Концепции природы власти в политической теории. Концепции власти в политической науке


Разрешение конфликта означает его завершение посредством достижения соглашения через процесс переговоров. Устанавливаются новые отношения равновесия между конфликтующими сторонами.

Варианты разрешения конфликта:

    победа одной стороны над другой (решение с позиции силы);

    взаимное поражение (компромисс, подкуп, обращение к третьей стороне, применение правил или закона);

    взаимный выигрыш

(достижение консенсуса или интегративное взаимодействие).

Методы разрешения политических конфликтов: «избегание» конфликта; отрицание или подмена конфликта; метод конфронтации; метод откладывания; примирение сторон на основе сближения их позиций и интересов через посредника, третейское разбирательство; переговоры.

В последнее время конфликтологи концентрируют внимание именно на методах предупреждения конфликтов. Формируется концепция управления ими. Эффективная политика - это использование власти в целях предотвращения, смягчения и разрешения конфликтов.

Указанная тема неплохо отражена в большинстве изданных к настоящему времени в нашей стране учебников по политологии, в частности, в «Основах политологии» Д.П. Зеркина, в «Политологии» под ред. Д.С. Клементьева, «Политология» Р. Т. Мухаева, и некоторых других. Содержание концепций «политическая культура», «политический процесс» и «политический конфликт» в значительной мере зависит от мировоззренческих позиций и идеологических ориентаций, поэтому для более глубокого проникновения в суть проблемы необходимо обратиться к специальным публикациям по некоторым вопросам сравнительной и прикладной политологии. Изучение данной темы предполагает уяснение таких ключевых категорий, как «гомогенный» и фрагментированный» типы культуры (по форме), а также традиционный, «парокиальный», либерально-индивидуалистический и др. (по содержанию), вертикальный и горизонтальный, западный и незападный типы политического процесса, политический конфликт, политический кризис, компромисс, консенсус, этнополитический конфликт, национальное самосознание, национализм, шовинизм.

Контрольные вопросы

    Как связана политическая культура общества с его общей культурой? Какова роль здесь традиции, в частности, религиозной традиции? Не являются ли проекты, направленные на перестройку политической культуры социума разрушительными с точки зрения уникальной духовной культуры этноса?

    Составляет ли главное содержание современного политико-культурного процесса переход от традиционных к модернистским типам политической культуры? Известны ли вам обратные процессы? Какова роль религиозного и, культурного фундаментализма в современной истории?

    Сопоставьте роль материальных и моральных факторов (поощрения либо наказания) в процессе политической социализации молодежи. Насколько конструктивна идея Эрнесто Че Гевары о пагубности системы материальных поощрений в идеократическом государстве? Обоснуйте свою точку зрения.

    Является ли, с Вашей точки зрения, теория политической модернизации проявлением этноцентризма (или, более точно, евроцентризма)? Почему? Каковы, с Вашей точки зрения, издержки процесса политической и культурной модернизации?

    Охарактеризуйте опыт социализма в СССР и других странах в сфере культурного строительства. В чем успехи и провалы этой «культурной революции»?

    Можете ли вы вычленить основные субкультуры, на которые распадается политическая культура российского общества? Какими признаками они характеризуются?

    Какова сущность конфликта? Какие типы и виды конфликтов Вы знаете? В чем специфика политического конфликта?

    Можно ли избежать конфликт? Каковы его источники, объекты? Какие силы общества могут входить в состав участников политического конфликта?

    Назовите известные Вам ступени вызревания конфликта (стадии его развития).

    Подумайте над характеристикой политических конфликтов в России: их причины, способы разрешения в современных условиях.

    Есть ли способы ослабления конфликта? Если «да», то какие? Что такое компромисс и консенсус? Приведите примеры из практики политической жизни нашей страны.

    В чем причины, специфика и сложность межнациональных, межэтнических конфликтов? Назовите конфликтогенные факторы в межнациональных отношениях.

Лекция № 13. ВЛАСТЬ И ЕЕ НОСИТЕЛИ

ТЕОРИЯ ВЛАСТИ

Основой политики является власть, она представлена государством, его учреждениями и ресурсами. Власть способствует эффективному удовлетворению общенациональных, групповых и частных интересов. По своей природе власть – явление социальное, поскольку возникает в обществе. Общество без власти - это хаос, дезорганизация, саморазрушение общественных связей. Социальная функция власти – обеспечение целостности общества и упорядочение разнообразных интересов и отношений между людьми.

