Изображение бога себека. Почему древнеегипетский бог Себек имел голову крокодила? Изобретатель сетей для рыбной ловли


Обожествление животных и сил природы – общая черта всех древних цивилизаций, но некоторые культы производят на современного человека особенно сильное впечатление. В эпоху фараонов Древнего Египта роль священных животных отводили едва ли не самым отталкивающим и страшным существам на планете – нильским крокодилам.

Себек – бог-крокодил, властитель Нила

Роль Нила в развитии культуры Древнего Египта невозможно переоценить – эта река определяла само существование народов, селившихся по ее берегам. Протянувшийся почти на семь тысяч километров с юга на север, Нил кормил египтян, разливы реки обеспечивали хорошие урожаи на полях, прилегающих к реке, а отсутствие разливов обрекало людей на голод. Со времен фараонов существовали специальные сооружения – ниломеры, чье назначение состояло в определении уровня реки для прогнозирования ближайшего урожая.


Неудивительно поэтому стремление заслужить расположение столь могущественных сил, придав особый ритуальный характер взаимодействию с постоянным жителем Нила и в некоторой степени его хозяином – крокодилом. По поведению и передвижению этих животных египтяне, помимо прочего, определяли приход наводнений.

Бог Себек (или Собек), которого изображали как человека с головой крокодила – один из древнейших и основных богов египетского пантеона. Он признавался не только властителем Нила и повелителем его разливов, дарующим плодородие и изобилие, но и божеством, олицетворяющим время, вечность. Изображался Себек с головой крокодила и в пышной короне.


Город Гадов

Особенно ярко культ Себека проявился в Крокодилополе, или Городе Гадов, находившемся к юго-западу от древней столицы Египта Мемфиса. Название «Крокодилополь» дали поселению греки, пришедшие на эти земли в 4 веке до нашей эры с Александром Македонским. Сами египтяне называли этот город Шедит (Шедет).


Расположенный в оазисе Файюм, широкой долине, славившейся своим плодородием по всему Древнему Египту, у озера Мерида, Шедит стал местом почитания бога Себека и его живых воплощений – крокодилов.

В 19 веке до нашей эры фараон XII династии Аменемхет III построил для себя пирамиду вблизи города Шедит. К пирамиде примыкал Лабиринт – не сохранившееся до наших дней священное строение, храмовый комплекс, где обитал сын Собека – Петсухос. Кому из крокодилов выпадет честь стать божественным отпрыском, определяли жрецы – по правилам, которые в настоящее время неизвестны. Крокодил жил в Лабиринте, где помимо пруда и песка было множество комнат, расположенных на разных уровнях – по древним источникам, в частности, по рассказам Геродота, количество помещений якобы доходило до нескольких тысяч. Предполагаемая площадь комнат и переходов Лабиринта достигала 70 тысяч квадратных метров.


Служение крокодилу

Жрецы подносили Петсухосу в качестве пищи мясо, хлеб с медом, вино, а тот, кому случайно довелось стать жертвой крокодильей пасти, сам приобретал божественный статус, его останки бальзамировали и размещали в священной гробнице. Выпить воду из пруда, в котором жил такой крокодил, считалось большой удачей и обеспечивало покровительство божества.

После смерти «сына Себека» его тело мумифицировали и хоронили неподалеку. Всего было обнаружено несколько тысяч таких мумий, в частности, на кладбище Ком-эль-Брейгат. Новым воплощением бога становился крокодил, выбираемый все теми же жрецами.


Дошедшие до нашего времени сведения о культе крокодилов в Шедите крайне скудны и основываются, как правило, на записках побывавших здесь греков. Античный ученый Страбон, посетивший Египет в первом веке до нашей эры, оставил такие воспоминания:
«Наш хозяин, один из должностных лиц, который посвящал нас там в мистерии, пришел вместе с нами к озеру, захватив от обеда какую-то лепешку, жареного мяса и кувшин с вином, смешанным с медом. Мы застали крокодила лежащим на берегу озера. Когда жрецы подошли к животному, то один из них открыл его пасть, а другой всунул туда лепешку, затем мясо, а потом влил медовую смесь. Тогда животное прыгнуло в озеро и переплыло на другой берег. Но когда подошел другой чужеземец, тоже неся с собой приношение из начатков плодов, то жрецы взяли от него дары; затем они направились бегом вокруг озера и, найдя крокодила, подобным же образом отдали животному принесенную пищу ».


При Птолемее II Крокодилополь был переименован в Арсиною – в честь супруги правителя.
Эль-Файюм является одним из наименее изученных археологами районов Египта, поэтому вполне возможно, что в обозримом будущем будут получены дополнительные аргументы, подтверждающие или опровергающие легенды о Лабиринте Крокодилополя.


Тем не менее, культ бога-крокодила Себека можно проследить и в других областях Древнего Египта – в частности, в Ком-Омбо, городе, который носил раньше название Нубет, находится храм, посвященный Себеку, где с 2012 года в нем открыта демонстрация мумий крокодилов из расположенных неподалеку погребений.


Встреча со священным крокодилом - яркий фрагмент произведения И. Ефремова "Таис Афинская" - о .

Бог водной пучины, олицетворение разлива Нила. Почитался в образе крокодила.

Один из старейших богов Древнего Египта, чаще всего изображался в виде человека с головой крокодила.

