Современный мир и тенденции его развития. Глобальные тенденции развития мира Знание - всегда Сила, Власть и Будущее

Современный мир (под которым я здесь подразумеваю, конечно, только общество, но не природу) - продукт длительного предшествующего развития. Поэтому его нельзя понять, не обратившись к истории человечества. Но обращение к истории сможет помочь только в том случае, если руководствоваться правильным общим подходом к ней. Я - приверженец унитарно-стадиального взгляда на всемирную историю, согласно которому она представляет собой единый процесс поступательного развития, в ходе которого сменяют друга стадии, имеющие мировое значение. Из всех существовавших и существующих ныне унитарно-стадиальных концепций наиболее соответствует исторической реальности теория общественно-экономических формаций, входящая в качестве необходимого момента в марксистское материалистическое понимание истории (исторический материализм). В ней основные типы общества, представляющие собой одновременно и стадии его всемирного развития, выделены по признаку социально-экономической структуры, что и дало основание называть их общественно-экономическими формациями.

Сам К. Маркс считал, что в истории человечества уже сменились пять общественно-экономических формаций: первобытно-коммунистическая, «азиатская», античная (рабовладельческая), феодальная и капиталистическая. Его последователи «азиатскую» формацию нередко опускали. Но независимо от того, фигурировали ли в картине смены стадий всемирно-исторического развития четыре или пять общественно-экономических формаций, чаще всего считалось, что эта схема является моделью развития каждого конкретного отдельного общества. т.е. социоисторического организма (социора) , взятого в отдельности. В такой интерпретации, которую можно назвать линейно-стадиальной , теория общественно-экономических формаций вступала в противоречие с исторической реальностью.

Но возможен и взгляд на схему развития и смены общественно-экономических формаций как на воспроизведение внутренней необходимости развития не каждого социоисторического организма, взятого в отдельности, но только всех существовавших в прошлом и существующих сейчас социоисторических организмов вместе взятых, т.е. лишь человеческого общества в целом. В таком случае человечество выступает как единое целое, а общественно-экономические формации прежде всего как стадии развития этого единого целого, а не социоисторических организмов, взятых в отдельности. Такое понимание развития и смены общественно-экономических формаций можно назвать глобально-стадиальным, глобально-формационным .

Глобально-стадиальное понимание истории с необходимостью предполагает исследование взаимодействия между отдельными конкретными обществами, т.е. социоисторическими организмами, и их различного рода системами. Существовавшие в одно и то же время рядом друг с другом социоисторические организмы всегда так или иначе влияли друг на друга. И нередко воздействие одного социоисторического организма на другой приводило к существенным изменениям в структуре последнего. Такого рода влияние можно назвать социорной индукцией .

Было время в истории человечества, когда все социоисторические организмы принадлежали к одному типу. Затем все более резко стала проявляться неравномерность исторического развития. Одни общества уходили вперед, другие продолжали оставаться на прежних стадиях развития. В результате начали существовать разные исторические миры . Это особенно стало заметно при переходе от общества доклассового к обществу цивилизованному. Первые цивилизации возникли как острова в море первобытно-общинного строя. Все это делает необходимым четко отличать передовые социоисторические организмы и отставшие в своем развитии. Я буду называть высшие для данного времени социоисторические организмы супериорными (от лат. super - сверх, над), а низшие - инфериорными (от лат. infra - под). С переходом к цивилизации супериорные организмы обычно существовали не в одиночку. По крайней мере, значительная часть их, а в последующем и все они вместе взятые образовывали целостную систему социоисторических организмов, которая была центром всемирно-исторического развития . Эта система была мировой , но не в том смысле, что охватывала весь мир, а в том, что ее существование сказывалось на всем ходе мировой истории. Все остальные организмы образовывали историческую периферию . Эта периферия подразделялась на зависимую от центра и независимую от него.

Из всех видов социорной индукции самый важный для понимания хода истории - воздействие организмов супериорных на организмы инфериорные. Это - социорная супериндукция . Она могла приводить к различным результатам. Один из них состоял в том, что под влиянием социоисторических организмов высшего типа социоисторические организмы низшего типа преобразовывались в организмы такого же типа, что воздействующие на них, т.е. подтягивались к их уровню. Этот процесс можно назвать супериоризацией . Но влияние супериорных социоисторических организмов могло привести и к тому, что инфериорные социоисторические организмы делали шаг, с одной стороны, вперед, а с другой, вбок. Такой результат воздействия супериорных социоисторических организмов на инфериорные можно назвать латериализацией (от лат. lateralis - боковой). Как следствие возникали своеобразные социально-экономические типы обществ, которые не были стадиями всемирно-исторического развития. Их можно назвать общественно-экономическими параформациями .

Новое время, начавшееся на грани XV и XVI веков, характеризуется становлением и развитием капиталистического способа производства. Капитализм спонтанно, самопроизвольно, без внешнего воздействия возник только в одном месте земного шара - в Западной Европе. Возникшие буржуазные социоисторические организмы образовали новую мировую систему. Развитие капитализма шло по двум направлениям. Одно направление - развитие вглубь : вызревание капиталистических отношений, промышленная революция, буржуазные революции, обеспечившие переход власти в руки буржуазии и т. д. Другое - развитие капитализма вширь .

Западноевропейская мировая система капитализма - первая из четырех мировых систем (ей предшествовали три: ближневосточная политарная, средиземноморская античная и западноевропейская феодально-бюргерская), которая своим влиянием охватила весь мир. С ее появлением начался процесс интернационализации. Все существующие социоисторические организмы стали образовывать определенное единство - всемирное историческое пространство . Историческая периферия оказалась не только и не просто втянутой в сферу влияния нового исторического центра - мировой капиталистической системы. Она попала в зависимость от центра, стала объектом эксплуатации со стороны мировой системы капитализма. Одни периферийные страны полностью потеряли независимость и стали колониями Запада, другие, сохранив формально суверенитет, оказались в различных формах экономической, а тем самым и политической зависимости от него.

В результате воздействия мирового капиталистического центра в страны периферии стали проникать капиталистические социально-экономические отношения, весь мир начал становиться капиталистическим. Невольно напрашивался вывод, что рано или поздно все страны станут капиталистическими, и тем самым исчезнет различие между историческим центром и исторической периферией. Все социоисторические организмы будут принадлежать к одному типу, будут капиталистическими. Этот вывод лег в основу возникших в XX в. многочисленных концепций модернизации (У. Ростоу, Ш. Эйзенстадт, С. Блэк и др.). В предельно четком виде он был сформулирован в работах Ф. Фукуямы. Но жизнь оказалась сложнее, она поломала все логически совершенно безупречные схемы.

