Часовые любви: жизнь и смерть фигуристки Людмилы Белоусовой. Фигуристы людмила белоусова и олег протопопов: история большой любви и резонансного побега из ссср Без возрастных ограничений

Белоусова Людмила Евгеньевна (род. в 1935) и Протопопов Олег Алексеевич (род. в 1932) - чемпионы олимпийских игр в парном фигурном катании на коньках в 1964 и 1968 г. Чемпионы мира и Европы с 1965 по 1968 гг. Чемпионы СССР в 1962-1964,1966-1968 гг.

Людмила Белоусова и Олег Протопопов стали первыми обладателями золотой медали в истории русского фигурного катания (1964). Помимо внешней гармонии, эта пара обладала взаимной симпатией и сходством во взглядах на жизнь. Даже несмотря на то, что Людмила и Олег жили в разных городах, что необычайно усложняло ситуацию.

Олег родился в Ленинграде в июле 1932 г. В девятилетнем возрасте он узнал страшный смысл таких слов, как война и блокада. В пятнадцать лет он принял решение стать пианистом. Но при поступлении в музыкальное училище жюри не нашло у мальчика идеального слуха. Тогда юноша предпринял попытку попробовать себя в фигурном катании. В 1947 г. он пришел к тренеру Лепнинской Нине Васильевне в валенках с прикрученными к ним хоккейными коньками.

Тренировки Олега были очень насыщенными, и уже через 3 года он готовился принять участие в крупных всесоюзных соревнованиях. Но повестка из военкомата нарушает его планы. Все годы службы в Военно-Морском Флоте Олег не прекращал мечтать о дальнейшей спортивной карьере. Именно в армии ему в голову приходит мысль о парном катании.

Долгожданный дебют состоялся весной 1954 г. Партнершей Протопопова стала ленинградка Маргарита Богоявленская. Даже с той слабой техникой, которая была у молодых спортсменов, они сумели занять призовое, третье, место.

Людмила родилась в Ульяновске 25 ноября 1935 г. В 1946 г. семья Белоусовых переехала в Москву. В школе Люда вместе со своей сестрой Раей посещала занятия бальными танцами. Летом девочка играла в теннис, а зимой каталась на хоккейных коньках. После первого просмотра таких фильмов, как "Серенада солнечной долины" и "Весна на льду" Людмила решает стать фигуристкой.

Однако с поступлением в спортивную школу девочка опоздала на 5 лет. Но Люда не оставила своей затеи и решила попытать счастья в секции для взрослых. Здесь ей повезло больше.

Парным катанием Людмила заинтересовалась позже. Это произошло на третьем году ее спортивных занятий, когда она случайно встретила на московском катке Олега. Выполнив в паре пируэт, они поняли, что созданы друг для друга. Но у Олега еще не окончился срок службы, и ему нужно было возвращаться в Ленинград. Да и Людмилу ждали ее школьные занятия.

После сдачи экзаменов Людмила решила поступить в энергетический институт, но не добрала баллов и уехала в Ленинград. Официальной причиной отъезда была еще одна попытка поступления в высшее учебное заведение, но на самом деле все ее планы на будущее были связаны с парным фигурным катанием.

Ленинградские тренеры встретили Людмилу не очень дружелюбно, да и погода была хуже не придумаешь: то дождь, то снег, а то и пурга. И только благодаря Олегу, всегда находящему нужные слова, чтобы ее утешить, девушка не прекращала занятий спортом.

Из-за повышенных требований к себе и нетерпимости Олега к малейшей фальши молодые люди тренировались по три, а то и по четыре часа в день. Время занятий не сократилось и после того, как Белоусова и Протопопов стали чемпионами Европы. Несмотря на несхожесть в характерах в том, что касалось спорта, Людмила всегда была заодно с Олегом.

Зимой 1958 г. Людмила и Олег отправились на чемпионат мира, проходивший в Париже. К началу соревнования пришло мало народа, но к тому времени, когда должны были выступать Белоусова и Протопопов, все места в зрительном зале были заняты. Никому не известных спортсменов встретили довольно дружелюбно, но без особого энтузиазма. Начало выступления прошло великолепно: сказывались упорные тренировки и желание победить. Но вдруг, выполняя шпагат, Людмила упала. Боль в бедре и ушедшая вперед музыка не дали должным образом закончить выступление. В результате они заняли лишь тринадцатое место.

В 1960 г. на соревнованиях в Скво-Вэлли пара снова не добилась успеха, хотя результат был немногим лучше: они заняли девятое место.

Ровно через 3 года в Италии на чемпионате мира, проходящем в небольшом курортном городке Кортина д"Ампеццо, победу пророчили паре из ФРГ, и количество очков, которое они набрали, являлось явным тому подтверждением. В зале было много немецких туристов. Они имели твердое намерение сорвать выступление русской пары, вышедшей к тому же в костюмах из алой материи. Но Людмила и Олег великолепно откатали свою программу и заняли второе место. Первое место в соревнованиях за первенство Европы и мира получили германские фигуристы Марика Килиус и Ганс Боймлер.

Белоусова и Протопопов сразу же отказались от легкой, ни к чему не обязывающей музыки и выступали под богатые аккорды симфонического оркестра. В следующем сезоне на чемпионате мира в Инсбруке над катком плыли нежные звуки Листа и Рахманинова, и русские фигуристы вторили им каждым своим движением.

Легкость танца Людмилы и порывистость Олега открывали залу всю гамму чувств, заключенную в номере. После объявления результатов все поняли: вот они, новые чемпионы!

В последующие четыре года победы на чемпионатах мира и Европы следовали одна за другой. Конечно, далеко не все они давались легко. В 1966 г. в Давосе русские фигуристы в очередной раз завоевали звание чемпионов. Но что-то было не так. Перед выступлением лица спортсменов были напряжены, а после окончания партнерша передвигалась с трудом, опираясь на руку Олега. Как выяснилось, перед выходом на лед Людмиле стало плохо, и Протопопов предложил отложить выступление или совсем отказаться от него. Но Людмила, привыкшая доводить дело до конца и выходить на каток что бы ни случилось, отказалась. И они победили.

Для этой поистине великолепной пары фигурное катание стало не просто видом спорта и совершенствованием своего мастерства, для них оно было искусством. В 1979 г. Белоусова и Протопопов принимают решение не возвращаться в Советский Союз и остаться на постоянное место жительства в Швейцарии. Некоторое время спустя они переходят в разряд профессионалов и начинают выступления в составе американского балета на льду.

Двукратные чемпионы Олимпийских игр уехали из России не потому, что они недостаточно любили родину. Сделать такой шаг их заставила боязнь быть отстраненными от своего любимого дела, без которого они оба не могли жить. Ведь Протопопову в 1979 г. исполнилось 47 лет, а русских спортсменов отправляли на пенсию уже в 38.

Краткий биографический словарь

"Белоусова и Протопопов" и другие статьи из раздела

Олег Алексеевич Протопопов. Родился 16 июля 1932 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советский фигурист, двукратный олимпийский чемпион (1964 и 1968) в парном катании в паре с Людмилой Белоусовой. Заслуженный мастер спорта СССР (1962; лишен в 1979).

В детские годы пережил блокаду Ленинграда.

Воспитывал его отчим, поэт Дмитрий Цензор, который спас их с матерью во время войны. Как вспоминал Протопопов, Цензор вытащил их из блокадного города, когда они уже были на грани смерти.

Именно отчим и подарил ему первые в жизни коньки. Однако серьезно фигурным катанием он начал заниматься только в 15 лет - в 1947 году у тренера Нины Васильевны Лепнинской.

В 1951 году готовился принять участие во всесоюзных соревнованиях, но был призван в армию на Балтийский флот. Демобилизовался в 1956 году, однако во время службы продолжал занятия фигурным катанием - его отпускали с корабля на тренировки.

Сначала выступал в паре с Маргаритой Богоявленской, с которой завоевал бронзовую медаль чемпионата СССР 1953 года.

В 1954 году начал выступать с Людмилой Белоусовой , с которой познакомился на семинаре в Москве. Они решили просто покататься вместе, пробовали исполнить некоторые элементы. Спортсменам показалось, что они подходят друг другу. Белоусова переезжает в Ленинград и в декабре 1954 года спортсмены начинают тренироваться вместе под руководством И. Б. Москвина, некоторое время - П. П. Орлова. Временами работали вдвоём, сами ставили свои программы. К 1957 году они были серебряными призёрами первенства СССР и мастерами спорта.

