Конкретные примеры открытого общества. Понятия «закрытое общество» и «открытое общество

Социоисторических организмов существовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации социоисторических организмов, без их подразделения на классы, типы. Создавались и создаются самые различные типологии социоисторических организмов. И для обозначения конкретного типа общества, или, что то же самое, общества вообще определенного типа также применяется слово «общество».

Когда под обществом понимается общество вообще определенного типа, то к слову «общество» добавляют прилагательное, обозначающее его тип. Примерами могут послужить словосочетания: «первобытное общество», «феодальное общество», «капиталистическое общество», «традиционное общество», «индустриальное общество», «постиндустриальное общество» и т.п. Каждое из таких словосочетаний обозначает тип общества, выделенный по тому или иному признаку или по совокупности тех или иных признаков.

Как указывают многие исследователи социально-исторические организмы (общества) могут быть подразделены на многие типы «по разным признакам, носящим содержательный характер:

  • по социально-экономическому строю (рабовладельческие, феодальные и т.п. общества),
  • доминирующей сфере экономики (аграрные, индустриальные и постиндустриальные общества),
  • форме правления (монархии и республики),
  • политическому режиму (автократические и демократические общества),
  • господствующей конфессии (христианские, исламские, языческие страны) и т.п.»

В соответствие с устоявшейся точкой зрения «термины "открытое общество" и "закрытое общество" первым в научный оборот действительно ввел Анри Бергсон (1859-1941) в начале 1930-х годов. Представитель интуитивизма и философии жизни, он создал оригинальную философскую и этико-религиозную концепцию, которая изложена им в "Двух источниках морали и религии" (1932). Однако оба понятия в этой концепции представляли собой еще некое инородное тело. Вокруг них не строилось развернутой аргументации, с их помощью автор не пытался объяснить социальную структуру человеческого общества, отметить или выявить тенденции мировой истории.

Как указывают Добреньков В.И. и Кравченко А.И. эти термины свою популярность «приобрели благодаря усилиям совсем другого человека - выдающегося мыслителя нашего времени Карла Поппера , который считал французского философа своим учителем. Учитель лишь наметил путь, по которому ученик пошел сам и повел европейскую интеллигенцию» .

Понятие "открытое общество" впервые введено в научный оборот французским философом Анри Бергсоном в 1932 г. и впоследствии развито в работах австрийского философа Карла Поппера, написанных в годы второй мировой войны.

Хотя книга А.Бергсона "Два источника морали и религии" (1932), откуда К. Поппер, по его признаниям, позаимствовал термин "открытое общество", была широко известной в 30-е годы, только Поппер, проведя обстоятельное сравнительно-историческое исследование, превратил понятие в настоящую концепцию, а учитывая всемирную известность его книги "Открытое общество и его враги", можно сказать и символ веры нескольких поколений европейских интеллектуалов. И сегодня у теории открытого общества Поппера находится множество последователей, в том числе филантроп и мультимагнат Дж.Сорос, посвятившей ей одну из своих книг. Тем не менее достичь научного уровня работ К.Поппера им уже не удалось.

Оба мыслителя, А.Бергсон и К.Поппер, описывая общество, использовали социальные и биологические метафоры, сравнивая его одновременно и с организмом, и с особым типом социальной системы. Французский философ сравнивал два возможных варианта социального развития. По одному пути пошли насекомые, создав муравейник, рой, термитник, по другому - человек, развивавшийся в сравнительно небольших группах.

Закрытое общество, по А. Бергсону, это такая социальная система, члены которой руководствуются навязываемыми сверху моральными нормами и религиозными табу. Они закрепляются из поколения в поколение механизмом обычаев и традиций. Как и живой организм, где все подчиняется приказам центральной нервной системы, закрытое общество функционируют по непреложным социобиологическим законам. Моральные запреты, культурные нормы, религиозные табу можно уподобить первичным биологическим импульсам в организме.

Однако и Поппер считал, что закрытое общество в его лучших образцах вполне можно сравнить с организмом. По его мнению, такое "общество сходно со стадом или племенем в том, что представляет собой полуорганическоеединство, члены которого объединены полубиологическими связями - родством, общей жизнью, участием в общих делах, одинаковыми опасностями, общими удовольствиями и бедами".

В своей работе А.Бергсон противопоставил два типа обществ: а) закрытое, стремящееся к самосохранению и опирающееся на принципы авторитаризма и насилие, и б) открытое, воплощенное в великих личностях - моральных героях и христианских мистиках. Бергсон связывал с ними два типа морали и религии - статический и динамический. О выдающейся роли религии, точнее магии, и морали позже писал и К.Поппер. Возможность дальнейшего прогресса человеческого общества Бергсон видел лишь в открытом обществе, в динамической морали, выделяя в качестве главных принципов любовь к человечеству, "дух простоты", отказ от искусственных потребностей, вызванных преимущественным развитием "тела" человечества в ущерб его духовной культуре.

В середине 20 в. исследование двух типов общества продолжил Карл Поппер, который написал двухтомную монографию <Открытое общество и его враги> (первый том был закончен в октябре 1942 г.), а второй - в феврале 1943 г.; первая публикация на английском языке в 1945 г.), написал и опубликовал в 1944 и 1945 гг. в журнальном варианте (в английском журнале). Книга Поппера мгновенно получила широкий отклик и была переведена на многие языки.

Для Поппера закрытое общество - это эпоха господства коллективного сознания, родового строя, магии и растворения - без остатка - индивида в группе. Он так и пишет: закрытое общество покоится на убеждении, будто племя - это все, а индивид - ничто. Только с Протагора у греков пробуждается интерес к человеческой индивидуальности, именно этот философ заявил, что человек - мера всех вещей. Начатый Протагором переворот в общественном сознании завершил Сократ, провозгласивший человека не только центром социального универсума, но и заставшего этого человека уважать других людей как самоценных себе, а закрепила успех эпоха великого античного просветителя Перикла.

Таким образом, открытое общество начинается с прорыва личности сквозь путы коллектива и провозглашения антропоцентризма магистральным путем интеллектуального развития европейского общества. "Наша западная цивилизация была рождена греками. Они, по-видимому, были первыми, кто сделал шаг от племенного строя к гуманизму", - писал К.Поппер.

Понятие открытого общества было выдвинуто Карлом Поппером в качестве антитезы понятию тоталитарного общества. Понятие открытого общества - социальный эквивалент политического и экономического понятия <конституции свободы> Фридриха фон Хайека. Поппер доказывал, что будущее не предопределено и на него можно повлиять через свободное волеизъявление индивидов. Он выступил против платоновской идеи философа-правителя и защищал демократию как политическую систему, лучше других способную защитить открытое общество. Но он также говорил, что демократия - наименьшее из зол и ее главное достоинство не в том, что она позволяет нам выбирать наилучших политических лидеров, но в том, что она позволяет ненасильственно избавляться от лидеров, когда они не оправдывают наших ожиданий. Поппер считал все политические системы потенциально опасными.

Закрытое и открытое общество - идеальные типы , при помощи которых К.Поппер хотел раскрыть не столько внутренне строение общества, сколько два противоположных вектора развития человечества. В этих понятиях воплощается противоборство между коммунизмом (социализмом) и либерализмом (демократией), борьба между коллективизмом и индивидуализмом, приоритетами равенства или свободы, труда или капитала.

В открытом обществе люди руководствуются личными интересами и расчетом, которые нужны им для развития рыночных отношений и предпринимательства, ответственностью и рационалистической этикой. Подобные ценности восходят к Новому времени и совпадают с идеологией либерализма. Из них проистекают наука, современные достижения технического прогресса, свобода и демократия. Но позаимствованы они были человечеством именно у греков, которые создали, выражаясь современным языком, цивилизацию венчурных фирм и малого бизнеса.

В качестве исторических предпосылок свободного общества послужили частная собственность, рынок, предпринимательство, конкуренция и демократическое устройство, которые впервые появились в античной Греции. Именно к этому периоду человеческой истории относят возникновение гражданского общества и правового государства.

Первобытно-общинное, т.е. дородовое общество, основанное на вере в магию и коллективизме, ничего подобного не знало. Здесь нет частной собственности, личностного начала, предпринимательства и демократии. Поппер предлагал называть его закрытым обществом, а общество, в котором индивиды принимают решения самостоятельно, напротив, открытым. Австро-британский философ отказывает первобытному обществу в демократическом устройстве, идеализирует Афины и выставляет в негативном свете Спарту как воплощение тоталитаризма. Односторонний подход к истории часто расходится с археологическими и антропологическими данными. Сегодня нам известны многочисленные сведения о так называемой племенной демократии, зачатках рыночных и торгово-обменных отношениях в примитивном обществе, наконец, отсутствии какого-то ни было подавления свободы личности. Родо-племенной строй вовсе не был похож на мрачное средневековье, а Спарта отнюдь не служила воплощением зла, как это рисовалось воображению К.Поппера.

