Космический корабль полюс. Боевая орбитальная станция "скиф" (ссср)

В

Предисловие:

Недавно наткнулся на фото неизвестной Русской "Черной ракеты". В итоге удалось выяснить невероятные факты об этой "Черной ракете" и что на самом деле, это за проект. Оказывается это была действующая секретная разработка боевой космической лазерной станции. Кстати эта разработка считается первая и единственная в мире, которая была успешно выведена на орбиту Земли (по официальной информации. Но так как такие проекты в большинстве случаев засекречены и разрабатываются многими странами, то было бы неудивительно если на орбите могут находиться такие станции далеко не в единственном экземпляре и возможно не только Русские, и возможно сейчас они пролетают над вами, но это мысли вслух...)

"Черная ракета" показанная на фото является самым крупным Советским космическим аппаратом "Полюс" (он же "Скиф-ДМ"- первая в мире боевая космическая лазерная станция).

Проект "Скиф"

Как удалось выяснить "Черная ракета" показанная на фото является самым крупным Советским космическим аппаратом "Полюс" (он же "Скиф-ДМ", он же 17Ф19ДМ, он же МИР-2, он же - первая в мире боевая космическая лазерная станция). И причем этот проект практически полностью отработан и считается весьма успешным. Вот вам и космические лазеры! Оказывается все это уже было еще в годы СССР.Правда только сейчас многие разработки стали приоткрывать общественности, но как говорится лучше поздно чем вообще никогда...

Что известно:

Лазерная орбитальная платформа "Скиф" она же "черная ракета"

Лазерная орбитальная платформа начала разрабатываться в СССР еще в конце 1970-х годов. Программа "Скиф" должна была стать ответом на разрабатываемую американцами СОИ (Стратегическая оборонная инициатива, также известная как «звёздные войны».)

При этом, понимая всю сложность перехвата боевых блоков МБР, советские ученые разрабатывали "Скиф" в первую очередь, как средство уничтожения американских космических аппаратов, чтобы не дать им перехватить наши МБР. (Но, это конечно далеко не все функции, которые должна была выполнять лазерная орбитальная платформа.)

Известно, что для лазерной орбитальной платформы в ОАО «Конструкторское Бюро Химавтоматики» был разработан газодинамический CO2 лазер ГДЛ РД0600 мощностью 100 кВт и габаритами 2140х1820х680 мм. Стоит отметить, что этот лазер к 2011-му году прошел полный цикл стендовой отработки.

Кстати это наводит на мысли, что боевой лазер "Пересвет" о котором еще говорил, Российский президент Владимир Путин имеет вполне обоснованный фундамент, еще сделанный выдающимися Советскими учеными. Стоит отнестись со всем уважением и к Российским ученым ведь они продолжили традицию Советских разработок и как итог, сейчас на вооружение у нас есть боевой лазер, который для импульса подкачивается ядерным реактором.

боевой лазерный комплекс "Пересвет" способен поражать авиацию противника

Достижение, ставшее сенсацией для мировой космонавтики.

Ракета-носитель Энергия перед стартом.

В мае 1987 года за этим стартом следил весь мир, запуск стал сенсацией для мировой космонавтики. В своем первом полете ракета-носитель Энергия несла в качестве полезной нагрузки тот самый секретный экспериментальный аппарат "Скиф" (она же "Черная ракета"). Масса космического тандема более 100 тонн, для сравнения грузоподъемность американских "Шаттлов" была в 3 раза меньше. Есть даже небольшой видео фрагмент ракеты Энергия и аппарата "Скиф":

Комплекс "Энергия-Скиф" успешно прошел все испытания, как на полигонах, так и на самом космодроме, а именно наземные и летные, но на успешный старт рассчитывали немногие. Но запуск прошел в штатном режиме с минимальными погрешностями. Те средства, которые были затрачены на эту машину, по сути дела не пропали даром. По Миру прекратилась гонка вооружений в космосе, например спутники которые бы уничтожали другие спутники, проще говоря "звездные войны". Кстати после этого американцы не могли запустить такую большую полезную нагрузку. Максимум на что они были способны, так это на запуск 30 тонн на "Шаттле", рассказывает конструктор Александр Маркин.

Причина создания

Советский Союз в конце восьмидесятых отставал от американцев в освоении лазерного оружия. У США было около 8 авианосцев, которые могли поразить любую цель противника. Проект "Скиф" поставил жирную точку в гонке вооружений, макет космического корабля оснастили лазерной пушкой, что придало ему статус стратегического истребителя военного назначения.

Перед Советским Союзом встала необходимость срочно создать такое оружие, которое могло бы иметь приоритет над противником, но и в то же время самой главной задачей было, чтобы это оружие могло в те годы защитить наши территории. Также при необходимости оружие должно было уметь и нанести мощный ответный удар, рассказывает главный диспетчер ЦСКБ "Прогресс" в 1987 г. Александр Лунев.

Топливные баки, элементы каркаса, корпус и другие детали "Энергии" изготавливали на ЦСКБ "Прогресс". Для завода это был самый крупный заказ за всю историю, масштабы строительства поразили даже бывалых ракетостроителей.

Конструкция действительно очень большая, потому что, только диаметр изделия был практически 8 метров. Бак горючего в общей сложности между шпангоутами 29 метров! Это колоссальное сооружение, если так говорить про ракеты, поясняет начальник производства цеха No 233 в 1987 г. Петр Педчинко.

Ракета-носитель Энергия.

Петр Педченко в 1987 году был начальником производства, следил за технологическим процессом изготовления деталей и ходом испытаний: "водой, огнем и холодом." Каждое испытание для Куйбышевских заводчан являлось отработкой новейших технологий, которые приходилось осваивать по факту.

Сейчас же в 233 цехе пустынно, а 25 лет назад работа здесь кипела не на шутку. Ведь стояла задача, успеть в сжатые сроки опередить американцев и заявить о космических возможностях на весь Мир. (Да уж, Советские возможности все таки были гораздо больше чем сейчас, а представьте на секунду? Если бы СССР не развалился и космическая гонка продолжилась? Где возможно, могли бы мы быть?)

Все это было в этом корпусе до самого конца, и ходить было иногда очень тяжело! Потому что сюда пришел, а потом надо идти туда.А здесь слава Богу почти пол километра корпус, вспоминает Петр Педчинко, смотря с грустью на этот корпус.

После выхода на орбиту "Скиф" штатно отделился от ракетоносителя, но служить ему пришлось недолго, 80-тонный аппарат в космосе мог спровоцировать другие страны и развязать войну. Советские специалисты приняли решение затопить макет космического корабля в тихом океане, а спустя полтора года ракета-носитель "Энергия" вывела в космос орбитальный корабль многоразового использования "Буран". Кстати свой полет 15 ноября 1988 года он совершил в автоматическом беспилотном режиме. И это в те годы!!!

Но увы, этот полет стал последним, развал Советского Союза стал причиной, по которой космическую программу закрыли. В космос деньги решили больше не вкладывать. Но все же стоит отметить, что те два пуска сначала с макетом космического корабля "Скиф" а затем с космопланом "Буран" на долгие годы вывели Советский Союз, а затем Россию на лидирующие позиции в космическом деле. Конечно, сегодняшние успехи пока меркнут перед теми масштабами, что были в годы СССР. Однако есть надежда что Россия все таки сможет вернуть себе по настоящему звание "Космической державы". По заявлению Владимира Путина, Российские ученые ведут разработки, которые позволят, наконец-то отправить пилотируемые миссии на Луну и Марс!

