Блаженны одинокие ибо их есть царство небесное. Евангельские заповеди блаженства

22 Июнь 2013

Это текст из блога http://gilliland.livejournal.com бывшего вице-мэра Самары Джона Шемякина:

Речь зашла про известную многим интеллигентам фразу: "Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное" (Мф.5:3).

В греческом оригинале, извините за транслит: "Makarioi hoi ptohoi to pneymati hoti ayton estin he basileia ton oyranon".

Кстати говоря, в синодальном переводе евангелия от Луки "блаженны нищие духом, ибо ваше есть царство божие" (Лк.6:20) допущена оговорённая неточность - греческий текст был "гармонизирован". В греческом оригинале у Луки сказано: "Makarioi hoi ptohoi, hoti humitera estin he basileia toy Theoy", т.е у Луки просто о "нищих" говорится, а не про нищих духом. Но это так, к слову.

Когда интеллигентные верующие начинают мне рассказывать варианты трактовки фразы про "нищих духом", мне всякий раз очень любопытно их слушать. Редко в каком вопросе человек раскрывается так полно, выговаривается столь неосторожно, как в этом.

Обычно люди не принимают в расчёт следующие обстоятельства:

1. Греческое слово "птохос" (одновременно могущее быть как существительным, так и прилагательным) означает как "нищий", так и "бедный", "лишённый".

2. "Нищий" означает нуждающийся. В русском языке не употребляется конструкция "нищий - чем" (не просто выговорить нищий пищей). В греческом подобная конструкция типична.

3. В принципе, птохос можно перевести как "бедный" (английские версии переводов оперируют именно этим словом): "Счастливы те, кто знает, что они бедны духом..." . В библии короля Якова: "Блаженны бедные духом (poor in spirit)". Подчёркиваю - бедные (poor), а не нищие (beggars).

4. Обращает на себя термин "to pnevma" (известный нам по пневматике и пневмонии). В раннегреческой философии, как мы все прекрасно знаем, "пневма" часто обозначала воздух как одну из четырёх стихий. У стоиков "пневма" - фактор космический, это космическое дуновение или космический ветер, придающий телам разные качества. Человеческая душа у стоиков - это "тёплая и огненная пневма". И "всё едино в силу единого дыхания ("пневмы") и напряжения, связующего небесное с земным", как указывает 778 фрагмент собрания стоических текстов фон Арнима. Огненная пневма у ранних христиан, через неоплатоников, трансформируется в одну из божественных ипостасей - святого духа (Pneyma Agion). Напомню, что дух святой нисходит на апостолов в виде огненных языков (Деян.2:1-4).

5. Матфей не случайно использует термин "пневма". Он не использует, например, термин psyche (дыхание, душа, дух) и noos (ум, разум, мысль).

6. В 1-м послании Коринфлянам (1 Кор.15:44) вообще противопоставляется "пневматическое" и "психическое". "Сеется тело душевное (psychikon), восстаёт тело духовное (pneymatikon)".

7. У Матфея выражение "нищие духом", соответственно, совсем не о том, что обыкновенно понимает масса интеллигентных верующих. Это как с "Царствием божьим". Люди отчего то воображают себе всякие пасторали, а царствие то божье - понятие эсхатологическое, обозначающее конец этого мира, конец земной истории, по Апокалипсису, новую землю и новое небо.

8."Нищие духом" у Матфея - это не нищие, не смиренные, не уничижающие себя и даже не простецы в духе графа Толстого. "Нищие духом" - это понятие, обращающее внимание верующих на время земного торжества учения, т.е. на утверждение правды (системы христианских ценностей), противопоставляемой другим правдам (ценностям). Нищие духом - взыскующие борцы. Нуждающиеся в пневме, в божьем дыхании. Не юродивые идиоты, а бойцы. Вот чего русскому православию решительно не достаёт, на мой взгляд, так это растолкования "нищеты духа" прихожанам.

Бог дал людям десять заповедей еще в ветхозаветные времена. Даны они были для того, чтобы оградить людей от зла, предупредить об опасности, которую несет грех. Господь Иисус Христос установил Новый Завет, дал нам евангельский закон, основой которого являются любовь: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин 13, 34) и святость: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5, 48). Спаситель не отменил соблюдение десяти заповедей, но возвел людей на высший уровень духовной жизни. В Нагорной проповеди, рассказывая о том, как должен строить свою жизнь христианин, Спаситель дает девять заповедей блаженства . Эти заповеди говорят уже не о запрете греха, а о христианском совершенстве. Они рассказывают, как достигнуть блаженства, какие добродетели приближают человека к Богу, ибо только в Нем человек может найти истинную радость. Заповеди блаженства не только не отменяют десять заповедей Закона Божиего, но премудро дополняют их. Недостаточно просто не совершать греха или изгнать его из нашей души, покаявшись в нем. Нет, нужно, чтобы в нашей душе были противоположные грехам добродетели. Недостаточно не делать зла, нужно творить добро. Грехи создают стену между нами и Богом; когда стена разрушена, мы начинаем видеть Бога, но приблизить к Нему нас может только нравственная христианская жизнь.

Вот девять заповедей, которые дал нам Спаситель как руководство к христианскому подвигу:

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Первая заповедь

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Что значит быть нищим духом, и почему такие люди являются блаженными ? Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем.

Духом Он назвал душу и расположение человека. <...> Почему же не сказал Он: смиренные , а сказал нищие ? Потому что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые боятся и трепещут заповедей Божиих, которых и через пророка Исаию Бог называет угодными Себе, говоря: на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис 66, 2)» («Беседы на святаго Матфея евангелиста». 25. 2). Нравственным антиподом нищему духом является человек гордый, который считает себя духовно богатым.