Известны также обратные варианты его изображения - крокодил с человеческой головой. В иероглифической записи изображение Себека представлено в виде крокодила, лежащего на почетном пьедестале, наподобие того, как Анубис изображался собакой на постаменте. Единого варианта правильного произношения нет, наибольшее распространение получили два его имени: Себек и Собек.

Историки считают, что культ этого бога зародился в низовьях Нила, где многочисленные рукава дельты давали приют огромному количеству крокодилов. Хронисты всех времен и наций изображали этих рептилий, как неотъемлемый признак Египта, наравне с ибисами и змеями.

Однако исходить из того, что лишь количество этих рептилий послужило причиной их обожествления, сразу не стоит. Количество крыс и воробьев, во все времена обитавших рядом с человеком просто не поддается исчислению, но ведь никто не делал из этих представителей животного мира божеств. Хотя, надо сказать, что те же крысы причинили человечеству гораздо больше неприятностей, чем крокодилы.

Конечно, крокодил может напасть на неосторожного человека и убить его, в воде он очень быстр, может подкараулить жертву и на берегу. Однако те же древние египтяне постоянно занимались ловлей крокодилов, в том числе и для того, чтоб выбрать одного из них Себеком и поклоняться ему. Сохранившиеся изображения свидетельствуют о том, что избранный аватарой бога крокодил украшался серьгами в ушах и браслетами на лапах. Вряд ли процедуру украшения рептилия переносила стоически-невозмутимо.

Тем не менее, все такие «Себеки» щеголяли в золоте и серебре. Впрочем, тут можно было обойтись и без кавычек: Себеков вполне могло быть и несколько, древнеегипетская религия это позволяла. Каждое из священных животных считалось вместилищем духа божества и когда очередной Себек заканчивал срок своего пребывания на Земле вследствие естественной старости, его с почетом мумифицировали и хоронили, а взамен находили нового. Признаки, по которым отдельного крокодила вычисляли среди прочих, остаются неизвестными, но только около Киман-Фариса (бывший Шедит, Крокодилополь - по древнегречески) археологами было найдено более 2000 мумий крокодилов. Срок жизни среднего крокодила сравним с человеческим, причем «сравним» в том смысле, что немного превышает.

Если принять во внимание тот факт, что далеко не все мумии сохранились до наших дней и предположить, что египтяне не стали бы забивать Себека каждый год, а дожидались если и не естественной смерти, то, хотя бы, пока он не постареет, получается цепочка Себеков длиной более 20 тысяч лет. Но, может быть, египтяне мумифицировали всех подвернувшихся под руку крокодилов, кто знает?

Все указанное выше свидетельствует о почете, окружавшем Себека. Несмотря на такую, прямо сказать, неприятную аватару, он отнюдь не являлся божеством злым. Он даже не был жесток. Себек считался «подателем жизни, из ног которого течет Нил» (цитата из книги мертвых). Он являлся богом плодородия наряду с Осирисом, хозяином пресной воды и Нила, в частности, а также всех существ, в реках проживающих.

Ему молились и рыбаки, и охотники, ведущие свой промысел в камышовых зарослях. Его просили посодействовать душам мертвых на их пути к чертогам Осириса. Сохранились записи, в которых к Себеку, как к оракулу, обращается некий мужчина и просит сообщить, будет ли принадлежать ему какая-то женщина. Очевидно, Себек, по мнению древних египтян, имел влияние на очень многие стороны человеческой жизни. Причем в одном из восхваляющих гимнов он удостаивается титула «прислушивающегося к молитвам», чего не замечено ни за одним из прочих богов Древнего Египта.

Себек - изобретатель

В одной из легенд приводится любопытная история о том, как была изобретена сеть для ловли рыбы. Двое из сынов Гора - Хапи и Амсет - по какой-то причине прятались от Ра в Ниле, и тот почему-то не мог их найти сам. Или посчитал ниже своего достоинства. Ра дал поручение Себеку отыскать своих пра-пра-правнуков (именно в таком родстве состояли с Ра эти непослушные отпрыски). Себек начал просеивать воды Нила и придонный ил через пальцы рук и нашел, кого искал. «Вот так появилась сеть» - завершается легенда. Повествование не отличается ни плавностью, ни стройностью, но общий смысл, вроде бы, ясен.

Родословная

Происхождение Себека туманно. Существует две основных версии (по количеству известных источников). Первая: Себека создал или родил Ра , как и прочих богов первого поколения. Вторая: Себека, как и Ра , и всех остальных, породил первичный океан Нун. Существуют также исторические свидетельства, называющие его сыном Нейт, но таких источников очень мало. И совсем ничего не известно о том, была ли у него жена. Вот такой вот загадочный бог, напоминающий своими повадками хитрого контрразведчика на службе у Ра , но пользующийся симпатиями со стороны смертных, о чем говорит и повсеместное распространение миниатюрных амулетов.

Себек и люди

Фараон 12-й династии Аменемхет III возвел в Файюме величественный храм в честь Себека и рядом соорудил лабиринт. Как считают историки, в этом лабиринте проводились религиозные обряды, посвященные крокодилоголовому богу. Система напоминает храм Осириса в Абидосе - там тоже храм с расположенным рядом поземным лабиринтом. В Файюмском лабиринте как раз и обнаружили многочисленные мумии крокодилов.

