Таким, больше чего нельзя представить себе. «твое христианское царство другим не сменится»

Душа существует прежде, чем она вступает в соединение с каким бы то ни было телом. В своем первобытном состоянии она составляет часть мирового духа, пребывает в премирном пространстве, в царстве вечных и неизменных идей, где истина и бытие совпадают, и занимается созерцанием сущего. Поэтому природа души сродни природе идей. «Божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному в самом себе в высшей степени подобна наша душа»(СНОСКА: Платон. Соч.: В 3 т. Т. 2. М., 1970. С. 45.). В отличие от души тело подобно «человеческому, смертному, непостижимому для ума, многообразному, разложимому и тленному, непостоянному и несходному с самим собою»(СНОСКА: Платон... Т. 2. С. 45.).

Индивидуальная душа есть не что иное, как образ и истечение универсальной мировой души. Ее соединение с телом Платон объясняет отпадением от истины к тому, что от нее имеет бытие. Душа по своей природе бесконечно выше тленного тела и потому может властвовать над ним, а оно должно повиноваться ее движениям. Телесное, материальное пассивно само по себе и получает всю свою действительность только от духовного начала. В то же время Платон учит о связи души и тела: они должны соответствовать друг другу. Платон различает 9 разрядов душ, каждая из которых соответствует определенному человеку. Он указывает на необходимость развивать душу и тело в равновесии, так, чтобы между ними была соразмерность. Платон решает вопрос и о локализации души в теле. В целом Платон учит о «двухчастном соединении, которое мы именуем живым-существом»(СНОСКА: Платон... Т. 3 (I). M., 1971. С. 535.), при руководящей роли в этом союзе души. Платон дает метафорические образные определения души. В «Государстве» он использует сравнение со стадом, пастухом и псом, помогающем ему. В «Федре» душа уподобляется крылатой упряжке из двух коней и; возничего. «Уподобим душу соединенной крылатой парной упряжке и возничему... две части мы уподобим коням... третью - возничему...»(СНОСКА: Там же. Т. 2. С. 190.). В этих определениях в образной форме выражено положение о тройственном: составе души. По Платону, есть три начала человеческой души. Первое и низшее общо ему вместе с животными и растениями. Это вожделеющее неразумное начало. Обладая им, всякое живое существо стремится удовлетворять свои телесные потребности: оно чувствует удовольствие, достигая этой цели, и страдание - в противном случае. Именно этой частью души человек «влюбляется, испытывает голод, жажду и бывает охвачен другими вожделениями»(СНОСКА: Там же. Т. 3 (I). С. 233.). Она составляет большую часть души каждого человека. Другое - разумное - начало противодействует или противоборствует стремлениям вожделеющего начала. Третье начало - яростные дух. Этой частью человек «вскипает, раздражается, становится союзником того, что ему представляется справедливым, и ради этого он готов переносить голод, стужу, и все подобные им муки, лишь бы победить; он не откажется от своих благородных стремлений - либо добиться своего, либо умереть; разве что его смирят доводы собственного рассудка, который отзовет его наподобие того, как пастух отзывает свою собаку»(СНОСКА: Там же. С. 234.).

Уделение значительного места изложению взглядов Платона и Аристотеля обусловлено их ролью и теоретической значимостью их учений в процессе становления и развития психологического знания Древней Греции. Благодаря этим выдающимся ученым античная наука стала на многие века основополагающей для различных школ и направлений в понимании природы и сущности психического.

Платон (427-347 до н.э.)

Подлинное имя - Аристокл. Платон - прозвище (“платюс” - широкий, широкоплечий). Был одарен в гимнастике, музыке, поэзии. Учителя - Кратил и Сократ. Путешествовал в Египет, Финикию, Персию, Ассирию, Вавилонию, Сиракузы (на Сицилии, где продавался в рабство). Основатель Академии, которая просуществовала 915 лет (386 г. до н.э.- 529 г.). Первым ввел в науку аналитический метод исследования, понятия: противостояние, основа, диалектика, качество, божественное провидение.

Сочинения Платона. Проблема их подлинности и хронологии поставлена еще в античности, а в XIX веке вызвала к жизни т.н. “платоновский вопрос”. Список его сочинений включает 34 диалога, “Апологию Сократа”, 13 писем и 7 “неподлинных диалогов”. Психологические воззрения в большей степени отражены в трактате “Государство”, диалогах “Федон”, “Законы”, “Тимей”, “Федр”, “Пир”, “Софист”, “Парменид”, “Менон”, “Филеб”.

Космическая психология. Космос Платона - живое существо, наделенное разумом, осуществление бога в материи, из которой творится тело. Душа произведена демиургом раньше тела. Ее сущность заключается в неделимости и вечности (“тождественности”). Душа космоса состоит из частей - душ космических тел. Структура мировой души числовая. Мировая душа пронизывает тело космоса, объемлет его и выполняет две функции. Первая функция - движения (внешнее, соответствующее “тождественному”: движение сферы неподвижных звезд, и внутреннее, соответствующее “иному”: движение планет, Луны, Солнца). Вторая функция мировой души - познание. ”Тождественной” частью постигается идея, а “иной” - материя. Смесью этих частей познается вещь. Космическое знание выражается в слове. Таким образом, космическая психология Платона выступает в форме политеизма. Источником познания являются мифы, “которым приходится верить, чтобы не ослушаться закона”, рассказываемого детьми богов. Космическая психология Платона является мировоззренческой основой и ключом к пониманию его учения о душе как “посредствующем начале” между миром идей и вещей.

Тело и душа. Платон противопоставляет созданные богом смертные тела и бессмертные души. Причина заключается в том, что тело живого существа создано из частиц огня, земли, воды и воздуха, заимствованных у космоса, которые необходимо ему возвратить. Поэтому тело имеет назначение быть временным вместилищем и пристанищем души, ее рабом (идея телесной локализации души).


Для каждой части души существует определенное вместилище в теле: разумная часть - в голове (круглой, по форме подобной космосу), средняя часть - в груди, низшая - в брюшной полости. Через диафрагму связываются средняя и высшая часть души с низшей. Индивидуальная душа как “истечение” мировой души выше тела и не только властвует, но и должна соответствовать ему. Платоном различается девять видов душ, каждая из которых соответствует определенному разряду человека. Эти души “творятся” из остатков после создания души космоса: ”Божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному в самом себе в высшей степени подобна наша душа”. Качество индивидуальных душ ниже качества души космоса, т.к. из остатка создается лишь разумная часть души, но существует и неразумная.

Платон делает логичный для своих взглядов вывод о смысле бытия человека, который заключается в борьбе тела и разума. Поэтому и Сократ в “Федоне” радуется смерти: “Тело не только доставляет нам тысячи хлопот - ему необходимо пропитание - но вдобавок подвержено недугам... Тело наполняет нас желаниями, страстями, страхами”.

Переселение душ. Платон верит в раннепифагорийский миф о переселении душ, которые вселяются в тела людей, животных и растений, в зависимости о того, насколько высшей части души удалось победить низшую. В диалоге “Федр” он раскрывает механизм сотворения душ, каждая из которых имеет свою звезду (число их постоянно). Отсюда аргумент в пользу бессмертия души. Из иерархии душ на звездах - разделение на богов и не-богов, иерархия профессий и классов. Попав в тело, душа забывает о своем занебесном происхождении, но способна к припоминанию ее. Земная красота - стимул для этого. При высшем напряжении познания душа желает исступить из тела.

Эрос. Исступление души описано в диалоге “Пир” Сократом в мифе об Эросе - сыне Пороса (боге богатства) и Пении (богини бедности). Платон наполняет эрос психологическим содержанием. Словами Сократа расширяется понятие любви как “желание блага и счастья”, “стремление к бессмертию”. Низшая, телесная разновидность любви -”зачатие и рождение есть проявление бессмертного начала в существе смертном”, способность к творческой деятельности - “ко всякому переходу от небытия к бытию”. Творческая любовь - любовь духовная (платоническая). Эрос в таком понимании - демон, вселяющий в человека стремление к прекрасному, творческому. Отсюда вывод Платона: противоречие эроса - движущая сила, пронизывающая мир, побуждающая к познанию и смерти - истинному приобщению к разуму.