Нищета духовная означает смирение , видение своего истинного состояния. Как обычный нищий не имеет ничего своего, но одевается в то, что дадут, и питается подаянием, так и мы должны осознавать: все, что имеем, получаем от Бога. Это все не наше, мы лишь управители имения, которое дал нам Господь. Дал, чтобы оно служило спасению нашей души. Можно быть отнюдь не бедным человеком, но быть нищим духом , со смирением принимать то, что нам дарует Бог, и использовать это для служения Господу и людям. Всё — от Бога. Не только богатство материальное, но и здоровье, таланты, способности, сама жизнь — все это исключительно дар Божий, за который мы должны Его благодарить. Без Меня не можете делать ничего (Ин 15, 5), — говорит нам Господь. Борьба с грехами и стяжание добрых дел невозможны без смирения. Все это мы делаем только с помощью Божией.

Нищим духом, смиренномудрым обещается Царство Небесное . Люди, знающие, что все, что они имеют, не их заслуга, а дар Божий, который нужно преумножить во спасение души, будут воспринимать все посланное и как средство достижения Царства Небесного.

Вторая заповедь

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны плачущие . Плач может быть вызван совершенно разными причинами, но далеко не всякий плач является добродетелью. Заповедь о плаче означает покаянный плач о своих грехах. Покаяние так важно, потому что без него невозможно приблизиться к Богу. Грехи мешают нам это сделать. Первая заповедь о смирении уже подводит нас к покаянию, закладывает основу для духовной жизни, ибо осознать свои грехи, покаяться в них может только человек, который чувствует свою немощь, нищету перед Отцом Небесным. Евангельский блудный сын возвращается в дом Отчий, и, конечно, Господь примет всякого приходящего к Нему и отрет всякую слезу с его очей. Поэтому «блаженны плачущие (о грехах), ибо они утешатся (выделено нами. — Авт .)». У каждого человека есть грехи, без греха один Бог, но нам дан от Бога величайший дар — покаяние, возможность вернуться к Богу, попросить у Него прощения. Святые отцы недаром называли покаяние вторым крещением, где мы омываем грехи не водой, а слезами.

Блаженными слезами можно также назвать слезы сострадания, сопереживания нашим ближним, когда мы проникаемся их горем и стараемся чем можем помочь им.

Третья заповедь

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны кроткие. Кротость — это мирный, спокойный, тихий дух, который человек стяжал в своем сердце. Это покорность воле Божией и добродетель мира в душе и мира с ближними. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя мое легко (Мф 11, 29-30), — учит нас Спаситель. Он был во всем покорен воле Отца Небесного, Он служил людям и с кротостью принял страдания. Взявший на себя благое иго Христово, следующий Его путем, ищущий смирения, кротости, любви найдет покой, успокоение своей душе и в этой земной жизни, и в жизни будущего века. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Некоторые под словом землю разумеют землю духовную, то есть небо, но ты разумей и эту землю. Так как кроткие обычно считаются презренными и лишенными значения, то Он и говорит, что они-то преимущественно и имеют все». Кроткие и смиренные христиане без войн, огня и меча, несмотря на страшные гонения со стороны язычников, смогли обратить в истинную веру всю огромную Римскую империю.

Великий русский святой преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Сам он в полной мере стяжал этот мирный дух, встречая каждого приходящего к нему словами: «Радость моя, Христос воскресе!» Известен эпизод из его жития, когда к его лесной келье пришли разбойники, желая ограбить старца, думая, что посетители приносят ему много денег. Святой Серафим рубил в это время дрова в лесу и стоял с топором в руках. Имея оружие и обладая большой физической силой, он не захотел оказать пришедшим сопротивление. Он положил топор на землю и сложил руки на груди. Злодеи схватили топор и обухом его жестоко избили старца, проломив голову и переломав кости. Не найдя денег, они скрылись. Преподобный Серафим еле добрался до монастыря. Он долго болел и до конца дней оставался согбенным. Когда разбойников поймали, он не только простил их, но и просил отпустить, говоря, что если этого не сделают, он уйдет из монастыря. Вот какой удивительной кротости был этот человек.

Четвертая заповедь

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Жаждать и искать правды можно по-разному. Есть определенные люди, которых можно назвать правдоискателями: они постоянно возмущаются существующими порядками, везде ищут справедливости и пишут жалобы, со многими вступают в конфликт. Но не о них говорится в этой заповеди. Имеется в виду совсем другая правда.

Сказано, что нужно желать правды как пищи и пития: Блаженны алчущие и жаждущие правды. То есть очень сильно, как голодный и жаждущий терпит страдания, пока не удовлетворит свои потребности. О какой правде здесь сказано? О высшей, Божественной Правде. А высшая Правда , Истина — это Христос. Я есмь путь и истина и жизнь (Ин 14, 6), — говорит Он о Себе. Следовательно, христианин должен искать истинный смысл жизни в Боге. В Нем одном истинный источник воды живой и Божественного Хлеба, который есть Тело Его.

Господь оставил нам слово Божие, в котором изложено Божественное учение, правда Божия. Он создал Церковь и вложил в нее все нужное для спасения. Церковь также является носительницей правды и правильного знания о Боге, мире и человеке. Вот этой правды должен жаждать каждый христианин, читая Священное Писание и назидаясь творениями отцов Церкви.

Те, кто ревнуют о молитве, о творении добрых дел, о насыщении себя словом Божиим, поистине «жаждут правды» и, конечно, получат насыщение от приснотекущего Источника — Спаса нашего — и в этом веке, и в будущем.

Пятая заповедь

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Милость, милосердие — это дела любви по отношению к ближним. В этих добродетелях мы подражаем Самому Богу: Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд (Лк 6, 36). Бог посылает Свои милости и дары как праведным, так и неправедным, грешным людям. Он радуется об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк 15, 7).

И такой же бескорыстной любви научает всех нас, чтобы мы совершали дела милости не ради награды, не ожидая получить что-то взамен, а из любви к самому человеку, исполняя заповедь Божию.

Делая добрые дела людям, как творению, образу Божию, мы тем самым приносим службу Самому Богу. В Евангелии дан образ Страшного Суда, когда Господь отделит праведных от грешных и скажет праведным: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25, 34-40). Поэтому сказано, что «милостивые сами помилованы будут ». И напротив, тем, кто не творил добрых дел, нечем будет оправдаться на суде Божьем, как сказано в той же притче о Страшном Суде.

