Медитация осознание себя. Медитативная практика осознанности и как развить ум

Медитация осознавания возвращает нас к пребыванию в настоящем, в потоке жизни, не привязываясь к событиям и вещам.

План действий

Медитация полного осознавания состоит из пяти шагов. Внимательно изучите описание медитации, затем рекомендации. После чего можете переходить к изучению техники медитации и её выполнению. Вы можете дополнить 5 шагов описанной техникой ходячей медитации.

Описание

Первая медитация — медитация полной осознанности, предложенная Буддой.

Медитация полной осознанности — теория.

Мир это волнующийся океан, в котором волны печали и радости, насилия и мира, любви и ненависти постоянно поднимается и опускается. Среди этих непрекращающихся изменений мы имеем выбор — либо стать жертвой волн и столкнуться с хаосом, либо стать свидетелем, наблюдателем этих волн. Становясь свидетелями мы можем чувствовать хаос на мгновение, но волны вскорости схлынут, не оставив никаких следов на нашем теле и мозге. У нас есть врожденная способность наблюдать за этими волнами мыслей и эмоций. Если мы решим кататься на волнах, словно на американских горках, то жизнь превратится в постоянную борьбу, и в итоге одна из таких волн накроет с головой, и поглотит своей пучине.

И мы можем выбрать второй вариант, став наблюдателем, так чтобы чувствовать и ощущать всё что бы ни происходило внутри и снаружи, но продолжать сохранять спокойствие и осознанность. Когда мы не находимся в состоянии войны, то сохраняем энергию нашего ума и тела. Спокойный и полный энергии ум способен фокусироваться на жизненных проблемах и решать их. Если ум находится в состоянии непрерывной борьбы, то его кидает вверх и вниз волнами жизни, и в таком уме нет энергии. Такой ум тащит за собой все прошлые неудачи. Обремененный прошлыми неудачами, он испытывают недостаток в свежей энергии для решения любых новых возникающих проблем. Ведь вся его энергия тратится на борьбу с тысячей старых проблем. Любовь и ненависть, злость и спокойствие, печаль и радость являются интегральными частями ума и его коренной природой. Мы можем закрыть глаза на этот факт и жить жизнью, полной хаоса и страдания, или же мы попытаемся выйти за пределы этого ограничения. С помощью наблюдения или осознавания мы способны превзойти природу. Когда мы смотрим на жизненные события и проблемы в режиме свидетельствования, не вынося по поводу них каких-либо суждений, тогда мы способны видеть в них самую суть.

Только осознав проблему во всей полноте, мы способны ее разрешить. Обычно мы осознаём только какую-то часть проблемы из-за нашего выборочного внимания и ментальных фильтров, которые связаны с нашей обусловленности и воспитанием. Неполное понимание проблемы дает только частичное разрешение, а частичное разрешение проблемы будет воспроизводить проблему снова и снова. Другим аспектом ума являются его привычки. Большинство реакций являются автоматическими паттернами, в которых совсем немного осознанности. Мы воспроизводим реакции, запрограммированные в нас семьей, культурой и обществом. Социальная и культурная обусловленность делит нас на всевозможные категории национальностей, рас, религий, политических партий, бедных и богатых. Мы действуем как роботы, реагируя на эти ярлыки, воображая что мы и есть эти самые ярлыки. Но если мы внимательно исследуем нашу собственную жизнь, то обнаружим, что наше поведение есть результат обусловливания со стороны внешних сил, агентств и институтов. Нам даже может показаться, что ум нам не принадлежит, а в него вселился кто-то чужой.
Но как только мы начинаем осознавать паттерны нашего ума, наблюдая за своими реакциями, наши шаблоны привычек начинают исчезать.

Быть свидетелем происходящего, пожалуй, единственное естественное действие обусловленного ума. Пламя свидетельствования расплавляет закристаллизовавшиеся и застывшие шаблоны ума. Ум становится текучим и в процессе медитации высвобождается много энергии по мере того как программирование идет на убыль или исчезает совсем, мы начинаем ощущать свежесть и находим новый центр мудрости внутри, который не принадлежит никакому институту или культуре.

Как мы можем достичь динамического состояния свидетеля?

Одним из способов сохранить состояние свидетеля является наблюдение за хаосом волн с расстояния, сидя на берегу и не погружаясь в бурлящий океан. Но этот способ не позволяет нам войти в жизнь целиком, тотально, наполниться этой жизнью. Этот путь будет нас отстранять от жизни. Это может подойти некоторым людям, но это путь отречения, и многим из нас не понравился бы такой путь. Поэтому здесь мы не рассматриваем его.

И существует другой путь, заключающееся в том чтобы погрузиться глубоко в океан, достигнув исходной точки, где рождаются кипучие волны и быть наблюдателем, свидетелем этих волн. Это и есть истинное созерцание и осознанность. Такое осознавание даёт инсайт о том, что жизнь никогда не меняется по своей сути, и в тоже время в ней нет постоянства ни в одном событии, ни в одной вещи физического бытия. Такое созерцание укрепляет нас в настоящем. Отсюда мы можем влиять на наше прошлое и будущее в полном спокойствии, полностью принимая его, но не вовлекаясь и не переживая по какому-либо реальному или надуманному поводу.

Подобно всем другим методам свидетельствование также включает в себя набор инструкций. Но по мере того как мы все больше погружаемся в медитацию, нам придется отставить оставить технику, чтобы осталось только медитации, в спонтанной и лишенной усилий форме.

В начале этого метода, часть нашего ума становится наблюдателем, и наблюдает за остальным умом, со всем его наполнением, состоящим из эмоций и мыслей. В определенный момент происходит прорыв и возникает замечательное состояние спокойно осознанности, спонтанное, которое наблюдает и свидетельствует всю полноту ума и его содержимого. Такое свидетельствование или созерцание является врожденным качеством ума. Такой спонтанное созерцание также является началом трансценденции, расширения сознания.

И это состояние чувственного дистанцирования позволяет полностью пребывать в потоке жизни без того, чтобы быть привязанным к событиям или совсем затеряться среди них. Ум становится подобен резиновому полотну батута, который испытывает удары человека или вещи, но отталкивает их обратно, а на его поверхности не остается никаких вмятин, изменений или шрамов. Такой ум свободен от ранения и ушибов. В таком уме злость, ненависть, насилие, ревность, страх и печаль могут прийти на мгновение, но вскорости естественным образом растворятся, не оставив и следа. Мозг быстро возвращается в состояние динамического баланса.