Исторический центр и историческая периферия сохранились и продолжают существовать до сих пор, хотя они, конечно, претерпели существенные изменения. Историческая периферия действительно постепенно начала становиться капиталистической, но все дело в том, что во всех зависимых от западноевропейского мирового центра периферийных странах капитализм принял форму иную, чем в странах центра. Этого долгое время не замечали. Долгое время считалось, что все особенности капитализма в периферийных странах связаны либо с тем, что они лишены политической независимости, являются колониями, либо с тем, что этот капитализм является ранним, еще недостаточно развитым, незрелым.

Прозрение наступило лишь в середине XX в. Причем первоначально у экономистов и политических деятелей Латинской Америки. К этому времени страны Латинской Америки уже полтора века были политически независимыми, и капитализм в них никак не мог быть охарактеризован как первоначальный или ранний. Аргентинский экономист Р. Пребиш первым пришел к выводу, что международная капиталистическая система достаточно четко подразделяется на две части: центр, который образуют страны Запада, и периферию, и что капитализм, существующий в странах периферии, который он назвал периферийным капитализмом, качественно отличается от капитализма стран центра. В дальнейшем положение о существовании двух видов капитализма было развито в работах Т. Дус-Сантуса, Ф. Кардозу, Э. Фалетто, С. Фуртаду, А. Агиляра, Х. Алави, Г. Мюрдаля, П. Барана, С. Амина и других приверженцев концепции зависимости (зависимого развития). Ими было убедительно показано, что периферийный капитализм представляет собой не начальную стадию капитализма, характерного для стран центра, а тупиковый вариант капитализма, в принципе неспособный к прогрессу и обрекающий подавляющее большинство населения периферийных стран на глубокую и безысходную нищету.

К настоящему времени можно считать твердо установленным, что существуют два качественно отличных капиталистических способа производства: капитализм центра, который я предпочитаю называть ортокапитализмом (от греч. ортос - прямой, подлинный), и капитализм периферии - паракапитализм (от греч. пара - возле, около). Соответственно наряду с ортокапиталистической общественно-экономической формацией в мире существует паракапиталистическая общественно-экономическая параформация. Таким образом, воздействие супериорных капиталистических социоисторических организмов на подавляющее большинство инфериорных докапиталистических социоисторических организмов имело своим результатом не супериоризацию последних, а их латерализацию.

В XIX–XX вв. претерпел изменения и мировой центр. Он расширился как путем почкования (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия), так и супериоризации (страны Северной Европы и Япония). В результате мировая ортокапиталистическая система стала называться не западноевропейской, а просто западной.

К началу XX в. в основном оформилось подразделение всемирного исторического пространства, совпадавшего с международной капиталистической системой, на два исторических мира: западную мировую ортокапиталистическую систему и страны периферии, в которых либо возникал, либо уже возник паракапитализм. Наряду с многими другими странами мира к началу XX в. в зависимую периферию вошла царская Россия. В ней возник паракапитализм.

Так как к началу XX в. капитализм в Западной Европе окончательно утвердился, то эра буржуазных революций для большинства ее стран ушла в прошлое. Зато эпоха революций наступила для остального мира, в частности для России. Эти революции обычно понимают как буржуазные. Но это неверно. Они качественно отличались от революций на Западе. Эти революции не были направлены против феодализма, ибо ни в одной периферийной стране, включая Россию, такого общественного строя никогда не существовало. Они не были направлены и против докапиталистических отношений самых по себе взятых. Данные отношения в периферийных странах не противостояли капиталистическим, а находились в симбиозе с ними. И главным препятствием для развития этих стран были не докапиталистические отношения, а периферийный капитализм, включавший в себя в качестве необходимого момента докапиталистические отношения. Поэтому объективная задача этих революций заключалась в ликвидации периферийного капитализма, а тем самым и в уничтожении зависимости от центра. Будучи антипаракапиталистическими, эти революции с неизбежностью были и антиортокапиталистическими, были направлены против капитализма вообще.

Первая волна их пришлась на первые два десятилетия XX в.: революции 1905–1907 гг. в России, 1905–1911 гг. в Иране, 1908–1909 гг. в Турции, 1911–1912 гг. в Китае, 1911–1917 гг. в Мексике, 1917 г. снова в России. Октябрьская рабоче-крестьянская революция 1917 г. в России - единственная из всех, которая победила. Но эта победа состояла вовсе не в достижении цели, которую ставили перед собой руководители и участники революции, - создании бесклассового социалистического, а затем и коммунистического общества. При тогдашнем уровне развития производительных сил Россия перейти к социализму не могла. Этот уровень с неизбежностью предполагал существование частной собственности. И в России после Октябрьской революции, уничтожившей и докапиталистические и капиталистическую формы эксплуатации, с неизбежностью начался процесс становления частной собственности, эксплуатации человека человеком и общественных классов. Но путь к капиталистическому классообразованию был закрыт. Поэтому данный процесс приобрел в стране иной характер.

Когда говорят о частной собственности, то обычно имеют в виду собственность отдельного человека, который может ею безраздельно пользоваться и распоряжаться. Это правовой, юридический подход. Но собственность в классовом обществе всегда есть явление не только юридическое, но и экономическое. Частная собственность как экономическое отношение есть такая собственность одной части общества, которая позволяет ей эксплуатировать другую (причем большую) его часть. Люди, которые составляют класс эксплуататоров, могут владеть средствами производства по-разному. Если они владеют ими каждый в отдельности, то это персональная частная собственность, если группами, то это групповая частная собственность.

И, наконец, собственником может быть только класс эксплуататоров в целом, но ни один из его членов, взятый в отдельности. Это - общеклассовая частная собственность, которая всегда принимает форму государственной собственности. Это обусловливает совпадение господствующего эксплуататорского класса с ядром государственного аппарата. Перед нами тот самый способ производства, который Маркс когда-то назвал азиатским. Я предпочитаю именовать его политарным (от греч. полития - государство) способом производства . Существует не один, а несколько политарных способов производства. Один из них - древнеполитарный - был основой общества на древнем, а затем и на средневековом Востоке, в доколумбовой Америке. Другие политарные способы производства спорадически возникали в разных странах в различные исторические эпохи. В послеоктябрьской России, в Советском Союзе утвердился способ производства, который можно назвать неополитарным .

Если рассматривать Октябрьскую революцию 1917 г. как социалистическую, то с неизбежностью приходится признать, что она потерпела поражение. Вместо социализма в СССР возникло новое антагонистическое классовое общество - неополитарное. Но суть дела в том, что эта революция по свой объективной задаче была вовсе не социалистической, а антипаракапиталистической. И в этом качестве она безусловно победила. Была уничтожена зависимость России от Запада, в стране был ликвидирован периферийный капитализм, а тем самым и капитализм вообще.

На первых порах новые производственные - неополитарные - отношения обеспечили быстрое развитие производительных сил в сбросившей путы зависимости от Запада России. Последняя из отсталого аграрного государства превратилась в одну из самых мощных индустриальных стран мира, что в последующем обеспечило СССР положение одной из двух сверхдержав. В результате второй волны антикапиталистических революций, произошедших в странах капиталистической периферии в 40-х годах XX в, неополитаризм распространился далеко за пределы СССР. Периферия международной капиталистической системы резко сузилась. Оформилась огромная, целая система неополитарных социоисторических организмов, которая обрела статус мировой.

