Проблема коррупции в мире. Восприятия коррупции в разных странах

Введение.

С древнейших времен власть и коррупция были неразделимы. На протяжении всей истории параллельно эволюции государства происходила эволюция коррупции. Если на заре становления государственности плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма, то впоследствии, при усложнении государственного аппарата, профессиональные чиновники стали официально получать только фиксированный доход – что означало переход взяток в область теневой экономики.

Первое упоминание о коррупции (и, соответственно, борьбе с ней) можно отнести ко второй половине XXIV в. до н. э., когда Урукагина – царь древнего шумерского города Лагаша на территории современного Ирака – реформировал государственное управление, дабы пресечь многочисленные злоупотребления своих чиновников и судей. Однако борьба с коррупцией в Древнем мире обычно не приносила желаемых результатов, особенно в восточных деспотиях. По мнению автора древнеиндийского трактата «Артхашастра», «легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников». Своего апогея коррупция достигла в эпоху упадка античности в Римской империи – и стала одной из причин ее крушения. Само слово «коррупция» имеет латинское происхождение – corrumpere означает «растлевать, портить, повреждать».

Мир менялся, менялись и масштабы коррупции. Глобализация и становление мирового хозяйства позволили коррупции выйти на международный уровень и стать одним из наиболее массовых и опасных явлений современности. В наше время коррупция является одной из серьезнейших проблем во всем мире: по словам Даниэля Кауфманна, директора Глобальных программ в Институте Всемирного банка, в 2007 году объемы взяток составили более триллиона долларов – более 2% от мирового ВВП. О том, что же представляет из себя коррупция, каковы ее причины и влияние на государство, общество и экономику, и возможно ли успешно с ней бороться в XXI веке – обо всем этом пойдет речь в данной работе.

1.Понятие коррупции

По определению Transparency International, коррупция – это злоупотребление доверенной властью в частных интересах. В Федеральном законе РФ «О противодействии коррупции» дается максимально четкое определение: «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды».

Организация Объединенных наций рассматривает коррупцию как «сложное социальное, культурное и экономическое явление, затрагивающее все страны», не давая при этом более детализированного объяснения термина. Примечательно, что даже текст «Конвенции ООН против коррупции» (UNCAC) не содержит определения того, с чем призваны бороться страны-участницы. Впрочем, это объясняется тем, что феномен коррупции слишком сложен и многогранен, чтобы можно было дать всеобъемлющее и в то же время достаточное подробное определение. Более полное и верное представление о коррупции можно получить, если классифицировать все коррупционные явления по различным критериям. Критерии можно сформулировать в виде вопросов – кто, как, зачем и как часто?

Основные критерии классификации коррупционных отношений

Первый критерий – вид деятельности коррупционера

Второй критерий – формы коррупционных отношений (как и зачем):

  • взяточничество, подкуп, получение незаконных доходов (вымогательство, «откаты»);
  • воровство и приватизация государственных ресурсов и средств;
  • незаконное присвоение (подделка, подлог, фальсификация, хищение; присвоение денег, имущества обманным путем), злоупотребления при использовании государственных фондов, растраты;
  • непотизм или кумовство, фаворитизм (назначение на посты и должности родственников и друзей);
  • продвижение личных интересов, сговор (предоставление преференций отдельным лицам, конфликт интересов);
  • принятие подарков для ускорения решения проблем;
  • защита и покрывательство («крышевание», лжесвидетельство);
  • злоупотребление властью (запугивание или пытки);
  • манипуляции регулированием (фальсификация выборов, принятие решений в пользу одной группы или человека);
  • электоральные нарушения (покупка голосов, подтасовка результатов выборов);
  • поиск ренты – вымогательство (госслужащие противозаконно устанавливают плату за услуги или искусственно создают дефицит);
  • клиентелизм и патронаж (политики предоставляют материальные услуги в обмен на поддержку граждан);
  • незаконные взносы в выборные кампании (передача подарков для оказания влияния на содержание проводимой политики).

Третий критерий – насколько часто возникают коррупционные явления

Поняв сущность коррупционных отношений, вкратце обозначим подходы к интерпретации этих явлений. Эти концепции, впрочем, являются скорее не альтернативными, а взаимодополняющими.

Концепция Краткое содержание
Рациональный подход (экономика преступности) Индивид взвешивает все издержки и блага своих преступных действий и рационально решает идти на преступление, если ожидаемая полезность подобных действий выше, чем если бы он остался честным и потратил свое время и ресурсы иным образом.
Теория рентоориентированного поведения Экономическая рента - плата за ресурсы сверх максимальной величины альтернативных издержек при немонопольном использовании этих ресурсов. Рентоориентированное поведение - усилия, направленные на осуществление государственного вмешательства в рыночное распределение ресурсов с целью присвоения искусственно создаваемых таким образом доходов в виде ренты. Под коррупцией понимается форма нелегального рентоориентированного поведения
Институциональный подход Коррупция - контрактное взаимодействие между экономическими агентами с целью злоупотребления позицией ради частных выгод.
Модель «принципал-агент Коррупция существует благодаря ассиметричности информации и высоким издержкам мониторинга за деятельностью агента-чиновника
Теория оппортунистического поведения Коррупция – частный случай оппортунистического поведения
Классический либерализм Коррупция как провал государства и как провал рынка, как «общественное антиблаго», которое наносит ущерб всем членам общества (отрицательные экстерналии).

2. Причины возникновения коррупции

Для объяснения причин и сущности коррупционных отношений экономисты обычно используют две модели. Одна из них - «поручитель (принципал) – исполнитель (агент) – опекаемый (клиент)»

В этой модели центральное правительство действует как принципал (П): оно устанавливает правила и назначает агентам (А), чиновникам среднего и низшего звена, конкретные задачи. Чиновники выступают при этом как посредники между центральным правительством и клиентами (К), отдельными гражданами или фирмами. В обмен на оплату налогов агент от имени принципала предоставляет клиентам различные услуги (лицензирует деятельность фирм, выдает гражданам социальные пособия, осуществляет найм работников на государственную службу и т.д.). Например, в рамках налоговой службы принципалом выступает государство в лице руководителя налоговой службы, агенты – это сборщики налогов, а в качестве клиентов выступают все налогоплательщики.

В обмен на выплату налогов налогоплательщики получают возможность легально функционировать, в противном случае их ожидают штрафы и прочие наказания.

Качество системы регулирования зависит от того, возникают ли в этой системе конфликты интересов между принципалом и агентом. Правительство в принципе не имеет ни времени, ни возможностей лично обслуживать каждого клиента, поэтому оно делегирует полномочия на их обслуживание чиновникам, предписав им определенные правила. Чиновники-агенты, зная своих клиентов лучше, чем правительство-принципал, могут более эффективно работать с клиентами. Но принципалу трудно контролировать, как многочисленные посредники агенты выполняют предписанную работу, тем более что чиновники могут сознательно скрывать информацию об истинных результатах своей деятельности. Поскольку честность чиновника- агента не может быть полностью контролируема, то агент сам решает, быть ли ему «честным». Решение чиновника зависит от ожидаемых вознаграждений за добросовестную работу и ожидаемых наказаний за злоупотребления. Например, в российской налоговой системе оплата налогового служащего почти не зависит от количества вносимых в бюджет средств за счет выявленных им укрываемых налогов. Это приводит к тому, что зачастую сборщик налога оказывается сильнее заинтересован в получении взяток, чем в честной службе. Нелегальное вознаграждение чиновнику-агенту от его клиентов может даваться по разным мотивам. Гражданин или фирма могут дать взятку, чтобы чиновник дал им положенные услуги более быстро, «вне очереди» (ускоряющая взятка). Чаще, однако, чиновников подкупают, чтобы они предоставляли своим клиентам предлагаемых государством услуг больше, а забирали налогов меньше, чем положено по закону (тормозящая взятка). Бывает и так, что чиновник имеет широкие возможности для придирок по надуманным предлогам; тогда взятки дают, чтобы чиновник не воспользовался своими возможностями проявить самодурство (взятка «за доброе отношение»).

