Африканская страна нубия. Нубия

В XIX веке границы Нубии определялись по-разному. По одной из интерпретаций к ней относилась вся область Нила к югу от Египта до Абиссинии и южнее, по другой - пространство между Асуаном и устьем Атбары, по третьей - область второго водопада , страна древних нобадов, или нубов («Уади Нуба»). Собственно Нубией называлась обычно область среднего течения Нила, до впадения Атбары и эфиопских предгорий, а более южная часть нильского бассейна (территория современного Судана, в XVIII веке - территория султаната Сеннар) называлась Верхней Нубией .

Название, возможно, происходит от древнеегипетского слова nub - золото . В древности на территории Нубии последовательно существовали различные культуры и государства, такие как царства Керма , Куш и другие. Столицей древних нубийских царств в то время в хронологическом порядке были города Керма , Напата и Мероэ . В VII-XIV веках здесь находилось несколько христианских государств нубийцев. Затем Нубия была исламизирована и частично заселена арабскими племенами. Нубия была источником рабов и природных богатств (золота и слоновой кости).

История Нубии прослеживается на 5 тысяч лет в связи с развитием лежавшей на севере египетской цивилизации. Древнеегипетская культура оказывала мощное воздействие на Нубию. Первые развитые сообщества обнаруживаются в Нубии во времена Египетской Первой династии (3100-2890 гг. до н. э.). Около 2500 г. до н. э. египтяне начали продвигаться на юг, и от них происходит большинство наших знаний о Нубии, северную часть которой египтяне называли Уауат, а южную - Куш . Самое сильное нубийское политическое образование на тот момент имело центр в Керме .

Египетская экспансия была временно остановлена упадком Среднего царства Египта и вторжением гиксосов , ставших союзниками нубийцев. После установления Нового царства к 1550 г. до н. э. египетская экспансия возобновилась, однако на этот раз она встретила организованное противодействие. Историки не уверены, оказали ли это противодействие отдельные города или одна объединённая империя. Также продолжаются споры, была ли государственность основана местными жителями или привнесена из Египта.

В результате египетского вторжения регион вновь стал владением Египта под контролем , чья армия поддерживала власть благодаря ряду крепостей, часть которых была возведена ещё при Среднем царстве (например, Бухен). Нубия, вплоть до четвёртого и пятого порога Нила, была включена в состав Египта при XVIII династии Нового царства и на пять веков подчинена наместникам фараона, носившим титул царский сын Куша . С распадом Нового царства в районе 1070 гг. до н.э. Куш стал самостоятельным государством со столицей в Напата .

Территория Верхней Нубии от Мероэ до третьего порога Нила была объединена под властью Алары в период около 780-755 годов до н. э. Алара считался основателем нубийской царской династии своими наследниками - XXV, кушитской династией Египта . Царство увеличивало сферу своего влияния, и во время правления Кашты, последователя Алары, доминировало в южном Египте, в области Элефантина и даже Фив. Кашта принудил Шепенупет I , единокровную сестру фараона Такелота III , служившую Божественной Женой Амона , признать его дочь Аменирдис I своей наследницей. После этого события Фивы попали под фактический контроль Напаты. Власть царства достигла наивысшей точки во время правления Пианхи , наследовавшего Каште, который завоевал весь Египет к 20-летнему возрасту, и положил начало XXV династии.

Куш снова стал отдельным от Египта государством, когда ассирийцы вторглись в Египет в 671 году до н. э. Последним кушитским царем, который попытался восстановить контроль над Египтом, был Тануатамон , который потерпел сокрушительное поражение от ассирийцев в 664 г. до н. э. После этого влияние царства в Египте пошло на убыль и прекратилось к 656 году до н. э. когда Псамметих I , основатель XXVI династии, объединил весь Египет под своей властью. В 591 году до н. э. египтяне под руководством Псамметиха II вторглись в Куш, возможно, из-за того, что правитель Куша Аспелта подготавливал вторжение в Египет, разграбили и сожгли Напату.

Из различных исторических источников следует, что последователи Аспелты перенесли столицу в Мероэ , далеко на юг от Напаты. Точное время переноса остается неясным, но многие историки считают, что это произошло в период правления Аспелты, в ответ на египетское вторжение в нижнюю Нубию. Другие историки считают, что перенос царства на юг был связан с добычей железа - вокруг Мероэ, в отличие от Напаты, располагались обширные леса, которые могли служить источником топлива для доменных печей. Кроме того, появление греческих торговцев в этом регионе значило для кушитов уменьшение зависимости от нильского торгового маршрута, теперь они могли торговать с греческими колониями на побережье Красного моря.

