Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях. Концентрированный интерес немногих побеждает распыленные интересы большинства

В Азиатско-Тихоокеанском регионе к Арктике обычно относят территории и пространства Мирового океана, расположенные к северу от 60° с. ш, включая Берингово, Чукотское и другие моря, прилегающие к Северному Ледовитому океану.

В северной части Тихого океана, которая в последнее время все больше начинает рассматриваться и с учетом ситуации, складывающейся в арктическом регионе, российская позиция сталкивается с интересами, прежде всего, США и Канады. Эти страны также относятся к арктическим прибрежным государствам и имеют в этом регионе общие морские границы с Россией. Однако в последнее время к Арктике все больший интерес проявляют неарктические страны - Китай, Япония, Республика Корея и др. И с этим также приходится считаться.

Япония не является приарктическим государством, но не желает оставаться в стороне от мировых процессов оценки, разработки и использования разнообразных ресурсов и возможностей арктического региона, используя для этого приобретенный ею статус «наблюдателя» в международном Арктическом совете.

О неподдельном интересе Японии к проблемам Арктики и в первую очередь к Северному Морскому пути (СМП) свидетельствует создание в 2012 году парламентской Лиги за обеспечение безопасности СМП под председательством премьер-министра Абэ С. Вялотекущие исследования СМП велись в Японии, начиная с 1995 года после распада СССР. Их активизация началась после того, как этим вопросом стали плотно заниматься восточноазиатские соседи Японии - Китай и Республика Корея.

Концентрированный интерес к Арктической проблематике, включая возможности использования СМП, исходит и от неправительственных организаций. В частности со стороны Азиатско-Тихоокеанского Форума (АТФ). Практический интерес к проблеме использования СМП проявляет и крупный японский бизнес.
Мониторинг ситуации вокруг арктической проблематики в Японии показывает, что существуют несколько достаточно важных тем, которые явным образом интересуют японское правительство:
- возможность практического использования Северного морского пути (СМП);
- научные исследования арктических морей для углубления научных знаний в области океанологии, физики и химии вод арктических морей, для получения новых научных данных о морских биологических ресурсах, а также в целях прогнозирования долгосрочных климатических изменений;
- приобретение статуса «наблюдателя» при Арктическом совете Японией и другими странами АТР;
- расширение сотрудничества и одновременно конкуренции России с Китаем и другими азиатскими странами в деле совместной разработки ресурсов Арктики, в первую очередь месторождений углеводородного сырья;
- обеспечение Россией своих интересов в Арктике военными и техническими средствами;

Не оставили в Японии без внимания и проблему «северных территорий» в эпоху СМП.
Некоторые японские наблюдатели также обращают внимание на выработку международных стандартов и правил, касающихся защиты легко уязвимой окружающей среды Арктики.

Северный морской путь

Первые сообщения в Японии об успешной проводке по Севморпути танкера с грузом сжиженного газа, которую осуществила российская госкорпорация «Газпром», были опубликованы японскими СМИ еще три года назад. Конечным пунктом доставки был японский порт Кита-Кюсю. Арендованный «Газпромом» норвежский танкер вышел 7 ноября 2012 года из норвежского порта Хаммерфест и 5 декабря 2012 года прибыл в точку назначения. В полярных морях России проводку танкера обеспечивал атомный ледокол.

«Газпром» строит планы разработки газовых месторождений на полуострове Ямал, чтобы затем использовать СМП для транспортировки газа в страны АТР и Европу.

После этого японское государственно-частное партнерство стало проявлять повышенное внимание к возможности использования СМП, выделяя такие ключевые моменты: сокращение времени в пути и транспортных расходов; Хоккайдо с его портами может стать парадными воротами этой важной транспортной артерии; обострение противоречий заинтересованных стран по поводу пространств и ресурсов Арктики.

Первым шагом стали действия японского МИД, направленные на привлечение внимания к Японии со стороны стран Арктического совета.

Арктический совет был создан восемью странами, которые имеют территории за полярным кругом, в 1996 году. К этим странам относятся Россия, Финляндия, Дания (Гренландия), США, Канада, Швеция, Исландия, Норвегия. Статут наблюдателей в совете в настоящее время имеют Франция, Голландия, Италия, Германия, Великобритания, Испания, Польша, а также пять азиатских государств - Япония, Индия, Республика Корея, Китай, Сингапур. В мае 2013 года при поддержке России, Япония была наделена статусом наблюдателя в Арктическом совете и «получила опору для активизации своей позиции в Арктике».

В том же году правительство Японии на основании решения парламента впервые включило тему освоения Арктики в Морской генеральный план. Министерство государственных земель и транспорта получило отдельный бюджет на исследование экономических и других перспектив и выгод, а также юридических аспектов использования СМП. Из-за значительной разницы законодательств разных стран, которыми могут регулироваться отношения в связи с использованием Арктики, возникает множество проблем, решение которых не является компетенцией бизнеса. В основном субъектами арктической деятельности могут выступать только государства.

Для проработки, в том числе, и этих вопросов в Японии были проведены два международных симпозиума (в Токио и Саппоро) с участием российских, американских и норвежских специалистов по проблемам Северного морского пути. То, что часть работы прошла в Саппоро, не случайно. Япония стремится обеспечить себе свою особую роль в эксплуатации СМП. Речь идет о представлении мировой общественности острова Хоккайдо как ворот в Азию на этом пути. Портом базирования судов, следующих по СМП, планируется сделать Томакомаи. Но уже на эту роль стал претендовать южнокорейский порт Пусан, масштабами и объемами перевозок грузов превосходящий хоккайдскую гавань. И хотя географически расположение Томакомаи более привлекательно, международное соперничество разгорается нешуточное.