Как научиться

Медитация осознанности — техника

Первый шаг:

Мягко концентрируем внимание и ощущения, без размышлений и анализа, осознавая наши левые:
— пальцы ног;
— ступни и лодыжки;
— голени и колено;

Мягко концентрируем внимание и ощущения, без размышлений и анализа, осознавая наши правые:
— пальцы ног;
— ступни и лодыжки;
— голени и колено;
— бедро и область тазобедренного сустава;

Мягко концентрируем внимание и ощущения, осознавая:
— область паха;
— живот и его движения;
— грудь и дыхание;

Мягко концентрируем внимание и ощущения, осознавая свои левые:
— пальцы рук;
— запястья и предплечья;
— локоть и плечо;
— плечи;

Мягко концентрируем внимание и ощущения, осознавая свои правые:
— пальцы рук;
— запястья и предплечья;
— локоть и плечо;
— плечи;

Мягко концентрируем внимание и ощущения, осознавая свои:
— шею со всех сторон;
— верх спины, середину спины и низ спины;
— подбородок, лицо, нос, щеки, глаза, уши, лоб, обе стороны головы, макушку и затылок.

Теперь мягко ощутите своё тело целиком как одно целое, как одну живую сущность.

Шаг второй: 5 минут
Мягко концентрируем внимание и ощущения, осознавая движения живота, как он двигается вверх и вниз на каждом вдохе и выдохе. Пока вы концентрируетесь на движениях живота, осознавать и уделяйте внимание любым мыслям и эмоциям. Позвольте этим мыслям и эмоциям уйти, и снова возвращаетесь движениям живота.

Шаг третий: 5 минут
Мягко концентрируйте внимание, осознавая дыхание, осознавая как воздух входит через ноздри в глотку, проходит через трахею в легкие, а на выдохе выходит из легких, снова проходить через трахею, глотку и выходит из ноздрей. Пока вы наблюдаете за дыханием, будьте внимательны к любым эмоции и мыслям, позвольте им уйти и снова возвращайтесь к вашему дыханию.

Шаг четвертый: 5 минут
С закрытыми глазами, мягко фокусируясь и созерцайте, осознавая эмоции и мысли в вашем уме, смотрите на них как на волны, поднимающиеся на поверхности океана, без суждения и оценки. Если ваш ум начинает погружаться в мысли и эмоции — мягко верните его к созерцанию мыслей и эмоций.

Созерцание в ходячей медитации
Двигаясь медленными шагами и сознательно, осознавайте движения ваших стоп и всех ощущений в стопах. Осознайте ощущения во всём теле, осознайте ощущения тела в вашем уме и осознайте ощущения тела в эмоциях. Позвольте им уйти и снова вернитесь к ощущению движения стоп и ощущений в стопах.

Лучше, если во время Медитации Осознанности Вы будете сидеть со скрещенными ногами. Если сидеть в такой позе по каким-либо причинам сложно, можно просто сидеть на стуле, или, в крайнем случае, лежать. Спина в сидячем положении должна быть прямой. Затылок по вертикали должен находиться на одной линии с копчиком. Руки лежат на бедрах, пальцы сложены в замок. Эта поза создает два мощных замкнутых энергетических кольца вокруг медитирующего, нормализуя его энергетику и способствуя подключению к Информационным потокам Вселенной.

Итак, сядьте, расслабьтесь и начинайте саму практику Медитации Осознанности. Обратите свое внимание на собственные мысли. Не нужно стремиться их остановить. Не нужно пытаться направить их в то или иное русло. Просто наблюдайте. Наблюдайте без оценок, без эмоций, без действий. Наблюдайте так, как если бы Вы наблюдали за движением облаков по небу – вот плывет облако, а вот его форма меняется, а вот на его место пришло уже другое… Отмечайте свои физические ощущения. Осознавайте то, как Вы воспринимаете в данный момент звуки с улицы, запахи в комнате и т.д. Следуйте за Вашим разумом, отмечайте его движение, его работу. Осознавайте себя в окружающем Мире.

Постепенно практикуя Медитацию Осознанности, Вы почувствуете, как Ваш разум успокаивается все больше и больше, а Вы сами начинаете видеть окружающий Мир совсем не таким, каким видели его раньше. Это можно сравнить с тем, как успокаиваются волны на поверхности воды, позволяя нам увидеть то, что происходит на глубине. Наши эмоции, привычные акценты внимания, неспокойный разум искажают восприятие действительности. В итоге мы можем видеть совершенно не то, что происходит в реальности. Неверное искаженное восприятие лежит в основе принятия неверных решений и совершенно не способствует гармоничной счастливой жизни.

Медитация Осознанности открывает нам новое видение Мира. При постоянной практике наш собственный вектор все больше совпадает с вектором Потока, появляется новый уровень восприятия Реальности, глубокий и всеобъемлющий. У кого-то на это уходят месяцы, у кого-то годы, а кто-то достигает прорыва буквально с первых сессий. Все зависит от того, насколько свободен человек от блокирующих негативных Программ. Одно несомненно – при постоянной практике положительные изменения происходят у всех.

Еще раз подчеркиваю, что во время Медитации Осознанности не нужно стремиться успокоить свои мысли. Просто наблюдайте за работой разума и постепенно мысли сами начнут успокаиваться…

С пожеланиями благоприятной практики,

Константин Петров (Мирослав)

Сознание - это всё, что есть. Проявляя себя по-разному, оно не перестает быть Сознанием.

Эта статья - для тех, кто всерьез интересуется самопознанием. Вначале подготовка - теория, затем практика - медитация на чистое сознание и еще пару техник.

Большинство людей, а точнее почти все, абсолютно убеждены, что этот мир реален. Тем не менее, древние священные писания утверждают, что этот мир подобен сну, миражу или галлюцинации, и об этом также заявляют просветленные мудрецы всех времен и народов. Дальнейший разбор этой темы, и особенно ваше самостоятельное честное исследование (в том числе попытки выполнять предложенную медитацию), может сильно вас расстроить, потому что иллюзии, в которые вы были вовлечены очень долгое время, и которые считаете истиной, будут разрушаться, что не всегда приятно. В любом случае, внимательно прочитайте стр. , и поймите: если ваша крыша поедет, что нельзя исключать, то винить будет некого. Также рекомендую прочитать другие статьи на сайте самопознания, на некоторые из которых я даю ссылки прямо здесь, они могут прояснить многие моменты и углубить понимание.

Теория Чистого Сознания

Итак, начнем с самого начала: Изначально и всегда есть Чистое Сознание . Всё остальное, когда оно есть, является лишь мимолетным воображением (фантазией, видимостью, проявлением) Чистого Сознания, то есть, не обладает реальным существованием, хотя и состоит из того же самого «материала» - Сознания. Вымышленные вещи не являются реальностью, потому что не обладают независимым бытием. Вы можете закрыть глаза и нафантазировать себе что угодно (во сне или бодрствовании, не важно), и даже переживать это с яркими правдоподобными восприятиями, но можете ли вы назвать эту иллюзию реальностью только потому, что там есть реалистичные восприятия?

Следует заметить, что всё, что я говорю, является лишь , то есть, способом описания. Никто никогда не изрек Истину; на Нее можно только указать с помощью концепций. Поэтому слова «Чистое Сознание» не передают Истину, а лишь направляют внимание. Соответственно, не нужно верить концепциям (чем занимаются почти все «мыслящие существа»), они лишь указатели. Цель медитации - постижение Того, что находится за пределами ограниченных слов и концепций. Другими словами, высшей целью медитации является .