Для предотвращения коррупции наиболее ответственным служащим стараются назначать очень высокое жалование и одновременно ужесточают меры наказания за нарушение ими служебного долга. Однако многие исследователи отмечают, что во многих случаях государственное жалование не может конкурировать с финансовыми возможностями потенциальных взяткодателей (если ими являются крупные легальные бизнесмены или боссы мафии). Достойная зарплата агента является необходимым, но недостаточным условием для предотвращения коррупции. Поэтому государство-принципал дополняет (или даже заменяет) высокие поощрения на «воззвания к честному поведению». Это значит, что правительство пытается создать психологические барьеры против своекорыстия агентов, например, повышая моральный уровень граждан через механизм обучения и идеологической пропаганды. Кроме того, правительство-принципал поощряет прямые связи с клиентами (прием жалоб от населения), которые служат дополнительным и очень важным инструментом контроля над действиями чиновников-агентов.

Таким образом, от зарплаты агентов и от широты их полномочий зависят взаимоотношения «агент-клиент», а от степени контроля принципала над агентами и влияния клиентов на принципала – взаимоотношения «принципал-агент». Моральные нормы влияют в этой системе на все виды отношений, определяя меру допустимости отступлений от требований закона.

Также предельно лаконичное определение основных причин коррупции некоторые зарубежные экономисты выражают следующей формулой:

коррупция = монополия + произвол – ответственность.

Это значит, что возможности коррупции прямо зависят от монополии государства на выполнение некоторых видов деятельности (например, производить закупки оружия) и от бесконтрольности деятельности чиновников, но обратно зависят от вероятности и тяжести наказаний за злоупотребления.

Ещё одна модель, часто применяемая экономистами, представлена ниже:

где I – страна, t – год.

Проанализируем формулу:

1) Во-первых, чем выше уровень экономического благополучия (ВВП на душу населения), тем меньше склонность чиновников прибегать к незаконным методам получения прибыли, тем строже антикоррупционные меры и тем сильнее гражданское общество.

Описание работы

С древнейших времен власть и коррупция были неразделимы. На протяжении всей истории параллельно эволюции государства происходила эволюция коррупции. Если на заре становления государственности плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма, то впоследствии, при усложнении государственного аппарата, профессиональные чиновники стали официально получать только фиксированный доход – что означало переход взяток в область теневой экономики.

Коррупция в современном обществе.

Корру́пция (от лат . corrumpere – «растлевать») – использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству). Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением по своему усмотрению каких-либо не принадлежащих ему ресурсов (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов , администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом коррупционного поведения является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания.

Выделяют отдельные проявления коррупции. Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

Системное рассмотрение позволяет выделить ряд взаимодополняющих взглядов на сущность явления коррупции:


· коррупция как особый вид правонарушений, связанный с превышением должностных полномочий;

· коррупция как особый образ жизни людей, обладающих властью, который предполагает ряд традиционных действий (взяточничество , проявление своеволия, подбор «нужных» людей);

· коррупция как особый способ решения проблем в обход существующих законов и правил с использованием подкупа должностных лиц;

· коррупция как особый подход к людям, обладающим властью, связанный с демонстрацией им своего уважения и удовлетворения их потребностей.

Такое многообразие взглядов на коррупцию порождает многочисленные сложности при его искоренении и необходимость системных усилий со стороны общества, государства, каждого человека по борьбе с коррупцией.

Выделяются следующие признаки коррупции:

1. Принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы.

2. Стороны действуют по обоюдному согласию.

3. Обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества.

4. Обе стороны стараются скрыть свои действия.

Выделим основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в нашем образовательном учреждении:

· отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;

· антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках правоведения ;

· обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов и учащихся;педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

Основной результат антикоррупционного воспитания видится в подготовке человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправовых действий. Для достижения этого результата необходима работа с ребенком в различные возрастные периоды. В связи с тем, что в начальной школе особое внимание обращается на формирование культуры поведения и потребности в соблюдении правил, то антикоррупционное воспитание может строиться на анализе отношений рядовых граждан с хранителями общественного порядка. Если человек убежден, что хранитель порядка всегда будет действовать по правилам, то он не будет нарушать правила и предлагать взятки за их нарушения. Помимо информационно-просветительского блока особое внимание следует обращать на привлечение учащихся к поддержанию порядка в классе. Учащимся предлагается выполнять небольшие поручения, связанные с соблюдением порядка. Наиболее простое поручение из них – это дежурный, контролирующий соблюдение отдельных правил. Подчинение дежурному, отказ от угроз и подкупа дежурному будет показателем формирования уважительного отношения к хранителю правил. В среднем звене возможно решение более сложной проблемы, направленной на формирование совместного создания и сохранения правил. В 8–9-х классах возникает необходимость осознанного принятия учащимися правил решения жизненных проблем. Элементом социальной практики может стать организация ученического самоуправления в классе, увеличение числа поручений для учащихся класса с определенными властными полномочиями. Одной из проблем является взаимодействие с представителями власти.


В работе с учащимися 9–11-х классов решается основная задача системы антикоррупционного воспитания: формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения. В процессе решения данной задачи учащиеся на уроках права и обществоведения подробно изучают данный вид правонарушений и причины его появления. В процессе внеурочной деятельности особое внимание обращается на проведение дискуссий по данной теме, способствующих выявлению жизненной позиции учащихся по данному вопросу.

Учебными предметами, содержание которых прямо или косвенно влияет на осмысление младшими школьниками различных социальных явлений (в том числе и связанных с такими понятиями, как польза, обмен, подарок, благодарность, т. е. с теми терминами, которые в современном обществе ассоциируются с коррупцией), являются «Литературное чтение» и «Окружающий мир». Ряд слов, значение которых может быть освоено через жизненный опыт и обсуждение, осмысление их на уроках: праздник, событие, подарок, услуга, польза, благодарность, великое слово «спасибо», бескорыстие .

Хорошо тому добро делать, кто его помнит.

Рука руку моет, и обе белы живут.

Милость велика, да не стоит и лыка.

Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.

Худого человека ничем не уважишь.

Лучше не дари, да после не кори.

Тонул – топор сулил, вытащили – топорища жаль.

Плохо не клади, вора в грех не вводи.

Дорого яичко ко Христову дню.

Не в службу, а в дружбу.

Основная воспитательная работа с учащимися 5–7-х классов направлена на формирование культуры взаимодействия. Наиболее продуктивными в этом возрасте являются различные формы совместной работы и коллективной творческой деятельности. Формирование способности уважения друг к другу, культуры договора и взаимопонимания послужит основой для профилактики коррупционных действий. В практике работы с детьми этого возраста можно выделить ряд ситуаций, обусловливающих в будущем коррупционное поведение. Первая распространенная ситуация заключается в том, что родители выдают ребенку деньги за хорошие отметки, готовят человека, который считает, что каждый его шаг, а тем более созданный продукт, должен быть оплачен. Необходимо в регулярном общении с родителями отмечать вред данного способа взаимодействия с ребенком. Вторая ситуация связана с тем, что ребенок этого возраста получает незаслуженное вознаграждение за оказание определенных услуг. Примером должен стать учитель. Если ребенок понимает, что букет цветов, подаренный учителю, влияет на качество оценки, то это будет способствовать формированию коррупционного сознания. Третья ситуация связана с деятельностью педагогов и родителей по принципу: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». Когда учителя и родители, несмотря на существующие запреты, позволяют детям совершать запрещенные действия, то это приводит к формированию в сознании ребенка позиции, о том, что все можно купить и все можно сделать, если договориться с кем надо. Следующая ситуация заключается в отношениях между детьми в системе самоуправления. Наиболее острой ситуация становится, когда перед ребенком оказывается выбор между дружбой и порядком. Вполне естественно, что дети многое разрешают своим друзьям в отличие от других. К сожалению, в рамках общественного сознания помощь другу (даже за счет нарушения закона) является нормой. Явление «любимчиков», которым разрешено больше, чем остальным, получило широкое распространение в образовательных учреждениях. С учетом специфики возраста проведение педагогических бесед по данной теме становится неэффективным. Наиболее продуктивной становится организация групповой работы в процессе созидательной, обучающей и игровой видов деятельности . Поэтому проведение воспитательных дел, практикумов и сюжетно-ролевых игр оказывается наиболее действенным способом. В первую очередь необходимо организовывать имитационные и деловые игры , в рамках которых учащиеся получают определенные властные полномочия и реализуют их в ходе игры.