О том, что Себек был весьма популярным божеством, говорит и тот факт, что его именем весьма часто пользовались при личной переписке: например, в конце письма писали «Да хранит тебя Себек». Замените «Себек» на «Господь» - и эту фразу вполне можно будет вставить в любое письмо 18-го века.

Храмы Себека существовали не только в районе дельты Нила, известен довольно хорошо сохранившийся храм в Ком-Омбо (Омбосе), расположенный ближе к верховьям реки.

Любителям технологических теорий в сфере древней мифологии будет интересно узнать, что археологами был найден папирус аж с 12 гимнами, посвященными всего одному предмету - короне Себека. Главным ее достоинством было то, что она «сверкая как солнце, уничтожает всех его врагов». Чем-то напоминает легенду об Эхнатоне, в одиночку разогнавшему сорокатысячное войско своих неприятелей лучами, испускаемыми его короной.

Любопытен также тот факт, что при окончательном воскрешении Осириса куда-то пропал его детородный орган, который был съеден неким крокодилом. Не принимал ли участие Себек и в этой истории? Тем более, что известны статуи, изображающие Себека, везущего на своей спине мумию Осириса.

Если в Древнем Египте и было животное, достойное войти в пантеон, то это, несомненно, крокодил. Под именем Себек (или Собек), он быстро стал весьма почитаемым, грозным и внушающим доверие божеством.

Египтяне верили, что это пресмыкающееся было сотворено одним из первых. До недавних пор оно в изобилии встречалось в болотах Дельты и на берегах Нила. Сегодня же нильский крокодил (Crocodilus niloticus), ИЛИ, месех, находится под угрозой исчезновения. Можно сказать, что он вдвойне заслуживает защиты: будучи вымирающим видом и, в то же время, живым богом, видевшим, как Ра сотворил землю. Лучшие из известных нам изображений Себека были найдены в Ком-Омбо. Эти выразительные портреты изображают яростного бога, порой становящегося жертвой собственной ненасытности. Однако Себек был не только грозным, но и весьма уважаемым богом египетского пантеона.

Его изображения

Себек может принимать обличье крокодила или же человека с головой крокодила. Иногда изображалась одна только его голова - этого было достаточно, чтобы дать понять, о ком идет речь. Разумеется, его изображению приписывались магические свойства. Из-за многочисленных отождествлений Себек стал изображаться в более сложных обличьях, которые сближают его с другими богами: он может быть крокодилом с головой сокола (связь с Гором), барана (Хнума) или даже льва. Неудивительно, что образ столь странного создания производил сильное впечатление на видевших его.

Себек увенчан короной, что говорит о его высоком положении в иерархии богов. Чаще всего египетские художники изображали его в солнечном венце, состоящем из двух перьев, солнечного диска, покоящегося на двух горизонтальных рогах, и двух стражей-уреев. Эту необычную корону носили два бога: Себек и Татенен. Также Себек мог изображаться в короне атеф; этот атрибут считался почетным, ведь он принадлежал самому Осирису.

Мифы о Себеке

Несмотря на устрашающее обличье, Себек предпочитал держаться в стороне от событий. О нем редко упоминали, он являлся лишь в исключительных случаях. Однако Себек с честью выходил из самых сложных ситуаций, если, конечно, ненасытный аппетит не заставлял его забыть обо всем на свете!

Разумеется, пресмыкающиеся отличаются выдающимся аппетитом, даже божественные, но Себек был не просто богом-крокодилом, в некоторых случаях он становился одним из воплощений солнечного бога Ра . Вам это кажется удивительным? Напрасно!

Семья Себека

Если верить мифам, которые дошли до нас благодаря древним письменным источникам, Себек родился от союза Нейт, саисской богини, и Сенуи, малоизвестного бога египетского пантеона. Однако в Древнем Египте все непостоянно! Так, в Поздний период матерью бога-крокодила считалась уже не Нейт, а божественная корова Мехетурет.

В официальной мифологии у Себека не было ни супруги, ни детей. Однако в Поздний период, опять же, египтяне дали этому богу семью, без которой его оставили великие династии фараонов. Она получила название триады Ком-Омбо, в честь знаменитого храма в Верхнем Египте, где были найдены ее изображения. Как можно догадаться, в эту триаду, помимо самого Себека, входили его супруга и сын: богиня Хатор и Хонсу (лунный бог, позднее отождествленный с Тотом). Тем не менее Себека никак нельзя назвать примерным семьянином: у него было немало божественных подруг, в частности, Рененутет, «змея-кормилица», которую связывали с богом-крокодилом в области Файюм, а также Нехбет в Эль-Кабе и Раттауи в Гебель-Силсиле.

Мы помним и о другой тенденции в древнеегипетской религии: отождествлении и синкретизме образа богов. Образ Себека не избежал этой традиции и весьма выиграл от нее.

Ему была дана неслыханная привилегия: бог-крокодил сблизился с самим Ра в образе двуединого божества, особенно почитавшегося в эпоху Нового царства: Себека-Ра! По-видимому, это отождествление произошло в самые давние времена и было обусловлено древним, «первородным», как говорят тексты, происхождением крокодила. Кстати, любовь Себека к водной стихии объясняется тем, что он был первым существом, вышедшим из Нун, первичного океана, из которого родился весь мир. Именно из этих животворных вод возник Себек-Ра, который вскоре в глазах египтян стал своего рода демиургом! Вот откуда взялись многочисленные эпитеты Себека: «царь богов», «старший из богов» и даже «владыка вечности». Отождествление с богом солнца объясняет и происхождение удивительного солнечного венца, которым коронован Себек. Уважение к крокодилу со временем лишь усиливалось, так что в конце концов жрецы даже провозгласили его «богом вселенной».