В результате на земном шаре впервые в истории человечества стали существовать две мировые системы: неополитарная и ортокапиталистическая. Вторая была центром для периферийных паракапиталистических стран, которые вместе с нею образовывали международную капиталистическую систему. Такая структура получила выражение в ставшим привычным в 40–50-е годы XX в. подразделении человеческого общества в целом на три исторических мира: первый (ортокапиталистический), второй («социалистический», неополитарный) и третий (периферийный, паракапиталистический).

Возможность неополитарных производственных отношений стимулировать развитие производительных сил была довольно ограниченной. Они не могли обеспечить интенсификацию производства, внедрение результатов нового, третьего по счету (после аграрной и промышленной революций), переворота в производительных силах человечества - научно-технической революции (НТР). Стали падать темпы роста производства. Неополитарные отношения превратились в тормоз на пути развития производительных сил. Возникла необходимость в революционном преобразовании общества. Но вместо революции произошла контрреволюция.

Распался СССР. В самом большом его обрубке, получившем название Российской Федерации, и других государствах, возникших на развалинах этой страны, начал формироваться капитализм. По такому же пути пошло развитие большинства и других неополитарных стран. Исчезла мировая неополитарная система. Большинство бывших ее членов стало интегрироваться в международную капиталистическую систему, причем во всех случаях в ее периферийную часть. Почти все они, включая Россию, снова оказались в экономической и политической зависимости от ортокапиталистического центра. Во всех этих странах стал формироваться не просто капитализм, а периферийный капитализм. Для России это было ничем иным, как реставраций положения, существовавшего до Октябрьской революции 1917 г. Реставрация произошла и в масштабах мира, взятого в целом. На земле снова стала существовать только одна мировая система - ортокапиталистическая. Она является историческим центром, все страны, не входящие в нее, образуют историческую периферию.

Однако полного возврата к прошлому не произошло. Все страны за пределами западного центра являются периферийными, однако не все они находятся в зависимости от Запада. Кроме зависимой периферии существует периферия независимая. Из стран бывшей неополитарной мировой системы в нее входят Китай, Вьетнам, Куба, Северная Корея, до недавнего времени - Югославия, из числа других Бирма, Иран, Ливия, до апреля 2002 г. - Ирак. Из стран, возникших на развалинах СССР, к независимой периферии принадлежит Белоруссия. Таким образом, мир разделен сейчас на четыре части: 1) западный ортокапиталистический центр; 2) старая зависимая периферия; 3) новая зависимая периферия; 4) независимая периферия.

Но главное, что отличает современный мир, - это происходящий в нем процесс глобализации. Если интернационализация - это процесс создания мировой системы социоисторических организмов, то глобализация - процесс возникновения одного единого социоисторического организма в масштабах всего человечества. Этот возникающий мировой социоисторический организм имеет своеобразную структуру - он сам состоит из социоисторических организмов. Аналогия - сверхорганизмы в биологическом мире, такие, например, как муравейники, термитники, рои пчел. Все они состоят из обычных биологических организмов - муравьев, термитов, пчел. Поэтому, точнее всего, было бы говорить о процессе становления в современном мире глобального социоисторического сверхорганизма.

И этот глобальный сверхорганизм в условиях, когда на земле существует ортокапиталистический центр, эксплуатирующий большую часть периферии, и эксплуатируемая этим центром периферия, с неизбежностью возникает как классовый социоисторический организм. Он расколот на два глобальных класса . Один глобальный класс - страны Запада. Они вместе взятые выступают в качестве класса эксплуататоров. Другой глобальный класс образуют страны новой и старой зависимой периферии. А раз глобальный социоисторический организм расколот на классы, из которых один эксплуатирует другой, то в нем с неизбежностью должна иметь место глобальная классовая борьба .

Становление глобального классового общества с неизбежностью предполагает становление и глобального государственного аппарата, являющегося орудием в руках господствующего класса. Становление глобального государства не может представлять собой ничего другого, кроме как установления полного господства западного центра над всем миром, а тем самым и лишения всех периферийных социоисторических организмов реальной не только экономической, но и политической независимости.

Выполнению этой задачи способствует новое состояние западного центра. В прошлом он был расколот на враждующие части. Так было перед первой мировой войной, когда противостояли друг другу страны Антанты и страны Согласия. Так обстояло дело и перед второй мировой войной. Сейчас центр в основном един. Он объединен под руководством США. На смену старому империализму пришел предсказанный Дж. Гобсоном еще в 1902 г. союз всех империалистов, совместно эксплуатирующий весь остальной мир[1 ]. К. Каутский в свое время назвал это явление ультраимпериализмом .

Сейчас уже возникли знаменитая «семерка» как мировое правительство, Международный валютный фонд и Всемирный банк как инструменты экономического закабаления периферии. Ни одно классовое общество не может обойтись без особых отрядов вооруженных людей, при помощи которых господствующий класс держит угнетенных в повиновении. Таким аппаратом всемирного насилия стало сейчас НАТО.

Еще совсем недавно ортокапиталистический центр был ограничен в возможностях агрессивных действий существованием мировой неополитарной системы и СССР. На ультраимпериализм был надет прочный намордник. В результате он вынужден был смириться с крахом мировой колониальной системы. Стремясь избавиться от этого намордника, центр и прежде всего США инициировали гонку вооружений. Но долгое время все было напрасно. Сейчас Советского Союза нет. Намордник сорван. И ортокапиталистический центр перешел в наступление.

Идет процесс установления того, что нацисты называли «новым порядком» (Neue Ordnung), а их нынешние преемники «новым мировым порядком» (New World Order). Главную опасность для ультраимпериалистического центра представляют страны, которые политически и экономически от него независимы. Конечно, из них наиболее опасен для ортокапиталистического центра Китай, но он пока ему не по зубам. Первый удар был нанесен по Ираку в 1991 г. Ирак потерпел поражение, но цель реализовать не удалось, страна сохранила независимость. Второй удар был нанесен в 1999 г. по Югославии. В результате, хотя и не сразу, но к власти в стране пришла прозападная «пятая колонна». Югославия вошла в состав зависимой периферии.

1. Этапы современной НТР

Термин «Научно-техническая революция» возник в середине ХХ века, когда человек создал атомную бомбу, и стало ясно, что наука может уничтожить нашу планету.

Научно-техническая революция характеризуется двумя критериями:

1. Произошло срастание науки с техникой в единую систему (этим определяется сочетание научно-техническая), в результате чего наука стала непосредственной производительной силой.

2. Небывалыми успехами в деле покорения природы и самого человека как части природы.

Достижения научно-технической революции впечатляющи. Она вывела человека в космос, дала ему новый источник энергии - атомную, принципиально новые вещества и технические средства (лазер), новые средства массовой коммуникации и информации и т.д., и т.п.