В настоящее время Япония обеспечивает себя поставками энергетического сырья с ближневосточного направления, североамериканского и южного из Австралии. Осталось неосвоенным только северное направление - СМП. Главное направление - ближневосточное, через Суэцкий канал. Учитывая напряженную обстановку на Ближнем Востоке, диверсификация морских путей доставки углеводородного сырья становится для Японии очень важной задачей.
Эта задача, похоже, будет решена в 2018 году, когда перевозки сжиженного газа с полуострова Ямал на арктическом побережье в Сибири начнутся на регулярной основе. Линию по доставке газа, добываемого в этом сибирском и арктическом районе, будет обслуживать крупнейший японский морской перевозчик «MITSUI O.S.K. Lines Ltd.» Газ будет доставляться, как в Японию и другие страны Северо-Восточной Азии, так и в европейские страны. Ежегодный объем перевозок сжиженного газа прогнозируется в 3 млн. тонн.

В то же время японские аналитики признают наличие проблем, которые устранить трудно, но они будут оказывать влияние на степень эффективности эксплуатации СМП. Это в первую очередь суровые климатически условия, из-за которых могут меняться длительность навигации и скорость проводки судов. Кроме того, использование ледокольного флота для сопровождения транспортов значительно удорожает эксплуатацию СМП. Также Японию тревожит безлюдное побережье и слабая инфраструктура российских портов за полярным кругом.

И, наконец, об украинских событиях, в которых также усматривается возможность повлиять на расклад сил в арктической политике. Охлаждение отношений с Европой развернет Россию лицом к Азии. В азиатские страны начнет поступать больше энергоносителей российского производства. И здесь возлагают надежды на СМП, не смотря на все вскрытые сложности.

Научные исследования арктических морей

Научные исследования арктических морей для углубления научных знаний в области океанологии, физики и химии вод арктических морей, а также для получения новых научных данных о морских биологических ресурсах - это именно то направление, на котором Япония могла бы - и уже пытается это делать - внести свой практический вклад в изучение и освоение Арктики. Эта страна позиционирует себя как ближайшее к Арктике азиатское государство и должна этим преимуществом пользоваться. Поэтому необходимо раскручивать не только «хоккайдскую карту азиатских ворот», но и вести научные исследований в арктических районах. В частности, в привязке к проблеме СМП важнейшим вопросом является мониторинг распределения льдов. В настоящее время японские ученые для исследования этого вопроса используют международный ресурс - данные российских съемок и исследований, а также данные спутниковых наблюдений США.

Одновременно правительством Японии принято решение о создании беспилотного подводного научно-исследовательского судна для изучения условий распределения арктических льдов из толщи воды. Необходимость постоянного мониторинга состояния льдов в Арктике, регионе еще мало изученном, в комментариях не нуждается. При проводке судов надводные инструменты наблюдений для обеспечения безопасной навигации в сложных ледовых условиях явно недостаточны. Наблюдения из толщи воды дадут много больше информации для безопасности мореплавания, включая толщину льда и формирование подводных торосов, а также соленость воды, направление течений и многое другое.

Изучение состояния арктических льдов важно еще и потому, что изменения ледяного покрова, особенно если они будут проходить быстро, без сомнений скажутся на подвижках в климате и состоянии экосистем.
Для восполнения пробелов в системе арктических знаний Япония провела комплексную научную съемку в северной части Берингова моря и в прилегающей к Берингову проливу части Чукотского моря, использовав научно-исследовательское судно Хоккайдского университета «Осёро-мару». Проведенные исследования можно расценивать как серьезную заявку на признание Японии полноценным членом «Арктического клуба». Видимо, и правительство Японии рассчитывает именно на подобную оценку.
Даже краткое перечисление пунктов проделанной научной работы показывает масштабность проекта: определение скорости и характера течений, измерение температуры воды, сбор образцов планктона, сбор образцов ихтиофауны, наблюдения за морскими птицами и китообразными, сборы проб для определения содержания микроэлементов в морской воде и ее кислотность, а также некоторые другие наблюдения и сборы проб.

Перечисленные работы проведены в рамках пятилетней программы GRENE, сформированной для изучения климатических изменений в Арктике Министерством образования и науки Японии в 2011 году до 2016 года. Данная программа обеспечивается из государственного бюджета, ежегодный размер ее субсидирования равен 600 млрд. иен. В исследованиях по данной программе участвуют около 300 ученых от 35 научно-исследовательских институтов и университетов.

Основной целью данных работ называют прогнозирование предстоящих изменений в состоянии арктической экосистемы в результате происходящих в настоящее время климато-океанологических изменений. В результате таяния полярных льдов в Чукотском море может произойти взрывное увеличение биомассы планктона, за которым нельзя исключать появление в арктических морях обитателей Берингова моря - минтая и даже лососей.

Для долгосрочных климатических прогнозов исследования Арктики также необходимы. Уменьшение площади ледового покрова в Баренцевом море может привести к смещению циклонической активности на север и активизации и главное расширению сибирского антициклона, которые может отразиться на японском климате, сделав зимы на островах более холодными.