Альтернативная теория утверждает, что существовало два отдельных, но тесно связанных друг с другом государства, с центрами в Напате и Мероэ. Государство со столицей в Мероэ постепенно затмило своего северного соседа. К северу от Мероэ не найдено ничего похожего на царскую резиденцию, и, возможно, Напата была только религиозным центром. Однако, Напата определенно оставалась важным центром, цари короновались и погребались в ней даже в периоды, когда они жили в Мероэ.

Окончательный перенос столицы в Мероэ произошёл около 300 года до н. э., когда монархов стали хоронить там, а не в Напате. Существует теория, что этот перенос отражает освобождение монархов от власти жрецов Напаты. По сообщению Диодора Сицилийского , жрецы приказали мероитскому правителю по имени Эргамен совершить самоубийство, однако, он пренебрег традицией и, вместо этого, казнил жрецов.

В ранний период нубийцы использовали египетские иероглифы, но в мероитский период было разработано новое, до сих пор не полностью расшифрованное Мероитское письмо , применявшееся для записи мероитского языка . Страна торговала со своими соседями и продолжала строить монументы и гробницы.

В 23 году римский префект Египта, Гай Петроний , вторгся в Нубию в ответ на нубийское нападение на южный Египет. Он разграбил север страны, включая Напату, и вернулся в Египет.

К VII веку н. э. Нубия представляла собой небольшие разрозненные христианские царства (Алоа, Мукурра, Нобатия) и владения.

Около 960 года в восточной Нубии образовалось олигархическое государство во главе с верхушкой арабского племени рабиа. Другие арабские племена заселили Нижнюю Нубию, она была присоединена к Египту в 1174 году. В 1272 году правитель государства Донгола в союзе с крестоносцами напал на Египет, но потерпел поражение, и в 1275 году Донгола стала вассалом Египта.

После христианизации в VI веке церковь в Нубии, как и Эфиопская церковь , испытывала культурное и религиозное влияние Египта. Два северных царства региона - Нубия оказалась отрезанной от всех контактов с Византией и вообще со всем христианским миром. И тем не менее ей в течение долгих веков удавалось сдерживать исламское наступление и сохранять своё христианство и свою политическую независимость. Нубия оставалась христианским регионом до самого конца средневековья.

Нубийская церковь управлялась коптской Египетской церковью . Все епископы назначались напрямую каирским патриархом и были ответственны только перед ним. Церковь в Нубии не была организована как автокефальное или даже автономное национальное образование: она рассматривалась как часть Коптской церкви. В результате из-за этого каирского контроля Нубийская церковь не смогла развить в народе чувства этнической солидарности, которое, как правило, было решающим фактором для выживания автокефальных национальных церквей. Когда нубийское христианство столкнулось с переменами политической и социальной структуры, столь необходимое организационное единство не смогло воплотиться в жизнь. Другим важным фактором, способствовавшим медленному умиранию и в конечном итоге исчезновению христианства к югу от Асуана, было отсутствие у Нубийской Церкви возможности для поддержания постоянных контактов с христианским миром за своими границами.

Хотя нубийская церковь подчинялась Каиру, коптский язык не стал её главным богослужебным языком. Интересно, что нубийская евхаристия (слегка переделанная версия литургии св. Марка) до XII в. служилась на греческом . Но параллельно, начиная с IX века, начал употребляться старонубийский язык . Монашество , которое в Египетской церкви играло важную роль, в Нубии было весьма малоизвестным феноменом: археологические раскопки обнаружили лишь малую горстку монастырей во всей огромной стране. Это тоже было показателем определенной слабости Нубийской церкви.

Главным фактором в исламизации Нубии стал начавшийся в X в. процесс скупки плодородных земель на севере страны египетскими арабами, что в конце концов привело к фактической независимости этих земель от центральных властей. Постепенно арабские мусульманские поселения продвигались на юг. Население смешивалось путём браков; интересно, что в таких случаях, как правило, избиралась вера новопришельцев.

