Алексей Алехин: конкурс «Лидеры России» — это социальный лифт. — Какие курсы стали самыми полезными

На лацкане пиджака Алексея Алехина – значок с буквами ЛР. Такой получил каждый финалист первого конкурса «Лидеры России». Из почти 200 тысяч участников победителями стали сто человек. Алексей Алехин – единственный нижегородец, который вошел в этот список.

И наш «живой разговор» — это первое развернутое интервью нижегородскому изданию, которое Алексей дает после оглашения результатов.

— Алексей, первый вопрос самый банальный: почему вы решили принять участие в конкурсе?

— Видимо, я был его целевой аудиторией: когда о проекте только объявили, у меня информация о конкурсе разве что из утюгов не шла. Но главным критерием стала… личность организатора, Алексея Комиссарова. Я знал его как крайне порядочного и очень дельного человека. И понимал: если «Лидерами России» занимается Комиссаров, значит, это будет действительно объективный конкурс, а не профанация.

— Но в интернете уже появляются нахмуренные посты на тему «да знаем мы все эти конкурсы, ничего там серьезного нет, очередной пиар».

— Да-да, каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. Скорее, это пишут те люди, которые не участвовали в отборочных этапах. Мне кажется, не совсем правильно оценивать то, что не знаешь. А конкурс был проведен с высочайшим профессионализмом. Заметьте: изначально организаторы ожидали, что участвовать в нем захотят – ну, тысяч десять-двенадцать человек. Заявки подали почти 200 тысяч. В самом начале у организаторов даже падали серверы – такой был вал желающих. И несмотря на это, они смогли не просто справиться с задачей, а справиться прекрасно.

— Какие цели вы себе ставили, подавая заявку?

— У меня было пять причин.

— Прямо как в песне.

— Только мои причины несколько отличаются от песенных. Первая – хотел проверить себя. Насколько я соответствую критериям лидерства? Вообще, это очень полезно: периодически оценивать себя со стороны, а не уподобляться той лягушке из анекдота, которая «на самом деле я белая и пушистая, просто болею». Второй причиной было – получить новые знания.

— Так вроде конкурс – это проверка знаний, а не их получение.

— Как говорил мой научный руководитель, хороший экзамен – это еще и обучение. Каждый этап конкурса становился прекрасным тренингом. Я видел, как люди меняются буквально за 3 дня. В финале у нас была встреча с губернаторами регионов, и глава Самарской области Дмитрий Азаров сказал что-то вроде «После того, как я возглавил область, стал Азаровым 2.0». Так вот, не скажу, что я поднялся до уровня 2.0, но то, что сегодня актуальна версия «Алехин 1.5» — точно.

— В общем, стоило участвовать хотя бы ради саморазвития.

— Однозначно. Даже если бы я остался в полуфинале, мне было бы не стыдно, настолько высок уровень соперников. И государство, конечно, очень серьезно вложилось в этот проект. Каждый финалист получил образовательный грант на 1 миллион рублей, и хочется максимально отработать эти деньги, принести стране пользу, которая многократно окупит инвестиции, которые были в меня вложены. У меня сейчас ощущение, будто я попал в пещеру с сокровищами — возможностями, но унести из нее могу лишь то, что поместится в руках. И важно выбрать «бриллианты», а не «медяки».

— А что такое для вас «медяки»?

— Это и выбор бесполезного образования, и неиспользованные возможности в диалоге с будущим наставником, и звездная болезнь — сейчас у нас как раз начинается испытание «медными трубами».

— В том числе. Ну а если продолжать о причинах, то третья – это желание завязать новые знакомства и контакты с участниками, наставниками, спикерами. Четвертая причина – хочется быть более полезным своей стране, чем сейчас.

— Вы так спокойно об этом говорите! Обычно такие слова произносятся голосом, дрожащим от патетики, а после них целуют знамя.

— Ну а какой тут пафос? Я уже 4 года – общественный представитель Агентства стратегических инициатив. Наверное, половину своего времени занимаюсь именно общественными проектами.

— И бесплатно.

— Да. И уже хочется приносить пользу на более высоком уровне. Я живу так.

— А пятая причина? Ну не может же быть, чтобы вы не думали о карьерном росте?

— Конечно, думал. Да, хочется работать в той сфере, где я смогу реализовать все свои идеи и предложения, которых накопилось уже немало.

— Интересно, а почему все-таки так много людей решили участвовать в конкурсе? Что их заставило? Нехватка тех самых «социальных лифтов», которые как раз и предлагал конкурс?

