Действенное запрещение детского труда. Эксплуатация детского труда: мировая практика или мировое преступление? Источники международно-правового регулирования труда

Международно-правовые акты области регулирования труда несовершеннолетних начали появляться в начале 20 века, и к настоящему времени можно говорить о целой системе международного законодательства направленного на регулирование правового статуса несовершеннолетних в области трудовых отношений.

Рассмотрением вопросов, относящихся к правам ребенка, занимаются многие специализированные учреждения системы ООН. Среди этих специализированных учреждений особо следует отметить Международную Организацию Труда (МОТ). Эта организация была создана в 1919 г. в рамках Лиги Наций, а в 1946 г. стала первым специализированным учреждением ООН. В работе МОТ принимают участие не только представители государств-членов, но и на равных основаниях с ними представители трудящихся и представители предпринимателей этих стран.

В настоящее время необходимо выделить следующие основные акты МОТ:

· Конвенция Международной Организации Труда N 123 о минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках (Женева, 2 июня 1965 г.)

· Конвенция Международной Организации Труда N 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Женева, 17 июня 1999 г.)

· Резолюция Международной Организации Труда "О занятости молодежи" (Женева, 16 июня 1998 г.)

· Рекомендация Международной Организации Труда от 9 октября 1946 г. N 80 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах

· Рекомендация Международной Организации Труда от 12 мая 1944 г. N 70 о минимальных нормах социальной политики на зависимых территориях

· Рекомендация Международной Организации Труда от 25 октября 1921 г. N 14 о ночном труде детей и подростков в сельском хозяйстве

Их значение трудно переоценить. Каждая из названных конвенций, резолюций кардинально повлияло на национальное законодательство не только всех европейских стран, но и всего мира.

Прежде всего, это конвенции о минимальном возрасте для принятия детей на различные виды работ, конвенции о минимальном возрасте приема на работу (№138, 1973 г.), о минимальном возрасте найма детей на работу в сельском хозяйстве (№10, 1921 г.), на море (№58), на непромышленных работах (№33, 1932 г., №60, 1937 г.), в промышленности (№59, 1937 г.), в качестве грузчиков угля или кочегаров на флоте (№15), в качестве рыбаков (№112). Остановимся подробнее на положениях некоторых перечисленных выше конвенций.

Так, Конвенция МОТ №58, устанавливающая минимальный возраст найма детей на работу на море, от 24 октября 1936 г. предусматривает, что дети моложе 15 лет не могут быть заняты или работать на борту судов, кроме тех, на которых заняты члены только одной семьи. Имеется в виду, что национальные законы или правила могут предусмотреть для детей не моложе 14 лет выдачу удостоверений, разрешающих им быть нанятыми в случае, если школьная или иная компетентная власть, указанная законами и правилами, убедится после должного учета здоровья и физического развития ребенка в том, что такая работа отвечает интересам ребенка (ст. 2).

В Конвенции МОТ № 60 относительно возраста приема детей на непромышленные работы от 22 июля 1937 г., говорится, что национальные законы или правила должны установить количество часов в день, в течение которых дети, возраст которых превышает 14 лет, могут быть заняты на легких работах (ст. 2-3). Предусматривается также, что национальные законы или правила должны установить возраст или возрасты, превышающие упомянутые в ст. 2 настоящей Конвенции, для допуска молодежи и подростков к любой работе, которая по своему характеру или по условиям, в которых она производится, является опасной для жизни, здоровья или нравственности лиц, связанных с ней (ст. 5).

Наряду с актами МОТ можно выделить иные международно-правовые акты. В частности Европейскую Социальную Хартию.

Европейская Социальная Хартия 1961 года (с изменениями 1991 года) включает ст. 7 «Право детей и подростков на защиту», которая предусматривает особое положение детей и подростков в сфере трудовых отношений, в частности:

· минимальный возраст приема на работу составляет 15 лет, за исключением случаев, когда дети заняты на определенного вида легких работах, не способных нанести ущерб их здоровью, нравственности или образованию;

· более высокий минимальный возраст для приема на работу в отношении определенных видов занятий, которые считаются опасными и вредными для здоровья;

· запрет привлечения лиц, на которых распространяется положение об обязательном обучении, к таким работам, которые лишают их возможности воспользоваться в полном объеме этим обучением;

· ограничение продолжительности рабочего дня для лиц в возрасте до 16 лет в соответствии с потребностями их развития и, в частности, с их потребностями в профессиональной подготовке;

· право на справедливую оплату труда или на соответствующее пособие за молодыми трудящимися и учениками;

· время, затраченное подростками на профессиональную подготовку во время обычного рабочего дня с согласия работодателя, рассматривается как часть рабочего дня;

· для работающих лиц в возрасте до 18 лет как минимум трехнедельный ежегодный оплачиваемый отпуск;

· запрет на использование лиц в возрасте до 18 лет на ночных работах, за исключением некоторых видов работ, предусмотренных в национальных законах или нормативных актах;

· обязательный и регулярный медицинский осмотр лиц в возрасте до 18 лет, занятых на некоторых видах работ, предусмотренных национальными законами или иными нормативными актами;

· обеспечение специальной защиты от опасности физического и морального ущерба, которой подвергаются дети и подростки, и, в частности, от опасности, которая прямо или косвенно связана с их работой.

Большинство конвенций предусматривает обязательное проведение медицинского освидетельствования детей: Конвенция №77 – в промышленности (1946 г.); Конвенция №78 – на непромышленных работах (1946 г.); Конвенция №124 – для подземных работ (1965 г.). В частности, в Конвенции №77 устанавливается, что дети и подростки моложе 18 лет не будут приниматься на работу на промышленные предприятия, если в результате тщательного медицинского освидетельствования будет установлено, что они не пригодны для работы, на которой должны быть использованы.

Национальные же законы или правила должны определять орган, компетентный выдавать удостоверения о пригодности к работе, а также определять условия, которые должны соблюдаться при составлении и выдаче документа.