Шестая заповедь

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны чистые сердцем , то есть чистые душой и умом от греховных мыслей и желаний. Важно не только избегать совершения греха видимым образом, но и воздерживаться от мыслей о нем, потому что любой грех начинается с помышления, а уже потом материализуется в действие. Из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф 15, 19), — сказано в слове Божьем. Не только телесная нечистота является грехом, но прежде всего нечистота души, духовная скверна. Человек может никого не лишать жизни, но пылать ненавистью к людям и желать им смерти. Тем самым он будет разрушать собственную душу, а впоследствии может дойти и до убийства. Поэтому апостол Иоанн Богослов предупреждает: Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин 3, 15). Человек, имеющий нечистую душу, нечистые мысли, — потенциальный совершитель уже видимых грехов.

Если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно (Мф 6, 22-23). Эти слова Иисуса Христа сказаны о чистоте сердца, души. Чистое око — это искренность, чистота, святость мыслей и намерений, и намерения эти ведут к добрым поступкам. И наоборот: где око, сердце ослеплено, там царствуют темные помышления, которые станут впоследствии темными делами. Только человек с чистой душой, чистыми помыслами может приблизиться к Богу, узреть Его. Бога видят не телесными очами, а духовным зрением чистой души и сердца. Если этот орган духовного зрения помутнен, испорчен грехом, Господа человек не увидит. Поэтому нужно воздерживаться от нечистых, греховных, злых мыслей, отгонять их как всеваемых от врага и воспитывать в душе светлые, добрые. Мысли эти взращиваются молитвой, верой и надеждой на Бога, любовью к Нему, к людям и ко всякому творению Божьему.

Седьмая заповедь

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны миротворцы... Заповедь иметь мир с людьми и примирять враждующих ставится в Евангелии очень высоко. Такие люди называются детьми, сынами Божьими. Почему? Мы все — чада Божьи, его творения. Отцу и матери нет ничего более приятного, когда он знает, что его дети живут в мире, любви и согласии между собой: Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! (Пс 132, 1). И наоборот, как горестно для отца и матери видеть ссоры, распри и вражду между детьми, при виде всего этого сердце родителей словно обливается кровью! Если мир и хорошие отношения между детьми радуют даже земных родителей, тем паче Отцу нашему Небесному нужно, чтобы мы жили в мире. И человек, который хранит мир в семье, с людьми, примиряет враждующих, приятен и угоден Богу. Мало того, что такой человек получает радость, спокойствие, счастье и благословение от Бога здесь, на земле, приобретает мир в душе и мир с ближними, — он получит несомненно награду и в Царстве Небесном.

Миротворцы еще потому назовутся «сынами Божиими», что в своем подвиге уподобляются Самому Сыну Божьему, Христу Спасителю, Который примирил людей с Богом, восстановил связь, которая была разрушена грехами и отпадением человечества от Бога.

Восьмая заповедь

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны изгнанные правды ради. О взыскании Истины, Божественной Правды уже говорилось в четвертой заповеди блаженства. Мы помним, что Истина — это Сам Христос. Он также называется Солнцем правды . Именно о стеснениях, гонениях за правду Божию говорится в этой заповеди. Путь христианина — всегда путь воина Христова. Путь сложный, трудный, узкий: тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф 7, 14). Но это — единственная дорога, ведущая ко спасению, иного пути нам не дано. Конечно, жить в бушующем, часто очень враждебном христианству мире сложно. Даже если нет гонений и притеснении за веру, просто жить по-христиански, исполнять заповеди Божьи, трудиться для Бога и ближних очень непросто. Гораздо легче жить «как все» и «брать от жизни всё». Но мы знаем, что как раз этот путь ведет в погибель: широки врата и пространен путь, ведущие в погибель (Мф 7, 13). И то, что очень многие люди следуют в этом направлении, не должно смущать нас. Христианин всегда иной, не как все. «Старайся жить не как все живут, а как Бог велит, потому что... мир во зле лежит.» — говорит преподобный Варсонофий Оптинский. Не беда, если за нашу жизнь и веру нас будут здесь, на земле, гнать, потому что отечество наше не на земле, а на небе, с Богом. Поэтому гонимым за правду Господь в этой заповеди обещает Царство Небесное .

Девятая заповедь

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Продолжением восьмой заповеди, где говорится о притеснении за правду Божию и христианскую жизнь, является последняя заповедь блаженства. Господь обещает блаженную жизнь всем гонимым за веру.

Здесь сказано о высшем проявлении любви к Богу — о готовности отдать свою жизнь за Христа, за свою веру в Него. Этот подвиг называется мученичеством . Путь этот высший, он имеет великую награду . Путь этот указан Самим Спасителем. Он претерпел гонения, мучения, жестокие пытки и мучительную смерть, дав тем самым пример всем Своим последователям и укрепив их в готовности пострадать за Него даже до крови и смерти, как некогда Он пострадал за всех нас.

Мы знаем, что Церковь стоит на крови и стойкости мучеников. Они победили языческий, враждебный мир, отдав свои жизни и положив их в основание Церкви.

Но враг рода человеческого не успокаивается и постоянно воздвигает новые гонения на христиан. И когда к власти придет антихрист, он так же будет гнать и преследовать учеников Христовых. Поэтому каждый христианин должен быть постоянно готов к подвигу исповедничества и мученичества.

Изучая православные заповеди, люди наталкиваются на не совсем понятные мысли. Что означает «блаженны нищие духом»? Эти слова могут нынче вызвать диссонанс. Ведь нам из всех источников информации доказывают, что для достижения успеха необходимо развитие. Людей подталкивают не только к получению профессиональных навыков, но и к духовному росту. А это означает воспитание в себе силы воли, устремленности, упорства и так далее. И тут «блаженны нищие духом». Как понимать это выражение, о чем оно говорит? Давайте разбираться.

