Энциклопедия челябинской области. Жизнь семинариста и священническое призвание: интервью

Говорят, что предыдущий церковный начальник Южного Урала - владыка Феофан - был хорошим «церковным менеджером»: часто давал интервью, устраивал множество заметных акций. Новый епископ больше ратует за духовное воспитание конкретного человека, потому часто ездит в самые отдаленные приходы и служит литургию почти каждый день, без выходных.

К первой годовщине работы нового митрополита на южноуральской земле, «Комсомолка» собрала несколько фактов о владыке Никодиме.

Служил в армии

Незадолго до службы, решил стать монахом, но сначала отдал долг Родине в Азербайджане . Постился все время нелегкой солдатской жизни, а в увольнительные ходил на службу в храм.

Преподавал историю семинарии

История занимает особое место в жизни Никодима. В свободное от службы время, он любит читать историческую литературу и смотреть фильмы о прошлом России .


Имеет степень кандидата богословия

Защитил диссертацию на тему «Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь». Зачатьевским монастырь назван по имени церкви Зачатия св. Анны. Ставропи́гия (букв. «водружение креста») - самый высокий статус, присваиваемый православным монастырям. Они подчиняются непосредственно патриарху.


Возглавлял Енисейскую и Норильскую епархию

Площадь епархии - два миллиона квадратных километров. Для сравнения: площадь Челябинской области 88,5 тыс. кв. км


Митрополит наложил запрет на проведение православных выставок на три года

К этому его подтолкнул отчет эксперта по сектам. На православных ярмарках собираются шарлатня всех мастей. Продают там разные «чудесные» снадобья и амулеты для притягивания денег. Все это никакого отношения к православию не имеет. Любую церковную утварь и книги сегодня можно купить в лавках при храмах.



Сотрудничество с миграционной службой

Священники и госслужащие вместе выступают против распространения экстремизма и ксенофобии. Кроме того, обе структуры решили наладить помощь мигрантам - адаптироваться в нашем обществе. В планах епархии - обучение приезжих русскому языку. Знакомство гостей с законами и традициями РФ - общая забота. На базе духовно-просветительского центра при Свято-Троицком храме Челябинска хотят организовать курсы для мигрантов. Посещать их смогут представители любых религий.

    Скопин Александр Андреевич
    Год рождения 1879
    Место рождения Оренбургская губ., Троицкий у. (Челябинская о., Увельский р.), с.Петровское
    священник
    Родился в семье священника
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ [ до 1911г. ] [ 1911-1920гг. ] [ 1920-1930гг. ] [ 1930-1936гг. ] [ 1936-1937гг. ]
      Образование
        Челябинское духовное училище
        Обучался в Челябинском духовном училище
      Служение

