Протоиерей михаил ардов где служит. Брат алексея баталова раскрыл подробности личной жизни актера

Михаил Викторович Ардов (Ольшевский). Родился 21 октября 1937 года в Москве. Советский и русский писатель, сценарист, публицист, мемуарист. До 1993 года был священником Русской православной церкви, служил в Ярославской и Московской епархиях. Клирик неканонической Российской православной автономной церкви, протоиерей, настоятель московского храма св. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище, благочинный Московского благочиния РПАЦ.

В 1960 году окончил факультет журналистики МГУ. Был профессиональным литератором.

Писал сценарии к фильмам. В частности, вместе с Алексеем Баталовым написал сценарий (как Михаил Ольшевский) к фильму-сказке «Три толстяка» по мотивам одноименной сказки Юрия Олеши.

В 1964 году принял крещение. С 1967 года иподиакон в Скорбященском храме на Ордынке. В 1980 году в Вербное воскресенье был рукоположён во диакона в Ярославле в храме во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского.

На Пасху 1980 года рукоположён во священника митрополитом Иоанном (Вендландом). Служил в деревенских приходах Ярославской и Московской епархий.

Михаил Ардов, Борис Ардов и Алексей Баталов

Летом 1993 года вышел из юрисдикции Московского патриархата и перешёл в Русскую зарубежную церковь, став клириком Суздальской епархии, возглавляемой Валентином (Русанцовым). Вместе с Валентином (Русанцовым) ушёл в раскол, и с 1995 году являлся клириком административно-канонически независимой от РПЦЗ Российской православной свободной церкви (в 1998 году переименована в Российскую православную автономную церковь).

Обвинял Московскую патриархию и зарубежную РПЦ в работе на КГБ.

«Мы живём в последние христианские времена. Мир с очень большой скоростью скатывается к апокалипсису. Московская патриархия не только потому является лжецерковью, что она основана безбожником Сталиным и его бандитами-подручными, но и потому, что она относится к так называемому мировому православию, то есть связана с модернистами, экуменистами, со всеми теми, кто в конце концов составит религию Антихриста. В мире сейчас больше нет православных патриархов, все они по большей части «новостильники», в их числе находится и московский патриарх со всем своим синодом и своими епископами. Это уже пародия на церковь, это не церковь», - говорил Ардов.

В 1990-е годы выступал против строительства храма Христа Спасителя в Москве, дав затем себе обет никогда не входить в этот храм. В дальнейшем он неоднократно публично шутил на эту тему, называя его «храм Лужка-строителя», а также опубликовал свою шутку, что «первый храм на этом месте строил архитектор Тон, а второй храм построил архитектор Моветон».

В сентябре 2006 года вызвал критику в адрес РПАЦ со стороны заместителя председателя ОВЦС протоиерея Всеволода Чаплина.

Выступал против Олимпийских игр и любых спортивных соревнований, заявлял о недопустимости занятий физической культурой и спортом для христиан. «Каноны Православной Церкви запрещают нам посещать любые зрелища, даже такие, казалось бы, невинные, как конно-спортивные соревнования. И по этой причине настоящий христианин не может быть ни «фанатом», ни «болельщиком». Но мало того - истинный сын Церкви не может заниматься ни физкультурой, ни тем паче спортом, ибо все подобные упражнения являются, выражаясь языком церковным, «попечением о плоти», а от этого нас предостерегает первоверховный Апостол Павел (Послание к Римлянам 13:14)», - заявлял он.

«Без церкви нельзя спастись. Надо следить за тем, чтобы принадлежать к истинной церкви. Если человек ищет истину, то он найдёт себе истинную церковь. А если христианство ему нужно для чего-то другого - для душевного спокойствия, для расслабления или ещё для каких низменных целей, то он не будет искать истинную церковь, а удовлетворится тем, что встретится на его пути, например, какой-нибудь красивый храм, псевдодуховный батюшка», - указывал Михаил Ардов.

Михаил Ардов неоднократно негативно высказывался о многих поэтах и живописцах.

Будучи сторонником объединения «истинно-православных церквей», причащает у себя представителей всех «осколков» РПЦЗ, ушедших из нее.

Ведет колонку воспоминаний об известных личностях в газете «Метро».

Сценарии Михаила Ардова:

1963 - Фитиль (короткометражный)
1966 - Три толстяка
1972 - Игрок (Hráč)

Библиография Михаила Ардова:

1995 - Мелочи архи..., прото... и просто иерейской жизни
1998 - Возвращение на Ордынку. Воспоминания, публицистика
2000 - Вокруг Ордынки
2001 - Легендарная Ордынка. Портреты
2004 - Монография о графомане. Воспоминания
2006 - Всё к лучшему...
2006 - Узелки на память
2007 - Прописные истины
2008 - Великая душа. Воспоминания о Дмитрии Шостаковиче
2009 - Заметки кладбищенского попа
2013 - Исподтишка меняются портреты


Протоиерей Михаил АРДОВ:
"
Власти невыгодно компрометировать Церковь"