Аппетит богов

Подобно людям, боги нуждаются в пище. И притом в больших количествах! Они очень любят хлеб (базовый продукт питания в Древнем Египте) и не гнушаются пивом (которое в то время было настоящим национальным напитком), так что иногда даже напиваются допьяна! Главными поклонниками этого хмельного напитка считались Сет и Хатор. Мясо же, напротив, большинство богов не слишком ценили, вот почему Себек так ужасал своих собратьев по пантеону. Тем не менее он был не единственным мясоедом. Для бога-воителя Монту «хлеб - это сердца, а вода - это кровь», как сообщают нам тексты. А богини- львицы (и среди них Сехмет) «ели и сырое, и приготовленное»!

Бог-рыболов

Несмотря на то, что в древнеегипетском пантеоне Себек был далеко не из последних, в делах других богов бог-крокодил почти не принимал участия. Тем не менее, Себека регулярно посылали на землю, поручая ему отыскать в водах Нила то, что туда бросили другие боги. Лучше всего известны два эпизода.

Первый связан с историей вражды Сета и Гора. Сет попытался изнасиловать собственного племянника. Во время их борьбы руки Гора были осквернены семенем дяди. Исида, будучи не в силах побороть отвращение, отрубила руки сыну и бросила их в Нил! Узнавший о происшествии Ра немедленно послал Себека на их поиски. Однако руки бога - не то же самое, что руки смертного! Они продолжали жить независимо от тела, так что поймать их было очень непросто... Тем не менее, Себек, хорошо знавший воды реки и в совершенстве владевший всеми способами рыбной ловли, после долгого преследования сумел их выудить. Он вернул руки Ра , и тот приставил их Гору, однако перед этим сделал вторую пару, которая в качестве реликвии хранилась в священном городе Нехене.

Рыболов, но ненасытный!

Встретив как-то раз вражескую орду, Себек напал на нее и сожрал всех живьем! Гордый подвигом, он показал головы врагов другим богам. Те пришли в ужас... Но еще больший ужас их обуял, когда Себек собрался сожрать и головы: «Не дайте ему их съесть, принесите ему хлеба!» - воскликнули они. Можно себе представить огорчение бедного Себека, лишившегося такого пиршества. Ведь его постоянно мучил голод! Об этом свидетельствует другой эпизод, рассказывающий, как Ра искал Себека в водах Нила. Он, как и предыдущая история, связан со злоключениями Сета, который, завидуя Осирису, убил его, расчленил и бросил в Нил. Себек нырнул за телом, соблазнившись лакомым кусочком! Крайне возмущенные таким поведением боги наказали его, отрубив ему язык. Вот почему, говорили египтяне, у крокодилов нет языка! 

Культ Себека

Жители Древнего Египта испытывали противоречивые чувства по отношению к Себеку: с одной стороны, его облик внушал им страх, но с другой - его способности не вызывали ничего, кроме восхищения. Все поклонялись богу-крокодилу, как на севере, в краю озер и болот, где крокодилы обитали во множестве, так и на юге, где Себеку был посвящен один из красивейших храмов в стране.

Через весь Египет с юга на север несет свои животворные воды великий Нил. Народное поверье, согласно которому Себек был богом плодородия, гласило, что чем больше на берегах крокодилов, тем сильнее будет разлив реки, и тем обильнее урожай. Вот почему места культа, посвященные Себеку, чаще всего располагались там, где было много воды: в первую очередь, вдоль Нила, а также в заболоченной дельте реки (на севере) и в области оазиса Файюм, который питали воды Меридова озера (на северо-западе Египта).

Себек и вода

В Саисе, родном городе богини Нейт, считавшейся матерью Себека, его называли тем, кто «заставляет расти зелень на берегах». Эту роль нельзя недооценивать, ведь мы помним, что основная часть сельскохозяйственных ресурсов Древнего Египта была сосредоточена именно на берегах Нила.

Себеку поклонялись, прежде всего, как владыке вод, что, в общем-то, неудивительно, ведь этот впечатляющий ящер - великолепный пловец и в воде чувствует себя куда увереннее, чем на суше. В Файюмском оазисе египтяне посвятили ему многочисленные святилища. Один из городов даже был назван в его честь: древние греки перевели это название, как Крокодилополь (город крокодила)! В каждом из поселений на берегах Меридова озера Себеку давались новые эпитеты. К примеру, в одном из них его называли Пнеферос (прекрасноликий), тогда как в других его именовали Сокнебтунисом (Себеком, владыкой Тебтуниса); в третьих же он был Сокнопайосом, то есть «владыкой острова». Крокодил, гроза египетских рыболовов, почитался как воплощение бога Себека.

Стоит отметить, что этот бог плодородия участвовал во многих религиозных обрядах. Так, например, незадолго до разлива Нила, в самом начале месяца ахет (июль), жрецы бросали в воды реки вылепленные из воска фигурки крокодилов. Благодаря магическим ритуалам, производившим сильнейшее впечатление на простой народ, они оживали и выползали на берег, предвещая животворное наводнение.