В декабре 1957 года фигуристы поженились и с тех пор не расставались.

На международной арене дебютировали в 1958 году. Технический арсенал спортсменов был небогатым, к тому же сказалась неопытность, поэтому они перенервничали и выступили на чемпионате Европы 1958 года не очень удачно - допустили ошибки, исполняя несложные элементы.

На чемпионате Европы 1959 года допустили падение, судьи выставили в среднем оценки 5,0-5,1. На своей первой Олимпиаде 1960 в США пара получила оценки с большим расхождением: от 4,6/4,5 канадского судьи до 5,2/5,2 от австрийского и швейцарского судей.

В 1960-е пара значительно выросла как в техническом, так и в художественном плане. Олег Протопопов и Людмила Белоусова придумали и первыми исполнили многие элементы, которые впоследствии вошли в обязательную программу соревнований фигуристов всего мира. Так, впервые ими был исполнен тодес вперёд на внутреннем ребре, т. н. «космическая спираль».

Первый успех пришёл в 1962 году: фигуристы наконец впервые выиграли чемпионат СССР (с восьмой попытки!) и заняли 2-е места на чемпионате Европы и чемпионате мира, где пара уступила канадской паре О. и М. Джелинек одним судейским голосом и лишь одну десятую балла.

В 1963 пара поставила произвольную программу на джазовую музыку, получая средние оценки уже на уровне 5,7-5,8. На чемпионате Европы 1964 года в обязательной программе пара получила более высокие оценки, чем М. Килиус - Х.-Ю. Боймлер (ФРГ), но по большинству мест уступили им, в произвольной программе пара из ФРГ также обошла советскую пару и выиграла. На Олимпиаде-64 неожиданно с преимуществом в один судейский голос обыграли Килиус и Боймлера, благодаря высокому уровню согласованности, синхронности и гармоничности катания, были исполнены красивые спирали, комбинация прыжков шпагат и аксель в полтора оборота, двойной сальхов, несколько поддержек, включая зубцовое лассо в два оборота. Почти все судьи выставили оценки 5,8-5,9.

выступление Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова

Шедеврами стали их программы 1965-68, в которых вдохновенно, с тонким психологизмом раскрыт образ влюблённых, достигнута практически абсолютная синхронность всех движений, удивительная красота и плавность линий. Белоусова - Протопопов повели мировое парное катание по пути художественного обогащения программ.

В 1966 году острейшую конкуренцию им составила новая пара Жук - Горелик, проигравшая им на чемпионате мира лишь одним судейским голосом.

На своей третьей Олимпиаде (1968) пара выиграла обе программы. В оцененной журналистами, как триумфальной, произвольной программе на музыку Рахманинова и Бетховена чисто были исполнены: комбинация двойной риттбергер - шаги - аксель в полтора оборота, двойной сальхов, 7 разнообразных поддержек, включая зубцовое лассо и лассо-аксель, а также огромная по длине спираль в позе либела, длившаяся 15 секунд. Лишь первый стартовый номер в сильнейшей разминке не позволил судьям выставить оценки 6,0, при этом шесть судей поставили 5,9/5,9, двое 5,8/5,9, а оценка судьи из ГДР 5,8/5,8 была освистана зрителями.

На чемпионате мира 1968 года почти все судьи выставили оценки 5,8/5,9, а судьи из ФРГ и ГДР оба дали 5,7/6,0.

Однако затем пара стала проигрывать более молодым советским парам, чрезвычайно усложнившим программу. На чемпионате мира 1969 года спортсмены допустили несколько ошибок и заняли третье место. В 1970 году на чемпионате СССР лидировали после исполнения обязательной программы, однако по сумме двух видов остались лишь четвёртыми и не попали в сборную страны (впоследствии заявили о судейском сговоре). На чемпионате СССР 1971 года пара лишь шестая, а в апреле 1972 - третья, но в отсутствии сильнейших пар, после чего спортсмены покинули любительский спорт.

Награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени (1965, 1968), призом Жака Фавара Международного союза конькобежцев.

Уйдя из большого спорта, спортсмены не расстались с фигурным катанием, работали в Ленинградском балете на льду.

В 1978 году квартиру Белоусовой и Протопопова в Ленинграде обворовали, украли все медали.

Пытались вступить в КПСС, как честно признавались, из карьерных соображений. Но их не приняли. Олег Протопопов рассказывал: "Три года ждали очереди, но нас так и не приняли. Сказали, мол, партия рабоче-крестьянская, среди кандидатов есть не менее достойные люди, чем вы. Да, с нашей стороны это был конъюнктурный расчет... Мы написали заявления, взяли рекомендации у Тамары Москвиной, директора питерского Дворца спорта «Юбилейный» Сергея Толстихина, но ничего не помогло".

Бегство из СССР

24 сентября 1979 года Белоусова и Протопопов, находясь вместе с Ленинградским балетом на льду на гастролях в Швейцарии, попросили у руководства этой страны политического убежища и отказались возвращаться в СССР.

В СССР спортсменов лишили званий заслуженных мастеров спорта, их имена вычеркнули из всех советских справочников, рассказывающих об олимпийских достижениях СССР, а самих спортсменов в открытую называли предателями.

Сами Белоусова и Протопопов свой шаг объясняли тем, что в родной стране паре не давали развиваться дальше, они же не хотели бросать спорт и верили, что за границей их талант будут ценить больше.

Олег Протопопов о причинах эмиграции:

"Одно время распускали слухи, будто бы просимся обратно, но такого не было. Да, я родился в Ленинграде и никуда оттуда не собирался уезжать. Как-то даже сказал Екатерине Фурцевой, министру культуры, звавшей нас с Людой в Москву, что хочу умереть в родном городе. Но потом обстоятельства изменились. В какой-то момент почувствовали себя, словно в тюрьме. Единственным способом вырваться была эмиграция. И решение это, поверьте, далось совсем не просто. Нас вынудили принять его. Как до этого выпихнули из большого спорта.

Дело прошлое, сегодня, наверное, немногие помнят, но мы готовились к Олимпиаде-72, собирались ехать в Саппоро. Фаворитами считалась пара Роднина – Уланов, вторыми шли наши ученики Смирнова – Сурайкин, мы же могли рассчитывать на твердое третье место. Как минимум. Помню, убеждал Сергея Павлова, главного спортсмена страны: «Есть шанс занять весь олимпийский пьедестал почета! Нельзя упускать возможность». Наивный придурок! Это я о себе… Нас никуда и не думали везти: «бронзу» в парном катании уже пообещали команде ГДР, а за это немцы пообещали поддержать Сергея Четверухина в соревнованиях одиночников, где позиции СССР были послабее.

По сути нас продали, хотя по форме все выглядело вполне прилично. Перед Олимпиадой собрался тренерский совет и... Никто не поддержал наши кандидатуры. Игры выиграли Роднина и Уланов, хотя должны были побеждать Люда Смирнова с Андрюшей Сурайкиным, которым мы ставили произвольную программу. Они откатали чисто, а Уланов не выполнил обязательный элемент, не прыгнул двойное сальто, что являлось грубым нарушением. Тем не менее судьи простили ошибку. Сейчас такой фокус не прошел бы...

Тогда на правила плевали, творили, что хотели. В 70-м году на чемпионате СССР в Киеве мы лидировали после первого дня, а Роднина и Уланов шли восьмыми. Закончилось же тем, что они победили, а нас отбросили на четвертое место. Разве подобное возможно при нормальном судействе? Мы должны были на пузе ползать, чтобы так низко упасть!".

Проживали в Гриндельвальде.

В 1995 году получили швейцарское гражданство, после чего смогли выступить на открытии чемпионата Европы в Софии (1995).

В ноябре 2005 года посетили Россию по приглашению Федерации фигурного катания Санкт-Петербурга.

Присутствовали на Олимпиаде 2014 в Сочи.

В сентябре 2015 года 79-летняя Людмила Белоусова и 83-летний Олег Протопопов выступили на льду в США на «Вечере с чемпионами».

Олег Протопопов и Людмила Белоусова. Москва. 2015 год

Рост Олега Протопопова: 175 сантиметров.

Личная жизнь Олега Протопопова:

Был женат на фигуристке Людмиле Белоусовой, своей партнерше по льду. Поженились в декабре 1957 года и вместе прожили всю жизнь.

Детей они не имели.