        Должность псаломщик
        Год начала 1897
        Год окончания 1911
      Рукоположение
        диакон
        1911
      Служение
        Оренбургская губ., Троицкий у. (Челябинская о., Увельский р.), с.Петровское, Михаило-Архангельская церковь
        диакон
        Год начала 1911
        Год окончания 1917
        День окончания 21
        Месяц окончания 2
        На 1911г. — диакон на псаломщической вакансии Михаило-Архангельской церкви с.Петровское.
        Жертвователь на образование стипендии при духовных учебных заведениях
        Оренбургской епархии в честь 300-летия царствования Дома Романовых (1913г.).
        .
        9 апреля 1913г. пожаловано архипастырское благословение с грамотой за труды
        и пожертвования в пользу Церкви Божией
        Оренбургская губ., Троицкий у. (Челябинская о., Увельский р.), с.Кочкарь
        диакон
        Год начала 1917
        День начала 21
        Месяц начала 2
        Год окончания 1920
        21.02.1917г. перемещен по прошению на псаломщическое место к церкви с.Кокчарь
        Троицкого уезда
      Награды
        архипастырское благословение с грамотой
        Год награждения 1913
        День 9
        Месяц 4
      Рукоположение
        священник
        1920
        В 1920г. Челябинским епархиальным управлением назначен священником в храм
        с.Петровского
      Служение
        Оренбургская губ., Троицкий у. (Челябинская о., Увельский р.), с.Петровское, Михаило-Архангельская церковь
        священник
        Год начала 1920
        Год окончания 1930
        О.Александр был женат. Семья его по данным на 1930г.: жена Варвара (47 лет),
        сестра Вера (63 года), дочь Лариса (11 лет), сын Борис (6 лет).
        В 1930г. по предложению части односельчан, бедняцкого актива,
        ячейки коммунистов, с одобрения Петровского с/с, постановлением Увельского РИК
        от 22.2.1930г. раскулачен и приговорен к выселению всей семьей
      Осуждения
        постановление Увельского РИК
        22/02/1930
        Приговор =раскулачить и выселить со всей семьей из Троицкого округа
      Служение
        Челябинская о., Увельский р., с.Петровское, Михаило-Архангельская церковь
        Должность настоятель
        Год окончания 1933
        Вскоре после того как о.Александра и его семью приговорили к высылке, общим собранием
        Петровской религиозной общины он был избран настоятелем церкви с.Петровское
      Аресты
        Челябинская о., Увельский р., с.Петровское
        Год ареста 1933
      Осуждения
        ././1933
        Приговор =3 года концлагерей
      Места заключения
        Пермская о. (Пермский край), г.Березники, концлагерь
        Год начала 1933
        Год окончания 1936
        В 1933–1936гг. находился в заключении в концлагере г.Березники Пермской обл.
      Служение
        Челябинская о., г.Троицк
        священник
        Год начала 1936
        Год окончания 1937
        День окончания 30
        Месяц окончания 8
        После освобождения служил священником в г.Троицке
      Аресты
        Челябинская о., г.Троицк
        Год ареста 1937
        День ареста 30
        Месяц ареста 8
      Осуждения
        ././1937
        Приговор =высшая мера наказания — расстрел
    Кончина
      1937
      День 16
      Месяц 11
      расстрел
    Публикации
      1 http://historyuvelka.ru/spiskirepress/ubiti-sovetskim-gosudarstvom.html (Факты к истории Увельского района. Убиты советским государством. Списки репрессированных. Скопин Александр Андреевич).
      2 http://historyuvelka.ru/spiskirepress/raskulacheni-viseleni/bukva-s.html (Факты к истории Увельского района. Убиты советским государством. Списки репрессированных. Раскулачены и выселены).
      3 Духовенство и церковные деятели по публикациям Оренбургских епархиальных ведомостей 1912–1917 гг./ Сост. Щегольков А.Г. Челябинск, 2012. Т.4.
      С.63.
    Заявители
      Банникова Елена Владимировна, исследователь
      Использованы материалы:
      Сведения верхнеуральского краеведа В.А.Ашиткова

Большинство из активных представителей православной молодежи всегда ощущают стремление к церковному послушанию. Конечно, каждый из нас служит Богу по-своему. Но Святая Церковь учит о том, что при исполнении наших послушаний нам следует помнить о нравственном призыве нашего Господа: всё, что делаете, делайте от души, как для Господа (Кол.3:23). Наивысшим воплощением этого идеала, который передал нам апостол Павел, является священнослужение. Сегодня нам хотелось бы глубже проникнуть в суть пастырства. Мы решили начать разговор о теме служения с беседы с одним из тобольских семинаристов, который еще только на пути к рукоположению в священный сан. Представляем вам нашего земляка — Алексея Писаренко.

— В 2012 году ты поступил в Челябинское духовное училище. Чем ты руководствовался перед тем, как избрать этот путь?

— Я руководствовался тем, что я давно хожу в храм. Тем, что полюбил богослужение. В то время я регулярно совершал паломничества по святым местам. Все это помогло мне решиться на этот шаг. Конечно же, я прибегал и к советам духовника. Ведь он сам отучился в Челябинском духовном училище, и рассказал мне, как там проходит учебный процесс.

Затем ты поступил в Тобольскую духовную семинарию, которая считается одной из самых строгих, но, в то же время, одной из самых лучших среди православных учебных заведений. Почему ты остановился именно на ней? Какие у тебя еще были варианты?

— В Тобольскую семинарию я поступил по рекомендации Владыки Феофана, который с нами беседовал и порекомендовал ее, как одну из самых лучших семинарий – поскольку она обладает своими традициями и высоким уровнем образования. До этого я хотел поступать в Калужскую семинарию — меня туда звал друг. Но вот так сложились обстоятельства. Тем не менее, я рад, что поступил сюда.

— Все мы как православные христиане понимаем, что образование в духовном училище и семинарии включает в себя христианское воспитание. Расскажи, пожалуйста, о своих впечатлениях от столкновения с этой системой.