К примеру, большинство детей легко относятся к списыванию. Наличие большого количества формальных правил, большинство из которых сложно соблюдать, приучает к тому, что любое правило можно обойти. В процессе воспитания необходимо соединять три составляющих:

· Создание условий, не позволяющих оказаться в ситуации нарушителя закона. Создание большинства прозрачных и понятных процедур. Объяснение учащимся обычных способов решения проблем. Следует отметить существующий педагогический парадокс, связанный с тем, что человек совершенствуется в процессе преодоления трудностей, но стремится избежать этих трудностей естественным путем. Чем сложнее придуманные правила, тем сложнее их выполнять и тем выше возможность возникновения коррупции.

· Обучение оптимальным способам решения различных жизненных проблем. Чем больше учащиеся будут овладевать способами выполнения различных учебных заданий и жизненных ситуаций, тем легче будет предотвращать ситуации коррупции.

· Воспитание уважения к существующим нормам и законам. Соблюдение их большинством педагогов и учащихся. Формирование уважительного отношения к определенным традициям.

В работе с учащимися 7–9-х классов особое внимание следует обращать на осознанное принятие решения и его защиту в процессе выстраивания отношений с окружающими. Формирование положительного отношения к существующему порядку, осознание выгоды от соблюдения норм и правил позволят сформировать антикоррупционное мировоззрение.

Особенностями антикоррупционного воспитания при работе с учащимися 7–8-х классов является направленность на становление нравственной позиции и отрицание коррупционных действий. Основной формой воспитательной работы становится дискуссия, в ходе которой выражается собственное мнение.

У учащихся 10–11-х классов формируетсяь антикоррупционное мировоззрение. К сожалению, сломать сложившиеся привычки и стереотипы достаточно сложно. Фактически речь идет о воспитании культуры властных отношений. Одной из возможных целей воспитания в современных условиях является формирование осознанного отказа, а затем ценностного неприятия учащимися коррупции.

Например, басня «Лисица и Сурок»:

«Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?» –
Лисицу спрашивал Сурок.
«Ох, мой голубчик-куманек!
Терплю напраслину и выслана за взятки.
Ты знаешь, я была в курятнике судьей,
Утратила в делах здоровье и покой,
В трудах куска недоедала,
Ночей недосыпала:
И я ж за то под гнев подпала;
А все по клеветам. Ну, сам подумай ты:
Кто ж будет в мире прав, коль слушать клеветы?
Мне взятки брать? да разве я взбешуся!
Ну, видывал ли ты, я на тебя пошлюся,
Чтоб этому была причастна я греху?
Подумай, вспомни хорошенько». –
«Нет, кумушка; а видывал частенько,
Что рыльце у тебя в пуху».

Иной при месте так вздыхает,
Как будто рубль последний доживает:
И подлинно, весь город знает,
Что у него ни за собой,
Ни за женой,-
А смотришь, помаленьку,
То домик выстроит, то купит деревеньку.
Теперь, как у него приход с расходом свесть,
Хоть по суду и не докажешь,
Но как не согрешишь, не скажешь:
Что у него пушок на рыльце есть.

Важным становится не только смысл слов, а интонация, эмоции и чувства, с какими эти слова произносятся, какие яркие образные слова и выражения используются при этом.

Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности, должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения.

Разработка и реализация комплекса мер по повышению уровня внутренней культуры личности и укреплению морально-этических принципов человека, особенно детей и молодежи; воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, формирование особой, крайне неблагоприятной для коррупционной системы психологической среды в обществе должны быть поставлены в разряд важнейших направлений деятельности школы.

Под коррупцией чаще всего понимается прямое использование должностным лицом, и не только, прав, связанных с его должностью, в целях обогащения, продажность, подкуп должностного лица, политического деятеля . К сожалению, данное явление, как коррупция, становиться нормой в нашем государстве. В реальной жизни мы слишком часто сталкиваемся с ней практически во всех сферах жизнедеятельности человека, в частности в правоохранительных органах, которые по сути своей должны с ней бороться.

Коррупция существует с давних времен. Например, она широко была распространена в Древней Греции и Римской империи в области сбора налогов. В Древнем Китае сторонники легизма утверждали, что гибель государства начинается с порочности чиновников .

Факты коррупции в России упоминаются в летописях XIII века. Впервые в России законодательные ограничения на коррупцию пытался ввести Иван III, а Иван Грозный ввел смертную казнь в качестве наказания за коррупцию .

В современном обществе коррупция существует при различных формах государственного правления, включая высокоразвитые демократические общества, и может проявляться во всех ветвях власти также, как и во всех сферах частной деятельности. Как правильно отмечали М. Левин и Г. Сатаров «коррупция проявляется там, где существует власть, т.е. право принимать решения и распоряжаться ресурсами. Это могут быть бюджетные средства, государственные заказы или льготы либо, наоборот, штрафы, запреты, те или иные наказания. К властным ресурсам относятся право разрешения или запрета, право принять решение или уклониться от него. Не следует полагать, что речь идет только о государственной власти. Должностное лицо в фирме или общественной организации также обладает властью и возможностью распоряжаться ресурсами. Значит, и здесь есть коррупция» . Коррупция не имеет специфических этических, расовых или религиозных корней. Авторитарная форма правления, характеризующаяся протекционизмом, лоббированием и перераспределением государственных ресурсов в корыстных целях, сама ведет к коррупции и зиждется на ней . Коррупция является главной проблемой в тех областях общественной жизни, где происходит взаимодействие частного и государственного секторов, бизнеса и правительства. Ее суть заключается в том, что должностное лицо в частном либо в государственном секторе злоупотребляет своим служебным полномочием в целях получения личной выгоды. Коррупционная преступность – традиционный и достаточно распространенный вид преступности в большинстве стран мира.

Проблема коррупции заключается в том, что она:

  • представляет собой противоправную деятельность, усиливающую криминальные проявления в обществе. Коррупция заинтересована в существовании организованной преступности, она порождает терроризм, наркотраффик, работорговлю, мошенничество;
  • подрывает и разрушает общественные институты. Основываясь на принципе кланово-земляческого подбора кадров, коррупция уменьшает профессионализм в системе государственной власти, что является одной из причин низкого уровня государственных решений по экономическому и политическому реформированию;
  • подрывает позитивное экономическое развитие, порождая и стимулируя теневую экономику. Кроме того, коррупция заинтересована в дефиците товаров и услуг. Наиболее распространенный вывод об экономических последствиях коррупции заключается в том, что она снижает стимулы к инвестированию и тем самым препятствует экономическому росту;
  • в области общественных отношений противостоит таким административным ценностям, как равенство, эффективность, прозрачность и честность, что приводит население к безверию в возможность достижения демократии и справедливости. «Государство с хронической коррупцией может быть особенно жестоким по отношению к бедным, у которых нет ресурсов противостоять, тем, кто намерен платить взятки» .

Коррупция как общественно опасное явление подрывает принцип верховенства права, способствует проникновению организованной преступности в деятельность государственных институтов, порождает недоверие населения к власти.

В зависимости от размеров привилегий, покупаемых посредством взяток, различают крупную и мелкую коррупцию. Крупная коррупция ассоциируется, как правило, со сделками международного бизнеса и включает не только представителей бюрократии, но и политиков, при этом взятка может иметь место как в стране, так и за ее пределами. Несмотря на то, что в большинстве юрисдикций коррупция считается преступлением, ее распространение в мировом бизнесе долгое время оставалось бесконтрольным. Только в 1997 году 34 государства подписали Соглашение о необходимости преодоления коррупции иностранных должностных лиц и признании незаконными платежей, осуществляемых в их адрес.

В государственном секторе мелкая коррупция получает широкое распространение, когда частные лица вынуждены получать услуги или разного рода разрешения со стороны правительственных учреждений. В этих случаях взятки могут удерживаться посредством индивидуальных выплат или объединенными долевыми соглашениями. Совокупные издержки, связанные с мелкими выплатами, включая и сами выплаты, могут оказаться значительнее крупных взяток.

В зависимости от частоты фактического проявления выделяют эпизодическую и систематическую коррупцию. В тех обществах, где нормой является некоррумпированное поведение, общественные институты, как в частном, так и в государственном секторе поддерживают порядочность. Коррупция приобретает системный характер в тех случаях, когда и крупные и мелкие взятки получают повсеместное распространение во взаимоотношениях частных лиц с государственным сектором. Систематическая коррупция может получить широкое распространение как во всем государственном секторе, так и в отдельных государственных структурах, либо на отдельных уровнях в иерархии государственной службы.