Присмотримся к нищим

Может, это не самое приятное занятие, но придется покопаться в психологии неимущего человека. Первая заповедь гласит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Как же так? По словам Иисуса, людям, которые в этой жизни ничего не имеют, не создают, не производят, открыты райские врата. Вроде в этом есть некое противоречие, но только для современного, подверженного влиянию общества человека. Иисус на нищего смотрел иначе. Тот, кто находится, так сказать, на дне, не имеет амбиций. Он готов принять любую помощь, лишь бы ее предложили. У этого человека нет гордости, присущей обычному человеку. Он не боится потерь. У него есть только жизнь. Этот человек считает себя столь незначимым, что не судит других. Живет он простыми интересами. Сегодня есть хлеб и вода - хорошо. За это благодарит Господа. А если ничего нет, значит подождет, когда придет помощь от добрых людей. Нищий не возносит себя, не пытается встать над обществом. Этому человеку неведомы обычные волнения по поводу порчи имущества или проблем на работе. Его душа свободна от обременительных имущественных хлопот и переживаний.

О духовности

Вы задумывались о том, в каком направлении развивается наше общество? Если в прошлые века люди считали ценностью в основном материальные блага, то теперь таланты стали дороже. Тот, кто умеет генерировать знания, передавать их другим, процветает. Им тоже Иисус говорил: «Блаженны нищие духом…» Фраза эта предназначена для того, чтобы гений не ценил свои способности превыше общения с Господом. Наши умения и навыки есть капитал, нам внушают это с детства. В этом нет ничего дурного, если не использовать их во вред другим. Ведь Господь дарует способности, чтобы чада его усовершенствовали землю, развивали это пространство. Важно не испытывать гордости оттого, что ты умеешь и имеешь больше других. Грех заключается в презрении к тем, кто обделен талантами. Это касается любых способностей, в том числе и духовных. Есть люди, обладающие невероятной мудростью, умеющие вести за собой других. Им приходится постоянно бороться с соблазном гордыни. Суметь сохранить веру в Господа - вот что значит "блаженны нищие духом". Нужно постоянно помнить: нет ничего ценнее единства со Всевышним. Ощущать его в себе - это и есть исполнение заветов. А тот, кто вместе с Господом, защищен от искушений, в том числе и от гордыни.

«Блаженны нищие духом»: толкование

Христианство основной добродетелью считает смирение. Оно заключается в том, что человек надеется лишь на Господа. Он не пытается ему что-то дать, сделать или предложить. Торгу в этих отношениях нет места. Христианин надеется на доброту Бога, полностью и безоговорочно ему доверяет. Душа его чистая и искренняя. В ней нет ни тени сомнения. Смиренномудрие - это умение принимать от мира все. Так как эти дары идут из рук Господних. Если случилось что-то дурное, следует поблагодарить Всевышнего и не роптать. Значит, нынче ты не заслужил большего. И конечно, нужно говорить «спасибо» за каждую малость, что получаешь в жизни. Ведь хорошего у любого человека больше, чем плохого. Мы настолько привыкли к этим дарам, что перестали их замечать. А это и есть гордыня, грех. Когда спрашиваете себя, как понять "блаженны нищие духом", постарайтесь сосредоточиться на той радости, что получаете на земле. Как это? Давайте приведем пример.

Что хорошего есть в нашей жизни?

Возьмем среднестатистического человека, проживающего в русскоговорящем мире. Что он получает практически каждый день? Скажете, одни проблемы и неприятности, помноженные на негатив, распространяемый СМИ? А мы постараемся найти то, что вы, вероятно, перестали ценить:

  • воздух, который позволят жить;
  • поддерживающих и помогающих родителей;
  • пищу и кров;
  • работу, коли есть желание трудиться;
  • если он необходим;
  • здоровье;
  • поддержку друзей;
  • улыбки любимых;
  • возможность иметь детей.

Поверьте, перечислять можно до бесконечности. Но разве люди ценят эти дары? Они считают их естественными. И к чему это приводит?

Последствия неблагодарности

Тоже не станем долго рассуждать. Приведем несколько цепочек, которые продемонстрируют логику, остальное додумайте сами:

  • Тот, кто имеет кров и доход, боится его потерять. Ему страшны грабители, войны, экономические кризисы и другое.
  • Здоровый человек с неприязнью думает о возможных недугах.
  • Имеющий родителей, семью, друзей страшится измены и смерти.
  • Работающий и реализующий свои таланты боится потерять место или шанс.

Этот список тоже можно продолжить до бесконечности. Мы взяли для примера только самые обычные вещи. Просто в следующий раз, когда задумаетесь, что означает «блаженны нищие духом», вспомните о дарах Господа. Есть люди, которым не повезло. У них нет или здоровья, или таланта, или мирного неба над головой. А все ли они ропщут?

Что в жизни ценнее всего?

Наверное, вопрос, вынесенный в подзаголовок, наивен. У каждого свои ценности. Это правда и ложь одновременно. Есть Их довольно трудно опровергнуть полностью. Верующие считают, что самым важным является пребывание рядом с Господом. Поверьте, многие старались доказать обратное. Получалось до тех пор, пока не происходила беда. И только пережив горе, человек осознавал, что поддержка Всевышнего - это самое главное, что у него есть. Ведь из души эту силу никто не вырвет. Она не зависит от правителей или СМИ, мнения друзей и врагов. Это данность, которую можно отвергать или принимать, но не оспаривать ее существование. Значит, «блаженные нищие духом» - это заповедь о любви к Богу? Священники считают, скорее, напоминание. Это короткая притча о целостности мира и его бренности в одно и то же время.

Нужна ли эта истина современному человеку?

Предлагается опять вспомнить о смирении. Это настоящая мудрость, позволяющая посмотреть на себя со стороны, оценить реально недостатки и достоинства. А раз понимаете, в чем ваша ценность, умеете правильно выбрать поприще для приложения сил. Кроме того, человек, оценивающий себя адекватно, не испытывает проблем с общением, любит и получает взаимность. Он счастлив! А вы говорите, что нужно стремиться к успешности любой ценой. Всегда помните, что блаженны нищие духом, то есть люди, превыше всего любящие своего Создателя. У них намного меньше страхов и конфликтов в душе. Есть тот, на кого можно опереться. И он никогда не предаст, не изменит, не станет манипулировать или обманывать. Он суть

Заключение

Если понимаешь бренность дарованных тебе материальных благ и интеллектуальных ценностей, то живешь легче и естественнее. Попробуйте хоть на один день позабыть о страхах, порожденных гордыней. Этот небольшой эксперимент вернет вас в детство. Не поверите, но малыши - это практически единственная категория людей, истинно понимающих исследуемую фразу. У них нет забот, они полностью доверяют своим родителям, видя в них Господа. Вспомнили?