— Нехватка социальных лифтов – однозначно. У нас их действительно намного меньше, чем требуется. А второе – в обществе есть потребность в изменениях. Мне кажется, сейчас у нас состояние – не то, чтобы перегретого пара, но где-то около того. Причем изменения эти люди хотят продвигать не революционным, а именно конструктивным путем. Нам нужен спокойный, разумный «полилог» бизнеса, власти и общества. Ну и, повторюсь еще раз, организаторам удалось убедить потенциальных участников, что конкурс будет честным и непредвзятым. На церемонии закрытия Сергей Владиленович Кириенко говорил, что – да, были моменты, когда высокопоставленные люди, скажем так, звонили уточнить: «а почему в следующий этап не прошел мой сын?» — но когда им показывали результаты тестов – соглашались, что всё объективно.

— Почему в финал вышло так мало женщин? Всего около пятнадцати процентов…

— Не знаю. Опять же, по словам организаторов, заявок от женщин было очень много. Но вот так получилось, что до финала смогли дойти лишь единицы.

— Может, конкурс собирал в финал людей лишь какого-то одного психотипа, к которому в основном принадлежат мужчины?

— Нет, совсем не так. Люди в финале оказались очень разные. Хотя мы, конечно, подбирали себе команду таким образом, чтобы все участники были на одной волне. Это, кстати, сложный процесс: 300 человек должны сами разбиться на команды количеством участников «не менее семи и не более восьми человек» — так было написано в правилах.

— А какой тактики вы придерживались на финале?

— Одна из возможных тактик была – доказать, что ты яркий лидер, попытаться задавить всех своей харизмой. Но я последовал другому совету. «Посмотри, — сказал мне один человек, — лидеров из всех участников уже отобрали на этапе полуфинала. Возможно, сейчас будут оценивать, как человек поведет себя в коллективе. Станет он всех «забивать»? Выставлять себя вперед? Или работать в команде, помогая каждому раскрыть свои сильные стороны?» Этот совет мне показался очень логичным – именно такую стратегию я и предложил своей группе. Со мной согласились, и мы действительно работали единой командой. Да, мы понимали, что каждый из нас конкурент друг другу, но стратегию выбрали – и ей придерживались. Да, каждого из нас периодически «заносило» (и меня тоже «заносило») – каждому спокойно сообщали: «Вот сейчас ты был неправ». И работали дальше.

— Стратегия удалась?

— Да, из семи участников команды четверо стали победителями.

— А вы уже выбрали, где будете учиться? Куда потратите свой «образовательный миллион»?

— Пока я рассматриваю варианты. Но, надо признаться, много занимаюсь образованием. Только в прошлом году я 5 недель учился в Сколково по программе развития моногородов. Затем учился с нижегородским правительством на программе «Управленческое мастерство: развитие региональных команд» в РАНХиГС, после этого прошел стажировку в Японии по развитию туризма. Сейчас сам в команде обучающих кадровый резерв «Росатома»…

— Какие курсы стали самыми полезными?

— Если проанализировать все программы, включая МВА, лучшее, что у меня было – то, что происходило в Сколково. Если интересно, я могу рассказать.

— Конечно!

— Представьте: приезжает в Сколково несколько команд от моногородов (кстати, в Нижегородской области их двенадцать). В каждой команде – мэр города, представители администрации и бизнеса. Так вот, администрацию муниципалитетов вырывают из привычной им среды, где каждый день нужно решать какие-то авральные проблемы вроде прорвавшейся трубы и предлагают подумать, чем будет жить их город через 10-20 лет. Фактически – написать стратегию развития. И я видел, как менялось сознание людей. Как менялись их проекты и они сами. Кстати, было очень приятно увидеть в числе преподавателей Сколково Нину Витальевну Звереву – она учила нас публичным выступлениям. На полуфинале «Лидеров России» она тоже была. Интересный момент – во время выступления она рассказывала историю об одном из ее учеников, который в детстве сфотографировался с космонавтом и очень этим гордился. В перерыве я подошел к Нине Витальевне и попросил ее стать моим космонавтом. «Можно я с вами сфотографируюсь?» — пояснил я и она, посмеявшись, согласилась. Так что у меня есть с ней фотография, сделанная на конкурсе.

— Алексей, а какие конкурсы были на «Лидерах России»? Информация до сих пор очень скупая.