    Поведенческий подход

Власть есть особенная сущность, носителем которой выступает отдельная личность и которая выражается в локализованной энергии, заставляющей других людей повиноваться. Природа власти объясняется биологическими и психическими особенностями человека – ее носителя.

1.1. Теологическая концепция власти:

Всякая государственная власть – от Бога, монархи – исполнители божественной воли. Потребность во власти проистекает из естественной греховности человека.

1.2. Биологическая концепция власти:

Власть есть механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в наиболее фундаментальных инстинктах человека как биологического существа.

1.3. Бихевиористская концепция власти

Стремление к власти – естественное свойство человека, в основе его поступков – стремление (часто неосознанное) к власти, к подавлению и подчинению других индивидов.

1.4. Психоаналитическая концепция власти

Власть как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Человеческой психике силами скрытого и открытого манипулирования придается особая установка, подавляя рациональные мотивы поведения, манипуляция обеспечивает доминирование иррационального в политической деятельности.

1.5. Мифологическая концепция власти

Для придания легитимности своим властным притязаниям, «сильные» использовали миф о божественном характере власти и об общественной воле, воплощенной в институтах власти. Величие власти поддерживалось за счет преобладания в коллективной памяти этих двух мифов.

    Социологический подход к теории власти

В рамках этого подхода власть трактуется в терминах социального взаимодействия.

М. Вебер дает позитивистско-социологическое определение власти: власть есть способность и возможность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению другого. В основе властных отношений лежат отношения господства и подчинения, складывающиеся между субъектом властной воли и объектом властного воздействия.

      Структурно-функциональная концепция власти

Власть рассматривается как отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ими ролями. Социальная роль определяет стиль ожидаемого от человека поведения.

      Конфликтологическая теория власти

Власть рассматривается как отношения господства и

подчинения одного класса другим.

      Дуалистическая концепция власти

Власть следует отличать от господства. Господство есть исключительно материальное принуждение, тогда как власть – это еще и убеждение – со стороны подчиненных – в законности и справедливости такого господства.

Власть может быть анонимной , индивидуализированной или институционализированной . Типичная для современного мира, институционализированная власть имеет ряд специфических «измерений»:

    она выражается в функционировании определенных институтов;

    она проявляется в действиях;

    она опирается на систему средств и методов властного воздействия;

    ей свойственны изменения;

    результаты ее реализации могут быть зафиксированы.

Совокупность средств и методов, применение которых обеспечивает возможность субъекту власти осуществлять влияние на объект, называется ресурсами власти. Это – авторитет правителя, богатство и сила, организация и, наконец, информация.

Функционирование политической власти осуществляется на базе общепризнанных принципов суверенитета и легитимности . Эти принципы характеризуют политическую власть с разных сторон: с точки зрения, во-первых, выделения внутри нее главного звена – государства и, во-вторых, определения правомерности использования тех или иных средств при достижении политических целей.

Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти.

Принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением.

Типы легитимности (по М.Веберу):

    традиционная легитимность (основана на божественном «праве на власть» у вождей, монархов);

    харизматическая легитимность (основана на вере населения в исключительные качества лидера);

Феномен власти многомерен и многообразен. Его изучению посвящено огромное количество работ, авторы которых принадлежали к различным научным направлениям и школам. В связи с этим в современной политологии существует множество теорий и концепций власти, каждая из которых по-своему интерпретирует её сущность.

Анализ многочисленных концепций власти позволяет свести всё их множество к двум основополагающим подходам : атрибутивно-субстанциональному и социологическому.

Сторонники первого подхода характеризуют власть как своего рода ʼʼатрибутʼʼ, носителœем которого выступает отдельный индивид. Власть выражается в локализованной энергии, заставляющей других повиноваться.

С позиций второго подхода власть трактуется не как ʼʼатрибутʼʼ, а как социальное взаимодействие. Власть теряет ʼʼвещественныеʼʼ свойства и принято понимать как сами отношения между людьми.

Рассмотрим концепции, составляющие атрибутивно-субстанциональный подход .

