Военное обозрение и политика. Сталинский «Зверобой»: какую роль сыграла в Великой Отечественной войне легендарная советская самоходка Двигатель какой марки устанавливался на ису 152

Можно сказать, наконец-то добрались! Нет, впереди еще куча рассказов о других танках, САУ и ЗСУ, но это нечто! ИСУ-152. «Зверобой». Хотя я бы назвал иначе.

Если литературно, то это орудие Армагеддона того времени. Квинтэссенция смерти, медленная и спокойная. Вы можете истерить и пытаться ее подбить. Пожалуйста, как говорится. Успехов. Можно пытаться убежать, используя скорость. Не вопрос. Снаряд все равно быстрее.

Весь облик самоходки говорит об одном принципе. Том самом: «Мы медленно спустимся с холма, медленно переползем реку, и вам хана».

Скажете – многовато эмоций. Согласен. Но даже современная «Мста», о которой речь пойдет чуть попозже, не вызывает таких чувств. «Мста» современная, утонченная такая, ну не знаю, как сказать. «Зверобой» - это концентрированный брутал, особенно когда начинаешь понимать ее суть.

А суть проста. Взяли самую мощную гаубицу-пушку 152-мм (МЛ-20, чего мелочиться?) и обварили ее бронекорпусом. И водрузили это на шасси танка.

Первая ласточка называлась СУ-152. Ласточка весила 45,5 тонны и была сделана на шасси танка КВ-1с. Получилось. После снятия КВ-1с с производства было выпущено 670 этих тяжелых штурмовых орудий, которые могли (частично) выполнять роль САУ.

Ласточка успешно шатала башни «Тиграм» и «Пантерам» на Курской дуге, и, если бы не откровенно слабое шасси КВ, наверное, выпускали бы и дальше.

Но разведка доложила о разработках у немцев новых тяжелых танков (что соответствовало действительности) и было принято решение в совершенно советском духе. Выше, дальше, сильнее или как там еще.

ИСУ-152 – это как раз то самое. База от ИСа, от него же и буква «И» в названии. Из-за меньшей ширины танка ИС по сравнению с КВ пришлось уменьшить наклон бортовых листов с 250 до 150 к вертикали, а наклон кормового листа ликвидировать совсем.

Толщина брони при этом возросла с 75 до 90 мм у лобового листа рубки и с 60 до 75 мм у бортовых. Маску пушки увеличили с 60 мм, до 100 мм.


На этом снимке можно оценить толщину брони. Не скупились

Огромным достоинством ИСУ-152 по сравнению с CУ-152 стала установка принудительной вытяжной вентиляции. При открывании затвора после выстрела густой пороховой дым, похожий по консистенции на сметану, медленно растекался по полу боевого отделения… Члены экипажа СУ-122 нередко во время боя порой теряли сознание от скапливавшихся пороховых газов после израсходования половины боекомплекта.

152-мм гаубица-пушка МЛ-20С обр.1937/43 гг. монтировалась в литой рамке, игравшей роль верхнего станка орудия, и защищалась литой же броневой маской, той же, что и у СУ-152.

В отличие от полевой гаубицы, на ИСУ-152 были установлены откидной лоток для облегчения заряжания и дополнительная тяга к спусковому механизму, ручки маховиков подъемного и поворотного механизмов находились у наводчика слева по ходу машины, цапфы были вынесены вперед для естественного уравновешивания.

Для стрельбы прямой наводкой применялся телескопический прицел СТ-10, для ведения огня с закрытых огневых позиций служила панорама Герца с удлинителем, объектив которой выходил из рубки через открытый левый верхний люк.

Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 3 800 м, наибольшая – 6 200 м. Скорострельность - 2-3 выстрела в минуту.

Орудие имело электрический и механический (ручной) спуски. Гашетка электроспуска находилась на ручке маховика подъемного механизма. На орудиях первых выпусков использовался только ручной спуск.

Боекомплект состоял из 21 выстрела раздельного гильзового заряжания с бронебойно-трассирующими остроголовыми снарядами БР-540, осколочно-фугасными пушечными и стальными гаубичными гранатами ОФ-540 и ОФ-530, осколочными гаубичными гранатами из сталистого чугуна 0-530А.

Бронебойно-трассирующие снаряды находились в нише боевой рубки с левой стороны в специальных рамках, осколочно-фугасные гранаты - там же, гильзы с боевыми зарядами в нише рубки в специальных рамках и в хомутиковой укладке. Часть гильз с боевыми зарядами размещалась на днище под орудием.

Начальная скорость бронебойного снаряда при массе 48,78 кг составляла 600 м/с, на дальности 1000 м он пробивал броню толщиной 123 мм.

На части машин с октября 1944 года на вращающемся погоне командирского люка стала устанавливаться зенитная турель с 12,7-мм пулеметом ДШК. Боекомплект к пулемету составлял 250 патронов.

Кроме того, в качестве личного экипажа имелись два пистолета-пулемета ППШ (позже ППС), 20 дисков с патронами и 20 ручных гранат Ф-1.

С весны 1944 года тяжелые самоходно-артиллерийские полки, вооруженные СУ-152, перевооружались установками ИСУ-152 и ИСУ-122. Их переводили на новые штаты и всем присваивали звание гвардейских. Всего до конца войны было сформировано 56 таких полков, в каждом имелась 21 машина ИСУ-152 или ИСУ-122 (либо и те, и другие, такие полки назывались смешанными).

Что еще можно показать?


С моей точки зрения, самый несчастный человек в экипаже - механик-водитель. Это план на его место. Вон там, внизу, где приборная панель... Очень сложно забраться, еще сложнее выбраться, плюс места не очень много.


Приборов минимум. Спидометра нет, но тут и скорости особо нет. Да и не сильно нужно, в принципе.

Люки экипажа все снабжены перископами.

Появились персональные световые приборы для мехвода.

Подводя некий итог для ИСУ-152, можно сказать, что самоходка являлась успешным образцом универсальной тяжёлой самоходно-артиллерийской установки. Лучшее подтверждение тому – срок ее службы, который продлился до 70-х годов прошлого века. И участие не в одном локальном конфликте.

Хорошо бронированное чудовище с пушкой, против которой не существовало тогда брони, да еще надежная и неприхотливая – чего еще желать?

Были, конечно, и недостатки. Самым весомым я назвал бы малый боекомплект. Всего 20 выстрелов. Большие снаряды, кроме того, являлись причиной долгого времени загрузки боекомплекта, около 40 минут. Ну, слабаков в артиллеристы не брали, тем не менее, силушка требовалась.

Второй минус – оптика. Ну это уже стало классикой. Телескопический прицел СТ-10 был отградуирован на стрельбу на дистанции до 900 м, хотя орудие позволяло вести стрельбу прямой наводкой на дистанции до 3,5 км. Да, был панорамный прицел, но тут как раз наоборот, на дальней дистанции нужен был телескопический.

Читал в мемуарах, что в 45-м году наши артиллеристы практиковали такой способ, как ведение огня в одну точку несколькими САУ. При таком раскладе недостаточная точность несколько компенсировалась.

Попадание осколочно-фугасного снаряда рядом с целью зачастую выводило её из строя даже без пробития брони. Взрывная волна и осколки могли повредить любому танку и САУ орудие, ходовую часть, прицелы.

Стрельба осколочно-фугасными снарядами ИСУ-152 по бронированной технике была вполне обычным явлением, поскольку в боекомплекте 13 выстрелов из 20 были именно осколочно-фугасными. Остальные 7 были бронебойными (или, значительно реже, – бетонобойными). Но повторюсь, 152-мм ОФ-снаряда было достаточно, чтобы натворить дел.

Знаете, что самое забавное в нашей ? Сравнить ИСУ-152 толком не с кем. Хотел провести пару-тройку аналогий, но никак. Если взять за критерии ТТХ, вооружение и применение, то надо признать: не было аналогов.