В 1323 году правитель Макурии, крупнейшего из нубийских царств, принял ислам. Постепенно население последовало за своим правителем. Алуа оставалась христианским государством до начала XVI века. Именно в этом веке вся Нубия перешла под контроль исламских правителей, и древнее царство стало неотъемлемой частью арабского и исламского мира.

Самая яркая черта Асуана – это Нил, который замедляется и тяжелеет, когда встречается с этим египетским городом. Большие круизные лайнеры упрямо швартуются у побережья, ежедневно выбрасывая на берега реки группы европейцев и американцев. Fellucas – традиционные, деревянные парусники – скользят воде, приводимые в движение легким дуновением ветра. Небольшой паром переправляет местных жителей с берега на острова Нила и обратно. В прошлом город повидал немало посетителей, каждый из которых привнес в него изменения и оставил свой неповторимый след. Древние египтяне и римляне оставили здесь разбросанные там и сям памятники; европейцы девятнадцатого века – гранд-отели, а нубийцы – свою прародину на берегах Нила, которая была затоплена, когда в 1971 году высокие стены Асуанской плотины преобразовали падение Нила в обширное озеро Насер. Последний посетитель Асуана – революция, пришедшая в 2011-м, и он также стремится оставить здесь свой отпечаток. Граффити с президентских выборов 2012 года расползлись по городской стене вдоль набережной, а образы новых политических лидеров улыбаются со столбов.

Туризм стал первой жертвой революции, и эти перемены не были радостными. Капитаны Felluca жмутся в портах, готовые наброситься на первого попавшегося иностранца. На рынке мужчины размахивают шарфами, пытаясь привлечь внимание небольших туристических групп, взывая к ним с умоляющим взглядом и (почти) карикатурным отчаянием: "Ты разбил мое сердце! Сегодня бесплатно, для тебя бесплатно, только возьми его!" Спустя два года после арабской весны, в разгар непрекращающихся беспорядков, экономические проблемы вызывают тревогу.

Хотя освещение событий в СМИ было, в основном, сосредоточено на Каире, Асуан сыграл свою роль в восстании. Здесь – в местах тесного проживания нубийской общины Египта – группы протестующих срывали плакаты Мубарака и скандировали на нубийском и арабском “конец диктатуре”. Тем не менее, в Асуане, революция имеет более широкое значение, также возрождая старые споры. Местные активисты и правозащитные группы оживляют исторические претензии относительно прав на землю вдоль Нила – нубийские родовые земли, которые были отобраны правительством без компенсации, когда на реке построили плотину для создания озера Насер. Наряду с надеждой на изменения в Каире, революция обещала возможность компенсации за когда-то нарушенные права.

До 1505 года нубийские царства простирались на 1000 километров вдоль реки Нил, охватывая Египет и Судан. Несмотря на пятьсот лет египетского влияния, нубийцы сопротивлялись его культурному доминированию. Сегодня их одежда, язык, внешний вид и этническая принадлежность весьма отличаются от тех, что распространены в других частях Египта, и во многом схожи с соседним Суданом. В послереволюционном Египте вопросы национальной и индивидуальной идентичности принимают угрожающие размеры.

“Mineyn? Откуда вы?” - спрашивают мужчины на асуанском рынке. Этот вопрос адресован нубийским египтянам на рынке, точно так же как и иностранцам. По мере того как египтяне пытаются справиться с трудностями, возникшими в ходе определения их нового государства и исторических корней, место нубийцев в этой картине Египта не совсем ясно.

Когда я спрашиваю асуанского друга Амра, кто он по национальности, он смеется, сбитый с толку этим вопросом. "Я – нубиец и египтянин", - отвечает он, как будто быть кем-то иным, чем и тем и другим одновременно – нелепо.

В Каире, однако, этот вопрос не так прост. Несмотря на разговоры о равенстве, из послереволюционной политической сцены Каира, по сути, исключены и отчуждены многие группы, включая нубийцев, коптов, бедуинов и женщин. Новая конституция определяет Египет как арабскую нацию в культурном отношении, создавая государственную обязанность защищать только арабскую самобытность Египта, пренебрегая непосредственными культурными и историческими связями с другими странами в бассейне Нила.

