ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
МАТЕРИАЛ. Снегурочка – кукла; снег в емкости; лед в формочках; снежинки, вырезанные из бумаги; темный лист бумаги для выкладывания снежинок; темные листы бумаги (на каждого ребенка); белая гуашь, кисти № 5, баночки с водой, салфетки; большая емкость с водой; пластилин для лепки снеговиков.
ХОД ЗАНЯТИЯ. Звучит тихая музыка.
Педагог читает стихотворение М. Познанской «Снег идет»:
Тихо, тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К дому стежку проведем,
Выйдет мама на порог,
Скажет: «Кто бы это мог
Провести дорожку
К нашему порожку?»
Входит Снегурочка (воспитатель вносит куклу) и вносит в группу емкость со снегом.
Снегурочка (воспитатель говорит измененным голосом): Здравствуйте, дети! Я пришла к вам в гости из русской народной сказки «Снегурочка».
Дети: Здравствуй, Снегурочка!
Снегурочка: Дети, какое сейчас время года? Какая погода бывает зимой?
Воспитатель обобщает ответы детей: «Зимой погода бывает разной: морозной, снежной, ветреной, солнечной».
Снегурочка. Морозная погода мне очень нравится! Я принесла вам немного снега. Дети как вы думаете, что произойдет со снегом в комнате?
Воспитатель. Снегурочка, мы обязательно понаблюдаем за снегом и посмотрим, что произойдет в помещении. Дети, почему Снегурочка любит холодную погоду?
Педагог обобщает ответы детей: «Снегурочка любит зиму, потому что дедушка и бабушка слепили ее из снега. Если будет тепло, Снегурочка может просто растаять. В гости к детям Снегурочка приходит зимой и только на новогодний праздник. А на празднике она не тает, потому что в Новый год происходят разные чудеса! Каждый год мы ждем встречи с Дедушкой Морозом и Снегурочкой».
Снегурочка предлагает детям поиграть в подвижную игру «Выпал беленький снежок».
Дети стоят кружком, выполняя движения в соответствии текстом стихотворения:
Выпал беленький снежок, (Дети приседают.)
Собираемся в кружок. (Образуют круг.)
Мы потопаем, мы потопаем! (Топают ногами.)
Будем весело плясать, (Кружатся вокруг себя.)
Будем ручки согревать. (Потирают ладони.)
Мы похлопаем, мы похлопаем! (Хлопают в ладоши.)
Будем прыгать веселей, (Прыгают.)
Чтобы было потеплей. (Прыгают.)
Мы попрыгаем, мы попрыгаем! (Прыгают.)
Воспитатель. Ой, Снегурочка, у нас в группе тепло тебе надо торопиться домой.
Снегурочка. Да, жарко у вас, мне нужна прохлада, пойду к Дедушке Морозу, домой. А на память о нашей встрече мне хочется подарить вам снежинки.
Снегурочка дарит детям красивые снежинки, прощается и уходит.
Воспитатель. Дети, давайте разложим снежинки на темном фоне, словно на вечернем небе белые снежинки! Посмотрите, какие красивые снежинки нам подарила Снегурочка!
Дети любуются красотой снежинок, рассматривают их строение и форму.
Воспитатель. Все снежинки похожи, но все они разные, двух одинаковых снежинок не найти. Ребята, помните, как мы наблюдали на прогулке за снежинками? Как они кружились в воздухе, покажите!
Далее педагог предлагает каждому ребенку вспомнить, какие снежинки он видел на прогулке, придумать и нарисовать свою снежинку. Обращает внимание детей на то, что все снежинки имеют шесть лучиков.
Дети подходят к столу и белой гуашью рисуют снежинки на темном листе.
Воспитатель. Когда летит много снежинок, это явление называется снегопад! Вот и нас получился снегопад! А что произойдет, если снежинку поймать рукой? (Ответы детей.) Давайте посмотрим, что же произошло со снегом, который принесла Снегурочка.
Обобщает ответы детей: «Снег начал таять от тепла, превращаясь в воду. А как вы думаете, что может случиться с водой на холоде? Превратится вода в снег?»
Воспитатель вносит в группу, заранее замороженную в формочках воду, предлагает детям рассмотреть кубики льда.
Обобщает ответы детей: «Вода на морозе замерзла и превратилась в лед». Педагог предлагает детям рассмотреть и потрогать кубики льда и спрашивает:
«Какой лед?»
Дети определяют свойства льда. (Твердый, прозрачный, холодный, в ладошке тает.)