Согласно пояснениям пары, не рожали детей, чтобы не стать заложниками советской системы. Судя по всему, план побега на Запад у них вызрел давно. Белоусова говорила: "Мы же видели, как мучился Виктор Корчной. Он уехал на Запад, а Белла с сыном остались в СССР. Витю фактически шантажировали, говоря: если выиграешь у Карпова, о семье забудь. Знаем это не понаслышке, у Беллы в Швейцарии был тот же адвокат, что и у нас. Советский строй не прощал пытавшихся плыть против течения".

Спортивные достижения Олега Протопопова:

Зимние Олимпийские игры: золото (1964, 1968);

Чемпионаты мира: золото (1965, 1966, 1967, 1968), серебро (1962, 1963, 1964), бронза (1969);

Чемпионаты Европы: золото (1965, 1966, 1967, 1968), серебро (1962, 1963, 1964, 1969);

Чемпионаты СССР: золото (1962, 1963, 1964, 1966, 1967, 1968), серебро (1957, 1958, 1959, 1961, 1969), бронза (1953, 1954, 1955).


С семьей Келли – Барбарой и ее сыном Дагом – я не познакомилась, если бы не печальное известие о смерти Людмилы Белоусовой. Когда 29 сентября по всем российским СМИ пошли комментарии и соболезнования тех, кто был знаком с Олегом и Милой, сам факт не подтверждал никто. Неизвестна была дата смерти и, если это случилось, то где произошло в Америке или Европе. В течение последующих дней, по просьбе ФФККР, вместе с сотрудниками и руководителями Федерации, мы связывались со всеми, кто мог хотя бы что-то сказать, подтвердить. И в результате вышли на Барбару и Дага Келли, которые с момента отъезда Милы и Олега из США разыскивали своих друзей, чтобы узнать, что с ними случилось. И самые разные люди в США, Германии, Швейцарии, России, которые даже не были знакомы с Олегом и Милой, а знали Людмилу Белоусову и Олега Протопопова как легендарных советских фигуристов, без лишних вопросов подключились к поискам, готовы были помочь.

Теперь известно точно, что выдающая спортсменка Людмила Белоусова после продолжительной болезни скончалась в госпитале в Швейцарии 26 сентября, тело ее было кремировано.

Семья Келли, опять же благодаря помощи самых разных людей, связалась с сотрудниками комплекса, где сейчас находится Олег Протопопов, с просьбой передать ему, что Барбара и Даг переживают и ждут его приезда в США.

Об американских друзьях Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова - людях, которые стали для них второй семьей, мы хотим рассказать в этом материале.

Садик с розами

Барбаре Келли 90. На протяжении 15 лет Людмила Белоусова и Олег Протопопов жили в ее доме в Лэйк Плэсиде. Семья Барбары стала второй семьей Олега и Милы. Они вместе праздновали дни рождения (у Барбары 18 июля, у Олега 16 июля), даже устраивали вечеринки. Вместе переживали горе. В свои 87 лет именно Барбара возила Милу в госпиталь, неподалеку от Лэйк Плэсида, где фигуристке диагностировали рак…

Год назад Барбара Келли переехала к сыну Дагу в Вирджинию, живет теперь на ферме. Семь лошадей, шесть кошек, четыре собаки, куры с цыплятами, две огромные черепахи и пара оленят. Оленята прибились сами, потому что вокруг народ охотится по осени, а на ферме животные в безопасности. Во дворе дома маленький садик памяти – розы, камни с именами близких людей. Теперь в нем есть и камешек в память о Людмиле. За садиком ухаживает сама Барбара.

Я хочу, чтобы Олег приехал к нам и жил у нас столько, сколько захочет. Хоть до конца жизни, - говорит Барбара. – Понимаете, ближе нашей семьи у него сейчас никого нет. Он привык с нами. Ему здесь будет комфортно. Они с Милой так любили собирать грибы. А у нас в окрестных лесах грибов видимо-невидимо. Здесь чудесная природа, свежий воздух. Можно «ковыряться» на грядках, можно гулять, сколько захочешь, можно ухаживать за животными. Чем мы здесь занимаемся – заботимся о животных, попавших в беду. Все наши питомцы были прежде не здоровы или просто в какой-то момент оказались на улице.

Но самое главное, в 20 минутах езды от нашего дома, в Ричмонде, есть каток. Мы можем возить Олега туда, если он захочет снова выйти на лед. Я сама с удовольствием составлю ему компанию, хоть мне и 90.

А еще у моей племянницы русский муж. Он из Санкт-Петербурга. Ребята хоть и живут в Арабских Эмиратах, но периодически приезжают в гости со своей малышкой Валентинкой.

В поисках Олегa

Когда 29 сентября американский сайт Icenetwork.com дал новость о смерти Людмилы, на самом деле никто толком не знал, в какой стране она умерла, какого числа, умерла ли вообще. Сын Барбары Даг провел огромную работу по поиску Олега – написал письма и позвонил чуть ли не во все международные организации – от Олимпийского комитета до Красного креста, связался с разными клубами фигурного катания, катками, отелями, больницами.

Вместе с Федерацией фигурного катания на коньках России было проведено настоящее расследование, в результате которого удалось найти Олега. Пока все СМИ трубили о смерти легенды мирового спорта, вспоминали успехи пары на льду, их грациозный, незабываемый, воздушный стиль катания, Барбара и Даг переживали: что кушает Олег, ведь в олимпийской семье у плиты всегда стояла Мила. Как он себя чувствует, жив ли вообще, ведь Олег и Мила были одним целым. А теперь половинка потеряна.

Барбара и Даг – одни из немногих, кто знают Людмилу Белоусова и Олега Протопопова не как именитых олимпийцев, а как обычных людей - Милу и Олега.

Ни машины, ни телевизора, ни мобильника

Мы познакомились с ними больше 15-ти лет назад, - вспоминает Барбара. – Мы сдавали в доме нижний этаж, и на катке им порекомендовали прийти к нам. С тех пор мы постоянно были вместе. Точнее, на зиму они уезжали в Швейцарию, а ближе к лету на шесть месяцев приезжали в Америку. В Лэйк Плэсиде им давали лед практически в любое время дня и ночи и бесплатно. А так как буквально до последнего года они катались шесть раз в неделю по 2-3 часа в день, то для них это было очень важно. Они хоть ночью могли прийти на каток и отрабатывать свои элементы одни на льду. Кстати, во время массовых катаний они часто подсказывали взрослым или детям, как лучше сделать то или иное движение.

Кстати, долгое время из-за того, что виза в США у них была туристическая, они не могли тренировать в Америке. Я долго ходила с ними, мы оформили миллион бумаг, и какое это было счастье, когда лет 5-6 назад они получили грин карту. С этого момента они могли хоть немного, но зарабатывать себе уроками. Любой желающий фактически мог прийти в офис и купить персональное занятие с Людмилой или Олегом. До последнего момента, уже будучи больной, Мила продолжала давать уроки.

-- Их всегда спрашивали, как им удается оставаться в такой прекрасной форме? Выглядеть на 20-30 лет моложе. Они как будто «заморозились» на льду.

Правильное питание и движение – вот их весь секрет. Они хотели кататься до конца своих дней, поэтому очень большое внимание уделяли физической форме. У них не было машины. Они что в Швейцарии, что в Америке всегда снимали жилье в пешей доступности от катка. Никогда не соглашались, если кто-то предлагал подбросить на авто. Они пешком ходили в магазины (в крайнем случае, ездили на автобусе), на себе тащили сумки с продуктами, пешком поднимались по ступенькам в свои 80 с лишним. Не помню, чтобы они занимались каким-то особенным фитнесом. Разве что поддержки отрабатывали во дворе. Очень много гуляли. Любили плавать. Даже в холодной воде. И, конечно, много времени проводили на льду.

Особенное внимание уделяли питанию. Никогда не покупали никаких полуфабрикатов. Для Америки это, наверное, нонсенс. Все свои деньги, пожалуй, тратили на продукты – свежие овощи, свежие фрукты, мясо. Практически не ели сладкого. Хлеб Мила часто пекла сама. Она вообще очень много времени проводила на кухне. У них не было ни телевизора, ни машины, ни мобильников. Да, была камера, на которую они записывали свое катание, а потом изучали, что нужно исправить, как сделать лучше. Иногда они просили мобильник у друзей, если срочно требовалось куда-то позвонить. У них стиль жизни был такой. Минимализм во всем. Все костюмы для выступлений Мила шила сама. Вручную или на такой маленькой швейной машинке. Олег в свободное время монтировал фильм. У него была идея – сделать кино о них. Он осваивал компьютер, расспрашивал моего мужа, что и как лучше сделать. Честно говоря, мой супруг большим специалистом в этом деле не был. Тем не менее, что-то у них там потихоньку получалось.