В зависимости от сферы распространения выделяют коррупцию в государственном (административном) и в частном секторах. Ряд авторов называют коррупцию в государственном секторе деловой коррупцией, в коррупцию в частном секторе – бытовой коррупцией . Основу коррупции в государственном секторе составляют:

  • доступ чиновников к закрытой экономической информации,
  • монополистические права исполнительной и законодательной власти на принятие решений об использовании и распределении государственных ресурсов, в том числе по расходам государственного бюджета. С этим связано рентоискательство государственных служащих и политиков, то есть поведение, направленное на получение ренты. Поэтому возможность коррупции в государственном секторе напрямую связана с теми рентами, которые находятся под контролем государственных служащих, а также полномочиями, которыми должностные лица располагают в их распределении. Монополистические ренты могут быть значительными в экономиках с высоким уровнем государственного регулирования, при этом коррупция усиливает спрос на еще большее регулирование;
  • практика назначения чиновников и политиков на должности на предприятиях, и, как следствие направление госсредств и госзаказов на эти предприятия .

В административном (государственном) секторе принято различать административную (бюрократическую) и политическую коррупцию. Административная коррупция – это коррупция во взаимоотношениях между госорганами и бизнесом. Она имеет место в области государственной службы, где чиновники наделены значительной властью и возможностями принятия решений, касающихся бизнеса. Политическая коррупция (иначе называемая захватом государства) характеризуется способностью бизнеса воздействовать на политические решения. Она порождается способностью законодательной власти создавать ренты. Принимаемые законы устанавливают порядок распределения и перераспределения ресурсов, а возможность оказывать влияние на законотворческий процесс может привести к манипулированию и злоупотреблениям, направленным на реализацию личных целей политиков в ущерб общественным интересам. Считается, что в демократическом обществе политики обычно лишены возможности непосредственно использовать законодательную власть в личных целях. Однако они могут оказывать влияние на политические процессы. Наиболее очевидными способами оказания давления являются:

  • непосредственное участие в обсуждении законопроекта и выступление с вопросами, имеющими решающий характер для принятия закона,
  • практика лоббирования, то есть оказания давления на государственные органы с целью склонить их к принятию политических решений или распределению ресурсов в соответствии с интересами определенных групп. Лоббирование будет иметь правомерный характер до тех пор, пока не появляется коррупция, содержание которой заключается в том, что политик, получая взятку, «продает» свое влияние заинтересованным группам.

Политическая коррупция может представлять собой способ, посредством которого осуществляется власть. Для руководства политической целью может быть создание и размещение экономических рент, необходимых для оплаты сторонников, подкупа оппозиции, обеспечения групп поддержки, управления этническим многообразием, накопления ресурсов для победы в выборах. Для получения этих ресурсов лидеры могут вступать в альянсы с деловыми кругами или создавать и распределять ренты посредством бюрократического аппарата. В этом случае модель коррупции измениться только тогда, когда измениться структура власти в связи с протестом общественности против коррупции. Причины административной и политической коррупции всегда имеют конкретный характер, и ее корни кроются в политике страны, бюрократических традициях, политическом развитии, социальной истории. Немаловажное значение имеет слабость общественных институтов, неудовлетворительное финансирование государственной службы, отсутствие этических ценностей. Слабость общественных институтов проявляется в расхождении между формальными и неформальными правилами, которые управляют поведением в государственном секторе. Однако в условиях систематической коррупции формальные правила вытесняются неформальным поведением. Поэтому сильная правовая структура по контролю коррупции требует не только наличия формальных правил поведения, но и механизмов их исполнения. Как правило, такими механизмами являются строгая подотчетность, наличие адекватных этических ценностей, регулирующая функция общественной морали, наличие внешнего аудита и объективных средств массовой информации, создание специальных антикоррупционных организаций.

По мнению экспертов Всемирного банка, волна коррупции захлестывает общество тогда, когда и государственные чиновники, и частные субъекты получают возможность обогащаться без особого риска. Это всегда имеет место, когда традиционные формы контроля ослабевают раньше, чем начинают действовать новые правовые ограничения .

В современном обществе коррупция имеет сложный характер и многочисленные формы проявления. Основной формой коррупционного поведения является активная или пассивная взятка. Активная взятка (активный подкуп) имеет место тогда, когда лицо обещает или дает взятку, тем самым проявляя инициативу, а получатель взятки – лишь пассивная «жертва». Пассивная взятка ((пассивный подкуп), как преступление, совершается при инициативе лица, получающего взятку, и при его большей активности, как правило, выражающейся в оказании давления или в вынуждении взяткодателя дать взятку. Взятки часто используются для покупки «услуг», которые обеспечиваются центральными или местными властями (например, взятки могут сопутствовать получению государственных контрактов и определению его условий; сопутствовать получению государственных субсидий или помощи при приватизации; использоваться для влияния на исход судебного дела или иной правовой процедуры …).

Распространенной формой коррупции является хищение материальных активов должностными лицами. В крайней степени она может проявиться в ходе крупномасштабной «спонтанной» приватизации менеджерами предприятий и другими должностными лицами.

Хищение финансовых ресурсов – еще одна форма коррупции. Она имеет место в тех случаях, когда системы финансового контроля либо ингорируются руководителями, либо полностью разрушаются. Коррупционерами при этом похищаются наличные денежные средства, выделяются авансы в свою пользу или оформляются фиктивные выплаты «мертвым душам».

В частном секторе коррупция чаще всего проявляется в форме коммерческого подкупа. Это могут быть случаи таких злоупотреблений, как операции инсайдера – это любые сделки с ценными бумагами, осуществляемые лицом, имеющим доступ к конфиденциальной информации, и вследствие этого получающим доход от обладания этой информацией. Имеет коррупционный характер продажа такой информации этим сотрудником третьему лицу, которое в состоянии более прибыльно и менее заметно использовать ее, осуществляя куплю-продажу ценных бумаг.

Возможность коррупции в частном секторе возникает также при оценке товаров, услуг или активов (например, при покупке футбольным клубом игрока менеджер клуба-покупателя может принять взятку от клуба, продающего игрока, с тем чтобы завысить его ценность). Коррупция в частном секторе чаще всего имеет место на монополистических и плохо информированных рынках.

Наиболее уязвимыми сферами правового регулирования являются следующие: нормотворческая деятельность; служба в государственном аппарате и местное самоуправление; судебная и правоохранительная деятельность; лицензирование экспертиза и сертификация продукции и услуг; предпринимательство; приватизация и разгосударствление; банковская деятельность; бюджетный процесс и кредитование; эмиссия ценных бумаг; государственные заказы и закупки; получение и оказание гуманитарной помощи.

Данная тема исследования является особенно актуальной по причине того, что в Российской Федерации практически отсутствуют сферы социальной жизни общества, которые не были поражены коррупцией. По данным приведенным ВЦИОМ, к наиболее коррупционным сферам россияне относят: ГИБДД – 32 %, сферу медицины – 21 %, полицию – 21 %, судебную систему – 20 %, ЖКХ – 19 %. С коррупциогенной обстановкой в приведенных выше сферах граждане сталкиваются в ходе своего непосредственного взаимодействия в повседневной жизни, и приведенные данные являются свидетельством о том, что гражданам достаточно часто приходится сталкиваться с «бытовыми» проявлениями коррупции .

Рассматривая динамику наиболее распространенных видов преступлений коррупционной направленности (дача взятки и получение взятки), можно сделать вывод, что начиная с 2011 года, в динамике числа выявленных фактов получения взятки наблюдается устойчивая тенденция равномерного незначительного снижения. Со второго полугодия 2015 года данная тенденция изменилась на противоположную - равномерный незначительный рост. В 2015 году в стране выявлено на 5,2 %, или 454 факта, больше, чем в 2014 году (6399 фактов против 5945).

В динамике числа выявленных фактов дачи взятки с 2013года наблюдается устойчивая тенденция роста этого показателя, и в 2015 году число зарегистрированных фактов дачи взятки (6771) превысило число зарегистрированных фактов получения взятки (6399).

Исходя из анализа динамики ежемесячного числа выявленных фактов получения взятки в Российской Федерации в 2008 – 2015 гг. видно, что часто максимальные значения числа выявленных фактов получения взятки наблюдаются в конце кварталов – марте, июне, сентябре.

Анализ статданных свидетельствует о сложившейся практике работы правоохранительных органов для обеспечения в первую очередь «хороших» показателей работы в отчетном периоде. Прокуроры регулярно сталкиваются с ситуациями, когда выявленные коррупционные преступления не ставятся своевременно на учет при наличии необходимых показателей в отчетном периоде, а переносятся на следующий квартал (год).