В авангарде науки идут фундаментальные исследования. Внимание властей к ним резко возросло после того, как Альберт Эйнштейн сообщил в 1939 году президенту США Рузвельту о том, что физиками выявлен новый источник энергии, который позволяет создать невиданное доселе оружие массового уничтожения.

Современная наука - «дорогое удовольствие». Строительство синхрофазотрона, необходимого для проведения исследований в области физики элементарных частиц, требует миллиарды долларов. А космические исследования? В развитых странах на науку сегодня затрачивается 2-3% валового национального продукта. Но без этого невозможны ни достаточная обороноспособность страны, ни ее производственное могущество.

Наука развивается по экспоненте: объем научной деятельности, в том числе мировой научной информации в ХХ веке, удваивается каждые 10-15 лет. Расчет число ученых, наук. В 1900 году в мире было 100 000 ученых, сейчас - 5 000 000 (один из тысячи человек, живущих на Земле). 90% всех ученых, когда-либо живших на планете - наши современники. Процесс дифференциации научного знания привел к тому, что сейчас насчитывается более 15 000 научных дисциплин.

Наука не только изучает мир и его эволюцию, но и сама является продуктом эволюции, составляя вслед за природой и человеком особый, «третий» (по Попперу) мир - мир знаний и навыков. В концепции трех миров - мира физических объектов, мира индивидуально-психического и мира интерсубъективного (общечеловеческого) знания - наука сменила «мир идей» Платона. Третий, научный мир, стал таким же эквивалентом философскому «миру идей», как «град божий» блаженного Августина в средние века.

В современной философии существуют два взгляда на науку в ее связи с жизнью человека: наука - продукт, созданный человеком (К.Ясперс) и наука как продукт бытия, открываемый через человека (М.Хайдеггер). Последний взгляд еще ближе подводит к платоновско-августиновским представлениям, но первый не отрицает фундаментального значения науки.

Наука, по Попперу, не только приносит непосредственную пользу общественному производству и благосостоянию людей, но также учит думать, развивает ум, экономит умственную энергию.

«С того момента, как наука стала действительностью, истинность высказываний человека обусловлена их научностью. Поэтому наука - элемент человеческого достоинства, отсюда и ее чары, посредством которых она проникает в тайны мироздания» (Ясперс К. «Смысл и назначение истории»)

Эти же чары приводили к преувеличенному представлению о возможностях науки, к попыткам поставить ее выше других отраслей культуры и перед ними. Создалось своеобразное научное «лобби», которое получило название сциентизма (от латинского «сциенция» - наука). Именно в наше время, когда роль науки поистине огромна, появился сциентизм с представлением о науке, особенно естествознании, как высшей, если не абсолютной ценности. Эта научная идеология заявила, что лишь наука способна решить все проблемы, стоящие перед человечеством, включая бессмертие.

Для сциентизма характерны абсолютизация стиля и методов «точных» наук», объявление их вершиной знания, часто сопровождающиеся отрицанием социально-гуманитарной проблематики как не имеющей познавательного значения. На волне сциентизма возникло представление о никак не связанных друг с другом «двух культурах» - естественнонаучной и гуманитарной (книга английского писателя Ч.Сноу «Две культуры).

В рамках сциентизма наука рассматривалась как единственная в будущем сфера духовной культуры, которая поглотит ее нерациональные области. В противоположность этому также громко заявившие о себе во второй половине ХХ века антисциентистские высказывания обрекают ее либо на вымирание, либо на вечное противопоставление человеческой природе.

Антисциентизм исходит из положения о принципиальной ограниченности возможностей науки в решении коренных человеческих проблем, а в своих проявлениях оценивает науку как враждебную человеку силу, отказывая ей в положительном влиянии на культуру. Да, говорят критики, наука повышает благосостояние населения, но она же увеличивает опасность гибели человечества и Земли от атомного оружия и загрязнения природной среды.

Научно-техническая революция - коренной переворот, происходящий в течение ХХ века в научных представлениях человечества, сопровождаемый крупнейшими сдвигами в технике, ускорением научно-технического прогресса и развитием производительных сил.

Начало научно-технической революции было подготовлено выдающимися успехами естествознания в конце XIX - начале ХХ в. К ним относятся открытие сложного строения атома как системы частиц, а не неделимого целого; открытие радиоактивности и превращения элементов; создание теории относительности и квантовой механики; уяснение сущности химических связей, открытие изотопов, а затем и получение новых радиоактивных элементов, отсутствующих в природе.

Бурное развитие естественных наук продолжалось и в середине нашего века. Появились новые достижения в физике элементарных частиц, в изучении микромира; была создана кибернетика, получили развитие генетика, хромосомная теория.

Переворот в науке был сопряжен с переворотом в технике. Крупнейшие технические достижения конца XIX - начала ХХ в. - создание электрических машин, автомобиля, самолета, изобретение радио, граммофона. В середине ХХ века появляются электронные вычислительные машины, применение которых стало основой развития комплексной автоматизации производства и управления им; использование и освоение процессов деления ядра кладет начало атомной технике; развивается ракетная техника, начинается освоение космического пространства; рождается и получает широкое применение телевидение; создаются синтетические материалы с заранее заданными свойствами; успешно осуществляются в медицине пересадка органов животных и человека, другие сложнейшие операции.

С научно-технической революцией связан значительный рост промышленного производства и совершенствования системы управления им. В промышленности применяются все новые и новые технические достижения, усиливается взаимодействие между промышленностью и наукой, развивается процесс интенсификации производства, сокращаются сроки разработки и внедрения новых технических предложений. Растет потребность в высококвалифицированных кадрах во всех отраслях науки, техники и производства. Научно-техническая революция оказывает большое влияние на все стороны жизни общества.

2. Переход к постиндустриальной цивилизации и интернализация экономики.

Термин "постиндустриальное общество" родился в США еще в 50-ые годы, когда стало ясно, что американский капитализм середины столетия во многом отличается от индустриального капитализма, существовавшего до великого кризиса 1929-1933 годов. Примечательно, что первоначально постиндустриальное общество рассматривалось в рационалистических понятиях линейного прогресса, экономического роста, повышения благосостояния и технизации труда, вследствие чего сокращается рабочее время и увеличивается, соответственно, свободное. Вместе с тем уже в конце 50-х годов Эрисман поставил под сомнение целесообразность безграничного роста благосостояния, отметив, что среди молодых американцев из "верхнего среднего класса" постепенно падает престиж обладания теми или иными вещами.

С конца 60-х годов термин "постиндустриальное общество" наполняется новым содержанием. Ученые выделяют такие его черты, как массовое распространение творческого, интеллектуального труда, качественно возросший объем научного знания и информации, применяемой в производстве, преобладание в структуре экономики сферы услуг, науки, образования, культуры над промышленностью и сельским хозяйством по доле в ВНП и числу занятых, изменение социальной структуры.