Теологическая концепция власти является одним из наиболее ранних объяснений сущности и природы власти. Наиболее рельефно данная концепция представлена в христианстве. Так, во ʼʼВтором послании апостола Павла Римлянамʼʼ (Новый Завет) говорится: ʼʼВсякая душа да будь покорна своим властям, ибо нет власти не от Бога. Существующие же власти Богом установленыʼʼ. В отечественной истории рьяным сторонником теологической трактовки власти был первый российский царь - Иван Грозный, утверждавший, что цари ʼʼвольны награждать своих холопов, вольны и казнитьʼʼ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, всякая власть трактуется, здесь, как сущность, имеющая божественное происхождение, а правитель, осуществляющий власть воспринимается как носитель и исполнитель божественной воли. Потребность во власти связана с ʼʼестественной греховностьюʼʼ человека. И призвана, следовательно, быть её сдерживающим началом.

Представители биологической концепции власти рассматриваютеё как некий инстинкт, коренящейся в самой природе человека как биологического существа. Так, к примеру, французский политолог М. Марсель указывал, что ʼʼвласть не есть факт специфически человеческий, она имеет предпосылки и корни в биологической структуре, которая обща нам с животнымиʼʼ. Сторонником данной точки зрения был и немецкий философ Ф. Ницше, утверждавший в своём знаменитом произведении ʼʼВоля к властиʼʼ, что ʼʼвсœе живущие стремятся к власти, к увеличению власти…вся движущая сила есть воля к власти…кроме неё, нет никакой физической, динамической или психической силыʼʼ. Впоследствии ницшеанские ʼʼмотивыʼʼ легли в основу рассистской ʼʼтеорииʼʼ А. Гитлера о том, что волей и способностью к власти обладают исключительно представители арийской расы.

Близкой по смыслу к биологической является мифологическая концепция власти . Её автор, французский политолог Л. Дюги рассматривал власть как господство ʼʼсильныхʼʼ людей над ʼʼслабымиʼʼ. В корне власти связано с физическим, моральным, религиозным, интеллектуальным, экономическим превосходством ʼʼсильныхʼʼ над ʼʼслабымиʼʼ. Будучи сильнее своих соплеменников, эти первые навязывали им свою волю и достигали желаемых целœей. ʼʼСильныеʼʼ в конце концов, и сформировали класс правителœей. При этом, для придания законности своей власти ʼʼсильныеʼʼ создали и использовали мифы о божественном харакетере власти (теологическая концепция) и об ʼʼобщественной волеʼʼ (теория общественного договора). Закрепившись в коллективной памяти и передаваясь из поколения в поколение данные мифы стали важнейшим средством поддержания легитимности власти ʼʼсильныхʼʼ.

В рамках психоаналитической концепции власть принято понимать как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Это происходит в результате того, что человеческой психике средствами скрытого и открытого манипулирования задаётся особая установка. Подавляя рациональные мотивы поведения, манипуляция обеспечивает доминирование в политической деятельности иррационального. Так, к примеру, американский психоаналитик К. Хорни считала определяющим мотивом политического поведения страх, порождённый враждебной социальной средой. Стремление избавиться от страха порождает определённые модели поведения людей (ʼʼневрозыʼʼ). Одним из них как раз и является ʼʼневроз властиʼʼ, выражаемый в погоне за престижем и обладанием. Сходной точки зрения придерживался и А. Адлер, ʼʼвыводившийʼʼ стремление к власти из желания избавиться от комплекса неполноценности.

Психоаналитическая концепция власти в 50-60-ые годы заняла прочные позиции, прежде всœего в американской науке, став методологией исследования власти и деятельности различных политических лидеров. Так, к примеру, Р. Таккер и Д. Ракнкур-Лаффериер в своих работах обращались, в частности, к исследованию психоаналитических оснований власти И. В. Сталина.

В рамках социологического подхода можно выделить структурно-функциональную, марксистскую, дуалистическую и статусную концепции власти.

Структурно-функциональный анализ власти предполагает понимание её как важнейшего средства обеспечения жизнеспособности социальной системы. Основатель структурного функционализма Т. Парсонс сравнивал власть с деньгами, считая что подобно им (деньги - это средство обеспечивающее функционирование экономики) она выступает в качестве инструмента поддержания в обществе порядка. Важнейшая функция власти - мобилизация общества на достижение коллективно значимых целœей.