— Думаю, на первых порах и в семинарии, и в училище трудно свыкнуться со строгой дисциплиной, но потом ты к ней привыкаешь. Впечатлений было много и разных. Конечно, это учебное заведение со своими порядками, традициями, особенностями. Если честно, трудно было привыкать к ним. Бывало, что хотелось вернуться домой. Но в духовной школе все мы учимся самоконтролю: терпению, смирению, навыкам общения с коллективом. В общем, каждый из нас воспитывает сам себя. К слову, в семинарии после училища достаточно легко адаптироваться. Там почти те же порядки, такая же дисциплина; но людей, конечно, больше, чем в училище… Тем не менее, обстановка для меня практически не изменилась. Это в миру мы живем свободно, а в духовных школах всем необходимо подстраиваться под распорядок.

— Легко ли семинаристу познакомиться с девушкой?

— Вообще-то в обучении в семинарии (по сравнению с училищем) есть большой плюс: при семинарии учатся девушки на регентском и иконописном отделении. Те из нас, кто решил пойти в белое духовенство (то есть стать женатыми священниками), могут найти среди них своих будущих матушек. В училищах, как правило, такого нет: есть только одно пастырское отделение. В Тобольской семинарии, напротив, учащимся легко познакомиться с девушками — потому что мы учимся с ними на одной территории. Прямо здесь много пар познакомились и сыграли свадьбы. Теперь большинство из недавних семинаристов разъехались по приходам нашей епархии — вместе со своими матушками. Конечно, выбор всей своей жизни сделать сложно. Православная матушка должна быть выносливой и терпеливой, уметь ждать батюшку со службы, помогать ему во всем словом и делом. Это тоже своего рода служение.
— Ты был и остаешься семинаристом-очником — а их в последнее время меньшинство. Поэтому их мнение (в качестве людей, глубоко проникшихся духом семинарии) о том, каким должен быть будущий пастырь, достаточно интересно нашей аудитории. Несколько слов о твоем видении этого; если можно дай словесный портрет пастыря.

— Пастырь должен соответствовать образу Господа нашего Иисуса Христа: Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец (Ин.10:11). Отмечу, что священннику дается очень большая ответственность за своих прихожан, Многие думают, что у священника перед мирянами есть какие-то привилегии или он обладает особой благодатью. Печально, но так cчитают, в том числе, и очень многие представители духовенства. На самом деле, у священника есть одна привилегия – быть слугой каждому встречному 24 часа в сутки всю оставшуюся жизнь. Бог не дает нам выходных и отпусков. Думаю, что на это служение призывает Сам Спаситель. Он же дает нам силы, чтобы достойно служить Богу и людям. Пастырь должен быть образованным — чтобы ответить на любые вопросы прихожан. Не менее важно быть ответственным и заботливым. В общем, во всем быть примером.
— Что нужно православному молодому человеку, чтобы духовно и теоретически подготовиться к училищу или семинарии?

— Мне кажется, что многие православные молодые люди, приходя в духовные школы, не понимают, куда они идут, зачем они идут. Их кто-то направляет, но это не их призвание, оно им не нужно. Поэтому вскоре многие из них уходят. Действительно, нынешней молодежи зачастую не хватает понятий о нравственных ценностях и православной культуре. Для правильной подготовки к получению духовного образования абитуриентам нужно осознавать то, зачем они туда идут, какие цели они себе ставят. Только приняв твердое и взвешенное решение, они смогут пройти этот нелегкий путь. Советую ознакомиться с требованиями для поступления, а также тщательно подготовиться к вступительным экзаменам.


— Как ты относишься к тому, что с 2016 года духовных училищ больше не будет, поскольку они будут преобразованы в курсы священнослужителей или семинарии?

Жаль, что их закрывают, потому что это важная ступень подготовки к обучению в семинарии. В свое время в училище мы могли получить те знания, которые пригодились нам в дальнейшем обучении в семинарии. Также, если обратиться к моему опыту, я могу отметить, что я стал более закаленным и более терпимым к окружающим именно в училище.
— Какие любимые предметы были у тебя в духовных школах?

— В училище мы изучали практическое руководство пастырей, сектоведение, нравственное богословие – все это за один год. Мне очень нравились эти предметы, но их было достаточно сложно освоить за столь короткий промежуток времени. Между прочим, в семинарии эти дисциплины изучаются только на третьем и четвертом курсах.

— С какими трудностями ты сталкивался в период учебы?

— В училище первое время было трудно привыкнуть к людям, к новой обстановке, к распорядку дня, к новым предметам, которые нетипичны для светской системы образования. С каждым днем мне становилось все легче и легче. Хотя время от времени я пытался бороться с системой, не мог принять многие ее проявления. Однажды даже получил за это строгий выговор.