Примечательно, что Себек почитался также и из-за отождествления с богом Ра в образе Себека-Ра.

Поклонение Себеку-Ра

Мы уже говорили о том, что из-за необычной внешности крокодила Себек очень рано стал считаться первородным существом, которое было свидетелем, а то и участником акта творения. Стихия крокодила - вода, однако он может передвигаться и по суше, поэтому его сравнивали с созданиями, вышедшими из Нун, первичного океана, чтобы завоевать земную твердь. И поскольку египтяне верили, что все сущее создавалось по велению Ра , то они вполне закономерно отождествили его с богом-крокодилом Себеком в образе двуединого Себека-Ра.

Жрецы в святилищах Файюмского оазиса часто приветствовали Себека такими словами: «Привет тебе, о Себек, владыка Крокодилополя, Ра и Гор, всемогущий бог! Приветствуем тебя, поднявшийся из изначальных вод, о Гор, владыка Египта, бык быков, воплощение мужественности, владыка плавучих островов!»

Кроме того, культ приписывал Себеку некоторые черты солнечного божества. Самой значимой и самой примечательной из них, несомненно, можно назвать его удивительный венец. Символом связи Себека с Ра был солнечный диск, украшающий самый центр этого венца и покоящийся на бараньих рогах, которые охраняют две кобры. Над всей конструкцией склоняются два длинных страусовых пера. Бесспорно, это одна из красивейших корон, которые только носили древнеегипетские боги.

Как ловили священных крокодилов

Как же египтяне отлавливали священных крокодилов, живших в неволе за стенами храмов Себека? Греческий историк Геродот рассказывает нам о весьма необычном способе: к концу длинной веревки привязывался большой крючок, на который охотник цеплял кусок свиной туши. Затем эту веревку бросали в воду. На берегу его помощник подманивал крокодила, заставляя визжать маленького поросенка. И крокодил заглатывал крючок, думая, что кусает поросенка. Всеобщими усилиями его вытаскивали на берег, где, чтобы обезвредить хищника, бросали в него грязь, стараясь попасть в глаза. Затем ослепленного крокодила крепко связывали и быстро перевозили на новое место.

Священные крокодилы

Греческий историк Геродот, рассказывая о своем путешествии в Египет, упоминает о разведении священных крокодилов, которым занимались жрецы в храмах Себека. Так, например, святилище Фив славилось своими животными, выращенными в неволе. Пока крокодил был жив, его кормили вдоволь и всячески заботились о нем, но и после смерти он получал все привилегии, полагавшиеся священным животным. Его труп старательно бальзамировали и хоронили в настоящей маленькой гробнице, которой вполне могли позавидовать не слишком богатые египтяне. Этот обычай получил особенное распространение в Поздний период, в частности, в Крокодилополе Файюма, в Техне и Ком-Омбо, где были найдены целые некрополи крокодилов. Также нам известно, что египтяне изготавливали головы крокодилов, чаще всего, вырезая их из известняка и расписывая черной краской; вероятно, они использовались в магических ритуалах. Эти головы тоже датируются Поздним периодом.

Храм Ком-Омбо

Вероятно, вы заметили в процитированном выше обращении жрецов Крокодилополя упоминание Гора. Связь между Себеком и великим богом-соколом нашла воплощение в одном из красивейших храмов древнеегипетской цивилизации: святилище Ком-Омбо, расположенном неподалеку от современного Асуана, в Верхнем Египте, и построенном при Птолемеях. Великолепный ансамбль, посвященный одновременно двум богам, очень оригинален с точки зрения не только религии, но и архитектуры. Это, без преувеличений, - уникальнейшее сооружение Древнего Египта! Архитекторы, трудившиеся над ним, должны были угодить обоим божествам, и при этом сделать храм похожим на другие египетские святилища. Поэтому традиционные элементы здания были сохранены (пилон, двор, гипостильный зал, зал подношений, святилище), однако все помещения систематически удваивались, начиная с пилона с двойными воротами на входе в храм. Тем не менее единственная наружная стена, ограждавшая территорию храма, создавала впечатление единства. Два параллельных входа вели в два святилища: святилище Гора (в ипостаси Хароериса) располагалось на севере, а святилище Себека - на юге. Интересно отметить, что для египтян юг был важнее, чем север.

Себек жил здесь со своей божественной супругой Хатор и сыном Хонсу: их называли триадой Ком-Омбо. Эта триада была одной из самых знаменитых в стране. На великолепных барельефах Себек изображен в окружении близких. Но в других святилищах, в отличие от Ком-Омбо, где бог-крокодил мирно сосуществовал с Гором, все было иначе...

Нежеланный гость

В противоположность Ком-Омбо, в некоторые места крокодил, будь он Себеком или простым пресмыкающимся, не был допущен. В качестве примера можно взять Дендеру, храм, где чествовали богиню Хатор, спутницу Гора из Эдфу, которого она каждый год неизменно навещала. Для Себека ворота Дендеры были закрыты. Считалось даже, что жители этого города могут не бояться, что на них нападет этот грозный хищник!