P.P.S.

На этом историю "Скифа" можно было бы считать завершенной, однако многие эксперты сходятся во мнение, что эти разработки продолжают развиваться, совершенствоваться и никто не отказался от космической боевой лазерной станции. Как говорят эксперты в нужное время и в нужный час эти разработки станут известны широкой общественности, ведь как сказал еще в марте 2018 года В.Путин о новых видах оружия "просто пока что еще не время". А ведь также никто не поверил когда Путин, сделал заявление еще в далеком 2004 году о том, что Россия ведет разработку оружия на новых физических принципах, но, а далее все мы помним реакцию мира на заявления Путина и то что у России есть гиперзвуковое оружие. Так что есть над чем задуматься!

Оригинал взят у cycyron в "Скиф-ДМ"- первая в мире боевая космическая лазерная станция
Оригинал взят у

Разработка боевой лазерной станции "Скиф", предназначенной для поражения низкоорбитальных космических объктов бортовым лазерным комплексом, началась в НПО "Энергия", но в связи с большой загрузженностью НПО с 1981 года тему "Скиф" по созданию лазерной боевой станции передали в ОКБ-23 (КБ "Салют") (генеральный директор Д.А. Полухин). Этот КА с лазерным бортовым комплексом, который создавался в НПО "Астрофизика", имел длину ок. 40 м и вес 95 т. Для запуска КА "Скиф" предлагали использовать РН "Энергия".

18 августа 1983 года Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю.В. Андропов сделал заявление о том, что СССР в одностороннем порядке прекращает испытания комплекса ПКО - после чего все испытания были прекращены. Однако с приходом М.С. Горбачева и объявлением в США программы SDI работы по противокосмической обороне были продолжены. Для испытаний лазерной боевой станции был спроектирован динамический аналог "Скиф-Д", длиной ок. 25 м и диаметром 4 м, по внешним габаритам он был аналогом будущей боевой станции. "Скиф-Д" был выполнен из толстолистовой стали, внутренние переборки дополняли и набирали вес. Внутри макета - пустота. По программе полета он должен был приводниться вместе со второй ступенью "Энергии" в акватории Тихого океана.

В дальнейшем для проведения испытательного запуска РН "Энергия" в срочном порядке был создан макетный образец станции "Скиф-ДМ" ("Полюс") длиной 37 м, диаметром 4,1 м и массой 80 т.

Космический аппарат "Полюс" задумывался в июле 1985г. именно как габаритно-весовой макет (ГВМ), с которым предстояло произвести первый пуск "Энергии". Этот замысел возник после того, как стало ясно, что основная нагрузка ракеты - орбитальный корабль "Буран" - не будет готов к этому сроку. Поначалу задача не представлялась особенно сложной - ведь сделать 100-тонную "болванку" не трудно. Но вдруг КБ "Салют" получило пожелание-приказание министра общего машиностроения: превратить "болванку" в космический аппарат для проведения геофизических экспериментов в околоземном пространстве и совместить тем самым испытания "Энергии" и 100-тонного космического аппарата.

По сложившейся в нашей космической отрасли практике новый КА обычно разрабатывался, испытывался и изготавливался по меньшей мере пять лет. Но сейчас предстояло найти совершенно новый подход. Решили максимально активно использовать готовые отсеки, приборы, оборудование, уже испытанные механизмы и узлы, чертежи с других "изделий".

Машиностроительный завод им. Хруничева, которому была поручена сборка "Полюса", немедленно начал подготовку производства. Но этих усилий явно не хватило бы, не подкрепись они энергичными действиями руководства - каждый четверг на заводе проходили оперативные совещания, проводимые министром О.Д.Баклановым или его заместителем О.Н.Шишкиным. На этих оперативках "трамбовались" нерасторопные или же в чем-то несогласные руководители предприятий-смежников и обсуждалась, если требовалось, необходимая помощь.

Никакие причины, и даже то, что почти тем же составом исполнителей одновременно велась грандиозная работа по созданию "Бурана", как правило, в расчет не принимались. Все было подчинено выдерживанию заданных сверху сроков - яркий пример административно-командных методов руководства: "волевая" идея, "волевое" исполнение этой идеи, "волевые" сроки и - "денег не жалеть!"

В июле 1986 г. все отсеки, в том числе и заново спроектированные и изготовленные, уже находились на Байконуре.

15 мая 1987 года с космодрома Байконур впервые стартовала сверхтяжелая ракета-носитель 11К25 "Энергия" ╧6СЛ (стендово-летная). Запуск стал сенсацией для мировой космонавтики. Появление носителя такого класса открывало перед нашей страной захватывающие перспективы. В своем первом полете ракета-носитель "Энергия" несла в качестве полезной нагрузки экспериментальный аппарат "Скиф-ДМ", в открытой печати названный "Полюс".

Первоначально старт системы "Энергия"-"Скиф-ДМ" планировался на сентябрь 1986 года. Однако из-за задержки изготовления аппарата, подготовки пусковой установки и других систем космодрома работы задержались почти на полгода - на 15 мая 1987 года. Лишь в конце января 1987 года аппарат был перевезен из монтажно-испытательного корпуса на 92-й площадке космодрома, где он проходил подготовку, в здание монтажно-заправочного комплекса 11П593 на площадке 112А. Там 3 февраля 1987 года "Скиф-ДМ" был состыкован с ракетой-носителем 11К25 "Энергия" 6СЛ. На следующий день комплекс вывезли на универсальный комплексный стенд-старт (УКСС) 17П31 на 250 площадке. Там начались предстартовые совместные испытания. Продолжалась и доделка УКСС.

Реально комплекс "Энергия-Скиф-ДМ" был готов к запуску лишь в конце апреля. Все это время с начала февраля ракета с аппаратом простояла на пусковом устройстве. "Скиф-ДМ" был полностью заправленный топливом, надутый сжатыми газами и снаряженный бортовыми источниками энергопитания. За эти три с половиной месяца ему пришлось перенести самые экстремальные климатические условия: температуру от -27 до +30 градусов, вьюгу, мокрый снег, дождь, туман и пылевые бури.

Однако аппарат выстоял. После всесторонней подготовки старт был назначен на 12 мая. Первый пуск новой системы с перспективным космическим аппаратом показался советскому руководству настолько важным, что его собрался почтить своим присутствием сам Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев. Тем более новый лидер СССР, занявший первый пост в государстве год назад, давно собирался посетить главный космодром. Однако еще до прилета Горбачева руководство подготовкой пуска решило не испытывать судьбу и застраховаться от "генеральского эффекта" (есть такое свойство у любой техники ломаться в присутствии "высоких" гостей). Поэтому на 8 мая на заседании Государственной комиссии старт комплекса "Энергия-Скиф-ДМ" перенесли на 15 мая. Горбачеву решено было сказать о возникших технических проблемах. Ждать же еще три дня на космодроме Генсек не мог: на 15 мая у него была уже запланирована поездка в Нью-Йорк для выступления в ООН.

11 мая 1987 года Горбачев прилетел на космодром Байконур. 12 мая он знакомился с образцами космической техники. Главным пунктом поездки Горбачева по космодрому был осмотр "Энергии" со "Скифом-ДМ". Затем Михаил Сергеевич выступил перед участниками предстоящего запуска.