В традиционном аграрном обществе основная задача состояла в обеспечении населения элементарными средствами к существованию. Поэтому усилия были сосредоточены в сельском хозяйстве, в производстве продовольствия. В пришедшем на смену индустриальном обществе эта проблема ушла на второй план. В развитых странах 5-6% населения, занятые в сельском хозяйстве обеспечивали продовольствием все общество.

На первый план выдвинулась промышленность. В ней была занята основная масса людей. Общество развивалось по пути накопления материальных благ.

Следующий этап связан с переходом от индустриального к сервисному обществу. Для осуществления технологических инноваций решающее значение приобретает теоретическое знание. Объемы этого знания становятся столь большими, что обеспечивают качественный скачок. Чрезвычайно развитые средства коммуникации обеспечивают свободное распространение знания, что дает возможность говорить о качественно новом типе общества.

В XIX и вплоть до середины XX века коммуникации существовали в двух различных формах. Первая - это почта, газеты, журналы и книги, т.е. средства, которые печатались на бумаге и распространялись методами физической транспортации или хранились в библиотеках. Вторая - это телеграф, телефон, радио и телевидение; здесь закодированные сообщения или речь передавались средствами радиосигналов или по кабельной связи от человека к человеку. Сейчас технологии, некогда существовавшие в разных областях применения, стирают эти различия, так что потребители информации получают в свое распоряжение множество альтернативных средств, что порождает и ряд сложных проблем с точки зрения законодателей.

Отечественная система образования развивается последние десять лет в русле непрерывной реформы образования, осуществляемой в соответствии с требованиями таких основополагающих документов, как Закон Российской Федерации «Об образовании», «Федеральная программа развития образования на 2000 - 2005 годы», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и др.
Основная цель реформы состоит не только в реорганизации су- шествующей системы образования, но и в сохранении и развитии ее позитивных аспектов.
Итоги работы в русле реализации основополагающей реформы ‘за определенный период ее проведения нашли отражение как в официальных документах Российской Федерации, в отчетных докладах и выступлениях министров образования, так и в работах отечественных философов, социологов, педагогов, психологов, посвященных данной проблеме (А.П. Балицкая, Б.С. Гершунский, М.И. Махмутов и др.).
В целом каждый из названных выше этапов реформы характеризуется определенными достижениями в развитии системы российского образования, им также присущи отдельные факторы, сдерживающие этот процесс, что требует научно-теоретического и методического осмысления. Так, государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали на российское образование существенное влияние: реализована автономия высших учебных заведений, обеспечено многообразие образовательных учреждений, вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования.
Ведущими тенденциями развития образования является демократизация и гуманизация школы. Реализация обозначенных тенденций означает становление новой школы с иной социальной ролью учителя и ученика. Школа теряет свой былой авторитарный стиль, становится демократическим учреждением. Родители и дети получают возможность свободного выбора школьного образования. Появляются альтернативные школы различных форм собственности. Школа и ее педагоги обретают право на самостоятельность в обучении и воспитании, на самоуправление, финансовую самостоятельность и самофинансирование.
Гуманизация школы также предполагает реализацию широкого диапазона мер: изменение содержания образования в аспекте увеличения в нем доли гуманитарных знаний и ценностей общемировой культуры; демократизацию педагогического общения и создание в каждом заведении благоприятного нравственно-психологического климата; необходимость учета индивидуальных особенностей ребенка и т. д.
Вместе с тем развитие образования происходит сегодня в сложной ситуации. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее действие оказывают, как отмечается в «Федеральной программе развития образования», такие факторы, как со

циальная и экономическая нестабильность в обществе; неполнота нормативной правовой базы в области образования и др.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в развитии современной системы образования обозначились проблемы, без разрешения которых невозможно ее дальнейшее совершенствование. К ним относятся следующие: проблема «школа - рынок», в центре которой стоит решение задачи грамотного вхождения школы в рыночные отношения; развитие профильного образования; необходимость качественного изменения в учительском корпусе, совершенствование теоретико-методологической подготовки современного учителя; определение новых теоретико-методологических и методических подходов к организационным формам обучения и ко всей учебно-воспитательной работе в целом, путям реализации современных инновационных педагогических технологий в образовательную практику в условиях непрерывного образования, с учетом как интересов формирующей личности, так и культурных потребностей отдельных народов регионов России.
Одни из вышеобозначенных проблем требуют немедленного решения, связаны с коренным пересмотром сложившегося отношения государства к образованию, другие проблемы рассчитаны на перспективу.
Рассмотрим особенности и специфику этих проблем.
Прежде всего это проблема «школа - рынок», то есть проблема грамотного вхождения школы в рыночные отношения.
Рыночная экономика определяется как экономика, ориентированная на потребителя. В центре рынка стоит потребитель. В научной литературе выделяются как положительные, так и негативные аспекты рыночной экономики, но в целом она оценивается как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективная из всех существующих форм организация общественного производства, как общечеловеческая ценность.
Главный путь школы к рынку, как утверждают современные социологи, психологи, педагоги, - это обеспечение высокого качества образования. Так, современные зарубежные социологи дали следующую характеристику современной цивилизации: «В период классической индустриализации роль физической работы уменьшается, знаний - несколько увеличивается, капитала - значительно возрастает. В постиндустриальный период, который характеризуется как информационно-инновационный, соотношение 368

трех названных факторов меняется. Знания становятся наиболее значимым фактором, менее значимым - капитал, физическая работа очень малозначимый фактор». На Западе фирмы, концерны, компании довольно щедро финансируют образование. Например, в Японии фирмы, добиваясь благосклонности способных студентов, регулярно присылают им поздравительные открытки, сувениры, подарки, организуют для них бесплатные туристические поездки по стране и за рубеж. Развитые страны на каждый доллар, вложенный в систему высшего образования, получают шесть долларов прибыли. Прирост валового национального продукта США на одну треть обеспечивается повышением уровня образования, на 50% - техническими и технологическими инновациями и лишь на 15% - увеличением производственного оборудования.
В условиях рыночной экономики знания становятся капиталом и главным ресурсом экономики. Поэтому предъявляются новые жесткие требования к школе (общеобразовательной и профессиональной), а также возникает необходимость уточнения таких педагогических понятий, как «профессионализм», «образованность», «компетентность». Когда говорят о профессионализме, то в этом случае подразумевается прежде всего владение человеком теми или иными технологиями (технология обработки материалов, выращивания культурных растений или строительных работ).
Под компетентностью понимается кроме технологической подготовки целый ряд компонентов, имеющих в основном внепрофес- сиональный или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту. К ним относятся такие качества личности, как гибкость мышления, самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться, наличие абстрактного, системного и экспериментального мышления.
Таким образом, вышеизложенное позволяет заключить, что образование (общее и профессиональное) должно стать принципиально иным, стать товаром высокого спроса.
Сделать образование товаром высокого спроса - процесс сложный и долговременный. Именно на решение этой задачи ориентирует сегодня отечественных специалистов образовательной сферы «Концепция модернизации российского образования на период до