Закрытым такое общество являлось благодаря наличию всевозможных табу, верований, запретов, слепого преклонения перед авторитетом вождя и коллективом, из-за чего человек жил не ради себя, а для рода, бога, общества, семьи, друзей. В них проповедовалось "служение", а свободное поведение, в том числе в мыслях, осуждалось, проявление индивидуальности и забота о собственном благополучии рассматривались как порок.

Идея открытого общества Поппера во многом основывалась на его представлениях о науке. Открытое общество - это общество, которое <высвобождает критические способности человека>, в отличие от закрытого или трайбалистского общества <с его подчинением магическим силам>. Поппер полагал, что знание рационально лишь в том случае, если мы способны проводить его критику. В то время как большинство современников считали, что научные теории основываются на эмпирических наблюдениях и могут быть оправданы с их помощью, Поппер доказывал, что главное в науке - не то, как мы приходим к нашим теориям, а то, способны ли они, и в какой мере способны, вызвать критическое обсуждение. Открытое общество способно к публичной критике, закрытое - нет. По мнению К. Поппера, демократия является наилучшей формой государственного устройства. Демократия проявила себя намного лучше, чем ее конкуренты; она старалась, чтобы смена лидеров и вождей происходила в результате рационального обсуждения, без насилия. Демократия - это контроль за правителями со стороны управляемых. Способы демократического контроля: всеобщие выборы и представительская власть. Демократия обеспечивает институциональные рамки реформирования политических институтов, основанного на разумном проектировании новых институтов и регулировании старых.

Научное знание, как и открытое общество, порожденное им, внутренне несовершенно. Его рост происходит не за счет оправдания авторитетов, а в ходе их критики, пересмотра устоявшихся законов и норм, выдвижения пробных гипотез, которые предлагаются в качестве решений стоящих перед обществом проблем. Открытое общество, как и наука, развивается через утверждение и опровержение - путем постоянных реформ и пересмотра устаревших практик. Прогресс научного знания состоит в последовательной смене одних ложных теорий другими теориями, тоже ложными, но ближе стоящими к истине. Это критически-опровергающей, а не позитивно-утверждающей процесс. Ни в современной науке, ни в открытом обществе не должно быть ничего априорного и раз навсегда данного. В обществе, в науке и природе происходит естественный отбор, полагал Поппер, который отбирает в конечном итоге наилучшие образцы, вынуждая их пересматривать стратегию своего поведения, учиться на ошибках, пробовать и исправляться, приспосабливаясь к изменившимся условиям. Между собой конкурируют научные теории, животные и общества. Каждый экземпляр - научный, биологический или социальный - всего лишь "теория об окружении", "структура-ожидание" или "заявка на выживаемость". Все они эволюционируют приблизительно одинаково - через пробные мутации, отбор наиболее приспособленных из них путем "элиминации ошибок".

Развитие науки и научных знаний на каждом следующем витке эволюции удваивает и утраивает свои скорости. Общество уже не в силах противостоять валу научных открытий и покорно уступает им. Вот уже начали клонировать человека. К. Поппер, живший за 50 лет до начала компьютерной эры, не мог и помыслить, что его прогнозы относительно скорого наступления абстрактного общества так быстро сбудутся. В этом он оказался прав. Только причиной нашего приближения к нему оказался не растянувшийся на тысячелетия переход от закрытого общества к открытому, а случившийся совсем недавно взрыв научно-технического прогресса. Наука подарила нам Интернет и виртуальную реальность, в которой мы можем общаться друг с другом, оставаясь незнакомыми, анонимными и непроницаемыми друг для друга. Симулакр - выдуманная реальность, принимаемая за настоящую, правит нашим абстрактным обществом. Кажется, мы перестали быть чуточку беременными. Народившееся абстрактное общество, цифровой мир, электронное правительство, глобальная деревня и виртуальные магазины - это уже не наше будущее, а наше настоящее. Открытое общество, ставшее возможным только благодаря тому, что однажды в человеке проснулась Личность, теперь ее уничтожает, превращаясь в обезличенное, а стало быть, абстрактное общество. Как тут не вспомнить поразительный афоризм Фр. Фукуямы: "Конец истории печален". На безжизненной планете останутся только роботы, построившие совершенное как утопия общество на платформах искусственного интеллекта.

Глобализм - доктрина распространения либеральных свобод не только на отдельные страны, но и на все мировое сообщество, оказался очень созвучным попперовскому идеалу открытого общества. Правда, переживающем эпоху вхождения в абстрактную фазу. Только непонятно, это конец или все же начало истории? Если тинэйджер верит в виртуальных рейнджеров, образ которых создает цифровая программа и которым в материальной реальности ровным счетом ничего не соответствует, то чем он лучше первобытного человека, веровавшего в силу магии, колдовства и населявшего реальность умершими духами, которым в материальном мире также ничего не соответствовало? С выдуманной реальности и ее власти над нашим сознанием начало свой путь человечество, ими же оно его, похоже, и заканчивает. Во всяком случае, сегодня.

Тут самое время вспомнить учение о трех мирах К.Поппера. Он утверждал о равноправном существовании а) физического мира, б) человеческого сознания и в) идеального мира культуры. Все три мира онтологичны совершенно одинаково, они одинаково сильно влияют на нас, мы одинаково сильно верим им. С первым мира вроде бы все понятно - он материален. А вот как быть с двумя другими. Они-то виртуальны! Но Поппер заранее наделяет их равным правом на жизнь. Большинство ученых ныне признают правильность таких воззрений. Но тогда придется признать и то, что реальность абстрактного общества Поппер обосновал не только в своих социологических трудах, что еще было бы простительно, но и в логико-методологических. А это уже гораздо серьезнее.

И тем не менее, пугаться кошмаров абстрактного мира еще рано. Открытое, закрытое и абстрактное общество - всего лишь теоретические конструкции, а в реальном обществе, каким бы развитым или отсталым они ни было всегда можно обнаружить наличие элементов авторитарности, воплощающей закрытое общество, и демократии, служащей опознавательным знаком открытого общества. Как можно встретить черты абстрактного общества - мобильники и спутниковые антенны - в племенном по своей природе обществе (Афганистан, Чечня). Все перемешано на территории одной страны, все борется и сопротивляется друг другу. Следовательно, коллективного восшествия в мир виртуальной реальности не будет. Страны развиваются с неодинаковой скоростью, и борются за жизненное пространство с разной силой и успехом.

Понятия демократии, рыночной экономики и гражданского общества не должны приводить к мысли, будто существует только одна институциональная форма, позволяющая воплотить их в реальность. Таких форм - множество. Это может быть президентская, парламентская демократия или демократия на основе референдумов, гражданское общество основано на инициативе индивидов или местных общин, даже религиозных организаций и т.д. Противопоставив открытому обществу закрытое, К. Поппер никогда не отождествлял открытое общество с какой-либо политической или экономической системой.

Весь смысл открытого общества заключается в том, что существует не один путь, а множество путей развития, и люди, совершающие прогресс и воплощающие реформы, вправе совершать ошибки, не жертвуя своей жизнью. Но они обязаны нести также ответственность за свои действия перед законом, исправляя допущенные неправильности. Враги открытого общества исключали возможность проб, не говоря уже об ошибках, и вместо этого выстраивали соблазнительный мираж счастливой страны, не знающей конфликтов и перемен.

Подобно тому, как в замкнутом помещении или сосуде все функционирует по замкнутому кругу, так и в закрытом обществе действует нечто, напоминающее самонаводящуюся индукцию (мы прибегли к этому понятию для прояснения смысла, хотя ни Бергсон, ни Поппер им не пользовались). Закрытость общества порождает механизмы передачи всевозможных слухов и страхов, со временем превращаясь в их жертву - враждебное или настороженное отношение ко всем другим обществам приводит к его самоизоляции и ступору. Прогресс замедляется, собственных ресурсов для скачка вперед не хватает, начинаются процессы разложения.

Эволюция однажды уже отвергла механизмы эндогамии - браков между членами только своего племени. Кровосмешение между близкородственными особями приводит к неминуемой деградации - биологической, а затем и социальной. Переход от эндогамии к экзогамии, от близкородственных браков к бракам между неродственными индивидами, а также запрет инцеста сильно продвинули вперед человечество. Точно также и переход от закрытого общества к открытому являет собой несомненный прогресс. В этом были убеждены и Бергсон, и Поппер.

В открытом обществе мирно сосуществуют разные течения, движения, культуры и системы. Они обмениваются информацией и идеями, постоянно конфликтуют и мирятся, уживаясь под одной крышей. Степень разнообразия мультикультурного общества на порядок выше, а потому выше у него и степень адаптивности к среде. Открытое общество продуваемо всеми ветрами на свете. В нем нет жестких барьеров, препятствующих перемещениям людей вертикально (мобильность) и горизонтально (миграция). Стало быть, его можно считать открытым как по социологическим, так и по политологическим критериям.