Международная организация труда приняла ряд норм, направленных на ограничение ночного труда детей и подростков: Конвенция №6 (1919 г.) о ночном труде подростков в промышленности; Конвенция №79 (1946 г.) о ночном труде подростков на непромышленных работах; Конвенция №90 (1948 г.) о ночном труде подростков в промышленности. В частности в Конвенции №90 предусматривается, что законы или правила по осуществлению настоящей конвенции должны: а) предписывать надлежащие меры для того, чтобы эти законы или правила доводились до сведения всех заинтересованных лиц; б) определять лиц, ответственных за выполнение положений настоящей Конвенции; в) предписывать соответствующие меры наказания за всякого рода нарушения этих положений; г) предусматривать учреждение и содержание системы инспекции, необходимой для обеспечения эффективного осуществления этих положений; д) требовать от каждого нанимателя ведения регистрационной книги с указанием имен и даты рождения всех используемых им лиц, не достигших 18-летнего возраста.

Несовершеннолетние не зря выделяются как особые субъекты трудовых правоотношений. Задача любого правового государства защитить их права, гарантировать возможность реализации труда.

Как подчеркивается в п.1 Конвенции № 138, «каждый Член Организации, для которого настоящая Конвенция находится в силе, обязуется осуществлять национальную политику, имеющую целью обеспечить эффективное упразднение детского труда и постепенное повышение минимального возраста для приема на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию подростков».

Более того, как мы подчеркнули во введение к работе «…детский труд в большой степени является следствием бедности, и что долгосрочное решение этого вопроса лежит в устойчивом экономическом росте, ведущем к социальному прогрессу, в частности к искоренению бедности и всеобщему образованию» .


Конвенция Международной Организации Труда N 124 о медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках (Женева, 23 июня 1965 г.)

Конвенция Международной Организации Труда N 123 о минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках (Женева, 2 июня 1965 г.) // Международная организация труда. Конвенции и рекомендации. 1919 – 1956. - том 2.

Конвенция Международной Организации Труда N 112 о минимальном возрасте для принятия на работу рыбаков (Женева, 3 июня 1959 г.)

Конвенция Международной Организации Труда N 90 о ночном труде подростков в промышленности (пересмотренная в 1948 году) (Сан-Франциско, 17 июня 1948 г.)

Конвенция Международной Организации Труда N 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах (Женева, 9 октября 1946 г.)

Конвенция Международной Организации Труда N 77 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности (Монреаль, 19 сентября 1946 г.)

Конвенция Международной Организации Труда N 78 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах (Монреаль, 19 сентября 1946 г.)

Конвенция Международной Организации Труда N 10 о минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве (Женева, 25 октября 1921 г.)

Конвенция Международной Организации Труда N 7 об определении минимального возраста для допуска детей на работу в море (Генуя, 15 июня 1920 г.)

Конвенция Международной Организации Труда N 16 об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов (Женева, 25 октября 1921 г.)

Резолюция Международной Организации Труда "О занятости молодежи" (Женева, 16 июня 1998 г.) (извлечение) // Библиотечка Российской газеты. - выпуск N 15. - 2000 г.

Конвенция Международной Организации Труда N 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Женева, 17 июня 1999 г.) // Библиотечка Российской газеты. - выпуск №22-23. - 1999 г.

Одним из важнейших средств, доступных МОТ в борьбе про­тив детского труда, является принятие Международных трудовых конвенций и рекомендаций. МОТ приняла свою первую конвен­цию по детскому труду в 1919 г., в год своего основания. Через несколько лет был принят целый ряд конвенций (9), устанавли­вающий минимальный возраст для приема детей на работу в раз­личных отраслях. Одними из последних и наиболее полных норм МОТ по детскому труду стали Конвенция о минимальном возра­сте для приема на работу 1973 г. № 138 и соответствующая ей Рекомендация № 146, а также Конвенция о наихудших формах детского труда 1999 г. № 182 и Рекомендация № 190 .

Конвенция о минимальном возрасте № 138, дополняемая Реко­мендацией № 146, обязывает государства, ратифицировавшие ее,проводить национальную политику, направленную на эффек­тивное искоренение детского труда и постепенно повышать ми­нимальный возраст для приема на работу. Конвенция представ­ляет собой гибкий и динамичный инструмент, устанавливаю­щий минимальный возраст для приема на работу в зависимости от вида работы и уровня развития страны.

Конвенция устанавливает принцип, согласно которому ми­нимальный возраст должен быть не менее возраста окончания обязательного школьного образования и ни в коем случае не ме­нее 15 лет и что минимальный возраст должен быть постепенно доведен до уровня, совпадающего с возрастом достижения моло­дыми людьми полного физического и умственного развития.

Основная цель Конвенции № 138 это действенное устране­ние детского труда. Она является ключевым инструментом пос­ледовательной стратегии борьбы с ним, в то время как Рекомен­дация № 146 предусматривает широкие рамки и необходимые политические меры как для предотвращения, так и для устране­ния проблемы.

В июне 1999 г. Международная конференция труда единоглас­но приняла новую Конвенцию по вопросам детского труда.

Конвенция о наихудших формах детского труда № 182 отражает всеобщее единодушие в том, что наихудшим формам детского труда немедленно должен быть положен конец.

За всю историю МОТ эта конвенция имеет самый высокий темп ратификации. К марту 2002 г. она была ратифицирована 117 странами, в том числе и 6 странами СНГ.

Конвенция № 182 распространяется на всех детей, девочек и мальчиков в возрасте до 18 лет и не предусматривает исключе­ний для каких-либо отраслей экономики или категорий работ­ников. Она призывает «принять немедленные и эффективные меры по запрещению и искоренению наихудших форм детского труда».

Конвенция № 182 определяет как наихудшие такие формы детского труда, как:

рабство и принудительный труд, включая торговлю детьми и принудительную вербовку для участия в вооруженных конф­ликтах;

детскую проституцию и порнографию;

производство и продажу наркотиков;

работу, которая может нанести вред здоровью, безопаснос­ти или нравственности детей.

Конвенция оставляет за национальными правительствами право на определение существующих опасных видов работ, зап­рещенных Конвенцией, это должно быть сделано после кон­сультаций с организациями работодателей и трудящихся, с уче­том существующих международных норм.

Следует отметить, что детский труд особо часто применяется в сельском хозяйстве, что для многих регионов России стало дав­но традицией. Статья 16 Конвенции о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве № 184 отражает положения Конвен­ций № 138 и № 182 в отношении опасных видов работы. Она ус­танавливает 18 лет минимальным возрастом для доступа к опас­ным работам в сельском хозяйстве.