Марксистская концепция рассматривает власть как отношения господства и подчинœения одного класса другим. В корне политической власти, по мнению марксистов, лежит экономическое неравенство классов. К примеру, политическая власть буржуазии над пролетариатом детерминируется её монопольным обладанием экономическими ресурсами. (Примером, иллюстрирующим марксистскую концепцию является характеристика депутатского корпуса Городской Думы Комсомольска-на-Амуре. В данном учреждении из 25 депутатов, 16 являются представителями предпринимательского слоя. Что же касается ʼʼпролетариатаʼʼ, то в Городской Думе Комсомольска-на-Амуре его представители отсутствуют).

Согласно дуалистической концепции крайне важно отделять власть от господства. Так, по мнению французского политолога М. Дюверже власть в отличие от господства основана не на силе и принуждении, а на вере подчиняющихся в её справедливость и законность. По этой причине она может осуществляться и без прямого насилия, опираясь на силу авторитета.

Двойственность (дуализм) власти проявляется в том, что она с одной стороны является инструментом господства одних групп общества над другими, а с другой - выступает эффективным средством интеграции и обеспечения социальной справедливости.

Автор статусной концепции власти - немецкий социолог Р. Дарендорф считал, что власть принадлежит не индивидам, а тем социальным позициям, которые они занимают. В силу этого она не является постоянной, поскольку индивид занимающий (в силу статуса) подчинённое положение в одной групповой иерархии, может обладать властью в другой. Более того, потеря ʼʼвластногоʼʼ социального статуса влечёт за собой утрату власти.

Концепции власти - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Концепции власти" 2017, 2018.

Каковы основные концепции власти. В чем суть теологической концепции власти? Дайте определение понятию «ВЛАСТЬ»

Власть в политологии определяется как исключительная функция политической системы управлять в пределах своей специфической области. Осуществление власти понимается как односторонняя функция командования с опорой на моральную, идеологическую, персонализированную, вооруженную или иную материальную силу. Устойчивость власти и властных структур определяется, в первую очередь, идеологическими и моральными факторами, и в этом случае власть приобретает легитимный характер. В случае применения насилия вся система власти, в конечном счете, оказывается неустойчивой, но специфической функцией политической системы на уровне государства являются различные формы принуждения.

В политологии наиболее широко представлены следующие концепции и подходы к рассмотрению власти: биологический, антропологический, психологический, социологический и философский.

Биологический подход (Ваккаро В., Дюверже М., Зуб А., Шальмайер Ф. и др.) рассматривает власть как естественное состояние в обществе, предопределяемое самой природой. Власть не является специфичной только для человека, а имеет предпосылки и корни в биологической структуре, общей у человека и животных. Основа власти заключена в природе человека как биологического существа.

Антропологический подход (Вебер М., Саутхолл А. и др.) имеет некоторые общие черты с биологическим подходом. Если сторонники биологического подхода распространяют понятие власти на все живые образования, то в антропологическом подходе распространение власти происходит на все социальные образования. Все действия, опирающиеся на власть и авторитет, признаются политическими, и на этом основании говорится о существовании политической власти во всяком обществе. При этом подходе носителями политической власти являются вожди, советы старейшин, собрания общины и т.д.

Психологический подход (Вятр Е., Егорова Е.В., Крамник В.В., Юрьев А.И. и др.) исследует власть под углом зрения восприятия ее человеком. Субъективное восприятие основывается либо на особых качествах непосредственного носителя власти, либо вытекает из особенностей психологической природы человека, которая у одних людей проявляется в чувстве слепого повиновения, а у других, наоборот, в чувстве неповиновения и непокорности всяким атрибутам внешнего воздействия.

Социологический подход (Бурдье П., Вятр Е., Шестопал Е.Б. и др.) состоит в сведении власти к политическому влиянию одной социальной группы на другую. В его рамках выделяются следующие направления исследований:

  • - бихевиористское - власть является особым типом поведения, основанным на возможности изменения поведения других людей;
  • - телеологическое - власть толкуется как достижение определенных целей, получение намеченных результатов;
  • - инструменталистское - власть трактуется как возможность использования определенных средств, в том числе насилия;
  • - структуралистическое - характеризует власть как особого рода отношение между управляющим и управляемым;
  • - функционалистское - рассматривает власть под углом зрения осуществляемых ею функций;
  • - конфликтологическое - определяет власть с точки зрения форм и методов разрешения политических конфликтов.