Михаил Викторович АРДОВ родился в 1937 году в Москве.
В 1960-м окончил факультет журналистики МГУ. Был профессиональным литератором. В 1980 году принял священный сан в Ярославской епархии Московского патриархата, впоследствии служил в Подмосковье. Летом 1993 года перешел в Русскую Зарубежную Церковь, став клириком Суздальской епархии, возглавляемой Преосвященным Валентином (Русанцовым).
В настоящее

Отсюда и восприятие времени разное. Измерение времени основано на выборе некоего маятника и счётчика полных колебаний. Выбор же этало...">время является клириком Российской Православной Автономной Церкви (административно независимой от РПЦЗ с 1995 г.), настоятелем храма во имя Царя Мученика Николая II и всех Новомучеников и Исповедников Российских, что на Головинском кладбище в Москве.
Отец Михаил Ардов не прекращает литературную

Это подобно плаванию под парусами: парусник несёт стихия моря и ветра, но несёт она его туда, куда надо мореплавателю...">деятельность , он является автором нескольких книг: "Мелочи архи.., прото... и просто иерейской жизни", "Вокруг Ордынки", "Легендарная Ордынка. Портреты", "Со своей колокольни".

Интервью - Андрей МОРОЗОВ*

Михаил Викторович, вы служили и в Московской патриархии, и в зарубежной РПЦ. Теперь в своих интервью вы обвиняете и тех, и других, что они под колпаком у КГБ.

Это, безусловно, так. Если зарубежная Церковь не была бы под этим колпаком, то она не пошла бы на объединение с другими кагэбэшниками.

- Но ведь зарубежная Церковь не шла на примирение с РПЦ, обвиняя её в предательстве?

Но теперь-то она не обвиняет. Там произошёл переворот в 1985 году, и КГБ довел их до этого, чтобы захватить имущество и подчинить их Московской патриархии. Всё очень просто - российские чиновники хотят захватить огромное имущество зарубежной церкви за границей и получить влияние на эмиграцию. По ленинскому закону, который у нас действует до сих пор, Церковь не имеет права на имущество, всё имущество принадлежит государству. А чиновники у нас очень алчные. В свое время, в 1948 году, когда Сталин помог Израилю получить место в ООН и международное признание, израильтяне в благодарность за это отдали патриархии, а точнее, Советскому государству всё имущество Зарубежной церкви, которое находилось на тогдашней территории Израиля. Впоследствии часть этого имущества Хрущев обменял на апельсины, которые по дороге до Одессы сгнили. Сейчас мэрия Иерусалима стоит на когда-то принадлежавшей Российской церкви земле.

- В одном интервью вы сказали, что не признаёте патриарха Алексия Второго. Это действительно так?

Конечно. Как же я могу его признавать, если он принадлежит к организации, которая была основана Сталиным и Берия в 1943 году? Он - уличённый агент КГБ по кличке "Дроздов" и, кроме того, избран на этот пост по приказу председателя КГБ Крючкова.

- Почему нынешняя власть сближается именно с РПЦ, а не с мусульманами?

Наши начальники в большинстве своём принадлежат к славянскому этносу. Количество людей в России, так или иначе причисляющих себя к православию, достаточно велико. Настоящих верующих на самом деле не более трёх процентов. Но я считаю, что это очень вредный союз и для власти, и для Церкви. Точнее, и Церкви, и нашим казнокрадам этот союз, конечно, выгоден тактически, но стратегически это огромная ошибка и для власти, и для Московской патриархии. На самом деле, если бы Патриархия была бы не коррумпированной псевдорелигиозной организацией, а настоящей Церковью, она бы как можно дальше держалась от этих вороватых чиновников. Но, увы...

- Странно как-то: вы говорите о Патриархии, которую принято считать чем-то духовным, как о Белом доме.

Это хуже, чем Белый дом. Люди, которые там находятся - но в данном случае речь не о рядовых священниках и монахах, - совершенно коррумпированы, циничны, очень часто развратны, и среди них есть даже неверующие. Это уродливая организация. То, что они даже полшажка не сделали, получив свободу, в сторону покаяния, говорит, что они растленные люди.

- Почему Церковь сегодня закрыта от общества даже больше, чем армия?

Я бы не сказал, что она сильно закрыта. Закрыта она по части доходов и по части коррупции. Ею просто никто не интересуется. Она никому не нужна, кроме тех, кто в ней.

- Насколько я знаю от сведущих людей, там тоже есть интриги, и ещё какие!

Разумеется, и это же всё материал для компромата. Поэтому они и закрыты. Например, в "Новой газете" была публикация о том, что когда генералы украли деньги, вырученные за продажу имущества ЗГВ, то они провели деньги через псевдоцерковный фонд. Уголовное дело не было доведено до конца, потому что нужно было арестовывать митрополита Кирилла и его помощников. На это власти не пошли. А как только деньги прошли через этот псевдорелигиозный фонд, он сразу исчез. Понятно, что такие вещи нужно скрывать. Власти невыгодно компрометировать Церковь. Это такой взаимовыгодный союз. Те же иерархи не обличают воров-губернаторов и воров-чиновников. Это же деловое партнёрство.