Другая Конвенция МОТ, являющаяся ключевой в защите детей от некоторых из наихудших форм эксплуатации, Конвенция о при­нудительном труде 1930 г. № 129, одна из основных и наиболее широко ратифицированных Конвенций МОТ.

Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу № 138, Конвенция о наихудших формах детского труда № 182 и Конвенция о принудительном труде № 129 рассматриваются в ка­честве основных, или базовых, Конвенций МОТ. Все они вклю­чены в Декларацию МОТ об основополагающих принципах и пра­вах в сфере труда, которая была принята Международной Кон­ференцией труда в 1998 г.

Декларация заявляет, что все государства члены МОТ име­ют обязательство соблюдать и содействовать применению прин­ципов, выраженных в этих Конвенциях, независимо от того, ра­тифицировали они их или нет.

Существует значительное количество международных согла­шений, имеющих отношение к вопросам детского труда. Наибо­лее значимая из них это Конвенция ООНпо правам ребенка 1989 г. Она добивается защиты широкого спектра прав детей, включая право на образование и право на защиту от экономической эксп­луатации. Эта Конвенция самая ратифицируемая за всю исто­рию, но несколько стран еще только должны принять ее.

Примечание к документу

Конвенция вступила в силу 19.11.2000.

Россия ратифицировала Конвенцию (Федеральный закон от 08.02.2003 N 23-ФЗ). Конвенция вступила в силу для России 25.03.2004.

Список ратификаций см. в Статусе Конвенции.

Текст Конвенции на английском языке см. в документе.

Текст документа

[официальный перевод
на русский язык]

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

КОНВЕНЦИЯ N 182
О ЗАПРЕЩЕНИИ И НЕМЕДЛЕННЫХ МЕРАХ
ПО ИСКОРЕНЕНИЮ НАИХУДШИХ ФОРМ
ДЕТСКОГО ТРУДА
(Женева, 17 июня 1999 года)

Генеральная конференция Международной организации труда, созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся на свою 87-ю сессию 1 июня 1999 года,

считая необходимым принять новые акты для запрещения и искоренения наихудших форм детского труда в качестве главного приоритета для национальных и международных действий, включая международное сотрудничество и международную помощь, которые дополняли бы Конвенцию и Рекомендацию 1973 года о минимальном возрасте, остающиеся основополагающими актами по детскому труду,

считая, что эффективное искоренение наихудших форм детского труда требует немедленных и всесторонних действий, при которых принимаются во внимание большое значение бесплатного базового образования и необходимость освобождения детей от любой работы такого рода, а также их реабилитации и социальной интеграции, учитывая при этом нужды их семей,

напоминая о Резолюции об упразднении детского труда, принятой 83-й сессией Международной конференции труда в 1996 году,

признавая, что детский труд в большой степени является следствием бедности и что долгосрочное решение этого вопроса лежит в устойчивом экономическом росте, ведущем к социальному прогрессу, в частности к искоренению бедности и всеобщему образованию,

напоминая о Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 года,

напоминая о Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации, принятой 86-й сессией Международной конференции труда в 1998 году,

напоминая о том, что некоторые наихудшие формы детского труда охватываются другими международными актами, в частности Конвенцией 1930 года о принудительном труде и Дополнительной конвенцией Организации Объединенных Наций 1956 года об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством,

постановив принять ряд предложений о детском труде, что является четвертым пунктом повестки дня сессии,

решив придать этим предложениям форму международной конвенции,

принимает сего семнадцатого дня июня месяца одна тысяча девятьсот девяносто девятого года нижеследующую Конвенцию, которая может именоваться Конвенцией 1999 года о наихудших формах детского труда.

Каждое государство-член, ратифицирующее настоящую Конвенцию, немедленно принимает эффективные меры, обеспечивающие в срочном порядке запрещение и искоренение наихудших форм детского труда.

Для целей настоящей Конвенции термин "ребенок" применяется ко всем лицам в возрасте до 18 лет.

Для целей настоящей Конвенции термин "наихудшие формы детского труда" включает:

a) все формы рабства или практику, сходную с рабством, как, например, продажа детей и торговля ими, долговая кабала и крепостная зависимость, а также принудительный или обязательный труд, в том числе принудительную или обязательную вербовку детей для использования их в вооруженных конфликтах;

b) использование, вербовку или предложение ребенка для занятия проституцией, для производства порнографической продукции или для порнографических представлений;

c) использование, вербовку или предложение ребенка для занятия противоправной деятельностью, в частности для производства и продажи наркотиков, как они определены в соответствующих международных договорах;

d) работу, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей.

1. Национальное законодательство или компетентный орган определяют после консультаций с заинтересованными организациями работодателей и трудящихся виды работ, указанные в пункте "d" статьи 3, принимая во внимание соответствующие международные нормы, в частности положения пунктов 3 и 4 Рекомендации 1999 года о наихудших формах детского труда.

2. Компетентный орган после консультаций с заинтересованными организациями работодателей и трудящихся выявляет места осуществления определенных таким образом видов работ.

3. Перечень определенных согласно пункту 1 настоящей статьи видов работ периодически анализируется и, по мере необходимости, пересматривается после консультаций с заинтересованными организациями работодателей и трудящихся.

Каждое государство-член после консультаций с организациями работодателей и трудящихся создает или указывает соответствующие механизмы для осуществления контроля за применением положений, проводящих в жизнь настоящую Конвенцию.

1. Каждое государство-член разрабатывает и осуществляет программы действий по искоренению в приоритетном порядке наихудших форм детского труда.

2. Такие программы действий разрабатываются и осуществляются после консультаций с соответствующими правительственными ведомствами и организациями работодателей и трудящихся, принимая во внимание, в случае необходимости, мнения других заинтересованных групп.

1. Каждое государство-член принимает все меры, необходимые для обеспечения эффективного применения и соблюдения положений, проводящих в жизнь настоящую Конвенцию, в том числе посредством введения и применения уголовных или, в зависимости от обстоятельств, других санкций.