Бессмертие души. В диалогах “Федон” и “Федр” выдвигаются пять аргументов в пользу бессмертия души: 1) все возникает из противоположного (сон из бодрствования, живое из неживого); души умирают и рождаются снова, иначе “все стало бы мертвым и жизнь бы исчезла” (закон сохранения душ); 2) познание есть припоминание; 3) души уподобляются идеям, которые вечны; 4) душа имеет свою идею - идею жизни, поэтому душа вечна как идея жизни; 5) душа - нечто самодвижущееся, а все самодвижущееся бессмертно; не душа питает тело, а тело душу; источник движения души в теле.

Вместе с тем Платон оговаривает, что бессмертна только разумная часть души. Снизошедшая с неба душа не возвращается на небо в течение десяти тысяч лет - мирового года (исключение составляют философы). По прошествии срока, - пишет Платон в “Государстве”, - души идут в суд, в котором выбирают свое будущее воплощение. А это - уже попытка мыслителя утвердить акт свободной воли, сочетать предопределение со свободой выбора человека.

Теория познания. Чувственное познание. Платон утверждает, что души, находясь на небе, питаются созерцанием идеального мира. Снизойдя на землю, вселившись в тела, они забывают о занебесном. Отныне их питает не сверхчувственное умозрение, а чувственное восприятие. Но питает только низшую часть души, отчего она тяжелеет. Платон тем самым не отвергает возможность чувственного познания.

У человека среди чувств он выделяет: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, в которых удовольствия смешаны со страданием. Предлагаются различные основания для классификации удовольствий, которые он делит на низшие (связанные с физическими потребностями) и высшие (связанные с эстетическими и умственными занятиями); обусловленные тремя началами души (общие с животными и растениями - неразумные, разумные и соответствующие “яростному духу”); сильные-большие (где отсутствует мера) и малые (которым свойственна соразмерность); душевные как предваряющие телесные. Платон описывает особенности зрения, обоняния, осязания, слуха. Но значение чувственного знания принижено, оно, как подчеркивается в диалоге “Тимей”, является лишь “забавой”. Сами чувства не могут быть источником знания.

Способ познания. Из концепции чувственного восприятия Платоном делается вывод о том, что “знание - это припоминание. Найти знание в самом себе - это значит припомнить”. В диалоге “Менон” мальчик-раб при помощи Сократа не путем логических операций, а якобы припоминанием решает геометрическую задачу. Вещи, на его взгляд, - отражение идей в материи. Противоречивость вещей имеет эвристическое знание, толкает к исследованиям. Самое главное в припоминании - искусство логического рассуждения, философской беседы, вопросов и ответов. “Истинные мнения, если их разбудить вопросами, становятся знаниями”.

Виды знания. Теорию познания Платон логически завершает ответом на вопрос о возможных его результатах, заключенных в определенном содержании. В этой связи он выделяет следующие его виды:

Во-первых, знание совершенно достоверное без примеси лжи и заблуждения - знание идей, получаемое до вселения души в тела непосредственным умозрением идей, а после вселения в тела - путем диалектического припоминания;

Во-вторых, близкое к достоверному знание чисел и основанных на них наук, служащих пропедевтикой к диалектике и знанию идей;

В-третьих, знание мнимое, смесь истины и заблуждения, эмпирическое и физическое “знание” вещей чувственного мира, опирающееся на чувственное восприятие, в котором нет истины. К этому виду знания примыкает воображение, благодаря которому человек не столько воспринимает естественные вещи, сколько творит искусственные, занимаясь ремеслами и искусствами;

В-четвертых, знание материи, которую нельзя познать ни разумом (материя не идея), ни чувствами (материя неконкретна). Понятие о ней насильственно, составляется путем отрицания.

Обозначенные фрагменты гносеологии Платона показывают ее оригинальную для античности интерпретацию, проявляющуюся в антисенсуализме и отрицании возможности послеопытного знания.

Таким образом, учение о душе Платона явилось выдающейся попыткой на высочайшем уровне обобщений-абстракций решить вставшие в античности психологические проблемы: определения соотношения и характера связей души и тела, познаваемости окружающего мира, объективности человеческого знания. Внутренний мир человека, по Платону, идеален, его догматы - априорны, но уже не мифологичны. Исследуя человеческую личность, он обращается к конкретным ее проявлениям: мотивам, чувствам, воле, речи.

Вместе с тем концепции выдающегося античного мыслителя преследовали этические и педагогические цели: ”Если душа бессмертна, она требует заботы не только на нынешнее время, которое мы называем жизнью, но на все времена, и если кто не заботится о своей душе, впредь мы будем считать грозной опасностью”.

Идея бессмертия души Платона имеет глубокий психологический смысл, заключающийся в положении о том, что духовный опыт не умирает со смертью человека: он вечен и нуждается в освоении, преемственности и продолжении. Его идеи о субстанциональности душ и их дифференциации, первичности образа материальному процессу, классификации чувств и потребностей, уровнях познаваемости мира и источниках жизненных сил человека, послужили предметом осмысления многих поколений исследователей. Проблематика, поднятая Платоном, представляется для психологии очень ценной и поистине неиссякаемой - вечной.

Аристотель (384-322 до н.э.)

Гениальный мыслитель, ученый-энциклопедист, основатель перипатетической школы, родился во фракийском городе Стагире. Завершил образование в платоновской Академии, где из ученика стал философом. После смерти Платона жил в малоазийском городе Атарнее, на острове Лесбос, а с 343 г. до н.э. - при дворе македонского царя в качестве воспитателя его сына Александра. По возвращении в 355 г. до н.э. в Афины организует свою школу - Ликей, где работает над систематизацией научных знаний. После смерти Александра Македонского, скомпрометированный связями с его двором, эмигрировал в 323 году в Халкиду на острове Эвбея, где и умер.

Сочинения. Обширное литературное наследие Аристотеля, дошедшее до нас не полностью, отразило круг интересов ученого: логика, гносеология, онтология, космология, физика, зоология, экономика, политика, этика, педагогика, риторика, эстетика. Наиболее значимыми для понимания психологических взглядов античного мыслителя являются его труды “О душе”, “Метафизика”, “О возникновении животных”, “Вторая аналитика”, “О памяти”, “О сновидениях”.

Следуя присущим античности мировоззренческим установкам, Аристотель в учении о душе выступает с позицией ярко выраженной телеологической направленности. Ум, по его словам, “действует ради чего-нибудь” - цели. В то же время в гносеологической концепции он убежден, что существует вне и независимо от нашего сознания объективный мир, что мы можем познавать этот мир благодаря его воздействию на наши чувства. Данные взгляды определили развитие Аристотелем важнейших категорий античной психологии.

Сознание. В определении ученого под сознанием понимаются обусловленные ощущением формы, которые возникли вследствие воздействия чувственно воспринимаемых качеств “внешнего” на органы человека. Благодаря формам качество предметов приобретает природу объектов души: факт вещного мира превращается в факт сознания. Выделяя у человека высшие душевные процессы, их разумную часть, ученый качественно отделяет людей от животных и растений. Не употребляя собственно термина “сознание”, определяются его сущностные черты - производность от внешнего мира и функциональная зависимость от человеческого организма. Тем самым закладывается зерно сомнений под субстанциональность идей.