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное».

Не однажды слышала я эту фразу, но не воспринимала её никак. Я – сама по себе, фраза – сама по себе. Мы сосуществовали параллельно.

Почему вдруг зацепило? Не знаю. Как-то упустила этот момент, но вдруг поняла, что хочу разобраться, в чём тут дело. Отчего же так счастливы (а блаженство, как известно, - высшая форма счастья) эти нищие духом. И кто они такие? Тем более, что расспросы знакомых (верующих и сомневающихся)особой ясности не внесли.

Пришлось обратиться к словарям и статьям религиозных авторов.

Оказывается, «НИЩИЙ ДУХОМ» - это вовсе не человек, живущий низменными интересами, как думают многие.

«Нищими духом» церковь называет людей смиренных: лишённых гордости и высокомерия, покорных, кротких, скромных, безобидных, терпеливых и даже безличных, то есть лишённых своей индивидуальности, ничем не выделяющихся среди других.

("Блаженными" церковь называла и сумасшедших, относясь к ним с особым вниманием и почитанием.)

На первый взгляд это кажется странным.

Мы ведь как привыкли? Ценить людей ярких, не похожих на других, лидеров, ведущих за собой, умеющих мыслить нестандартно, сказавших новое слово в науке, литературе, искусстве, технике… И лозунг «Сиди и не высовывайся» воспринимается резко отрицательно.

С другой стороны, гордость и высокомерие осуждаются и неверующими людьми. Это далеко не лучшие человеческие качества. И роптать мы готовы по любому поводу и на любого. Что не делает нашу жизнь и отношения с людьми лучше.

И с этой позиции утверждение «Человек – это звучит гордо» давно кажется мне сомнительным. Вы посмотрите вокруг. Планету свою упорно уродуем и превращаем в мусорную свалку. Всё живое от нас страдает. Друг к другу по-человечески относиться не умеем. Но – человеки!

Другое дело, что «человек» должно звучать гордо, если обладатель этого имени стремиться развивать в себе лучшие нравственные качества и «по капле выдавливает из себя раба», то есть, всё низменное.

Как же понять суть противоречия между светским и религиозным отношением к человеку? Отчего это противоречие возникает?

Может быть, оно возникает от того, кого мы определяем в лидеры и за кем следуем? В светской жизни, обычной нашей – это, естественно, человек. И мы пользуемся земными критериями оценки личности. И ценим земные достижения.

В духовной – Господь Бог. Нечто таинственное и недоступное человеческому разуму. Явление, пред которым все мы – ничто. Все наши достоинства, достижения, знания… И если нам друг перед другом особенно гордиться нечем, то уж перед НИМ – тем более.

Обратимся к высказываниям людей церкви.

СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ: «Быть нищим духом означает иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а только то, что дарует Бог, и что ничего доброго мы не можем сделать без Божией помощи и благодати; и, таким образом, должны считать, что мы – ничто, и во всём прибегать к милосердию Божьему».

То есть, всё, чего мы достигли, достигнуто нами по воле Божьей. (Не без наших усилий в этом направлении, конечно.) ЕМУ так захотелось. ОН счёл нужным вложить в нас то, что вложил. И наше творческое вдохновение – это то, что ОН в нас вдохнул. «Почему? Не наше дело. Для чего? Не нам судить», - пел мудрый Булат Окуджава. И был прав.

Чем больше мы проникаемся этим смирением, тем более нищими духом становимся.

ИСААК СИРИН: «Когда лежишь перед Богом в молитве, будь в помышлении твоём, как муравей, и как твари земли, и как пчела; и заикайся, как селянин, и не говори перед Ним в знании твоём. С умом младенческим подходи к нему.

«С умом младенческим…». Чистым, светлым, ясным, не выделяющим себя из мира. Безличным. Преданным родителю, не мыслящим себя без него. Возможно, так это надо понимать?

«Не говори перед ним в знании твоём…» То есть, откинь всё, что знаешь. Не считай это чем-то значащим. Перед абсолютным знанием то, что ты знаешь, - ничто и есть.

Где-то читала, что за гранью смерти душе открывается это абсолютное знание. Но те, кому дано было его коснуться, начинают с ещё большим усердием познавать мир, вернувшись к земной жизни.

«Будь в помышлении твоём как муравей…» То есть, ощути себя тварью… живущей лишь жизненно необходимыми инстинктами? Не размышляющей, не осознающей себя, не имеющей понятия о гордости. И тогда будешь рядом с Богом и примешь отеческую заботу его.

О. АЛЕКСАНДР ЕЛЧАНИНОВ: «Нищета духовная есть совершенно ясное осознание своей греховности и своего падения. Лишь с возникновением в нас способности видеть свои грехи, начинается просветление наших внутренних очей, начинается зарождение нищеты духа – основы нашего покаяния и спасения».

То есть, умей увидеть и признать свои грехи. А это очень непросто. Это сложно... И чем больше осознаёшь свои грехи и стремишься избавиться от них, тем больше у тебя шансов подняться духовно и приблизиться к Богу.

Протоирей ДМИТРИЙ СМИРНОВ: «Нищета духа, по учению святых, есть такое состояние человеческой души, когда человек считает себя не только хуже всех людей, но и хуже всякой твари.
НИЩИЙ ДУХОМ ПРОСИТ ДУХА БОЖИЯ. Христианин должен ощущать свою нищету духовную, и причём, непрестанно, как нищий, - а он нищий и есть».

«Просит Духа Божия» не означает ли, что человек просит о слиянии очищенного духа человеческого с Духом Божьим?