Философский подход (Гаджиев К.С., Ильин В.В., Панарин А.С., Рябов А.В. и др.) во многом включает и объединяет в себе вышеуказанные подходы. С его позиций власть есть способность и возможность субъекта (личности, партии, класса, государства и т.д.) осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность людей с помощью авторитета, права, насилия и других средств. В рамках философского подхода наиболее полно раскрываются и основные методы осуществления власти: организация, убеждение, воспитание, контроль и принуждение.

Эта теория берет свое начало еще в мифологическом миросозерцании, в рамках которого все сущее рассматривается с точки зрения хаоса и космоса, сакрального и профанного, внутреннего и внешнего. Это мышление целостности, дискурс всеединства, в рамках которого нет противостояния социального мира природе, космосу и т.п. Другими словами, Политическое есть часть космического/божественного устройства. Вообще, в рамках этого мышления Политическое - это отражение космического, абсолютного. Движение и стабильность, борьба и гармония космоса есть образ существования и Политического, ибо мифологическое мышление только и могло сформировать такую «оптику», через которую космическое, а за ним и социально-политическое подчинялось бы одним закономерностям, что, по сути, и формирует логику всматривания в «небесное» и подчиненное ему Политическое.

Власть здесь - орудие борьбы с хаосом, действенное средство «перевоплощения» его в порядок («замиренную среду» - М.М. Ковалевский). И чтобы сохранить последний, все должны четко следовать определенным правилам, нарушение которых чревато утратой упорядоченности и в целом самого существования социального (ибо в хаосе ничего не может существовать - вспомним хотя бы воззрения древних греков). В этом плане власть есть сила, которая удерживает социальное бытие от проникновения в него хаоса, от скатывания порядка в «ничто» . Это без преувеличения первая модель государственной власти и ее роли в социальной жизни, вошедшая затем «в плоть и кровь» ряда монархических теорий власти. Главные носители - источники земной власти. В зависимости от времени и воззрений это, соответственно, боги, духи, далекие предки, т.е. в жизни общности реально властвуют те, чей статус «ближе» к сакральному миру (к источнику власти) и просто несоизмерим с положением подвластных.

Теологическая концепция государственной власти обретает свою легитимацию, впрочем, как и легализацию (через Святое писание, иные священные тексты) от некоего сверхъестественного начала. Верховный властитель связан с высшей силой, является проводником, посредником между двумя мирами - сакральным и профанным, - утверждал А. Августин. Так, у него, например, соотносятся «мир земного государства» и «мир небесного государства», порождая в конечном итоге «мир всего - спокойствие порядка». Теологические учения о государственной власти, таким образом, это теории универсального порядка, другими словами, вся Вселенная - это своего рода «космическое государство», которое зиждется и отстраняется от хаоса единым божественно установленным порядком, в гармоничном сочетании различных его частей.

Однако именно подобные идеи А. Августина, как ни странно, заложили совершенно иную аналитику государственной власти, что привело к последующей постепенной эволюции и рационализации теорий государственной власти, к появлению жесткой бинарной оппозиции в мышлении, развитой затем другими западными аналитиками. В первую очередь, это связано со стремлением к прогрессивному усовершенствованию земного государства в соответствии с определенным идеалом, сначала с идеалом небесного, а затем с идеалом праведно и эффективно управляемого государства и т.п. Все это увлекает разум к сотворению земной гармонии и будущего государства благоденствия, к постепенному отказу от «гармоничного» мышления, к отходу от покоя, гармонии в сторону активного действия, преобразования.

Позднее видный представитель теологической мысли Фома Аквинский модифицирует божественную теорию государственной власти (делает ее более социальной, требующей рациональной организации), утверждая, что от Бога происходит сам принцип власти, некоторая властная сущность или иначе «божественная конституция», делом же государственной власти является ее воплощение и развертывание в земных законах. Тем самым происходит воплощение божественной сущности в конкретное устройство государства (его обожествление), обеспечивая «праведную жизнь» в нем. Фома Аквинский раскрывает суть государственной власти, назначение царя, утверждая, что «в управлении собственным королевством король должен подражать правлению природой Богам. Король должен основывать города точно так же, как Бог сотворил мир, должен вести человека к его высшему предназначению точно так же, как Бог ведет природных тварей... человек нуждается в ком-то, кто был бы способен открыть ему путь к блаженству на небесах, блюдя здесь, в земной юдоли, то, что есть ЬопезШш (добродетель - лат.). Царская доля - вести человека к ЬопезШш, как к его естественному и божественному предназначению» .