Когда я говорю "Чистое Сознание", я имею в виду то Бытие, которое невозможно описать словами, и которым мы все являемся, зная это или не зная. Это Бытие не имеет никаких физических или духовных характеристик и не содержит двойственности, поэтому его условно называют Чистым Сознанием, Брахманом, Непроявленным, и другими словами. Когда Оно проявляется (как бы пробуждается, выходит из статичного недвойственного состояния), это выглядит как . Тем не менее, при этом Оно не перестает быть Собой.

Атман (джива, индивидуальное сознание, душа) - это то же самое Чистое Сознание, только осознающее себя. В этом вся разница. Чистое Сознание не содержит двойственности, оно «непроявленное», поэтому оно не осознаёт своего существования, в отличие от дживы. Это можно сравнить с океаном: океан един, это всё - вода, которая недвойственна (нет ничего кроме воды), но когда на поверхности океана появляются волны (дживы), создается видимость отдельных существ, у которых возникает самоосознание. Это индивидуальное самоосознание подобно отражению волны в воде океана. Затем происходят дальнейшие Игры Сознания, о которых я уже писал. Когда волна успокаивается и «уходит обратно вглубь океана», туда, где нет поверхностного движения волн, самоосознание плавно исчезает, что, кстати, происходит каждую ночь во время глубокого сна.

Таким образом, на данном примере мы можем увидеть, что на самом деле никогда не существовало ничего, кроме океана, что кажущаяся множественность волн является лишь временным проявлением океана, которое не имеет совершенно никакой независимости в своем проявлении, и проявлено только на поверхности. Океан от этого не перестает быть океаном, он не теряет своей недвойственной сути. То же самое касается Сознания - оно всегда остается Сознанием, проявляющимся «на поверхности» как множество, но при этом всегда оставаясь недвойственным (единым) и непроявленным в своей глубине. Такое видение истины именуется - осознанием того, что есть на самом деле. И предложенная медитация поможет приблизиться к этой истине.

Слепая вера и разоблачение лжи

Перейдем от абстракций к конкретике. Возьмите свою собственную жизнь.

В чем вы можете быть абсолютно уверены прямо сейчас и в любой другой момент? Помедитируйте на это. Будьте честны с самим собой. Это ваш поиск, здесь нет смысла халтурить: вы делаете это для себя. Не торопитесь. Эта медитация - ключ к самопознанию. Более того - это единственный надежный ключ. Это ключ, отпирающий дверь Истины.

Просто спросите себя: «Что я знаю наверняка? Что истинно для меня в любой момент времени? В чем я могу быть уверен абсолютно и всегда? », и найдите это. Даже если вам понадобится для этого вся жизнь. Конечно, если вас интересует истина. Потому что, на самом деле, большинство людей истиной не интересуются. Даже те, кто якобы , вполне будут удовлетворены и оставят свои поиски, как только обретут здоровье, успех, любовь или какие-то еще мирские или «высокодуховные» вещи. Если обретут.

Итак, что для вас абсолютно неопровержимо в любой момент, в том числе в моменте сейчас? Что неизменно и абсолютно очевидно? В чем нет ни малейших сомнений?

По мере того, как вы будете честно исследовать эти вопросы, отсеются многие сомнительные и откровенно лживые ответы. Фактически, вам предстоит разгрести гору лжи, которая начала свое существование с самого первого момента возникновения иллюзорной двойственности. Вам придется выбросить в мусорку кучу убеждений и предположений о себе. Пересмотреть и избавиться от всех этих «прекрасных и милых сердцу» . Уничтожить слепую и ложную веру. Сжечь в огне осознания массу и бессмысленных допущений. Убрать из своей жизни сомнительные ориентиры и лживые авторитеты, в том числе и авторитет своего собственного ума. Отбросить массу философских и религиозных догм, систем и мировоззрений. И даже поставить под сомнение свое-собственное-отдельное-независимое существование.

Цена Истины - все эти иллюзии, которые кажутся реальностью, в которой мы привыкли жить, и которую уже давно не подвергаем сомнению.

Конечный результат этой практики разоблачения лжи - исчезновение веры в то, что иллюзии являются реальностью, и, с другой стороны, осознание, что Я Есть Сознание. Пока что для вас это, возможно, просто концепция, и она лишь указывает направление, служит ориентиром. Но даже это концептуальное понимание чрезвычайно полезно, так как приближает к истине, позволяя уже сейчас быть как бы «одной ногой там».

В этом процессе самопознания может хорошо помочь . Конечно же, и другие техники и медитации, предложенные в статье , могут здорово помочь, как и техники продвинутых уровней. Главное в этом деле - искренний поиск, честность с самим собой и готовность расстаться с иллюзиями ради постижения истины и обретения (осознания) своей вечной природы чистого сознания.

Два простых факта

Рано или поздно вы обнаружите, что всё, что вы можете абсолютно уверенно заявить себе в любой момент - это «Я есть, я - воспринимающее сознание» . Это просто чувство собственного бытия, знание, что «я существую, воспринимаю, осознаю». Это факт №1, самый главный. Дополнительно к этому «Я Есть», вы можете также сказать, что есть , и это факт №2, менее существенный. То есть, фактически, вы можете быть уверены только в двух вещах: «Я Есть» и «Есть восприятия». Вера в то, что какие-то восприятия (а это могут быть любые мысли, эмоции, убеждения, ощущения себя кем-то и каким-то, и т.д.) являются истиной - это всего лишь слепая вера. Вы не сможете этого доказать. Попробуйте. И вы всегда будете возвращаться только к этому простому и абсолютному факту: «Я Есть». Остальное временно и недоказуемо. А потому сомнительно. А значит, нет смысла этому верить. По крайней мере, выполняя медитацию, мы не будем слепо верить недоказуемым вещам.

Немного углубимся. Этот абзац - для очень продвинутых искателей, которые готовы рискнуть даже самой твердой верой (в реальность этого мира) ради постижения Истины. Речь идет о недоказуемости происходящего, о сомнительности существования мироздания. Вам кажется, что весь этот «объективный мир» действительно объективный? Вы думаете, что с вами, как отдельным существом (человеком), случаются все эти вещи в этом «внешнем мире»? И что этот мир действительно реальный? И что все эти «другие люди» тоже реальны, тоже являются отдельными и свободно (или не очень свободно) мыслящими существами? Что заставляет вас так считать? Ведь вы никак не можете доказать себе, что это так. Но вы думаете, что можете. Даже если вы уже не слишком-то доверяете своим собственным изменчивым восприятиям, вы думаете примерно так: «другие люди видят мир и его объекты такими же, как вижу я, а значит этот мир действительно реальный». И все бы хорошо, но вот вопрос: кто эти «другие»? Можете ли вы доказать себе их реальность? Вспомните свои ночные сны: там тоже было много «других», которые подтверждали реальность вашего сна, взаимодействуя с вами, и это было чрезвычайно реально , не правда ли? Вы не сомневались в реальности ночного сна и его персонажей, совсем как сейчас не сомневаетесь в реальности «бодрствования». Но утром вы проснулись, и куда исчезли эти другие, которые были якобы реально существующими людьми? Куда девалась та «реальность», которую воспринимали вы, и которую подтверждали они? Было ли это реальностью? Или это было мимолетной иллюзией, фантазией, миражом, несмотря на его абсолютную реалистичность ? Так как же вы можете доказать себе, что происходящее сейчас - реально? Будьте честны с собой: никак. И это снова и снова возвращает вас к двум простым фактам, в которых вы можете быть уверенными всегда: «Я есть» и «Есть поток недоказуемых восприятий». Всё недоказуемое отбрасывается , и остается только несомненное «Я Есть» - чувство бытия, присутствие, осознавание. В этом суть.