Отчасти следствием такого подхода явился резкий рост привлеченных к уголовной ответственности взяткодателей.

Итак, масштабы коррупционной преступности делает особенно актуальной вопрос совершенствования мер противодействия ей. В качестве меры борьбы с коррупцией можно предложить следующие:

  • обеспечение прозрачности деятельности государственных и муниципальных служащих путем создания Реестра доходов, доступный для ознакомления обществом;
  • разработка принципов этического поведения государственных и муниципальных служащих и создание системы контроля над их соблюдением;
  • ужесточение уголовного наказания за совершение коррупционных преступлений;
  • борьба с «отмыванием» денежных средств через оффшоры;
  • поощрение лиц, сообщающих о факте коррупционного преступления и оказывающих содействие борьбе с преступлениями; необходимо рассмотреть возможность материального поощрения заявителей о коррупции в размере фиксированного процента от фактически признанной судом суммы взятки;
  • защита лиц, сообщающих о факте коррупционного преступления; необходимо предусмотреть нормы о конфиденциальности сообщений о коррупции и личных данных заявителей.

Однако в настоящее время требования универсальной Конвенции ООН об обеспечении защиты лиц, сообщающих информацию о коррупционных правонарушениях, не в полной мере учтены в законодательстве Российской Федерации. Основные проблемы в данном вопросе заключаются в следующем:

  • ограничение круга лиц, которым предоставляется защита. Защита предоставляется только государственным и муниципальным служащим.
  • ограничение круга лиц, обязанных сообщить о факте коррупционного преступления.

Одной из мер, существующих, с 2008 года является антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. Она призвана стать одной из основных мер по профилактике коррупции. Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупционных факторов и их последующего устранения установлены Федеральным законом от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» . Этот закон устанавливает порядок проведения антикоррупционной экспертизы.

Антикоррупционная экспертиза – это вид правовой экспертизы, которая проводится с узкой специальной задачей по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, относящихся к действующим правовым актам и их проектам; разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов. По ее результатам составляется самостоятельное экспертное заключение на предмет наличия коррупциогенных факторов.

Анализ российского опыта позволяет выявить следующую закономерность: «противодействие коррупции успешно осуществляется там, где власть прозрачна, где есть политическая конкуренция и независимая пресса» .

Баландюк Вадим

В данной работе поднимается проблема коррупции в современном обществе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

10 А класс МБОУ СОШ №1 г. Минеральные Воды

Научный руководитель: учитель истории и обществознания, Кобзарева Е.А.

КОРРУПЦИЯ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО МИРА И НАШЕГО ГОСУДАРСТВА В ЧАСТНОСТИ.

(По теме: «Коррупция – экономическая проблема или нравственная

деградация?»)

I . Коррупция как общественное явление. Факторы, влияющие на неё.

Коррупция, взяточничество – одни из самых остро стоящих проблем современного общества. Взятки – явление, распространенное повсеместно. Коррупция оказывает очень большое влияние на жизнь общества. Причем обнаружить её можно не в каком-то отдельном регионе или даже государстве. Коррупция и взятки сопровождают человеческое общество везде. Своими действиями коррупционеры вставляют палки в колеса экономике практически любого государства или отдельно взятого региона. Они подрывают экономику, не дают ей развиваться должным образом, запуская одним своим действием (или, возможно, бездействием) множество цепных реакций, охватывающих всю общественную жизнь во всех её проявлениях. Зачастую это заметно не сразу, но, в конце концов, результаты таких противозаконных действий, иногда выражающихся в маловажных для государственной или мировой экономики мелочах, дают о себе знать. В настоящее время взятки, как одно из проявлений коррупции, становятся все более обыденной вещью, несмотря на то, что борьба с ними ужесточается. Это заставляет задуматься о том, возможно ли вообще победить коррупцию, или же она продолжит развиваться и эволюционировать, игнорируя все попытки остановить её, и своим пагубным влиянием, в конце концов, разрушит все те материальные и духовно-нравственные идеалы, к которым стремится человеческое общество?

Собственно, стоит задуматься о том, что же вообще такое коррупция и как с ней борются, например, в нашем государстве.

Коррупция – термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность. Проще говоря, коррупция – это ситуация, когда некоторое управомоченное лицо использует данные ему должностные права в незаконных целях. Взятка же является частным случаем коррупции. И практически самым распространенным.

Чтобы понять, каким образом происходит борьба с коррупцией, обратимся к Уголовному Кодексу РФ. Вообще, взяточничество относится к преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (Глава 30 УК РФ). По статье 291 УК РФ дача взятки должностному лицу наказывается штрафом, принудительными работами или лишением свободы. Причем, отдельным пунктом выделена дача взятки за совершение незаконных действий (бездействий). Также важную роль играет размер взятки, который и определяет размер штрафа или срок тюремного заключения. Получение должностным лицом взятки также наказывается законом. Наказание определяется статьей 290 УК РФ. Это, как и в случае дачи взятки, может быть штраф, принудительные работы или лишение свободы. Однако наказание за получение взятки сопровождается ещё и лишением права занимать определенные должности в течение определенного срока. Если процесс дачи/получения взятки проходит через посредника, то этот посредник также подвергается наказанию по статье 291.1 УК РФ. Виды наказания такие же, как и у взяткополучателя: лишение права занимать определенные должности, штраф, принудительные работы или лишение свободы .

Я считаю, что для того, чтобы глубже понять суть коррупции и разрабатывать способы успешной борьбы с ней, нужно, прежде всего, рассмотреть её причины возникновения, влияние этого общественного явления на развитие общества и экономики. И, прежде всего, нужно осознавать, что коррупция – явление глобальное не просто, потому что проявляется во многих странах и регионах, а ещё и потому что проявляется на протяжении всей истории человечества, на разных её этапах.

Мне кажется, что на появление коррупции и взяточничества повлияли самые разные факторы. Нельзя точно установить, когда появилась коррупция. Но я считаю, что коррупция – это явление, зародившееся вместе с расслоением общества, делением его на различные классы и страты, основанные именно на различном материальном положении и различном статусе в обществе. Ведь в основе коррупции лежит, прежде всего, желание и возможность людей воспользоваться нечестными путями достижения своих целей. В частности, с помощью незаконного использования своих должностных полномочий, общественного положения или взятки. Ведь взятку можно давать не только непосредственно деньгами, но и какими-либо материальными ценностями, недвижимостью, ценными бумагами и др.

Если подумать, то на том этапе развития человечества, на котором не существовало товарно-денежных отношений и даже натурального обмена, когда не было личной собственности, и всё принадлежало общине, когда все были равны между собой, коррупции просто не могло быть. У всех были равные возможности, права и обязанности. Всем доставалось равное количество пищи и одежды, у всех было жильё, то есть все находились в равном положении. Поэтому никто не мог воспользоваться чем-либо, чем не могли воспользоваться все остальные, и ни у кого не было больших возможностей, чем у других.

Однако ситуация начинает меняться, когда постепенно зарождаются торговые отношения и связанное с ними расслоение общества. Не менее важную роль играют тогдашние религиозные воззрения людей. Эти факторы приводят к тому, что в общине выделяется определенная «верхушка» людей: вожди племен, жрецы, зажиточные земледельцы и скотоводы. И вся эта «верхушка» имеет уже больше материальных благ, прав и возможностей воспользоваться своим положением, имеет большее влияние и большую власть. И если кто-то получает что-либо, чего нет у других, то, что он начнет искать в следующую очередь? Правильно, выгоду. Причем выгоду не для общества, а личную выгоду. Человек будет искать пути и способы использования полученных преимуществ для собственной выгоды и личного материального уважения, а также, возможно, для ещё большего поднятия своего социального статуса. В этом состоит нравственная сторона возникновения коррупции. В том, что человек действует против общества для собственного блага. Те же люди, чьё положение было более низким, отнюдь не имели меньше потребностей. И поэтому искали пути к их удовлетворению. И удовлетворять свои потребности им приходилось с помощью тех, у кого возможностей было больше. Конечно «верхушка» помогала простым людям не просто так, а за какое-либо «вознаграждение». Постепенно такая система укоренялась все больше. По подобной схеме она работала и в эпоху Древнего мира, и в эпоху Средневековья (когда самым коррупционированным органом могла быть церковь, обладавшая огромными богатствами и влиянием). Если рассматривать наше государство, упоминания о взятках (посулах) можно встретить уже в Новгородской Судной грамоте и в Судебнике 1497 года . Конечно, эта система могла развиваться очень и очень длительное время, на её становление могли влиять многие факторы. Но все-таки я считаю, что основной корень коррупции таится в разделении общества, преобладания одних людей над другими (как материального, так и правового) и использование этого преобладания.