- Знаете, больше всего, что меня поражает, когда прихожу в храм, - это различие между иконами и священниками. На иконах скорбь, а лица священников сытые и довольные.

- Мы живём в последние христианские времена. Мир скатывается к апокалипсису с очень большой скоростью. Московская патриархия является не только потому Лжецерковью, что она основана безбожником Сталиным и его бандитами-подручными, но и потому, что она относится к так называемому "Мировому Православию", то есть связана с модернистами, экуменистами, со всеми теми, кто в конце концов составит религию Антихриста. В мире сейчас больше нет православных патриархов, все они по большей части "новостильники", в их числе находится и московский патриарх со всем своим синодом и своими епископами. Это уже пародия на Црковь, это не Церковь.

Нет. Есть и подлинная Церковь. Кроме нас есть "катакомбники". Есть "старостильники" греки, румыны, болгары.

- Это что же получается - каждый бьёт себя в грудь и говорит: "Вот я - истинный христианин, а все остальные нет"?

А вы думали, что будет по-другому? Это всё предсказано и святыми отцами, и в Евангелии сказано, что будут лже-Христы, что будут лжепророки. Ничего простого и лёгкого в духовной жизни никогда не было. Всегда, конечно, что-то было не так, но таких безобразных времён, как сейчас, не было.

Михаил Викторович, а если получится так, что ваша Церковь станет приближенной к власти, как нынешняя РПЦ, вы тогда будете говорить власти, что она преступна, а чиновники - казнокрады?

Вот по этой причине нас никогда и не приблизят. Да и мы никогда не пойдем туда. Нам это не нужно. На своих проповедях я говорю, что мы не молимся за власть. Мы молимся о страждущих, о стране, о российских и православных людях её. А Московская патриархия молится за власть. Мы молимся за страну, а за такую власть мы молиться не можем.

- У Высоцкого есть строчка: "Купола на Руси покрывали всегда чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал"...

По-моему, она довольно пошлая. Кстати, я никаких серьёзных песен у Высоцкого не воспринимаю, только юмористические.

- А Толстой был прав, утверждая, что не нужно Церкви столько золота?

Конечно, не прав. Без Церкви нельзя спастись. Надо следить за тем, чтобы принадлежать к истинной Церкви. Если человек ищет истину, то он найдёт себе истинную Церковь. А если ему христианство нужно для каких-то других целей - для душевного спокойствия, для расслабления или еще для каких низменных целей, то он не будет искать истинную Церковь, а удовлетворится тем, что встретится на его пути, например, какой-нибудь красивый храм, псевдодуховный батюшка. В патриархии процветает ещё и лжестарчество, которое уродует людские души. Многие к этому тянутся, потому что советские люди инфантильны и не привыкли ни к какому выбору и к ответственности, они очень радуются, если кто-то ими командует.

- Но в вашем храме не так много золота.

Да какое там золото!.. Нам нужно строиться, делать купол, колокольню. Мы уже четвертый год с лужковскими чиновниками согласовываем документы и архитектурный проект. По-моему, Лужков во многом превзошел Кафку. Наши деньги уходят не на золото, не на украшение храма, а на взятки.

Судя по литературе, в царской России общество было очень религиозно. А если почитать религиозную литературу, то и чудеса были. А почему сейчас нет чудес? Веры мало?

Чудеса и сейчас происходят, просто их никто не замечает. Да и аудитория, которая за этим наблюдала бы, сузилась. Но в царской России было очень много плохого. Если бы всё так было хорошо, то ни Россия, ни Церковь не рухнули бы. Иоанн Кронштадтский и его предшественники предсказывали, что произойдёт с Россией, если русский народ не покается и не вернётся в лоно православной Церкви. Главным образом это, конечно, касалось образованного сословия, интеллигенции. Но вот как раз они-то и добили Россию.

- Судя по той же литературе, можно предположить, что к 17-му году у народа лопалось терпение не только по отношению к царю, помещикам, но и к попам тоже. Ведь не секрет, что их называли в народе "мироедами" или "дармоедами".

Русская интеллигенция, которая повинна в национальной катастрофе, растлевала народ целенаправленно начиная с XIX века. Плоды этого растления не могли не сказаться. Был такой замечательный епископ и проповедник Амвросий Харьковский. Он говорил: "Можно не только предсказать, но и вычислить, когда произойдёт катастрофа, когда будет падение русского народа. Это будет тогда, когда людей, которые отлучены от христианства и занимаются модным просвещением, будет больше, чем людей христиански нравственных". Этот баланс как раз нарушился к 17-му году. К тому времени на войне погибли лучшие верующие люди, верные своему монарху. Потом те нравственные люди, кто примкнул к белому движению, тоже были или убиты, или вынуждены эмигрировать. Так что всё это, как видите, было предсказано. Даже с удивительными подробностями. Так, например, где-то в 1907 году архиепископ Антоний Храповицкий, потом ставший митрополитом и основателем Зарубежной церкви, говорил в своей проповеди: "Если в России не будет монархии, то все народности будут требовать автономии. Автономии будут требовать даже такие народности, о которых мы сейчас ничего не слышим, например, казанские татары". Это было предсказано в 1907 году. Но, к сожалению, русская интеллигенция вроде Александра Блока предпочитала "слушать революцию". Ну, вот и наслушались.