Надо сказать, что будущее японских арктических исследований в ближайшие годы может оказаться под большим вопросом. Упомянутое судно «Осёро-мару» в ходе арктических исследований выполнило последний свой рейс и будет списано. Подводный беспилотник пока еще находится в состоянии проекта. Да и его практическое использование всех проблем не решит.

Научные суда ледового класса есть только у Министерства обороны Японии. Согласно закону «О силах самообороны» это министерство может вести научные исследований только в Антарктике. В этой связи заинтересованные министерства Японии (Министерство науки и образования, Министерство государственных земель и транспорта) приступили к рассмотрению вопроса строительства нового научного судна ледокольного класса специально для арктических исследований. Для строительства подобного судна понадобятся средства в размере нескольких сотен миллионов долларов.

Судно будет предназначено для международных исследований и будет принимать на борт иностранных ученых для выполнения международных программ. Также будет вести и самостоятельные работы в Северном ледовитом океане. И то и другое должно подчеркнуть возрастающее присутствие Японии в Арктике.

Определенную часть рыбных ресурсов Берингова моря для нужд внутреннего рынка получает Япония, ведя промысел в российской части моря и осуществляя закупки рыбного сырья из этого района у России и США. На Алеутских островах действуют дочерние предприятия японских компаний по производству сурими из минтая. Распределение его скоплений в беринговоморской зоне США в последние годы сильно изменилось, промысел сместился в сторону российской зоны на 400-500 км от береговых обрабатывающих баз, что приводит к значительному росту дополнительных расходов на переходы и транспортировку улова.

Полагая с учетом выше указанных обстоятельств, что климато-океанологические изменения могут привести к изменениям в распределении и состоянии запасов промысловых объектов, в получении которых заинтересована эта страна, в Хоккайдским университетом проведены исследования состояния ледового покрытия в Беринговом море, а также в южной части Северного ледовитого океана. Такие исследования не проводились Японией в этих районах 15 лет. Новые данные позволили оценить направленность изменений, в том числе и в состоянии рыбных запасов, которые произошли за этот период.

Сотрудничество и конкуренции России с Китаем и другими азиатскими странами в деле совместной разработки ресурсов Арктики

В данном разделе мы попытаемся обобщить японские оценки включения других азиатских стран в освоение Арктики.

Китай также стремится играть собственную, самостоятельную, роль в освоении Арктики. КНР пытается наладить контакты по поводу Арктики с североевропейскими странами, в частности, с Арктическим научным агентством, которое создано Данией, Швецией, Норвегией, Исландией и Финляндией. С этим агентством в декабре 2013 года была достигнута договоренность об учреждении в Шанхае Китайско-Североевропейского арктического научного центра. Основными направлениями работ этого центра станут климатические изменения за полярным кругом, разработка арктических ресурсов и морские арктические пути.

Свою независимую арктическую позицию он продемонстрировал в 2012 году, успешно осуществив в сотрудничестве с Исландией проводку научно-исследовательского судна не через прибрежные полярные воды России, а через более высокие широты, минуя СМП. В следующем году из Китая в Европу через Северный Ледовитый океан было доставлено 20 тысяч тонн коммерческого груза. При этом планируется, что к 2020 году этим путем в Европу из Китая будет доставляться до 15 % грузов.

Китай называет опорным портом Северной Европы в начале Северного Морского Пути исландский Рейкьявик. Поэтому с Исландией отношения КНР укрепляются все активнее. Однако своих амбиций как страна базового порта в Азии в конце СМП Китай пока не демонстрирует. Хотя, как считают в Японии, такими портами могли бы стать Далянь или Шанхай. Китайские же специалисты на этот счет отвечают, что «в конечном счете, базовый порт для себя определяют судовладелец и грузовладелец, исходя из стоимости транспортировки и скорости». И с этим трудно не согласиться.

В Японии считают, что полярные амбиции России были уязвлены таким шагом. Коммерческое использование СМП предполагает обязательное использование (разумеется, платное) российских ледоколов, а также сборы за проход по этому пути.

Японские специалисты выдвигают следующее обоснование для защиты японских экономических интересов. СМП, вероятнее всего, будет открыт для судоходства 5 месяцев в году. Порт Томакомаи находится на таком расстоянии, например, от Мурманска, которые крупные контейнеровозы могут преодолевать за две недели. То есть вполне вероятно осуществить в месяц рейс туда и обратно. Южнокорейские или китайские порты, и даже японские порты, расположенные южнее, значительно уменьшают количество рейсов. Поэтому порт Томакомаи мог бы стать перевалочным пунктом СМП в точке, где северные условия уже не станут ограничителем судоходства. А доставленные грузы могут из этого порта транспортироваться дальше - в южные районы Азии.

Хоккайдо может сыграть в этом вопросе еще одну вспомогательную роль. Порты восточного Хоккайдо Кусиро и Нэмуро смогли бы сыграть роль портов-убежищ на случай сильных штормов.

Обеспечение Россией своих интересов в Арктике военными и техническими средствами. Японские оценки
В первую очередь это вопросы безопасности. Причем безопасности не только России на данном направлении, но и других членов «Арктического клуба», а также стран пользователей, как транспортного потенциала СМП, так и ресурсов недр, а для отдельных районов и морских биологических ресурсов.