— Конкурсы – очень разнообразные. Были уроки в школах, были тесты на понимание современных технологий. Вчера я проводил стратегическую сессию в Сергиевом Посаде по развитию туризма. Участники меня спросили: «Мы видели по телевизору: вы сколачивали скворечники. Зачем? Это что – задание для элиты?» А это был один из самых важных конкурсов. Мы изучали бережливое производство под руководством наставников «Росатома». И если раньше я знал, что бережливое производство – это важно, то сейчас я это почувствовал своим руками.

— То есть вас обучали производственной системе?!

— Да, фантастика! Никакой скучной теории. Когда сам закручиваешь саморезы на скорость, начинаешь понимать, что такое грамотная организация производства.

— Да не только производства. Это же система для жизни во всех ее проявлениях.

— Именно. Сначала мы всей командой делали скворечник за 24 минуты. И не уложились. Хорошо. Нам объяснили, что такое потери времени, как они возникают и какими способами можно их устранить. Провели хронометраж, проанализировали результаты…

— Предложили кайзены и выявили муду – все как у японцев, основоположников этой системы?

— Да. После этого результат был уже намного лучше. Затем – еще одна короткая теория, и снова работа… Словом, в итоге выяснилось, что скворечник, который мы сначала не успели сделать за 24 минуты всемером, организаторы делают за три минуты втроем. Спокойно и без суеты. Только за счет грамотной организации производства. А потом глубоко в ночи один из участников команды пишет в общий чат: он подумал и понял, как этот скворечник можно в одиночку сделать за 4 минуты! То есть ты понимаешь, что пределу совершенства – нет!

— Да-да. Постоянные усовершенствования на каждом рабочем месте. Помню этот слоган. Мне очень обидно, что производственную систему, которая в России появилась пятнадцать лет назад, до сих пор не внедрили в ЖКХ. Мы бы сразу стали платить за квартиру меньше!

— Как минимум, у коммунальщиков повысилась бы эффективность работы. Но принципы бережливого производства действительно можно экстраполировать на любую сферу деятельности.

— Не могу не задать вопрос, который когда-то уже задали одному человеку. Только чуть перефразирую. Who are you , mister Алехин? Расскажите о себе? Регион хочет знать своих героев.

— Команда Нижегородской области была очень сильной. Да, так получилось, что среди победителей я оказался единственным нижегородцем, но, уверяю, здесь есть элемент случайности. И региону обязательно нужно использовать потенциал финалистов и полуфиналистов конкурса. А моя деятельность делится на две части: рабочая и общественная. Рабочая часть – это предпринимательство. Я занимаюсь консалтингом, провожу стратсессии, форсайты и помогаю выстраивать стратегии развития фирмы, региона и так далее. Недавно, например, нашей командой делали стратсессию для рабочей группы Госдумы. Кроме этого, я – эксперт по классификации гостиниц. Эта часть бизнеса, во многом, для души. А моя общественная деятельность – это работа с Агентством стратегических инициатив. Мы ищем проекты в Нижегородской области, пытаемся их продвинуть на федеральный уровень. Помогаем реализовать проекты Агентства в нашем регионе.

— А в личной жизни? Вы производите впечатление человека-Ленина, который только работает, работает и работает…

— Личная жизнь, конечно, есть. У меня замечательная жена — Юля. Половина моих побед – по праву её. Есть тринадцатилетние дочки-двойняшки от первого брака – жаль, сейчас они живут в Подмосковье и мы видимся не так часто, как хотелось бы. Но зато созваниваемся и переписываемся почти каждый день. С Юлей – тоже дочка… и через месяц жду еще одну.

— Вот это у вас цветник!

— Я – очень счастливый отец. У меня потрясающие дети. Приятно сознавать, что в чем-то здесь есть и моя заслуга, но гораздо больше – заслуга мам.

— Случай один запомнился. Когда старшие дочки приезжают к нам на каникулы, мы часто устраиваем совместные просмотры старых советских фильмов. Причем по ходу сюжета можем несколько раз остановить видео и объяснить, что сейчас происходит на экране. Фильм «Офицеры» мы останавливали, наверное, через каждые три-четыре минуты. А потом у дочек случился их первый юбилей – 10 лет. Они позвали своих подружек, болтали и веселились у нас дома. Вдруг кто-то из них предложил: «А давайте фильм посмотрим!» Обсуждали разные варианты, а мои девчонки говорят: «Нет, давайте смотреть «В бой идут одни старики», такой классный фильм!» То есть мои дети на своем дне рождения хотели посмотреть «В бой идут одни старики» — значит, нам удалось заложить в их головы что-то настоящее. Но главное наше семейное увлечение – это краеведение.