- Для него это кончилось очень печально.

Для всех, не только для него. Он написал сатанинскую поэму "Двенадцать" и во цвете лет увял.

- Что же вы так русскую интеллигенцию-то не любите?

Потому что именно она погубила Россию. Она свалила империю и Церковь.

- Но вы сам-то же не из рабочих?

Не важно, кто откуда. Нужно быть объективным. Действительно, русская интеллигенция несет самый большой грех перед Россией. Она свалила империю и сама погибла под её развалинами. К власти пришли такие бандиты, как Ленин, Сталин и Дзержинский, они хорошо позаботились о том, чтобы уничтожить интеллигенцию. Ведь Ленин не просто исчадие ада. Ленин - это русский интеллигент, доведенный до своего логического конца.

- Наверное, вы правы. Если почитать "Уединенное" Розанова, то можно только удивляться: с чего бы это интеллигенция на своих религиозных собраниях предлагала реформировать Церковь? Тот же Розанов предлагал устраивать брачные ночи в храме, правда, в специальном приделе.

Всё это было чудовищно... Розанов вообще довольно смрадная фигура, в конце жизни он покаялся... Это человек без всяких убеждений - то он прославлял иудеев, то становился антисемитом, то он русских попов прославлял, то осуждал Церковь.

- А почему, кстати, среди церковников так развит антисемитизм?

Это не Церкви свойственно, это свойственно почти всем народам. Во время войны Сталин командировал Михоэлса в США, для того чтобы тот собирал деньги у евреев для Красной Армии. Он довольно много денег там набрал. Его принимал Эйнштейн и спросил: "Существует ли антисемитизм в Советском Союзе?" Михоэлс приехал как сталинский агитатор и стал рассказывать, что в Советском Союзе все нации равны, на что Эйнштейн ему сказал: "Оставьте, я-то знаю, что антисемитизм - это тень еврейского народа, которую он отбрасывает везде, где бы ни появился". Кроме того, так получилось, и это объяснимо, что среди большевиков, революционеров, а потом и чекистов был невероятно огромный процент евреев. Потом они, правда, за это тоже заплатили, перебив друг друга. Так что это естественная человеческая реакция. Кроме того, по мысли нелюбимого мною Бердяева, но тут я с ним согласен полностью, христианство относится к любой национальности толерантно, для христианства национальности не существует, но еврейский народ составляет исключение, потому что еврейкой была Божья Матерь, Христос воплотился среди еврейского народа, и из евреев будет Антихрист. Поэтому христианство относится к евреям с особой настороженностью.

- А правда ли, что в Израиле чуть ли не уголовно запрещено проповедовать христианство?

Нет, не уголовно. Но у тех священников, которые крестят евреев, действительно бывают неприятности. Но на какой законной основе это делается, я не знаю. Там прозелитизм очень не приветствуется. Понятно, что это инстинкт самосохранения.

Когда началась перестройка, огромный интерес к Церкви был как-то понятен: люди разуверились в КПСС, и Церковь могла занять это место. Но как объяснить почти безразличное отношение к Церкви сегодня?

Христианство было запретным плодом, поэтому оно вызывало некоторый интерес. Но этот интерес развеялся после 1988 года, после того, когда пышно отпраздновали тысячелетие крещения Руси. Московская патриархия к этому была не готова и упустила этот момент. Они не покаялись и ничего толком не сделали для того, чтобы привлечь ещё больше людей, да и не могли этого сделать, потому что у них не было в то время достаточно образованных людей, способных на проповедь в современном мире. Соответственно, потихонечку интерес стал угасать. Да он и не был глубоким, потому что современным людям никакая серьезная религиозная

Мироздание – живой организм, но тварный, а Бог – Живой, не сотворённый и не рождённый, предвечный, сам творец жизни Мироздания. Названная совокупность и определяет понятие «Жизнь» в предельно об...">жизнь не нужна - они все заняты погоней за земными благами по примеру западных обществ. У нас всего 3 процента населения ходит в православные храмы. Понятно, что при коммунистах были безбожники, и разрушались храмы, убивали священников. Но в Англии в англиканско-католические храмы ходит те же 3 процента. Это нормальный для современного христианского мира процент, он будет ещё уменьшаться. Вот Москва, к примеру, город с населением 12 миллионов человек. В московские храмы в пасхальную ночь приходит 150 тысяч, в лучшем случае 200 тысяч человек. А тот, кто не пошёл в пасхальную ночь в храм, не считается православным человеком.

- Вот вы несколько раз сказали, что РПЦ не покаялась. А в чём именно она должна покаяться?