— Алексей, расскажи, были ли в твоей жизни люди, которые укрепляли тебя в осознании правильности твоего выбора? Кто из них был для тебя примером христианского благочестия?

Примером веры для меня были мой крестный — иерей Владимир Леваненко, а также духовник — иерей Александр Азеев. Они многому меня научили. Все это потому, что я видел их благочестивую жизнь вне храма. Именно это укрепило меня в правильности моего выбора. Также меня поддерживала моя бабушка Галина Ивановна Чулкина, которая меня помогала справиться с первоначальными трудностями. Всем этим людям я очень благодарен и благодарю Бога, за то что они у меня есть!


— Как изменились отношения с близкими после поступления в Челябинское духовное училище? После отъезда в Тобольск?

— К сожалению, мои родители не воцерковлены. В первый раз в храм меня привел мой сосед по лестничной клетке. Сначала родители меня не отпускали в храм. Но через некоторое время они смирились и приняли мой выбор. Сейчас они переживают за меня. Каждый день звонят и узнают о моих делах. Они скучают и ждут, когда я приеду на каникулы.

На прощание Алексей сказал о том, что после окончания обучения в 2017 ему хотелось бы вернуться в Челябинскую митрополию: «Служить буду там, куда Владыка отправит». Но все же ему хотелось бы нести священническое послушание дома, в поселке Новогорном, в родном приходе храма Владимирской иконы Божией матери.

Беседовал Кирилл Белоусов

Фото из личного архива Алексея Писаренко

Тэги

#Челябинск #Тобольск #ТДС #Новогорный #семинария #семинаристы #интервью #Православие #вера #образование #духовность #воцерковление #призвание #священство #священнослужение #пастырство

Первая статья - про учебные заведения дореволюционной Челябы, вторая - интервью к 35-летию ЧелГУ.

Первые учебные заведения Челябинска
Фотоэкскурсия. Комментарии историка и краеведа Владимира Боже

Оторванность до революции привокзальной территории от города привела к тому, что учебные заведения возникали там по линии духовного, военного и железнодорожного ведомств, а потому информации о них в краеведческих изданиях крайне мало. Известно, что в Никольском казачьем поселке было три начальные школы, чьи программы были близки городским низшим начальным училищам, т. е. давали элементарную грамотность. Мужское училище в Никольском поселке - одно из таких училищ. 18 апреля 1903 г. училище посетил военный министр А.Н. Куропаткин. Генерал с одобрением отметил здоровый вид учащихся, подчеркнув: «Защитники Отечества!»; в беседе с учителями говорил о важности устной беседы как формы педагогической работы.

Мужское духовное училище было открыто в Челябинске по инициативе ректора Оренбургской семинарии архимандрита Феодотия в октябре 1830 г. Первоначально училище включало в свой состав два духовных училища - уездное и приходское. Обучение в каждом из них длилось два года. Училище пережило несколько реформ. Так, в 1840 г. всё обучение в нем было разбито на три отделения по два года в каждом. Уровень преподавания был не высоким. Училище критиковали проверяющие. Не раз оно стояло на грани закрытия. Радикальные перемены произошли с ним в начале 1870-х гг. В 1873-1875 гг. был построен новый учебный корпус, в 1870-1872 гг.- Покровская домовая училищная церковь, возведенная на средства челябинского первой гильдии купца П.И.Перцева. При училище появилось общежитие. Были утверждены новые штаты. И результаты не замедлили сказаться. Уже в 1880 г. проверявший училище действительный статский советник С. В. Керский написал о том, что Челябинское духовное училище «стоит выше всех училилищ, находящихся под педагогическим руководством Уфимской духовной семинарии, и по ответам воспитанников на приемных семинарских испытаниях, и по количественному составу своей библиотеки, и по благоустроенности своих зданий». В училище работал помощником смотрителя и преподавателем церковный историк и статистик И.А. Сперанский (1871-1937). Его окончили основатель челябинского архива Н.М. Чернав-ский (1872-1940), юрист, профессор Юрьевского университета А. С. Невзоров (1861-1936). В училище в 1867-1871 гг. действовала первая общественная библиотека Челябинска. В начале XX века комплекс Челябинского духовного училища занимал половину квартала по улице Большой (ныне ул. Цвиллинга). В настоящее время его реконструированное здание входит в комплекс построек, в котором размещаются правительство и губернатор Челябинской области.