2. Каждое государство-член, принимая во внимание важность образования в деле искоренения детского труда, принимает в установленные сроки меры, направленные на:

a) недопущение вовлечения детей в наихудшие формы детского труда;

b) оказание необходимого и должного прямого содействия для прекращения занятия детей наихудшими формами детского труда, а также их реабилитации и социальной интеграции;

c) предоставление всем детям, освобожденным от наихудших форм детского труда, доступа к бесплатному базовому образованию, а также по мере возможности и необходимости к профессионально-технической подготовке;

d) выявление и охват детей, находящихся в особо уязвимом положении; и

e) учет особенностей положения девочек.

3. Каждое государство-член назначает компетентный орган, ответственный за применение положений, проводящих в жизнь настоящую Конвенцию.

Государства-члены принимают необходимые меры с целью оказания друг другу помощи в проведении в жизнь положений настоящей Конвенции, используя для этого более широкое международное сотрудничество и/или помощь, включая поддержку социально-экономического развития, программ по борьбе с бедностью и всеобщего образования.

Официальные грамоты о ратификации настоящей Конвенции направляются Генеральному директору Международного бюро труда для регистрации.

1. Настоящая Конвенция имеет обязательную силу только для тех членов Международной организации труда, ратификационные грамоты которых зарегистрированы Генеральным директором Международного бюро труда.

2. Она вступит в силу через 12 месяцев после даты регистрации Генеральным директором ратификационных грамот двух членов Организации.

3. Впоследствии настоящая Конвенция вступит в силу для каждого государства-члена Организации через 12 месяцев после даты регистрации его ратификационной грамоты.

1. Каждый член Организации, ратифицировавший настоящую Конвенцию, по истечении десяти лет со дня ее первоначального вступления в силу может денонсировать ее заявлением о денонсации, направленным Генеральному директору Международного бюро труда для регистрации. Денонсация вступит в силу через год после даты ее регистрации.

2. Для каждого члена Организации, который ратифицировал настоящую Конвенцию и в годичный срок по истечении указанных в предыдущем пункте десяти лет не воспользовался предусмотренным в настоящей статье правом на денонсацию, Конвенция будет оставаться в силе на следующие десять лет, и впоследствии он сможет денонсировать ее по истечении каждого десятилетия в порядке, предусмотренном в настоящей статье.

1. Генеральный директор Международного бюро труда извещает всех членов Международной организации труда о регистрации всех ратификационных грамот и заявлений о денонсации, направленных ему членами Организации.

2. Извещая членов Организации о регистрации полученной им второй ратификационной грамоты, Генеральный директор обращает их внимание на дату вступления в силу настоящей Конвенции.

Генеральный директор Международного бюро труда направляет Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций для регистрации в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций исчерпывающие сведения о всех ратификационных грамотах и заявлениях о денонсации, зарегистрированных им в соответствии с положениями предыдущих статей.

В случаях, когда Административный совет Международного бюро труда считает это необходимым, он представляет Генеральной конференции доклад о применении настоящей Конвенции и рассматривает целесообразность включения в повестку дня Конференции вопроса о ее полном или частичном пересмотре.

1. Если Конференция примет новую конвенцию, полностью или частично пересматривающую настоящую Конвенцию, и если в новой конвенции не предусмотрено иное, то:

a) ратификация каким-либо членов Организации новой пересматривающей конвенции влечет за собой автоматически, независимо от положений статьи 11, незамедлительную денонсацию настоящей Конвенции при условии, что новая пересматривающая конвенция вступила в силу;

b) со дня вступления в силу новой пересматривающей конвенции настоящая Конвенция закрыта для ратификации членами Организации.

2. Настоящая Конвенция остается в любом случае в силе по форме и содержанию для тех членов Организации, которые ратифицировали ее, но не ратифицировали пересматривающую конвенцию.

Английский и французский тексты настоящей Конвенции имеют одинаковую силу.

CONVENTION No. 182

CONCERNING THE PROHIBITION AND IMMEDIATE ACTION

FOR THE ELIMINATION OF THE WORST FORMS OF CHILD LABOUR

(Geneva, 17.VI.1999)

The General Conference of the International Labour Organization,

Having been convened at Geneva by the Governing Body of the International Labour Office, and having met in its 87th Session on 1 June 1999, and

Considering the need to adopt new instruments for the prohibition and elimination of the worst forms of child labour, as the main priority for national and international action, including international cooperation and assistance, to complement the Convention and the Recommendation concerning Minimum Age for Admission to Employment, 1973, which remain fundamental instruments on child labour, and

Considering that the effective elimination of the worst forms of child labour requires immediate and comprehensive action, taking into account the importance of free basic education and the need to remove the children concerned from all such work and to provide for their rehabilitation and social integration while addressing the needs of their families, and

Recalling the resolution concerning the elimination of child labour adopted by the International Labour Conference at its 83rd Session in 1996, and

Recognizing that child labour is to a great extent caused by poverty and that the long-term solution lies in sustained economic growth leading to social progress, in particular poverty alleviation and universal education, and

Recalling the Convention on the Rights of the Child adopted by the United Nations General Assembly on 20 November 1989, and

Recalling the ILO Declaration on Fundamental Principles and Rights at Work and its Follow-up, adopted by the International Labour Conference at its 86th Session in 1998, and

Recalling that some of the worst forms of child labour are covered by other international instruments, in particular the Forced Labour Convention, 1930, and the United Nations Supplementary Convention on the Abolition of Slavery, the Slave Trade, and Institutions and Practices Similar to Slavery, 1956, and

Having decided upon the adoption of certain proposals with regard to child labour, which is the fourth item on the agenda of the session, and

Having determined that these proposals shall take the form of an international Convention;

adopts this seventeenth day of June of the year one thousand nine hundred and ninety-nine the following Convention, which may be cited as the Worst Forms of Child Labour Convention, 1999.

Each Member which ratifies this Convention shall take immediate and effective measures to secure the prohibition and elimination of the worst forms of child labour as a matter of urgency.

For the purposes of this Convention, the term child shall apply to all persons under the age of 18.