Они не христиане, а еретики, деляги. Христианство начинается с покаяния. Вот определение христианства, данное Иоанном Златоустом: "Христианин - человек кающийся". А они не каются. Они в этом ещё более тупые, чем похожая на них КПСС. Там своих предшественников, по крайней мере, осуждали и признавали какие-то ошибки. Даже Зюганов сейчас говорит, что неправильно делали, что убивали священников и закрывали церкви. Они даже не способны осудить своих предшественников, которые поздравляли Сталина с 70-летием в совершенно холуйском, позорном тоне. Даже такие вещи, как прославление Сталина, они не могли осудить, потому что эти люди к покаянию не способны, а раз не способны к покаянию, значит, они к христианству отношения не имеют.

- Мне удалось побывать, наверное, в самом святом месте России - Оптиной пустыни...

Это не самое святое место России.

- Может быть. Тем не менее и Гоголь, и Достоевский, и Лев Толстой приезжали именно туда. Но у меня возникло странное ощущение, что это такой образцово-показательный монастырь.

Дело в том, что никаких подлинных монастырей в России нет. Или это туристские центры, или кибуцы. Святитель Игнатий Брянчанинов, настоящий монах, говорил, что "монашество - подвиг, не данный нашему времени". Он предсказывал, что будет падение монастырей. И действительно, падение произошло, все монастыри в России были закрыты. Те же, кто сегодня находится в монастырях, от монашества очень далеки, подлинных монахов сейчас нет и быть не может. У греков-старостильников есть несколько монастырей, несколько скитов на Афоне, но это "подвиг, не данный нашему времени".

Вы заметный публицист, и интересно читать ваши воспоминания об Ахматовой, ваши рассуждения о литературе. Но как-то неловко читать, как вы всего на нескольких страницах разгромили роман "Мастер и Маргарита". Исследователи пишут тома об этом романе, а вы - на нескольких страницах перечеркнули всё.

Это чудовищное, кощунственное произведение. Что пишет Булгаков о Христе? Что он был не Сын Божий. Он опровергает всех евангелистов. Это сатанинский роман. В качестве положительных героев выведены черти, и в центре этого романа находится чёрная сатанинская месса с ритуальным убийством, с этой чашей из головы Берлиоза. А кроме того, это неудачная вещь, неудачная литературно. Там концы с концами не сходятся. Слава богу, что он вышел из моды, и думаю, что он скоро забудется.

- Ну уж коли вспомнили про чертей, то хотелось бы спросить: почему так распространились всевозможные сатанинские секты? Чем они так привлекательны?

Конечно, это гораздо легче, чем христианский подвиг с постом и молитвой. Потом это все окружено каким-то ореолом, молодые люди вообще склонны к негативизму, их туда довольно легко заманить, ведь всё это происходит ночью, в каких- то одеяниях. Но вот сколько молодых людей соблазняет этот мерзавец Лимонов! Плевать на то, что он пишет. Я представляю себе несчастных родителей тех детей, которых он посылает то в Латвию, то ещё куда-то хулиганить, а потом их сажают в тюрьму. Это ломает им жизнь.

- Скажите, а любой, кто не причастен к Церкви и не крещен, переходит во власть дьявола?

Нет. Так говорить нельзя. Но безусловно, что тот, кто не ищет спасения в церкви, в той или иной мере попадает в его власть. Власть мира - это и есть власть дьявола. То есть человек, который живёт мирскими заботами и не заботится о своём спасении, конечно же, находится во власти дьявола. Но есть сознательные сатанисты, приверженцы мерзких культов, а есть пассивные, которые просто живут для того, чтобы обогащаться, иметь дачи, машины, развратничать, объедаться. Вот они во власти дьявола.

- И кого, по-вашему, сейчас больше на земле?

Во все времена было больше людей, которые не думали о своём спасении и не хотели думать. Христианство - это религия противоестественная. Всё, что греховному человеческому естеству хочется, в христианстве запрещено. Соответственно, истинных христиан во все времена было очень мало. Пока были христианские империи в Средние века и те, кого называют сегодня элитой общества, были в какой-то мере ориентированы на церковь и на спасение, - простые люди к этому тянулись. Ведь были же святые князья и праведные помещики, были купцы - благочестивые храмостроители. А теперь все видят, что влиятельные и образованные люди заняты обустройством своих земных дел. Поэтому и все прочие этим занимаются.

Человек входит в храм, видит всё это великолепие, видит довольные лица священников... Как ему отличить: где лживая, а где истинная Церковь?

Для этого нужно читать христианские книги. А что касается золота, то ещё Господь в Ветхом завете велел приносить в храм золото и делать украшения из самых драгоценных материалов. Золото никого не должно смущать, его отсутствие или присутствие ничего не прибавляет. Человек, который хочет заниматься своим спасением, должен смотреть не на священнические облачения и не украшения икон, а должен читать книги, слушать проповеди и смотреть, насколько это соответствует учению Православной церкви. Там, где соответствует, там истина.

*Этот и другие материалы Андрея Морозова вы можете прочесть на его авторском сайте по адресу: http://www.amorozov.ru/

Маленький мальчик родился и вырос в любви. Получил неплохое образование. Научился всему хорошему и не очень. И смог переработать знания в совершенно непредсказуемый результат. То, что получилось, не всем нравится. Он и не стремится быть гладким и предсказуемым. Его известность и неординарность взглядов говорят о могучей силе воле и несгибаемом характере.