Нет ничего неестественного в том, что Япония свои планы с использованием арктического потенциала тесно связывает с вопросами безопасности. Японские исследователи арктических проблем выделяют две главные составляющие на этом направлении - военную и ледокольную, иными словами - техническую.

В Японии незамедлительно отреагировали на выступление Президента России В.В.Путина 10 декабря 2013 года перед представителями Министерства обороны и командным составом Вооруженных Сил, процитировав его выступление в части, касающейся необходимости применения всех возможных средств для обеспечения безопасности и российских государственных интересов в Арктике. Японские СМИ также обратили внимание на указание российского президента сформировать в Арктике специализированные воинские подразделения и ускорить оборудование в регионе военных баз.

В практическом плане это означает в первую очередь строительство взлетно-посадочных полос и оборудованных причалов на архипелаге Земля Франса-Иосифа и на Новосибирских островах, чтобы обеспечить бесперебойное снабжение арктических воинских подразделений с целью постоянного базирования здесь военной авиации и ВМФ России. В Японии вполне резонно считают, что данными действиями Россия стремиться усилить сдерживание нарастающей активности в Арктике со стороны США и Китая. Еще труднее не согласиться и с такой беспристрастной оценкой российских действий: «Россия стремится обеспечить себе лидирующие права на освоение Арктики, богатой природными ресурсами. Россия заявляет себя в Арктическом регионе новой „зоной наибольшего влияния“, стратегическое значение которой неуклонно возрастает».

Достаточное обеспечение морских арктических районов ледокольным флотом - вопрос не менее важный, чем создание военной инфраструктуры. Он напрямую связан с гарантией безопасности транспортных потоков.

В Японии внимательно оценивают ледокольный парк России и планы по его усовершенствования, отмечая неизбежный выход из строя в скором будущем имеющихся ледоколов, число которых в 2012 году снизилось с 7 до 6 единиц. Рост грузопотоков на СМП растет, активизируются и работы по освоению ресурсов арктического шельфа. Поэтому России не обойтись без мощного ледокольного флота, оснащенного атомными двигателями.

В настоящее время флагманом российского атомного ледокольного флота является самый крупный в мире ледокол - атомоход «50-летие Победы». Из трех запланированных для постройки атомных ледоколов один станет крупнейшим в мире и превзойдет по параметрам нынешнего лидера этого флота. Он будет способен пробивать путь во льдах толщиной 4 метра.

Российско-японская территориальная проблема в эпоху СМП

Японцы не были бы самими собой, если как все брали точкой отсчета СМП порты северной Европы. Поэтому началом СМП они считают Азию и, в частности, Японию. И в этом начале как раз находятся южные Курилы, которые в Японии называют «северными территориями», и Охотское море, прибрежным государством которого вполне по праву Япония себя также считает.

По мнению профессора университета Токай Ямада Ё., если СМП действительно заработает, то станет активным движение судов через пролив Екатерины (разделает острова Кунашир и Итуруп Южно-Курильского архипелага). Уже через данный проход осуществляется транспортировка сжиженного газа с Сахалина в Японию. Судоходство в данном районе становится все более оживленным.

Морские акватории, где необходимо поддержание порядка и безопасности со стороны России, возрастает. Обеспечение подобных условий в этом проливе и других смежных акваториях будет большой и трудной задачей для России, поскольку, по мнению японских аналитиков, она не обладает достаточным опытом такой деятельности. Поэтому Япония в данной ситуации должна предложить совместное управление судоходством в этом морском районе. Углубляя двустороннее сотрудничество на этом участке, можно будет продвигаться и в решении территориальной проблемы. Это дополнительный канал для работы дипломатов двух стран в данном направлении.

В любом случае понимание того, каким образом сформируются новые мировые транспортные потоки, крайне важно для Японии, всецело зависимой от морских торговых путей. Возможно, эти изменения характера морских путей помогут по-другому взглянуть и на проблему «северных территорий», создадут почву для возникновения новых идей ее решения. Этот шанс Япония также не собирается упускать. Какая новая экономическая и логистическая конструкция может возникнуть в этом районе? Этот вопрос сейчас основательно изучается министерством государственных земель, инфраструктуры и транспорта Японии.
Упоминавшаяся идея ключевых перевалочных портов на Хоккайдо также рассматривается как один из возможных инструментов улучшения общего климата отношений двух стран на экономической почве. Правда, роль дипломатов при этом в определенной степени отодвигается в сторону. На первую значимую роль выдвигается преимущество снижения расходов при транспортировке грузов из других континентов. Кроме того, важную роль должны сыграть тренированные российские экипажи, имеющие большой опыт проводок судов по Северному Морскому Пути. Именно они будут обеспечивать доставку значительной части грузов для Азии по СМП. Правда, автор этой идеи несколько пессимистично оценивает проявление интереса правительства Японии к данному вопросу, как к одному из потенциально возможных направлений решения территориальной проблемы. Но из арсенала возможностей этот путь не исключает.

Единые экологические правила использования потенциала Арктики

Этот вопрос в Японии рассматривают в первую очередь с точки зрения заключения многосторонних конвенций, которые могли бы установить универсальные правила пользования пространствами и ресурсами Арктики.