Чем дольше развивалась и укоренялась коррупция, тем больше места она занимала в общественной жизни. Она захватила не только какую-либо определённую сферу жизни общества. Коррупция наиболее распространена в экономической и политической сферах, однако не обошла она стороной и духовную сферу, и, конечно же, оказывает огромнейшее влияние на социальную. И при этом коррупцию можно наблюдать в самых разных областях человеческой деятельности, в самых разных профессиях (рис.1,2).

Но, стоит заметить, что наибольшее распространение коррупция получила на государственных предприятиях, в государственных органах и службах. То есть там, где источником дохода служащих является государственный бюджет. На частных предприятиях у служащих имеется гораздо меньше причин брать взятки. Если владельцы частных предприятий захотят получать большую прибыль, то они могут просто поднять цены на свои услуги. На государственных же предприятиях заработная плата служащих устанавливается государством. Повысить уровень доходов госслужащих также может только государство. А ведь потребности их остаются неудовлетворенными. Поэтому, чтобы увеличить свои доходы, эти служащие прибегают к самому простому и доступному для них способу: используют свои полномочия и права на принятие различных решений для повышения своего материального благосостояния. Опять же сказывается человеческий фактор: люди ищут пути удовлетворения своих потребностей в обход принятых социальных и моральных норм, а, главное, правовых норм. Чтобы получить более ясное представление о том, как действуют эти механизмы, рассмотрим их на примере двух предприятий: государственной больницы и частной. Как известно, в частных больницах подавляющее большинство услуг платные, в то время как в государственных больницах они бесплатные по пункту 1 статьи 41 Конституции РФ . Поэтому для частной больницы нет проблем с повышением своих доходов. В такой больнице можно увеличить стоимость услуг или повысить качество обслуживания для привлечения большего количества посетителей. Таким образом, повышается заработок и владельца, и работников. В государственной же больнице работники не могут увеличить свои доходы такими способами. Поэтому если они на том же рабочем месте захотят получать большую прибыль, то самым простым способом достижения этой цели станут взятки и поборы. Ярким примером является уголовное дело, заведенное на пермского врача, который был обвинён в незаконной выдаче справок призывникам и взяточничестве . На лицо факт коррупции. И такое происходит не только в больницах. Не исключением становятся и учебные заведения, и органы, обслуживающие муниципальную и государственную собственность, и многие другие службы, работающие на государственном поприще.

Отдельно стоит сказать о чиновничьем аппарате, представителях государственной власти и местного самоуправления. Ведь в нашем государстве очень велика административная власть чиновников. Несмотря на господство рыночной экономики, преобладание частной собственности и личной инициативы граждан в любых не запрещенных законом начинаниях, государство по-прежнему играет важную регулирующую роль в экономической жизни общества. Возможно, даже слишком важную. Так, для начинания любого дела, для создания любого, даже маленького предприятия, для заключения любых сделок необходимо получать различные заверения, разрешения и подписи в самых разных государственных инстанциях. С одной стороны это способствует улучшению государственного контроля над экономическими процессами, исключает нарушения различных норм, помогает следить за законностью действий разных физических и юридических лиц, позволяя тем самым снизить количество нарушений и уровень преступности. Но такой вездесущий контроль государства имеет пагубные последствия, непосредственно ведущие к неуклонному росту коррупции. А именно появление большого числа различных государственных инстанций, разбухание чиновничьего аппарата, излишняя бюрократизация. Именно необоснованную бюрократию я считаю фундаментом коррупции в чиновничьем аппарате. Для развития личной инициативы необходимо иметь государственное разрешение, которое состоит во множестве разных бумаг и подписей. Однако не все инициативные граждане имеют желание и возможность их собрать, особенно, тогда, когда некоторые коррумпированные чиновники осознанно и целенаправленно этому препятствуют. И тут опять же проявляется нравственная сторона коррупции, которая не покидает её ни на минуту. Сергей Жаворонков, старший эксперт Института экономики переходного периода, отметил такой момент: «В 90-е предприниматели платили чиновникам за то, чтобы получить привилегии. А сейчас платят за то, чтобы их не трогали. Плати - или мы тебя посадим или создадим невыносимые условия для ведения дела». Получается, что зачастую, особенно в экономической деятельности, можно столкнуться с тем, что некоторые недобросовестные чиновники не просто вымогают взятки, а буквально насильственными методами заставляют прибегать к этим взяткам. Причём порой бывает трудно привлечь некоторых высокопоставленных чиновников к ответственности. Например, в 2001 году в связи с уголовным делом против Николая Аксененко, бывшего министра путей сообщения, Анатолий Чубайс сказал, что власть обязана гораздо более бережно относится к членам правительства . О каком тогда всеобщем равенстве перед законом может идти речь? Явно видны несовершенства законодательной системы в области коррупции и использования должностного положения. И вот она на лицо нравственная деградация. Одни люди ставят свои личные эгоистические интересы выше прав, свобод и интересов других людей. И при этом не задумываются ни о чём, не считаются ни с чем, кроме собственных целей. Такие люди разлагают общество, действуя по принципу: «Каждый должен помочь себе сам. Если не поможешь себе сам, то кто поможет? И поставленные перед собой личные цели оправдывают любые средства, даже применяемые во вред другим людям и всему обществу».

Здесь стоит задуматься о том, почему же именно люди прибегают к взяткам. Ведь для всех очевидно, что коррупция разрушает общество, тормозит экономическое развитие государства, подрывает основы демократии, разрушает фундамент правового и социального государства. И, несмотря на столь очевидные катастрофические последствия развития коррупции, её уровень непрерывно растет (рис.3).

А за счет чего усиливается коррупция? Да за счет тех же людей, которые так усердно против неё протестуют. Ситуация получается крайне парадоксальной, но тем не менее остается реальной. Ведь, действительно, люди постоянно жалуются на произвол различных чиновников, жалуются на то, что шагу нельзя сделать, не дав взятку какому-нибудь очередному коррумпированному элементу. Причем жалуются люди до тех пор, пока сами не оказываются в ситуации, когда взятка становится кратчайшим путем к достижению своей цели. И тогда уже бывшие борцы за справедливость сами прибегают к взяткам, сами же дают толчок коррупции и произволу, который так мешал им жить. На первый взгляд неясно, как человек может так легко взять и оставить правила и принципы, которых раньше придерживался, и переметнуться, так сказать, на темную сторону. На самом деле все очень просто. Как быстрее всего получить необходимую подпись или разрешение? Взятка. Как получить необходимое место в учебном заведении? Взятка. Как получить лучшую медицинскую помощь или быстро оформить в больнице нужную справку? Опять же путем взятки. Очень печален тот факт, что многие люди вместо законных путей достижения своих целей выбирают более короткий, быстрый и легкий коррупционный путь. При этом люди, в основном, не осознают последствий своего поступка. А ведь последствия ужасны. Каждый, даже самый мелкий, акт коррупции напрямую способствует не только практическому усилению коррупционной системы, но и укоренению её в сознании людей. Взятки представляются людям не просто более доступным средством решения задач, а основным, единственно возможным.

Однако нередки, конечно, случаи, когда недобросовестные чиновники, врачи, работники правоохранительных органов, директора различных учреждений сами вымогают взятки у людей. И тогда у этих людей остается два пути: либо отказаться от своих желаний и целей, либо пойти на поводу у коррупционеров. Получается, что коррупционеры, желающие незаконно обогатиться за счет своего служебного положения и своих возможностей, просто ставят людей в тупик. Конечно, существуют специальные инстанции, в которые можно пожаловаться на недобросовестных чиновников, специальные органы, ведущие борьбу непосредственно с коррупцией. Но порой сами такие инстанции оказываются под властью коррупции. Это ещё одна парадоксальная ситуация, которая сокрушает позиции общества в борьбе с коррупцией. Конечно, такие единичные случаи влияют на общее мнение людей о тех или иных государственных службах. Люди чувствуют себя незащищенными и зачастую даже не пытаются противостоять коррупционному произволу чиновников. Чтобы узнать позицию людей в вопросе вымогания взяток, я провел социологическое исследование в виде опроса: «При вымогании у Вас взятки, Вы бы заплатили для достижения своих целей?» Результаты представлены в таблице:

Таким образом, мы видим, что только половина опрошенных готова встать на борьбу с коррупцией. И при этом только треть из них готова прибегнуть к помощи государственных инстанций и служб. Приблизительно четверть опрошенных готовы принять, так сказать, пассивную позицию в борьбе с коррупцией и просто не давать взяток, не прибегая при этом к жалобам. Другая же половина готова пойти на поводу у коррупционеров. Третья часть опрошенных могут пойти на взятку только тогда, когда исчерпают все другие доступные пути достижения целей или же их насильно принудят. Оставшаяся же пятая часть готова пойти на взятку без лишних колебаний, очевидно, не задумываясь о последствиях своих действий.