Кстати, компьютером, наверное, лучше владела Людмила. Общение с «миром» у них шло в основном через электронную почту. Именно Мила вела всю переписку. Наверное, именно поэтому после ее смерти никто так и не получил с их почты ни одного ответа. Мне кажется, и английский язык она знала получше.

-- Как они проводили свободное время?

Катались. Они жили этим. А еще время от времени мы в доме устраивали совместные вечеринки. Они что-то готовили, мы готовили. Накрывали стол. Пару лет назад я уговорила Милу и Олега выучить гавайский танец «Хула». Не представляете, как мы «отрывались»! Нашли музыку, разучили движения, нарядились. Здорово получилось.

Я им и музыку нашла для новой программы на льду. Даже давала послушать. Думали, может, на следующий год поставить… Этим летом Мила пробовала тренироваться. Наверное, пару раз выходила кататься, но нет. Слишком слаба она была…

-- В тот день, когда Людмила узнала, что у нее рак, о чем вы говорили?

Если честно, только о том, что надо из США ехать в Швейцарию, потому что их страховка не покрывает операцию в Штатах. Мы говорили с ней о жизни. И никогда о смерти. Я уверена, что проецировать надо только хорошие мысли и добрые дела.

-- Вы знаете о том, что Олег кремировал Людмилу?

Сначала мы очень удивились, а потом подумали, что это мудрое решение с его стороны. Таким образом, его Мила всегда будет рядом с ним, в любой точке земного шара.

Знаете, мы, правда, очень хотим, чтобы Олег приехал сюда и жил у нас. Мы уже пару дней пытаемся дозвониться до него в Швейцарию, но пока удалось поговорить только с хозяином комплекса, где Олег жил прежде. Тот пообещал передать Олегу нашу просьбу связаться с нами в ближайшее время и предложение перебраться в США. Так что очень ждем звонка из Швейцарии и надеемся, что Олег к нам все-таки приедет. Мы очень волновались, когда несколько дней не могли получить никакой информации, где он, все ли с ним в порядке. Сейчас немного успокоились, имея связь хотя бы через посредников. Рады, что о нем заботятся в Швейцарии.

Мы уже приготовили для него комнату в доме и теперь каждый день ждем звонка.

Досье

Барбара Келли родилась в 1927 году в городе Адирондак (США). Окончила школу в 1945 в Лэйк Плэсиде. В 9 лет встала на коньки, но в 14 лет закончила кататься, потому что у семьи не было денег на фигурное катание, девочке надо было думать о поступлении в институт. Только в 60 лет она продолжила свою фигурную карьеру. До 89-ти лет включительно каталась на коньках, и только последний год, переехав из Лэйк Плэсида к сыну в штат Вирджиния, перестала этим заниматься. Но обещает снова выйти на лед, если Олег Протопопов приедет к ним в Штаты.

P.S. Федерация фигурного катания на коньках России окажет Олегу Алексеевичу Протопопову финансовую поддержку. Какое решение примет легендарный фигурист – остаться в Швейцарии или лететь в США к своим друзьям, станет известно в ближайшее время.

Надежда ШУЛЬГА, Вашингтон

Фото из личного архива Барбары и Дага Келли

Людмила Белоусова, Олег Протопопов: Нас прятали в швейцарских отелях

В «Раздевалке» побывали олимпийские чемпионы 1964 и 1968 годов в парном катании Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Мы встретились в Лозанне на чемпионате Европы по фигурному катанию, завершившемся в минувшие выходные. Знаменитые спортсмены приехали сюда из деревушки Гринденвальд, где живут более двадцати лет. Арендуют квартиру в маленьком шале с войлочными вишнями в саду. Здесь они тренируются. Но не только для себя: Белоусова и Протопопов, несмотря на солидный возраст, по-прежнему участвуют в ледовых шоу.

Они эмигрировали в Швейцарию в 1979 году, не пожелав мириться с невостребованностью своего таланта на родине. Их имена были вычеркнуты из справочной литературы. А с них, собственно, и началось парное катание. Они высоко подняли планку, которая и сегодня не преодолена. Нет, не по элементам — по красоте катания, чистоте линий, любовному диалогу мужчины и женщины на льду.

Людмила, москвичка, инструктор юных фигуристов в парке имени Дзержинского в Марьиной роще, и Олег, моряк Балтийского флота из Ленинграда, познакомились в 1954 году на третьеразрядном семинаре по фигурному катанию в Москве. И вскоре встали в пару. А поженились спустя три года.

ЛИСИЙ ВОРОТНИК

Людмила Белоусова : — У меня был мальчик в Москве. Но когда я переехала в Ленинград и мы стали кататься, больше узнала Олега и, естественно, начала сравнивать. И поняла, что моя жизнь немыслима без фигурного катания, поэтому мы становились все ближе и ближе друг к другу. Олег был свободен. Он еще служил во флоте, и мы имели возможность тренироваться только тогда, когда его отпускали с корабля. В 1956 году он демобилизовался.

Олег ухаживал за мной трогательно. Даже один раз воротник оторвал. Мы гуляли, на мне было пальто с лисьим воротником. Пошли на детскую горочку покататься, я поехала вниз, а Олег испугался, схватил меня за ворот. И лиса осталась у него в руках.

Когда мы поженились, у Олега, недавно вернувшегося со службы, ничего не было, кроме бушлата и бескозырки. К счастью, его мама, когда он уходил на флот, сохранила его комнату — 9,8 квадратных метра в коммуналке. Там мы и обосновались.

Олег Протопопов: — Нашими соседями были милиционер с женой Дорой и двумя детьми: Сашей и Верой. Вот ребята гуляют во дворе, а мать им кричит: «Сашка, Верка, иди, перденься (переоденься. — Прим. авт .), кому говорю, перденься». Они чистили зубы одной щеткой вчетвером. Так мы прожили довольно долго, и только после того, как в 1964 году выиграли Олимпийские игры, нам дали однокомнатную квартиру.

Л.Б.: — В первые годы нашей совместной жизни, когда нас одолевало хроническое безденежье, я, студентка института железнодорожного транспорта, частенько таскала мужа в свою студенческую столовку. Мы брали меню и, закрыв названия блюд, выбирали самые дешевые. Но что хорошо было: на столе всегда стояли хлеб и горчица, которыми можно было насытиться.

«САРАФАННОЕ РАДИО»

— Нас упрекали в излишней театральности, — продолжают Белоусова и Протопопов. — В 1972 году было принято решение не посылать нас на Олимпийские игры в Саппоро. Через шестнадцать лет в «Собеседнике» Уланов признался, что уже за два года до той Олимпиады им с Родниной были запланированы олимпийские золотые медали. И поэтому в 1970 году на чемпионате Союза, когда мы обыграли их в обязательной программе, а Роднина с Улановым были на восьмом месте, все всполошились. И на следующий день наши соперники стали первыми, а мы четвертыми. А ведь до этого у нас был разрыв в 13 баллов! Нам только на пузе надо было кататься. И если бы нам поставили даже средние баллы, мы все равно должны были выиграть. Попросту дали «зеленый свет» атлетическому стилю, создав в парном катании монополию. Хотя борьба двух стилей, направлений дала бы, убеждены, нечто большее, выдающееся.

В 1973 году мы перешли в Ленинградский балет на льду. В ЦК нам говорили, что мы артисты, а в балете, что спортсмены. Семь месяцев ходили мы туда и обратно, к секретарю по культуре Кругловой, а потом — к Фурцевой, а та звонила Кругловой, чтобы нас приняли...

Шесть лет мы проработали в балете инкогнито. Наших фамилий не было ни в афишах, ни в программках, разве что во вкладышах к ним. Но их хватало буквально на два города. А гастролировали мы часто: в Караганде, Запорожье, Челябинске. Но наши поклонники всегда знали, что мы будем выступать, и по «сарафанному», как мы называли, радио это друг другу передавали.

Мы говорили: «Давайте сделаем классический балет на льду». «А что, — интересовались они, — Протопопов заставит нас работать в десять раз больше?» Резонно. Протопопов бы выжал то, что надо! В общем, это было бесполезно. Но все-таки мы попытались научить классике полтруппы, уверяли: «Ребята, кто хочет заниматься, мы поможем. Но чтобы не пить, не курить. Увидим кого с сигаретой — выгоним». Короче, человек двадцать набралось, приходили, учились. И, видимо, какое-то влияние мы стали на них оказывать, потому что однажды репетиции отменили. А почему? Потому что, мол, артисты утром устают, а вечером плохо катаются. Но ведь мы были старше. А как же балетные тренировки: класс — четыре часа? Это наша профессия. Нет! И отменили.