Дихотомия открытого и закрытого общества А. Бергсона и К. Поппера, на наш взгляд, продолжает социологическую традицию противопоставления полярных типов социальных систем, начатую Ф. Теннисом с его Gemeinschaft и Gesellschaft (общиной и обществом) и развитую Э. Дюркгеймом в его концепции органической и механической солидарности

Концепция открытого и закрытого общества К. Поппера, имея несомненно социологическую основу, сильно политизирована. В ней речь идет даже не столько о стратификации общества или социальной мобильности, сколько о политических режимах, свойствах тоталитарного общества, религии, свободе слова и т.п. Возможно, научная теория, претендующая дать всестороннюю картину общества, тем более в его историческом развитии, именно такой, т.е. комплексной, и должна быть. Но тогда возникает вопрос о разграничении чисто социологических и политологических критериев закрытости и открытости общества.

В социологическом смысле закрытым считается такое общество, где перемещения людей из одной страты в другую ограничены либо полностью исключены. И, наоборот, в открытом обществе перемещения по вертикали ничем не ограничиваются, кроме собственного трудолюбия, наличия соответствующей мотивации и средств. Рабовладельческое, кастовое и сословное общества считаются социологически закрытыми, а классовое - открытым.

В политологическом смысле закрытой считается такая страна, перемещение из которой в другую исключается либо строго ограничивается. В данном случае правильнее говорить о стране, а не об обществе. Из общества нельзя уехать или мигрировать. То и другое совершается по отношению к стране как части света. Закрытие называется также "железным занавесом". СССР - пример закрытой страны, в которой существовало тоталитарное государство (тоталитарный политический режим). В таком случае общество не может быть тоталитарным. Тоталитарными являются страна и/или государство.

Яркий пример закрытого общества в политологическом смысле представляет средневековая Япония и бывший СССР. Япония издавна проводила политику изоляции от внешнего мира. В 1639 г. страна закрыла свои порты для кораблей из Европы и Восточной Азии, кроме китайских и нидерландских. Годом раньше в стране было запрещено христианство. Еще в 1624 г. Япония прекратила торговлю с Испанией. Из европейцев право торговать было предоставлено только нидерландским купцам. Изоляция Японии от внешнего мира продолжалась свыше двух столетий, вплоть до середины XIX в. Политическая закрытость общества повела за собой и социальную закрытость. Японское общество было разделено на четыре сословия: самураев, крестьян, ремесленников и торговцев. Права и обязанности каждого сословия были строго регламентированы, запрещался переход из одного сословия в другое. Во главе привилегированного сословия самураев стоял верховный сюзерен - сёгун. На ступень ниже стояли его непосредственные вассалы, бывшие сподвижники Изяс Токугавы, затем шли <посторонние князья> (крупные феодалы, не связанные в прошлом с домом Токугава). Особый слой самураев (хатамото-самураи) составляли чиновники. Остальные самураи входили в войско сёгуна.

Советский союз 1960-80-х годов - удивительное сочетание открытого (очень мобильного) общества и закрытой страны (ограниченные поездки за рубеж). Политологический критерий закрытости распространяется как на людей, так и на информацию. За рубеж не могут выезжать граждане, из-за рубежа не могут проникать газеты, журналы, книги. Социологический критерий закрытости относится только к людям.

Закрытое общество - это иммобильное, неподвижное, застывшее общество. Переход из низшей страты в средние и высшие происходил в исключительных случаях (освобождение от рабства, выкуп на волю). Человек рождался и умирал преимущественно в своей касте и сословии. Вот почему закрытое общество называют еще стратификационной системой с предписанными (аскриптивными) статусами.

В нем социальное пространство заранее разграфлено на ячейки, между ними возведены неподвижные барьеры, все роли приписаны заранее, а индивид не вправе выбирать те нормы, которым может подчиняться или не подчиняться. Большинство традиционных обществ - закрытые системы с низким уровнем социальной мобильности, где почти все статусы приобретаются с рождением.

В индустриальном и постиндустриальном обществах, характеризующихся высокой степенью социальной мобильности, как горизонтальной, так и вертикальной, ситуация иная: жесткой связи индивида со своим происхождением и своей позицией нет. В таких обществах широко распространена практика совместительства - занятие одним индивидом нескольких статусных позиций, выполнение нескольких видов работы, подработки и т.д.

Термин <стратификация> принят в науке, а слово <расслоение> больше употребляется в повседневном языке, и лишь иногда - в науке. Он фиксирует не только процесс поляризация населения на бедных и богатых, но и конечный результат расслоения, когда в обществе возникает средний класс. Мы будем пользоваться термином <стратификация> для обозначения процесса и результата расслоения общества.

Стратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление на бедных и богатых, привилегированных и непривилегированных. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти. Возникли касты, затем сословия, а позже - классы. В одних обществах переход из одного социального слоя (страты) запрещен, в других он ограничен, а в третьих полностью разрешен. Свобода социальных перемещений (мобильность) определяет то, каким является общество - закрытым или открытым.

Объем мобильности и разграниченность статусных групп, используются для того, чтобы можно было отличить один тип стратификации от другого. В США и СССР, как и в большинстве других индустриальных обществ, существует открытая классовая структура. Здесь статус основан на достижении, на движении вверх и вниз по социальной лестнице. Такие перемещения происходят достаточно часто. Напротив, в Индии и в большинстве традиционных обществ система стратификации закрытая: статус здесь в основном предписанный, а индивидуальная мобильность ограничена. Открытая и закрытая системы стратификации описываются при помощи двух терминов - класс и каста. Синонимами для предписанного и достигнутого статусов являются термины <наследование> и <конкуренция>.

В социологии известны четыре главных типа стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества , последний тип - открытые .

Открытое общество именуют также обществом равных возможностей, где каждый имеет шансы подняться на самые высокие ступени социальной иерархии.

Закрытое общество характеризует жесткая социальная структура, препятствующая перемещениям людей не только вверх по социальной лестнице, но и вниз. Плебей никогда не станет дворянином, но и аристократу не позволят опуститься до уровня плебса. Иммобильность общества имеет своей оборотной стороной стабильность. В закрытом обществе из низших страт в высшие либо полностью запрещены , либо существенно ограничены социальные перемещения, каждый знает свое место в обществе, и это знание передается из поколения в поколение. Социальные статусы становятся наследуемыми: крестьянин из столетия в столетие остается крестьянином, помещик - помещиком.

Открытымназывается общество, где перемещения из одной страты в другую формально не ограничены.

Если в открытом обществе, благодаря постоянным перемещениям людей из страты в страту, каждый слой и класс достаточно гетерогенны, разношерстны, то в закрытом обществе они в значительной степени гомогенны. Благодаря тому, что из века в век закрытые страты <трамбуются> из одних и тех же людей, благодаря многовековому привыканию к своему социальному положению формируется не только особая психология фатализма, смирения перед своей участью, но и особого рода солидарность с классом и сословием. Корпоративный дух, сословная этика, кодекс чести - эти понятия пришли к нам из закрытого общества.

В открытом обществе, где сохранилось мало барьеров, мешающих продвижению наверх, те, кто поднимаются наверх, имеют тенденцию отходить от политической ориентации класса, из которого они происходят, и принимать политические взгляды класса, к которому они стали принадлежать. Аналогично выглядит поведение тех, чей социальный статус понизился: они становятся более левыми, чем члены страты, к которой они до того принадлежали, но менее левыми по сравнению с членами страты, в которой они оказались. Следовательно, движение в целом способствует стабильности и в то же время динамизму открытого общества1.

Правящий класс и в закрытом, и, что особенно удивительно, в открытом обществе не заинтересован в пополнении своих рядов за счет представителей низших классов. Наследуя состояния и титулы своим детям, элита склонна к самовоспроизводству. В проникновении в высший класс заинтересованы прежде всего представители среднего и низшего классов. Для них это значительное продвижение по службе и показатель общего жизненного успеха .

Первым примером открытого общества в начале человечества являлся возникающий род и введение общественно санкционированного обычая экзогамии (запрет брачных отношений между членами родственного (род, фратрия) или локального (например, община) коллектива, существовавший как в эпоху первобытнообщинного строя, так и в более позднее время), укреплению единства общины. Экзогамия проявилась также во взаимоотношениях с соседними общинами.

Моделью последующих двенадцати веков Древнего Рима становится двуединство «города и мира» (urbs et orbis terrerum), или - в чисто политическом плане - республики и империи, довольно замкнутой капитолийско-форумной демократии и вселенского проекта цивилизирования всего окружья земного.