Программа полета "Скифа-ДМ" включала в себя 10 экспериментов: четыре прикладных и 6 геофизических. Эксперимент ВП1 был посвящен отработке схемы выведения крупногабаритного КА по безконтейнерной схеме. В эксперименте ВП2 проводились исследования условий выведения крупногабаритного КА, элементов его конструкции и систем. Экспериментальной проверке принципов построения крупногабаритного и сверхтяжелого КА (унифицированный модуль, системы управления, терморегулирования, электропитания, вопросы электромагнитной совместимости) посвящен эксперимент ВП3. В эксперименте ВП11 планировалось отработать схему и технология полета.

Программа геофизических экспериментов "Мираж" была посвящена исследованию влияния продуктов сгорания на верхние слои атмосферы и ионосферы. Эксперимент "Мираж-1" (А1) должен был проводиться до высоты 120 км на этапе выведения, эксперимент "Мираж-2" (А2) - на высотах от 120 до 280 км при доразгоне, эксперимент "Мираж-3" (А3) - на высотах от 280 до 0 км при торможении.

Геофизические эксперименты ГФ-1/1, ГФ-1/2 и ГФ-1/3 планировалось проводить при работе двигательной установки "Скифа-ДМ". Эксперимент ГФ-1/1 был посвящен генерации искусственных внутренних гравитационных волн верхней атмосферы. Целью эксперимента ГФ-1/2 было создание искусственного "динамо-эффекта" в земной ионосфере. Наконец, эксперимент ГФ-1/3 планировался для создания крупномасштабных ионообразований в ионо- и плазмосферах (дыр и дактов). "Полюс" оснащался большим количеством (420 кг) газовой смеси ксенона с криптоном (42 баллона, каждый емкостью 36 л) и системой выпуска его в ионосферу.

Кроме того на КА планировалось провести 5 военно-прикладных экспериментов, в том числе отстрел мишеней, но перед запуском состоялось выступление генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева, где он заявил о невозможности переноса гонки вооружений в космос, после чего было принято решение - военные эксперименты на КА "Скиф-ДМ" не проводить.

Схема выведения аппарата "Скиф-ДМ" 15 мая 1987 года была следующая. Через 212 сек после контакта подъема на высоте 90 км сбрасывался головной обтекатель. Это происходило следующим образом: в Т+212 сек производился подрыв приводов продольного разъема обтекателя, через 0.3 сек происходил подрыв замков первой группы поперечного разъема ГО, еще через 0.3 сек подрывались замки второй группы. Наконец в Т+214.1 сек производился разрыв механических связей головного обтекателя и он отделялся.

В Т+460 сек на высоте 117 км производилось разделение аппарата и РН "Энергия". При этом предварительно в Т+456.4 сек подавалась команда на переход четырех маршевых двигателей РН на промежуточный уровень тяги. Переход занимал 0.15 сек. В Т+459.4 сек выдавалась основная команда на отключение маршевых двигателей. Затем через 0.4 сек эта команда дублировалась. Наконец в Т+460 сек выдавалась команда на отделение "Скифа-ДМ". Через 0.2 сек после этого включались 16 РДТТ увода. Затем в Т+461.2 сек производилось первое включение РДТТ системы компенсации угловых скоростей СКУС (по каналам тангажа, рысканья и крена). Второе включение РДТТ СКУС, если такое требовалось, производилось в Т+463.4 сек (канал крена), третье - в Т+464.0 сек (по каналам тангажа и рысканья).

Через 51 сек после отделения (Т+511 сек), когда "Скиф-ДМ" и "Энергию" уже разделяло 120 м, начинался разворот аппарата для выдачи первого импульса. Так как "Скиф-ДМ" стартовал двигателями вперед, то требовался его разворот на 180 градусов вокруг поперечной оси Z, чтобы лететь двигателями назад. К этому развороту на 180 градусов из-за особенностей системы управления аппарата требовался еще "доворот" вокруг продольной оси Х на 90 градусов. Только после такого маневра, прозванного специалистами "перевертоном", можно было доразгонять "Скиф-ДМ" для выхода его на орбиту.

На "перевертон" отводилось 200 сек. Во время этого разворота в Т+565 сек подавалась команда на отделение донного обтекателя "Скифа-ДМ" (скорость отделения 1.5 м/сек). Через 3.0 сек (Т+568 сек) выдавались команды на отделение крышек боковых блоков (скорость отделения 2 м/сек) и крышки системы безмоментного выхлопа (1.3 м/сек). В конце маневра разворота происходила расчековка антенн бортового радиолокационного комплекса, открытие крышек датчиков инфракрасной вертикали.

В Т+925 сек на высоте 155 км производилось первое включение четырех двигателей коррекции и стабилизации ДКС тягой 417 кг. Время работы двигателей планировалось 384 сек, величина первого импульса 87 м/сек. Затем в Т+2220 сек начиналось раскрытие солнечных батарей на функционально-служебном блоке "Скифа-ДМ". Максимальное время раскрытия СБ составляло 60 сек.

Выведение "Скифа-ДМ" завершалось на высоте 280 км вторым включением четырех ДКС. Оно производилось в Т+3605 сек (3145 сек после отделения от РН). Длительность работы двигателей составляла 172 сек, величина импульса - 40 м/сек. Расчетная орбита аппарата планировалась круговой высотой 280 км и наклонением 64.6 градусов.

15 мая старт был намечен на 15 часов 00 минут ДМВ (16:00 летнего московского времени). В этот день уже в 00:10 (здесь и далее ДМВ) начался и в 01:40 завершился контроль исходного состояния "Скифа-ДМ". Предварительно водородный бак центрального блока (бак Г блока Ц) носителя был продут газообразным азотом. В 04:00 была проведена продувка азотом остальных отсеков РН, а через полчаса прошел контроль исходной концентрации в водородном баке блока Ц С 06:10 до 07:30 проводился ввод уставок и замер частоты телеметрической системы "Куб" аппарата. В 07:00 была включена азотная подготовка баков горючего боковых блоков. Заправка ракеты "Энергия" началась в 08:30 (на отметке Т-06 часов 30 мин) с заправки баков окислителя (жидкий кислород) боковых и центрального блоков. Штатная циклограмма предусматривала:
- начать на отметке Т-5 часов 10 мин заправку водородом бака Г центрального блока (продолжительность заправки 2 часа 10 мин);
- на отметке Т-4 часа 40 мин начать зарядку погруженных буферных батарей (ББ) в кислородных баках боковых блоков (блок А);
- начать на отметке Т-4 часа 2 мин зарядку погруженных ББ в водородном баке блока Ц;
- на отметке Т-4 часа начать заправку баков горючего боковых блоков;
- закончить в Т-3 часа 05 мин заправку жидким кислородом баков блока А и включить их подпитку;
- в Т-3 часа 02 мин завершить заправку жидким водородом центрального блока;
- в Т-3 часа 01 мин завершить заправку горючим боковых блоков и включить дренаж заправочных магистралей;
- завершить в Т-2 часа 57 мин заправку окислителем центрального блока .

Однако в ходе заправки носителя возникли технические неполадки, из-за которых подготовка к старту была задержана в целом на пять с половиной часов. Причем общее время задержек составило около восьми часов. Однако график предстартовых операций имел встроенные задержки, за счет чего удалось на два с половиной часа сократить отставание.

Задержки случились по двум причинам. Сперва обнаружилась негерметичность разъемного стыка трубопроводов по линии управляющего давления на расстыковку разъемного соединения термостатирования и отстрела электроплаты на блоке 30А из-за нештатной установки уплотнительной прокладки. Исправление этой нештатной ситуации заняло пять часов.