Воспитатель опускает лед в воду и говорит: «Что происходит со льдом в воде? Лед не тонет, а плавает на поверхности воды и медленно тает. В сказке дедушка с бабушкой слепили Снегурочку из снега. Наступила весна, пригрело солнышко, и Снегурочка растаяла. А наша Снегурочка ушла на мороз и не растает. Дети, как вы думаете, что еще можно слепить из снега? (Ответы детей.) Из снега можно слепить снеговика с морковкой вместо носа или сделать снежные постройки. Холодной зимой снег укрывает землю и под снежным покрывалом зимуют растения, насекомые, снег помогает им пережить сильные морозы. Лед толстым, прочным слоем покрывает водоемы, чтобы все живое не погибло от холода. Вот о каких удивительных свойствах льда и снега вы сегодня узнали».
В свободное время педагог предлагает детям слепить снеговиков из пластилина.
На прогулке дети лепят снеговика из снега.
Калистратова Елена
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Почему растаяла Снегурочка?»
Программное содержание.
Образовательные задачи :
Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда . Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи : снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
Развивающие задачи :
Развивать мышление, интерес к явлениям неживой природы, вызвать радость от открытий, полученных из опытов.
Воспитательные задачи :
Воспитывать нравственно - эстетические чувства в общении с природой.
Материал. Костюм персонажа. Снег в емкости . Лед в формочках. Снежинки. Темный лист бумаги для выкладывания снежинок. Темные листы бумаги (на каждого ребенка) . Белая гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки. Стаканы с водой. Ноутбук. Музыка из оперы П. И. Чайковского «Времена года» . Слайды с изображением снежных построек , зимних пейзажей.
Связь с другими занятиями и видами деятельности . Чтение русской народной сказки «Снегурочка » . Игры со снегом , льдом, окрашенными льдинками. Рассматривание снежинок через лупу. Чтение рассказа И. Ильина и Е. Сегала «Снежинки» . Замораживание льда в формах.
Игровая ситуация «В зимнем лесу»
Воспитатель : Ой, ребята, как здесь красиво! Кругом бело, сколько снега намело . Куда это мы попали? В зимний лес? Ребята, я знаю замечательное стихотворение, которое называется «Снег идет » . Послушайте его
внимательно.
Воспитатель читает стихотворение М. Познанской «Снег идет » :
Тихо, тихо снег идет ,
Белый снег , мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом К дому стежку проведем, Выйдет мама на порог,
Скажет : «Кто бы это мог
Провести дорожку
К нашему порожку?»
Воспитатель : О каком времени года говорится в этом стихотворении? Дети : Зима.
Воспитатель : Дети, какое сейчас время года? Какая погода бывает зимой? Дети : Зима. Погода зимой бывает холодная, морозная.
Воспитатель : «Зимой погода бывает разной : морозной, снежной, ветреной, солнечной».
Воспитатель : Посмотрите, ребята, кто - то оставил здесь корзинку. А что находится в корзинке, давайте поглядим! Что это?
Дети : Снег .
Воспитатель : Как вы думаете, что произойдет со снегом , если мы его возьмем в руки?
Дети : Снег растает .
Воспитатель : Давайте проверим.
Воспитатель : Что случилось со снегом ?
Дети : Снег начал таять .
Воспитатель : «Снег начал таять от тепла, превращаясь в воду.
Ребята, давайте поиграем в игру «Выпал беленький снежок» .
Дети стоят кружком, выполняя движения в соответствии с текстом стихотворения :
Выпал беленький снежок, (Дети приседают.) Собираемся в кружок. (Образуют круг .) Мы потопаем, мы потопаем! (Топают ногами.) Будем весело плясать, (Кружатся вокруг себя.)
Будем ручки согревать! (Потирают ладони.) Мы похлопаем, мы похлопаем! (Хлопают в ладоши.) Будем прыгать веселей, (Прыгают.) Чтобы было потеплей. (Прыгают.)
Мы попрыгаем, мы попрыгаем! (Прыгают.)
Смотрите, ребята, в корзинке еще что - то есть. Что это?
Дети : Лед.
Ребята, давайте рассмотрим кубики льда. Что случилось с водой на
Дети : Вода замерзла.
Воспитатель : Вода на морозе замерзла и превратилась в лед.
Потрогайте лед. Положите на ладошку. Что с ним происходит?
Дети : Лед тает.
Воспитатель : Какой лед?
Дети : Прозрачный, холодный, в ладошке тает.
Воспитатель : Попробуем уронить лед на стол. Что произошло?
Дети : Лед ударился об стол.
Воспитатель : Что это значит?
Дети : Это значит, что лед твердый.
Воспитатель : Как вы думаете, что случится со льдом, если мы его опустим в воду?
Дети : Лед будет плавать.
Воспитатель : Давайте проверим. Опустим кубики льда в стаканы с водой.