For the purposes of this Convention, the term "the worst forms of child labour" comprises:

(a) all forms of slavery or practices similar to slavery, such as the sale and trafficking of children, debt bondage and serfdom and forced or compulsory labour, including forced or compulsory recruitment of children for use in armed conflict;

(b) the use, procuring or offering of a child for prostitution, for the production of pornography or for pornographic performances;

(c) the use, procuring or offering of a child for illicit activities, in particular for the production and trafficking of drugs as defined in the relevant international treaties;

(d) work which, by its nature or the circumstances in which it is carried out, is likely to harm the health, safety or morals of children.

1. The types of work referred to under Article 3(d) shall be determined by national laws or regulations or by the competent authority, after consultation with the organizations of employers and workers concerned, taking into consideration relevant international standards, in particular paragraphs 3 and 4 of the Worst Forms of Child Labour Recommendation, 1999.

2. The competent authority, after consultation with the organizations of employers and workers concerned, shall identify where the types of work so determined exist.

3. The list of the types of work determined under paragraph 1 of this Article shall be periodically examined and revised as necessary, in consultation with the organizations of employers and workers concerned.

Each Member shall, after consultation with employers" and workers" organizations, establish or designate appropriate mechanisms to monitor the implementation of the provisions giving effect to this Convention.

1. Each Member shall design and implement programmes of action to eliminate as a priority the worst forms of child labour.

2. Such programmes of action shall be designed and implemented in consultation with relevant government institutions and employers" and workers" organizations, taking into consideration the views of other concerned groups as appropriate.

1. Each Member shall take all necessary measures to ensure the effective implementation and enforcement of the provisions giving effect to this Convention including the provision and application of penal sanctions or, as appropriate, other sanctions.

2. Each Member shall, taking into account the importance of education in eliminating child labour, take effective and time-bound measures to:

(a) prevent the engagement of children in the worst forms of child labour;

(b) provide the necessary and appropriate direct assistance for the removal of children from the worst forms of child labour and for their rehabilitation and social integration;

(c) ensure access to free basic education, and, wherever possible and appropriate, vocational training, for all children removed from the worst forms of child labour;

(d) identify and reach out to children at special risk; and

(e) take account of the special situation of girls.

3. Each Member shall designate the competent authority responsible for the implementation of the provisions giving effect to this Convention.

Members shall take appropriate steps to assist one another in giving effect to the provisions of this Convention through enhanced international cooperation and/or assistance including support for social and economic development, poverty eradication programmes and universal education.

The formal ratifications of this Convention shall be communicated to the Director-General of the International Labour Office for registration.

1. This Convention shall be binding only upon those Members of the International Labour Organization whose ratifications have been registered with the Director-General of the International Labour Office.

2. It shall come into force 12 months after the date on which the ratifications of two Members have been registered with the Director-General.

3. Thereafter, this Convention shall come into force for any Member 12 months after the date on which its ratification has been registered.

1. A Member which has ratified this Convention may denounce it after the expiration of ten years from the date on which the Convention first comes into force, by an act communicated to the Director-General of the International Labour Office for registration. Such denunciation shall not take effect until one year after the date on which it is registered.

2. Each Member which has ratified this Convention and which does not, within the year following the expiration of the period of ten years mentioned in the preceding paragraph, exercise the right of denunciation provided for in this Article, will be bound for another period of ten years and, thereafter, may denounce this Convention at the expiration of each period of ten years under the terms provided for in this Article.

1. The Director-General of the International Labour Office shall notify all Members of the International Labour Organization of the registration of all ratifications and acts of denunciation communicated by the Members of the Organization.

2. When notifying the Members of the Organization of the registration of the second ratification, the Director-General shall draw the attention of the Members of the Organization to the date upon which the Convention shall come into force.

The Director-General of the International Labour Office shall communicate to the Secretary-General of the United Nations, for registration in accordance with article 102 of the Charter of the United Nations, full particulars of all ratifications and acts of denunciation registered by the Director-General in accordance with the provisions of the preceding Articles.

At such times as it may consider necessary, the Governing Body of the International Labour Office shall present to the General Conference a report on the working of this Convention and shall examine the desirability of placing on the agenda of the Conference the question of its revision in whole or in part.

1. Should the Conference adopt a new Convention revising this Convention in whole or in part, then, unless the new Convention otherwise provides -

(a) the ratification by a Member of the new revising Convention shall ipso jure involve the immediate denunciation of this Convention, notwithstanding the provisions of Article 11 above, if and when the new revising Convention shall have come into force;

(b) as from the date when the new revising Convention comes into force, this Convention shall cease to be open to ratification by the Members.

2. This Convention shall in any case remain in force in its actual form and content for those Members which have ratified it but have not ratified the revising Convention.

The English and French versions of the text of this Convention are equally authoritative.

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 7

Детский труд Международное и российское законодательство о правовом регулировании труда несовершеннолетних

В соответствии с трудовым законодательством РФ несовершеннолетние в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков имеют еще и трудовые льготы. Для несовершеннолетних установлен облегченный режим труда, запрещается привлекать этих лиц к сверхурочным работам, работам в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, направление в служебные командировки.

Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и подзаконными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вопрос о защите прав несовершеннолетних на сегодняшний день не теряет своей актуальности, более того, он остается и должен оставаться в будущем одним из основных направлений развития трудового законодательства как в РФ, так и в других странах. Предпосылкой тому может служить общеизвестный постулат "Дети - наше будущее", который имеет как минимум тот немаловажный правовой аспект, что правильное использование труда несовершеннолетних, а если точнее детского труда, предоставит возможность использовать их трудовой потенциал без наступления негативных последствий для здоровья. Масштабы детского труда измерить очень трудно, а при определенных обстоятельствах практически невозможно. Недаром Европейская социальная хартия 1961 г. включает ст. 7 "Право детей на защиту", которая предусматривает особое положение детей и подростков в сфере трудовых отношений, в частности:

Минимальный возраст приема на работу составляет 15 лет, за исключением случаев, когда дети заняты на определенного вида легких работах, не способных нанести ущерба их здоровью, нравственности или образованию;

Более высокий минимальный возраст для приема на работу в отношении определенных видов занятий, которые считаются опасными и вредными для здоровья;

Запрет привлечения лиц, на которых распространяется положение об обязательном обучении, к таким работам, которые лишают их возможности воспользоваться в полном объеме этим обучением;

Ограничение продолжительности рабочего дня для лиц в возрасте до 16 лет в соответствии с потребностями их развития и, в частности, с их потребностями в профессиональной подготовке;

Право на справедливую оплату труда или на соответствующее пособие за молодыми трудящимися и учениками;

Время, затраченное подростками на профессиональную подготовку во время обычного рабочего дня с согласия работодателя, рассматривается как часть рабочего дня;

Для работающих в возрасте до 18 лет как минимум трехнедельный ежегодный оплачиваемый отпуск;

Запрет на использование лиц в возрасте до 18 лет на ночных работах, за исключением некоторых видов работ, предусмотренных в национальных законах или иных нормативных правовых актах;

Обязательный и регулярный медицинский осмотр лиц в возрасте до 18 лет, занятых на некоторых видах работ;

Обеспечение социальной защиты от физического и морального ущерба, которой подвергаются дети и подростки, в частности, от опасности, которая прямо или косвенно связана с их работой.