Затем было обнаружено, что один из двух бортовых клапанов в магистрали термостатирования жидкого водорода, после выдачи автоматической команды на их закрытие, не сработал. Об этом можно было судить по положению концевых контактов клапана. Все попытки закрыть клапан ни к чему не привели. Оба этих клапана закреплены на ракете-носителе на одном основании. Поэтому было принято решение открыть исправный закрытый клапан "вручную", подав команду с пульта управления, а затем выдать команду "Закрытие"" сразу двум клапанам одновременно. При этом было бы обеспечено механическое воздействие от нормально работающего клапана через общее основание на второй клапан. После выполнения этой операции от "зависшего" клапана поступила информация о его закрытии.

Чтобы подстраховаться, команды на открытие и закрытие клапанов повторили вручную еще два раза. Каждый раз клапаны закрывались нормально. В ходе дальнейшей подготовки к запуску "зависший" клапан работал нормально. Однако эта нештатная ситуация "вырвала" из графика еще один час. Еще два часа задержек набежали из-за неполадок в работе некоторых систем наземного оборудования универсального комплексного стенд-старта.
В результате лишь в 17:25 была объявлена трехчасовая готовность к старту, начался ввод оперативных данных на пуск.

В 19:30 была объявлена часовая готовность. На отметке Т-47 мин началась дозаправка жидким кислородом центрального блока РН, которая завершилась через 12 минут. В 19:55 начался набор стартовой готовности аппарата. Затем в Т-21 мин прошла команда "Протяжка 1". Через 40 секунд на "Энергии" включились радиосредства, а в Т-20 мин началась предстартовая подготовка носителя и включилась корректировка уровня керосина в баках горючего боковых блоков и их наддув. За 15 минут до старта (20:15) включился режим подготовки системы управления "Скифа-ДМ".

Команда "Пуск", инициирующая автоматическую циклограмму запуска ракеты-носителя, была выдана за 10 минут до старта (20:20). Одновременно включилась корректировка уровня жидкого водорода в баке горючего центрального блока, которая продолжалась 3 минуты. За 8 мин 50 сек до старта начался наддув и дозаправка жидким кислородом баков окислителя блока А, которые завершились тоже через 3 минуты. В Т-8 мин была взведена автоматика двигательной установки и пиросредств. В Т-3 мин была выполнена команда "Протяжка 2". За 2 мин до пуска было получено заключение о готовности аппарата к запуску. В Т-1 мин 55 сек должна была начать подаваться вода для охлаждения газоотводного лотка. Однако с этим возникли проблемы, вода в нужном количестве не поступала. За 1 мин 40 сек до контакта подъема двигатели центрального блока были переведены в "стартовое положение". Прошел предпусковой наддув боковых блоков. В Т-50 сек произошел отвод площадки обслуживания 2 ЗДМ. За 45 сек до старта включилась система дожигания стартового комплекса. В Т-14.4 сек произошло включение двигателей центрального блока, в Т-3.2 сек прошел запуск двигателей боковых блоков.

В 20 часа 30 минут (21:30 ДМВ, 17:30 GМТ) прошел сигнал "Контакт подъема", отошла площадка 3 ЗДМ, от "Скифа-ДМ" отделился переходный стыковочный блок. Огромная ракета ушла в ночное бархатно-черное небо Байконура. В первые секунды полета в бункере управления возникла легкая паника. После отрыва от стыковочно-опорной платформы (блок Я) носитель сделал сильный качок в плоскости тангажа. В принципе, этот "кивок" был заранее предсказан специалистами по системе управления. Он получался из-за заложенного в систему управления "Энергии" алгоритма. Через пару секунд полет стабилизировался и ракета ровно пошла вверх. В дальнейшем этот алгоритм был откорректирован, и при пуске "Энергии" с "Бураном" этого "кивка" уже не было.

Две ступени "Энергии" отработали успешно. Через 460 секунд после старта "Скиф ДМ" отделился от РН на высоте 110 км. При этом орбита, точнее - баллистическая траектория имела следующие параметры: максимальная высота 155 км, минимальная высота минус 15 км (то есть перицентр орбиты лежал под поверхностью Земли), наклонение плоскости траектории к земному экватору 64.61 град.

В процессе разделения без замечаний сработала система увода аппарата с помощью 16 РДТТ. Возмущения при этом были минимальны. Поэтому по данным телеметрической информации сработал лишь один РДТТ системы компенсации угловых скоростей по каналу крена, что обеспечило компенсацию угловой скорости 0.1 град/сек по крену. Через 52 секунды после разделения начался маневр "перевертона" аппарата. Затем в Т+565 сек произошел отстрел донного обтекателя. Через 568 сек была выдана команда на отстрел крышек боковых блоков и защитной крышки СБВ. Тут-то и случилось непоправимое: двигатели стабилизации и ориентации ДСО не остановили вращение аппарата после его штатного разворота на 180 градусов. Несмотря на то, что "перевертон" продолжался, согласно логики работы программно-временного устройства прошло отделение крышек боковых блоков и системы безмоментного выхлопа, раскрытие антенн системы "Куб", отстрел крышек датчиков инфракрасной вертикали.

Затем, на вращающемся "Скифе-ДМ" включились двигатели ДКС. Не набрав нужной орбитальной скорости космический аппарат пошел по баллистической траектории и упал туда же, куда и центральный блок РН "Энергия" - в воды Тихого океана.

Открылись ли панели солнечных батарей - не известно, но эта операция должна была пройти до момента входа "Скифа-ДМ" в земную атмосферу. Программно-временное устройство аппарата работало при выведении исправно, и поэтому, скорее всего, батареи раскрылись.Причины неудачи были выявлены на Байконуре практически сразу. В заключении по результатам пуска комплекса "Энергия Скиф-ДМ" говорилось:
"...Функционирование всех агрегатов и систем КА... на участках подготовки к пуску, совместного полета с ракетой-носителем 11К25 6СЛ, отделения от РН и автономного полета на первом участке до выведения на орбиту прошло без замечаний. В дальнейшем на 568 секунде от срабатывания КП (контакт подъема) из-за прохождения непредусмотренной циклограммой команды системы управления на отключение питания усилителей мощности двигателей стабилизации и ориентации (ДСО), изделие потеряло ориентацию.

Таким образом, первый импульс доразгона штатной длительности 384 секунды выдавался при непогашенной угловой скорости (изделие совершило примерно два полных оборота по тангажу) и через 3127 секунд полета, вследствие неполучения требуемой скорости доразгона, совершило спуск в акваторию Тихого океана, в районе зоны падения блока "Ц" ракеты-носителя. Глубины океана в месте падения изделия... составляют 2.5-6 км.
Отключение усилителей мощности произошло по команде блока логики 11М831-22М по получении метки от бортового программно-временного устройства (ПВУ) "Спектр 2СК" на сброс крышек боковых блоков и защитных крышек системы безмоментного выхлопа изделия... Ранее на изделиях 11Ф72 эта метка использовалась для раскрытия панелей солнечных батарей с одновременной блокировкой ДСО. При переадресовке метки ПВУ-2СК на выдачу команд на сброс крышек ББ и СБВ изделия... НПО "Электроприбор" не учло завязку по электроцепям прибора 11М831-22М, блокирующего работу ДСО на весь участок выдачи первого корректирующего импульса. КБ "Салют" при анализе функциональных схем СУ разработки НПО "Электроприбор" также не выявило эту завязку
Причинами невыведения изделия... на орбиту являются:
а) прохождение непредусмотренной циклограммой команды СУ на отключения питания усилителей мощности двигателей стабилизации и ориентации в ходе программного разворота до выдачи первого импульса доразгона. Такая нештатная ситуация не была выявлена в ходе наземной отработки из-за непроведения головным разработчиком системы управления НПО "Электроприбор" на комплексном стенде (г. Харьков) проверки функционирования систем и агрегатов изделия... по полетной циклограмме в реальном масштабе времени.