Ощущение. Концепции ощущений Аристотель уделил особое внимание. Их рассмотрению посвящены V-XII главы первой и I-IV главы второй книг сочинения “О душе”. Из способности ощущения образуются предпосылки - начала познания. В трактовке данного познавательного процесса выделяются следующие положения:

Ощущение есть состояние движения - страдательное (производное от внешнего) состояние, которое не может существовать без внешнего воздействия: “Ощущение есть восприятие чувственных форм без материи... запечатлевает предметы, имеющие цвет, вкус, но не как отдельные вещи, а как нечто имеющее качество... Ощущаемое есть пространственная величина, но ни способность ощущать, ни само ощущение не есть величина пространственная”;

Ощущение есть способность, а не действующая сила (“подобно воску, который воспринимает отпечаток золотой печати, а не золото. В душе получается не камень, а образ камня”);

Процесс ощущения есть уподобление воспринимаемому объекту и является исходным по отношению к памяти, воображениям, суждениям и т.д. (высшим познавательным процессам): “существо, не имеющее ощущений, ничему не научится и ничего не поймет”;

Ощущение отличается от знания “тем, что сила, производящая его (ощущение), идет извне - от видимого, слышимого и других деятелей, возбуждающих чувства. Причина этого заключается в том, что действительным ощущением воспринимаются отдельные, единичные явления, знание же имеет дело со всеобщим, а это последнее существует некоторым образом в самой душе. Потому мыслить может всякий, когда угодно, ощущение же не зависит от нашей воли, для него необходимо присутствие возбуждающего ощущение предмета”.

Чувственное познание. Аристотель строит ступени познания, основными компонентами которого являются ощущение, воображение, мышление. Данные состояния души приводят от восприятия внешних предметов человеком к знанию. Подобная иерархичность обусловила разделение процесса познания на чувственное и разумное (мышление).

Чувственное познание как состояние страдания, некоторого движения или изменения в человеческом организме, имеет двоякий смысл: в формах возможности и действительности-осуществления. “Существует, - пишет Аристотель в трактате “О душе”, - два вида изменения: переход к состоянию утраты и переход к обладанию и выявлению своих задатков от природы”.

Под формой возможности подразумевается, во-первых, общая принадлежность к роду существ, способных к какому-либо роду деятельности, и, во-вторых, проявление этой способности отдельными субъектами.

Анализируя форму действительности, Аристотель приводит пример с человеком “знающим”, “знающим грамматику” и “применяющим знания грамматики” как проявление одинаковой способности к знаниям, к конкретному ее осуществлению и фактической реализации. Отсюда вводится понимание души как “энтелехии” тела - способе жизнедеятельности живых существ, осуществлении способности знания в процессе перехода из возможности в действительность.

Тело и душа. В процессе чувственного восприятия принимают участие тело и душа. В душе чувственно воспринимаемый объект существует в потенции, в виде особых форм (специфического существования предметов, которое составляет необходимую предпосылку возможности их чувственного познания). Тело подвергается воздействию внешнего мира (“в страдательном состоянии”), испытывает движение, чтобы начал действовать внутренний механизм души, превращающий возможность в действительность. Особое место в своих рассуждениях Аристотель уделяет единству души и тела: ”Потенциально живым телом является не лишенное души, но душой обладающее. ... Души от тела отделить нельзя”.

Разумное познание. Для разрешения проблемы различения внешних качеств в процессе чувственного познания вводится понятие “способность различения”, благодаря которой живое существо бывает способным к чувственному восприятию различий в качествах (что является областью познания разумного): “Невозможно различать посредством отдельных чувств, что сладкое есть нечто отличное от белого... необходимо, чтобы нечто единое засвидетельствовало это различие.” Способности различения обусловили совокупность источников познания, которая объединяет мнения, знания, индукцию, мышление.

Первой и исходной ступенью разумного познания является мнение, имеющее в своей основе умозаключение и веру: “Невозможно иметь мнения, которым не доверяешь”. Мнение постигается с помощью опыта и составляется на основании суждения, предметное содержание которого может изменяться. Исходя из этого мнение, может быть истинным или ложным (истинно - только знание). Мнение является эмпирическим методом познания, поэтому может быть заблуждением и распространяться на область чувственных, подверженных уничтожению и изменению вещей, фактов.

Проблема научного знания раскрывается Аристотелем в “Метафизике” и “Второй аналитике”. Его предметом является всеобщее - “то, что всегда и повсюду, имеется в наличности, что присутствует у каждого и всегда.” Научное знание поднимает на высшую стадию познание внешнего мира интеллектом человека. Мыслителем выделяются отличительные признаки научного знания: существование в форме определений и доказательств; ему не “подведомственны” единичные сущности, наделенные материей; в отличие от восприятия предметом знания является всеобщее и необходимое, а не единичное и случайное; в отличие от мнения знание в форме суждения всегда истинно; знание приводит к пониманию основ (причин) необходимости существования вещи.

И тем не менее Аристотель считает: познание вещей с помощью понятий имеет место лишь при том условии, если объемлемая понятием всеобщность не только мыслится, но и в действительности существует.

Принципы знания. Научное знание исходит из совокупности строго доказуемых, вытекающих одно из другого положений, рассуждает мыслитель. Но всякий ряд положений в процессе исследования упирается, в конце концов, в те из них, которые не только не доказуемы, но и не нуждаются в доказательствах, т.к. носят характер достоверности и без них. Принципы разума черпают свое происхождение в предметах восприятия, ибо разум приходит к познанию сущностей вещей лишь с помощью опыта. В третьей книге трактата “О душе” он пишет: “Способность души к ощущению и познанию в возможности одна и та же: способность к познанию относительно познаваемого, а способность к ощущению - относительно ощущаемого. Однако необходимо, чтобы способность эта состояла из предметов или из форм. Из предметов она не состоит, ибо в душе находится не камень, а форма камня, так что душа как бы является рукою: как рука есть орудие орудий, так и разум есть форма форм, а ощущение - форма всего ощущаемого.

Так как, по-видимому, не существует предмета, который существовал бы независимо от чувственно воспринимаемой величины, то предметы мысли находятся в чувственно постигаемых формах; сюда относится и то, что называется абстракциями, что составляет свойства и состояния чувственно ощущаемого”.

Разум. Исследованию разума посвящены главы третьей книги сочинения “О душе”. Результаты его анализа довольно противоречивы: ибо, с одной стороны, “немыслимо уму быть связанным с телом”, с другой -”существо, не имеющее никаких ощущений, ничего не может ни познать, ни понять”. Выход из обозначенного противоречия - в учении об уме (Аристотель употреблял термины “разум” и “ум” в качестве синонимов) как “деятельном” начале и об уме “страдательном”.

Деятельный разум. “Так как повсюду в природе имеется то, что составляет материю для каждого рода предметов, и это потенциально (в возможности) содержит все существующее, с другой же стороны, имеются причина и действующее начало для созидания всего, причем отношение между ними такое же, как между искусством и материалом, то необходимо, чтобы и в душе заключались эти различные стороны.”

Выражением этого и является ум, всем становящийся и все порождающий. Он подобен свету, выявляющему цвета, потенциально существующие. Он постоянно деятелен. Только будучи отделенным от тела, он оказывается тем, что он есть на самом деле: нечто бессмертное и вечное. Поэтому деятельный разум - ум, не “приложившийся” к мысленным предметам (понятиям, всеобщностям), является умом лишь в возможности. В деятельном разуме не может быть лжи, т.к. мыслит он понятиями, предмет “берется в самой сути его” и “всегда усматривается истинное”.

Страдательный разум находится в человеке. Он преходящ, без первого он ничего не может мыслить. Проявляется страдательный ум тогда, когда обращается к мысленным предметам. Он есть ум, осуществляющийся или пребывающий в состоянии осуществления, т.е. ум в действительности. В страдательном разуме встречаются ложь и истина, т.к. соединяются понятия. “Ошибка всегда заключается именно в сочетании”, в приписывании чего-либо кому-либо.

Связь деятельного и страдательного разума в том, что находящийся в человеке страдательный разум есть форма существования деятельного.

При определении роли внешних чувств в ходе мыслительной деятельности разума Аристотель подчеркивает, что “мыслящей душе образы свойственны подобно чувственным восприятиям... Душа никогда не мыслит без образов. Мыслящее начало мыслит формы (идеи) в образах”. Но образы относятся к области чувственного познания, опирающегося на предметы внешнего мира.

Изложенные позиции отразили отношение мыслителя к одной из центральных категорий учения о душе: разум представляется мыслящим началом всех начал или формой форм. Он есть первый двигатель всего - область, где пребывают формы и их выразитель. В то же время положение о том, что знания не даны человеку свыше и не вложены в него готовыми, утверждает необходимость его мыслительной деятельности.