Я Есть Чистое Сознание. Медитация

Данная техника медитации представляет собой концентрацию внимания на идее «Я Есть Чистое Сознание» , которую можно переформулировать любым другим подходящим образом, например «Я Есть Брахман», «Я не тело и не ум», «Я есть То», «Я душа», «Я есть чистая осознанность» и т.д. Каждый может подобрать себе ту формулировку, которая наиболее близка и понятна. Главное здесь - не словесное выражение, а его смысл. Слова - это лишь указатели, важно понимать это.

Как это работает и почему? Другими словами, может ли такая аффирмация привести к истине? С помощью данной медитации ум фокусируется на самой высшей и самой чистой идее, которая только возможна в рамках концепций. Эта идея находится даже выше , не говоря уже о других гунах. Чистое Сознание вне гун, и практика отождествления себя с Брахманом постепенно будет убирать другие, противоречащие концепции. Это очистит сознание в достаточной мере, чтобы не просто отождествлять себя с Брахманом на уровне мысли, но и увидеть, осознать это истинное тождество.

Для иллюстрации - небольшая притча, показывающая, как это работает. Был некий царь, который однажды, видимо, перебрал спиртного, и «стукнуло ему в голову», что он нищий. Он почувствовал себя нищим и пошел по своему поместью в поисках царя, чтобы тот дал ему милостыню. Конечно, выглядело это странно: царь, который ищет сам себя, чтобы получить милостыню. И вот кто-то сказал ему: «Так ты же и есть сам царь!» Он сразу не поверил, начал ощупывать себя, осматривать, бормотать «Я - царь? Разве я царь? Хм, на мне царская одежда. Наверное, я царь…» Потом он подошел к зеркалу и, увидев свое отражение, вспомнил, что он таки царь. Так напоминание о своем истинном тождестве приводит к исследованию и анализу, благодаря которому и достигается осознание истинного положения дел.

В «Йога Васиштхе» сказано: «С чем отождествляешься, тем и становишься». Отождествления можно условно разделить на более истинные и менее истинные. Например, наиболее близким к истине является отождествление себя с душой (дживой, атманом), которая, фактически, ничем не отличается от Чистого Сознания, за исключением наличия самоосознания. Менее истинным будут отождествления с разумом, умом, и телом соответственно. То есть, отождествление с телом - это самое ложное отождествление. Считать себя человеком - это совокупное отождествление, совокупность лжи. Полезно будет изучить статью , это поможет в медитации. Также почитайте и не попадайтесь в его .

Еще раз хочу подчеркнуть, что медитация на «Я Есть Чистое Сознание» - это не просто аффирмация, не просто бормотание, не просто мантра, это постоянное направление и возвращение внимания к Истине , которую человек может поначалу не осознавать, но которую он исследует, изучает, анализирует, рассматривает с разных сторон, настойчиво пробиваясь сквозь разнообразный мусор ума. И это достигается благодаря внимательному и осознанному повторению фразы типа «Я есть Брахман» или любой другой подходящей с тем же смыслом.

Эта медитация со временем может стать «фоновой» и постоянной, независимо от того, чем еще вы занимаетесь. Чем более чист ум, тем легче сознанию входить в состояние самоосознания и оставаться в нем. Не ограничивайтесь несколькими минутами или даже часами в день, пытайтесь осознавать себя как чистое сознание постоянно , непрерывно. Не переживайте, если поначалу это не получается легко, просто каждый раз возвращайте внимание на сам источник внимания - Чистое Сознание.

Концентрация сознания на себе самом (чистом сознании) - это высшая медитация, самый чистый метод самоосознания.

Медитация плюс разоблачение лжи

Вы концентрируете внимание на идее «Я Есть Чистое Сознание», и вскоре замечаете, что в уме всплывают различные вещи, как откровенный ничего не значащий мусор, так и идеи, противоречащие удерживаемой. Мусор просто игнорируется, и вы снова возвращаете внимание к медитации. А противоречащие идеи сразу же подвергаются сомнению, ставятся под вопрос: «Доказуемо ли это сейчас?». Если это не доказуемо прямо сейчас, какой смысл в это верить и обращать на него внимание? Вы знаете, что есть только две вещи, которые легко доказуемы в любой момент времени: «Я Есть» и «Есть поток восприятий», а так как содержимое потока восприятий сомнительно, оно не достойно того, чтобы увлечь ваше внимание, поэтому вы возвращаетесь к изначальному неопровержимому «Я Есть».

Используйте практику разоблачения лжи («Доказуемо ли это прямо сейчас?») каждый раз, когда вашим вниманием овладевает мысль, противоречащая идее «Я Есть Чистое Сознание». Таким образом вы будете практически сразу же возвращаться к медитации на чистое сознание, не вовлекаясь в бесконечные мысли и ложные концепции.

Например, вы удерживаете вниманием мысль «Я Есть Чистое Сознание», и вдруг приходит мысль «Библия говорит, что я раб божий». Вы видите, что идея «я есть раб божий» не соответствует идее «Я Есть Чистое Сознание», и поэтому задаетесь вопросом: «могу ли я сейчас сам себе доказать, что я раб божий?». Возможно, дальнейший анализ будет выглядеть примерно так: «Для того, чтобы это доказать, рядом должен быть Бог, которого я должен видеть, и еще я должен предельно отчетливо чувствовать себя его рабом, беспрекословно исполняя его волю, и кристально ясно осознавая это. Но так как ничего из этого не происходит, я не могу доказать себе, что я раб божий, поэтому в данный момент эту идею можно оставить в стороне и вернуться к медитации на чистое сознание». Подобным же образом вы избавляетесь от огромного множества других вещей (концепций, представлений, верований, заблуждений и т.д.), которые невозможно доказать, но в которые вы раньше привыкли слепо верить. Отбрасывая все эти недоказуемые вещи, вы постоянно возвращаетесь к двум простым фактам - «Я Есть» и «Есть восприятия сомнительного характера» - и продолжаете медитацию на чистое сознание.

Для цели медитации лучше объявлять ложью все (всплывающее в уме), что невозможно доказать прямо сейчас, чем считать истиной что-то, что казалось фактом ранее, но недоказуемо в настоящем. Благодаря принципу «всё, что недоказуемо прямо сейчас - ложь», вы будете отбрасывать всё сомнительное, оставляя только то, в чем абсолютно уверены и что истинно всегда. Это наиболее чистый вид медитации.