Итак, человек при всех своих знаниях, достижениях, размышлениях, осознании себя как личности, должен перед Богом отказаться от всего этого, смиренно признать своё ничтожество, свою греховность, чтобы исполниться Божия Духа – благодати, вдохновения, наития, откровения.

Кто-то называет православие «религией рабов». Да, религия рабов, но рабов Божьих, где каждый шаг к смирению и отказу от притязаний на что-либо приближает человека к Богу и обретению вечной жизни души. К достижению высочайшей духовности. Это и есть – высшее счастье.

Заметьте, отказ от достижений и притязаний ПЕРЕД БОГОМ. В земной жизни, где все мы равны как люди, мы можем и должны к чему-то стремиться и чего-то добиваться.

Главное, чтобы это не шло во вред живому и не живому, не разлагало нравственность. Человек может и должен совершенствоватся в земном, человеческом понимании.

Где-то прочла ещё, что нищим духом Царство Небесное принадлежит в настоящей жизни внутренне и предначертательно, через посредство веры и надежды, а в будущей – совершительно, посредством участия в блаженстве вечном.

Царствие Небесное – это, я думаю, не тот рай, где питаются нектаром и ничего не делают, как представляют себе многие. Это высокое парение духа, невозможное в земной жизни. Помните, Ричард Бах в своей «Чайке» писал: «Небеса – это не место и не время. Небеса – это достижение совершенства».

Вполне возможно, что я в чём-то не права, и в моих размышлениях много наивного и не всё верно. Так ведь я и не претендую на абсолютную правоту и истину. У меня и мысли нет учить кого-то и убеждать. Я просто попыталась чуть разобраться в том, что меня задело. Для меня это очень важно. И эти размышления открыли мне новое для меня и в религии, и во мне самой. Может быть, и для кого-то ещё они окажутся небесполезны.

Так получилось, что имея за спиной несколько поколений дедов-прадедов священников, сама я была воспитана и долго оставалась атеисткой, потом – сомневающейся и только недавно сделала первые шаги к церкви. Я практически ничего не знаю в этой области. Поэтому рада буду любым замечаниям, поправкам и мнениям.

Кроме того, думаю, что через какое-то время я вернусь к этой теме, так как продолжаю размышлять над ней.

В знаменитой Нагорной проповеди Иисус употребил выражение, которое часто переводится как «блаженны нищие духом» (Матфея 5:3). Однако на многих языках из-за буквального перевода его смысл не совсем понятен. Иногда слишком дословный перевод даже может создать впечатление, что речь идет о психически неуравновешенных или слабых, безвольных людях. Но в данном случае Иисус учил тому, что счастье человека зависит не от удовлетворения его физических потребностей, а от осознания того, что он нуждается в Божьем руководстве (Луки 6:20). Поэтому в некоторых переводах это выражение передано как «осознающие свои духовные потребности» или «осознающие духовную потребность в Боге», что точнее отражает его смысл (Матфея 5:3, Современный перевод).

И ещё одно добавление: "Быть кротким - это значит без страха и сомнения довериться Богу и выполнять его волю". Это слова одного из замечательных авторов "проза.ру" - Алеся Красавина, сказанные им в замечаниях к миниатюре "Вначале был рай". Вот ссылка

Рецензии

Увы, Ирина, у меня нет собственного мнения, а пересказывать чужие - неблагодарное дело. Толкование религиозных книг не должно иметь двусмысленности или неоднозначности. Это я твёрдо усвоил на примере руководящих документов, регламентирующих авиационную работу. А как же быть с религией? Попробуйте оценить смысл сказанного в сравнении с толкованием сур Корана.

Вадим Анатольевич, как Вы правы: "Вера - чувство индивидуальное". благодарна, что не вступили в бессмысленный спор - никого не ввели в грех. Спасибо. С уважением -

В современном русском языке слово "блаженный" нередко используют только при обозначении человека с отклонениями в психике и в поведении. В Библии же русским словом "блаженный" переведено греческое "макариос". От него-то и произошли славянские мужские имена Макар и Макарий. Сегодня мы бы перевели их так: Макар значит "везучий". Например, моего прадеда по отцу звали Макарий. Вероятно, его родители очень надеялись, что их сыну когда-то очень повезет и он будет благословенным. Итак, записанные в Евангелии слова Иисуса, "блаженны нищие духом", можно понимать следующим образом: "счастливы", "благословенны" нищие духом.

О блаженстве каких нищих говорит Спаситель? О тех, что ночуют в подземных переходах или просят милостыню на вокзалах? Конечно, нет. Это звучало бы слишком жестоко и цинично. Они, скорее, несчастные, потерявшиеся в этой суровой жизни люди. О них вряд ли можно сказать, что они счастливы. Им не завидуют. Им, в лучшем случае, сочувствуют.

Когда Иисус сказал: "Блаженны нищие...", это, прежде всего, означало следующее. Счастливы те верующие, которые сознают, которые вдруг поняли, что им в этой жизни чего-то очень недостает. Недостает настолько, что они готовы просить об этом Бога, подобно нищим.

Однако чем блаженны нищие или кем? Духом. А что это? Или кто это? Уже в первой главе книги Бытие мы читаем о том, что Дух Божий принимал участие в созидании жизни на земле. Дух Божий-это не только явление Бога, присутствие Господа, Его сопричастность жизни всего сущего, это Он Сам. Блаженные нищие духом (или Духом) - это те, кому недостает Бога, кто жаждет еще большего Его присутствия, большего Его участия в своей жизни.

Блаженные нищие духом-это те, кто способен испытывать чувство духовного голода так же остро, как другие люди страдают от голода при недостатке, скажем, хлеба. Это те, кто способен испытывать чувство голода, ощущая недостаток молитвенной жизни, чтения или слышания слов Священного Писания. Как нищий теряет смысл существования, когда ему не хватает хлеба, так и настоящие христиане теряют интерес ко всему, когда в их жизни недостает Бога и слов, от Него исходящих.