Манал Эль-Тиби – единственный нубийский представитель в комиссии по подготовке Конституции – отказался в ней участвовать, разочарованный процессом, в котором не учитывались другие мнения и доминировали определенные стороны. Нубийские просьбы не были включены в повестку: о праве возвращения на свои традиционные земли для развития исторической Нубии, а также для защиты разнообразия в Египте, где нубийские история и язык должны преподаваться в школах. На фоне борьбы за власть в Каире нубийские голоса сливаются с другими требованиями прав, но в Асуане, голос нубийцев невозможно игнорировать.

В Асуане очевидны древние связи Египта с Африкой к югу от Сахары. Александрия собирает ветра Европы; Синай слушает пустынные песни Аравии, Каир ловит бриз из стран Магриба. В Асуане Нил приносит Африку – осязаемую и энергичную – прямо в центр города. Африка ощутимо присутствует в Асуане. Нил преодолел большой путь, чтобы достичь этой точки, и он переносит сюда невидимую ношу из стран, где успел побывать. Он изливает Судан в озеро Насер, разбрызгивает Эфиопию по асуанской набережной; выпускает Уганду в почву.

В пяти минутах по реке от центра Асуана, молодая девушка Асма сидит на балконе своего небольшого дома песочной расцветки, рисуя хной жирные линии и рассказывая на прекрасном английском языке о громадных отелях, которые посягают на их земли. От довлеющего над домом отеля “Moevenpick”, который бесцеремонно взирает на деревню, его отделяет лишь небольшая стена. Остальная часть острова имеет ярко выраженный нубийский стиль. Дома маленькие и имеют яркую окраску, словно леденцы из старых времен. Дети свободно играют на улице, и небольшие стада коз порывисто и дико перебегают с места на место. Асма наливает чай из гибискуса, который выращен в Асуане и считается лучшим в Египте. Напиток – малиново-красный и горький, что заставляет ее слегка поморщиться. Она с энтузиазмом добавляет еще сахару из вазочки на столе, прежде чем вернуться к рисованию хной пышных цветов на руке туриста. "Нубийцы уважают женщин, – говорит она своему клиенту. – Я могу учиться. У меня есть диплом по английскому, и я подаю заявку на получение стипендии в Каире".

В центре города молодые люди также говорят о будущем, об образовании и энтузиазме.

– Теперь, после революции, люди думают более осознанно, – говорит восемнадцатилетний Омар на рынке. Он говорит с оптимизмом, который уже увял среди революционеров в Каире.

– У людей открылось сознание, – говорит он, полагая, что люди – это и есть изменения, и он уверен, что они еще не закончили свою эволюцию. Словно чтобы доказать это, тем же вечером группа юношей высыпает из небольшого автобуса, чтобы сыграть импровизированный концерт на улице. Гремят нубийские барабаны; взывают глубокие голоса; собирается улица. Они перекрывают дорогу, и с музыкой сливаются автомобильные гудки. Несмотря на сбой в движении, ребята поют до тех пор, пока не заканчивается песня и внезапно на набережную Нила снова не возвращается ночная тишина.

Этот город всегда возвращается к Нилу, который играет центральную роль в этом процессе, во всей стране. Его маршрут соединяет сельские общины с оживленными метрополиями. Помимо того, что это – источник жизни, он вызывает чувство принадлежности к этим местам, пробуждает ассоциации. А, кроме того, воды Нила тяжелеют здесь, в Асуане. Подталкивая лодки, пересекающие его воды, Нил настаивает, он направляет.

Между тем как эти течения провоцируют изменения, ночной Асуан цепляется за прошлое. Суета дня уходит; местные жители сидят на улице, наблюдая за окружающим миром, тоска удерживает их в немой неподвижности. Вечерние гуляки мечтательно плывут сквозь жаркий вечер ностальгии, дрейфуя между цветными огнями новых отелей и освещенными очертаниями Древнего Египта. Память здесь отягощена. В ней присутствуют не только небольшие агонии личных поражений, но и большее чувство потери, которое выходит за пределы каждого отдельного человека. Ностальгия по Египту, каким он когда-то был: по традициям и общинам, неоднократно и бесцеремонно стираемым властью, политикой и историей.