В одном из документов, направленных в отдел культуры обкома партии было сказано, что мы стоим поперек дороги Ленинградского балета, наносим ему вред. Дело в том, что наш репертуар не вписывался в репертуар балета. У нас были свои костюмы, постановки, хореография. Мы были полностью независимыми, и это, безусловно, ущемляло тех, кто хотел нами управлять. Мы исполняли «Умирающего лебедя» Сен-Санса, «Лунную сонату» Бетховена, а эти номера объявляли спортивными. А те постановки намного опередили время. Баюл танцевала «Умирающего лебедя», а мы за двадцать лет до нее это сделали. Мишкутенок с Дмитриевым исполнили «Грезы любви». Многие прошлись по нашему репертуару, в том числе и, царство ему небесное, Гриньков, они с Гордеевой тоже однажды «Грезы...» взяли.

ЛАМПОЧКА ИЛИ СОЛНЦЕ?

За год до побега Белоусовой и Протопопова их квартиру в Ленинграде обворовали, украли все медали. Им позвонили в Москву, разыскав их у журналиста Аркадия Галинского. Звонил начальник Ленинградского угрозыска. Примерно такой диалог получился: «Я нахожусь в вашей квартире. Что у вас там было?» «А что, уже ничего нет? — спрашивают фигуристы. — Вы, наверное, по красному телефону звоните? Скажите, справа на полочке стоит пластинка?» «Да, стоит». «Вот и хорошо, музыка есть, коньки с нами, значит, все будет…»

Они и из страны умчались без каких-либо ценностей. В одном из интервью Чайковская сравнила их с лампочкой на голом проводе, которую приняли за солнце. Это об их квартире. Когда ее вскрыли, то кроме лампочки, болтавшейся на шнуре, ничего не обнаружили: всю обстановку они отдали родственникам Людмилы, остальное раздарили.

— У вас были подготовлены отступные пути?

Л.Б.: — Абсолютно нет. Нас пригласил швейцарский импресарио, сперва мы выступали в Германии, а последние гастроли были в Швейцарии. И уже здесь мы решили: «Все, хватит!» Нам сразу же предоставили политическое убежище, точнее через две недели после того, как выпустили на волю. Нас же в первые дни по гостиницам прятали от кагэбэшников. Даже не знаем, в каких отелях мы жили. Нас перевозили из города в город за счет государства. Потом, когда нас «открыли», то подписали разрешение на местожительство.

— Почему вы выбрали Гринденвальд?

О.П.: — Нам нужно было тренироваться, а кататься было негде. Наши друзья начали обзванивать все катки, спрашивать, где в Швейцарии есть лед в сентябре. Оказалось, что только в Гринденвальде имеется — с июня до Пасхи, а в других местах лед только в октябре заливают. То место, где нашелся кусочек льда, и стало нашим домом. Мы устроились в комнатке гостиницы, которую содержали наши знакомые фигуристы. И очень быстро уехали по контракту в американское шоу «Айс Коппейс».

ВЕРНОСТЬ ПОИСКУ

— Как вы отнеслись к тому, что ваши имена тотчас вычеркнули из всяческих справочников, они и поныне там отсутствуют?

О.П.: — Нормально, мы ведь стали врагами народа. Семь лет назад, когда в Питере праздновали столетие отечественного фигурного катания, нас вроде бы приглашали туда, прислав буклет, где говорилось, что история парного катания началась с Жука, а сразу за ним упоминалась Роднина. Правда, единственное, что там было — наша фотография, старая-престарая, поцарапанная вся, ее даже не могли заретушировать. И просто наши фамилии, набранные мелким шрифтом. Но мы не обижаемся. Нечего было родину предавать.

Журналист Башкатов из Киева, претендовавший на роль летописца нашего вида спорта, написал книжку «Верность поиску». А нас охарактеризовал так, что можно было только догадаться, что это мы: «После того как Станислав и Нина Жук закончили свою карьеру, на их место пришла другая пара, которая занимала высокие места на Олимпийских играх и мировых первенствах, но в общем-то они выбрали удобный момент и по-воровски убежали из Советского Союза, не пожелав работать тренерами. И сгинули в мире частной собственности. И хватит о них!» И такая фраза была: «Всем надоели эти элегические па. Им стало тесно рядом с бреющим полетом». То есть это был намек на нашу программу «Размышления» Массне. Кроме того, автор упражнялся в графомании что ли, постоянно употребляя словосочетания типа: пластическое фигурное катание, пластическое вдохновение и так далее. В книге из двухсот страниц он сто четыре раза употребил слово «пластический», поэтому я в ответ сочинил четырехстишие, которое вынес бы в эпиграф:

Когда читаешь «Верность поиску»,

Свербит навязчивый вопрос:

Не есть ли это сочинение

Сплошной пластический понос?

— Вы могли бы уехать раньше?

О.П.: — В 1973 году Дик Баттон пригласил нас на Кубок мира среди профессионалов. За победу нам выдали четыре миллиона японских иен, что равнялось пятнадцати тысячам американских долларов. Но на пять тысяч мы купили эластик для балета, потому что артисты в кордебалете катались с дырками на штанах между ног. Мы привезли пятьдесят метров черного эластика и пятьдесят розового. Я думаю, что они потом еще долго в этих штанах катались, перекраивая их. Но для того чтобы отдать им эту ткань, нам пришлось преодолеть массу препятствий, идти в обком и просить о том, чтобы они приняли и отдали балету этот сувенир. Нам отвечали: «Мы от частных лиц подарков не принимаем, мы государственная организация». А умные люди сказали нам: «Зачем вам это надо было? Взяли бы пятнадцать тысяч и свалили бы сразу». Но тогда у нас и помыслов об отъезде не было.

Гастроли нам предлагали многократно. Владелец ревю «Холидей он айс» Морис Чалп предлагал пять тысяч долларов в неделю, никто из фигуристов столько не получал. Он приходил в Министерство культуры, спорткомитет и убеждал чиновников, что за месяц выступлений мы заработаем и привезем в СССР двадцать тысяч. Потом недоумевал: «Вы что, идиоты, отказываться от таких денег?» Но нас не отпускали. Помню, на соревнованиях в Колорадо он зазвал нас к себе в гостиничный номер, где стол ломился от яств, там были черная и красная икра, коньяк и прочее. Чалп полагал, что «расколет» нас. Мы проговорили, наверное, часа три. Я никак не мог втолковать ему: «Вы знаете, мы советские люди и не имеем права решать частные вопросы, мы можем решать их только коллективом».

Причем это была наша искренняя позиция. Мы были большими патриотами.

— Как все-таки развеялись ваши патриотические идеи?

О.П.: — Видите ли, когда вам постоянно капают на мозги, вы копите определенную информацию и приходите к неизбежным выводам. Нас вызывали на показательные выступления за границу. Звоним в обком с тем, чтобы получить разрешение на выезд. Нам говорят: «Позвоните, пожалуйста, через три дня. Товарищ Журавлева еще не приехала». Врут! Потом опять: «Ой, вы знаете, она вышла. А товарищ Скворцов уехал в Москву». Я эти ответы на магнитофонную пленку записывал. И, в конце концов, целая пленка набралась. Прослушав ее, мы поняли, что с нами играют и что, оказывается, никто не может решить этот вопрос. А формулировки типа «обком не против вашего выезда за рубеж, но только с коллективом» нас не устраивали. Проанализировав все это, мы пришли к мнению, что нам невозможно противостоять власти, она все равно нас задушит. И потом мы были уже в возрасте: мне исполнилось 47, а Людмиле — 44. По театральным меркам нас давным-давно, в 38 лет, могли отправить на балетную пенсию, собрав худсовет из всех этих бездарей — фигуристов с «улицы», которые ничего не сделали для фигурного катания, но входили в руководство.

Но если бы мы имели партбилеты, с нами бы уже так не разговаривали, поэтому мы подали заявление в партию. Секретарем нашей парторганизации был Александр Яковлев, тезка и однофамилец идеолога перестроечных времен. Прошло два года — никакого ответа. Спрашиваем: «Саша, как дела?» Он мнется: «Вам никто рекомендации не дал». Как же так?! Нам дали рекомендации Тамара Николаевна Москвина, Петр Тимофеевич Толстихин (ныне директор спортивно-концертного комплекса Санкт-Петербурга) и одна виолончелистка из балета. Но Яковлев настаивал: «Ничего не могу сделать. Идите в райком».