Наше государство по статистике является одним из самых коррумпированных в мире (рис.4: от тёмно-синего цвета к чёрному идет увеличение индекса восприятия коррупции).

Поэтому в нашем государстве ведется непрестанная активная борьба с коррупцией, санкции за взяточничество постоянно ужесточаются. Однако борьба с коррупцией не ограничивается лишь принятием соответствующих законов. Ведется строгий надзор за соблюдением этих законов. Проводятся регулярные антикоррупционные рейды и чистки, в 2008 создан Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Всего, к началу 2013 года за коррупцию снято с должности около 800 высокопоставленных должностных лиц и руководителей регионов . Но действительно ли это действует настолько эффективно, как должно? Не приводит ли это к временному затишью перед новой, возможно, ещё более мощной волной коррупционных действий?

II . Мои взгляды на пути преодоления коррупции.

Как уже было сказано, коррупция – одна из наиболее остро стоящих проблем всего мира и нашего государства в частности. Статистика утверждает, что за период с 1996 года по 2011 год индекс восприятия коррупции в нашем государстве постоянно находился на достаточно высоком уровне, несмотря на то, что он периодически снижался на какое-то время, а потом поднимался вновь (рис.5).

Поэтому нельзя надеяться только на то, что проблема постепенно разрешится, если использовать только те методы борьбы с ней, которые уже используются сейчас, то есть надеяться на антикоррупционные законы и периодически проводить проверки различных учреждений на предмет коррупции. В 2007 году председатель Национального антикоррупционного комитета России, Кирилл Кабанов, заявлял, что никакой борьбы с коррупцией в России, вообще, нет: аресты чиновников среднего звена систему взяточничества не нарушают, политика по противодействию коррупции не выработана . Нельзя, чтобы борьбой с коррупцией занималось только государство и его отдельные органы. Коррупция – очень коварное явление. И с ней нельзя бороться только лишь напрямую, нельзя идти, так сказать, на таран. Такими методами нельзя победить настолько мощную, укоренившуюся систему. И чтобы иметь хоть какие-то шансы, нужно не просто пресекать каждый конкретный факт коррупции. Нельзя просто взять и отловить всех взяточников, например. На их место придут новые. Коррупцию нужно устранять с корнем. Нужно полностью удалить из сознания людей возможность достижения своих целей путем, например, взятки или связей. Но разве это возможно сделать? Мне кажется, что нет. Потому что, как уже не раз замечалось, коррупция – явление не только материально-экономического характера, но и нравственного. И, пожалуй, нравственная сторона преобладает. Потому что коррупция – это, прежде всего, желание и решение человека добиться своего, дать или получить взятку, использовать не по назначению имеющиеся служебные полномочия.

И что мы имеем в итоге? Коррупция вытекает, прежде всего, из неудовлетворенных потребностей людей. И, следовательно, чтобы её устранить, нужно сделать так, чтобы все потребности каждого человека были удовлетворены, или чтобы у каждого человека была возможность удовлетворить все свои потребности, используя исключительно законные методы. Тогда у людей не возникнет желания искать иных путей достижения своих целей. Не будет больше взяток, потому что все люди будут материально обеспечены. У них просто не будет необходимости брать эти взятки. Можно долго мечтать об этом. Но эти идеи утопические. Их невозможно привести в исполнение хотя бы, потому что потребности людей неограниченны, бесконечны. Чем больше потребностей удовлетворяет человек, тем больше у него появляется новых. И, как правило, затраты на удовлетворение этих потребностей тоже растут. Поэтому решающую роль в укоренении коррупции играет именно человеческий фактор, человеческая жадность, эгоизм, безграничность потребностей, постоянное желание брать себе всё больше и больше, не задумываясь при этом о последствиях.

После всего сказанного можно здраво взглянуть на ситуацию и сделать вывод, что полностью победить коррупцию, выкорчевать её, как говорится, с корнем – такая же утопическая идея, как, например, абсолютное равенство всех людей между собой. Но не все так печально, как может показаться. Пусть и нельзя победить коррупцию полностью, но можно снизить её уровень, попытаться свести его к минимуму. Есть много путей для достижения этой цели. И я хотел бы рассмотреть несколько направлений, следуя по которым, можно добиться снижения уровня коррупции. Они не имеют четких разграничений, поэтому могут и даже должны переплетаться и взаимно дополнять друг друга.

Первым и основным направлением в борьбе с коррупцией я считаю улучшение взаимодействия общества и государства. В нашем государстве реальная картина такова, что гражданское общество развито довольно плохо. Поэтому борьба с коррупцией ведется только в направлении «сверху», то есть фактически против неё борется только государство. Поэтому просто необходимо наличие в стране развитого гражданского общества. Люди должны иметь реальную возможность защищать свои интересы, опираясь при этом на закон. А государство должно всячески этому способствовать. Я думаю, что взаимодействие общества и государства является первоосновой в борьбе с коррупцией. Недаром же сама коррупция и мешает становлению развитого гражданского общества, созданию общественных объединений, разрешенных статьей 30 Конституции РФ . Немалую роль играет и сложившаяся бюрократическая система, заметно усложняющая создание союзов граждан для защиты общих интересов. Однако, в основном, сами люди боятся противостоять этой системе из-за огромных масштабов её влияния. Сказывается человеческий фактор. То есть в данном случае нужно стараться морально воздействовать на людей, чтобы побудить их к активным действиям, поднять их на защиту собственных интересов.

Отсюда вытекают второе направление борьбы с коррупцией - нравственное. Ведь, как уже не раз отмечалось, коррупция – явление настолько же нравственное, насколько и экономическое. Поэтому для успешной борьбы с коррупцией, необходимо воздействовать на обе составляющие. Во-первых, необходимо, чтобы люди доверяли государству. Нужно, чтобы общество и государство были открыты друг для друга. Люди не должны думать, что все инстанции и государственные органы уже куплены и не должны бояться защищать свои права всеми законными методами: различными жалобами, петициями, забастовками и так далее. Во-вторых, все люди должны осознавать катастрофические последствия коррупционных действий, которые уже начинают проявляться в наше время. Нужно на доступных примерах и реальных событиях показать людям, что может стать с государством и какой может стать жизнь в ближайшем будущем, если разрушительный смерч коррупционных действий не утихомирить. В-третьих, люди не только должны сообщать государству о коррупционных действиях. Они сами не должны порождать их. То есть, проще говоря, если каждый человек обязан понимать, что давать или брать взятки – это плохо и даже опасно и что в своей деятельности нельзя поступаться общественными интересами ради собственных. И когда каждый осознает, что рано или поздно последствия его преступных действий обязательно коснутся его самого, то коррупционная система очень и очень сильно ослабнет и станет вполне уязвимой. Но для достижения результатов подобного масштаба необходимы и соответствующие условия.

Я считаю, что неплохо было бы сделать так, чтобы государственные предприятия работали, как и частные, на конкурентной основе. Тогда заработная плата работников напрямую зависела бы от качества их работы. Однако для этого необходимо создание нескольких инстанций, в которые могли бы обратиться люди по своему желанию для получения какой-либо услуги. Это послужило бы катализатором для дополнительного разрастания того же чиновничьего аппарата и усиления бюрократизации, что, в свою очередь, только способствует укоренению коррупции (рис. 6: рост кол-ва чиновников в период с 1994 по 2010 года). Собственно, мною уже упоминалось пагубное влияние бюрократии и растущего количества чиновников. Государство так же не оставляет это без внимания. Так, 13 октября 2013 года Дмитрий Медведев поручил нескольким ведомствам разработать план по сокращению количества федеральных служащих в регионах на 2014-2015 года . Ведь очевидно, что растущее количество чиновников, выполняющих по сути одну и те же функции, и вездесущая бюрократия сильно тормозят развитие любой деятельности и сильно понижают инициативность общественных деятелей. То есть они, в общем-то, подавляют нарастающее в обществе сопротивление коррупции и произволу чиновников и мешают становлению развитого гражданского общества в нашем государстве.