С набережной в Асуане можно наблюдать слои этих древних миров – древних дней египетского расцвета, европейских экспедиций, нубийских царств, стабильного дореволюционного Египта. Жирные абрисы острова Элефантина: свидетельство нубийских родовых земель. Большую катаракту отеля: колониальный рай из прошлых экспедиций и археологических открытий. Древнеегипетские руины храма в Филах, храмов Сатис, Гробниц знати с резьбой воинов в бою – внушительные каменные столбы с едва заметными следами цветной окраски или женщин, разливающих воду – с руками, стертыми эрозией. Очертания храмов врезаются в городской горизонт, заново утверждая славный век, который тоже уже сгинул.

Прошлых посетителей приводили в Асуан поиски. Древние египтяне строили уединенные храмы, чтобы поговорить со своими богами; европейцы стремились к истории, знаниям и самосохранению; нубийцы искали свой дом. От каждой из этих эпох там остались едва заметные следы старых революций – теперь здесь есть только проблески того, что они нашли. За каждым углом в Асуане скрываются различные эпохи прошлого, другие царства, завоеванные и замененные чем-то новым. В эту новую эпоху революции, Асуан устойчиво держится, зная, что изменения не приходят легко и даже после столетий адаптации, что-то из прошлого сохраняется.

Катриона Кнапман

Перевод Надежды Пустовойтовой специально для Альманаха "Искусство войны"

Для начала стоит немного рассказать о компании Xiaomi. Xiaomi - производитель смартфонов и прочих мобильных устройств. Собственных производственных линий компания не имеет, а занимается разработкой смартфонов, а также разрабатывает собственную прошивку на базе Android, которая называется MIUI. В числе фабрик-сборщиков есть Foxconn, производящая смартфоны и для Apple. Первый смартфон был выпущен в 2011 году, а уже по итогам 2015 года, Xiaomi заняла 4 место по мировым поставкам смартфонов, уступив лишь компаниям Samsung, Apple и Huawei (именно в таком порядке с первого по третье место).

Секрет успеха можно выделить в несколько основных факторов. Во-первых, ценовая политика. Смартфоны продавались без заработка для компании (заработок пришелся на приложения), а чтобы цена была максимально доступной, продажи велись лишь через интернет-магазин (сейчас по Китаю открываются многочисленные точки продаж). Во-вторых, в смартфонах использовалось мощное железо, качественные комплектующие и материалы, была хорошая сборка. В-третьих, многим пришлась по нраву прошивка MIUI, заменяющая «привычный Android», а также то, что смартфоны всегда обновляются до актуальной версии программного обеспечения.

Разумеется, такой успех молодой компании не мог остаться без внимания. Поэтому, даже крупные производители решили взяли на вооружение эту модель, для чего даже создавали дочерние бренды. Одной из таких компания стала ZTE, представив дочерний бренд Nubia. Сам суб-бренд был представлен в 2012 году, а уже в начале 2013 года вышел первый смартфон: Nubia Z5. Это был смартфон класса high-end. Уже по тем временам он имел впечатляющие характеристики: 5-дюймовый экран с высоким разрешением FullHD, мощный процессор Qualcomm Snapdragon S4 Pro с 4 ядрами 1500 МГц, 2 ГБ ОЗУ и 32 ГБ встроенной памяти. В конкуренты ставили даже действующий флагман Samsung Galaxy S4, стоящий на порядок дороже. По модели ведения бизнеса компанией Xiaomi, продвижение бренда велось аналогично. Смартфон имеет качественный материалы и приятный дизайн, так что его тепло приняли «обзорщики» и обычный покупатель. При своих спецификациях он имел демократичный ценник, а продажи велись исключительно через интернет.

Смартфоны Nubia имеют фирменную прошивку Nubia UI. Конечно, до прошивки MIUI ей далеко, скорее это фирменный интерфейс и некоторые надстройки над ОС Android. Да и обновления происходят редко, что не может не расстраивать. Данную прошивку получают и некоторые смартфоны ZTE.

Не смотря на то, что компания ZTE заявила о выходе на российский рынок своего суб-бренда Nubia, модельный ряд в России ограничен несколькими аппаратами. В середине 2013 года в России официально вышел Nubia Z5. Еще был доступен Nubia Z5S mini, уже ставший устаревшей моделью 2013 года. Компания имеет официальные российские представительства в социальных сетях, но при этом российский сайт не работает. Найти информацию о имеющихся смартфонах и предстоящих новинках можно на сайте-сообществе .