2010 года», в которой в качестве одной из ведущих целей и задач модернизации образования названы такие, как «достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования».
Существенной является сегодня и другая проблема. Необходимы серьезные качественные изменения в учительском корпусе. Современная школа нуждается в широкообразованных, социально-защищенных учителях, способных к активной профессиональной деятельности в условиях рынка.
Согласно результатам социологических исследований, педагоги школы подразделяются по их ориентации на профессиональную деятельность на следующие четыре типа: педагоги-новаторы, создатели авторских школ и соответствующих методик высокой эффективности; педагоги среднего уровня, которых отличает профессиональная мобильность, готовность к углублению своих знаний, привнесению нового в содержание и методику своих курсов; педагоги, находящиеся на перепутье, неуверенные в своих силах, нуждающиеся в профессиональной помощи извне, но еще способные соответствовать современным требованиям; педагоги, не способные к изменению своей деятельности в соответствии с новым заказом и не отвечающие потребностям общества в развитии школы и системы образования в целом1.
Приведенные данные свидетельствуют о значительном разбросе в культуре и профессионализме среди учителей и преподавателей: от новаторов, талантов до подчас глубокой невежественности. Изменятся и профессиональная компетентность учителя и его отношение к работе в ходе его педагогической деятельности. Так, на первом, десятом, двадцатом и сороковом году работы возможности учителя резко разнятся. Учителя приобретают как опыт профессионального педагогического мастерства, так и негативный опыт; у некоторых со временем возникает явление профессиональной амортизации, одни последовательно движутся к своему апогею, другие исчерпывают свои психические и физические возможности, становятся неспособными к восприятию инноваций . Инновационная деятельность, как правило, связана с преодолением ряда психоло

гических барьеров. Барьеры творчества осознаются и выходят на первое место по своей значимости у педагогов, проработавших в школе от 11 до 20 лет. В это время достигаются высокие процессуальные и результативные показатели труда учителя. В этом возрасте у них появляется недовольство собой, рутинными способами работы, что приводит часто к профессиональному кризису. Учитель как бы стоит перед профессиональным выбором: продолжать действовать «как всегда» или изменить свое профессиональное поведение, что не может не повлиять на состояние мотивационной сферы.
Приведенные данные свидетельствуют о необходимости развития педагогической направленности личности учителя уже на этапе его профессионального обучения в высшей педагогической школе и формирования профессионального интереса к будущей деятельности. Установлено, что менее 50% студентов педагогических учебных заведений выбирают профессию сознательно. Остальные - по совету знакомых, родителей или из-за небольшого конкурса, потому что легче получить диплом. Только 20 - 25% студентов к последнему курсу считают учительство своим призванием (А.М. Луш- ников). Среди будущих учителей, нынешних студентов педвузов, по-прежнему мало юношей (менее 20%). Это приводит к тому, что все более возрастает количество учителей-женщин. Если в 1939 г. среди учителей V-X классов в школах РСФСР женщины составляли 48,8%, то в настоящее время - более 80%; значит, в ближайшее время в школе сохранится феминизация. Студенткам нелегко выйти замуж; многие девушки стараются использовать для этого студенческие годы. В результате учеба отодвигается на второй план; по мнению многих студенток, она мешает их личной жизни. Так складывается неудовлетворенность своей судьбой. Часто студенты педвуза - интеллигенты в первом поколении, следовательно, у них отсутствуют глубокие культурные традиции. Любимые занятия студенток дома в свободное время - просмотр телепередач, чтение художественной литературы, многие любят вязать и шить; реже - встречи с друзьями. Вне дома на первом месте кинотеатр, дискотеки; а вот выставки, театры, филармония успехом не пользуются. Научно-исследовательской деятельностью занимается примерно каждый тринадцатый будущий учитель. Общественная неустроенность последних лет усиливает негативные стороны учительской профессии.
Если судить о реальном статусе профессии учителя по ее популярности среди выпускников школ, то она не входит в число предпочитаемых. Примечательно, что абитуриенты-девушки из сельской

местности ставят профессию учителя на 2-е место, девушки из города - на 24-е, а юноши-горожане - на 33 - 39-е места. Такое положение не соответствует объективным процессам, происходящим сегодня в российском обществе, той роли, которую учитель играет в условиях развития новых социально-экономических отношений. Поэтому одной из актуальных проблем образования сегодня является, с одной стороны, повышение социального статуса профессии учителя, улучшение его материального положения, с другой - совершенствование его профессиональной подготовки.
Весьма существенной является сегодня и другая проблема - разработка и реализация новых теоретико-методологических, методических и технологических подходов к учебно-воспитательному процессу. Основная задача состоит в том, чтобы весь учебно-воспитательный процесс в школе соотнести с теми концептуальными принципами гуманизации и демократизации, на основе и в русле реализации которых осуществляется модернизация современной российской системы образования. Теперь все больше осознается та истина, что основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является сам Человек, его нравственная позиция, многоплановая природосообразная деятельность, его культура, образованность, профессиональная компетентность.
На уроке и в учебно-воспитательной работе основным должен стать принцип: Человек - высшая ценность в обществе. Необходим культ Человека и личности. Учителю и ученику важно иметь убеждение в том, что человек не средство, а цель, «не винтик», а «венец творения». В центре внимания учителя должна быть личность ученика, ее уникальность и целостность. Одна из главных задач педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы способствовать становлению и совершенствованию личности каждого школьника, способствовать созданию условий, в которых достигаются осознание и реализация школьником своих потребностей и интересов. Реализация принципа гуманизации ориентирует педагога на принятие ребенка таким, каков он есть, на умение проникнуться его ощущениями и перспективами, проявление искренности и открытости, а также на организацию.учебно-воспитательного процесса на основе педагогики сотрудничества, сотворчества учителя и ученика.
Принципы гуманизации и демократизации образования тесно связаны с другим основополагающим принципом функционирования современной системы образования - принципом гуманитаризации. Реализация этого принципа предполагает приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования 372

и таким образом формирование личностной зрелости обучаемых. В этом случае система массового образования ориентирует учащихся не только и не столько на усвоение знаний, умений и навыков, а прежде всего на воспитание умений совершенствовать себя, быть самим собой, связывать самопознание с самоопределением, развитие исследовательского интереса учащихся и формирование у них мировоззрения.
Таковы некоторые проблемы образования, которые необходимо решить педагогической интеллигенции уже сегодня.
Вопросы и задания для самоконтроля Каковы основные принципы образовательной политики Российской Федерации? В чем сущность понятия «система образования»? Назовите основные элементы системы образования в Российской Федерации. Что такое образовательные программы? Какие существуют образовательные программы? В каком случае учреждение можно назвать образовательным? Какие существуют типы образовательных учреждений? Какие существуют виды образовательных учреждений? Какой принцип лежит в основе построения управления образованием? Раскройте основные тенденции развития современной системы образования.
Литература
Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1992.
Концепция модернизации российского образования на периоддо 2010 года / / Вестник образования: Сб. приказов и инструкций Министерства образования России. 2002. № 6.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования //Дидакт. 2002. № 5.
Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
Максимова В.Н. Акмеология школьного образования. Санкт-Петербург, 2000.
Махмутов М.И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины ослабления//Педагогика. 2001. №10.
Новиков А.М. Профессиональное образование России / Перспективы развития. М., 1997.
Отчетный доклад Министерства образования Российской Федерации Е.В. Ткаченко на расширенном заседании коллегии Министерства «Об итогах работы системы образования в 1995 году и задачах развития отрасли на 1996 год

(26 января 1996 г.)»//Вестник образования: Сб. приказов и инструкций Министерства образования России. 1996. №3.
Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника., М., 2000.
Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1997.