Торговая школа - одно из интереснейших учебных заведений дореволюционного Челябинска. Оно возникло в 1909 г. по инициативе известного челябинского мецената и предпринимателя В. К. Покровского (1843-1913) и находилось в ведении Министерства торговли и промышленности. Предполагалось, что школа должна была готовить конторских служащих для торговых и промышленных заведений. Сначала в школе учились только мальчики. Но осенью 1916 г. эта традиция была нарушена - учащимися школы стали первые 14 девочек. При школе имелись библиотека, физический кабинет, химическая и товароведческая лаборатории, музей и даже ученическая лавка, работая в которой, учащиеся могли приобрести первые навыки торговли. В учебный план школы были включены экскурсии по Уралу, совершая которые, учащиеся знакомились с различными производствами. Своего здания школа не имела, размещалась в доме некоего Морозова на Исетской улице (ныне перекресток ул. К. Маркса и ул. Пушкина). Перед первой мировой войной вопрос о строительстве здания по проекту А. А. Фёдорова практически был решен. Но грянувшая революция сняла этот вопрос с повестки дня. Учебное заведение прекратило свое существование.

Реальное училище - первое среднее учебное заведение Челябинска. Было открыто 5 октября 1902 г. Первоначально своего здания не имело и размещалось в общественном доме по ул. Ивановской (снесен в 1985 г., находился в районе здания Областного краеведческого музея). Собственное здание реального училища было построено в 1904-1906 гг. известным городским деятелем, доктором медицины А.Ф. Бейвелем по проекту В. Чаплица. На его третьем этаже размещалась Алексеевская домовая училищная церковь, освященная 30 марта 1908 г. В соответствии с проектом здание имело оригинальную систему отопления, позволявшую подогревать в учебных помещениях пол и стены. Училище отличалось богатыми культурными традициями. При нем действовал известный в городе хор. Учащиеся издавали рукописный журнал «Первые шаги», в котором опубликовали свои первые произведения писатель Ю. Н.Либедин-ский (1898-1959) и филолог и этнограф М. Д. Голубых (1897-1971). Кроме них реальное училище окончил статистик, академик B.C. Немчинов (1894-1964). В училище преподавали основатель челябинского музея И. Г. Горохов (1884-1970), митрополит-обновленец и этнограф К. П. Прокопьев (1872-1938). С 1921 г. в здании по ул. Красной размещался педагогический техникум, с 1930 -первое высшее учебное заведение города - Институт механизации сельского хозяйства (ныне -Агроуниверситет).

Истоки женской гимназии относятся к 1861 г., когда в Челябинске было учреждено женское 2-го разряда училище. В 1870 г. оно было преобразовано в прогимназию (неполную гимназию в составе 4 классов). Полная гимназия в составе семи классов появилась в нашем городе в 1907 г. Тогда же при ней был открыт 8-й педагогический класс, дававший выпускницам право заниматься педагогической деятельностью. Гимназия размещалась в двух зданиях по ул. Большой - в одноэтажном здании, на месте которого ныне размещается Выставочный зал Союза художников, и двухэтажном, стоявшем за одноэтажным во дворе. Оба здания до нашего времени не сохранились. В гимназии действовал ученический клуб, имелась обширная библиотека. В актовом зале гимназии с лекциями выступали знаменитые писатели К. Бальмонт, Ф. Сологуб. В ней преподавали Д. В. Мошков (1883-1920), создатель первого научного общества в Челябинске, биолог М. К. Лаптев (1885-1949), в последующем профессор, создатель научной школы в Ашхабаде. В гимназии учились участница революционного движения С. А. Кривая (1894-1919), заслуженный учитель РСФСР П. И. Кулакова-Шестачко (1899-1976), дважды награжденная орденом Ленина. После революции, в 1920 г., женская гимназия была реорганизована в школу 2-й ступени.

В ЧелГУ ГЛАВНОЕ - ЛИЧНОСТЬ

2011 год в Челябинске ознаменовался двумя яркими юбилеями: 275-летием города и 35-летием ЧелГУ, первого классического университета на Южном Урале. Что значит наш университет в жизни областного центра? Какую идею несли его создатели? Чем он отличается от других вузов Челябинска? Об этом говорим с историком, почетным членом Академии российских энциклопедий Владимиром Стейгоновичем Боже.

— Чем изначально была обусловлена идея открытия в Челябинске классического университета?