Таким образом, становится ясно, что коррупция – очень сложное явление, порожденное слиянием множества факторов. Однако основной базой, фундаментом этого явления я считаю слияние недостатков сложившейся экономической системы и человеческих пороков, таких как жадность, эгоизм, нежелание прилагать усилия для того, чтобы чего-то добиться. То есть, по сути, коррупция является результатом столкновения тёмных сторон государственной экономики и человеческой нравственности. На практике же она является мощным тормозом прогрессивного развития общества и всех его составляющих, сопровождающим человечество на протяжении всей истории его развития. Поэтому необходимо с ней бороться. Но, как уже было сказано, коррупция – человеческий порок, и пока существует человеческое общество, она так же будет жить. Но, несмотря на то, что искоренить коррупцию полностью практически невозможно, можно и даже нужно попытаться свести её уровень к минимуму, чем и занимаются современное общество и современные государства. Поэтому коррупция является одной из самых острых глобальных проблем современного мира, решение которой ещё только предстоит найти.

Литература:

1 – Интернет-энциклопедия Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%F0%F0%F3%EF%F6%E8%FF_%E2_%D0%EE%F1%F1%E8%E8);

2 – Уголовный Кодекс Российской Федерации (УК РФ);

3 – Конституция Российской Федерации;

4 – Сайт доктора экономических наук Михаила Делягина; (http://delyagin.ru/citation/19837.html)

5 – Агентство РИА-Новости

(5.1 -http://ria.ru/incidents/20131007/968344858.html;

5.2 -http://ria.ru/society/20131013/969615905.html);

6 – Агентство Вести Недели (http://www.vesti7.ru/news?id=196#)

Все государства мира сталкиваются с таким злом, как коррупция. Более того, в современных условиях коррупция постепенно превращается из внутригосударственной проблемы в глобальную проблему. Сейчас все страны, включая самые передовые, пересматривают свои модели борьбы с коррупцией с учетом новых вызовов, принимают новые законы и нормы об ужесточении ответственности за коррупцию.

По уровню антикоррупционной деятельности Казахстан занимает одну из лидирующих позиций среди стран СНГ. Еще 10 лет назад был впервые на постсоветском пространстве принят специальный закон "О борьбе с коррупцией". Создан специальный орган - Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (далее Финансовая полиция). Наряду с Финансовой полицией со взяточничеством в стране бороться и политическая партия "Нур Отан" (по поручению Президента "Нур Отан" разработает программу
Более трети из них получили полное или частичное положительное разрешение. Также, главой государства Назарбаевым Н.А. введен пожизненный запрет на занятие любых должностей в государственных органах и организациях для лиц, ранее уволенных с работы за совершение коррупционного правонарушения. Все должны помнить, что совершившие какое-либо противоправное действие полностью лишаются всех привилегий.

Одним из важных инструментов реализации антикоррупционной стратегии является действующая при Президенте Комиссия по вопросам борьбы с коррупцией. Высокие макроэкономические показатели Казахстана не согласуются с темпами распространения коррупции.
Ввиду этого, одной из важных задач, поставленных Президентом Республики Казахстан является совершенствование антикоррупционного законодательства: "Необходима глубокая "инвентаризация" законодательства, регулирующего различные сферы экономики, государственного управления, в том числе и правоохранительную деятельность".

Совершенствование антикоррупционного законодательство закреплено в Плане нации - 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ. Сегодня действует абсолютно новый закон, который называется закон "О противодействии коррупции", внесено множество поправок в процессуальное законодательство, ужесточена ответственность за коррупционное правонарушение (конфискация имущества, пожизненное лишения права занимать должности на государственной службе и.т.). Для реализации указанных новшеств законодательства, создан новый государственный орган, работа которого направлена на искоренение коррупции - Национальное бюро по противодействию коррупции. В сознании граждан нужно культивировать абсолютную нетерпимость к любого рода коррупционным проявлениям. Для этого нужно постоянно вести масштабную антикоррупционную пропаганду в средствах массовой информации, с публикацией наглядных жизненных примеров.

Противодействие коррупции в системе государственной службы как фактор повышения эффективности государственного управления
В статье рассматриваются основные направления реализации антикоррупционной политики Республики Казахстан, опыт административно-правового регулирования противодействия коррупции в системах государственной службы зарубежных государств, административно-правовые средства противодействия коррупции. Авторами предлагается механизм взаимодействия государственных служащих с населением.

Одной из основных проблем современного состояния государственной службы является не¬достаточная эффективность деятельности органов государственной власти и их аппаратов. Этот важ¬нейший показатель состояния государственной службы остается пока на низком уровне, и одна из причин — высокая коррумпированность государственных служащих.

За весь период независимости развития Казахстана одним из приоритетных направлений рефор¬мирования системы государственного управления стала борьба с коррупционными правонарушения¬ми в системе государственной службы. В числе основных направлений реализации антикоррупцион¬ной политики избраны были следующие.

Во-первых , создание правовой базы борьбы с коррупцией. В Казахстане с момента обретения независимости осуществлялись отдельные меры по борьбе с коррупцией, однако точкой отсчета здесь можно считать 1998 г., когда был принят первый Закон "О борьбе с коррупцией". На базе этого закона были разработаны и приняты: Государственные программы борьбы с коррупцией на 1999¬-2000 гг. и на 2001-2005 гг. Программные документы в наиболее систематизированном, обобщенном виде содержат те меры, которые были приняты и реализованы в рамках антикоррупционной полити¬ки. Издан ряд Указов Президента РК о борьбе с коррупцией, в том числе "О мерах по совершенство¬ванию системы борьбы с преступностью и коррупцией" (2000 г.).

Кроме того, правовую базу борьбы с коррупцией составляют неспецифические законодательные акты, в которых отражены те или иные антикоррупционные меры, к примеру, закон "О государст¬венной службе в Республике Казахстан", ряд законов, направленных на обеспечение прозрачности экономической политики, и др.
14 апреля 2005 г. Президент Казахстана подписал Указ "О мерах по усилению борьбы с корруп¬цией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц", на основе которого принята Государственная программа по борьбе с коррупцией на 2006-2010 гг.

Во-вторых , создание специализированных органов по борьбе с коррупцией. Для повышения от¬ветственности госслужащих и недопущения злоупотребления властью в 1997 г. в Казахстане был ут¬вержден Высший дисциплинарный совет РК, а также дисциплинарные советы на местах. Затем дис¬циплинарный совет был преобразован в Государственную комиссию РК по борьбе с коррупцией. В 2000 г. Госкомиссия по борьбе с коррупцией была упразднена, а дисциплинарные советы на местах были переподчинены Агентству по делам государственной службы. Для противодействия коррупции в экономической сфере учреждено Агентство РК по борьбе с экономической и коррупционной пре¬ступностью.

Ныне на базе этого Агентства и Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы образовано новое ведомство — Агентство по делам государственной служ¬бы и противодействия коррупции Республики Казахстан.

Указом Президента РК от 14 апреля 2005 г. образованы дисциплинарные советы Агентства РК по делам государственной службы в областях, городах Астане и Алматы, упразднены дисциплинарные советы областей, городов Астаны и Алматы (теперь дисциплинарные советы Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции).

В-третьих, была проведена серьезная работа по предупреждению коррупции в сфере государст¬венной службы. В частности, внедрена должностная квалификация с достаточно четкими стандарта¬ми обязанностей должностных лиц каждой категории и квалификационных требований, предъявляе¬мых к ним. Сдача соответствующего экзамена и прохождение конкурса — обязательное условие за¬нятия административных должностей (кроме категории "политических" должностей). По оценке экспертов, данная система подборки и расстановки кадров в полной мере соответствует методам по¬строения государственной службы в западных странах.

Указ Президента РК от 14 апреля 2005 г. "О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укрепле¬нию дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц" преду¬сматривает в сфере государственной службы реализацию таких мер, как разработка законодательной нормы о запрете на занятие должностей в органах государственной власти для лиц, совершивших коррупционные преступления.

Ж.Куликов, руководитель отдела информационных технологий


Больше новостей в Telegram-канале . Подписывайся!