Рассмотрению вопросов, относящихся к правам несовершеннолетних, уделяют пристальное внимание практически все государства мира, Организация Объединенных Наций (ООН) и многие специализированные учреждения системы ООН. Среди этих специализированных учреждений особо можно выделить Международную организацию труда (МОТ). Высший орган МОТ - ежегодная Генеральная конференция разрабатывает и принимает конвенции и рекомендации по различным аспектам социальных и экономических прав, в частности и по вопросам разработки и принятия международных норм об охране труда детей и подростков.

Прежде всего, к таковым относятся: Конвенция о минимальном возрасте для принятия детей на различные виды работ (N 5), в соответствии с которой "дети моложе четырнадцати лет не принимаются на работу и не выполняют работы ни на одном из государственных или частных промышленных предприятий или каком-либо его филиале, за исключением предприятий, на которых работают лишь члены одной и той же семьи", Конвенция о минимальном возрасте приема на работу (N 138), согласно которой "минимальный возраст, определяемый на основе пункта, не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и, во всяком случае, не должен быть ниже пятнадцати лет", Конвенция о минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве (N 10); Конвенция о минимальном возрасте допуска детей на работу в море (N 58); Конвенция о минимальном возрасте допуска детей в промышленности (N 59).

Так, Конвенция МОТ от 24 октября 1936 г. N 58, устанавливающая минимальный возраст найма детей на работу на море, предусматривает, что дети моложе 15 лет не могут быть заняты или работать на борту судов, кроме тех, на которых заняты члены только одной семьи.

В Конвенции МОТ от 22 июля 1937 г. N 60, относительно возраста приема детей на непромышленные работы, говорится, что национальные законы или правила должны устанавливать количество часов в день, в течение которых дети, возраст которых превышает 14 лет, могут быть заняты на легких работах.

Кроме вышеперечисленных Конвенций МОТ приняла ряд норм, направленных на ограничение ночного труда детей и подростков, например Конвенции о ночном труде подростков в промышленности (N 98); на непромышленных работах (N 79). В частности, Конвенция N 98 предусматривает, что законы или правила по осуществлению настоящей Конвенции должны:

Предписывать надлежащие меры для того, чтобы эти законы или правила доводились до всех заинтересованных лиц;

Определять лиц, ответственных за выполнение положений настоящей Конвенции;

Предписывать соответствующие меры наказания за всякого рода нарушения этих положений;

Предусматривать учреждения и содержание системы инспекции, необходимой для обеспечения эффективного осуществления этих положений;

Требование от каждого нанимателя ведения регистрационной книги с указанием имен и даты рождения всех используемых им лиц, не достигших 18-летнего возраста.

Ряд конвенций МОТ предусматривает обязательное проведение медицинского освидетельствования работающих детей. Конвенции об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов (N 16); в промышленности (N 77); на непромышленных работах (N 78); для подземных работ (N 124).

В частности, в Конвенции N 77 устанавливается, что дети и подростки моложе 18 лет не будут приниматься на работу на промышленные предприятия, если будет установлено в результате медицинского освидетельствования, что они не пригодны для использования на данных работах. Кроме того, согласно положениям данной Конвенции, национальные законы или правила должны определять орган, компетентный выдавать удостоверения о пригодности к работе, а также определять условия, которые должны соблюдаться при составлении и выдаче этих удостоверений.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что, несмотря на свою немногочисленность, конвенции МОТ в целом служат охране детского труда, устанавливая основные права и гарантии несовершеннолетних в области труда. Но неоспоримым является тот факт, что многие положения нуждаются в доработке либо требуют дополнительной регламентации.

Обратимся теперь к национальному трудовому законодательству Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Следует отметить, что несовершеннолетние находятся под особой защитой трудового законодательства РФ. Нормы трудового права учитывают психофизиологические особенности не сформировавшегося в полном объеме организма и характера несовершеннолетних. Особая охрана труда несовершеннолетних позволяет им безопасно для их организма и психики трудиться и сочетать работу на производстве с продолжением образования, саморазвития.

Запрещается применять труд несовершеннолетних на следующих работах:

а) с вредными и (или) опасными условиями труда;

б) подземных работах;

в) в игорном бизнесе, в ночных кабаре, клубах;

г) в перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями и др.;

д) работе, выполняемой вахтовым методом.

Данное ограничение вводится в соответствии с Перечнем работ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163, с целью охраны здоровья и нравственного развития несовершеннолетних. В соответствии с указанным Перечнем для лиц до 18 лет запрещено более 400 видов тяжелых, вредных и опасных работ независимо от форм собственности и организационно-правовой формы производства, включая деятельность работодателя юридического лица. Основными принципами определения безопасных для подростков видов деятельности являются: соответствие возрастным и функциональным возможностям; отсутствие неблагоприятного влияния на рост, развитие и состояние здоровья; исключение повышенной опасности и травматизма для себя и окружающих; учет повышенной чувствительности организма подростков к действию факторов производственной среды.

Запрещаются переноска и передвижение несовершеннолетними работниками тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

Нормы предельно допустимых нагрузок лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются Постановлением Минтруда России от 07.04.1999 N 7 (Бюллетень Минтруда России. 1999. N 7). Данные нормы учитывают характер работы, показатели тяжести труда, предельно допустимую массу груза в кг для юношей и девушек.