Были орудия крупных калибров (150-155-мм) на самоходной основе у немцев и американцев. Но что «Hummel» у немцев, что М12 у американцев представляли собой очень легкобронированные гаубицы на базе средних танков. И ни в коем разе не были ни противотанковыми САУ, ни штурмовыми орудиями.



Тяжелый истребитель танков «Ягдпантера»? Да, схож по ТТХ, но чисто противотанковая машина.

Были у немцев штурмовые орудия, которые могли бороться с танками. StuG III и StuG IV. Но обе самоходки были существенно легче ИСУ-152 по вооружению и массе, а также слабее бронированы.

САУ StuPz IV «Brummbär»… Калибр да, остальное – нет.

Самоходка была также легче по массе, и ее короткоствольная гаубица калибра 150-мм орудием была, скорее, минометом-переростком, чем полноценной пушкой.

«Ягдтигр». Похоже на правду.

Пушка калибром 128 мм и бронирование на уровне ИСУ-152, а местами и покруче. Но и вес почти в 2 раза больше, чем у нашей самоходки. Плюс опять же, явный противотанкист.

И, главное. Количество. То есть то, что могло внести реальный вклад. 79 «Ягдтигров» и 340 «Брумбаров» - в сравнении с тремя с лишним тысячами только ИСУ-152…

Лучшая? Лучшая. Может, не самая, тут с ИСУ-122 надо будет сравнить, но тем не менее.

Благодарим администрацию Музея отечественной военной истории в Падиково за предоставленный экземпляр ИСУ-152.

Первые образцы тяжелых самоходно-артиллерийских установок были созданы в Советском Союзе еще до начала Второй мировой. Однако до их серийного производства дело тогда не дошло. Реалии войны, появление в рядах гитлеровских Панцерваффе новых тяжелых танков, заставили советских конструкторов вернуться к разработке тяжелых самоходок.

Вооруженные мощными 152-мм орудиями, эти боевые машины стали наиболее грозным противотанковым средством Красной Армии. Снаряд массой в полцентнера срывал с погона башню «Тигра», проламывал броню «Пантеры». Именно за успехи в борьбе с немецким бронированным «зверинцам» советские солдаты и дали тяжелым самоходкам уважительное прозвище «Зверобой».

В связи с принятием осенью 1943 года на вооружение Красной Армии нового тяжелого танка ИС и снятием с производства КВ-1C, возникла необходимость создания тяжелой САУ уже на базе нового тяжелого танка. Постановление Государственного Комитета Обороны № 4043сс от 4 сентября 1943 года предписывало Опытному заводу № 100 в Челябинске совместно с техническим управлением Главного бронетанкового управления Красной Армии до 1 ноября 1943 года спроектировать, изготовить и испытать артсамоход ИС-152 на базе танка ИС.


При разработке установка получила заводское обозначение «объект 241». Ведущим конструктором был назначен Г.Н. Москвин. Опытный образец изготовили в октябре. В течение нескольких недель САУ проходила испытания на НИБТПолигоне в Кубинке и Артиллерийском научно-испытательном опытном полигоне (АНИОП) в Гороховце. 6 ноября 1943 года постановлением ГКО новую машину приняли на вооружение под обозначением ИСУ-152, а в декабре началось ее серийное производство.

Компоновка ИСУ-152 принципиальными новшествами не отличалась. Боевая рубка, изготовленная из катаных броневых листов, устанавливалась в передней части корпуса, объединяя в один объем отделения управления и боевое. Моторно-трансмиссионное отделение находилось в кормовой части корпуса. Носовая часть корпуса на установках первых выпусков изготавливалась литой, на машинах последних выпусков имела сварную конструкцию.




Количество и размещение членов экипажа были такими же, как и у СУ-152. Если экипаж состоял из четырех человек, то обязанности заряжающего выполнял замковый. Для посадки экипажа в крыше рубки имелись два круглых люка в передней части и один прямоугольный в кормовой. Все люки закрывались двухстворчатыми крышками, в верхних створках которых были установлены приборы наблюдения МК-4. В лобовом листе рубки располагался смотровой лючок механика-водителя, закрывавшийся броневой пробкой со стеклоблоком и смотровой щелью.

Сама по себе конструкция боевой рубки принципиальным изменениям не подверглась. Из-за меньшей ширины танка ИС, по сравнению с КВ, пришлось уменьшить наклон бортовых листов с 25° до 15° к вертикали, а наклон кормового листа ликвидировать совсем. Толщина брони при этом возросла с 75 до 90 мм у лобового листа рубки и с 60 до 75 мм у бортовых.

Маска пушки имела толщину 60 мм, а впоследствии была доведена до 100 мм. Крыша рубки состояла из двух частей. Передняя часть крыши приваривалась к передним, скуловым и бортовым листам. В ней, помимо двух круглых люков, делалось отверстие для установки вентилятора боевого отделения (посередине), которое снаружи закрывалось броневым колпаком, и также предусматривались лючок для доступа к заливной горловине левого переднего топливного бака (слева) и отверстие антенного ввода (справа). Задний лист крыши выполнялся съемным и крепился болтами. Следует отметить, что установка вытяжного вентилятора стала существенным достоинством ИСУ-152, по сравнению с СУ-152, в которой вытяжной принудительной вентиляции не было вообще, и члены экипажа во время боя порой теряли сознание от скапливавшихся пороховых газов. Впрочем, по воспоминаниям самоходчиков, и на новой машине вентиляция оставляла желать лучшего - при открывании затвора после выстрела лавина густого порохового дыма, похожая на сметану, струилась из ствола орудия и медленно растекалась по полу боевого отделения.





Крыша над моторно-трансмиссионным отделением состояла из съемного листа над двигателем, сеток над окнами воздухопритока к двигателю и броневых решеток над жалюзи. В съемном листе имелся люк для доступа к узлам и агрегатам двигателя, закрывавшийся откидной крышкой. В задней части листа располагались два лючка для доступа к заправочным горловинам топливного и масляного баков. Средний кормовой лист корпуса в боевом положении привинчивался болтами, при ремонте он мог быть откинут на петлях. Для доступа к агрегатам трансмиссии в нем имелись два круглых люка, закрывавшихся откидными броневыми крышками. Днище корпуса было сварено из трех броневых листов и имело лючки и отверстия, закрывавшиеся броневыми крышками и пробками.

152-мм гаубица-пушка MЛ-20. C обр. 1937/43 гг. монтировалась в литой рамке, игравшей роль верхнего станка орудия, и защищалась литой же броневой маской, заимствованной у СУ-152. Качающаяся часть самоходной гаубицы-пушки имела незначительные отличия, по сравнению с полевой: были установлены откидной лоток для облегчения заряжания и дополнительная тяга к спусковому механизму, ручки маховиков подъемного и поворотного механизмов находились у наводчика слева по ходу машины, цапфы были вынесены вперед для естественного уравновешивания.

Вертикальные углы наведения колебались в пределах от -3° до +20°, горизонтальные - в секторе 10°. Высота линии огня составляла 1800 мм. Для стрельбы прямой наводкой применялся телескопический прицел СТ-10 с полунезависимой линией прицеливания, для ведения огня с закрытых огневых позиции служила панорама Герца с удлинителем, объектив которой выходил из рубки через открытый левый верхний люк.





При стрельбе в ночных условиях шкалы прицела и панорамы, а также прицельная и орудийная стрелки подсвечивались электрическими лампочками прибора «Луч 5». Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 3800 м, наибольшая - 6200 м. Скорострельность - 2–3 выстр./мин. Орудие имело электрический и механический (ручной) спуски. Гашетка электроспуска находилась на ручке маховика подъемного механизма. На орудиях первых выпусков использовался механический (ручной) спуск. Подъемный и поворотный механизмы секторного типа, крепились на кронштейнах к левой щеке рамки.

Боекомплект состоял из 21 выстрела раздельного гильзового заряжания с бронебойно-трассирующими остроголовыми снарядами БР-540, осколочно-фугасными пушечными и стальными гаубичными гранатами ОФ-540 и ОФ-530, осколочными гаубичными гранатами из сталистого чугуна О-5З0А. Бронебойно-трассирующие снаряды находились в нише боевой рубки с левой стороны в специальных рамках, осколочно-фугасные гранаты - там же, гильзы с боевыми зарядами в нише рубки в специальных рамках и в хомутиковой укладке.