Учение о душе занимает центральное место в мировоззрении Аристотеля. Выдающийся древнегреческий мыслитель - первый, от которого дошли систематизированные трактаты по психологии. Их роль для дальнейшего развития этой науки трудно переоценить. Творчество великого систематизатора науки представляет ценность для психологии глубоким, логическим анализом ее проблем: о предмете психологических знаний, определение души, ее функций и видов, соотношение телесного и духовного, сущности человека как “существа общественного” и его разума.

Аристотелю принадлежит приоритет в постановке и решении вопросов, определивших направления исследований целых поколений ученых и школ психологии. Наряду с уже обозначенными выше положениями к ним следует отнести:

Формирование системы психологических понятий на основе созданного объективно-генетического метода;

Обоснование гипотезы, через много веков оформленной в закон ассоциаций, а также первую попытку определить их физиологический механизм;

Синтез античных представлений о чувствах, характере и воле человека, разработку проблемы аффектов, детерминированных внутренними и внешними факторами;

Утверждение биопсихического и эволюционного подходов в толковании явлений и процессов душевной жизни человека;

Введение понятия “об общем чувствилище” как главном психическом центре, воспринятое и развиваемое вплоть до XIX века физиологией и медициной;

Попытку внедрения психогностического и психофизиологического подходов в решении проблемы детерминации органических и психических функций, освоения человеком всеобщих истин;

Отражение собственных законов мышления, обоснованных в логически выводимых научных понятиях и категориях, являющихся предметом анализа и развития от античности до современности.

Связанный с именем Аристотеля прорыв в понимании природы психического получил резонанс в веках. Обращаясь к творчеству великого ученого, мы еще раз убеждаемся в неисчерпаемости его психологических воззрений, их познавательного оптимизма, обращенного в будущее, необходимости постоянной учебы у родоначальника и первого систематизатора науки о душе.

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – основоположник объективного идеализма. Наибольшее место психологическим проблемам Платон отводит в сочинениях – диалогах «Федон», «Федр», «Пир», «Государство», «Филеб».

В более развернутом виде идеи Сократа были представлены у его ближайшего ученика и последователя – Платона. С этих пор развитие античной философии и психологии, а также философии и психологии всех последующих столетий происходит в незатухающей борьбе двух противоположных течений – материализма и идеализма.

Хотя творческое наследие Платона велико (всего им написано 36 произведений, почти полностью сохранившихся до наших дней), однако специальных работ по психологии у него нет. Психологические вопросы затрагиваются Платоном в ряде произведений. В «Меноне» изложена теория воспоминания. В работе «Федр» дано религиозное описание души, «Теэтет» посвящен критике учения Гераклита о душе. В трактате «Федон» представлено учение о бессмертии души. В произведении «Государство» содержится учение Платона о строении души, делении ее на части.

Основное положение Платона заключается в признании в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей. Согласно Платону нас окружает множество красивых и прекрасных единичных конкретных вещей. Каждая из них с течением времени теряет свою красоту, и на смену им приходят другие прекрасные явления, вещи, предметы. Но что делает все эти красивые отдельные вещи прекрасными? Должно существовать нечто такое, что обнимает собою красоту и прекрасное всего единичного, конкретного и преходящего, т. е. должно существовать нечто общее для всего видимого. Это общее, являющееся источником красоты и образцом для всех проявлений материального мира, и названо было Платоном идеей, представляющей собой общезначимую идеальную форму.

У человека Платон выделял два уровня души – высший и низший. Высший уровень представлен разумной частью души. Она бессмертна, бестелесна, является основой мудрости и несет управляющую функцию по отношению к низшей душе и ко всему телу. Временным пристанищем разумной души является головной мозг.

Низшая душа представлена двумя частями, или уровнями: низшая благородная часть души и низшая вожделеющая душа. Благородная, или пылкая, душа включает в себя область аффективных состояний и стремлений. С ней связаны: воля, мужество, храбрость, бесстрашие и т. п. Она всецело действует по велению разумной части души.

Платон выделял три уровня строения души. Образно это трехчленное разделение души называют «колесницей души», где пылкий конь тянет возницу к Божеству; вожделеющий – к земле, но оба они управляются разумом.

На основе деления души на три части Платоном дается классификация индивидуальных характеров, характеров различных народов, форм правления, разделение общества на сословия. Люди различались Платоном по признаку преобладания у них той или другой части души. Для мудрецов и философов характерно преобладание разумной души. У храбрых и мужественных людей доминирует благородная душа, а у людей, предающихся телесным излишествам, ведущей является вожделеющая часть души. Подобным образом различались и отдельные народы.

Преобладание разумной души свойственно, по мнению Платона, грекам; доминирование благородной души – народам севера, а вожделеющей души – египтянам и другим народам Востока.

Сословная иерархия также строилась по психологическому принципу. Большой ум присущ аристократам, мужество – воинам, страсти и влечения – ремесленникам и рабам. Отсюда делались выводы относительно форм правления. Идеальным считалось то государство, которым правят аристократы, стражу несут в нем воины, а работают и подчиняются – ремесленники и рабы. Политический смысл психологии Платона целиком был направлен на защиту интересов господствующего класса и аристократии.

Опираясь на опыт Сократа, доказавшего нераздельность мышления и общения (диалога), Платон сделал следующий шаг. Он под новым углом зрения оценил процесс мышления, не получивший выражения в сократовском внешнем диалоге. Платон открыл внутренний диалог. Этот феномен известен современной психологии как внутренняя речь.

Составной частью идеалистической философии Платона является учение о душе. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей.

Душа существует прежде, чем она вступает в соединение с каким бы то ни было телом. В своем первобытном состоянии она составляет часть мирового духа, пребывает в премирном пространстве, в царстве вечных и неизменных идей, где истина и бытие совпадают, и занимается созерцанием сущего. Поэтому природа души сродни природе идей. «Божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному в самом себе в высшей степени подобна наша душа». В отличие от души, тело подобно «человеческому, смертному, непостижимому для ума, многообразному, разложимому и тленному, непостоянному и несходному с самим собою».

Индивидуальная душа есть не что иное, как образ и истечение универсальной мировой души. Ее соединение с телом Платон объясняет отпадением от истины к тому, что от нее имеет бытие. Душа по своей природе бесконечно выше тленного тела и потому может властвовать над ним, а оно должно повиноваться ее движениям. Телесное, материальное пассивно само по себе и получает всю свою действительность только от духовного начала. В то же время Платон учит о связи души и тела: они должны соответствовать друг другу, Платон различает 9 разрядов душ, каждая из которых соответствует определенному человеку. Он указывает на необходимость развивать душу и тело в равновесии, так, чтобы между ними была соразмерность. Платон решает вопрос и о локализации души в теле. В целом Платон учит о «двухчастном соединении, которое мы именуем живым существом», при руководящей роли в этом союзе души.

Платон дает метафорические образные определения души. В «Государстве» он использует сравнение души со стадом, пастухом и псом, помогающем ему. В «Федре» душа уподобляется крылатой упряжке из двух коней, которой правит возничий. «Уподобим душу соединенной крылатой парной упряжке и возничему... две части мы уподобим коням... третью - возничему...». В этих определениях в образной форме выражено положение о тройственном составе души.

По Платону, есть три начала человеческой души. Первое и низшее общо человеку вместе с животными и растениями. Это вожделеющее, неразумное начало. Обладая им, всякое живое существо стремится удовлетворять свои телесные потребности: она чувствует удовольствие, достигая этой цели, и страдание - в противном случае. Именно этой частью души человек «влюбляется, испытывает голод, жажду и бывает охвачен другими вожделениями». Она составляет большую часть души каждого человека. Другое - разумное - начало противодействует или противоборствует стремлениям вожделеющего начала. Третье начало - яростный дух. Этой частью человек «вскипает, раздражается, становится союзником того, что ему представляется справедливым, и ради этого он готов переносить голод, стужу, и все подобные им муки, лишь бы победить; он не откажется от своих благородных стремлений - либо добиться своего, либо умереть; разве что его смирят доводы собственного рассудка, который отзовет его наподобие того, как пастух отзывает свою собаку».