Семья

Семья всегда оставляет глубокий след в жизни человека. Это своеобразный старт. От того, каким было начало, зависит дальнейшая траектория развития судьбы. Ардов Михаил Викторович родился в творческой семье. Его отец, Виктор Ефимович Зигберман, был писателем. В своё время вынужден был взять другую фамилию - Ардов. Мама - известная актриса Ольшевская Нина Антоновна. В семье было три сына, как в русской народной сказке. Кроме Михаила в семье подрастали родной брат Борис и сводный брат Алексей Баталов. Оба брата избрали стезю матери, стали актёрами.

Творческие порывы витали в воздухе и были усвоены маленьким Мишей вместе с материнским молоком. Но стать артистом он не захотел. Решил идти по стопам своего отца. И стал писателем-публицистом.

Детство и юность

Год для рождения был не самым удачным. Появился на свет в Ардов двадцать первого октября 1937 года. Семья не жила на одном месте с самого рождения малыша. Из Лаврушинского переулка в 1938 году они уехали на обменяв квартиру. Здесь он достиг совершеннолетия. Самостоятельную жизнь Михаил начинает по новому адресу. Шестидесятые годы он провёл в Голиковском переулке. Одно оставалось неизменным: Москва.

Детства проходило как у всех сверстников в тяжёлые военные и первые послевоенные годы. В последний военный 1944 год он идёт в первый класс в одну из школ Замоскворечья. Учится в этой школе три года. Затем родители переводят мальчика в школу № 12, которая располагалась в Старомонетном переулке в районе Якиманки. Вторая школа стала последней.

В 1954 году Ардов получает аттестат и поступает в МГБИ (Московский государственный библиотечный институт) имени Молотова. Проучился там он недолго, что-то пошло не так, пришлось бросить учёбу. На следующий год он становится студентом МГУ имени М.В. Ломоносова. Факультет журналистики стал для молодого человека именно тем, к чему лежала душа. В 1960 году он получает диплом и профессию литератора.

Профессиональный путь

Молодой специалист искал работу недолго, начав трудиться редактором на Всесоюзном радио. Работа увлекательная, но хотелось писать. В 1962 году Михаил Ардов становится профессиональным литератором и пишет самозабвенно и много. Итогом творческого пути является его членство в Комитете московских драматургов.

Духовное развитие

1964 год круто изменил взгляды писателя. Он принимает крещение в православную веру. К концу шестидесятых Михаил Ардов полностью отказывается от журналистики, перестаёт появляться в богемных компаниях. Через три года после крещения он был воцерковлен. С 1967 года служит иподиаконом в храме «Всех скорбящих радость» на Ордынке. Поклониться иконе Божьей Матери приходит огромное количество верующих. Молодой диакон на Большой Ордынке привлекал своей неординарностью.

Два дня 1980 года стали поворотными в судьбе этого человека. За неделю до Пасхи в Вербное воскресенье Михаил Ардов в храме святого Иннокентия, что находится в Ярославле, был рукоположен в сан диакона. Через неделю после этого важного события, на Пасху, митрополит Иоанн (Вендланд) рукоположил его в сан иерея.

По благословению митрополита Михаил Ардов, протоиерей, отправляется служить в деревенские приходы. Небольшие деревеньки Ярославской епархии, затем Подмосковье Московской епархии. Незаметно пролетели тринадцать лет исправной службы священником в приходах Московского патриархата.

Разрыв

1993 год, лето. Происходит непредвиденное событие: священник Михаил Ардов разрывает юридические отношения с Московской епархией. Ему становится ближе зарубежное православие. Его назначают клириком Суздальской епархии РПЦЗ (Русская Православная Церковь за границей). Возглавлял епархию епископ Валентин (в миру Русанцев). Вместе со своим наставником Михаил уходит в раскол.

В 1995 году он стал клириком РПАЦ (Российская Православная Автономная Церковь). До 1998 года эта организация носила другое название: Российская православная свободная церковь. РПАЦ считается независимой от РПЦЗ как административно, так и канонически. Во стоял её организатор и Преосвященный Валентин.

Особенные взгляды

На многие вещи отец Михаил имеет свою точку зрения. Очень ярко это просматривается в отношении к Олимпийским играм и спорту вообще. Он считает, что истинному христианину недопустимо заниматься физкультурой, а спортом тем более. Объяснение этого он находит в Священном Писании: массовые зрелища христианин не должен посещать. Есть и другое доказательство: спорт - это забота о телесном, о плоти. Истинно верующий должен заботиться о духовном возвышении.