Проведение аналогичной работы на КИСе завода-изготовителя, в КБ "Салют" или на техническом комплексе было невозможно поскольку:
- заводские комплексные испытания совмещены с подготовкой изделия на техническом комплексе;
- комплексный стенд и электрический аналог изделия... в КБ "Салют" были демонтированы, а оборудование передано для укомплектования штатного изделия и комплексного стенда (г. Харьков);
- технический комплекс не был оснащен предприятием НПО "Электроприбор" программно-математическим обеспечением.

б) Отсутствие в аппаратуре СУ разработки НПО "Электроприбор" телеметрической информации о наличии или отсутствии питания на усилителях мощности двигателей стабилизации и ориентации".

В контрольных записях, которые делали самописцы при проведении комплексных испытаний, факт отключения усилителей мощности ДСО был аккуратно зафиксирован. Вот только времени на расшифровку этих записей не оставалось - все очень спешили запустить "Энергию" со "Скифом-ДМ".

При запуске комплекса произошел курьезный случай. Енисейский Отдельный командно-измерительный комплекс 4 как и было запланировано приступил на втором витке к проведению радиоконтроля орбиты запущенного "Скифа-ДМ". Сигнал на системе "Кама" был устойчивый. Каково же было удивление специалистов ОКИК-4, когда им было объявлено, что "Скиф-ДМ", не завершив и первого витка по орбите, канул в воды Тихого океана. Оказалось из-за непредусмотренной заранее ошибки ОКИК принимал информацию с совершенно другого космического аппарата. Подобное случается иногда с аппаратурой "Кама", имеющей очень широкую диаграмму направленности антенн.
Однако неудачный полет "Скифа-ДМ" дал очень много результатов. Прежде всего был получен весь необходимый материал по уточнению нагрузок на орбитальный корабль 11Ф35ОК "Буран" в обеспечение летных испытаний комплекса 11Ф36 (индекс комплекса, состоящего из ракеты-носителя 11К25 и орбитального корабля 11Ф35ОК "Буран"). При запуске и автономном полете аппарата были выполнены все четыре прикладных эксперимента (ВП-1, ВП-2, ВП-3 и ВП-11), а также часть геофизических экспериментов ("Мираж-1" и частично ГФ-1/1 и ГФ-1/3). В Заключении по итогам пуска говорилось:
"...Тем самым, общие задачи пуска изделия..., определенные задачами пуска, утвержденными МОМ и УНКС, с учетом "Решения" от 13 мая 1987 года по ограничению объема целевых экспериментов, были вы полнены по числу решенных задач более чем на 80%.

Решенные задачи охватывают практически весь объем новых и проблемных решений, проверка которых планировалась при первом пуске комплекса...

Летными испытаниями комплекса в составе РН 11К25 6СЛ и КА "Скиф-ДМ" были впервые:
- подтверждена работоспособность РН сверхтяжелого класса с асимметричным боковым расположением выводимого объекта;
- получен богатый опыт наземной эксплуатации на всех этапах подготовки к старту сверхтяжелого ракетно-космического комплекса;
- получен на основе телеметрической информации КА... обширный и достоверный экспериментальный материал по условиям выведения, который будет использован при создании КА различного назначения и МКС "Буран";
- начаты испытания космической платформы 100-тонного класса для решения широкого круга задач, при создании которой был использован ряд новых прогрессивных компоновочных, конструктивных и технологических решений".
Прошли при пуске комплекса испытания и многих элементов конструкции, которые использовались потом и для других КА и РН. Так, углепластиковый головной обтекатель, впервые испытанный в натурных 15 мая 1987 года, использовался потом при запуске модулей "Квант-2", "Кристалл", "Спектр" и "Природа", а также уже изготовлен для запуска первого элемента Международной космической станции - Энергетического блока ФГБ.

В сообщении ТАСС от 15 мая, посвященному этому запуску, говорилось: "В Советском Союзе начаты летно-конструкторские испытания новой мощной универсальной РН "Энергия", предназначенной для выведения на околоземные орбиты как многоразовых орбитальных кораблей, так и крупногабаритных космических аппаратов научного и народнохозяйственного назначения. Двухступенчатая универсальная ракета-носитель... способна выводить на орбиту более 100 тонн полезного груза... 15 мая 1987 года в 21 час 30 минут московского времени с космодрома Байконур осуществлен первый запуск этой ракеты... Вторая ступень ракеты-носителя... вывела в расчетную точку габаритно-весовой макет спутника. Габаритно-весовой макет после разделения со второй ступенью должен был с помощью собственного двигателя быть выведен на круговую околоземную орбиту. Однако из-за нештатной работы его бортовых систем макет на заданную орбиту не вышел и приводнился в акватории Тихого океана...".

Станция "Скиф-ДМ", предназначенная для отработки конструкции и бортовых систем боевого космического комплекса с лазерным , получившая индекс 17Ф19ДМ, имела общую длину почти 37 м и диаметр до 4,1 м, массу около 80 т, внутренний объем ок. 80 куб.м, и состояла из двух основных отсеков: меньшего - функционально-служебного блока (ФСБ) и большего - целевого модуля (ЦМ). ФСБ представлял собой давно освоенный КБ "Салют" и лишь немного видоизмененный для этой новой задачи 20-тонный корабль, почти такой же, какими были транспортные корабли снабжения "Космос-929, -1267, -1443, -1668" и модули станции "Мир".

Здесь размещались системы управления движением и бортовым комплексом, телеметрического контроля, командной радиосвязи, обеспечения теплового режима, энергопитания, разделения и сброса обтекателей, антенные устройства, система управления научными экспериментами. Все приборы и системы, не выдерживающие вакуума, располагались в герметичном приборно-грузовом отсеке (ПГО). В отсеке двигательной установки (ОДУ) размещались четыре маршевых двигателя, 20 двигателей ориентации и стабилизации и 16 двигателей точной стабилизации, а также баки, трубопроводы и клапаны пневмогидросистемы, обслуживающей двигатели. На боковых поверхностях ОДУ размещались солнечные батареи, раскрывающиеся после выхода на орбиту.
Центральный блок КА "Скиф-ДМ" был адаптирован с модулем ОКС "Мир-2".
В состав ДУ модуля "Скиф-ДМ№ входили двигатели 11Д458 и 17Д58Э.

Основные характеристики ракеты-носителя "Энергия" с испытательным модулем "Скиф-ДМ":

Стартовая масса: 2320-2365 т;

Запас топлива: в боковых блоках (блоки А) 1220-1240 т,
в центральном блоке - 2 ступень (блок Ц) 690-710т;

Масса блоков при отделении:
боковых 218 - 250 т,
центрального 78 -86 т;

Масса испытательного модуля "Скиф-ДМ" при отделении от центрального блока, 75-80 т;

Максимальный скоростной напор, кг/кв.м. 2500.