Принципиально важный шаг в осмыслении идеи открытого/закрытого общества был сделан стоиками , различавшими преходящие и пространственно ограниченные полисы (они закрыты и в пространственном, и во временном плане) и безграничный космический полис, или космополис. Стоическая дихотомия полиса/космополиса была развита Блаженным Августином в его «Граде Божьем». Он различает град земной (временный) и Град Божий (вечный). Возникает разрыв между вечностью и беспредельностью, с одной стороны, и конечностью во времени и пространстве - с другой. Одним из важнейших моментов доктрины Блаженного Августина вообще и особенно важным для проблемы открытости /закрытости градов или людских сообществ является способ приобщения к тому или иному граду. Исходным моментом становится воля или желание того или иного человека, его выбор. Иными словами приобщение к тому или иному граду есть всегда акт индивидуальный, а само открытие градов друг другу осуществляется исключительно благодаря этим актам.

С воссоединением (фактически сферическим свертыванием, закрытием) мира после Великих географических открытий, с образованием суверенных (самозакрывшихся) территориальных государств, объединенных открытыми международными системами и атомизировавшихся (самозакрывшихся) индивидов, объединенных гражданскими обществами, и, особенно, с появлением электронной фактуры речи в начале XX в. (телеграф, телефон, радио и т.п.), что позволяло не только мыслить единство человечества, но и актуализовать его через непосредственное общение в режиме реального времени, возникла потребность заново повторить проделанную Блаженным Августином работу, и, может быть, внести некоторые дополнения и изменения.

Анри Бергсон в своей книге «Два источника морали и религии» (1932). Здесь, насколько мне известно, впервые появляются выражения «закрытое общество » и «открытое общество ». Французский философ начинает с различения общества открытого и закрытого по природе. Первое включает все человечество и основано на законе любви, второе - замкнутые коллективы (обычно нации-государства) и основано на безразличии людей друг к другу и, как следствие, на агрессивной враждебности к чужим. закрытые общества существуют реально, а открытое общество оказывается всего лишь неким идеальным образованием. естественность и рациональность закрытых обществ. Открытая мораль, свойственная эвентуально грядущему открытому обществу, отрицает различия между своими и чужими. Открытое общество Бергсона тем самым становится утопическим провидением некоего глобального сверхтоталитаризма творческого порыва и всемирной морали-религии или, выражаясь более привычным языком, общечеловеческих ценностей.

Необходимо выделить Арнольда Дж.Тойнби и Карла Поппера .Они предложили две интерпретации бергсоновской проблематики.

Тойнби говорит о том, что изучение закрытых миров и цивилизаций позволяет обратиться к открытой реальности Истории, которая есть пространство свободы, неисчерпаемое и недоступное для окончательного познания.

Поппер упрекает Тойнби в историцизме , т.е. приписывании истории окончательного смысла и цели, что совершенно не вытекает из приводимой мысли, ибо обретение смысла и свободы, а это - условия приобщения к братству людей, человечеству, возможно только за счет духовного выхода за сковывающие рамки замкнутой цивилизации. В результате оказывается, что общество единообразной морали как раз и является закрытым. Принципиальное неприятие и непонимание Поппером Тойнби коренятся в установке, объединяющей эмпиризм и редукционизм. открытое общество как таковое (августиновский град Божий, тойнбианское единство Человечества) отбрасываются из-за их эмпирической недостоверности и интуитивной умозрительности, их несовершенные по определению отблески в повседневной реальности, естественно приобретающие характер утопий, объявляются закрытыми обществами, а земные сообщества, отказывающиеся от духовного оправдания, которое было бы выше повседневности, объявляются открытыми. Для Поппера критерием открытости является освобождение, ускользание от конкретных эмпирических форм подобной духовности в нескованную этими формами, а тем самым открытую политию повседневности, град земной par excellence . Он направляет стрелы своей критики против догматического утопизма и попыток его силового утверждения в Повседневности. С тем, что построить царствие божие на земле невозможно, а пытаться сделать это - опасно и разрушительно. даже самые, казалось бы, идеалистические и человечные утопии выворачиваются в свою противоположность и замыкаются в виде репрессивных и бесчеловечных режимов. Попперовская редукция сделала оппозицию открытого/закрытого общества довольно простой и дала возможность разработки на этой основе различных методик вполне технологичного и даже инструментального анализа конкретных политий.

Людвиг фон Берталанфи создал теорию открытых систем. Принцип предельно прост: открытая система осуществляет взаимодействие или обмены по каким-либо параметрам со своей средой, закрытая система таких обменов не осуществляет. В практическом отношении Берталанфи разделил реально существующие в нашем мире системы на открытые и закрытые по тому признаку, осуществляется ли между ними и средой обмен веществом. Закрытая система оказывается аномальным состоянием, которое естественно присуще открытой системе. Каждая открытая система может в ходе своего развития закрыться. И наоборот - каждая закрытая система потенциально является открытой. Вопрос только в том, что и как высвободит эту потенцию.

Выходит, что открытое общество Поппера по мере своего совершенствования, «очищения», упрощения (любопытно, что и Бергсон связывал становление открытого общества с упрощением - «человечеству необходимо упрощать свое существование с такой же одержимостью, с какой оно занималось его усложнением»), по мере отказа от табу и мечтаний, от своей биологичности и «зверскости», по мере сокрушения всех внешних и внутренних врагов - любителей все усложнять и «философствовать» - оказывается перед перспективой радикального «закрытия».

А ЭТО АДЕКВАТНО И ПО ДЕЛУ!!!

    Формально Закрытое Общество - государственная идеология и её институты остаются, но общество в большинстве своём равнодушно к официальным идеям или даже не принимает их. (Обычно быстро теряет контроль над системой, образуется хаос.)

    Фактически Закрытое Общество - имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество. (Восхищение и любовь к власти, с другой стороны - страх.)

    Открытое Общество - здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие,нравственныеценности. Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы.

    Формально Открытое Общество - человек не использует свою духовную свободудолжным образом или проявляет равнодушие к задачам мировоззренческого выбора, или добровольно выбирает для себя определенные внешним образом данные ему ценности, воспринимая их в качестве истины, то есть оказывается носителем закрытого сознания.

    Фактически Открытое Общество - человек реально использует ту духовную свободу, которую ему предоставляют. То есть он сам пытается найти основные ценности.

Закрытое общество склонно к специализации, а открытое - к творчеству.

В открытом обществе каждый участник ответственен за свою жизнь и заботится преимущественно о себе, при этом в обществе уважается право на частную собственность и личное достоинство. В закрытом обществе «святой долг» - заботиться о других, а частная собственность - дело сомнительное (предосудительное) или даже преступное, недостойное.

Функционирование и развитие социальной системы обязательно предполагает сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное наследование - члены общества передают от поколения к поколению знания и культуру.

Понятия, введённые К. Поппером («Открытое общество и его враги») для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития.

Закрытое общество - характеризуется статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество).

Открытое общество - характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует. То есть он сам пытается найти основные ценности).

Закрытое общество склонно к специализации, а открытое - к творчеству. В открытом обществе каждый участник ответственен за свою жизнь и заботится преимущественно о себе, при этом в обществе уважается право на частную собственность и личное достоинство. В закрытом обществе «святой долг» - заботиться о других, а частная собственность - дело сомнительное (предосудительное) или даже преступное, недостойное.

6. Концепции возникновения общества

1) географический детерминизм (Гиппократ, Ш. Монтескье, К.Бэр, Л. Мечников) – общество – продукт консолидации людей для противостояния природе;

2) теория общественного договора (Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо), добровольно заключаемого людьми для регулирования их естественного агрессивно-враждебно-эгоистического состояния;

3) экономический детерминизм – возникновение общества обусловлено экономическими причинами: кооперацией жизнедеятельности, появлением собственности, разделением труда, обменом продуктами деятельности.

7.Типы общественного развития:

1) циклическое (круговое) развитие (Дж. Вико, Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) - выделение стадий становления, расцвета и упадка; специфический круговорот, повторение одних и тех же состояний; чередование этих кругов на протяжении относительно длительного времени; их повторение на новой в чем-то основе (см. также Ф. Ницше: идея «вечного возвращения»).

Итальянский мыслитель Джамбаттиста Вико (1668-1744) считал конечной причиной развития обществ-народов Бога. Каждый народ проходит четыре эпохи: божественную (“век варварства“, государства нет), героическую (“век героев”, возникает аристократическое государство), человеческую («век городов, законов и разума”, демократическое государство, свобода, естественная справедливость), упадок, разрушение, возврат в первоначальное состояние . В основу цикличности развития народов Вико положил форму правления в обществе.

Н. Данилевский ("Россия и Европа"): каждый народ проходит три этапа : этнический (племенной), государственный (политический), цивилизационный (культурный). Упадок цивилизации имеет своей причиной ослабление творческих сил народа, застой в его формах жизни, развитие цинизма, ослабление и распад. Европейская (германо-романская) цивилизация вошла в стадию упадка, а русско-славянская - в стадию становления и ожидаемого расцвета.