Часть гильз с боевыми зарядами размещалась на днище под орудием. Начальная скорость бронебойного снаряда при массе 48,78 кг составляла 600 м/с, на дальности 1000 м он пробивал броню толщиной 123 мм.

На части машин с октября 1944 года на вращающемся погоне командирского люка стала устанавливаться зенитная турель с 12,7-мм пулеметом ДШК обр.1938 года. Боекомплект к пулемету составлял 250 патронов. Кроме того, в боевом отделении укладывались два пистолета-пулемета ППШ (позже - ППС) с боекомплектом 1491 патрон и 20 ручных гранат Ф-1.

Силовая установка и трансмиссия были заимствованы у танка ИС-1 (ИС-2). На ИСУ-152 устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный дизель В-2ИС (В-2-10) мощностью 520 л.с. при 2000 об/мин. Цилиндры располагались V-образно под углом 60°. Степень сжатия 14–15. Масса двигателя 1000 кг.



Пуск двигателя осуществлялся инерционным стартером, имевшим ручной и электрический приводы, или с помощью баллонов со сжатым воздухом.

Общая емкость трех топливных баков составляла 520 л. Еще 300 л перевозилось в трех наружных баках, не подключенных к системе питания. Подача топлива принудительная, с помощью двенадцатиплунжерного топливного насоса высокого давления НК-1.

Система смазки - циркуляционная, под давлением. В бак системы смазки был встроен циркуляционный бачок, обеспечивавший быстрый прогрев масла и возможность пользоваться методом разжижения масла бензином.










Система охлаждения - жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Радиаторов - два, пластинчато-трубчатых, подковообразной формы, установленных над центробежным вентилятором.

Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, на САУ устанавливались два воздухоочистителя марки ВТ-5 типа «мультициклон». В головки воздухоочистителей были встроены форсунки и запальные свечи для подогрева всасываемого воздуха зимой. Кроме того, для подогрева охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя использовались фитильные обогреватели, работавшие на дизельном топливе. Эти же обогреватели обеспечивали и обогрев боевого отделения машины на длительных стоянках.

Трансмиссия САУ включала в себя многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по ферродо), четырехступенчатую восьмискоростную коробку передач с демультипликатором, двухступенчатые планетарные механизмы поворота с многодисковым блокировочным фрикционом и двухступенчатые бортовые передачи с планетарным рядом.





Ходовая часть САУ применительно к одному борту состояла из шести сдвоенных литых опорных катков диаметром 550 мм и трех поддерживающих катков. Ведущие колеса заднего расположения имели два съемных зубчатых венца с 14-ю зубьями каждый. Направляющие колеса - литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц, взаимозаменяемые с опорными катками. Подвеска - индивидуальная торсионная. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 86 одногребневых траков каждая. Траки штампованные, шириной 650 мм и шагом 162 мм. Зацепление цевочное.







Для внешней радиосвязи на машинах устанавливались радиостанции 10Р или 10РК, для внутренней - переговорное устройство ТПУ-4-БИС-Ф. Для связи с десантом на корме имелась кнопка звуковой сигнализации.

Уже в начале 1944 года выпуск ИСУ-152 стал сдерживаться нехваткой орудий МЛ-20. Предвидя такую ситуацию, на артиллерийском заводе № 9 в Свердловске наложили ствол 122-мм корпусной пушки А-19 на люльку орудия МЛ-20C и в результате получили тяжелый артсамоход ИСУ-122 («объект 242»). Опытный образец установки в декабре 1943 года проходил испытания на Гороховецком полигоне. Постановлением ГКО от 12 марта 1944 года ИСУ-122 была принята на вооружение Красной Армии. Серийное производство машины началось на ЧКЗ с апреля 1944 года и продолжалось до сентября 1945-го.

ИСУ-122 представляла собой вариант САУ ИСУ-152, в котором 152-мм гаубица-пушка MЛ-20C была заменена на 122-мм пушку А-19 обр. 1931/37 гг. При этом пришлось несколько изменить и подвижную бронировку орудия. Высота линии огня составляла 1790 мм. В мае 1944 года в конструкцию ствола пушки А-19 были внесены изменения, которые нарушили взаимозаменяемость новых стволов с ранее выпущенными.


Модернизированное орудие получило наименование «122-мм самоходная пушка обр. 1931/44 гг». Оба орудия имели поршневой затвор. Длина ствола составляла 46,3 калибра. Устройство пушки А-19 во многом было одинаково с MЛ-20C. Она отличалась от последней стволом меньшего калибра с увеличенной на 730 мм длиной, отсутствием дульного тормоза и меньшим числом нарезов. Для наведения орудия использовались подъемный механизм секторного типа и поворотный механизм винтового типа. Углы вертикальной наводки составляли от -3° до +22°, по горизонтали - в секторе 10°. Для предохранения подъемного механизма от инерционных нагрузок в его конструкцию было введено сдающее звено в виде конусной фрикционной муфты, размещенной между червячным колесом и шестерней подъемного механизма. При стрельбе использовались телескопический прицел СТ-18, который отличался от прицела СТ-10 только нарезкой шкал, и панорамный прицел с полунезависимой или с независимой линией прицеливания (панорама Герца). Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 5000 м, наибольшая - 14 300 м. Скорострельность - 2–3 выстр./мин.

В боекомплект установки входили 30 выстрелов раздельно-гильзового заряжания с бронебойно-трассирующим остроголовым снарядом БР-471 и бронебойно-трассирующим снарядом с баллистическим наконечником БР-471Б, а также осколочно-фугасными пушечными гранатами: цельнокорпусной короткой ОФ-471Н, с привинтной головкой и длинной - ОФ-471. Начальная скорость бронебойного снаряда при массе 25 кг составляла 800 м/с. Дополнительно в боевом отделении укладывались два пистолета-пулемета ППШ (ППС) с боекомплектом 1491 патрон (21 диск) и 25 ручных гранат Ф-1.

С октября 1944 года на части машин устанавливался зенитный пулемет ДШК с боекомплектом 250 патронов.

В апреле 1944 года в КБ завода № 100 была создана самоходно-артиллерийская установка ИСУ-122С (ИСУ-122-2, «объект 249»), представлявшая собой модернизированный вариант ИСУ-122. В июне установка прошла испытания на АНИОПе в Гороховце, а 22 августа 1944 года была принята на вооружение. В том же месяце начали ее серийное производство на ЧКЗ параллельно с ИСУ-122 и ИСУ-152, которое продолжалось до сентября 1945 года.





ИСУ-122С была создана на базе ИСУ-122 и отличалась от нее установкой пушки Д-25С обр. 1944 года с горизонтальным клиновым полуавтоматическим затвором и дульным тормозом. Высота линии огня составляла 1795 мм. Длина ствола - 48 калибров. За счет более компактных противооткатных устройств и казенной части пушки удалось повысить скорострельность до 6 выстр./мин. Углы вертикальной наводки составляли от -3° до +20°, по горизонтали - в секторе 10° (7° вправо и 3° влево). Прицелы пушки - телескопический ТШ-17 и панорама Герца. Дальность стрельбы прямой наводкой - 5000 м, максимальная - до 15 ООО м. Боекомплект - такой же, как у пушки А-19. Внешне СУ-122С отличалась от СУ-122 стволом орудия и новой литой маской толщиной 120–150 мм.

С 1944 по 1947 год было изготовлено 2790 самоходных установок ИСУ-152, 1735 - ИСУ-122 и 675 - ИСУ-122С. Таким образом, суммарный выпуск тяжелых артсамоходов - 5200 штук - превысил число изготовленных тяжелых танков ИС - 4499 единиц. Следует отметить, что, как и в случае с ИС-2, к выпуску самоходных орудий на его базе должен был подключиться Ленинградский Кировский завод. До 9 мая 1945 года там собрали первые пять ИСУ-152, а до конца года - еще сто. В 1946 и 1947 годах производство ИСУ-152 осуществлялось только на ЛКЗ.