Источник : сайт "Войска Ракетно-космической обороны",
сайт "Космический корабль "Буран"

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Поклонники Рейгана восхищались СОИ, хотя его критики издевались над этим проектом и обеспечили ему прижившееся прозвище «Звездные войны». Советский Союз оказался в данном случае в необычной для себя ситуации, так как он был вынужден присоединиться к поклонникам Рейгана и отнестись к СОИ вполне серьезно. Советские лидеры опасались, что американцы хотят разоружить их страну или тайно вывести на орбиту боевую станцию. План Рейгана буквально заставлял их действовать.

Советской реакцией на это стал тайно осуществлявшийся проект, который в случае удачи мог стать очень "громким". Власти СССР ускорили создание космического вооружения, способного, как они надеялись, обезвреживать американские противоракетные спутники. Суть их плана заключалась в том, чтобы, используя советскую космическую программу, разместить на орбите оружие - ядерные ракеты и лазеры.

Кульминацией проекта стал запуск 15 мая 1987 года космического аппарата «Полюс-Скиф». Исторические труды (а также сериал «Американцы») рассказывают, что аппарат так и не вышел на орбиту. Но если бы его запуск удался, космос стал бы другим местом, и холодная война могла бы развиваться совсем иначе.

Космос как арена мирного соревнования

Космос в целом долгое время оставался свободным от вооружения, хотя и не потому, что идеи о космическом оружии никому не приходили в голову. Еще в 1949 году глава занимавшегося ракетами подразделения корпорации RAND Джеймс Липп (James Lipp), анализировал возможность использовать спутники как внеатмосферные платформы для бомбардировок. Рассмотрев доступные в то время технологии, Липп решил, что сбрасывать бомбы с орбиты было бы неэффективно, и отказался зачислять спутники в разряд оружия. Хотя они могут быть полезны военным, заключил эксперт, сами по себе они не могут служить оружием.

Когда в 1957 году был запущен «Спутник-1» и космическая эпоха началась всерьез, администрация Эйзенхауэра заняла позицию, предложенную в давнем докладе Липпа. Понимая политические преимущества борьбы за мирный космос, Эйзенхауэр создал гражданское космическое агентство НАСА, чтобы четко отделить исследования космоса от любых военных инициатив. Администрации Кеннеди и Джонсона руководствовались тем же подходом. И хотя космическая гонка была частью холодной войны, оружие в космос так и не пришло, несмотря на то, что появление спутников-шпионов ЦРУ превратило орбиту в поле битвы.

Мирная сущность космических программ была закреплена в 1967 году Договором о космосе. Этот документ, подписанный и Соединенными Штатами, и Советским Союзом, запрещал размещение ядерного оружия на земной орбите и на Луне. Он также запрещал в принципе использование в военных целях космоса и любых небесных тел. В 1972 году обе сверхдержавы подписали Договор об ограничении систем противоракетной обороны, который обязывал каждую из сторон иметь не более двух систем ПРО - одну для защиты столицы и одну для защиты базы межконтинентальных баллистических ракет.

Оружие на орбите

Однако в обоих договорах - и 1967 года, и 1972 года - имелось одно важное упущение: они оба не запрещали подписавшим их странам разрабатывать оборонные системы космического базирования. Естественно, что обе страны пользовались этой лазейкой.

В Америке проблемы противоракетной обороны изучались долго, и в итоге Рейган решил вплотную заняться проектом СОИ. Советские лидеры также организовали два независимых друг от друга исследования возможных вариантов защиты от гипотетических американских ракет. Итогом этих исследований стали «Скиф» и «Каскад» - проекты двух орбитальных оборонных систем, которые могли быть замаскированы под модули для станции «Мир».

НПО «Энергия», создавшее корабли «Союз», начало работать над «Скифом» и «Каскадом» в 1976 году. Сначала предполагалось, что станции будут сбивать в полете американские межконтинентальные баллистические ракеты, но потом было решено, что их лучше использовать против американских противоракетных спутников. Аппарат «Каскад» должен был поражать ракетами спутники на высокой орбите, а «Скиф» поражать лазерами спутники на низкой орбите. При этом никаких американских противоракетных спутников еще не существовало, но для Советского Союза такие детали не имели значения.

Проект «Скиф», названный в честь древнего воинственного народа из Центральной Азии, также назывался «Полюс-Скиф».

К 1983 году проекты «Полюс-Скиф» и «Каскад» велись уже много лет. В конструкторском бюро «Салют» проводились предварительные испытания. Однако СОИ послужила для обоих проектов мощным катализатором. Если Рейган собирался, как опасался Советский Союз, вывести в космос американскую боевую станцию, Москва хотела быть к этому готовой. После речи Рейгана рубли потекли потоком, работы ускорились и идеи начали воплощаться в металл.

«Скиф-ДМ»

Однако сами по себе деньги не могут вывести спутник на орбиту. Чтобы ускорить запуск, советские лидеры выработали промежуточный план: использовать для опытного образца маленький углекислотный лазер мощностью в 1 мегаватт, который уже испытывался как средство против ракет - для этого его устанавливали на транспортном самолете Ил-76. В 1984 году проект был одобрен и назван «Скиф-Д». Буква «Д» значила «демонстрационный».

На этом проблемы не закончились. Для советской ракеты-носителя «Протон» даже сравнительно маленький «Скиф-Д» был слишком велик. Однако его создателям повезло - на подходе была намного более мощная ракета - «Энергия», названная в честь предприятия-разработчика и предназначенная для вывода на орбиту челнока «Буран». Эта могучая ракета могла унести в космос 95 тонн груза и была способна справиться со «Скифом-Д» без всяких трудностей.

«Скиф-Д» соорудили на скорую руку из имеющихся компонентов, включая части от челнока «Буран» и от военной орбитальной станции «Алмаз», запуск которой был отменен. Получилось нечто чудовищное, длинной в 40 метров, диметром чуть больше 4 метров, и весом почти в 100 тысяч килограмм. По сравнению с этим аппаратом космическая станция НАСА Skylab выглядела маленькой. К счастью для его создателей, он был достаточно тонким и длинным, чтобы его можно было состыковать с «Энергиеей», прикрепив вдоль ее центрального топливного бака.

У «Скифа-Д» было две основных части: «функциональный блок» и «целевой модуль». В функциональном блоке располагались маленькие ракетные двигатели, необходимые для вывода аппарата на окончательную орбиту, а также система энергопитания, сделанная из заимствованных у «Алмаза» солнечных батарей. Целевой модуль нес резервуары с углекислым газом и два турбогенератора. Эти системы обеспечивали работу лазера - турбогенераторы накачивали углекислый газ, возбуждая атомы и приводя к излучению света.

Проблема заключалась в том, что у турбогенераторов были крупные подвижные части, а газ так сильно нагревался, что его требовалось стравливать. Это влияло на движение космического аппарата, делая лазер крайне неточным. Чтобы противодействовать этим колебаниям, инженеры «Полюса» разработали систему выброса газа через дефлекторы и добавили башню, чтобы точнее нацеливать лазер.

В итоге оказалось, что «Скиф» настолько сложен, что каждый компонент нужно отдельно испытывать в космосе, прежде чем отправлять станцию на орбиту. Тем не менее, когда в 1985 году появилась возможность запуска, на это обстоятельство было решено закрыть глаза. Дело в том, что проект «Буран» сильно отставал от графика, и его не успевали завершить к планируемому первому полету ракеты «Энергия», назначенному на 1986 год. Сначала разработчики «Энергии» думали испытать свою ракету, заменив «Буран» болванкой, но тут вмешались создатели «Скифа». В конце концов, власти решили, что «Энергия» понесет в космос новый аппарат.