— Ой какая прелесть!

— Но это же здорово, когда люди так сильно болеют душой за свой регион.

— И последний вопрос. Победители конкурса «Лидеры России» должны выбрать себе наставника. Кого выберете вы?

— Выбирают не только победители. Выбирают еще и наставники. То есть каждый из нас составил список из десяти человек, которых мы хотели бы видеть наставниками. А затем уже сами наставники будут выбирать себе победителей. Номер один в моем списке Сергей Владиленович Кириенко.

— Почему?

— Еще на конкурсе нам нужно было отвечать на вопрос: «Зачем вам наставник? Что вы хотите изменить с его помощью?» Если человек что-то хочет и может менять, он это берет и меняет.

— А если поменять не получается?

— Это означает, что я сам не готов к этим изменениям. Всё что нужно менять – себя. Вот для того, чтобы измениться в нужную сторону, «прокачать» себя, и нужен наставник. Так вот, 15-минутная лекция, которую Кириенко дал в последний день конкурса, по уровню мировосприятия стоит целого образовательного курса.

Поэт, критик, эссеист. Родился в 1949 году в Москве. Окончил факультет журналистики МГУ. Член Союза журналистов Москвы, Союза российских писателей и Союза писателей Москвы. А.Алехин – один из создателей и ведущих мастеров современного русского свободного стиха. В 1993 г. основал первый в истории российской словесности «толстый» поэтический журнал «Арион», главным редактором которого является по настоящее время. Лауреат художественной премии «Петрополь» (СПб.) за 2004 г. Сборники и книги стихов: «Природа вещей», «Вопреки предвещаниям птиц» (1994), «Композиции» (1994), «По воскресной Европе (картинки)» (1997), «Пиктограммы» (1999), «Записки бумажного змея» (2005), «Псалом для пишмашинки» (2006), книга поэтической прозы «Письма из Поднебесной» (1995). Живет в Москве.

СВОБОДНАЯ СТИХИЯ

Верлибр, или свободный стих (vers libre по-французски и значит «свободный стих»), стал в нашей поэзии делом обыденным совсем недавно. Хотя серьезные опыты начались еще в Серебряном веке. Но это не значит, что он появился на пустом месте или возник по примеру иностранной, англоязычной и франкоязычной поэзии, как силлабика – по примеру польской, а всем нам привычная силлаботоника – немецкой, откуда ее так удачно заимствовали Тредиаковский с Ломоносовым. Именно верлибром (ученые говорят: «предверлибром») писались величественные поэмы на домонгольской Руси, достаточно припомнить «Слово о полку Игореве». Так что отчасти это?– хорошо забытое старое. Хотя, конечно, современный свободный стих имеет свои и другие корни.

У верлибра нет «вторичных» поэтических признаков: рифмы и твердо заданного метра. Но есть очень сложно и всякий раз заново создаваемая ритмическая структура, которая и отличает все стихи от прозы. Ну и, конечно, образная система, по которой мы сразу опознаём, что это – поэзия (как, например, в случае с тем же «Словом о полку Игореве», которое в рукописном оригинале ведь не было поделено на строчки).

Писать свободным стихом довольно сложно. Приходится не только всякий раз доказывать, что это именно стихи и есть (а не «дурная проза», как пошутил однажды Пушкин), но и заново подыскивать своей стихотворной речи форму. Современный литовский поэт Айдас Марченас, который пишет и свободным стихом, и регулярным, заметил однажды: «В силлаботонической поэтике мысль следует за наитием, иными словами, уже в процессе писания Бог может послать тебе мысль, а в верлибре?– наоборот – в процессе мышления Бог тебе ниспосылает форму». По-моему, это очень точное наблюдение.
Но и читать написанные так стихи тоже сложней обычных. Поэзия, которая, кстати, началась с «верлибра» не только у русского, но и у многих других народов – почитайте хоть «Песнь песней» древнееврейского царя, пророка и поэта Соломона,?– неспроста обросла за века своими «вторичными» признаками: многообразными размерами, изощренной рифмой. Подчеркивая внутреннюю ритмику стиха, они не только расширили выразительные возможности (правда, приметно стирающиеся при слишком легком употреблении), но и серьезно облегчают восприятие поэтической природы текста.

Зато вольная природа таких стихов ничем не стесняет и не замусоривает поэтическую речь, давая нам возможность с предельной ясностью и точностью путешествовать вместе с автором в его поэтическом мире.