Все стороны души должны находиться в гармоничном отношении друг к другу при господстве разумного начала. Его же функцией является «попечение обо всей душе в целом... начало же яростное должно ей подчиняться и быть союзником». Объединение всех начал сообщает целостность душевной жизни человека. По Платону, «человек обладает силой подлинно внутреннего воздействия на самого себя и на свои способности».

Реальное соотношение частей души далеко от идеала, каким является гармония между ними, в душе происходит настоящая распря между вожделеющим и разумным началами. Эта борьба обнаруживается в сновидениях человека, раскрывая за внешностью вполне умеренного на вид человека «какой-то страшный беззаконный и дикий вид желаний». Нарушение гармонии приводит к страданию, ее восстановление - к удовольствию. Так, в описание жизни души с необходимостью вводится чувство.

В описании проявлений души Платон уделяет особое внимание познанию и неотделимому от него удовольствию и страданию. Платон различает мнение, рассудок и разум в зависимости от объекта познания: направлено ли оно на идеи или на чувственный мир. Разобщенность этих объектов в бытии, составляющая сущность платоновского идеализма, изображается в форме мифа в VII книге «Государства». Жизнь человека в мире чувственных вещей уподобляется жизни узников, прикованных на дне темницы - пещеры, из глубины которой они могут видеть через широкий просвет лишь то, что находится у них прямо перед глазами; они видят лишь тени от самих себя и от людей и предметов, которые наверху, а не сами эти предметы и слышат только отзвуки голосов сверху. Смысл этого мифа таков: созерцание чувственного мира изменяющихся явлений не дает знания, но только мнение. Мнение - это нечто промежуточное между знанием и незнанием. Оно есть ни незнание, ни знание: мнение темнее знания и яснее незнания. Мнение - это чувственное познание, низший вид знания.

Познание, направленное на бытие (идеи), т. е. на мир умопостигаемый, дает подлинное знание. Это интеллектуальное знание, высший вид знания, существует в двух видах. Во-первых, рассудок. Рассудок относится к области идей, но при этом душа пользуется образами, которые почитает изображающими. Например, геометр занимается видимыми формами и рассуждает о них, но мыслит не о них, а о тех, которые этим уподобляются: о четырехугольнике и его диагонали самих в себе, а не о тех, которые изображены. Таким же образом и прочее. Пользуясь ими, люди стараются усмотреть те, которые можно видеть не иначе, как мыслью.

Разум или ум - это постижение идей, отрешенных от всякой чувственности. Здесь душа направлена на сущее без образов, под руководством одних идей самих по себе к безусловному началу, к сущности любого предмета, силой одной диалектики. Термином «диалектика» называется познание посредством понятий. Это умение возводить единичное и частное к общей идеи путем сопоставления мнений и отыскания противоречий в них - дает знание. Этот процесс Платон называет рассуждением и описывает его как некий внутренний диалог с незримым собеседником. «Мысля, она [душа] делает не что иное, как рассуждает, сама себя спрашивая и отвечая, утверждая и отрицая».

Поскольку идей в воспринимаемых объектах нет - мир идей и мир вещей разобщены - вещи не содержат идеи, они только копии идей, постольку ощущения, чувства не могут быть источником истинного знания. Понятия не могут образовываться из впечатлений чувственного опыта. По Платону, образы лишь поводы, внешние побудители, способствующие тому, что мышлением мы схватываем отличающуюся от них и похожую на них идею: зрительность позволяет максимально охватывать являющееся идеальное. Образы могут быть поводом для схватывания идеи, потому что идеи - и наши души - существовали до нашего рождения. Однако процесс падения души с небес на землю сопровождается забыванием душой всего того, что она ранее видела на небесах. В то же время она может вспомнить об утраченных идеях. Средством этого восстановления является припоминание: «...искать и познавать - это как раз и значит припоминать»2. Процесс познания, по Платону, есть припоминание - анамнезис. Процесс этот - чисто рационалистический, логический. В нем чувственный опыт служит только толчком, поводом вспоминать об идеях, дремлющих в нашей душе: «Припоминать подлинно сущее, глядя на то, что есть здесь».

Термин «припоминание» имеет у Платона и другой смысл - как процесс памяти. В его описании угадывается механизм ассоциаций. «Всякий раз, когда вид одной вещи вызывает у тебя мысль о другой, либо сходной с первой, либо несходной,- это припоминание».

Поскольку чувственные впечатления земной жизни не дают материала для истинного знания, надо изучать не внешний мир, а свою душу как вместилище идей, но под влиянием и с помощью внешних впечатлений. Платон высоко оценивает созерцание прекрасных вещей - красок, форм, звуков. Любовь к прекрасному выступает необходимым средством становления души. В то же время чувственное познание отрывается от познания в идеях. Чувства мешают подлинному знанию: «...достигнуть чистого знания чего бы то ни было мы не можем иначе, как отрешившись от тела и созерцая вещи сами по себе самою по себе душой. Тогда у нас будет то, к чему мы стремимся с пылом влюбленных, а именно разум». Влечение к познанию идеи принимает в учении Платона форму любви - Эроса. Эрос как восприятие вечного в преходящем проходит четыре ступени, осуществляется постепенно в четырех формах. Они таковы: любовь к прекрасным телам, к прекрасным душам, к красоте знания, к идее как вечной и неизменной красоте, не смешанной ни с чем материальным. Концепция Эроса изложена в диалогах «Федр», «Пир». Теория познания Платона является рационалистической и идеалистической.

Составной частью учения Платона о душе является учение о чувствах. Платон опровергает представление о том, что высшее благо заключается в удовольствии. «Первое же место способности удовольствия не принадлежит, хотя бы это и утверждали все быки, лошади и прочие животные на том основании, что сами они гонятся за удовольствиями»,- писал Платон в диалоге «Филеб» в связи с обсуждением вопроса о моральном здоровье человека. И в другом месте: «...удовольствию не принадлежит ни первое ни даже второе место; оно далеко и от третьего...». Но благо не заключается исключительно и только в разумении, так что не кажется достойной выбора жизнь, не причастная ни удовольствию, ни печали.

Удовольствие, страдание и отсутствие того и другого рассматриваются как три состояния души и соответствующие им три рода жизни. Платон дает перечень чувств: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть. В них, как и в жизни в целом, чаще всего удовольствия смешаны со страданием. Диалектика их связей такова, что «удовольствия кажутся большими и более сильными по сравнению с печалью, а печали по сравнению с удовольствиями усиливаются в противоположном смысле».

Различаются низшие и высшие удовольствия (первые связаны с физическими потребностями, вторые - с эстетическими и умственными занятиями); удовольствия, свойственные трем началам души; сильные (большие) и малые (в сильных отсутствует мера, а несильным свойственна соразмерность); душевные удовольствия предваряют телесные.

1.

-идеализма

Материализма

Агностицизма

Позитивизма

2. «Божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному самому по себе в высшей степени подобна наша душа, а человеческому, смертному, постигаемому не умом, многообразному, разложимому и тленному, непостоянному и несходному с самим собой подобно- и тоже высшей- наше тело» (Платон)

В основе идеализма Платона лежит учение о двух мирах…

Информационном мире

-Мире вещей

Виртуальном мире

-Мире идей

3. «если спросить образованного европейца, о чем он думает при слове «человек», то почти всегда в его сознании начнут сталкиваться три несовместимых между собой круга идей. Во-первых, это круг представлений нудейско- христианской традиции об Адаме и Еве, о творении, рае и грехопадении. Во-вторых, это греко-античный круг представлений, в котором самосознание человека в первые в мире возвысилось до понятия о его особом положении(…) С этим воззрением тесно связано учение о том, что и в основе всего универсума находится над человеческий разум, которому причастен и человек, и только он один из всех существ. Третий круг представлений – это тоже давно ставший традиционным круг представлений современного естествознания и генетической психологии, согласно которому человек есть достаточно поздний итог развития Земли, существо, которое отличается от форм и предшествующих ему в животном мире, степенью сложности соединения энергий и способностей, которые сами по себе уже встречаются в низшей по сравнению с человеческой природе. Между этими тремя кругами идей нет никакого единства. Таким образом, существуют естественнонаучная, философская и теологическая антропологии, которые не интересуются друг другом, единой же идеи человека у нас нет».