Михаил Ардов (протоиерей) отличается особыми взглядами и на Он считает, что РПЦ слишком тесно взаимодействует со светской властью. Объясняет отец Михаил это своеобразно. По его мнению, современная православная церковь образована в годы Великой Отечественной войны для объединения народа СССР против фашизма. Сталин создал две организации по одному образцу - КПСС и РПЦ. Когда партия одна не смогла противостоять войскам вермахта, потребовалась поддержка. Сложный 1943 год стал годом зарождения нового помощника КПСС - церкви. При этом он приводит доказательства своей точки зрения. Обе организации имеют схожие черты: церковные соборы - это партийные съезды; еретики - это враги народа. Есть мученики-герои и руководители: Патриарх - Генеральный секретарь.

Конфликт официальной и автономной церквей

Свои взгляды протоиерей Михаил Викторович Ардов не считает нужным скрывать. И открыто их выражает. Ещё в девяностые годы он через газету «Известия» выразил своё негативное отношение к восстановлению храма Христа Спасителя, которое инициировал мэр Москвы Отец Михаил публично пообещал никогда не переступать порог воскрешённого храма.

Начало двадцать первого века ознаменовалось открытой критикой в адрес РПЦ. В 2006 году деятельность возглавляемой им РПАЦ вызвала острую критику заместителя Председателя Отдела Внешних Церковных связей протоиерея Встречи в прямом эфире стали ареной для дискуссий Михаила Ардова и диакона Андрея Кураева. И того, и другого Ардов считает «идеологами Московского патриарха». Сентябрьский эфир 2006 года одной из пятничных программ «Новое времечко» нашёл отклик в печатных средствах массовой информации и вызвал большой резонанс в обществе.

Литературные достижения

Все годы служения Богу не оставляет литературное поприще священник Михаил Ардов. Биография многих знаменитостей нашла отражение в его произведениях. Жизненный и творческий путь поэтессы Анны Ахматовой он представил во всём величии и многообразии. Не только Ахматова, но и другие гиганты-творцы интересовали публициста. Названия его книг красноречиво говорят о содержании: «Легендарная Ордынка. Портреты», «Великая душа. Воспоминания о Дмитрии Шостаковиче».

Автору удалось доступно описать, заинтересовать читателя сюжетом. Прочитать и обсудить основные идеи таких книг, как «Мелочи архи.., прото… и просто иерейской жизни», «Прописные истины», стало необходимой потребностью мыслящей интеллигенции.

Итог сегодняшнего дня

Как будто всю жизнь стремился к этому Михаил Ардов. Биография сына творческих родителей, журналиста полна крутых поворотов. Сегодня он - настоятель храма во имя Царя Мученика Николая Второго и всех Новомучеников и Исповедников Российских, который расположен на Головинском кладбище в Москве. Является клириком (протоиереем) Российской Православной Автономной Церкви.

Он известен сначала как советский, а затем - как российский мемуарист и публицист. Его произведения читают не только верующие. Рассмотреть позицию оппонента, сформировать своё мнение, найти поддержку своим исканиям помогают неординарные публикации Ардова.

Продолжаем приводить некоторые материалы клириков из "неправильного" Православия. Для пущего понимания того, почему они уклонились в раскол и о чем говорят. Реплика Михаила Викторовича Ардова (протоиерей, настоятель московского храма св. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище, благочинный Московского благочиния Российской православной автономной церкви, РПАЦ) .
РПАЦ примечательна тем, что без помощи государства восстановила из руин и профессионально отреставрировала в России большое количество исторических храмом. Которые впоследствие у РПАЦ были цинично отобраны в пользу РПЦ МП. Как и другое имущество религиозного назначения, мощи и т.д.


Михаил Викторович Ардов (род. 21 октября 1937, Москва, СССР) — русский писатель, публицист и мемуарист; клирик неканонической Российской православной автономной церкви , протоиерей; настоятель московского храма св. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище, благочинный Московского благочиния РПАЦ; до 1993 года был священником Русской православной церкви, служил в Ярославской и Московской епархиях.
Сын писателя Виктора Ардова (настоящая фамилия Зигберман) и актрисы Нины Ольшевской, родной брат Бориса Ардова и единоутробный брат Алексея Баталова. В 1960 окончил факультет журналистики МГУ. Был профессиональным литератором.
В 1964 году принял крещение. С 1967 года иподиакон в Скорбященском храме на Ордынке. В 1980, в Вербное воскресенье, был рукоположён во диакона в Ярославле в храме во имя свт. Иннокентия, митрополита Московского. На Пасху 1980 года рукоположён в священника митрополитом Иоанном (Вендландом); служил в деревенских приходах Ярославской и Московской епархий.
Летом 1993 года вышел из юрисдикции Московской Патриархата и перешёл в Русскую Зарубежную Церковь, став клириком Суздальской епархии, возглавляемой Валентином (Русанцовым). Вместе с Валентином (Русанцовым) ушёл в раскол, и с 1995 году являлся клириком административно-канонически независимой от РПЦЗ Российской православной свободной церкви (в 1998 году переименована в Российскую православную автономную церковь).

Настоятель храма Новомучеников Российских на Головинском кладбище Москвы (РПАЦ) протоиерей МИХАИЛ АРДОВ: “Инициаторы «объединения» РПЦЗ с патриархией просто ждали, когда умрут три архиерея…” Беседовал Владимир Ойвин «Портал-Credo.Ru» 17.05.2017.