ВЕЛОСИПЕД В ВИТРИНЕ
СПОРТИВНОГО МАГАЗИНА
Никелированный рог его руля
красиво изогнут,
в ободке фонаря отражается улица,
цепь масляниста,
а лак и металл сверкают,
и черны нетронутые асфальтом шины.Его жаль,
как выросшего в зоопарке зверя.ОДНИМИ ГУБАМИ
С торговкой я повздорил нынче утром
за то, что в букете
недоставало жужжащей пчелы.Тебе
на весенний сквозняк,
где только еще оживают
скелеты деревьев,
принесу этот замысел
синий июньского неба
и схитрю:
выпуская из рук,
выдохну «пчела» одними губами.УРОК ЛИНГВИСТИКИ
Старый профессор,
знаток 52 языков,
сказал мне за чашкой кофе
(а я был молод):
«Вам не надо так много
и долго
учить.
Есть три слова,
я их напишу».И он написал мне
простой ручкой,
какой пользовался неизменно,
на пятидесяти двух языках

«здравствуй»,
«люблю»,
«навсегда».

ПСАЛОМ
я тоже религиозный поэт

ведь религия
суть восторг красотою Творенья –

где яблони в белых гетрах
разбежались по саду
женственные облака
проплывают
показывая розоватые нижние юбки

и в доме
пахнет досками вымытый пол

Только жаль пишмашинок
отмечавших звоночком рождение
всякой строки

ПОРВАННОЕ ПИСЬМО
небриты щеки
вольноотпущенных полей

и облегченные леса
стоят на землю сбросив семя

паук латает паутиной ветер

пора и нам
учиться каллиграфии отлетов
у птичьих стай

пожитки осени разбросаны
под снегом

ТРУДЫ И ДНИ
для птиц
над полем раскатали большие небеса

над старой яблоней
высоко застеклили купол
для пчел и ос

единственное облачко оставили
мазком побелки

да мутный след
где тачками возили синеву

к нам в сад упал с неба человек

вроде того мотоциклиста
в красном шлеме
и красной кожаной куртке
который лежал на шоссе
раскинув ноги

только этот без всякого шлема
просто в красной футболке

как он взобрался на небо?
стоило ли взбираться так высоко
чтобы падать?
с закрытыми глазами лежит на боку
головой во флоксы

а Икар тут ни при чем

ССОРА
ты улыбнулась
как после дождяи ангелы
большими деревянными лопатами
раскидывают облака
расчищая небоСТАНСЫ СТИХОТВОРЦА
1.
вот и передвинули небо
на зимнее время2.
а помнишь как в детстве щипалась
парикмахерская машинка?3.
без поэта

мир почувствовал бы себя несчастным
как женщина без зеркальца

4.
ленивое движение маятника
за стеклом
незагорелые полоски на твоих ступнях
воскресная музыка из гаражей
вывихнутые почтовые цифры
на конверте
– повсюду копошатся личинки слов

5.
только тот
кому доводилось делать
искусственные цветы
понимает как пришлось Ему возиться
с настоящими

6.
оглядывать мир
с высоты человеческого роста

сбирать жужжанье с пчел

спускаться на глазное дно
как водолаз

7.
пройти через жизнь
как бабочка пролетает сквозь куст

8.
или одолевать так трудно
что самому себе казаться человеком
взбирающимся в «кошках» на телеграфный столб

9.
остаться
с охапкой ветра в руках

10.
и завершить тем аккордом
когда руки встречаются со своим отраженьем
в черной рояльной доске

11.
неба хватит на всех

ПОЛЕТ БАБОЧКИ
похож
на брошенный зигзагами по траве
складной деревянный метр
Иосифа-плотника

ТРОИЦА
я хотел бы посидеть за столом
за дощатым простым с деревенским вином лепешками и остывшею рыбой
с Иисусом Ван-Гогом
и Алешей Карамазовым
даже не рядом а на табурете
у стены под гвоздем на котором
этюдник и запылившийся нимб
и послушать их разговор

вот тихо говорит Иисус
и Алеша в белой рубахе кивает
вскочил горячась и размахивая
руками Винсент
а потом вдруг глянув в окно
замечает мужчину катящего тачку
по дороге залитой солнцем
после дождя
груз прикрыт мокрой тряпкой
и блестит
будто золота груду везут
он замолкает и вглядывается

и все трое смотрят туда
храня молчание
и улыбаясь.

И редактор .