Такое образное, по сути, мышление, строившееся на аналогиях, приводит к тому, что государственная власть, как справедливо отмечал Н.Н. Алексеев, как в лице своего властителя, так и как некоторое целое, возводится до пределов религиозного культа, что вдохновляет людей к строительству государства, к жизни для и ради государства. «Наместник Бога, земной царь: он хранитель земной жизни подданных - существо, в руках которого лежит их жизнь и смерть. Таковым же должно быть и государство: именно союзом, который призван хранить земную жизнь, в идеале, следовательно, союзом вечной и блаженной жизни на земле».

Власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью различных средств (силы, авторитета, традиций, права, денег).

Власть - особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Её сущность в способности придавать отношениям между людьми целесообразность, разумность, упорядоченность. Власть одно из фундаментальных начал общества и государства. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, различного рода организациях и производственных коллективах. Специфической разновидностью является политическая власть - способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть. Особенности :1) верховенство, т.е. обязательность ее решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;

2) публичность, т.е. всеобщность и безличность. Это означает, что политическая власть обращается от имени всего общества ко всем гражданам с помощью права;

3) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти, экономическая, социальная, духовно-информационная власти полицентричны, так как в рыночном демократическом обществе существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;

4) многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы;

5) легальность в использовании силы, принуждения в отношении граждан.

Теологическая концепция власти

Одно из наиболее ранних определений власти исходило из теологического объяснения ее природы и строилось с помощью теории божественного права. Согласно данной концепции всякая государственная власть происходит от Бога, а все монархи, осуществляющие власть, - лишь исполнители божественной воли. Потребность во власти выводилась из тезиса о «естественной греховности» человека. По утверждению Аврелия Августина, «граждан земного града рождает испорченная грехом природа, а граждан небесного града рождает благодать, освобождающая природу от греха». По своей сущности власть является божественным установлением, которое основано на христианских заповедях. Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода.

Биологическая концепция власти

Представители биологической концепции власти рассматривают ее как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в наиболее фундаментальных инстинктах человека как биологического существа. Так, французский политолог М. Марсель (1889-1973) считал, что «власть не есть факт специфически человеческий, она имеет предпосылки и корни в биологической структуре, которая обща нам с животными». В структуре биологических свойств, присущих и людям, и животным, агрессия выступает как инстинкт борьбы, направленной против представителей той же особи. Следуя этому положению, Ф. Ницше (1844-1900) утверждал, что власть есть воля и способность к самоутверждению. Впоследствии биологические трактовки власти послужили обоснованием права одних народов повелевать другими. Так, А. Гитлер (1889-1945) выдвинул идею, согласно которой волей и способностью к самоутверждению обладают исключительно представители арийской расы - в этом их богоизбранность и призвание управлять всем миром.

Бихевиористская концепция власти

Поведенческое понимание власти более активно стало разрабатываться в 30-х годах XIX в. благодаря введению в политическую науку бихевиоризма. Это событие оказало заметное влияние на политическую мысль и было связано с именами американских ученых Ч. Мерриама (1874-1953), Г. Лассуэла (1902-1978) и английского исследователя Дж. Кетлина (1896-1975). Они выводили властные отношения из природы человека, его естественных свойств, отказываясь от моральных оценок политики. Человек рассматривался как «властолюбивое животное», в основе поступков и действий которого лежит стремление (чаще всего неосознанное) к власти. Именно стремление подчинить своей воле других индивидов выступает в качестве доминирующего мотива политической активности конкретной личности. Сам же политический процесс бихевиористы рассматривали как столкновение индивидуальных стремлений к власти, в котором побеждает самый сильный. Баланс стремлений к власти политических сил обеспечивается системой политических институтов. Нарушение равновесия политических сил приводит к кризисам и конфликтам в обществе.

