелась на ярко-красную тунику Мадонны и золотую — апостола Петра. В Венеции от багрянца и золота некуда скрыться: два с половиной века под покровительством Византийской империи дают о себе знать.

Это не было похоже ни на мрачный Обазинский приют, где Коко выросла, ни на легкомысленную архитектуру французских курортов, поэтому она смотрела внимательно и запоминала. Мозаики, канделябры, лепнину и, конечно же, львов. Она любила гулять по набережной Arsenale, разглядывать больших античных львов и крылатого с книгой над входом. (Помните «Лагуну» Иосифа Бродского? «Знающий грамоте лев крылатый» — это о нем.) Шанель отличалась большой суеверностью и, будучи Львом по знаку зодиака, всех львов Венеции сразу приняла за своих. И город ответил ей взаимностью. В Венеции Коко избавилась от черной хандры и познакомилась с Дягилевым («Дягом», как его называла Мися), а через Дягилева — со всей труппой «Русского балета» и Стравинским. Справилась с социофобией и начала ходить в кафе Florian, что напротив базилики Сан-Марко, Harry’s bar, где вечерами пил Хемингуэй. Коко, несмотря на славу и признание, была не очень общительна и чувствовала себя не в своей тарелке рядом с аристократами. «Я простая швея, которую богема приглашает на обеды и ужины просто потому, что шьет у меня платья», — писала она. В начале 1920-х русскую творческую эмиграцию за рубежом объединяли две вещи: привычка жить на широкую ногу и постоянное отсутствие денег. Дягилеву не на что было ставить «Пульчинеллу», Стравинский ютился в дешевых отелях, где едва мог писать музыку, боясь распугать шумом постояльцев и оказаться на улице. Коко, поборов стеснение («трудно поверить, что простая портниха могла вот так легко выписать чек на 300 000 франков»), помогла Дягилеву. «Я стала меценаткой!» — радовалась она. И добавляла: «Как бы гордился Бой». Так она называла Артура. Шанель увлеклась современным балетом: до знакомства с Дягилевым она ходила только на «Шехерезаду», да и то по инициативе Кэйпела. Коко посмотрела «Петрушку» и впечатлилась яркими, золотыми с красным костюмами, а через несколько лет уже шила для постановок Брониславы Нижинской и «Аполлона Мусагета» Стравинского.

Коко очаровалась русскими эмигрантами и позже писала, не без горечи: «Они очень разные — жизнерадостные и мрачные, решительные и поникшие, уверенные в будущей победе и опустившие руки… Среди них много способных и даже гениальных, но сколько же просто спилось!»

Наконец, она помогала тем, кому считала нужным. Коко и Мися Серт были последними, кто навестил Дягилева накануне его смерти 19 августа 1929 года. Они же оплатили похороны: ни у Дягилева, ни у путешествовавшего с ним Сержа Лифаря не было при себе ни копейки. В тот день, 19 августа 1929 года, Коко исполнилось сорок шесть лет.

До Венеции она придерживалась строгого монохрома: черное и белое (в основном все-таки черное). После в коллекциях Дома Chanel появились византийское шитье и всевозможные оттенки красного. Во многом благодаря знакомству с Великим князем Дмитрием Павловичем и сотрудничеству с русским ателье «Китмир», которым руководила его сестра, княгиня Мария Павловна. В начале 1920-х в моду вошли вышивки и золотошвейное шитье, так что венецианские наблюдения Коко ей чрезвычайно пригодились. А в апартаментах на Рю Камбон с тех пор поселились львы — на рабочем столе, каминной полке, этажерках. Из мрамора, бронзы и золота. От миниатюрных фигурок до внушительных скульптур. В ювелирных сериях Дома Chanel лев появился еще в 50-х годах прошлого века и постоянно мелькал на пуговицах, застежках, пряжках сумок и ремней, серьгах, брошах и подвесках. Коко никогда не забывала о Венеции, и великий город на воде не забывает ее до сих пор. В 2016 году в галерее Ca’Pesaro на Canale Grande прошла выставка «Женщина, которая читает»: туда свезли книги Коко из ее парижской библиотеки, веера и прочие изящные мелочи. Не обошлось и без парочки львов. Возвращение на историческую родину, можно сказать.