Пришли в райком к некоей Бариновой. Говорим, так-то и так-то, два года ждем. Она произнесла: «Да, но у нас есть люди не менее достойные, чем вы. В первую очередь мы принимаем рабочий класс». И тогда мы убедились, что все кончено, и любым способом надо покинуть страну. Нас бы никогда никуда не выпустили. А мы хотели кататься.

— Вам не хочется побывать в России, посмотреть, что у нас происходит?

О.П.: — Посмотреть — нет, потому что мы в курсе всех российских событий, «ловим» ОРТ по спутниковой связи и каждый день смотрим новости, в частности, программу «Время». А вот если нам предложат выступить, мы с удовольствием приедем. Мы еще можем удивить всех своими номерами, хотя мне на будущий год исполнится 70.

— Кто должен вас пригласить?

О.П.: — Наверное, руководители Национальной федерации фигурного катания.

— А может, не только они? Вы личности мирового масштаба. Таким наследием должны гордиться и первые лица государства. Пригласил же экс-президент России на родину Солженицына, Вишневскую и Ростроповича.

Л.Б.: — Ростропович — другой уровень. Думаю, нынешний Президент может пригласить Олега в качестве двойника. Многие отмечают, что двадцать лет назад Олег был вылитый Путин. Он и сейчас на него очень похож.

НАША СПРАВКА

Людмила Белоусова. Родилась 22 ноября 1935 г. в Ульяновске. Выступала за спортобщество «Локомотив» (Ленинград).

Олег Протопопов. Родился 16 июля 1932 г. в Ленинграде. Выступал за спортобщество «Локомотив» (Ленинград).

Белоусова и Протопопов катаются вместе с 1954 г. Чемпионы Олимпийских игр 1964, 1968 гг., чемпионы мира и Европы 1965 — 1968 гг. Награждены двумя орденами Трудового Красного Знамени. В 1979 г. эмигрировали в Швейцарию. Живут в Гринденвальде. С 1995 г. имеют швейцарское гражданство.

ЛЮДМИЛА БЕЛОУСОВА И ОЛЕГ ПРОТОПОПОВ

Легендарные фигуристы, создавшие гармонию не только в парном фигурном катании, но и в семейной жизни.

В 1971 г. Майя Плисецкая написала в предисловии к книге Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова «Золотые коньки с бриллиантами»: «Их спортивные выступления поднимаются до уровня настоящего искусства. Фигуры, созданные этим дуэтом, подобны фрагментам классического балета, а лиризм, удивительная пластичность и тонкая музыкальность, продуманность поз и жестов, замечательная синхронность – все это выходит за рамки спорта, способствует цельности впечатления. Сочетание искусства и спорта таит в себе неисчерпаемые возможности: сила и красота, ловкость и композиционная завершенность превращают их выступления в концертный номер. Это не просто набор обязательных движений для соревнований. Это красивое балетное адажио на коньках…»

Весной 2003 г. в Санкт-Петербург из Швейцарии прилетели легендарные фигуристы Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Впервые за последние 24 года. Их лично пригласил председатель Госкомспорта России Вячеслав Фетисов. Даже те, кто в силу своего возраста не мог видеть их феерических выступлений на льду, знают: дуэт Белоусова – Протопопов – первая советская пара, завоевавшая, причем дважды, «золото» на зимних Олимпийских играх.

Благодаря их ярким победам на мировых и европейских первенствах в СССР начался бум фигурного катания, которое в конце концов стало культовым видом спорта. Миллионы болельщиков, сидя в зале или включив телевизоры, следили за финалом «Гран-при» в Северной столице. Фантастическое по красоте, музыкальности, всплескам эмоций действо проходило в знаменитом ледовом дворце «Юбилейный».

Мало кто знает, что этот дворец в рекордные сроки был построен… по просьбе Олега Протопопова. Об этом он сам рассказал журналистам: «После победы на Играх 1964 г. в Инсбруке нас вместе с другими олимпийцами принял Хрущев. Не знаю, что меня тогда будто в спину подтолкнуло, но, сознавая, что не за себя прошу, я подошел к нему и сказал, что в городе на Неве абсолютно отсутствуют условия для полноценных тренировок и выступлений. Хрущев строго глянул на пытавшегося удержать меня за локоть председателя союзного Спорткомитета Машкина и буркнул: «Жулик ты!» Машкин до боли сдавил пальцами мой локоть…»

Как ни странно, не очень-то жаловавший спорт генсек вскоре распорядился о возведении в Ленинграде ледового дворца, который был открыт в 1967 г. как раз к юбилею Октябрьской революции – отсюда и название. Девять лет назад рядом с дворцом была установлена бронзовая скульптура работы Леонида Могилевского: этакий застывший фрагмент одного из шедевров Белоусовой и Протопопова – танца «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса.

Прославленный мастер фигурного катания Олег Алексеевич Протопопов родился 16 июля 1932 г. в Ленинграде. Несладким было его детство: девятилетний мальчуган чуть не погиб в самые страшные зимние месяцы ленинградской блокады. Его мама, Агния Владимировна, в прошлом балерина, работала медсестрой в госпитале, где один за другим умирали от голода люди. Видел он и горевшие в сентябре 1941 г. продовольственные Бадаевские склады, и уходящий под воду Ладоги грузовик с детьми, которых вместе с ним эвакуировали на Большую землю по ледовой Дороге жизни.

Вернувшись в родной город, Олег решил поступить в какую-нибудь спортивную секцию Дворца пионеров, поскольку был он очень слаб и не мог даже отжаться руками от пола. Однако набор детей был уже закончен, и мальчик стал заниматься в музыкальном кружке. Как-то зимой, увидев, как ребята на фигурных коньках скользят вокруг клумбы в саду дворца, он сбегал домой за своими «хоккейками», стал возле ледовой площадки и буквально замер, наблюдая за фигуристами.

Олега заметили и приняли в секцию. На тренировки не раз приходил сам патриарх отечественного фигурного катания Николай Панин. Он говорил юноше: «Ты будешь хорошим фигуристом. Только не ленись». В чем, в чем, а в лености его упрекнуть было нельзя. Недаром уже в 1948 г. Олег разделил третье-четвертое места на всесоюзном молодежном первенстве, а через два года стал вторым. И тогда же его призвали в армию, а точнее на флот.

В конце зимы 1952 г., когда Протопопова перевели на службу в родной город, он в часы увольнений стал появляться на стадионе «Динамо». Опытный специалист, экс-чемпион страны в парном катании А. Б. Гандельсман посоветовал Олегу тренироваться в паре с Маргаритой Богоявленской. Не все у них было гладко, однако на первенстве СССР 1953 г. они получили диплом за третье место. Это произвело впечатление на командование воинской части, и матросу Протопопову разрешили чаще бывать на тренировках, а в конце года даже отпустили на тренерский семинар в Москву.

Там, на первом тогда в стране искусственном ледяном «пятачке» 9?9 метров, Олег познакомился с общественным инструктором юных фигуристов из парка им. Дзержинского в Марьиной Роще Людой Белоусовой, которая была всего на три года его моложе. Они покатались вместе и в тот же день решили попробовать свои силы в спортивной паре. Но это, как оказалось потом, сделать было не так уж просто, поскольку Олега – военного моряка – не могли перевести служить в Москву.

Тогда Людмила решила перейти учиться в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, успешно сдала экзамены и поселилась в студенческом общежитии. В декабре 1954 г. они впервые вышли вместе на лед ленинградского катка. С этого момента начался их совместный тернистый путь к «звездам». Белоусова и Протопопов «привлекали в союзники музыку», чтобы она была главным компонентом программ. Чайковский, Шопен, Сибелиус, Рахманинов, Лист, Бетховен… Они работали над тем, чтобы на льду создавался неповторимый эмоциональный художественный образ.

Проникнутый особой лиричностью, стиль катания Белоусовой-Протопопова по сей день остается эталоном выступления двух влюбленных друг в друга и в свой вид спорта людей. Самый знаменитый их танец «Грезы любви» на музыку Ференца Листа, который они сами поставили за рекордно короткие 10 минут, принес спортсменам в 1964 г. первые золотые олимпийские медали. Он же осязаемо передает их непостижимую семейную гармонию, о которой Людмила скажет: «Она уже не от нас зависит, а от кого-то свыше».