По О. Шпенглеру ("Закат Европы") культура проходит стадии детства (“весна”), юношества (“лето”), зрелости (“осень”), старость (“зима”).

У А. Тойнби ("Постижение истории"): цивилизации проходят стадии становления, расцвета и упадка , в основе которых лежит соответствующее состояние ее элиты, подлинного духовного и организационного стержня цивилизации: “генезис”, “рост”, “надлом”, “распад”.

2) Линейное развитие (линейный прогресс, теория эволюционного развития (эволюционизма) (О. Конт, Л. Морган) - от низшего к высшему, от простого к сложному, от частичного к целостному. В основе - аналогия с биологическим организмом, его ростом. Общество рассматривается как организм, состоящий из клеток-людей, органов-институтов и т.п. Человечество и все конкретные общества развиваются взаимосвязано. Происходит добавление к прежнему его качеству нового (кумулятивный эффект), некоторое преобразование части старого и утрата чего-то.

О. Конт полагал, что движущей силой развития общества является сила человеческого духа (интеллекта, морали, воли). Общество проходит в своем развитии три стадии: 1) теологическая (вера в сверхъестественное в форме мифологии и религии, военное противоборство, рабство); 2)метафизическая (доминанта абстрактных понятий, созданных разумом: свободы, суверенитета, права, легитимности, демократии); 3)позитивная (открываются законы природы, общества, человека, их использование в организации, наука становится главной производительной силой общества).

Л. Морган выделяет в истории три фазы (на основании изменения орудий труда): дикость (примитивные орудия (огонь, лук, стрелы и т.п.), варварство (одомашнивание животных, ирригация, производство железа и инструментов), цивилизация (письменность) .

3) Спиралевидное развитие (Г. Гегель, К. Маркс)- с одной стороны, оно является линейным, так как происходит в чем-то от простого к сложному, с другой - циклическим, конец цикла не полностью возвращается в начало, а приобретает новые черты.

Исходя из закона отрицания отрицания, Г. Гегель выделяет четыре прогрессивных периода истории , в которых реализованы определенные принципы Абсолютного духа: Восточный мир, Греческий мир, Римский мир, Германский мир.

По К. Марксу , на первобытной стадии действуют общественная собственность и коллективизм, но низка эффективность производства. На стадии антагонистических формаций (рабовладельческой, феодальной, капиталистической) происходит отрицание предыдущей ступени, что вызывает резкий рост эффективности общественного производства. На коммунистической стадии возвращаются вновь к общественной собственности на средства производства, коллективизму, но сохраняют высокую эффективность общественного производства, полученную на средней стадии общественного развития.

8. Концепции развития общества:

1) Формационная теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов) выделяет (на основании изменения форм собственности на основные средства производства) в развитии общества пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

2) Цивилизационный подход , выделяющий (на основании технико-технологических различий) три типа общества – традиционное, индустриальное и постиндустриальное.

3) Теория традиционных (основанных на ручном труде) и индустриальных (основанных на машинном труде) обществ (Ф.Теннис, Р. Арон, У. Ростоу)обществ .

4) Теория стадий экономического роста (У. Ростоу), обусловленных ростом научного знания, порывами и устремлениями людей: «традиционное общество» (аграрное, иерархизированное, с властью, сосредоточенной в руках землевладельцев, с примитивной техникой и наукой); «переходное общество» (переход к домонополистичекому капитализму); общество «стадии сдвига» (к монополистическому капитализму); общество «стадии зрелости» - индустриальное общество (бурное развитие промышленности, возникновение новых отраслей производства и др.); общество «эры высокого массового потребления» (основными становятся сфера услуг и производство товаров массового потребления).

5) Концепция постиндустриального общества (Д. Белл, Э.Тоффлер), или надиндустриального (Р.Арон), информационного (Д.Леон), электронного (М. Морисима), цивилизации третьей волны (О. Тоффлер), общества постмодерна (Ж. Лиотар).

Главным общественным богатством становятся знания, приоритетным направлением развития – информатизация;

Сближение размера доходов различных групп населения, ликвидация социальной поляризации, рост удельного веса «среднего класса»;

Классовая дифференциация уступает место дифференциации профессиональной, основным социальным противоречием становится конфликт между некомпетентностью и профессионализмом;

Выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет философии
Предметом любой науки называется круг проблем или сумма событий, которые она изучает. Предмет философии - «океанический», охватывающий всю существующую реальность, и место человека

Вечные вопросы философии
– всегда сохраняющие свое значение и актуальность: что есть «я»? что есть истина? что есть человек? что есть душа? что есть мир? что есть жизнь? «Проклятые вопрос

Объясните цитаты и афоризмы
«Философия – культура ума, наука об исцелении души» (Цицерон) «Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, что бы

Заполните таблицы
«Предмет философии» Философия мифология религия наука искусство

Понятие бытия
Бытие - вся существующая реальность. Категория «бытие» относится к числу самых широких философских категорий. Противоположное бытию понятие - «небытие

Проблема развития и самоорганизации бытия
Основные концепции развития: диалектика и синергетика. 1) Диалектика (с греческого - искусство спорить) - учение о всеобщем

Неосновные законы диалектики
Неосновными законами диалектики называются взаимосвязи парных категорий. Целое («то, у чего не отсутствует ни одна из частей» (Аристотель) и часть

Философская антропология
Антропология - учение о человеке. Философская антропология отвечает на вопрос о сущности человека, его происхождении, будущем, смысле жизни. Центральный воп

Человек - существо развивающееся
Человек - биологически слаб, у него нет ни острых клыков и когтей, ни мощной физической силы, ни сверхбыстроты и ловкости. Биологически он проигрывает крупным млекопитающим. Человек - «биологически

А) Эволюционная теория
Человек возник в результате эволюции жизни путём естественного отбора. Доказательства: наличие переходных состояний между обезьяной и человеком (австралопитек, неандерталец,

Б) Внеземная
Разумная жизнь - результат космических палеовизитов внеземных развитых цивилизаций. Доказательства: загадочные рисунки (рисунки в пустыне Насха), находки (древнейшие карты з

В) Религиозная
Человек сотворён Богом. Доказательства: прежде всего, это предмет веры; у человека есть ряд качеств, которых нет в природе, и которые есть только у Бога (свобода выбор

Объясните цитаты и афоризмы
«Человек – политическое животное» (Аристотель) «Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению одного вопроса – почему люди, зная, как поступать хорошо, во благо, поступают

Сознание
1. Сознание (с лат. – «совокупное знание») -(этимологически) всё то, что осмысливается. Сознание (как оппозиция

Структура сознания
1) чувственно-эмпирический и абстрактно-теоретический уровни Чувственно-эмпирический уровень включает в себя два подуровня: социально

Проблема познаваемости мира
Есть достаточные основания считать, что мир познаваем (пусть, в каждый момент, и в определённых пределах). На обыденном уровне это следу

Виды истины
Абсолютная –полное, всестороннее, исчерпывающее знание об объекте. Относительная –неполное, неточное, приблизительное знание. Конкретная -

Составляющие процесса познания
Субъект - носитель познавательного действия, объект - совокупность событий или проблем, на которые направлено познание, предмет

Уровни познания
А) Чувственное познание осуществляется посредством зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильности. Его основные формы: ощущение, восприятие и представление.

Объясните цитаты и афоризмы
«Самое трудное – познать самого себя, самое лёгкое – давать советы другим» (Фалес) «Утром познав истину, вечером можно умереть» (Конфуций) «Спрашивать о причине в

А) Философия науки
- раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки. 1. Наука – деятельность по продуцированию, хранению и распространению новых знаний, способах

Отрасли науки
Наука разделяется на множество отраслей (частных наук). По предмету и методу познания можно выделить науки о природе (естествознание), обществе

В) третья научная революция (кон. XIX - сер. XX в.)
Материя - и как вещество и как электромагнитное поле. Ламарк - целостная концепция эволюции живой природы. Теория клетки, единство происхождения и развития всего живого. Дарвин: причины эволюции -

Объясните цитаты и афоризмы
«То, что принято без доказательств, может быть отвернуто без доказательств» (Эвклид) «Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они бы опровергались» (Т. Гоббс)

Потребности, интересы, ценности
Потребности – состояние неудовлетворённости, нужды, которое человек стремится преодолеть. Является движущей силой активности человека, связи с внешним миром, служит основой сущ

Подходы в осмыслении ценностей
Прагматический: ценности должны быть полезными, целесообразными, инструментальными. Трансцендентальный: ценность – идеал, это:

Проблема смысла жизни
А. Камю: для человека есть только один фундаментальный вопрос: стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить?