Перспектива близкого запуска заставила инженеров предложить очередное промежуточное решение - испытать только систему управления функционального блока, систему выброса газа и систему нацеливания лазера и не оснащать пока аппарат работающим лазером. То, что получилось в итоге, окрестили «Скифом-ДМ» (буква «М» означала «макет»). Запуск был запланирован на осень 1986 года

Перед крайним сроком

В январе 1986 года Политбюро включило проект «Полюс-Скиф» в число главных приоритетов советской космической программы. В какой-то момент над ним работало более 70 предприятий советской аэрокосмической отрасли. Никакие отговорки отстающих не принимались во внимание, хотя большинство задействованных в проекте специалистов одновременно занимались «Бураном», пытаясь не позволить ему еще сильнее выбиться из графика.

Перед запуском советские инженеры начали разрабатывать версии прикрытия. Разработчики «Полюса» понимали, что, если на орбите появится огромный аппарат, выбрасывающий большое количество газа, американская разведка обязательно обратит на это внимание. Понимали они и то, что выбросы газов явно указывают на лазер.

Поэтому, чтобы скрыть истинное назначение «Скифа-ДМ», инженеры сменили газ, который должен был выбрасывать аппарат на испытаниях, на смесь ксенона с криптоном. Эти газы взаимодействуют с ионосферной плазмой, окружающей Землю, и это позволило бы СССР в ответ на все вопросы ссылаться на некий мирный геофизический эксперимент. Для еще одной задачи испытаний - проверки системы наведения лазера - было нужно выпускать небольшие надувные шары-мишени, чтобы их можно было отслеживать с помощью радара и направлять на них лазер. Прикрытием в данном случае могло служить то, что подобные шары могли также использоваться как мишени при испытаниях автоматической системы сближения и стыковки.

В подобных программах отсрочки запуска почти неизбежны, и «Скиф-ДМ» не стал исключением. Однако мелкие технические программы меркли по сравнению с политическими. Ставший к тому времени генеральным секретарем Коммунистической партии Михаил Горбачев выступал за всеобъемлющие реформы экономики и бюрократической системы. Одной из их мишеней стал казавшийся ему «пагубным» уровень военных расходов - в том числе на оборонные космические программы. Горбачев признавал американскую СОИ опасной, но не считал ее серьезной угрозой. Тем не менее, когда они с Рейганом в октябре 1986 года встретились на американо-советском саммите в Рейкьявике, переговоры о сокращении вооружений сорвались после отказа президента США остановить американский проект.

Горбачев решил использовать факт неудачи переговоров как часть пропагандистского плана против СОИ. На этом фоне демонстрация мишеней и выбросов газа начинала выглядеть неудобно, и сверху было приказано изменить программу испытаний. Все эксперименты, связанные с функциями «боевой платформы», были отменены. Аппарат должен был быть выведен на орбиту, но без испытаний газоотводной системы и без мишеней. В январе 1987 года, за несколько недель до запуска, пришло официальное распоряжение от союзников Горбачева в Политбюро, превратившее испытания в пассивные.

В начале 1987 года в сборочном цехе на космодроме Байконур в Казахстане спутник «Скиф-ДМ» состыковали с ракетой «Энергия». Техники выкрасили его в черный цвет, чтобы максимизировать нагрев от Солнца, и написали на нем два названия: «Полюс», под которым он должен был быть представлен миру после запуска, и «Мир-2» - название проекта гражданской космической станции, который руководство «Энергии» надеялось осуществить. После этого ракету выкатили на стартовую площадку и привели в вертикальное положение.

Так она простояла больше трех месяцев - запуск был отложен до запланированного визита Горбачева на космодром. Генсек прибыл 12 мая, обошел объекты «Энергии» и внимательно осмотрел «Энергию» и «Полюс». По некоторым его замечаниям можно было сделать вывод о том, что программа лишается его поддержки. Он поставил под сомнение необходимость «Бурана» (а заодно и ракеты «Энергия») и высказался против милитаризации космоса. Тем не менее, он официально дал зеленый свет запуску «Скиф-ДМ». В своем репортаже о визите Горбачева на Байконур советское информационное агентство ТАСС упомянуло о новой ракете на стартовой площадке. Так мир впервые услышал об «Энергии».

«Полюс-Скиф» взлетает

15 мая 1987 года в 9:30 вечера по московскому времени двигатели «Энергии» впервые проснулись. Огромная ракета оторвалась от стартовой площадки. Она направилась в небо и пошла на орбиту под углом в 65 градусов, чтобы, если случится худшее и ракета взорвется, горящие обломки с неба не посыпались на иностранную территорию и не вызвали международных инцидентов. Однако опасения по поводу возможного неудачного запуска не оправдались. «Энергия» сработала безупречно. Она набрала скорость и по дуге пошла по направлению к Тихому океану. «Скиф-ДМ» отделился от ракеты, как это и планировалось. Отработанная ракета и защитный кожух аппарата отпали.

В самостоятельном полете «Полюс-Скиф» должен был совершить один ключевой маневр - перевернуться перед тем, как зажечь двигатели. Так как его создавали второпях, его функциональный блок был рассчитан на ракету «Протон» и мог не выдержать мощную вибрацию двигателей «Энергии». Поэтому пришлось разместить его функциональным блоком вперед - подальше от двигателей ракеты. Чтобы аппарат мог выйти на орбиту, ему надо было перевернуться и направить двигатели в сторону Земли.

Однако произошел сбой. Разработчики слишком торопились, и в программный код компьютера вкралась ошибка. Аппарат перевернулся дважды и в итоге его нос оказался направленным на Землю. Когда включились двигатели, «Скиф-ДМ» направился прямо к планете. Снова войдя в атмосферу, он распался и сгорел.

Итоги

На Западе дебют ракеты «Энергия сочли частично успешным. И это было правдой. Хотя спутник не вышел на орбиту, ракета сработала идеально. Для «Энергии» это было большой удачей, но проекты «Полюс-Скиф» и «Каскад» она не спасла. Неудача «Скифа-ДМ» в купе с невероятной стоимостью единственных испытаний дали противникам программы необходимые аргументы, чтобы ее прикончить. Дальнейшие полеты «Скифа» были отменены, а техника утилизирована. Лазер так и не испытали, и теперь невозможно сказать, сработал ли бы он против американских спутников. Ни один из сотен инженеров работавших над «Полюсом» и конкретно над «Скифом-ДМ» не получил за это награды.

Ходят слухи, что компоненты, оставшиеся от проекта «Скиф», были использованы для Международной космической станции. Ее первым модулем стала российская «Заря», она же Функциональный грузовой блок. Этот модуль, подобно функциональному блоку «Скифа» нужен, чтобы обеспечивать снабжение электроэнергией и орбитальную коррекцию. Вполне вероятно, что «Заря» начинала жизнь в качестве запчасти для «Полюса» или была создана по старым чертежам. И то, и другое объясняло бы тот факт, что модуль был запущен вовремя и без перерасхода бюджета.