Никогда ни над одной программой – показательной или спортивной – они не работали так быстро, так слаженно и целеустремленно: «Скорее, скорее, скорее! Мы должны сказать о том, что нас переполняет. О том, конечно, как любим друг друга. Какое это замечательное чувство. И как замечательно понимать друг друга. И это вовсе не грезы, а сама жизнь. Реальность. Хотя она и может показаться чудом, сном, грезами. Но мы сами создали это чудо. И показываем всем: да, чудо есть, но оно плоть от плоти – наше. И вы тоже можете сотворить его. Захотите только. И мы надеемся, что вы тоже попадете под влияние этой замечательной музыки, этих великих чувств. Вы помчитесь вместе с нами к светлой мечте, осуществить которую, при желании, дано каждому из нас…»

Протопопов до сего дня не носит обручального кольца. «Когда в 1957 г. мы поженились, у нас попросту не было денег не только на кольца, но даже на скромное свадебное торжество, – рассказывает он. – Я тогда только-только демобилизовался, оттрубив 5 лет в боцманской команде на Балтийском флоте. Все, что умел, – дочиста драить палубу, все, что имел, – черный суконный бушлат, бескозырку и два рубля в кармане флотских клешей.

И вот мы с Людмилой отправились расписываться в райсовет, что на Московском проспекте в Ленинграде. Там нам проштамповали паспорта, взяв рубль двадцать за услугу. Домой возвращаться нужно на троллейбусе – это еще по 20 копеек на билет для каждого. Оставшиеся 40 пытаюсь незаметно сунуть в руку суетившемуся вокруг нас гардеробщику. Тот ошарашенно глазами сверкнул: мол, что же ты меня подобной мелочью-то обижаешь…»

В этом же году молодожены заняли второе место на чемпионате СССР в Москве. Они уступили Нине Бакушевой и Станиславу Жуку, опередив других своих земляков – Майю Беленькую и Игоря Москвина, который впоследствии стал их тренером. В 1958 г. снова всесоюзное «серебро», дебют на чемпионатах Европы в Братиславе (девятое место) и мира в Париже (тринадцатое), а через два года в США – девятое место на своей первой зимней Олимпиаде.

Затем было «золото» на II Спартакиаде народов РСФСР в Свердловске, 6 раз они выигрывали чемпионаты СССР и четыре года подряд поднимались на высшие ступеньки пьедесталов почета первенств Европы и мира. Первые золотые медали в истории советского фигурного катания Белоусова и Протопопов завоевали в 1964 г. на IX Белой Олимпиаде в австрийском Инсбруке.

Здесь советские спортсмены победили двукратных чемпионов мира и шестикратных чемпионов континента Марику Килиус и Ганса-Юргена Боймлера из ФРГ, которым заранее прочили титулы олимпийских чемпионов. «Русские фигуристы открыли новую эру в этом виде спорта», – писала одна швейцарская газета, восторгаясь ленинградской парой, сочетавшей изумительную артистичность, лиричность, музыкальность с высочайшим техническим мастерством.

В феврале 1968 г. в Гренобле 12 тыс. зрителей стоя аплодировали двукратным олимпийским чемпионам Людмиле Белоусовой и Олегу Протопопову. Они показали великолепную безошибочную обязательную программу, а через три дня восхитительную произвольную, под музыку «Лунной сонаты» и Пятой симфонии Бетховена, фрагментов из концерта Рахманинова. После своей второй победы на Олимпиаде супруги продолжали выступать. Они занимались с ленинградскими фигуристами, и среди их учеников есть известные тренеры, например Николай Великов. В 1973 г. Белоусова и Протопопов стали солистами Ленинградского балета на льду.

В то время они «жили от зарплаты до зарплаты, получая за зарубежные гастроли по 10 долларов в сутки». Поначалу это очень сильно их задевало. Но как-то раз во время прогулки Олег разговорился со знаменитым оперным певцом Борисом Штоколовым: «Мы жили в одном доме, который все называли “дворянское гнездо”. Он рассказал, что спел в Финляндии партию Бориса Годунова. И получил за это все те же 10 долларов. За огромный спектакль, идущий более трех часов! А нам за 5–6 минут пребывания на льду такие деньги платили. Так что мы еще были достаточно высокооплачиваемыми работниками».

В середине 60-х гг. они были гордостью советского спорта, а в конце семидесятых покинули страну и стали «изменниками Родины». Или, как теперь принято называть, первыми в среде советских спортсменов такого уровня эмигрантами. В 1972 г. их практически выжили из сборной, не давали вовсю развернуться и после завершения спортивной карьеры в Ленинградском балете на льду. Легендарным фигуристам уже в открытую говорили о том, что надо уступать дорогу молодым, но они не желали покидать лед. Спустя шесть лет, во время гастролей в Швейцарии, Белоусова и Протопопов попросили политического убежища.

То, что фигуристы остались на Западе, не имело никакой диссидентской подоплеки. Олег всегда подчеркивал, что он и Людмила прежде всего артисты и хотят продолжать заниматься своим любимым делом, тем, что им больше всего удается. Свою жизнь за границей они начали с того, что заключили контракт с американским балетом на льду и спустя полтора месяца после побега уже вовсю гастролировали. Их не смущали всяческие бытовые лишения и отсутствие собственного угла, а то, что жить долгое время приходилось в средней руки отелях, что называется, на чемоданах, олимпийских чемпионов абсолютно не волновало.

«Когда мы объявили, что в Россию больше не вернемся, к нам тут же приставили двух полицейских, которые первым делом забрали наши советские паспорта. Больше мы никогда их не видели», – вспоминают сегодня Людмила Евгеньевна и Олег Алексеевич. – Потом стали перевозить из одного отеля в другой, соблюдая всяческие меры предосторожности. До сих пор мы не знаем названия тех мест, где нас прятали. Было тяжело, но все эти переживания казались вторичными. Главное – мы были на льду, могли спокойно тренироваться…»

С тех пор олимпийские чемпионы ни разу не хотели хотя бы ненадолго навестить Родину. В их откровенных, обстоятельных ответах на любые вопросы, связанных с жизнью в СССР, давно не сквозила прежняя обида, но напрочь отсутствовало и чувство ностальгии: «Мы отрезали от себя прошлое раз и навсегда. Мы люди очень решительные… К тому же каждый день в своем доме в Грюндевальде смотрим ведущие российские каналы. Мы в курсе всех событий вашей сегодняшней жизни. Достаточно посмотреть новости пять минут, чтобы отпала всякая охота приезжать…»

Но вместе с тем, прожив вдали от Родины уже двадцать пять лет, прославленные спортсмены утверждают, что по-прежнему остались русскими людьми. В 1996 г. они получили швейцарское гражданство, и сегодня Олег Алексеевич законный швейцарский пенсионер. Они очень благодарны этой стране потому, что считают, что именно она сохранила им жизнь. Прежде всего творческую. Однако прекрасно понимают, что все-таки они – не ее герои, поскольку никогда под ее флагом не выступали. В Швейцарии свои легенды – горнолыжные. Белоусова с Протопоповым уверены, что навсегда останутся в истории как «русские олимпийские чемпионы».

Между тем функционеры советского спорта не однажды пытались вычеркнуть их из народной памяти. В справочнике «Все о советских олимпийцах» (издание 1985 г.) их имена даже не упомянуты. А в 1988 г. на зимних Олимпийских играх в Калгари они чуть было не стали причиной политического скандала. Наряду с олимпийскими чемпионами прежних лет организаторы пригласили Белоусову и Протопопова принять участие в показательных выступлениях. Но в последний момент были вынуждены направить факс с извинениями и уведомлением о том, что их номер в гала-концерте отменяется. Оказалось, тогдашний председатель Госкомспорта СССР Марат Грамов выдвинул канадцам ультиматум: если эти «изменники Родины» выйдут на лед, советская делегация официальную церемонию закрытия Игр попросту проигнорирует. А чуть позже в газете «Известия» появилась еще и статья, утверждающая, что двукратные олимпийские чемпионы Людмила Белоусова и Олег Протопопов собирались устроить в Калгари «политический скандал».