Проблема смысла любви
а) любовь – сущностная характеристика жизни, её пиковое состояние По существу, любовь и жизнь (подлинная) – синонимы. Если я никого не люблю, то доказать, что я ест

Проблема смысла смерти
а) зачем человеку открыто знание о смерти Животное не знает, что живёт, не знает, что умрёт… «Человек начинается с плача об умершем»(М. Мамардашвили

Ответьте на вопросы
1. Приведите примеры «вечных» и временных (исторических) ценностей, ценностей общечеловеческих и национальных, корпоративных, семейных, индивидуальных. Каковы сходство и различие между ними?

Заполните таблицу
«Добро и зло» Добро Зло Напишите, что (какие поступки, отношения, выск

Объясните цитаты и афоризмы
«Зло всегда будет в мире, пока в мире есть свобода. Зло – от свободы человеческой. Человек не хочет счастья, особенно, если оно принудительно, он хочет свободы, своеволия» (Ф.М. Достоевский)

Социальная философия
1. Социальная философия - раздел философии, призванный ответить на вопрос, что есть общество (как оно возникло, ка

Теории прогресса и регресса
1) Теория поступательного развития общества (исторического прогресса): Морган: дикость, варварство, цивилизация; история по Г. Гегелю, формационная теория К.Маркса Французский просв

Моноисторизм и плюраисторизм
От Гесиода до Г.Гегеля и К. Маркса доминировало представление о единой линии истории всего человечества. Европоцентризм этого представления был очевиден уже К. Марксу, который для Востока предложил

Культура и цивилизация
Культура –совокупность исторически выработанных материальных и духовных ценностей общества, обеспечивающих его воспроизводство и развитие. "Нат

Современное общество
Бесспорно ключевой вопрос любого цивилизованного общества - вопрос его организации. Современное общество организовано исключительно на капитале, что дает ему право называться капиталистическим.

Попытки решения
§ Демографический переход - естественный конец демографического взрыва 1960-х § Ядерное разоружение § Энергосбережение § Монреальский протокол (1989) - борьба с озоновыми

Заполните таблицы
«Общество и природа» Общество Природа Различия С

Объясните цитаты и афоризмы
«Человек – общественное животное» (Аристотель) «Человек вне общества - или бог, или зверь» (Аристотель) «Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага об

Предфилософия
Все первые человеческие сообщества обладали мифологическим (позже, религиозным) мировосприятием. Мифология – мировоззрение, основанное не на теоретически

Восточная философия
Восточная культура, во многом, в противоположность Западной, являет собой воплощение спокойствия, непротивления. Боясь разрушить хрупкую

Индийская философия
- одна из самых древних философий в мире, зарождение её относят к X-IX вв. до н. э., а наиболее древние тексты содержатся в Ведах (до1500 г. до н.э.) Основные черты

Основополагающий текст
«Трипитака» (Три корзины») Буддизм (от слова «будда» – просветлённый, постигший истину) - «атеистическая религия», «океаническое» религиозно-философское учение,

Четыре Благородные Истины буддизма
1. Жизнь есть страдание (преимущественно материальный земной мир (сансара) стремится подчинить нематериальную душу себе, загоняя её в «тюрьму», «могилу»; 2.

Дзен (чань) буддизм
дзен (санскр. - «сосредоточенное созерцание», медитация, отстранённость) - «сердце Будды» (любовь и великое сострадание) - одна из самых популярных школ буддизма. Осно

Основатели наиболее известных учений
Патанджали (II в. до н. э.) - основатель Йоги, автор «Йога-сутры». Проповедовал необходимость благочестивых упражнений дл

Объясните цитаты и афоризмы
«Нет счастья, равного спокойствию» (Гаутама Сиддхартха) «Никто нас не спасает, кроме нас самих, никто не вправе и никому не по силам сделать это. Мы сами должны пройти по пути, но слова Бу

Особенности китайской философии
1. Базисная идея – органическое единство человека и мира. 2. Понимание вещей как подвижных, текучих образований. 3. Всё сущее – единство противоположных начал - «Я

Шесть основных философских школ
(«золотой век» китайской философии – 6-3 века до н.э.) Школа Основная проблематика Школа Инь-Ян философия природы

Конфуций (Кун Фу-цзы)
(«Почтенный Учитель») Книга: «Четверокнижие» («Лунь-юй» («Суждения и беседы Конфуция»), «Мэн-цзы», «Уч

Система воспитания
Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви, и для него не важны вопросы теологии. Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является созда

Философия
1. Глядя на море хаоса, в которое превратился Китай, Конфуций увидел в нём лишь один островок стабильности. Всё рассыпалось, осталась лишь семья. Вывод: семья – самая прочная форма отношений между

Основополагающий текст
«Даодэцзин» («Учение о пути к Дао») Главные идеи: 1) человек рождён Дао, 2) в ходе своей истории потерял связи с н

Ответьте на вопросы
1) Почему Конфуций ставит на первую ступень воспитания поэзию, на второе – этикет? Какая ошибка была бы допущена, если бы поменять их местами? 2) Есть ли сходство между конфуцианским и рос

Объясните афоризмы
«Глупец жалуется, что люди плохо знают его, а мудрец – наоборот, что он не знает людей» (Конфуций) «Не надо искать чёрную кошку в тёмной комнате, тенм более, если там е

Западная философия
Западная культура - представляет собой культуру, ориентированную на динамический образ жизни, ценности технологическо

Античная философия
(Древняя Греция и Рим) (6 век до н.э. – 6 век н. э.) Культурный расцвет - Афины, 5 век до н.э. («Золотой век» Перикла). Наивысшее

Гуманность
Первые греческие философы - досократиаки Первая философская школа – Милетская (6 в. до н.э.) (Фалес, Анаксимен, Анакси

Афоризмы и высказывания
«Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим»

Философия
1. Идея освобождение души путём нравственного и физического очищения с помощью тайного учения (мистическое учение о круговороте переселений души). По Пифагору, вечная душа переселяется с небес в бр

Афоризмы
«Не гоняйся за счастьем, оно всегда находится в тебе самом» «Не суди о своём величии по своей тени при заходе солнца» «Трудно идти по жизни нескольк

Атомисты
(5-4 – 1 в. до н.э.) материалистическая философская школа (Демокрит, Левкипп, Эпикур, Л. Кар) – считали микроскопиче

Преодоление страха
Аргументы для преодоления страха смерти: а) «Если смерть есть, меня нет, если я есть - смерти нет» (Всё, что человек знает о смерти - знание о чужой смерти. О своей смерти о

Афоризмы
«Пусты слова того философа, которыми не лечится никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезн

Софисты
(«учителя мудрости») (V – IV в.в. до н.э.) (Протагор, Горгий, Гиппий) 1) нет ничего раз и навсегда данного; отрицание старых традиций, привы

Скептики
(сомнение как принцип мышления, особенно, в надёжности истины) (4 в. до н.э.) (Пиррон, Секст Эмпирик) 1) никогда не может быть рацио­нального осно

Философия
1. Плюрализм – существует множественность архэ, четыре стихии (огонь, воздух, вода и земля) – «корни» вещей; заполняя всё пространство, находясь в постоянном движении, перем

Философия
1. «Человек есть душа» (душа – разум и нравственное ориентированное поведение). Высшая задача – научить человека взращиванию души. “...не о теле вашем должны вы з

Философия
1.Высший вечный совершенный «реальный мир» – «мир идей» (эйдосов), чистых бестелесных истин, полных божественного смысла. Идеи - основа всего мира; целевые причины, заряженн

Афоризмы
«Бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности» «Бесстыдство – терпеливость души к бесчестью во имя выгоды» «Бог в нас самих»

Основатель Лицея
(«перипатетики» - прогуливающиеся во время философствования) Личность. Родился в Стагире (отсюда, прозвище Стагирит), отец - Ни

Энциклопедист,
систематизировал всю сумму имеющегося к тому времени знания, написав книги по всем его отраслям: 1) Логика (Органон) («Категории», «Риторика») 2) Ф

Афоризмы
«Друг всем – ничей друг» «Толпа достойна умереть прежде, чем она родилась» «Жить, значит делать вещи, а не приобретать их» «Человек вне общества – или бог, или зверь»

Культура европейского средневековия
1) Главным мировоззрением, вместо античной мифологии, утверждается христианство 2) Происходит открытие божественной красоты души 3) Тело уходит в тень, растворяетс

Особенности философии
1) Тесная связь с христианством 2) Теологизм и теоцентризм (в отличие от античного антропоцентризма) 3) Ретроспективность (обращение к прошлому), традиционализм (при

Этапы развития средневековой философии
1) патристика (от лат. Pater – отец) - период «отцов церкви»(2-8 века), рационально обосновывающих фундаментальные основы христианства

Картина мира по Оригену (II-III вв.)
(первая теологическая система христианства) 3) систематическая патристика (IV-V в.в.) – систематизация церковной доктрины, спор о природе Христ

Св. Августин Блаженный
«отец церкви» («самый святой из всех грешников, и самый грешный из всех святых») Главные сочинения: «Исповедь», «О Граде Божием»»

Иоанн Скот Эриугена св. Ансельм Кентерберийский
Иоанн Скот Эриугена, «первый отец схоластики» (тосковавший по эллинской духовности, любящий одинокую, самоцельную игру ума, идеи его осуждены церковью,

Иоанн Росцеллин
«отец номинализма» 1) универсалии – просто слова, или сотрясения воздуха, реально существуют только единичные вещи, нет никаких универсальных реальностей, соответствующих нашим общи

Неотомизм
Главные сочинения: «Сумма теологии», «Сумма философии», «Сумма против язычников» Пять доказательств бытия Бога:

Вера и знание
В идеале, вера (истинная) и знание (истинное) должны сойтись. Ведь это - разные (нерациональный и рациональный) способы познания одного и того же мира. Если же они расходятся, то выбор нужно делать

Признаки красоты
1) Красота - целостна, не частична, не ущербна (если у человека красив только нос, его нельзя считать красивым) 2) В красоте есть соразмерность, г

Ответьте на вопросы
1) Чем отличается, по выражению Б. Паскаля, «Бог философов» от «Бога веры»? 2) В чём сходство и отличия научного и религиозного (христианского) представлений о рождении мира и человека?