Постмодернизма

Антропоморфизма

Эпикуреизма

-философской антропологии

4. «если спросить образованного европейца, о чем он думает при слове «человек», то почти всегда в его сознании начнут сталкиваться три несовместимых между собой круга идей. Во-первых, это круг представлений нудейско- христианской традиции об Адаме и Еве, о творении, рае и грехопадении. Во-вторых, это греко-античный круг представлений, в котором самосознание человека в первые в мире возвысилось до понятия о его особом положении(…) С э0т им воззрением тесно связано учение о том, что и в основе всего универсума находится над человеческий разум, которому причастен и человек, и только он один из всех существ. Третий круг представлений – это тоже давно ставший традиционным круг представлений современного естествознания и генетической психологии, согласно которому человек есть достаточно поздний итог развития Земли, существо, которое отличается от форм и предшествующих ему в животном мире, степенью сложности соединения энергий и способностей, которые сами по себе уже встречаются в низшей по сравнению с человеческой природе. Между этими тремя кругами идей нет никакого единства. Таким образом, существуют естественнонаучная, философская и теологическая антропологии, которые не интересуются друг другом, единой же идеи человека у нас нет».

Укажите не менее двух вариантов ответа

Антропологическая

Надчеловеческая

-Философская

-Теологическая

-Естественнонаучная

Европейская

5.

Данный отрывок характеризует мировоззренческую позицию человека эпохи…

Борющихся царств

-ВОЗРОЖДЕНИЯ

Средневековья

Новейшего времени

6. Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: "Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь.

Чем наделил Бог человека…

Предопределенный образ

-СВОБОДНАЯ ВОЛЯ

Бессмертная душа

-СВОБОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

7.

Гольбах придерживается философской позиции как…

Субъективизм

-ДЕТЕРМИНИЗМ

Эвдемонизм

8. «Причина это тело или явление природы, приводящее в движение другое тело, или производящее в ней какое-либо изменение. Следствие - это изменение, произведенное каким-нибудь телом в другом теле при помощи движения… Всякая причина производит следствие, не может быть следствия без причины. А так как все движения или способы действия тел и существ зависят от некоторых причин и эти причины могут действовать лишь согласно своему способу Бытия или своим существенным свойствам, то отсюда следует заключить, что все явления необходимы и всякое существо или тело природы при данных обстоятельствах и присущих ему свойствах не может действовать иначе, чем оно действует».

Изменение

Свойство

-ПРИЧИНА

-СЛЕДСТВИЕ

Противоречие

9. «Причина это тело или явление природы, приводящее в движение другое тело, или производящее в ней какое-либо изменение. Следствие - это изменение, произведенное каким-нибудь телом в другом теле при помощи движения… Всякая причина производит следствие, не может быть следствия без причины. А так как все движения или способы действия тел и существ зависят от некоторых причин и эти причины могут действовать лишь согласно своему способу Бытия или своим существенным свойствам, то отсюда следует заключить, что все явления необходимы и всякое существо или тело природы при данных обстоятельствах и присущих ему свойствах не может действовать иначе, чем оно действует».

Онтологическая позиция, противоположная высказанной в данном отрывке, называется…

-ИНДЕТЕРМИНИЗМ

10.

Разделом философии, объединяющим взгляды мыслителей на поиск первоначала мира, является

Гносеология

- онтология

Археология

11. «Анаксимен же Диоген считают, что воздух первее воды, и из простых ьтел преимущественно его принимают за начало; а Гиппас из Метапонта и Гераклит из Эфеса – огонь, Эмпедокл же – четыре элемента, прибавляя к названным землю как четвертое. Эти элементы, по его мнению, всегда сохраняются и не возникают, а в большом или малом количестве соединяются в одно или разъединяются из одного». (Аристотель).

Наряду с плюрализмом как философским учением, в онтологии выделяют

- дуализм

Онтологизм

- монизм

Бюрократизм

Историцизм

12. «Анаксимен же Диоген считают, что воздух первее воды, и из простых тел преимущественно его принимают за начало; а Гиппас из Метапонта и Гераклит из Эфеса – огонь, Эмпедокл же – четыре элемента, прибавляя к названным землю как четвертое. Эти элементы, по его мнению, всегда сохраняются и не возникают, а в большом или малом количестве соединяются в одно или разъединяются из одного». (Аристотель).

Эмпедокл принадлежит к __ _______ как философскому направлению

- плюрализму

13. «Мы всегда понимаем себя в качестве выбора своего собственного становления, созидания. Подобный выбор...».

Б.Спиноза

- Ж.-П.Сартр

14 . «Мы всегда понимаем себя в качестве выбора своего собственного становления, созидания. Подобный выбор...».

Данный отрывок раскрывает специфику человеческого бытия с точки зрения школы

- Экзистенциализма

15. «Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые, высшие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в лоне самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже существуют или, по крайней мере, находятся в процессе становления».

Г.Гегель

В.И.Ленин

-К.Маркс

16. «Причина - это или явление природы, приводдящее в движение другое тело или производящее в нем какое-нибудь изменение. Следствие - это изменение, произведенное каким-нибудь телом в другом теле при помощи движения….Всякая причина производит следствие, не может быть следствия без причины…. А так как все движения или способы действия тел и существ зависят от некоторых причин и эти причины могут действовать лишь согласно своему способу бытия или своим существенным свойствам, то отсюда следует заключить, что все явления необходимы и всякое существо или тело природы при данных обстоятельствах и присущих ему свойствах не может действовать иначе, чем оно действует».

П.Гольбах придерживается философской позиции,как….

Субъективизм

-детерминизм

Эвдомонизм

17.

Вернадский

-Ортега-и-Гассет

18. «…когда для заурядного человека мир жизнь распахнулись настежь, душа его для них закрылась наглухо..»

-духовным кризисом

-ростом жизненных запросов

Жаждой знаний

-неблагодарностью к цивилизации

Экономическим кризисом

Заурядностью позиции

19. «…когда для заурядного человека мир жизнь распахнулись настежь, душа его для них закрылась наглухо..»

- Массовым

20. «Что же ты такое, господи Боже, больше которого нельзя себе представить? Что же, если не то, что, будучи превыше всего, единственное, существуя само по себе, все остальное создало из ничего?...» (Ансельм Кентерберийский).

- Средневековья

Нового времени

Просвещения

Возрождения

21 . «Что же ты такое, господи Боже, больше которого нельзя себе представить? Что же, если не то, что, будучи превыше всего, единственное, существуя само по себе, все остальное создало из ничего?...» (Ансельм Кентерберийский).

Философская позиция, согласно которой Бог, существуя сам по себе, все остальное создает из ничего, называется….

- креационизм

22.

Аристотель

Р. Декарт

-Фейербах

23. «Но в чем же заключается сущность человека, сознаваемая им?»

-сердце

Ощущение

-разум

Самосознание

-воля

24.

-буддизма

Кантианства

Картезианства

25. «Причина человеческих страданий, несомненно, заключается в жажде физического существования и в иллюзорности мирских страстей. Если проследить происхождение этих страстей и иллюзий, обнаружится, что они коренятся во всепоглощающих, имеющих инстинктивное происхождение желаниях. Так, желание, основывающееся на сильной воле к жизни, ищет желаемого, даже если оно иногда оказывается смертью. Это называется истиной о причине страдания» (Будда).

-желаниях

26. «... Своеобразие психического мы изобразим не линейными контурами, как на рисунке или в примитивной живописи, а скорее расплывчатыми цветовыми пятнами, как у современных художников. После того как мы произвели разграничение, мы должны выделенное опять слить вместе. ...Можно спокойно усомнится в том, что на этом пути мы достигнем последней истины, от которой ждут всеобщего спасения, но мы все-таки признаем, что терапевтические усилия психоанализа избрали себе аналогичную точку приложения. Ведь их цель - укрепить Я, сделать его более независимым от Сверх-Я, расширить поле восприятия и перестроить его организацию так, чтобы оно могло освоить новые части Оно. Там, где было Оно, должно стать Я».

-З. Фрейд

П. Гольбах

27. «... Своеобразие психического мы изобразим не линейными контурами, как на рисунке или в примитивной живописи, а скорее расплывчатыми цветовыми пятнами, как у современных художников. После того как мы произвели разграничение, мы должны выделенное опять слить вместе. ...Можно спокойно усомниться в том, что на этом пути мы достигнем последней истины, от которой ждут всеобщего спасения, но мы все-таки признаем, что терапевтические усилия психоанализа избрали себе аналогичную точку приложения. Ведь их цель - укрепить Я, сделать его более независимым от Сверх-Я, расширить поле восприятия и перестроить его организацию так, чтобы оно могло освоить новые части Оно. Там, где было Оно, должно стать Я».

Врожденные идеи

-Сверх-Я

28. «Движение есть способ существования материи, следовательно, нечто большее, чем просто ее свойство. Не существует и никогда не могло существовать материи без движения. Движение в мировом пространстве, механическое движение менее значительных масс на отдельном небесном теле, колебание молекул в качестве теплоты, электрическое напряжение, магнитная поляризация, химическое разложение и соединение, органическая жизнь вплоть до ее высшего продукта, мышления, - вот те формы движения, в которых- в той или иной из них - находится каждый отдельный атом вещества в каждый данный момент». (Ф. Энгельс)

-диалектического материализма

Агностицизма

Идеализма

Платонизма


Душа, её уроки и цель Чокет Соня

Урок № 1 Вы - Божественное Бессмертное Существо

Вы - Божественное Бессмертное Существо

Каждый из вас - Божественное Бессмертное Существо, драгоценное дитя Вселенной. Ваша первоочередная цель на Земле - распознать свою истинную природу как Духовного Творческого Существа. Однако ваше эго, связанное с физическим смертным телом, противодействует этой истине всеми возможными способами, чтобы утвердить контроль над вами, заставляя вас забывать, кто вы есть на самом деле, и ввергая вас в смятение и отчаяние.

Когда вы распознаете в себе Божественное Бессмертное Существо, наделенное властью творить и овладевать многими способностями, проблем и отчаяния станет меньше, а ваши человеческие переживания станут радостными, спокойными и мирными. Пока же вы не распознаёте собственную Божественность и позволяете эго управлять вами, вы остаетесь существами боязливыми, несчастными, лишенными истинной цели на Земле - и неспособными выражать свой творческий Дух.

Самое важное для каждого из вас как Божественного Бессмертного Существа - воплощать и совершенствовать свое творческое начало. Земной план и опыт человечества представляют для вашей души лучший из возможных школьных классов, в котором вы познаёте свою цель, учитесь на собственных ошибках и развиваетесь в самых разных направлениях. Древние мистики вашего мира называли этот процесс алхимическим превращением свинца эго в золото духа.

Возможно, вы спросите: «А что это все-таки такое - Божественное Бессмертное Существо? Как это понимать?» Это надо понимать так, что вы не есть ваше тело, личность или эго; вы не прошлое и не будущее. Вы не должны определять себя через свой опыт или условия своего бытия, поскольку все это лишь инструменты, которыми вы можете пользоваться, но это не вы сами.

Каждый из вас - дух, небесный Разум, созданный Богом и неограниченный по своей природе. Вам нет нужды становиться «духовными» - в вашем мире такая цель предполагает, что у вас есть какой-то фундаментальный порок, который нужно исправить или преодолеть. Но это не так. Вы уже дух. Примите эту истину, выражайте ее, любите ее и радуйтесь ей.

Не существует никакого внешнего мира, из которого вы якобы должны черпать признание или одобрение. Есть лишь одна семья - человечество, в которой все люди неразрывно связаны одним Божественным телом. Каждый из вас - часть этого сообщества, святое выражение Божьей любви и дитя Бога.

А не дает вам этого осознать именно ваше эго, часть временного физического проводника - того тела, в котором каждый из вас учится здесь, на Земле. Эго пытается все контролировать и хочет заставить вас поверить, что таким образом оно заботится о вас. Оно всего боится, морочит вам голову, манипулирует вами и делает все возможное, чтобы отвлечь вас от познания собственного духа, истинного «Я». Не подпадайте же под его чары!

Однако мы не советуем вам пытаться избавиться от своего эго, ибо, в сущности, это и невозможно. До тех пор пока вы живы, будет жить и эго. Попытка «вырвать его с корнем» - это бессмысленная игра в кошки-мышки, мешающая вам жить в духе.

Лучше возлюбите этот свой обременительный аспект и примите его таким, каков он есть: как ограниченную часть самих себя, желающую вас контролировать. Смейтесь над своим эго (благосклонно, разумеется) и игнорируйте его восприятие. Эго - это не голос вашего сущностного «Я», оно не выражает истину. Слушая свое эго, вы переполняетесь негативом и страхом. Оно смущает ваш дух бесконечными опасениями, требованиями и угрозами, которые, если вы обращаете на них внимание, будут лишь возрастать.

Вместо того чтобы фокусироваться на этих лживых советах, настройтесь на свой Божественный Бессмертный Дух. Он приведет вас к истине о том, что каждый из вас - драгоценное дитя Божье. Бог, Вселенная, ваши наставники и ангелы и, конечно же мы, Эмиссары, - мы все очень вас любим. Как благословенное дитя Духа, каждый из вас создан из одной лишь любви. Научитесь ценить себя, как это делает Бог, - всецело, свободно и безусловно. Вы на Земле для того, чтобы воспринять эту истину и овладеть ею.

(Как я уже говорила в предисловии, те части текста, которые даются обычным шрифтом, надиктованы Эмиссарами Третьего Луча, а части, выделенные курсивом, - это мои собственные истории и размышления, написанные мною. - Соня.)

Помнится, самый первый раз мне преподала этот урок Сью, моя лучшая подруга, тоже наделенная экстра-сенсорными способностями. Мне тогда было 11 лет. Мы играли в школе в камешки, и вдруг она наклонилась ко мне и прошептала: «Мне нужно что-то тебе рассказать». Заинтригованная, я взглянула на нее, по-прежнему продолжая игру, а она, подождав, пока я не закончу и не уделю ей все свое внимание, вдруг выдохнула: «Знаешь что? А ведь мы - Бог».

Моя реакция была мгновенной. Хотя я тоже была экстрасенсом и имела постоянные контакты с духовными существами, при этом я была «доброй католичкой» и никогда не слыхала подобных «нарциссических» заявлений. Меня учили тому, что все мы грешники, рожденные во грехе, и не попадем в рай, если не примем крещение. Заявление Сью, что мы Бог, было из ряда вон выходящим и противоречило всему, чему меня учили в школе. Для меня это звучало как святотатство.

- Тихо ты! - шикнула я на подругу. - Не говори так, тем более вслух.

- Говори что хочешь, - спокойно ответила та, - но это правда.

Ее спокойная уверенность меня впечатлила. Откуда она знает? Почему она такая смелая? Неужели она ничего не боится? Мы ведь все-таки католики!

Подождав, когда мои чувства улягутся, Сью спокойно поведала мне, что посещает публичную библиотеку,отдел метафизической литературы, где читает книги Эрнеста Холмса, мадам Блаватской и других теософов.

- В этих книгах великие учителя говорят, что мы Божественны. И я верю им. Надеюсь, ты тоже поверишь, - сказала она.

Тогда ее слова испугали меня. Это казалось такой... гордыней, что ли. По крайнем мере, с точки зрения усвоенных мною католических догм. И все же на интуитивном, я бы даже сказала органическом, уровне я чувствовала, что это правда. Это ощущалось как правда, и я не могла просто взять и отмахнуться от нее.

На этом мы прекратили разговор, так как я боялась, что нас могут услышать и у нас будут неприятности. Но слова Сью прочно засели в моей голове, и я не могла избавиться от этой мысли. Я начала размышлять над ними и даже тайком стала посещать библиотеку, чтобы прочесть те же книги. И в них действительно говорилось то, что рассказала мне Сью.

К тому времени, когда мне исполнилось 14 лет, семена моей личной Божественности проросли и пустили корни. Я никому не рассказывала об этом, за исключением своей матери, но она и мои духи-наставники были согласны со Сью: мы Божественны. Вскоре после этого я познакомилась с одним из моих самых сильных духовных учителей - доктором Талли. В первой же беседе он подтвердил сказанное Сью и прочел мне целую лекцию о сакральной природе человека. Я поверила ему, и с того времени моя цель в жизни обозначилась.

Потом я встречала немало людей, приходивших к той же. истине, к осознанию природы своей души раз-личными способами. Одних, как и меня, это шокировало, других интриговало, а третьих пугало, и даже боль-ше, чем меня. Однако со временем этот урок приносит большое облегчение. Мы действительно Божественные существа, и клетки нашего тела знают об этом. Чем скорей мы усвоим эту истину, тем скорей обретем внутренний мир. Нам необходимо понять это прямо сейчас, чтобы мы перестали жить и действовать под влиянием страха и не отвергали себя и других из-за недостатка любви к себе. Мы все однажды окажемся перед лицом этой истины. Это тайна, которая больше не может быть скрыта от нас. И когда в нас пробудится должное осознание, оно прозвучит как призыв к овладению этим уроком, и тогда перед нами обозначится цель.

Теперь вы можете применить этот урок на практике.

Если эта информация для вас совершенно новая и вам трудно поверить в то, что вы или кто-то другой хоть немного Божественны; если подобные величественные мысли вам кажутся надменными и высокопарными или у вас большую часть времени занижена самооценка, - значит, вы новичок в этом уроке.

Если вы признаёте, что по большому счету вы есть душа, но вам трудно поверить в свою святость; если допускаете возможность стать Божественным, но только не в этой жизни; если в целом судите о себе и мире исходя из мнения окружающих и продолжаете беспокоиться по поводу своей внешности, - значит, вы ученик.

Если вы не скрываете своих мыслей, мыслите глобально, чувствуете любовь Бога и знаете, что вы есть духовное существо, - значит, вы пребываете на стадии подмастерья.

Если вы приемлете свою Божественность, не противитесь своему Бессмертному Духу, живете сакральной жизнью или размышляете над тем, как лучше претворить желаемое в жизнь, - значит, вы на верном пути к мастерству в этом уроке.

Если вы новичок:

Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и осознайте, что дыхание дает вам жизнь. Оно - основа вашего духа.

Радостно размышляйте о своем духе и о том, что, как поется в песне, «разжигает в вас огонь».

Обращайте внимание на сходство между людьми, а не на различия между ними, и подмечайте во всех человеческих существах только хорошее - или даже великое.

Перестаньте искать одобрения у окружающих.

Если вы ученик:

Фокусируйтесь на том, что любите и цените в себе, выражая эту оценку вслух и как можно чаще.

Вслух полностью одобряйте себя.

Отметьте те виды деятельности, которые приносят вам покой и умиротворение, и занимайтесь ими.

Утверждайте себя в мысли, что Создатель любит вас.

Если вы подмастерье:

Ежедневно напоминайте себе о том, что вы - Бог.

Смотрите не на внешность людей, а на их душу.

Распознавайте Дух во всех существах.

Игнорируйте любую мысль или любое чувство, заставляющие вас сомневаться в собственной значимости, и фокусируйтесь исключительно на жизни в Духе.

Если вы чувствуете, что находитесь на пути к мастерству и полному усвоению этого урока:

Смейтесь над своим эго.

Продолжайте служить для других образцом любви к себе и приятия себя, Будьте открыты своей Божественной Природе, Любите себя без всяких условий.

Урок души:

Вы - Божественное Бессмертное Существо.

Цель души:

Любите себя, как вас любит Бог.

Из книги Очерк православного догматического богословия. Часть I автора Малиновский Николай Платонович

I. Существо Божие § 15. Содержание учения? существе Божием. Понятие? существенных свойствах Божиих и их разделение. I. Бог во внутреннем существе Своем не может быть постигнут никаким ограниченным разумом. Познаваемою в существе Божием является та Его сторона, которою Он

Из книги Умное делание. О молитве Иисусовой автора Игумен Валаамского монастыря Харитон

III. СУЩЕСТВО ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ 112. Обращают внимание на христианское воспитание, но не доводят его до конца, или оставляют без внимания существеннейшие и труднейшие стороны христианской жизни, останавливаясь на легчайших, видимых, внешних. Это недоконченное, или не как

Из книги Основы православной культуры (Учебник для четвертого класса) автора Кураев Андрей Вячеславович

Урок 17 курса «Основы Православной культуры». Обобщающий урок Зачетное занятие давайте проведем в виде праздничного проекта, который и станет вашим зачетом. Хорошо, если зачет друг другу поставите вы сами, опираясь на то представление о любви, которое могло у вас

Из книги Душа после смерти автора Серафим Иеромонах

3. «Светящееся существо» Эту встречу д-р Моуди описывает как «возможно самый невероятный из всех элементов в изученных сообщениях, который оказывает самое глубокое воздействие на личность». [«Жизнь после жизни» стр 45]. Большинство людей описывает это переживание как

Из книги Теософия автора Штайнер Рудольф

Из книги Моя духовная биография автора Гьяцо Тензин

Из книги Смысл жизни автора Трубецкой Евгений Николаевич

Из книги Бхагавад-Гита (пер. Бхарати Свами) [Бхагавадгита, бхагаватгита, бхагават-гита] автора Автор неизвестен

Из книги Бог и человек автора Верховской Сергей Сергеевич

I Я КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО

Из книги Религия Креста и религия полумесяца: Христианство и Ислам автора Максимов Юрий Валерьевич

II. Смертное и бессмертное с человеческой мысли Тут я подхожу к вопросу, который, со дня появления известного труда П. А. Флоренского «Столп и утверждение истины», служит предметом наиболее обостренного спора в русской религиозной философии.По поводу высказанного в

Из книги Пасхальная тайна: статьи по богословию автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Глава 15 - Высшее существо 15.1 Всевышний сказал: Писания гласят, что вещественный мир подобен баньяновому дереву, корни которого растут вверх, а ветви вниз. Это дерево существует вечно, хотя и живет недолго. Его листья - ведические изречения. Зная, как устроено это дерево,

Из книги Очерки сравнительного религиоведения автора Элиаде Мирча

Глава вторая. СУЩЕСТВО БОЖИЕ «В Боге бытие совпадает… со всеми свойствами, которые только можно приписать Его простой множественности и множественной простоте», говорит бл. Августин… Бог есть единое Существо - целостное многоединство бытия, «множественная простота»…

Из книги Книга Урантии автора жители Небесные

Существо греха Что есть грех? По мусульманскому учению, грех - неведение Божественного закона. Вообще ислам - религия максимально рационализированная. Знанию (положительному, религиозному) придается подчас едва ли не решающее значение: «Ученый мог бы и не совершать

Из книги автора

2. Человек - существо теоцентрическое Чтобы понять, что такое «свобода в Духе Святом», вспомним прежде всего парадоксальное утверждение св. Иринея Лионского: «Совершенный человек есть соединение и союз души, получающей Духа Отца, с плотью, которая создана по образу

Из книги автора

17. ДРЕВНОСТЬ ВЕРЫ В ВЕРХОВНОЕ НЕБЕСНОЕ СУЩЕСТВО Мы не можем с точностью утверждать, что почитание небесных божеств было первой и единственной верой первобытного человека, а все прочие формы религии появились позже и являются побочными. Хотя, как правило, вера в Верховное

Из книги автора

VII. ВЫСШЕЕ СУЩЕСТВО Что касается отношений в вечности, в мироздании действует двухчастный механизм Божества. Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух - вечные, экзистенциальные существа, в то время как Бог-Высший, Бог-Предельный и Бог-Абсолютный суть актуализирующиеся личностные