И пусть вас не пугает большое количество отвлекающих мыслей, идей, убеждений, и прочего мусора. Все эти вещи воспринимаются только потому, что отражают свет вашего сознания, без которого они не существуют. Другими словами, поток восприятий как бы напоминает вам о том, что есть сознание, которое его воспринимает, и это сознание есть вы. Поэтому просто направляйте внимание на себя.

Если что-то непонятно

Придерживайтесь простоты. Если вы чувствуете, что какой-то материал, рекомендации или ситуация непонятны, возвращайтесь к сути медитации. Суть медитации такова: Удерживайте внимание на идее «Я Есть Чистое сознание», а когда заметили, что внимание ушло на что-то другое, просто возвращайте его. Это всё. Остальное - лишь уточнения и дополнительные рекомендации, которые могут помочь.

Как уже говорилось в статье «Природа души», единственная функция души - воспринимать . Когда внимание направлено наружу, воспринимаются внешние объекты. Когда внимание направлено само на себя, возникает самоосознание. Данная медитация и ставит целью самоосознание. Для этого внимание нужно отвести от внешних объектов (таких как тело, ум, эмоции, желания, и всё остальное, в том числе восприятия, получаемые через тело) и направить внутрь, на себя, на сам факт «я есть, и я осознаю».

Осознайте факт осознавания (я осознаю, что я осознаю), и затем осознавайте себя как чистое сознание.

Просто будьте этим самоосознаванием , это и есть переживание своей природы чистого сознания (на уровне души). Вот и весь смысл этой медитации. Формулировка типа «Я Есть Чистое Сознание» нужна только для того, чтобы направить внимание в нужном направлении, и ни для чего более. Это не аффирмация для ума или подсознания, это инструмент наподобие зеркала, позволяющий сознанию правильно направить внимание, чтобы взглянуть на себя.



Распространяя материалы сайта , ставьте, пожалуйста, ссылку на источник.

Алексей Ежиков, опираясь на собственный опыт и исследования, посвящённые нейробиологическим основам сознания, рассказал о том, как подступиться к медитации (она же «практика осознанности» или «майндфулнесс»), если ты человек рационального и практического склада. Если ему верить, это очень даже рациональное и практичное занятие, и вот почему.

Алексей Ёжиков,

в повседневной жизни - бизнес-консультант по цифровым отраслям; на досуге - автор телеграм-канала @illusioscope

Как медитацию признали на западе, и есть ли у неё будущее в России?

Сегодня западная наука неплохо справляется с избавлением медитации от связи с эзотерикой. Это ценно, так как медитативные практики снова стали популярными в 60-е годы в США, когда многие активно принялись изучать религиозный восточный опыт. В послевоенной Америке это была, в первую очередь, попытка убежать от протестантской этики и духа капитализма в идеальный и яркий мир нью-эйджевского братства. В тот период термин «медитация» получил специфическую эзотерическую и «духовную» окраску. Однако со временем оказалось, что медитативная практика сохраняет самостоятельную ценность.

К медитации сегодня обращаются, используя современный методологический научный аппарат.

Поскольку мы, русскоязычные пользователи интернета, - наследники западной культуры (от письменности и религии до философии и этики), нет никаких препятствий к тому, чтобы медитация работала и у нас. В конце концов, она известна человеку тысячи лет, в том числе и в западной традиции (например, как метод духовного постижения в исихазме). Так что, если сегодня продолжить внедрять медитацию в научный, светский, скептический контекст, есть все шансы для её популяризации.

В чём разница между медитацией и осознанностью?

Осознанность - это мгновенное состояние, способность в данном моменте «здесь и сейчас» воспринимать, наблюдать происходящее вокруг и внутри себя. Это состояние может время от времени случаться с каждым из нас в обычном жизненном потоке, в фоновом режиме.

Медитация - это практика осознанности, для которой выделен определенный промежуток времени. Допустим, ближайшие десять минут. Неважно, сколько раз за это время практикующий окажется в состоянии осознанности или выйдет из него.

Зачем нам это нужно?

Мы определили, что медитация - это практика. Вопрос: практика чего? Каждый находит в ней собственный смысл. Конкретно для меня на данном участке жизни медитация - это практика отделения внутреннего «наблюдателя» от всей остальной личности. В модели поведенческой психотерапии ACT (Acceptance and commitment therapy) такое «от-деление» или «раз-деление» (defusion) является одним из шести ключевых принципов.

Личность человека формируется с младенчества как следствие социально-культурной среды и поступков самого человека, на которые, как нам кажется, он может влиять. Впрочем, существуют исследования, которые указывают на то, что мы совершаем поступки до того, как мы их осознаём. В особенности это относится к детям, ведь у них отсутствует промежуток между стимулом и моментом принятия решения. Ребёнок полностью находится в потоке внутренних переживаний и внешних воздействий, которые переплетаются и перетекают друг в друга. В этом потоке формируется личность, а мы привыкаем к концепции того, что она реальна. Что есть моё «я» - объективно существующее переплетение памяти, эмоций, разума, намерений, мыслей.

Идея иллюзорности «я» - это вовсе не эзотерика. Мы можем убедиться в этом, обратившись к трудам современных нейрофизиологов («Иллюзия Я» Брюса Худа, «Наука о мозге и миф о своем Я. Тоннель Эго» Томаса Метцингера). А Станислас Деэн («Сознание и мозг») искал нейрональные корреляты сознания: активность каких групп нейронов или другие события в мозге человека коррелируют с субъективным и объективным наличием сознания?

Мне нравится теория глобального рабочего пространства, предложенная Бернардом Баарсом и развитая Станисласом Деэном до теории НГРП - нейронного глобального рабочего пространства.

Согласно этой теории, дела обстоят следующим образом . В мозге есть определённые паттерны мыслительной деятельности. Многие группы нейронов активируют друг друга и тормозят активность друг друга, вместе отвечая за разные когнитивные процессы. Какие-то паттерны отвечают за внимание. Какие-то - за визуальное восприятие. Какие-то - за сохранение событий в памяти.

Также существует глобальное рабочее пространство - некий центр, «театральная сцена» . Некоторые процессы, которым это «больше всего нужно», могут выходить на «сцену» и объединяться в осознанное переживание. Остальные процессы в этот момент остаются бессознательными. В следующий момент времени на «сцене» могут оказаться другие процессы и объединиться в другое переживание. Мы же полагаем, что есть «я», которое переживает то, одно, то другое (в зависимости от фокуса внимания). Но на самом деле наш мозг - это оркестр без дирижера, который звучит постоянно, и в котором постоянно сменяются музыканты.

В обычном жизненном потоке мы не осознаём, что «я» - это не наши эмоции, мысли или память. Практикуя осознанность и отделение внутреннего «наблюдателя», можно самостоятельно убедиться в этом. И даже в том, что никакого отдельного «я» вообще нет, как утверждают современные нейрофизиологи и все классические буддийские каноны.