Николай Кузанский Н. Коперник
Николай Кузанский (1401-1464) кардинал католической церкви. Метод ученого незнания. Ученое незнание, есть осознание диспропорции между к

Мишель Монтень
(1533-1592) Франция скептицизм «Опыты»: 1. Человек – не центр вселенной, не венец творения, не любимец Бога, он –

Философия нового времени
(XYII – XYIII века) Общая характеристика: 1) обоснование экспериментального метода в науке (Ф. Бэкон, И. Ньютон);

Томас Гоббс
(1588-1679 гг.) материализм, эмпиризм, теория общественного договора «Левиафан», «О теле»:

Джон Локк
(1632 - 1704) Англия сенсуализм «Опыт о человеческом разумении»: 1.Материальный мир, ограниченный по про

Рене Декарт
(1596-1650) «отец западного рационализма» (от фамилии Карт – «картезианство», «картезианской» называют западную рациональную философию) Родом из не

Я сомневаюсь, значит я мыслю
4. Я мыслю, следовательно я существую (контртезисы: «Я чувствую, следовательно я существую» (Дж, Локк); «Я стыжусь, следовательно я существую» (В. Со

Блез Паскаль
(1623-1662) «Мысли»: 1. Человек - «мыслящий тростник», поразительное сочетание слабости, хрупкости – и величия ума

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях
Говорите как все, но думайте по-своему. Люди безумны, и это столь общее правило, что не быть безумцем было бы тоже своего рода безумием. Красноречие - это живопись м

Бенедикт Спиноза
(1632-1677) Нидерланды монизм, пантеизм Родился в семье купца, после смерти отца возглавил его дело. За вольномыслие был отлучён от церкви и подв

Свобода - это познанная необходимость
Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо: максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога) - внешней причины всего

Готфрид Лейбниц
(1646-1716) Германия идеализм, плюрализм В 20 лет закончил Лейпцигский университет, но из-за юного возраста не получил степень доктора (вскоре защити диссертацию). Был би

Джордж Беркли
(1685-1753) Ирландия субъективный идеализм «Быть – значит быть в восприятии или воспринимать» Родился в семье дворянина.

Жан-Жак Руссо
(1712-1778) Рано потерял мать, воспитывался отцом. Работал подмастерьем гравёра. Богатая покровительница помогла ему заняться самообразованием. Получил премию Академии за «

Дени Дидро
(1713-1784) Франция материалист-просветитель Родился в семье ремесленника-ножовщика, закончил иезуитском колледж, получил звание магистра искусств. Жил впро

Вольтер
(1694-1778) «Философские письма», «Карманный философский словарь», «Бог и люди»: 1. Критика идеализма, антиклерикализм (о церкви: «раздавите гадину»), сенс

Жульен Ламетри
(1709-1751) механистический материализм, сенсуализм Занимался богословием и медициной. На основе наблюдений за своей болезнью пришёл к выводу, что духовная деятел

Фридрих Ницше
(1844-1900) «философия жизни» Родился в семье лютеранского пастора, был одарён гениальными способностями, музыкален, дружил с Р. Вагнером, поклонник философии А. Шопенгауэр

Людвиг Фейербах
(1804-1872) антропологический материализм «Сущность христианства»: 1. Не Бог создал человека, а человек соз

Артур Шопенгауэр
(1788-1860) иррационализм, пессимизм «Мир как воля и представление»: 1. Мир - Хаос, подчиняющийс

Георг Гегель
(1770-1831) объективный идеализм «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия истории»: 1. Философия может быть тольк

Русская философия
Особенности: 1) религиозность, 2) нерациональность (Д. Фонвизин «Недоросль»: «ум, коли он только ум, - сущая безделица»), несистемность (женственность русс

Расцвет - середина 19 - первая половина 20 вв
Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, К.С. Аксаков) и западники(А.Н. Герцен, П.Я. Чаадаев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский) (40-50 гг. Х1Х

Д.С. Мережковский
(1866-1941) религиозный философ, один из основателей русского символизма, выдвигался на Нобелевскую премию, муж поэтессы З. Гиппиус

П.А. Флоренский
(1882-1937) «Новый Леонардо да Винчи», окончил Московский университет, духовную академию, энциклопедически образован, полиглот, разносторонне талантлив (от искусства, лингвис

Н.А. Бердяев
(1874-1948) христианский экзистенциализм персонализм Увлекался марксизмом, участвовал в социал-демократическом движении, был арестован, искл

Особенности современной философии
1) Цели исследования смещаются с метафизической проблематики на субъекта. При этом сам «субъект» определяется по-новому – как конкретный, «живущий», чувствующий человек. Таким образом, центральной

Экзистенциализм
(к. 19 - 20 вв.) «философия существования» А. Камю, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс («Смысл и назначение истории»),

Страх - наивысшее достижение человека, только в нем открывается истинное существование
3. Способы отношения к абсурду: образ Дон-Кихота (уход в собственный внутренний мир), образ Дон-Жуана (бег от самого себя), образ Сизифа (умении н

Жан-Поль Сартр
(1905-1980) Франция атеистический (секулярный) экзистенциализм Нобелевский лауреат по литературе (1964) (отказался от премии)

Философская антропология
«Положение человека в космосе», Х. Плеснер «Ступени органического и человек», А. Гелен «Человек. Его природа и положение в мире», Э. Кассирер «Философия символичес

Персонализм
(от лат. persona - личность) к. 19-20 вв. (Россия, США, Франция) - экзистенциально-теистическое направление в философии, признающее л

Неотомизм
(кон.19- наст. время) современная версия томизма, учения Фомы Аквинского официальная философия католицизма, Жак Маритен

Марксизм и неомарксизм
(втор. пол. 19 – 20 вв.) диалектический материализм, исторический материализм Карл Маркс (1818-1883)

Неомарксизм
школа праксиса, фрейдомарксизм, Фра́нкфуртская шко́ла (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас)

Зигмунд Фрейд
(1856-1939) Австрия «Психология бессознательного», «Я и Оно»: 1. Новая антропологическая революция, разворачивающая

Карл Юнг
(1875 - 1961) Швейцария «Отношения между Я и бессознательным», «Человек и его символы»: 1. Наряду с личным бессознательным (откры

Эрих Фромм
(1900-1980) неофрейдизм (фрейдо-марксизм), Франкфуртская школа «Бегство от свободы», «Быть или иметь», «Искусство любви»:

Позитивизм
(19 – 20 вв.) возник во Франции Огюст Конт (1798-1857) Четыре этапа развития позитивизма: 1) Классический 1830-185

Герменевтика
(19-20 века) Германия Ф. Шлейермахер, Х.-Г. Гадамер: 1) понимание – фундаментальный способ человеческого существования; осуществляется в ра

Эдмунд Гуссерль
Германия (1859-1938) «Логические исследования», «Идеи к чистой феноменологии»: 1) Феномены – по

Постмодернизм
(кон. 20 века) Франция ("постмодернизм" - то, что следует за современной эпохой, за модернизмом, то есть, за рациональным, системным мышлением Нового Вр

Мишель Фуко
(1926-1984) Родился в состоятельной семье, отец - успешный хирург. В школе не отличался большими успехами. Получил прозвище Полишинель. Преподавал во Франции, Т

Новое время
человек - сложная машина человек - порождение природы человек разумен человек изменяет мир с помощью знаний человек революционным образом ме

Нарисуйте свою модель мира
уточните: 1) имеет ли она сходство с христианским, буддистским, платоновским, гегелевским, марксистским, соловьёвским или иным представлением? 2) из каких частей

Постарайтесь убедительно аргументировать все свои доводы
Так что же я извлёк из курса философии? 1. 2. 3. 4……………………………………………………………………………… Так зачем же я живу? 1. Для

Список иллюстраций
На обложке – центральный фрагмент фрески Рафаэля Санти «Афинская школа». Образы спорящих Платона (указывающего перстом вверх) и Аристотеля (показывающего рукой вниз), символизирующих две осн

стационарное (статичное) общество автаркического, замкнутого и самодостаточного типа с авторитарным или тоталитарным режимом. Закрытое общество - антипод открытого общества (термин К. Потере) с соответствующими характеристиками: самоизоляция от идеологического, экономического, технологического, культурного окружения, полный контроль индивидуальных и коллективных связей с внешним миром, предельно ограниченное трансграничное общение, жесткий контроль над всеми видами массовой информации, поступающей извне, вплоть до исключения зарубежных радиопередач («войны в эфире»), цензуры печатной продукции, засекречивания литературных и научных поступлений в специальных хранилищах и т. п.