Концентрируя внимание на «наблюдаемом поведении», бихевиористы пытались вскрыть одинаковые и регулярно повторяющиеся реакции в поведении индивида. Они отметили недостаточность легальных форм регулирования поведения со стороны власти (например, правовых) и стремились проникнуть глубже в механизм мотивации. В ходе исследований было обнаружено, что большинство обывателей воспринимает политическую реальность в терминах иррационального начала: традиций, обычаев, религии, чувств.

Психоаналитическая концепция власти

Внимание к бессознательным мотивам политического поведения обусловило доминирование в 1950-1960-х гг. в рамках поведенческого подхода психоаналитической концепции власти. Власть рассматривалась как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания. Это происходит в результате того, что человеческой психике средствами скрытого и открытого манипулирования задается особая установка. Подавляя рациональные мотивы поведения, манипуляция обеспечивает доминирование иррационального в политической деятельности (страха, агрессивности, стремления к разрушению). Так, американский психоаналитик Г. Лассуэл опре-делял власть как средство компенсации человеческой неполноценности. Он замечал: «Власть помогает преодолеть низкое самоуважение». Истоки низкой самооценки кроются в опыте детства - детских страхах, конфликтах, зависти, ревности. Исследуя биографии многих политических деятелей (М. Лютера, М. Ганди, В. Вильсона, Ф.Д. Рузвельта), он приходит к выводу о том, что они страдали от комплекса неполноценности, который преодолели благодаря своему стремлению властвовать над умами людей. Именно Г. Лассуэл ввел в оборот понятие «властная личность».

Практическая ориентация бихевиоризма и психоанализа на решение конкретных проблем, возникающих в политической жизни, таких, как, например, причины деструктивного поведения личности, обеспечение поддержки власти со стороны личности, возможности влиять и контролировать поведение индивида и групп, расширили представления о власти и стали значительным вкладом в политическую науку. Однако при всем многообразии эмпирических данных о конкретных формах проявления властной воли содержание властных отношений оказывалось неясным, социально и ценностно нейтральным. Даже с введением в анализ власти моральной, интеллектуальной и религиозной составляющих, при сохранении доминирующей роли антропологического принципа, «покрывало таинственности» с власти не было снято.

Мифологическая концепция власти

Французский политолог Л. Дюги в «Курсе конституционного права», обосновывая закономерность деления общества на «правящих» и «управляемых», «сильных» и «слабых», отстаивал идею естественного происхождения власти. Обладание властью он связывал с физическим, моральным, религиозным, интеллектуальным и экономическим превосходством одних людей над другими. Будучи сильнее своих соплеменников, первые навязывали вторым свою волю и достигали желаемых целей. В конечном счете именно они и стали классом правителей. Таким образом, естественное деление людей на «сильных» и «слабых» обусловило их право на власть. Однако для придания законности (легитимности), своим властным притязаниям «сильные» использовали мифы о божественном характере власти и об «общественной воле», воплощенной в институтах власти. Величие власти поддерживалось, по Л. Дюги, за счет преобладания в коллективной памяти этих двух мифов, свойственных двум различным стадиям эволюции человеческого общества. В традиционных обществах персона правителя обожествлялась: он объявлялся либо потомком божества, либо самим божеством. В предсовременных и современных обществах использовался миф об «общественной воле», которая должна подчиняться «индивидуальной воле» самых «сильных».Однако процесс появления «правящих» и «управляемых» не раскрывает природы власти. Понимая это, Л. Дюги заметил, что невозможно объяснить, почему существует право публичной власти и чем оно оправдывается. Он полагал, что по вопросу о происхождении власти могут быть выдвинуты две равноправные и одинаково недоказуемые гипотезы: власть можно считать установленной либо Богом, либо людьми. Для установления власти необходимо, с одной стороны, наличие веры индивидов в реальное существование публичной власти, а с другой - наличие материальной возможности в данной группе для некоторых индивидов, называемых правящими, по своей воле применять силу.

Социологический подход к определению политики ориентирует на исследования власти в контексте социальных условий ее возникновения и функционирования с учетом доминирующих в обществе ценностей, традиций, предпочтений. Однако природа властного взаимодействия трактуется сторонниками данного подхода неоднозначно.