Правовой режим Арктики кардинально отличается от международно-правового режима Антарктики, поскольку в арктическом регионе пока не действуют универсальные многосторонние договоры, как это имеет место в Антарктике (Договор об Антарктике 1959 г.). Поэтому прибрежные государства проводят свою, ни с кем не согласованную линию в освоении Арктики. Так, Россия самостоятельно установила титановый государственный флаг. Северная Европа заявляет об усилении военного потенциала. Китай вкладывает в освоение региона огромные инвестиции. США преследуют свободы судоходства в Северном Ледовитом океане и заявляют о намерениях разрабатывать арктические недра.

Отсутствие единых правил игры является дестабилизирующим фактором в Арктике. Как на один из путей решения данной проблемы Япония смотрит с большой надеждой на способность Арктического совета срочно выработать единые для всех правила с упором на сохранение легкоуязвимой арктической природной среды, которые бы имели «сдерживающую силу».

Вполне очевидно, усиление экономической деятельности в арктическом регионе приведет к дальнейшему таянию льдов или другим пагубным последствиям в результате изменения окружающей среды и состояния экосистем. Здесь сказать свое веское слово и внести вклад, который бы был оценен международным сообществом, Япония намерена на научно-исследовательском поприще. Изучением природы Арктики и другими арктическими проблемами в Японии занимаются не менее 300 ученых в основном из Хоккайдских университетов. Их основная цель - разработка методов бережного использования пространственного и ресурсного потенциала Арктики.

Подводя итог, скажем, что интерес к арктической теме в Японии появился в последнее время практически внезапно, но проявляется очень активно. Это видно по выработке четко очерченных планов использования арктического потенциала. Это понятно и из того, как ревниво Японии относится к активизации арктической деятельности со стороны соседних азиатских государств, которые также получили статус наблюдателя в Арктическом совете.

Не случайно Япония делает не только заявления о своих арктических интересах, но и делает практические шаги в тех областях, где у нее имеется определенный потенциал. В частности, в области научных исследований.

В основе такого подхода, скорее всего, лежит экономическая безопасность государства, которая может быть поддержана дополнительными ресурсами.

Круг арктических интересов Японии широк и разнопланов - от Севморпути до возможных подвижек в разрешении территориального вопроса с Россией. Достаточно острая конкуренция на поле арктических проблем с азиатскими соседями и другими странами, а также неравноправный статус участников Арктического совета в то же время - эти трения могут быть использованы в российских интересах, если «арктические пазлы» сложить в выгодную для нас картину.

Основная проблема переговоров кроется не в конфликте позиций, но в конфликте между потребностями, желаниями, тревогами и страхами каждой из сторон. Стороны могут говорить что угодно, но проблема может оказаться совершенно иной. Выяснение подлинных интересов эффективно по двум причинам. Во-первых, в рамках каждого интереса всегда существует несколько позиций, которые могут привести к приемлемому результату. При анализе противоположных позиций с целью выяснения подлинных интересов часто обнаруживается альтернатива, которая удовлетворяет интересы всех участников. Во-вторых, за противоположными позициями скрывается гораздо больше различных совместных интересов, а не только те, что вступили в конфликт. Мы привыкли думать, что, если позиция другой стороны противоположна нашей, ее интересы также не совпадают с нашими. Однако в ходе многих переговоров глубинный анализ подлинных интересов сторон выявляет существование множества общих и вполне совместимых интересов.

Как же понять интересы участников переговоров?

Основной прием - это поставить себя на место противника. Проанализируйте занятую им позицию и спросите себя: "Почему? " Спросите: "А почему нет? " Подумайте о выборе своего противника. Один из наиболее эффективных способов выяснить интересы противника заключается в том, чтобы сначала идентифицировать основное решение, которое сразу же станет понятным всем участникам переговоров, когда вы их о нем спросите. Если вы попытаетесь изменить их точку зрения, то отталкиваться следует от позиции, занятой в момент начала переговоров. Оценивая коренные интересы другой стороны, вы должны задать себе вопрос: "На чье решение я собираюсь повлиять? " Второй вопрос заключается в том, поймет ли другая сторона, какое решение вы просите их принять. Если вы не представляете, понимают ли они, чего вы от них хотите, они тем более этого не представляют. Это объясняет, почему противники не принимают решения, какого вы от них хотите.

Наиболее мощные интересы - это основные человеческие потребности. Если вы сможете удовлетворить эти потребности, то значительно повысите шансы на достижение соглашения. К основным человеческим потребностям относят следующие: (1) безопасность, (2) экономическое благополучие, (3) чувство принадлежности, (4) признание, (5) контроль над собственной жизнью.

Поскольку эти потребности абсолютно очевидны, их часто недооценивают.

Изобретайте взаимовыгодные варианты

В большинстве переговоров мы наблюдаем четыре основных препятствия, которые мешают изобретению разнообразных вариантов решения: (1) преждевременное суждение, (2) поиск единственного решения, (3) предположение о фиксированном характере проблемы и (4) мнение о том, что "решение их проблем - это их проблема". Чтобы преодолеть эти препятствия, вы должны отчетливо понимать их природу.

Преждевременное суждение.

Изобретение вариантов решения не является естественным процессом. Отказ от изобретательства - вот нормальное состояние дел, даже если вы не находитесь в стрессовой ситуации переговоров. Ничто так не вредит творческому мышлению, как критицизм. В стрессовых условиях идущих переговоров ваш критицизм еще более обостряется. Присутствие представителей другой стороны еще более сковывает ваше творческое начало. Вы можете испугаться и того, что, предлагая новые варианты, выдадите определенную информацию, которая сделает вас более уязвимым.