А теперь подумайте: могли ювелиры Chanel обойти эту часть жизни Коко стороной? Вопрос риторический. Бренд посвящал коллекции ее подругам, камелиям, увлечению Шанель морскими прогулками. Нетронутых участков биографии Коко, кажется, и не найти. Но это только кажется. Благо жизнь Мадемуазель была такой насыщенной, что вдохновения хватит еще на несколько десятков лет, не меньше. Некоторые вещи не меняются, и это хорошо: Bulgari вдохновляется Римом, Cartier — пантерами, Дом Chanel — биографией своей основательницы. Аксиома высокого ювелирного искусства, если хотите.

Первая коллекция Chanel Fine Jewelry, посвященная львам, а значит, и Венеции, появилась еще в 2013-м. Называлась таинственно: Sous le Signe du Lion («Под знаком льва»). Уже в 2018-м таинственности поубавилось, зато прибавилось чисто венецианской роскоши. Коллекцию L’Esprit du Lion («Дух льва») разрабатывали долгих два года, и это видно. Лейтмотива тоже два: скалящиеся львиные морды и цепи (напоминают о якорях — для Венеции, выстроенной на судоходстве, предмет знаковый).

Поэтому колье и браслеты выглядят воинственно, порой даже агрессивно. Но кому и когда это вредило? Шанель такие украшения точно бы не смутили.

Материалы — сплошь белое и желтое золото, оранжевые сапфиры, бриллианты, гелиодоры (бериллы, как вы могли догадаться, золотистого оттенка), топазы, желтые и коричневые бриллианты — привет венецианским мозаикам и алтарным росписям церквей. Львиная мимика не зря получилась настолько убедительной: золотые звери выглядят так, словно готовы загрызть любого, кто не сделает украшениям подобающий комплимент. Геометричная огранка камней напоминает о делах давно минувших дней: эпоха ар-деко началась в 1920-х, когда Коко впервые оказалась в Венеции. Сочетание золотого и багрово-красного в фаворе: цвета львиные, королевские. Неизвестно, целились ли ювелиры в разудалую эклектику, но получилось именно это. Несколько архаичного вида львы, лаконично ограненные камни, которые только с 1920-ми и ассоциируются, и вдобавок ко всему массивные цепи. Впрочем, нужно признать: сочетаются эти разношерстные элементы отменно. Предупредим — цены на коллекцию кусаются вполне по-львиному. К примеру, колье Legendary, гордость главной мастерской Chanel на Вандомской площади, стоит €4,4 миллиона. Цена заоблачная, как и амбиции ювелиров. А воплотить их, согласитесь, удалось. L’Esprit du Lion — это своего рода гороскопическое описание знака Льва в ювелирной форме. Названия колье и браслетов — тому доказательство: «смелый», «дерзкий», «ослепительный», «легендарный», в конце концов.

Что сказать: не так уж и неправы эти гороскопы. Шанель вообще никода не ошибалась: тем более — в гороскопах.

Коко Шанель (англ. Coco Chanel) – пожалуй, одна из самых ярких личностей прошлого века, которая смогла изменить моду в сторону удобства и элегантности. Выбравшаяся в высокий свет из бедственного положения, она стала примером для многих людей, показав, что происхождение может совершенно ничего не значить, если есть ясная цель. Французы до сих пор ассоциируют фразу «Искусство жить» именно с Шанель.

  • Настоящее имя: Габриель Бонёр Шанель
  • Годы жизни: 19.08.1883 – 10.01.1971
  • Знак зодиака: Лев
  • Рост: 169 сантиметров
  • Вес: 54 килограмма
  • Объем талии и бедер: 67 и 99 сантиметров
  • Размер обуви: 35,5 (EUR)
  • Цвет глаз и волос: Карие, брюнетка.


Коко родилась в приюте города Сюмора. Его работники дали девочке имя Габриэль, в честь одной из тех, кто принимал роды. Матерью Коко Шанель была Евгения Жанна Деволь, плотничья дочь, а отцом – Альберт Шанель, обычный торговец рынка. Родители тогда не были женаты, жили в бедности.

Когда Габриэль исполнилось одиннадцать, ее мать умерла, и отец бросил девочку с сестрой и двумя братьями одних. Дети Шанель отправились в дом для сирот при монастыре, где Габриэль пробыла до совершеннолетия. Коко Шанель уже в детстве осознавала свое положение, однако вопреки всему она не переставала мечтать о хорошей жизни.