Отношения между странами непредсказуемы и хаотичны. В политике взаимодействуют и неожиданные партнеры, и вчерашние враги. Неписаное правило гласит: «У государства нет друзей и врагов, а есть только неизменные интересы ». В начале XXI в. в мировой политике отмечены следующие тенденции:

1. Интеграция и глобализация. Обе тенденции обозначают стремление к совместному решению насущных проблем. Особенно заметно, что сильные и влиятельные государства стараются придерживаться одной внешнеполитической линии, при этом нередко наступая на позиции более слабых в мировой экономической системе. Политика становится все более прозрачной, на выборы приглашаются международные наблюдатели, соседей информируют о перемещении войск, приглашают на военные учения. Даже терроризм в наше время приобрел международный характер.

2. В связи с этим меняется понимание силы и безопасности. В современном мире различают 4 компонента государственной безопасности:

а) политический – сохранение суверенитета, недопущение ущемления своих интересов,

б) экономический – кооперация и интеграция с другими странами, выход на мировые рынки,

в) гуманитарный – соблюдение прав человека, оказание гуманитарной помощи страждущими, борьба с наркотиками,

г) экологический – действия, направленные на сохранение окружающей среды, закрепление разумного от

ношения к природе

3. Переход к однополярному миру. О начале новой эры возвестило объявление США политики транснационализма . Она буквально означает вмешательство НАТО в дела суверенных государств в случае нарушения прав человека. С 2001 г. США становятся мировым жандармом, мотивируя вторжение в другие страны борьбой с международным терроризмом. США не считаются с резолюциями ООН (например, с резолюцией, осудившей начало операции в Ираке), игнорируют мнение других стран, даже если их большинство. Военные операции проводят самостоятельно, не извещая даже партнеров по НАТО. Россия внесла предложение переломить ситуацию и призвала Китай, Индию и Ближний Восток заявить о региональном лидерстве, тогда мир станет многополярным, и с мнением других стран придется считаться. Существующее положение возмущает и страны Латинской Америки. Куба и Венесуэла активно проводят в регионе антиамериканскую политику

4. Расширяется Евросоюз. Блок почти всегда действует в интересах США, изображая некое подобие биполярного мира, однако стратегическое партнерство Евросоюза и США – приоритетное направление. Партнерства с Россией не выходит по многим причинам

5. Происходит навязывание демократического пути народам, менталитету которых чуждо все, что связано с американской системой ценностей. Особенно нецелесообразно навязывать американскую культуру Ближнему Востоку и Средней Азии. Привычная тенденция – обвинения РФ и других «неугодных» США стран в отходе от демократических принципов. Тем не менее, в США – самой демократической стране - вскрывают почту граждан, подслушивают переговоры. По американской конституции президентские выборы не прямые, а косвенные, а резолюции Конгресса не обязательны для Президента. В Англии – еще одном оплоте демократии - последние 2 года запрещены антивоенные демонстрации. Очевидно, демократия переживает кризис. В нарушение демократических принципов США в одиночку принимают решения, не считаясь с позициями других стран, Евросоюз готовит резолюцию о новом механизме утверждения решений, по которому «старые» члены ЕС будут иметь преимущества по отношению к «новичкам». Мнение последних будет учитываться в крайних случаях. Демократическая система выборов позволяет приходить к власти на законных основаниям политическим силам, неоднократно пробовавшим себя на террористической стезе. В Палестине на законных основания пришла к власти группировка («Хаммас», из-за чего уже через полгода разразилась гражданская война).


Заметная тенденция – многоплановая атака на Россию . Цель – всесторонне ослаблять государство, не дать вернуть продукцию на мировые рынки

Политику России сравнивают с маятником: Ельцин с его вседозволенностью и политическим курсом, направляемым западом – одно направление, Путин с его стремлением навести порядок и упрочить государство – другое

· Много усилий прилагается для того, чтобы испортить отношения России с бывшими партнерами, союзниками и соседями. В 1991 г. НАТО дает обещание не расширять свое присутствие на Восток, тем не менее: а) все страны Восточной Европы ныне являются членами НАТО, б) при содействии Запада по странам бывшего СССР прокатилась волна «цветных» революций, в) обсуждается вопрос о размещении элементов американской системы ПРО в Восточной Европе, г) возможно, Запад хочет спровоцировать пересмотр границ и договоренностей, заключенных с участием СССР, по крайней мере, сознательно закрываются глаза на тот факт, что после II мировой войны фашизм был подвергнут осуждению

· В апреле 2007 г. был обнародован доклад Государственного департамента США о поддержке демократии, в котором открыто заявлялось о поддержке прессы, неправительственных организации и оппозиционных партий в России. Англия потворствует деятельности Березовского, отказываясь выдать его российским властям. Нет сомнений в том, что Запад попытается реализовать еще один «революционный» сценарий, уже на территории России

· Отдельные факты, свидетельствующие о недружелюбии к России и «двойных стандартах»

Комиссии по правам человека в Чечне

Арест российского самолета-истребителя на авиасалоне в Лебурже

Аресты высокопоставленных российских чиновников на территории США и Евросоюза (Бородин, Адамов), а также несправедливости по отношению к рядовым гражданам

Дело футбольного тренера Гуса Хигинга

Спортивные допинговые скандалы

Действия, направленные на введение моратория на приведение в исполнение смертной казни в России с одной стороны, и применение смертной казни в США без ограничений, а также решение Международного трибунала о казни Садама Хусейна и его сподвижников

В последние годы позиция России становится более жесткой: на Саммите ЕС – Россия (Самара, май 2007) Путин говорил о том, что все проблемы решаемы, и что партнерство ЕС-США также не безоблачно. Ближайшие стратегические партнеры даже не скрывают проблем, таких как Гуантанама, Ирак, смертная казнь. Все это противоречит европейским ценностям


* Кормление – способ содержания должностных лиц за счет местного населения (таким образом, они «кормятся» за счет подвластного населения)

* Отходники – крестьяне с собственным хозяйством, временно уходящие на заработки туда, где есть сезонный спрос на рабочую силу