Кто же со всем этим не согласится? Пожалуй, все верующие хотят, чтобы так и было. И если верующие люди в чем-то похожи друг на друга, то именно в этом: в своей склонности к молитве и размышлению о Боге. Но кто же из них те, в ком жива благословенная нищета?

В одной из церквей города Ростова-на-Дону, где некоторое время мне довелось служить пастором, есть престарелая сестра, очень добрая, мягкосердечная женщина. Ее зовут Нина Георгиевна. Случилось так, что она оказалась в доме престарелых. Навещая ее, я не раз слышал от нее такие слова: "Отсюда каждый день выносят. Но вы за меня не переживайте. Здесь хорошо: кормят, гроб оплачивают. И я совсем не боюсь смерти. Я уверена в моем Спасителе". Удивляясь и радуясь ее вере, слушая ее размышления, исполненные надежды, я невольно спрашивал себя: как и почему она попала в дом престарелых? Ведь она сама по доброй воле приехала сюда доживать жизнь, отказавшись от приюта у сестер по вере, которые предлагали ей жилье и уход. У нее есть пенсия, и не самая маленькая, есть квартира в центре города, и не самая плохая, она была в состоянии почти полностью обслуживать себя. И еще у нее есть взрослые дети, которым очень нравится все, что есть у мамы, и все, что можно от нее получить. Да вот только она сама им не нужна. И теперь, прожив жизнь и буквально все отдав своим детям, она сидит в доме престарелых и глядит в окно, едва надеясь на то, что ее дети, пользуясь от нее благословениями, вспомнят о ней. Но, увы, их память коротка...

Однажды я возвращался из хлебного магазина домой. Дело было летом, стоял погожий солнечный день. Мой путь лежал мимо маленькой православной церкви. Это приземистое здание из белого кирпича, само по форме напоминающее увеличенных размеров кирпич. В этом нет ничего удивительного. Здание, построенное в семидесятые годы, служило комсомольским штабом по наблюдению за общественным порядком. Штаб приказал долго жить, а строение, которое оказалось бесхозным, передали местной епархии. Вскоре его превратили в церквушку. Так вот, прохожу я мимо и вижу: из дверей выходят смеющиеся и счастливые жених и невеста, рядом машины в лентах и кольцах, много цветов, празднично одетые друзья и родители молодоженов. Друзья молодых были уже явно навеселе. Да это и понятно, все-таки свадьба...

Но вот что интересно. Как вы думаете, зачем эти люди приезжали? За благословением. И они его, конечно, получили, вероятно, щедро заплатив за него. По всему было видно - не нищие, заплатить могут. И вот теперь они, получив желанное благословение, сядут в машины и умчатся обогащенные им в новую счастливую жизнь. И дай Бог им многие лета счастья. Пусть на этом свете будет больше счастливых людей!

Но сейчас речь не о них. Давайте обратим наши мысли к Тому, Кто дает просимые благословения. Что случится с Ним, то есть с Богом? Будет ли Он с этого дня, с этого мгновения жить в сердцах своих детей, которые воспользовались Его благословением? Будет ли Он жить в них как полноправный и важнейший участник жизни? Будет ли Он царствовать как Тот, Кто дал им эту жизнь да еще и благословил ее? Или же Бог останется в той церквушке, окруженный ветхими ритуальными предметами? Люди в который раз скажут Богу: "Жизнь коротка, мы спешим. Благословения Твои нам, конечно, пригодятся. Ты же, Господи, оставайся в храме и жди, когда Тебя посетят Твои благодарные за благословения дети". Может быть, когда-нибудь и вспомнят...

Христос говорит не о блаженстве нищих благословениями и не о тех, кому их не хватает так, что они готовы платить деньги. Благословений, пожалуй, многим не хватает. Так вот, блаженны не те, кому благословений от Бога недостает, а кому необходим Сам Бог; необходимы Его присутствие, Его характер, Его заповеди; необходим Он Сам как Родитель, как Отец.

Нельзя "сдавать" своего Небесного Отца в дом престарелых. Подобный шаг глубоко ошибочен.

Славным и замечательным является то, что Библия полна жизненных примеров счастливого осознания духовной нищеты. Обратимся к одному из них.

В Псалме 85:1 читаем: "Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я беден и нищ".

Удивительно, о своей бедности и нищете говорит царь Давид . Ведь это один из самых богатых людей своего времени. Он, как бы мы сегодня выразились, стал главным спонсором архитектурного шедевра, Иерусалимского Храма. Ему не нужны были ни благословения за деньги, ни пожертвования из скудных пенсий своих сограждан. Он не искал спонсоров среди богатых предпринимателей-язычников и не обращался к бандитам, чтобы те от своих щедрот выделили деньги на богоугодное дело. Нет и нет. Давид самолично накопил столько средств, что оказался в состоянии финансировать "седьмое чудо света" (см. 1 Пар. 22:14-16). По нашим меркам, он был сверх-, супер-, мультимиллионер. Если бы к тому времени уже существовала эллинская математика, то и она, пожалуй, нашла бы затруднительным выразить в цифрах состояние израильского царя Давида. История свидетельствует о том, что древний Иерусалимский Храм был огромен и необыкновенно красив. Сын Давида Соломон умело распорядился накоплениями отца, который завещал ему осуществить строительство. Со всех концов света люди стремились приехать в Иерусалим и хотя бы раз взглянуть на Храм. Дух захватывало от его роскоши и великолепия. И во многом все это возникло благодаря богатству царя Давида.

Но вот этот царь в молитве произносит такие слова: "Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я беден и нищ". Что же это, позерство или юродство баснословно богатого монарха? Или же ясное осознание своего подлинного внутреннего состояния перед Богом? К счастью, последнее. Давид потрясен, каким нищим, убогим и бедным остается даже самый богатый и великий человек только потому, что он всего лишь человек и без Бога просто прах. Он нищ, потому что осознал себя грешным перед Господом. Давид остро ощутил свое чудовищное одиночество вдали от Создателя. Он жаждет Бога. Ему недостает небесного водительства. Он просит Господа восполнить этот недостаток. Такой перед нами предстает счастливая нищета.