Многим из нас хочется, чтобы жизнь казалась наполненной смыслами и счастливой (что бы мы под этим ни подразумевали), хочется чаще переживать определённые эмоции, легче справляться с бытовыми сложностями. Эти задачи и решает осознанность.

В практике осознанности срабатывает правило Хебба. Единожды осознав себя со стороны, мозг формирует какой-то новый нейронный паттерн. Позднее тот начинает самостоятельно активироваться всё чаще, и для этого не требуется сознательное усилие. К примеру, начав осознавать и называть свои эмоции на высоком уровне («я сейчас в бешенстве» или «я испытываю панику»), через несколько месяцев становится гораздо легче подмечать и называть легкое раздражение или опасение. Через несколько лет - менять свое отношение к ним и переводить раздражение в задор, а страх - в волнующее ощущение неизвестности.

Осознанность для развития проактивности

Стивен Кови, популярный американский спикер и консультант, одним из своих «семи навыков высокоэффективных людей» предложил «проактивность». В отличие от детской «реактивности», непосредственного реагирования на внешние и внутренние стимулы, «проактивность» - это осознанная реакция на какое-либо воздействие. Реактивный человек находится в неразрывном потоке «стимул - реакция». У проактивного человека возникают короткие промежутки осознанного выбора реакции на стимул.

Из работ Даниэля Канемана мы знаем, что есть две структуры, которые принимают решения. «Система 1» решает очень быстро, чтобы сократить когнитивные затраты, и отвечает за действия, достаточно хорошие для выживания. «Система 2» - это более современное изобретение, она необходима для того, чтобы мы обстоятельно анализировали и выбирали наилучшие решения. «Система 1» в обычном жизненном потоке почти всегда получает приоритет перед «Системой 2», потому что требует меньшего расхода энергии.

Осознанность помогает «дать слово» тем структурам психики, которые могут «знать что-то лучше» в данном контексте, чем «Система 1». Момент осознанности предоставляет им «внутреннее пространство тишины», чтобы заявить о себе. В этот момент мы выходим из-под влияния нашей древней животной структуры и позволяем произойти какому-то внутреннему обсуждению, а не сразу пойти на поводу у того, кто «громче крикнул» и оказался на сцене глобального рабочего пространства.

Например, если вас отчитывает начальник, вы испытываете злость. Реагируя реактивно, вы посоветуете ему отправляться куда подальше - и, скорее всего, будете уволены. Однако, если вы практикуете осознанность, у вас появляется шанс получить момент выбора между стимулом и реакцией: вы сможете сказать себе, что раздражены, а также отметить, что другой человек тоже находится под влиянием эмоций. Это позволит провести разговор более эффективно для себя в контексте долгосрочных целей.

Телеграм-канал «без фрейда, к сожалению»

https://t.me/booksfromouterspace

Когнитивная переоценка (КП) - один из видов регуляции эмоций. Принцип простой: берешь неприятный аффект (или ситуацию) и находишь в нём положительные моменты. Или какие-то другие, изначально незаметные грани.

Умение когнитивно переосмыслить плохие эмоции - дело полезное, но непростое. Хороший навык КП достоверно снижает риск ПТСР, тревожных и депрессивных расстройств, а ещё помогает в меру оптимистично смотреть на этот катящийся в бездну мир.

С другой стороны, есть данные, что при депрессии (наверное, не только) КП работает наоборот: искажаются положительные события и эмоции.

Как медитация помогает расслабляться

Ещё один тип медитации предполагает работу с мыслями. Проще всего представить, что у вас в голове голубое небо, а мысли - это облака, которые приходят и уходят. Вы не тянетесь за ними, развивая суждение за суждением, но и не пытаетесь «ставить заслонку», чтобы мысли не приходили. Вы не оцениваете их как нечто плохое. Такая практика безоценочного наблюдения за содержанием ума позволяет часто испытывать моменты осознанности, обращать на них внимание. Тот самый момент возврата «чёрт, я опять ушел за мыслью» - это момент чистой осознанности.

Ощутимый результат такой практики - становится легче засыпать в ситуациях, когда мозг произвольно перемалывает какую-то жвачку мыслей, не позволяя вам расслабиться. Тогда можно использовать навык наблюдения за содержанием ума и одновременно считать в обратном порядке, например, от 1000.

Как научиться медитации и понять, что «это оно и было»?

Большинство расхожих представлений о медитации связаны с принятием каких-либо неподвижных поз (если смотреть на медитацию со стороны) или с ощущениями «блаженства», «покоя», «безмятежности» (если представлять медитацию от первого лица). Все они не соответствуют действительности.

Если в 12:00 вы садитесь с решением, что сейчас будете практиковаться в осознанности, а в 12:15 встаёте, сказав «спасибо мне за практику осознанности», это значит, что вы медитировали - что бы ни происходило в этот промежуток времени. Если эти пятнадцать минут вы куда-то идёте и стараетесь делать это осознанно, вы всё равно медитируете.

Любая медитация - путешествие, в котором мы не знаем, что встретим на пути. Можно следить за ощущениями в теле, однако нельзя наверняка сказать, что именно будешь чувствовать, и какие мысли будут приходить. Это не играет никакой роли, и не будет иметь никакого значения для практики осознанности в определённое время.

Любой человек бывал в моменте осознанности много тысяч раз в жизни, и любой наш читатель имеет этот навык. Это то, что нам свойственно, а не то, что нужно в себе открыть. Если просто начать делать вдохи и выдохи и следить за дыханием, ощущая внутренней поверхностью ноздрей температуру воздуха, который мы вдыхаем и выдыхаем, это уже позволяет забрать «театральную сцену» глобального рабочего пространства у жвачки автоматических мыслей и вернуться в присутствие в настоящем моменте.

» говорится, что условно «неправильная» медитация - это та, в которой ты привязываешься к каким-то ощущениям, переживаниям, к мыслям, к поиску истины или даже к ощущению безмятежности. Медитируешь, чтобы что-то в себе понять? Рискуешь привязаться к идее того, что ты медитируешь, чтобы что-то в себе понять. В этот момент твоя медитация становится неправильной. Если ты привязываешься к фантазии о том, что в суете окружающего мира хочешь найти островок безмятежности внутри себя, то привязываешься уже к этой концепции.

Для меня правильная медитация - это просто практика безоценочного наблюдения. Объектом может быть что угодно. Объекта может не быть вообще. «Неправильная» медитация - это медитация, которая в самой себе содержит оценку. Практикуя осознанность с целью стать более осознанными, вы рискуете привязаться к самой концепции осознанности. Или к желанию стать более осознанными. И тогда медитация становится «неправильной».

Если прежде люди убегали в газеты и телевизор, сегодня мы убегаем в соцсети, скролля ленту даже перед сном. При этом моментов, чтобы побыть внутри себя, почти не остаётся. Однако если дать практике осознанности хотя бы 10 минут в день, у нас появляется утерянная возможность просто присутствовать внутри себя и исследовать ошеломительную глубину того, что открывается нам навстречу.