* Фракция (от лат. fractio – разламывание) – составная часть политической партии или выборного органа власти

* С ростом дохода возрастала и процентная ставка налога

Основные тенденции развития современного мира

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Основные тенденции развития современного мира
Рубрика (тематическая категория) Политика

Отношения между странами непредсказуемы и хаотичны. В политике взаимодействуют и неожиданные партнеры, и вчерашние враги. Неписаное правило гласит: ʼʼУ государства нет друзей и врагов, а есть только неизменные интересы ʼʼ. В начале XXI в. в мировой политике отмечены следующие тенденции:

1. Интеграция и глобализация. Обе тенденции обозначают стремление к совместному решению насущных проблем. Особенно заметно, что сильные и влиятельные государства стараются придерживаться одной внешнеполитической линии, при этом нередко наступая на позиции более слабых в мировой экономической системе. Политика становится всœе более прозрачной, на выборы приглашаются международные наблюдатели, сосœедей информируют о перемещении войск, приглашают на военные учения. Даже терроризм в наше время приобрел международный характер.

2. В связи с этим меняется понимание силы и безопасности. В современном мире различают 4 компонента государственной безопасности:

а) политический – сохранение суверенитета͵ недопущение ущемления своих интересов,

б) экономический – кооперация и интеграция с другими странами, выход на мировые рынки,

в) гуманитарный – соблюдение прав человека, оказание гуманитарной помощи страждущими, борьба с наркотиками,

г) экологический – действия, направленные на сохранение окружающей среды, закрепление разумного от

ношения к природе

3. Переход к однополярному миру. О начале новой эры возвестило объявление США политики транснационализма . Она буквально означает вмешательство НАТО в дела суверенных государств в случае нарушения прав человека. С 2001 ᴦ. США становятся мировым жандармом, мотивируя вторжение в другие страны борьбой с международным терроризмом. США не считаются с резолюциями ООН (к примеру, с резолюцией, осудившей начало операции в Ираке), игнорируют мнение других стран, даже если их большинство. Военные операции проводят самостоятельно, не извещая даже партнеров по НАТО. Россия внесла предложение переломить ситуацию и призвала Китай, Индию и Ближний Восток заявить о региональном лидерстве, тогда мир станет многополярным, и с мнением других стран придется считаться. Существующее положение возмущает и страны Латинской Америки. Куба и Венесуэла активно проводят в регионе антиамериканскую политику

4. Расширяется Евросоюз. Блок почти всœегда действует в интересах США, изображая некое подобие биполярного мира, однако стратегическое партнерство Евросоюза и США – приоритетное направление. Партнерства с Россией не выходит по многим причинам

5. Происходит навязывание демократического пути народам, менталитету которых чуждо всœе, что связано с американской системой ценностей. Особенно нецелœесообразно навязывать американскую культуру Ближнему Востоку и Средней Азии. Привычная тенденция – обвинœения РФ и других ʼʼнеугодныхʼʼ США стран в отходе от демократических принципов. Тем не менее, в США – самой демократической стране - вскрывают почту граждан, подслушивают переговоры. По американской конституции президентские выборы не прямые, а косвенные, а резолюции Конгресса не обязательны для Президента. В Англии – еще одном оплоте демократии - последние 2 года запрещены антивоенные демонстрации. Очевидно, демократия переживает кризис. В нарушение демократических принципов США в одиночку принимают решения, не считаясь с позициями других стран, Евросоюз готовит резолюцию о новом механизме утверждения решений, по которому ʼʼстарыеʼʼ члены ЕС будут иметь преимущества по отношению к ʼʼновичкамʼʼ. Мнение последних будет учитываться в крайних случаях. Демократическая система выборов позволяет приходить к власти на законных основаниям политическим силам, неоднократно пробовавшим себя на террористической стезе. В Палестинœе на законных основания пришла к власти группировка (ʼʼХаммасʼʼ, из-за чего уже через полгода разразилась гражданская война).

Заметная тенденция – многоплановая атака на Россию . Цель – всœесторонне ослаблять государство, не дать вернуть продукцию на мировые рынки

Политику России сравнивают с маятником: Ельцин с его всœедозволенностью и политическим курсом, направляемым западом – одно направление, Путин с его стремлением навести порядок и упрочить государство – другое

· Много усилий прилагается для того, чтобы испортить отношения России с бывшими партнерами, союзниками и сосœедями. В 1991 ᴦ. НАТО дает обещание не расширять свое присутствие на Восток, тем не менее: а) всœе страны Восточной Европы ныне являются членами НАТО, б) при содействии Запада по странам бывшего СССР прокатилась волна ʼʼцветныхʼʼ революций, в) обсуждается вопрос о размещении элементов американской системы ПРО в Восточной Европе, г) возможно, Запад хочет спровоцировать пересмотр границ и договоренностей, заключенных с участием СССР, по крайней мере, сознательно закрываются глаза на тот факт, что после II мировой войны фашизм был подвергнут осуждению

· В апрелœе 2007 ᴦ. был обнародован доклад Государственного департамента США о поддержке демократии, в котором открыто заявлялось о поддержке прессы, неправительственных организации и оппозиционных партий в России. Англия потворствует деятельности Березовского, отказываясь выдать его российским властям. Нет сомнений в том, что Запад попытается реализовать еще один ʼʼреволюционныйʼʼ сценарий, уже на территории России

· Отдельные факты, свидетельствующие о недружелюбии к России и ʼʼдвойных стандартахʼʼ

Комиссии по правам человека в Чечне

Арест российского самолета-истребителя на авиасалоне в Лебурже

Аресты высокопоставленных российских чиновников на территории США и Евросоюза (Бородин, Адамов), а также несправедливости по отношению к рядовым гражданам

Дело футбольного тренера Гуса Хигинга

Спортивные допинговые скандалы

Действия, направленные на введение моратория на приведение в исполнение смертной казни в России с одной стороны, и применение смертной казни в США без ограничений, а также решение Международного трибунала о казни Садама Хусейна и его сподвижников

В последние годы позиция России становится более жесткой: на Саммите ЕС – Россия (Самара, май 2007) Путин говорил о том, что всœе проблемы решаемы, и что партнерство ЕС-США также не безоблачно. Ближайшие стратегические партнеры даже не скрывают проблем, таких как Гуантанама, Ирак, смертная казнь. Все это противоречит европейским ценностям

* Кормление – способ содержания должностных лиц за счёт местного населœения (таким образом, они ʼʼкормятсяʼʼ за счёт подвластного населœения)

* Отходники – крестьяне с собственным хозяйством, временно уходящие на заработки туда, где есть сезонный спрос на рабочую силу

* Фракция (от лат. fractio – разламывание) – составная часть политической партии или выборного органа власти

* С ростом дохода возрастала и процентная ставка налога

Основные тенденции развития современного мира - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные тенденции развития современного мира" 2017, 2018.