В Евангелии от Луки 11:13 приведены следующие слова Иисуса: "Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него".

Вот какая нищета бесценна в очах Божиих. Вот о каком Духе следует просить. Вот о каком недостатке нас призывает задуматься Христос. И этот недостаток, недостаток присутствия Божьего, Его Святого Духа, Господь всегда готов восполнить и со делать нас богатыми.

Наша с вами жизнь устроена, увы, так, что ни один человек не может пройти по ней, не пережив потери. Потери близкого человека, друга, родственника. Говорят, что, по статистике, каждый человек на земле, в среднем к 25 годам, обязательно переживает потерю близкого человека, то есть сталкивается со смертью. О чем мы скорбим, когда случается подобное? О том, что потеряли какие-то возможности, которые у нас были при жизни этого человека? Или о том, что потеряли из-за этой несвоевременной кончины какие-то вещи, деньги, которые могли бы получить? Можно ли назвать подобные переживания любовью к почившему? Пожалуй, это даже не скорбь. Это, скорее, естественная боль раненого эгоизма. Когда же уходит действительно дорогой для нас человек, мы скорбим оттого, что потеряли именно его, его самого. В такие минуты все кажется пустым и ненужным. А мозг сверлит лишь одна безутешная мысль: только бы он был рядом, только бы снова быть вместе.

В Евангелии мы читаем о том дне, когда Иисус Христос вошел в Гефсиманский сад. Правда, для Него это был не просто сад вблизи Иерусалима. Сын Божий вступал туда, где вскоре должен был пережить великую потерю, потерю, которую вряд ли кто из нас способен осмыслить. Христа ждали моменты таинственной и смертельной бо-гооставленности. Там, находясь в молитве, в душевной борьбе ради спасения многих, ради нас с вами, Он должен был потерять своего Небесного Отца и умереть в одиночестве. Это был предел, высшая степень нищеты.

Евангелие описывает весь трагизм последних минут и мгновений земной жизни Спасителя. По свидетельству евангелиста Луки, приближение к этому моменту вызвало такое напряжение сил Иисуса, что кровавый пот покрыл Его чело. Спустя несколько часов Спаситель уже был пригвожден к кресту. И здесь мы делаем для себя поистине величайшее открытие: оказывается, смерть распятого Христа наступает почти в тот же момент, когда Он почувствовал, что Бог оставляет Его. Иисус принимает грехи всех нас на Себя. И вскоре Он теряет всякую уверенность в присутствии Отца.

"А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: ".. .Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" ...Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух" (Мф. 27:46, 50).

В тот день, как говорит Писание, Иисус потерял Небесного Отца. И случилось это для того, чтобы мы не остались сиротами при живом Боге Отце, чтобы мы узнали, как дорого стоит родство Богу, сколь бесценна возможность жизни с Ним.

Старушка, доживающая свой век в доме престарелых, однажды умрет. Увы, такова жизнь. Но Создатель наш и Бог не умрет никогда. И очень скоро Он напомнит о Себе всем своим детям-отказникам. Ни один человек в мире не избежит этой встречи. Христос воскрес! И Он скоро вновь придет на нашу землю. Он обещал вернуться, и Он исполнит обещанное. Христос воскрес, и оттого счастливы нищие духом. Нищета их будет восполнена. И потому радость нищеты духа столь велика, что иначе как блаженством ее не назовешь. Христос жив и вновь грядет. Скоро, как говорит Писание, небо вспыхнет от славы Грядущего в мир Царя, Царя, Который сегодня все еще ищет Себе подданных, как отец своих детей. Какой эта встреча будет для нас? Счастливой? Радостной? Блаженной? Или это будет напоминать возвращение выздоровевшего и окрепшего после болезни отца к детям, некогда предательски оставившим его умирать? К детям, бросившим его там, где, по их мнению, должны оставаться лишь ветхие ритуальные предметы? К детям, которые воспользовались благословениями умирающего и неплохо устроились в жизни? А теперь вдруг встретились с "умершим"...

Верят люди или не верят, хотят они того или не хотят - всех ожидает эта встреча со Христом. Бог, изгнанный с земли на небо, скоро вернется. Мы увидим очи и руки Того, Кто так долго ожидал этой встречи. Жаждать этой встречи - значит быть христианином, значит быть нищим духом.

Размышляя на эту тему, апостол Павел написал слова, которые не могут не вызывать волнение: "Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою" (2 Кор. 8:9).

Звучит парадоксально: Вседержитель обнищал! Владеющий всем, Властитель вселенной, Он настолько богат, что царь Давид со всеми своими сокровищами рядом с Ним выглядит просто жалким оборванцем. "Господь, - говорит апостол, - обнищал ради вас". Христос обнищал, не только когда оставил небо ради нас. Он беднеет еще больше, когда мы, люди, Его дети, оставляем Его.

Так дай нам Бог быть людьми, которые жаждут Бога больше всего остального. И тогда заветная встреча станет воистину блаженством. И тогда осуществятся заветные, невыразимые надежды и мечты.

Господь приглашает нищих обогащаться. Обогащаться не столько Его благословениями, сколько Им Самим как Отцом, как Родителем, Его присутствием, Его характером, Его заповедями.

* Нищие - это те, которые просят.

* Нищие - это те, которым дают.

* Нищие - это те, которые опять просят.

* Нищие - это те, которым опять дают.

"Блаженны нищие духом..." Так начинается первая заповедь блаженства. Но этими словами она не оканчивается. Прочитаем великую заповедь Христа полностью:

"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное". Есть! Сегодня и навсегда. Разве это не блаженство для нищих духом? Разве это не богатство нищих?

Богатство нищих

Узрев народ, Учитель сел

На холм, возвышенный средь поля;

По манию Его руки

К Нему сошлись ученики.

И Он отверз уста, глаголя...

Не передать словам людей

Его Божественных речей.

Нема пред ними речь людская...

Но весь народ, Ему внимая,

Познал и мира суету,

Познал и духа совершенство:

Познал, что истое блаженство

Себе наследует лишь тот,

Кто духом нищ...

Л.А. Мей (1822-1862), фрагмент