— В первую очередь тем, что к 1976 году Челябинск стал городом-миллионником, и появилась потребность в вузе совершенно иного уровня. Университет появился как абсолютно новая структура, и я это на себе почувствовал. В 1976 году я пришел из армии, с декабря этого же года учился на рабфаке, потом поступил на историко-филологический факультет. Участвовал в организации студенческого совета и совета научного общества. Еще до рабфака походил по вузам Челябинска и сразу понял, насколько велика разница между ними и ЧелГУ. Классический университет нашего города образца 1976 года - территория свободы. У нас вообще не было какого-то особого пиитета, например, перед вузовским комитетом комсомола. Мы заходили туда, как к себе домой, можно было спокойно открывать двери и обсуждать любой вопрос. А в педагогическом институте я видел, как люди перед тем, как войти в аналогичный кабинет, в дверь стучат.

— Почему именно в ЧелГУ была такая атмосфера?

— Атмосферу формируют люди.

Когда создавался университет, приехали преподаватели, ученые, которые на новой площадке хотели реализовать то, чего не могли сделать в других вузах. Из Саратова приехала целая семья Эльфондов: Яков Андреевич - доктор наук (он, кстати, создал в университете много научных кружков), его супруга - кандидат экономических наук, и Ирина Яковлевна, которая, уже работая в нашем университете, защитила кандидатскую. Приехал из Пскова Владимир Сергеевич Антипов.

То есть совершенно разные творческие люди. Они несли в себе желание создать что-то новое. Это было время поиска как в науке и процессе обучения, так и в организации досуга студентов. Кстати, шел принципиальный спор: должны студенты заниматься наукой или нет? Целые баталии шли, я присутствовал на них в качестве председателя студенческого научного общества. Одна группа утверждала, что это университет и студенты должны заниматься наукой, а им говорили в противовес: «А зачем они будут ею заниматься, если после окончания вуза пойдут работать в школу?». В ответ звучало: «Тогда сразу пусть идут в педагогический». Я с благодарностью вспоминаю то время, потому что тогда были моменты, которые, может быть, не имели прямого отношения к учебному процессу, но ориентировались на воспитание личности, на то, каким должен быть человек, который в университете учится и выходит оттуда выпускником.

— Что подразумевалось под воспитанием?

— Например, Ирина Яковлевна Эльфонд устраивала вечера-гостиные в общежитии. Шли разговоры о классической музыке. У нее были очень редкие записи, в том числе произведения композиторов XVII века. Анатолий Андреевич Бухарин рассказывал о крупных советских историках, с коими ему довелось встречаться. И на занятиях, и вне аудитории преподаватели приходили к студентам, стремясь передать им свою энергию и знания. На лекциях мы соприкасались с высоким уровнем преподавания. Был совершенно уникальный педагог Юрий Сергеевич Кирьяков. Он, не глядя на записи, просто рассказывал нам про Восток со всеми витиеватыми именами исторических деятелей. Так он мог читать лекции четыре часа подряд. Уникальная память, уникальное знание предмета. А потом появился Владимир Сергеевич Антипов. Лично для меня он стал олицетворением совершенно иного подхода к изучению предмета. Сегодня, по прошествии стольких лет, вспоминаю, как он редактировал газету «Челябинский университет» (нынешняя «Университетская набережная»), как через произведения художественной литературы преподавал новейшую историю. Мы старались проследить, где в художественных книгах вымысел, где правда. Он приходил на лекцию с целой кипой бумаг, воодушевленно читал лекцию и... вдруг замирал. Наступала тишина. Студенты, видевшие такое впервые, недоумевали. А Владимир Сергеевич просто размышлял в это время. А когда вновь начинал говорить, все понимали: проговариваемая им глубокая мысль родилась только что. Потрясающие ощущения были.

— Неужели в момент таких внезапных размышлений по аудитории даже шумок не проходил?

— Нет-нет! Кстати, к шуму на лекциях он относился нетерпимо. С другой стороны, Владимир Сергеевич был человеком достаточно демократичным. Однажды я невольно поправил его на лекции, и он, проверив информацию, со мной согласился.

— Владимир Стейгонович, получается, что изначальный идейный посыл нового университета заключался в стремлении поднять городскую общественную среду на более высокий, «над-профессиональный» научный и культурный уровень. Удалось ли это?