Подробности о Полюсе» до сих пор неизвестны. Данные, скорее всего, захоронены глубоко в недоступных российских архивах, как и документы, повествующие о реакции советских лидеров на речь Рейгана о СОИ. Столь же глубоко захоронены и правительственные документы об американской реакции на запуск «Полюса-Скифа». Об этом проекте сейчас редко говорят, но очевидно, что мир едва избежал реальной проверки эффективности космического оружия. Трудно представить себе, что случилось бы, сумей «Полюс-Скиф» выйти на орбиту, как бы на это отреагировали американцы и какая космическая гонка вооружений могла бы за этим последовать.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Не так давно мы коротко рассказали об американских исследованиях на тему размещения лазерных установок в околоземном пространстве, которые могли (чисто теоретически) целыми пачками уничтожать боеголовки нашли межконтинентальных ракет.

Что из этого получилось мы хорошо знаем – кроме пары спутников и наземных испытаний американцы ничего больше “выжать” не смогли. А вот советским конструкторам удалось сделать гораздо больше.

В отличии от США, где вся программа СОИ имела экономическую подоплёку, в Советском Союзе к проблеме размещение в космосе боевых лазеров отнеслись очень серьёзно. Несомненно, агентурные сведения из Штатов поступали и надо было американцев догнать и перегнать.

В общем-то, подобная идея возникла ещё в конце 1970-х гг. и привела к созданию проекта “Скиф”. Предполагалось, что это будет боевая лазерная станция с мощной энергетической установкой, способная работать как в автоматическом режиме, так и управляться из ЦУПа.

Работы продвигались быстро, но в целях международной разрядки Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов 18 августа 1983 года сделал заявление о том, что СССР в одностороннем порядке прекращает испытания комплекса противокосмической обороны. Как оказалось – раньше времени. После прихода в власти Р.Рейгана и появлении программы СОИ положение в корне изменилось. Работы ускорились и уже в 1985 году были почти готовы рабочие чертежи.

Конструктивно аппарат представлял собой следующее (взято из Википедии):

“Станция «Скиф-ДМ» (изделие 17Ф19ДМ) имела длину 37 метров, максимальный диаметр 4,1 метра и массу около 80 тонн. Она состояла из двух основных отсеков: меньшего – функционально-служебного блока и большего – целевого модуля. Функционально-служебный блок представлял собой давно освоенный космический корабль снабжения орбитальной станции «Салют». Здесь размещались системы управления движением и бортовым комплексом, телеметрического контроля, командной радиосвязи, обеспечения теплового режима, энергопитания, разделения и сброса обтекателей, антенные устройства, система управления научными экспериментами. Все приборы и системы, не выдерживающие вакуума, располагались в герметичном приборно-грузовом отсеке.
В отсеке двигательной установки размещались 4 маршевых двигателя, 20 двигателей ориентации и стабилизации и 16 двигателей точной стабилизации, а также баки, трубопроводы и клапаны пневмогидросистемы, обслуживающей двигатели. На боковых поверхностях двигательной установки размещались солнечные батареи, раскрывающиеся после выхода на орбиту.”

Для доставки “Скифа” запланировали использовать новейший на то время носитель “Энергия”. Сразу решили не рисковать и в сентябре 1986 года было решено провести запуск системы “Энергия – Скиф-ДМ”. То есть в начале в космос должен был отправиться своего рода испытательный стенд. Программа полёта орбитальной станции «Скиф-ДМ» включала в себя десять экспериментов: четыре прикладных и шесть геофизических.

Впрочем, изготовление аппарата задерживалось и старт пришлось перенести на 15 мая 1987 года. На этот раз удалось уложиться в срок – запуск состоялся в назначенный день, но из-за досадной ошибки “Скиф-ДМ” не смог выполнить программу испытаний. После отделения от носителя на высоте 110 км некорректно сработала силовая установка. В результате “Скиф-ДМ” вышел на баллистическую траекторию и упал в Тихий океан.

Несмотря на эту неудачу в официальном пресс-релизе было указано, что испытания ракетно-космической системы и вывод макета спутника “Полюс” в космос прошли успешно (что было правдой): “Однако из-за нештатной работы его бортовых систем макет на заданную орбиту не вышел и приводнился в акватории Тихого океана…”

Следующим шагом должен был стать вывод на орбиту полноценной боевой станции но тут уже в самом разгаре бушевала перестройка и работы по этому проекту начали свертывать. Сначала постепенно, а в 1991 году и вовсе закрыли. Так, без особого шума и на радость американцам, был “похоронен” бесценный опыт советских специалистов.

Памятливый45 >> "Полюс" -это "Скиф-ДМ"

volk959 > Не. Скиф - это Скиф, обычная советская боевая орбитальная станция, общим весом 90 тонн.
Уважаемый volk959 прошу не проглатывать в названии индекс "ДМ" (демонстрационный макет).
Эти две буковки кардинально меняют содержимое, загружаемое под обтекатель.
Повторюсь: настоящий "Скиф" весил 18 тонн, а его макет, способный только статически повторить характеристики аппарата НПО "Энергия" весил 77 тонн.
Ну это как бы если Вам дали сделать макет мобильного телефона, то боюсь, что Вы в чемодан можете не уложиться.

volk959 > А "Полюс" - какая-то деза, для внешнего использования.
"Как Вы судно назовёте, так оно и поплывёт" (С)
Извиняюсь, но это космический аппарат так назвали официально.
Конечно, Вы можете переименовать "Украину " в "Булгарию" , Юрия Лигачева в Егора Лигачева, "Юлия Цезаря" в..., но хорошего в этом мало. Спросите у любого собаковода о пользе смены клички.

Памятливый45 >> И в инженеров Филей не хочу бросать камни.
Памятливый45 >> Их начальство отобрало у Подлипок лазерную оборонную тематику и решило запустить на РН "Энергия" серию аппаратов для отработки принципов.
volk959 > Фигня какая. До 1988 года в КБ "Салют" не было лазерщиков. С 1988 года - там было с нуля создано отделение, для разработки нового боевого лазера космического базирования.
Слышу это от Вас первого поэтому верю. Тем более, что Вы не противоричите моему сообщению, что ничего не было к моменту запуска "Полюса"- "Скифа-ДМ", а планировали всего достичь после...

Памятливый45 >> И я там работал, именно в том отделении. С 1988 по 1990 год. Меня и группу моих коллег-лазерщиков сманили туда из НИИКП, дав более высокую зарплату. Кроме этой нашей группы - других лазерщиков в "Салюте" не было. Там вообще кроме нас никто в лазерах сведущ не был. Ни на сантим.

Вот яркий пример советского гигантонаностроения.
Вместо того, чтобы искать коллектив, который осуществил наибольшый прорыв в узкой отрасли советские генералы, хапали финансирование, хапали себе места в расписании запуска РН "Энергия", строили корпуса, для новых подразделений и нанимали начальников.
НУ от силы для флёра нанимали десяток-другой яйцеголовых, которые, работая в КБ "Салют" даже не интерсовались как называется первый спутник в боевой серии, которая создаётся на их предприятии. Извините volk959, но у меня складывается чувство, что у Вас отчуждение от жизни ФИлей.
Извините на возможный намек, но это проблема не сотрудников, а тех, кто их нанимал.
Кстати когда "Скифом" (настоящим) занималась НПО "Энергия", то лазерной головой -занималось специализированное предприятие, обладавшее сложившимся коллективом талантливых учёных и разработчиков специальных систем.
А чтобы адаптировать когерентные источники к рыхлой конструкции КА создавались специальные подразделени.
Я работал над альтернативными источниками расходных материалов для лазера.