Начало восхождения

В монастыре Коко Шанель дали рекомендацию, которая помогла ей устроиться на должность помощницы бельевого торговца в маленьком магазине. В то же время она пела и танцевала в кабаре, пробовалась в театре, но не преуспела в этом. В одном из кафе к ней и пристало прозвище Коко, потому что девушка любила петь песни «Куи Куа Ву Коко» и «Ко Ко Ри Ко».

Несмотря на отсутствие особенного успеха, кабаре дало возможность Коко Шанель приблизиться к той жизни, о которой она грезила: именно там ее увидел состоятельный отставной офицер Этьен Бальзан, который был настолько очарован девушкой, что увез ее в свой дом, оказавшийся настоящим замком.

Коко долго привыкала к роли офицерской любовницы, ей все время чего-то недоставало. Однажды она поняла, что хочет быть модисткой. Этьен над этим лишь посмеялся, однако свел ее с Артуром Кэйпелом, английским промышленником, и тот согласился поддержать идеи Шанель, несмотря на отсутствие у нее нужного опыта.

Близкие люди Артура называли его Боем. Несмотря на молодость, он был успешным предпринимателем, умевшим продвигать дела. Кроме того, он тоже интересовался модой, и с его помощью Коко Шанель смогла открыть свой первый шляпный магазин для парижанок. Дело оказалось успешным. Прошло три года, и у нее открылся второй магазин, уже в городе Довиль.

Путь в высший свет

Успех раскрепостил в Коко Шанель множество талантов. Не обладая предпринимательским опытом, она сумела быстро не только раскрутить свой бизнес, но и оставить его на плаву даже в годы Первой Мировой войны. Кроме того, она сама придумывала дизайн всех вещей, которые продавала, и все, что выходило из-под ее рук, несло в себе подлинную элегантность и удобство.

Мечта Габриэль сбылась: она стала известной модисткой, о ней говорили в высших кругах. К ней приходили самые известные дамы Парижа, они говорили о Коко Шанель, рекомендовали ее друг другу, и вскоре она стала первой в истории закройщицей, которая сумела получить доступ в аристократические круги не как слуга, а как равный член общества. Ее имя стало феноменом, оно гремело на весь свет.

Коко Шанель привлекала внимание высокородных особ даже в других странах, она зналась с Великим российским Князем Дмитрием, сблизилась с английским Герцогом Вестминстерским, ее стали окружать композиторы, балетмейстеры, люди искусства.

Вершины своей славы Коко Шанель достигла к пятидесяти годам. Несмотря на то, что этот возраст считается уже достаточно немолодым, именно к своему пятидесятилетию она по-настоящему расцвела, достигла совершенства и во внешности, и в образе, который создавала все это время.

Упадок и новый рывок

Когда началась Вторая Мировая война, женщине пришлось закрыть все свои салоны и магазины. Она приняла тот факт, что в такое время никому нет дела до моды. Годы процветания оставили ей множество связей, которыми ей пришлось воспользоваться, чтобы вызволить одного человека ее близкого круга из немецкого плена. Для этого Коко пришлось обратиться к немецкому офицеру, и когда это стало известно, ее арестовали. Заключение продлилось всего несколько часов — Коко выпустили с условием, что она оставит Францию, и женщина почти на десять лет обосновалась в Швейцарии.

После войны у Коко Шанель появилось множество конкурентов в ее излюбленном деле. Одними из самых успешных были Диор и Баленсиага. Власть в мире моды из женских рук перешла в мужские, но ненадолго. Когда Коко Шанель исполнилось семьдесят, она вернулась в Париж и снова открыла салон. Критики ее разгромили. Но Коко на это не обратила, казалось, никакого внимания. Уже через три года она не только вернула себе былую славу, но, пожалуй, даже ее преумножила. Женщина объясняла это тем, что она жила полной жизнью своего времени и подарила костюмам свободу движения, в чем и заключалась настоящая элегантность.

Шанель Коко умерла в возрасте восьмидесяти семи лет. Произошло это в отеле Риц из-за сердечного приступа. Последним пристанищем знаменитейшей модистки стала швейцарская Лозанна, а последним украшением — пять львов на надгробии.

Самые знаменитые достижения

С именем Коко Шанель связывают появление моды на загар. Однажды женщина отправилась в круиз и в этом плавании сильно загорела. Когда она прибыла в Канны, то не стала скрывать свой загар, и люди последовали ее примеру.