Биография

Окончил факультет журналистики МГУ , с по 1990 год работал в журнале «Советский Союз ». В 1994 году основал журнал «Арион », на протяжении многих лет остававшийся единственным специализированным поэтическим журналом России.

Первая публикация стихов в 1987 году . С 1994 года стихи и лирическая проза Алёхина печатаются во всех ведущих российских литературных журналах. Изданы пять книг. В основе поэзии Алёхина лежит свободный стих , часто подвергаемый дополнительной метризации и насыщенный аллитерациями . Поэзии Алёхина свойственна эффектная метафора . Частые темы Алёхина - путевые впечатления (в широком диапазоне: от русского Севера до Средней Азии), неожиданные моменты экзотичного быта и чужой культуры.

В последние годы Алёхин также часто выступает с критическими статьями о современной поэзии , в которых проводит мысль о тупиковости авангардных тенденций в русском стихе и о формировании плодотворного мейнстрима на основе постакмеистической традиции.

Труды

  • Вопреки предвещаниям птиц. - М.: Издательство Русанова, 1994.
  • По воскресной Европе. - М.: Издательство Русанова, 1997.
  • Пиктограммы. - М.: Издательство Русанова, 1999.
  • Записки бумажного змея. - М.: Время, 2004.
  • Голыми глазами: не только проза - М.: Астрель, 2010.

Напишите отзыв о статье "Алёхин, Алексей Давидович"

Ссылки

  • в «Журнальном зале »

Отрывок, характеризующий Алёхин, Алексей Давидович

На заре 16 числа эскадрон Денисова, в котором служил Николай Ростов, и который был в отряде князя Багратиона, двинулся с ночлега в дело, как говорили, и, пройдя около версты позади других колонн, был остановлен на большой дороге. Ростов видел, как мимо его прошли вперед казаки, 1 й и 2 й эскадрон гусар, пехотные батальоны с артиллерией и проехали генералы Багратион и Долгоруков с адъютантами. Весь страх, который он, как и прежде, испытывал перед делом; вся внутренняя борьба, посредством которой он преодолевал этот страх; все его мечтания о том, как он по гусарски отличится в этом деле, – пропали даром. Эскадрон их был оставлен в резерве, и Николай Ростов скучно и тоскливо провел этот день. В 9 м часу утра он услыхал пальбу впереди себя, крики ура, видел привозимых назад раненых (их было немного) и, наконец, видел, как в середине сотни казаков провели целый отряд французских кавалеристов. Очевидно, дело было кончено, и дело было, очевидно небольшое, но счастливое. Проходившие назад солдаты и офицеры рассказывали о блестящей победе, о занятии города Вишау и взятии в плен целого французского эскадрона. День был ясный, солнечный, после сильного ночного заморозка, и веселый блеск осеннего дня совпадал с известием о победе, которое передавали не только рассказы участвовавших в нем, но и радостное выражение лиц солдат, офицеров, генералов и адъютантов, ехавших туда и оттуда мимо Ростова. Тем больнее щемило сердце Николая, напрасно перестрадавшего весь страх, предшествующий сражению, и пробывшего этот веселый день в бездействии.
– Ростов, иди сюда, выпьем с горя! – крикнул Денисов, усевшись на краю дороги перед фляжкой и закуской.
Офицеры собрались кружком, закусывая и разговаривая, около погребца Денисова.
– Вот еще одного ведут! – сказал один из офицеров, указывая на французского пленного драгуна, которого вели пешком два казака.
Один из них вел в поводу взятую у пленного рослую и красивую французскую лошадь.
– Продай лошадь! – крикнул Денисов казаку.
– Изволь, ваше благородие…
Офицеры встали и окружили казаков и пленного француза. Французский драгун был молодой малый, альзасец, говоривший по французски с немецким акцентом. Он задыхался от волнения, лицо его было красно, и, услыхав французский язык, он быстро заговорил с офицерами, обращаясь то к тому, то к другому. Он говорил, что его бы не взяли; что он не виноват в том, что его взяли, а виноват le caporal, который послал его захватить попоны, что он ему говорил, что уже русские там. И ко всякому слову он прибавлял: mais qu"on ne fasse pas de mal a mon petit cheval [Но не обижайте мою лошадку,] и ласкал свою лошадь. Видно было, что он не понимал хорошенько, где он находится. Он то извинялся, что его взяли, то, предполагая перед собою свое начальство, выказывал свою солдатскую исправность и заботливость о службе. Он донес с собой в наш арьергард во всей свежести атмосферу французского войска, которое так чуждо было для нас.