“Портал-Credo.Ru": Исполнилось 10 лет с момента поглощения Московским патриархатом значительной части Русской Зарубежной Церкви. Как Вы лично и Ваша Церковь воспринимаете это событие?

Протоиерей Михаил Ардов: Тот факт, что епископы нашей Российской Православной Автономной Церкви под водительством не кого-нибудь, а великого святителя епископа Григория (Граббе), отошли от Зарубежной Церкви, является замечательным событием. Поэтому когда говорят «осколки Зарубежной Церкви», то наша юрисдикция к ним не относится: РПАЦ - никакой не «осколок». Согласно завету святого Патриарха Тихона, наши епископы во главе со старшим по хиротонии, сформировали свою юрисдикцию на российской земле. И я знаю, что никто из наших сознательных священников, не говоря уже про архиереев, никогда об этом не пожалел . Это было правильное своевременное решение, потому что было ясно, куда идет Зарубежный Синод.

Моя теория такая. Инициаторы «объединения» РПЦЗ с патриархией просто ждали, когда умрут три архиерея, которые носили одно и то же имя, - Антоний Женевский, Антоний Лос-Анжелосский и Антоний Сан-Францисский. Они никогда бы не пошли на объединение. Но как только они умерли, немедленно выкинули на помойку Митрополита Виталия, который был не семи пядей во лбу и начал свое правление с того, что удалил владыку Григория (Граббе) на покой, а его сына по ложному обвинению убрал из Святой Земли. Дальше все пошло уже как по маслу.

Нашим архиереям, тем более - владыке Григорию (Граббе), это было ясно уже тогда. Зять владыки, мой покойный друг о. Владимир Шишков вспоминал такую сцену. В их доме в Нью-Джерси владыка Григорий сидел на своем обычном месте в кресле и вдруг произнес такую фразу: «Ну все, на Зарубежном Синоде я поставил крест».

- А что изменилось в церковной жизни за эти 10 лет?

Ну много чего… Мы прошли через преследования, в первую очередь. У нашего Митрополита Валентина отобрали отреставрированные храмы, поливали нас грязью, пытались судить, отбирали мощи. Но, тем не менее, мы существуем , и даст Бог, нас Господь еще потерпит.

- Значит, эпоха преследований уже позади?

Мне кажется, что, отобрав все, что только можно, в Суздале и в других местах, патриархия уже почти не обращает на нас внимания. У них другие проблемы: Украина, Исаакиевский собор и так далее.
Наша страна до сих пор живет по ленинскому закону, который все старинные здания, и церковные в том числе, объявляет собственностью государства.

Михаил Ардов, младший брат Алексея Баталова - известный миру как отец Михаил, рассказал о семье легендарного актера. Со знаменитым артистом у них одна мать, но разные отцы. С Баталовым они были по-настоящему близкими людьми

О смерти Баталова брат узнал одним из первых. Народный артист умер во сне в санатории, где проходил реабилитацию после перелома шейки бедра.

«Когда последний раз навещал недели три назад в больнице, он совсем был плохонький. И такое бледное лицо, что я в жизни не видел ни у одного человека такого бледного лица. Он оживлялся, улыбался. Посмеивался, когда я шутил, но я понимал, что это уже недалеко», - вспоминает Ардов.

За жизнь актера до самого последнего дня боролась его жена Гитана. Она верила: Алексей Баталов вернется домой и обнимет дочь. Алексей Баталов был опорой для семьи. Дочь актера - 49-летняя Мария - инвалид детства, у нее ДЦП. Супруга Баталова, в прошлом артистка цирка, целиком посвятила себя уходу за единственным ребенком. А теперь друзья беспокоятся о том, кто после смерти Баталова позаботится о его семье.

По словам Михаила, ухаживать за Марией вдове Баталова поможет дочь актера от первого брака. Надежде 62 года, у нее уже есть свои дети и внуки. Несмотря на слухи, народный артист свою первую жену и старшую дочь никогда не бросал.

«Полное вранье. Первая жена сама от него ушла. Мама ему моя сказала об этом, и он сидел и плакал. У нас был замечательный песик - такса Цигель. Он подошел и подвывал, сочувствовал. Я эту сцену забыть не могу», - говорит брат актера.

Актриса Наталья Дрожжина отметила, что старшая и младшая дочери Алексея Баталова дружили и встречались на праздниках.


(Фото: кадр из фильма)

«Каждый год Маша любила праздновать свой день рождения в Доме литераторов. И она всегда приглашала Надю. Надя приходила с цветами, с подарками. Я видела, как ее Алексей Владимирович обнимал, целовал», - говорит Дрожжина.


(Фото: кадр из фильма)

По словам друзей, Алексей Баталов указал в завещании обеих дочерей. Правда, с одной оговоркой. Все немногое имущество, которое нажил при жизни актер, а именно квартира и дача, достанется сначала младшей - 49-летней Марии, а после ее смерти имущество наследует старшая, 62-летняя Надежда.