На одном из барельефов храма Хатор сокол Гор изображен рядом с Исидой (его матерью) и Нефтидой (его теткой), а у их ног лежат крокодилы, пронзенные стрелами. И наконец, археологи нашли многочисленные стелы, получившие название «Надгробий Гора», или «Гор на крокодилах». На этих базальтовых или диоритовых скульптурах изображен юный бог Гор, побеждающий змей и скорпионов и попирающий ногами крокодилов. Подобным памятникам приписывались целительные свойства.

В Эдфу во время знаменитых праздников, устраивавшихся в честь Гора и Хатор, жрецы изготавливали фигурки крокодилов, которые публично уничтожались.

В области Элефантины крокодил отнюдь не считался священным животным, мало того, на него охотились и его ели! Очевидно, люди верили, что с мясом крокодила им передадутся его силы и плодовитость.

Крокодил и подвиги во имя любви

Победа над крокодилом, опасным животным, для мужчины считалась подвигом, который мог совершаться, в том числе и во имя любви. Вот как об этом рассказывает древняя поэма: «Любовь моей возлюбленной, живущей на другом берегу, я храню в себе [...], но крокодил там (на середине реки), на песчаной отмели. Войдя в воду, я борюсь с течением [...] И наконец, нахожу крокодила, и он для меня как мышь, потому что моя любовь укрепила меня...»

Не путайте Себека с Сетом!

Не стоит платить черной неблагодарностью тому, кто не раз помогал Гору! Ведь мы помним, что именно Себек выудил руки бога-сокола из Нила. Однако, несмотря на свои благодеяния, крокодилу постоянно приходилось бороться с дурной репутацией. Разумеется, это плотоядное животное, потенциально опасное для человека, вполне справедливо внушало страх. Тем не менее, больше всего бедный Себек страдал не из-за своей прожорливости, а из-за отождествления крокодила с Сетом, причем в его самой неприглядной ипостаси. Крокодил, как одно из воплощений Сета, становился песчаной отмелью в Дуате, на которую в любой момент могла сесть ладья бога Ра, путешествовавшего ночью по Подземному царству. Однако Себек вовсе не был противником порядка, совсем наоборот!

Целительные статуи «гора на крокодилах»

Чаще всего на этих памятниках юный бог Гор изображался стоящим на крокодиле и сжимающим в руках змей. Египтяне верили, что заклинания, высеченные в камне, обладают целительной силой, спасая людей от укусов скорпионов и змей. Говорят, что некоторые из них исцелили дитя Гора, которого чуть было, не убил яд. Для простых смертных, ищущих исцеления, считалось достаточным полить статую водой, а затем собрать ее и выпить. Целительная сила текстов передавалась воде, которая, в свою очередь, возвращала человеку здоровье. Подобные изделия встречались самых разных размеров; некоторое из них были такими миниатюрными, что их носили на шее, как охранные амулеты!

СЕБЕК СЕБЕК

(œbk). Сухос (греч. Σοΰχος), в египетской мифологии бог воды и разлива Нила. Согласно «Текстам пирамид», С.- сын Дейт. Его священное животное - крокодил. Он изображался в виде человека, крокодила или человека с головой крокодила. Центр культа С.- Файюмский оазис, город Крокодилополь. Расцвет культа С. относится к периоду правления XII династии (19-18 вв. до н. э.), столица которой находилась вблизи Файюма. Имя С. входило в качестве компонента в теофорные имена фараонов XIII династии. Считалось, что С. даёт изобилие и плодородие. В ряде текстов С. рассматривается как защитник богов и людей (существовало представление, что его свирепость отпугивает силы тьмы), однако нередко он выступает как бог, враждебный Ра и Осирису. С развитием религиозного синкретизма С. отождествлялся с Ра, Хнумом, Амоном, Хонсу, Мином. В поздний период появилась сопутствующая С. богиня - «великая владычица Себектет».
Р. Р.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Себек

(Сухос)

в египетской мифологии бог воды и разлива Нила. Согласно "Текстам пирамид", Себек - сын Неит. Его священное животное - крокодил. Он изображался в виде человека. крокодила или человека с головой крокодила. Центр культа Себек относится к периоду правд. XII династии (19 - 18 вв. до н.э.), столица которой находилась вблизи Файюма. Имя Себек входило в качестве компонента в теофорные имена фараонов XIII династии. Считалось, что Себек дает изобилие и плодородие. В ряде текстов Себек рассматривался как защитник богов 11 людей (существовало представление, что его свирепость отпугивает силы тьмы), однако нередко выступает как бог, враждебный Ра и Осирису. С развитием религии синкретизма Себек отождествлялся с Ра. Хнумом, Амоном, Хонсу, Мином. В поздний период появилась сопутствующая Себек богиня - "великая владычица Себектет".

В. Д. Гладкий "Древний Мир" Том 2

(Источник: «Древнеегипетский словарь-справочник».)