Изоляция закрытого общества от внешнего мира органически сочетается с ограничениями гласности и цензурой внутри страны, с обилием запретов всякого рода и жесткой карательной системой.

Закрытому обществу свойственны неспособность и нежелание адаптироваться к внешнему окружению, агрессивность по отношению к нему и в конечном счете историческое отставание от него. Закрытое общество несовместимо с глобализацией экономики, интернационализацией демократического процесса, прогрессом науки и техники, общим ходом цивилизационного развития (некоторые теократические общества, напр., Тибет в недавнем прошлом). Несовместимость такого рода детальна для закрытого общества, тем более, что такие общества нередко весьма экспансивны и стремятся проводить активную внешнюю политику, вплоть до развязывания агрессивных войн. Выпадение обществ закрытого типа из исторического контекста эпохи не исключает весьма высокий индустриальный и научно-технический потенциал некоторых из них. Германия 30-40-х гг. стала закрытым обществом в ситуации экономического могущества, но пыталась расширить свои границы за счет соседних государств и воссоздать средневековую рабовладельческую империю в центре Европы.

Закрытые общества недолговечны, они либо постепенно деградируют в силу внутренних противоречий, либо распадаются при столкновении с окружением. См. также Изоляционизм, Тоталитаризм.

Лит.: Поппер К. Открытое общество и его враги, т. 1-2. M., 1992; Soros G. Nationalist Dictatorships versus Open Society. N.Y., 1992.

Понятие открытого и закрытого общества было выдвинуто Карлом Поппером в 1945 г. преимущественно в политических целях. Открытое общество символизировало западную демократию и капитализм, закрытое – сталинский тоталитаризм и социализм. Однако позже социологи освободили оба термина от политического груза, оставив лишь социальное содержание. Критерием разграничения двух типов общества стала социальная мобильность, ее объем, предпосылки и возможности: в закрытом обществе они ограничены, в открытом – не ограниченны.

Закрытое общество – это жесткая социальная структура, препятствующая перемещениям людей не только вверх по социальной лестнице, но и вниз. Аристократия не должна опускаться до уровня плебса, но и он никогда не приблизится к дворянству. Иммобильность общества имеет своей оборотной стороной стабильность. Социальные перемещения заморожены, каждый знает свое место в иерархии, и это знание передается из поколения в поколение. Социальные статусы становятся наследуемыми: крестьянин из столетия в столетие остается крестьянином, равно как помещик – помещиком.

Открытое общество именуют также обществом равных возможностей, где каждый имеет шансы подняться на самые высокие ступеньки социальной иерархии.

Закрытое общество , а это вся эпоха традиционного уклада: от древневосточных цивилизаций до Великой французской революции конца XVIII в., существовало на нашей планете многие тысячелетия, открытое – всего 200-250 лет. Промышленная революция XVIII–XIX вв. разрушила феодальную систему и вызвала к жизни социальные силы, которые привели к формированию классового строя. В то время как численность духовенства, дворянства и крестьянства либо не увеличивалась, либо сокращалась, численность третьего сословия резко возрастала. Развитие торговли и промышленности вызвало к жизни новые профессии: предприниматели, коммерсанты, банкиры, купцы. Появилась многочисленная мелкая буржуазия. Разорение крестьян и переезд в город вели к сокращению их численности и возникновению новой страты, которой не знало феодальное общество, – наемных индустриальных рабочих.

Постепенно формировался новый тип экономики – капиталистической, которой соответствует новый тип социальной стратификации: классовая система. Рост городов, промышленности и сферы услуг, падение власти и престижа земельной аристократии и укрепление статуса и богатства буржуазии кардинально изменили облик европейского общества. Новые профессиональные группы, вышедшие на историческую арену (рабочие, банкиры, предприниматели и др.), упрочивали свои позиции, требовали привилегий и признания своего статуса. Вскоре по своему значению они сравнялись с прежними сословиями, но стать новыми сословиями не могли. Термин "сословие" отражал исторически уходящую реальность. Новая реальность лучше всего обозначалась термином "класс". Он выражал экономическое положение людей, способных передвигаться вверх и вниз. Классы появились тогда, когда рухнули юридические барьеры в сословной иерархии.

Переход от закрытого к открытому обществу демонстрировал возросшие возможности человека вершить свою судьбу. Сословные ограничения рушились, каждый мог подняться до высот общественного признания, перейти из одного класса в другой, приложив усилия, талант и трудолюбие. И хотя даже в современной Америке это удается единицам, здесь устойчиво держится выражение "человек, сделавший себя сам" (англ. self-made-man).

Роль детонатора сыграли товарно-денежные отношения. Они не считались с сословными барьерами, аристократическими привилегиями, наследуемыми титулами. Деньги уравнивали всех, они доступны всем, даже тем, кто не унаследовал состояния и титулов. Общество, в котором доминировали предписываемые статусы, уступало место обществу, где заглавную роль стали играть достигнутые статусы.

Если в открытом обществе, благодаря постоянным перемещениям людей из страты в страту, каждый слой и класс достаточно гетерогенны, разношерстны, то в закрытом обществе они в значительно большей степени гомогенны. Благодаря тому что из века в век закрытые страты "трамбуются" из одних и тех же людей, благодаря многовековому привыканию к своему социальному положению, формируется не только особая психология фатализма, смирения перед своей участью, но и особого рода солидарность с классом и сословием. Корпоративный дух, сословная этика, кодекс чести – эти понятия пришли к нам из закрытого общества.

В открытом обществе сохранилось мало барьеров, мешающих продвижению вверх. Те, кто поднимаются вверх, склонны отходить от политической ориентации класса, из которого они происходят, и принимать политическую окраску класса, в который они перешли. Аналогично выглядит поведение людей, утрачивающих социальное положение. Таким образом, те, кто поднимаются в высшую страту, менее консервативны, чем ее постоянные члены, но более консервативны, чем постоянные члены низшей страты. С другой стороны, "сброшенные вниз" считаются более левыми по своим взглядам, чем стабильные члены верхней страты. Правда, не в такой мере, как стабильные члены низшей страты. Следовательно, движение в целом способствует стабильности и в то же время динамизму открытого общества{{См.: Радаев В. В.. Шкаратан О. И. Социальная стратификация: учеб. пособие. М., 1995. С. 155./.

И в закрытом, и, что особенно удивительно, в открытом обществе правящий класс не заинтересован в пополнении своих рядов за счет низших классов. Наследуя состояния и титулы и передавая их своим детям, элита склонна к самовоспроизводству. В проникновении в высший класс заинтересованы прежде всего представители среднего и низшего классов. Для них это значительное продвижение по службе и показатель общего жизненного успеха.

Понятия "закрытое" и "открытое" общество следует различать не только в социологическом, но и в политологическом смысле.

Таким образом, в первом случае речь идет о странах, а во втором – о стратах. Соответственно открытым обществом считается то, где перемещения индивидов и информации ничем не ограничиваются.

Подобное разграничение крайне важно, и вот почему. СССР являлся в свое время открытым обществом в социологическом смысле и закрытым в политическом. Действительно, в нем, по мнению зарубежных социологов, существовала очень интенсивная вертикальная мобильность (по этому показателю с советским обществом могло сравниться только американское). Но одновременно над обществом висел так называемый железный занавес, ограничивавший или вовсе запрещавший выезд людей за границу и проникновение объективной информации о положении дел в зарубежных странах. Открытым же называется такое общество, где нет никаких барьеров и препятствий для распространения и обмена информацией между странами (пример: американское общество). Признаками закрытого общества являются жесткая цензура, политический сыск, различные системы надзора, соответственно признаками открытого общества выступает их отсутствие.

Таким образом, в социологическом понимании закрытого и открытого общества речь идет о социальной мобильности, перемещениях людей внутри общества. В политологической трактовке речь идет не о социальной мобильности, а о потоках информации, обмене идеями, и тогда мы говорим не об одном обществе, а о разных странах.