Знаменитые на весь свет духи, которые получили имя Коко, Шанель стала использовать и продавать после того, как Эрнест Бо, парфюмер, иммигрировавший в Россию для придворной службы, предложил ей на выбор пять ароматов. Женщина остановилась на последнем из них, пятом, потому что он был синтезирован искусственно и не напоминал ни одного цветка. Так появился аромат «Chanel № 5».

Женщины прославляют Коко Шанель за то, что она ввела в обиход маленькое черное платье. Его можно было носить весь день и вечер, не переодеваясь, и в зависимости от необходимости просто менять аксессуары, чтобы лучше соответствовать окружению. По легенде, она придумала его, когда умер ее друг, тот самый Артур с прозвищем Бой. Носить траур по тем, кто не был супругом, в то время считалось предосудительным, и это платье стало своеобразным выражением ее отношения к произошедшему.

Еще одна очень важная заслуга Коко Шанель — введение в обиход сумочек на длинных цепочках, которые можно было носить на плече. По признанию самой женщины, она постоянно забывала про ридикюли, всюду их оставляла, к тому же носить в руках их было тяжело. Накинутые же на плечо сумочки не доставляли таких неудобств.

Личная жизнь Коко Шанель

Несмотря на огромный успех, Коко Шанель была не слишком счастливой. Ее личная жизнь полна крутых поворотов и глубокой драмы. Начать следует с того, что при обилии поклонников она ни разу не была замужем, кроме того, дети у Коко появиться не могли, потому что она оказалась бесплодной.

Такой широкой известности фамилии Шанель Коко достигла не только благодаря своим несомненным талантам, но и при помощи постели. Ее проекты требовали больших вложений, и она не брезговала просить их у любовников. Из-за этого она прослыла вечной содержанкой, и первый, кто взял ее на содержание, был уже упоминаемый Этьен Бальзан.

После этого любовная связь у Коко Шанель была с Артуром Кейпелом, который и помог ей запустить бизнес. Они были вместе довольно долго, однако не все это время Шанель была счастлива. Дело в том, что Артур по прозвищу Бой был тем еще бабником. Поначалу он сдерживался, будто остепенившись, но со временем старые привычки взяли верх, и он стал изменять возлюбленной модистке. Любовь Шанель была так сильна, что она закрывала на это глаза, говорят, она даже простила Артура за то, что он ушел от нее к другой светской львице и выбрал в жены именно ее. По слухам, Коко пришлось даже шить для новой избранницы Боя свадебное платье. Она признавалась, что любила этого человека больше, чем кого-либо. Гибель Боя в аварии ее сильно подкосила, она долго была в депрессии.

Только через год она вновь завела роман, на этот раз с князем Дмитрием Романовым. Коко Шанель была старше его больше чем на семь лет, однако это не помешало их бурным отношениям. Этот союз оказался очень плодотворным: князь подал Шанель идею сделать красивых девушек манекенщицами, он спонсировал ее проекты и познакомил с императорским парфюмером, который и создал для Коко знаменитый парфюм. Отношения продержались год, когда князь уехал в Америку для женитьбы на состоятельной девушке.

Долго оставаться в одиночестве Коко не пришлось. У нее завязался роман с герцогом Вестминстерским, и эти отношения были воистину королевской красоты. Когда уже дело двигалось к свадьбе, оказалось, что герцог хочет от Шанель детей. Снова камнем преткновения в отношениях Коко стали дети. Роман с герцогом длился четырнадцать лет, но пара все-таки рассталась. Сама Шанель любила детей и хотела их, но после многочисленных абортов в юности завести их уже не могла.

Во время Второй Мировой войны Коко Шанель познакомилась с дипломатом из Германии по имени Ганс Гюнтер фон Динклаге. Именно из-за него она оказалась втянутой в шпионские игры, с его помощью она вызволила из плена своего племянника и оказалась на плохом счету у властей Франции, именно из-за него она была вынуждена уехать в Швейцарию. В результате и этот союз распался, Коко Шанель и Ганс Гюнтер фон Динклаге не только много ссорились, но даже дрались.

Это был ее последний роман. После него она целиком ушла в бизнес моды, сотрудничала с Голливудом, меняла все представления об одежде и стиле. Детям Коко Шанель могли бы перейти по наследству все наработки этой выдающейся женщины и все ее состояние, однако возрождать ее дом мод пришлось Карлу Лагерфельду. Он смог сохранить огромное наследие великого модельера и не позволил пропасть тому, что сделало Коко, талантливую Шанель одной из самых удивительных женщин двадцатого века.