Сейчас стоит лишь надеяться, что компания в ближайшее время развернёт активную деятельность в России. Увы, кризис этому не способствует. А ведь в актуальном модельном ряде есть действительно уникальные и интересные смартфоны, например, действующий флагман Nubia Z9, практически лишенный боковых рамок и имеющий скругленный экран по бокам (подробнее о нем на сайте по ссылке выше). Довольно интересным обещает быть флагман 2016 года, выход которого ожидается в ближайшее время.


Комментарии и отзывы

Завершается 2019 год, но и как несколькими годами ранее, наше сожаление, связанное с ограниченным времене...

Ubisoft работает над "Watch Dogs" и "Far... Французской компании Ubisoft не привыкать к телевидению и фильмам. ...

Aero 17 HDR XA был представлен еще в июне, но появился на рынке только недавно. Ноутбук имеет нескольк...

Nikon недавно представила новую модель Nikon Z 50. ...

История Нубии запечатлела появление первых царств на юге Сахары примерно за 3000 лет до начала нашей эры, завоевание этих земель египтянами в период XVIII династии и образование самостоятельных царств Куш и Мероэ в 750 году до н. э. Нубийское царство раскинулось южнее Древнего Египта. Народ этой страны к XIII веку до н. э. имел за своими плечами богатейшую историю. Так сложилось, что весь мир знает о Древнем Египте, а вот про Нубию слышали немногие. А это неоправданно. Нубийские цари стояли во главе высокоразвитого общества, имели сильную армию и управляли страной с помощью мудрых законов. Эта держава казалась незыблемой и в перспективе вполне могла забрать «пальму первенства» из рук слабеющего Древнего Египта. Сейчас это территория Судана и южного Египта.

Жизнь кипела на восточных берегах Средиземного моря. Процветали торговцы, ремесленники, большим уважением пользовались учёные люди, обладавшие уникальными познаниями в медицине, астрономии, архитектуре, языкознании. На высоком уровне находилась письменность. Почиталось жречество, прославлявшее многочисленных богов. Не были обделены вниманием и мужественные воины, готовые в случае опасности встать на защиту своих сограждан.

Всё изменилось во второй половине XIII века до н. э. Как будто вечная ночь упала на цветущие земли. Богатые города превратились в развалины, исчезла письменность, опустели тучные луга со скотом, жители равнин поменяли местожительство. Они стали строить селения на неприступных скалах, выращивать урожай и пасти скот на горных плато, надёжно укрытых от постороннего глаза.

Причина же столь глобальных изменений была в том, что на богатых и сытых землях появились народы моря. Кто они такие, откуда пришли – историки и в наши дни не могут дать чёткий и ясный ответ на этот вопрос. Но вернемся от конца к началу.

Нубийское царство возникло около 5000 лет назад в районе дельты реки Нил. Страна была очень богатой, здесь находились главные в регионе прииски золота, черного дерева, ладана. Ввиду чего Нубия пережила множество набегов из Египта, Рима и территории современной Турции.

Эта страна носила также название Кушитское царство. Вынужденным постоянно находиться в состоянии обороны нубийцам все же удалось сохранить элементы уникальной древнейшей цивилизации, памятники которой можно увидеть и в наши дни. Это пирамиды кушитов , число которых составляет около 290, и превышает количественно гробниц фараонов Древнего Египта, которых было построено около 90.

Пирамидальный комплекс Нури в Древней Верхней Нубии строился почти 400 лет, с 690 по 308 годы до нашей эры

Верхняя и Нижняя Нубия

Согласно последним научным исследованиям государство Нубия занимало территорию в долине реки Нил и делилось на два района. Нижняя Нубия простиралась от города Асуан Древнего Египта в южном направлении до современной границы с Суданом.

Северная часть страны Нубии называлась Вават. Территория Верхней Нубии распространялась на юг до города Хартум, столицы современного Судана. Для защиты торговых караванов здесь был построен форт Бухен в виде средневековой крепости (1878-1843 года до нашей эры). Эта крепость находилась недалеко от Абу - Симбел, храма Рамсеса Великого.
Восточная границы древнего государства выходила к Красному морю, западная – к Ливийской пустыне. Южное Нубийское царство называлось египтянами, эфиопами и древними греками «Куш «.