Что происходит со льдом в воде?
Лед не тонет, а плавает на поверхности воды и медленно тает.
Сюрприз - момент. Раздается стук в дверь.
Воспитатель : Ой, кто - то к нам пришел.
Входит Зима.
Зима : Здравствуйте, ребята! Потеряла я корзинку волшебную. Вы ее не видели?
Дети : Видели.
Зима : Я ходила по лесу и набрала много красивых снежинок и хочу их
подарить вам за то, что нашли мою корзинку.
Воспитатель : Дети, давайте разложим снежинки на темном фоне, словно на вечернем небе белые снежинки! Посмотрите, какие красивые снежинки нам подарила Зимушка - Зима!
(Дети любуются красотой снежинок, рассматривают их строение и форму) .
Воспитатель : Все снежинки похожи, но все они разные, двух одинаковых снежинок не найти.
Зима : Ребята, я хочу вам показать, как снежинки кружатся в воздухе! А вы за мной повторяйте.
(Зима под музыку демонстрирует движения, дети повторяют.)
Воспитатель : Ребята, придумайте свою снежинку и нарисуйте ее.
(Дети подходят к столу и белой гуашью рисуют снежинки на темном листе,затем рисунки вывешиваются на доску).
Воспитатель : Когда летит много снежинок, это явление называется снегопад ! Вот и у нас получился снегопад ! Когда ветер кружит много снежинок, начинается метель, вьюга.
Иногда снег бывает сырым . Как вы думаете, что можно делать с сырым снегом ?
Дети : Слепить снеговика .
Воспитатель : Дети, садитесь на стульчики. Мы с вами покажем Зимушке -Зиме как дедушка с бабушкой из сказки «Снегурушка » слепили себе дочку. В этой сказке дедушка с бабушкой слепили Снегурочку из снега . Наступила весна, пригрело солнышко, и Снегурочка растаяла (показ кадров из мультфильма «Снегурушка » ). Зимушка - Зима : Дети, как вы думаете, что еще можно слепить из снега ?
Дети : Снеговика , снежную бабу
Воспитатель : Правильно. Из снега можно слепить снеговика с морковкой
вместо носа или сделать снежные постройки (показ слайдов снежных построек) .
Воспитатель : Холодной зимой снег укрывает землю и под снежным покрывалом зимуют растения , насекомые, снег помогает им пережить сильные морозы. Лед толстым, прочным слоем покрывает водоемы, чтобы все живое не погибло от холода (показ слайдов) .
Беседа с детьми.
Что интересного и нового вы сегодня узнали?
Что происходит со снегом в комнате ?
А со льдом что происходит?
Что случается с водой на морозе?
Зимушка - Зима : Ребята, с вами мне было очень интересно. Но мне пора
отправляться по своим делам : надо снегу намести , мосты на речках навести.
Воспитатель : Зимушка - Зима, мы хотим тебя пригласить на наш
новогодний праздник.
Зима : Спасибо за приглашение. До встречи.
Воспитатель : Пора и нам отправляться в детский сад. Ребята, попрощайтесь с гостями.
Дети : До свиданья.
Публикации по теме:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по физкультуре в средней группе Конспект непосредственно образовательной деятельности области «Физическая культура» в средней группе Интеграция областей: «Физическая.
«Цветы». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по аппликации в средней группе Задачи. Учить детей составлять цветок из засушенных листьев, красиво сочетая их по форме, цвету и величине. Развивать интерес к аппликации,.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в средней группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 "Снегирек" муниципального образования г. Саяногорск Конспект.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию тема: «Почему исчезают животные?» Педагогическая цель: пополнить знания детей о причинах вымирания некоторых животных. Задачи: обучающая: организовать деятельность детей.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Обувь» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,.
КОНСПЕКТ НОД
Подготовила и провела воспитатель
средней группы «Б» Боушева Н.А
«ПОЧЕМУ РАСТАЯЛА СНЕГУРОЧКА?»
Цель: Развивать познавательный интерес.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ .
- Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда.
- Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
- Воспитывать усидчивость, умение слушать не перебивая друзей.
МАТЕРИАЛ . Снегурочка – кукла; снег в емкости; лед в формочках; снежинки, вырезанные из бумаги; темный лист бумаги для выкладывания снежинок; темные листы бумаги (на каждого ребенка); белая гуашь, кисти № 5, баночки с водой, салфетки; большая емкость с водой.
СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ЗАНЯТИЯМИ И ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Игры со снегом, льдом, окрашенными льдинками. Рассматривание снежинок через лупу. Чтение рассказа И.Ильина и Е.Сегала «Снежинки». Замораживание льда в формах.
Звучит тихая музыка.