Поиск единственного решения.

Большинство людей считает, что основная задача участников переговорных процесса - сократить пропасть между участниками сторон, а не расширять количество возможных решений. Поскольку окончательным итогом переговоров всегда является единственное решение, участники боятся того, что свободная дискуссия только затянет и запутает процесс.

Предположение о фиксированном характере проблемы.

Каждый участник считает, что на данных переговорах выиграет либо он, либо его противник. Переговоры зачастую превращаются в игру с "фиксированной суммой": если вы сумеете получить за машину на сто долларов больше, значит, в моем кармане станет на сто долларов меньше. Зачем же изобретать что-то новое, если все варианты очевидны и я могу удовлетворить ваши требования только за свой счет?

"Решение их проблем - это их проблема".

Для достижения соглашения, которое удовлетворяло бы его собственным интересам, каждый участник должен предлагать решение, являющееся привлекательным для других. Однако эмоциональная вовлеченность в процесс переговоров делает сложным, а то и невозможным отстранение, необходимое для учета интересов обеих сторон. Кроме того, у участников переговоров часто возникает психологическое нежелание признавать законность точки зрения другой стороны. Стремление удовлетворить интересы противника выглядит проявлением неверности собственной стороне. Такое заблуждение часто заставляет участников переговоров занимать пристрастную позицию.

Для того, чтобы предложить творческие решения вы должны: во-первых, отделить процесс изобретения решений от процесса их оценки; во-вторых, расширять количество обсуждаемых вариантов, а не искать единственное решение; в-третьих, стремиться к взаимной выгоде; и в-четвертых, искать способы сделать эти решения простыми.

(Внимание: Информация в этом тексте может распространяться на всех аутистов, а не только на людей с синдромом Аспергера)

Итак, несмотря на то, что большинство особых интересов безобидны, могут возникнуть ситуации, когда ваш интерес может принять незаконные или табуированные формы, представлять опасность для вашего здоровья и благополучия, или для здоровья и благополучия окружающих. И, в этом случае, возможно, придется обратиться за помощью, чтобы переключить свое внимание на более безопасную тему.

КАК АСПИ НАХОДЯТ ОСОБЫЕ ИНТЕРЕСЫ?
Обычно это особые интересы находят нас, а не наоборот. Я понятия не имею, что именно привлекает меня во многих вещах, которые на протяжении многих лет в самое разное время были моими особыми интересами. У большинства из них просто есть очень сильное и необъяснимое очарование.

Подобно интересу к письму, чтению и боевым искусствам, интерес к заброшенным местам был у меня с детства. Но при этом другие интересы появлялись и исчезали. Специальные интересы возникают внезапно, набирают силу и становятся очень интенсивными (в течение нескольких месяцев или лет), а потом так же быстро исчезают. Именно такими были мои интересы к коллекционированию. Подобные интересы возникали у меня с детства. Я могла часами сортировать, раскладывать и перекладывать монеты, марки и бейсбольные карточки. Я могла упрашивать родителей отвести меня на встречи коллекционеров, прижимая к себе свои сокровища, и с волнением думая о перспективе заполнить еще одно окошко в коллекционном альбоме.

Потом, когда мой интерес к коллекционированию внезапно сходил на нет, я убирала свою коллекцию и каталоги, оставляя их пылиться в шкафу. А я тем временем тратила часы на изучение Книги Рекордов Гиннеса, следила за всеми изменениями в Книге, или резала журналы, чтобы вставить в специальный альбом найденные мною статьи о M*A*S*H .

КОГДА ИНТЕРЕСЫ СТАНОВЯТСЯ ЧРЕЗМЕРНЫМИ?
Особые интересы зачастую необходимы для счастья аспи, и, вероятно, даже для их психического здоровья. Периоды, когда у меня нет возможности заниматься чем-то, связанным с особыми интересами, являются довольно беспокойными, и я часто не могу решить, что же мне в эти периоды делать. В моем случае – и в случае многих других аспи – специальные интересы являются прекрасным способом подзарядки и снятия напряжения. К тому же, они являются прекрасным способом времяпровождения.

Но, как и в любом другом полезно деле, тут можно переусердствовать. Думаю, можно с уверенностью сказать, что увлеченность особым интересом может принести проблемы, когда она начинает препятствовать необходимым повседневным делам (школе*, работе, гигиене), если она негативно влияет на ваше здоровье (если вы регулярно не высыпаетесь, часто забываете поесть*), или если она негативно сказывается на близких людях (недостаточный социальный контакт, финансовые затраты).***

Однако, есть одно исключение, когда вы можете заниматься своим особым интересом целыми днями, пять дней в неделю, и общество это будет только поощрять. Это исключение касается карьеры. Если ваш особый интерес связан с карьерой, вы больше не гик, который помешан на программировании C++, производстве видеомониторов или моде восемнадцатого века. Вы хороший программист, специалист по ремонту техники или куратор музея. Большая разница, правда?

Мне повезло, что я дважды смогла этого добиться, и поэтому могла заниматься любимым делом большую часть бодрствования. Я читала и слышала о многих аспи, которым удалось так же приспособить свои «пожизненные» специальные интересы. Такой вариант точно не подходит всем людям с синдромом Аспергера – не все специальные интересы могут стать основой работы или карьеры. Но если это сработает, вы станете одним из тех счастливчиков, кому удается зарабатывать на жизнь, занимаясь любимым делом.