Структурно-функциональная концепция власти

В рамках структурно-функционального анализа, основателем которого считается Т. Парсонс, власть рассматривается как отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ими ролями (например, роль управляющих или управляемых). При этом предполагается, что социальная роль определяет стиль (тип, характер, содержание) ожидаемого от человека поведения, соответствующего занимаемому им положению в обществе (статусу).Подобная трактовка власти вытекает из общей теории действия. Т. Парсонс рассматривал общество как структурно расчлененную целостность (систему), в которой каждый элемент выполняет определенные функции для поддержания ее жизнеспособности. Интеграция различных элементов системы осуществляется с помощью социального действия. Поэтому концепцию Т. Парсонса часто называют теорией социального действия. Последнее включает в себя реакцию субъекта (человека, группы, организации) на совокупность сигналов, поступающих как от естественных объектов (биологическая природа человека, окружающая природная среда, климат и т.д.), так и от социальных, то есть от других людей, групп и т.д. Эти сигналы и значения, придаваемые предметам, побуждают субъекта вступать в отношения с другими субъектами. Направленность действий индивида или группы обусловливаются господствующими в обществе правилами, нормами и ценностями. Следуя функциональному принципу деятельности, власть, по Т. Парсонсу, осуществляет ряд жизнеобеспечивающих функций: предписывает субъектам выполнять обязанности, налагаемые на них целями общества, и мобилизует его ресурсы для достижения общих целей.

Конфликтологическая теория власти

С позиций теории социальной конфликтологии, которую развивали К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и их последователи, власть рассматривается как отношения господства и подчинения одного класса другим. Природа данного господства обусловлена экономическим неравенством, местом и ролью класса в экономической системе общества. Обладание собственностью обеспечивает экономически господствующему классу возможность подчинять своей воле экономически зависимые классы. Например, политическая власть буржуазии над пролетариатом обусловливается ее экономическим господством и возможностями государственного принуждения. Экономическое неравенство служит основой всех других форм социального неравенства, которое не исчерпывается только классовыми различиями. Оно более многообразно и включает в себя профессиональные, этнические, половозрастные, региональные и культурные различия. Поэтому власть оказывается везде, где есть неравенство. Согласно этой концепции власть следует отличать от господства.

Дуалистическая концепция власти

Так, французский политолог М. Дюверже выделил два элемента внутри власти: а) материальное принуждение; б) убеждение, вера со стороны подчиняющихся в то, что такое подчинение похвально, справедливо, законно. При отсутствии второго элемента это уже не власть, а господство. Господство - более узкое понятие, чем власть, и связано с применением силы, которое может выражаться в разных формах, таких, как физическое насилие, экономическое принуждение, давление со стороны организованного коллектива и т.д. Власть же может осуществляться и без прямого насилия, опираясь на силу авторитета (вероятность добровольного подчинения).

Отмечая наличие двух элементов власти, М. Дюверже подчеркивал, что источниками осуществления власти служат насилие и верования субъектов политического процесса, прежде всего их вера в необходимость власти вообще и вера в ее легитимность (законность, справедливость). Двойственность власти (не случайно М. Дюверже образно называет ее двуликим Янусом) выражается в том, что она, с одной стороны, является инструментом господства одних групп общества над другими, а с другой - выступает эффективным средством интеграции и обеспечения социальной солидарности всех членов общества для всеобщего блага.

Будучи социальной по своей сущности, власть проходит вместе с обществом сложный путь изменений, прежде всего изменения ее форм. В примитивных обществах власть была анонимной, «распыленной» среди членов рода, племени. Она проявлялась в совокупности верований и обычаев, которые жестко регламентировали индивиду-альное поведение. Однако, строго говоря, власть не имела политического характера. Усложнение социальных потребностей и появление новых видов деятельности для их удовлетворения заметно подняли интенсивность взаимодействий индивидов. Это потребовало концентрации некогда распыленной власти в руках вождей, групп, для эффективного реагирования на возникающие проблемы. Таким образом, анонимная форма власти уступила место индивидуализированной.Однако процесс нарастания социального неравенства обнаружил слабость индивидуализированной власти как средства разрешения глубоких социальных конфликтов. Поэтому началась институциализация власти, то есть она стала опираться в своей деятельности на специальные институты, осуществляющие такие функции, как выражение общих интересов, управление, обеспечение социального мира и порядка и др. В результате власть приобрела политический характер и выразилась в деятельности государства, партий и других организаций.