Педагог читает стихотворение М. Познанской «Снег идет»:
Тихо, тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К дому стежку проведем,
Выйдет мама на порог,
Скажет: «Кто бы это мог
Провести дорожку
К нашему порожку?»
Воспитатель вносит куклу и вносит в группу емкость со снегом.
Снегурочка (воспитатель говорит измененным голосом): Здравствуйте, дети! Я пришла к вам в гости из русской народной сказки «Снегурочка».
Дети: Здравствуй, Снегурочка!
Снегурочка: Дети, какое сейчас время года? Какая погода бывает зимой?
Воспитатель обобщает ответы детей: «Зимой погода бывает разной: морозной, снежной, ветреной, солнечной».
Снегурочка. Морозная погода мне очень нравится! Я принесла вам немного снега.
Дети как вы думаете, что произойдет со снегом в комнате?
Воспитатель. Снегурочка, мы обязательно понаблюдаем за снегом и посмотрим, что произойдет в помещении. Дети, почему Снегурочка любит холодную погоду?
Педагог обобщает ответы детей: «Снегурочка любит зиму, потому что дедушка и бабушка слепили ее из снега. Если будет тепло, Снегурочка может просто растаять. В гости к детям Снегурочка приходит зимой и только на новогодний праздник. А на празднике она не тает, потому что в Новый год происходят разные чудеса! Каждый год мы ждем встречи с Дедушкой Морозом и Снегурочкой».
Снегурочка предлагает детям поиграть в подвижную игру «Выпал беленький снежок».
Дети стоят кружком, выполняя движения в соответствии текстом стихотворения:
Выпал беленький снежок, (Дети приседают.)
Собираемся в кружок. (Образуют круг.)
Мы потопаем, мы потопаем! (Топают ногами.)
Будем весело плясать, (Кружатся вокруг себя.)
Будем ручки согревать. (Потирают ладони.)
Мы похлопаем, мы похлопаем! (Хлопают в ладоши.)
Будем прыгать веселей, (Прыгают.)
Чтобы было потеплей. (Прыгают.)
Мы попрыгаем, мы попрыгаем! (Прыгают.)
Воспитатель. Ой, Снегурочка, у нас в группе тепло тебе надо торопиться домой.
Снегурочка. Да, жарко у вас, мне нужна прохлада, пойду к Дедушке Морозу, домой. А на память о нашей встрече мне хочется подарить вам снежинки.
Снегурочка дарит детям красивые снежинки, прощается и уходит.
Воспитатель. Дети, давайте разложим снежинки на темном фоне, словно на вечернем небе белые снежинки! Посмотрите, какие красивые снежинки нам подарила Снегурочка!
Дети любуются красотой снежинок, рассматривают их строение и форму.
Воспитатель. Все снежинки похожи, но все они разные, двух одинаковых снежинок не найти. Ребята, помните, как мы наблюдали на прогулке за снежинками? Как они кружились в воздухе, покажите!
Дети подходят к столу и белой гуашью рисуют снежинки на темном листе.
Воспитатель. Когда летит много снежинок, это явление называется снегопад! Вот и нас получился снегопад! А что произойдет, если снежинку поймать рукой? (Ответы детей.) Давайте посмотрим, что же произошло со снегом, который принесла Снегурочка.
Обобщает ответы детей: «Снег начал таять от тепла, превращаясь в воду. А как вы думаете, что может случиться с водой на холоде? Превратится вода в снег?»
Воспитатель вносит в группу, заранее замороженную в формочках воду, предлагает детям рассмотреть кубики льда.
Обобщает ответы детей: «Вода на морозе замерзла и превратилась в лед».
Педагог предлагает детям рассмотреть и потрогать кубики льда и спрашивает: «Какой лед?»
Дети определяют свойства льда. (Твердый, прозрачный, холодный, в ладошке тает.)
Воспитатель опускает лед в воду и говорит: «Что происходит со льдом в воде? Лед не тонет, а плавает на поверхности воды и медленно тает. В сказке дедушка с бабушкой слепили Снегурочку из снега. Наступила весна, пригрело солнышко, и Снегурочка растаяла. А наша Снегурочка ушла на мороз и не растает.
Рефлексия:
Дети, как вы думаете, что еще можно слепить из снега? (Ответы детей.) Из снега можно слепить снеговика с морковкой вместо носа или сделать снежные постройки. Холодной зимой снег укрывает землю и под снежным покрывалом зимуют растения, насекомые, снег помогает им пережить сильные морозы. Лед толстым, прочным слоем покрывает водоемы, чтобы все живое не погибло от холода. Вот о каких удивительных свойствах льда и снега вы сегодня узнали».