СЕБЕК

в египетской мифологии бог воды и разлива Нила. Его изображали в виде крокодила или в виде человека с головой крокодила. Поклоняющиеся Себеку приносили крОКОДИЛаМ человеческиежертвы. Если же человек становился случайной жертвой крокодила, египтяне считали, что это Себек призвал его к себе на службу.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)


Синонимы :

Смотреть что такое "СЕБЕК" в других словарях:

    Бог воды и разлива Нила Мифология: Древнеегипетская … Википедия

    В египетской мифологии божество плодородия, бог воды, повелевающий разливами Нила. Центр культа город Шедит (греч. Крокодилополис) в Файюмском оазисе. Изображался в виде крокодила или человека с головой крокодила … Большой Энциклопедический словарь

    СЕБЕК, в египетской мифологии божество плодородия, бог воды, повелевающий разливами Нила. Центр культа город Шедит (греч. Крокодилополис) в Файюмском оазисе. Изображался в виде крокодила или человека с головой крокодила … Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 бог (375) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (греч. Σεΰχος) древнеегипетское космическое божество с головой крокодила, сопоставлявшееся то с богом земли Кебом, то с солнечным божеством Ра, в форме С. Ра, то с Осирисом. Почиталось главным образом в Фаюме, на берегах Меридова озера, в… …

    Себек - Сухос в егип. миф. бог воды и разлива Нила. Согл. «Текстам пирамид», С. сын Нейт. Его свящ. животное крокодил. Он изображ. в виде человека, крокодила или человека с головой крокодила. Центр культа С. относится к периоду правл. ХII… … Древний мир. Энциклопедический словарь Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Река Нил неспроста почиталась в Древнем Египте как священная: ведь именно она позволяла сформироваться высокоразвитому обществу на этой в целом бедной земле. Великая река была символом жизни и силы для древних египтян и поэтому в их мифологии отражено то значение, которое они придавали Священному Нилу – ее боготворили и боялись одновременно. Поэтому возник целый пантеон нильских божеств. Особую роль здесь играл древнеегипетский бог Себек – покровитель всей речной живности и защитник рыбаков, бог плодородия и неконтролируемой водной стихии.

Это весьма колоритное божество имело облик человека с крокодильей головой. Изначально, правда, его изображали просто в виде крокодила, но затем «очеловечили»: как полагают исследователи, этот мифический персонаж пришел из более древних верований тотемического типа и занял особое место в пантеоне богов. Для древних египтян, живущих на побережье Нила, крокодилы представляли реальную опасность. Даже сегодня, когда мы уже хорошо знакомы с повадками этого пресмыкающегося, в Африке каждый год сотни людей погибают от нападений крокодилов. В древние времена ситуация была еще более грозной, и потому люди представляли крокодила воплощением сил природы, с которыми необходимо считаться и договариваться.

Жители северо-восточной части Африки пытались наладить отношения с этими силами природы с помощью магических средств: они объявили зубастых хищников своими родственниками или покровителями, стали всячески их обожествлять и поклоняться им. Так и появился древнеегипетский бог Себек, дух которого, согласно представлениям египтян, вселялся в нильских крокодилов.

Подробные описания культа Себека до нас не дошли, однако сохранились сведения о том, что каждый город считал необходимым содержать священного крокодила, которого специально отлавливали в реке. Вполне вероятно, что такая божественная рептилия менялась каждый год: только в одном месте почитания Себека нашли 2 тысячи мумий крокодилов, которые были забальзамированы и похоронены по особому обряду.

Каждый египетский бог имел свою родословную, но в случае с Себеком она неясна: не установлено, был ли он потомком верховного бога Ра или же представлял поколение более древних божеств. Многие исследователи придерживаются как раз второй версии, опираясь на то, что изначально Себека изображали в виде обычного крокодила.

Позиция Себека в пантеоне египетский божеств и его восприятие египтянами были скорее амбивалентными. Бог-крокодил не был столь почитаем, как верховные боги (Ра, Осирис, Гор) и не мог тягаться с ними по степени влияния. Но у него была и своя «компания» речных божеств. Например, Хапи – его почитали в некоторых областях Древнего Египта и считали ответственным за разлив Нила. Это было событие, от которого зависело формирование плодородной полосы вдоль побережья реки. Хапи, в отличие от древнеегипетского бога Себека, был человекоподобен, и ему были присущи типичные для культа плодородия внешние признаки: внешность гермафродита (мощные мускулы и женская грудь), тучные формы и гипертрофированные детородные органы.

Интересно и то, что в местах, где существовал культ Хапи, с Себека снимали функции управляющего разливом реки. Он превращался в стихийное божество, не терпящее никакого контроля. Характер Себека соответствовал темпераментному нраву священной реки. А вот в тех районах, где Хапи не считали влиятельным божеством или его вообще не было, Себек воспринимался как единовластный хозяин Нила. В определенный период истории Древнего Египта Себек стал весьма популярен и некоторые фараоны даже брали себе тронное имя, которое было посвящено богу-крокодилу – «Себекхотеп», то есть «Себек доволен».

Храм в Ком Омбо был построен при Птолемеях с 180 по 47 гг. до нашей эры, однако, возможно, он имеет и более древние корни. Расположился храм на правом берегу Нила в 40 километрах севернее Асуана. Обычно его посещают туристы, которые в обязательном порядке останавливаются тут, путешествуя по Нилу на теплоходе.

Себек - бог, изображаемый с головой крокодила, считается богом-создателем и защитником от злых сил. Его женой (по одной из версий) считается Хатхор - богиня любви и красоты, а сыном - Хонсу - бог луны и мудрости. Правда, Хатхор считается и женой Гора. Главным местом поклонения Себеку считается Фаюмское озеро на севере Египта, где находился город Крокодиполь (Шедит), но от него практически ничего не осталось, кроме нескольких тысяч мумий крокодилов. Поэтому храм Себека, да еще и в Верхнем Египте, он единственный, а потому уникален.