Что это была за страна

Когда-то из песков пустыни поднимались сложные архитектурные строения. И сейчас, в основном усилиями энтузиастов, найдены:

  • грандиозные царские гробницы, увенчанных сотнями букраний (украшения из бычьих черепов);
  • многочисленные похоронные камеры,
  • предметы искусства и утварь, найденные в захоронениях некрополя, позволили восполнить отсутствие письменных свидетельств, чтобы воссоздать культурную топографию царства.

Нубия (от «нубу» - «золото») была хорошо известна египтянам. Уже в 3000 году до н. э. Джер, третий фараон из I династии, совершил поход на юг - к легендарным золотым копям и за слоновой костью. Но только спустя полторы тысячи лет Тутмосу I из XVIII династии удалось покорить и занять Керму - его титулы были выбиты на здешних скалах, в Томбосе, на второй год его правления.

Наследники Тутмоса I пошли еще дальше - пересекли пустыни и достигли бассейна реки Донголы. Они взяли в заложники кушских царевичей и увезли в Фивы. Принцы получили образование при дворе фараонов, после чего их отправили на родину в качестве египетских эмиссаров. Так началась колонизация, которая постепенно положила конец самобытной культуре Кермы.

Страна и ее обитатели приспособились к египетскому образу жизни. Храмы, святилища и укрепленные города выросли по всей долине нильских порогов до Джебель-Баркаля, легендарного святилища бога Амона. Великие имена тутмосидов - от Аменхотепа III до Эхнатона - свидетельствуют о значительности этого периода.

Несмотря на очевидное влияние египетской культуры, это была совершенно самостоятельная цивилизация - нубийская.

Использованы материалы сайтов:

  • http://www.factruz.ru/civilizations/people_sea.htm
  • http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/548/
  • http://drevniy-egipet.ru/drevniy-egipet-i-nubiyskoe-zarstvo/

Судан большой. Очень большой. До момента отделения Южного Судана он самым большим государством Африки был. От северного конца до южного было как от Питера до Сочи. Сейчас стал третьим. Стал от Москвы до Крыма.

Нубия - это северная часть Судана и самый юг Египта. Примерно от Хартума до Асуана. И почти все время истории Нубия была с Египтом общим государством. Единство и борьба противоположностей была у них. Египтяне белые, нубийцы черные, хоть, правда, вовсе и не негры.

В древности Нубия была известна как страна Куш. И многие суданцы даже говорят, что египетская цивилизация была на самом деле не египетская, а нубийская. Так иль нет, не знаю, но, по крайней мере, они в ней точно участвовали. И фараоны египетские некоторые были, действительно, нубийского происхождения. И пирамиды у них есть в суданской Нубии, в Мерое, где была древняя нубийская столица. Не такие огромные, как в Египте, но зато там и туристов почти нет.

У нубийцев язык свой, не арабский вовсе, но сейчас на нем все меньше и меньше говорят. Нубийцы раньше и христианами были, до арабов. В Нубии христианские царства просуществовали до XVI века. В хартумском музее весь первый этаж занят ихними фараоновскими древностями, а второй - древними иконами. И алфавит у них был почти как у нас, тоже на основе греческого. Очень похож на древнеславянский.

В Судане и сейчас христиан много, но это, говорят, в основном потомки пришедших из Египта в более поздние времена. А еще есть южно-суданские христиане, и это совсем другая история. И вот они-то как раз негры. И теперь они отдельная страна.

А в Йоханнесбурге, на другом конце Африки, когда моей знакомой Мосибуди сделали красивую прическу - наплели косичек - ее подруги увидели и говорят: “Во ты какая стала, ну прям нубийская принцесса!” Выходит, Нубия, по всей Африке знаменита и считается, что она - круто.

Ну а теперь и вы знаете про Нубию, вот я вам рассказал маленько, чего сам знаю.

На фото вверху - Нубийцы на верблюдах. Тут туристов мало, но есть. Они их катают за деньги, как в Египте.



Горы. Похожи на большие разрушенные пирамиды




Пирамиды в Мерое, общий вид.




Отреставрированная пирамида.



Еще пирамида.




Древний нубийский манускрипт (из Википедии).




На пруду.




Типа дикие арбузы. Разломил один - внутри оказался белый и горький.


На остальных фото - разные нубийские древности, которых видели по дороге между Мерое и Хартумом. Которая как называется - не знаю. Интересно, однако, что встречаются не только древнеегипетские постройки, но и вполне античные. Выходит, эллинистический период у них тоже был.