«То, что отношение к нам изменилось, я почувствовал лишь в 1991 г., на чемпионате мира в Мюнхене, – вспоминал Протопопов. – Тогда впервые в составе русской делегации не приехали сотрудники КГБ, и наши тренеры и туристы стали подходить к нам и здороваться. До этого же, только завидя меня или Людмилу, они перебегали на другую сторону…»

Сегодня Олегу Алексеевичу Протопопову 71 год, Людмиле Евгеньевне Белоусовой – 67 лет. Летом 2005 г. они планируют отметить уникальную дату – 50 лет совместных выступлений на льду. Более 20 лет назад легендарные фигуристы сами сняли о себе фильм. В него вошли все программы, которые Людмила и Олег прокатали за свою карьеру. Съемки были осуществлены в канун 50-летия главы семьи. «У нас был выбор – либо купить дом, либо сделать фильм, и мы выбрали второе. На запись мы потратили 80 тыс. франков. Мы арендовали лед на 3 недели, закупили профессиональную аппаратуру, которую было очень сложно приобрести. Все боялись, что мы сделаем фильм и перевезем его в Россию. Но пока фильм еще в черновом варианте, записаны только программы на льду, может быть, добавим еще какие-нибудь комментарии», – рассказывал журналистам Протопопов.

Кроме того, они владеют богатейшим документальным архивом выступлений лучших фигуристов XX столетия. Спортсмены намерены завещать его любимому виду спорта и считают, что творчество их пары слегка опередило время: «К нашей гармонии музыки и движений фигуристы придут только в наступившем веке».

Тренируются они по 3 часа в день на общественном катке под открытым небом в городском парке. Любители массового катания с уважением уступают дорогу олимпийским чемпионам. «Я, знаете ли, чувствую за собеседника неловкость, когда слышу вопрос: “А когда вы закончите выступать?”, – говорит с насмешкой Протопопов. – Никогда не закончим. Как птица, пока может махать крыльями, летает. Так и мы, пока можем кататься, будем на льду».

Еще они ежегодно уезжают в двухмесячный отпуск на Гавайи, занимаются там любимой подводной охотой: «Мы люди достаточно обеспеченные и деньги предпочитаем тратить на здоровье. Хотя, если послушать, как сегодня живут “новые русские”, то по сравнению с ними мы “нищие“». Олег Алексеевич с гордостью рассказывает, что благодаря правильному рациональному питанию и системе очищения организма от шлаков по Малахову они с Людмилой влезают в костюмы, в которых выступали еще на Олимпиаде 1968 г. «Мы даже праздников никаких не отмечаем, чтобы не нарушать режим. Застолье, обильная еда, вино… Зачем? У нас же на следующий день тренировка!»

Несмотря на то что у прославленных спортсменов нет детей, сейчас они ни о чем не жалеют: «Годичный перерыв, связанный с рождением ребенка, мог бы сказаться на результатах, изменить Людмилину фигуру. Мы были вовлечены в мир фигурного катания настолько, что даже и не думали об этом. А потом, когда решили уехать, дети остались бы в Союзе в заложниках и в итоге вынудили бы нас вернуться… И тем не менее, мы счастливые люди. Нас помнят на льду. Нас видят на льду».

У знаменитых фигуристов по-прежнему каждый день тренировка и четко спланированный график показательных выступлений. Удивительно, но, несмотря на большое количество мастеров одиночного катания, они являются в Швейцарии… единственной спортивной парой, продолжая восхищать всех грациозностью, слаженностью движений, одухотворенностью. Их до сих пор помнят и любят на родине: «Мы получаем тысячи писем и больше всего как раз из России. Недавно вот пришло одно из Сибири. Зовут в гости. Есть там, оказывается, два таких села – Белоусово и Протопопово. Стоят себе рядышком, и никто не знает, почему они так называются…»

В марте 2003 г. на тренировочном катке «Юбилейного» было столпотворение: спортивные функционеры, юные воспитанники спортшколы, журналисты и убеленные сединами питерские интеллигенты с книгами и старыми фотографиями пришли посмотреть на своих кумиров. Назвать происходившее действо тренировкой было бы неправильно – это был бенефис для избранных. Ведь, как считают специалисты, такого скольжения, как у Олега Протопопова и Людмилы Белоусовой, нет практически ни у кого из современных парников.

В ближайших планах двукратных олимпийских чемпионов, которые от обращения по имени-отчеству отказываются наотрез, отдых на Гавайях, где они, как всегда, займутся виндсерфингом, потом будут тренироваться в Лейк-Плэсиде, выступят в столице зимней Олимпиады-80, а также в Бостоне. В ходе встречи в офисе Вячеслава Фетисова, в которой принял участие троюродный брат Протопопова, легендарный советский хоккеист Александр Рагулин, гости из Швейцарии исполнили «гимн» – написанное на их слова музыкальное произведение их друга, американского композитора Джулиана Ламберта. В этой песне есть замечательные слова, которые могли бы стать девизом этой супружеской и спортивной пары: «Мы вместе, пока живем».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Распутин и евреи.Воспоминания личного секретаря Григория Распутина [с фотографиями] автора Симанович Арон

Из книги Распутин и евреи автора Симанович Арон

Протопопов - последняя карта Наши надежды на царя разбились, и мы находились в очень подавленном состоянии. Мы решили в будущем уже не рассчитывать на непостоянство царя, а действовать больше при посредстве министров. На них можно было легче воздействовать и при помощи

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

МАРЧЕНКО ЛЮДМИЛА МАРЧЕНКО ЛЮДМИЛА (киноактриса: «Отчий дом» (1959), «Белые ночи» (1960), «До будущей весны», «Леон Гаррос ищет друга» (оба – 1961), «Мой младший брат» (1962), «Стряпуха» (1966), «Цыган» (1967), «Человек бросает корь» (1968), «Разведчики» (1969), «Служебный роман» (1977), «О бедном

Из книги Воспоминания. Том 1. Сентябрь 1915 – Март 1917 автора Жевахов Николай Давидович

Глава LII. Министр внутренних дел А.Д. Протопопов Кто способен видеть за внешними выражениями факта его психологию, тот скажет, что, несмотря на величайшие огорчения, причиняемые Государю Императору Думой, Его Величество добросовестно желал совместного с нею

Из книги Трагедия казачества. Война и судьбы-4 автора Тимофеев Николай Семёнович

Михаил Протопопов «ЖИВЫХ ПРОГЛОТИМ ИХ, КАК ПРЕИСПОДНЯЯ, И - ЦЕЛЫХ, КАК НИСХОДЯЩИХ В МОГИЛУ…» Предлагаемая вниманию читателя документальная повесть посвящена подлинной истории жизни моего отца, казачьего офицера Алексея Михайловича Протопопова (1897–1988).Здесь нет ни

Из книги Реальность и мечта автора Ульянов Михаил Александрович

Людмила Максакова Есть люди, которым судьба подарила «звездное» происхождение, и они с того момента становятся ее захребетниками, на самом деле ничего собой не представляя, светя отраженным светом, транжиря то, что волею случая было дано им от рождения.Людмила Васильевна

Из книги Красные фонари автора Гафт Валентин Иосифович

Людмила Зыкина Любишь ты землю, Людмила, Не зря ты на ней прожила. Все, что любила, скупила, Все, что росло, сорвала. Платье в брильянтах надела, Стала фаянс собирать. Так по любви и раздела Бедную

Из книги Чекистки? Почему мы поехали в Афган автора Смолина Алла Николаевна

Людмила Максакова Он для нее - опора, стенка, И фигурально, и буквально. Облокотившись на Фоменко, Она играет

Из книги Владимир Высоцкий без мифов и легенд автора Бакин Виктор Васильевич

Людмила КОТИКОВА 31). Людмила КОТИКОВА - Кундуз, управление 201-й МСД, 370-й отдельный потдивизион, 1985-87 г.г.:Алла Миранкова права, в жизни каждого человека есть тот миг, когда нужно подвести черту и сделать выводы.А у меня был партийный билет в кармане… и перспектива

Из книги Пушкинский круг. Легенды и мифы автора Синдаловский Наум Александрович

Из книги Петр Фоменко. Энергия заблуждения автора Колесова Наталия Геннадьевна

Людмила Заря серебряного века, этого столь высоко чтимого ныне русского ренессанса культуры, искусства и настойчивых духовных поисков, забрезжила еще лет за десять до прихода «календарного» XX века. Забрезжила без особого шума. Не возвещали ее приход ни фанфары, ни

Из книги автора

Из книги автора

Дарья Белоусова. «Играйте небо!» Мы только поступили (мне было 17 лет), в ГИТИСе шел «Борис Годунов». В памяти осталась мелодия стиха. По-моему, Петр Наумович был очень увлечен поисками ритмической интонации, и когда мы параллельно на курсе начинали делать «Деревню», он нас