С весны 1944 года тяжелые самоходно-артиллерийские полки СУ-152 перевооружались установками ИСУ-152 и ИСУ-122. Их переводили на новые штаты и всем присваивали звание гвардейских. Всего до конца войны было сформировано 56 таких полков, в каждом имелась 21 машина ИСУ-152 или ИСУ-122 (часть из этих полков - смешанного состава). 1 марта 1945 года 143-я отдельная танковая Невельская бригада в Белорусско-Литовском военном округе была переформирована в 66-ю гвардейскую Невельскую тяжелую самоходно-артиллерийскую бригаду РВГК трехполкового состава (1804 человека, 65 ИСУ-122 и три СУ-76).



Тяжелые самоходно-артиллерийские полки, приданные танковым и стрелковым частям и соединениям, в первую очередь использовались для поддержки пехоты и танков в наступлении. Следуя в их боевых порядках, САУ уничтожали огневые точки противника и обеспечивали пехоте и танкам успешное продвижение. В этой фазе наступления САУ становились одним из основных средств отражения танковых контратак. В ряде случаев им приходилось выдвигаться вперед боевых порядков своих войск и принимать удар на себя, обеспечивая тем самым свободу маневра поддерживаемых танков.

Так, например, 15 января 1945 года в Восточной Пруссии, в районе Борове, немцы силою до одного полка мотопехоты при поддержке танков и самоходных орудий контратаковали боевые порядки нашей наступавшей пехоты, вместе с которой действовал 390-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк. Пехота под давлением превосходящих сил противника отошла за боевые порядки самоходчиков, встретивших удар немцев сосредоточенным огнем и прикрывших поддерживаемые подразделения. Контратака была отбита, и пехота вновь получила возможность продолжать свое наступление.

Тяжелые САУ иногда привлекались к участию в артподготовках. При этом огонь велся как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. В частности, 12 января 1945 года во время Сандомирско-Силезской операции 368-й гвардейский полк ИСУ-152 1-го Украинского фронта в течение 107 минут вел огонь по опорному пункту и четырем артиллерийским и минометным батареям противника. Выпустив 980 снарядов, полк подавил две минометные батареи, уничтожил восемь орудий и до одного батальона солдат и офицеров противника. Интересно отметить, что дополнительные боеприпасы заранее выкладывались на огневых позициях, однако прежде всего расходовались снаряды, находившиеся в боевых машинах, иначе был бы значительно снижен темп стрельбы. Для последующего пополнения тяжелых САУ снарядами требовалось до 40 минут, поэтому они прекращали огонь заблаговременно до начала атаки.









Весьма эффективно тяжелые САУ использовались в борьбе с танками противника. Например, в Берлинской операции 19 апреля 360-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк поддерживал наступление 388-й стрелковой дивизии. Части дивизии овладели одной из рощ восточнее Лихтенберга, где и закрепились. На другой день противник силою до одного полка пехоты при поддержке 15 танков начал контратаковать. При отражении атак в течение дня огнем тяжелых САУ было уничтожено 10 немецких танков и до 300 солдат и офицеров.

В боях на Земландском полуострове в ходе Восточно-Прусской операции 378-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк при отражении контратак успешно применял построение боевого порядка полка веером. Это обеспечивало полку обстрел в секторе 180°, чем облегчало борьбу с танками противника, атакующими с разных направлений.











Одна из батарей ИСУ-152, построив свой боевой порядок веером на фронте протяженностью 250 м, успешно отразила 7 апреля 1945 года контратаку 30 танков противника, подбив шесть из них. Батарея потерь не понесла. Лишь две машины получили незначительные повреждения ходовой части.

На заключительном этапе Великой Отечественной войны характерной особенностью применения самоходной артиллерии стали бои в крупных населенных пунктах, в том числе хорошо укрепленных. Как известно, наступление на крупный населенный пункт является весьма сложной формой боя и по своему характеру во многом отличается от наступательного боя в обычных условиях.

Боевые действия в городе почти всегда расчленялись на ряд отдельных местных боев за отдельные объекты и узлы сопротивления.







Это вынуждало наступавшие войска для ведения боя в городе создавать специальные штурмовые отряды и группы, обладавшие большой самостоятельностью. Штурмовые отряды и штурмовые группы являлись основой боевых порядков соединений и частей, ведущих бой за город.

Самоходно-артиллерийские полки и бригады придавались стрелковым дивизиям и корпусам, в последних они полностью или частями придавались стрелковым полкам, в которых использовались для усиления штурмовых отрядов и групп. В состав штурмовых групп включались самоходно-артиллерийские батареи и отдельные установки (обычно две). САУ, входившие в состав штурмовых групп, имели задачи непосредственного сопровождения пехоты и танков, отражения контратак танков и самоходных орудий противника и закрепления на занятых объектах. Сопровождая пехоту, САУ огнем прямой наводкой с места, реже с коротких остановок уничтожали огневые точки и противотанковые орудия противника, его танки и самоходки, разрушали завалы, баррикады и дома, приспособленные для обороны, и тем самым обеспечивали продвижение войск. Для разрушения зданий иногда применялся залповый огонь, дававший весьма хорошие результаты. В боевых порядках штурмовых групп самоходно-артиллерийские установки обычно двигались совместно с танками под прикрытием пехоты, если же танки отсутствовали, то они передвигались вместе с пехотой.







Выдвижение самоходно-артиллерийских установок для действий впереди пехоты оказалось неоправданным, так как они при этом несли большие потери от огня противника.

В 8-й гвардейской армии 1-го Белорусского фронта в боях за польский город Познань в состав штурмовых групп 74-й гвардейской стрелковой дивизии были включены по две-три ИСУ-152 394-го гвардейского тяжелого самоходно-артиллерийского полка. 20 февраля 1945 года в боях за 8-й, 9-й и 10-й кварталы города, непосредственно прилегавшие к южной части крепостной цитадели, штурмовая группа в составе взвода пехоты, трех ИСУ-152 и двух танков Т-34 очищала от противника квартал № 10. Другая группа в составе взвода пехоты, двух самоходно-артиллерийских установок ИСУ-152 и трех огнеметных ТО-34 штурмовала 8-й и 9-й кварталы. В этих боях САУ действовали быстро и решительно. Они приближались к домам и в упор уничтожали размещенные в окнах, подвалах и других местах зданий немецкие огневые точки, а также проделывали проломы в стенах зданий для прохода своей пехоты. При действиях вдоль улиц самоходки двигались, прижимаясь к стенам домов и уничтожая огневые средства противника, расположенные в зданиях на противоположной стороне. Своим огнем установки взаимно прикрывали друг друга и обеспечивали продвижение пехоты и танков. Вперед самоходно-артиллерийские установки продвигались поочередно перекатами, по мере продвижения пехоты и танков. В результате кварталы были быстро заняты нашей пехотой и немцы с большими потерями отошли в цитадель.



Опытные тяжелые САУ во дворе завода № 100 в Челябинске , 1944 год. Вверху - ИСУ-122-1 (объект 243), внизу - ИСУ-122-3 (объект 251).

Еще в декабре 1943 года, учитывая, что в дальнейшем у противника могут появиться новые танки с более мощным бронированием, ГКО специальным постановлением предписал спроектировать и изготовить к апрелю 1944 года самоходно-артиллерийские установки с орудиями повышенной мощности:

Со 122-мм пушкой, имеющей начальную скорость 1000 м/с при массе снаряда в 25 кг;

Со 130-мм пушкой, имеющей начальную скорость 900 м/с при массе снаряда в 33,4 кг;

Со 152-мм пушкой, имеющей начальную скорость 880 м/с при массе снаряда в 43,5 кг.

Все эти орудия пробивали броню толщиной 200 мм на дистанции 1500–2000 м.

В ходе выполнения этого постановления были созданы и в 1944–1945 годах испытаны артсамоходы: ИСУ-122-1 («объект 243») со 122-мм пушкой БЛ-9, ИСУ-122-3 («объект 251») со 122-мм пушкой С-26-1, ИСУ-130 («объект 250») со 130-мм пушкой С-26; ИСУ-152-1 («объект 246») со 152-мм пушкой БЛ-8 и ПСУ-152-2 («объект 247») со 152-мм пушкой БЛ-10.









Пушки БЛ-8, БЛ-9 и БЛ-10 разработало ОКБ-172 (не путать с заводом № 172), все конструкторы которого являлись заключенными. Отсюда и расшифровка буквенной аббревиатуры в индексах установок: «БЛ» - «Берия Лаврентий».

Пушка БЛ-9 (ОБМ-50) была сконструирована под руководством И.И.Иванова. Она имела поршневой затвор и оснащалась системой продувки канала ствола сжатым воздухом. Углы вертикального наведения составляли от -2° до +18°30?, по горизонтали - в секторе 9°30? (вправо 7°, влево 2°30?). При стрельбе использовались телескопический прицел СТ-18 и панорама Герца.

Приводы наведения орудия - такие же, как у самоходной установки ИСУ-122. Уравновешивание качающейся части относительно оси цапф производилось с помощью грузов, прикрепленных к неподвижной части ограждения пушки. В боекомплект установки входил 21 выстрел раздельно-гильзового заряжания с бронебойными снарядами. Начальная скорость бронебойного снаряда при массе 11,9 кг составляла 1007 м/с и на 200 м/с превышала аналогичный показатель 122-мм пушки Д-25. Конструкция корпуса и броневой рубки, силовая установка, трансмиссия, ходовая часть и электрооборудование машины были заимствованы у самоходной установки ИСУ-122. Для внешней связи служила радиостанция 10-РК-26, для внутренней - танковое переговорное устройство ТПУ-4БИС-Ф.

Первый опытный образец пушки БЛ-9 изготовили в мае 1944 года на заводе № 172, а в июне ее установили на ИСУ-122-1.









Эту машину представили на полигонные испытания 7 июля 1944 года. Предварительных испытаний в Гороховце в августе 1944 года установка не выдержала из-за низкой живучести ствола. Новый ствол был изготовлен к началу февраля 1945 года, и после его монтажа самоходка вновь поступила на испытания, состоявшиеся в мае 1945 года. На последних при стрельбе произошел разрыв ствола из-за дефектов металла. После этого дальнейшие работы по ИСУ-122-1 прекратили.

Самоходная установка ИСУ-152-1 (ИСУ-152БМ) была создана в апреле 1944 года в КБ завода № 100, по инициативе ОКБ-172, предложившего разместить в установке СУ-152 разработанную у них 152-мм пушку БЛ-7, имевшую баллистику пушки Бр-2.

Модификация пушки для монтажа в САУ получила индекс БЛ-8 (ОБМ-43).









Она имела поршневой затвор, дульный тормоз оригинальной конструкции и систему продувки канала ствола сжатым воздухом из баллонов. Углы вертикального наведения составляли от -3°10? до +17°45?, горизонтального - в секторе 8°30? (вправо 6°30?, влево 2°). Высота линии огня - 1655 мм. При стрельбе использовались телескопический прицел СТ-10 и панорама Герца. Дальность стрельбы равнялась 18 500 м. Приводы наведения остались неизменными по сравнению с установкой ИСУ-122. Боекомплект включал 21 выстрел раздельно-гильзового заряжания. Начальная скорость бронебойного снаряда достигала 850 м/с. В связи с монтажом новой пушки конструкцию броневой маски орудия несколько изменили.

При проведении испытаний пушки БЛ-8 были выявлены «неудовлетворительные показатели по действию снарядов», ненадежность работы дульного тормоза и поршневого затвора, а также плохие условия работы расчета. Большой вылет ствола (общая длина установки составляла 12,05 м) ограничивал маневренность машины.









По результатам испытаний БЛ-8 заменили пушкой БЛ-10 с клиновым полуавтоматическим затвором.

В декабре 1944 года самоходная установка ИСУ-152-2 с пушкой БЛ-10 проходила испытания на Ленинградском АНИОПе. Она их не выдержала из-за неудовлетворительной живучести ствола пушки и малого угла горизонтального наведения.

Пушку отправили на доработку на завод № 172, однако, до окончания войны ее доводка не была завершена.

Пушки С-26 и С-26-1 спроектировали в ЦАКБ под руководством В.Г. Грабина.









Пушка С-26 калибра 130 мм имела баллистику и боеприпасы от морской пушки Б-13, но обладала рядом принципиальных конструктивных отличий, так как оснащалась дульным тормозом, горизонтальным клиновым затвором и др. Длина ствола пушки - 54,7 калибра. Дальность стрельбы прямой наводкой - 5000 м, скорострельность - 2 выстр./мин. Боекомплект пушки состоял из 25 выстрелов раздельно-гильзового заряжания с бронебойными снарядами.

Начальная скорость бронебойного снаряда при массе 33,4 кг - 900 м/с. Пушка С-26-1 имела такую же баллистику, как и 122-мм пушка БЛ-9, и отличалась от нее наличием горизонтального клинового затвора и измененной конструкцией отдельных узлов. Длина ствола - 59,5 калибра. Дальность стрельбы прямой наводкой - 5000 м, максимальная - 16 000 м. Скорострельность - 1,5–1,8 выстр./мин. Начальная скорость бронебойного снаряда массой 25 кг - 1000 м/с.

Самоходы ИСУ-130 и ИСУ-122-3 изготовили на заводе № 100 осенью 1944 года. В качестве базы при их создании использовалась САУ ИСУ-122С.







В октябре 1944 года ИСУ-130 прошла заводские испытания, а в ноябре - декабре того же года - полигонные. По их результатам было принято решение направить пушку в ЦАКБ для доработки, которая затянулась до конца войны. Ходовые и артиллерийские испытания ИСУ-130 закончились только в июне 1945 года, когда принятие этой САУ на вооружение потеряло смысл. Опытный образец САУ ИСУ-122-3 проходил полигонные испытания в ноябре 1944 года и не выдержал их из-за неудовлетворительной живучести ствола. Доработка ствола была завершена лишь в июне 1945 года.

Самоходкам с опытными образцами пушек были свойственны те же недостатки, что и остальным САУ на шасси танка ИС: большой вылет ствола вперед, снижавший маневренность в узких проходах, малые углы горизонтального наведения орудия и сложность самого наведения, что затрудняло стрельбу по подвижным целям; невысокая боевая скорострельность из-за относительно небольших размеров боевого отделения; большая масса выстрелов; раздельно-гильзовое заряжание и наличие у ряда орудий поршневого затвора; плохая обзорность из машин; малый боекомплект и сложность его пополнения в ходе боя.

Вместе с тем, хорошая противоснарядная стойкость корпуса и рубки этих САУ, достигнутая за счет установки мощных броневых плит под рациональными углами наклона, позволяла использовать их на дистанции прямого выстрела и достаточно эффективно поражать любые цели.

На базе ИСа проектировались самоходки и с более мощными орудиями. Так, в начале 1944 года проект САУ С-51 был переведен на шасси танка ИС. Однако, из-за отсутствия необходимого количества 203-мм гаубиц Б-4, производство которых было уже завершено, приняли решение о создании самоходного варианта 152-мм пушки большой мощности Бр-2.






К лету 1944 года новая САУ, получившая индекс С-59, была изготовлена и поступила на полигонные испытания. Конструкция С-59 в целом была аналогична С-51, но базировалась на шасси танка ИС-85. При проведении испытаний на АНИОПе были выявлены те же недостатки, что и при испытаниях С-51. И не мудрено - несмотря на уже имевшийся отрицательный опыт, установку опять не снабдили сошником! И это при том, что отдача при стрельбе полным зарядом из 152-мм пушки была большей, чем при стрельбе из 203-мм гаубицы. Неужели артиллерийские конструкторы этого не знали? Впрочем, вскоре работы по этому типу САУ прекратили.

В июле 1944 года начальник ленинградского филиала ЦАКБ И.И. Иванов направил в техуправление НКВ аванпроект самоходной установки особой мощности - 210-мм пушки Бр-17 или 305-мм гаубицы Бр-18 на спаренных шасси танка Т-34. Поскольку филиал ЦАКБ не успел изготовить необходимый проект конструкторской документации к нужному сроку, проект сдали в архив.

В конце войны Опытный завод № 100, Уралмашзавод и артиллерийский завод № 9 в рамках темы «Медведь» разрабатывали дальнобойную скорострельную САУ, предназначавшуюся для контрбатарейной борьбы и артиллерийских налетов. Предполагалось создать двухствольную 122-мм артсистему, в которой заряжание одного ствола производилось бы за счет энергии выстрела из второго. Макет установки с 76-мм орудиями работал нормально, но конструкторы-артиллеристы почему-то не учли, что 122-мм пушки имеют раздельное заряжание. В итоге механизировать этот процесс им не удалось. В 1945 году была спроектирована САУ уже с орудиями, размещенными по бортам машины для облегчения ручного заряжания. Годом позже изготовили ее деревянную модель, но в металле самоходка выполнена не была.





Самоходно-артиллерийские установки ИСУ-122 и ИСУ-152 состояли на вооружении Советской Армии и в послевоенные годы. И те и другие модернизировались. Так, например, с 1958 года штатные радиостанции и ТПУ на ИСУ-122 заменялись на радиостанции «Гранат» и ТПУ Р-120.

После того как в качестве стандартной САУ в конце 1950-х годов была принята ИСУ-152, самоходные установки ИСУ-122 начали разоружать и переоборудовать в тягачи. Тягач ИСУ-Т представлял собой обычную самоходку с демонтированной пушкой и заваренной амбразурой.













16 ноября 1962 года на вооружение приняли тяжелый эвакуационный тягач БТТ. Он существовал в двух модификациях - БТТ-1 и БТТ-1Т. Корпус машины БТТ-1 подвергся изменениям, главным образом, в лобовой части. К нижнему лобовому листу приварили два коробчатых демпферных упора для толкания танков с помощью бревна. Была изменена и крыша рубки, к которой приварили балку с подкосами для увеличения жесткости. В машинном отделении, расположенном в средней части корпуса, разместили лебедку (тяговое усилие 25 тс, рабочая длина троса 200 м) с механизмом отбора мощности от двигателя. Управление лебедкой осуществлялось механиком-водителем из машинного отделения, в котором для этой цели имелись второе сиденье и два рычага управления. В кормовой части машины располагалось сошниковое устройство для упора в грунт. На тягаче устанавливалась разборная кран-стрела грузоподъемностью 3 т с ручным приводом. На крыше силового отделения находилась грузовая платформа, рассчитанная на перевозку до 3 т груза. Буксирное устройство тягача было оборудовано подрессориванием с двусторонней амортизацией и жесткой сцепкой. На машине устанавливался двигатель В-54-ИСТ. Его особенностью был коленчатый вал, заимствованный у двигателя В-12-5. Для движения ночью механик-водитель располагал ночным прибором БВН. Масса тягача составляла 46 т. Экипаж включал двух человек. На тягаче БТТ-1Т вместо тяговой лебедки укладывался табельный или модернизированный комплект такелажного оборудования, рассчитанный на тяговое усилие 15 тс.

Помимо Советской Армии, тягачи БТТ-1 состояли на вооружении и за рубежом, в частности, в Египте. Несколько таких машин было захвачено Израилем в ходе войн 1967 и 1973 годов.

Что же касается ИСУ-152, то эти машины находились на вооружении Советской Армии до 1970-х годов, вплоть до начала поступления в войска САУ нового поколения. При этом ИСУ-152 дважды модернизировалась. Первый раз в 1956 году, когда САУ получила обозначение ИСУ-152К. На крыше рубки установили командирскую башенку с прибором ТПКУ и семью смотровыми блоками ТНП; боекомплект гаубицы-пушки MЛ-20C увеличили до 30 выстрелов, что потребовало изменения расположения внутреннего оборудования боевого отделения и дополнительных боеукладок; вместо прицела СТ-10 был установлен усовершенствованный телескопический прицел ПС-10.







На всех машинах смонтировали зенитный пулемет ДШКМ с боекомплектом 300 патронов. На САУ поставили двигатель В-54К мощностью 520 л.с. с эжекционной системой охлаждения. Емкость топливных баков увеличили до 1280 л. Была усовершенствована система смазки, конструкция радиаторов стала другой. В связи с эжекционной системой охлаждения двигателя изменили и крепление наружных топливных баков. Машины оборудовались радиостанциями 10-РТ и ТПУ-47. Масса самоходки возросла до 47,2 т, однако динамические характеристики остались прежними. Запас хода возрос до 360 км.

Второй вариант модернизации имел обозначение ИСУ-152М. На машину установили доработанные агрегаты танка ИС-2М, зенитный пулемет ДШКМ с боекомплектом 250 патронов и приборы ночного видения.

В ходе капитального ремонта некоторым переделкам подвергались и самоходки ИСУ-122. Так, с 1958 года штатные радиостанции и ТПУ заменялись на радиостанции «Гранат» и ТПУ Р-120.

Помимо Советской Армии, ПСУ-152 и ИСУ-122 состояли на вооружении Войска Польского. В составе 13-го и 25-го полков самоходной артиллерии они принимали участие в завершающих боях 1945 года. Вскоре после войны ПСУ-152 получила и Чехословацкая Народная Армия. В начале 1960-х один полк армии Египта также имел на вооружении ПСУ-152. В 1973 году они использовались в качестве неподвижных огневых точек на берегу Суэцкого канала и вели огонь по позициям израильских войск.


152-мм гаубица-пушка образца 1937 года (МЛ-20, индекс ГАУ - 52-Г-544А) - советская гаубица-пушка периода Второй мировой войны. Это орудие серийно выпускалось с 1937 по 1946 год, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века. Этим орудием были вооружены самые мощные советские самоходные артиллерийские установки Великой Отечественной войны - СУ-152 и ИСУ-152. По мнению некоторых артиллерийских экспертов, МЛ-20 входит в число лучших конструкций ствольной артиллерии за весь период её существования. Даже более сдержанные оценки признают выдающуюся роль МЛ-20 в боевом применении и развитии советской артиллерии середины XX века.

Производство МЛ-20 велось только на заводе № 172 в Перми с 1937 по 1946 годы. Кроме выпуска буксируемых орудий, было выпущено около 4000 стволов МЛ-20С для монтажа на самоходно-артиллерийских установках (САУ) СУ-152 и ИСУ-152 (всего было построено 3242 САУ ИСУ-152 и около 670 САУ СУ-152, точное число варьирует в различных источниках). Преемником МЛ-20 стала 152-мм пушка-гаубица Д-20, находившаяся в серийном производстве с 1956 года. Данное орудие имело идентичную с МЛ-20 баллистику.

Жаргонное название ИСУ-152 - «Зверобой». В Вермахте её называли «Dosenöffner» (нем. «консервный нож»).
ИСУ-152 широко применялись на завершающем этапе Великой Отечественной войны практически во всех аспектах использования самоходной артиллерии. Помимо РККА, ИСУ-152 состояли на вооружении армий Польши и Чехословакии, единичные трофейные машины использовались Вермахтом и армией Финляндии. Известна только одна фотография (датированная 1944 г.) с ИСУ-152, используемой армией Финляндии.
Известный танкист и автор мемуаров Д. Ф. Лоза так характеризует ИСУ-152 в этой роли:
"Незадолго до этого гитлеровцы начали обстрел «Эмча», стоящих под арками, из противотанковой пушки, которую ночью затащили на верхний этаж одного из домов, что севернее Ратуши. Её огнём были повреждены гусеницы двух танков. Надо было срочно принимать меры, иначе большинство боевых машин восточнее Ратуши, университета и парламента могут пострадать от огня этого орудия, а если сменить их позиции, то мы лишимся нескольких кварталов. Вызвал командира батареи ИСУ-152 и приказал ему немедленно подавить вражескую огневую точку. Самоходка, шлёпая по асфальту широкими гусеницами, заняла позицию на одной из улиц, выходящей на юго-восточную сторону площади. То самое любопытство, которое сгубило больше девственниц, чем любовь, потащило нас на улицу посмотреть, как самоходчики одним снарядом разнесут на куски немецких артиллеристов с их пушкой. Танкисты и десантники расположились возле «зверобоя» и стали ждать… Я и сейчас, вспоминая те минуты, не могу простить себе, командиру с немалым боевым опытом, допущенную ошибку. Зачем разрешил эти «смотрины»? За них пришлось уплатить высокую цену.
Венские улочки, разбегавшиеся в разные стороны от центральной площади, не широкие. Красивые дома с венецианскими окнами высятся по их обеим сторонам. Грохнул выстрел крупнокалиберной пушки самоходки. Резко колыхнулся воздух. Полтора этажа дома вместе с вражеским противотанковым орудием и его прислугой рухнуло на землю. А в нашем расположении от мощной воздушной волны выстрела с треском лопнули толстые стёкла в домах, находившихся рядом с самоходной установкой. Их тяжёлые осколки посыпались на головы «зрителей», в результате были ранены руки и спины у десяти человек, а у двоих сломаны ключицы. Благо танкисты были в шлемах, десантники - в касках, и головы остались целы!"

ИСУ-152 как истребитель танков
Ещё одна цитата из мемуаров Д. Ф. Лозы:
Сложившуюся ситуацию следует немедленно переломить, и, слава богу, в моих руках было эффективное средство - . С командиром батареи старшим лейтенантом Яковом Петрухиным мы подробно обсудили план действий. Договорились о том, что установки, используя дальнобойность и огневую мощь своих 152-мм орудий, выбивают в первую очередь наступающие «Пантеры», а потом добивают ранее подбитых. Особое внимание командира батареи я обратил на скрытность выхода самоходок на огневые позиции, который будут прикрывать экипажи «Шерманов», ведя огонь, главным образом, на отвлечение немецких танкистов.
Яков Петрухин выбрал два очень удобных места для стрельбы, где каменные заборы прикрывали корпуса машин от неприятельских бронебойных снарядов.


С нашей стороны по всей восточной линии усилился огонь. «Эмчисты» старались не позволить гитлеровцам выйти на центральную площадь, заперев их в прилегающих к ней улицах, а также прикрыть выход самоходок на огневые позиции.
Как медленно тянется время, когда в схватке с врагом ждёшь решающей минуты, способной переломить ход боя. Вот он, долгожданный миг! Два громоподобных выстрела ударили по барабанным перепонкам, выбив стёкла в окнах рядом стоящих домов.
«Второе венское зрелище» оказалось не менее впечатляющим… На одной из «Пантер», что уже почти выползла на площадь, от удара крупнокалиберного бетонобойного снаряда снесло башню. Второй тяжёлый танк вспыхнул огромным костром. А ИСУ-152 тут же покинули позиции. Немецкие танки спешно стали пятиться назад, оставив без поддержки пехоту, которая тут же разбежалась по дворам и переулкам.

Занимательные факты о ИСУ-152

Работа заряжающего для этих самоходок была очень тяжёлой - требовалось в одиночку переносить снаряды массой более 40 кг в стеснённом боевом отделении машины.
На форумах военно-исторической тематики часты и очень горячи споры о сорванных башнях (особенно с танка «Тигр») после попадания в них снарядов от ИСУ-152. В действительности бронебойный снаряд БР-540 обладает достаточной кинетической энергией и импульсом, чтобы разрушить элементы погона башни тяжёлого танка и сместить её на несколько десятков сантиметров от оси вращения. В этом смысле термин «срыв» вполне правомерен. Широко показанные в кинематографе и компьютерных играх срывы башен на несколько метров вверх и в сторону могут быть только следствием детонации боекомплекта в боевом отделении, который в принципе может последовать от сильного удара по корпусу танка. Документов о достоверных случаях боевых столкновений ИСУ-152 с «Тиграми» (в отличие от «Пантер») пока не обнаружено, известны лишь упоминания в мемуарах. Это служит причиной упоминавшихся выше ожесточённых споров, тем более что далеко не всегда спорящие различают обстрел «Тигров» из ИСУ-152 или буксируемых орудий МЛ-20.


Работы по созданию САУ ИСУ-152 начались в июне 1943 года. В октябре 1943 года был построен первый прототип, «Объект 241». 6 ноября 1943 года САУ была принята на вооружение под окончательным названием ИСУ-152. В том же месяце началось серийное производство ИСУ-152. В декабре 1943 года ИСУ-152 полностью заместила свою предшественницу СУ-152 на сборочных линиях. ИСУ-152 сразу получила прозвище - «Зверобой» которое она унаследовала от своей предшественницы СУ-152. В Вермахте ИСУ-152 называли «Dosenöffner» (нем. «консервный нож»).


Броня ИСУ-152 была вполне адекватной для поздней стадии Второй мировой войны. Лобовые 90-мм бронеплиты, наклонённые под углом 30°, уверенно защищали машину от наиболее распространённой немецкой 75-мм противотанковой пушки Pak 40 на дистанциях свыше 800 м. ИСУ-152 была лёгкой в ремонте; часто подбитые врагом самоходки через пару дней ремонта в полевых условиях возвращались в строй.


После устранения «детских болезней» машины ИСУ-152 зарекомендовала себя очень надёжной и неприхотливой самоходкой; она легко осваивалась не обученными экипажами.


Основным вооружением ИСУ-152 являлась 152-мм гаубица-пушка МЛ-20С. Орудие монтировалось в рамке на лобовой бронеплите рубки и имело вертикальные углы наводки от −3 до +20°, сектор горизонтальной наводки составлял 10°. Высота линии огня составляла 1,8 м; дальность прямого выстрела - 800-900 м по цели высотой 2,5-3 м, дальность выстрела прямой наводкой - 3800 м, наибольшая дальность стрельбы - 6200 м. Выстрел производился посредством электрического или ручного механического спуска.


Боекомплект орудия составлял 21 выстрел раздельного заряжания. Снаряды укладывались вдоль обоих бортов рубки, заряды - там же, а также на днище боевого отделения и на задней стенке рубки.


ИСУ-152 оснащалась четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2-ИС мощностью 520 л. с. (382 кВт). В моторно-трансмиссионном отделении устанавливались подогревающие устройства для облегчения пуска двигателя в холодное время года.


Они также могли быть использованы для подогрева боевого отделения машины. ИСУ-152 имела три топливных бака, два из которых располагались в боевом отделении, и один - в моторно-трансмиссионном.


Основным использованием ИСУ-152 была огневая поддержка наступающих танков и пехоты. 152,4-мм (6-дюймовая) гаубица-пушка МЛ-20С имела мощный осколочно-фугасный снаряд ОФ-540 массой 43,56 кг, снаряжённый 6 кг тротила (тринитротолуола, ТНТ). Эти снаряды были очень эффективны как против неукрытой пехоты (с установкой взрывателя на осколочное действие), так и против укреплений, таких как ДОТы и траншеи (с установкой взрывателя на фугасное действие). Одного попадания такого снаряда в обычный городской дом средних размеров было достаточно для уничтожения всего живого внутри.


ИСУ-152 могла также успешно выступать в роли истребителя танков, хотя существенно уступала специализированным истребителям танков, которые вооружались противотанковыми пушками.


Уместно заметить, что ИСУ-152 не была настоящим истребителем танков; у неё был низкий темп огня по сравнению с «настоящими» истребителями танков, такими как немецкая «Ягдпантера» или отечественная СУ-100 (их темп огня достигал 5-8 выстрелов в минуту, хотя и на короткий промежуток времени).


С другой стороны, тщательная маскировка, быстрая смена огневых позиций и использование ИСУ-152 группами по 4-5 машин значительно смягчали недостаток скорострельности.


ИСУ-152 были особо востребованы в городских боях, таких как штурмы Берлина, Будапешта или Кёнигсберга.


Хорошее бронирование самоходки позволяло ей выдвигаться на дистанцию выстрела прямой наводкой для уничтожения вражеских огневых точек.


С ноября 1943 по май 1945 года было изготовленно 1885 ИСУ-152. Серийное производство самоходки закончилось в 1946 году.

В начале 1943 г. перед командованием Красной Армии остро стал вопрос о необходимости разработки и внедрения в производство тяжелых самоходных артиллерийских установок для поражения сильно укрепленных полос обороны противника, а также для уничтожения немецких танков с большой толщиной брони, таких как САУ «Фердинанд» и нового танка "Jagdpanzer".

После создания коллективом КБ № 100 «объекта 237- - прототипа будущих танков ИС - и успешных его испытаний ГКО выдал распоряжение о скорейшем производстве новых танков ИС-1 на ЧКЗ, который в то время занимался производством тяжелого танка КВ-85. среднего Т-34 и тяжелой установки СУ-152. Последняя была построена на базе тяжелого ганка КВ-1С, оснащалась 152-мм гаубицей МЛ-20С, имела неподвижную рубку, установленную вместо башни. Эта самоходка уже успела отлично зарекомендовать себя в бигве на Курской дуге. 152-мм ее снаряды успешно пробивали броню новейших немецких танков практически с любых расстояний.

Производство танков ИС-1 на ЧКЗ постепенно вытесняло производство остальных танков. И перед конструкторами был поставлен вопрос о создании на базе новых тяжелых танков ИС установки, одинаковой по вооружению с СУ-152. Оказалось, что для постройки новой САУ требуется заново разработать боевую рубку, так как геометрически корпуса ИС и KB сильно различались. Новая броневая рубка увеличилась по высоте, что безусловно повышало заметность машины на поле боя, но и условия работы экипажа улучшились. Артсистему предполагалось оставить без изменений. Таким образом, благодаря накопленному опыту при производстве СУ-152 за короткий срок на заводе была создана САУ под индексом "объект 241".

Опытный образец вышел на испытания 21 ноября 1943 г. Машина успешно прошла их и была запущена в производство под индексом ИСУ-152. Нехватка стволов орудий МЛ-20С серьезно тормозила выпуск новых САУ, Однако уже к декабрю 1943 г. параллельно с выпуском ИСУ-122 и ИС-1 завод изготовил 30 ИСУ-152.

Конструкция силовой установки, трансмиссии, ходовой части, электро оборудования и радиооборудования ничем не отличалась от агрегатов ИС. Топливные баки имели измененную форму. Корпус был сварен из броневых плит. Внутренняя компоновка включала два отделения: управления и боевое; силовое.

Броневая рубка, изготовленная из катаных листов, стала размещаться в передней части корпуса. В ней на специальном станке располагалась 152-мм пушка-гаубица, смещенная вправо от продольной оси машины.

Командирской башенки не было, командир вел наблюдение через перископический прибор.закрепленный на крыше рубки. Для управления огнем ИСУ-152 оснащались телескопическим прицелом СТ-10 и панорамой Герца, которые обеспечивали ведение огня как прямой наводкой, так и с закрытых позиций.

Внешняя связь осуществлялась с помощью радиостанции, для внутренней служило танковое переговорное устройство. Связь с десантом, который располагался на кормовой части корпуса, велась с помощью звуковой сигнализации.
Экипаж состоял из четырех или пяти человек: командир САУ, командир орудия, механик-водитель, заряжающий и замковый. Если экипаж был сокращен до четырех человек, то обязанности замкового выполнял заряжающий.

Боекомплект ИСУ-152 составлял 20 выстрелов раздельного заряжания бронебойно-трассирующими снарядами. Остальной боекомплект составляли осколочно-фугасные гранаты и патроны к личному оружию экипажа
В процессе производства в конструкцию ИСУ-152 вносипись небопьшие изменения. На машинах более поздних выпусков была заменена радиостанция (10РК вместо ЮР), устанавливался 12.7-мм зенитный пулемет ДШК на крыше боевой рубки, была увеличена емкость внешних топливных баков.

В 1944-1945 гг. предпринимались попытки увеличения огневой мощи ИСУ-152. Дли этого в опытном порядке на самоходки устанавливались длинноствольные 152-мм пушки БЛ-8 и БЛ-10. но при испытаниях длинные стволы орудий препятствовали прохождению САУ по пересеченной местности, к тому же было выявлено множество других недостатков. Машина к производству принята не была. Эти опытные образцы сохранились до наших дней в музее в Кубинке.

С начала 1944 г. самоходные артиллерийские полки, вооруженные СУ-152. стали оснащаться установками ИСУ-152 и ИСУ-122. До конца войны было сформировано 53 таких полка, в каждом из которых находилось по 21 машине того или иного типа.

Основная задача новых полков ИСУ - поддержка наступательных операции, поэтому большинство из них находилось в резерве армий и фронтов. Огневая поддержка со стороны САУ ИСУ должна была вестись с больших расстояний, поскольку ограниченный горизонтальный сектор обстрела делал их уязвимыми при ближнем бое и подходе с фланга. В качестве истребителя танков более подходила ИСУ-122, бронепробиваемость пушки которой была намного лучше, чем у МЛ-20С, установленной на ИСУ-152. Основной задачей при применении 152-мм САУ стало выбивание противника из сильно укрепленных траншей, где бетонобойные и осколочно-фугасные снаряды самоходки просто не оставляли шанса на спасение. Хорошо зарекомендовали себя ИСУ-152 и в уличных боях, при выбивании противника из полуразрушенных зданий.

Впервые же новые самоходные установки широко были применены летом 1944 г. в операции -Багратион". Полки самоходной артиллерии особенно отличились в боях за Полоцк и Витебск. Тяжелые самоходные полки, которые придавались танковым и стрелковым соединениям, непосредственно использовались при поддержке атакующих действий пехоты и танков. В боях в Восточной Пруссии зимой 1945 г. нередко бывали случаи перехода отдельных полков противника в контрнаступление, однако мощное артиллерийское противодействие САУ ИСУ 390-го гвардейского ТСАП отражало эти попытки.

Довольно часто ИСУ-152 использовались при артподготовках. Был случай, когда при проведении Сандомирско-Силезской операции 368-й гвардейским ТСАП 1-го Украинского фронта ИСУ-152 в течение почти двух часов вела сосредоточенный огонь с закрытой позиции по четырем батареям противника.

Успешно применялась ИСУ-152 и при штурме мощных укрепленных сооружений Кенигсберга и в боях за Берлин. Она стала самой мощной САУ СССР времен Второй мировой войны. Сами за себя говорят прозвища этой грозной машины - советское «Зверобой» и немецкое "Dosenoffner" (-открыватель консервных банок»).

Выпуск ИСУ-152 не прекратился и после окончания войны. В 1956 г. эти машины прошли серьезную модернизацию. Вместо двигателя В-2ИС установили В-54К.обновили устройства связи, а также приборы наблюдения и наводки орудия. На крыше броневой рубки установили командирскую башенку с семью смотровыми блоками ТНП и прибором ТПКУ. Небольшие изменения внесли в ходовую часть, увеличили емкость топливных баков и боекомплект. Модернизированная САУ получила индекс ИСУ-152К. Позже, в 1959 г., была проведена вторая модернизация, в ходе которой узлы ходовой части были заменены на узлы танка ИС-2М. Такая машина была названа ИСУ-152М.
Улучшенные ИСУ-152М и ИСУ-152К еще долго продолжали служить в Советской Армии, принимали участие в вооруженном конфликте в Венгрии в 1956 г. Также известно, что две САУ были переданы Египту, где служили в качестве неподвижных огневых точек по берегам Суэцкого канала.