___
ПРИМЕЧАНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ САЙТА-ПЕРЕВОДЧИКА:
*Увлечение специальным интересом могут быть важнее, чем многие абстрактные и отдаленные от повседневной жизни школьные знания, которые ребенок все равно забудет во взрослом возрасте.

**Стоит заметить, что если вы (или ваш ребенок) изредка не будете высыпаться из-за специального интереса, или будете иногда забывать поесть, в этом нет ничего страшного. Пока нет угрозы здоровью или серьезного вреда для карьеры и благополучия, не стоит стыдить себя и других за свои увлечения. Вопрос вреда заключается в частоте нежелательных действий.

***Вы не обязаны тратить время на общение с теми, с кем не хотите общаться, даже если это ваши родственники. Точно так же вы не обязаны постоянно общаться с теми, кто для вас важен. И вы можете тратить свои деньга на то, на что вы сами хотите их тратить (если вы не обещали никому никаких денег, и если речь идет не о содержании несовершеннолетних членов семьи).

___
На русский язык переведено специально для проекта Нейроразнообразие в России.

В условиях представительной демократии процесс голосования усложняется. Избиратель должен выбрать одного депутата, позиция которого, как правило, не полностью совпадает с его предпочтениями. Для принятия решения необходимо располагать информацией о предстоящих выборах, для получения которой необходимы время и деньги. Большинство избирателей стремятся минимизировать затраты, связанные с получением информации, они формируют свое мнение под влиянием средств массовой информации, родственников, знакомых. Некоторые избиратели отказываются от участия в избирательном процессе. Это свидетельствует о том, что они не видят пользы от участия в выборах. Такое явление получило название«рациональное неведение» . Представительная демократия имеет как положительные черты (возможность специализации принятия решений по определенным вопросам, контроль исполнения принятых решений и т. п.), так и отрицательные черты (принятие решений, не соответствующих интересам большинства населения).

Лоббизм. В условиях представительной демократии качество решений зависит от необходимой информации и стимулов, способствующих ее преобразованию в политические решения. Влияние на депутата связано со значительными затратами (письма, звонки по телефону, поездки). Предельные затраты превышают предельные выгоды, поэтому желание избирателя постоянно воздействовать на своего депутата минимально.

Иные мотивы у избирателей, интересы которых сконцентрированы. Это могут быть работники отдельных отраслей, заинтересованные в установлении определенных цен, изменении таможенных пошлин и т. п. Как правило, они организованы и им не доставляет труда показать, что они могут выиграть в случае удовлетворения их требований. Так профсоюз работников автостроительных предприятий может предоставить данные о количестве рабочих мест, которые придется сократить, если будут снижены таможенные пошлины на ввоз импортных автомобилей. Такие группы с особыми интересами стремятся постоянно поддерживать связь с правительством. Способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения называют лоббизмом.

Группы со взаимными и значительными интересами могут с избытком компенсировать свои затраты, если законопроект, который они отстаивают, будет принят. Так как выгоды будут распределены внутри группы, а издержки – на все общество в целом. Концентрированные интересы немногих побеждают распыленные интересы большинства.

Депутаты также заинтересованы в активной поддержке со стороны влиятельных избирателей, так как это увеличивает их шансы быть переизбранными на новый срок. Лоббизм позволяет находить источники финансирования предвыборной кампании и политической деятельности.

Парадокс голосования. Предположим, что группа из трех депутатов выбирает между тремя проектами:А ,В ,С . Предпочтения каждого голосующего относительно предлагаемых проектов представлены в таблице, приоритетным для голосующего является проект с рангом 1. Так как предпочтения голосующих расходятся, прямое голосование не выявит победителя. Поэтому на голосование выносятся два проекта. Если данная группа будет выбирать между проектамиА иВ по принципу большинства, то будет принят проектА , два голоса против одного (против проголосует второй депутат). Если выбирать между проектамиВ иС , то результат – два против одного в пользуВ . При голосовании по принципу простого большинства группа в целом предпочитаетА по сравнению сВ иВ по сравнению сС . Однако при выборе междуА иС , выбор будет сделан в пользуС . Таким образом, нельзя опираться на принцип простого большинства для принятия непротиворечивых, согласованных решений.

Парадокс голосования – это противоречие, которое возникает вследствие того, что голосование по принципу простого большинства не обеспечивает выявление действительных предпочтений общества относительно экономических благ.

Таблица 9.3

В данном случае результат голосования будет зависеть от процедуры голосования: прямое голосование между А иС , при котором большинство выберетС , или поэтапное голосование, сначала междуА иВ , а затем междуВ иС , в результате которого победитА . Парадокс голосования дает возможность объяснить, почему нередко принимаются решения, не соответствующие интересам общества, и показывает, почему результат голосования поддается манипулированию.

Логроллинг – практика взаимной поддержки путем торговли голосами. Каждый депутат выбирает важнейшие для его избирателей вопросы и стремится получить необходимую поддержку со стороны других депутатов. Поддержку своим вопросам депутат покупает, отдавая взамен свой голос в поддержку проектов своих коллег.