Медитация осознанности — Статья из Cerveau&Psycho №41

В журнале «Cerveau&Psycho» №41, 2010 г. опубликована обзорная статья «La méditation de pleine conscience». Поскольку журнал в значительной степени посвящен нейропсихологии и клинической психологии в статье большое внимание уделено нейрофизиологическим аспектам медитации и ее медицинскому применению. Ниже представлен ее несколько сокращенный перевод…

Медитация осознанности.

Полностью осознавать, что происходит в настоящий момент, отдавать себе отчет в своих ощущениях, эмоциях, мыслях: такой подход к жизни, имеющий своими истоками восточную мудрость, в последние годы завоевывает внимание нейрофизиологов и психологов, поскольку развивает такое состояние ума, которое позволяет справляться со стрессом и депрессиями.
Замереть и наблюдать с закрытыми глазами все, что происходит внутри (свое дыхание, ощущения в теле, бесконечный поток мыслей) и снаружи (звуки, запахи…). Просто наблюдать, не оценивая, не ожидая чего бы то ни было, не мешая ничему приходить в голову, но и не цепляясь за то, что уже пришло. Это все! Это просто! Это — медитация осознанности. И это оказывается гораздо эффективнее, чем об этом мог бы вообразить наш, привыкший все контролировать ум.

Что такое осознанность?
Осознанность — это состояние сознания, которое возникает, когда мы специально направляем наш ум на то, что происходит в настоящий момент. Это внимание, направленное на сиюминутный опыт, без фильтрации (принимается все, что происходит), без оценки (не решается хорошо или плохо то, что происходит, желаемо оно или нет), без ожидания (не ищется что-то особенное).
В осознанности можно выделить 3 фундаментальных аспекта. Первый — это максимальное раскрытие поля внимания к личному опыту, включение в него всего, что происходит в уме, секунда за секундой: восприятие дыхательного ритма, телесных ощущений, все, что попадает в область зрения или слуха, эмоциональное состояние, мысли, которые приходят и уходят… Второе — это отказ от тенденции оценивать и контролировать все, что происходит, ориентация на настоящий момент. И, в конце концов, осознанность — это «необрабатывающее» состояние сознания, в котором не пытаются анализировать, облекать в слова, а скорее пытаются наблюдать и переживать происходящее. Осознанность представляет собой состояние сознания, которое спонтанно может пережить любой человек. Некоторые опросники позволяют оценить способности того или иного человека переживать это состояние: один из наиболее разработанных — MAAS (Mindful Attention Awareness Scale) […] В опроснике предлагаются высказывания типа: «Я часто разбиваю или роняю предметы, поскольку невнимателен или думаю о других вещах», «Мне трудно сосредоточиться на том, что происходит в настоящий момент», «Я часто быстро иду к месту назначения и потом не помню, что происходило вокруг по пути». Эти вопросы исследуют нашу способность «присутствовать» или «отсутствовать» в настоящем моменте по причине озабоченности, невнимательности, стремления к цели. Но способность к осознанности можно тренировать, и, похоже, «тренируя ум» таким образом, можно достичь определенных психологических преимуществ. Методом «тренировки ума» является медитация осознанности.

Медитация осознанности.
Состояние осознанности является целью многочисленных древних медитативных практик и современных психотерапевтических подходов. Например, более 2000 лет медитация является ядром буддийской философии. На христианском западе слово «медитация» существует многие сотни лет и означает «длительные и углубленные размышления», «сосредоточенный способ мышления». Такую практику можно назвать аналитической, и ее аналог существует в буддийской традиции. Но есть еще одна разновидность медитации, более созерцательная — просто наблюдать за тем, что есть. Первая медитация — это действие, пусть даже всего лишь действие ума. Вторая — это чистое присутствие, но присутствие пробужденное, «заостренное» (чувствовать, не вмешиваясь). Именно эта вторая разновидность медитации уже в течение нескольких лет интересует мир психотерапевтов и нейрофизиологов. Кстати слово «медитировать» близко к латинскому mederi — «заботиться, лечить».
Медитация осознанности, в некотором смысле, первый случай действительно «глобальной терапии», в том смысле, что она впитала в себя различные компоненты: восточные корни и западную систематизацию. Североамериканскую, если быть точными, поскольку первыми исследователями, привнесшими медитацию в научную психологию, и заложившими основу ее современного блеска, были американский психолог Джон Кабат-Зинн, и канадский психиатр Зиндел Сегал.
В своей современной форме обучение медитации осознанности чаще всего проходит в группе, в соответствии с достаточно формализованными рекомендациями, занятия длятся 8 недель, по одному 2-х часовому занятию в неделю. В течение занятий участники изучают различные медитативные упражнения, которые затем должны практиковать самостоятельно дома. Помимо формальных упражнений, предлагается набор неформальных практик, которые состоят из попыток обращать внимание на мелкие повседневные дела: прием пищи, ходьбу, чистку зубов, все в состоянии полной осознанности, стараясь не думать ни о чем другом, и не делать ничего другого параллельно. В конце концов, по мере того как участник осваивает программу, ему предлагается сделать осознанность постоянно практикуемой частью повседневной жизни, обычным психологическим отношением к любым событиям. Речь идет, например, о том чтобы использовать минуты ожидания транспорта для того чтобы на несколько секунд сосредоточиться на дыхании. Или о том, чтобы выработать привычку принимать в себе проявления негативных эмоций (после конфликта или сложной ситуации) вместо того чтобы любой ценой избегать их, убегая в работу или развлечения, чтобы «прочистить мозги».
В этом смысле медитация осознанности заметно отличается от практики, например, релаксации: мы не пытаемся успокоить разбушевавшиеся болезненные эмоции, или их замаскировать, а пытаемся принять их без преувеличения. Можно сказать, что речь идет о некоторой форме «экологии ума», поскольку многие из наших психологических трудностей происходят из безуспешной стратегии избавиться навсегда от боли (отрицая или избегая ее). Как бы странно это нам не казалось, отказаться от этой стратегии оказывается, зачастую, более быстрым и надежным путем облегчить страдание. По этому поводу Ницше говорил «Злейшие из болезней людей проистекают от способов, которыми люди побороли свои несчастья».