— Думаю, что удалось. Я всегда в дискуссиях на эту тему говорю о том, что значимость того или иного учебного заведения определяется уровнем кадров, которые оно выпускает. Не секрет, что за 35 лет из стен университета вышли люди, которые заняли сильные позиции и сегодня оказывают влияние на общественную среду. Наш университет снабжает кадрами весь город. Например, в ЧГПУ и ЮУрГУ преподают наши выпускники. Начнем вспоминать, что значимого издается из научной литературы — опять среди авторов сплошь наши люди.

— Наверное, любая историческая параллель достаточно условна и не всегда корректна. Однако из того, что Вы рассказываете, складывается ощущение, что на тот момент в культурной, научной, интеллектуальной среде ЧелГУ был одним из знаковых источников модернизации — того, о чем в стране говорят сегодня.

— Действительно, его создание воспринималось как глоток свежего воздуха и серьезный импульс для движения.

— А сейчас интеллектуальная экспансия, скажем так, идет по нарастающей?

— Не думаю, что любой процесс должен развиваться исключительно по нарастающей. ЧелГУ — классиче-ский университет со своими традициями, наработками. На первых порах он служил площадкой для всего нового. А теперь у него другая задача: закрепление своих позиций и значимых для города достижений. Сегодня от изменения качественного уровня ЧелГУ зависит и научный уровень города. Это факт.

— Энергетика развития вуза не исчерпана? Смотрите, какое возникает противоречие: мы говорим о закреплении уровня, о том, что это очень важно. С другой стороны, «закрепление» синонимично слову «консервация», отсутствию движения.

— Однажды я присутствовал при споре двух наших ученых — Александра Ивановича Лазарева и Геннадия Борисовича Здановича. Они, принимая у меня курсовую работу, предложили нарисовать схему развития культуры. И я нарисовал что-то вроде лестницы, ведущей вверх. Геннадий Борисович сказал: «Да Вы что рисуете! Вот так она развивается»,— и изобразил зигзаги «взлета и падения». Но я. сославшись на научные труды, отстаивал свою позицию. Кстати, после этого Геннадий Борисович стал ко мне лучше относиться. И сейчас, применительно к ЧелГУ, я убежден: энергия движения к вершинам не исчерпана, хотя, возможно, не столь явно бросается в глаза. Потому что одно дело. когда рывок происходит с нижней точки (тогда он очевиден), другое — когда движение происходит с уже наработанного довольно высокого уровня. Да, требуются иные стимулы, их, может быть, труднее найти, но они есть. Доказательство тому — высокий уровень преподавания, показывающий, что способность к рывку ЧелГУ не утратил.

— Причем потенциал сегодня весомее, чем 35 лет назад.

— Безусловно!

— На данный момент, какие сильные стороны есть у университета, которые отличают его от конкурентов?

— Способность правильно расставлять приоритеты, ориентация именно на личность студента и преподавателя в качестве творцов новых идей. Умение учитывать то, что каждый человек имеет свою предрасположенность к чему-либо и стремление развить эту предрасположенность.

— Судя по Вашим словам, ЧелГУ вниманием к каждому отдельному человеку славился изначально.

— Несмотря на то, что середина 70-х — это расцвет идеи социалистической общности? Как все это укладывалось в социально-политический контекст?

— Во-первых, это был период не расцвета, а начала увядания социалистической идеи. Для просвещенных людей ситуация в той или иной степени была очевидной. И стремление хотя бы в рамках своей сферы деятельности к чему-то принципиально новому было вполне естественным. Во-вторых, происходили интересные вещи. С одной стороны, было запрещено писать про Троцкого, но в публичной библиотеке можно было свободно читать газеты революционных лет и делать для себя выводы. А в небезызвестном энциклопедическом справочнике братьев Гранат, свободно выставленном в Отделе краеведения и библиографии, можно было прочитать биографии и автобиографии всех «запрещенных» деятелей.

— То есть демократизм ЧелГУ был связан с тем, что часть интеллектуальной элиты города, которую он объединил на своей площадке. — это были люди, понимавшие всю условность царившего в стране официоза?

— Они, конечно, были людьми совершенно иного плана. Хотя многие из них несли в душе груз тяжелых воспоминаний. Помню, был у нас курс «История литературы начала XX века». А я в библиотеке выписал стихотворения Серебряного века из предреволюционных журналов, сделал 3 машинописных сборника, каждый существовал в единственном экземпляре. Увидела у меня Ирина Яковлевна Эльфонд и с ужасом на лице посоветовала не показывать их никому, потому что это «самиздат». На мою попытку возразить рассказала, что в сталинские времена ее отец всегда держал наготове собранный чемоданчик — на случай, если его придут арестовывать. То есть преподаватели были разные. Но практически все они пытались не подавить наши стремления, а уберечь от неприятностей.