Классической формой логроллинга является «бочонок с салом» – закон, включающий набор небольших локальных проектов. Чтобы обеспечить прохождение закона к нему добавляют все новые и новые предложения («сало»), пока не будет достигнута уверенность в том, что закон наберет большинство голосов депутатов. Подобная практика таит в себе опасности для демократии, так как важные решения могут быть «куплены» предоставлением частных льгот или удовлетворением местных интересов. Возможность потерь для общества при пакетном голосовании рассмотрим на примере. В таблице показаны стоимостные эквиваленты выигрышей и потерь для каждого голосующего. Предположим, что депутат голосует за мероприятие, если он от этого выигрывает.

Таблица 9.4

Оба пункта, вынесенные на голосование, оказались бы отвергнутыми при прямом голосовании. Предположим, второй и третий депутат договорятся голосовать «за» по обоим пунктам сразу. Второй депутат выиграет при этом 1 ден. ед., третий – 4 ден. ед. Таким образом, при коалиции пройдут оба пункта, хотя их суммарная польза для общества отрицательна.


Свободная международная торговля приносит выго-ды потребителям, о чем свидетельствуют их покуп-ки импортных машин, тканей и обуви. Но, с другойстороны, отечественные производители автомоби-лей, тканей и обуви теряют работу и прибыли итерпят убытки от импорта. Как мы увидим в гл. 37,
выгоды для общества в целом от свободной торгов-ли, вообще говоря, перевешивают издержки.
В политическом плане, однако, тем, кто выступа-ет против свободной торговли (их называют протек-ционистами), часто удается заставить Конгрессуменьшить поток импортных товаров. Иногда зако-нодатели вводят тарифы, которые представляют со-бой налоги на импортные товары. Подчас давлениена Конгресс и исполнительные органы власти обо-рачивается давлением на правительства иностран-ных государств с целью введения квот, ограничива-ющих объемы их экспорта в Соединенные Штаты.Например, с 1981 по 1984 г. Япония ввела квотына число экспортируемых в Соединенные Штатымашин, существуют также квоты на ткани и другиетовары.
Почему же политика протекционизма часто ока-зывается успешной, даже несмотря на выгоды отсвободной торговли для потребителей и общества вцелом? Потому что издержки тех, кто несет потериот свободной торговли, предстают в высококонцент-рированном виде, тогда как выгоды для потребите-лей - нет. Конкуренция с импортными товараминаносит очень сильный вред конкретным работни-кам и фирмам. Работник, теряющий высокооплачи-ваемую работу в автомобильной промышленности,несет большие издержки. Выгоды для потребителейявляются более размытыми и, следовательно, менееочевидными. Кроме всего прочего, потребители мо-гут покупать отечественные машины, и потеря оттого, что человек не в состоянии купить иностран-ный автомобиль, не может идти ни в какое сравне-ние с потерей хорошего места
Поскольку издержки, обусловленные импортом,предстают в концентрированном виде, те, кто теря-ет, и более заметны, и более легко организуемы. До-статочно только четырех высших руководителей ав-томобильных отраслей и президента профсоюза ра-ботников автомобильной промышленности, свиде-тельствующих перед Конгрессом, чтобы дать яснопонять, каковы их потери от импорта И гораздотруднее для миллионов потенциальных покупателейимпортных машин собраться вместе и убедительнозасвидетельствовать, каковы могли бы быть их поте-ри, если бы импорт был сокращен.
Рассмотрим с этих же позиций проблему поддер-жания цен на молоко. Молочная промышленностьмала и так высокопроизводительна, что она не мо-жет продавать столько, сколько производит, по су-ществующим ценам. Поэтому государство покупаети запасает молоко в больших количествах12. Госу-дарственные субсидии производителям молока до-рого обходятся и налогоплательщикам, и потребите-
12 Не случайно помощь США бедным странам часто включает поставкисухого молока.
лям молока. Почему это продолжается? Потому чтомолочные фермеры представляют собой политиче-ски мощную, географически сконцентрированнуюгруппу, тогда как потребители молока - нет. Кро-ме того, организация молочных фермеров обнару-живает, что ей легко оказывать политическое содей-ствие тем, кто голосует за их интересы, тогда какширокой общественности было бы крайне труднообъединиться, чтобы обеспечить содействие полити-кам, выступающим против субсидий на молоко. Да-же простое обращение с просьбой о добровольномсодействии тех, кто жаждет снижения цен на моло-ко, наталкивается на проблему существования «еду-щих бесплатно», так как каждый осознает, что егоили ее малый вклад в это дело сам по себе не будетреально значимым.
Тот факт, что концентрированные конкретныеинтересы оказываются политически более влиятель-ными, чем размытые общие интересы, помогает по-нять многие государственные решения. Государст-венное вмешательство в экономику не может рас-сматриваться как простое корректирование неэф-фективной работы рынков. Хотя теоретически несо-стоятельность рынка и обеспечивает оправдание го-сударственному вмешательству, но действительныепричины и последствия государственной политикимогут иметь мало общего с преодолением недостат-ков рынка.
Эти рассуждения по поводу несовершенства про-цесса принятия решений государством в демокра-тическом обществе были бы напрасны, если быможно было указать на то, что существует лучшийспособ. Не существует совершенной процедурыпринятия обществом решений. Вопрос в том, какаясистема является наилучшей, а не совершенной сточки зрения отражения предпочтений людей. Каксказано, «демократия - это наихудшая форма госу-дарственного правления, кроме всех остальных».

Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Сконцентрированные интересы:

  1. Списки составлены достаточно краткими, так как внимание студентов должно быть сконцентрировано на четырех-пяти