Примечание 1. Подъем и перемещение тяжестей в пределах указанных норм допускаются, если это непосредственно связано с выполняемой постоянной профессиональной работой.

2. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.

3. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать:

Для юношей 14 лет - 12 кг, 15 лет - 15 кг, 16 лет - 20 кг, 17 лет - 24 кг;

Для девушек 14 лет - 4 кг, 15 лет - 5 кг, 16 лет - 7 кг, 17 лет - 8 кг.

┌─────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┐

│ Характер │ Предельно допустимая масса груза в кг │

│ работы, ├───────────────────────────┬───────────────────────────┤

│ показатели │ Юноши │ Девушки │

│ тяжести ├──────┬──────┬──────┬──────┼──────┬──────┬──────┬──────┤

│ труда │14 лет│15 лет│16 лет│17 лет│14 лет│15 лет│16 лет│17 лет│

│Подъем и │ 3 │ 3 │ 4 │ 4 │ 2 │ 2 │ 3 │ 3 │

│вручную │ │ │ │ │ │ │ │ │

│груза │ │ │ │ │ │ │ │ │

│постоянно │ │ │ │ │ │ │ │ │

│в течение │ │ │ │ │ │ │ │ │

│рабочей смены│ │ │ │ │ │ │ │ │

├─────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│Подъем и │ │ │ │ │ │ │ │ │

│перемещение │ │ │ │ │ │ │ │ │

│груза вручную│ │ │ │ │ │ │ │ │

│в течение не │ │ │ │ │ │ │ │ │

│более 1/3 │ │ │ │ │ │ │ │ │

│рабочей │ │ │ │ │ │ │ │ │

│смены: │ │ │ │ │ │ │ │ │

│- постоянно │ │ │ │ │ │ │ │ │

│(более 2-х │ │ │ │ │ │ │ │ │

│раз в час) │ 6 │ 7 │ 11 │ 13 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │

│- при │ │ │ │ │ │ │ │ │

│чередовании │ │ │ │ │ │ │ │ │

│с другой │ │ │ │ │ │ │ │ │

│работой (до │ │ │ │ │ │ │ │ │

│2-х раз в │ │ │ │ │ │ │ │ │

│час) │ 12 │ 15 │ 20 │ 24 │ 4 │ 5 │ 7 │ 8 │

├─────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│Суммарная │ │ │ │ │ │ │ │ │

│масса груза, │ │ │ │ │ │ │ │ │

│перемещаемого│ │ │ │ │ │ │ │ │

│в течение │ │ │ │ │ │ │ │ │

│смены: │ │ │ │ │ │ │ │ │

│- подъем с │ │ │ │ │ │ │ │ │

│рабочей │ │ │ │ │ │ │ │ │

│поверхности │ 400 │ 500 │ 1000 │ 1500 │ 180 │ 200 │ 400 │ 500 │

│- подъем с │ │ │ │ │ │ │ │ │

│пола │ 200 │ 250 │ 500 │ 700 │ 90 │ 100 │ 200 │ 250 │

└─────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┘

Запрещается заключение с несовершеннолетними договора о полной материальной ответственности.

Ограничен возраст приема молодежи на работу. По общему правилу, установленному ст. 63 Трудового кодекса, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет. Лишь в исключительных случаях, установленных законом в предусмотренном порядке, допускается прием на работу молодежи в возрасте 15, 14 лет и до 14 лет.

В соответствии с трудовым законодательством РФ несовершеннолетние в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков имеют еще и трудовые льготы. Для несовершеннолетних установлен облегченный режим труда, запрещается привлекать этих лиц к сверхурочным работам, работам в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, направление в служебные командировки. Исключением являются творческие работники средств массовой информации, кинематографии, театров, театральных и концертных организаций и иных лиц, участвующих в создании и исполнении произведений, профессиональных спортсменов.

Для несовершеннолетних установлен удлиненный очередной оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день, который предоставляется в удобное для них время.

Все лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра, а затем до достижения возраста 18 лет подлежат ежегодному медицинскому осмотру, при этом как первичный, так и последующие медицинские осмотры производятся за счет работодателя.

Ограничивается увольнение работников моложе 18 лет по инициативе работодателя, допускается лишь с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Большое внимание законодатель уделяет гарантиям детей-сирот, в частности, ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" устанавливает, что органы государственной службы занятости населения (органы службы занятости) при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья. Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, г.г. Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Кроме того, органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.

Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях. Проанализировав состояние российского и международного законодательства в области регулирования трудовых правоотношений несовершеннолетних, можно сделать вывод, что при достаточной правовой базе, устанавливающей гарантии и защиту трудовых прав молодежи в возрасте до 18 лет, особую остроту в последнее время приобретает проблема соблюдения трудовых прав. В действительности практически все перечисленные выше гарантии и ограничения нарушаются работодателем. Это говорит о наличии ряда существенных недостатков правовой системы в области защиты трудовых прав несовершеннолетних и более жестких механизмов привлечения к юридической ответственности лиц, нарушающих права и законные интересы лиц в возрасте до 18 лет.

Многообразие источников трудового права, взаимное существование норм, принятых десятилетие назад и вступивших в силу в последние годы, наличие множества ведомственных инструкций, положений, правил, нередко усложненных и противоречивых, неразработанность механизмов реализации принятых правовых актов - все это затрудняет осуществление механизма защиты трудовых прав несовершеннолетних.

Существующая Программа "Дети России", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. N 172 "О федеральной целевой программе "Дети - России" на 2007 - 2010 годы", к сожалению, не предусматривает графу расходов на создание безопасных, хорошо оплачиваемых рабочих мест для несовершеннолетних. Наверное, необходимо разработать на федеральном уровне, а возможно, и на уровне субъекта РФ программу, предусматривающую все проблемы труда несовершеннолетних с установлением жесточайшего контроля за соблюдением всех нормативных актов, касающихся этой проблемы.

Л.Чернышева

Старший преподаватель

кафедры прокурорского надзора

и участия прокурора

в рассмотрении гражданских

и арбитражных дел

Подписано в печать

  • Трудовое право

Ключевые слова:

1 -1

Во всём мире, если брать за основу данные МОТ, трудится приблизительно 200 – 250 миллионов детей. Многие из них работают в тяжелейших, вредных условиях, по принуждению либо просто потому, что иначе невозможно. Что касается России, точные данные на этот счёт отсутствуют, хотя приблизительная цифра – 6 миллионов. Такое деяние подпадает под категорию (равно как , и др.)