Однако уникальность храма Ком Омбо не заканчивается на этом, это двойной храм, правая сторона которого посвящена богу Гору, то есть богу солнца и неба, одному из главных богов в египетском пантеоне. Как и в случае с Себеком, место в храме нашлось и его жене, и его сыну. По некоторым мифам Гор и Себек - братья, что объясняет такое наполнение храма.

После постройки храма о нем почти ничего не известно, после распространения в Египте христианства его какое-то время использовали копты, но затем он был окончательно заброшен. Так как храм находился вблизи от Нила, река во время разливов разрушила ворота храма и часть фасада. А в 1893 году его случайно обнаружил французский археолог, храм был по самую крышу занесен песком.


С другой стороны храма все еще приличного размера бархан


Справа остатки ворот


На переднем плане все, что осталось от пилона

На всякий случай даю вам рисунок плана храма

От двора с колоннами по периметру остались только основания колонн


Вход в храм, как видно, двойной - слева для Себека, справа для Гора

Как видно на плане и по первым фото фасада храма - храм достаточно сильно разрушен, для Египта это достаточно плохая сохранность, хотя центральные залы, потеряв крышу, все-таки, более или менее сохранились. Но что сохранилось точно хорошо - это рисунки и изображения на стенах, некоторые вырезаны будто вчера.


Вход в часть храма Себека


Угол Гора


Себек

Основная часть надписей на стенах рассказывает о богах, а в некоторых частях идет перечисление того, что было пожертвовано святилищу


Коридор справа


Гипостильный зал


Слева от изображения богини Сехмет находится календарь, в кадр попал только небольшой кусочек, а так там целая стена


Календарь


На некоторых частях крама, в основном потолочных балках, остались следы оригинальной цветной росписи


Вестибюль перед алтарной частью


Вид с конца храма

В конце храма находились, как я понимаю, два алтарных камня. До наших дней сохранился только один. Расположен он в части Себека

В самом конце храма находится ряд небольших помещений, закрытых железной решеткой, но туда можно заглянуть

Как и положено египетским храмам, по внешнему периметру их огораживала стена, здесь на стенах храма хорошо сохранились рельефы


Проход слева от храма


Проход за храмом


Звезда. Похожими украшали своды гробниц в пирамидах за 2.5 тысячи лет до постройки этого храма


Проход справа от храма

Слева от основного задния храма и за храмом активно ведутся какие-то раскопки, но, если за храмом на холме походить нельзя, то на площадке слева можно. Тут есть маленький храм Себека (развалины), а также два нилометра.

Нилометры играли важную функцию в жизни древних египтян, во-первых, глубокая яма четко показывала уровень воды в реке, а во-вторых, исходя из этого взимались налоги - засуха - меньше, разлив - больше.

Еще один нилометр, похоже, был и у входа в комплекс

Назначение этих сооружений (ступеней) и небольшого домика позади него неизвестно, некоторые считают, что это источник воды, другие считают, что здесь жили священные животные, то есть, крокодилы.


Храм, вид слева

Справа от храма у небольшого храма Хатхор была найдена голова римского императора Марка Аврелия и статуя без головы


Мини-храм Хатхор


Вид на на храм справа

Из интересных рисунков в храма можно отметить изображение хирургических инструментов, но я, к сожалению, не обратил на них внимания

Но в мою коллекцию интересных изображений попал вот этот зверь - смесь пчелы, кошки и козы

На фото видно, что в храме дежурит несколько полицейских и смотрителей. Но тот редкий случай, когда конкретно нам они не пытались впарить свои услуги гида.

Как и все другие объекты в Египте, храм открыт до заката. Цена билета - 80 египетских фунтов, для студентов 40 фунтов. В стоимость билета входит и музей Собека, это небольшой зал, где выставлены мумия крокодилов и ряд ритуальных принадлежностей. Цена съемки тут - 50 фунтов, но никто особо не следит.

В Новое царство проживание тотемных животных при храмах было частой традицией. В случае с крокодилами они жили при храмах всю жизнь, о них заботились и хорошо кормили, а когда они умирали, их мумифицировали и хоронили. Крокодилы из этого музея были найдены в храме Хатхор при основном храме, а также в некрополе El-Shatb неподалеку


Бронзовая статуэтка Себека


Приспособления для мумификации крокодилов


Мумии крокодилов


Мумии крокодилов - макет


Крокодильи яйца

На набережной теплоходы с туристами ждут толпы торговцев. Меня один активно пытался развести на покупку. Предложил футболку за 5 фунтов (30 центов), цена отличная, думал прибарахлиться, сказал, какой размер нужен и ушел смотреть храм. На выходе продавец меня ждал, только теперь он за майку хотел 200 фунтов (12 долларов). А про 5 фунтов он сознался, что типа британских фунтов. Такой себе развод для простачков в надежде на то, что, типа, я оценю его старания и все равно куплю. В итоге последняя цена, которую он мне предлагал, была, по-моему - 80 фунтов - 5 долларов. Можно купить, если она тебе нужна, но мне была не нужна.


Круизный теплоход пришвартован у берега


Набережная перед храмом

Если будете останавливаться в Асуане, то для проживания рекомендую небольшой отель в нубийском стиле