— Расскажите о студенческой жизни тех лет.

— Чем хорошо было то время? Отсутствием предопределенности. ощущения, что если человек что-то выбрал в молодости, то лишил себя других возможностей. Это сейчас, когда бесплатно образование можно получить только один раз, и оно недешево, выбирая профессию, человек буквально выбирает судьбу. Современным абитуриентом движет прагматизм. У нас же тогда, в середине 70-х, было больше возможностей для поиска. Многие, приходя в вуз, до конца не знали, правильно выбрали специальность или нет. Знаю людей, которые впоследствии нашли себя в совершенно иной сфере, чем предполагали в начале своего студенчества. Людьми владел романтизм, стремление учиться и работать ради идеи. Лично для меня значение университета определяется его средой, которая. кстати, этот романтизм поддерживала. Мне были интересны люди, которые излучали что-то свое, заставляли по-новому смотреть на вещи, уходить и приходить вновь. Среда — это очень важно. Университет уже тогда помогал человеку найти свое призвание и в призвании ощутить радость. Только радость придает жизни смысл. А достижение цели приносит лишь удовлетворение.

— Каким бы Вы хотели видеть ЧелГУ в будущем?

— Таким, чтобы все те, кто в нем учится и будет учиться, были убеждены в том. что ЧелГУ — самый лучший вуз в городе. И это — минимум. Чтобы они получали там все, что хотели там получить в плане общения, знаний, и, разумеется, перспектив. Я никогда не сожалею, что оказался в нашем университете. Скажу больше: всегда вспоминаю его с теплотой — то было хорошее время, хорошие люди. Пусть так будет всегда!

Объявляется набор в Челябинское духовное училище

В преддверии нового учебного года Челябинское православное духовное училище открыло новый набор учащихся. Абитуриентов ждут по адресу: город Челябинск, улица Кыштымская, дом 32.

В учебное заведение принимаются юноши, желающие получить духовное образование. К вступительным экзаментам допускаются лица в возрасте до 35 лет, имеющие полное среднее образование, холостые или женатые первым браком.

Срок реализации программы – два года. По окончании училища выдаётся диплом установленного образца. Студенты обеспечиваются местами в общежитии. Успевающим студентам выплачивается стипендия.

Поступающие пишут сочинение на церковно-историческую тему. Кроме того, они сдают вступительные экзамены по следующим дисциплинам:

1. Священная история Ветхого и Нового Заветов.

2. Основы православного вероучения.

3. Основы богослужебного устава.

4. Общая церковная история.

Материал необходимо знать в рамках учебника протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий для семьи и школы».

Поступающие должны знать наизусть все утренние и вечерние молитвы, а также молитву святого Ефрема Сирина, молитву перед Святым Причащением «Верую Господи и исповедую...», десять заповедей, заповеди блаженств, тропари двунадесятых праздников, тропарь своему святому, псалмы 50-й и 90-й. Также поступающие должны свободно читать богослужебные книги на церковнославянском языке.

Желающие поступить в духовное училище должны представить в канцелярию следующие документы:

1.Прошение на имя ректора (заполняется при подаче документов).

2.Анкета для Учебного Комитета РПЦ (заполняется при подаче документов).

3.Автобиография.

4.Фотографии (6х9 - четыре шт., цветные).

5.Копия паспорта (первая страница и с пропиской).

6.Документ о среднем или высшем образовании (оригинал).

7.Сертификат ЕГЭ (при наличии).

8.Справка о составе семьи.

9.Свидетельство о регистрации брака и о венчании – для женатых (копия).

10.Справка о состоянии здоровья (форма 086/у).

11.Справка о крещении.

12.Медицинская страховка (для граждан РФ, копия).

13.Приписное свидетельство или военный билет (копия всех страниц).

Поступающие по прибытии в духовное училище должны предъявить в канцелярию паспорт, в котором должны быть отмечены регистрация по месту жительства и гражданство, а также военный билет (приписное свидетельство), в котором должна быть отметка о постановке на воинский учёт.

Приём документов производится в библиотеке кафедрального собора с 1 июля по 14 августа с 9:00 до 17:00, кроме выходных. Прибытие абитуриентов в училище на вступительные экзамены - 18 августа 2014 года до 15:00.

Вся дополнительная информация по тел.: +79681114917 – проректор духовного училища свящ. Евгений Мартенец.