Особенности злодеяния

Теоретически дети в России защищены от насилия, эксплуатации и других незаконных действий. Практически всегда кара за преступление более сурова, если жертвой стал несовершеннолетний.

Однако информация по эксплуатации детей буквально рассеяна по самым разным кодексам. И далеко не всегда нарушителей ждёт хоть сколько-нибудь весомое наказание.

Нормы законодательства

Международные конвенции

Существует важный международный документ, который ратифицировали полторы сотни стран. Это Конвенция 1989 года, посвящённая правам детей (принята Генеральной Ассамблеей ООН), в том числе и право ребенка на защиту от эксплуатации.

Сразу в нескольких статьях (например, 19, 32) говорится о запрещении детской эксплуатации. Государства-участники обязаны принять меры, чтобы защитить детей, организовать надлежащий надзор, а также обеспечивать реабилитацию жертв эксплуатации.

Российская Федерация

В законах России можно назвать несколько ключевых норм:

  1. 37-я статья Конституции говорит о свободе труда, недопустимости принуждения в этой сфере. Труд должен проходить в должных условиях, включая достойную оплату.
  2. Федеральный закон №124-ФЗ (принят в 1998 году) гарантирует детям-работникам льготы, отпуска и сокращённое рабочее время. Об этом говорится в 11-й статье.
  3. Закон №273-ФЗ, в котором говорится об образовании в РФ, говорит о недопустимости привлечения ребёнка к труду вне программы учебного заведения (п. 4 34-й статьи).
  4. Во многих статьях ТК РФ говорится об особенностях принятия на работу несовершеннолетних, оплате их труда и прочих нюансах.

Также в последнее время идет речь о внесении поправок в статьи УК РФ с цеью урегулирования проблемы эксплуатации детского труда.
Теоретически всё очень даже хорошо. На практике ситуация совершенно иная.

Состав преступления

В Уголовном кодексе нет определённой статьи, которая посвящалась бы отдельно эксплуатации детей. Соответственно невозможно говорить и о составе преступления.

В некоторых случаях возможна квалификация по статье 127.1, если эксплуатация сопровождается . В примечании к этой статье говорится о либо услугах, подневольности, различных (об этом подробнее далее).

Виды и формы эксплуатации детского труда в России

Самая распространённая ситуация – это поручение какой-либо работы детям младше шестнадцати лет. Дети разносят рекламную продукцию по квартирным почтовым ящикам, раздают листовки на улицах.

Чаще всего это продолжается долгие часы, сопровождается многокилометровым хождением пешком, и оплачивается порой мизерными денежными суммами. Но не исключается и обман, когда детям под различными предлогами просто отказывают в оплате.

Что ещё делают дети? Помогают родителям торговать, убирать территории и помещения.

Здесь порой трудно найти довольно тонкую грань между необходимым трудом в семье и настоящей эксплуатацией. Более того, многие оценивают такую ситуацию положительно. Мало кто задумывается, что детям при этом порой просто некогда делать домашние задания, учиться, не говоря уже об играх.

Можно говорить и о неком виде эксплуатации детского труда в школе, когда малышей заставляют убирать ее территорию и переносить вещи из одного кабинета в другой.

О ночных видах эксплуатации труда ребенка смотрите в следующем видео:

Методика расследования

МОТ отмечает: проблема детского труда в России часто игнорируется, оценивается неверно и потому не решается. Часто в этом виноваты родителей детей.

Когда в семье подрастает дочка или сын, её (его) часто поощряют к устройству на работу/подработку. Если дело находится, чадо становится буквально героем.

Однако многие родители не принимают никаких мер, если их детей обманывают недобросовестные работодатели. Одни отговариваются распространёнными словами вроде «жизнь у нас такая», другие буквально вынуждены выживать. Кто-то просто не желает «связываться», не умеет правильно оформить жалобу. Есть и те, кто глубоко равнодушен к своим детям.

О преступлениях заходит речь только в самых серьёзных случаях. Например, когда сами родители продают своих детей или в подпольные публичные дома/порнографические киностудии.

Уголовная ответственность


Никакой специфической уголовной или другой ответственности за эксплуатацию ребёнка в чистом виде не установлено.
Положение дел на рынке труда в России складывается так, что многие люди бесправны и почти не имеют возможности себя защищать.

Сформулировать ситуацию проще всего так: «Не нравится? Уходи и не работай, найдём других, более сговорчивых и не таких требовательных». Это относится и ко взрослым, и к детям.

Действия сексуального характера

В 34-й статье международной «детской» Конвенции говорится о том, что ребёнок должен быть защищён от совращения или эксплуатации сексуального характера. Это означает запрет на проституцию, порносъёмку, склонение/принуждение в сексуальном плане.

  • В случае сексуальной эксплуатации детей и подростков нормы статей УК РФ несколько жёстче. Показательна в этом плане уже упомянутая статья 127.1 (рассматривается отдельно).
  • Если ребёнка принуждают к проституции, это уже 240-я статья УК. Тюремный срок при этом может исчисляться тремя – восемью годами. Плюс ограничение свободы (один – два года) и возможный запрет на занятие определённых должностей/некоторые виды деятельности (в пределах пятнадцати лет).
  • Наконец, в 242.1 УК РФ говорится об изготовлении порнографических материалов с привлечением несовершеннолетних. Особо квалифицированным такое преступление признают, если пострадают дети младше четырнадцати лет.

В зависимости от тяжести злодеяния наказание может вылиться в тюремное заключение (максимум – 10 лет), ограничение свободы в пределах двух лет и запрещение занимать некоторые должности либо выполнять определённую деятельность на срок до пятнадцати лет.

Очевидно, что сфере детской эксплуатации законодательство России ещё требует разработки новых норм и корректировки существующих. Только в этом случае каждый ребёнок будет по-настоящему, в должной мере защищён.

Весьма познавательный и полный материал по вопросу преступления сексуальной эксплуатации детей рассмотрен в следующем видеосюжете: