Никто не может назвать иисуса господом. Твой лучший друг

ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА

Кэтрин Кульман

Полагайтесь на Святого Духа

Дух Святой это Дух Божий. Он вдохновлял святых людей древности написать Писание. Через озарение он дает людям способность к пониманию истины. Он превозносит Христа. Он обличает в грехе, праведности и суде. Он призывает людей к Спасителю и производит восстановление. Он дает рост христианскому характеру, утешает верующих и раздает им духовные дары, которыми они служат Богу через Его Церковь. Он запечатлевает верующих в день окончательного искупления. Его присутствие в христианине это Божье удостоверение приведения верующего в полноту Христову. Он просвещает верующего и церковь, давая силу, поклонение, благовестие и служение.

"Не хочу оставить вас, братия, в неведении о дарах духовных. Знаете что, когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам так, как бы вели вас. Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.

Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу:

Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом; иному вера тем же Духом; иному дары исцелений тем же Духом; иному чудотворение, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же это производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно".

1 Коринфянам 12:1-11

Глава 1

Цель Божьих даров

Вместе с вами мы изучим один из интереснейших и богатейших информацией предметов, которое мы когда-либо рассматривали. Давайте займемся темой - Дары Святого Духа, с открытой Библией и открытым разумом, когда Сам Дух Святой станет нашим Учителем. Это Он держит ключи к успешной, плодотворной и победоносной христианской жизни, и через Его дары мы прославляем Божьего Сына, Иисуса Христа.

В вопросе о духовных дарах мы скалываемся с двумя крайностями. Во-первых, преувеличение. Кое-кто осуждает чудесное действие Святого Духа из-за своего неправильного подхода к сверхъестественной силе Духа. Я думаю, что большинство из нас могут привести многие примеры фанатизма, извращающего это учение, отчего оно страдает и выхолащивается. Есть и другая крайность - обычное дитя Божье пренебрегает этим и не знает учения Слова Божьего о духовных дарах. Чтобы ему не выглядеть фанатиком или не впасть в то же самое преувеличение, христианин часто пренебрегает учением Слова Божьего относительно духовных даров.

Хочу, чтобы вы кое-что увидели. Дары Святого Духа - это наши способности для служения. Они даны для служения и только для служения. Павел назвал некоторые из даров в 12 главе 1 послания к Коринфянам, и я хочу отметить здесь нечто очень важное. Мы всегда говорим о ДЕВЯТИ дарах Духа. Мы принимаем тот факт, что даров Духа девять и что это исчерпывает нужду. Почему мы считаем, что это все, что дано? Почему мы так быстро ограничиваем Бога? Не ограничивайте Бога только девятью дарами, Его обеспечение неограниченно. Павел назвал девять даров в послании к Коринфянам, но есть гораздо больше. Дары Святого Духа даны каждому человеку именно так, как это "угодно Святому Духу". Мы личности в Его глазах и Бог знает нас лучше, чем мы сами себя знаем, и дает нам дары, которые подходят каждому из его детей.

День, в который мы живем, кажется нам уникальным, но те проблемы, с которыми сталкивался апостол Павел, очень похожи на те, с которыми сталкиваются церкви сегодня -неведение относительно духовных даров. Это неведение, со стороны обычного, называющего себя христианином человека, относится не только к духовным дарам, но и к неведению относительно Самого Святого Духа. Мы нуждаемся в хорошем, здравом библейском учении относительно третьей ипостаси Троицы. Поэтому давайте исследовать внимательно эту ипостась и этот предмет, который является жизненно важным в служении Слова Божьего, чтобы мы могли раскрыть ту часть, которую каждый человек мог бы иметь в служении.

Помните, что есть только один Святой Дух! Он та самая ипостась Святой Троицы, которая наполняет сосуд и крестит Духом и которая дает дары, помимо чудесного дара Его Самого. Духу приписывалось много преувеличений, точно так же, как в церкви в Коринфе отмечались непорядки и смущения. Так было там, и так это происходит сегодня из-за непонимания Личности Святого Духа и Его даров.

Глава 2

"не дам Славы Моей иному" (Исаия 42:8)

Если вы чуть-чуть осторожны, если вы не любите вещи, несущие на себе ярлык "дела Святого Духа", то один из величайших критериев, которые я могу дать вам: Дух Святой всегда будет прославлять, всегда будет открывать, всегда будет продвигать Иисуса и только Иисуса!

Сколько раз я желала бы побывать за этим огромным столом, где Отец, Сын и Святой Дух рассматривают план спасения человечества, чтобы услышать из уст Иисуса, как Он предложил пойти и принять на Себя человеческий вид. Каждый член Троицы играл определенную роль в нашем спасении, и я почти что слышу, как Дух Святой говорит: "Я буду там, чтобы прославлять Иисуса на земле и в сердцах людей".

Дух Святой - это самый величайший покровитель, который когда-либо жил, и Он выдвигает только одну Личность: Иисуса Христа, Сына Живого Бога. Я никогда не говорила об этом иначе, вы никогда не услышите от меня ничего другого, помните это до тех пор, пока я живу: если Дух Святой являет Свою силу, Он всегда будет открывать и прославлять ИИСУСА, и никакую другую личность.

Мы все видим мужчин и женщин на религиозной работе, которые делают все, что только возможно, чтобы заработать славу себе и своему имени. Но Святой Дух не прославляет личности. Никогда! Он ославляет Иисуса, и Сам Иисус сказал: "Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе" (Ин. 12:32).

Павел, духовный гигант, понимал это в совершенстве, и одну из самых знаменательных вещей, которые он когда-либо писал, находим в 1 Тим. 1:15: "Что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я ПЕРВЫЙ". Несмотря на чрезвычайные откровения Пава и тот опыт, который он имел на горе; несмотря на его славное знание того, что от Бога, он продолжал считать себя наименьшим, первым грешником. Он считал себя ничем, и никогда не пытался построить для себя империю, чтобы продвинуть себя.

Это объясняет, почему Святой Дух, через преданный сосуд, превозносит Иисуса; и когда Иисус, был вознесен, жизни были славным образом изменены силой Божьей. В этом заключен секрет служения Павла и нашего личного свидетельства для Господа Иисуса Христа сегодня.

Глава 3

"так говорит Господь"

Нет ничего более могущественного, чем написанное Слово Божье. Если я говорю одно, а Библия учит другому, то Библия права. Если ваша церковь или пастор учит одному, а Библия другому, Библия права. Иногда я думаю, что самое тяжелое в мире для людей отвернуться от своих предвзятых идей и снова вернуться к Слову Божьему. Это будет прекрасный день, когда все, называющие себя христианами, независимо от деноминаций, вернутся к Слову Божьему, к тому "как говорит Господь". У нас развилось так много "экклезиологии", так много теории, так много того, что мы называем "кредо". Есть слишком много человеческих учений и осталось так мало из того, "что говорит Господь".

Позвольте мне повторить утверждение, которое я делала уже раньше: есть только ОДИН Дух Святой, и если вы думаете, что я слишком обостряю факты, то, возможно, тот опыт, о котором я расскажу здесь, поможет вам понять.

Я стою перед огромным собранием, когда Святой Дух использует этот сосуд, говоря через уста из глины, прекрасно осознавая помазание Святого Духа на моем теле. Дух Святой плавит сердца, приготавливая их принять Христа; и вдруг кто-то в зале прерывает это, какой-то человек отвлекает собрание и начинает молиться на языках или давать свое личное свидетельство.

Послушайте меня! Есть только ОДИН Святой Дух. Он не прерывает Себя, когда говорит через сосуд, неся послание вечной жизни. Когда он перестает говорить, все становится другим, потому что "дары различны", и мы все члены одного Тела; но будем помнить, что все должно быть "благопристойно и чинно" (1 Кор. 14:40). Бог не есть Бог смущения или беспорядка, но мира и гармонии, Который назидает, обучает и ободряет Свой народ.

Глава 4

Дух Святой: личность или дар?

Давайте ясно разберемся при заложении основ нашего исследования личных даров Святого Духа. Есть разница между получением одного или больше духовных даров и славным опытом исполнения Духом. Когда речь идет о чудесном переживании исполнения Духом (возможно, вы называете это крещением Святым Духом), всегда помните, что это есть отдельное духовное переживание, отдельное от рождения свыше; и если вы член Тела Христа, если вы были рождены в Божью семью, рождены в Его Церковь, то этот опыт для ВАС. Не имеет значения, к какому религиозному течению и какой церкви вы относитесь. Если вы были рождены в Тело Христово, то это чудесное переживание исполнения Святым Духом является частью вашего наследия.

Откройте вторую главу книги Деяний. Мы видим там это славное переживание в горнице, когда Святой Дух пришел, и они все были исполнены Духом. Затем Петр, говоря под благословением Святого Духа, сказал иудеям и набожным людям, собравшимся в Иерусалиме: "Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим, и ВСЕМ дальним, Кого ни призовет Господь Бог наш" (Деян. 2:38, 39).

Верю, что Дух Святой, говоря через уста Петра, очень четко выразил это, чтобы кто-нибудь не сказал потом, что этот опыт исполнения Святым Духом относится только к ранней Церкви. Дух Святой включил всех, говоря: "Вам принадлежит обетование и детям вашим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш". Если вы были призваны быть христианином, быть в семье Божьей, быть наследником Божьим и сонаследником Иисуса Христа, то тогда вы призваны к тому, чтобы исполниться Духом, Это есть часть твоего наследия.

Многие из вас ходят истощенными и наполовину голодными духовно. Нет ничего удивительного, что вы не можете повлиять больше ни на кого другого. Нет ничего удивительного, что люди смотрят на вас и думают: «Если это христианин, то я не хочу быть таким, потому что в этом нет радости, в этом нет силы и в этом нет жизни!" Но когда вы получаете все, что Иисус дал вам как христианину, вы наслаждаетесь своим наследием и становитесь счастливейшим человеком в мире. Поэтому идите и начните завоевывать наследие, которое ваше уже сейчас!

Теперь вы уже не воспринимаете это неправильно и не думаете, что я говорю, что у вас не будет скорбей или разочарований в вашем христианском хождении. Я не говорю, что вы никогда не будете болеть физически, потому что никто из нас не имеет гарантии против болезней и немощей, никто из нас не гарантирован против скорбей или сердечных печалей и разочарований. Фактически Иисус сказал, что мы не только будем иметь беспокойства, но мы будем иметь гонения! Однако, несмотря на это все, мы можем одерживать победы; мы можем иметь уверенность внутри нас, которую невозможно передать в словах. Бог дал нам силу через Личность Святого Духа, которая позволит нам подняться над нашими трудностями. Они не сломят нас, и мы будем не только победителями над несчастьями, которые происходят в нашей жизни, но мы будем БОЛЕЕ чем победителями через Христа, который возлюбил нас. Мы будем обладать внутренней радостью, мы будем обладать уверенностью, зная, что ничего не может произойти с нами, кроме того, что Бог позволил или допустил. Мы можем пребывать в уверенности, что все, что приходит в нашу жизнь, мы можем ИСПОЛЬЗОВАТЬ для духовного роста, прогресса и для Божьей славы.

Неспасенный человек и дитя Божье, могут встретить одну и ту же проблему, они могут оказаться в одной и той же ситуации, которая может одолеть неспасенного человека. Однако такие же точно обстоятельства в жизни христианина могут использоваться для славы Божьей и приносить духовный рост, усиливающий наш собственный характер. Это то спасение и та духовность, в которую я верю. Это есть ежедневная программа в нашем хождении день за днем, и это работает!

Глава 5

Дар есть дар

Как объяснить вам реальное значение дара? Некоторые люди живут и умирают, так и не узнав на самом деле, что есть дар - "прикрепленные" к нему "струны", и не ставя за этим даром никаких целей. Когда дает Дух Святой, это действительно даяние с подлинной любовью, следующей за тем даром, который Он дает. Пока мы не испытаем Божье даяние нам, мы не сможем знать на самом деле, КАК давать, или понять все то, что вовлечено в даяние.

Только Бог знает, как сильно я хочу сотворить лучшее, что Он предназначает для меня, и я искренно жажду лучших Его даров. Я могу жаждать дар, но нигде в Слове Божьем не сказано, что мы должны ВЫМАЛИВАТЬ Его дары. Он дает Сам, Он делает это из Своего великого сердца. Я пытаюсь жить, угождая Ему, так сильно желая занять такую позицию, которую... Как это выразить? Я не могу использовать слово "достойна", потому что Его дары не заслуживаются. Они даются нам не потому, что мы достойны, ни один из нас не достоин Божьих благословений. Другими словами, мы не можем "заработать" дар - дары даются, потому что Дающий хочет давать, и Его дары исходят из сердца.

Позвольте привести вам пример. Вы работаете за свою зарплату. Вы вкладываете много часов в ежедневную работу. Вы зарабатываете и получаете свою зарплату, но дар - это нечто совершенно другое. Это дается вам не за вашу работу, это не есть награда за что-то, что вы сделали - вы получаете это не за свои моления. Это дается потому, что дающий захотел подарить вам этот дар, и давая, Он получает такую же сильную радость, какую и тот, кому дается.

Таким же точно образом, каким Дух Святой контролирует распределение Своих даров, Он также контролирует и каждый дар сам по себе. Прочитайте 1 Коринфянам 12:7: "Но каждому дается проявление Духа на пользу". Мы видим, что дары Духа называются здесь "проявлением Духа". Всякий раз, когда мы видим "дары Духа" в действии - дар ли это исцеления, или это дар веры, или дар чудотворения, или это дар мудрости или знания, всегда знайте, что это "проявление Духа." Поэтому, если кому-то был дан дар Духа и он знает, что ему был дан этот дар, он не станет говорить об этом и не будет им хвалиться, потому что он будет осознавать факт, что ничего не происходит от него самого - это есть проявление Духа.

Дух совершает эти чудесные вещи через тело. Это не есть какая-то естественная способность, которую Дух Святой благословляет. Все эти индивидуальные принадлежности суть тело, сосуд, добровольное желание, полная отдача Богу тела, души и духа. Иисус Сам должен был полностью отдать себя Отцу и Святому Духу, прежде чем начать Свое земное служение, Даже в последние часы в Гефсиманском саду, когда Он видел пред Собой крест, Иисус по Своей собственной воле должен был подчинить Свою волю Отцу: "Впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мтф. 26:39). Когда мы полностью подчиняем себя Богу, Он возьмет этот сосуд и будет его использовать, но это ЕГО СИЛА. Это сам Дух Святой дает проявления.

Бог знает, что я никогда в своей жизни не говорила, что имею какой-то дар. Я чувствую, что все, что Дух Святой доверил мне, это нечто очень священное, драгоценное сокровище, которое есть проявление Святого Духа и ничего от Кэтрин Кульман. Ни один святой, живший когда-либо на земле, не владел чем-то от себя, чем он мог бы хвалиться. Павел, один из величайших религиозных лидеров всех времен, никогда не произнес ни одного слова хвастовства относительно даров Духа, которые были явлены через его жизнь. Почему? Потому что чем глубже человек идет в своем посвящении, тем больше он начинает осознавать, что он есть абсолютное ничто без силы Божьей. Без проявления Святого Духа человек просто плоть, кровь и кости. Только Святой Дух дает силу.

Вот почему дары Духа называются "проявлениями Духа". Апостолы могли делать сверхъестественные вещи, только иногда они были движимы Святым Духом. Когда мы читаем рассказ апостолов о проявлении силы Святого Духа в их жизни, мы удивляемся этому, это так захватывающе. Но помните вот что: это тот же самый Святой Дух, Которого знаем вы и я, и эти апостолы и христиане ранней церкви могли делать сверхъестественные вещи, только когда они были движимы Духом. Иисус Сам мог делать те могущественные и великие дела только тогда, когда Он был движим Святым Духом.

Все мы читали этот чудесный отрывок в Деяниях 3:1-11, когда Петр и Иоанн проходили мимо хромого человека около Красных ворот. Петр, без сомнения, видел этого хромого человека десятки раз, потому что день за днем он был там среди нищих, просящих милостыню у ворот храма. И апостолы, устанавливая церковь в Иерусалиме, встречали его в храме ежедневно задолго до того, как этот человек был исцелен. Но это произошло лишь тогда, когда Петра подвиг Дух, и он заговорил с ним. В этот момент Дух Святой сошел на Петра, и ему был дан Духом чудесный дар исцеления. Если бы он попробовал исцелить хромого без Духа, ничего бы не произошло; потому что без Святого Духа, без дара Духа и без силы Духа Петр оставался обычным христианином, спасенным благодатью Божьей. Нет ничего от нас: "Потому что Бог производит в нас хотение и действие по Своему благоволению" (Флп. 2:13).

Мы все знаем, что есть люди, которые ОТ ПРИРОДЫ одарены и талантливы, от рождения обладают более высокой интеллектуальностью и большими способностями, которые ставят их на голову выше остальных. В вашей собственной семье, среди ваших детей, один может быть более интеллектуален, чем другой. Он был рожден от тех же самых родителей, воспитывался в том же самом доме, в тех же самых условиях, в той же самой обстановке и имел те же возможности. Однако ему почему-то было легче учиться и получать высокие отметки в школе легче, чем для его брата или сестры, которые учились посредственно, хотя и затрачивали больше усилий, чтобы достигнуть результатов. Вы можете это понять? Нет.

С другой стороны, когда мы говорим о дарах Святого Духа, мы не говорим о людях, которые более развиты от природы. Мы говорим о сверхъестественной передаче им способностей. Они могут быть не особенно одаренными от природы, но когда речь идет о духовных вещах, они больше знают о Слове Божьем, лучше понимают Библию, чем те, кто, может быть, проучился в теологической семинарии и заработал много степеней. Какая разница? Это то же самое, о чем говорит Павел в двенадцатой главе 1 Коринфянам: это сверхъестественная передача способностей от Духа Святого.

Пожалуйста, прочитайте 1 Коринфянам, главу 12 стих 1, и посмотрите, что сказал Павел: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении о дарах духовных". Мы понимаем, глядя на слово "братия", что Павел обращается не к невозрожденным. Он не обращается к тем, кто ничего не знает о духовных вещах. Он обращается к тем, кто являются членами Тела Христова, и говорит с ними о предмете, в котором они находились в неведении. Павел хотел, чтобы они знали, что те дары, о которых он говорит, могут им принадлежать.

Если вы здоровый христианин и в вашей жизни есть духовный рост, если вы ежедневно побеждаете в своей христианской жизни, то тогда в вашем сердце будет желание иметь в жизни своей больше того, что от Иисуса и того, что от Святого Духа. Не думайте, что с вами что-то ненормально, если вы не удовлетворены и если глубоко внутри себя вы находите искренний голод и желание большего познания Бога и Его Слова. Это - надежный признак того, что вы здоровый христианин. Наоборот, вас должно очень встревожить, если у вас нет голода по духовным вещам, если вы не желаете более глубокого опыта общения с Богом, если вы пришли в такое место, где вы удовлетворены. Слово Божье говорит: "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся" (Мтф. 5:6).

Я никогда не уходила со служения чудес, когда видела славнейшее проявление Божьей силы и чувствовала еще более интенсивное желание увидеть более того, что я видела. Почему? Потому что я знаю, что как-то и когда-то я ограничила Бога, и есть еще те ресурсы во Христе Иисусе, которые я еще не постигла. Самые величайшие из святых, которые когда-либо жили, никогда не получали ВСЕГО из того, что Бог имеет для человека. Поэтому не бойтесь того, что от Духа. Стремитесь и стремитесь с жаждой ко всему, что Дух Святой имеет для вас. И вы всегда можете быть уверены, что Он дает вам наилучший дар, подходящий для вас. Он не даст вам дар, который не дополняет вашу личность, и всегда принимает во внимание ваши желания или ваши слабости. Наш Господь всегда является мудрым даятелем.

Глава 6

Господство Христа

Религиозные условия христиан в Коринфе сильно отличались от того опыта, который имел Павел в иудейской религии. До своего обращения они ничего не знали о Живом Боге, Моисеевом Законе, чудесах, совершавшихся в Ветхом Завете пророками. "Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам так, как бы вели вас" (1 Кор. 12;2). Здесь Павел использует слово "вели", говоря о сатанинской силе; и действительно за идолопоклонством стоит сатанинская сила. "Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божьим не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1 Кор. 12:3).

Читая, мы видим, что апостол проводит очень ясную черту между христианством и любой системой человеческих предрассудков. Здесь мы видим нечто большее, чем просто искренность, потому что человек может быть искренним в заблуждении. Кто-то может быть очень религиозным человеком, крайне религиозным, и очень искренне соблюдать все свои религиозные ритуалы; и, тем не менее, он может быть в конечном итоге искренне неправ в своей искренности. Любая религия, которая отвергает Божественность Иисуса Христа, любая религия, которая отвергает искупительную Кровь Сына Живого Бога, является не христианской, но антихристианской. Вот что проводит четкую границу во всем мире - как вы относитесь к Иисусу, Сыну Живого Бога.

Христианство и только христианство превозносит Иисуса Христа, Сына Живого Бога, и принимает Его Божественность. Другие религии отвергают Его Господство, предавая Его заклятию, потому что только Духом Святым мы можем признать Господство Иисуса.

Подсчитывали ли вы, сколько раз Павел в послании к Коринфянам использует титул Господь применительно к нашему чудесному Спасителю? Это истинно послания Господства Иисуса Христа, и мы призваны всегда признавать Его Господство, Его абсолютный авторитет над нашими сердцами и над нашей жизнью. При любых обстоятельствах помните, что Дух Святой признает Господство Иисуса Христа; и вы и я, как члены Его Тела, также должны признавать Его абсолютный авторитет над нашими сердцами, разумом и жизнью.

Это относится и к духовным дарам. Во-первых, мы должны всегда помнить ту цель, для которой дары были даны - распространение Евангелия и созидание церкви; во-вторых, мы всегда должны признавать Его Господство над каждым даром, данным Духом. Он имеет абсолютный авторитет над каждым даром, который Он дал. Мы есть слуги Всевышнего Бога, и Он есть наш Господь; но, судя по поведению некоторых христиан, можно подумать, что они являются господами, а Он их слугой. Я не проявляю никакого неуважения и не кощунствую, когда говорю это, но это правда. Я столько раз была свидетелем духовного фанатизма в некоторых религиозных организациях; я видела столь много духовной гордости в жизни некоторых христиан, которые представляют себя так, будто ОНИ имеют господство, что это ОНИ управляют, что это ОНИ все контролируют и что Господь Иисус Христос - их слуга.

Я думаю об этом, когда слышу молящихся мужчин или женщин, когда они требуют чего-то от Бога. Я боюсь и трепещу. Друзья мои, мы лишь хрупкие творения, сделанные из глины, зависимые от Бога при каждом вздохе нашего сердца. Как мы можем сметь приказывать Ему сделать что-нибудь! Как может какой-нибудь человек посметь повелеть Богу сделать что-либо! Он есть Бог Всемогущий, и мы должны всегда помнить это.

Глава 7

Дар мудрости

Давайте изучим некоторые конкретные дары Духа, начиная с того, который многие считают наибольшим из духовных даров, Слова Мудрости. Бог совершенен и абсолютно мудр, и через этот дар Духа Он дает человеку часть Себя часть того, что является абсолютным совершенством.

Некоторые считают, что этот дар мудрости есть природный дар, освященный для служения Богу. Поскольку вся мудрость приходит от Бога, они считают, что освящение природного дара становится духовным проявлением. Но это не так. Если мы считаем, что это есть истинное толкование слова мудрости, тогда каждый учитель Библии может объявить, что он имеет этот дар, величайший из даров Святого Духа. В этом случае было бы очень трудно провести границу между учителем в воскресной школе, излагающим свой урок, и опытным библейским комментатором, доносящим глубокие библейские истины.

Есть и другие. Обладая определенной долей природной мудрости, они считают, что имеют чудесный дар мудрости, полагают, что слово мудрости означает мудро говорить, выразить факт, сказать слово "вовремя" или помочь тем, кто нуждается в совете или замечании. Если бы это было правильным истолкованием слова мудрости, то этот дар был бы более распространенным, чем мы предполагаем. Существует огромное множество людей, множество драгоценных детей Божьих, которые способны дать слово помощи другому. Фактически, каждый из нас как христианин, должен быть способным помочь тем, кто имеет проблемы или трудности.

Но подумайте! Слово мудрости это Божественное сверхъестественное откровение мыслей и намерений Божьих, переданных Духом Святым. Есть только Один, Кто имеет совершенную мудрость, только Один. Это Всемогущий Бог, включая каждого члена Троицы: Бога-Отца, Иисуса Христа Сына и Личности Святого Духа. Ни один человек не имеет совершенной мудрости. Даже Соломон не мог претендовать на это.

Прочитайте внимательно, как Библия определяет этот дар: он называется СЛОВОМ мудрости. Это Божья мудрость, частично переданная человеку. Это может быть определено как дар Слова Божьей Мудрости. Когда Бог открывает свои намерения человеку, то этот человек обладает словом Божественной совершенной мудрости. Независимо от этого сверхъестественного дара Святого Духа Господь желает вести верующих в их ежедневных усилиях, чтобы дать им необходимую мудрость для каждого конкретного случая или обстоятельств. Каждый день в своей жизни я молюсь о Божественной мудрости, Его мудрости. Но есть дар, который Святой Дух дает индивидуально, когда человеку передается буквально Божья мудрость, и Бог открывает ему Свои цели. Это есть сверхъестественный дар от Бога, а не прославление человеческой собственной природной мудрости или способностей.

Глава 8

Дар веры

Прежде чем приступить к изучению дара веры, отвечу на вопрос, который многие задают: Необходим ли дар веры для совершения чудес? Ответ - нет.

Кое-кто, возможно, удивится моему ответу, но не забывайте, что каждый дар Духа действует независимо от других. Слово Божье, которое находим в книге пророка Захарии 4:6, есть очень драгоценная и жизненно важная часть моей жизни: "Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф".

Текст Писания перед этим местом рассказывает нам, что пророк видел светильник и лампады светильника, каждая лампада действовала независимо от других; однако все они получали елей из одной чашечки. Дух Святой является елеем, и Он есть та сила, которая буквально поддерживает огонь в светильнике. Каждая лампада независима от других, но секрет силы заключается в ЕЛЕЕ Святого Духа!

Подобно этому каждый дар Духа действует независимо от других даров. Поэтому, когда мы говорим о даре веры, мы видим, что он действует независимо и не связан с даром чудотворения, с божественным исцелением или исцелением физического тела. Кто-то может иметь дар исцеления и не иметь при этом дара веры; кто-то другой может иметь дар чудотворения и не иметь дара исцеления; и при этом оба не обязательно имеют дар веры. Просто удивительно, сколь у многих из нас предвзятые идеи, и сколь многие вкладывают слова в уста Божьи, слова, которых там нет, думая при этом противоположно Слову Божьему.

Прочитайте: "Одному дается Духом... вера... иному дары исцелений... иному чудотворения". Это совершенно отдельные дары. Многие связывают веру с физическим исцелением. Когда мы говорим о человеке с великой верой, они моментально ассоциируют его с чудесами и с исцелением физического тела. Однако, кто-то может иметь дар веры и при этом никогда не видеть чудес исцеления! Существуют тысячи, даже десятки тысяч чудес, которые не имеют никакого отношения к физическому исцелению. Может быть великая вера, кто-то может иметь дар веры и не иметь силы в этой жизни помолиться за исцеление больного.

Вера - это не то, что мы носим с собой, или вещь, которую мы можем положить в карман и вытаскивать каждый раз, когда нам захочется на нее полюбоваться. Мне всегда хотелось, чтобы я могла положить веру в какую-нибудь маленькую коробочку, чтобы всякий раз, когда вам нужна вера, я посылала бы вам эту маленькую коробочку. Но могу сказать вам: веру невозможно смастерить или изготовить.

Позвольте проиллюстрировать. Есть люди, которые отрицают тот факт, что вороны кормили Илию дважды в день хлебом и мясом; которые сомневаются, что Даниил был защищен Богом от львов во рву, и полностью отвергают реальность того, что три еврейских юноши были спасены от огненной печи. Седрах, Мисах и Авденаго очень много пострадали от либералов; то же произошло с Ионой и китом!

Итак, я современна во всем, кроме Библии! Что касается Слова Божьего, я старомодна и верю всему, что говорит эта книга. Я так же старомодна, как Даниил в львином рву; так же старомодна, как Иона во чреве кита. Я верю, что вороны буквально кормили Илию - для меня нет никаких сомнений. Есть чудеса гораздо более великие, чем исцеление физического тела, но я не недооцениваю величие физического исцеления. Я "верю, что когда Бог повелел Моисею направить свой жезл на море, дар чудотворения был необходим, чтобы разделить воды, и второй дар Духа, дар веры был нужен для проходящих на другую сторону, чтобы не потерять рассудок, пока все не перейдут по сухой земле.

Даниил познал трепет дара веры, находясь в львином рву. Седрах, Мисах и Авденаго познали трепет дара веры, когда были брошены в огненную печь. Я не верю, что была хоть крупица страха в сердцах или мыслях этих трех еврейских юношей, когда Навуходоносор повелел своим сильным воинам связать их и бросить в огненную печь. Я верю, что Бог дал Илие дар веры, когда он молился, чтобы огонь сошел с неба и пожрал воду, когда он бросил вызов пророкам Ваала. Дар ВЕРЫ - один из славнейших даров Духа, и в этом даре веры всегда необходим элемент опасности, чтобы привести его в действие.

Те, кто видят мое служение, знают о моем глубоком уважении и восхищении по отношению к Джорджу Мюллеру, подлинному святому Божьему. Не знаю, сознавал он или нет действие дара веры в своей жизни, но я убеждена, что Бог дал этому человеку дар веры. Он руководил одним из самых больших детских домов, которые когда-либо знал мир. Джордж Мюллер не просил финансовой поддержки и ни к кому не обращался за помощью; тем не менее, дети всегда были сытыми и никогда не ложились спать голодными. По свидетельству всех, кто хорошо знал его, Джордж Мюллер никогда не испытывал тревоги и не переживал о том, кто даст ему пищу или необходимые финансы для детского дома. Ему был дан дар веры, и дар веры приносит мир и покой во времена нужды и опасности.

Итак, подводя итог, мы можем сказать, что дар веры - это сверхъестественное действие Святого Духа через того, кто его имеет, что позволяет ему сохранить непоколебимое доверие Богу для своей личной защиты и обеспечения. Вера - это дар, данный Богом, дар Святого Духа.

Глава 9

Дар чудотворения

Божьи дары - это доверие, вложенное в руки или тело личности, никогда не забывайте этого. Ни один дар не дается человеку для его славы или для "представления". Дух Святой будет возвеличивать и превозносить только одну Личность, и эта Личность есть Иисус Христос, Сын Живого Бога. Иисус Сам сказал нам, что Дух Святой "прославит Меня", и Он прославит, Он возвеличит, Он привлечет внимание к Иисусу и только к Нему. Следовательно, мы знаем, что когда Дух Святой вкладывает в человека чудесное доверие, когда Он помещает это доверие в руки или тело личности, этот человек выходит за рамки, если использует этот дар в личных эгоистических целях или для самовозвеличивания. Именно по этой причине Павел открывает двенадцатую главу послания к Коринфянам такими словами: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о ДАРАХ духовных". Каждый дар должен быть подчинен Господу. И Его власть должна признаваться при использовании всех этих даров.

При исследовании дара чудотворения я призываю вас быть очень внимательными, чтобы не спутать дар чудотворения с даром исцеления. Удивительно, как много людей настолько привыкли к тому, чтобы связывать слово "чудо" с Божественным исцелением. Однако дар исцеления - это один дар; вера это один дар; а дар чудотворения - это другой дар, потому что слово Божье говорит: "...иному дар чудотворения". Следовательно, чудотворение это НЕ тот же самый дар, что исцеление, и не тот же самый дар, что вера.

Что же тогда является чудотворением? Что такое дар чудотворения? Это сверхъестественная демонстрация силы Божьей, которой законы природы либо отменяются, либо контролируются. Бог остается могущественным Творцом. Он - Бог Всемогущий. Нет ничего невозможного для Него. Мы забываем, что Он обладает властью контролировать стихии. Мы забываем, что в Его власти отменять законы природы и даже законы вселенной. Почему кое-кто так сильно удивляется чудесам? Почему человеческие существа настолько ограничены в своем мышлении, что они отказываются принять что-либо, что находится за границами сверхъестественного? Бог есть Творец всего, Он Тот, Кто сформировал вселенную, сотворил всякую плоть и вдунул дыхание жизни в лице первого человека - Адама, и Он имеет власть отменять Свои законы, законы природы. Бог контролирует все, и чудотворение - это сверхъестественное проявление Его силы, которой эти законы либо сохраняются, либо отменяются.

Давайте пойдем немного дальше. Чудо это верховный Божий акт, проявление Божественной силы, данной для подтверждения послания от Бога. Ни в одном случае Бог не творит чудес и не позволяет чудо ради "спектакля" или для привлечения людей к сотворившему чудо. Цель, стоящая за Божьими чудесами, это подтверждение Его послания людям.

Очевидно, что во времена пророков Ветхого Завета происходило больше чудес, чем сегодня. Почему тогда эти дары действовали больше? Во-первых, потому, что мы обладаем сегодня большим духовным светом. Мы имеем Библию. Мы имеем буквально записанное Слово Божье. Осознаете ли вы, что святые Ветхого Завета не имели Библии, как мы имеем ее, что те ранние христиане не имели Нового Завета как путеводитель? Чудеса в Ветхом Завете происходили чаще, потому что пророки устанавливали свой Божественный авторитет перед людьми через чудеса, которые они совершали. В этом смысле чудеса были как бы их верительными грамотами.

Чтобы понять служение Бога через чудеса, мы рассмотрим четыре различных периода в истории Писания, где дар чудотворения записан для нашего изучения и просвещения. 1. Моисей, когда он вел детей Израиля из египетского рабства; 2. чудеса, сотворенные Илией; 3. служение Иисуса; 4. День Пятидесятницы.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11

Спрашивает Тимофей
Отвечает Александр Серков, 22.09.2013


Кто не находится под влиянием Духа Божия, тот не может признать Иисуса Сыном Божиим. Впрочем, на словах можно признать Иисуса Христа Господом и Спасителем и без всякого побуждения Духа Святого, что нередко делают наглые ругатели. Но сердечное искреннее признание Иисуса Господом исходит лишь из уст того, кто водим Духом. Те, кто по истине чтит Имя и дело Иисуса, этим показывают, что они находятся под влиянием Святого Духа. Ни один человек не способен по настоящему почитать Христа и с благоговением и любовью относиться к Его имени и к Его делам, пока он под влиянием Святого Духа не увидит Божественной природы Спасителя. Никто не может делать этого, следуя побуждениям своего невозрожденного сердца. Всякий человек, когда приходит ко Христу, ощущает на себе возрождающую силу Святого Духа.

С уважением, Александр.

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Человек живёт своими чувственными знаниями, знания же приобретаются через физические каналы, - глаза, уши, нос, руки. Рациональные и логические научные знания приобретаются теми же путями.

Тем не менее, есть знание, которое не является чувственным. Это знание - откровение, которое превыше разумных обоснований. Оно не может быть приобретено без работы Святого Божьего Духа. Слово Божье подтверждает это в 1 Послании к Коринфя­нам, 12:3: «Никто, говорящий Духом Божьим, не про­изнесёт анафемы на Иисуса, и никто не может на­звать Иисуса Господом, как только Духом Святым» .

Вера в Бога никогда не приходит к человеку никаким иным способом, кроме как через откро­вение Духа Святого. Библия - это не сборник научных статей и не философская книга человечес­кого разума. Библия - это Слово Божье.

«Но, как написано: не видел того глаз, не слы­шало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Коринфянам 2:9). Без просвещения Святого Духа человеческий ум не в состоянии понять Библию, поскольку она - откровение Божье. Люди мира смеются над Богом, так как не могут понять Библии.

Вера приходит только через откровение. Благодаря работе Святого Духа мы узнаём Иисуса и нашего Небесного Отца. Когда мы узнаём Его, вера рождается в наших сердцах. Чтобы жить верой бо­лее глубоко, мы должны исполняться Духом Свя­тым всё больше и больше.

Чтобы быть исполненными Духом Святым, мы дол­жны, прежде всего, узнать - Кто есть Святой Дух. Святой Дух сначала приходит в наше сердце, чтобы осудить нас в наших грехах, чтобы мы могли раска­яться и преклониться перед Богом. Через постоянную работу Духа Святого в нашем сердце, когда мы раска­иваемся, Он помогает нам принять Иисуса Христа, как своего Господа и Спасителя. Когда мы принимаем Иисуса в своё сердце, с этого момента Он начинает пребывать внутри нас. Мы становимся Его храмом. Затем Дух Святой свидетельствует нам, что мы рожде­ны заново во Христе и что мы теперь дети Божьи.

В ответ на наши искренние молитвы, Святой Дух раздаёт Свои дары верующим. Работая в нас и через нас, Его дары позволяют нам жить более мо­гущественной христианской жизнью.

Дух Святой делает веру более зрелой через наше постоянное сотрудничество с Ним. Чтобы наслаж­даться здоровой семейной жизнью, нам нужно посто­янно развивать личную, скрытую от посторонних глаз, связь с нашей возлюбленной(ым). В своей обще­ственной жизни, нам также необходимо развивать хорошие отношения на постоянной основе, дополняя характеры друг друга. Сегодня трагедии в семьях и обществе происходят из-за отношений между людь­ми, желающих использовать друг друга для личной выгоды. Это приводит к деградации человеческих от­ношений на уровень «ты - мне, я - тебе».

Дух Святой - это Бог, и Он так сильно хочет и заслуживает наших личных, близких отношений с Ним. — Здоровая, хорошо сбалансированная, могущественная христианская жизнь возможна только через наше скрытое от посторонних глаз сотрудничество со Святым Духом. Если мы думаем о Святом Духе как о теологическом «объекте» и плохо обращаемся с Ним, говоря про Него как о предмете, а не о Личности, то не поймём четко и ясно Его работу и. служение. Святой Дух обладает интеллектом, чувствами и волей - всеми атрибутами личности. Мы должны всегда приглашать Его через исповедание своих уст и полагаться на Него, так как Он постоянно живёт в нашем сердце. Когда мы поступаем так, наше товарищество с Ним будет расти и становиться более личным и глубоким день ото дня. Через сотрудничество и товарищество со Ним мы всё сильнее будем расти в своей вере. Святой Дух откроет для нас Иисуса более живо, глубже и богаче, а мы станем больше, чем победители во Христе в повседневной жизни.

«Вера от слышания, а слышание от слова Божь­его» (Римлянам 10:17). Чтобы жить верой, мы дол­жны полагаться на Святой Дух.

Йонги Чо — Рождён быть благословенным

. Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных.

То есть о дарованиях Духа. Дело вот в чем. Те, которые в начале веровали и крестились, все получали Духа. Поскольку же Он был невидим, то давалось внешнее доказательство Его силы; и получавшие Его или говорили на разных языках, или пророчествовали, или творили чудеса. У коринфян из-за сих дарований были смятения: получавшие больше превозносились, получавшие меньше – завидовали им. Притом, были некоторые вещуны и лжепророки, и трудно было отличать их от пророков богодухновенных. Итак, все это исправляется, и прежде всего дело вещунов.

. Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам – так, как бы вели вас.

Дает признак вещуна для отличия пророка, и говорит: кто вещает в идолах, под внушением духа нечистого, тот как бы ведомый кем, влечется связанный от духа, ничего не зная из произносимого им, но будучи в состоянии исступления и беснования. А пророк – не так; он все произносит со здравым умом. Это первое отличие беснующегося прорицателя от богодухновенного пророка.

. Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.

И это говорит, да будет тебе признаком вещуна: он «анафематствует», то есть хулит и злословит Иисуса; наоборот, признаком пророка: он произносит имя Господа с благохвалением. Что же оглашаемые? как они, не имея еще Духа, именуют Иисуса? Но не о них теперь речь, а о верующих и неверующих. Что же бесы? разве они не называли Иисуса именем Господа ()? Но они называли под ударами и против воли, а добровольно и без поражения – никогда.

. Дары различны, но Дух один и тот же.

Показав различие между пророком и лжепророком, говорит и о дарованиях, дабы исправить тех, которые из-за них доходили до разделения. И прежде врачует того, кто получил меньшее дарование, и потому скорбит. Зачем ты оскорбляешься на то, что получил не столько, сколько другой? Это ведь не должное что-либо, а милость и дар. Посему ты будь благодарен, что Бог, ничем тебе не должный, дал тебе нечто. Притом, и тебе и ему дал один и тот же Бог. Ибо не дал тебе ангел, а ему Бог, но обоим вам дал один и тот же Дух.

. И служения различны, а Господь один и тот же.

Упомянул и о Сыне, как подателе благ. Сказал о служениях, дабы более утешить скорбящего. Ибо, услышав слово "дар" и получив меньше, он мог скорбеть о том, что обделен в даровании. Но, слыша о «служении» , не так; ибо оно указывает на труд и пот. Что же ты скорбишь, когда Он другим повелел трудиться больше, а тебя пощадил?

. И действия различны, а один и тот же, производящий все во всех.

Здесь упомянул и об Отце, Который производит действия во всех верующих. И вот тебе совершенная Троица. Дарование же, и действие, и служение суть одно и то же, хотя и разнятся в названиях: ибо равно даются и Духом, и Сыном, и Отцом. Заметь и то, что прежде упомянул о Духе, а об Отце – в конце: это ради тех, которые слишком разборчивы в порядке.

. Но каждому дается проявление Духа на пользу.

Дабы кто не сказал: «что же? если и один и тот же Господь, и один и тот же Дух, и один и тот же Бог, но я-то получил меньше?» – предупреждая это, говорит: для тебя это было полезно. «Проявлением Духа» называет чудеса. Ибо из них ясно было, что Дух обитает в крестившихся. Что же ты скорбишь? Большее ли, меньшее ли у тебя дарование, видно, что ты имеешь Духа; о чем же тебе заботиться?

. Одному дается Духом (δια του πνεύματος ) слово мудрости.

Какое имел Иоанн Богослов, также и сам Павел. Заметь и то, что о Духе употреблен здесь предлог δια (чрез).

. Другому слово знания, тем же Духом.

Какое имели многие из верующих, сами имевшие знание, но других научить не могшие. Ибо мудрость (σοφία ) учит, будучи некоторой ясностью (σαφεία ), так как она обнаруживает и сокровенное. Везде упоминает об одном и том же Духе, чтобы утешить (как много раз говорено) того, кто получил меньше.

. Иному вера, тем же Духом.

. Иному дары исцелений, тем же Духом.

Дар исцелять всякую болезнь и всякую немощь.

. Иному чудотворения.

Такой мог и наказать непокорных, как, например, Павел поразил Елиму слепотой (), а Петр Ананию поразил (). Получивший дарования исцелений не мог совершать этого.

. Иному пророчество, иному различение духов.

То есть способность знать, кто духовен, а кто недуховен, кто пророк, а кто обольститель.

. Иному разные языки, иному истолкование языков.

Дар языков у коринфян был в изобилии; им-то они более и превозносились, так как он первый дан апостолам и потому почитался важнейшим прочих. Но это не так. Ибо дарование учительства важнее, и истолкование языков важнее, нежели дар просто говорить на языках.

. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.

Опять предлагает то же утешение, то есть что все производит один и тот же Дух. Особенно же заграждает уста тому, кто не доволен своим уделом; ибо говорит: как Ему угодно, так и творит. Кто же ты такой, что не доволен? Заметь это изречение и против восставших на Духа. Ибо Он действует не как Ему повелено, но как Ему угодно. Посему Он – Владыка и Бог. И действует, как и Отец, производящий все во всех (выше, ).

. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос.

И примером тела утешает скорбящего о меньшем даровании, доказывая ему, что он не обделен. Ибо как тело есть и единое, и многое, потому что имеет члены, так и члены суть многие, и едино, потому все вместе составляют едино тело. Где же различие? где большее? Где меньшее? ибо все едино. "Так" , говорит, «и Христос» , то есть Христова. Поскольку Христос есть глава Церкви, то именем главы назвал Церковь. Ибо как тело и голова есть один человек, так, зная, что и Церковь и Христос, как тело и глава, суть едино, вместо Церкви поставил имя Христа. Итак, говорит, что в Церкви, хотя она слагается из разных членов, все мы составляем нечто единое.

. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные.

Теперь показывает, как подобна примеру одного тела, и говорит: все мы, и я, Павел, одним и тем же Духом крестились в одно тело, то есть дабы быть одним телом. Ибо мы крестились не иным Духом – ты, а я – иным, но одним и тем же. Посему и я не имею ничего большего в сравнении с тобой. Ибо мы крестились в одно тело, то есть дабы быть одним телом иудеям и эллинам, и рабам, и свободным. Если же бывших столь далекими Дух соединил, тем более после того, как стали едино, мы не должны скорбеть, хотя и есть некоторое различие между нами.

. И все напоены одним Духом.

Кажется, он говорит о духовной трапезе, о хлебе и вине; ибо словами: Дух, напоивший нас, указал на то и другое: на Кровь и на Плоть. Впрочем, ближе к истине, он говорит здесь о пришествии к нам Духа, совершившемся во время крещения, прежде причащения Святых Тайн. Сказал «напоены» , заимствовав образ от деревьев, орошенных одним и тем же источником. Итак, один Дух напоил нас и оросил, и соделал единым телом.

. Тело же не из одного члена, но из многих.

Не удивляйся, говорит, что при таком множестве мы – едино тело; ибо и в человеческом теле при многих членах можно найти одно тело.

. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели, оно потому не принадлежит к телу?

Представляет члены тела говорящими и ропщущими на то, что они умалены пред прочими членами, для того, чтобы, доказав безрассудность ропота членов, обличить тех, которые в Церкви ропщут на то, что есть некоторые больше их. Выставляет два крайние члена, ногу и ухо, и ногу представляет говорящею не с глазом, но с рукой, которая немного преимуществует пред нею. Ухо же представляет говорящим с глазом: ибо мы всегда завидуем обыкновенно не тем, которые весьма превосходят нас, но тем, которые немного выше нас. Итак, говорит, если нога скажет, что я не часть тела, потому что не занимаю среднего места, как рука, но ниже всех нахожусь, неужели посему, то есть потому, что она не рука, не принадлежит она к телу? Ибо быть или не быть ей членом тела, зависит не от места, а от того, соединена она или не соединена она с телом. Равным образом, если и ухо скажет: «так как я не глаз, то вовсе отказываюсь быть частью и членом тела», все равно останется на месте, определенном ему в начале, и будет выполнять свое назначение. Так и ты, получивший, по твоему мнению, меньшее дарование, не ропщи. Ибо ты член Церкви Христовой, хотя и низшее получил место. Но когда сам отделишься от Церкви, и разорвешь союз свой с нею, тогда ты уже не будешь членом. Итак, если желаешь быть членом Церкви, храни единение с нею...

. Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние?

Поскольку упомянул о глазе и о ноге, об ухе и руке, и выставил их рассуждающими о повышении и унижении, а чрез это коринфянам опять естественно было придти к печали, а не к утешению, то теперь показывает, что полезно и нужно, чтобы дарования были различны. Ибо если бы все тело было одним членом, где же были бы прочие члены? Не стыдно ли тебе отвергать столько членов и возвышать одного только себя?

. Но расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно.

С великой силой заграждает уста их, когда говорит, что восхотел, и каждому в частности члену определил свойственное место (ибо это значит «расположил» ). Ни нога, занимающая низшее место, не должна скорбеть, ибо так угодно было Богу, и для нее полезно именно то, чтобы помещаться внизу. Ни голова, находящаяся наверху, не должна превозноситься; ибо это от Бога, а не ее дело. Так и в Церкви поставил одного низко, что для него и полезно, а другого поставил высоко; первый должен быть доволен, и последний не должен превозноситься.

. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно.

Примечай мудрость: заграждает им уста тем самым, что, казалось бы, порождало малодушие, то есть тем, что дарования различны и неравночестны. Ибо если бы не было различных членов, не было бы и единого тела; а если бы не было единого тела, не было бы и равночестия. Ныне же у всех есть равночестие, именно потому, что все соединяются в одно тело. От того, что есть различные члены, составляется единое тело; а от того, что тело – едино, всем им принадлежит равная честь, по тому самому, что служат полноте единого тела. Ибо говорит: членов много, а тело одно.

. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны.

Укротив тех, которые имеют дарования меньшие, теперь обращает речь свою к тем, которые имеют дарования большие и превозносятся над не имеющими оных. Ибо, говорит, как глаз не может сказать прочим членам: «вы мне не нужны», (ибо при недостатке одного члена все тело несовершенно), так и те, которые получили дарования большие, не могут превозноситься над теми, которые получили дарования меньшие. Ибо первые нуждаются в последних; так как одни сами по себе не могут устроить . Хорошо сказал: «не может»; ибо пожелать может и многого, но на деле так не будет.

. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются.

Теперь доказывает, что почитаемые меньшими членами и полезны и необходимы; ибо они кажутся меньшими а не на деле таковы. Что же это за члены, казалось бы слабейшие и бесчестнейшие, а между тем необходимые? Одни говорят, что это – детородные члены, которые почитаются бесчестными и неблагообразными но столь необходимы, что без них нет и жизни. Им мы прилагаем и чести больше; ибо иной может быть наг всем телом, но не позволит оставить их обнаженными. Другие же слабейшими, но необходимыми членами называют глаза; ибо они, будучи малы и гораздо слабее прочих членов, весьма необходимы. Бесчестнейшими же и неблагообразными членами называют ноги. О глазах мы прилагаем большее попечение, потому что они слабы; присматриваем и заботимся о ногах, хотя они занимают низкое место и кажутся бесчестными. Иной может в сих словах разуметь три порядка: одни члены слабы и необходимы, например, глаза; другие бесчестны, например, ноги; иные неблагообразны, например, детородные члены.

. А благообразные наши не имеют в том нужды.

Дабы кто не сказал: что за причина прилагать попечение о неблагообразных и бесчестных членах, а благообразные оставлять в небрежении? Мы, говорит, не презираем их, но они, будучи по природе своей благообразны, ни в чем не нуждаются от нас.

. Но соразмерил тело.

Если не смесил и устроил единым, ибо смешиваемое становится единым, то во едином где же большее и меньшее?

. Внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле.

Не сказал: неблагообразном, или: бесчестном, но: «менее совершенном» . Ибо по природе ни один член не безобразен или бесчестен. Менее совершенному, говорит, придал большую честь. Итак, не скорби, ибо ты почтен больше других. Вот и причина: дабы не было разделения в теле. Ибо если бы одни члены пользовались уходом и со стороны нашей, а другие были бы оставлены и без нашего попечения, то они разделились бы между собой, не будучи в силах поддерживать союз, а по разделении их и прочие члены пришли в расстройство, по причине разделения в теле. Так и вы, удостоившиеся больших дарований, не превозноситесь над получившими меньше, дабы, по отделении их от вас, и вам не потерпеть вреда.

. А все члены одинаково заботились друг о друге.

Мало, говорит, того, чтобы члены не разделялись, но между ними должна быть большая любовь и согласие; и каждый должен заботиться и пещись о малом и заботиться не просто, но «одинаково» , то есть чтобы и малый пользовался попечением таким же, как и важный. Так, когда попадет колючка и вонзится в пяту ноги, все тело чувствует и заботится: голова наклоняется, спина сгибается, чрево и бедра стягиваются, глаза смотрят с большой заботливостью, руки вынимают занозу. Подобно бывает и с прочими членами.

. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.

Тесное единение делает бедствие и благополучие общими. Так, как мы сказали, при занозе пяты все страдает. Наоборот, когда глава увенчивается, тогда и прочим членам – слава и радость, глаза бывают светлее, и все тело кажется прекрасным.

. И вы тело Христово, а порознь – члены.

Дабы не сказали: «как относится к нам пример тела и членов?», говорит: и вы тело Христово и члены. Если же в теле человеческом не должно быть распри, то не тем ли более в теле Христовом? Поскольку же не они только одни составляли полноту тела Христова, но верующие, сущие по всей вселенной, то прибавил: «а порознь – члены» . Хотя они не составляли всего тела, однако были членами, и притом «порознь» . Ибо в отношении к вашей церкви вы тело Христово, как целая ; а по отношению к Соборной Церкви, сущей по всему миру, тело которой состоит из повсеместных церквей и имеет главой Христа, вы члены, поскольку часть ее.

. И иных поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками.

Бог поставил: как же ты противишься Богу? На первом месте ставит апостолов, потому что они раздаятели всех благ; на втором – пророков не ветхозаветных (ибо они пророчествовали о пришествии Христовом до Иоанна: ), но тех, которые по пришествии Христовом пророчествовали в Новом Завете, каковы были дочери Филиппа, Агав и множество других. Ибо сия благодать Духа была обильна в каждой Церкви. Полагает счетом «во-первых, во-вторых» для того, чтобы, поставив на конце дар языков, смирить тех, которые превозносились им:

. В-третьих, учителями.

Пророк все возвещает от Духа, а учитель и от себя: посему он – третий.

Силы и больных исцеляли, и противников наказывали, а дарования исцелений только врачевали: посему первые он поставляет выше последних. А прежде обоих сих по справедливости поставлен учитель, который учит делом и словом.

. Вспоможения, управления.

То есть вспоможение слабым и управление или распоряжение братским имуществом. Хотя это зависит и от нашего старания, но он называет дарования Божиими, убеждая нас быть благодарными, и к Нему взирать, а не превозноситься.

Разные языки.

Дар этот поставил последним, дабы смирить тех, которые тщеславились им.

. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?

Когда по порядку перечислены большие и меньшие дарования, им естественно было опечалиться. Посему тех, которые имели меньшие дарования, опять утешает. Что, говорит, тебе скорбеть, что ты не имеешь, может быть, дара пророчества? Представь себе, что у тебя есть то, чего нет у пророка, и что есть у того, того нет у этого. Для вас прилично и гораздо полезнее такое распределение даров, чтобы каждый нуждался в ближнем.

. Ревнуйте о дарах больших (τα κρείττονα ).

Тайно намекнул, что сами они виноваты, что получили меньшие дарования. Ибо словом «ревнуйте» требует старания с их стороны, и большего стремления к духовному. По-гречески не сказано: «больших» (τα μείζονα ), но «лучших» (τα κρείττονα ), то есть полезнейших.

. И я покажу вам путь еще превосходнейший.

Если вы решительно возревнуете о дарах, то вместе с сими путями (на это указывает слово еще) я покажу вам один путь « превосходнейший» , то есть превосходный, который приводит ко всем дарам. Разумеет же любовь.