Какова эффективность практики осознанности?
На сегодняшний день мы располагаем значительным объемом исследований, соответствующих всем требованиям доказательной медицины (наличие контрольной группы, случайная выборка участников, замеры до и после сеансов и т.д.), подтверждающих эффективность медитации осознанности при различных медицинских и психологических проблемах. Эти исследования проводились в различных сферах: таких как управление стрессом, кардиология, хронические боли, дерматология, заболевания дыхательных путей; участниками опытов были представители различных групп (пациенты, студенты). Исследование канадского психолога Мишеля Спека из университета Калгари, проведенное с онкологическими больными продемонстрировало заметные и поддающиеся объективному измерению улучшения в настроении больных, снижение симптомов связанных со стрессом, в том числе уменьшение ощущения усталости. Другое исследование, проведенное Натальей Морон в Питсбурге, в отношении лиц, страдающих от хронического люмбаго (болей в пояснице) доказало увеличение толерантности к боли и к физической активности (неподвижность пациентов усугубляет симптомы люмбаго) в результате практики медитации.
В психиатрии особое внимание уделяется программам, связывающим медитацию осознанности и когнитивную терапию (речь идет о ). Этот подход доказал свою эффективность в ситуациях, зачастую ставящих терапевта в тупик: например, предотвращение рецидивов депрессии у пациентов с 3 и более предшествующими эпизодами.
Так исследование Джона Тисдейла из Оксфордского университета выявило, что случаи новых приступов у пациентов, страдающих от хронической депрессии, гораздо более редки у лиц, прошедших обучение медитации (), а в тех случаях когда приступы все же имели место, они происходили спустя больший промежуток времени. Справедливости ради необходимо отметить, что на сегодняшний день эффективность медитации осознанности подтверждена только в качестве средства предотвращения повторных приступов депрессии. Использование медитации на острых стадиях депрессии остается под вопросом.
Каким образом можно объяснить воздействие медитации осознанности на здоровье? Похоже, что механизм действует на 2 уровнях: с одной стороны когнитивное регулирование (пациент обучается отслеживать появление негативных мыслей и не позволяет им развиваться, не вовлекается в бесконечный цикл их «пережевывания»); с другой стороны эмоциональное регулирование (регулярная практика осознанности позволяет развить способность спокойно принимать негативные события, научиться отступать и изменяться перед лицом болезненных эмоций). Известно, что в большинстве случаев психологического страдания, какова бы ни была его природа, «пережевывание» негативных мыслей и неспособность справиться с эмоциями являются факторами, усугубляющими положение. В этом ключе, осознанность представляет собой действительно многообещающий метод, дополняющий медикаментозные и психотерапевтические инструменты.

Нейробиологические основы осознанности.
Медитация оказывает воздействие на функционирование мозга. По сравнению с техниками релаксации, практика медитации гораздо в большей степени активирует паралимбические участки мозга, связанные с автономной нервной системой (т.е. автоматической, не поддающейся волевому контролю), с интероцептивной осознанностью (осведомленность о состоянии внутренних органов), и с телесными ощущениями. Как показала психиатр Катя Рубиа из Лондонского Университета, при медитации активными становятся лобно-теменная и лобно-краевая зоны коры мозга, связанные с управлением вниманием.
Практика осознанности, как это уже подчеркивалось, ведет к улучшению эмоционального контроля, нейрологические механизмы которого, мы только начинаем исследовать. Всего после 8 недель практики медитации у лиц, подверженных приступам плохого настроения, отмечается более слабая активация участков мозга, ответственных за речь (центр Брока и участок Вернике) и усиление активности в зонах, связанных с обработкой интероцептивной информации (от рецепторов внутренних органов). Это показывает, что приступы грусти «перевариваются» медитирующими на телесном уровне, и их острота снижается (в отличие от пациентов, получивших терапию на рациональном, вербальном уровне и не медитировавших). Практикующие медитацию осознанности приучаются сознательно принимать телесные проявления печали, без того чтобы активно искать «решения» (что иногда ведет к бесполезному «пережевыванию»).[…]
Регулярная практика медитации приводит к позитивным модификациям электромагнитной активности мозга, измеряемой с помощью энцефалографии. Нейролог Антуан Лиц из Университета Мэдисона обнаружил усиление ритма гамма волн (связываемых с управлением вниманием и сознательной деятельностью) в левом префронтальном кортексе — участке мозга, отвечающем за позитивные эмоции. Давно известно, что толерантность к боли выше у опытных практиков медитации дзен (практика дзазен (медитация в дзен-буддизме) близка к медитации осознанности). Нейрофизиолог Джошуа Грант из Университета Монреаля недавно открыл, что эта способность связана с уплотнением в передней части поясной извилины и в соматосенсорном кортексе, двух зонах вовлеченных в переживание боли.

Как интерперетировать эти наблюдения? Возможно, эти зоны развиваются, чтобы справиться с неприятными ощущениями, возникающими в результате длительного пребывания в неудобных позициях дзазена (ощущения мурашек и затекших конечностей). В любом случае речь идет об изменениях в анатомии мозга: это проявление феномена «нейропластичности», когда «тренировка благого ума» (в терминах буддизма, но и психотерапия ставит перед собой подобные задачи) ведет к изменению структуры мозга, что, впрочем, справедливо для любого обучения.
Может ли помочь медитация при инфекциях? Как бы не казалось странным, но ответ будет да. Физиолог Клод Бергман показал, что после 8-недельного курса медитации организм увеличивает производство антител к вирусу гриппа после соответствующей вакцинации. Это можно объяснить тем фактом, что медитация активирует левый префронтальный кортекс, ответственный за позитивные эмоции, а связь между позитивными эмоциями и реакциями иммунитета была показана в многочисленных исследованиях.

Осознанность и борьба с некоторыми заболеваниями
Еще одно исследование показало, что пациенты, страдающие от псориаза, выздоравливали быстрее, если одновременно с лечением посещали сеансы . И здесь можно проследить нейро-иммунную связь осознанности со здоровьем: стресс стимулирует выработку цитокина (молекулы, действующие в иммунной системе), который участвует в кожных заболеваниях.
[…] Все мы в той или иной степени способны спонтанно испытывать состояние осознанности. Те у кого эта природная способность развита в большей степени, отличаются пониженной активностью участков мозга отвечающих за самоосознание, т.е. за размышление о самом себе. Эти участки особенно активны у людей, страдающих от депрессий, поскольку им свойственно «пережевывать» негативные мысли о себе в течение длительного времени.

Мода на осознанность.
Равным образом, лица с развитыми навыками осознанности демонстрируют сниженную активность в амигдале — зоне, ответственной за эмоциональную тревожность; эта зона аномально активна в состояниях тревоги и депрессии. Бергман обнаружил, что у лиц, предрасположенных к проявлению состояния осознанности, меньше возбуждалась правая амигдала, связываемая нейрофизиологами с переживанием неприятных эмоций. Таким образом, в состоянии осознанности мы скорее склонны не сосредотачиваться на себе самих, и пребывать в эмоциональном равновесии.
Долгое время медитация была лишь частью сферы духовных практик и методов саморазвития, но теперь в виде медитации осознанности она проникла в область психиатрии и нейрофизиологии (уже сейчас вовсю используется термин «медитативная нейронаука»). Медитация стала объектом неслыханного внимания со стороны масс-медиа. Какова причина такого успеха? Может быть она дает ответы на самые фундаментальные запросы общества? Созерцание, самоуглубление, покой, неспешность, поток… Наши условия жизни таковы, что мы лишены всех этих богатств, мы все чаще спешим, прерываемся, беспокоимся. Возможно, практики медитации способны дать нам почувствовать свое присутствие в этом мире…